Ленинец. 1958 г. (г. Липецк)
ВОРГОЛЬСКИЕ **«1*«1«1Ф Н«И#»♦ И«I** »♦ II* ||«14н«««1-^ ! Л ю б и Я и з у ч а й ] р о д и о Л ж р а Л 1 •и» 141 »||*нч 1 »и* 1 » 1 »и* 1 т ш » , В Липецкой области, да и на всей великой Русской равнине, вряд ли найдется более интересное и редкое место, как Воргольскне Скалы. Всего в 9 километрах к юго-западу от Ельца на бе регах р. Воргол расположе- иы скалистые утесы извест няка, изъеденного временем, вешними потоками и ветра ми. А внизу среди плоской и однообразной равнины во дораздела лежит узкая до лина, где извивается синий •Воргол. Летом в его водах отражаются желтые, серые, подобные руинам и башням замков, высокие скалы и •нарядная зелень кустар ников. Скалы имеют харак терные названия: Котеяый- Камень, Столы, Замки, Во рон-Камень. Чем же замечательны, по мимо красивого ландшафта, Воргольскне Скалы, объяв ленные заповедником? <десь ученые нашли ред чайшие на Русской равнине древне-реликтовые расте ния третичного н леднико вого периодов, которые встречаются только на Вор гольских Скалах и на Вод- - г е Вот, например, неболь шой, прячущийся в камнях и трещинах, третичный па поротник—кочедыусник. Вот современник древнего оле денения — шеверения. На узкой полосе глубокой Воргольской долины сохра нились представители 3-х географических, ландшафт ных зон: горный (альпий ский) , степной и лесной. 3 пещерах и торфяшпгках Вор польской долины обна р у ж е н ы кости мамонта, ту ра, рога лося и других животных. Раскопки экспедиции Ака д е м и и наук СССР в пещере Ворон-Камень обнаружили остатки богатой и разнооб разной фауны млекопитаю щих. обитавших на Ворголь- ских Скалах. Значение этого места для науки исключительно. Ака демик Коэо-Полянский счи тает, что Воргольскне Ска лы, где уцелела древнейшая растительность, были цент ром расселения ее после ухода ледника и являют ся для науки ценнейшим памятником природы, суля щим в будущем много но вых открытий. Наличие остатков древ них животных говорит так же и о том, что на терри тории Воргольских Скал на шли себе убежище не толь ко растения, но и живот ные, и эта Воргольская до лина, по-видимому, была центром, откуда животные расселялись в другие места. История сохранила нам известия о том, что в глу хих и дремучих Ворголь ских лесах в XIII и XIV вв. охотились на медведей, ло сей и кабанов елецкие удельные князья. Не только ботанику и зо ологу интересно это место, но и геолог найдет для се- бя многое. Он увидит верхнедевонские известняки с обильными остатками ископаемой фауны морских беспозвоночных. Он найдет редкие черные морские гли ны, бурые железняки, гон чарные глины и лессовидные суглинки, идущие на кир-. пич. ( На Воргольских Скалах можно наблюдать карсто- > вые явления (химическое | выветривание): провалы, во- • ронки и пещеры. С послед ними связаны многочислен ные легенды и предания. Утес Ворон - Камень, подножие которого скрыто в густых зарослях кустарни ков, имеет узкую пещеру уходящую, как говорят ч е стные жители, километра на два. Ворон-Камень достигает высоты 20 метров и пере бит широкой вертикальной трещиной, имеющей вид уз кого ущелья. О нем старое преданье гласит, что во времена татарских набегов русский конник Ворон во время кровопролитной бит вы, замаливая врагов, и предпочитая смерть позор ному плену, вместе с ко нем бросился со страшной высоты вниз. Вблизи Воргольских Скал, на возвышенном- берегу на ходится высокий вал и ров —здесь в XVI веке была од на из крепостей, охраняю щих юго- восточные рубежи русского государства. Р а т ники зорко смотрели на юг, где за Сосной простиралось «Дикое поле». Почти у самого вала вид неется полузасыпанный окоп и ход сообщения — исто рический памятник наших дней, где наши воины ге ройски защищали Родину в Великую Отечественную войну. Воргольскне Скалы, как редчайший памятник приро ды и истории, являются на стоящим музеем, и его не обходимо тщательно изу чать и охранять. Ф. Р У Д НЕВ, действительный член Московского Общества испытателей природы. Хорошо подготовился кол лектив художественной са модеятельности Дома куль туры Новолипецкого метал лургического завода к твор ческому отчету. В прошед ший четверг в областном театре выступал драматиче ский коллектив со спектак лем-опереттой «Свадьба в Малиновке». Хорошую игру коллектива зрители награждали бур ными аплодисментами. С особым одобрением встреча ли они выступление участ ника драматического круж ка комсомольца Николая Пономарева, исполнявшего роль Попандопулы. НА СНИМКЕ: сцена из первого действия спектакля -оперетты «Свадьба в Ма линовке» Николай Понома рев—Нопандопуло и Алек сей Шабанов — Грициан. Когда нет инициативы В деревне Брусланово имеется хороший клуб, ку да юноши и девушки мо гут прийти всегда, чтобы отдохнуть и повеселиться. Но неохотно посещают юно ши и девушки свой клуб. Там неуютно, мало скамеек, настольных игр... — Не могу я одна все сделать, — говорит заве дующая клубом комсомол ка Валентина ''Ларина. Этим самым В. Ларина оправдывает свою бездея тельность. Если бы она по- настоящему болела за дело, Ларина смогла бы привлечь к работе клуба активистов, создать кружки самодея тельности, сделать работу клуба содержательной и ин тересной. Для молодежи села ред ко читаются лекции и ин тересные беседы, не орга низуются комсомольско-мо лодежные вечера. Но это нисколько не бес-, покоит ни заведующую сельским клубом Валентину Ларину, ни секретаря ком сомольской организа ц и и колхоза Виктора Дорофе ева. Знают ли об этом в Крас- нинском райкоме ВЛКСМ? М. РОЩИН. Краснинский район. - » Иятересные занятия О ко н чи ли сь у р о к и в Т рое- 11 ’р о вс к о й ср ед ней ш ко ле. С пя ти часов начинает ся работа кр уж ко в, кот оры х в ш к о л е б о л ее двадцат и: х о р о во й , драм ат ический и д р уги е. .. Н а спорт ивной п л о щ а д к е ст арш еклассники собра л и с ь в о з л е м от оцикла И Ж -5 2 . О ни уж е и з у ч и л и его устройство, теперь о с ваивают вож дение. Вот ведет м от оцикл В а л е р и й Р уса н о в. О н у м е л о - делает повороты на р а зн ы х скорост ях. М от оцикл стал п о с л у ш е н у м е л о м у ю нош е. И . Б Е ЗЫ М Я Н Й Ы Х . Разводим к р о л и к о в П олт ора го д а на за д брат ья С ер гей и Г р и ш а В о ло д и н ы д а л и — ■ ...................... ♦ Необычайным на этот раз был вечер в Липец- кой средней школе № 28. Щ Участвовали в нем толь ко те, кто правильно говорит на немецком и английском языках. Хор и чтецы тоже выступали только на иностранном языке. Были выпущены стен- иые газеты на немецком и английском языках. На снимке; ученицы Рожнова и С. Кор шунова читают газету иа английском языке. иИЮ М Х на м м а л е н ь к о го к р о ли ка . Потом м ы ещ е п р и о б р е л и д в у х . С д е л а л и к р о л и ка м клет ки с н а ч а ла на зем ле, а потом п о д вес ные. О сенью бы ло уж е 8 крольчат . Стали разводит ь к р о л и к о в М и ш а Ф и ли м о н о в и С л а в и к П о р о х н ю к .' Л ет ом д ум а ем в ш ко ле организоват ь к р о л и к о в о д ческий у го л о к . С д ела ем клет ки и п р и несем по паре к р о л и к о в. Д у м а е м , что всем ребятам это д е л о тоже п о нравит ся. Ю ра Ф И Л И М О Н О В , у ч е н и к 4 -го к л а сса Б р ат овщ инской средней ш ко лы Д о л го р у к о в с к о го р а й она. Многие юные читатели в письмах в редакцию спрашивают: как правильно понимать и оцени вать произведения живописи, что является глав ным в мастерстве художника? В сегодняшнем но мере публикуется первая - беседа о живописи. Мы привыкли считать творчеством сочинение книг, музыки, создание картин. Но такое, казалось бы, лег кое и чисто пассивное заня тие, как чтение романов, прослушивание симфоний, созерцание полотен:, можно ли назвать это делом твор ческого характера? Да, можно. Более того, это такое творчество, без которого не могут сущест вовать никакие виды искус ства. В тот момент, когда литератор заканчивает кни гу, живописец—картину, эти произведения являются лишь, так сказать, фактами личной биографии их созда телей. Подлинная жизнь любой работы художника начинается только тогда, ко гда с нею смогут познако миться читатели, зрители, слушатели, когда возникнет общественная оценка произ ведения. Если эта оценка отрица тельная или, что еще хуже, равнодушная, произведение быстро забывается и как бы умирает. Правда, иногда бывает так, что книгу или картину не сразу восприни мают правильно и лишь позднейшие суждения о ней оказываются верными и объективными. Но ведь это не меняет существа дела: признание может прийти раньше илп позже, но если оно не приходит никогда, стало быть, произведение было мертворожденным и по справедливости быстро отжило свой мотыльковый век. Итак, создание произве дений искусства и их вос приятие, оценка находятся в тесной связи и зависимо сти. Одно не существует без другого, вместе они об разуют единое целое, то, что и зовется художествен ной жизнью общества. Эта жизнь требует от ма стера искусства создания сильных, волнующих, значи тельных произведений, про никнутых передовыми иде ями времени, облеченных в яркую и оригинальную ху дожественную форму. Но II от зрителя требуется нема ло. Он должен, так сказать, оправдывать доверие ху дожника, быть способным понять своеобразие его тво рений, проникнуть в их со держание. Ж алок тот художник, ко торый — в силу ли бездар ности или приверженности к ущербным, бесплодным методам творчества — не сумел раньше или позже завоевать расположения зрителей. Но достоин сожаления и зритель, который готов от махнуться от произведения только потому, что оно с первого взгляда показалось ему непонятным, странным, непривычным. Конечно, мо жет быть, что за этой стран ностью и непонятностью не кроется ровно ничего хоро шего. Но ведь бывает, и не редко, совсем другое: надо вдуматься в работу худож ника, понять ее особенно сти, ее своеобразие, и в итоге зритель будет щедро вознагражден: перед ним раскроются какая-то еще неведомая, грань жизни, но вый художественный угол зрения на нее; и окажется, что это произведение епо- собно доставлять, и радость познания и большое эстети ческое наслаждение. Вот такое напряжение ду ховных сил при знакомстве с произведением искусства и есть своего рода творче ство. Причем, разумеется, это творческое начало про является не только тогда, когда зритель сталкивается с чем-то, что ему не сразу нравится. И в тех случаях, когда произведение захва тывает уже в первый мо мент встречи с ним, идет большая работа чувства, мысли, фантазии. Происхо дит чудесный, драгоценней ший процесс постижения, который может так обога тить ум и душу человека, возвысить и облагородить их, сделать глубже, тонь ше, зрелее. Разные виды и жанры ис. кусства имеют много точек соприкосновения. Но у каж дого из видов искусства свои неповторимые особен ности, свои условности, свой «язык». Чтобы в полной ме ре осмыслить содержание произведения искусства, нужно хорошо понимать этот «язык», А это в свою очередь тре бует известной культуры восприятия, которая скла дывается не сразу и зависит от многих факторов. Как' показал опыт, в силу ряда причин, о которых здесь сейчас не место говорить, нашим современникам труд. нее дается понимание живо писи. Леонардо да Винчи назы вал' живопись «немой поэ зией». Поэтический угол зрения на изображае мое, связанный с общей идеей, замыслом произведе ния, обязательно присущ творчеству художника. В этом смысле живопись срод ни любому другому виду искусства. Она «нема» в от личие, скажем, от музыки или литературы н может лишь показывать людей, природу, сцены жизни, д а вать зрительное представле ние о них. Но чтобы понять карти ну, надо прежде всего ее «увидеть», осознать и усво ить запечатленный изобра зительными средствами рас сказ о жизни. В том-то и дело, что это изобразитель ный рассказ. Беда многих неопытных зрителей в том, что они механически пере носят на живопись более привычные для них мерки литературы и пытаются не столько рассмотреть, сколь ко «прочесть» картину. Та кие зрители наивно полага ют, что содержание карти ны исчерпывается ее сю жетом, а все иные художе ственные средства сущест вуют единственно для того, чтобы этот сюжет так или иначе зафиксировать. Но такое «литературное» вос приятие живописи в иных случаях приводит к крайне примитивному, обедненному, поверхностному представле нию о содержании полотна, а в других — к полной бес смыслице. Ведь существу ют такие жанры живописи, как пейзаж, натюрморт, портрет, в которых, как правило, нет никакого сю жета. Но и в тех холстах, где запечатлено какое-либо событие, есть развернутое действие, сюжет сам по се бе не исчерпывает содержа ния и служит лишь, так сказать, «воротами в об раз». А. КАМЕНСКИИ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz