Ленинец. 1958 г. (г. Липецк)
в т о р а я с е с с и я В е р х о в н о г о Со в е т а СССР З А К О Н Об укреплении связи развитии системы школы с жизнью и о дальнейшем народного образования в СССР (Окончание. Начало на 1—2-й стр.) В зависимости от отрасли народного хозяйства, для которой готовятся спе циалисты, а также условий труда на предприятиях, стройках и в других ор ганизациях общие сроки обучения и продолжительность отдельных перио дов обучения с отрывом и без отрыва от производства могут быть различными. Статья 23. Установить, что обучение в средних специальных учебных заве дениях должно обеспечить учащимся наряду с общеобразовательными зна ниями в объеме средней школы полу чение необходимой теоретической и практической подготовки по специаль ности, а в технических и сельскохозяй ственных средних специальных учебных заведениях — также получение учащи мися квалификации с присвоением раз- ' ряда по одной из рабочих профессий. Статья 24. Признать целесообразным организацию при индустриальных тех никумах цехов и мастерских, выпускаю щих промышленную продукцию силами учащихся, а при сельскохозяйственных техникумах — крупных хозяйств, в ко торых все основные работы должны выполняться с а м и м и у ч а щ и м и с я . Статья 25. Дальнейшее развитие сети средних специальных учебных заведе ний осуществлять в направлении при ближения их к производству с учетом потребности в кадрах экономических районов, широко практикуя коопериро вание совнархозов, министерств и ве домств в подготовке специалистов со средним образованием. Расширение и улучшение заочного и вечернего образования, как основной формы подготовки специалистов со средним специальным образованием, проводить путем укрепления заочных и вечерних техникумов, а также орга низации заочных и вечерних отделений при стационарных учебных заведениях, имеющих квалифицированные кадры преподавателей и соответствующую учебно-материальную базу. На вечернее и заочное обучение при нимать преимущественно лиц, работаю щих по профессиям, родственным изб ранной специальности. Статья 26. Положение о средних спе циальных учебных заведениях утверж дается Советом Министров СССР. Р а з д е л IV О в ы с ше й шк о л е Статья 27. Задачи коммунистического строительства требуют приближения высшей школы к жизни, к производству, повышения теоретического уровня под готовки специалистов в соответствии с новейшими достижениями науки и тех- ^чники. Дальнейшее развитие и совершенство вание системы высшего образования в нашей стране должно обеспечить луч шую практическую и теоретическую под" готовку специалистов, значительное уси ление коммунистического воспитания молодежи, активное участие всех препо давателей в воспитании студенчества. Главными задачами высшей школы являются: подготовка высококвалиф ицирован- ных специалистов, воспитанных на ос нове марксистско-ленинского учения, ов ладевших новейшими достижениями отечественной и зарубежной науки и техники, хорошо знающих практику де ла, способных не только полностью ис пользовать современную технику, но и создавать технику будущего; выполнение научно-исследовательских работ, способствующих решению задач коммунистического строительства; подготовка научно-педагогических кадров; повышение квалификации специали стов, занятых в различных отраслях на родного хозяйства, культуры и просве- » _ щения; - , распространение научных и политиче- "'ских знаний среди трудящихся. Статья 28. Подготовку специалистов в высших учебных заведениях прово дить на базе полного среднего образо вания на основе соединения обучения с общественно полезным трудом. Конкрет ные формы соединения обучения с прак тикой, с трудом должны определяться в зависимости от профиля вуза, от со става студентов, а также от националь ных и местных особенностей. В высшие учебные заведения прини мать на основе характеристик, выдавае мых партийными, профсоюзными, комсо мольскими и другими общественными организациями, руководителями про мышленных предприятий и правлениями колхозов с тем, чтобы путем конкурс ного отбора зачислять в вузы наиболее достойных, проявивших себя на произ водстве, подготовленных и способных Людей. При зачислении в высшие учеб ные заведения предоставлять преимуще ства лицам, имеющим стаж практиче ской работы. ^ Статья 29. Признать необходимым всемерное улучшение и расширение ве чернего и заочного образования путем ~ укрепления заочных и вечерних вузов, развитие сети вечернего и заочного об разования на базе стационарных вузов, организации вечерней и заочной подго товки специалистов непосредственно при ^ крупных промышленных и сельскохозяй- ственных предприятиях. Статья 30. При подготовке инженеров сочетание обучения с трудом должно быть организовано таким образом, что бы производственный труд студентов способствовал лучшему овладению их будущей специальностью и давал сту дентам возможность последовательна изучить технологический процесс произ водства. В большинстве технических ву зов наиболее целесообразно сочетание обучения с работой на производстве по системе вечернего или заочного образо вания на первых двух курсах. Для ряда специальностей, где сту денты вначале изучают цикл сложных теоретических дисциплин, а также про ходят большую лабораторную практику, целесообразно первые 2—3 года прово дить обучение с отрывом от производ ства. После этого для студентов следует предусмотреть практическую работу в течение года на штатных должностях непосредственно на производстве, в ла бораториях и конструкторских бюро. Совершенствуя систему высшего об разования, большое внимание нужно уделить подготовке инженерных кадров для отраслей новой техники, для даль нейшего развития научной и проектно конструкторской работы. Статья 31. При подготовке специали стов сельского хозяйства обучение долж но проводиться в институтах, организо ванных на базе крупных совхозов и имеющих мощные образцовые учебные хозяйства, где сельскохозяйственные ра боты производятся силами студентов. Подготовка специалистов должна иметь известную направленность применитель но к отдельным зонам страны, а соче тание обучения с производительным трудом должно строиться с учетом се зонности производства. Статья 32. Признать необходимым дальнейшее развитие университетского образования, в частности, значительно увеличить выпуск специалистов по но вым разделам математических, биоло гических, физических, химических наук, усилить теоретическую и практическую подготовку студентов, значительно под нять роль университетов в решении важнейших проблем естественных и гу манитарных наук. Комплектование уни верситетов и сочетание в них обучения с трудом должны быть организованы таким образом, чтобы студенты в про цессе обучения получали навыки рабо ты по специальности, а специалисты по гуманитарным наукам (экономисты, философы, юристы и др.), кроме того, имели бы определенный опыт общест венно полезного труда. Статья 33. Признать необходимым улучшить подготовку учителей в педа гогических институтах и университетах; расширить подготовку учителей для на чальных школ, имея в виду в даль нейшем полностью завершить переход на комплектование всех школ учителя ми с высшим образованием; организо вать подготовку учителей по агрономии, животноводству, технике и другим спе циальным дисциплинам; повысить на учно-теоретический. уровень преподава ния в педагогических институтах; уси лить значение производственной и пе дагогической практики в подготовке учителей. Статья 34. При подготовке врачей в медицинских вузах учитывать специ фические требования врачебной про фессии; комплектовать медицинские ин ституты по преимуществу из числа молодежи, имеющей практический стаж работы в качестве младшего обслужи вающего персонала в медицинских и лечебно-профилактических учреждениях; обучение студентов сочетать с непре рывной практикой в лечебно-профилак тических и санитарно-гигиенических уч реждениях. Для лиц, имеющих среднее медицин ское образование и стаж практической работы по специальности, организовать обучение в медицинских вузах без от рыва от работы. Статья 35. При подготовке специали стов с высшим и средним образованием в области музыки, живописи, театраль ного и других видов искусства большее распространение должна получить си стема обучения без отрыва от произ водства с тем, чтобы обеспечить воз можности для получения этого “образо вания широкими кругами трудящихся и выявления талантов из народа. Статья 36. Считать необходимым усилить идейно-политическое воспита ние студентов, улучшить преподавание марксистско-ленинской теории, воспиты вать молодежь в духе высоких прин ципов коммунистической морали, любви к труду, непримиримости к буржуазной идеологии. При подготовке специали стов с высшим образованием серьезное внимание должно быть обращено на формирование у студентов научного метода познания, творческого подхода к овладению науками, ответственного отношения к учению, самостоятельно сти в работе. Лица, окончившие совет скую высшую школу, должны являться образцом выполнения государственного и общественного долга. Статья 37, Считать целесообразным шире привлекать к преподавательской работе в высших учебных заведениях наиболее квалифицированных инженер но-технических работников предприя тий, строек, конструкторских бюро и научно-исследовательских институтов, агрономов, врачей и других- практиче ских работников, способных вести пре подавание с использованием передовых методов производства и современных достижений науки и техники. Статья 38. Исходя из того, что науч ная работа должна являться неотъем лемой частью деятельности каждого высшего учебного заведения, признать необходимым повысить роль высших учебных заведений в проведении науч ных исследований, имеющих высокий теоретический уровень и важное зна чение для развития народного хозяйст ва, науки и культуры. Считать целесообразным организацию Советам Министров союзных респуб лик внести на рассмотрение Верховных Советов союзных республик вытекаю щие из настоящего Закона предложе ния, обеспечивающие укрепление связи школы с жизнью, осуществление все общего обязательного восьмилетнего об разования и дальнейшее развитие об щего среднего, профессионально-техни ческого, среднего специального и выс шего образования в республиках. Верховный Совет Союза Советских Социалистических Республик считает, что приближение школы к жизни соз даст необходимые условия для лучше- при вузах научно-исследовательских институтов, лабораторий и объединение с вузами некоторых научно-исследова тельских ' учреждений. Советам народного хозяйства, мини стерствам, ведомствам и органам уп равления сельским хозяйством оказы вать помощь высшим учебным заведе ниям в реализации результатов науч ных исследований и постановке произ водственных опытов. Статья 39. Советам народного хозяй ства, предприятиям, учреждениям и ор ганизациям предоставлять высшим и средним специальным учебным заведе ниям оплачиваемые штатные рабочие места и технические должности для за мещения их студентами, обеспечивать производственное обучение студентов, необходимые для них жилищные усло вия и спецодежду. Статья 40, Положение о высших учебных заведениях утверждается Со ветом Министров СССР. Статья 41. Совету Министров Союза ССР и Советам Министров союзных республик разработать и осуществить мероприятия по развитию высшего об разования в стране, вытекающие из настоящего Закона, предусмотрев при этом: а} упорядочение сети высших учебных заведений в стране, имея в виду увели чение числа вузов в новых промышлен ных районах, приближение вузов к производству и объединение однопро фильных вузов; б) расширение и укрепление матери ально-технической базы высших учеб ных заведений, оснащение лабораторий университетов и технических вузов электронными машинами, ускорителями и другим новейшим оборудованием; в) организацию заводов-втузов, а так-' же промышленных предприятий и цехов при вузах, выпускающих продукцию силами студентов; г) создание специализированных из дательств и полиграфической базы для полного обеспечения потребностей в учебной литературе студентов высших и средних специальных учебных заведе ний, особенно обучающихся без отрыва от производства; д) | предоставление дополнительных льгот для студентов старших курсов вузов и техникумов, обучающихся без отрыва от производства; е) | укрепление материально-техниче ской базы вечернего и заочного выс шего и среднего специального образо вания, обеспечивающее широкое исполь зование кино, радио, телевидения и других современных научно-технических средств. Статья 42. Перестройку высшего и среднего специального образования осу ществить в течение трех—пяти лет, на чиная с 1959—60 учебного года, с уче том национальных и местных особен ностей и таким образом, чтобы коли чество выпускаемых ежегодно специа листов для народного хозяйства, науки и культуры неуклонно повышалось в соответствии с растущими потребно стями в них. * го воспитания подрастающего поколе ния, которое будет жить и трудиться при коммунизме. Перестройка системы народного образования будет иметь ог ромное значение для дальнейшего ма териального и духовного развития со ветского общества, повысит роль со ветской школы в образовании и воспи тании молодежи, лучше обеспечит под готовку высококвалифицированных кад ров для всех отраслей народного хо зяйства, науки и культуры и в еще большей степени будет способствовать росту могущества Советского Союза, Москва, П р е д с е д а т е л ь П р е з и д и у м а В е р х о в н о г о С о в е т а С С С Р . К . В О Р О Ш И Л О В . С е к р е т а р ь П р е з и д и у м а В е р х о в н о г о С о в е т а С С С Р М . Г Е О Р Г А Д З Е . Кремль. 24 декабря 1958 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz