Ленинец. 1958 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1958 г. (г. Липецк)

) с Вт орая с е с с и я В е р х о в н о г о Со в е т а СССР З А К О Н Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР (Продолжение. Начало на 1-й стр.) Р а з д е л I О с р е д н е й ш к о л е Р а з д О профессионально-техническом о б р а з о в а н и и Р а з О среднем специальном образовании телямй с необходимым образованием в соответствии с новыми задачами обще­ образовательной школы, а также пв дальнейшему улучшению условий тру­ да и быта учителей и повышению их идейно-теоретического уровня. е л II ловия материального обеспечения уча­ щихся, введя выплату ученической за- <- работной платы вместо бесплатного об­ мундирования и питания. Полное государственное обеспечение следует сохранить для учащихся-сирот, воспитанников детских домов и детей, многодетных родителей. л Рекомендовать колхозам рассмотреть вопрос о выделении соответствующих средств на обучение колхозной молоде­ жи в профессионально-технических учи­ лищах. ' I Статья 16. Министерствам, ведомст­ вам, советам народного хозяйства, пред­ приятиям, учреждениям и организациям обеспечивать профессионально-техниче­ ские училища производственным обору­ дованием для учебных мастерских, оп­ лачиваемыми рабочими местами на предприятиях для производственной практики учащихся, а также создавать условия для успешного проведения учеб­ ного процесса и освоения молодежью новой техники, передовой технологии и высокопроизводительных способов тру­ да. ‘ ^ Статья 17. Совету. Министров Союза ССР и Советам Министров союзных рес­ публик осуществлять разработку пер­ спективных и годовых планов профес­ сионального обучения и трудоустройст­ ва молодежи, оканчивающей восьмилет- ' нюю общеобразовательную школу, про­ фессионально-технические училища и среднюю школу с производственным обучением, имея в виду установление на предприятиях брони приема молоде­ жи на работу и строгое соблюдение ох­ раны труда и техники безопасности. Статья 18. Перестройка системы про- фессион ально-технического образования предъявляет новые повышенные требо­ вания к уровню технической, идейно­ политической и педагогической подго­ товки мастеров производственного обу- ^ чения и преподавателей профессиональ­ но-технических училищ. Развитие сети этих училищ вызовет увеличение по­ требности в мастерах и преподавателях. Поэтому необходимо уделить больше внимания подготовке этих кадров в тех­ никумах и высших учебных заведениях. Нужно улучшить качество и увели­ чить выпуск учебников и наглядных по­ собий, расширить производство учебнсу^ технических и научно-популярных кино* фильмов, а также широко использовать " 1 в профессионально-техническом образо- ^ " вании радио и телевидение. Статья 19. Положение о профессио­ нально-технических училищах утверж­ дается Советом Министров СССР. Статья 20. Совету Министров СССР и Советам Министров союзных республик разработать мероприятия по коренно­ му улучшению подготовки рабочих пу­ тем индивидуально-бригадного и кур­ сового обучения и повышения квалифи­ кации рабочих кадров, занятых на про­ изводстве. . д е л III Статья 1. Главной задачей советской школы является подготовка учащихся к жизни, общественно полезному труду, дальнейшее повышение уровня общего и политехнического образования, подго­ товка образованных людей, хорошо знающих основы наук, воспитание мо­ лодежи в духе глубокого уважения к принципам социалистического общества, в духе идей коммунизма. Ведущим началом обучения и воспи­ тания в средней школе должна стать тесная связь обучения с трудом, с прак­ тикой коммунистического строительства. Статья 2. Ввести в СССР вместо все­ обще-обязательного семилетнего образо. вания всеобще-обязательное восьмилет­ нее образование. Восьмилетняя школа является неполной средней общеобразо­ вательной трудовой политехнической школой, которая должна давать уча­ щимся прочные основы общеобразова­ тельных и политехнических знаний, вос­ питывать любовь к труду и готовность К общественно полезной деятельности, осуществлять нравственное, физическое и эстетическое воспитание детей. Учебно-воспитательная работа в вось­ милетней школе должна быть построе­ на на сочетании изучения основ наук, политехнического обучения и трудового воспитания, широкого вовлечения Школьников в доступные в их возрасте формы общественно полезного труда. Статья 3. Установить, что полное среднее образование молодежи, начи­ ная с 15—16-летнего возраста, осуще­ ствляется на основе соединения обуче­ ния с производительным трудом с тем, чтобы вся молодежь в этом возрасте включалась в общественно полезный труд. Статья 4. Установить следующие ос­ новные типы учебных заведений, даю­ щих полное среднее образование; а) школы рабочей и сельской моло­ дежи — вечерние (сменные) средние общеобразовательные школы, в кото­ рых лица, окончившие восьмилетнюю школу и работающие в одной из от­ раслей народного хозяйства, получают среднее образование и повышают про­ фессиональную квалификацию. Опреде­ лить срок обучения в этих школах в 3 года. В целях создания необходимых усло­ вий учащимся вечерних (сменных) сред­ них общеобразовательных школ Совету Министров СССР установить для ус­ пешно обучающихся без отрыва от про­ изводства сокращенный рабочий день или сокращенную рабочую неделю; б) средние общеобразовательные тру­ довые политехнические школы с произ­ водственным обучением, в которых ли­ ца, окончившие восьмилетнюю школу, получают в течение 3 лет среднее обра­ зование и профессиональную подготов­ ку для работы в одной из отраслей иародного хозяйства или культуры. Соотношение теории и практики в производственном обучении и чередова­ ние периодов обучения и труда устанав­ ливаются в -зависимости от профиля специальной подготовки учащихся и от местных условий. В сельских школах учебный год следует строить с учетом сезонности сельскохозяйственных работ. Производственное обучение и общест­ венно полезный труд могут проводиться в учебных и производственных цехах ближайших предприятий, в ученических бригадах колхозов и совхозов, в учеб­ но-опытных хозяйствах, в школьных и Межшкольных учебно-прсшзводственных мастерских; в) техникумы и другие средние спе­ циальные учебные заведения, в кото­ рых лица, окончившие восьмилетнюю школу, получают среднее общее и сред­ нее специальное образование. Статья 5, В целях усиления роли об­ щества и оказания помощи семье в вос­ питании детей расширить сеть школ- интернатов, а также школ и групп про­ дленного дня. Установить, чта школы- интернаты организуются по типу вось­ милетних школ или средних общеобра­ зовательных трудовых политехнических школ с производственным обучением. Статья 6. Признать необходимым серьезно улучшить постановку воспита­ тельной работы в школе с тем, чтобы школа прививала учащимся любовь к знаниям, к труду, уважение к людям труда, формировала коммунистическое мировоззрение учащихся, воспитывала их в духе беззаветной преданности Ро­ дине и народу, в духе пролетарского интернационализма. Важнейшей зада­ чей учителей, родителей и обществен­ ных организаций является дальнейшее улучшение работы по воспитанию на­ выков культурного поведения учащихся в школе, семье, на улице. Статья 7. Признать необходимым пре­ образование существующих десятилет­ них школ (их старших классов) в раз­ личные типы городских и сельских сред­ них общеобразовательных школ. Перестройку систему народного обра­ зования осуществлять планомерно и ор­ ганизованно, с максимальным учетом *местных особенностей, ни в коем слу­ чае не допуская какого-либо ухудшения обслуживания населения школами. Об­ ратить внимание на необходимость дальнейшего увеличения контингентов девушек коренных национальностей в старших классах школ союзных и авто­ номных республик Востока, План перехода на новую систему школьного образования должен быть разработан в каждой союзной республи­ ке, применительно к особенностям ее экономического и культурного развития. При этом необходима перевод школ с 7-летнего на 8-летнее обязательное обу­ чение, а также организацию различных типов полных средних школ начать с 1959/60 учебного года и закончить в течение 3—5 лет. Учащимся нынешних V III—X классов обеспечить возмож­ ность окончания средней школы по дей­ ствующим учебным планам и програм­ мам, усилив трудовую их подготовку. При разработке планов реорганиза­ ции средних школ должно быть преду­ смотрено обеспечение вузов достаточ­ ным числам выпускников средних школ, имея в виду недопустимость перерыва в пополнении народного хозяйства кад­ рами молодых специалистов высшей квалификации. В этих целях в каждой союзной республике в случаях необхо­ димости должно быть на переходный период сохранено некоторое количество ныне действующих средних школ. Статья 8. Положения об обязатель­ ной восьмилетней школе, о вечерней (сменной)' средней общеобразователь­ ной шкале и средней общеобразователь­ ной трудовой политехнической школе с производственным обучением утверж­ даются Советами Министров союзных республик. Статья 9. Начала и окончание учеб­ ного года и время каникул в восьми­ летних и в средних общеобразователь­ ных школах устанавливаются законода­ тельством союзных республик. Статья 10. Совету Министров Союза ССР и Советам Министров союзных республик осуществить мероприятия по укреплению материальной базы школ, ликвидации многосменности занятий, организации праизводственного обуче­ ния, а также мероприятия по предо­ ставлению для учащихся старших классов средних школ учебных мест для прохождения профессионального обучения и производственной практики. Статья 11. Советам Министров союз­ ных республик осуществить мероприя­ тия по переподготовке учительских кадров и укомплектованию шкод учи- Сгатья 12. Перспективы технико-эко­ номического развития Советского Союза предъявляют все более высокие требо­ вания к производственной квалификации рабочих кадров всех отраслей народно­ го хозяйства. В этих условиях широкое развитие профессионально-технического образования молодежи приобретает осо­ бо важное значение. Основной задачей профессионально- технического образования молодежи яв­ ляется планомерная и организованная подготовка для всех отраслей народного хозяйства культурных й технически об­ разованных квалифицированных рабочих и тружеников сельского хозяйства, ком­ мунистическое воспитание учащихся, их идейная закалка, формирование у уча­ щейся молодежи коммунистического отношения к труду. Статья 13. Для профессионально-тех­ нического обучения молодежи, идущей на производство после окончания вось­ милетней школы, образовать городские и сельские профессионально-технические училища. Профессионально-технические учили­ ща специализируются по отраслям про­ изводства и проводят учебно-воспита­ тельную работу на основе активного и систематического участия молодежи в производительном труде и в тесной свя­ зи с предприятиями, стройками, совхо­ зами и колхозами. Статья 14. Преобразовать школы фаб­ рично-заводского обучения, ремеслен­ ные, железнодорожные, горно-промыш­ ленные, строительные училища и учили­ ща механизации сельского хозяйства трудовых резервов, профтехшколы, шко­ лы фабрично-заводского ученичества и другие профессиональные учебные заве­ дения совнархозов и ведомств — в дневные и вечерние городские профес­ сионально-технические училища со сро­ ком обучения от одного года до трех лет и в сельские профессионально-тех­ нические училища со сроком обучения один—два года. Реорганизацию существующих про­ фессиональных учебных заведений в го­ родские и сельские профессионально- технические училища провести в течение трех—пяти лет с учетом особенностей экономических административных райо­ нов. Статья 15. В целях постепенного пе­ ревода профессионально-технических училищ на частичную самоокупаемость Совету Министров Союза ССР и Сове­ там Министров союзных республик раз­ работать и последовательно осуществ­ лять мероприятия по расширению и по­ вышению доходности от производствен­ ной деятельности учебных заведений. В связи с ростом материальной обес­ печенности трудящихся, для повышения заинтересованности учащихся в лучшем овладении изучаемой профессией, целе­ сообразно изменить существующие ус- Статья 21. В промышленном, сельско­ хозяйственном производстве, а также в учреждениях культуры, просвещения и здравоохранения важное место при­ надлежит техникам, как непосредст­ венным организаторам производства, и другим работникам со средним специ­ альным образованием. Интересы современного производства, базирующегося на новейших достиже­ ниях науки и техники, требуют от вы­ пускников техникумов высокого уровня теоретической подготовки и хорошего знания практики. В соответствии с этим признать не­ обходимым дальнейшее совершенство­ вание системы среднего специального образования и улучшение подготовки специалистов средней квалификации на основе тесной связи обучения с обще­ ственно полезным трудом и широкого развития вечернего и заочного обуче­ ния. Статья 22. Подготовку специалистов в средних специальных учебных заведе­ ниях осуществлять на базе восьмилет­ ней школы, а по отдельным специаль­ ностям — на базе полного среднего об­ разования. ч-' (Окончание на 3-й стр.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz