Ленинец. 1958 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1958 г. (г. Липецк)

новый дом О Т Д Ы Х А В ж ивописной местно­ сти П одм осковья открыт специали зи р о ва н ны й дом отдыха « К расная П а хр а » д л я т рудящ ихся, лиш ен­ ны х речи и слуха . П ер­ вая гр уп п а л у ч ш и х к о л ­ хо зн и ко в и производст ­ венников от наш ей об­ ласти уже от правилась на д вухн ед ельн ы й от­ ды х. Больш инст во из н и х п о луч и ли бесплат­ ны е путевки за хорош ую работу , Это к о л хо зн и ки сельскохозяйст в е н н ы х артелей: «К расны й О к­ тябрь » Л и п ец ко го р а й ­ она — П и ванов; «С вобод­ ны й сокол» — П о п о в, п е­ р едовой тракторист К уй- м анской М ТС Трубетчин- ского района Колотви- нов, всего 17 человек. Г. С А В И Ц К И Й , Из истории создания молодежных и первых комсомольских организаций на территории Липецкой области Беседы о живописи НА СН ИМКЕ: комсомольцы—делегаты первой Липецкой уездной конференции РКСМ. ( А. КАМЕНСКИЙ. Ж ивопи сны й о б р а з В предыдущих статьях речь шла о сюжетных по­ лотнах, о портретах, где также всегда содержится определенный рассказ о че­ ловеке, запечат л е н н ы й средствами живописи. Но ведь существуют и такие жанры изобразительного искусства, целью которых является изображение пред- местного мира, окружаю­ щей нас природы, обста­ новки, вещей, плодов и т. д. Не являются ли они «чи­ стой» формой живописи, свободной от какого бы то ин было идейного содержа­ ния и рассчитанной лишь на воспроизведение тех зри­ тельных эффектов, которы­ ми в изобилии награждает нас сияющая вечной красой «равнодушная природа»? Даже самое общее зна­ комство с историей реали­ стического пейзажа и на­ тюрморта заставит нас от­ рицательно ответить на та­ кой вопрос. Возьмем, на­ пример, натюрморт. Слово это в буквальном переводе означает «мертвая приро­ да». Но, конечно, такое оп­ ределение отнюдь не выра­ жает существа образных возможностей этого жанра. На самом деле подлинные художники, создавая на­ тюрморты, никогда не удов­ летворялись мертвым слеп­ ком с натуры. Не ограни­ чивались они и решением чисто декоративных задач. Вдумчивый зритель уловит и в .натюрморте своеобраз­ ное отражение мировос­ приятия художника, его умонастроения, определяе­ мого особенностями обще­ ственного бытия в ту или иную эпоху. Скажем, гол­ ландские мастера XVII сто­ летия, которые, в сущно­ сти, и были создателями натюрморта как особого жанра живописи часто на­ зывали его «штильлезен»— «тихая жизнь». И действи­ тельно, вглядываясь в на­ тюрморты таких замеча­ тельных художников, как Виллем Хеда, Питер Клас, Виллем Кальф, мы словно бы вступаем в спокойный, ясный, безмятежный мир, где самые простые обиход­ ные вещи обладают удиви­ тельно проникновенной кра­ сотой и поэтичностью. Не­ хитрая снедь, стеклянная посуда, трубка на столе как бы несут печать характера своих хозяев, людей не­ сколько замкнутых, при­ выкших к размеренному, неизменному ритму жизни, довольствующихся в ней малым. Сопоставьте умиротво­ ренную созерцательность голландских «штильлевен» и образный характер луч­ ших произведений совет­ ского натюрморта, и вы во­ очию убедитесь в том, как глубоко и решительно видо­ изменяется самая сущность художественных особенно­ стей произведений этого жанра в зависимости от влияния общества, времени, его ведущих идей. Вот полотна П. Конча­ ловского, пожалуй, самого крупного среди многочис­ ленных советских мастеров, писавших натюрморты. Да, уж его работы не «мертвая натура» и не «тихая жизнь». Это натура живая, жизнь — бурная, полная соков, красочности, радост­ ной влюбленности в чувст­ венную красоту мира. Кон­ чаловский писал дичь и фрукты, столовую серви­ ровку и цветы, среди кото­ рых его особенно часто привлекала сирень. Но ти­ хая лирика уютных скром­ ных, «смирных» предметов его совершенно не трогала. Он изображал плоды, по­ ражающие своим редкост­ ным объемом, сверкающи­ ми оттенками цвета, брыз­ жущей сочностью; цветы — гордые, великолепные в сво­ ем пышном цветении; сер­ вировку, которая соединяет в себе строгую логику и непринужденное изящест­ во — качества, разумеется, не самих вещей, ко поль­ зующегося ими человека высокой и тонкой культу­ ры. Добавьте к этому бли­ стательный колористиче­ ский дар Кончаловского, его мастерство композиции, волшебное умение показать плоть вещей в ее живой свежести и неповторимой Рисунок с картины П. Кончаловского «Си­ рень». привлекательности — и вы поймете секрет оригиналь­ ности и обаяния натюрмор­ тов этого мастера. Они яв­ ляются красноречивым от­ ражением оптимистическо­ го мироощущения совет­ ских людей. Точно так же и подлин­ но художественный пейзаж запечатлевает не только те или иные «виды», но и вос­ приятие природы человеком, определенное отношение к ней, что, разумеется, всег­ да прямо связано с миро­ воззрением художника, ка­ ким-то кругом идей, пере­ живаний и т. д. Наличие образа, а стало быть, и идейного содержания и от­ личает пейзаж как жанр искусства от бездумно фо­ тографического копирова­ ния натуры или скрупулез­ но-точных ландша ф т о в, предназначенных служить узко познавательным це­ лям. В пейзаже есть нечто общее с программной му­ зыкой. Иногда эта про­ грамма выражается откры­ то, впрямую, сюж е т н о. Когда, например, Левитан писал «Владимирку» — до­ рогу, по которой в царские времена гнали на каторгу заключенных, то он, несом­ ненно, мог рассчитывать, что любой зритель будет искать в этом полотне свое­ образное отражение чувст­ ва тяжести и скорби, кото­ рое испытывали русские люди при взгляде на этот печально знаменитый тракт. г —— ------------- — П ОСЛЕ Великой Ок­ тябрьской социа л и- стической революции Коммунистическая партия поставила перед рабочим классом и крестьянством не­ отложную задачу—отобрать у капиталистов фабрики и заводы, а у помещиков зем­ лю, победить голод и раз­ руху, разгромить внутрен­ нюю и внешнюю контррево­ люцию. В это трудное вре­ мя десятки тысяч юношей и девушек вместе со сво­ ими отцами и старшими братьями самоотверженно боролись за упрочение со­ ветской власти, вставали на защиту завоеваний Октября. Массовый характер приоб­ рело в это время революци­ онное движение трудящейся молодежи. Назрела задача создать молодежные орга­ низации с единым руковод­ ством, с единой программой. 29 октября 1918 года—день открытия первого съезда комсомола и был днем его рождения, началом славной истории. Комсомол начал сплачивать рабоче-крестьян­ скую молодежь в одно целое и с первых же дней стал боевым помощником партии. В это же время начинают создаваться молодежные со­ циалистические союзы и на территории нашей области. Первые социалистические организации молодежи воз­ никают в Липецке, Ельце, Усмани. Кое-где они появи­ лись еще и до Октябрьской революции. В Ельце, напри­ мер, большевики еще нака­ нуне Октября имели боль­ шое влияние среди молоде­ жи. Так. в городе был со­ здан «клуб социалистической молодежи», где большевики имели решающее влияние. Под их руководством члены клуба в городе и близлежа­ щих селах создавали среди молодежи ячейки и кружки. Они были созданы в селах Казинке, Лавах, Тростном, Созыкино, а также в слобо­ де Ламской. По инициативе большеви­ ков организуется уездное бюро социалистических клу­ бов и кружков. Во главе его стоял большевик Б. По­ пов («товарищ Борис»). Члены ячеек и кружков проводили большую рабо­ ту — организовывали лек­ ции и беседы среди моло­ дых рабочих, крестьян и учащихся, снабжали их по­ литической литературой. Во время выборов в думу, зем­ ство и учредительное собра­ ние большинство молодых активистов проводило аги­ тацию за большевистских кандидатов. Елецкая моло­ дежь приняла активное уча­ стие в борьбе за установле­ ние советской власти в го­ роде и уезде. Елецкий клуб молодежи просуществовал до конца 1918 года. Влияние елецких большевиков среди молоде­ жи было очень велико, и это вызывало раздраже­ ние. у буржуазии губерн­ ского центра. Орловская буржуазная газета «Голос народа» в феврале 1918 го­ да писала, что в Ельце гим­ назисты «...по большей ча­ сти большевики», что «боль­ шевизм губит детей...» и, обращаясь к родителям, требовала от них принятия срочных мер. Сильным было влияние большевиков и среди моло­ дежи Липецка, Усмани, За- донска и других городов. В Липецке ячейка' союза молодежи появилась в сен­ тябре 1918 года. Ее органи­ заторами были учащиеся трудовой школы 2 ступени (ныне улица Зегеля, дом № 1 ) Шатенштейн, Жора Гревцов, Леня Попов, Женя Адамов и другие. Организа­ ция получила громкое на­ звание—«Союз социалисти­ ческой рабочей молодежи», но в начале в ней насчиты­ валось всего несколько че­ ловек. Трудно было рабо­ тать. Но молодежь не уны­ вала. Союз развертывал свою деятельность—устраи­ вал митинги, концерты и по­ степенно привлекал к себе молодежь. В Усмани молодежные со­ юзы также начали организо­ вываться еще в 1918 году и были объединены в Уездный комитет молодежи. Первые организации появляются в это время и в г. Задонске. Не стояла в стороне от больших событий и сельская молодежь. Так, в Шехмань- ской волости Липецкого уезда (ныне Тамбовская об­ ласть), при волостном сове­ те существовала и действо­ вала «красная боевая дру­ жина», организованная из местной молодежи. Но почти все созданные союзы и молодежные орга­ низации этого времени не имели еще четкой програм­ мы, плохо представляли се­ бе задачи по коммунисти­ ческому воспитанию юно­ шей и девушек. После I съезда РКСМ. Центральный Комитет Ком­ мунистической партии по­ слал на места письмо, в ко­ тором всем партийным ор­ ганизациям предлагалось принять меры к объедине­ нию союзов, к созданию комсомольских организаций на местах. Одной из первых комсо­ мольских организаций на территории нашей области была создана в г. Ли­ пецке. В начале 'февраля 1919 года здесь была об­ разована инициативная груп­ па по созданию Липецкого Коммунистического союза молодежи, которая обрати­ лась ко всем юношам и де­ вушкам уезда с призывом вступать в комсомол. Для вступающих устанавливался возрастной ценз — не более 23 лет — и требовалось по­ ручительство 2 -х членов союза или коммунистиче­ ской ячейки. 10 февраля 1919 года в за­ ле Народного дома (ныне здание кинолектория) со­ стоялось I организационное собрание. Ядром комсомоль­ ской организации стали чле­ ны «Союза социалистической рабочей молодежи», а его создатели—первыми руково­ дителями Липецкой комсо­ мольской организации. На собрании избрали комитет. Первым председателем был Шатенштейн, а заместителем Гревцов. Из членов союза не все решились на первых порах* вступить в комсомол, и в организации насчитыва­ лось вначале 27 человек. Но первый камень в созда­ нии Липецкой комсомоль­ ской организации был зало­ жен. Организация была создана при прямой по­ мощи со стороны укома партии. Через членов партии, руководителей комсомоль­ ской организации Женю Адамова, Леонида Попова, Сапрохина и других, он осуществлял руководство. Руководитель липецких большевиков т. Вейланд, председатель уездного соие- •та т. Шаталов и председа­ тель ЧК т. Янкин оказы­ вали постоянную помощь молодой организации. И. ЛЮКОВ, член Общества по распространению политических и научных • знаний. (Продолжение следует). Вечер, посвященный юбилею Молодежь Измалковского района начала дея­ тельную подготовку к сороковой годовщине Ле­ нинского комсомола. По инициативе райкома комсомола и районной библиотеки проведем ве­ чер молодежи «Они сражались за Родину». С до­ кладом «Славный боевой путь Ленинского ком­ сомола» выступила секретарь комсомольской ор­ ганизации Глотовекой средней школы Клавдия Зорко. Затем был дан концерт силами участников ху­ дожественной самодеятельности. А. СНЕГОДСКИХ, инструктор Измалковского райкома ВЛКСМ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz