Ленинец. 1958 г. (г. Липецк)
Повесть о любви Г : и н е н а в и с т и Много хороших книг на писано о грозных днях гражданской войны. Но для разработки этой благодар ной темы Н. Чуковский на шел свой жизненный мате риал, свой угол зрения и создал интересную повесть «Варя» («Знамя», 1957 г., № 12 ). На страницах повести изображен опаленный Ок тябрьской революцией, на полненный дыханием граж данской войны, сурово на стороженный и готовый к бою Петроград. 1919 год. Юденич неисто во рвался к городу. А в это время в самом городе хит роумно плелись предатель ские сети контрреволюцион ных заговоров. Уничтожить контррево-. люцию, защитить мир света и правды—за это борются положительные герои повес ти Н. Чуковского. Один из главных персона жей повести — пятнадцати летний мальчик-рассказчик. Он вырос в большой, мате риально плохо обеспеченной семье интеллигента. Этот мальчик и семнадцатилет няя Варя — главная герои ня произведения — работа ли в библиотеке. Великие идеи революции захватили юных героев. Они хотят принять участие в борьбе за справедли вый общественный строй. Не время ходить в шко лу, не время рыться в огромных грудах книг. Но как вырваться из своего одиночества на простор об щественной борьбы? «Мы уже слышали о комсомоле. Но комсомол был где-то на заводах, мы точно не знали где, и слухи о нем доходи ли самые противоречивые». В самый разгар граждан ской войны Варя вступает в комсомол и вместе с отря дом уходит на фронт. Будучи романтически на строенной девушкой, страст но мечтавшей совершить подвиг во имя свободы, Ва ря совершает ошибку: она полюбила недостойного че ловека. Мастерство писателя про явилось в том, что он сумел ◄ — - художественно, убедительно показать зарождение этой любви. Варя увидела в дс- вятнадцатил е т н е м Леве Кравеце героя, рыцаря ре волюции, настоящего чело века. Неопытная и впечат лительная, девушка не мог ла разглядеть истинной сущности этого фразера и щеголя и со всей силой своей пылкой души полюби ла его. Он казался ей от важным, умным, способным на подвиг. Оказавшись на фронте в одном взводе с Левой, Варя не разлучалась с ним, окру жила его заботой и внима нием: «подыскивала ему лучшее место у костра, сле дила, чтобы он не обжегся, не ушибся,..,» И вдруг выяснилось, что Лева Кравец — жестокий, неумолимый и коварный враг. Он участвовал в под готовке контрреволюцион ного восстания в Петрогра де и, спасаясь от справедли вого возмездия, вступил в красный отряд. Здесь он подло убил комсомольца Смурова и пытался убежать к белым. Какое жесточайшее разо чарование пережила Варя! Глубоко страдая, она поры вает все нити в своем серд це, связывающие ее с этим мерзавцем, двурушником. Политически неопытная, еще не искушенная в жизни Ва ря стала жертвой излишней доверчивости. Но вряд ли можно пол ностью оправдать Варю. Ведь это она устроила в от ряд скрывающегося от че кистов Кравеца. В гибели Смурова есть доля и ее не вольной вины, поэтому нельзя полностью согласить ся с автором, что «ей нечего " было стыдиться». Чувство любви на время ослепило Варю, и она не делала должных выводов из многих поступков и черт характера Кравеца. Отрица тельное отношение автора к нему чувствуется сразу же, как только он появляется на страницах повести. Претен циозная одежда, подчерки вание своей исключительной значимости, разговор свысо- «Вино губит телесное здоровье людей, губит умственные способности, губит благосостояние людей и, что всего ужаснее, губит душу людей й их потомство». (Л . Н. Толстой) ка, хамское отношение к де вушке, туманные и сбивчи вые рассказы о «таинствен ной деятельности» и т. д.— все это характеризует Кра веца с резко отрицательной стороны. Читатель хотел бы узнать, как происходила эволюция в отношении Вари к Краве- цу по мере того, как она все больше узнавала его? Были ли у нее сомнения в его истинной ценности? Как она реагировала на некоторые подозрительные поступки Кравеца? Но по книге об этом можно только догадываться. Глубокому изображению душевного ми ра героини мешает избран ная форма повествования от первого лица, хотя она и придала произведению осо бую достоверность, искрен ность и даже ’&нтимность. В целом повесть оставляет хорошее впечатление. Вме сте с. «Последней команди ровкой» («Знамя», 1957 г., №№ 6, 7) она закрепила тот успех, который одержал пи сатель в хорошо известном читателям романе «Балтий ское цебо». Повесть заставляет нас острее почувствовать тот беззаветный героизм, какой проявили наши отцы и братья, те жертвы и муки, какие они вынесли 40 лет назад в борьбе за свобод ную жизнь. А. ОГНЕВ, кандидат филологических наук, старший преподаватель Елецкого пединститута. НА БРЮССЕЛЬСКОЙ с е п ж м р ш о ш Большой популярностью среди посетителей Брюссельской всемирной выставки пользуется павильон Советского Союза. НА СНИМКЕ: посетители осматривают автомобили, выпускаемые со ветской промышленностью. Фото О. Гудкова. (Фотохроника ТАСС). ■/ з Л э з Д фз /А 4 П и с ь м а в р е д а н ц и ю Где находится стройк<}^ Создается • ■ редь. На строительстве кок сохимической батареи грудятся сотни молодых рабочих. Многие из них — посланцы комсомола, которые прибыли на стройку по комсомоль ским путевкам. Коллек тив молодых строите лей — большая, друж ная семья. И хотелось бы, чтобы комсомольские организации города прр- являли больше заботы о строителях, больше инте ресовались их трудовой жизнью и запросами. А у нас есть такие вопро сы, помочь решить кото рые нам во многом мог ли бы комсомольцы го рода. Может быть, по сравнению с масштабом --------------- ---------- строительства эти вопро сы могут показаться «не важными», второстепен ными. Но эти да первый взгляд «мелочи» — боль шой недостаток в жизни строителей. Взять, к примеру, об служивание рабочих в обед. Одни идут в сто ловую, другим хочется купить в ларьке кефиру, молока, бутербродов. Но это сделать- часто быва ет не так просто. Ларек от магазина № 54 гор- торга превращается в «осаждаемый» объект. Нельзя сказать, чтобы не хватало продуктов. Просто продавцы не ус певают строителей быст- НАВЕСТИ ПОРЯДОК В СТОЛОВОЙ На Лебедянском ма шиностроительном заво де есть столовая. Но ра бочим негде поесть. Обеды в столовой гото вятся невкусные, выбор блюд беден. Котлеты наполовину состоят из хлеба, кисель напомина ет воду. Бывают дни, когда единственным ку шаньем являются мака роны. Не раз случалось, когда пища была приго товлена из недоброка чественных продуктов. Когда посетители указы вают на эти возмути тельные факты, то в от вет они слышат от офи циантки Н. Огарковой и раздатчицы М. Уколовой только грубости. Кухня в столовой—в антисанитарном состоя нии, часто ее превраща ют в прачечную. О безобразиях в этой столовой говорилось уже много. Пора от слов пе рейти к делу и, наконец, наладить работу .столо вой. В. СКУРИДИН, Н. КОНЫШЕВ, Ш. МЕРКУЛОВ, А. ЧУДИНОВ, А. РАЗУВАЕВСКИЙ, рабочие завода. Много лучшего остав ляет желать и медицин ское обслеживанне стро ителей. Медпункта на стройке нет, дали рабо чих аптечки, и все. Как ни странно, это мало тре вожит работников гор- здравотдела. Случилось однажды несчастье: дщ вушка получила сильный ушиб. Срочно нужен был врач. Позвонили в «ско рую помощь», а там от ветили: — Приехать не можем. И оказалось, что меди цинские работники не знают, где находится стройка! Почему бы ком сомольской организации горздравотдела не взять шефство над стройкой, не наудить рабочих хотя бы то-му, как пользо ваться аптечками? Плохо на стройке и с культурным обслужива нием. Горком ВЛКСМ взялся было за организа цию концертов. Однако художественные коллек тивы — очень редкие го сти у строителей. Со здается впечатление, что они тоже не знают, где находится стройка. Молодые строители коксохимического цеха делают большое государ ственное дело. Проявить к ним максимум внима ния — боевая задача каждой комсомольской организации города. Р. ХУДОПАЕВА. Трест «Лйпецкстр-ой». н е м и ш м у ю борьбу З АКОНЧИЛА С Ь еще одна заме чательная тру довая неделя. Субботний летний вечер. В эти сво бодные часы многие спе шат хорошо, культурно отдохнуть, набра т ь с я новых сил. Любители прогулок заполняют те нистые аллея Нижнего Пьяницам— парка. Непрерывкой це почкой тянутся в сторону пристани завзятые рыбо ловы и просто желающие покататься на лодке., У входа в драмтеатр тоже немало нарядно одетых людей. Сотни липчан увлека тельно, с большой поль зой для здоровья прово дят свой выходной день. И странно видеть, как по улице, держась рукой за ограду, бредет пожи лой, прилично одетый че ловек. Женщины и дети испуганно бросаются от него в сторону. Вот он, бессмысленно по в о д я глазами, отталкивается от столба и тут же пада ет на мостовую. С тру дом поднявшись на ноги, снова теряет равновесие и грязными руками хва тается за прохожих. Это — А. И. Гильдман, глав ных бухгалтер управле ния «Металлургпрокат- монтаж». Очутившись в медицинском вытрезвите ле, он заплетающимся языком пытается что-то сказать (снимок ввер ху). Все ясно и без слов, Гильдман пьян, мешал в этот вечер лип чанам культурно отды- ^ хать. Словно заразившись дурным примером стар шего, двадцатилетний слесарь того же управле ния Виктор Кузнецов в этот вечер настоящему бтдыуу тоже предпочел душную, , прокуренную пивную. Его подобрали в грязной канаве ка ули це Уступной, где он ва лялся в бессознательном состоянии. Врач с тру дом привел его в чувст во (снимок справа). Не ужели тебе, Виктор, не стыдно глядеть в глаза окружающим людям? . Кое-кто не^стыдится, но трусливо закрывается рукой перед объективом фотоаппарата. Электро монтер «Горзлектрссети» А, Кирин (снимок слева) и его товарищ ком сомолец В. Таравков упорно не хотяг признать свою вину: — Ну и что ж, что ка тались на велосипедах в нетрезвом виде? Ведь мы же никого не задавили. Да, к счастью, этого не случилось: работники милиции вовремя задер жали ретивых «велосипе дистов». Некоторые молодые люди наивно полагают, что пьянство — личное дело. Неверно это. Ведь всем известно, что алко голизм превращает хоро шего работника в лоды ря и прогульщика, по рождает семейные траге дии, жестоко травмирует детей, нередко приводит и к п р е с т у в а . .н ю . И пусть пьяниц едини цы, все равно о них мол чать нельзя. Атмосфера нетерпимости и всеобще го морального осужде ния поможет этим лю дям скорее избавиться от позорной слабости, от одного из самых отвра тительных пережитков прошлого. М. ЯРЫНИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz