Ленинец. 1958 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1958 г. (г. Липецк)

XIII с ъ е з д В Л К С М . --------------------------------------------------------г---------------------- *---------------------- Пр одолжение речи товарища Н. С. ХРУЩЕВА (Начало на 1-й стр.). Еы, товарищи, живете в хорошее время, я бы ска­ зал, в такое интересное время, какого не переживало ч ни одно молрдое поколение за всю историю человече­ ства. Ни в одну из прошлых эпох не происходило та­ ких огромных сдвшов, величайших исторических по­ воро т , какие происходят в эпоху перехода от капи­ танш а к коммунизму. В наше время миллионы лю­ дей труда в Советском Союзе, Китайской Народной Рес­ публике и других социалистических странах, вовле­ ченные в процесс революционных преобразований, творят великие дела, изменяют жизнь, ломают старое, с'оздахт новое на благо народа. Жить и трудиться в такое время — неповторимое счастье. (П родолж итель­ ны е аплодисм енты ). В труде, учении и борьбе закаляется новый человек Товарищи! Современные условия строительства ком­ мунизма 'требуют людей высокообразованных, способ­ ных решать сложнейшие задачи, смело ориентировать­ ся вэ всех областях науки и техники. Уже в первые годы советской власти, когда страна наша была экономически отеталой и разрушенной, Вла­ димир Ильич Ленин поставил перед молодым поколе­ нием главную задачу: учиться и учиться. Ваши отцы, матери, деды хотели видеть своих преемников знаю­ щими, грамотными строителями коммунистического об­ щества. Не легко было в то время приобретать знания, товарищи! - Люди моего поколения хорошо помнят пору рабо­ чих факультетов, когда парни и девушки совмещали учение и труд. Восемь часов в цеху да столько же за книгой. М аловато оставалось для сна, но, как гово­ рится: «кто в молодости много спит, тот и жизнь про­ свистит». (О ж ивление в з а л е ). Ленинский завет — учиться — и сегодня остает­ ся законом для нашей молодежи. (П родолж ительны е аплодисм енты ). Сейчас весь мир признает выдающуюся роль ССС Р в прогрессе человечества. Но мы не можем стоять на месте. Не может застывать на достигнутом и моло­ дежь. Вы должны знать, что за нас никто ничего не сделает. Вот почему крайне необходимо, чтобы каждый понимал свою личную ответственность в общем деле. Нельзя нам терять ни часу на раскачку и созерцание. В эпоху гигантского соревнования двух систем — со­ циалистической и капиталистической — многое^ реша­ ют темпы. Каждый успех, продвижение на хозяйствен­ ном фронте — это и есть строительство коммунизма. Мы твердо верим, что построим коммунистическое общество, лучшее из всех обществ на земле. Комсомолу надо воспитывать, я бы сказал, трудовое отношение к понятию коммунизма. В коммунистическом обществе каждый будет тру­ диться по способностям, а получать по потребностям. Смысл этой классической формулы состоит в том, что каждый человек не будет посторонним зрителем или доброжелателем коммунизма. Засучив рукава, он будет работать как настоящий труженик нового общества. Не барская жизнь, где царит лень и праздность, будет при коммунизме, а рабочая, трудовая, культурная и инте­ ресная жизнь! В этом смысле комсомол за последние годы, руко­ водствуясь указаниями Коммунистической партии, мно­ гое сделал. Все большее число юношей и девушек ви­ дит свое счастье в том, чтобы быть активными работ­ никами нашего общества. Но было бы неправильным не замечать некоторых упущений в работе с моло­ дежью. Прежде всего хотелось сказать о труде. В наш век атомных электростанций, завоевания космоса, в^век автоматики мы должны проявить максимум партийной и государственной заботы о том, чтобы все рабочие и работницы, колхозники и колхозницы имели сред­ нее образование. Когда наши рабочие и колхозники бу­ дут иметь среднее образование, труд станет еще более производительным, а непрерывное повышение произво­ дительности труда и есть в конечном счете главное ус­ ловие успешного строительства коммунизма. этой связи мне хочется поделиться с вами, това­ рищи комсомольцы, некоторыми соображениями по во­ просам народного образования и подготовки специали­ стов в наших средних и высших учебных заведениях. Вы знаете, что наша страна по уровню подготовки специалистов обогнала все страны и теперь уже США ставят перед собой задачу догнать Советский Союз. Вы понимаете, что это значит! Соединенные Шта­ ты Америки, правящие круги которых кичились, пре­ тендуя на ведущее положение, теперь заявляют, что США должны догонять Советский Союз по подготовке кадров специалистов. Это такое достижение, которым нельзя не гордиться, товарищи. (А плодисменты ). 1 Тем не менее мы не можем останавливаться на до­ стигнутом. В работе наших школ и высших учебных заведений имеются существенные недостатки. Наша школа-десятилетка готовит молодежь только для па- „ Л Е Л И Ж Е Ц " 2 етр. 19 апреля 1 9 5 8 года. сгупления в вузы. Жизнь давно уже показала, что та­ кое представление о средней школе является непра­ вильным. Посмотрите сами, чго получается на деле. В высшие учебные заведения страны можно принимать в год при­ мерно 450 тысяч человек, из которых на дневное от­ деление — около половины. Большинство же .молодых людей, проучившись десять лет в школе, по окончании се, не выдержав экзаменов в вузы, оказывается не под­ готовленным к практической жизни. Из выпускников средней школы только в минувшем году не поступило в вузы и техникумы по крайней мере 700 тысяч че­ ловек, за 1953— 1950 гг. из числа окончивших сред­ нюю школу не поступило в вузы п техникумы около 2 миллионов 200 тысяч человек. Эти юноши и девушки, в силу оторванности про­ граммы обучения в средней школе от жизни, не знают производства. И поэтому вознйкают трудности .в том, как лучше использовать этих молодых, полных жизнен- ных сил людей. Получается, что значительная часть молодежи и родителей оказывается не удовлетворен­ ной таким положением. К тому же некоторые юноши и девушки, кончив де­ сятилетку. неохотно идут работать на фабрики, заро­ ды. в колхозы и совхозы, считают эго для себя как бы оскорблением. Такое барски пренебрежительное, не­ правильное отношение к физическому труду проявляет­ ся и в некоторых семьях. Если ребенок плохо учится, то иные родители говорят ему: будешь плохо учиться, то не сможешь попасть в вуз. а пойдешь на завод про­ стым рабочим. Физический труд кое-кто превращает для детей в какое-то пугало. Я уже не говорю о том, что такие рассуждения .являются оскорбительными для тружени­ ков социалистического общества. Думаю, что настало время решительно перестроить систему воспитания нашего подрастающего поколения в школах. Ведь нельзя мириться с такими недостат­ ками, когда в нашей школе слабо воспитывается у школьников уважение к физическому труду. Самое главное в этом деле — надо дать лозунг и чтобы этот лозунг был священным для всех в нашем обществе. Все дети, поступающие в школу, должны готовиться к полезному труду, к участию в строи­ тельстве коммунистического общества. Всякий труд на фабрике или в колхозе, па про­ мышленном предприятии или в совхозе, в учреждении, честный, полезный труд для общества является свя­ щенным трудом и необходимым для каждого человека, который живет и пользуется благами общества. (П ро­ долж ительны е аплодисм енты ). Кто способен и может работать, но не трудится, — тот обкрадывает тех, кто работает, то есть живет за счет тех, кто создает материальные и духовные цен­ ности. Надо создать атмосферу общественной нетерпи­ мости к тем, кто пренебрегает трудом. (Аплодисменты). Каждый человек, живя в коммунистическом обще­ стве, должен вносить лепту своим трудом в строитель­ ство и дальнейшее развитие этого общества. Подготовка подрастающего поколения к жизни, к по­ лезному труду, воспитание у молодежи глубокого ува­ жения к принципам социалистического ■общества — эта задача должна стать главной -задачей нашей шко­ лы. й комсомолу, пионерской организации есть где приложить свои -силы в этом деле. Советская школа призвана готовить разносторонне образованных людей, хорошо знающих основы наук и вместе с тем способных к систематическому труду, вос­ питывать у молодежи стремление быть полезной об­ ществу, активно участвовать в производстве ценно­ стей, необходимых для общества. У нас есть не мало юношей и девушек, которые, окончив десятилетку, работают на производстве. Ане­ которые пришли на производство и нс доучившись до десятого класса. М ногие из них хорошо работают и учатся без отрыва от производства. М не рассказывали, например, о Николас Чикиреве. Во время войны мальчиком начал он работать, шко­ лу пришлось оставить. Д ругой так и не возвратился бы к учению, нэ тов. Чикирев хотел учиться не для диплома, а для дела. Работая токарем, он за несколько лет окончил среднюю школу, а потом и технический вуз. За эти годы тов. Чикирев вырос до начальника цеха станкозавода имени Серго Орджоникидзе. А ведь таких людей, как Николай Чикирев. у нас много, и надо, чтобы наша молодежь брала с них пример. (А плодисменты ). Надо больше уделять внимания работе вечерних школ рабочей молодежи, чтобы все юноши и девушки, рабо­ тающие на производстве, если они имеют желание, могли бы получить среднее образование в такой шко^- ле. Я бы сказал, что если у некоторых товарищей сегодня еще нет желания учшься, то нужно у них пробуждать желание к учебе. Однако надо избегать такого положения, чтобы ве­ черние школы ставили своей задачей только подготовку учащихся к поступлению в высшие учебные заведе­ ния. Ведь в этих школах учится и дальше будет учить­ ся значительно больше молодежи, чем требуется для пополнения вузов. Следовательно, для учащихся ве­ черних школ должна быть создана возможность полу­ чать не только полное общее образование за среднюю школу, но и совершенствовать, углублять профессио­ нальное образование, чтобы готовились более квалифи­ цированные, образованные рабочие и работницы, кол-: хозники и колхозницы и другие труженики нашего об- щестпа, которые имели бы законченное среднее общее, а также и специальное образование. Очевидно, следует улучшить и существующую у нас систему высшего образования, приблизить его к про­ изводству и по-настоящему связать с производством. В высшие учебные заведения следует принимать боль­ ше молодежи, уже имеющей жизненный опыт, стаж практической работы. Перестройка средней школы по­ может правильно решить этот вопрос. В вузы надо принимать тех, кто проявит больше способностей и желания продолжать учебу. Здесь должно учитываться не только одно желание поступающего в вуз, но и оценка его деятельности общественными организация­ ми (профсоюзом, комсомолом), чтобы отбор был и по подготовленности, и по склонности, и по уверенности, что этот человек оправдает произведенные на него за­ траты, что он может быть действительно полезным ру­ ководителем и организатором производства. (Продол­ ж ительны е аплодисм енты ). ч Ц В развитии высшей школы, и в первую очередь тех­ нической, надо идти больше всего по линии вечернего и заочного образования. Надо вообще основательно продумать вопрос о вечернем и заочном высшем я среднем специальном образовании. Необходимо добиться того, чтобы люди, занимаясь полезным трудом в об­ ществе, в свободное от работы время имели бы, при желании, больше возможности учиться в таких учеб­ ных заведениях, где они изучали бы искусство, жи­ вопись, музыку, гуманитарные науки. Государство и особенно комсомол, профсоюзы должны в этом содейст­ вовать труженикам нашего общества. Вызывает нарекания и существующая система при­ ема в высшие учебные заведения. Ведь иной раз в вуз попадает не тот, кто хорошо подготовлен, а тот, кто имеет влиятельных папашу или мамашу, которые могут посодействовать поступлению своих детей в вуз. (А плодисм енты ). Такое положение противоречит сущности нашего социалистического строя, так как нередко в вуз по­ ступают не самые достойные, а те, кто имеет проторен­ ную дорогу к лицам, которые^определяют в вузах, ко­ го можно принять на учебу, а кого не принимать. Это —позорное явление. Мы, большевики, выступаем с ре­ шительной критикой такого положения. А народ знает, если большевики видят недостатки, сосредоточивают на них внимание, то эти недостатки будут устранены. (Б урны е аплодисм енты ). При перестройке работы средней школы может быть целесообразно подумать об использовании такой оправ­ давшей себя формы, как школы фабрично-заводского обучения. До какого-то определенного класса школьни­ ки могли бы учиться в средней школе, затем идти в фабрично-заводские училища, чтобы там продолжать свое образование и приобретать трудовые нааыки, про­ фессию, которая нужна каждому человеку с тем, чтобы быть подготовленным не только по общеобразователь­ ным предметам, но и хорошо знать жизнь, производст­ во, знать, как молоток держать и грабли не путать с оглоблей, (Ож ивление в зале, аплодисм енты ). Такой порядок обучения и воспитания будет лучше соответствовать демократическим принципам советско­ го общества. При этом уже нельзя будет подходить так,, что Ваня, например, может не пойти на производство, а вот Коля — ему прямая дорога только на производ­ ство. Когда некоторые считают, что на производство должны идти люди как бы второго сорта, — это в принципе неправильно, противоречит духу социалисти­ ческого общества. * Надо, чтобы каждый юноша, каждая девушка, неза­ висимо от того, какое положение занимают их родите­ ли. готовили себя к трудовой деятельности на общих для всех основаниях. Сынок или дочка должны знать, что папаша — это папаша, а они должны сами, своим трудом завоевать уважение людей, а не жить за счет заслуг своих родителей. (А плодисм енты ). Следует пом­ нить. что отен или мать пользуются авторитетом и уважением за определенные заслуги, а к сыну или до­ чери уважения может и не быть, если они ведут себя неправильно. Каждый юноша, каждая девушка должны знать, что. учась в школе, им надо готовить себя к труду, к тому, чтобы создавать ценности, полезные для челове­ ка, для общества. У каждого, независимо от положе­ ния его родителей, должна быть одна дорога — идти учиться и,- научившись. — работать. Те люди, кото­ рые, работая на производстве, будут стремиться про­ должать свое образование, могут учиться в вечерних и заочных средних специальных и высших учебных заведениях, и им надо оказывать всяческую помощь,- Пусть они работают и учатся год—два, а дальше, на старших курсах, им надо давать какие-то льготы, мо­ жет быть 2—3 дня в неделю выделять специально для учебы. Последний год или два может быть следует та-, ких людей освобождать от работы на производстве, что­ бы дать им возможность закончить учебное заведение и вступить в жизнь хорошо подготовленным специа-, листом, знающим свое дело, хорошо знающим и тео­ рию и практику. Инженер, получивший образование та­ ким путем, в сравнении с теми, кто идет в институт сразу после десятилетки, получит диплом возможно (П родолж ение на 3 -й стр .). & «в %

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz