Ленинец. 1960 г. (с. Молотово-Октябрьское Липецкой обл.)

Ленинец. 1960 г. (с. Молотово-Октябрьское Липецкой обл.)

JLLLlUUL _ 5 8 _фе в раля 1960 г., Л1 25 (2 8 3 8 ) Как читать выразительно Выра з ите льно с ть чте ния име ет ис клю чите льно б о льшо е зна ­ чение ка к для углуб ле ния по ­ ним ания, та к и для ра зв ития эмо ций, в о о б раже ния и в о с пи­ та ния э с те тиче с ко го чув с тв а . Выразите льно е чте ние — э то в ажный а к т о бще ния м е жду читающими и с лушающим и Что б ы в ыразите льно про чи­ та ть , надо пре жде в с е го с о ­ вершенно яс но пр е дс та в ить то , о чем читае шь, зате м на­ до по нять о с но вную мыс ль чи­ тае м о го . Р а б о т а над в ыра з ите ль­ но с тью чте ния— о дин из в а ж­ ны х уча с тко в по о б учению яз ы ку. Что з начит чита ть вы­ ра зите льно ? Это з начит по д­ че ркнуть о с но вную мыс ль ав ­ то ра и пр о чита ть та к , что б ы у с луш а те ле й о с та ло с ь ко н­ кре тно е пре дс та в ле ние о с о ­ де ржании напис анно го , об об­ ра з а х про изв е де ния, яс на бы­ ла бы иде я ав то ра. Чита ть в ыра зите льно— э то з начит чи­ та ть с с об люде нием па уз , ло ­ гиче с ких ударе ний, инто наций и темпа. Учащие с я пе рв о го кла с с а при чте нии до лжны с о б лю да ть па узы и инто нацию , а во в то ­ ром кла с с е учащие с я кроме э то го до лжны с о б лю да ть и ло ­ гиче с кие ударе ния. Учащие с я 4 кла с с а до лжны в ыра зите льно чита ть худ о ж е ­ с тв е нные про изв е де ния, б ас ни Осно в о й в ыразите льно го чте ния учащихс я яв ляе тс я о смыс ­ лив ание про читанно го . Что б ы э то до с тичь на уро ке , нуже н ко лле ктив ный ана лиз чита е ­ мо го с помощью хо рошо про ­ дум а нных м е то диче с ких прие ­ мов. Не ль з я до б ив а тьс я выра­ з ите льно го чте ния о т учащ их­ с я путе м по др ажа ния/ чте нию учите ле м . Тако е о б уче ние яв ­ ля е тс я фо рмальным , м е ханиче ­ с ким . Раб о та над в ыра з ите ль­ но с тью чте ния б олее широ кий разм ах приним ае т со в то ро го кла с с а , та к ка к во втором кла с с е з а кла ды в а е тс я про ч­ ный фундам е нт для да льне й­ шей раб о ты с книго й. Та к , например, быс тро и вырази­ те льно читаю т учащие с я 2 кла с с а «А » Др яз гинс ко й с ре д­ ней шко лы. Учите ль ница э то й шко лы Бе ляе в а Н. И. с пе р­ в о го кла с с а гла в но е внимание уде ляе т разв итию навыко в , прав ильно го и с о з на те ль но го чте ния, пр о до лжа е т укр е пля ть и ра зв ив а ть э ти навыки и уд е ­ ляе т особое внимание вырази­ те ль но с ти и б ыс тро те чте ния, что б ы учащие с я в 3 кла с с е - в по лне в ла де ли навыками чте ­ ния. Она про в о дит уро ки б е з до ­ м ашних з а да ний, учащие с я хо рошо о с в аив аю т м а те риал на уро ке . Сама она тща те ль но о б думыв ае т все э то до уро ка . Ур о ки про в о дит м е то диче с ки прав ильно . Та к , пре жде чем пр ис ту­ пить к чте нию с тихо тв о ре ния «В до р о ге », учите ль ница про ­ в е ла с ре б ятами б е с е ду о зиме, к а к ’ о времени го да ." Ре б ята в с по м нили, что ими уже и з у­ чено про зим у. С помощью ее о ни в с по м нили в иды транс по р­ та пре жде и те пе рь. По с ле в с тупите ль но й б е се ды она вы­ ра зите льно пр о читала с тихо ­ тво ре ние . За те м с про с ила уча ­ щихс я о чем го в о ритс я в дан­ ном с тихо тв о ре нии. Ко ро тко разо б рали с о де ржание про чи­ танно го . П о с л е с ам о с то яте льно го чте ния по выв о зу учите ля уча ­ щие с я пр о читали по аб зацам и пе ре дали с о де ржание . Сле ­ дующим моментом уро ка б ыла раб о та над в ыра зите льно с тью чте ния. Учите ль чита л по аб ­ зацам , а вызв анный уче ник по с ле чте ния учите ля прочи­ тыв ал э то т аб зац. Учащим с я ука зы в а ло с ь на не до че ты и в ызыв а лис ь др у­ гие уче ники. Око нча те льно е закре пле ние навыко в вырази­ те льно го чте ния про хо дило п у­ тем хо ро в о го чте ния по д р уко ­ в о дс тв ом учите ля . В р е з уль ­ та те нас то йчив о й и кр о по тли­ вой раб о ты учите ль ница до б и­ в а е тс я то го , что учащие с я о чень в ыразите льно , пра в иль­ но читаю т, пе ре даю т с о де ржа ­ ние про читанно го . Учите ль приуча е т их с о с та в ля ть план ра с с каза . На проведенном уро ке уча ­ щие с я м ате риал ус в о или хо ро ­ шо. Это го в о рит за то , что то в . Бе ляе в а учит учащихс я ус в а ив а ть м а те риал не по с ре д­ с тв е нно на уро ке . Н. Ош е в ие в а . Ра 3 рЕшИтЕ пОб Е с По Ко Ит Ь * * * Пь яные в з ято ч н и к и Они б ыли пьяными, курили, по ицы, ко гда ув иде ли та б ун ( те м у дв о ру. Все е дино душно Им о ыло в е с е ло . Они с иде ли приб лижаю щихс я жив о тны х, с о гла с илис ь с ним * Pa.irrmav.MVff fit-rnn nouv оло и ......... 1 в ко нто ре з а го то тко рм с ко та и ш утили, ка к м о гут ш ути ть по дгуляв шие , не крас ив о й пь я­ ной ш утк о й. Ко е -кто из них изре дка по с м атрив ал в о кна в о жидании не по яв итс я ли у по ро га о чере дной клие нт, с ко то ро го можно с о рв ать на по ллитр уху, а м о же т б ыть об­ ло м итс я кус о к и пожирне е . Это б ыли приемщики з а го то т­ ко рм с ко та, пре дв о дите льс тв о ­ в ал ко то рыми Душкин и б ух­ га лте р Кудино в . И, к а к го в о рят, на ло в ца и Ра до в а ть с я было че м у: все жив о тные им е ли хо рошую упи та йно с ть , ка жды й ко с тр а т ве с ил не менее 2 3 0— 250 к ило ­ граммо в . Ра б о тникам фермы по д руко в о дс тв о м Сазо но в о й пришло с ь немало по тр удить ­ с я над те м , что б ы в ы р а с тить и о тко рм ить жив о тны х до та ­ ко й упита нно с ти. Старания тр уже нико в б ыли напра в ле ны на то , что б ы го с уда р с тв о по ­ лучило до б ро каче с тв е нно е мя­ с о. Прие мщики заго то тко рм с ко зв е рь б е жа л. Зв е рь э то т б ыл , та , хо тя б ыли и пьяными, но в о бразе б ригадира фе рм ы ' не м о гли не з ам е тить , что м о ло дняка с о в хо за «Ок тяб р ь - 1 -------------------- с кий» Сазо но в о й Еле ны Иг­ на тье в ны , ко то рая в э то вре- с ко т име е т хо рошую упита н ­ но с ть, и, зам е тив , решили с де ­ ла ть из э то го в ы го ду, но мя по дго няла ко дв о ру з а го т- то ль ко не для го с уда р с тв а , а о тко рм с ко та гр уппу ко с тра - для с е б я, то в в ко личе с тв е 33 го ло в ы . I — Ре б ята , нам улы б а е тс я — Во т та к кус чище ! — Н е н а с ть е , не упущ а ть !— с ка з а л с ка з а ли, а в з в из гнули о т уд о - „ в о льс тв ия разом, по чти в о дин , ° № из н и х- Та ко й рой не в о з гла с , крас но но сые про - ка жды й де нь по дле та е т к на- Перед началом сеанса 24 фе враля пе ре д началом де тс ко го с е анс а в клуб е райо н­ но го Дома к уль тур ы , у о кош­ ка б иле тно й кас с ы , с о б ралас ь б о льшая то лпа де те й. Каждый из них с тре м илс я быс тре е прио б ре с ти б иле т на про смо тр кино фильм а «Рядо в о й Але к ­ с андр Матро с о в ». Пере д ка с ­ с ой начало с ь нас то яще е с то л­ по тв о ре ние . Бо ле е в зро с лые Мальчики ле з ли напро лом , о т­ та лкив а я те х, кто поме ньше. Ра з даю тс я жало б ные крики малыше й, пла ч, по рой с лыш а т­ с я не це нзурщина , гр уб о с ть . Выб равшаяс я из то лпы де в о ч­ ка, де ржитс я за о тда в ле нную но гу, пла че т о т о го рче ния и б о ли. Ей то же хо че тс я по ­ с м о тре ть ка р тину. Она пришла сюда до начала с е анс а. Но разве можно к упить б иле т в э то й с уто ло ке ? То же с амое по в то р яе тс я и при в хо де в з рите льный з а л. Не ис клю че на в о зм о жно с ть, что ре б е нку в э то й да в ке мо - Советы I слециялизтг Фаце лия ме до но с но е ра с те ­ ние из с ем е йс тв а в о до лис тни- ко в ых, родом из Северной Ам е ­ рики. Ра с те т она о со б енно в Калифо рнии, ка к б урьян. В каче с тв е с о рняка изре дка в с тре ча е тс я и на ю ге СССР. На Севере, в с ре дне й по ло с е и в Западно й Сиб ири с пе ци­ ально выс е в ае тс я для пче л, ка к на илучший ме до но с . - У нормально ра зв ито го ра­ с те ния с с ильным , в низ у де - ревянеющим с те б ле м быв ае т до 2 0 б о льших б о ко вых в е т­ в ей, в свою о че ре дь обычно не ­ с ущ их в е то чки в то ро го по ряд­ к а . Со цв е тия с о с то ят из 6— 9 за в итко в с ине в а ты х цв е тко в . Чем б о льше в е тка , на ко то ­ рой на хо дитс я с о цв е тие , тем б о льше з а в итко в она им е е т. Самым б о льшим с о цв е тием с наиб о ле е крупным и цв е ткам и з а ка нчив а е тс я с те б е ль ра с те ­ ния. Это с о цв е тие ино гда да ­ же ка к бы де литс я на дв а и Фацелия—ценный медонос име е т 11 зав итко в , а ко ли­ че с тв о цв е тко в до хо дит у не ­ го до 1 0 , на с о цв е тиях же б о ко вых в е тв е й ко личе с тв о цв е тко в пре вышае т 4 0— 50. Первые цв е тки по яв ляю тс я через 1— 1 ,5 м е с яца по с ле по с е в а. Пе рио д з ацв е тания пр о до лжа е тс я до д в ух не де ль, масс ов ое же цв е те ние про до л­ жа е тс я 3 не де ли и о цв е та- ние— 2 не де ли. Жа ра ус к о р я ­ е т цв е те ние , до ждлив а я по ­ го да нао б о ро т з а тягив а е т. По с ещае мо с ть цв е то в фаце ­ лии, по наб лю де ниям пче ло ­ в о дных с та нций, за о дну ми­ н уту 8— 10 пче л. Наиб о льше е ко личе с тв о пче л наб лю дало с ь в с о в хо зе «Октяб р ь с кий» в 1959 го д у на уча с тке с гус ­ то то й выс е ва 12 кило грамм о в с емян на 1 га , о ко ло 12 час о в дня и м е жду 6— 9 час ами утр а и вечера. Ино гда пче лы заде ржив аю тс я на фаце лии по с ле з а хо да с о лнца . По с е ­ щае м о с ть фаце лии пче лам и длитс я до по здне й о с е ни, по ка с ов ерше нно не з а ко нчит­ с я цв е те ние . На 1 га фаце лии в с реднем ра с те т 1 0 0— 150 ты с яч ра с те ­ ний, не с ущих до 9 м иллио ­ нов с о цв е тий и б о льше о дно ­ го м иллиарда цв е тко в . Не к­ тарники фаце лии же лто в а то ­ го цв е та , дис ко в идно й формы на хо дя тс я по д зав язью . Сре д­ нее ко личе с тв о не ктара в одном цв е тке ко ле б литс я по данным пче ло в о дных с та нций о т 1 ,5 — 5 м г. Ин с ти тут пче ло ­ в о дс тв а о пре де лил не кта рно с ть фаце лии в 3 0 9— 400 к г с о д­ но го ге кта р а . Фаце лия да е т мед б е лый или янтарный, с не жным з а ­ пахо м и в кус о м , ценимый ка к липо вый. За с ахарившийс я мед напо м инае т те с то . Фаце лия о че нь це нная к уль тур а для пче ло в о дс тв а и к то м у же она не прихо тлив а к ухо д у, не центнеров* с ем ян. (I. Еф р е м о в . г у т пе ре ло м ить но гу, р ук у или нане с ти како е -либ о друго е те ле с но е по в ре жде ние . Та ко е про в е де ние де тс ких с е анс о в в Доме к уль тур ы с та ­ ло обычным явле ние м . Но э то не тре в о жит раб о тнико в к лу б а. Об ъяв ляя де тс кие с е ансы, о ни в пе рв ую о че ре дь при­ де ржив аю тс я м а те риально й выго ды. Знаю т об это м и учи­ те ль с кий к о лле к тив с ре дне й шко лы , пио не рс кая и комс о м о льс ка я о рганизации, но мер ника ких не приним аю т. Разв е тр удно шко ле , ра йко ­ м у комс омо ла о р ганиз о в а ть де жур с тв а др ужиннико в во время де м о нс трации д е тс к их с е анс о в . Быв а ть на де тс ких кино с е анс а х надо не то ль ко пио не рс ким и ко мс о мо льс ким а ктив ис там , но и учите лям . Де ло э то не трудно е , но оно м о гло бы прине с ти б о льшую по ль з у в в о с питании де те й м ладше го в о зра с та . А. Ак с е н о в а . б о итс я з а с ухи, но не лю б ит прите с не ния. Агр о те хника в о зде лыв ания фаце лии о б ычная: зяб ь, ран­ нее в ес енне е б ороно вание в 2 с ле да , пе ре д посе вом к уль ти ­ в ация с б оронованием. Пос ев широ ко рядный, лучше 35— 45 см . м е жду рядкам и, с нормой выс ева 1 0 — 12 к г, 2 -х с тро ч­ ный, Для то го , что б ы удлинить с ро ки медо сб ора, в* с о в хо зе про изв о дят пос е в в три с ро ка, с про м е жуткам и в 1 0— 15 дне й. Пос е в в о зм оже н в з а ня­ том пару и на не удо б ных зем­ ля х. Для по луче ния с емян ре коме ндуем про из в о дить по ­ с ев ранний, па м ятуя то , что семе на фаце лии це нятс я в 25 ты с яч руб ле й за то нну. Фа ­ це лия м о же т з а кр е питьс я с а ­ мосевом на ряд ле т. Фаце лию можно с е я ть и с о с е ни для с о з да ния ранне го в з я тка . Уб о рка фаце лии ра з де льна я. Эта к уль тур а с по с о б на к о сы­ панию . Ур о жа й с 1 га 5— 9 И в о т жив о тные во дворе. Их с та ли м е рить гла з а м и, о щупы в а ть , в е р те ть и та к и э та к . Бе дные жив о тные те р­ пе лив о в ыде ржив али та кую комисс ию пь яных «в ра че й». Го в о рят, что у пь яных в гла ­ з а х тр о итс я. Прие мщики же з а го то тко рм с ко та , с ла в а б о гу, не с тр а даю т та ким не дуго м . Напро тив в их гла з а х выраб о ­ та ла с ь про фе с с ио нальная при­ в ычка : лю б о й с ко т, нав е рное , к а же тс я им м але ньким , щ уп­ ле ньким . — Щупле нь кие ко с тр а тики, ■говорит приемщик Душкин, •средней упита нно с тью не по й­ д ут. Он с ка з а л э то м но го ­ з начите льно и при этом по д­ м о р гнул о дним гла з о м б ух­ га лте р у Кудино в у. — Ка к же э то та к не про й­ д ут? — запро те с то в а ла Сазо но ­ в а .— Разв е вы не в идите , что жив о тные хо рошо о тко рм ле ны. — С моей б ухга лте р с ко й то ч­ ки зре ния,— нача л б ухга лте р , — оно, ко не чно , можно пе р е д­ не й принять . Но в е дь для э то го нужно с де ла ть та к ,ч то ­ бы де б ит с кре дито м с о шлис ь. Вы ме ня по няли? — о б р а тилс я он к Сазо но в о й. — Не с о в сем. — Це нтне р мяс а на нашу б ратию , и с та ло б ыть по р у­ кам . Сазо но в о й с та ло не по с е ­ бе. У нее за го ре ло с ь лицо , уши, ей с та ло тяже ло дыша ть. Она че с тный че ло в е к, она в е дь нико гда не про де лыв ала та кие грязные де лишки. И в др уг ей пр е дла гаю т о б ла ­ да ть го с уда р с тв о . Ей хо те ­ ло с ь плю нуть в лицо ка ждо ­ м у из э ти х пь яны х лю де й, но о на с де ржа ла с ь . Не т!— с ка з а ла о на .— Ни­ ко гда вы э то го не по лучите . — То гда го ните с ко т на з а д. — И уго ню , И о н€ де йс тв ите ль но угн а ­ ла . Она по с тупила прав ильно , ка к по с тупил бы кажды й че с т­ ный с о в е тс кий че ло в е к. Ей было то ль ко о б идно до б о ли за то , что в наше й с ре де , в наших учр е жде ниях на хо дя т себе прис танище лю ди с та ­ ко й жа лко й душе нно й, к о то ­ рую имеют прие мщик з а го то т­ ко рм с ко та Душ кин, б ухга лте р Кудино в и им подо б ные . Е. Игн а то в а . Коротко фЛе гк о в ы е та кс и начали курс иро в ать в го ро де Отр а д­ ном Куйб ыше в с ко й о б ла с ти. ф Ле кто рий для с тр о и ­ те ле й о ткры т в в о ро нежс ком Доме те хники. Зде с ь чита ю т­ с я ле кции о пе редовом о пыте , по вопросам о рганизации и те хно ло гии с тр о ите ль с тв а , о но вых м а те риала х. ф Ф а к уль те т здо ро в ья о рганизо в ан при Иже в с ко м унив е рс ите те к уль тур ы . Пе р­ в ую ле кцию о про б ле м ах до л­ го ле тия про че л до це нт ме ди­ цинс ко го ин с ти тута М, М . Виле нс кий,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz