Ленинец. 1958 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1958 г. (г. Липецк)

Об укреп лении связи школ ы с жизнь ю и о да льнейше м развитии системы народного образования в стране ч л . - л : М (Окончание. Начало на 1—2-й стр.) дом в обществе. Такая система воспита­ ния будет помогать людям не отрываться от жизни, чтобы наши юноши и девушки вступали в жизнь подготовленными людьми, полноценными тружениками коммунистического общества, непосред­ ственно своим трудом участвовали в создании материальных благ, необходи­ мых для этого общества. Надо уже в школе начинать готовить людей для производства, для полезного труда в об­ ществе. Дать им максимально возмож­ ное образование и потом направлять на производство. Работая на производстве и учась в школе, молодой человек лег­ че найдет свое положение в обществе, определит свои склонности и Желания. Он может специализироваться в какой- то области и, поработав на производст­ ве, пойти в соответствующее учебное заведение. Но сначала его нужно испы­ тать на вечерних занятиях без отрыва от производства. Повторяю, что в этом деле не должно быть никаких исключе­ ний, независимо от положения родите­ лей в обществе и занимаемых ими по­ стов. Задолго до пролетарской революции В. И. Ленин указывал, что правильная постановка воспитания молодежи при социализме возможна лишь при соеди­ нении обучения с производительным трудом молодого поколения. «Для того, чтобы соединить всеобщий производи­ тельный труд с всеобщим обучением,— писал В. И. Ленин, — необходимо, оче­ видно, возложить на всех обязанность принимать участие в производительном труде» (т. 2, стр, 441, подчеркнуто В. И. Лениным!. После XX съезда КПСС в наших шко­ лах, начиная с младших классов, введен труд, в V -V II классах дети занимают­ ся по два часа в неделю в школьных мастерских, в старших V III—X классах введены практикумы по сельскому хо­ зяйству, машиноведению и элсктротех- - нике по два часа в неделю и производ­ ственная практика непосредственно на предприятиях и в колхозах по 60—80 часов в год. Это бесспорно хорошее де­ ло, но это еще далеко не соединение обучения с производительным трудом, а скорее общее знакомство учащихся с различными видами труда взрослых. Еще К. Маркс указывал, что дети соответствующего возраста должны ежедневно работать на производстве, и это совершенно верно, так как только при этом условии юноши и девушки познают всю сложность и всю прелесть труда и по-настоящему включатся в ра­ бочий коллектив и его интересы. При разработке конкретных положе­ нии о перестройке работы нашей шко­ лы нужно будет подумать о предостав­ лении известных льгот учащимся школ рабочей и сельской молодежи, успешно совмещающим учебу с работой на про­ изводстве. Может быть, следует осво­ бождать их на 2—3 дня в неделю от работы на производстве с тем, чтобы эти дни они могли полностью поезятить учебе. Что касается срока обучения в этих школах, то с целью избежания чрезмер­ ной перегрузки учащихся его придется, по всей вероятности, установить в 3—4 года. Этот вопрос также требует спе­ циального изучения. Еще раз хочу подчеркнуть, что из­ ложенные в моей записке предложения по изменению системы школьного обра­ зования отнюдь не направлены к тому, чтобы сократить масштабы среднего об­ разования и заменить его семи- или восьмилетним обучением. Широкое развитие сети вечерних и заочных школ даст возможность получить всем жела­ ющим законченное среднее, а затем и высшее образование. Мы не можем забывать о том, что в настоящее время, несмотря на обяза­ тельность семилетнего, обучения, зна­ чительная часть молодежи не получает не только полного среднего образова­ ния, но и не заканчивает семи классов. По данным ЦСУ СССР, за последние годы седьмой класс заканчивает даже с учетом второгодников примерно 80 процентов от числа детей, поступивших в первый класс. Это означает, что мы далеко еще не полностью осуществили в жизни принцип обязательного семн- летнего обучения. Думаю, что изложенные выше пред­ ложения по изменению системы народ­ ного образования будут содействовать выполнению на деле принципа обяза­ тельного обучения в семилетней или восьмнлетней школе. Что касается введения всеобщего обя­ зательного полного среднего обучения в том виде, как это '■практиковалось у нас до сих пор, то по всем данным де­ лать это сейчас было бы нецелесооб­ разно. Возникает вопрос — следует ли пол­ ностью переходить , на предлагаемую систему народного образования или це­ лесообразно сохранить в известной ча­ сти существующую сейчас среднюю школу, внеся в ее работу нужные изме­ нения'? Есть мнение, что какое-то отно­ сительно небольшое число полных сред­ них политехнических школ можно было бы оставить, но при обязательном усло­ вии увеличения в них удельного веса обучения трудовым навыкам, и участия в производительном труде, а, при по­ ступлении в вуз требовать от окончив­ ших эти школы производственного ста­ жа в два года. Этот вопрос также тре­ буется внимательно и всесторонне обсу­ дить и после обсуждения найти более правильное решение. Надо предусмотреть в новой системе народного образования, что для особо одаренных детей, у которых в раннем возрасте явно проявились способности, например, в математике, в музыке, в изобразительном искусстве, для них на­ до иметь, в виде исключения, соответ­ ствующие средние школы, в которых они получали бы среднее образование, необходимое для дальнейшего обучения в соответствующих высших учебных за­ ведениях. Это нужно для того, чтобы наше государство могло правильно раз­ вивать и использовать таланты, рожден­ ные в народе. Если будет признано необходимым реорганизовать школы, а этого настоя­ тельно требует жизнь, надо проделать эту работу так, чтобы не получилось разрыва в подготовке необходимых кон­ тингентов для укомплектования высших учебных заведений. Надо сделать так, чтобы в переходный период от существующего теперь порядка обуче­ ния й школе к новому не пострадало дело подготовки специалистов для на­ шего народного хозяйства в специаль­ ных средних и высших учебных заведе­ ниях страны. Видимо, в этот переходный период (в течение 3—4 лет) какое-то количе­ ство существующих ныне школ-десяти­ леток следует сохранить. Возможно, бу­ дет признано целесообразным делать отбор среди способных учеников в су­ ществующих школах, чтобы собрать в определенных школах особенно одарен­ ных детей, проявивших, например, на­ клонности к изучению физики, матема­ тики, биологии, черчению и т. п. Их сле­ дует лучше готовить для поступления в высшие учебные заведения в соответст­ вии с выявленными склонностями. Тогда наши специальные высшие учебные за­ ведения будут получать юношей и де­ вушек, более подготовленных к овладе­ нию точными и другими науками. О высшей школе Так же, как и в отношении средней школы, представляется целесообразным внимательно рассмотреть систему выс­ шего образования. В настоящее время многие молодые люди, оканчивающие ву­ зы, плохо знают практику дела, недо­ статочно подготовлены к работе на про­ изводстве. Теперь юноши и девушки в 17 лет кончают десятилетку. И сразу же после этого поступают в институт и заканчи­ вают его в 22—23 года. Какой же при этом получается специалист? Нельзя также забывать о том, как у нас сейчас молодежь выбирает про­ фессию, когда сразу после окончания школы поступает в высшее учебное за­ ведение. Во многих, а может быть, и в большинстве случаев этот выбор являет­ ся случайным. Поэтому часто бывает, когда юноше или девушке не удается поступить в то высшее учебное заведе­ ние, которое ими было избрано, они го­ товы подать заявление в любое другое, хотя бы и совершенно иного профиля, лишь бы только получить высшее обра­ зование. Немало и таких случаев, когда молодые специалисты, только что окон­ чившие высшее учебное заведение, не чувствуют никакого влечения к получен­ ной профессии и либо поступают в дру­ гое высшее учебное заведение, либо ра­ ботают не по специальности. Это объ­ ясняется прежде всего тем, что по окон­ чании школы молодежь сейчас не имеет никакого жизненного опыта. Неправильно ведется и подготовка специалистов в вузах по целому ряду отраслей. Возьмем отрасль сельского хозяйства. Во многих капиталистических странах студенты сельскохозяйственных вузов в период обучения обязательно работают в сельскохозяйственном производстве. Мы же нередко неправильно воспиты­ ваем наших студентов. Возьмите сельско­ хозяйственную академию имени Тими­ рязева. Там учатся не на полях, а пре­ имущественно на грядках. Корову и дру­ гих животных изучают не в хозяйстве, как это требуется в жизни, а главным образом по макетам. На каждого сту­ дента приходится в общей сложности более одного человека, обслужнзающих этих студентов. И это называется выс­ шей советской школой. Я считаю это неправильным. Поэтому я очень часто слышу, и мне иногда приходится даже в защиту мо­ лодых специалистов выступать, когда колхозные кадры говорят—не надо нам молодых, что вы нам молодежь присы­ лаете. Такие высказывания я слышал на многих колхозных собраниях, как толь­ ко о специалистах начинается разговор. А почему? Потому, что это люди, в большинстве своем, неопытные. Приедет в колхоз девушка или молодой чело­ век — они ходят вокруг да около, а практически председателю колхоза как лучше вести хозяйство помочь не могут. И получается, что малограмотный прак­ тик, председатель колхоза или бригадир, он более ценен для хозяйства, чем этот приехавший в колхоз человек, который хотя теоретически и хорошо подготов­ лен, но не умеет увязать теорию с прак­ тикой. А если бы этот молодой специа­ лист, может быть, на 3—4 года позже вышел из учебного заведения, но зато прошел все производственные процессы сельского хозяйства сам, тогда была бы от него и другая польза, тогда по-ино­ му смотрели бы на молодых специали­ стов, оканчивающих каши высшие учеб­ ные заведения. Можно возразить на это, что и те­ перь в наших вузах имеется производ­ ственная практика. Да, имеется, но по­ ставлена она очень плохо. Производст­ венную практику надо проходить более глубоко, не так, как сейчас. Теперь сту­ денты на практике больше слоняются по заводу; один работает, а 10—15 на него „смотРят, а сами боятся к станку подойти. Да и администрация пред­ приятий мало доверяет практикантам, так как студенты не имеют квалифика­ ции, и если им дать рабочий станок, получается потеря производственных мощностей, производственных возмож­ ностей. Предприятия тяготятся такими практикантами. Надо иметь таких студентов, которые в совершенстве знали бы свое профес­ сиональное дело. Тогда такие студенты на практике будут желанными, так как они будут иметь не только необходи­ мые профессиональные, ремесленные, трудовые навыки, но и более высокое развитие и могут работать более про­ изводительно, показывать рабочим, как лучше, производительнее можно рабо­ тать на той или иной операции. И, на­ конец, нельзя не видеть того факта, что в высших учебных заведениях еще мало детей рабочих и колхозников. В московских вузах, например, детей ра­ бочих и колхозников учится всего 30— 40 процентов. Остальные студенты—это дети служащих, интеллигенции. Конеч­ но, такое положение является явно не­ нормальным. Я уже не говорю о том, что число самих рабочих и колхозников, которые учились бы в высших учебных заведениях с отрывом от работы, у нас составляют буквально единицы. Надо ■ перестроить систему высшего образования, приблизить его к произ­ водству и по-настоящему связать с про­ изводством. В высшие учебные заведе­ ния следует принимать молодежь, уже имеющую жизненный опыт, стаж прак­ тической работы. Перестройка средней школы поможет правильно решить этот вопрос. В вузы надо принимать тех, кто проявит больше способностей и жела­ ния продолжать учебу. Здесь должно учитываться не только одно желание поступающего в вуз, но и оценка его деятельности общественными организа­ циями (профсоюзом, комсомолом), что­ бы отбор был и по подготовленности, и по склонности, и по уверенности, что этот человек оправдает произведенные на него затраты, что он может быть действительно полезным руководителем производства. В развитии нашей высшей школы, и в первую очередь технической, надо идти больше всего по линии вечернего и за­ очного образования. Представляется це­ лесообразным в большинстве вузов пер­ вые 2—3 года проводить обучение без отрыва от производства. Это даст воз­ можность из того огромного количества молодежи, которая захочет пойти учить­ ся, отобрать таких, которые бы показа­ ли, что это не временный порыв, что у них действительно есть жажда к уче­ бе, терпение и трудолюбие. Только пос­ ле этого, с третьего курса, можно уста­ новить льготы — на три дня в неделю освобождать от работы на производст­ ве. Последние же два года учебы в ву­ зах, возможно, будет признано целесооб­ разным полностью освобождать студен­ тов от работы на производстве, за ис­ ключением времени, необходимого, для прохождения производственной прак­ тики. Нам надо вообще основательно про­ думать вопрос о вечернем и заочном высшем и среднем специальном образо­ вании. Необходимо добиться того, чтобы люди, занимаясь полезным трудом в обществе, в свободное от работы время имели бы, при желании, больше возмож- . ности учиться в таких учебных заведе­ ниях, где они изучали бы искусство, живопись, музыку, гуманитарные науки и т. п. Государство и особенно проф­ союзы должны в этом содействовать труженикам нашего общества. Считаю, что следовало бы подумать о возобновлении работы заводов-втузов. В прошлом это давало неплохие резуль­ таты, и в народном хозяйстве страны работает немало инженеров, получив­ ших знания и дипломы специалистов та­ ким путем. И надо сказать, что это в подавляющем большинстве своем очень хорошие инженеры, сведущие специа­ листы своего дела. В сельскохозяйственных вузах сочета­ ние обучения с работой в сельскохозяй­ ственном производстве возможно следо­ вало бы построить по сезонному прин­ ципу. Обучение должно производиться в институтах, организованных при круп­ ных хозяйствах, при совхозах. Там должны быть учебные корпуса, лабора­ тории и хозяйство для практической ра­ боты. Или, во всяком случае, при сель­ скохозяйственном вузе должно быть мощное, образцовое учебное хозяйство. Студенты сами должны ухаживать за животными, ремонтировать машины, уметь управлять этими машинами, сами должны сеять, выращивать и убирать урожай. Работу университетов, медицинских, педагогических и других вузов надо так­ же прочно связать с практикой. Конеч­ но, формы этой связи должны быть тща­ тельно продуманы. В работе нашей высшей школы много и других недостатков: студенты чрез­ мерно перегружены обязательными за­ нятиями и имеют мало времени для са­ мостоятельной работы, преподаватель­ ский состав, среди которого много высо­ коквалифицированных специалистов, сла­ бо участвует в научной работе. Требует значительного улучшения изучение об­ щественных наук и постановка идейно­ воспитательной работы. Перестройка си­ стемы высшего образования должна со­ действовать ликвидации и этих недо­ статков. В этом же направлении должна быть осуществлена и перестройка системы среднего специального образования. * * )|| Вот некоторые соображения по во­ просу о среднем и высшем образовании, которые мне хотелось бы дополнительно высказать к тому, что было сказано на XIII съезде комсомола и нашло довольно широкий отклик и положительное отно­ шение в стране. Возможно, будет признано необходи­ мым обсудить эти вопросы на Пленуме ЦК, так как они затрагивают миллионы людей, затрагивают все общество и пра­ вильное решение их будет иметь очень большое значение для дальнейшего ма­ териального и духовного развития наше­ го общества. После обсуждения на Пленуме ЦК, может быть, будет признано полезным разработать соответствующие тезисы для всенародного обсуждения этих во­ просов, а затем созвать сессию Верхов­ ного Совета СССР, где тоже подверг­ нуть обсуждению вопросы народного образования в стране и наметить общую линию их решения. Однако сделать на­ до так, чтобы конкретные постановления по средней и высшей школе были при­ няты окончательно на сессиях Верхов­ ных Советов союзных республик, так как решение вопроса о системе образо­ вания в каждой республике входит в компететцию Верховных Советов союз­ ных республик. Со всей определенностью надо под­ черкнуть одно — улучшение всего дела народного образования в стране настоя­ тельно диктуется жизнью. Н . Х Р У Щ Е В ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz