Ленинец. 1960 г. (с. Молотово-Октябрьское Липецкой обл.)
Д Е Н И Н Е Ц 24 февраля I960 г., А1» 23 (2$3(5) Трудовое обучение в школе I реше ниях XXI с ъе з да КПСС и Зако не об укре пле нии с в яз и уче б ы с жизнью глуб о ко .зао с тре ны в опросы о необ хо дим о с ти с о е дине ния шко ль - •кого о б уче ния с трудо м , с о бще с тв е нно по ле зно й: де я те ль но с тью , .с по лите хниз а цие й. Шко ла , на р яду с по выше нием уро в ня о бще го о б разо в ания, до лжна в о с питыв а ть у уча щихс я лю б о в ь к тр уд у, к про фе с с ио нально м у м а с те р с тв у, к ге ро ике ко м м унис тиче с ко го с тр о ите ль с тв а и по дго то в ить ■из них кв алифициро в анных с тр о ите ле й -наше го пре крас но го з а в тра— ко мм унизм а. Ве дущим принципо м ус пе ш н о го реше ния э то й з адачи яв ля е тс я те с ная с в я з ь шко лы с •жизнью, с о е дине ние о б уче ния .о про изв о дите льным трудо м . Тр удо в а я де яте ль но с ть ка ждо го учаще го с я с по с о б с тв уе т ра з в итию е го мышле ния ка к со с то ро ны о б щих, та к и с пе циа ль ны х пре дпо с ыло к. Общей пре дпо с ылко й ра зв ития мыш ле ния яв ляе тс я прав ильно е о т р аже ние де йс тв ите льно с ти. Св язь о б уче ния с трудо м с о де йс тв уе т расшире нию те оре тиче с ко го , по лите хниче с ко го круго зо ра учащихс я, а та к же .выраб о тки у них в ыс о ко й к уль туры тр уда . Та ка я с в язь н уж на для по дго то в ки учащихс я к жиз ни, к тр уду, к б о льшо й с ам о с то яте льно й де яте ль но с ти. Трудо в о е о б уче ние до лжно пр о хо дить в по лно й с в язи с изуче нием др угих пре дме то в . Наприме р, уро ки черче ния до лж ны с в языв а тьс я с трудом^ по о с новам про изв о дс тв а, с пр а кти ческим с тро ите льс тв о м и и з у чением м а те м а тиче с ких дис циплин, уро ки б ио ло гии— с хи мие й, ге о графие й и т. д. Та ка я с в язь разв ив ае т у шко ль нико в с тре мле ние о с мыс лив ать трудо в о й про це с с , а э то в свою о че ре дь по с лужит для них по д спорьем в практиче с ко й раб о те на про изв о дс тв е . Учи ть шко льнико в прав ильно осмыс лив а ть трудо вые про це с сы на до с пе рвых клас с о в . На ур о ка х тр уда младшие шко льники до лжны приобре та ть ко нкре тные пре дс та в ле ния о в е личине , форме, о б ъе ме , ..цвете, весе и др угих с в о й с тв а х пре дме тов и мате риало в , до по лнять и углуб ля ть э ти знания из по в с е дне вно й прак тиче с ко й жиз ни. Вм е с те с этим о че нь в ажно , что б ы де ти при о б ре тали трудо в о е уме ние и ■навыки по ручно й о браб о тке б ум а ги, карто на, тка ни, з на ко м илис ь со с в о йс тв ам и обра б атыв ае мых м ате риало в , на училис ь о б ращатьс я с ручны ми инс трум е нтам и. Ра б о тая с тканью , шко льники уча тс я ра з лича ть в иды м ате рии, приоб ре таю т нав ыки рас кро я и э ко номно го ра с хо до в ания м а те риало в , уча тс я прав ильно в ла де ть игло й, длить различными швами. Бо льшо е внимание в этом о тноше нии з а с лужив а е т о пыт учите ль ницы Дряз гинс ко й с ре д ней шко лы Поче рняе в ой А. Г. Дри раб о те с тканью о на про в е ла инте ре с ную б е с е ду. Она из го то в ила на глядно е -пос об ие е набором ра зличных в идо в ткане й. Путе м б е с е ды учащие с я .о знако м илис ь с каче с тв о м и назначе нием ра зличных тк а не й, о их промышле нном по лу че нии. Уз на ли из ка ких тка ней можно с шить ту или иную в ещь, какие прим е няю тс я нит ки. Шко льники актив но и с б о льшим инте ре с ом уча с тв о в а ли в про в е де нии та к их заня тий. Т’ако й по рядо к ре зко по в ыс ил э ффе ктив но с ть уро ка. Мри вышив ании с а лфе то к с те б е льчатым швом то в . По че рня- ева по ка з а ла о б разцы вышив о к, ра с с ка з а ла о пр а в ила х выши в ания таким с по со б ом. По с ле э то го учащие с я с ами пр ис ту пили к практиче с ко й раб о те , то е с ть вышив анию . В ко нце уро ка б ыли по дв е де ны ито ги. Лучшие раб о ты б ыли по ка з а ны в с ем у кла с с у. Вве де ние в шко ле пре дм е т но го пра ктиче с ко го о б уче ния по зв о лило улучш и ть к уль тур у тр уда , учащие с я с та ли б о ро ть с я за чис то ту в кла с с е , за о бразцовое с о де ржание с в о е го раб о че го м е с та, за по рядо к на шко льном дворе. Учащие с я с а ми про в о дят уб о рку шко льных помеще ний, раб о таю т на уче б но -о пытно м уча с тке , з е м лях учхо з а и о бширных по лях с о в хо за . При про в е де нии о бще с т венно по ле зно го тр уда широ ко о с уще с тв ляе тс я принцип с о циалис тиче с ко го с оре вно вания. С б о льшим инте ре с ом уча щие с я 5— 7 кла с с о в заним а ю тс я в про изв о дс тв е нных мас те рс ких. Шко льники о хо тно в ыпо лняю т с то лярные и с ле с арные раб о ты, с увле че нием раб о таю т над изго то в ле ние м про с те йших в ещей. Наприме р, ко нтро льные раб о ты по тр уд у в Дрязгинс ко й и Ям айс ко й с е м иле тних ш ко ла х по ка з а ли, что учащие с я с инте ре с ом тр у дилис ь над изго то в ле ние м э ти ке то к. Бо льшинс тв о шко льни ков по лучили хо рошие и о т личные ' о це нки по трудо в ым навыкам . Прио б ре тенные на ур о ка х до мо в о дс тв а ■ знания де в о чки 6 — 7 кла с с о в , ка к прав ило , закре пляю т практиче с ки. На пример, при изуче нии темы «Кулина р ия » шко льники 7 кла с с ов Октяб р ьс ко й с ре дне й шко лы го то в или о б е ды. Те пе рь о ни знаю т ка к с де ла ть с е рви ро в ку с то ла , ка к го то в ить в кус ную пищ у и прав ильно по льз о в а тьс я ло жко й, в илко й, с а лфе тко й и т. и. Бо льшие трудо в ые нав ыки учащие с я по лучаю т во время раб от на пришко льно -о пытно м уча с тке , учхо з е , в ко лхо з е , с о в хо зе , 'а с та рше кла с с ники при изуче нии основ про изв о д с тв а . Трудо в о е в о с питание до лжно о с ущ е с тв лять с я не то ль ко на пре дм е тах по лите х ниче с ко го цикла , но и на в с е х ур о ка х, пре по да в ае мых в шко ле . Ве дущим началом о б уче ния и в о с питания в шко ле до лжна с та ть те с ная с в яз ь о б уче ния е трудо м , с пр а ктико й ко мм у нис тиче с ко го с тр о ите ль с тв а . Бо льша я ро ль в трудо в о м • воспитании ю но го по ко ле ния прина дле жит учите лям р ус с ко го язы ка и лите р а туры . На до та к пр о дум а ть каждый уро к, что б ы о н был трудо е м ким , да в а л о пре де ле нные навыки по с ам о с то яте льно й раб о те , ко н с пе ктиро в анию и в е де нию те т раде й. Бо льшо е трудо в о е в о с пита ние учащие с я по лучаю т при • выполнении пр а ктиче с ких ра б о т, про в е де нии э кс кур с ий, про хо жде нии про изв о дс тв е нно й пр а ктики на пр е дприятиях Эхо по м о гае т в о с питыв а ть у мо ло де жи лю б о в ь и ув аже ние к тр уд у раб о чих и ко лхо з нико в , по знав ать в е личие пра ктиче с ко го тв о рче с тв а по с о зданию в с тране м а те риальных б ла г. Об щение с про изв о дс тв о м по м о га е т юношам и де в ушкам о п ре де лить свое призв ание , о с м ы с лить выбор сво ей б удуще й про фе с с ии, пр о б ужда е т у них выс о кую про изв о дс тв е нную а к тив но с ть . Эффе ктив но с ть тр уда в шко ле , ка к в ажно е с ре дс тв о о б разо в ания и в о с пита ния, во многом з а в ис ит о т тв о рче с ко го разреше ния на м е с та х ря да вопросов, с в яз анных с при общением шко льнико в к с ис те м атиче с ко м у тр уду. Н. Оше в нв в а, ■ зав. методическим кабинетом. США. Скв о ВЭЛЛИ. Советская команда на торжественной церемонии открытия VI I I зимних олимпийских игр. Соревнуются стрелки Мно го лю дно было в проше д шее в о с кре се нье в зо не с тр е л ко в о го тира райце нтра. Зде с ь райо нный ко м ите т ДОСААФ с о вме с тно с руко в о дс тв о м вое н ко м ата про в е ли с чле нами пе р в ичных о рганизаций об о ронно го о бще с тв а с тре лко вые с о ре вно в ания, по с вяще нные Дню Со в е тс ко й Армии и Во е нно - Мо рс ко го Фло та . В с о ревно в а ниях по с тре льб е из мало калиб е рно й в инто в ки с тр е х по ло же ний уча с тв о в а ло б олее 10 0 че ло в е к. Ито ги по с тре льб е го в о рят 'о значите льно м улучш е нии ра б о ты по в о е нно -прикладным видам с по рта, о возросшем м ас те рс тв е чле но в ДОСААФ. Бо льшинс тв о юношей и де в у ше к, принявших уча с тие в с о ре в но в аниях по с тре льб е , уло жилис ь в нормы значка «ГТО » I с тупе ни. Пре крас но де б ю ти ро в али ше с тикла с с ницы Дряз гинс ко й с ре дне й шко лы Лю д мила Бе ляе в а и Римма Суха р е в а . Кажда я из них, но ко личе с тв у наб ранных о чко в , К юбилейным дням 22 апре ля ис по лняе тс я 9 0 , б иб лио те ка . Ра б о тникам и б иб - ле т с о дня ро жде ния В ла д и -} лио тцки, в ча с тно с ти,, о рга нн- мира Ильича Ле нина— в е ли чайше го ге ния че ло в е че с тв а, с о з да те ля Ко м м унис тиче с ко й партии Со в е тс ко го Союза, о с но в а те ля Со в е тс ко го с о циа лис тиче с ко го го с уда р с тв а , в о ж дя и учите ля тр удящ ихс я в се го мира. Тр уже ники райо на, ка к и в е с ь с о в е тс кий наро д, ка к и все про гре с с ивно е че ло в е че с тв о мира, уже с е йчас го то в я тс я широко, о тм е тить э ту знаме на те ль ную д а ту. Бо льшую ра б о ту по по дго то в ке к ле нин с ким дням про в о дит райо нная зо вана книжна я в ыс та в ка . Зде с ь на книжно й по лке раз мещены мно гие про изв е де ния Владим ира Ильича . Первый, в то ро й, тр е тий и че тв е ртый то ма Со б рания с о чине ний, о т де льна я брошюра «Оче ре дные задачи Со в е тс ко й в ла с ти » и много др угих раб о т. Зде с ь же по с та в ле ны с б о рники «Во с по м инания о Ле нине », «О Ле нине » и мно го др уго й лите р а туры , рас с казыв ающе й о жи з ни и де яте ль но с ти В. И. Ле нина. 3 Пе с ко в а . Заготавливают лед Много в нимания и за б о т уде ляю т раб о тники Нла с тин - с ко го с е парато рно го пун к та вопросам ка че с тв а и с о хр а н но с ти м о ло чно й пр о дукции. Например, с е йчас о ни з аняты з а го то в ко й ль да , о помощью ко то ро го ис клю чаю тс я с луча и порчи пр о дукции. За го то в ко й ль да заним а е т с я б ригада из 6 че ло в е к. Вс яче с ко й по хв а лы з а с лужи вая, № 84 с. Октябрьское, типография газеты в ае т раб о та Шаров а Л. И., Ле в ина Д. К., Малико в а В. А ., Шас о в а В. Г. Они яв ляю тс я лучшим и про изв о дс тв е нникам и, ре гулярно в ыпо лняю т в с ме ну по лто ры— дв е нормы. Бе с пе реб ойно до с та в ляе т ле д к на биваемым хранилищам шофер м ас ло за в о да Митин Л. И. Ко лле ктив б ригады да л о б яз а те льс тв о на б ив ку ль да в ко личе с тв е 500 то нн з а ко н чить за 10 раб о чих дне й. И. Ас та ш е в , редактор стенгазеты. Москва. В Д о ме дружбы с на родами зарубежных стран от крылся пленум Комитета совет ских женщин, посвященнйй бб- летию Международнего женск о го дня— 8 марта. На снимке: участники пленума (слева направо) Тотокан Эдиль- баева (Киргизская ССР), Праско вья Андреевна М а л и н и н а (РСФСР), Эджек из Бозаганова (Туркменская ССР), Мария Про кофьевна Вакарюк (Украинская ССР) и Анна Лаврентьевна Лав- риненко (Белорусская ССР), Ленинец“ уло жила с ь в но рму на значо к ЛИ ТО ». Хо рошие знания о гне в о го б о я, то чно с ть и м е тко с ть но с тре льб е в це ль по ка з а ли уча щие с я Дрязгинс ко й и Октяб р ь с ко й с ре дних шко л. Ка к и с ле до в ало о жида ть , в лично м пе рв е нс тв е лучш их р е з уль та то в до б илис ь учащие с я Др и з -- гинс ко й с ре дне й шко лы . На пример, де с ятикла с с ник Н. За харо в из 2 0 0 в о зм о жных на б рал 190 о чко в . В э ти х с о ре в но в аниях по с тре льб е он з а в о е в ал первое ме сто в райо не . Вто рое ме сто з а нял учащийс я э то й же шко лы А. Бо чарнико в , наб равший 182 о чка. Тре тье ме сто но с тре льб е в це ль с дис та нции 25 метров з а нял учащийс я Октяб рьс ко й с ре д ней шко лы Ос тряко в . Его ре з уль та т— 172 о чка. Из чле но в пе рв ичных о рга низаций ДОСААФ с е льс о в е то в хо роших р е з уль та то в до б илис ь мо ло дые ко лхо з ники А. Шу ров, А. Св иридо в (с . Октяб р ь 1 с ко е ) и В. Со ло в ье в (с . Фа - ще в ка). Командно е пе рв е нс тв о по с умм арном у ко личе с тв у наб ран ных о чко в з а няли v с тр е ли г Дряз гинс ко й с ре дне й шко лы. Эта шко ла на гражде на грам о то й. Реше нием пре зидиум а РЕ • ДОСААФ лицам , занявшим первое, второе и тре тье м е с та, вруче ны грам о ты райо нно го о боронного о бще с тв а. С. п л у ж ш о з . С о в с е х к о н ц о в с тр а н ы ★ Завершено строительство первой очереди Ашхабадского завода нефтяного оборудования. На предприятии будут вырабаты ваться мощные вентиляторы для градирен, станки-качалки, запас ные части к нефтяному оборудо ванию. if Книжно-иллюстративная вы ставка, посвященная Республике , Индонезии, открылась в Ленин градской публичной библиотеке имени Салтыкова-Щедрина. if В Краматорске создается ~ новый микрорайон. Все здания его будут- собраны из крупных асбоцементных блоков. Микрорай он представляет собой целый комплекс жилых домов и цуль- турно-бытовых зданий. Площадь всего жилого фонда здесь сос тавит 173 тысячи квадратных метров. Р е д а к то р И. Б о нда р е нко . Тир. 2JJ3
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz