Ленинец. 1958 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1958 г. (г. Липецк)

ВОРГОЛЬСКИЕ **«1*«1«1Ф Н«И#»♦ И«I** »♦ II* ||«14н«««1-^ ! Л ю б и Я и з у ч а й ] р о д и о Л ж р а Л 1 •и» 141 »||*нч 1 »и* 1 » 1 »и* 1 т ш » , В Липецкой области, да и на всей великой Русской равнине, вряд ли найдется более интересное и редкое место, как Воргольскне Скалы. Всего в 9 километрах к юго-западу от Ельца на бе­ регах р. Воргол расположе- иы скалистые утесы извест­ няка, изъеденного временем, вешними потоками и ветра­ ми. А внизу среди плоской и однообразной равнины во­ дораздела лежит узкая до­ лина, где извивается синий •Воргол. Летом в его водах отражаются желтые, серые, подобные руинам и башням замков, высокие скалы и •нарядная зелень кустар­ ников. Скалы имеют харак­ терные названия: Котеяый- Камень, Столы, Замки, Во­ рон-Камень. Чем же замечательны, по­ мимо красивого ландшафта, Воргольскне Скалы, объяв­ ленные заповедником? <десь ученые нашли ред­ чайшие на Русской равнине древне-реликтовые расте­ ния третичного н леднико­ вого периодов, которые встречаются только на Вор­ гольских Скалах и на Вод- - г е Вот, например, неболь­ шой, прячущийся в камнях и трещинах, третичный па­ поротник—кочедыусник. Вот современник древнего оле­ денения — шеверения. На узкой полосе глубокой Воргольской долины сохра­ нились представители 3-х географических, ландшафт­ ных зон: горный (альпий­ ский) , степной и лесной. 3 пещерах и торфяшпгках Вор польской долины обна­ р у ж е н ы кости мамонта, ту­ ра, рога лося и других животных. Раскопки экспедиции Ака­ д е м и и наук СССР в пещере Ворон-Камень обнаружили остатки богатой и разнооб­ разной фауны млекопитаю­ щих. обитавших на Ворголь- ских Скалах. Значение этого места для науки исключительно. Ака­ демик Коэо-Полянский счи­ тает, что Воргольскне Ска­ лы, где уцелела древнейшая растительность, были цент­ ром расселения ее после ухода ледника и являют­ ся для науки ценнейшим памятником природы, суля­ щим в будущем много но­ вых открытий. Наличие остатков древ­ них животных говорит так­ же и о том, что на терри­ тории Воргольских Скал на­ шли себе убежище не толь­ ко растения, но и живот­ ные, и эта Воргольская до­ лина, по-видимому, была центром, откуда животные расселялись в другие места. История сохранила нам известия о том, что в глу­ хих и дремучих Ворголь­ ских лесах в XIII и XIV вв. охотились на медведей, ло­ сей и кабанов елецкие удельные князья. Не только ботанику и зо­ ологу интересно это место, но и геолог найдет для се- бя многое. Он увидит верхнедевонские известняки с обильными остатками ископаемой фауны морских беспозвоночных. Он найдет редкие черные морские гли­ ны, бурые железняки, гон­ чарные глины и лессовидные суглинки, идущие на кир-. пич. ( На Воргольских Скалах можно наблюдать карсто- > вые явления (химическое | выветривание): провалы, во- • ронки и пещеры. С послед­ ними связаны многочислен­ ные легенды и предания. Утес Ворон - Камень, подножие которого скрыто в густых зарослях кустарни­ ков, имеет узкую пещеру уходящую, как говорят ч е ­ стные жители, километра на два. Ворон-Камень достигает высоты 20 метров и пере бит широкой вертикальной трещиной, имеющей вид уз кого ущелья. О нем старое преданье гласит, что во времена татарских набегов русский конник Ворон во время кровопролитной бит­ вы, замаливая врагов, и предпочитая смерть позор­ ному плену, вместе с ко­ нем бросился со страшной высоты вниз. Вблизи Воргольских Скал, на возвышенном- берегу на­ ходится высокий вал и ров —здесь в XVI веке была од­ на из крепостей, охраняю­ щих юго- восточные рубежи русского государства. Р а т ­ ники зорко смотрели на юг, где за Сосной простиралось «Дикое поле». Почти у самого вала вид­ неется полузасыпанный окоп и ход сообщения — исто­ рический памятник наших дней, где наши воины ге­ ройски защищали Родину в Великую Отечественную войну. Воргольскне Скалы, как редчайший памятник приро­ ды и истории, являются на­ стоящим музеем, и его не­ обходимо тщательно изу­ чать и охранять. Ф. Р У Д НЕВ, действительный член Московского Общества испытателей природы. Хорошо подготовился кол­ лектив художественной са­ модеятельности Дома куль­ туры Новолипецкого метал­ лургического завода к твор­ ческому отчету. В прошед­ ший четверг в областном театре выступал драматиче­ ский коллектив со спектак­ лем-опереттой «Свадьба в Малиновке». Хорошую игру коллектива зрители награждали бур­ ными аплодисментами. С особым одобрением встреча­ ли они выступление участ­ ника драматического круж ­ ка комсомольца Николая Пономарева, исполнявшего роль Попандопулы. НА СНИМКЕ: сцена из первого действия спектакля -оперетты «Свадьба в Ма­ линовке» Николай Понома­ рев—Нопандопуло и Алек­ сей Шабанов — Грициан. Когда нет инициативы В деревне Брусланово имеется хороший клуб, ку­ да юноши и девушки мо­ гут прийти всегда, чтобы отдохнуть и повеселиться. Но неохотно посещают юно­ ши и девушки свой клуб. Там неуютно, мало скамеек, настольных игр... — Не могу я одна все сделать, — говорит заве­ дующая клубом комсомол­ ка Валентина ''Ларина. Этим самым В. Ларина оправдывает свою бездея­ тельность. Если бы она по- настоящему болела за дело, Ларина смогла бы привлечь к работе клуба активистов, создать кружки самодея­ тельности, сделать работу клуба содержательной и ин­ тересной. Для молодежи села ред­ ко читаются лекции и ин­ тересные беседы, не орга­ низуются комсомольско-мо­ лодежные вечера. Но это нисколько не бес-, покоит ни заведующую сельским клубом Валентину Ларину, ни секретаря ком­ сомольской организа ц и и колхоза Виктора Дорофе­ ева. Знают ли об этом в Крас- нинском райкоме ВЛКСМ? М. РОЩИН. Краснинский район. - » Иятересные занятия О ко н чи ли сь у р о к и в Т рое- 11 ’р о вс к о й ср ед ней ш ко ле. С пя ти часов начинает ся работа кр уж ко в, кот оры х в ш к о л е б о л ее двадцат и: х о ­ р о во й , драм ат ический и д р уги е. .. Н а спорт ивной п л о щ а д ­ к е ст арш еклассники собра­ л и с ь в о з л е м от оцикла И Ж -5 2 . О ни уж е и з у ч и л и его устройство, теперь о с­ ваивают вож дение. Вот ведет м от оцикл В а ­ л е р и й Р уса н о в. О н у м е л о - делает повороты на р а зн ы х скорост ях. М от оцикл стал п о с л у ш е н у м е л о м у ю нош е. И . Б Е ЗЫ М Я Н Й Ы Х . Разводим к р о л и к о в П олт ора го д а на ­ за д брат ья С ер гей и Г р и ш а В о ло д и н ы д а л и — ■ ...................... ♦ Необычайным на этот раз был вечер в Липец- кой средней школе № 28. Щ Участвовали в нем толь­ ко те, кто правильно говорит на немецком и английском языках. Хор и чтецы тоже выступали только на иностранном языке. Были выпущены стен- иые газеты на немецком и английском языках. На снимке; ученицы Рожнова и С. Кор­ шунова читают газету иа английском языке. иИЮ М Х на м м а л е н ь к о го к р о ли ка . Потом м ы ещ е п р и о б р е­ л и д в у х . С д е л а л и к р о л и ­ ка м клет ки с н а ч а ла на зем ле, а потом п о д вес­ ные. О сенью бы ло уж е 8 крольчат . Стали разводит ь к р о л и ­ к о в М и ш а Ф и ли м о н о в и С л а в и к П о р о х н ю к .' Л ет ом д ум а ем в ш ко ле организоват ь к р о л и к о в о д ­ ческий у го л о к . С д ела ем клет ки и п р и несем по паре к р о л и к о в. Д у м а е м , что всем ребятам это д е л о тоже п о ­ нравит ся. Ю ра Ф И Л И М О Н О В , у ч е н и к 4 -го к л а сса Б р ат овщ инской средней ш ко лы Д о л го р у к о в с к о го р а й она. Многие юные читатели в письмах в редакцию спрашивают: как правильно понимать и оцени­ вать произведения живописи, что является глав­ ным в мастерстве художника? В сегодняшнем но­ мере публикуется первая - беседа о живописи. Мы привыкли считать творчеством сочинение книг, музыки, создание картин. Но такое, казалось бы, лег­ кое и чисто пассивное заня­ тие, как чтение романов, прослушивание симфоний, созерцание полотен:, можно ли назвать это делом твор­ ческого характера? Да, можно. Более того, это такое творчество, без которого не могут сущест­ вовать никакие виды искус­ ства. В тот момент, когда литератор заканчивает кни­ гу, живописец—картину, эти произведения являются лишь, так сказать, фактами личной биографии их созда­ телей. Подлинная жизнь любой работы художника начинается только тогда, ко­ гда с нею смогут познако­ миться читатели, зрители, слушатели, когда возникнет общественная оценка произ­ ведения. Если эта оценка отрица­ тельная или, что еще хуже, равнодушная, произведение быстро забывается и как бы умирает. Правда, иногда бывает так, что книгу или картину не сразу восприни­ мают правильно и лишь позднейшие суждения о ней оказываются верными и объективными. Но ведь это не меняет существа дела: признание может прийти раньше илп позже, но если оно не приходит никогда, стало быть, произведение было мертворожденным и по справедливости быстро отжило свой мотыльковый век. Итак, создание произве­ дений искусства и их вос­ приятие, оценка находятся в тесной связи и зависимо­ сти. Одно не существует без другого, вместе они об­ разуют единое целое, то, что и зовется художествен­ ной жизнью общества. Эта жизнь требует от ма­ стера искусства создания сильных, волнующих, значи­ тельных произведений, про­ никнутых передовыми иде­ ями времени, облеченных в яркую и оригинальную ху­ дожественную форму. Но II от зрителя требуется нема­ ло. Он должен, так сказать, оправдывать доверие ху­ дожника, быть способным понять своеобразие его тво­ рений, проникнуть в их со­ держание. Ж алок тот художник, ко­ торый — в силу ли бездар­ ности или приверженности к ущербным, бесплодным методам творчества — не сумел раньше или позже завоевать расположения зрителей. Но достоин сожаления и зритель, который готов от­ махнуться от произведения только потому, что оно с первого взгляда показалось ему непонятным, странным, непривычным. Конечно, мо­ жет быть, что за этой стран­ ностью и непонятностью не кроется ровно ничего хоро­ шего. Но ведь бывает, и не­ редко, совсем другое: надо вдуматься в работу худож­ ника, понять ее особенно­ сти, ее своеобразие, и в итоге зритель будет щедро вознагражден: перед ним раскроются какая-то еще неведомая, грань жизни, но­ вый художественный угол зрения на нее; и окажется, что это произведение епо- собно доставлять, и радость познания и большое эстети­ ческое наслаждение. Вот такое напряжение ду­ ховных сил при знакомстве с произведением искусства и есть своего рода творче­ ство. Причем, разумеется, это творческое начало про­ является не только тогда, когда зритель сталкивается с чем-то, что ему не сразу нравится. И в тех случаях, когда произведение захва­ тывает уже в первый мо­ мент встречи с ним, идет большая работа чувства, мысли, фантазии. Происхо­ дит чудесный, драгоценней­ ший процесс постижения, который может так обога­ тить ум и душу человека, возвысить и облагородить их, сделать глубже, тонь­ ше, зрелее. Разные виды и жанры ис. кусства имеют много точек соприкосновения. Но у каж ­ дого из видов искусства свои неповторимые особен­ ности, свои условности, свой «язык». Чтобы в полной ме­ ре осмыслить содержание произведения искусства, нужно хорошо понимать этот «язык», А это в свою очередь тре­ бует известной культуры восприятия, которая скла­ дывается не сразу и зависит от многих факторов. Как' показал опыт, в силу ряда причин, о которых здесь сейчас не место говорить, нашим современникам труд. нее дается понимание живо­ писи. Леонардо да Винчи назы­ вал' живопись «немой поэ­ зией». Поэтический угол зрения на изображае­ мое, связанный с общей идеей, замыслом произведе­ ния, обязательно присущ творчеству художника. В этом смысле живопись срод­ ни любому другому виду искусства. Она «нема» в от­ личие, скажем, от музыки или литературы н может лишь показывать людей, природу, сцены жизни, д а ­ вать зрительное представле­ ние о них. Но чтобы понять карти­ ну, надо прежде всего ее «увидеть», осознать и усво­ ить запечатленный изобра­ зительными средствами рас­ сказ о жизни. В том-то и дело, что это изобразитель­ ный рассказ. Беда многих неопытных зрителей в том, что они механически пере­ носят на живопись более привычные для них мерки литературы и пытаются не столько рассмотреть, сколь­ ко «прочесть» картину. Та кие зрители наивно полага ют, что содержание карти ны исчерпывается ее сю жетом, а все иные художе ственные средства сущест вуют единственно для того, чтобы этот сюжет так или иначе зафиксировать. Но такое «литературное» вос­ приятие живописи в иных случаях приводит к крайне примитивному, обедненному, поверхностному представле­ нию о содержании полотна, а в других — к полной бес­ смыслице. Ведь существу­ ют такие жанры живописи, как пейзаж, натюрморт, портрет, в которых, как правило, нет никакого сю­ жета. Но и в тех холстах, где запечатлено какое-либо событие, есть развернутое действие, сюжет сам по се­ бе не исчерпывает содержа­ ния и служит лишь, так сказать, «воротами в об­ раз». А. КАМЕНСКИИ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz