Ленинец. 1957 г. (г. Липецк)
Постановление V II! пленума Ц К ВЛКСМ О мероприятиях по улучшению работы пионерской организации имени В. И . Л енина Пленум Ц К В Л К С М отмечает, что ■гонерская организация имени В. И. Ленина накопила значительный опыт работы по коммунистическому воспи танию пионеров. За 35 лет своего су ществования она завоевала широкую популярность среди детой и глубокое уважение советского народа. В пионер ской организации миллионы советских людей проходят первоначальную шко л у коммунистического воспитания, при общаются к общественной жизни, гото вятся стать активными строителями Коммунизма. После X II съезда В Л К С М в пионер с ки х дружинах и отрядах улучшилась работа по воспитанию пионеров на ре волюционных и трудовых традициях нашего народа, в духе любви и предан ности Советской родине и Коммунисти ческой партии. Значительную роль и г рает пионерская организация в воспи тании у пионеров и школьников добро совестного отношения к учению. Ж изнь многих пионерских дружин и отрядов стала более разнообразной, содержа тельной, яркой по форме. В пионерской •рганизации стали чаще проводиться Костры, конкурсы, смотры художествен ной самодеятельности, фестивали, сле ты пионеров, юных техников, натура листов, туристов и т. п. Все большее число пионеров участвует в различных спортивных соревнованиях, походах и •кскурсиях. Дальнейшее развитие полу чили инициатива и самодеятельность пионеров. Пионеры стали активнее приобщаться К общественно-политической жизни страны, к посильному участию в реше нии народнохозяйственных задач. Они ломогают взрослым в уборке урожая, Л уходе за молодняком, в выращирании кукур угы , домашней птицы, соб ют металлический лом, макулатуру, участ вую т в благоустройстве и озеленении городов и сел. Появились новые формы организации отдыха пионеров, в част ности колхозные, туристские, спортив ные лагери и лагери при домоуправле ниях; выросли новые замечательные ор ганизаторы пионерской работы; все вол ьте энтузиастов-общественников занимаются с пионерами. Вместе с тем пленум считает, что в работе пионерской организации до сих лор имеются серьезные недостатки. В ряде случаев забывается ленинский принцип коммунистического воспитания — принцип связи с жизнью, с общена родной борьбой за построение комму низма в нашей стране. Многие пионер ские отряды и дружины в своей работе нередко замыкаются рамками школы, не используют всех имеющихся возмож ностей для воспитания пионеров в об щественно-полезном труде, плохо связа ны с коллективами предприятий, стро ек, колхозов, совхозов, МТС. Не всегда пионерская работа проникнута духом революционной романтики. Пионеров слабо знакомят в доступной для них рорме с политическими событиями в ашей стране и за рубежом. Неправиль- о, что все еще недооценивается значе ние игры в работе с пионерами, их стремление к яркому, романтичному. Пионерская организация недостаточно активно воспитывает у пионеров высо кие моральные качества человека ком мунистического общества. Часть пионе- оов не показывает примера в учении и дисциплине, плохо готовится к преодо лению жизненных трудностей; у отдель ных пионеров развивается иждивенче ство и нежелание трудиться •для себя и для коллектива. Пионерская. организа ция плохо способствует привитию пио нерам навыков культурного поведения. В пионерской работе в ряде случаев нарушается принцип учета возрастных особенностей детей, в нее механически переносятся формы и методы работы со ’ зрослыми, * , наоборот, иногда в стар ших отрядах работа с пионерами ведет ся так же, ка к с пионерами девяти- есятилетнего возраста. Во многих шко- зх принижается инициатива и самоде ятельность пионеров. В ряде школ уста- 1вливается мелочная опека учителей, -’ассных руководителей и старших во- ттых над пионерскими отрядами и дружинами. Для проведения пионерских сборов и Л Ё Д Л Я Е Д » р . Я Л /а 9 2 другой работы с детьми совершенно не удовлетворительно используются рабо чие клубы, спортивные сооружения, культурно-просветительные учреждения. Несмотря на то, что пионеры большую часть своего свободного времени прово дят вне школы, работа при домоуправ лениях в городах и по месту жительст ва пионеров в сельской местности по чти не организуется; редко проводится работа с пионерами на воздухе. Многие внешкольные учреждения плохо учиты вают разнообразные интересы пионеров и часто содержание пионерской работы ограничивают только требованиями школьных программ. Пленум считает, что недостатки в пионерской работе во многом объясня ются тем, что руководство пионерской организацией не стало еще делом всех комсомольских организаций. Многие райкомы и горкомы комсомола плохо выполняют указание X II съезда В Л К С М о направлении на работу с пионерами лучших комсомольцев с производства. Руководящие комсомольские органы до пускаю т серьезные недостатки в подго товке пионерских работников, снизили требовательность к подбору кадров во жатых, в результате чего часть из них не обладает должными навыками для работы с детьми. Крайне мало работа ет вожатыми мужчин. Слабо разраба тываются методические вопросы пионер ской работы. С целью дальнейшего улучшения ра боты пионерской организации имени В. И. Ленина пленум Ц К В Л К С М счи тает необходимым осуществить следую щие мероприятия: 1. Учитывая, что пионерская органи зация имени В. И. Ленина призвана осуществлять коммунистическое воспи тание детей, воспитывать их убежден ными борцами за дело Коммунистиче ской партии, пламенными патриотами своей Родины, и руководствуясь указа ниями X X съезда КПСС о работе совет ской школы, о необходимости прибли зить ее к жизни, к производству, счи тать важнейшей задачей пионерской организации — более широкое привле чение пионеров в доступной для них форме к активной общественно-полити ческой работе, и прежде всего к об щественно-полезному труду, к посиль ному участию в борьбе советского наро да за коммунизм. Пионерские отряды и дружины обязаны путем организации практических и увлекательных дел спо собствовать воспитанию у пионеров со знательного отношения к учению, стрем ления хорошо учиться. Кажды й пионер должен быть настойчивым в учении, проявлять упорство в овладении знани ями. Пионерская организация должна ра ботать формами и методами, отличными от форм и методов учебной работы в школе, не замыкаться только рамками школы. Это будет способствовать все стороннему развитию пионеров, правиль ному воспитанию характера, расшире нию их кругозора и тем самым позво лит пионерской организации оказывать более действенное влияние на улучше ние успеваемости и укрепление дисци плины учащихся. Пленум подчеркивает, что одним из ос новных принципов работы пионерской ор ганизации является всемерное развитие инициативы н самодеятельности пио неров. Учитель и впредь должен ока зывать помощь пионерской организа ции, вожатым. Комсомол обязан все мерно использовать богатый опыт учи телей в работе с пионерами. Вместе с тем руководящие комсомольские орга ны должны помочь учителю установить правильные взаимоотношения с пио нерскими коллективами, отказаться от мелочной опеки и подмены пионерских вожатых и пионерских активистов; по стоянно помогать учителям овладе вать лучшим опытом пионерской ра боты. 2. Обязать райкомы, горкомы, обко мы, крайкомы комсомола, Ц К Л К С М союзных республик совместно с орга нами народного образования, профсо юзами и другими организациями при нять меры к улучшению содержания работы пионерских отрядов и дружин. а) В. И. Ленин на I I I съезде комсо мола говорил: «...нужно, чтобы Ком мунистический союз молодежи свое об разование, свое учение и свое воспита ние соединил с трудом рабочих и кре стьян, чтобы он не запирался в свои школы и не ограничивался лишь чте нием коммунистических книг и бро шюр. Только в труде вместе с рабочи ми и крестьянами можно стать настоя щими коммунистами». Пленум подчеркивает, что это указа ние В. И. Ленина должно являться основой всей воспитательной работы в пионерской организации. Пленум поддерживает начинания комсомольских и пионерских организа ций по привлечению пионеров к кон кретным и посильным для них трудо вым делам: к озеленению городов и сел, сбору металлолома, шефству над молодняком, выращиванию кроликов, домашней птицы, посадке садов и ви ноградников, выращиванию высоких урожаев кукурузы , сбору семян много летних трав и т. п. Необходимо также шире привлекать пионеров к общест венно-полезной работе в помощь школе (изготовление учебно-наглядных посо бий, участие в оборудовании школь ных мастерских, в организации к р у ж ков производственного характера и т. п.). Пленум предлагает райкомам, горко мам, обкомам, крайкомам комсомола и Ц К Л К С М союзных республик помо гать дружинам и отрядам определять конкретные задания по общественно полезному труду и обращаться по этим вопросам непосредственно к пионерам; содействовать закреплению различных трудовых традиций; обеспечить, чтобы каждый пионерский отряд, дружина были постоянно связаны с пройзводст- венными коллективами — предприя тиями, колхозами и т. п.; всячески по ощрять проведение пионерских сборов на предприятиях, в колхозах, совхозах, МТС, встреч пионеров с передовиками производства. б) Ш ироко использовать имеющийся в пионерских организациях опыт по воспитанию пионеров на революцион ных и трудовых традициях советского народа. Поддержать ставшее традиционным проведение многими пионерскими ор ганизациями следующих праздничных дней: 22 апреля—торжественные пио нерские слеты, сборы, костры, посвя щенные памяти В. И. Ленина, шествия к памятникам В. И. Ленина; 1 — 2 мая и 7 — 8 ноября — торжествен ные пионерские сборы, шествия к мо гилам и памятникам участников рево люций, воинов гражданской и Великой Отечественной войн, встречи со стары ми коммунистами, ветеранами войны; 29 октября—день рождения комсомола. Принять предложения местных ком сомольских и пионерских организаций о проведении ежегодно 19 мая — в день рождения пионерской организации име ни В. И. Ленина—праздника Всесоюз ной пионерской организации. В этот день пионерские дружины и отряды должны подводить итоги своей работы, в яркой и красочной форме показывать достижения пионерских отрядов и дру ж ин в общественно-полезном труде, спорте, художественной самодеятельно сти, техническом творчестве, юннатской работе; устраивать выставки, сдачу пионерских рапортов производственным коллективам в т. п. Ввести в традицию пионерской орга низации имени В. И . Ленина регуляр ное проведение пионерских слетов. П о ручить бюро Ц К В Л К С М рассмотреть вопрос о проведении Всесоюзного сле та юных пионеров. в) Шире вести работу по воспитанию пионеров в духе дружбы народов Совет ского Союза и пролетарского интерна ционализма. В этих целях укреплять постоянные связи между пионерскими организациями школ, районов, городов, союзных и автономных республик пу тем переписки, обмена пионерскими де легациями, материалами, коллекция ми, гербариями, проведения заочных физкультурных соревнований, ко н кур сов, костров дружбы, обмена В летний период группами пионеров для отдыха в пионерских лагерях. Рекомендовать заложить в 1958 году в столицах союз ных республик сады пионерской д р у ж бы. Следует проводить пионерские фести вали, вечера, посвященные молодежи и детям зарубежных стран, встречи ео студента ми-иж^странцами, обучающи мися в Советском Союзе; приглашать на сборы членов делегаций з а р у б е ж н и к стран; развивать коллективную пер,, писку с пионерскими организациями Китая и других стран народной демо кратии и т. п. Ежегодно в летнее вре мя открывать Международный детский лагерь. г) Усилить работу по эстетическому воспитанию пионеров, сделать ее более конкретной и интересной по содержанию; значительно активнее использовать про изведения художественной литературы; музыкального и изобразительного ис кусства, театр и кино. Систематически проводить пионерские праздники песни; добиться создания в каждой дружине и внешкольном учреж дении кр уж ко в художественной самодея тельности и пионерских хоров. Рекомен довать каждому пионерскому отряду иметь свою любимую отрядную пионер скую песню. Поставить перед горкомам*- и обкомами комсомола задачу — со здать в крупных городах городские пионерские ансамбли песни и пляски. Регулярно проводить для пионеров^ тематические кинофестивали, встречи киноартистами и режиссерами; органи зовать из числа учащихся старших клас сов подготовку киноорганизаторов и ки номехаников. Поручить бюро Ц К В Л К С М и мест ным комсомольским органам добиться расширения показа кинофильмов непо средственно в школах, планирования спе циальных сеансов для детей в городах и селах. , Считать целесообразным провести сов местно с Министерством культуры СССР, министерствами просвещения со юзных республик, Академией педагоги ческих наук РСФСР совещание по во просам эстетического воспитания пионе ров и школьников. 1 д) Покончить с недооценкой физкуль турной и спортивной работы в пионер ской организации. Необходимо значи тельно больше проводить с пионерами игр и других мероприятий на воздухе; устраивать в пионерских дружинах и от* рядах физкультурные праздники, сорев-; нования. Рекомендовать проводить в о т-! рядах и дружинах заочные легкоатлети- ческие соревнования на призы пионер ских и комсомольских газет; районные, городские спортивные игры пионеров по легкой атлетике, волейболу, баскетболу, лапте и другим видам; соревнования юных лыжников, конькобежцев, хоккеи стов, соревнования по плаванию, п р ц ж ; кам в воду; игры на местности. 1 Совместно с профсоюзными, физкуль турными организациями и органами на родного образования принять меры К развитию местного детского туризма, предусмотрев разработку маршрутов по родному краю, подготовку обществен ных кадров, организацию простейших детских туристских баз. Обязать райкомы, горкомы, о б к о м о в крайкомы комсомола и Ц К Л К С М союзных республик, комсомольские орга низации предприятий, строек, колхозов; совхозов, МТС, учреждений и высших учебных заведений взяться за строи тельство и оборудование для детей си- - лами комсомольцев и молодежи карусе лей, качелей, аттракционов, игровых и спортивных площадок в парках, скве рах, на бульварах, во дворах, при ш ко лах, клубах и детских учреждениях. И г ра должна прочно войти в жизнь каж д о го пионерского отряда и дружины. С по мощью шефствующих предприятий, вне школьных учреждений создавать в дру жинах пионерские игротеки. Одобрить организацию Московским городским Д о мом пионеров «пионерской фабрики игры и игрушки», которая помогает пионер ским дружинам создавать свои игротеки; Совместно с совнархозами, промышлен ными предприятиями и торговыми орга низациями комитетам комсомола систе матически проводить выставки детских игр и игрушек, привлекая к их органи- 3. В целях улучшения содержания р а ^ боты пионерской организации, проведе ния ее с учетом различных возра сте пионеров, удовлетворения их разнеш *- разных стремлений и запросов, плен^*^ признает целесообразным установить в пионерской организации две—три возра стные «ступени» и поручает бюро Ц К В Л К С М в трехмесячный срок разрабо-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz