Ленинец. 1959 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1959 г. (г. Липецк)

ОБ ИНТЕРЕС АХ И ПОЛУ МЕ Р АХ Прошло уже более двух месяцев со дня опуалшшва- нкя в номере 69 газеты «Ле- ■юнец» открытого письма уча­ щихся Липецкого ТУ-1 «Пусть наше училище станет цехом!», адресованного руко­ водителям, профкому и ко­ митету комсомола Новоли­ пецкого металлургического за ­ вода. Срок вполне достаточ­ ный, чтобы претворить в жизнь ценные предложения, высказанные молодежью, на­ чать не новому строить взаи­ моотношения между заводом и училищем. Как же отклик­ нулись руководители предпри­ ятия на письмо учащихся, что сделано за это время? В своем письме учащиеся просили оказать помощь в оснащении своих мастерских менам оборудованием. Пред­ лагали укрепить связь учи­ лища с производством, выра­ жали пожелание, чтобы им, во время прохождения прак­ тики в цехах завода были созданы такие же условия, как и кадровым рабочим, чтобы они чувствовали себя равноправ­ ными членами настоящего рабочего коллектива. На что ответили на эти ■росьбы и пожелания дирек­ тор завода т. Сергеев и пред­ седатель завкома т. Хромых: «Сделать училище цехом не вредставляется возможным, так как училище находится в подчинении не завода, а го­ сударственного комитета Со­ вета Министров СССР по профессионально - техническо­ му образованию». Не разве в письме в бук­ вальном смысле слова шла речь о том, чтобы училище превратить в настоящий цех за. веда? Ведь смысл письма был совсем в другом — произво­ дить обучение в тесной связи с производством, максимально приблизить обучение к заводу, к работе цехов .. Учащиеся справедливо от­ мечал», что * между комсо­ мольскими организациями за ­ вода и училища нет настоя­ щей дружеской свайки. Не проводятся совместно собра­ ния я вечера дружбы, культ­ походы я спортивные состя­ зания. Казалось бы, опубликован­ ное в газете письмо должно было послужить комитету ВЛКСМ завода поводом для серьезного, принципиального разговора. Но этого не слу­ чилось. На заседании комите­ та вопросы, затронутые уча­ щимися, до сих пор не об­ суждались. В комитете ниче­ го 'ие сделали, чтобы помочь учащимся в организации про­ изводственной практики, не подумали о том, чтобы взять над училищем свое комсо­ мольское, рабочее шефство. Было бы неверным утверж­ дать, что руководители завода и завкома профсоюза ничего не сделали по открытому письму учащихся технического училища. В начале июля это письмо обсуждалось на засе­ дании заводского комитета профсоюзной организации. На. мечено несколько хороших, деловых мерой р и я т и й по улучшению учебно - воспита­ тельной работы с учащимися, по усилению связи производ­ ства с училищем. Кое-что уже проводится в жизнь. Так, в частности, ор­ ганизована за счет завода производственная прак т и к а Комсомолец Валентин Малявин любит свое дело. Он недавно овладел про­ фессией каменщика и те­ перь работает в строи­ тельно-монтажном управ­ лении города Ельца. Юно­ ша считается одним из лучших специалистов, про- отдельных групп учащихся на передовых металлургических предприятиях страны. Улуч­ шилось отношение руководи­ телей цеха горячей црокатки к практикантам - вальцовщикам!. Сейчас им предоставляются рабочие места, выдается спец­ одежда... Но это «кое-что» — капля в море, и оно погоды не де­ лает. Училище по-прежнему не получает настоящей помо­ щи от завода в подготовке кадров. Как было, так и осталось в мастерских училища: несовер­ шенное оборудование старых образцов. На нем невозможно овладевать передовыми мето­ дами труда. Сейчас по заявкам завода в училище начали готовить группы новых профессий: тер­ мистов, травильщиков, валь­ цовщиков и машинистов газо­ защитных уст а и о в о к для строящегося цеха холодной прокатки. Но помощи в осна­ щении учебных кабинетов и мастерских соответствую­ щим оборудованием ра ­ ботники завода не оказали. Вот и получается: новый цех не готов, свои мастерские нужного оборудования не имеют и со сложнейшими ме­ ханизмами — автоматами и полуавтоматами — учащиеся знакомятся только по книгам. Во многих цехах, где про­ ходят практику учащиеся ТУ-1, оплачиваемы® рабочие места по-прежнему не предо­ ставляются, а это не позво­ ляет училищу решить вопрос самоокупаемости, который, как известно, был поставлен на XXI съезде КПСС. Плохо организована произ­ водственная практика на за ­ воде. В группе крановщиков, к примеру, учащиеся обслу­ живают один мостовой кран по четыре—пять человек. Ча­ ще всего им приходится толь­ ко наблюдать, вместо того, чтобы больше управлять кра­ ном самостоятельно. Конечно, такая «практика» дает очень мало пользы. Мало того, учащимся не выделяют нужный инструмент, и они вы­ нуждены пользоваться старым, некачественным. До сих пор на от­ дельных участках не оплачивается труд уча­ щихся. Так, на днях на­ чальник фасоннолитейного це­ ха тсв. Какунин нао-рез от­ казался заплатить практикан­ там группы крановщиков за выполненную ими работу. Не наведен должный поря­ док и в деле трудоустройства выпускников училища. Из ше­ стидесяти машинистов мосто­ вых кранов, подготовленных училищем по заявке завода, никому не находится места на этом заводе. И сейчас прихо­ дится нм искать работу на других предприятиях. Не выполняют свои по­ хвальные решения работники завкома профсоюза о выделе­ нии средств училищу на при­ обретение костюмов и инвен­ таря для коллектива худо­ жественной самодеятельности и спортивных команд, хотя учащиеся не раз поддержива­ ли честь Новолипецкого ме­ таллургического завода. Не­ давно работники заводского Дома культуры отказались даже напрокат выделить ко­ стюмы для коллектива худо­ жественной самодеятельности училища, который должен был выступать на смотре. А ведь учащиеся ТУ-1 являются членами профсоюз­ ной организации завода. В соответствии с новым За ­ коном о школе должна зна­ чительно укрепиться связь технических училищ с базо­ выми предприятиями и на ос­ нове этого должен решиться вопрос о самоокупаемости обучения. Но какую помощь училищу оказали работники завода, чтобы практически решить эту важнейшую задачу? Надо прямо сказать — небольшую. Многие хорошие решения так и остались невыполненными. А это не в интересах завода, не в интересах подготовки высококвалифиццр о в а и и ы х кадров, которые готовит учи­ лище для предприятия. В Р Е М Я И Д Е Т — В Н И М А Н И Е Ш К О Л А М I . Особое внимание уделяется сейчас школам рабочей молодежи. В г о р о -^ де Ельце две школы (2-я и 3-я) переведены в лучшие здания. Для нпх отпущены дополнительные средства на приобретение учебного оборудова- $ ння. капитальный ремонт здания и замену печного отопления водяным. ^ Но из-за недобросовестного отношения к. своим обязанностям некоторых ^ руководителей предприятий — шефов и комсомольских организаций, не- $ распорядительности исполкома горсовета срываются многие добрые ме-^ роприятия, » Так, в этом году возникла острая необходимость в капитальном ре- 2 монте здания школы № 12, в полной замене оконных переплетов. Шеф ♦ | школы—СМУ-8 (директор т. Каминский) обязался выполнить работу из $ ^материала заказчика. Прошло лето, скоро зазвенит звонок на первый * |урок , а новых оконных рам все нет и нет, 2 ♦ В средней школе рабочей молодежи № 1 в прошлом году было 17 X | классов. При двухсменных занятиях двум из них пришлось ютиться в не- ^ ♦приспособленных помещениях: одному—на сцене актового зала, другому $ | —в кладовой, тогда как приличная часть здания была занята под квар- ^ ^ тиры. Живут две семьи в школе и по сей день. В настоящий момент % задерживается из-за этого монтаж отопления, а в будущем ожидаются { I еще большие осложнения, так как с 1 сентября в школе будет уже не 17, ♦ } а 20 классов. Неужели нельзя предоставить квартиры двум семьям, осво-» ♦бодив тем самым место для классов? % X Школа рабочей молодежи № 3 раньше находилась на окраине горо­ да, вдали от рабочего района. По просьбе молодых рабочих и общест-» венных организаций ее перевели теперь в здание 2-й средней школы. Но ♦ школа № 2, переходящая в этом году на одиннадцатилетний учеб- 2 ный план, оказалась перегружена. Срочно было выделено дополнительное. здание, принадлежащее крупозаводу. Переоборудовать его невозможно: в * нем живут люди, ♦ | Несомненно, школьные помещения надо освободить. Имеется специаль- 2 2ное распоряжение облисполкома о предоставлении квартир семьям, про-1 |живающим в школьных помещениях. Но исполком Елецкого горсовета» X выполнять его не тсшопится. А ведь до занятий остались считанные дни. ♦ | И . ДАНИЛОВ, учитель школы рабочей молодежи, ♦ ^ ♦♦ г. Елец, * н а штом а тикЪ От автомат ич еск их у стро й ств к ко мп лекс ной автоматизации изводствеяное задание о;н ежедневно выполняет на 150—200 процентов. . На снимке: В. Малявин. Фото А. Боева. Любое автоматическое устройство, как бы ни малы были на первый взгляд достигнутые бла­ годаря его внедрению экономия труда, повыше­ ние производительно­ сти, будучи помножено на гигантские масштабы нашей страны, могут дать поразительный эф­ фект^ Появление таких авто­ матических устройств — первый этап автоматиза­ ции.; Следующим этапом яв­ ляется появление стан­ ков-автоматов и полуав­ томатов. Внедрение таких стан­ ков обычно вызывает резкий рост производи­ тельности труда на авто­ матизированных участ­ ках производства. Уста­ релыми, малопроизводи­ тельными кажутся не автоматизированные еще операции и процессы. После автоматизации основных о п е р а ц и й становятся узким местом производства, поражают своей устарелостью и медлительностью многие вспомогательные опера­ ции — транспортировка заготовок от автомата к автомату, упаковка гото­ вой продукции и т. д. И если их не автоматизи­ ровать, они будут тормо­ зить весь ход дела. Автоматизация, охва­ тывающая не только ос­ новные производствен­ ные операции, а и вепо- могательные, называется комплексной. Это выс­ шая, наиболее целесооб­ разная форма автомати­ зации. Комплексная автома­ тизация — это автомати­ ческие поточные линии, автоматические цехи и заводы. Комплексная автома­ тизация позволяет резко уменьшить количество рабочих, занятых на дан­ ном производстве, высво­ бодив их для другого труда, в 2—3 раза, а то и в 10—20 раз повысить производительность тру­ да, обходиться значи­ тельно меньшими про-< изводственными площа. дями. В нашей стране уже немало работает автома­ тических линий цехов и заводов-автоматов, У нас в стране есть полностью автоматизи­ рованные гидроэлектро­ станции в Средней Азии и насосные станции на канале имени Москвы, тяговые электростанции Метрополитена и завод- автомат автомобильных поршней, автоматический з а в о д искусственного шелка и хлебозавод-ав­ томат, Некоторые из этих предприятий рабо­ тают совсем без людей, с запертыми на замок и опломбированными цеха­ ми, некоторые имеют ми­ нимум рабочих, занятых наблюдением, наладкой и профилактическим ре­ монтом станков и машин* Однако к автоматиза­ ции производственных процессов отнюдь нельзя подходить «автомати­ чески», Не следует пытаться комплексно автоматы-* зировать то или другое производство, не поду­ мав о целесообразности изменения всего техно­ логического процесса, В ряде случаев одновре­ менно с комплексной автоматизацией наибо­ лее рациональным яв­ ляется переход на но­ вый технологический процесс. Попытки же осуществить комплекс­ ную механизацию или автоматизацию, не меняя технологической схемы, редко приводят к удаче. Вот пример, До по­ следнего времени на на ­ ших металлургических заводах сталь, получен­ ную в мартеновских пе­ чах, разливали в из­ ложницы—большие ме­ таллические формы. Ко­ гда сталь остывала, из и?ложниц извлекали слитки весом в 7—12 тонн, обрезали нижние и верхние их части, затем слитки нагревали в пе­ чах и прокатывали на блюминге, Только посла этого металл поступал на прокатный стан для изготовления профиль­ ного проката. Конечно, можно меха­ низировать и автомати­ зировать и такой про­ цесс разливки и прокатки металла. Установки такого рода, сложные и дорогие, не даю­ щие б о л ь ш о й экономии челове­ ческого труда, су­ ществуют. Однако оказалось значительно( выгоднее пересмотреть в весь технологмче с к и й процесс разливки и за ­ менить его более эко­ номичным, прогрессив-, ным. Суть его состоит в следующем. Расплавленный металл выливают не в излож­ ницы, а в так называе­ мый кристаллизатор,' представляющий собой тонкостенную т р у б у , " внутреннее сечение ко­ торой равно сечению' будущего слитка. Стен­ ки кристаллизатора ох­ лаждаются водой, и по­ этому расплавленный , металл, соприкоснувшись с ними, быстро засты­ вает, Пройдя кристал­ лизатор, он попадает в 1 валки, которые и тянут его дальше. Таким об­ разом, из кристаллиза­ тора выходит непрерыв­ ный стальной слиток, от которого по мере необ­ ходимости отрезаюг ку­ сок за куском. Эти куски еще не остывшего ме­ талла можно сразу на-< правлять для прокатки. Процесс получился более простой, непре-, рывный, очень эконо­ мичный. Установка для непрерывного литья ста­ ли занимает меньше * места, чем огромное хо­ зяйство изложниц, тре­ бует меньше рабочей1 силы, Этот прогрессив­ ный технологический процесс широко внед­ ряется на наших метал­ лургических заводах. М. ВАСИЛЬЕВ, инженер. 5|?еАввАеэАевАееА8вАе^\е^АееАееА®еАввА^>

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz