Ленинец. 1958 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1958 г. (г. Липецк)

Д Р У З Ь Я п т и ц ...Медленно открывается занавес школьной сцены. Перед взорами притихших ребят — русская белоснеж­ ная зима. Ее сменяет весна, разукрашенная цветами. Эту инсценировку учени­ ки Донской средней школы подготовили ко «Дню птиц». Много новых скворечни­ ков развешано на при­ школьном участке. Донские школьники любят и бере­ гут птиц. Н. П ЕС Т РИ КО В . Новости зарубежной техники ш а х м а т н а я Ш К О Д А ЗАОЧНАЯ ___ (Б Е С Е Д А Д Е В Я Т А Я ) МАТ КОРОЛЮ С ПОМОЩЬЮ КОРОЛЯ И ЛАДЬИ Некоторые начинающие сейчас могут сразу отрезать шахматисты неясно пред- у короля полдоски, сыграв ставляют себе, каким спосо- Ла1—а4, но так как это бом матовать короля с по- можно сделать в любой мо- мощью двух ладей. Не оста- мент, мы начнем с прибли- навливаясь подробно на та- жения короля к королю ком эндшпиле, скажем толь- противника. Так целесооб- ко о плане игры. Он очень разнее. прост: отрезая у короля I. К рЫ—д2 Кре5—(15 противника одну линию за 2. Крег2—(3 Крс15—е5. Из другой, король оттесняется прошлой беседы ты знаешь, на край доски и там матует- что при сближении королей ся. Помощь своего короля белым невыгодно становить- в этом случае не обяза- ся в оппозицию. Поэтому тельна. здесь 3. КрГЗ—еЗ — ход Более подробно погово- неправильный. Сейчас луч- рим о способе матования щ е всего начинать оттесне- короля с помощью короля и ние короля ладьей. ЗЛ а1— ладьи. И здесь задача силь- <11. Этим ходом мы отреза- ной стороны: оттеснить ко- ли у короля четыре верги- роля противника на край кали: а. Ь, С, (1. доски. Разберем это на при- Как ходить черным? На мере, (5—значит, становиться в Расставь на доске такую оппозицию, на еб или [6 — позицию: белые: КрЫ , Ла1; значит, добровольно отда- черные: Кре5. У белых неблагоприятная позиция: их король на краю доски, а король про­ тивника — в центре. Белые Г"* | За шахматной } I досной | } ♦ | В Конь - Колодезском \ • сельскохозяйств е н н о м | I Техникуме состоя л е я ; 1 ш ахм атны й турнир, в ко- \ I тором приняли участие | I 20 ш ахматистов. :сто занял I 1 ш ахм атн- \ или норму | 1НППОВ. район. I Чаплыгин-1 * сивы зоов хникуме за-1 февнования; шенство по | рвое место | '-1— шахматист 3-го * 1 р азр я д а С. Пшенников. | И. М А РКОВ , \ | г. Чаплыгин. * * * | В Задонском техни ку-! 5 м е механизации и э л е к т -| ! рификации сельского хо- { [ зяй ства липецкий ш ах м а-; • тист - перворазр я д и и к | | Новичков д а л сеанс од-1 ; новременной игры на 20- ш ахм атны х досках. Д. ЧЕРНО УСОВ | г. Задонск. вать еще одну линию. Ка­ кой ход лучше? Оба хуже. •Предположим, черные отве­ тили: 3 Кре5—еб 4. Кр(3—{4 (но не на е4, чтобы не становиться в оп­ позицию). У черных опять та же проблема: становить­ ся в оппозицию или уходить на 7-ю горизонталь. 4. ... Креб—(6 5. Л сП -й б -р Кр16—е7 6. КрГ4т-е5. Тут уж белые вынуждены занять оппозицию, чтобы защитить ладью, не выпуская короля черных с 7-й горизонтали. 6....... Кре7-Г7, А теперь что делать бе­ лым? Ходить королем, ста­ новясь в оппозицию, неце­ лесообразно. Значит, надо ходить только ладьей. Но куда? Лучше всего в таком случае сделать выжидатель­ ный ход ладьей на край до­ ски, чтобы черный король не смог больше приблизиться к ладье и чтобы заставить черного короля стать в оп­ позицию. 7. Л (16—аб Кр{7— е7 (если 7.,., Кр(7—д7, то 8. Креб—(б и т. д.) 8. Лаб— а7-|-Кре7—е8. Король от­ теснен на последнюю ли­ нию. Теперь надо его заста­ вить встать в оппозицию и заматовать. 9. Креб—(}6 КреЗ—18 10. Крс16—еб Кр[8—д8. 11. Креб—16 КррЗ—Н8 12. КрТб—дб К р Ь 8 -д 8 13. Ла7—а8 У; А. БАБИКОВ, шахматист 1-го разряда. г. Липецк. Новый чехослов а ц ки й спортивный сам олет « М ора­ ва Л 200», С амолет пред­ ставляет пятиместный мо­ ноплан. Фото Л . Небора. Л И Р И К А Песня Н а д рекой Воронеж Све тятся огни, — М не о самом бли зко м Говорят они. З д есь м не каждый кам ень С де тства бы л знаком . З д есь тебя ув и д ел В уехе за с танком. С той поры с тобою М ы о дним пу тем К прохо дны м воро там П о утрам и дем. Я р ко све тит солнце Н а простор земли...- Н а ро дном за во д е Счас тье мы наш ли. кААААААААААААААААА) Г д е бы, д р уг, я ни бы л— К ак ро д ную ма ть > С вой за во д лю бимы й Б у д у вспомина ть, И твою улы б ку, И твои гла за , И сло ва заветные, Что тебе сказал. Он всег да напомни т М не бы лы е дни... Н а д рекой Воронеж Све тятся огни, Сг. С Е РИ КО В , г. Л и п ец к , *Ты влю б и ла сь, м и ла я м оя*. А , наверно, прав, ш а лун рогатый: Я и в самом д еле влю б лена , В э том ты, конечно, виноватый, И с тобой приш е дш ая весна. \ Т. ШИШК О В А , рабочая Е лец ко го элемен тного за во д а , Месяц прав Тихий вечер Теплая встреча „Д н я птиц“ стихи молодых Учись играть в шахматы Университет любителей искусства / « м м м м м м м м м Я р ко зеленею щ и е ели... В ло зн я к е ш ум ящ а я река... Ж а во р о н ка радос тные трели Д у ш у растревожили слегка. Почему-то чащ е сер дце бье тся, П еснь летит в ш ирокие поля... Я р ки й м есяц м не в гла за смеется: Г ор о д м ой лю бимы й Н а х о л м а х вы соких, Смо трит из-по д ш апки С тарых тополей. Т олько м гла ночная Н а с с тобой накроет И кругом зажгутся Ты сячи огней. С. С ЕМЕНО В . Л и п ец ки й район. ИСК УССТВО ъ+Я&Елт А. КА М ЕНСКИ Й. ♦ Беседы . живописи ♦ дущее понят менниками!». Мы приводим моими совре- эти слова Вся картина — буквально художественных - достоинств ностыо, порывистой но це- вся, до последней мелочи— портретного полотна. Ведь ленаправленной страстью к пронизана высоким и сходства—и абсолютно точ- л страстным пафосом револю- ного - легко добивается =азиданию- ~ таков Коней- ционного переворота, борь- любой заурядный фотограф. ков 8 изображении Корина. у р поотоет с о ™ бы, потрясения. Бурное дви- И если бы все дело своди- Внешне это очень строгий ный П. Кориным! — это Ритмической лось к повторению черт то- портрет: четкие, до резко- именно запечатленный «раз- основой полотна. Здесь нет го или иного человеческого сти, контуры фигуры и ли- говор с самим собой». Ду-: ни одного спокойного места, лица, то с изобретением фо- ца, холодная, почти аске- мается, что приведенное вы- илуэта, светового блика, тографии портрет, как осо- тичная цветовая гамма, пре- оказывание Коненкова во- Художник не остановился быи жанр искусства, пере- дельно плотная, собранная обще дает отличную форму- перед тем, чтобы изобра- стал бы существовать. Одна- композиция Но зить несколько-неестествен- ко же он существует, раз­ ной позу человека в цидинд- вивается и продолжает за­ ре на первом плане, который нимать важнейшее место в вально кипит за этой внеси кажется почти падающим^ творчестве художников, В ней сдержанностью и зам- чем же тут дело? кнутостью! Какая энергия «Секрет» здесь в том, что могучего 7ма> как°й высо- главное в живописном порт- кии полет больших, светлых рете — углубленное и обоб- Ч УВСТВ ощутимы здесь! щенное изображение какая ог­ ромная сила внутреннего, духовного напряжения бук- , допустил некоторую дефор­ мацию центральной фигуры юноши в светлой рубахе, лишь бы подчеркнуть по­ рывистую стремительность потока движения толпы. Той же цели подчинены и прие­ мы освещения. Все это напряженное, шумное движение, страст­ ный порыв, способная сло­ мить любую преграду, уст- ние его лица черт Сам С, Т. Коненков, вы- человеческого характера, ху- дающийся советский скульп- дожественное повествование тор, писал в «Правде» в о человеке. Фотограф за- связи с присуждением ему печатлевает внешний облик Ленинской премии за «оригинала», фиксирует ка- скульптурный «Автопорт- кое-то мгновенное выраже- рет»: и только. ремленность вперед — глав- Д обиться обобщения, пойти ное в картине, (Понять и раскрыть худо­ жественное содержа н и е портрета, пожалуй, еще сложнее, чем сюжетной кар- тины. Ведь в этом жанре уже и вовсе не встречаются развернутое действие, рас­ сказ, занимательная фабула. Изображаемые иногда де­ тали привычной для данного человека обстановки (аксес­ суары) служат, конечно, в глубь духовной жизни, дать богатое, многосторон­ нее ,представление о харак­ тере Он не может: этого не допускает самая природа его ремесла, В хорошем же с^ е„’ а живописном портрете всегда есть определенная внутрен­ няя тема — «подтекст», об­ раз, созданные при помощи различных художественных средств, «Когда в тиши своей ма­ стерской я работал над «Автопортретом», относясь к этому, как к глубокому раздумью, я думал не только о портретном сход- прежде всего хотел выразить свое отношение к труду и искусству, овое уст­ ремление. в будущее, в царство постоянной правды и справедливости. Как мне радостно сознавать, что этот лишь внешним дополнением дьяковской галереи выстав мой разговор с самим со- В советском отделе Тре- бой, взгляд в светлое гря- лировку творческого метода художника-портретиста. О таких богатых, рази сторонних по характеристи ке портретах, как «С. Т, Коненков» Корина, нередко говорят: «портрет-биогра­ фия». Действительно, образ в подобном полотне настоль­ ко содержателен, словно бы он впитал в себя опыт це­ лой жизни. Показать, раскрыть этот опыт как можно более мно­ гогранно, убедительно —•. в этом и состоит основная цель работы портретиста, Она достигается с помо­ щью множества приемов, основанных на изучении всей огромной сложное^», разнообразия оттенков чело­ веческой мимики, жестику­ ляции, позы, словом, всего того, что так или иначе мо­ жет дать в живописном произведении ключ к пони­ манию духовной жизни че­ ловека, мира его идей ц чувств. (Продолжение следует) к центральному образу и только в очень незначитель­ ной мере могут помочь про­ никнуть в его смысл. От портрета, естественно, ожидают точного сходства с «моделью». Такое сходство необходимо, но оно само по себе вовсе не определяет Г В М узее р ево ­ лю ц и и в М оскве хранит ся скрипка... и з органического стекла. О на восхищает красотой и тщательностью от делки, п е­ вучи м красивы м звуком . Э та у н и к а л ь н а я скрипка с дела н а кос т­ ром ским м узы ка льн ы м ум ельц ем В л а д и ­ м иром Г р узд евы м . Когда- то Г р у з д е в за ни м а лся по к ла ссу скрипки в Я р о сла вско м м узы ка льн о м у ч и л и щ е им ени С обинова. В ойна пом е­ щ ала учебе. П озж е В ла д и м и р с тал м а­ стером по и з д ели ям и з органического с текла в Костромской ю вели р н о й артели. Т ог да и з а д у м а л он сдела ть инструмент и з н о во го материала. Скрипка из стекла П ервы м опытом бы ла бала ла й ка . В ско р е о дин и з ко ­ с тромских ба ла лаечников-вирт уозов стал выступать с нею на концертах. А Г р у з ­ д ев уже т ру дился на д скр ипкой. К о р п ус ее он сд ела л и з с текла, д ек у — и з р езо ­ нансной ели,- Рабо ту сам оучки вы соко о ц ени ли м у ­ зыканты и скрипичны е мастера М осквы . Г р у з д е в с к ую скр и п ку п ер ед а ли в М узей р е е ф ю ц и и . Д в а его д р у ги х с т еклянны х инструмента — скр и п ку и б а л а л а й к у— п р и о б р ел Костромской кр а еве д чески й м у ­ зей. Талан т ливы й мастер работает сей­ час н а д но во й скрипкой. А. П О Н О М А Р Е В , лен «Портрет скульптора С. Т. Коненкова», принад­ лежащий кисти одного из талантливейших мастеров нашей живописи П. Корина. Автор был более чем скуп на дополнительные, поясня­ ющие детали, их почти нет в картине. Лишь краешек стула, на котором сидит Коненков, да, белый рабочий халат, надетый поверх его темного костюма, намекают на обстановку: дело, оче­ видно, происходит в мастер­ ской скульптора, в минуты, когда он размышляет, ок­ руженный своими новыми работами. Этому размышлению, сос­ редоточенной работе творче­ ской мысли и посвящен портрет. Старик с тонкими, чутки­ ми руками артиста, с горя­ щим взглядом глубоко за­ павших глаз на лице, пре­ красном своей вдохновея- Скульптура С. Т. Коненкова «Автопортрет». Рис. И. Степанова. —- Адрес редакции: Липецк, Коммунальная пл., 30. ТЕЛЕФОНЫ: редактора—33—53, ответственного секретаря—34— 13, отдела пропаганды—36—431 р . . якт„п д ТАЦИТОВ ____________________________ отделов комсомольской жизни, школ, писем — 35—38, бухгалтерии—34—46. I Р • АЭ 13667 Липецк, типография областного управления культуры. За к. № 2273

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz