Ленинец. 1959 г. (г. Липецк)
ОБ ИНТЕРЕС АХ И ПОЛУ МЕ Р АХ Прошло уже более двух месяцев со дня опуалшшва- нкя в номере 69 газеты «Ле- ■юнец» открытого письма уча щихся Липецкого ТУ-1 «Пусть наше училище станет цехом!», адресованного руко водителям, профкому и ко митету комсомола Новоли пецкого металлургического за вода. Срок вполне достаточ ный, чтобы претворить в жизнь ценные предложения, высказанные молодежью, на чать не новому строить взаи моотношения между заводом и училищем. Как же отклик нулись руководители предпри ятия на письмо учащихся, что сделано за это время? В своем письме учащиеся просили оказать помощь в оснащении своих мастерских менам оборудованием. Пред лагали укрепить связь учи лища с производством, выра жали пожелание, чтобы им, во время прохождения прак тики в цехах завода были созданы такие же условия, как и кадровым рабочим, чтобы они чувствовали себя равноправ ными членами настоящего рабочего коллектива. На что ответили на эти ■росьбы и пожелания дирек тор завода т. Сергеев и пред седатель завкома т. Хромых: «Сделать училище цехом не вредставляется возможным, так как училище находится в подчинении не завода, а го сударственного комитета Со вета Министров СССР по профессионально - техническо му образованию». Не разве в письме в бук вальном смысле слова шла речь о том, чтобы училище превратить в настоящий цех за. веда? Ведь смысл письма был совсем в другом — произво дить обучение в тесной связи с производством, максимально приблизить обучение к заводу, к работе цехов .. Учащиеся справедливо от мечал», что * между комсо мольскими организациями за вода и училища нет настоя щей дружеской свайки. Не проводятся совместно собра ния я вечера дружбы, культ походы я спортивные состя зания. Казалось бы, опубликован ное в газете письмо должно было послужить комитету ВЛКСМ завода поводом для серьезного, принципиального разговора. Но этого не слу чилось. На заседании комите та вопросы, затронутые уча щимися, до сих пор не об суждались. В комитете ниче го 'ие сделали, чтобы помочь учащимся в организации про изводственной практики, не подумали о том, чтобы взять над училищем свое комсо мольское, рабочее шефство. Было бы неверным утверж дать, что руководители завода и завкома профсоюза ничего не сделали по открытому письму учащихся технического училища. В начале июля это письмо обсуждалось на засе дании заводского комитета профсоюзной организации. На. мечено несколько хороших, деловых мерой р и я т и й по улучшению учебно - воспита тельной работы с учащимися, по усилению связи производ ства с училищем. Кое-что уже проводится в жизнь. Так, в частности, ор ганизована за счет завода производственная прак т и к а Комсомолец Валентин Малявин любит свое дело. Он недавно овладел про фессией каменщика и те перь работает в строи тельно-монтажном управ лении города Ельца. Юно ша считается одним из лучших специалистов, про- отдельных групп учащихся на передовых металлургических предприятиях страны. Улуч шилось отношение руководи телей цеха горячей црокатки к практикантам - вальцовщикам!. Сейчас им предоставляются рабочие места, выдается спец одежда... Но это «кое-что» — капля в море, и оно погоды не де лает. Училище по-прежнему не получает настоящей помо щи от завода в подготовке кадров. Как было, так и осталось в мастерских училища: несовер шенное оборудование старых образцов. На нем невозможно овладевать передовыми мето дами труда. Сейчас по заявкам завода в училище начали готовить группы новых профессий: тер мистов, травильщиков, валь цовщиков и машинистов газо защитных уст а и о в о к для строящегося цеха холодной прокатки. Но помощи в осна щении учебных кабинетов и мастерских соответствую щим оборудованием ра ботники завода не оказали. Вот и получается: новый цех не готов, свои мастерские нужного оборудования не имеют и со сложнейшими ме ханизмами — автоматами и полуавтоматами — учащиеся знакомятся только по книгам. Во многих цехах, где про ходят практику учащиеся ТУ-1, оплачиваемы® рабочие места по-прежнему не предо ставляются, а это не позво ляет училищу решить вопрос самоокупаемости, который, как известно, был поставлен на XXI съезде КПСС. Плохо организована произ водственная практика на за воде. В группе крановщиков, к примеру, учащиеся обслу живают один мостовой кран по четыре—пять человек. Ча ще всего им приходится толь ко наблюдать, вместо того, чтобы больше управлять кра ном самостоятельно. Конечно, такая «практика» дает очень мало пользы. Мало того, учащимся не выделяют нужный инструмент, и они вы нуждены пользоваться старым, некачественным. До сих пор на от дельных участках не оплачивается труд уча щихся. Так, на днях на чальник фасоннолитейного це ха тсв. Какунин нао-рез от казался заплатить практикан там группы крановщиков за выполненную ими работу. Не наведен должный поря док и в деле трудоустройства выпускников училища. Из ше стидесяти машинистов мосто вых кранов, подготовленных училищем по заявке завода, никому не находится места на этом заводе. И сейчас прихо дится нм искать работу на других предприятиях. Не выполняют свои по хвальные решения работники завкома профсоюза о выделе нии средств училищу на при обретение костюмов и инвен таря для коллектива худо жественной самодеятельности и спортивных команд, хотя учащиеся не раз поддержива ли честь Новолипецкого ме таллургического завода. Не давно работники заводского Дома культуры отказались даже напрокат выделить ко стюмы для коллектива худо жественной самодеятельности училища, который должен был выступать на смотре. А ведь учащиеся ТУ-1 являются членами профсоюз ной организации завода. В соответствии с новым За коном о школе должна зна чительно укрепиться связь технических училищ с базо выми предприятиями и на ос нове этого должен решиться вопрос о самоокупаемости обучения. Но какую помощь училищу оказали работники завода, чтобы практически решить эту важнейшую задачу? Надо прямо сказать — небольшую. Многие хорошие решения так и остались невыполненными. А это не в интересах завода, не в интересах подготовки высококвалифиццр о в а и и ы х кадров, которые готовит учи лище для предприятия. В Р Е М Я И Д Е Т — В Н И М А Н И Е Ш К О Л А М I . Особое внимание уделяется сейчас школам рабочей молодежи. В г о р о -^ де Ельце две школы (2-я и 3-я) переведены в лучшие здания. Для нпх отпущены дополнительные средства на приобретение учебного оборудова- $ ння. капитальный ремонт здания и замену печного отопления водяным. ^ Но из-за недобросовестного отношения к. своим обязанностям некоторых ^ руководителей предприятий — шефов и комсомольских организаций, не- $ распорядительности исполкома горсовета срываются многие добрые ме-^ роприятия, » Так, в этом году возникла острая необходимость в капитальном ре- 2 монте здания школы № 12, в полной замене оконных переплетов. Шеф ♦ | школы—СМУ-8 (директор т. Каминский) обязался выполнить работу из $ ^материала заказчика. Прошло лето, скоро зазвенит звонок на первый * |урок , а новых оконных рам все нет и нет, 2 ♦ В средней школе рабочей молодежи № 1 в прошлом году было 17 X | классов. При двухсменных занятиях двум из них пришлось ютиться в не- ^ ♦приспособленных помещениях: одному—на сцене актового зала, другому $ | —в кладовой, тогда как приличная часть здания была занята под квар- ^ ^ тиры. Живут две семьи в школе и по сей день. В настоящий момент % задерживается из-за этого монтаж отопления, а в будущем ожидаются { I еще большие осложнения, так как с 1 сентября в школе будет уже не 17, ♦ } а 20 классов. Неужели нельзя предоставить квартиры двум семьям, осво-» ♦бодив тем самым место для классов? % X Школа рабочей молодежи № 3 раньше находилась на окраине горо да, вдали от рабочего района. По просьбе молодых рабочих и общест-» венных организаций ее перевели теперь в здание 2-й средней школы. Но ♦ школа № 2, переходящая в этом году на одиннадцатилетний учеб- 2 ный план, оказалась перегружена. Срочно было выделено дополнительное. здание, принадлежащее крупозаводу. Переоборудовать его невозможно: в * нем живут люди, ♦ | Несомненно, школьные помещения надо освободить. Имеется специаль- 2 2ное распоряжение облисполкома о предоставлении квартир семьям, про-1 |живающим в школьных помещениях. Но исполком Елецкого горсовета» X выполнять его не тсшопится. А ведь до занятий остались считанные дни. ♦ | И . ДАНИЛОВ, учитель школы рабочей молодежи, ♦ ^ ♦♦ г. Елец, * н а штом а тикЪ От автомат ич еск их у стро й ств к ко мп лекс ной автоматизации изводствеяное задание о;н ежедневно выполняет на 150—200 процентов. . На снимке: В. Малявин. Фото А. Боева. Любое автоматическое устройство, как бы ни малы были на первый взгляд достигнутые бла годаря его внедрению экономия труда, повыше ние производительно сти, будучи помножено на гигантские масштабы нашей страны, могут дать поразительный эф фект^ Появление таких авто матических устройств — первый этап автоматиза ции.; Следующим этапом яв ляется появление стан ков-автоматов и полуав томатов. Внедрение таких стан ков обычно вызывает резкий рост производи тельности труда на авто матизированных участ ках производства. Уста релыми, малопроизводи тельными кажутся не автоматизированные еще операции и процессы. После автоматизации основных о п е р а ц и й становятся узким местом производства, поражают своей устарелостью и медлительностью многие вспомогательные опера ции — транспортировка заготовок от автомата к автомату, упаковка гото вой продукции и т. д. И если их не автоматизи ровать, они будут тормо зить весь ход дела. Автоматизация, охва тывающая не только ос новные производствен ные операции, а и вепо- могательные, называется комплексной. Это выс шая, наиболее целесооб разная форма автомати зации. Комплексная автома тизация — это автомати ческие поточные линии, автоматические цехи и заводы. Комплексная автома тизация позволяет резко уменьшить количество рабочих, занятых на дан ном производстве, высво бодив их для другого труда, в 2—3 раза, а то и в 10—20 раз повысить производительность тру да, обходиться значи тельно меньшими про-< изводственными площа. дями. В нашей стране уже немало работает автома тических линий цехов и заводов-автоматов, У нас в стране есть полностью автоматизи рованные гидроэлектро станции в Средней Азии и насосные станции на канале имени Москвы, тяговые электростанции Метрополитена и завод- автомат автомобильных поршней, автоматический з а в о д искусственного шелка и хлебозавод-ав томат, Некоторые из этих предприятий рабо тают совсем без людей, с запертыми на замок и опломбированными цеха ми, некоторые имеют ми нимум рабочих, занятых наблюдением, наладкой и профилактическим ре монтом станков и машин* Однако к автоматиза ции производственных процессов отнюдь нельзя подходить «автомати чески», Не следует пытаться комплексно автоматы-* зировать то или другое производство, не поду мав о целесообразности изменения всего техно логического процесса, В ряде случаев одновре менно с комплексной автоматизацией наибо лее рациональным яв ляется переход на но вый технологический процесс. Попытки же осуществить комплекс ную механизацию или автоматизацию, не меняя технологической схемы, редко приводят к удаче. Вот пример, До по следнего времени на на ших металлургических заводах сталь, получен ную в мартеновских пе чах, разливали в из ложницы—большие ме таллические формы. Ко гда сталь остывала, из и?ложниц извлекали слитки весом в 7—12 тонн, обрезали нижние и верхние их части, затем слитки нагревали в пе чах и прокатывали на блюминге, Только посла этого металл поступал на прокатный стан для изготовления профиль ного проката. Конечно, можно меха низировать и автомати зировать и такой про цесс разливки и прокатки металла. Установки такого рода, сложные и дорогие, не даю щие б о л ь ш о й экономии челове ческого труда, су ществуют. Однако оказалось значительно( выгоднее пересмотреть в весь технологмче с к и й процесс разливки и за менить его более эко номичным, прогрессив-, ным. Суть его состоит в следующем. Расплавленный металл выливают не в излож ницы, а в так называе мый кристаллизатор,' представляющий собой тонкостенную т р у б у , " внутреннее сечение ко торой равно сечению' будущего слитка. Стен ки кристаллизатора ох лаждаются водой, и по этому расплавленный , металл, соприкоснувшись с ними, быстро засты вает, Пройдя кристал лизатор, он попадает в 1 валки, которые и тянут его дальше. Таким об разом, из кристаллиза тора выходит непрерыв ный стальной слиток, от которого по мере необ ходимости отрезаюг ку сок за куском. Эти куски еще не остывшего ме талла можно сразу на-< правлять для прокатки. Процесс получился более простой, непре-, рывный, очень эконо мичный. Установка для непрерывного литья ста ли занимает меньше * места, чем огромное хо зяйство изложниц, тре бует меньше рабочей1 силы, Этот прогрессив ный технологический процесс широко внед ряется на наших метал лургических заводах. М. ВАСИЛЬЕВ, инженер. 5|?еАввАеэАевАееА8вАе^\е^АееАееА®еАввА^>
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz