Ленинец. 1957 г. (г. Липецк)
К о м м у н и с т и ч е с к а я пар тия и Советское правитель ство проявляют неустанную заботу о совершенствовании форм управления социалистическим на родным хозяйством. Еще в первые годы Советской власти, обобщив экономические и политические процессы в разви тии общества, В. И. Ленин разра ботал принцип демократического централизма в управлении народ ным хозяйством. Демократический централизм составляет основу социалисти ческих методов хозяйствования. Его смысл заключается в том, чтобы тесно связывать плановое централизованное руководство экономикой и социалистический демократизм, опирающийся на ши рокую народную инициативу. «Мы стоим за демократический централизм, — писал В. И. Л е нин. — И надо ясно понять, как далеко отличается демократиче ский централизм, с одной стороны, от централизма бюрократическо го, -с другой стороны — от анар хизма... Демократический цент рализм нисколько не исключает, а напротив, предполагает пол нейшую свободу различных ме стностей... в выработке разнооб разных форм и государственной, и общественной, и экономической жизни». Понятие демократического цент рализма предполагает впервые созданную историей возможность полного и беспрепятственного раз вития местного почина, местной инициативы, разнообразие путей, приемов и средств, необходимых для движения к общей цели строительства коммунизма. Централизм и демократизм на ходятся в неразрывном единстве. Это две стороны принципа орга низации управления хозяйственной жизнью социалистического госу дарства. Обе стороны имеют боль шое значение в руководстве народ, ным хозяйством страны, в них нет противоречий или противопостав лений. В выработке форм организации управления хозяйством главней шим требованием является соче тание централизма и социалисти ческого демократизма. И х необхо димо уметь соединять вместе. Важнейшим условием развития народного хозяйства социалисти ческого государства является ис пользование объективных законов социализма, которым открыт ши рокий простор благодаря обобще ствленной социалистической соб ственности. Так, вызванный при социализме к жизни закон плано мерного развития получил широ чайший простор. Этот закон озна чает планомерность и постоянно, сознательно поддерживаемую про порциональность развития всех от раслей производства и районов страны. «Только то строительст во, — писал Ленин, — может за служить название социалистиче ского, которое будет производить ся по общему плану, стремясь рав- Ленинский принцип демократического централизма управления хозяйством 0 некоторых пор мы стали замечать, что ученик шестого клас са Николай все чаще при ходит на уроки неподготов ленным. На вопросы учи телей, почему он не учит уроки, мальчик не отвечал. С каждым днем он ста новился все более замкну тым, отчужденным. Даже к своим сверстникам Н и колай стал относиться как- то по-другому. Что случи лось о ним? Поведение Кобзева встре вожило весь педагогиче ский коллектив школы. Ес ли он не открывает свою душу учителям, сторонит- ся своих товарищей, мы ре- ) шили искать другие пути, 4 ^ " ; чтобы узнать, наконец, те ( причины, которые сделали } Люба Алисова - одна ( ег0 таким‘ И вот лбыл0 Ре‘ I из лучших дежурных « шен0 поговорить, об этом на \ главного распределительно-^0™ 7^ ™ комитете' • го щита турбогенератора I чак ЕСС| да> на комитет Боринского сахзавода. Ком- ^р и ш л н все те, кто вот уже номерно использовать экономиче ские и хозяйственные ценности». Великое преимущество социали стического государства и состоит в том, что оно является главным орудием в осуществлении плано мерного руководства всей много гранной хозяйственно-организа торской деятельностью. Всю хозяйственно-организатор скую роль Советского грсударст- ва направляет Коммунистическая партия Советского Союза. Она вдохновляет и организует совет ский народ на выполнение народ нохозяйственных планов. Приступая к созданию социали стической экономики, Советская власть сразу же стала проводить мероприятия, направленные на ов ладение управлением промышлен ностью. С этой целью 27 ноября 1917 года был введен рабочий контроль на предприятиях, нахо дившихся тогда еще в руках к а питалистов. Рабочий контроль поз волил организовать планомерное регулирование выпускаемой про дукции. Рабочие через выбранные ими фабричные комитеты и Сове ты старост приобретали навыки управления народным хозяйством, изучали особенности работы под контрольных им предприятий. 15 декабря 1917 года был орга низован новый тип аппарату уп равления экономической жизнью страны, созданной диктатурой про летариата, — Высший Совет На родного Хозяйства, а в феврале 1921 года — Госплан, местные плановые органы, органы учета и контроля. Этот аппарат был по строен на принципах демократи ческого централизма. ВСНХ сыг рал очень важную роль в управле нии народным хозяйством в пе риод его восстановления. Осуществление индустриализа ции страны настоятельно требова ло изменения формы управления промышленностью в связи с не обходимостью дальнейшего разви тия ее различных отраслей. В на чале 1932 года ВСНХ был упразд нен, а на его базе был создан ряд отраслевых наркоматов. Организованное отраслевое ру ководство народным хозяйством отвечало требованиям периода индустриализации и коллективи зации страны. Наркоматы осуще ствляли руководство завершением реконструкции народного хозяйст ва. Плановые органы при состав лении народнохозяйственного пла на учитывали массовые пожела ния трудящихся. Все более возрастающая мощь промышленности расширяла базу планирования. В планировании по специализированным наркоматам (а впоследствии по министерст вам) основное внимание сосредо тачивалось на создание решающих отраслей тяжелой индустрии, н а 1 подготовку Кадров инженерно-тех нических работников и организато- ров'производства, обеспечение тех нико-экономической независимости страны, вооружение народного хо зяйства высокопроизводительной техникой. Созданное творчеством револю ционных масс, Советское социали стическое государство под руко водством Коммунистической пар тии достигло небывалых успехов в коммунистическом строительст ве. Промышленная продукция в 1955 году возросла по сравнению с 1913 годом более чем в 27 раз, а к 1957 году более чем в 30 раз. Производство средств производст ва возросло в 67 раз, электроэнер гии в 100 , а продукции машино строения в 180 раз. Предприятия ми крупной промышленности об ласти в 1955 году было вырабо тано в 33 раза больше продукции по сравнению с 1913 годом. Советская страна, неуклонно продвигаясь вперед, успешно пре творяет в жизнь программу ком мунистического строительства, разработанную XX съездом КПСС. Осуществление этой программы настоятельно требует повышения уровня руководства промышлен ностью и строительством. V II сес сия Верховного Совета СССР при знала, что теперь, когда в нашей стране достигнут небывалый успех в развитии экономики, требуются новые формы управления хозяй ством для решения задач, постав ленных XX съездом Коммунисти ческой партии, чтобы они целиком соответствовали потребностям эко номического развития социалисти ческого общества. Практически стало невозможно конкретно и оперативно управ лять из одного ведомственного центра огромным количеством раз нообразных предприятий, распо ложенных на обширной Террито рии страны, в ее многочисленных районах с большими различиями экономических и природных усло вий. Проведенная в стране перестрой ка организационных форм управ ления открывает большой простор дальнейшему развитию производ ственных сил страны, лучшему использованию огромных резервов при широком привлечении творче ских усилий и инициативы масс. Новая система управления поз воляет устранить ведомственные барьеры, укрепить- связь между предприятиями различных отрас лей промышленности и создает лучшие услов:; л для специализа ции и кооперирования, резко со кращает встречные перевозки, по вышает комплексное развитие хо зяйства экономических районов. Основным звеном в управлении промышленностью и строительст вом стали Советы народного хо зяйства, созданные в 105 экономи ческих районах. Совнархозы управляют непо средственно подчиненными им предприятиями и стройками, ру ководствуясь при этом заданиями общегосударственного плана раз вития народного хозяйства стра ны. Каждый экономический район является ячейкой единого хозяйст венного организма Советского со циалистического государства. Созданный Совнархоз Липецко го экономического района осу ществляет руководство 160 круп ными промышленными предприя тиями и стройками области с об щим валовым объемом выпуска продукции, равной почти 3 мил лиардам рублей. В аппарате Липецкого Совнар хоза имеются отраслевые управ, ления — металлургической про мышленности, строительства, ма шиностроения, пищевой и легкой промышленности, материально * ': технического снабжения и сбыта, ‘ трест «Мясомаслопром» и энерг&С комбинат. А такж е создано 9 X , функциональных отделов. { Технико-экономическая полити ка вырабатывается Советом, в со-:! ставе которого представлены ру-! доводящие работники Совнархоза, партийные, советские и профсоюз*: нще работники, новаторы произ водства. В числе новаторов, при- ) нимающих участие в работе этого Совета, машинист доменного цеха Новолипецкого завода П . П. Зем-^ лянухи-н, токарь тракторного за вода Т. М. Трибунских, стержен щица станкостроительного завода Р. А. Колина, забойщик шахты № 7-бис Я. Г. Новиков, бригадир каменщиков треста «Липецкстрой» В. А. Четкий, машинист э к с к а в ^ ^ тора С'туденовского р у д о уп р а в л ^^ ния Б. Й. Гончаров. Промышленные предприятия Л и пецкой области, подчиненные Сов нархозу, досрочно выполнили план десяти месяцев 1957 года. Созданные специальные бригады Совнархоза изучают возможности использования имеющихся мощ ностей предприятий, при более ра циональной загрузке которых пред полагается поднять внутрирайон ное кооперирование и наладить выпуск новых виДоз продукции. ,| С первых же шагов деятельно сти Совнархоза видны широкие горизонты для последовательного-^ применения и развития ленинских методов социалистического хозяй-; сгвования. Эта перестройка иг рает огромную роль в дальнейшем укреплении экономической систе мы нашей страны. Она вызывает к жизни стремительный поток творческой энергии советского.-^ народа, который встречает годовщину Великого Октября выми трудовыми победами во всех отраслях хозяйственного и куль турного строительства. П. ЛАЗАРЕВ. А. Мизко и С. Король — инициаторы создания спа сательной д р у ж и н ы ДОСААФ в Хабаровской средней школе № 35. За лето нынешнего года двое друзей спасли семь человек. Недавно юношам вруче ны. медали: «За спасение утопающих». НА СНИМ КЕ : товарищи по учебе поздравляют # А. Мизко с наградой. Фото Н. СУРОВЦЕВА. (Фотохроника ТАСС). К о гд а есть настоящий кон такт сомолка строго следит за | режимом работы заводских ( словом 11 дслом : агрегатов. 1 ,:ам воспитывать * НА СНИМ КЕ : Л . Али - ! юшее на протяжении многих лет помогают подраста- — отцы и поколение, сова за пультом • управле- 1 матери наших учеников ___ зНмтт '■ Фото Ю. КЛЮ ЕВА . 1 Были здесь Николай и его | отец. Отец был немного удив лен тем, что его вызвали на комитет. Он думал, что не ему, а матери Николая надо быть здесь. Но вот тут-то все и выяснилось. - Николай мне не род ной сын,—говорил он. — Я всегда ему твержу, что на до хорошо учиться. Иногда, правда, прикрикну на него за то, что ненужным делом занимается, а...Он смолк и каждому из нас стало яс но, что кто-то мешает ему действительно по-отцовски заботиться о воспитании неродного сына. Кто? — Бабушка Николая. К о гда я заставляю его учить уроки, она всегда нашепты вает ему, конечно, не при мне: «Отец не родной, вот и жалеет тебя, внучек». А он, ка к говорят, слушает да ест. Родительский комитет ре шил вмешаться в воспита ние Николая. Вскоре в по селок Казаки, где живет эта семья, выехали члены ко митета. Долго и много пришлось доказывать ба бушке, что она делает не правильно* сея вражду между сыном и отчимом. И сейчас мы видим, что труд членов комитета — наших верных и замечательных помощников — не пропал даром. Николай успешно сдал экзамены, перешел в 7-й класс. В нем и следа не осталось от замкнутости и отчужденности. Большое и благородное дело делают члены роди тельского комитета Турби на Анастасия Ивановна, Павлова Екатерина Алексе евна, Котельникова Елиза вета Терентьевна,' Азероч- кина Анна Ивановна и многие другие, помогая нам, педагогам, учить и вос питывать будущих гр аж дан. Примеров их добросо вестной, плодотворной ра боты можно привести очень и очень много. Мы часто говорили о соз дании в школе группы продленного дня для уча щихся, родители которых трудятся на предприятиях и в учреждениях города Но в текучке других дел мы не могли по-настояще му заняться организацией ее. На помощь пришел ро дительский комитет. Не давно состоялось заседание комитета. Родители дого ворились обо всем: кто бу дет отвечать за органша- цию питания учащихся, медицинское обслуживание и т. д. Сейчас группа соз дана. В нее входят 25 уча щихся. Какой авторитет за воевала она, можно су дить хотя бы по тому, что буквально на второй день к нам посыпались заявле ния от других родителей с просьбой зачислить их детей в эту группу. Старшеклассники нашей школы как в прошлом году, так и в этом очень много помогали колхозам района в уборке урожая заготовке овощей. Большин ство ребят жили далеко от дома. И здесь опять боль шую помощь нам оказал родительский комитет. Не раз члены, комитета выез жали в колхозы «Тихий Дон», им. Мичурина, инте ресовались, ка к работают дети, ка к живут, чем зани маются в свободное время И там, на месте, видя недо-' , статки, они добивались их устранения. 1 Интересно отметить, что члены комитета сами воф- руг себя создают актив из родителей. Если, например, они идут на заседание ко* митета или выезжают н а ^ л ' [ дом к учащимся, то обязав.-’* тельно приглашают знако-' мых отцов и матерей, дети которых учатся в нашей школе. Родительский коми тет работает по плану.; -План составляется на к а ж дую четверть и обсуждает ся на педагогическом со вете. ' I Деловой, творческий кон такт В ряйоте роп.ительгко- го комитета и школы дал ощутИМЫ?'*"результаты. Сей- час у нас заметно повыси*: лась успеваемость во всех классах, почти никогда не бывает нарушений дисцип-:; лины учащимися. Да И внешкольная работа идет, живее и интереснее. Ведь' родители интересуются не только учебой детей, но Ц ка к работают кр уж ки худо-: жественной самодеятельно сти, технические и другие^ круж ки. Кроме этого, о н н ^ р постоянно организовывают школьные вечера и другие мероприятия. И" вот за эту неоценимую помощь хочется сказать на-' шим верным друзьям, со братьям по нелегкому, но благородному труду боль шое учительское спасибо, п. ВИШНЯКОВА; заведующая учебной частью Лебедянской средней школы № 1 .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz