Ленинец. 1960 г. (с. Молотово-Октябрьское Липецкой обл.)

Ленинец. 1960 г. (с. Молотово-Октябрьское Липецкой обл.)

3 Л Е Н Е Н J5 П •5 мая 1 060 г .. А° 56 (2 S7 1 ) Т р и б у н а п е р е д о в о г о о п ыт а W / Ч е т в е р т ь в е к а з а ш т у р в а л о м : Рассказ комбайнера сов х оза „Окт ябр ь ский” Лео но ва Ива н а Фе доровича. _ Де каб рьс кий Пле нум ЦК КПСС, принявший реше ние о дальне йше м ра зв итии с е ль с ко ­ го хо з яйс тв а , с чита е т, что для ус пе шно го выпо лне ния задач, по с та в ле нных XXI с ъе здо м па ртии, пре жде в с е го нео б ­ хо дим о ус илить темпы о с на ­ ще ния ко лхо з о в и с о в хо зо в нов ой те хнико й, с о кр а тить с ро ки про в е де ния с е ль с ко хо ­ зяйс тв е нных раб о т, до б итьс я но в о го ро с та пр о изв о дите льно ­ с ти тр уда и с ниже ния с е б е ­ с то им о с ти пр о дукции. Решающая ро ль в этом в аж­ ном де ле прина дле жит нам, комб айнерам и тра кто рис там , о т ко то рых в значите льно й с те пе ни зав ис ит с воевремен­ ное прове де ние уб о рки уро ­ жа я. Комб айн — о с но вная уб о ро ч­ ная машина и о т ум е ния ра­ б о ты на э то й с ло жно й маши­ не во многом зав ис ит ка че с т­ во уб о рки уро жа я и нам о ло т зерна с ге кта р а убираемо й пло щади. Это мне по дс ка зыв а ­ е т мой по чти что че тв е рть ве­ ко в о й о пыт практиче с ко й ра­ б о ты на ко мб айнах разных маро к в ра з личны х клим а ти­ че с ких и по го дных ус ло в иях. Сбывш аяся мечта В ранне й ю но с ти, ко гда я впервые ус лыш а л о комб айне , о машине , ко то рая с ама ко ­ с ит, м о ло тит и с о р тируе т зе р­ но, зам е няя с о тни че ло в е че ­ с ких р ук, в душе моей в о з­ никло с тр а с тно е же ла ние во чтобы то ни с та ло на учить с я упр а в лять э то й с ло жно й ма­ шино й с те м , чтобы о б ле гча ть трудо е м кие раб о ты о дно с е ль­ чан в с тра дную по ру уб о рки уро жа я. И в о т, ко гда мне ис по лни­ ло с ь 21 го д, ме ня приняли на ра б о ту прице пщиком в с о в хо ­ зе, где я пр о яв лял особое с тарание и с тре м ле ние прио б ­ щить с я к те хнике . Это не прошло даром , я по лю б ил те х­ нику. В с в о б о дные м инуты о т раб о ты рас с прашив ал тр а к­ то рис то в об ус тр о йс тв е тра к­ торо в и с е льс ко хо з яйс тв е нных машин. А зате м , по с ле ше с ти­ м е с ячных курс о в тра кто рис то в , мне впервые до в е рили тра к­ то р для с ам о с то яте льно й ра ­ б о ты на нем. Сравнив ая с овреме нную те х­ ник у с то й, ко то рая б ыла в те го ды , не в о льно удив ляе шь ­ с я тем громадным переменам, ко то рые про изошли в м е хани­ зации с е ль с ко го хо з яйс тв а . Ра б о тая тр а к то р ис то м ,я по ­ с та в ил пе ред с об ой це ль во что бы то ни с та ло о в ла де ть профес сие й комб айнера. Мое же лание ис по лнило с ь— в 1934 го ду я б ыл по с лан на курс ы комб айне ро в — м е ханико в , к о ­ торые о ко нчил через го д. И уже по о ко нчании э тих к ур ­ с ов с та л ра б о та ть в до лжно ­ с ти пом ощника б ригадира тракто рно й б ригады. О днако э та раб о та меня мало удо в ­ ле тв о р яла . Всем с уще с тв о м с во им я рв алс я к ко м б айну, к ш тур в а лу, к ка пита нс ко м у мо­ с ти к у «с те пно го ко ра б ля». И в о т, начина я с ур о жа й­ но го 1937 го да ,б е с с м е нно ра­ б о таю комб айнером, с ко с ив за э ти го ды де с ятки тыс яч ге к ­ таро в хле б о в , нам о ло тив ни ты с яч то нн зе рна. шШШж в е дущие , к б о льшим по терям зе рна. Нам атыв ание с о ломы и с о р­ няко в на по ле в о й в а лик б о ль­ шо го по ло тна много причиняе т не приятно с те й — по ло тно пе ре ­ кашив а е тс я, про б укс о выв ае т, пла нки ча с то ло м аю тс я. Ка ж ­ да я та ка я о с тано в ка о тним ае т много времени, в хо де ко то ­ рой прихо дитс я о с в о б о ждать по ло тно и с ре за ть с о ло м у с в алико в . О пыт по дс ка зыв а е т причи­ ны нам атыв ания мас сы, к о то ­ рая, по па да я в ще ль по д в е рх- Опыт подсказывает Кажды й из нас , комб айне ­ ров, зна е т, что при уб о рке ние и нижние в е тв и по ло т- хле б о в , о соб енно при прям о м !на , нам а тыв ае тс я на йе го . комб айниро вании, впе рв ые дни Что б ы ликв идир о в а ть э то , я раб о ты час то в с тре чаю тс я о т-1 з а крыл ще ль проре зиновым де льные характе рные не по ла д -1 ремнем ширино й примерно в ки и не ис прав но с ти, с нижаю - 6 0 миллим е тро в , прикле па л е го к в е рхне му напра в ляюще ­ му уго ль н и к у, что и ликв иди­ руе т назо йлив ый де фе кт. в се й ее ширине с в нутре нне й с то ро ны. Та ким образом, до ­ б ив аю с ь ус тране ния заб ив а­ ния и по ло м ки транс по рте ра жа тк и и приемно й камеры, что по зв о ляе т выс о ко про изв о ­ дите льно ис по льз о в а ть комб ай­ но вый а гр е га т на уб о рке и до б ив а тьс я выс о ко го каче с тв а. В це ля х пре дупре жде ния по ­ те рь зе рна и ко ло с ье в из при­ емной каме ры к ее нижне м у уго ль ник у по д хо б о тко м при­ кре пляю про ре зцно вый ре ­ мень ширино й 5 0— 60 м илли­ метро в . А при уб о рке хле б о в с б о льшо й с о ло м ис то й масс ой с ерьезно е внимание обращаю на р е гулир о в ку м о ло тильно го а ппа ра та— ра з­ ряжаю штифты е о т- Мой рабочий день Уб о рка в прошлом го д у на -[в ы с о ко й чала с ь во в то ро й поло вине ию ля. В по лях, пре дназначе н­ ных для уб о рки разде льным спо со б ом, заб лаго в рем е нно бы­ ли про де ланы про ко сы, ла ­ фе тные жа тки выс о ко про из­ в о дите льно по в е ли ра б о ту на с в а л— с начала о зимых, а з а ­ тем и яро вых к уль тур . Бо ль ­ шее врем я минувше го го да мне пришло с ь ра б о та ть на по дб о р­ ке . Раб о чий де нь я начинал в 4— 5 час о в утр а . Пре жде чем пр ис тупить к раб о те тща те льно про в ерял уз лы , нх кре пле ние , р е гули­ ро в ку. Одно временно с этим штур в а льный про в о дил с м а зку и вме сте с уче тчико м заправ ­ ля л комб айн горючим и в о до й. По с ле то го к а к комб айн го ­ то в начинали по дб о рку. В пе рвые дни ра б о та ть при­ хо дило с ь на по ниже нных с ко ­ р о с тях, ибо мас с а еще не ­ до с та то чно про с о хла , зерно не вым о лачив ало с ь ц то ль ко через 2 дня да в а ли по лную на гр уз ­ к у ко м б айну. В 13 час о в я о с та на в лив а л комб айн, про в е рял р е гулир о в ­ к у уз ло в , с м а з ку с ко ль з ящих по дшипнико в , с о с то яние мо то ­ ра, про в о дил з апра в ку в о до й. Вто рую про в е рку про в о дил в 19 ччасов вечера и ра б о тал при мерно до 11 час ов. I c e это по зв о лило добиться про изв о дите льно с ти а гр е га та , та к к а к комбайн ра б о тал б е зо тказно . Ко не чно , б ыли и по лом ки, но мне их, б ла го даря хо роше м у те хниче с ко м у о б с лужив анию , прихо дило с ь быс тро ус тр а нять . Выраб о тка на по дб о рке до ­ хо дила до 35 га при норме 12- га . Комб айн -о б с лужив а ли 2 ав то м ашины на о тв о зе зерна. Комбайнер до лже н хорошо в ла де ть всеми марками ком­ б айнов, и я по с ле зав е рше ния уб о рки зе рно вых пе реше л на комб айн «СК -2 ,6 », уб ира л к у­ к ур уз у. Вс е го мною было уб ­ рано за с е зо н 1959 го да 461 га зерно вых и 225 га к ук у­ р узы на с ило с . Не с м о тр я1 на не б ла го приятную , з а с уш ли­ в ую по го ду, с ре дний нам о ло т зе рно вых с ге кта р а с о с та в ил б оле е 6 0 пудо в с ге кта р а . * ❖ Ф За время раб оты на ком­ б айне я не о дно кратно на гр а ж­ да лс я По че тными грам о тами п це нными по даркам и, был уча с тнико м Вс е с ою зно й вы­ с та в ки До с тиже ний наро дно го хо з яйс тв а СССР. Ко мб айн, закре пле нный за мной, в нас то яще е время на ­ хо дитс я в хо рошем те хниче ском с о с то янии, по лно с тью то ­ щие пр о изв о дите льно с ть тр уда , Судьба урожая в наших руках За го ды с во е й раб о ты меня в с е гда не по кида ла о дна меч­ та — ка к можно лучше в ыпо л­ ня ть с во и о б язанно с ти перед лицо м о дно с е льчан, пе ре д ли ­ цом го с уда р с тв а , иб о я знани­ я м при уб о рке ур о жа я ё го с удьб а на хо дитс я в р ука х комб айне ра. Это напо лняе т душ у особ ой го рдо с тью , в ли­ в ае т но в ую эне ргию и с тре м ­ ле ние ра б о та ть б е зупре чно и до б ро с о в е с тно . Бо ль шу ю ча с ть времени я ра б о тал на прице пных ко м ­ б айнах марки «Ста лине ц-1 », Ко м м уна р »» Надо с ка з а ть , что э то хо рошие , о прав давшие с еб я и в свое время машины. На них, при прав ильно й ре­ гулир о в ке , я до б ив алс я выс о ­ ко й пр о из в о дите льно с ти и о т­ лично го каче с тв а уб о рки. На ­ пример, ра б о тая по с ле войны на разб итом комб айне ус та ­ ревшей марки «Ко м м уна р », я уб рал за с е зо н 75 0 ге ктаро в зе рно вых, а в с ле дующе м 1947 го ду на комб айне «Ста ли ­ не ц-1 » мною было уб рано 11 00 ге ктаро в . Уб о рку зе рно вых к уль тур в с о в хо зе мы, ка к прав ило , про ­ водим по то чным ме тодом. В сво ей пр а ктике раб о ты я до б ив алс я ис по льзо в ания ком­ б айнов на по лную мощно с ть за с че т хо роше го знания ма­ шины, из уче ния ее о с о б е нно ­ с те й, а та кже с во е об разия уб ираемо й к уль тур ы . Гла в но е внимание в раб оте я уд е ля л на с о хране ние к а ж ­ до й м инуты раб о че го времени, на с б е реже ние каждо го зерна и ис клю че ние ка ких-либ о в о з­ мо жно с те й по те ри хле б о в на уб о рке . Все э то по зв о ляло до ­ б ив а тьс я в ыс о ких намо ло то в зе рна, что с по с о б с тв о в ало ро с­ ту эко но мики наше го хо з яй­ с тв а . Во т по чему профе с с ия ком­ б айнера с чита е тс я по че тно й и в В пе рио д уб о рки длинно с о ­ ло м ис тых хле б о в и в це лях пре­ дупр е жде ния пе ре б расыв ания мо товилом с те б ле й за ж а тк у наращив аю в е тров о й щит на 3 0— 35 с антим е тро в . Бы в а ю т с луча и, ко гда при­ емная камера з а б ив а е тс я рас ­ тите ль но й мас с о й даже и в пе рио д ра зде льно й уб о рки. Для э то го я ус та на в лив аю в приемной камере до по лните ль ­ ный щито к. Он на пра в ляе т всю хле б ную м а с с у на начало транс по рте ро в и пр е дупр е ж­ да е т по падания ее в переднюю ще ль и по д транс по рте р. Это про ис хо дит о с о б енно час то при подб оре и ко с о вице м е лко с о ­ ло м ис ты х хле б о в . ' Для ус тране ния э то го не ­ до с та тка из кро в е льно го же ­ ле за прикре пляю щито к на выс о те 4 0— 5 0 . с антим е тро в к пе редней с те нке камеры по тре тье й с е кции и де ки. Это ум е ньшае т дро б ле ние с оломы и о б ле гча е т ра б о ту мо ло ­ тилки, улучш а е т ус ло в ия с е ­ парации зе рна из крупно с о ло ­ мис то й мас сы на тра нс по р те ­ ре в о ро ха, с о ло м о трано по р'те - рах и о чис тка х. Вме с те с э тим .не м а лую ро ль играе т по дго то в ка уча с тка к уб о рке . Еще до вые зда в по ­ ле я изучаю ре льеф уча с тка , на ко то ром пр е дс то ит про в о ­ дить уб о р ку ур о жа я, до б и­ в аю с ь то го , что бы о б яз а те ль ­ но б ыли с де ланы про ко сы и т. д. Значите льно о б ле гча е т ра­ б о ту комб айне ро в, улучш а е т э кс плуа та цию машин но вый, ра зде льный с по с о б уб о рки ур о ­ жа я . Это т про гре с с ив ный "ме ­ то д по з в о ляе т про в о дить уб о р­ к у на 7 — 1 0 дн е й ран ьше , р а з гр ужа е т про изв о дс тв о уб о ­ ро чных раб о т и да е т в о зм о ж­ но с ть раньше пр и с тупить к в с пашке зяб и, зерно за время ле жа ния в р ядка х до зре в ае т и по с ле не б о льшо й о б раб о тки с та но в итс я приго дным как для то в арных, та к и д ля с е ме н­ ных це ле й без про с ушки на то ку. Лучше знать Те хника , ка к и жиз нь , не с то ит на одном ме с те , о на с каждым го до м изм е няе тс я и с о в е рше нс тв уе тс я, о б языв ая в свою о че ре дь по по лнять и со в е рше нс тв о в ать с во и знания каждо м у их нас . то в к уб о рке уро жа я в то ро го I о тв е тс тв е нно й профес с ие й г о д а сем ил етки , J сельском хо зяйс тв е . В Москве состоялось закрытие матча на первенство мира по шахматам между гроссмейстерами М. Ботвинником и М. Талем. , На'снимке: чемпион мира Ми­ хаил Таль. технику Ка з ало с ь бы, совсем не дав ­ но я ра б о тал на прице пных ко м б айнах ра зличных марок, и в о т в 1959 го д у меня пере ве ­ ли на но в ую наиб о ле е с овре ­ ме нную м ашину, на с ам о хо д­ ный комб айн «СК -3 ». На до с ка з а ть , что нам с о с воим помощником Не крас о вым Вла ­ димиром Фе до ро вичем нема­ ло пришло с ь пр ило жить ус и ­ лий к то м у, что б ы по -на с то я­ щему на учить с я р а б о та ть на нем. О днако тр удно с ти нас не и с пуга ли. 4 1 а помощь пришли книги, ко то рые по м о гли ра­ зо б ратьс я в принципа х раб о ­ ты э то й с ло жно й машины. По с ле с б о рки ко м б айна, по д­ го то в ки е го к уб о рке мы хо ­ рошо ус в о или е го р е гулир о в ку и управ ле ние . Комб айн «СК-3 » до в о льно с ов е рше нная мощная м ашина. Он не тре б уе т о б с лужив аю ще ­ го пе рс о нала и по э то м у по зв о ­ ля е т э ко но м ить раб о чую с и лу и эне ргию , до б ив а тьс я о тлич­ но го каче с тв а уб о ро чных ра­ б о т, эффе ктив не е ис по ль з о ­ в а ть свое* рабочее время.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz