Ленинское знамя. 1991 г. (г. Липецк)
б и б л и о т е к е I ‘ '/л, а | ' р _ ^ :1ш Ш & орм а 1ш <ш ны 1Г- ^ Б Ю Л Л Е Т Е Н Ь № 3 Л и п е ц к о г о о б л а с т н о г о шт а б а по з а щ и т е К о н с т и т у ц и и РСФСР В это непростое время потребность в информации особенно велика. Поэтому люди с интересом встретили первый выпуск «Информационного бюллетеня Липецкого областного штаба по защите Конституции РСФСР». С этим изданием знакомят ся монтеры пути из управления «Дорстрой-2» А. А. Татарен ко и Н. И. Абрамов, На другом снимке: несмотря на все тре воги последних дней, крестьяне продолжают трудиться-^ведь впереди зима. На полях хлевенского хозяйства «Степной» за канчивается уборка семенного клевеоа. Выступление М. С. ГОРБАЧЕВА навнеочередной сеси ВерховногоСоветаСССР уважаемые члены Верховного Совета! Прежде всего я поддерживаю принятое решение Верховным Сове- ' том о безотлагатель:т; :озыве вне очередного Съез.-'д народ, х депута тов СССР. Потому что и са, ' пробле ма, и все то, что мы пережг и за это время, за эти дни, и решещ 1 , кото рые надо принимать, — это, го сути дела, прерогатива съезда. Э о пер- Вношу на ваше рассмот ^ение предложение о приглашении н этот съезд депутатов Верховного Совета Россий ской Ф ед ер ац ии и пред ставителей парламентов из других республик. ' За оставшиеся дни до съезда я просил бы народных депутатов в своих комиссиях, комитетах да и во фракциях, и, конечна, на заседаниях палат, это уже ваш вопрос — всесто ронне обсудить и обдумать все то, что с нами п рои зош ло , почему это произошло и какие из этого должны быть извлечены уроки. Речь идет це о философствовании на эту тему , а конкретных п олитических и прак тически х дей ствиях и решениях, которые бы опирались на точный и бескомпромиссный анализ всего того, что мы пережили. Естественно, чтр воставшиеся до съезда дни мы с вами не будем сидеть сложа руки. Собственно говоря, мы уже действуем. Мы вошли в Верхов ный Совет с вопросом о доверии к Кабинету министров, который в эти дни не выполнил своей конституционной роли. А некоторые его члены оказались прямыми участниками переворота. Принят Указ о департизации армии, право охранительных органов и других го сударственных служб. Смещены с постов главные из тех, кто в армии, КГБ, МВД активно способствовал за говорщикам в реализации их планов. Прокуратура СССР и РСФСР сов местно р а с сл ед у ет действия организаторов переворота. Назначе ны новые люди на ключевые посты'в этих органах. Вы знакомы с моим заявлением, в котором я сложил с себя обязанности Генерального секретаря ЦК КПСС и предложил Центральному Комитету партии самораспуститься. Естест венно, что меры аналогичного поряд ка, призванные стабилизировать обстановку в стране, не допустить взрыва реваншизма, будут осуществ ляться и дальше до съезда, эта линия будет проводиться твердо. В своем выступлении — а это именно выступление, для доклада, наверное , еще очень многое надо обдумать и посоветоватьсянам с вами вместе, — я все хочу сказать о неко торых главных моментах, связанных с нынешней ситуацией. , Уважаемые народные депутаты! Переворот не грянул неожиданно, как гром в ясный день . Его пред вестниками были и истеричные вы- .ступления "правых" в печати и на пленумах ЦК, и провокационные за явления некоторых генералов, в том числе с трибуны съезда народных де путатов, и открытый саботаж многих перестроечных решений партийно государственными структурами. Словом, заговор зрел. И было бол ее чем достаточно осндваний для принятия неотлож ных мер в защиту конституционного строя. Однако это не было сделано, хотя эти выпады не оставались без внимания, давал» .сь оценки и отпор им в различных формах, в том числе в прессе, на пленумах, здесь, в Вер ховном Совете . И все ж е надо признать, что вместо решительных д ействий были проявлены либ< рализм и снисходительность. И это в первую очередь отношу к себе. Но этотурок, так сказать, первого »о 1 ана. Есть более важная причина, сде лавшая возможным покучшние на демократию, попытку силой вернуть страну к тоталитаризму. Это не решительность и неп >следователь- ность в проведении .мократических реформ. И особенно — в тех структу рах, где и назревал переворот. И тут не только моя вина, но и всех нас с вами. Верховного Совета СССР, руководящих органов партии , правитс-тьства. Благие наши наме рения, неплохо сформулированные це; л и планы оказались во многом оосуществленными, потому что н был изменен кардин шьным обрв ом прежний механизм ласти, я ’ ^сюв виду и сохранивши. " .шципе неизменным госаппарат, сросшийся с партийными структурами, и терпимость по отнош ению к тем работникам , в том числе , занимавшим руководящие посты, которые оставались верными сталинизму и всему тому, что с ним связано, по крайней мере, исповедо вали постсталинизм. Мыдолго колебались и по-насто- ящему до сих пор не перешли к решительным демократическим пре образованиям в экономике. Это ска залось на социально-экономической обстановке в стране. Заговорщики хотели воспользоваться трудностями жизни всего населения, а это ведь все — наши реальности. Народ испыты вает большие трудности и несет большие тяготы: уровень жизни пошел вниз, нет личной безопас ности, преступные элементы разгу лялись и по сей день йомногих местах "правят бал". Причина происшедшего и в том, что не было согласия , ско ординированности действий демок ратических, действительно перест роечных сил, каких бы оттенков они ни были. Нас и тех, кто по существу был привержен одним и тем же це лям, разделяли. Иногда удавалось разводить нас по разные стороны политических баррикад. Я и здесь, и на пленумах, и в других случаях не раз говорил, что это —самый боль шой подарок тем, кто против нового курса, против преобразований в на шей стране, когда приверженцы де мократии , дем ократические те чения, сталкиваются лбами, погряза ют в политической борьбе между со бой. Сказалась недостаточная прог зорливость и ответственность за общее дело всех, в данном случае — демократов. Б ез надл ежащ его консти туционного контроля оказались Воо руженные Силы. Об армии речь осо бая. Да, заговорщика.м не удалось до конца осуществить преступный за мысел — бросить армию против сво его народа. Два самых крупных прос чета заговорщики допустили: они ду м али , что народом мож но , как и прежде, — я извиняюсь за такое вы раж ен и е , но это их взгляд — манипулировать, как стадом, гнать туда или сюда. А страна-ю уже не та. Э .о их главный просчет. Араз страна не та, народ не тот, то и армия не та, потому что это часть народа. Даже специальные части, которые подго товлены для чрезвычайных, правда, • для других чрезвычайных обстоя тельств — защиты безопасности, борьбы с терроризмом и т.п., отка зались идти против народа. Готовы были встать перед трибуналом , пойти под расстрел, но не выполнили этих требований: не получилось у них и с военно-воздушными силами. А вызнаете, что это такое: трех само летов хватило бы, чтобы при их-то вооружении снести все, обезглавить сопротивление перевороту. Военно- десантны е войска тоже не вы полнили их требований. Даже те, ко го им удг лось ввести в города, не пошли ротив народа. В этом одна из глав- ых причин провала заговора. Но произошло все-таки так, что казалось возможным ввести огром ное количество войск, танков, другой бронетехники на улицы Москвы и Ленинграда — без подтверждения со стороны высшего законодательного органа страны. Это факт налицо, значит, в нашем механизме не все в Не была проведена явно необ ходимая реорганизация Комитета государственной безопасности. Ко нечно, работники службы госбезо пасности обеспечиваю т охрану границы, защищают интересы госу- . дарства с помощью разведки и контр разведки. Этим и должен заниматься комитет. Однако наряду с этим—да- . же в условиях глубоких демок ратических преобразований в обще стве — он все еще сохранялся в той или иной части в качестве механизма по сути дела политической борьбы. В том, что не сработал механизм Верховного Совета, в том, что позор но беспомощными и трусливыми оказались перед лицом заговора многие члены Кабинета министров, в том, что во главе трех организаций, располагающих Вооруженными Силами^ находились люди, способ ные пойти на государственный пере ворот, я, как Президент, несу свою большую, точнее сказать, большую долю ответственности. Я это говорю к тому, что мною за эти дни переосмыслено, передумано многое. Я сделал выводыиз этой тра гедии, которая с нами проимшла. Говорят, что я приехал в другую страну. Я с этим согласен. Могу кэто му добавить — в другую страну из Крыма вернулся человек, который смотрит на все — и на прошлое, и на сегодняшний день, и на перспективу уже другими глазами. Во всяком слу чае, никаких колебаний, выжидания в проведении реформ я не допущу до тех пор, пока я буду Президентом. И компромиссов с теми, с кем невоз можно и непозволительно искать соглаш ения , отныне не будет . (Аплодисменты). Я ваши аплодисменты воспри нимаю так: да, были случаи, когда мне не надо было идти на комп ромисс. Должен при этом сказать, что самое главное мое желание состоит в том, чтобывсе, что мыдела ем, шло в рамках демократии и без крови. И это питало мою позицию — искать компромисса даже в тех слу чаях, когда нужны были решитель ные меры, чтобы избежать как раз вот таких вещей, таких переворотов, которые могли ввергнуть всю страну в катастрофу. Есть причина, которая придала такой мучительный характер про цессу реформ и так тяжело отозва лась на народной жизни. Она заклю чается в промедлении с ликвидацией партийной монополии на власть, (Окончание на 2>й стр.) УКАЗ Президента Союза Со ветских Социалистичес ких Республик. О назначении Яков лева Е. В. Председа телем Всесоюзной го сударственной теле радиовещательной ко мпании. 1’ Назначить ЯКОВ ЛЕВА Егора Владимиро вича Председателем Все союзной государственной телерадиовещательной ко- Е. В. и Полторанину М. подготовить предложения по организации Россий ского телевидения.. Президент Союза Советсзщх Социалисти- чешюЕ Решхублик М. ГОРБАЧЕВ. 27 августа 1991 г. ВСТРЕЧА ПРЕЗИДЕНТОВ президентов Горбачева, РСФСР — Б. Н. Ещ>цнна, Казах ской ССР — Н. А. На зарбаева, республики К:^гызстан — А . Ака ева. На встрече присут ствовал А. Н. Яковлев. В духе оттфовенности и высокой ответственнос ти щел обмен мнениями относительно первооче редных мер по выходу страны из кризиса после подавления антигосудар ственного путча. Участни ки еще раз подтвердили свою приверженность ио- во-огаревскому процессу я выразили надежду на то, что скорейшее подписа ние Союзного договора ;с необходимыми доработ ками, продиктованными новой ситуацией в стра не, послужит цену ' поли тической стабилизации в откроет широкие возмож ности для беспретштст- вевного проведения ре форм, создашш ещоюго рынка, для заключения зконопшческого соглаше ния между всеми 15 суве- реняшга государствами. Во время беседы было высказано серьезное сом нение 8 целесообразнос- отдельных го формирования неболь ших частей националь ной гвардии. Такой под ход дшяуется и тем, что Советский Союз является ядериой державой. Президент РСФСР осо бо подчеркнул, что тер риториальные вопросы с Россией могут возникать только в <мц;чае выхода т СССР какого-либо со предельного с РСФСР го сударства. (ТАСС). ОТВЕТЯТ ПО ЗАКОНУ МОСКВА, 27 ав^ста. (Корр. ТАСС Л. Б^ори- ссш). «Измена Родине» — так зкваляфицируется статья 64 Уголовного ко декса РСФСР, по которой на днях бьио возбужде но уголовное дело в от- ношении лидеров так на зываемого ГКЧП. В соот ветствии е этой статьей предусма' 1 фнвается от 10 до 15 лет лишения сво боды (ИЛИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ Президиума Верховного Совета РСФСР Одетяеьлносит Советов народных депутатов РСФСР во время государственного переворота Рассмотрев вопрос о деяте льности Советов народных де путатов и принятии ими и их органами актов в период с 19 по 22 августа 1991 г. во время государственного переворота, напраалениого против консти туционного стро*я, Президиум Верховного Совета РСФСР, руководствуясь ст. Ст. 2, 4, 7. 137, 138, 140 Конституции РСФСР и постановлением Ве рховного Совета РСФСР от 21 августа 1991 г. «О допол нительных полномочиях Прези. дента 'РСФСР по обеспечению законности деятельности Сове тов народных депутатов в ус ловиях лиииидации последст вий государственного переворо та в СССР» и основываясь ст. 114 Конституции РСФСР, постановляет: 1. Одобрить деятельность Советов народных депутатов, поддержавших Законно изб ранные органы государствен ной власти СССР и РСФСР, открыто осудивших антиконс титуционные действия заговор щиков, которые, с помощью си лы осуществили государствен ный переворот. 2, Верховным Советам рес публик в составе РСФСР, Со ветам народных депутатов краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов, поселков и сельсоветов РСФСР до 1 сен тябрь 1991 г. рассмотреть во- прос о работе Советов, их ор ганов и должностных лиц по выполнению указов Президен та РСФСР №№ 59, 60, 61. 62, 63, 64, 65, 68, 69 в период го сударственного переворота и принятия соответствующих ре- В случае, если будет уста новлено!; что в этот период Со- вет или его президиум, а так же председатель (Завета или иное должностное лицо издали акт, противоречащий Конститу ции РСФСР и законам РСФСР, то такой акт считает ся недействительным с момен. та его издания. При устаиавлении фактов оказания должностными лица ми Советов содействия и под держки антиконституциоиному.' ГКЧП принимать решения об .освобождении их от должибс- т(1 в установленном законом порядке. 8 работе сессий местных Советов принять участие на родным депутатам РСФСР. 3. Краснодарскому краевому, Липецкому, Ростовскому, Ря занскому областным Советам народных депутатов, председа тели которых освобождены от занимаемой должности поста новлением Президиума Верхо вного С-овета РСФСР за под держку антиконституционной деятельности так называемого ГКЧП, нарущениё Конституции и законов РСФСР, невыполне. няе Указов Президента РСФСР, провести до 28 августа 1991 г. выбсфы председателей Советов ^ вместо освобожденных от до лжности. О принятых решени ях сообщить в Президиум Ве рховного Совета РСФСР. 4. Поручить Комитету Вер- ' ховного Совета РСФСР по во= просам работы Советов-наро дных депутатов и развитию са моуправления: а) завершить работу над проектом Закона РСФСР «Об ■переворота, освободить от дол жности председателя Липецко го областного Совета народ ных депутатов тов. ” 2. С иомеята . отстранения СОВЕТ МИНИСТРОВ РСФСР ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОТ 23 АВГУСТА 1991 т. № 442 г. МОСКВА о ДОБРОВОЛЬНЫХ ВЗНОСАХ НА ЛИКВ1У|АРЮ ПОСЛЕДСТВИЙ СОБЫТИЙ 19-21 АВГУСТА 1991 ГОДА Поддержать инициативу граждан, государственных коопе ративных и общественных предприятий и организаций, фи- нансово-кредитных учреждений, органов государственной власти и упраодения, а также иностранных граждан и ор гавизаций о добровольных взносах для ликвидации послед ствий событий 19—21 августа 1991 г. и оказания матери альной помощи пострадавшим. Уетаиовить, что указанные взносы зачисляются в специ ально образуемый . внебюджетный фонд на счет № 700501 МФО 191027 в ОПрРУ Центрального банка РСФСР. М!ищют^)ству финансов РСФСР совместно с Центральным банком РСФСР в суточный срок определить порядок зачи- . сления и пред|став1ить в Совет Министров РСФСР предложе ния об использовании этих оредстЕ и опубликовать соответ ствующую информацию в ^зедсxваx массовой информации. Председатель Совета Министров РСФСР И. СИЛАЕВ. ОБРАЩЕНИЕ ЛИПЕЦКОГО ШТАБА ПО ЗАЩИТЕ КОНСТИТУЦИ РСФСР В штаб поступают сведения о хулиганских актах по отношению к памятникам, коммунистической сиА^волике. Штаб заявляет, что ати действия «ика- кого отношения ни к штабу,, ми к демократическим преобразованиям не имеют, ' |И решительно осуж- Штаб призывает к спокойствию, выдержке и по- Помиите: любой экстремизм, нарушение право порядка, неуважение к личности на руку тем, кто хотел привести нас к чрезвычайному положению. ШТАБ 1ПО ЗАЩИТЕ КОНСТИТУЦИИ РСФСР, (Телефон 24-56-39), управлении краем, областью в РСФСР», предусмотрев в нем основания досрочного прира щения полномочий краевых, областных Советов народных депутатов РСФСР, и внести его на очередную сессию Вер. ховного Совета РСФСР; б) разработать и внести на рассмотрение Верховного Со вета РСФСР проект постанов ления «О правовом статусе . краевой, областной админист рации». имея в виду введение его в действие до принятия Верховным Советом РСФСР Закона «Об управлении краем, , областью в РСФСР»; в) разработать и внести на рассмотрение Верховного Со вета РСФСР проект постанов ления «О порядке досрочного прекращения полномочий Со вета народных депутатов на территории РСФС р ». 5. Генеральному прокурору РСФСР обеспечить проверку .и правовую о!^енку актов местных Советов народных депутатов, их о:рганов и должностных лиц, принятых в период с 19 по 22 августа. 1991 года. Информацию по итогам про верки представить в Президиум Верховного Совета РСФСР. ■ 6. Преадедателям к|заевых, областных Советов народных депутатов представить в Пре зидиум Верховного Совета РСФСР до 5 сентября 1991 г. подррбну|р информацию по вы полнению настоящего постано вления. Первый заместитель Председателя Верховного Совета РСФСР. Р. И. ХАСБУЛАТОВ. Москва, Дом Советов РСФСР 23 августа 1991 года. УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ СОБЕТСКОЙ ФЕДЕРАТИВНОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ О министре труда РСФСР Назначи^ Шохина Алексадщза' Нишлаевяча миниет- • ром труда РОФСР. , , „ Президент РСФСР Б. ЕЛЫШН. Мошва!.'1^ремлъ. , 26 ангуота 1991 года. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РСФСР ОБ ОСВОБОЖДЕНИИ ОТ ДОЛЖНОСТИ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ЛИПЕДНОГО ОБЛАСТНОГО СОВПА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ Председателя Совета от дол жности и до избрания Сове- - , основании том нового председателя вре- Конститр(йи мениое исполнение его обязан- РСРСР Президиум Верхов- костей возлагается на замес- ного Совета РСФСР поста- тителя председателя (кивета новл^т; ' или на иное лицо по решению К За поддержку антиконсти- президиума Совета туционной деятельности так Любые акты и де&твия ос- называемого КГЧП, нарушение вобожденного от должности Конституции и законов РСФСР, председателя Совета не имеют невыполнение Указов Президе- юрвдической силы и не- поро- нта РСФСР, направленных на ждают никаких обязанностей пресечение государственного у должностных лиц и граждан ' Первый заместитель ’ Председателя Верховного Совета РСФСР. , Р.Ца. ХАСБУЛАТОВ. Москва, Дом Советов РСФСР 23 августа 1991 года. ДЛЯ ТЕЛЕВИДЕНИЯ РОССИИ Главным итогом откры- вш^ся в Москве внеоче редной сессии Верховного Совета СССР должно стать решение вопроса о власти, в том числе вклю чение потенциала |Сущесг- вующих структур и созда ние новых, а также воп роса о кадрах. Об этом за явил в понедельник в ин тервью Российскому теле видению Президент СССР М. С. Горбачев. Он приз нал, что в подборе кадров у него были просчеты. Говоря о роли парламе нта в свете событий 18— 21 августа, Президент по дчеркнул, что необходимо создать конституционный механизм, который позво лял бы в случае чрезвы чайной ситуации депутатам в течение еуток-полутора собраться в Москве* как это сделали российские па. рламентарин. ' Отвечая иа вопрос о пе рспективах взаимодейст вия центра н республикан ских структур, глава Со ветского государства обра. тнл внимание на развива ющееся партнерство с «российской командой» — Б. Н. Ельциным, И. С. Силаевым, Р. И. Хас^ула- товьпн. Это сотрудничест во, по его словам, стано вится конструктивным и ПЛОДОТВОр1ШМ. (ТАСС). ВОЗВРАЩЕНИЕ ГАЗЕТЫ ЛЕНИНГРАД, 27 „ г у с та . (Корр. ТА(СС Н. Кондратен ко). Подписчики города и области получили сегодня один из последних номеров «Ленинградской правды», выходившей 72 года как орт гаи ленинградской органи зации КПСС. Трудовойкол- лектив поддержал предло жение мэра города А, Соб чака о создании на ее базе новой ежедневной городской газеты «Санкт-Петербург ские ведомости». В обращении к читателям подчеркнуто, что это реше ние принято, «исходя из гражданского долга журна листов, независимо от их политических убеждений, по мочь мэрии в деле возрож дения духовных, научных и культурных ценностей, ук репления экономики, вос становления и развития луч ших традиций великого го- Газета с таким названием издавалась в Петербурге с 1728 года при Академии на ук. С 1914 года выходи ла под названием «Петро градские ведомости». Была закрыта в 1917 году.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz