Ленинец. 1958 г. (г. Липецк)
N Н авст речу 40-летию Советской Армии Ш Ш 1 ИХ ИМЕНА Недавно мне приш лось побывать на Орлов щине. Я пришел сюда по знакомым мне тропин кам. Среди кустарников сосняка и дуба отыскал братскую могилу своих боевых товарищей. На вершине холма, разворо ченного бомбовыми уда рами вражеской авиа ции и снарядами круп нокалиберной артилле рии гитлеровцев, среди молодых елочек высится красный шестигранный обелиск. На неширокой доске надпись: «Здесь покоятся гвард е й ц ы, оборонявшие Корсунь- скую гору летом 1942 года. Вечная слава храбрым и непобедимым героям!». Ниже — знакомые мне имена земляков - одно полчан: «М. Митрофа нов, А. Багров, И. Ж у ков, С. Гимодинов, С. Гавриков, Н. Корот ких, А. Зюзин, Г. Ки сел ьский». ...Лето 1942 года. Фа шисты неистовствуют в бессильной злобе. Им не удалось добиться успеха на всем участке, кото рый обороняло одно из гвардейских подразде лений. И тогда гитлеров цы перенесли всю силу своего удара на левый фланг подразделения, где находилась неболь шая группа храбрецов. Вот перед окопами по явились первые враже ские цепи. Медленно они подползли к высоте и стали окружать ее. Гвардейцы з а н я л и круговую оборону, гит леровцы приблизились на 150 метров Ливень свин ца брызнул навстречу фашистам. Др у ж н ы й огонь расстроил враже ские ряды. Первая их цель уничтожена. Но за ней двигалась вторая, третья. Обнагле в ш и е фашисты шли уже во весь рост. Гвардейцы у с и л и л и огонь. Вот, старательно прицеливаясь, стреляет сержант к о м с о м о л е ц Богданов. Рядом его друг ефрейтор комсо молец Жуков также со средоточенно бьет по впагу. У пулеметов на калились стволы. Конча лись боеприпасы. Неко торые бойцы получили ранения. Но бой не ути хал. Советские воины стояли насмерть. И гит леровцы не выдержали, откатились. Чтобы подавить сопро тивление защитников ру бежа, Фашисты бросили танки. Мужественные со ветские воины не дрог нули и на этот раз. Ни кто из них не смалодуш ничал, не попятился на зад. Поединок с танками был жестоким. Вот над окопами встал, грозно и сурово глядя вперед, крепко зажав в левой руке противотанковую гранату, старшина ком сомолец Кисе л ь с к и й. Голова его была обмота на бинтом, сквозь кото рый просачивалась кровь. Слегка пошатываясь, он пошел на танк врага... Грянул взрыв. Граната порвала гусеницу. — Молодец, Гриша! Молодец, родной!—крик нул комсорг подразделе ния Митрофанов, и сам приготовился бросить гра нату. Но вражеская пуля смертельно ранила его. Одди вражеский танк, прорвавшись сквозь заве су огня, пополз вдоль окопов, завертелся над одним из имх, стараясь раздавить, смешать с зем лей гвардейца комсо мольца Сизова. Но, когда машина двинулась даль ше, Сизов, которого уже считали мертвым, встал из полуразрушен н о г о окопа, и вслед танку по летели смертонос н ы е гранаты. Несколько часов длил ся этот неравный бой. Горсточка храб р е ц о в своей железной стойко стью преградила путь врагу. Бойцы Н-ской гвардейской ордена Л е нина Краснознаменной части отстояли важный рубеж. В этом бою смертью храбрых пали гвардей цы, наши земляки, вос питанники Елецкой ком сомольской организации М. Митрофанов, А. Б аг ров, И. Жуков, С. Гав- рикоа. Запомни их имена, то варищ. В. СТЕБАКОВ, гвардии капитан запаса. г. Елец. И 8 5 - я в т и м с о д н я р о ж д е н и я М. М. Пр ишв и н Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку 8а то, что ои проник в ее тайную жизнь н воспел ее красоту, то, преж де всего, эта благодарность выпала бы на долю писате ля Михаила Михайловича Пришвина. Жизнь Пришвина—дока зательство того, что человек должен всегда стремиться жить по призванию, «по ве лению своего сердца». В таком образе жизни заклю чается величайший здравый смысл, потому что человек, живущий по своему сердцу н в полном согласии со своим внутренним ми ром, — всегда созида тель, обогатитель и ху дожник. Пришвин происходил из старинного русского города Ельца. Из этих же мест вышел и Б у нин, точно так же, как И Пришвин, умевший воспринимать природу щ в органической связи с 11» человеческими думами ||1 и настроениями. Чем эта объяснить? Очевидно,—тем, что при рода восточной части Орловщины, природа вокруг Ельца — очень русская, очень про стая и по существу не богатая. И вот в этой ее простоте и даж е не которой суровости и лежит разгадка писательской зор кости Пришвина. На про стоте яснее выступают все прекрасные качества земли, острее делается человече ский взгляд. Пришвин—один из свое- Исполнилось 85 лет со дня рождения замеча тельного русского писателя, нашего земляка Ми хаила Михайловича Пришвина. Творчество М. М. Пришвина близко миллионам читателей и, преж де всего,—молодежи. Знакомясь с изумительны ми по мастерству описаниями величия и красоты русской природы, юные читатели учатся не толь ко любить, но знать и беречь нашу природу. Особенно близко творчество М. М. Пришвина нам, его землякам. Оно помогает глубже оце нить богатство родного края, его скупую на крас ки, но Щедрую на дары природу. Творчество М. М. Пришвина помогает ещ е сильнее полюбить людей—творцов своего счастья на родной земле. (Начало см. в №№ 15,16) ! — Теперь я могу занять ся швейным делом? — под нимаясь спросила Клава, когда обыск подошел к концу. — Боюсь, что нет, — на смешливо сказал перевод чик. — Придется вас кое- куда отвезти. Ж андармы вывели Кла ву на улицу, втолкнули в грязно-зеленый «виллис» и сели рядом. Машина, рыгнув синим вонючим дымом, рванулась • со двора. » В тюрьме Клаву посади ли в одиночную камеру. Уз кое зарешеченное окно со скошенным каменным по- дверь, и в камеру вошла кривоглазая, одутловатая женщина с крупным, дятли- ным носом. Она поставила на столик оловянную миску с какой-то угемной бурдой и буркнула: — Ешь, девка!.. Клава вскочила с кой ки — голос ей показался знакомым. — Марфуша!.. доконником, жесткая кой ка, крохотный столик, на мертво привинченный к сте- Ч_^г не, глазок — отверстие в тяжелой железной двери, вонючая параша в углу — все именно так, как Клава читала об одиночных каме рах в книжках. ' Не хватало, пожалуй, только бородатого тюрем щика со свирепым лицом. Но вскоре появился и тюремщик, вернее тюрем ная надзирательница. Открылась т я ж е л а я — Ну, и Марфуша, — неприязненно ответила над зирательница. — Чего вы лупилась? Ешь знай... Го лодовку что ли объявила? Ни к чему это... Клава не сводила с над зирательницы глаз. Да, это была Марфуша Пахоркина, вдова с окраинной улицы Острова, в прошлом спеку лянтка, гуляка и запивоха. Когда Клава была пио нервожатой в школе, она не раз заходила к Пахор- киным, чтобы выяснить, как живет ее дочка Даша. Марфуша била дочь, за ставляла ее торговать на базаре, и Д аша не раз со слезами жаловалась Клаве, что лучше она сбежит на край света, чем будет тер петь такую мать. Старани ями родительского комите та и райкома комсомола Дашу удалось устроить в детский дом. — Тетя Марфуша, как ж е это вы? — в смятении заговорила Клава. — На такой работе?.. И у кого? — Ладно, ты меня не ре- зонь!—помрачнела Пахор кина. — Попала — значит, попала... Ты лучше скажи, как сама сюда угодила? — Откуда мне знать... пришли и забрали. — Эх, Клаха, Клаха! — покачала головой Пахорки- па. — Значит, опростоволо силась где-то... на след на вела. — Сижу вот, И на допрос не вызывают. — А ты не спеши... Все го тебе перепадет, всего достанется. Не в доброе ты место лопала, девка. Клава украдкой глянула на надзирательницу — пе ред ней стояла усталая, чем-то сломленная женщи на, никак не похожая на прежнюю разгульную, «бе шенную Марфушку» с ба зара. Сердце у Клавы сжалось: — Тетя Марфа, а где ва ша дочка теперь? Пахоркина вздрогн у л а, словно коснулись ее неза жившей раны, и, помолчав, с трудом выдавила: — Перед войной она мне письмо прислала. В летное училище определилась... на штурмана. Т ак мы с ней и не замирились тогда... не успелп. Она вдруг шмыгнула но сом и сердито прикрик нула: — Д а чего ты, как пла стырь, липнешь! Где да как? Не положено мне с тобой разговаривать. С силой рванув дверь, Пахоркина поспешно выш ла из камеры. Оставшись одна, Клава подняла голову к окну. Был уже вечер, в узком проеме окна проглядывало темное небо, и на нем мер цала одинокая холодная звезда. Она легла на койку и попыталась представить се бе, как ее завтра вызовут на допрос, какие зададут вопросы, что она будет от вечать. Забывшись, Клава не помнит, сколько времени она продремала, как при глушенный звук взрыва за ставил ее вскочить с койки. Клава бросилась к окну. И как только она могла забыть! Ведь сейчас, на верное, девять часов, и ее друзья выдают гитлеров ским офицерам «бесплат ное приложение». А. МУСАТОВ. (Продолжение следует) образнейших писателей. Он ни на кого не похож—ни у нас, ни в мировой литерату ре. Может быть, поэтому существует мнение, что у Пришвина нет учителей и предшественников. Учитель у Пришвина есть. Тот един ственный учитель, которому обязана своей силой, глуби ной и задушевностью рус ская литература. Этот учи тель—русский народ. .Народность Пришвина — цельная, резко выраженная и ничем не замутненная. В его взгляде на землю, на людей и на все земное есть почти детская ясность зрения. Большой поэт почти всегда видит его действи тельно в первый раз. Иначе Огромные пласты жизни бы- йи бы наглухо закрыты от него состоянием взрослого человека—много знающего И ко всему привыкшего. Мы глубоко благодарны Пришвину. Благодарны за радость каждого нового дня, что синеет рассветом и за* ставляет молодо биться сердце. Мы верим Михаилу Михайловичу и. вместе с ним внаем, что впереди еще много встреч и дум, и ве ликолепного труда, и то яс ных, то туманных дней, ко гда слетает в затишлизые воды желтый ивовый лист, пахнущий горечью и холод ком. Мы знаем, что солнеч ный луч обязательно прор вется сквозь туман, и этот лист сказочно загорятся под ним легким чистым золо том, как загораются для нас рассказы Пришвина—такие же легкие, простые и пре красные, как этот лист. В своем писательском де ле Пришвин был победите лем. Невольно вспоминают ся его слова: «...Если даже дикие болота одни были сви детелями твоей победы, то и они процветут необычайной красотой.—и весна останет ся в тебе навсегда». Да, весна пришзинской прозы останется навсегда в сердцах наших людей и в жизни нашей советской лн- тердгуры. К. ПАУСТОВСКИЙ. В Москве, на Цветном бульваре, заканчивается строительство здания первого в столице панорам ного кинотеатра «Мир». Панорамное кино отличается от обычного или широкоэкранного тем, что зрители как бы ста новятся участниками происходящих на экране событий. В зрительном зале, вмещающем 1360 человек, монтируется огромный вогнутый экран шириною в тридцать метров и высотою в двенадцать. По ле экрана создается из узких белых пластмассо вых пластинок, натянутых вертикально. Стены и потолок зрительного зала отделываются специ альными звукопоглощающими материалами. НА СНИМКЕ: общий вид здания панооамного кинотеатра «Мир». (Фотохроника ТАСС).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz