Ленинец. 1960 г. (с. Молотово-Октябрьское Липецкой обл.)

Ленинец. 1960 г. (с. Молотово-Октябрьское Липецкой обл.)

О ч е р к Счастье учительницы ЭТО было в 1938 го ду. Еле ­ на Ив ано вна в ошла в кла с с и с е ла за учите ль с кий с то л. Де ­ с я тк и лю б о пытных де тс к их гла з пе рв о кла с с нико в с м о тре ­ ли на не е . Она в о лно в ала с ь: то ли о тто го , что е й до в е ри­ ли о че нь мно го е— в о с пита ние м о ло до го по ко ле ния, то ли о т­ то го , что с э то го дня она на ­ чина е т сам о с т о я т е л ь н у ю жиз нь . — С е г о д н я , м о и ю н ы е др уз ь я ,— с ка з а ла Еле на Ив а­ но в на, — вы пе р е с тупили по ­ ро г шко лы . Пере д вами о ткры ­ в а е тс я мир б о льших знаний. Учите с ь хо рошо , б удь те с та р а ­ те ль ным и... За та ив до ха ние , в ним а те льно с луш а л! ее уче ­ ники. — Во т та к я нача ла свой пе рвый ур о к ,— в с поминае т Е.И. До лже нко .— По па лс я о дин ша ­ лун , мно го было с ним хло ­ по т: и до по лните льные з а да ­ ния да в а ла , и с ро дите лям и б е с е до в ала . Не по м о гало . По ­ де йс тв о в а л ко лле ктив . Вс ко ­ ре ш а лун с та л примерным уче ­ нико м . По ра б о тала дв а го да . На ­ ча ла с ь Ве лика я Оте че с тв е н­ на я в о йна. Еле на Ив ано вна пр о до лжа ла учите ль с тв о в а ть . Пр идут, б ыв ало , жи те ли с е ­ ла к Еле не Ивано вне и с пра­ шив аю т: — Что но в о го на фро нта х? Еле на Ив ано в на подро б но ра с с ка зыв ала , о на утв е р жда ­ ла , что н а с тупи т с ча с тлив ый де нь — де нь По б е ды. И э то т де нь н а с туа и л: с о в е тс кие в о йс ка о де ржа ли по б е ду. РАССЕЯЛИСЬ тучи над не ­ бом, з а гло хли в зрывы бомб. По те кла с в о им чередом мир­ на я жиз нь . Во с с та на в лив а лис ь го р о да и с е ла , с м е та лис ь с ле ­ ды р а з р ухи. Вме с те с о всем народом Еле на Ив ано в на тр у­ дила с ь , не жа ле я с ил. Она прив ив ала де тям лю б о в ь к Ро ­ дине , да в а ла им з нания. В 1944 го д у то в . До лже н­ ко прие ха ла ра б о та ть в Ок­ тяб р ь с кую с ре днюю ш ко лу. Зде с ь по ее инициатив е о тв е ли пло щ а дь д ля о пытно го уча с т­ ка , б ыл с о здан к р ужо к ю нна­ то в . Мальчики и де в о чки на ­ ча ли выращив ать различные к уль тур ы , з а ло жили с а д. ВОЗЛЕ шко лы Еле на Ив а­ но вна с во ими рукам и по с а ди­ ла де ре в о : пус ть , м о л,р а с те т, б уде т напо м ина ть о моем при­ е з де . Те пе рь— э то б о льшо е де ­ рево, в разные с то ро ны раз­ б ро савшее с в о и в е тв и. — См о трю на не го ,— го в о ­ рит учите ль ница ,— и пр е дс та в ­ ляю : с идя т уче ники, их по ч­ ти не в идно из -з а па р т. А с е йчас о ни в зро с лые , в о зм у­ жа лы е , тр удя тс я в ра з личных уго лк а х наше й с траны . Прис ла л не дав но пис ьмо из Кур с ко й о б ла с ти Ив ан Ха р ла ­ мов. Он— инже не р, зако нчил с е ль с ко хо з яйс тв е нный инс ти­ ту т. «До р о га я Еле на Ив ано в ­ н а !— пише т Ив а н.— Огромно е вам с пас иб о за в с е : и за то , что вы да ли мне много з на ­ ний, и за то , что вы по м о гли мне в е рнуть с я в ш ко лу, с та ть на прав ильный путь . Замеча-1 ки. Нрав итс я им в ыв о дить но- те льный вы че ло в е к, Еле на Ив ано в на. Же лаю вам с амых на илучших ус пе хо в в жиз ни и р а б о те ». Это пис ьм о — на гр а да за кро по тлив ый, б ла го ро дный тр уд , ра до с ть для учите ль ни ­ цы, о тдаю ще й все с илы , з на ­ ния в о с питанию де те й. Пр о чита ла о на пис ьм о и в с по м нила, ка к Ваня Ха р ла ­ мов, в ихра с тый, с живым и гла ­ зам и, с иде л на по с ле дне й пар­ те . На пе ре ме нах б о льше в с е х шум е л, а на ур о ка х то де ­ в ичку з а ко с ичку де рне т, то к ля к с у в те тр а ди по с а дит,а о б ъяс не ния учите ля и с лу­ ша ть не хо те л. В клас с но м журна ле про тив е го фам илии с та ли по яв лять с я дв о йки. Однажды на по с ле дне м ур о ­ ке Еле на Ив ано в на по до шла к парте Вани и с ка з а ла : — По с ле зв о нка о с тане шьс я. Он кив нул го ло в о й. Но как то ль ко з а ко нчилис ь з а нятия, Ив ан с хв а тил с ум к у и уб е ­ жа л. А на др уго й де нь с о в ­ сем не яв илс я в ш к о лу. Учи ­ те ль ница ре шила по б е с е до ­ в а ть с ро дите лям и. — Разв е Ваня в шко ле не б ыл? — удив ила с Н м а ть .— Ка ж ­ до е утр о он б е ре т книжки и ухо ди т. — А куда ? — Не знаю . ...Скр ипнула дв е рь, и на по ­ ро ге по ка з а лс я Ваня. Он бро­ с ил по р тфе ль на с то л и на ­ пра в илс я к в ы хо ду. — Ве рнис ь,— с тр о го по тр е ­ б о в ала м а ть. — Учить с я не хо ч у,— о тре ­ з а л Ив а н.— В ш ко лу б о льше — не по йду, нико гда не по йду. — Зам о лчи,— в о лнуяс ь , крик­ нула м а ть. — Не на до ,— ус по ко ила ее Еле на Ив ано в на .— Вс е б уде т хо рошо , и, о б ращаяс ь к Ив а­ н у, тихим , с по ко йным го ло с о м про изне с ла : — За в тра , Ва ня ,в е с ь кла с с на э кс курс ию с о б ирае тс я, — немно го пом о лчав , Еле на Ив а­ новна до б а в ила : — А ре б ята про те б я с прашив али, дум а ли, что ты з а б о ле л,б е с по ко илис ь . Ваня с то я л, низко о пус тив го ло в у, б о яс ь по днять ее . Учи ­ те льница ла с ко в о по ло жила на пле чо ему р ук у. — На э кс кур с ию б е з те б я не по йдем . — Изв ините , — в с хлипыв а я, пр о тянул Ва ня .— Я пе ре с тану б а ло в а ть с я. Че с тно е пио не р­ с ко е ис прав лю с ь. — Хо рошо , я те б е верю. Та к Ва ня Харлам о в с но ва с е л за па р ту. Никто не уп ­ р е кнул е го за с о ве рше нный по ­ с тупо к . Он с та л с та р а ть с я . А в е дь м о гло с лучи ть с я и ина ­ че. Ес ли бы в с удь б у м а ль­ чика не в м е шала с ь Еле на Ив а ­ но вна, то он не в е рнулс я бы в ш к о лу. — Та к и х примеров м но го ,— ра с с ка зы в а е т Е. И! До лже н­ к о .— Прихо дитс я с та лкив а ть с я с разными характе рам и де те й. Ошиб ки в нашем де ле не до пу­ с тим ы . ДОБРОСОВЕСТНАЯ учите ль ­ ница с т р е м и т с я прив ить шко льникам лю б о в ь к тр уд у с ранне го в о з р а с та . На о пытном уча с тк е час ам и уха жив а ю т за ра с те ниям и м альчики и де в о ч- вые с о рта ра з личных к уль ­ тур . И не с луча йно мно гие бывшие уче ники Е. И. До л­ же нко изб рали профе с с ию а г­ ро нома. Ва ля Кре то в а с е йчас раб о тае т агро номом в Алта й ­ с ко м крае . Не ре дко Еле на Ив ано в на по луча е т о т нее пис ьм а. «Ро дна я Еле на Ив ано в на!— напис ано крас ивым разб о рчи­ вым по че рко м .— Я о че нь ча с ­ то в с поминаю о в ас . Одна ж ­ ды вы мне по с та в или дв о йку и о с та в или по с ле уро ко в . По то м я не по луча ла пло хих о тм е ­ то к ». Лида Кре то в а— инже не р по с е льс ко хо зяйс тв е нным маши­ нам пис а ла : «На хо жус ь в Кус та на йс ко й о б ла с ти. Про ­ фе с с ия о че нь нра в итс я. Вс е г­ да с ре ди лю де й, особ енно радо с тно , ко гда о казыв аешь им по м о щь... Буде те в наших м е с та х— з а хо дите в го с ти ». Бе лые , го луб ы е , с иние , зе ­ ле ные ко нв е рты. Пис ьм а ... Ско лько в них б ла го дарно е : те й, ув аже ния к че ло в е ку— б лиз ко м у и ро дно м у, тре б о в а­ те льно м у и до б ром у. Бе с е дую с Еле но й Ив ано в ­ но й, смотрю на нее и дум аю : б о льшо е э то с ча с тье — прино ­ с ить удо в ле тв о ре ние для лю ­ де й, в о с питы в а ть де те й тр у ­ до лю б ивыми, с та ра те льным и. * * С КЕМ бы не по го в о рил в шко ле , в райо не— в се хорошо о тзы в аю тс я о пре по да в а те ле б ио ло гии Е. И. До лже нко . — Ум е ло о на в ^де т ур о ки,— го в о рит зав . райо но то в . Па р ­ шин.— Мате риалы о б ъяс няе т про с то , до хо дчив о , руко в о дит кружко м ю ннато в . — Еле на Ив ановна з а ко нчи­ ла зао чно е о тде ле ние Во ро ­ не жс ко го пе да го гиче с ко го ин­ с ти тута ,— до б а в ляе т дире кто р шко лы то в . Ха р ла м о в .— Она до б ила с ь с то про це нтно й ус пе ­ в ае м о с ти, на гражде на знаком «Отличник наро дно го про с в е ­ щ е ния ». Ско ро начне тс я уче б ный го д. Ожив ут с те ны кла с с о в . Займ е т с в о е ме с то за учи ­ те льс ким с то ло м Еле на Ив а ­ новна До лже нко . По же лае м ей но вых ус пе хо в ! В. Соколов. О н а ш и х л ю д я х Старейший механизатор Ко гда речь з ашла о с та р е й­ ших м е ханиз а то ра х, в се , при­ нимавшие уча с тие в б е с е де , заго в о рили о тр а кто рис те Але к ­ с андре Пе тро виче Дырдине . И э то не с луча йно . До лго ле т­ ней, че с тно й и до б ро с о в е с тно й раб о то й он з а с лужил ув а же ­ ние с в о их то в арище й. Много ле т прошло с те х пор, ко гда Але кс а ндр Пе тро вич впервые с е л за р уль тра кто ра . Мало с ильные б ыли, дале кие до с о в е рше нс тв а тра кто ры , да и те х было не мно го . Но шло время. Ро с ла и кре п­ ла Со в е тс кая с трана , а вме сте с не й кре пли и разв ив алис ь ко лле ктив ные хо з яйс тв а . В первые дни, ко гда Але к ­ с андр Пе тро в ич нача л раб о ­ та ть , было тр удно , та к ка к не име л не о б хо димых знаний о м ашинах. Но он с ум е л их при­ о б ре с ти. Из уча я те хник у и с та ра те льно ра б о тая, о н вырос до о пытно го м е ханиза то ра . Те пе рь Але кс а ндр Пе тро в ич — пе рв о клас с ный тр а кто р ис т, хо рошо знающий те хник у. На своем тракто ре он с ранне го утр а и до по здне й ночи раб о ­ та е т в по ле , с пра в ляяс ь с лю ­ бым задание м . Во т уже на про­ тяже нии с е м на дца ти ле т че с т­ но и до б ро с о в е с тно тр удитс я на по лях с о в хо з а «Со ш кин- с к и й ». Знание де ла , с тро го е с о б лю де ние в с е х прав ил ухо ­ да по зв о ляю т ему значи­ те льно в ыпо лнять и пе ревы­ по лнять нормы в ыраб о тки. Про с то й, с кромный тр уже ник в с па ха л мно го ты с яч ге ктаро в , пр о культив ир о в а л, по с е ял. Для не го о бще с тв е нно е де ло — превыше в с е го . Он все с илы , в ес ь сво й б о льшо й о пыт и ум е ­ ние в кла ды в а е т в о бще наро д­ ную б о рьб у за до сро чно е в ы ­ по лне ние з а дач, по с та в ле нных в е лико й с е м иле тко й. В. Толчеев, бригадир тракторной бригады. Для слушателей и пропагандистов Немно гим б о ле е ме с яца о с ­ та ло с ь до нача ла уче б но го го да в с е ти партийно го и ко м ­ с о м о льс ко го про с в еще ния. В книжный м а га зин райпо тре б ­ с ою за по с тупа ю т новые уче б ­ ники для с луш а те ле й р а з лич­ ных кр ужко в и с ам о с то яте ль ­ но из учаю щих м а ркс ис тс ко - ле нинс кую .теорию . На дня х по с тупило в про ­ д а ж у новое це нно е уче б но е по с об ие по фило с о фии „Диа­ лектический материа­ лизм" по д ре дакцие й про фе с ­ соров А. Д. Макаро в а, А. В. Во с трико в а и до це нта Е. Н. Че с но ко в а. Пре дла га е м ая вниманию чи­ та те ле й книга пр е дс та в ляе т с об ой ра з ра б о тку кур с а ле к ­ ций по диа ле ктиче с ко м у м ате ­ риализм у, про читанных в Выс ­ шей партийно й шко ле при ЦК КПСС. Она пре дназначе на в каче с тв е уче б но го по с об ия для с луш а те ле й Выс ших пар тийны х шко л, па р тийны х и с о в е тс ких ра б о тнико в , з а ни­ м ающихс я с амо об разо ванием или учащихс я зао чно , для про па гандис то в с е ти па ртий ао го про с в еще ния, а та кже для в с е х инте р е с ую щихс я диа ле ктиче с ким мате риализм ом , ка к по длинно научно й те о рие й* по знания мира и е го ре в о лю ­ цио нно го пре о б разо в ания. Ра б о та я над данно й книго й, ав то ры с тр е м илис ь и з ла га ть о сно вные по ло же ния диа ле к ти ­ че с ко го м а те риализм а с уче ­ том до с тиже ний с овреме нно й на уки и пр а ктики с тр о ите ль ­ с тв а с о циализм а и ко м м униз­ ма. Др и о с в еще нии о с но вных про блем диа ле ктиче с ко го ма­ те риализм а да е тс я критика с овреме нно й б уржуа з но й фи­ ло с о фии и ре в изио низм а. Книга по дго то в ле на а в то р­ с ким ко лле ктив о м кафе дры диа ле ктиче с ко го и ис то риче ­ с ко го м а те риализм а Высше й партийно й шко лы при ЦК КПСС. Же лаю щие прио б ре с ти э то це нное по с о б ие по фило с о фии м о гут о б ращатьс я в к н и ж н ы й м агазин райс ою за. И. Ряжских, продавец. Зам. редактора М. Зайцев. Зак. № 292 Восточно-Казах­ станская область. Строители Бухтар- МИНСКОЙ--ГЭС, до­ срочно пустившие первый агрегат, на­ ращивают темпы. Они р е ш и л и в этом году пустить четыре агрегата, вместо двух, пре­ дусмотренных пла­ ном. На снимке: сбор­ ка трансформато­ ра. О б ъ я в ле н и я Со в хо з «Октяб р ь с кий» про изв о дит обмен в зро с лых уто к на кур . Ус ло в ия обме­ на : три в зро с лых курицы с о в хо з о б ме нив ае т на дв е утк и и дв е курицы м о ло д­ няка за о дну утк у. Обмен про изв о дитс я в первом о тде ле нии. * # ❖ Со в хо з «Ок тя б р ь с кий» про изв о дит но купку коров у раб о чих, с лужа щ их и к о л­ хо знико в по го с уда р с тв е н­ ной за купо чно й цене. • Об ращатьс я к гла в но м у з о о те хнику с о в хо за. Дирекция. с. Октябрьское, типография газеты „Ленинец* Тир. 2200

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz