Ленинец. 1958 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1958 г. (г. Липецк)

Об укреплении связи школ ы с жизнь ю и о да льнейше м развитии системы народного образования в стране к ш (Продо лжение. Начало на 1-й стр.). л одых людей, проучившись десять лет в школе, по окончании ее оказывается не подготов ленн ым к практической жиз­ ни. За период с 1954 по 1957 год из числа окончивших средн юю школу не поступило в ву зы и техникумы свыше 2,5 ми ллиона человек. Из выпускников средней ш колы только в 195 7 году не поступило в вузы и техникумы свыше 800 тысяч че ловек. Эти юноши и девушки, в силу отор­ ванности прогр аммы обучения в средней школе от жизни, совершенно не знают произво дства. И общество не знает, как лучше использовать этих молодых, полных жизненных сил людей. Полу­ чается, что значите льная часть мо ло де­ жи и род ителей оказ ывается неудов лет­ воренной таки м по ложени ем. И чем да льше, тем этот процесс не ос лабляет­ ся, а усиливается. Ду ма ю, что такое по­ ложение до лжно в ызвать у нас серьез­ ну ю озабоченность. Е два ли можно признать такое по ложе­ ние правильн ым, и многие товарищи, с которыми мне приходи лось бес едовать, выража ют сомнение в прави льности су­ ществующей у нас системы организа­ ции всеобщего десяти летнего обучения. Оче видно, с ле дует, обучая и воспи­ тывая детей в шк олах, уже с первого класса психологически готовить их к то­ му, что они до лжн ы будут в да льней­ ше м принимать участие в обществен­ но-полезной деяте льности, в тру де, в создании ценностей, необходимых для р азвития социа листического госу дарст­ ва. Физический труд от умственного труда у нас еще существенно о тли­ чается, а по насл едству от старого ос­ та лось еще такое положение, что как б ы отдается предпочтение какой-то части мо ло дежи, которая обязате льно до лж­ на зачисляться в высшие учебные за­ ведения и не идти на заводы или в кол­ хоз ы. А ост альн ые — это те, кто «не выш ли в люди» и «не проявили спо­ собностей». Они-то и должны идти на производство. Это в корне непра­ ви льно и противоречит нашему учени ю и наш им устрем лени ям. Юноши и девушки, окончившие сред нюю школу, как правило, счи­ тают, что единственно прием лемым для них .жизненным путем является продол­ жение обр азования в высшем и ли, в кр айнем случае, в ср еднем специальном учебном заведении. Часть окончивших десятилетку неохотно идет работать на фабрики, заводы, в колхозы и совхо­ зы, а некоторые из них даже считают это для себя оскорблением. Такое барски-пренебрежительное, не­ правильное отношение к физическому труду проявляется и в семьях. Если мальчик или девочка плохо учатся, то родители и окружающие их люди пу­ гают ребенка тем, что в случае, если он не будет хорошо учиться, не получит золотой или серебряной медали, не сможет попасть в вуз, будет работать на заводе простым рабочим. Физиче­ ский труд превращается для детей в какое-то пугало. Я уже не говорю о том, что такие рассуждения являются оскорбительными для тружеников со­ циалистического общества. С таким порочным положением, ког­ да в нашем обществе воспитываются люди, не уважающие физический труд, оторванные от жизни, мириться дальше нельзя. Ведь в социалистическом об­ ществе труд должен оцениваться по своей полезности, должен стимулиро­ ваться не только оплатой, но и, это . главное, — большим уважением нашей советской общественности. Нужно по­ стоянно внушать молодежи, что глав­ ное для общества — то, чем живет общество, это производительный труд, потому что только он создает матери­ альные ценности. Труд — это жизнен­ ная потребность для каждого совет­ ского человека. Надо сказать, что существовавшая до последнего 'времени практика со­ здания привилегированных условий при поступлении в вузы для лиц, оканчи­ вающих школу с золотой или серебря­ ной медалью, еще больше осложняла положение. Дело в том, что на учи­ телей оказывалось большое влияние со стороны некоторых родителей, стре­ мившихся к тому, чтобы их дети по­ лучили медали. Кроме того, имеется много непра­ вильного и в самой практике отбора молодежи и ее зачисления в высшие учебные заведения. Хс>тя и существуют конкурсные экзамены при приеме в выс­ шие учебные заведения, но нужно при­ знать, что для зачисления в вуз часто оказывается мало успешно выдержать экзамены. Здесь также сказывается большое влияние родителей. Недаром среди молодежи, поступающей в вузы, весьма распространено такое, высказы­ вание, что после того, как они сами пройдут конкурс, начинается конкурс родителей, а он зачастую все и решает. Это создает условия неравных воз­ можностей для поступления в высшие и средние специальные учебные заве­ дения Как же устранить все эти недостат­ ки нашей школы? Необходимо решительно перестроить систему воспитания нашего подраста­ ющего поколения в школах. Самое главное в этом деле — надо дать лозунг н чтобы этот лозунг был священным для всех детей, поступаю­ щих в школу, что все дети должны го­ товиться к полезному труду, к участию в строительстве коммунистического об­ щества. И всякий труд на фабрике или в колхозе, на промышленном пред­ приятии, в совхозе, МТС, РТС или в учреждении, честный, полезный труд для общества является священным трудом и необходимым для каждого че­ ловека, который живет и пользуется бла­ гами общества. Каждый человек, живя в коммунистическом обществе, должен вносить лепту своим трудом в строи­ тельство и дальнейшее развитие этого общества. Подготовка нашего подра­ стающего поколения к жизни, к полез­ ному труду, воспитание у нашей моло­ дежи глубокого уважения к принципам социалистического общества — эта за­ дача должна стать главной задачей нашей школы. Школа призвана готовить разносто­ ронне образованных людей, хорошо знающих основы наук и вместе с тем способных к систематическому физиче­ скому труду, воспитывать у молодежи стремление быть полезной обществу, активно участвовать в производстве ценностей, необходимых для общества. Какие практические мероприятия целесообразно было бы осуществить в этом направлении? По моему мнению, в общественно- полезный труд на предприятиях, * колхозах и т. д. следовало бы вклю­ чать всех учащихся без исключения пос­ ле окончания ими семи—восьми классов. И в городе, и в деревне, и в рабочем поселке все выпускники школ должны пойти на производство, никто не дол­ жен миновать этого. Это, во-первых, бу­ дет демократично, так как будут созда­ ны более равные условия для всех граждан; ни положение родителей, ни их ходатайства не будут освобождать кого бы то ни было от производительно­ го труда; во-вторых, это будет прекрас­ ной школой воспитания всей молодежи в духе героических традиций рабочего класса и колхозного крестьянства. Таким образом, единственно возмож­ ным и необходимым условием преодо­ ления недостатков нашей школы долж­ но быть, чтобы все юноши и девушки за время обучения в школе готовились к участию в физическом труде на за­ водах, фабриках, в колхозах, совхозах, в любом труде, который является полезным для общества. Вся система нашего среднего и выс­ шего образования должна быть постро­ ена так, чтобы обеспечить хорошую подготовку кадров — инженерно-техни­ ческих, сельскохозяйственных, меди­ цинских, научных, педагогических, кад­ ров рабочих, тружеников сельского хозяйства — всех кадров, необходимых для нашего государства. Надо поста­ вить это дело так, чтобы подготовка всех наших кадров была более высокая и квалифицированная, чем до сих пор. С этой целью представляется целе­ сообразным разделить среднее образо­ вание на два этапа. В качестве первого этапа, по-видимому, следует иметь се­ ми- или восьмилетнюю школу, обучение в которой должно быть обязательным для всех. Работники народного образо­ вания, многие родители утверждают, что восьмилетний срок обучения позво­ лит лучше решить задачу необходимой общеобразовательной и политехниче­ ской подготовки школьников. По-види­ мому, это правильно, но целесообраз­ нее решать эти вопросы каждой союз­ ной республике самостоятельно с уче­ том своих условий. Надо будет также серьезно продумать содержание про­ граммы и организацию занятий в этой школе. В восьмилетней школе, на первом этапе среднего образования, главное внимание должно быть уделено изуче­ нию основ наук, политехнической под­ готовке и трудовому воспитанию, вос­ питанию коммунистической нравствен­ ности. физической подготовке детей и развитию у них хорошего художествен­ ного вкуса. При этом нельзя допускать перегрузки школьников, вредно отра­ жающейся на их здоровье. Нельзя забывать и об особенностях женского труда. Мужчины и женщины в нашей стране при равном количестве и качестве труда получают равное воз­ награждение. Но все же, в результате специфических бытовых условий, на женщине лежит много других обязан­ ностей, причем совершенно неизбеж­ ных: умение ухаживать за ребенком, вести домоводство, в какой-то мере заниматься кулинарией В будущем еще шире развернется общественное питание, но, видимо, и в общественном питании труд женщин будет преобла­ дающим. Поэтому нужно обучать дево­ чек за время учебы в школе кулина- . рни, кройке и шитью и другим специ­ альностям, свойственным женщинам. Все это надо предусмотреть в програм­ мах школьного обучения. Надо серьезно улучшить материаль­ ную базу школ, ликвидировать, нако­ нец, многосменность занятий, обеепе-- чить школы современным учебным обо­ рудованием. Второй этап получения среднего об­ разования может идти по нескольким путям. Один из них может быть, напри­ мер, таким: школы после 7—8-летнего обучения школьника в последующие два или три года должны будут глав­ ный упор делать на специальное про­ фессиональное обучение учащихся. В городах и рабочих центрах, рабо­ чих поселках дети, получившие 7—8- летнее образование, должны, может быть, идти в школы, типа фабзавуча. Они будут продолжать учебу, но чтобы эта учеба была тесно связана с профес­ сиональным образованием, помогала учащимся приобретать производствен­ ные знания и трудовые навыки; не толь­ ко абстрактное знание производства, но и трудовые навыки. В сельской местности учащиеся, пос­ ле 7—8 лет обучения в школе, должны будут получать практические и теоре­ тические знания по агрономии, зоотех­ нике и другим отраслям сельского хо­ зяйства яли обучаться 2—3 года како­ му-либо ремеслу, так как и на селе молодежь может обучаться определен­ ным видам ремесла. Таким образом, юноши и девушки, окончив школу, получат и соответству­ ющее образование и ремесленные, про­ изводственные навыки, будут вступать в жизнь подготовленными людьми. Но можно пойти и по такому пути: заканчивать первый этап получения среднего образования молодежью 8-лет­ ним обучением в школах с тем, чтобы после окончания восьмилетки все юно­ ши и девушки шли работать на произ­ водство. При такой организации обще­ образовательной школы нам придется ежегодно определять на работу в бли­ жайший период времени от 2 до 3,5 млн. подростков, причем; примерно 40 проц, из них в городе и остальных— в деревне. Задача устройства на работу такого большого количества молодежи — дело не простое, тем более, что в настоящее время хозяйственники очень неохотно берут на работу подростков и моло­ дежь, не достигших 18 лет. Но это за­ дача первейшей партийной и государст­ венной важности. Необходимо будет сломить бюрократические рогатки, пре­ пятствующие устройству подростков на работу в народном хозяйстве, и пору­ чить Госплану СССР разработать пер­ спективный план трудоустройства под­ ростков, которые будут кончать восьми­ летнюю школу. Такой план должен быть конкретизированным в условиях каждого административного экономиче­ ского района с учетом устройства под­ ростков на работу по месту их жи­ тельства. При этом, очевидно, следует проду­ мать вопрос об установлении для подростков брони на предприятиях для беспрепятственного поступления их на работу после окончания восьмилет­ ней школы и о создании специальных цехов на предприятиях и подборе ра­ бочих мест, соответствующих возра­ сту и возможностям подростков, со строгим соблюдением техники безопас­ ности. Молодежи, идущей на производство по окончании обязательной школы (с 8- летним сроком обучения), необходимо предоставить возможность различными путями овладеть профессией. Одним из таких путей может быть обучение юно­ ши или девушки профессии непосредст­ венно на производстве, преимуществен­ но через организацию краткосрочных курсов и бригадное ученичество. Другим путем может стать освоение профессии юношей или девушкой в специальной одно- или двухгодичной профессиональ­ ной школе. Вопрос о сроке обучения, программе и организации обучения в Такой школе надо будет хорошенько продумать и обсудить. Возможно, окажется целесообразным* не всю молодежь, а часть ее (кто поже­ лает и будет удовлетворять соответст­ вующим требованиям) после окончания, обязательной 8-летней школы обучать определенной профессии в школах фаб­ рично-заводского ученичества и в ана­ логичных сельскохозяйственных школах, о которых сказано выше и в которых учащиеся, наряду с освоением той или иной профессии, будут изучать и обще­ образовательные дисциплины. Такие школы у нас до недавнего прошлого бы- _л .ли, и они себя вполне оправдали. Через | школы ФЗУ и ФЗО па базе семилетки, в которые принимались юноши и девуш­ ки, окончившие семилетку, прошли сот­ ни тысяч человек, ставших благодаря обучению в этих школах квалнфициро- ванными рабочими, имеющими к тому.-Л! же среднее образование. Немалая часть | выпускников таких школ, проработав 2—3 года на производстве, пришла за­ тем в вузы и, успей*"ю закончив их, ра­ ботает теперь инженерами в нашей про­ мышленности, на транспорте, в строи­ тельстве. В сельской местности для профессио­ нальной подготовки подростков можно было бы использовать широкую сеть восьмилетних школ обязательного обу­ чения, организовав при них годичные или полугодичные курсы, где выпускни­ ки восьмилетннх школ получали бы по выбору ту или иную массовую профес­ сию сельскохозяйственного производст­ ва. Такие курсы можно организовать также непосредственно и при крупных совхозах, МТС и РТС. В качестве второго этапа, дающего законченное среднее образование, пред­ ставляется наиболее целесообразным обучение юношей и девушек без отрыва от производства. Видимо, нам надо на производстве иметь вечерние (сменные) школы рабочей молодежи. Все юноши и девушки, пришедшие на завод, если бу­ дут иметь желание, смогут получить образование в такой школе. Вероятно, надо будет иметь хорошо' продуманную систему заочного образования, в кото­ рой дело обучения учащихся должно быть поставлено весьма квалифициро­ ванно: широко издавались бы лекции, соответствующие учебные .пособия, сис­ тематически давались бы желающим необходимые консультации. Надо избежать такого положения, когда вечерние школы ставят своей за­ дачей только подготовку к поступлению в высшие учебные заведения, ведь в этих школах будет учиться значительно больше молодежи, чем будет потреб­ ность для пополнения вузов. Следова­ тельно, в них для учащихся должна быть создана возможность получать не только полное общее образование за среднюю школу, но и совершенствовать, углублять профессиональное образова­ ние, чтобы готовились более квалифи­ цированные, образованные рабочие и работницы, колхозники и колхозницы и другие труженики нашего общества, ко­ торые имели бы законченное среднее общее, а также и специальное образо­ вание. Следовательно, у нас по-прежнему бу­ дет сохранена возможность каждому получить среднее -образование в объеме теперешней 10-летки, но не через ны­ нешнюю школу, оторванную от жизни, а через вечернюю или заочную сеть обу­ чения, которую нам надо будет всячески развивать и совершенствовать. Может по­ лучиться так, что юноша или девушка, кончая восьмилетнюю школу, не будет ощущать потребности дальше учиться: человек устал или еще не дорос до со­ знания необходимости иметь среднее об­ разование. Некоторое время этот юноша или девушка не будут учиться, будут работать. У этих молодых людей полу­ чится какой-то пропуск в учебе, но ког­ да они войдут в жизнь и у них пробу­ дится сознание и потребность пополнить свое образование, то они всегда будут иметь возможность учиться, получить среднее, а далее и высшее образование. Таким образом каждый юноша и де­ вушка смогут при желании получить полное среднее образование в вечерних учебных заведениях, работая на фабри­ ках и заводах, участвуя в труде, не обя­ зательно физическом, а может быть, ра­ ботая в конторе, но живя полезным тру- (Окончание на 3-й стр.). | 1!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz