Ленинец. 1958 г. (г. Липецк)
Д Р У З Ь Я п т и ц ...Медленно открывается занавес школьной сцены. Перед взорами притихших ребят — русская белоснеж ная зима. Ее сменяет весна, разукрашенная цветами. Эту инсценировку учени ки Донской средней школы подготовили ко «Дню птиц». Много новых скворечни ков развешано на при школьном участке. Донские школьники любят и бере гут птиц. Н. П ЕС Т РИ КО В . Новости зарубежной техники ш а х м а т н а я Ш К О Д А ЗАОЧНАЯ ___ (Б Е С Е Д А Д Е В Я Т А Я ) МАТ КОРОЛЮ С ПОМОЩЬЮ КОРОЛЯ И ЛАДЬИ Некоторые начинающие сейчас могут сразу отрезать шахматисты неясно пред- у короля полдоски, сыграв ставляют себе, каким спосо- Ла1—а4, но так как это бом матовать короля с по- можно сделать в любой мо- мощью двух ладей. Не оста- мент, мы начнем с прибли- навливаясь подробно на та- жения короля к королю ком эндшпиле, скажем толь- противника. Так целесооб- ко о плане игры. Он очень разнее. прост: отрезая у короля I. К рЫ—д2 Кре5—(15 противника одну линию за 2. Крег2—(3 Крс15—е5. Из другой, король оттесняется прошлой беседы ты знаешь, на край доски и там матует- что при сближении королей ся. Помощь своего короля белым невыгодно становить- в этом случае не обяза- ся в оппозицию. Поэтому тельна. здесь 3. КрГЗ—еЗ — ход Более подробно погово- неправильный. Сейчас луч- рим о способе матования щ е всего начинать оттесне- короля с помощью короля и ние короля ладьей. ЗЛ а1— ладьи. И здесь задача силь- <11. Этим ходом мы отреза- ной стороны: оттеснить ко- ли у короля четыре верги- роля противника на край кали: а. Ь, С, (1. доски. Разберем это на при- Как ходить черным? На мере, (5—значит, становиться в Расставь на доске такую оппозицию, на еб или [6 — позицию: белые: КрЫ , Ла1; значит, добровольно отда- черные: Кре5. У белых неблагоприятная позиция: их король на краю доски, а король про тивника — в центре. Белые Г"* | За шахматной } I досной | } ♦ | В Конь - Колодезском \ • сельскохозяйств е н н о м | I Техникуме состоя л е я ; 1 ш ахм атны й турнир, в ко- \ I тором приняли участие | I 20 ш ахматистов. :сто занял I 1 ш ахм атн- \ или норму | 1НППОВ. район. I Чаплыгин-1 * сивы зоов хникуме за-1 февнования; шенство по | рвое место | '-1— шахматист 3-го * 1 р азр я д а С. Пшенников. | И. М А РКОВ , \ | г. Чаплыгин. * * * | В Задонском техни ку-! 5 м е механизации и э л е к т -| ! рификации сельского хо- { [ зяй ства липецкий ш ах м а-; • тист - перворазр я д и и к | | Новичков д а л сеанс од-1 ; новременной игры на 20- ш ахм атны х досках. Д. ЧЕРНО УСОВ | г. Задонск. вать еще одну линию. Ка кой ход лучше? Оба хуже. •Предположим, черные отве тили: 3 Кре5—еб 4. Кр(3—{4 (но не на е4, чтобы не становиться в оп позицию). У черных опять та же проблема: становить ся в оппозицию или уходить на 7-ю горизонталь. 4. ... Креб—(6 5. Л сП -й б -р Кр16—е7 6. КрГ4т-е5. Тут уж белые вынуждены занять оппозицию, чтобы защитить ладью, не выпуская короля черных с 7-й горизонтали. 6....... Кре7-Г7, А теперь что делать бе лым? Ходить королем, ста новясь в оппозицию, неце лесообразно. Значит, надо ходить только ладьей. Но куда? Лучше всего в таком случае сделать выжидатель ный ход ладьей на край до ски, чтобы черный король не смог больше приблизиться к ладье и чтобы заставить черного короля стать в оп позицию. 7. Л (16—аб Кр{7— е7 (если 7.,., Кр(7—д7, то 8. Креб—(б и т. д.) 8. Лаб— а7-|-Кре7—е8. Король от теснен на последнюю ли нию. Теперь надо его заста вить встать в оппозицию и заматовать. 9. Креб—(}6 КреЗ—18 10. Крс16—еб Кр[8—д8. 11. Креб—16 КррЗ—Н8 12. КрТб—дб К р Ь 8 -д 8 13. Ла7—а8 У; А. БАБИКОВ, шахматист 1-го разряда. г. Липецк. Новый чехослов а ц ки й спортивный сам олет « М ора ва Л 200», С амолет пред ставляет пятиместный мо ноплан. Фото Л . Небора. Л И Р И К А Песня Н а д рекой Воронеж Све тятся огни, — М не о самом бли зко м Говорят они. З д есь м не каждый кам ень С де тства бы л знаком . З д есь тебя ув и д ел В уехе за с танком. С той поры с тобою М ы о дним пу тем К прохо дны м воро там П о утрам и дем. Я р ко све тит солнце Н а простор земли...- Н а ро дном за во д е Счас тье мы наш ли. кААААААААААААААААА) Г д е бы, д р уг, я ни бы л— К ак ро д ную ма ть > С вой за во д лю бимы й Б у д у вспомина ть, И твою улы б ку, И твои гла за , И сло ва заветные, Что тебе сказал. Он всег да напомни т М не бы лы е дни... Н а д рекой Воронеж Све тятся огни, Сг. С Е РИ КО В , г. Л и п ец к , *Ты влю б и ла сь, м и ла я м оя*. А , наверно, прав, ш а лун рогатый: Я и в самом д еле влю б лена , В э том ты, конечно, виноватый, И с тобой приш е дш ая весна. \ Т. ШИШК О В А , рабочая Е лец ко го элемен тного за во д а , Месяц прав Тихий вечер Теплая встреча „Д н я птиц“ стихи молодых Учись играть в шахматы Университет любителей искусства / « м м м м м м м м м Я р ко зеленею щ и е ели... В ло зн я к е ш ум ящ а я река... Ж а во р о н ка радос тные трели Д у ш у растревожили слегка. Почему-то чащ е сер дце бье тся, П еснь летит в ш ирокие поля... Я р ки й м есяц м не в гла за смеется: Г ор о д м ой лю бимы й Н а х о л м а х вы соких, Смо трит из-по д ш апки С тарых тополей. Т олько м гла ночная Н а с с тобой накроет И кругом зажгутся Ты сячи огней. С. С ЕМЕНО В . Л и п ец ки й район. ИСК УССТВО ъ+Я&Елт А. КА М ЕНСКИ Й. ♦ Беседы . живописи ♦ дущее понят менниками!». Мы приводим моими совре- эти слова Вся картина — буквально художественных - достоинств ностыо, порывистой но це- вся, до последней мелочи— портретного полотна. Ведь ленаправленной страстью к пронизана высоким и сходства—и абсолютно точ- л страстным пафосом револю- ного - легко добивается =азиданию- ~ таков Коней- ционного переворота, борь- любой заурядный фотограф. ков 8 изображении Корина. у р поотоет с о ™ бы, потрясения. Бурное дви- И если бы все дело своди- Внешне это очень строгий ный П. Кориным! — это Ритмической лось к повторению черт то- портрет: четкие, до резко- именно запечатленный «раз- основой полотна. Здесь нет го или иного человеческого сти, контуры фигуры и ли- говор с самим собой». Ду-: ни одного спокойного места, лица, то с изобретением фо- ца, холодная, почти аске- мается, что приведенное вы- илуэта, светового блика, тографии портрет, как осо- тичная цветовая гамма, пре- оказывание Коненкова во- Художник не остановился быи жанр искусства, пере- дельно плотная, собранная обще дает отличную форму- перед тем, чтобы изобра- стал бы существовать. Одна- композиция Но зить несколько-неестествен- ко же он существует, раз ной позу человека в цидинд- вивается и продолжает за ре на первом плане, который нимать важнейшее место в вально кипит за этой внеси кажется почти падающим^ творчестве художников, В ней сдержанностью и зам- чем же тут дело? кнутостью! Какая энергия «Секрет» здесь в том, что могучего 7ма> как°й высо- главное в живописном порт- кии полет больших, светлых рете — углубленное и обоб- Ч УВСТВ ощутимы здесь! щенное изображение какая ог ромная сила внутреннего, духовного напряжения бук- , допустил некоторую дефор мацию центральной фигуры юноши в светлой рубахе, лишь бы подчеркнуть по рывистую стремительность потока движения толпы. Той же цели подчинены и прие мы освещения. Все это напряженное, шумное движение, страст ный порыв, способная сло мить любую преграду, уст- ние его лица черт Сам С, Т. Коненков, вы- человеческого характера, ху- дающийся советский скульп- дожественное повествование тор, писал в «Правде» в о человеке. Фотограф за- связи с присуждением ему печатлевает внешний облик Ленинской премии за «оригинала», фиксирует ка- скульптурный «Автопорт- кое-то мгновенное выраже- рет»: и только. ремленность вперед — глав- Д обиться обобщения, пойти ное в картине, (Понять и раскрыть худо жественное содержа н и е портрета, пожалуй, еще сложнее, чем сюжетной кар- тины. Ведь в этом жанре уже и вовсе не встречаются развернутое действие, рас сказ, занимательная фабула. Изображаемые иногда де тали привычной для данного человека обстановки (аксес суары) служат, конечно, в глубь духовной жизни, дать богатое, многосторон нее ,представление о харак тере Он не может: этого не допускает самая природа его ремесла, В хорошем же с^ е„’ а живописном портрете всегда есть определенная внутрен няя тема — «подтекст», об раз, созданные при помощи различных художественных средств, «Когда в тиши своей ма стерской я работал над «Автопортретом», относясь к этому, как к глубокому раздумью, я думал не только о портретном сход- прежде всего хотел выразить свое отношение к труду и искусству, овое уст ремление. в будущее, в царство постоянной правды и справедливости. Как мне радостно сознавать, что этот лишь внешним дополнением дьяковской галереи выстав мой разговор с самим со- В советском отделе Тре- бой, взгляд в светлое гря- лировку творческого метода художника-портретиста. О таких богатых, рази сторонних по характеристи ке портретах, как «С. Т, Коненков» Корина, нередко говорят: «портрет-биогра фия». Действительно, образ в подобном полотне настоль ко содержателен, словно бы он впитал в себя опыт це лой жизни. Показать, раскрыть этот опыт как можно более мно гогранно, убедительно —•. в этом и состоит основная цель работы портретиста, Она достигается с помо щью множества приемов, основанных на изучении всей огромной сложное^», разнообразия оттенков чело веческой мимики, жестику ляции, позы, словом, всего того, что так или иначе мо жет дать в живописном произведении ключ к пони манию духовной жизни че ловека, мира его идей ц чувств. (Продолжение следует) к центральному образу и только в очень незначитель ной мере могут помочь про никнуть в его смысл. От портрета, естественно, ожидают точного сходства с «моделью». Такое сходство необходимо, но оно само по себе вовсе не определяет Г В М узее р ево лю ц и и в М оскве хранит ся скрипка... и з органического стекла. О на восхищает красотой и тщательностью от делки, п е вучи м красивы м звуком . Э та у н и к а л ь н а я скрипка с дела н а кос т ром ским м узы ка льн ы м ум ельц ем В л а д и м иром Г р узд евы м . Когда- то Г р у з д е в за ни м а лся по к ла ссу скрипки в Я р о сла вско м м узы ка льн о м у ч и л и щ е им ени С обинова. В ойна пом е щ ала учебе. П озж е В ла д и м и р с тал м а стером по и з д ели ям и з органического с текла в Костромской ю вели р н о й артели. Т ог да и з а д у м а л он сдела ть инструмент и з н о во го материала. Скрипка из стекла П ервы м опытом бы ла бала ла й ка . В ско р е о дин и з ко с тромских ба ла лаечников-вирт уозов стал выступать с нею на концертах. А Г р у з д ев уже т ру дился на д скр ипкой. К о р п ус ее он сд ела л и з с текла, д ек у — и з р езо нансной ели,- Рабо ту сам оучки вы соко о ц ени ли м у зыканты и скрипичны е мастера М осквы . Г р у з д е в с к ую скр и п ку п ер ед а ли в М узей р е е ф ю ц и и . Д в а его д р у ги х с т еклянны х инструмента — скр и п ку и б а л а л а й к у— п р и о б р ел Костромской кр а еве д чески й м у зей. Талан т ливы й мастер работает сей час н а д но во й скрипкой. А. П О Н О М А Р Е В , лен «Портрет скульптора С. Т. Коненкова», принад лежащий кисти одного из талантливейших мастеров нашей живописи П. Корина. Автор был более чем скуп на дополнительные, поясня ющие детали, их почти нет в картине. Лишь краешек стула, на котором сидит Коненков, да, белый рабочий халат, надетый поверх его темного костюма, намекают на обстановку: дело, оче видно, происходит в мастер ской скульптора, в минуты, когда он размышляет, ок руженный своими новыми работами. Этому размышлению, сос редоточенной работе творче ской мысли и посвящен портрет. Старик с тонкими, чутки ми руками артиста, с горя щим взглядом глубоко за павших глаз на лице, пре красном своей вдохновея- Скульптура С. Т. Коненкова «Автопортрет». Рис. И. Степанова. —- Адрес редакции: Липецк, Коммунальная пл., 30. ТЕЛЕФОНЫ: редактора—33—53, ответственного секретаря—34— 13, отдела пропаганды—36—431 р . . якт„п д ТАЦИТОВ ____________________________ отделов комсомольской жизни, школ, писем — 35—38, бухгалтерии—34—46. I Р • АЭ 13667 Липецк, типография областного управления культуры. За к. № 2273
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz