Ленинец. 1958 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1958 г. (г. Липецк)

в т о р а я с е с с и я В е р х о в н о г о Со в е т а СССР З А К О Н Об укреплении связи развитии системы школы с жизнью и о дальнейшем народного образования в СССР (Окончание. Начало на 1—2-й стр.) В зависимости от отрасли народного хозяйства, для которой готовятся спе­ циалисты, а также условий труда на предприятиях, стройках и в других ор­ ганизациях общие сроки обучения и продолжительность отдельных перио­ дов обучения с отрывом и без отрыва от производства могут быть различными. Статья 23. Установить, что обучение в средних специальных учебных заве­ дениях должно обеспечить учащимся наряду с общеобразовательными зна­ ниями в объеме средней школы полу­ чение необходимой теоретической и практической подготовки по специаль­ ности, а в технических и сельскохозяй­ ственных средних специальных учебных заведениях — также получение учащи­ мися квалификации с присвоением раз- ' ряда по одной из рабочих профессий. Статья 24. Признать целесообразным организацию при индустриальных тех­ никумах цехов и мастерских, выпускаю­ щих промышленную продукцию силами учащихся, а при сельскохозяйственных техникумах — крупных хозяйств, в ко­ торых все основные работы должны выполняться с а м и м и у ч а щ и м и с я . Статья 25. Дальнейшее развитие сети средних специальных учебных заведе­ ний осуществлять в направлении при­ ближения их к производству с учетом потребности в кадрах экономических районов, широко практикуя коопериро­ вание совнархозов, министерств и ве­ домств в подготовке специалистов со средним образованием. Расширение и улучшение заочного и вечернего образования, как основной формы подготовки специалистов со средним специальным образованием, проводить путем укрепления заочных и вечерних техникумов, а также орга­ низации заочных и вечерних отделений при стационарных учебных заведениях, имеющих квалифицированные кадры преподавателей и соответствующую учебно-материальную базу. На вечернее и заочное обучение при­ нимать преимущественно лиц, работаю­ щих по профессиям, родственным изб­ ранной специальности. Статья 26. Положение о средних спе­ циальных учебных заведениях утверж­ дается Советом Министров СССР. Р а з д е л IV О в ы с ше й шк о л е Статья 27. Задачи коммунистического строительства требуют приближения высшей школы к жизни, к производству, повышения теоретического уровня под­ готовки специалистов в соответствии с новейшими достижениями науки и тех- ^чники. Дальнейшее развитие и совершенство­ вание системы высшего образования в нашей стране должно обеспечить луч­ шую практическую и теоретическую под" готовку специалистов, значительное уси­ ление коммунистического воспитания молодежи, активное участие всех препо­ давателей в воспитании студенчества. Главными задачами высшей школы являются: подготовка высококвалиф ицирован- ных специалистов, воспитанных на ос­ нове марксистско-ленинского учения, ов­ ладевших новейшими достижениями отечественной и зарубежной науки и техники, хорошо знающих практику де­ ла, способных не только полностью ис­ пользовать современную технику, но и создавать технику будущего; выполнение научно-исследовательских работ, способствующих решению задач коммунистического строительства; подготовка научно-педагогических кадров; повышение квалификации специали­ стов, занятых в различных отраслях на­ родного хозяйства, культуры и просве- » _ щения; - , распространение научных и политиче- "'ских знаний среди трудящихся. Статья 28. Подготовку специалистов в высших учебных заведениях прово­ дить на базе полного среднего образо­ вания на основе соединения обучения с общественно полезным трудом. Конкрет­ ные формы соединения обучения с прак­ тикой, с трудом должны определяться в зависимости от профиля вуза, от со­ става студентов, а также от националь­ ных и местных особенностей. В высшие учебные заведения прини­ мать на основе характеристик, выдавае­ мых партийными, профсоюзными, комсо­ мольскими и другими общественными организациями, руководителями про­ мышленных предприятий и правлениями колхозов с тем, чтобы путем конкурс­ ного отбора зачислять в вузы наиболее достойных, проявивших себя на произ­ водстве, подготовленных и способных Людей. При зачислении в высшие учеб­ ные заведения предоставлять преимуще­ ства лицам, имеющим стаж практиче­ ской работы. ^ Статья 29. Признать необходимым всемерное улучшение и расширение ве­ чернего и заочного образования путем ~ укрепления заочных и вечерних вузов, развитие сети вечернего и заочного об­ разования на базе стационарных вузов, организации вечерней и заочной подго­ товки специалистов непосредственно при ^ крупных промышленных и сельскохозяй- ственных предприятиях. Статья 30. При подготовке инженеров сочетание обучения с трудом должно быть организовано таким образом, что­ бы производственный труд студентов способствовал лучшему овладению их будущей специальностью и давал сту­ дентам возможность последовательна изучить технологический процесс произ­ водства. В большинстве технических ву­ зов наиболее целесообразно сочетание обучения с работой на производстве по системе вечернего или заочного образо­ вания на первых двух курсах. Для ряда специальностей, где сту­ денты вначале изучают цикл сложных теоретических дисциплин, а также про­ ходят большую лабораторную практику, целесообразно первые 2—3 года прово­ дить обучение с отрывом от производ­ ства. После этого для студентов следует предусмотреть практическую работу в течение года на штатных должностях непосредственно на производстве, в ла­ бораториях и конструкторских бюро. Совершенствуя систему высшего об­ разования, большое внимание нужно уделить подготовке инженерных кадров для отраслей новой техники, для даль­ нейшего развития научной и проектно­ конструкторской работы. Статья 31. При подготовке специали­ стов сельского хозяйства обучение долж­ но проводиться в институтах, организо­ ванных на базе крупных совхозов и имеющих мощные образцовые учебные хозяйства, где сельскохозяйственные ра­ боты производятся силами студентов. Подготовка специалистов должна иметь известную направленность применитель­ но к отдельным зонам страны, а соче­ тание обучения с производительным трудом должно строиться с учетом се­ зонности производства. Статья 32. Признать необходимым дальнейшее развитие университетского образования, в частности, значительно увеличить выпуск специалистов по но­ вым разделам математических, биоло­ гических, физических, химических наук, усилить теоретическую и практическую подготовку студентов, значительно под­ нять роль университетов в решении важнейших проблем естественных и гу­ манитарных наук. Комплектование уни­ верситетов и сочетание в них обучения с трудом должны быть организованы таким образом, чтобы студенты в про­ цессе обучения получали навыки рабо­ ты по специальности, а специалисты по гуманитарным наукам (экономисты, философы, юристы и др.), кроме того, имели бы определенный опыт общест­ венно полезного труда. Статья 33. Признать необходимым улучшить подготовку учителей в педа­ гогических институтах и университетах; расширить подготовку учителей для на­ чальных школ, имея в виду в даль­ нейшем полностью завершить переход на комплектование всех школ учителя­ ми с высшим образованием; организо­ вать подготовку учителей по агрономии, животноводству, технике и другим спе­ циальным дисциплинам; повысить на­ учно-теоретический. уровень преподава­ ния в педагогических институтах; уси­ лить значение производственной и пе­ дагогической практики в подготовке учителей. Статья 34. При подготовке врачей в медицинских вузах учитывать специ­ фические требования врачебной про­ фессии; комплектовать медицинские ин­ ституты по преимуществу из числа молодежи, имеющей практический стаж работы в качестве младшего обслужи­ вающего персонала в медицинских и лечебно-профилактических учреждениях; обучение студентов сочетать с непре­ рывной практикой в лечебно-профилак­ тических и санитарно-гигиенических уч­ реждениях. Для лиц, имеющих среднее медицин­ ское образование и стаж практической работы по специальности, организовать обучение в медицинских вузах без от­ рыва от работы. Статья 35. При подготовке специали­ стов с высшим и средним образованием в области музыки, живописи, театраль­ ного и других видов искусства большее распространение должна получить си­ стема обучения без отрыва от произ­ водства с тем, чтобы обеспечить воз­ можности для получения этого “образо­ вания широкими кругами трудящихся и выявления талантов из народа. Статья 36. Считать необходимым усилить идейно-политическое воспита­ ние студентов, улучшить преподавание марксистско-ленинской теории, воспиты­ вать молодежь в духе высоких прин­ ципов коммунистической морали, любви к труду, непримиримости к буржуазной идеологии. При подготовке специали­ стов с высшим образованием серьезное внимание должно быть обращено на формирование у студентов научного метода познания, творческого подхода к овладению науками, ответственного отношения к учению, самостоятельно­ сти в работе. Лица, окончившие совет­ скую высшую школу, должны являться образцом выполнения государственного и общественного долга. Статья 37, Считать целесообразным шире привлекать к преподавательской работе в высших учебных заведениях наиболее квалифицированных инженер­ но-технических работников предприя­ тий, строек, конструкторских бюро и научно-исследовательских институтов, агрономов, врачей и других- практиче­ ских работников, способных вести пре­ подавание с использованием передовых методов производства и современных достижений науки и техники. Статья 38. Исходя из того, что науч­ ная работа должна являться неотъем­ лемой частью деятельности каждого высшего учебного заведения, признать необходимым повысить роль высших учебных заведений в проведении науч­ ных исследований, имеющих высокий теоретический уровень и важное зна­ чение для развития народного хозяйст­ ва, науки и культуры. Считать целесообразным организацию Советам Министров союзных респуб­ лик внести на рассмотрение Верховных Советов союзных республик вытекаю­ щие из настоящего Закона предложе­ ния, обеспечивающие укрепление связи школы с жизнью, осуществление все­ общего обязательного восьмилетнего об­ разования и дальнейшее развитие об­ щего среднего, профессионально-техни­ ческого, среднего специального и выс­ шего образования в республиках. Верховный Совет Союза Советских Социалистических Республик считает, что приближение школы к жизни соз­ даст необходимые условия для лучше- при вузах научно-исследовательских институтов, лабораторий и объединение с вузами некоторых научно-исследова­ тельских ' учреждений. Советам народного хозяйства, мини­ стерствам, ведомствам и органам уп­ равления сельским хозяйством оказы­ вать помощь высшим учебным заведе­ ниям в реализации результатов науч­ ных исследований и постановке произ­ водственных опытов. Статья 39. Советам народного хозяй­ ства, предприятиям, учреждениям и ор­ ганизациям предоставлять высшим и средним специальным учебным заведе­ ниям оплачиваемые штатные рабочие места и технические должности для за­ мещения их студентами, обеспечивать производственное обучение студентов, необходимые для них жилищные усло­ вия и спецодежду. Статья 40, Положение о высших учебных заведениях утверждается Со­ ветом Министров СССР. Статья 41. Совету Министров Союза ССР и Советам Министров союзных республик разработать и осуществить мероприятия по развитию высшего об­ разования в стране, вытекающие из настоящего Закона, предусмотрев при этом: а} упорядочение сети высших учебных заведений в стране, имея в виду увели­ чение числа вузов в новых промышлен­ ных районах, приближение вузов к производству и объединение однопро­ фильных вузов; б) расширение и укрепление матери­ ально-технической базы высших учеб­ ных заведений, оснащение лабораторий университетов и технических вузов электронными машинами, ускорителями и другим новейшим оборудованием; в) организацию заводов-втузов, а так-' же промышленных предприятий и цехов при вузах, выпускающих продукцию силами студентов; г) создание специализированных из­ дательств и полиграфической базы для полного обеспечения потребностей в учебной литературе студентов высших и средних специальных учебных заведе­ ний, особенно обучающихся без отрыва от производства; д) | предоставление дополнительных льгот для студентов старших курсов вузов и техникумов, обучающихся без отрыва от производства; е) | укрепление материально-техниче­ ской базы вечернего и заочного выс­ шего и среднего специального образо­ вания, обеспечивающее широкое исполь­ зование кино, радио, телевидения и других современных научно-технических средств. Статья 42. Перестройку высшего и среднего специального образования осу­ ществить в течение трех—пяти лет, на­ чиная с 1959—60 учебного года, с уче­ том национальных и местных особен­ ностей и таким образом, чтобы коли­ чество выпускаемых ежегодно специа­ листов для народного хозяйства, науки и культуры неуклонно повышалось в соответствии с растущими потребно­ стями в них. * го воспитания подрастающего поколе­ ния, которое будет жить и трудиться при коммунизме. Перестройка системы народного образования будет иметь ог­ ромное значение для дальнейшего ма­ териального и духовного развития со­ ветского общества, повысит роль со­ ветской школы в образовании и воспи­ тании молодежи, лучше обеспечит под­ готовку высококвалифицированных кад­ ров для всех отраслей народного хо­ зяйства, науки и культуры и в еще большей степени будет способствовать росту могущества Советского Союза, Москва, П р е д с е д а т е л ь П р е з и д и у м а В е р х о в н о г о С о в е т а С С С Р . К . В О Р О Ш И Л О В . С е к р е т а р ь П р е з и д и у м а В е р х о в н о г о С о в е т а С С С Р М . Г Е О Р Г А Д З Е . Кремль. 24 декабря 1958 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz