Ленинец. 1957 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1957 г. (г. Липецк)

К о м м у н и с т и ч е с к а я пар ­ тия и Советское правитель­ ство проявляют неустанную заботу о совершенствовании форм управления социалистическим на­ родным хозяйством. Еще в первые годы Советской власти, обобщив экономические и политические процессы в разви­ тии общества, В. И. Ленин разра­ ботал принцип демократического централизма в управлении народ­ ным хозяйством. Демократический централизм составляет основу социалисти­ ческих методов хозяйствования. Его смысл заключается в том, чтобы тесно связывать плановое централизованное руководство экономикой и социалистический демократизм, опирающийся на ши­ рокую народную инициативу. «Мы стоим за демократический централизм, — писал В. И. Л е­ нин. — И надо ясно понять, как далеко отличается демократиче­ ский централизм, с одной стороны, от централизма бюрократическо­ го, -с другой стороны — от анар­ хизма... Демократический цент­ рализм нисколько не исключает, а напротив, предполагает пол­ нейшую свободу различных ме­ стностей... в выработке разнооб­ разных форм и государственной, и общественной, и экономической жизни». Понятие демократического цент­ рализма предполагает впервые созданную историей возможность полного и беспрепятственного раз­ вития местного почина, местной инициативы, разнообразие путей, приемов и средств, необходимых для движения к общей цели строительства коммунизма. Централизм и демократизм на­ ходятся в неразрывном единстве. Это две стороны принципа орга­ низации управления хозяйственной жизнью социалистического госу­ дарства. Обе стороны имеют боль­ шое значение в руководстве народ, ным хозяйством страны, в них нет противоречий или противопостав­ лений. В выработке форм организации управления хозяйством главней­ шим требованием является соче­ тание централизма и социалисти­ ческого демократизма. И х необхо­ димо уметь соединять вместе. Важнейшим условием развития народного хозяйства социалисти­ ческого государства является ис­ пользование объективных законов социализма, которым открыт ши­ рокий простор благодаря обобще­ ствленной социалистической соб­ ственности. Так, вызванный при социализме к жизни закон плано­ мерного развития получил широ­ чайший простор. Этот закон озна­ чает планомерность и постоянно, сознательно поддерживаемую про­ порциональность развития всех от­ раслей производства и районов страны. «Только то строительст­ во, — писал Ленин, — может за­ служить название социалистиче­ ского, которое будет производить­ ся по общему плану, стремясь рав- Ленинский принцип демократического централизма управления хозяйством 0 некоторых пор мы стали замечать, что ученик шестого клас­ са Николай все чаще при­ ходит на уроки неподготов­ ленным. На вопросы учи­ телей, почему он не учит уроки, мальчик не отвечал. С каждым днем он ста­ новился все более замкну­ тым, отчужденным. Даже к своим сверстникам Н и­ колай стал относиться как- то по-другому. Что случи­ лось о ним? Поведение Кобзева встре­ вожило весь педагогиче­ ский коллектив школы. Ес­ ли он не открывает свою душу учителям, сторонит- ся своих товарищей, мы ре- ) шили искать другие пути, 4 ^ " ; чтобы узнать, наконец, те ( причины, которые сделали } Люба Алисова - одна ( ег0 таким‘ И вот лбыл0 Ре‘ I из лучших дежурных « шен0 поговорить, об этом на \ главного распределительно-^0™ 7^ ™ комитете' • го щита турбогенератора I чак ЕСС| да> на комитет Боринского сахзавода. Ком- ^р и ш л н все те, кто вот уже номерно использовать экономиче­ ские и хозяйственные ценности». Великое преимущество социали­ стического государства и состоит в том, что оно является главным орудием в осуществлении плано­ мерного руководства всей много­ гранной хозяйственно-организа­ торской деятельностью. Всю хозяйственно-организатор­ скую роль Советского грсударст- ва направляет Коммунистическая партия Советского Союза. Она вдохновляет и организует совет­ ский народ на выполнение народ­ нохозяйственных планов. Приступая к созданию социали­ стической экономики, Советская власть сразу же стала проводить мероприятия, направленные на ов­ ладение управлением промышлен­ ностью. С этой целью 27 ноября 1917 года был введен рабочий контроль на предприятиях, нахо­ дившихся тогда еще в руках к а ­ питалистов. Рабочий контроль поз­ волил организовать планомерное регулирование выпускаемой про­ дукции. Рабочие через выбранные ими фабричные комитеты и Сове­ ты старост приобретали навыки управления народным хозяйством, изучали особенности работы под­ контрольных им предприятий. 15 декабря 1917 года был орга­ низован новый тип аппарату уп­ равления экономической жизнью страны, созданной диктатурой про­ летариата, — Высший Совет На­ родного Хозяйства, а в феврале 1921 года — Госплан, местные плановые органы, органы учета и контроля. Этот аппарат был по­ строен на принципах демократи­ ческого централизма. ВСНХ сыг­ рал очень важную роль в управле­ нии народным хозяйством в пе­ риод его восстановления. Осуществление индустриализа­ ции страны настоятельно требова­ ло изменения формы управления промышленностью в связи с не­ обходимостью дальнейшего разви­ тия ее различных отраслей. В на­ чале 1932 года ВСНХ был упразд­ нен, а на его базе был создан ряд отраслевых наркоматов. Организованное отраслевое ру­ ководство народным хозяйством отвечало требованиям периода индустриализации и коллективи­ зации страны. Наркоматы осуще­ ствляли руководство завершением реконструкции народного хозяйст­ ва. Плановые органы при состав­ лении народнохозяйственного пла­ на учитывали массовые пожела­ ния трудящихся. Все более возрастающая мощь промышленности расширяла базу планирования. В планировании по специализированным наркоматам (а впоследствии по министерст­ вам) основное внимание сосредо­ тачивалось на создание решающих отраслей тяжелой индустрии, н а 1 подготовку Кадров инженерно-тех­ нических работников и организато- ров'производства, обеспечение тех­ нико-экономической независимости страны, вооружение народного хо­ зяйства высокопроизводительной техникой. Созданное творчеством револю­ ционных масс, Советское социали­ стическое государство под руко­ водством Коммунистической пар­ тии достигло небывалых успехов в коммунистическом строительст­ ве. Промышленная продукция в 1955 году возросла по сравнению с 1913 годом более чем в 27 раз, а к 1957 году более чем в 30 раз. Производство средств производст­ ва возросло в 67 раз, электроэнер­ гии в 100 , а продукции машино­ строения в 180 раз. Предприятия­ ми крупной промышленности об­ ласти в 1955 году было вырабо­ тано в 33 раза больше продукции по сравнению с 1913 годом. Советская страна, неуклонно продвигаясь вперед, успешно пре­ творяет в жизнь программу ком­ мунистического строительства, разработанную XX съездом КПСС. Осуществление этой программы настоятельно требует повышения уровня руководства промышлен­ ностью и строительством. V II сес­ сия Верховного Совета СССР при­ знала, что теперь, когда в нашей стране достигнут небывалый успех в развитии экономики, требуются новые формы управления хозяй­ ством для решения задач, постав­ ленных XX съездом Коммунисти­ ческой партии, чтобы они целиком соответствовали потребностям эко­ номического развития социалисти­ ческого общества. Практически стало невозможно конкретно и оперативно управ­ лять из одного ведомственного центра огромным количеством раз­ нообразных предприятий, распо­ ложенных на обширной Террито­ рии страны, в ее многочисленных районах с большими различиями экономических и природных усло­ вий. Проведенная в стране перестрой­ ка организационных форм управ­ ления открывает большой простор дальнейшему развитию производ­ ственных сил страны, лучшему использованию огромных резервов при широком привлечении творче­ ских усилий и инициативы масс. Новая система управления поз­ воляет устранить ведомственные барьеры, укрепить- связь между предприятиями различных отрас­ лей промышленности и создает лучшие услов:; л для специализа­ ции и кооперирования, резко со­ кращает встречные перевозки, по­ вышает комплексное развитие хо­ зяйства экономических районов. Основным звеном в управлении промышленностью и строительст­ вом стали Советы народного хо­ зяйства, созданные в 105 экономи­ ческих районах. Совнархозы управляют непо­ средственно подчиненными им предприятиями и стройками, ру­ ководствуясь при этом заданиями общегосударственного плана раз­ вития народного хозяйства стра­ ны. Каждый экономический район является ячейкой единого хозяйст­ венного организма Советского со­ циалистического государства. Созданный Совнархоз Липецко­ го экономического района осу­ ществляет руководство 160 круп­ ными промышленными предприя­ тиями и стройками области с об­ щим валовым объемом выпуска продукции, равной почти 3 мил­ лиардам рублей. В аппарате Липецкого Совнар­ хоза имеются отраслевые управ, ления — металлургической про­ мышленности, строительства, ма­ шиностроения, пищевой и легкой промышленности, материально * ': технического снабжения и сбыта, ‘ трест «Мясомаслопром» и энерг&С комбинат. А такж е создано 9 X , функциональных отделов. { Технико-экономическая полити­ ка вырабатывается Советом, в со-:! ставе которого представлены ру-! доводящие работники Совнархоза, партийные, советские и профсоюз*: нще работники, новаторы произ­ водства. В числе новаторов, при- ) нимающих участие в работе этого Совета, машинист доменного цеха Новолипецкого завода П . П. Зем-^ лянухи-н, токарь тракторного за­ вода Т. М. Трибунских, стержен­ щица станкостроительного завода Р. А. Колина, забойщик шахты № 7-бис Я. Г. Новиков, бригадир каменщиков треста «Липецкстрой» В. А. Четкий, машинист э к с к а в ^ ^ тора С'туденовского р у д о уп р а в л ^^ ния Б. Й. Гончаров. Промышленные предприятия Л и ­ пецкой области, подчиненные Сов­ нархозу, досрочно выполнили план десяти месяцев 1957 года. Созданные специальные бригады Совнархоза изучают возможности использования имеющихся мощ­ ностей предприятий, при более ра­ циональной загрузке которых пред­ полагается поднять внутрирайон­ ное кооперирование и наладить выпуск новых виДоз продукции. ,| С первых же шагов деятельно­ сти Совнархоза видны широкие горизонты для последовательного-^ применения и развития ленинских методов социалистического хозяй-; сгвования. Эта перестройка иг­ рает огромную роль в дальнейшем укреплении экономической систе­ мы нашей страны. Она вызывает к жизни стремительный поток творческой энергии советского.-^ народа, который встречает годовщину Великого Октября выми трудовыми победами во всех отраслях хозяйственного и куль­ турного строительства. П. ЛАЗАРЕВ. А. Мизко и С. Король — инициаторы создания спа­ сательной д р у ж и н ы ДОСААФ в Хабаровской средней школе № 35. За лето нынешнего года двое друзей спасли семь человек. Недавно юношам вруче­ ны. медали: «За спасение утопающих». НА СНИМ КЕ : товарищи по учебе поздравляют # А. Мизко с наградой. Фото Н. СУРОВЦЕВА. (Фотохроника ТАСС). К о гд а есть настоящий кон такт сомолка строго следит за | режимом работы заводских ( словом 11 дслом : агрегатов. 1 ,:ам воспитывать * НА СНИМ КЕ : Л . Али - ! юшее на протяжении многих лет помогают подраста- — отцы и поколение, сова за пультом • управле- 1 матери наших учеников ___ зНмтт '■ Фото Ю. КЛЮ ЕВА . 1 Были здесь Николай и его | отец. Отец был немного удив­ лен тем, что его вызвали на комитет. Он думал, что не ему, а матери Николая надо быть здесь. Но вот тут-то все и выяснилось. - Николай мне не род­ ной сын,—говорил он. — Я всегда ему твержу, что на­ до хорошо учиться. Иногда, правда, прикрикну на него за то, что ненужным делом занимается, а...Он смолк и каждому из нас стало яс­ но, что кто-то мешает ему действительно по-отцовски заботиться о воспитании неродного сына. Кто? — Бабушка Николая. К о ­ гда я заставляю его учить уроки, она всегда нашепты­ вает ему, конечно, не при мне: «Отец не родной, вот и жалеет тебя, внучек». А он, ка к говорят, слушает да ест. Родительский комитет ре­ шил вмешаться в воспита­ ние Николая. Вскоре в по­ селок Казаки, где живет эта семья, выехали члены ко ­ митета. Долго и много пришлось доказывать ба­ бушке, что она делает не­ правильно* сея вражду между сыном и отчимом. И сейчас мы видим, что труд членов комитета — наших верных и замечательных помощников — не пропал даром. Николай успешно сдал экзамены, перешел в 7-й класс. В нем и следа не осталось от замкнутости и отчужденности. Большое и благородное дело делают члены роди­ тельского комитета Турби­ на Анастасия Ивановна, Павлова Екатерина Алексе­ евна, Котельникова Елиза­ вета Терентьевна,' Азероч- кина Анна Ивановна и многие другие, помогая нам, педагогам, учить и вос­ питывать будущих гр аж ­ дан. Примеров их добросо­ вестной, плодотворной ра­ боты можно привести очень и очень много. Мы часто говорили о соз­ дании в школе группы продленного дня для уча щихся, родители которых трудятся на предприятиях и в учреждениях города Но в текучке других дел мы не могли по-настояще­ му заняться организацией ее. На помощь пришел ро­ дительский комитет. Не­ давно состоялось заседание комитета. Родители дого­ ворились обо всем: кто бу­ дет отвечать за органша- цию питания учащихся, медицинское обслуживание и т. д. Сейчас группа соз­ дана. В нее входят 25 уча­ щихся. Какой авторитет за­ воевала она, можно су­ дить хотя бы по тому, что буквально на второй день к нам посыпались заявле­ ния от других родителей с просьбой зачислить их детей в эту группу. Старшеклассники нашей школы как в прошлом году, так и в этом очень много помогали колхозам района в уборке урожая заготовке овощей. Большин­ ство ребят жили далеко от дома. И здесь опять боль­ шую помощь нам оказал родительский комитет. Не раз члены, комитета выез­ жали в колхозы «Тихий Дон», им. Мичурина, инте­ ресовались, ка к работают дети, ка к живут, чем зани­ маются в свободное время И там, на месте, видя недо-' , статки, они добивались их устранения. 1 Интересно отметить, что члены комитета сами воф- руг себя создают актив из родителей. Если, например, они идут на заседание ко* митета или выезжают н а ^ л ' [ дом к учащимся, то обязав.-’* тельно приглашают знако-' мых отцов и матерей, дети которых учатся в нашей школе. Родительский коми­ тет работает по плану.; -План составляется на к а ж ­ дую четверть и обсуждает­ ся на педагогическом со­ вете. ' I Деловой, творческий кон­ такт В ряйоте роп.ительгко- го комитета и школы дал ощутИМЫ?'*"результаты. Сей- час у нас заметно повыси*: лась успеваемость во всех классах, почти никогда не бывает нарушений дисцип-:; лины учащимися. Да И внешкольная работа идет, живее и интереснее. Ведь' родители интересуются не только учебой детей, но Ц ка к работают кр уж ки худо-: жественной самодеятельно­ сти, технические и другие^ круж ки. Кроме этого, о н н ^ р постоянно организовывают школьные вечера и другие мероприятия. И" вот за эту неоценимую помощь хочется сказать на-' шим верным друзьям, со­ братьям по нелегкому, но благородному труду боль­ шое учительское спасибо, п. ВИШНЯКОВА; заведующая учебной частью Лебедянской средней школы № 1 .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz