Ленинец. 1958 г. (г. Липецк)
) с Вт орая с е с с и я В е р х о в н о г о Со в е т а СССР З А К О Н Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР (Продолжение. Начало на 1-й стр.) Р а з д е л I О с р е д н е й ш к о л е Р а з д О профессионально-техническом о б р а з о в а н и и Р а з О среднем специальном образовании телямй с необходимым образованием в соответствии с новыми задачами обще образовательной школы, а также пв дальнейшему улучшению условий тру да и быта учителей и повышению их идейно-теоретического уровня. е л II ловия материального обеспечения уча щихся, введя выплату ученической за- <- работной платы вместо бесплатного об мундирования и питания. Полное государственное обеспечение следует сохранить для учащихся-сирот, воспитанников детских домов и детей, многодетных родителей. л Рекомендовать колхозам рассмотреть вопрос о выделении соответствующих средств на обучение колхозной молоде жи в профессионально-технических учи лищах. ' I Статья 16. Министерствам, ведомст вам, советам народного хозяйства, пред приятиям, учреждениям и организациям обеспечивать профессионально-техниче ские училища производственным обору дованием для учебных мастерских, оп лачиваемыми рабочими местами на предприятиях для производственной практики учащихся, а также создавать условия для успешного проведения учеб ного процесса и освоения молодежью новой техники, передовой технологии и высокопроизводительных способов тру да. ‘ ^ Статья 17. Совету. Министров Союза ССР и Советам Министров союзных рес публик осуществлять разработку пер спективных и годовых планов профес сионального обучения и трудоустройст ва молодежи, оканчивающей восьмилет- ' нюю общеобразовательную школу, про фессионально-технические училища и среднюю школу с производственным обучением, имея в виду установление на предприятиях брони приема молоде жи на работу и строгое соблюдение ох раны труда и техники безопасности. Статья 18. Перестройка системы про- фессион ально-технического образования предъявляет новые повышенные требо вания к уровню технической, идейно политической и педагогической подго товки мастеров производственного обу- ^ чения и преподавателей профессиональ но-технических училищ. Развитие сети этих училищ вызовет увеличение по требности в мастерах и преподавателях. Поэтому необходимо уделить больше внимания подготовке этих кадров в тех никумах и высших учебных заведениях. Нужно улучшить качество и увели чить выпуск учебников и наглядных по собий, расширить производство учебнсу^ технических и научно-популярных кино* фильмов, а также широко использовать " 1 в профессионально-техническом образо- ^ " вании радио и телевидение. Статья 19. Положение о профессио нально-технических училищах утверж дается Советом Министров СССР. Статья 20. Совету Министров СССР и Советам Министров союзных республик разработать мероприятия по коренно му улучшению подготовки рабочих пу тем индивидуально-бригадного и кур сового обучения и повышения квалифи кации рабочих кадров, занятых на про изводстве. . д е л III Статья 1. Главной задачей советской школы является подготовка учащихся к жизни, общественно полезному труду, дальнейшее повышение уровня общего и политехнического образования, подго товка образованных людей, хорошо знающих основы наук, воспитание мо лодежи в духе глубокого уважения к принципам социалистического общества, в духе идей коммунизма. Ведущим началом обучения и воспи тания в средней школе должна стать тесная связь обучения с трудом, с прак тикой коммунистического строительства. Статья 2. Ввести в СССР вместо все обще-обязательного семилетнего образо. вания всеобще-обязательное восьмилет нее образование. Восьмилетняя школа является неполной средней общеобразо вательной трудовой политехнической школой, которая должна давать уча щимся прочные основы общеобразова тельных и политехнических знаний, вос питывать любовь к труду и готовность К общественно полезной деятельности, осуществлять нравственное, физическое и эстетическое воспитание детей. Учебно-воспитательная работа в вось милетней школе должна быть построе на на сочетании изучения основ наук, политехнического обучения и трудового воспитания, широкого вовлечения Школьников в доступные в их возрасте формы общественно полезного труда. Статья 3. Установить, что полное среднее образование молодежи, начи ная с 15—16-летнего возраста, осуще ствляется на основе соединения обуче ния с производительным трудом с тем, чтобы вся молодежь в этом возрасте включалась в общественно полезный труд. Статья 4. Установить следующие ос новные типы учебных заведений, даю щих полное среднее образование; а) школы рабочей и сельской моло дежи — вечерние (сменные) средние общеобразовательные школы, в кото рых лица, окончившие восьмилетнюю школу и работающие в одной из от раслей народного хозяйства, получают среднее образование и повышают про фессиональную квалификацию. Опреде лить срок обучения в этих школах в 3 года. В целях создания необходимых усло вий учащимся вечерних (сменных) сред них общеобразовательных школ Совету Министров СССР установить для ус пешно обучающихся без отрыва от про изводства сокращенный рабочий день или сокращенную рабочую неделю; б) средние общеобразовательные тру довые политехнические школы с произ водственным обучением, в которых ли ца, окончившие восьмилетнюю школу, получают в течение 3 лет среднее обра зование и профессиональную подготов ку для работы в одной из отраслей иародного хозяйства или культуры. Соотношение теории и практики в производственном обучении и чередова ние периодов обучения и труда устанав ливаются в -зависимости от профиля специальной подготовки учащихся и от местных условий. В сельских школах учебный год следует строить с учетом сезонности сельскохозяйственных работ. Производственное обучение и общест венно полезный труд могут проводиться в учебных и производственных цехах ближайших предприятий, в ученических бригадах колхозов и совхозов, в учеб но-опытных хозяйствах, в школьных и Межшкольных учебно-прсшзводственных мастерских; в) техникумы и другие средние спе циальные учебные заведения, в кото рых лица, окончившие восьмилетнюю школу, получают среднее общее и сред нее специальное образование. Статья 5, В целях усиления роли об щества и оказания помощи семье в вос питании детей расширить сеть школ- интернатов, а также школ и групп про дленного дня. Установить, чта школы- интернаты организуются по типу вось милетних школ или средних общеобра зовательных трудовых политехнических школ с производственным обучением. Статья 6. Признать необходимым серьезно улучшить постановку воспита тельной работы в школе с тем, чтобы школа прививала учащимся любовь к знаниям, к труду, уважение к людям труда, формировала коммунистическое мировоззрение учащихся, воспитывала их в духе беззаветной преданности Ро дине и народу, в духе пролетарского интернационализма. Важнейшей зада чей учителей, родителей и обществен ных организаций является дальнейшее улучшение работы по воспитанию на выков культурного поведения учащихся в школе, семье, на улице. Статья 7. Признать необходимым пре образование существующих десятилет них школ (их старших классов) в раз личные типы городских и сельских сред них общеобразовательных школ. Перестройку систему народного обра зования осуществлять планомерно и ор ганизованно, с максимальным учетом *местных особенностей, ни в коем слу чае не допуская какого-либо ухудшения обслуживания населения школами. Об ратить внимание на необходимость дальнейшего увеличения контингентов девушек коренных национальностей в старших классах школ союзных и авто номных республик Востока, План перехода на новую систему школьного образования должен быть разработан в каждой союзной республи ке, применительно к особенностям ее экономического и культурного развития. При этом необходима перевод школ с 7-летнего на 8-летнее обязательное обу чение, а также организацию различных типов полных средних школ начать с 1959/60 учебного года и закончить в течение 3—5 лет. Учащимся нынешних V III—X классов обеспечить возмож ность окончания средней школы по дей ствующим учебным планам и програм мам, усилив трудовую их подготовку. При разработке планов реорганиза ции средних школ должно быть преду смотрено обеспечение вузов достаточ ным числам выпускников средних школ, имея в виду недопустимость перерыва в пополнении народного хозяйства кад рами молодых специалистов высшей квалификации. В этих целях в каждой союзной республике в случаях необхо димости должно быть на переходный период сохранено некоторое количество ныне действующих средних школ. Статья 8. Положения об обязатель ной восьмилетней школе, о вечерней (сменной)' средней общеобразователь ной шкале и средней общеобразователь ной трудовой политехнической школе с производственным обучением утверж даются Советами Министров союзных республик. Статья 9. Начала и окончание учеб ного года и время каникул в восьми летних и в средних общеобразователь ных школах устанавливаются законода тельством союзных республик. Статья 10. Совету Министров Союза ССР и Советам Министров союзных республик осуществить мероприятия по укреплению материальной базы школ, ликвидации многосменности занятий, организации праизводственного обуче ния, а также мероприятия по предо ставлению для учащихся старших классов средних школ учебных мест для прохождения профессионального обучения и производственной практики. Статья 11. Советам Министров союз ных республик осуществить мероприя тия по переподготовке учительских кадров и укомплектованию шкод учи- Сгатья 12. Перспективы технико-эко номического развития Советского Союза предъявляют все более высокие требо вания к производственной квалификации рабочих кадров всех отраслей народно го хозяйства. В этих условиях широкое развитие профессионально-технического образования молодежи приобретает осо бо важное значение. Основной задачей профессионально- технического образования молодежи яв ляется планомерная и организованная подготовка для всех отраслей народного хозяйства культурных й технически об разованных квалифицированных рабочих и тружеников сельского хозяйства, ком мунистическое воспитание учащихся, их идейная закалка, формирование у уча щейся молодежи коммунистического отношения к труду. Статья 13. Для профессионально-тех нического обучения молодежи, идущей на производство после окончания вось милетней школы, образовать городские и сельские профессионально-технические училища. Профессионально-технические учили ща специализируются по отраслям про изводства и проводят учебно-воспита тельную работу на основе активного и систематического участия молодежи в производительном труде и в тесной свя зи с предприятиями, стройками, совхо зами и колхозами. Статья 14. Преобразовать школы фаб рично-заводского обучения, ремеслен ные, железнодорожные, горно-промыш ленные, строительные училища и учили ща механизации сельского хозяйства трудовых резервов, профтехшколы, шко лы фабрично-заводского ученичества и другие профессиональные учебные заве дения совнархозов и ведомств — в дневные и вечерние городские профес сионально-технические училища со сро ком обучения от одного года до трех лет и в сельские профессионально-тех нические училища со сроком обучения один—два года. Реорганизацию существующих про фессиональных учебных заведений в го родские и сельские профессионально- технические училища провести в течение трех—пяти лет с учетом особенностей экономических административных райо нов. Статья 15. В целях постепенного пе ревода профессионально-технических училищ на частичную самоокупаемость Совету Министров Союза ССР и Сове там Министров союзных республик раз работать и последовательно осуществ лять мероприятия по расширению и по вышению доходности от производствен ной деятельности учебных заведений. В связи с ростом материальной обес печенности трудящихся, для повышения заинтересованности учащихся в лучшем овладении изучаемой профессией, целе сообразно изменить существующие ус- Статья 21. В промышленном, сельско хозяйственном производстве, а также в учреждениях культуры, просвещения и здравоохранения важное место при надлежит техникам, как непосредст венным организаторам производства, и другим работникам со средним специ альным образованием. Интересы современного производства, базирующегося на новейших достиже ниях науки и техники, требуют от вы пускников техникумов высокого уровня теоретической подготовки и хорошего знания практики. В соответствии с этим признать не обходимым дальнейшее совершенство вание системы среднего специального образования и улучшение подготовки специалистов средней квалификации на основе тесной связи обучения с обще ственно полезным трудом и широкого развития вечернего и заочного обуче ния. Статья 22. Подготовку специалистов в средних специальных учебных заведе ниях осуществлять на базе восьмилет ней школы, а по отдельным специаль ностям — на базе полного среднего об разования. ч-' (Окончание на 3-й стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz