Ленинец. 1958 г. (г. Липецк)
М аршал С оветского С-эюзц С. М . Б У Д Е Н Н Ы Й И Дундич карьером уст ремился на стоявших перед строем офицеров. Скакав ший за ним ординарец вскоре понял все и крик нул: • — Товарищ Дундич! Тут ж е все белые! Но Дундич уже рубил направо и налево. Услышав имя Дундича и опомнившись от неожи данности, белогвардейцы закричали: «Дундич! Дун дич! Хватайте его живым, держи эту сатану!». Под Дундичем убили ло шадь, но он вскочил на ко ня одного из зарубленных им офицеров. Его хватали ..за рукава и полы бекеши, изорвали в клочки гимна стерку, пытались выбить из седла. Вторая лошадь сва лилась под ним, но он, про должая сражаться, извер нулся, сбил офицера и прыг нул на третью. Подняв ло шадь на дыбы, он вырвался и ускакал, оставив в руках пораженных его дерзостью белогвардейцев клочки гим настерки и бекеши. В штаб корпуса Дундич примчался с окровавленной шашкой в руке, в разорван ной нижней рубашке и с к а ким-то чудом удержавшим ся на шее смушковым во ротником бекеши. Таким вот был Дундич, взявшийся передать наше письмо генералу Шкуро, и в тот же день вечером, пе реодевшись в форму бело гвардейского офицера, по ехал в Воронеж... Не знаю уж, повлияло ли на Шкуро наше письмо, рас считанное на то, чтобы при вести его в ярость, но он, как и ожидалось, решил воспользоваться тем, что Коншый корпус выдвинулся вперед с открытым флан гом, что главные силы 8 -й армии еще не подтянулись к Воронежу и что между 8 -й и !3-й армиями был большой разрыв. На четвертые сутки наше го ожидания, когда дождь перестал и на смену ему пришла теплая погода, а с нею и плотные, непрогляд- Отрызки а з первой книга воспоминаний ные туманы, Шкуро пере шел в наступление. Ночью 19 октября его конные части выступила из района Бабя- ково, Новая Усмань и на рассвете под прикрытием тумана ворвались в село Хреновое и потеснили за слоны 6 -й кавалерийской дивизии. Но этот успех бе логвардейцев был очень кратковременным. Получив сведения о нападении бе лых на Хреновое, началь ник дивизии Апанасенко развернул главные силы ди визии в боевой порядок и перешел в контрнаступле ние. Тем временем 4-я ди визия, поднятая по тревоге, спешно выступила в направ лении села Новая Усмань на помощь 6 -й дивизии. Удачным маневром Городо виков вывел свои части в тыл противника, связанного боем с 6 -й дивизией, и на нес белогвардейцам внезап- ( Н ачало см. в №№ 26—31) I ляшлстт $ Д олгое врем я оло- (д е ж и Д ан ко вско го строй у п р а в л е н и я негде бы ло ! культурно отдохнуть. ^ С ейчас к их у слу гам но- •в ы й просторный клуб. 1 2 О ж и ви лась и р а б о т а х 5 худож ественной самодея-® С тельности. М оло д ы е | У строители участвую т в * У струнном, хоровом , тан -5 •ц е в а л ь н о м и д р а м а т и ч е -; * ском кр уж ках . * А . В Е Р Е Т И Н , У А Б А Б И Н , * А. Ш М А РИ Н , * А . Д А НШ И Н , $ ком сомольцы . У * * . * По 7 НЫЙ удар. Сильный туман не позволял ни нам, ни про тивнику применять пуле меты и артиллерию, поэто му бой с первых же ми нут принял характер ожес точенной сабельной рубки. Зажатые с фронта и тыла белые не выдержали нати ска наших частей и, оста вив село Хреновое, в пани ке побежали в направле нии Воронежа, бросая за стрявшую в грязи артилле рию, пулеметы, санитарные линейки. Однако лошади противника, изнуренные ■ночным маршем по тяжелой дороге, уже не могли сопер ничать в резвости с ло шадьми наших бойцов. Путь отступления белока заков был устлан их тру пами. Преследование противника велось до реки Воронеж, где наши передовые части были остановлены огнем ав тоброневиков и бронепоез дов, выдвинутых Шкуро для прикрытия своей конницы. Кроме того, со стороны Со- мово, при поддержке бро непоездов, перешла в контр наступление пехота против ника, стремясь нанести фланговый удар нашей 6 -й дивизии, занявшей село Ба- бяково. Но -белогвардейская пехота зарвалась слишком далеко и оказалась полно стью вырубленной подо шедшей бригадой 4-й кава лерийской дивизии. Наибо лее эффектно действовали бронепоезда противника. Один из них, скрытый в выемке железной дороги между Воронежем и стан цией Отрожка, обстреливал наши части, занявшие обо рону по левому берегу реки Воронеж, и те, что насту пали вдоль железной доро ги на станцию Отрожка. Наши артиллеристы, выка тившие орудие для стрель бы прямой наводкой, не смогли подбить бронепоезд. Тогда я с эскадроном осо бого резервного кавалерий ского дивизиона принял свои меры против бронепо ездов белых. Когда мы вор вались на станцию Отрож ка, там на путях стояли санитарный поезд и не- ■’ько паровозов. Началь ник санитарного поез да — женщина в офи церской кубанской форме — растерянно обратилась ко мне: — Что делать? — Стоять на месте и ждать, — ответил я ей мимоходом. Подъехав к маши нисту одного из паро возов, я приказал ему пустить паровоз на полных порах в сто рону бронепоезда, ко торый маневрировал между станциями От рожка и Тресвятская. Это приказание было сейчас же выполнено, и в результате бронепоезд, потерпев крушение, прекра тил огонь. Для того, чтобы парали зовать маневр второго бро непоезда, действовавшего между Отрожкой и Воро нежем, я поручил железно дорожникам взорвать один пролет железнодорожного моста. И эго поручение бы ло выполнено доброволь цами. На рассвете 2 0 октября корпус, взаимодействуя с 1 2 -й и 16-й стрелковыми ди визиями 8 -й армии, перешел в наступление с задачей овладеть Воронежем, и на восточных подступах к го роду закипел жаркий бой. Противник за ночь успел подтянуть свежие силы и закрепиться на рубеже ре ки Воронеж, прикрыв все имевшиеся переправы силь ным пулеметным и артилле рийским огнем. Весь день кипел бой, не давший пере веса ни той, ни другой сто роне. .со м о л ьц ев инициативе к о м -* у ч ащ н е с я * ^ ш колы -интерната р еш и ли : « к о дню вы боров со б р ать] З н а к м ож но больш е м ет а л -1 • лолом а. С этой целью* • зд есь регу л яр н о прово-^ т д я т с я спец иальны е похо- « ды , воскресники. Р ебята! 2 у ж е сдали государству | • более 4 тонн м еталла. | ? Е. В И К У Л И Н . 5 По следам выступлений газеты „Чем скорее, тем лучше" П од так и м заголовком в № 99 наш ей газеты бы ло нап ечатан о письмо группы» ком сом ольцев совхоза «К расное поле», в котором говорилось о н ед о статк ах в р аб о те совхозной ком сом ольской органи зац ии. С екре т а р ь К раснян ского рай ко м а ком сом ола тов. С елива н ова сообщ и ла редакц ии, что кри ти ка при знана п ра- ЕИЛЬНОЙ. В н асто ящ ее врем я на втором отделении совхоза «К расн ое поле» со зд ан а своя первичная ком сом ольская орган и зац и я, избран ком итет. Вы ступление газеты об су ж д ал о с ь на ком сом ольском собрании, нам етивш ем м е-ы д л я устран ен и я отмеченны х в письме н едостат ков. М олодеж ь со зд а л а драм атич еский круж ок, в С у ходольском сельском клубе реш ено проводить чи татель ские конф еренции. Ш кольники г. Г рязи про во д ят эстаф ету полезны х дел. В средней ш коле № 73 см он ти рован телеф онны й ком м утатор. А ученики средней ш колы № 54 построили кинобудку. НА С Н И М К Е : ученик 10 «А» к л асса этой ш колы ком сомолец А. Б елоусов, пред с ед ател ь учком а Р. С квор цова и учитель ф изики В. И. Еф им ов зап и сы ваю т в ж у р нал эстаф еты о п род елан ной работе. Боевые помощники Боевым помощ н и к о м милиция в борьбе за об разцовый общественный по рядок в Липецке является комсомольская организа ция города. За последнее время она активизировала действия комсомольских рейдов по борьбе с хулиганством. Следует отметить хорошо организованную работу бригад «легкой кавале рии» комсомольской орга низации Липецкого трак торного завода. Эти брига ды при поддержке город ского комитета комсомола и работников милиции в те чение нескольких месяцев ликвидировали, в основном, все хулиганские проявле ния, случавшиеся на терри тории рабочего поселка. Опыт борьбы с наруши телями общественного по рядка, имеющийся у комсомольцев тракторного завода, стал достоянием всех комсомольских орга низаций города. 29 января 1958 года на городском собрании комсо мольского актива и членов бригад содействия милиции участники собрания одобри ли ценную инициативу комитета ВЛКСМ трактор ного завода и предложили распространить этот ценный почин среди комсомоль ских предприятий гЪрода. Широкое вовлечение мо лодежи в работу по ока занию помощи милиции потребовало применения новых форм участия обще ственности в борьбе с нару шителями дисциплины. Практика работы пока зала, например, что целе сообразно по мере необхо димости в субботние и во скресные дни проводить Комсомольске • молодеж ные рейды. По пути организации массовых рейдов пошла комсомольская организация треста «Липецкстрой», а следом за ней комсомоль ская организация завода «Свободный сокол» и мно гие другие. В одном из таких рейдов, проведенном первичными комсомольскими организа циями города, участвовало свыше 300 человек молодых патриотов. Участники рей да патрулировали на ули цах, в домах культуры, клубах, кинотеатрах, на трамвайных остановках, в молодежных общежитиях и других общественных ме стах. В ходе рейда комсомоль цы пресекли свыше сорока случаев нарушений порядка в общественных местах и на улицах города. Для оперативного руко водства и оказания помо щи активистам на местах была выделена специальная группа работников мили ции, что обеспечило успеш ное проведение рейда. Однако при подготовке рейдов не всегда хорошо продумывалась расстаноз- ка комсомольских постов. Это снижало оперативность в работе по борьбе с нару шителями общественного порядка. Участники рейдов иногда получали неудовлет ворительные инструктажи и потому неумело выполняли свои задания. Сейчас с каждым днем растет активность молоде жи по участию в рейдах. И нет сомнения, что :комсо мольцы и молодежь города будут и впредь решительно бороться с теми, кто нару шает общественный поря док, мешает липчанам куль турно и содержательно про водить свой досуг. Н. Г Л А ДЫ Ш Е В , инспектор отдела служ бы управлени я внутренних дел Л ипецкой области. выдающийся педагог и п и с а т е л ь К 7 О-летто со д я я р ож д е н и я А.. С. ЛХмсарею со Первые годы педагогиче ской деятельности А. С. Ма каренко •— это период пер вой русской революции, В эти годы складывалось ми ровоззрение А. С. Мака ренко. Он сам вспоминал впоследствии: «Понимание истории приходило к нам по путям большевистской пропаганды и революцион ных событий...» Б о льшую роль в духов ном формировании А. С. Макаренко в период 1905 года сыграл А. М. Горь кий. «Максим Горький, — вспоминал А. Макаренко,— учил нас ощущать эту ис торию, зараж ал нас нена вистью и страстью и еще больше уверенным оптимиз мом, большою радостью тре бования: «Пусть сильнее грянет буря». Начальные педагогические опыты Макаренко относятся к периоду предвоенных пя тилеток, когда особенно важны были вопросы ком мунистического воспитания молодежи и подготовки кад ров строителей социализма. Весь свой педагогический опыт Макаренко изложил в замечательных произведе ниях «Педагогическая по эме» и «Флаги на баш нях», которые являются на стольными книгами боль шинства наших людей. Максим Горький первым высоко оценил его педагоги ческую работу. Он читал в рукописи и редактировал все три части «Педагогиче ской поэмы», горячо одоб рил педагогические искания Макаренко. В 1937 году Макаренко закончил педагогический труд — «Книгу для роди телей», посвященную во просам коммунистического воспитания. В этой книге Макаренко заострил особое внимание на советской семье, которая должна быть построена по принципу со циалистического коллекти визма. Незадолго до смерти, в феврале 1939 года Указом Президиума Верховного Со вета СССР писатель был награжден орденом Трудо вого Красного Знамени. Макаренко не дожил до дней героической борьбы нашего народа в годы Ве ликой Отечествеиной войны. Но сотни выращенных Ан тоном Семеновичем новых людей сражались против фашистских варваров. Среди них Герой Советского Со юза Михаил Бондаренко, капитан Андрей Рубан — один из любимых учеников А. С. Макаренко, Калаба- лин — (в «Педагогиче ской поэме» он дан под именем С. Карабанова), ушедший добровольно на фронт и выполнявший осо бенно важные задания. В грозные дни лета 1943 года в «Литературную га зету» было прислано с фронта письмо педагога, тогда майора Советской Ар мии, Н. А. Лягина. Он пи сал: «...ничего я не взял с собой из моего ленинград ского дома. Я взял дорогую мне вещь «Педагогическую поэму». Многому в жизни она меня научила, учит и сейчас, и я советуюсь с ней в радостные и трудные дни и минуты фронтовой жиз ни». Педагогическая и лите ратурная деятельность А. С. Макар-.ько — это одно из выдающихся явлений совет ской жизни, и интерес к не му возрастает с каждым годом. И. БОГАТЫРЕВ, завуч средней школы рабочей молодежи № 5. г. Липецк. „ Ж г.. МММжиХх'“ 15 м арта 1558 г. 3 отр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz