Ленинец. 1959 г. (г. Липецк)
Н а ш и з е м л я к и СМО Т РИ Т Е на экрана х клубов 1 и кинотеатров сблазти л ноэый ^ художественный / фильм , ^ | ^ Р ' 1 | |яЩ А к Авторы с ц е н а р и я : / жж ЩШ||вЙв|Я А. И;.айовский, Р. Тихо- Ч миров. 9 'Й 'О ' ^ Щ Режиссер-иостановтик % \ — Роман Тихомиров. » '■ Производство Ч Т / ж а И К к и н о с т у д и и «Ленфильм», Л 4 1958 г. ^ ЩЖ*ь. _.<Д ИЯ Липецкая \ областная контора 1 | | 1 §|? ^ $Н: ~|“|Щ И ^ И ь кинопроката.% чайте ское, свою Ма р к о Вовчок В этом году исполняется 125 лет со дня рождения та лантливой русской и укра инской писательницы, сме лого борца против крепост- ио 1 го права и его остатков— Марко Вовчок. За пятьдесят лет своей писательской дея тельности Марко Вовчок со здала много талантливых рассказов, сказок, повестей, очерков и романов, в кото рых правдиво,, глубоко и вы сокохудожественно отобра зила жизнь русского и укра инского народов во второй половине XIX века, * * * Мария Александровна Ви- Вовчок из украинского и из (1875). Главная цель этих русского народного быта романов — борьба против свидетельствовал об общдо- либералов и их реакцион-| сти освободительной борь- ной идеологии, разоблаче ны двух братских народов, ние духовенства и религии,! Украинские буржуазные утверждение новой револю- ] националисты укоряли пи- ционно - демократической! сателъницу за ее обраще- идеологии, иие к русскому языку и ^ последующие годы из- русскон тематике. В ответ 33 . неблагоприятных усло-| на это Т. Г. Шевченко гово- вив Марко Вовчок мало за- рил: «Да пусть пишет хоть нималась литературной дея-П по-самоедски, лишь бы в тельностью. Из года в год.,I писаниях ее была правда!» Сама же Мария Александ ровна объясняла, что пишет она на украинском и на русском языках потому, что «неволя—рабство, с ко- ленская (псевдоним Марко торым нужно бороться в Вовчок) — родилась 22 де- России, везде одинаково» кабря 1834 года в деревне Екатерининской Елецко г о уезда Орловской губернии в семье мелкого помещика А. А. Виленского. Когда девочке исполни лось 11 лет, ее отвезли в Харьков в частный пансион, но закончить образование не удалось: отчим Дмит риев успел прокутить име ние матери Марии Алек сандровны, и ей пришлось переехать к тете в Орел. Здесь она встретилась с ук раинским этнографом А. В. Марковичем, высланным в Ррел за участие в тайной друзей у нее становилось! все меньше и меньше. Либерально - народяиче-| ские писатели относились к произведениям М а р к о | Вовчок недружелюбно и ! даже враждебно. В 80-х го дах в защиту творчества! правдивых, глубоко Марко Вовчок выступил | волнующих рассказах Мар- Н. Г. Чернышевский, ко Вовчок будто сам народ считал Марко Вовчсщ одним заговорил о своем бесправ- из сильных талантов в ном положении, о том, что литературе послегогол е в-1 он не в силах дальше тер- ского периода, петь деспотизм Заботливое отношен и е|| Автора т а л а н т л и в ы х Н< Г. Чернышевского, его| антикрепостнических р а с- _______ ____ _ _ высокие отзывы о творчест-|) сказо1в приветствовали все ве Марко Вовчок приобод- революциомно - демократа- рилн писательницу, и она| ческие силы, в том числе энергично взялась за рабо- Н. Г. Чернышевский, Н. А. ТУ по подготовке полного!! ■■ Пнса- собрания своих сочинений,!! Автомобили первого года с е м и л е т к и В первом году семи летки коллектив Мо сковского автомобиль ного завода имени Ли хачева приступил к вы пуску семиместного лег кового автомобиля выс шего класса «ЗШТ-Ш». Эта машина имеет эко номичный вось м и ц и- линдровый двигатель с двухрядным расположе нием цилиндров. Мощ ность двигателя — две сти двадцать лошади ных сил. Легковой авто мобиль «ЗИЛ-111» будет представлен на предсто ящей выставке в Нью-Йорке. НА СНИМКЕ . в экспериментальном цехе Московского автомобильного завода имени Лихачева. Испытание легкового автомобиля «ЗИЛ-ПЬ на стенде с бего выми барабанами. Испытание ведут механики Виктор Рябченков (справа) и Николаи Николаев. Новый грузовой автомобиль Урал-375 создан и на Уральском автозаводе. Зто трехосная машина со всеми ведущими колесами. Она сможет перево зить до семи тонн груза по самым плохим дорогам. Автомобиль имеет мощный бензиновый двигатель (180 лошадиных сил при 3.200 оборотах в минуту). Дав ление в шинах может быть изменено во время движения автомобиля при по мощи специального устройства. Тяжелым автомобилем Урал-375 будет легко управлять — в рулевом управ лении имеется мощный гидравлический усилитель. „ В настоящее время опытные образцы новой машины проходят испытания. Добролюбов, Д. И. рев, Н. А. Некрасов, М. Е. Салтыков - Щедрин, Т. Г. Шевченко и другие. В 1859 г. Марко Вовчок НА СНИМКЕ (внизу): автомобиль Урал-375. (Фотохроника ТАСС). революционной органи з а- приехала в Петербург, где ции. В 1851 году молодые прожила около четырех ме- люди поженились и уехали сяцев. Революционно-демо- на Украину, и занялись со биранием народных песен. Переезжая из села в се ло, собирая и записывая на родные сказки, думы, по словицы, легенды и песни, Мария Александровна глу боко изучила народный быт к постепенно накопила бо гатый материал для буду щих повестей и романов. Мария Александровна об ладала удивительно тонким слухом, с ее голоса положе но на музыку 200 песен. Первый сборник расска зов писательницы вышел в 1857 г. на украинском язы ке. Сборник назывался «На роди! оповрдання», т. е. «Народные расска з ы». В него входило 11 рассказов: «Сестра», «Козачка», «Чу мак», «Одарка», «Сон», «Горлина» и др. В то же время Марко Вовчок напи сала рассказы на русском языке — «Игрушечка», «Ка терина», «Купеческая доч ка», «Надежда», «Маша» и др. Таким образом, с са- которое вышло в Саратове в 90-х годах, после смерти|| Н. Г. Чернышевского. В период революции 1905Ц года писательница глубоко сочувствовала освобод и- тельной борьбе трудящихся. 10 августа (28 июля) 1907 года писательницы не стало. ' саду на хуторе 'Долинском, близ го-| рода Нальчика, где она | проживала в послед и и е|| годы. А. МАРТЫНОВ, заведующий кафедрой истории Липецкого пединститута. С телеграфий ленты мого начала своей литера- „ т у рн о й деятельности Марко Х ч е с т в е н н ь * Вовчок выступила как ук раинская и русская писа тельница. Почти одновре менный выход в свет на родных рассказов Марко е — ) Карета прошлого Есть выражение: «В ка рете прошлого далеко не уедешь». Однако жители от города Вроцлава до Крако ва и Варшавы не согласят ся с буквальным смыслом этой пословицы. В октябре 1958 года уп ряжка лошадей бодро про везла старинную скрипящую колесами и разукрашенную гербами карету от деревни к деревне, от города к городу. Пассажирами кареты были одетые в старомодные на кидки и цилиндры люди, ко торые продавали марки, конверты, открытки, прини мали письма. Как же родилась такая идея — возвратиться от бы строходных почтовых само летов и автомашин к тихо ходной карете? Дело в том, что в октябре 1958 года от мечалось 400-летие польской почты. В честь этой даты й , было предпринято необы- У чайное путешествие. ?' а критические писатели ока зали на нее благотворное _„ влияние. В это время Мар- ко Вовчок написала пове сти «Институтка» и «Лени вица». В апреле 1859 года Мар ко Вовчок уехала за грани цу на лечение и прожила вдали от родины 8 лет. Од,- - нако она поддержива л а связь с русскими и украин скими журналами, продол жала писать и печататься. За границей Марко Вовчок познакомилась с выдающи мися русскими учеными, на ходившимися тогда в за граничных научных коман дировках — Д. И. Менделе евым, И. М. Сеч е н о в ым , А. В. Станкевичем, профес сором истории С. В. Ешев- схим, с ленившимся в Неа поле Н. А. Добролюбовым и др. За границей писатель ница изучила немецкий, английский, итальянский и чешский языки. По возвра щении на родину в 1867 г. Марко Вовчок десеть лет прожила в Петербурге, со- журн а л е записки», в котором опубликовала свои романы: «Живая душа» (1868), «Зал иски п[тичетни- ка» (1869), «В глу ш и» Механические учебники В обыкновенной сту денческой ауднто р и и идут занятия. Только их проводит не преподава тель, а машина. Это очень «умная» машина с человеческим голосом и с «памятью». Она не сколько раз повторит трудное место, внима тельно выслушает ответ и обязательно заметит ошибку. В это же время другая машина в один миг проверит целую го ру тетрадей, исписанных самым мелким и нераз борчивым почерком. Пока обучающая ма шина существует только в мыслях изобретателей. И ни одна студенческая работа еще не проверена автоматическим контро лером. Но современная кибернетика позволяет создать такие установки в самом близком буду щем. Без нее уже не обой тись при изучении ино странных языков. Как быстрее овладеть разго ворной речью? Предпо ложим, вы в чужой стране, и у вас нет пе реводчика. Что вам ос тается делать? Сначала вы пользуетесь мимикой и самой фантастической жестикуляцией. А потом понемногу начинаете го ворить. Значит, важна языко вая среда. Но для ее не обязательно ехать так далеко. Вклю- магкитофон и слу шайте чистейшее англий- немецкое или фран цузское произношение. И речь тоже можно В первый мо- *• мент вы разочаруетесь. Это же чужой голос! Техника при изучении иностранных языков де лает свои первые, но уверенные шаги. Об этом нам говорит опыт Московского пединсти тута имени В. И. Лени на. У каждого студента в аудитории института имеется динамический микрофон и головной телефон. По телефону передается нужный текст. А в это время пре подаватель может зани маться с кем-нибудь од ним. В любой момент, не сходя с места, можно связаться с лаборатори ей звукокинотехники и сделать заказ. Недавно в институте оборудован зал для прослушивания. Два ча са самостоятельной ра боты в кабине равня ются четырнадцати ча сам коллективной рабо ты в аудитории! Т. ТРОФИМОВА. $ Иностранный юмор — Ненчо, хорошо было бы иметь большие уши, как у зайца. Тогда можно было бы все слышать. — Нет, не хочу. Подумай только, сколько времени надо будет их отмывать! * ^ * Вернувшись из школы, Стефан похвастался: — Папа, я сегодня оказался единственным, кто смог правильно ответить на вопрос учителя. — Что же это был за вопрос? — Кто сломал дверную ручку! * * * Драгаи пришел домой с разбитым коленом. — Упал? — спросила мать. >— Да, — ответил Драгаи. — Плакал? — Нет. Поблизости никого не было. I ’ : ! ! л е н гы I х X □ БУДАПЕШТ. (ТАСС). X Из Будапешта поездом ♦дружбы в Советский Со- ♦юз выехало свыше 300 ак- ♦тивистов общества венгеро- 1 советской дружбы. Среди 1 них — представители раз-} «личных профсоюзов стра- % ны. Венгерские гости про-} » ведут в Советском Союзе} |о д н у неделю и посетят за} уэто время Москву и Киев,} ♦где ознакомятся с жизнью} 1 и трудом советских людей,} ;а также примут участие в{ : мероприятиях, проводимых! !обществом советско-венгер-Х свой дружбы в связи с* X исполняющейся 4 апреля} 14-й годовщиной освобож-* дения Венгрии. ♦ □ ПРАГА. (ТАСС). В Г .столицу Словакии город} Братиславу прибыл первый] •в этом году поезд дружбы} ' и мира с советскими ту - 1 ристами. После Братисла-} ; вы советские туристы по- Iсетят Брно, Прагу и Кар-] ; ловы-Вары. □ МЕХИКО. (ТАСС) 1 По сообщениям мексикан-Х ской печати,забастовка > X железнодорожников Мекси - 1 ! к и почти полностью Ябдав-5 ! лена. В тюрьмах страны} ♦находятся все руководите-} ♦ли профсоюза железнодо-} } рожмиков во главе с ге - 1 } керальным с е к р е т а р е м } } профсоюза Деметрио Валь-* « ехо. По данным газеты « лНонедалее», общее число 2 заключенных железно до -} рожников достигает 2 . 0 0 0 . В стране сохраняется на- [пряженное положение. Вой- ; ска патрулируют улицы го родов, многие воинские ча- ; сти приведены в боевую !готовность. Власти разго няют митинги железнодо рожников и арестовывают их наиболее активных уча- !стников. Как заявил управ- ; ляющий железными дорога ми Мексики Мендес, рабо- ■ чие, участвовавшие в за- } бастовке и уволенные ад- ♦министрацией, не будут ♦восстановлены на работе. } Число таких рабочих, по {данным печати, составляет } более 5.000. >♦♦4 Зам. И. редактора БОБКОВ. АДРЕС РЕДАКЦИИ: Липецк, Коммунальная пл., 30. ТЕЛЕФОНЫ, редактора—33—53, ответственного секретаря —34—13, отдела пропаганды — 36—43, отделов комсомольской жизни, школ, писем —35—38, бухгалтерии —34—46. АЭ 20680 Липецк, типография областного управления культуры. Зак. № 1976
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz