Ленинец. 1958 г. (г. Липецк)
новый дом О Т Д Ы Х А В ж ивописной местно сти П одм осковья открыт специали зи р о ва н ны й дом отдыха « К расная П а хр а » д л я т рудящ ихся, лиш ен ны х речи и слуха . П ер вая гр уп п а л у ч ш и х к о л хо зн и ко в и производст венников от наш ей об ласти уже от правилась на д вухн ед ельн ы й от ды х. Больш инст во из н и х п о луч и ли бесплат ны е путевки за хорош ую работу , Это к о л хо зн и ки сельскохозяйст в е н н ы х артелей: «К расны й О к тябрь » Л и п ец ко го р а й она — П и ванов; «С вобод ны й сокол» — П о п о в, п е р едовой тракторист К уй- м анской М ТС Трубетчин- ского района Колотви- нов, всего 17 человек. Г. С А В И Ц К И Й , Из истории создания молодежных и первых комсомольских организаций на территории Липецкой области Беседы о живописи НА СН ИМКЕ: комсомольцы—делегаты первой Липецкой уездной конференции РКСМ. ( А. КАМЕНСКИЙ. Ж ивопи сны й о б р а з В предыдущих статьях речь шла о сюжетных по лотнах, о портретах, где также всегда содержится определенный рассказ о че ловеке, запечат л е н н ы й средствами живописи. Но ведь существуют и такие жанры изобразительного искусства, целью которых является изображение пред- местного мира, окружаю щей нас природы, обста новки, вещей, плодов и т. д. Не являются ли они «чи стой» формой живописи, свободной от какого бы то ин было идейного содержа ния и рассчитанной лишь на воспроизведение тех зри тельных эффектов, которы ми в изобилии награждает нас сияющая вечной красой «равнодушная природа»? Даже самое общее зна комство с историей реали стического пейзажа и на тюрморта заставит нас от рицательно ответить на та кой вопрос. Возьмем, на пример, натюрморт. Слово это в буквальном переводе означает «мертвая приро да». Но, конечно, такое оп ределение отнюдь не выра жает существа образных возможностей этого жанра. На самом деле подлинные художники, создавая на тюрморты, никогда не удов летворялись мертвым слеп ком с натуры. Не ограни чивались они и решением чисто декоративных задач. Вдумчивый зритель уловит и в .натюрморте своеобраз ное отражение мировос приятия художника, его умонастроения, определяе мого особенностями обще ственного бытия в ту или иную эпоху. Скажем, гол ландские мастера XVII сто летия, которые, в сущно сти, и были создателями натюрморта как особого жанра живописи часто на зывали его «штильлезен»— «тихая жизнь». И действи тельно, вглядываясь в на тюрморты таких замеча тельных художников, как Виллем Хеда, Питер Клас, Виллем Кальф, мы словно бы вступаем в спокойный, ясный, безмятежный мир, где самые простые обиход ные вещи обладают удиви тельно проникновенной кра сотой и поэтичностью. Не хитрая снедь, стеклянная посуда, трубка на столе как бы несут печать характера своих хозяев, людей не сколько замкнутых, при выкших к размеренному, неизменному ритму жизни, довольствующихся в ней малым. Сопоставьте умиротво ренную созерцательность голландских «штильлевен» и образный характер луч ших произведений совет ского натюрморта, и вы во очию убедитесь в том, как глубоко и решительно видо изменяется самая сущность художественных особенно стей произведений этого жанра в зависимости от влияния общества, времени, его ведущих идей. Вот полотна П. Конча ловского, пожалуй, самого крупного среди многочис ленных советских мастеров, писавших натюрморты. Да, уж его работы не «мертвая натура» и не «тихая жизнь». Это натура живая, жизнь — бурная, полная соков, красочности, радост ной влюбленности в чувст венную красоту мира. Кон чаловский писал дичь и фрукты, столовую серви ровку и цветы, среди кото рых его особенно часто привлекала сирень. Но ти хая лирика уютных скром ных, «смирных» предметов его совершенно не трогала. Он изображал плоды, по ражающие своим редкост ным объемом, сверкающи ми оттенками цвета, брыз жущей сочностью; цветы — гордые, великолепные в сво ем пышном цветении; сер вировку, которая соединяет в себе строгую логику и непринужденное изящест во — качества, разумеется, не самих вещей, ко поль зующегося ими человека высокой и тонкой культу ры. Добавьте к этому бли стательный колористиче ский дар Кончаловского, его мастерство композиции, волшебное умение показать плоть вещей в ее живой свежести и неповторимой Рисунок с картины П. Кончаловского «Си рень». привлекательности — и вы поймете секрет оригиналь ности и обаяния натюрмор тов этого мастера. Они яв ляются красноречивым от ражением оптимистическо го мироощущения совет ских людей. Точно так же и подлин но художественный пейзаж запечатлевает не только те или иные «виды», но и вос приятие природы человеком, определенное отношение к ней, что, разумеется, всег да прямо связано с миро воззрением художника, ка ким-то кругом идей, пере живаний и т. д. Наличие образа, а стало быть, и идейного содержания и от личает пейзаж как жанр искусства от бездумно фо тографического копирова ния натуры или скрупулез но-точных ландша ф т о в, предназначенных служить узко познавательным це лям. В пейзаже есть нечто общее с программной му зыкой. Иногда эта про грамма выражается откры то, впрямую, сюж е т н о. Когда, например, Левитан писал «Владимирку» — до рогу, по которой в царские времена гнали на каторгу заключенных, то он, несом ненно, мог рассчитывать, что любой зритель будет искать в этом полотне свое образное отражение чувст ва тяжести и скорби, кото рое испытывали русские люди при взгляде на этот печально знаменитый тракт. г —— ------------- — П ОСЛЕ Великой Ок тябрьской социа л и- стической революции Коммунистическая партия поставила перед рабочим классом и крестьянством не отложную задачу—отобрать у капиталистов фабрики и заводы, а у помещиков зем лю, победить голод и раз руху, разгромить внутрен нюю и внешнюю контррево люцию. В это трудное вре мя десятки тысяч юношей и девушек вместе со сво ими отцами и старшими братьями самоотверженно боролись за упрочение со ветской власти, вставали на защиту завоеваний Октября. Массовый характер приоб рело в это время революци онное движение трудящейся молодежи. Назрела задача создать молодежные орга низации с единым руковод ством, с единой программой. 29 октября 1918 года—день открытия первого съезда комсомола и был днем его рождения, началом славной истории. Комсомол начал сплачивать рабоче-крестьян скую молодежь в одно целое и с первых же дней стал боевым помощником партии. В это же время начинают создаваться молодежные со циалистические союзы и на территории нашей области. Первые социалистические организации молодежи воз никают в Липецке, Ельце, Усмани. Кое-где они появи лись еще и до Октябрьской революции. В Ельце, напри мер, большевики еще нака нуне Октября имели боль шое влияние среди молоде жи. Так. в городе был со здан «клуб социалистической молодежи», где большевики имели решающее влияние. Под их руководством члены клуба в городе и близлежа щих селах создавали среди молодежи ячейки и кружки. Они были созданы в селах Казинке, Лавах, Тростном, Созыкино, а также в слобо де Ламской. По инициативе большеви ков организуется уездное бюро социалистических клу бов и кружков. Во главе его стоял большевик Б. По пов («товарищ Борис»). Члены ячеек и кружков проводили большую рабо ту — организовывали лек ции и беседы среди моло дых рабочих, крестьян и учащихся, снабжали их по литической литературой. Во время выборов в думу, зем ство и учредительное собра ние большинство молодых активистов проводило аги тацию за большевистских кандидатов. Елецкая моло дежь приняла активное уча стие в борьбе за установле ние советской власти в го роде и уезде. Елецкий клуб молодежи просуществовал до конца 1918 года. Влияние елецких большевиков среди молоде жи было очень велико, и это вызывало раздраже ние. у буржуазии губерн ского центра. Орловская буржуазная газета «Голос народа» в феврале 1918 го да писала, что в Ельце гим назисты «...по большей ча сти большевики», что «боль шевизм губит детей...» и, обращаясь к родителям, требовала от них принятия срочных мер. Сильным было влияние большевиков и среди моло дежи Липецка, Усмани, За- донска и других городов. В Липецке ячейка' союза молодежи появилась в сен тябре 1918 года. Ее органи заторами были учащиеся трудовой школы 2 ступени (ныне улица Зегеля, дом № 1 ) Шатенштейн, Жора Гревцов, Леня Попов, Женя Адамов и другие. Организа ция получила громкое на звание—«Союз социалисти ческой рабочей молодежи», но в начале в ней насчиты валось всего несколько че ловек. Трудно было рабо тать. Но молодежь не уны вала. Союз развертывал свою деятельность—устраи вал митинги, концерты и по степенно привлекал к себе молодежь. В Усмани молодежные со юзы также начали организо вываться еще в 1918 году и были объединены в Уездный комитет молодежи. Первые организации появляются в это время и в г. Задонске. Не стояла в стороне от больших событий и сельская молодежь. Так, в Шехмань- ской волости Липецкого уезда (ныне Тамбовская об ласть), при волостном сове те существовала и действо вала «красная боевая дру жина», организованная из местной молодежи. Но почти все созданные союзы и молодежные орга низации этого времени не имели еще четкой програм мы, плохо представляли се бе задачи по коммунисти ческому воспитанию юно шей и девушек. После I съезда РКСМ. Центральный Комитет Ком мунистической партии по слал на места письмо, в ко тором всем партийным ор ганизациям предлагалось принять меры к объедине нию союзов, к созданию комсомольских организаций на местах. Одной из первых комсо мольских организаций на территории нашей области была создана в г. Ли пецке. В начале 'февраля 1919 года здесь была об разована инициативная груп па по созданию Липецкого Коммунистического союза молодежи, которая обрати лась ко всем юношам и де вушкам уезда с призывом вступать в комсомол. Для вступающих устанавливался возрастной ценз — не более 23 лет — и требовалось по ручительство 2 -х членов союза или коммунистиче ской ячейки. 10 февраля 1919 года в за ле Народного дома (ныне здание кинолектория) со стоялось I организационное собрание. Ядром комсомоль ской организации стали чле ны «Союза социалистической рабочей молодежи», а его создатели—первыми руково дителями Липецкой комсо мольской организации. На собрании избрали комитет. Первым председателем был Шатенштейн, а заместителем Гревцов. Из членов союза не все решились на первых порах* вступить в комсомол, и в организации насчитыва лось вначале 27 человек. Но первый камень в созда нии Липецкой комсомоль ской организации был зало жен. Организация была создана при прямой по мощи со стороны укома партии. Через членов партии, руководителей комсомоль ской организации Женю Адамова, Леонида Попова, Сапрохина и других, он осуществлял руководство. Руководитель липецких большевиков т. Вейланд, председатель уездного соие- •та т. Шаталов и председа тель ЧК т. Янкин оказы вали постоянную помощь молодой организации. И. ЛЮКОВ, член Общества по распространению политических и научных • знаний. (Продолжение следует). Вечер, посвященный юбилею Молодежь Измалковского района начала дея тельную подготовку к сороковой годовщине Ле нинского комсомола. По инициативе райкома комсомола и районной библиотеки проведем ве чер молодежи «Они сражались за Родину». С до кладом «Славный боевой путь Ленинского ком сомола» выступила секретарь комсомольской ор ганизации Глотовекой средней школы Клавдия Зорко. Затем был дан концерт силами участников ху дожественной самодеятельности. А. СНЕГОДСКИХ, инструктор Измалковского райкома ВЛКСМ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz