Ленинец. 1958 г. (г. Липецк)
ВОСПИТАНИЯ | О д е в и ч ь е й ГОРДОСТИ Н 4 ЭТОТ разговор ме ня натолкнула статья «Если заглянуть в ду шу...», опубликованная не так давно в газете «Лени нец». Правильно сделал ав тор, что представил на суд общественности Афанасова, который, подобно некото рым мужчинам, разрушает семейное счастье, оскверня ет самое высокое чувство— любовь. Но мне хочется сказать и о другом. Всегда ли ви- V новат в таких случаях только мужчина? Нет, не всегда. В данном случае, хорошо ли Валя знала Афанасова, '.^ б ы совершить такой от ветственный в жизни шаг, как замужество? Оказывает- ,плохо знала. Любила ли с..., его по-настоящему? Нет, потому что полюбить чело века можно только за кра сивые дела, хорошие по с т у п к и . Случайное знаком ство в парке, несколько встреч, и Валя необдуман но становится женой чело- . -века, которого совершенно не знает. В результате «брак» кончается разрывом. Нелегко быть обманутой близким человеком. Но ча сто виной этому бывает отсутствие в девушках на стоящей девичьей гордости. Пора поговорить и о том, что девушка в такой же ме ре должна отвечать за свои поступки, как и мужчина. Как правило, в газетных фельетонах и статьях на брако разводные темы де- чушка показывается невин ной «жертвой» бездушного !ста-мужчины. А не всегда это так. «Жертвой» зачастую она становится потому, что, за быв о девичьей гордости, выходит замуж, зная сво его будущего мужа толь ко, к сожалению, по не скольким встречам на тан цевальной площадке. А через непродолжитель ное время товарищам по ра боте приходится склеивать черепки семейного «сча стья» такой пары. На мужа у администрации заводится «персональное дело». Жена, забыв элементарное чувство стыдливости и скромности, жалуется на своего друга в горкоме комсомола, называя его эгоистом, черствым че ловеком, не желающим с ней жить. И никто не обви нит ее за опрометчивый по ступок, что вышла замуж только потому, чтб соседи и подруги называли их «хо рошей парой». А бывают случаи еще хуже. Мне вспоминается один из студенческой жизни. Бы ло это на последнем курсе. Училась в нашей группе Лю ся К. Она два года дружила с Анатолием Б., студентом с другого факультета. Он с ней бывал часто на вечерах, и все так и считали, что у них настоящая любовь и они непременно поженятся. И они действительно по женились. Но как? Студенты неожиданно узнали, что Люся ожидает ребенка, а Анатолий отка зывается на ней жениться, утверждая, что ребенок не его. Я поговорила с Лю сей. Она со слезами на гла зах рассказала, что Анато лий ее обманул, что этого она от него не ожидала. По этому поводу состоя лось заседание комитета комсомола. Наши «громы и молнии» были направлены в Анатолия. Грозили исключить его из комсомо ла, отчислить из институ та. Наконец, он не выдер жал и дал согласие на брак. Они зарегистрирова лись. И мы считали, что сделали большое дело—со хранили семью, хотя моло дожены жили плохо. А вско ре узнали, что, получив диплом, Люся с ребенком уехала к матери, а Анато лию оставила записку: «Ты меня извини. Я просто хо тела, чтобы у моего ребенка был хоть какой-нибудь отец, а то неудобно от мамы». Так, забыв о девичьей гордости, Люся была лю бовницей одного человека и стала женой другого, ни сколько его не любя. Нам после этого было стыдно смотреть в глаза друг другу. Не разобрав шись, как следует, кто ви новат, мы оскорбили свое го товарища, обвинив его в поступке, который он не совершал. И вот мне хочется ска зать: довольно защищать таких «жертв», как Люся, которые, забыв о гордости, дают согласие на сожитель ство и брак только по кап ризу. Д евичья гордость — ве ликая сила. С нею можно бороться за любимого че ловека, если он в беде и л и на плохом пути. Гордость поможет верить любимому человеку, быть для него нежной, отзывчивой, пре данной подругой. Л . УСКОВА . г. Липецк. Делегат XIII съезда ВЛКСМ ■сти У ЗБ Е К С К А Я С С Р . Ш аходат Э р н азар о ва во зглав л я ет хлопководческое звено. З а вы сокий у рож ай хл о п ка она получила больш ую н агр ад у Родины — орден Т рудового К расного Знам ени. Ш аходат Э р н азар о ва на А н диж ан ской областной конф еренции бы ла вы б р ан а делегатом на X III съ е зд В Л К СМ . НА С Н И М К Е : звен ьевая колхоза имени Ж д ан о ва М осковского р ай он а А ндиж анской области Ш аходат Э рн азарова. Фото Л . М Е Й Н Е Р Т А . (Ф отохрони ка ТА С С ). ИСКУССТВО зйШ & м й й ЧИТАТЕЛИ О КНИГАХ Письма ВЫДАЮЩЕГОСЯ РЕВОЛЮЦИОНЕРА Ж и зн ь вы д аю щ его ся д ея- те'..(! К ом м унист ической партии — Ф ели кса Э д м у н д о ви ч а Д зерж и н ско го — это при м ер беззавет ного ' служ ени я н а р о д у , неут ом и м ой борьбы за с в о б о д у и счастье лю д ей . С ж изнью этого п л а м е н н о го борца за д е л о ко м м у н и зм а читатель может п о знаком ит ься п о н ед а вн о вы ш едш ей в свет кн и ге с Ф ели кс Д зерж и нски й . Д н е в н и к и п и сьм а ». В п е р в о й части кн и ги крат ко излож ена би о гр аф и я р ево лю ц и о н ер а . Д н е в н и к Д зерж и нско го (вт орая часть к н и ги ) о х ватывает 1908— 1909 годы , г о д ы ' за к лю ч ен и я в о д но й и з самы х м р а чн ы х ц а р ски х тюрем. « С его д ня я опять в к а м ере, — пишет Ф ели кс Э д м ун д о в и ч 12 но я б р я 1908 г. — Я не сом неваю сь в том, что м ен я ждет ка- : Торга. В ы д ерж у л и я?.. М н ою овладевает уж ас, и и з г р у д и вы ры вает ся крик: «Н е м о гу Ь И все же я см огу, н ео б хо д и м о смочь, к а к могут д р уги е , к а к см ог л и вынести го р а зд о х у д ш и е м у к и и ст радания... и у м е н я рождается го р д о е ж ела- ^ че выдержать...». " П и сьм а и з тюрьмы п о лн ы надеж дой, вер о й в н е и з беж ную п о б е д у п р а во го де- ~~2Шг. Вот сло ва , за п и са н ны е в д н е в н и к е в ко н ц е 1908 го д а : «...Я виж у огр о м н ы е м ас сы, уж е п р и вед ен н ы е в движ ение, расш аты вающ ие старый строй... Я го р д тем, что я с ни м и , что я и х в и ж у, чувст вую , п о ни м аю и что я сам м но го е выстра д а л вместе с ним и. З д есь , в тюрьме, тяжело... и, тем не м енее, есл и бы м не п р е д стояло начать жить сы зно ва, я н а ч а л бы ее так, ка к на ча л...» . Ж ен а и д р у г Ф ели кса Э д м ун д о ви ч а — С оф ья Си- ги зм ун д о в н а Д зерж и нска я пишет в п р е д и с л о в и и к книге: «Д н е в н и к и письм а Ф. Э. Д зерж и нско го » я р к о дсве- щают его п р е кр а сн ую ж изнь. О ни показы вают , с к о ль к о испытав ни й п р и ш л о сь вынести в ц а р - ское вр ем я бор« цам за сво б о д у и с ч а с т л и в . у ю ж изнь н а р о д а , О ни учат н а ш у м олодеж ь ещ е си льн ее любить свою с л а в н ую Р о д и н у , совет* ск и й социалист а■> ческий строй, б ез завет но борот ься за п о б е д у ко м м у - ни зм а», И. Б О Г А Т Ы Р Е В . г , Л и п е ц к , В средней ш коле № 39 г. Ч аплы ги на состоялся интересный л и тер ату р ный вечер, посвящ ен ный творчеству велико го пролетарского писа теля А. М. Горького. С докладом о ж изненном и творческом пути А .М . Г орького вы ступ и л а ученица 10 кл асса М ан- н и коза. Ри м м а К оролё ва прочитала свое сти хотворение, которое кон'* чалось словам и: «Мы ж ивем в эту пору пре красную , о которой наш Горький мечтал». Л . БА Л А БА Н О ВА . * * * М олод еж ь села Сен цово лю бит книгу. Ак тивными чи тателям и яв- 5 ляю тся телятница Нина 3 Х орькова, ж ивотн овод ^ И ван К осоротов. Сер- | гей Попов у ж е прочитал | более ста тридцати книг. « Не отстает от него и дру- X ГОЙ молодой колхозник 2 А . П ерфилов. З а это ж е |в р е м я он прочитал 7 6 1 « книг. | I В. Ф А РАФОНОВ . } Липецкий район. А. КАМЕНСКИЙ. Б еседы о живописи ♦ Сюжет н содержание картины В XVI—Х У1Г столетиях тематика живописи была чаще всего связана с биб лейско-евангельскими леген дами и античной мифологи ей. Одни и те же сюжеты повторялись в картинах де сятки и сотни раз. Но, ко нечно, изображая, скажем, так называемое «благовеще ние», «вознесение» или «рас пятие», художники меньше всего заботились о точном соответствии сюжета рели гиозным легендам. Эти сю жеты использовались во множестве случаев лишь, как повод для выражения абсолютно земных и совре менных человеческих пере живаний. Не удивительно поэтому, что в живописи тех времён можно найти произ ведения на один и тот же сюжет, совершенно различ ные по своему фактическо му содержанию. Например, старые худож ники несчетное число раз изображали святого Себа стьяна, которого, согласно преданию, за его правед ность пронзали стрелами. Но вот на иных полотнах Себастьян извивается от боли, мучается, страдает, а в картинах итальянских ма стеров Возрождения Анто- нелло да М ессина, Перуд- жино и некоторых других он спокойно задумчив, по- гружен в светлые размыш ления, будто и не замечает стрел, вонзающихся в его юное тело, прекрасное, как античные статуи. Разные представления о красоте, о подвиге, об идеале челове ка — соответственно и со вершенно различное истол кование одного и того же сюжета. Ясно, какой вывод сле дует из сказанного. Когда вы приходите в музей и знакомитесь с картинами старинных мастеров, стре митесь прежде всего по стигнуть те представления о мире и человеке, которые запечатлелись в этих произ ведениях под оболочкой ре лигиозно . мифологических сюжетов, вдумывайтесь в образный строй картин, ста райтесь разобраться в осо бенностях их композиции, колорита, освещения и дру гих важнейших элементов изобразительной формы, ко торые всегда так или ина че «работают» на содержа ние. Не думайте, что это лег ко и просто. Глубокий и сложный «подтекст» вели ких произведений искусства становится ясным только внимательному и вдумчи вому зрителю. Если, к примеру, вы впер вые увидели жемчужину коллекции московского му зея имени А. С. Пушкина— полотно Рембрандта «Ас- сур,' Аман и Эсфирь», то не надейтесь, что ее глубо- веков и особенно часто но- чайший смысл и несравнен- вейшего времени есть и та лая красота раскроются пе- кие работы, в которых не ред вами сразу же, в пер- только содержание, но даже вые минуты созерцания кар- и самый сюжет выражены тины. не прямо и непосредсгвен- имствован ЭизИбибалРии-Н же3на бра” ной Помощью. Си30' э Г р ДьСГ в Ре Г п и р а А р Г д^ Р “ ой ногГц У еТвеорцаУЖАем ана!за: мыслившего совершить не- п », г, _ г . . и московском Муз ее Ре правое, гнусное дело. Но „ „ „ „ „ „„ 3 Р ,„ б Р™ , у „ ь ,ш л ,„ „ Г Г , “ п " о Г ” с ™ ° Г а Й л, « с; Г , р Г , и;Г й : 2 Г ” •"Г"»™ • ной эффектности трактовку ? из Л УЧ Ш И Х ПР° события Изображены три ™” ^ Г Д ° ПИСИ’ ” Ф и гу п ы сидящие в глубо- щенных первой русской ре ™ ’ - волюции. Здесь нет докумен ком молчании вокруг стола. 1 о л. тально-точного • рассказа Эсфирь уже окончила с в о ю ........................... к обвинительную речь и лишь » у ,ЛЛ,^С0НКР* ТНЫХ Я€ указывает слегка приподня- ' У Д НИК более всв той рукой на Амана. Ассур Г° СТреТ * Пе РеДаТЬ _ щую атмосферу памятного погружен в глубокое раз- г , л * события. В эскизе мново ги- думье, Аман угрюмо без- ____ молвствует Это напояжен- пербол: грандиозная крыша . у ' Р катафалка, огромные, подобный момент, когда решение ^ л а р ные горящим факелам крас- конфликта только назревает, .Г . р и зритель сам должен пред- Н“ а знаыена- внхревая дина- угадать исход борьбы. Ни- МВЯа шествия. Символиче- что в каптине не указывает СКОе начало чувствуется и что в картине не указывает слитном единстве обоб- прямо на этот исход. Лишь „ р щенно изображенной толпы- чуткое, внимательное сопо- и в величественном, как т о * ставление фигур вдохновен- жественно.тра й марш, ной, как бы окрыленной композиции, и в с у Эсфири и чуть согнувшего- - ___ ’ 3 ^ к 3 „ „ ровои напряженности крас- ся, опустившего голову и 3 3 ных, черных и белых тонов. судорожно сжимающего ча- п *„ ____ шу Амана, волшебная игра При всем том это произведе т е™ . яркой золотой волной ни в мал0« . мере нв К -г> япч пг представляет собой смутной окутывающего царицу и ос тавляющего Амана в мрач ной полутьме, позволяют предвидеть неминуе мо е , близкое торжество справед ливости. Во имя утвержде ния светлого человеческого начала над силами зла, ти- ЛЕНИНГРАД. Рус ский музей. НА СНИМКЕ: в зале академического искусст ва. В центре — картина художника Ф. А. Бруни «Медный змий». Фото Н. Иауменкова. (Фотохроника ТАСС ).; абстракции. Здесь создан вполне определенный, весо мый, убедительный образ народной стихии, могучего и яростного порыва, вызван ного к жизни революцией. Или другой пример, пере кликающийся с предыду- раниии деспотизма и напи- щим. В картине О. Домье „ ' „ „„„ «Восстание» также почти нет сана эта замечательная кар- . , 1 деталей, которые точно объ- тина, исполненная высокого яснялн бы место и харак- гуманистического пафоса. тер запечатленных событий. Надо уметь разобраться в И тем не менее мы, конеч- содержании картины и тог- но, понимаем ее смысл не -з , когда в ней вообще нет только благодаря подписи, никакого действия, никакого определенного, многосто ронне развитого «литератур-, ного» сюжета. Таких кар-^ тин история живописи знает ' множество. Среди картин прошлых (П род олж ен и е сл ед у ет), — -я. „ З Е Н И Н Е Д « 10 апреля 1558 г. 3 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz