Ленинец. 1960 г. (с. Молотово-Октябрьское Липецкой обл.)
4 Л Е Н И Н Е Ц 9 октября 1966 г., №120 (2933) Уго ло к ю м о р а ж с а т я р м Москва. На Выставке достиже ний народного хозяйства СССР открыта выставка „Кукуруза—• культура больших возможностей". На ней представлена кукуруза, выращенная в 15 республиках страны. На снимке: посетители осмат ривают кукурузу, выращенную в Белорусской ССР. Сатирические миниатюры А. Чистякова ,Нрокодил“ ... ушел из района В ы к р ут и л с я — Ты с ло во да л до пе рво го чис ла . На ферме прив е с ти в по р ядо к в с е де ла . С те х nog, по чти два м е с яца пр о шло ... — Но я ж на з в а л не ме с яц, а чис ло ! Подписка началась С 1 о ктяб ря на ча ла с ь ' по д пис ка на пе рио диче с кие из да ния на 1961 го д. Жите ли райо на приним аю т в этом самое актив но е уча с тие . Раб о чие и с лужащие , ко лхо з ники выпи сыв аю т це нтральные га з е ты , о б ла с тные ,' райо нную , выписы в аю т журна лы . Жи те лц с е ла Октяб рьс ко е по дпис а лис ь па га з е ты « И з в е с ти я », «С е л ь с ка я ж и з н ь », «Пра в да »', «Со в е тс ка я Ро с с и я » й др угие ? С б о льшим удо в о ль с тв ием жите ли выпис ываю т жур на лы «Кр о ко дил», -«Кр е с ть янка »-. Мно го и с та ра те льно тр у дитс я с е йчас по чта ль о н райо н ной ко нто ры с в язи Душкина Елиз а в е та Трофим о вна. Она с тре м итс я, что б ы каждый тр у же ник с е ла, ка жда я семья б ыли о хв аче ны по дпис ко й. Однако в раб о те по распро с тране нию пе рио диче с ких из даний на 1961 го д е с ть мно го не до с та тко в . Не удо в ле тв о рите льно заним аю тс я этим на чальники о тде ле ний с е ла Сош ка и Дв уре чкп тт. Че рнышов II. В. п Па с тухо в А. И ., ко то рым и не распро с тране но еще ни по о дно м у э кзе м пл яру га зе т и журна ло в . Н. Ула но в. В новой парикмахерской . Один и,з про с то рных с в е т лы х зало в ко м б ината быто в о го о б с лужив ани я Октяб р ьс ко го ко м хо за Был о б о рудо ван на днях по д пар икм ахе рс кую . Удо б не е ра б о та ть в ней мас те рам и при ятно по б ыв ат ь в та ко й парикм ахе рс ко й по с е ти те лю . Зав е дующе м у ко мм унальным хо з яйс тв о м то в . По по в у Н. В. нужно уче с ть то ль ко то т фа к т, что в новый з а л нужно при о б ре тать и новое о б о рудо в а ние: хоро ше е зе ркало , новые с то лики, кре с ло , див ан для по с е тите ле й и т. д. И. Ива но в, посетитель. „Острая" речь — Ум на у Ермако ва го ло в а ! Ре чь про изне с он пы лкую и с тра с тную . Ос тры, ка к б ритв а, б ыли в не й с ло в а. — Да , б ритв а то ль ко э та ... б е зо пас ная. Уединенный уго ло к — Что в '* к луб те б я тяне т, н и к а к и е по йм у? — Да мне з а хо те ло с ь по б ыть о дно м у Н е п омнящий зл а С д р у з ь-я м и о ткро в е нничал Ко зло в : — Со гла с е н я, что пьянс тв о — э то з ло ! — Однако ты час те нько в «те пло м » виде ...- — Та к я же не зло пам яте н, по ймите ! Ко гда р а б о т н и к и рай кома комс ом о ла в ы пус ка ли о че ре дной номер с атириче с ко й га з е ты :«Кр о ко дил» иде т по р а йо ну», о ко ло в итрины о с та нав лив алис ь все , ко м у прихо дило с ь б ыть в райце нтре , с удо в о льс тв ие м чита ли, сме я лис ь и зде с ь же б ла го дарили те х, кто с та ра те льно тр удил с я на д в ыпус ко м э то й инте ре с но й, зло й, смешной га з е ты . Но то было го д на з а д. А потом «Кр о ко дил» все реже и реже с та л по яв лять с я в рай це нтре . Витрина — ме с то е го триб уны з а ча с тую пус то в а ла . — Где же «Кр о к о дил»? — с прашив али чита те ли. — Хо дит по р а йо ну,— о т в е чали др угие . Те пе рь «Кр о ко дпл» совсем пе р е с тал по яв лять с я в рай це нтре . — Где же «Кр о ко дил ? — с прашиваю т чита те ли. — Наве рно е , уше л нз райо на ,— о тв е чаю т др угие . — Жа ль . Оче нь жа ль . Во т ко мик был. М. П е тров. П ер со нал ь ны й молоковоз Не з а хо те ло с ь дире кто ру м ас ло зав о да Вас илию Пе тро в ичу Але хину хо дить пешком . И о н пр иним ае т тве рдо е ре ше ние : к упить но вый м о то цикл. Отда е т приказ б ухга лте р у вы де лить не о б хо дим ую с ум м у де не г. Через не ко то ро е время по яв илс я но в е нький «К-7 5 0 ». Не с ко лько дне й по дряд об ка ты в а л е го Ва с илий Пе тр о вич. Но в ско ре на до е л е м у мо то цикл. Не с о лидно , мо л, на нем ка та ть с я. И да е т А л е х ин прика з шо фе р у Ти хо н ур е ль с к и х. — Буде шь в о зить ме ня на о о о о о о о о о о * Запорожская область. Па те ррито рии ко лхо з а «Запо в ит Ле нина » Вас илье в с ко го райо на с тр о итс я по с е ло к го ро дс ко го типа . Зде с ь б уд ут в озв е де ны 400 домо в, шко ла -инте р на т, кино те а тр , де тс кие яс ли и б о льница . На е ним ке : новые до ма. В предд вер ии п олета человек а в кос м ос Полет. Человеку в космос!' Еще совсем 'недавно “ мысль об. этом казалась несбыточной мечтой. Но недаром поется в одной из попу лярных: советских песен:.. „Мы рождены,- чтоб- сказку сделать б Ы Л ЬЮ ...- *: Мене:еАрех лет прошло е тех пор, как; мир облетела волну ющая весть об успешном запуске первого советского искусственно го спутнйка Земли. За первым спутником последовали второй, третий. Затем в небо одна за дру гой устремились три космические ракеты, А когда ,с борта Совет ской космической* ракеты впер вые в истории науки были полу чены фотографии .невидимой сто роны Луны, то даже самые зако ренелые скептики и недоброже латели Советского' Союза вынуж дены были признать, что в. освое нии космоса СССР занимает ве дущее положение в мире. Советские ученые и конструк торы успешно разрешили целый ряд трудных научно-технических проблем;: преодоление земного притяжейия, вывод ракет и спут ников точно на заданную ор биту и движение их с опреде ленной скоростью, осуществление надежной радиосвязи, создание ракетного горючего и сверхпроч ных ту г-ртт ла в ки х материалов, сложнейших приборов и автоматов и т. д. Все это позволило присту пить к разработке и реализации еще более сложной проблемы — создания „систем, обеспечива ющих жизнедеятельность человека в космосе, а также безопасность его полета и возвращение на Зем лю". Запуск в мае этого года кос мического корабля-спутника озна меновал начало нового этапа в освоении космоса. Устройство и оснащение корабля предусматри вало все необходимое для буду щего, космического полета чело века, а полученная ценнейшая научная информация позволила подготовить второй полет косми ческого корабля с живыми суще ствами. 19 и 20 августа 1960 года на всегда войдут в историю как дни первого путешествия космическо го корабля с животными по марш руту-Земля—космос—Земля. На его борту находились собаки Стрелка и Белка, несколько крыс, мышей, мушек-дрозофил, расте ния, живые клетки. Пробыв око ло суток на высоте примерно 320 километров, все они благополуч но вернулись на Землю и прек расно себя чувствуют. То, что первыми космонавтами стали жи вотные, вполне естественно и за кономерно: рисковать человече ской жизнью нельзя. Полет второго космического корабля проходил почти по кру говой орбите на высоте 320 ки лометров. За сутки он совершил почти 18 полных оборотов во круг Земли. По команде с Земли корабль-спутник начал снижать ся. И когда он стал входить в плотные слои атмосферы, кабина с животными была отделена от корпуса корабля и приземлилась самостоятельно. Приземление бы ло сделано в заранее заданном районе с ничтожным отклонением от цели —всего на 10 километ ров. Такая точность приземления даже в наше время, в век авто матики и телемеханики, всеми признана изумительной. А ведь чем точнее приземление, тем большая гарантия посадки кораб ля на будущий „космодром" и благополучного возвращения кос монавтов на Землю. Но посадка корабля в опреде ленном месте —это еще не все. Нужно, чтобы люди вынесли те большие нагрузки, которые с неизбежностью испытывает вся кий живой организм при резких ускорениях. А такие ускорения обязательны как при взлете, так и при торможении космического корабля. Многочисленные лабо раторные эксперименты позволи ли установить, каковы те уско рения, которые еще может вы нести организм высокоорганизо ванного животного, например со баки. Исходя из этих данных и были рассчитаны условия тормо жения корабля. Эти расчеты чрезвычайно сложны. Не удиви тельно, что физиологи изрядно волновались: „Все лиучтено? Вы держат ли Белка и Стрелка столь сильную нагрузку?" Теперь все знают, что животные вернулись живыми и здоровыми. Значит, расчеты были сделаны правильно. При торможении надо было также учесть колоссальный ра зогрев, который испытывает кос мический корабль при вхождении в плотные слои земной атмосфе ры. Специальная теплоизоляция надежно защитила первых космо навтов от теплового удара. Сле довательно, и эта трудная задача решена успешно. Постановка космиче:кого экс перимента с собаками имеет осо бую ценность для подготовки по лета человека в космос. Каждое их движение, каждый их вдох и выдох находились под непрерыв ным наблюдением специалистов. С помощью специальных прибо ров, размещенных на теле собак, контролировались температура, ритм сердечной деятельности, ды хание, и все эти данные переда вались на Землю. Одновременно другие приборы регистрировали все изменения „микроклимата" внутри кабины: температуру, дав ление, влажность. Впервые была осуществлена телепередача из космоса, что позволило наблюдать на экране телевизора поведение животных в условиях космическо го полета. Перед нашими физиологами стоит задача —обеспечить нор мальную жизнедеятельность че ловеческого организма в услови ях невесомости. Кое-что для это го уже сделано. На борту кораб ля-спутника, например, собаки по лучали пищу и воду в виде спе циальной легко усваиваемой сме си, которую можно заглатывать без труда. Нет сомнения, что проблема „преодоления" невесо мости, так же как и задача более рационального обеспечения лю дей в космосе воздухом, будет успешно решена. Известно, что химические вещества, выделя ющие кислород и поглощающие углекислоту и другие газы, зани Н £ ~ п е : шэт Ч 1 1? з а в тра к, обед и уж и н .'Не з а быв ай про это . С те х пор по с лушный шофер с та л не с ко лько раз в де нь о тв о зить и прив о зить Але хина . А час то пр о ис хо дят та кие с лу чаи. Вм е с те с собой в ка б ину шофер с ажа е т не то ль ко ди ре кто ра , но и зав хо за м ас ло зав о да То нких. Не давно за наруше ние прав ил м ашину о с тано в ила м илиция. Ко не чно , дире кто р Але хин с ра з у же заб е с по ко илс я. Д а '- ка к же : ему пешком и ша г\ не хо че тс я с тупить . С. Ал е кс ее в. 9 : 0; Ш С ХкЧ И КС \Ч! о п ЭЕ . 1 Л ‘ 8&д : я< г v; ж: ;г м и мают определенное место в каби не и увеличивают ее вес, тогда как дополнительная нагрузка осс бенно вусловиях длительного кос»— мического полета нежелательна. Большой интерес для науки представляют изучение и измере ние мощности космических лучей, ультрафиолетового и рентгенов ского излучения солнца, а также воздействия этих излучений на живые организмы и различные микробы. Вся программа исследо ваний ставит исключительно мир ные научные цели, проводится в интересах всего человечества. Корабль-спутник—это поистине целая космическая лаборатория. Если учесть, что для научной аппаратуры, радиопередатчиков и телевизионной системы требова лись источники питания, то станет понятным, почему наш космиче ский корабль весит свыше четы рех с половиной тонн. Выполнив научную программу, космический корабль благополуч но вернулся на Землю. Получен ные материалы обрабатываются и изучаются, все животные и живые организмы находятся под наблю дением. Прежде чем человек поле тит в космос, должна быть пол ная гарантия безопасности такого полета и возвращения людей на Землю. Выдающийся научный подвиг советских людей открывает новую эру в освоении космоса. Теперь уже осталось недолго ждать, ког да в его просторы устремится но вый межпланетный корабль с че ловеком на борту. И. Щербина-Самойлова. Кандидат физико-математиче ских наук. !Ш .U & U Т! Hi <з; с 4 н шея £ ' Зам. редактора М. Зайцев. Зак. № 345 с, Октябрьско е, типография газ е ты „Л енине ц" Тир, 2200
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz