Ленинец. 1958 г. (г. Липецк)
XIII с ъ е з д В Л К С М . --------------------------------------------------------г---------------------- *---------------------- Пр одолжение речи товарища Н. С. ХРУЩЕВА (Начало на 1-й стр.). Еы, товарищи, живете в хорошее время, я бы ска зал, в такое интересное время, какого не переживало ч ни одно молрдое поколение за всю историю человече ства. Ни в одну из прошлых эпох не происходило та ких огромных сдвшов, величайших исторических по воро т , какие происходят в эпоху перехода от капи танш а к коммунизму. В наше время миллионы лю дей труда в Советском Союзе, Китайской Народной Рес публике и других социалистических странах, вовле ченные в процесс революционных преобразований, творят великие дела, изменяют жизнь, ломают старое, с'оздахт новое на благо народа. Жить и трудиться в такое время — неповторимое счастье. (П родолж итель ны е аплодисм енты ). В труде, учении и борьбе закаляется новый человек Товарищи! Современные условия строительства ком мунизма 'требуют людей высокообразованных, способ ных решать сложнейшие задачи, смело ориентировать ся вэ всех областях науки и техники. Уже в первые годы советской власти, когда страна наша была экономически отеталой и разрушенной, Вла димир Ильич Ленин поставил перед молодым поколе нием главную задачу: учиться и учиться. Ваши отцы, матери, деды хотели видеть своих преемников знаю щими, грамотными строителями коммунистического об щества. Не легко было в то время приобретать знания, товарищи! - Люди моего поколения хорошо помнят пору рабо чих факультетов, когда парни и девушки совмещали учение и труд. Восемь часов в цеху да столько же за книгой. М аловато оставалось для сна, но, как гово рится: «кто в молодости много спит, тот и жизнь про свистит». (О ж ивление в з а л е ). Ленинский завет — учиться — и сегодня остает ся законом для нашей молодежи. (П родолж ительны е аплодисм енты ). Сейчас весь мир признает выдающуюся роль ССС Р в прогрессе человечества. Но мы не можем стоять на месте. Не может застывать на достигнутом и моло дежь. Вы должны знать, что за нас никто ничего не сделает. Вот почему крайне необходимо, чтобы каждый понимал свою личную ответственность в общем деле. Нельзя нам терять ни часу на раскачку и созерцание. В эпоху гигантского соревнования двух систем — со циалистической и капиталистической — многое^ реша ют темпы. Каждый успех, продвижение на хозяйствен ном фронте — это и есть строительство коммунизма. Мы твердо верим, что построим коммунистическое общество, лучшее из всех обществ на земле. Комсомолу надо воспитывать, я бы сказал, трудовое отношение к понятию коммунизма. В коммунистическом обществе каждый будет тру диться по способностям, а получать по потребностям. Смысл этой классической формулы состоит в том, что каждый человек не будет посторонним зрителем или доброжелателем коммунизма. Засучив рукава, он будет работать как настоящий труженик нового общества. Не барская жизнь, где царит лень и праздность, будет при коммунизме, а рабочая, трудовая, культурная и инте ресная жизнь! В этом смысле комсомол за последние годы, руко водствуясь указаниями Коммунистической партии, мно гое сделал. Все большее число юношей и девушек ви дит свое счастье в том, чтобы быть активными работ никами нашего общества. Но было бы неправильным не замечать некоторых упущений в работе с моло дежью. Прежде всего хотелось сказать о труде. В наш век атомных электростанций, завоевания космоса, в^век автоматики мы должны проявить максимум партийной и государственной заботы о том, чтобы все рабочие и работницы, колхозники и колхозницы имели сред нее образование. Когда наши рабочие и колхозники бу дут иметь среднее образование, труд станет еще более производительным, а непрерывное повышение произво дительности труда и есть в конечном счете главное ус ловие успешного строительства коммунизма. этой связи мне хочется поделиться с вами, това рищи комсомольцы, некоторыми соображениями по во просам народного образования и подготовки специали стов в наших средних и высших учебных заведениях. Вы знаете, что наша страна по уровню подготовки специалистов обогнала все страны и теперь уже США ставят перед собой задачу догнать Советский Союз. Вы понимаете, что это значит! Соединенные Шта ты Америки, правящие круги которых кичились, пре тендуя на ведущее положение, теперь заявляют, что США должны догонять Советский Союз по подготовке кадров специалистов. Это такое достижение, которым нельзя не гордиться, товарищи. (А плодисменты ). 1 Тем не менее мы не можем останавливаться на до стигнутом. В работе наших школ и высших учебных заведений имеются существенные недостатки. Наша школа-десятилетка готовит молодежь только для па- „ Л Е Л И Ж Е Ц " 2 етр. 19 апреля 1 9 5 8 года. сгупления в вузы. Жизнь давно уже показала, что та кое представление о средней школе является непра вильным. Посмотрите сами, чго получается на деле. В высшие учебные заведения страны можно принимать в год при мерно 450 тысяч человек, из которых на дневное от деление — около половины. Большинство же .молодых людей, проучившись десять лет в школе, по окончании се, не выдержав экзаменов в вузы, оказывается не под готовленным к практической жизни. Из выпускников средней школы только в минувшем году не поступило в вузы и техникумы по крайней мере 700 тысяч че ловек, за 1953— 1950 гг. из числа окончивших сред нюю школу не поступило в вузы п техникумы около 2 миллионов 200 тысяч человек. Эти юноши и девушки, в силу оторванности про граммы обучения в средней школе от жизни, не знают производства. И поэтому вознйкают трудности .в том, как лучше использовать этих молодых, полных жизнен- ных сил людей. Получается, что значительная часть молодежи и родителей оказывается не удовлетворен ной таким положением. К тому же некоторые юноши и девушки, кончив де сятилетку. неохотно идут работать на фабрики, заро ды. в колхозы и совхозы, считают эго для себя как бы оскорблением. Такое барски пренебрежительное, не правильное отношение к физическому труду проявляет ся и в некоторых семьях. Если ребенок плохо учится, то иные родители говорят ему: будешь плохо учиться, то не сможешь попасть в вуз. а пойдешь на завод про стым рабочим. Физический труд кое-кто превращает для детей в какое-то пугало. Я уже не говорю о том, что такие рассуждения .являются оскорбительными для тружени ков социалистического общества. Думаю, что настало время решительно перестроить систему воспитания нашего подрастающего поколения в школах. Ведь нельзя мириться с такими недостат ками, когда в нашей школе слабо воспитывается у школьников уважение к физическому труду. Самое главное в этом деле — надо дать лозунг и чтобы этот лозунг был священным для всех в нашем обществе. Все дети, поступающие в школу, должны готовиться к полезному труду, к участию в строи тельстве коммунистического общества. Всякий труд на фабрике или в колхозе, па про мышленном предприятии или в совхозе, в учреждении, честный, полезный труд для общества является свя щенным трудом и необходимым для каждого человека, который живет и пользуется благами общества. (П ро долж ительны е аплодисм енты ). Кто способен и может работать, но не трудится, — тот обкрадывает тех, кто работает, то есть живет за счет тех, кто создает материальные и духовные цен ности. Надо создать атмосферу общественной нетерпи мости к тем, кто пренебрегает трудом. (Аплодисменты). Каждый человек, живя в коммунистическом обще стве, должен вносить лепту своим трудом в строитель ство и дальнейшее развитие этого общества. Подготовка подрастающего поколения к жизни, к по лезному труду, воспитание у молодежи глубокого ува жения к принципам социалистического ■общества — эта задача должна стать главной -задачей нашей шко лы. й комсомолу, пионерской организации есть где приложить свои -силы в этом деле. Советская школа призвана готовить разносторонне образованных людей, хорошо знающих основы наук и вместе с тем способных к систематическому труду, вос питывать у молодежи стремление быть полезной об ществу, активно участвовать в производстве ценно стей, необходимых для общества. У нас есть не мало юношей и девушек, которые, окончив десятилетку, работают на производстве. Ане которые пришли на производство и нс доучившись до десятого класса. М ногие из них хорошо работают и учатся без отрыва от производства. М не рассказывали, например, о Николас Чикиреве. Во время войны мальчиком начал он работать, шко лу пришлось оставить. Д ругой так и не возвратился бы к учению, нэ тов. Чикирев хотел учиться не для диплома, а для дела. Работая токарем, он за несколько лет окончил среднюю школу, а потом и технический вуз. За эти годы тов. Чикирев вырос до начальника цеха станкозавода имени Серго Орджоникидзе. А ведь таких людей, как Николай Чикирев. у нас много, и надо, чтобы наша молодежь брала с них пример. (А плодисменты ). Надо больше уделять внимания работе вечерних школ рабочей молодежи, чтобы все юноши и девушки, рабо тающие на производстве, если они имеют желание, могли бы получить среднее образование в такой шко^- ле. Я бы сказал, что если у некоторых товарищей сегодня еще нет желания учшься, то нужно у них пробуждать желание к учебе. Однако надо избегать такого положения, чтобы ве черние школы ставили своей задачей только подготовку учащихся к поступлению в высшие учебные заведе ния. Ведь в этих школах учится и дальше будет учить ся значительно больше молодежи, чем требуется для пополнения вузов. Следовательно, для учащихся ве черних школ должна быть создана возможность полу чать не только полное общее образование за среднюю школу, но и совершенствовать, углублять профессио нальное образование, чтобы готовились более квалифи цированные, образованные рабочие и работницы, кол-: хозники и колхозницы и другие труженики нашего об- щестпа, которые имели бы законченное среднее общее, а также и специальное образование. Очевидно, следует улучшить и существующую у нас систему высшего образования, приблизить его к про изводству и по-настоящему связать с производством. В высшие учебные заведения следует принимать боль ше молодежи, уже имеющей жизненный опыт, стаж практической работы. Перестройка средней школы по может правильно решить этот вопрос. В вузы надо принимать тех, кто проявит больше способностей и желания продолжать учебу. Здесь должно учитываться не только одно желание поступающего в вуз, но и оценка его деятельности общественными организация ми (профсоюзом, комсомолом), чтобы отбор был и по подготовленности, и по склонности, и по уверенности, что этот человек оправдает произведенные на него за траты, что он может быть действительно полезным ру ководителем и организатором производства. (Продол ж ительны е аплодисм енты ). ч Ц В развитии высшей школы, и в первую очередь тех нической, надо идти больше всего по линии вечернего и заочного образования. Надо вообще основательно продумать вопрос о вечернем и заочном высшем я среднем специальном образовании. Необходимо добиться того, чтобы люди, занимаясь полезным трудом в об ществе, в свободное от работы время имели бы, при желании, больше возможности учиться в таких учеб ных заведениях, где они изучали бы искусство, жи вопись, музыку, гуманитарные науки. Государство и особенно комсомол, профсоюзы должны в этом содейст вовать труженикам нашего общества. Вызывает нарекания и существующая система при ема в высшие учебные заведения. Ведь иной раз в вуз попадает не тот, кто хорошо подготовлен, а тот, кто имеет влиятельных папашу или мамашу, которые могут посодействовать поступлению своих детей в вуз. (А плодисм енты ). Такое положение противоречит сущности нашего социалистического строя, так как нередко в вуз по ступают не самые достойные, а те, кто имеет проторен ную дорогу к лицам, которые^определяют в вузах, ко го можно принять на учебу, а кого не принимать. Это —позорное явление. Мы, большевики, выступаем с ре шительной критикой такого положения. А народ знает, если большевики видят недостатки, сосредоточивают на них внимание, то эти недостатки будут устранены. (Б урны е аплодисм енты ). При перестройке работы средней школы может быть целесообразно подумать об использовании такой оправ давшей себя формы, как школы фабрично-заводского обучения. До какого-то определенного класса школьни ки могли бы учиться в средней школе, затем идти в фабрично-заводские училища, чтобы там продолжать свое образование и приобретать трудовые нааыки, про фессию, которая нужна каждому человеку с тем, чтобы быть подготовленным не только по общеобразователь ным предметам, но и хорошо знать жизнь, производст во, знать, как молоток держать и грабли не путать с оглоблей, (Ож ивление в зале, аплодисм енты ). Такой порядок обучения и воспитания будет лучше соответствовать демократическим принципам советско го общества. При этом уже нельзя будет подходить так,, что Ваня, например, может не пойти на производство, а вот Коля — ему прямая дорога только на производ ство. Когда некоторые считают, что на производство должны идти люди как бы второго сорта, — это в принципе неправильно, противоречит духу социалисти ческого общества. * Надо, чтобы каждый юноша, каждая девушка, неза висимо от того, какое положение занимают их родите ли. готовили себя к трудовой деятельности на общих для всех основаниях. Сынок или дочка должны знать, что папаша — это папаша, а они должны сами, своим трудом завоевать уважение людей, а не жить за счет заслуг своих родителей. (А плодисм енты ). Следует пом нить. что отен или мать пользуются авторитетом и уважением за определенные заслуги, а к сыну или до чери уважения может и не быть, если они ведут себя неправильно. Каждый юноша, каждая девушка должны знать, что. учась в школе, им надо готовить себя к труду, к тому, чтобы создавать ценности, полезные для челове ка, для общества. У каждого, независимо от положе ния его родителей, должна быть одна дорога — идти учиться и,- научившись. — работать. Те люди, кото рые, работая на производстве, будут стремиться про должать свое образование, могут учиться в вечерних и заочных средних специальных и высших учебных заведениях, и им надо оказывать всяческую помощь,- Пусть они работают и учатся год—два, а дальше, на старших курсах, им надо давать какие-то льготы, мо жет быть 2—3 дня в неделю выделять специально для учебы. Последний год или два может быть следует та-, ких людей освобождать от работы на производстве, что бы дать им возможность закончить учебное заведение и вступить в жизнь хорошо подготовленным специа-, листом, знающим свое дело, хорошо знающим и тео рию и практику. Инженер, получивший образование та ким путем, в сравнении с теми, кто идет в институт сразу после десятилетки, получит диплом возможно (П родолж ение на 3 -й стр .). & «в %
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz