Ленинец. 1958 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1958 г. (г. Липецк)

ВОСПИТАНИЯ | О д е в и ч ь е й ГОРДОСТИ Н 4 ЭТОТ разговор ме­ ня натолкнула статья «Если заглянуть в ду­ шу...», опубликованная не так давно в газете «Лени­ нец». Правильно сделал ав­ тор, что представил на суд общественности Афанасова, который, подобно некото­ рым мужчинам, разрушает семейное счастье, оскверня­ ет самое высокое чувство— любовь. Но мне хочется сказать и о другом. Всегда ли ви- V новат в таких случаях только мужчина? Нет, не всегда. В данном случае, хорошо ли Валя знала Афанасова, '.^ б ы совершить такой от­ ветственный в жизни шаг, как замужество? Оказывает- ,плохо знала. Любила ли с..., его по-настоящему? Нет, потому что полюбить чело­ века можно только за кра­ сивые дела, хорошие по­ с т у п к и . Случайное знаком­ ство в парке, несколько встреч, и Валя необдуман­ но становится женой чело- . -века, которого совершенно не знает. В результате «брак» кончается разрывом. Нелегко быть обманутой близким человеком. Но ча­ сто виной этому бывает отсутствие в девушках на­ стоящей девичьей гордости. Пора поговорить и о том, что девушка в такой же ме­ ре должна отвечать за свои поступки, как и мужчина. Как правило, в газетных фельетонах и статьях на брако разводные темы де- чушка показывается невин­ ной «жертвой» бездушного !ста-мужчины. А не всегда это так. «Жертвой» зачастую она становится потому, что, за ­ быв о девичьей гордости, выходит замуж, зная сво­ его будущего мужа толь­ ко, к сожалению, по не­ скольким встречам на тан­ цевальной площадке. А через непродолжитель­ ное время товарищам по ра­ боте приходится склеивать черепки семейного «сча­ стья» такой пары. На мужа у администрации заводится «персональное дело». Жена, забыв элементарное чувство стыдливости и скромности, жалуется на своего друга в горкоме комсомола, называя его эгоистом, черствым че­ ловеком, не желающим с ней жить. И никто не обви­ нит ее за опрометчивый по­ ступок, что вышла замуж только потому, чтб соседи и подруги называли их «хо­ рошей парой». А бывают случаи еще хуже. Мне вспоминается один из студенческой жизни. Бы­ ло это на последнем курсе. Училась в нашей группе Лю­ ся К. Она два года дружила с Анатолием Б., студентом с другого факультета. Он с ней бывал часто на вечерах, и все так и считали, что у них настоящая любовь и они непременно поженятся. И они действительно по­ женились. Но как? Студенты неожиданно узнали, что Люся ожидает ребенка, а Анатолий отка­ зывается на ней жениться, утверждая, что ребенок не его. Я поговорила с Лю ­ сей. Она со слезами на гла­ зах рассказала, что Анато­ лий ее обманул, что этого она от него не ожидала. По этому поводу состоя­ лось заседание комитета комсомола. Наши «громы и молнии» были направлены в Анатолия. Грозили исключить его из комсомо­ ла, отчислить из институ­ та. Наконец, он не выдер­ жал и дал согласие на брак. Они зарегистрирова­ лись. И мы считали, что сделали большое дело—со­ хранили семью, хотя моло­ дожены жили плохо. А вско­ ре узнали, что, получив диплом, Люся с ребенком уехала к матери, а Анато­ лию оставила записку: «Ты меня извини. Я просто хо­ тела, чтобы у моего ребенка был хоть какой-нибудь отец, а то неудобно от мамы». Так, забыв о девичьей гордости, Люся была лю­ бовницей одного человека и стала женой другого, ни­ сколько его не любя. Нам после этого было стыдно смотреть в глаза друг другу. Не разобрав­ шись, как следует, кто ви­ новат, мы оскорбили свое­ го товарища, обвинив его в поступке, который он не совершал. И вот мне хочется ска­ зать: довольно защищать таких «жертв», как Люся, которые, забыв о гордости, дают согласие на сожитель­ ство и брак только по кап­ ризу. Д евичья гордость — ве­ ликая сила. С нею можно бороться за любимого че­ ловека, если он в беде и л и на плохом пути. Гордость поможет верить любимому человеку, быть для него нежной, отзывчивой, пре­ данной подругой. Л . УСКОВА . г. Липецк. Делегат XIII съезда ВЛКСМ ■сти У ЗБ Е К С К А Я С С Р . Ш аходат Э р н азар о ва во зглав­ л я ет хлопководческое звено. З а вы сокий у рож ай хл о п ка она получила больш ую н агр ад у Родины — орден Т рудового К расного Знам ени. Ш аходат Э р н азар о ва на А н диж ан ской областной конф еренции бы ла вы б р ан а делегатом на X III съ е зд В Л К СМ . НА С Н И М К Е : звен ьевая колхоза имени Ж д ан о ва М осковского р ай он а А ндиж анской области Ш аходат Э рн азарова. Фото Л . М Е Й Н Е Р Т А . (Ф отохрони ка ТА С С ). ИСКУССТВО зйШ & м й й ЧИТАТЕЛИ О КНИГАХ Письма ВЫДАЮЩЕГОСЯ РЕВОЛЮЦИОНЕРА Ж и зн ь вы д аю щ его ся д ея- те'..(! К ом м унист ической партии — Ф ели кса Э д м у н ­ д о ви ч а Д зерж и н ско го — это при м ер беззавет ного ' служ ени я н а р о д у , неут ом и­ м ой борьбы за с в о б о д у и счастье лю д ей . С ж изнью этого п л а м е н ­ н о го борца за д е л о ко м м у ­ н и зм а читатель может п о ­ знаком ит ься п о н ед а вн о вы ш едш ей в свет кн и ге с Ф ели кс Д зерж и нски й . Д н е в н и к и п и сьм а ». В п е р в о й части кн и ги крат ко излож ена би о гр аф и я р ево лю ц и о н ер а . Д н е в н и к Д зерж и нско го (вт орая часть к н и ги ) о х ­ ватывает 1908— 1909 годы , г о д ы ' за к лю ч ен и я в о д но й и з самы х м р а чн ы х ц а р ски х тюрем. « С его д ня я опять в к а ­ м ере, — пишет Ф ели кс Э д м ун д о в и ч 12 но я б р я 1908 г. — Я не сом неваю сь в том, что м ен я ждет ка- : Торга. В ы д ерж у л и я?.. М н ою овладевает уж ас, и и з г р у д и вы ры вает ся крик: «Н е м о гу Ь И все же я см огу, н ео б хо д и м о смочь, к а к могут д р уги е , к а к см ог­ л и вынести го р а зд о х у д ш и е м у к и и ст радания... и у м е­ н я рождается го р д о е ж ела- ^ че выдержать...». " П и сьм а и з тюрьмы п о лн ы надеж дой, вер о й в н е и з ­ беж ную п о б е д у п р а во го де- ~~2Шг. Вот сло ва , за п и са н ны е в д н е в н и к е в ко н ц е 1908 го д а : «...Я виж у огр о м н ы е м ас­ сы, уж е п р и вед ен н ы е в движ ение, расш аты вающ ие старый строй... Я го р д тем, что я с ни м и , что я и х в и ­ ж у, чувст вую , п о ни м аю и что я сам м но го е выстра­ д а л вместе с ним и. З д есь , в тюрьме, тяжело... и, тем не м енее, есл и бы м не п р е д ­ стояло начать жить сы зно ­ ва, я н а ч а л бы ее так, ка к на ча л...» . Ж ен а и д р у г Ф ели кса Э д м ун д о ви ч а — С оф ья Си- ги зм ун д о в н а Д зерж и нска я пишет в п р е д и с л о в и и к книге: «Д н е в н и к и письм а Ф. Э. Д зерж и нско го » я р к о дсве- щают его п р е ­ кр а сн ую ж изнь. О ни показы вают , с к о ль к о испытав ни й п р и ш л о сь вынести в ц а р - ское вр ем я бор« цам за сво б о д у и с ч а с т л и в . у ю ж изнь н а р о д а , О ни учат н а ш у м олодеж ь ещ е си льн ее любить свою с л а в н ую Р о д и н у , совет* ск и й социалист а■> ческий строй, б ез­ завет но борот ься за п о б е д у ко м м у - ни зм а», И. Б О Г А Т Ы Р Е В . г , Л и п е ц к , В средней ш коле № 39 г. Ч аплы ги на состоялся интересный л и тер ату р ­ ный вечер, посвящ ен­ ный творчеству велико­ го пролетарского писа­ теля А. М. Горького. С докладом о ж изненном и творческом пути А .М . Г орького вы ступ и л а ученица 10 кл асса М ан- н и коза. Ри м м а К оролё­ ва прочитала свое сти­ хотворение, которое кон'* чалось словам и: «Мы ж ивем в эту пору пре­ красную , о которой наш Горький мечтал». Л . БА Л А БА Н О ВА . * * * М олод еж ь села Сен цово лю бит книгу. Ак тивными чи тателям и яв- 5 ляю тся телятница Нина 3 Х орькова, ж ивотн овод ^ И ван К осоротов. Сер- | гей Попов у ж е прочитал | более ста тридцати книг. « Не отстает от него и дру- X ГОЙ молодой колхозник 2 А . П ерфилов. З а это ж е |в р е м я он прочитал 7 6 1 « книг. | I В. Ф А РАФОНОВ . } Липецкий район. А. КАМЕНСКИЙ. Б еседы о живописи ♦ Сюжет н содержание картины В XVI—Х У1Г столетиях тематика живописи была чаще всего связана с биб­ лейско-евангельскими леген­ дами и античной мифологи­ ей. Одни и те же сюжеты повторялись в картинах де­ сятки и сотни раз. Но, ко­ нечно, изображая, скажем, так называемое «благовеще­ ние», «вознесение» или «рас­ пятие», художники меньше всего заботились о точном соответствии сюжета рели­ гиозным легендам. Эти сю­ жеты использовались во множестве случаев лишь, как повод для выражения абсолютно земных и совре­ менных человеческих пере­ живаний. Не удивительно поэтому, что в живописи тех времён можно найти произ­ ведения на один и тот же сюжет, совершенно различ­ ные по своему фактическо­ му содержанию. Например, старые худож­ ники несчетное число раз изображали святого Себа­ стьяна, которого, согласно преданию, за его правед­ ность пронзали стрелами. Но вот на иных полотнах Себастьян извивается от боли, мучается, страдает, а в картинах итальянских ма­ стеров Возрождения Анто- нелло да М ессина, Перуд- жино и некоторых других он спокойно задумчив, по- гружен в светлые размыш­ ления, будто и не замечает стрел, вонзающихся в его юное тело, прекрасное, как античные статуи. Разные представления о красоте, о подвиге, об идеале челове­ ка — соответственно и со­ вершенно различное истол­ кование одного и того же сюжета. Ясно, какой вывод сле­ дует из сказанного. Когда вы приходите в музей и знакомитесь с картинами старинных мастеров, стре­ митесь прежде всего по­ стигнуть те представления о мире и человеке, которые запечатлелись в этих произ­ ведениях под оболочкой ре­ лигиозно . мифологических сюжетов, вдумывайтесь в образный строй картин, ста­ райтесь разобраться в осо­ бенностях их композиции, колорита, освещения и дру­ гих важнейших элементов изобразительной формы, ко­ торые всегда так или ина­ че «работают» на содержа­ ние. Не думайте, что это лег­ ко и просто. Глубокий и сложный «подтекст» вели­ ких произведений искусства становится ясным только внимательному и вдумчи­ вому зрителю. Если, к примеру, вы впер­ вые увидели жемчужину коллекции московского му­ зея имени А. С. Пушкина— полотно Рембрандта «Ас- сур,' Аман и Эсфирь», то не надейтесь, что ее глубо- веков и особенно часто но- чайший смысл и несравнен- вейшего времени есть и та­ лая красота раскроются пе- кие работы, в которых не ред вами сразу же, в пер- только содержание, но даже вые минуты созерцания кар- и самый сюжет выражены тины. не прямо и непосредсгвен- имствован ЭизИбибалРии-Н же3на бра” ной Помощью. Си30' э Г р ДьСГ в Ре Г п и р а А р Г д^ Р “ ой ногГц У еТвеорцаУЖАем ана!за: мыслившего совершить не- п », г, _ г . . и московском Муз ее Ре правое, гнусное дело. Но „ „ „ „ „ „„ 3 Р ,„ б Р™ , у „ ь ,ш л ,„ „ Г Г , “ п " о Г ” с ™ ° Г а Й л, « с; Г , р Г , и;Г й : 2 Г ” •"Г"»™ • ной эффектности трактовку ? из Л УЧ Ш И Х ПР° события Изображены три ™” ^ Г Д ° ПИСИ’ ” Ф и гу п ы сидящие в глубо- щенных первой русской ре ™ ’ - волюции. Здесь нет докумен ком молчании вокруг стола. 1 о л. тально-точного • рассказа Эсфирь уже окончила с в о ю ........................... к обвинительную речь и лишь » у ,ЛЛ,^С0НКР* ТНЫХ Я€ указывает слегка приподня- ' У Д НИК более всв той рукой на Амана. Ассур Г° СТреТ * Пе РеДаТЬ _ щую атмосферу памятного погружен в глубокое раз- г , л * события. В эскизе мново ги- думье, Аман угрюмо без- ____ молвствует Это напояжен- пербол: грандиозная крыша . у ' Р катафалка, огромные, подобный момент, когда решение ^ л а р ные горящим факелам крас- конфликта только назревает, .Г . р и зритель сам должен пред- Н“ а знаыена- внхревая дина- угадать исход борьбы. Ни- МВЯа шествия. Символиче- что в каптине не указывает СКОе начало чувствуется и что в картине не указывает слитном единстве обоб- прямо на этот исход. Лишь „ р щенно изображенной толпы- чуткое, внимательное сопо- и в величественном, как т о * ставление фигур вдохновен- жественно.тра й марш, ной, как бы окрыленной композиции, и в с у Эсфири и чуть согнувшего- - ___ ’ 3 ^ к 3 „ „ ровои напряженности крас- ся, опустившего голову и 3 3 ных, черных и белых тонов. судорожно сжимающего ча- п *„ ____ шу Амана, волшебная игра При всем том это произведе­ т е™ . яркой золотой волной ни в мал0« . мере нв К -г> япч пг представляет собой смутной окутывающего царицу и ос тавляющего Амана в мрач­ ной полутьме, позволяют предвидеть неминуе мо е , близкое торжество справед­ ливости. Во имя утвержде­ ния светлого человеческого начала над силами зла, ти- ЛЕНИНГРАД. Рус­ ский музей. НА СНИМКЕ: в зале академического искусст­ ва. В центре — картина художника Ф. А. Бруни «Медный змий». Фото Н. Иауменкова. (Фотохроника ТАСС ).; абстракции. Здесь создан вполне определенный, весо­ мый, убедительный образ народной стихии, могучего и яростного порыва, вызван­ ного к жизни революцией. Или другой пример, пере­ кликающийся с предыду- раниии деспотизма и напи- щим. В картине О. Домье „ ' „ „„„ «Восстание» также почти нет сана эта замечательная кар- . , 1 деталей, которые точно объ- тина, исполненная высокого яснялн бы место и харак- гуманистического пафоса. тер запечатленных событий. Надо уметь разобраться в И тем не менее мы, конеч- содержании картины и тог- но, понимаем ее смысл не -з , когда в ней вообще нет только благодаря подписи, никакого действия, никакого определенного, многосто­ ронне развитого «литератур-, ного» сюжета. Таких кар-^ тин история живописи знает ' множество. Среди картин прошлых (П род олж ен и е сл ед у ет), — -я. „ З Е Н И Н Е Д « 10 апреля 1558 г. 3 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz