Ленинец. 1958 г. (г. Липецк)
Об укреплении связи школ ы с жизнь ю и о да льнейше м развитии системы народного образования в стране к ш (Продо лжение. Начало на 1-й стр.). л одых людей, проучившись десять лет в школе, по окончании ее оказывается не подготов ленн ым к практической жиз ни. За период с 1954 по 1957 год из числа окончивших средн юю школу не поступило в ву зы и техникумы свыше 2,5 ми ллиона человек. Из выпускников средней ш колы только в 195 7 году не поступило в вузы и техникумы свыше 800 тысяч че ловек. Эти юноши и девушки, в силу отор ванности прогр аммы обучения в средней школе от жизни, совершенно не знают произво дства. И общество не знает, как лучше использовать этих молодых, полных жизненных сил людей. Полу чается, что значите льная часть мо ло де жи и род ителей оказ ывается неудов лет воренной таки м по ложени ем. И чем да льше, тем этот процесс не ос лабляет ся, а усиливается. Ду ма ю, что такое по ложение до лжно в ызвать у нас серьез ну ю озабоченность. Е два ли можно признать такое по ложе ние правильн ым, и многие товарищи, с которыми мне приходи лось бес едовать, выража ют сомнение в прави льности су ществующей у нас системы организа ции всеобщего десяти летнего обучения. Оче видно, с ле дует, обучая и воспи тывая детей в шк олах, уже с первого класса психологически готовить их к то му, что они до лжн ы будут в да льней ше м принимать участие в обществен но-полезной деяте льности, в тру де, в создании ценностей, необходимых для р азвития социа листического госу дарст ва. Физический труд от умственного труда у нас еще существенно о тли чается, а по насл едству от старого ос та лось еще такое положение, что как б ы отдается предпочтение какой-то части мо ло дежи, которая обязате льно до лж на зачисляться в высшие учебные за ведения и не идти на заводы или в кол хоз ы. А ост альн ые — это те, кто «не выш ли в люди» и «не проявили спо собностей». Они-то и должны идти на производство. Это в корне непра ви льно и противоречит нашему учени ю и наш им устрем лени ям. Юноши и девушки, окончившие сред нюю школу, как правило, счи тают, что единственно прием лемым для них .жизненным путем является продол жение обр азования в высшем и ли, в кр айнем случае, в ср еднем специальном учебном заведении. Часть окончивших десятилетку неохотно идет работать на фабрики, заводы, в колхозы и совхо зы, а некоторые из них даже считают это для себя оскорблением. Такое барски-пренебрежительное, не правильное отношение к физическому труду проявляется и в семьях. Если мальчик или девочка плохо учатся, то родители и окружающие их люди пу гают ребенка тем, что в случае, если он не будет хорошо учиться, не получит золотой или серебряной медали, не сможет попасть в вуз, будет работать на заводе простым рабочим. Физиче ский труд превращается для детей в какое-то пугало. Я уже не говорю о том, что такие рассуждения являются оскорбительными для тружеников со циалистического общества. С таким порочным положением, ког да в нашем обществе воспитываются люди, не уважающие физический труд, оторванные от жизни, мириться дальше нельзя. Ведь в социалистическом об ществе труд должен оцениваться по своей полезности, должен стимулиро ваться не только оплатой, но и, это . главное, — большим уважением нашей советской общественности. Нужно по стоянно внушать молодежи, что глав ное для общества — то, чем живет общество, это производительный труд, потому что только он создает матери альные ценности. Труд — это жизнен ная потребность для каждого совет ского человека. Надо сказать, что существовавшая до последнего 'времени практика со здания привилегированных условий при поступлении в вузы для лиц, оканчи вающих школу с золотой или серебря ной медалью, еще больше осложняла положение. Дело в том, что на учи телей оказывалось большое влияние со стороны некоторых родителей, стре мившихся к тому, чтобы их дети по лучили медали. Кроме того, имеется много непра вильного и в самой практике отбора молодежи и ее зачисления в высшие учебные заведения. Хс>тя и существуют конкурсные экзамены при приеме в выс шие учебные заведения, но нужно при знать, что для зачисления в вуз часто оказывается мало успешно выдержать экзамены. Здесь также сказывается большое влияние родителей. Недаром среди молодежи, поступающей в вузы, весьма распространено такое, высказы вание, что после того, как они сами пройдут конкурс, начинается конкурс родителей, а он зачастую все и решает. Это создает условия неравных воз можностей для поступления в высшие и средние специальные учебные заве дения Как же устранить все эти недостат ки нашей школы? Необходимо решительно перестроить систему воспитания нашего подраста ющего поколения в школах. Самое главное в этом деле — надо дать лозунг н чтобы этот лозунг был священным для всех детей, поступаю щих в школу, что все дети должны го товиться к полезному труду, к участию в строительстве коммунистического об щества. И всякий труд на фабрике или в колхозе, на промышленном пред приятии, в совхозе, МТС, РТС или в учреждении, честный, полезный труд для общества является священным трудом и необходимым для каждого че ловека, который живет и пользуется бла гами общества. Каждый человек, живя в коммунистическом обществе, должен вносить лепту своим трудом в строи тельство и дальнейшее развитие этого общества. Подготовка нашего подра стающего поколения к жизни, к полез ному труду, воспитание у нашей моло дежи глубокого уважения к принципам социалистического общества — эта за дача должна стать главной задачей нашей школы. Школа призвана готовить разносто ронне образованных людей, хорошо знающих основы наук и вместе с тем способных к систематическому физиче скому труду, воспитывать у молодежи стремление быть полезной обществу, активно участвовать в производстве ценностей, необходимых для общества. Какие практические мероприятия целесообразно было бы осуществить в этом направлении? По моему мнению, в общественно- полезный труд на предприятиях, * колхозах и т. д. следовало бы вклю чать всех учащихся без исключения пос ле окончания ими семи—восьми классов. И в городе, и в деревне, и в рабочем поселке все выпускники школ должны пойти на производство, никто не дол жен миновать этого. Это, во-первых, бу дет демократично, так как будут созда ны более равные условия для всех граждан; ни положение родителей, ни их ходатайства не будут освобождать кого бы то ни было от производительно го труда; во-вторых, это будет прекрас ной школой воспитания всей молодежи в духе героических традиций рабочего класса и колхозного крестьянства. Таким образом, единственно возмож ным и необходимым условием преодо ления недостатков нашей школы долж но быть, чтобы все юноши и девушки за время обучения в школе готовились к участию в физическом труде на за водах, фабриках, в колхозах, совхозах, в любом труде, который является полезным для общества. Вся система нашего среднего и выс шего образования должна быть постро ена так, чтобы обеспечить хорошую подготовку кадров — инженерно-техни ческих, сельскохозяйственных, меди цинских, научных, педагогических, кад ров рабочих, тружеников сельского хозяйства — всех кадров, необходимых для нашего государства. Надо поста вить это дело так, чтобы подготовка всех наших кадров была более высокая и квалифицированная, чем до сих пор. С этой целью представляется целе сообразным разделить среднее образо вание на два этапа. В качестве первого этапа, по-видимому, следует иметь се ми- или восьмилетнюю школу, обучение в которой должно быть обязательным для всех. Работники народного образо вания, многие родители утверждают, что восьмилетний срок обучения позво лит лучше решить задачу необходимой общеобразовательной и политехниче ской подготовки школьников. По-види мому, это правильно, но целесообраз нее решать эти вопросы каждой союз ной республике самостоятельно с уче том своих условий. Надо будет также серьезно продумать содержание про граммы и организацию занятий в этой школе. В восьмилетней школе, на первом этапе среднего образования, главное внимание должно быть уделено изуче нию основ наук, политехнической под готовке и трудовому воспитанию, вос питанию коммунистической нравствен ности. физической подготовке детей и развитию у них хорошего художествен ного вкуса. При этом нельзя допускать перегрузки школьников, вредно отра жающейся на их здоровье. Нельзя забывать и об особенностях женского труда. Мужчины и женщины в нашей стране при равном количестве и качестве труда получают равное воз награждение. Но все же, в результате специфических бытовых условий, на женщине лежит много других обязан ностей, причем совершенно неизбеж ных: умение ухаживать за ребенком, вести домоводство, в какой-то мере заниматься кулинарией В будущем еще шире развернется общественное питание, но, видимо, и в общественном питании труд женщин будет преобла дающим. Поэтому нужно обучать дево чек за время учебы в школе кулина- . рни, кройке и шитью и другим специ альностям, свойственным женщинам. Все это надо предусмотреть в програм мах школьного обучения. Надо серьезно улучшить материаль ную базу школ, ликвидировать, нако нец, многосменность занятий, обеепе-- чить школы современным учебным обо рудованием. Второй этап получения среднего об разования может идти по нескольким путям. Один из них может быть, напри мер, таким: школы после 7—8-летнего обучения школьника в последующие два или три года должны будут глав ный упор делать на специальное про фессиональное обучение учащихся. В городах и рабочих центрах, рабо чих поселках дети, получившие 7—8- летнее образование, должны, может быть, идти в школы, типа фабзавуча. Они будут продолжать учебу, но чтобы эта учеба была тесно связана с профес сиональным образованием, помогала учащимся приобретать производствен ные знания и трудовые навыки; не толь ко абстрактное знание производства, но и трудовые навыки. В сельской местности учащиеся, пос ле 7—8 лет обучения в школе, должны будут получать практические и теоре тические знания по агрономии, зоотех нике и другим отраслям сельского хо зяйства яли обучаться 2—3 года како му-либо ремеслу, так как и на селе молодежь может обучаться определен ным видам ремесла. Таким образом, юноши и девушки, окончив школу, получат и соответству ющее образование и ремесленные, про изводственные навыки, будут вступать в жизнь подготовленными людьми. Но можно пойти и по такому пути: заканчивать первый этап получения среднего образования молодежью 8-лет ним обучением в школах с тем, чтобы после окончания восьмилетки все юно ши и девушки шли работать на произ водство. При такой организации обще образовательной школы нам придется ежегодно определять на работу в бли жайший период времени от 2 до 3,5 млн. подростков, причем; примерно 40 проц, из них в городе и остальных— в деревне. Задача устройства на работу такого большого количества молодежи — дело не простое, тем более, что в настоящее время хозяйственники очень неохотно берут на работу подростков и моло дежь, не достигших 18 лет. Но это за дача первейшей партийной и государст венной важности. Необходимо будет сломить бюрократические рогатки, пре пятствующие устройству подростков на работу в народном хозяйстве, и пору чить Госплану СССР разработать пер спективный план трудоустройства под ростков, которые будут кончать восьми летнюю школу. Такой план должен быть конкретизированным в условиях каждого административного экономиче ского района с учетом устройства под ростков на работу по месту их жи тельства. При этом, очевидно, следует проду мать вопрос об установлении для подростков брони на предприятиях для беспрепятственного поступления их на работу после окончания восьмилет ней школы и о создании специальных цехов на предприятиях и подборе ра бочих мест, соответствующих возра сту и возможностям подростков, со строгим соблюдением техники безопас ности. Молодежи, идущей на производство по окончании обязательной школы (с 8- летним сроком обучения), необходимо предоставить возможность различными путями овладеть профессией. Одним из таких путей может быть обучение юно ши или девушки профессии непосредст венно на производстве, преимуществен но через организацию краткосрочных курсов и бригадное ученичество. Другим путем может стать освоение профессии юношей или девушкой в специальной одно- или двухгодичной профессиональ ной школе. Вопрос о сроке обучения, программе и организации обучения в Такой школе надо будет хорошенько продумать и обсудить. Возможно, окажется целесообразным* не всю молодежь, а часть ее (кто поже лает и будет удовлетворять соответст вующим требованиям) после окончания, обязательной 8-летней школы обучать определенной профессии в школах фаб рично-заводского ученичества и в ана логичных сельскохозяйственных школах, о которых сказано выше и в которых учащиеся, наряду с освоением той или иной профессии, будут изучать и обще образовательные дисциплины. Такие школы у нас до недавнего прошлого бы- _л .ли, и они себя вполне оправдали. Через | школы ФЗУ и ФЗО па базе семилетки, в которые принимались юноши и девуш ки, окончившие семилетку, прошли сот ни тысяч человек, ставших благодаря обучению в этих школах квалнфициро- ванными рабочими, имеющими к тому.-Л! же среднее образование. Немалая часть | выпускников таких школ, проработав 2—3 года на производстве, пришла за тем в вузы и, успей*"ю закончив их, ра ботает теперь инженерами в нашей про мышленности, на транспорте, в строи тельстве. В сельской местности для профессио нальной подготовки подростков можно было бы использовать широкую сеть восьмилетних школ обязательного обу чения, организовав при них годичные или полугодичные курсы, где выпускни ки восьмилетннх школ получали бы по выбору ту или иную массовую профес сию сельскохозяйственного производст ва. Такие курсы можно организовать также непосредственно и при крупных совхозах, МТС и РТС. В качестве второго этапа, дающего законченное среднее образование, пред ставляется наиболее целесообразным обучение юношей и девушек без отрыва от производства. Видимо, нам надо на производстве иметь вечерние (сменные) школы рабочей молодежи. Все юноши и девушки, пришедшие на завод, если бу дут иметь желание, смогут получить образование в такой школе. Вероятно, надо будет иметь хорошо' продуманную систему заочного образования, в кото рой дело обучения учащихся должно быть поставлено весьма квалифициро ванно: широко издавались бы лекции, соответствующие учебные .пособия, сис тематически давались бы желающим необходимые консультации. Надо избежать такого положения, когда вечерние школы ставят своей за дачей только подготовку к поступлению в высшие учебные заведения, ведь в этих школах будет учиться значительно больше молодежи, чем будет потреб ность для пополнения вузов. Следова тельно, в них для учащихся должна быть создана возможность получать не только полное общее образование за среднюю школу, но и совершенствовать, углублять профессиональное образова ние, чтобы готовились более квалифи цированные, образованные рабочие и работницы, колхозники и колхозницы и другие труженики нашего общества, ко торые имели бы законченное среднее общее, а также и специальное образо вание. Следовательно, у нас по-прежнему бу дет сохранена возможность каждому получить среднее -образование в объеме теперешней 10-летки, но не через ны нешнюю школу, оторванную от жизни, а через вечернюю или заочную сеть обу чения, которую нам надо будет всячески развивать и совершенствовать. Может по лучиться так, что юноша или девушка, кончая восьмилетнюю школу, не будет ощущать потребности дальше учиться: человек устал или еще не дорос до со знания необходимости иметь среднее об разование. Некоторое время этот юноша или девушка не будут учиться, будут работать. У этих молодых людей полу чится какой-то пропуск в учебе, но ког да они войдут в жизнь и у них пробу дится сознание и потребность пополнить свое образование, то они всегда будут иметь возможность учиться, получить среднее, а далее и высшее образование. Таким образом каждый юноша и де вушка смогут при желании получить полное среднее образование в вечерних учебных заведениях, работая на фабри ках и заводах, участвуя в труде, не обя зательно физическом, а может быть, ра ботая в конторе, но живя полезным тру- (Окончание на 3-й стр.). | 1!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz