Ленинец. 1957 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1957 г. (г. Липецк)

ИСТОРИЯ одной ФОТОГРАФИИ На небольшой старой фо­ тографии 'изображена груп­ па воинов в серых папахах с винтовками в руках. По­ зади видно знамя с надпи­ сью: «Меднопрокатный и трубочный завод бывш. Ро- зенкранц». Эту фотографию недавно принес на завод «Красный выборжец» быв­ ший рабочий завода Тимо­ фей Степанович Солодов— ; активный участник октябрь­ ских революционных собы­ тий и боев за советскую власть. На фотографии изображен отряд рабочих завода Розенкранц (так тогда назывался «Красный выборжец»), вставших с оружием в руках на защи­ ту молодой Советской рес­ публики. ! Тимофей Солодов расска­ зал молодежи о 1917 годе, о том, как рос революцион­ ный подъем среди рабочих меднопрокатного и трубоч­ ного завода. Трудящиеся не верили представителям пар­ тий эсеров, меньшевиков, анархистов, которые, бывая на предприятии, пытались Завоевать авторитет у рабо­ чих, перекрашиваясь под «друзей народа». После решений апрель­ ской конференции больше­ вики, вооруженные указа­ ниями своего вождя и учи­ теля В. И. Ленина, развер­ нули активную работу сре­ ди трудящихся. Рабочие меднопрокатного и трубоч­ ного завода твердо шли за большевиками. Победил Великий О к­ тябрь. Тимофей Солодов и его товарищи отдавали все силы молодой советской власти. Наступал 1918 год. Т. С. Солодов работал то­ гда кольцевым на волочиль­ ном станке в трубном цехе. И вот пришла тревожная весть—переговоры о мире сорваны, немецкие войска захватили Псков и идут на Петроград. Рабочие завода высказа­ лись за немедленную орга­ низацию красногвардейского отряда для защиты завое­ ваний Октября. В числе бойцов отряда был и Т. С. Солодов. Отряду вручили Красное знамя. С этим зна­ менем красногвардейцы пря­ мо через Неву с Выборг­ ской стороны отправились к Смольному. Сюда уже шли отряды многих заводов красного Питера. Старый красногвардеец с волнением рассказывает о встрече с Лениным: — Когда мы стояли у Смольного, вдруг сотни го­ лосов одновременно вос­ кликнули: «Идет Ленин!», Меня охввтнло такое волне­ ние, которое невозможно передать словами. Владимир Ильич встал на возвышен­ ное место и произнес ко­ поткую напутственную речь. Обращаясь к вооруженным рабочим, красногвардейцам, он говорил об опасности, ко­ торая нависла над Петро­ градом, над страной, о не­ обходимости победы над врагами рабочего класса. Пламенные слова Ленина зажгли сердца бойцов Крас­ ной гвардии. Отправившись на фронт, красногвардейцы грудью встретили врага. За­ хватчикам был нанесен со­ крушительный удар. После разгрома врага красногвардейцы завода со­ брались на площади у ны­ нешней станции Струги Красные. Здесь их поздра­ вили с победой представите­ ли командования. Здесь же красногвардейцы узнали о создании Красной Армии. В память об этих событиях они решили сфотографиро­ ваться у заводского зна­ мени. Американские негры про­ должают вести упорную борьбу за свои гражданские права, и в частности за прекращение раздельного и неравноценного обучения негритянской молодежи в школах и высших учебных заведениях. Эта борьба с особой силой развернулась на юге США, гд% прожива­ ет основная масса негри­ тянского населения и где сегрегация с особой силой отстаивается американски­ ми расистами. Большинство негров ж и ­ вет в таких районах стра­ ны, где существует расист­ ская система так называ­ емых сегрегированных школ, в которых занимают­ ся дети только белых или только негрой. Школы и колледжи для негров — это худшие учебные заведения. Они помещаются в старых, обветшалых зданиях. Учеб­ ные пособии и школьное оборудование оставляют желать лучшего. Школы для негров часто находятся далеко от тех мест, где живут учащиеся. Негритянским ребятам при­ ходится иногда затрачивать почти целый день для того, чтобы добраться до школы и возвратиться домой. Ж а­ лование учителей в школах негров меньше, чем в шко­ лах для белых. Обучение поставлено хуже, так как расисты считают, что не­ грам необходимо только «практическое» образова­ ние, требующееся для ра­ боты в* качестве прислуги в магазинах, ресторанах, кафе, для неквалифициро­ ванных рабочих в промыш­ ленности, сельском хозяй­ стве. Расходы на обучение бе­ лого ученика в южных штатах иногда в 3—4 раза превышают расходы на обу­ чение учащегося - негра. Неудивительно, что в США процент неграмотных среди «цветных» (так презри­ тельно именуют расисты всех людей, цвет кожи ко­ торых из является белым) почти в шесть раз выше, чем среди белых. В мае 1954 года Верхов­ ный суд США заявил об отмене сегрегации в школах, получающих финансовую поддержку от государства. Однако это решение встре­ тило упорное сопротивле­ ние со стороны расистов и до сих пор проведено в жизнь лишь частично. Политика расовой сегрега­ ции полностью сохраняет силу в муниципальных шко­ лах пяти штатов юга — Миссисипи, Алабамы, Д ж о р ­ джии, Флориды и Южной Каролины. Когда начался новый учебный год в шта­ тах Виргиния. Луизиана и Северная Каролина, некого- Т А К „ у ч а т с я " негры в СШ А Пионер— герой (и 2 5 - л е т и ю со д н я с м е р т и ) рые негры добились допус­ ка в колледжи, но ни од­ ного негра не допустили на занятия в начальные и средние школы. Чтобы сохранить расовую сегрегацию, американские расисты идут на все: они запугивают родителей, из­ бивают прогрессивных дея­ телей, увольняют их с ра­ боты, терроризируют про­ тивников сегрегации, взры­ вают их дома, преследуют негритянских детей, роди­ тели которых осмелились попытаться зачислить своих детей в «школы для белых» и т. п. Характерно, что даже буржуазная печать США не в силах скрыть эти факты. Вот некоторые из них. В городе Клинтон (штат Теннеси) расисты объявили бойкот школ, посещаемых неграми. Для того, чтобы сорвать совместное обучение в школах, они устраивали сожжение крестов перед домами негров и символи­ ческое повешение изображе­ ний негров. Это было пре­ дупреждением хозяевам домов, что им угрожает расправа. Расисты устроили сборище с горящими кре­ стами. Главный оратор кричал: «Негру, который хочет совместного обучения, не нужно обучение, ему нужны похороны». Свой гнев последователи гитлеровских фашистов из­ ливают на учащихся- негров. Многие из молодых хулиганов признались, что за грязные дела им платят взрослые расисты. Они приказывают им оскорблять, избивать и забрасывать камнями негритянских школьников, провоцировать столкновения. В округе Чокто (штат Алабама) председатель со­ вета по вопросам просве­ щения уволил учительни- цу-негритянку Э. Л. Корл только за то, что она вы­ сказалась против сегрега­ ции. Некая Макферсон из того же округа заявила по поводу допуска детей не­ гров в школу для белых: «Иям следовало бы отпра­ вить их всех обратно в Африку... Ни один из моих внуков не пойдет в школу вместе с ними...» В городе Стерджис (штат Кентукки) одна из негритянских школьниц рассказывала, что управляющий шахтой вы­ звал к себе ее отца и пре­ дупредил, что если его де­ ти будут посещать школу для белых, его уволят с работы. « Бесчинства расистов нахо­ дят себе полную поддержку и одобрение со стороны многих представителей офи­ циальных властей США и отдельных штатов. В ря­ де южных штатов были приведены в движение тща­ тельно разработанные пла­ ны, цель которых сорвать выполнение решения Вер­ ховного суда США о пре­ кращении сегрегации в об­ щественных школах. Зако­ нодательные собрания шта­ тов Алабама и Джорджия вынесли резолюции, объяв­ ляющие решение Верховно­ го суда недействительным и не имеющим силы. После этого, например, в штате Алабама были приняты поправки к конституции штата, разрешающие за­ крывать любую обществен­ ную школу, которой «угро­ жает» введение совместно­ го обучения белых и негров. Еще труднее негру полу­ чить высшее образование. Достаточно сказать, что нег­ ров среди всех студентов США немногим более двух с половиной процентов. Ме­ нее двух процентов от об­ щего количества студентов- негров посещают «белые» универсисеты. Остальные же вынуждены тесниться в не­ гритянских колледжах, рас­ положенных, главным обра­ зом, в южных' штатах. В Луизиане, например, один из законов штата требует, чтобы негры, желающие по­ ступить в высшее учебное заведение, предс т а в л я л и удостоверения об их учеб­ ной и моральной пригодно­ сти, подписанные местными школьными чиновниками. Другой же закон гласит, что чиновники, подписавшие такие удостоверения, могут быть уволены с работы. Часто негру, пытающему­ ся поступить в университет или колледж для белых, приходится в течение не­ скольких лет добиваться приема и прибегать к вме­ шательству судов. Так бы­ ло с негром Хокинсом, ко­ торый семь лет безуспешно пытался поступить в универ­ ситет штата Флорида, при­ чем его «дело» трижды раз­ бирал Верховный суд США. Такие же испытания при­ шлось преодолеть тысячам других негритянских юно­ шей и девушек. Основным источником фи­ нансирования негритянских колледжей являются част­ ные пожертвования и пла­ та за обучение, которую вносят студенты. Средняя плата за четырехлетнее обу­ чение в университетах и колледжах США составляет 6 тысяч долларов. Сюда не входят стоимость общежи­ тия, питания, расходов на учебники и т, и. Даже за пользование лабораториями студенты некоторых коллед­ жей платят отдельно. В та­ ких условиях получение высшего образования требу­ ет поистине героических усилий от студентов-негров, принадлежащих к наименее обеспеченным с е м ь я м в США. Для того, чтобы за­ платить за обучение, им приходится работать в сто­ ловых колледжей и универ­ ситетов, мойщиками посуды в ресторанах, грузчиками, разносчиками и т. д. Таковы некоторые факты, свидетельствующие о бес­ правном положении уча­ щихся негров в США. Осен ью 1932 года в деревне Герасимовне Свердловской области было совершено страш­ ное кровавое злодея­ ние. Враги советской власти — кулаки убили пионера Павлика М оро­ зова. Ему было тогда 14 лет. Павлик рос в те го­ ды. когда крестьянство нашей страны под ру­ ководством Коммуни­ стической партии созда­ вало коллективные хо­ зяйства. На пути к но­ вой, светлой жизни стояли враги народа. Всеми силами они про­ тивились объединению крестьян. Когда в школе была создана пионерская ор­ ганизация, Павлик М о . розов был избран пред­ седателем совета отря­ да. Юный пионер был среди тех, кто боролся за радостную счастли­ вую жизнь. Вместе с пионерами своего отря­ да он, чем мог, помо­ гал старшим. Ребята рисовали плакаты, вы­ пускали стенные газеты, помогали организаторам колхоза разоблачать I враждебные действия кулаков. Это была нелегкая ра­ бота. Но Павлику пред­ стояли еще более тяже­ лые испытания. Случилось так, что его родной отец Тро­ фим Морозов оказался в кучке злобных врагов народа. Тяжело было Павлику, когда он это понял. Но он не коле­ бался. Ни любовь, ни жалость к отцу не за­ глушили в нем пионер­ ской совести, чувства долга перед Родиной. Трофима Морозова избрали председателем сельского Совета. Он был особенно опасен, потому что сумел вте­ реться в доверие район­ ных властей и очень хитро, исподволь, пре­ пятствовал организации колхоза. Узнав об этом, Павлик смело и честно высту­ пил против врагов, в том числе и против своего отца. Грозным обвини­ телем стал он на суде. Уверенно и твердо зву­ чал его голос: «Я не как сын, а как пионер требую при. влечь моего отца к су­ ровой- ответственности’, чтобы в дальнейшем не дать повадку другим потворствовать кулакам и явно нарушать линию партии». Враги понесли суро­ вую кару. Но разобла­ чить удалось не всех. И те, кто остался, затаили против Павлика лютую злобу. 3 сентября 1932 года, когда Павлик с малень­ ким братишкой Федей пошли в лес, враги под­ стерегли их и убили. Всю страну облетела весть об этом чудовищ­ ном злодеянии. Сотни тысяч советских людей с волнением слушали рас­ сказ о короткой, но ге­ роической жизни и ги­ бели Павлика Морозова. Прошли годы, выросли пионеры-сверстники ге ­ роя, новые ребята при­ шли в пионерские отря­ ды, а имя Павлика М о ­ розова по-прежнему до­ рого для пионеров и школьников, для всего советского народа. Многие школьники горо­ да проводят свой досуг в Доме тюнеров. Одни учат­ ся петь, другие танцевать, третьи фотографировать или играть на музыкаль­ ных инструментах. Регулярно проходят за­ нятия и в кружке духовых инструментов , которым ру­ ководит С. Ф. Суриков. Здесь занимается более 25 школьников. За лето они много раз выступали в домах культуры и парках города. Очень увлекается музыкой ученик 5 класса средней школы № 2 Вова Комиссаров. Он играет на альте. НА СНИМКЕ-. Вова Ко­ миссаров на занятиях. Фото И. БАЙБУРИНА . ! З а с л у ж е н н ы й а в т о р и т е т Лена Бирюкова недавно стала работать биб­ лиотекарем в нашем селе, но добросовестным отношением к делу она уже успела завоевать авторитет среди колхозников. Библиотека стала для сельчан вторым домом. Здесь можно почитать газеты, журналы, по­ слушать лекцию или беседу. Лена изготовила диаграммы, плакаты, лозунги, украшающие теперь библиотеку. Она часто проводит бесе­ ды, популяризируя опыт лучших доярок и сви­ нарок колхоза, регулярно выпускает «боевые листки», «молнии» и сатирическую газету. Сейчас Лена часто бывает в поле, на току, И везде она — желанная гостья. Приносит кол­ хозникам свежие газеты и журналы, интересные книги, проводит беседы, громкие читки. Бирю­ кова принимает активное участие в артельном труде. Она сортирует зерно, скирдует солому, возит хлеб на заготовительный пункт. Словом н делом помогает Лена родному кол­ хозу своевременно убрать богатый урожай, пол­ ностью рассчитаться с государством. В. ФАРАФОНОВ . с. Сенцово, Липецкий район. По следам неопубликованных п и с е м Читатель нашей газеты К . Черных сообщил в ре­ дакцию о плохой работе комсомольской организации колхоза «Знамя коммуниз­ ма» Чернавского района. Комсомольские собрания здесь бывали редко, поли­ тико-воспитательная работа запущена, некоторые ком ­ сомольцы по нескольку ме­ сяцев не платили взносы. Секретарь Чернавского райкома В Л К С М т. Егоров сообщил, что факты, изло­ женные в письме, подтвер­ дились. Секретарь комите­ та В Л К СМ т. Григорьев от руководства комсомольской организации освобожден, се­ кретарем избрана его заме­ ститель т. Терезановл. С секретарями бригад­ ных комсомольских органи­ заций проведены беседы «О работе бригадной комсо­ мольской ооганизации в пе-1 риод уборки урожая и сда­ чи хлеба государству». В настоящее время рабо­ та комсомольской организа­ ции улучшается.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz