Ленинец. 1958 г. (г. Липецк)
Об укреп лении связи школ ы с жизнь ю и о да льнейше м развитии системы народного образования в стране ч л . - л : М (Окончание. Начало на 1—2-й стр.) дом в обществе. Такая система воспита ния будет помогать людям не отрываться от жизни, чтобы наши юноши и девушки вступали в жизнь подготовленными людьми, полноценными тружениками коммунистического общества, непосред ственно своим трудом участвовали в создании материальных благ, необходи мых для этого общества. Надо уже в школе начинать готовить людей для производства, для полезного труда в об ществе. Дать им максимально возмож ное образование и потом направлять на производство. Работая на производстве и учась в школе, молодой человек лег че найдет свое положение в обществе, определит свои склонности и Желания. Он может специализироваться в какой- то области и, поработав на производст ве, пойти в соответствующее учебное заведение. Но сначала его нужно испы тать на вечерних занятиях без отрыва от производства. Повторяю, что в этом деле не должно быть никаких исключе ний, независимо от положения родите лей в обществе и занимаемых ими по стов. Задолго до пролетарской революции В. И. Ленин указывал, что правильная постановка воспитания молодежи при социализме возможна лишь при соеди нении обучения с производительным трудом молодого поколения. «Для того, чтобы соединить всеобщий производи тельный труд с всеобщим обучением,— писал В. И. Ленин, — необходимо, оче видно, возложить на всех обязанность принимать участие в производительном труде» (т. 2, стр, 441, подчеркнуто В. И. Лениным!. После XX съезда КПСС в наших шко лах, начиная с младших классов, введен труд, в V -V II классах дети занимают ся по два часа в неделю в школьных мастерских, в старших V III—X классах введены практикумы по сельскому хо зяйству, машиноведению и элсктротех- - нике по два часа в неделю и производ ственная практика непосредственно на предприятиях и в колхозах по 60—80 часов в год. Это бесспорно хорошее де ло, но это еще далеко не соединение обучения с производительным трудом, а скорее общее знакомство учащихся с различными видами труда взрослых. Еще К. Маркс указывал, что дети соответствующего возраста должны ежедневно работать на производстве, и это совершенно верно, так как только при этом условии юноши и девушки познают всю сложность и всю прелесть труда и по-настоящему включатся в ра бочий коллектив и его интересы. При разработке конкретных положе нии о перестройке работы нашей шко лы нужно будет подумать о предостав лении известных льгот учащимся школ рабочей и сельской молодежи, успешно совмещающим учебу с работой на про изводстве. Может быть, следует осво бождать их на 2—3 дня в неделю от работы на производстве с тем, чтобы эти дни они могли полностью поезятить учебе. Что касается срока обучения в этих школах, то с целью избежания чрезмер ной перегрузки учащихся его придется, по всей вероятности, установить в 3—4 года. Этот вопрос также требует спе циального изучения. Еще раз хочу подчеркнуть, что из ложенные в моей записке предложения по изменению системы школьного обра зования отнюдь не направлены к тому, чтобы сократить масштабы среднего об разования и заменить его семи- или восьмилетним обучением. Широкое развитие сети вечерних и заочных школ даст возможность получить всем жела ющим законченное среднее, а затем и высшее образование. Мы не можем забывать о том, что в настоящее время, несмотря на обяза тельность семилетнего, обучения, зна чительная часть молодежи не получает не только полного среднего образова ния, но и не заканчивает семи классов. По данным ЦСУ СССР, за последние годы седьмой класс заканчивает даже с учетом второгодников примерно 80 процентов от числа детей, поступивших в первый класс. Это означает, что мы далеко еще не полностью осуществили в жизни принцип обязательного семн- летнего обучения. Думаю, что изложенные выше пред ложения по изменению системы народ ного образования будут содействовать выполнению на деле принципа обяза тельного обучения в семилетней или восьмнлетней школе. Что касается введения всеобщего обя зательного полного среднего обучения в том виде, как это '■практиковалось у нас до сих пор, то по всем данным де лать это сейчас было бы нецелесооб разно. Возникает вопрос — следует ли пол ностью переходить , на предлагаемую систему народного образования или це лесообразно сохранить в известной ча сти существующую сейчас среднюю школу, внеся в ее работу нужные изме нения'? Есть мнение, что какое-то отно сительно небольшое число полных сред них политехнических школ можно было бы оставить, но при обязательном усло вии увеличения в них удельного веса обучения трудовым навыкам, и участия в производительном труде, а, при по ступлении в вуз требовать от окончив ших эти школы производственного ста жа в два года. Этот вопрос также тре буется внимательно и всесторонне обсу дить и после обсуждения найти более правильное решение. Надо предусмотреть в новой системе народного образования, что для особо одаренных детей, у которых в раннем возрасте явно проявились способности, например, в математике, в музыке, в изобразительном искусстве, для них на до иметь, в виде исключения, соответ ствующие средние школы, в которых они получали бы среднее образование, необходимое для дальнейшего обучения в соответствующих высших учебных за ведениях. Это нужно для того, чтобы наше государство могло правильно раз вивать и использовать таланты, рожден ные в народе. Если будет признано необходимым реорганизовать школы, а этого настоя тельно требует жизнь, надо проделать эту работу так, чтобы не получилось разрыва в подготовке необходимых кон тингентов для укомплектования высших учебных заведений. Надо сделать так, чтобы в переходный период от существующего теперь порядка обуче ния й школе к новому не пострадало дело подготовки специалистов для на шего народного хозяйства в специаль ных средних и высших учебных заведе ниях страны. Видимо, в этот переходный период (в течение 3—4 лет) какое-то количе ство существующих ныне школ-десяти леток следует сохранить. Возможно, бу дет признано целесообразным делать отбор среди способных учеников в су ществующих школах, чтобы собрать в определенных школах особенно одарен ных детей, проявивших, например, на клонности к изучению физики, матема тики, биологии, черчению и т. п. Их сле дует лучше готовить для поступления в высшие учебные заведения в соответст вии с выявленными склонностями. Тогда наши специальные высшие учебные за ведения будут получать юношей и де вушек, более подготовленных к овладе нию точными и другими науками. О высшей школе Так же, как и в отношении средней школы, представляется целесообразным внимательно рассмотреть систему выс шего образования. В настоящее время многие молодые люди, оканчивающие ву зы, плохо знают практику дела, недо статочно подготовлены к работе на про изводстве. Теперь юноши и девушки в 17 лет кончают десятилетку. И сразу же после этого поступают в институт и заканчи вают его в 22—23 года. Какой же при этом получается специалист? Нельзя также забывать о том, как у нас сейчас молодежь выбирает про фессию, когда сразу после окончания школы поступает в высшее учебное за ведение. Во многих, а может быть, и в большинстве случаев этот выбор являет ся случайным. Поэтому часто бывает, когда юноше или девушке не удается поступить в то высшее учебное заведе ние, которое ими было избрано, они го товы подать заявление в любое другое, хотя бы и совершенно иного профиля, лишь бы только получить высшее обра зование. Немало и таких случаев, когда молодые специалисты, только что окон чившие высшее учебное заведение, не чувствуют никакого влечения к получен ной профессии и либо поступают в дру гое высшее учебное заведение, либо ра ботают не по специальности. Это объ ясняется прежде всего тем, что по окон чании школы молодежь сейчас не имеет никакого жизненного опыта. Неправильно ведется и подготовка специалистов в вузах по целому ряду отраслей. Возьмем отрасль сельского хозяйства. Во многих капиталистических странах студенты сельскохозяйственных вузов в период обучения обязательно работают в сельскохозяйственном производстве. Мы же нередко неправильно воспиты ваем наших студентов. Возьмите сельско хозяйственную академию имени Тими рязева. Там учатся не на полях, а пре имущественно на грядках. Корову и дру гих животных изучают не в хозяйстве, как это требуется в жизни, а главным образом по макетам. На каждого сту дента приходится в общей сложности более одного человека, обслужнзающих этих студентов. И это называется выс шей советской школой. Я считаю это неправильным. Поэтому я очень часто слышу, и мне иногда приходится даже в защиту мо лодых специалистов выступать, когда колхозные кадры говорят—не надо нам молодых, что вы нам молодежь присы лаете. Такие высказывания я слышал на многих колхозных собраниях, как толь ко о специалистах начинается разговор. А почему? Потому, что это люди, в большинстве своем, неопытные. Приедет в колхоз девушка или молодой чело век — они ходят вокруг да около, а практически председателю колхоза как лучше вести хозяйство помочь не могут. И получается, что малограмотный прак тик, председатель колхоза или бригадир, он более ценен для хозяйства, чем этот приехавший в колхоз человек, который хотя теоретически и хорошо подготов лен, но не умеет увязать теорию с прак тикой. А если бы этот молодой специа лист, может быть, на 3—4 года позже вышел из учебного заведения, но зато прошел все производственные процессы сельского хозяйства сам, тогда была бы от него и другая польза, тогда по-ино му смотрели бы на молодых специали стов, оканчивающих каши высшие учеб ные заведения. Можно возразить на это, что и те перь в наших вузах имеется производ ственная практика. Да, имеется, но по ставлена она очень плохо. Производст венную практику надо проходить более глубоко, не так, как сейчас. Теперь сту денты на практике больше слоняются по заводу; один работает, а 10—15 на него „смотРят, а сами боятся к станку подойти. Да и администрация пред приятий мало доверяет практикантам, так как студенты не имеют квалифика ции, и если им дать рабочий станок, получается потеря производственных мощностей, производственных возмож ностей. Предприятия тяготятся такими практикантами. Надо иметь таких студентов, которые в совершенстве знали бы свое профес сиональное дело. Тогда такие студенты на практике будут желанными, так как они будут иметь не только необходи мые профессиональные, ремесленные, трудовые навыки, но и более высокое развитие и могут работать более про изводительно, показывать рабочим, как лучше, производительнее можно рабо тать на той или иной операции. И, на конец, нельзя не видеть того факта, что в высших учебных заведениях еще мало детей рабочих и колхозников. В московских вузах, например, детей ра бочих и колхозников учится всего 30— 40 процентов. Остальные студенты—это дети служащих, интеллигенции. Конеч но, такое положение является явно не нормальным. Я уже не говорю о том, что число самих рабочих и колхозников, которые учились бы в высших учебных заведениях с отрывом от работы, у нас составляют буквально единицы. Надо ■ перестроить систему высшего образования, приблизить его к произ водству и по-настоящему связать с про изводством. В высшие учебные заведе ния следует принимать молодежь, уже имеющую жизненный опыт, стаж прак тической работы. Перестройка средней школы поможет правильно решить этот вопрос. В вузы надо принимать тех, кто проявит больше способностей и жела ния продолжать учебу. Здесь должно учитываться не только одно желание поступающего в вуз, но и оценка его деятельности общественными организа циями (профсоюзом, комсомолом), что бы отбор был и по подготовленности, и по склонности, и по уверенности, что этот человек оправдает произведенные на него затраты, что он может быть действительно полезным руководителем производства. В развитии нашей высшей школы, и в первую очередь технической, надо идти больше всего по линии вечернего и за очного образования. Представляется це лесообразным в большинстве вузов пер вые 2—3 года проводить обучение без отрыва от производства. Это даст воз можность из того огромного количества молодежи, которая захочет пойти учить ся, отобрать таких, которые бы показа ли, что это не временный порыв, что у них действительно есть жажда к уче бе, терпение и трудолюбие. Только пос ле этого, с третьего курса, можно уста новить льготы — на три дня в неделю освобождать от работы на производст ве. Последние же два года учебы в ву зах, возможно, будет признано целесооб разным полностью освобождать студен тов от работы на производстве, за ис ключением времени, необходимого, для прохождения производственной прак тики. Нам надо вообще основательно про думать вопрос о вечернем и заочном высшем и среднем специальном образо вании. Необходимо добиться того, чтобы люди, занимаясь полезным трудом в обществе, в свободное от работы время имели бы, при желании, больше возмож- . ности учиться в таких учебных заведе ниях, где они изучали бы искусство, живопись, музыку, гуманитарные науки и т. п. Государство и особенно проф союзы должны в этом содействовать труженикам нашего общества. Считаю, что следовало бы подумать о возобновлении работы заводов-втузов. В прошлом это давало неплохие резуль таты, и в народном хозяйстве страны работает немало инженеров, получив ших знания и дипломы специалистов та ким путем. И надо сказать, что это в подавляющем большинстве своем очень хорошие инженеры, сведущие специа листы своего дела. В сельскохозяйственных вузах сочета ние обучения с работой в сельскохозяй ственном производстве возможно следо вало бы построить по сезонному прин ципу. Обучение должно производиться в институтах, организованных при круп ных хозяйствах, при совхозах. Там должны быть учебные корпуса, лабора тории и хозяйство для практической ра боты. Или, во всяком случае, при сель скохозяйственном вузе должно быть мощное, образцовое учебное хозяйство. Студенты сами должны ухаживать за животными, ремонтировать машины, уметь управлять этими машинами, сами должны сеять, выращивать и убирать урожай. Работу университетов, медицинских, педагогических и других вузов надо так же прочно связать с практикой. Конеч но, формы этой связи должны быть тща тельно продуманы. В работе нашей высшей школы много и других недостатков: студенты чрез мерно перегружены обязательными за нятиями и имеют мало времени для са мостоятельной работы, преподаватель ский состав, среди которого много высо коквалифицированных специалистов, сла бо участвует в научной работе. Требует значительного улучшения изучение об щественных наук и постановка идейно воспитательной работы. Перестройка си стемы высшего образования должна со действовать ликвидации и этих недо статков. В этом же направлении должна быть осуществлена и перестройка системы среднего специального образования. * * )|| Вот некоторые соображения по во просу о среднем и высшем образовании, которые мне хотелось бы дополнительно высказать к тому, что было сказано на XIII съезде комсомола и нашло довольно широкий отклик и положительное отно шение в стране. Возможно, будет признано необходи мым обсудить эти вопросы на Пленуме ЦК, так как они затрагивают миллионы людей, затрагивают все общество и пра вильное решение их будет иметь очень большое значение для дальнейшего ма териального и духовного развития наше го общества. После обсуждения на Пленуме ЦК, может быть, будет признано полезным разработать соответствующие тезисы для всенародного обсуждения этих во просов, а затем созвать сессию Верхов ного Совета СССР, где тоже подверг нуть обсуждению вопросы народного образования в стране и наметить общую линию их решения. Однако сделать на до так, чтобы конкретные постановления по средней и высшей школе были при няты окончательно на сессиях Верхов ных Советов союзных республик, так как решение вопроса о системе образо вания в каждой республике входит в компететцию Верховных Советов союз ных республик. Со всей определенностью надо под черкнуть одно — улучшение всего дела народного образования в стране настоя тельно диктуется жизнью. Н . Х Р У Щ Е В ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz