Ленинец. 1958 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1958 г. (г. Липецк)

М аршал С оветского С-эюзц С. М . Б У Д Е Н Н Ы Й И Дундич карьером уст­ ремился на стоявших перед строем офицеров. Скакав­ ший за ним ординарец вскоре понял все и крик­ нул: • — Товарищ Дундич! Тут ж е все белые! Но Дундич уже рубил направо и налево. Услышав имя Дундича и опомнившись от неожи­ данности, белогвардейцы закричали: «Дундич! Дун­ дич! Хватайте его живым, держи эту сатану!». Под Дундичем убили ло­ шадь, но он вскочил на ко­ ня одного из зарубленных им офицеров. Его хватали ..за рукава и полы бекеши, изорвали в клочки гимна­ стерку, пытались выбить из седла. Вторая лошадь сва­ лилась под ним, но он, про­ должая сражаться, извер­ нулся, сбил офицера и прыг­ нул на третью. Подняв ло­ шадь на дыбы, он вырвался и ускакал, оставив в руках пораженных его дерзостью белогвардейцев клочки гим­ настерки и бекеши. В штаб корпуса Дундич примчался с окровавленной шашкой в руке, в разорван­ ной нижней рубашке и с к а­ ким-то чудом удержавшим­ ся на шее смушковым во­ ротником бекеши. Таким вот был Дундич, взявшийся передать наше письмо генералу Шкуро, и в тот же день вечером, пе­ реодевшись в форму бело­ гвардейского офицера, по­ ехал в Воронеж... Не знаю уж, повлияло ли на Шкуро наше письмо, рас­ считанное на то, чтобы при­ вести его в ярость, но он, как и ожидалось, решил воспользоваться тем, что Коншый корпус выдвинулся вперед с открытым флан­ гом, что главные силы 8 -й армии еще не подтянулись к Воронежу и что между 8 -й и !3-й армиями был большой разрыв. На четвертые сутки наше­ го ожидания, когда дождь перестал и на смену ему пришла теплая погода, а с нею и плотные, непрогляд- Отрызки а з первой книга воспоминаний ные туманы, Шкуро пере­ шел в наступление. Ночью 19 октября его конные части выступила из района Бабя- ково, Новая Усмань и на рассвете под прикрытием тумана ворвались в село Хреновое и потеснили за­ слоны 6 -й кавалерийской дивизии. Но этот успех бе­ логвардейцев был очень кратковременным. Получив сведения о нападении бе­ лых на Хреновое, началь­ ник дивизии Апанасенко развернул главные силы ди­ визии в боевой порядок и перешел в контрнаступле­ ние. Тем временем 4-я ди­ визия, поднятая по тревоге, спешно выступила в направ­ лении села Новая Усмань на помощь 6 -й дивизии. Удачным маневром Городо­ виков вывел свои части в тыл противника, связанного боем с 6 -й дивизией, и на­ нес белогвардейцам внезап- ( Н ачало см. в №№ 26—31) I ляшлстт $ Д олгое врем я оло- (д е ж и Д ан ко вско го строй­ у п р а в л е н и я негде бы ло ! культурно отдохнуть. ^ С ейчас к их у слу гам но- •в ы й просторный клуб. 1 2 О ж и ви лась и р а б о т а х 5 худож ественной самодея-® С тельности. М оло д ы е | У строители участвую т в * У струнном, хоровом , тан -5 •ц е в а л ь н о м и д р а м а т и ч е -; * ском кр уж ках . * А . В Е Р Е Т И Н , У А Б А Б И Н , * А. Ш М А РИ Н , * А . Д А НШ И Н , $ ком сомольцы . У * * . * По 7 НЫЙ удар. Сильный туман не позволял ни нам, ни про­ тивнику применять пуле­ меты и артиллерию, поэто­ му бой с первых же ми­ нут принял характер ожес­ точенной сабельной рубки. Зажатые с фронта и тыла белые не выдержали нати­ ска наших частей и, оста­ вив село Хреновое, в пани­ ке побежали в направле­ нии Воронежа, бросая за­ стрявшую в грязи артилле­ рию, пулеметы, санитарные линейки. Однако лошади противника, изнуренные ■ночным маршем по тяжелой дороге, уже не могли сопер­ ничать в резвости с ло­ шадьми наших бойцов. Путь отступления белока­ заков был устлан их тру­ пами. Преследование противника велось до реки Воронеж, где наши передовые части были остановлены огнем ав­ тоброневиков и бронепоез­ дов, выдвинутых Шкуро для прикрытия своей конницы. Кроме того, со стороны Со- мово, при поддержке бро­ непоездов, перешла в контр­ наступление пехота против­ ника, стремясь нанести фланговый удар нашей 6 -й дивизии, занявшей село Ба- бяково. Но -белогвардейская пехота зарвалась слишком далеко и оказалась полно­ стью вырубленной подо­ шедшей бригадой 4-й кава­ лерийской дивизии. Наибо­ лее эффектно действовали бронепоезда противника. Один из них, скрытый в выемке железной дороги между Воронежем и стан­ цией Отрожка, обстреливал наши части, занявшие обо­ рону по левому берегу реки Воронеж, и те, что насту­ пали вдоль железной доро­ ги на станцию Отрожка. Наши артиллеристы, выка­ тившие орудие для стрель­ бы прямой наводкой, не смогли подбить бронепоезд. Тогда я с эскадроном осо­ бого резервного кавалерий­ ского дивизиона принял свои меры против бронепо­ ездов белых. Когда мы вор­ вались на станцию Отрож­ ка, там на путях стояли санитарный поезд и не- ■’ько паровозов. Началь­ ник санитарного поез­ да — женщина в офи­ церской кубанской форме — растерянно обратилась ко мне: — Что делать? — Стоять на месте и ждать, — ответил я ей мимоходом. Подъехав к маши­ нисту одного из паро­ возов, я приказал ему пустить паровоз на полных порах в сто­ рону бронепоезда, ко­ торый маневрировал между станциями От­ рожка и Тресвятская. Это приказание было сейчас же выполнено, и в результате бронепоезд, потерпев крушение, прекра­ тил огонь. Для того, чтобы парали­ зовать маневр второго бро­ непоезда, действовавшего между Отрожкой и Воро­ нежем, я поручил железно­ дорожникам взорвать один пролет железнодорожного моста. И эго поручение бы­ ло выполнено доброволь­ цами. На рассвете 2 0 октября корпус, взаимодействуя с 1 2 -й и 16-й стрелковыми ди­ визиями 8 -й армии, перешел в наступление с задачей овладеть Воронежем, и на восточных подступах к го­ роду закипел жаркий бой. Противник за ночь успел подтянуть свежие силы и закрепиться на рубеже ре ки Воронеж, прикрыв все имевшиеся переправы силь­ ным пулеметным и артилле­ рийским огнем. Весь день кипел бой, не давший пере­ веса ни той, ни другой сто­ роне. .со м о л ьц ев инициативе к о м -* у ч ащ н е с я * ^ ш колы -интерната р еш и ли : « к о дню вы боров со б р ать] З н а к м ож но больш е м ет а л -1 • лолом а. С этой целью* • зд есь регу л яр н о прово-^ т д я т с я спец иальны е похо- « ды , воскресники. Р ебята! 2 у ж е сдали государству | • более 4 тонн м еталла. | ? Е. В И К У Л И Н . 5 По следам выступлений газеты „Чем скорее, тем лучше" П од так и м заголовком в № 99 наш ей газеты бы ло нап ечатан о письмо группы» ком сом ольцев совхоза «К расное поле», в котором говорилось о н ед о статк ах в р аб о те совхозной ком сом ольской органи зац ии. С екре­ т а р ь К раснян ского рай ко м а ком сом ола тов. С елива­ н ова сообщ и ла редакц ии, что кри ти ка при знана п ра- ЕИЛЬНОЙ. В н асто ящ ее врем я на втором отделении совхоза «К расн ое поле» со зд ан а своя первичная ком сом ольская орган и зац и я, избран ком итет. Вы ступление газеты об­ су ж д ал о с ь на ком сом ольском собрании, нам етивш ем м е-ы д л я устран ен и я отмеченны х в письме н едостат­ ков. М олодеж ь со зд а л а драм атич еский круж ок, в С у­ ходольском сельском клубе реш ено проводить чи татель­ ские конф еренции. Ш кольники г. Г рязи про­ во д ят эстаф ету полезны х дел. В средней ш коле № 73 см он ти рован телеф онны й ком м утатор. А ученики средней ш колы № 54 построили кинобудку. НА С Н И М К Е : ученик 10 «А» к л асса этой ш колы ком ­ сомолец А. Б елоусов, пред­ с ед ател ь учком а Р. С квор­ цова и учитель ф изики В. И. Еф им ов зап и сы ваю т в ж у р ­ нал эстаф еты о п род елан­ ной работе. Боевые помощники Боевым помощ н и к о м милиция в борьбе за об­ разцовый общественный по­ рядок в Липецке является комсомольская организа­ ция города. За последнее время она активизировала действия комсомольских рейдов по борьбе с хулиганством. Следует отметить хорошо организованную работу бригад «легкой кавале­ рии» комсомольской орга­ низации Липецкого трак­ торного завода. Эти брига­ ды при поддержке город­ ского комитета комсомола и работников милиции в те­ чение нескольких месяцев ликвидировали, в основном, все хулиганские проявле­ ния, случавшиеся на терри­ тории рабочего поселка. Опыт борьбы с наруши­ телями общественного по­ рядка, имеющийся у комсомольцев тракторного завода, стал достоянием всех комсомольских орга­ низаций города. 29 января 1958 года на городском собрании комсо­ мольского актива и членов бригад содействия милиции участники собрания одобри­ ли ценную инициативу комитета ВЛКСМ трактор­ ного завода и предложили распространить этот ценный почин среди комсомоль­ ских предприятий гЪрода. Широкое вовлечение мо­ лодежи в работу по ока­ занию помощи милиции потребовало применения новых форм участия обще­ ственности в борьбе с нару­ шителями дисциплины. Практика работы пока­ зала, например, что целе­ сообразно по мере необхо­ димости в субботние и во­ скресные дни проводить Комсомольске • молодеж­ ные рейды. По пути организации массовых рейдов пошла комсомольская организация треста «Липецкстрой», а следом за ней комсомоль­ ская организация завода «Свободный сокол» и мно­ гие другие. В одном из таких рейдов, проведенном первичными комсомольскими организа­ циями города, участвовало свыше 300 человек молодых патриотов. Участники рей­ да патрулировали на ули­ цах, в домах культуры, клубах, кинотеатрах, на трамвайных остановках, в молодежных общежитиях и других общественных ме­ стах. В ходе рейда комсомоль­ цы пресекли свыше сорока случаев нарушений порядка в общественных местах и на улицах города. Для оперативного руко­ водства и оказания помо­ щи активистам на местах была выделена специальная группа работников мили­ ции, что обеспечило успеш­ ное проведение рейда. Однако при подготовке рейдов не всегда хорошо продумывалась расстаноз- ка комсомольских постов. Это снижало оперативность в работе по борьбе с нару­ шителями общественного порядка. Участники рейдов иногда получали неудовлет­ ворительные инструктажи и потому неумело выполняли свои задания. Сейчас с каждым днем растет активность молоде­ жи по участию в рейдах. И нет сомнения, что :комсо­ мольцы и молодежь города будут и впредь решительно бороться с теми, кто нару­ шает общественный поря­ док, мешает липчанам куль­ турно и содержательно про­ водить свой досуг. Н. Г Л А ДЫ Ш Е В , инспектор отдела служ бы управлени я внутренних дел Л ипецкой области. выдающийся педагог и п и с а т е л ь К 7 О-летто со д я я р ож д е н и я А.. С. ЛХмсарею со Первые годы педагогиче­ ской деятельности А. С. Ма­ каренко •— это период пер­ вой русской революции, В эти годы складывалось ми­ ровоззрение А. С. Мака­ ренко. Он сам вспоминал впоследствии: «Понимание истории приходило к нам по путям большевистской пропаганды и революцион­ ных событий...» Б о льшую роль в духов­ ном формировании А. С. Макаренко в период 1905 года сыграл А. М. Горь­ кий. «Максим Горький, — вспоминал А. Макаренко,— учил нас ощущать эту ис­ торию, зараж ал нас нена­ вистью и страстью и еще больше уверенным оптимиз­ мом, большою радостью тре­ бования: «Пусть сильнее грянет буря». Начальные педагогические опыты Макаренко относятся к периоду предвоенных пя­ тилеток, когда особенно важны были вопросы ком­ мунистического воспитания молодежи и подготовки кад­ ров строителей социализма. Весь свой педагогический опыт Макаренко изложил в замечательных произведе­ ниях «Педагогическая по­ эме» и «Флаги на баш ­ нях», которые являются на­ стольными книгами боль­ шинства наших людей. Максим Горький первым высоко оценил его педагоги­ ческую работу. Он читал в рукописи и редактировал все три части «Педагогиче­ ской поэмы», горячо одоб­ рил педагогические искания Макаренко. В 1937 году Макаренко закончил педагогический труд — «Книгу для роди­ телей», посвященную во­ просам коммунистического воспитания. В этой книге Макаренко заострил особое внимание на советской семье, которая должна быть построена по принципу со­ циалистического коллекти­ визма. Незадолго до смерти, в феврале 1939 года Указом Президиума Верховного Со­ вета СССР писатель был награжден орденом Трудо­ вого Красного Знамени. Макаренко не дожил до дней героической борьбы нашего народа в годы Ве­ ликой Отечествеиной войны. Но сотни выращенных Ан­ тоном Семеновичем новых людей сражались против фашистских варваров. Среди них Герой Советского Со­ юза Михаил Бондаренко, капитан Андрей Рубан — один из любимых учеников А. С. Макаренко, Калаба- лин — (в «Педагогиче­ ской поэме» он дан под именем С. Карабанова), ушедший добровольно на фронт и выполнявший осо­ бенно важные задания. В грозные дни лета 1943 года в «Литературную га­ зету» было прислано с фронта письмо педагога, тогда майора Советской Ар­ мии, Н. А. Лягина. Он пи­ сал: «...ничего я не взял с собой из моего ленинград­ ского дома. Я взял дорогую мне вещь «Педагогическую поэму». Многому в жизни она меня научила, учит и сейчас, и я советуюсь с ней в радостные и трудные дни и минуты фронтовой жиз­ ни». Педагогическая и лите­ ратурная деятельность А. С. Макар-.ько — это одно из выдающихся явлений совет­ ской жизни, и интерес к не­ му возрастает с каждым годом. И. БОГАТЫРЕВ, завуч средней школы рабочей молодежи № 5. г. Липецк. „ Ж г.. МММжиХх'“ 15 м арта 1558 г. 3 отр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz