Ленинское знамя. 1991 г. (г. Липецк)
Л ЕНИНСКОЕ З НАМЯ 24 августа 1991 г., № 167 (19 064) ДЕНЬ ПЙМЯТИ СВЯТИТЕЛЯ 28 августа в гшлендаре — зам етая да та, христианская Русь отмечает день Па мяти святсто Тих(жд Задонского. Ньгаеш- няя же даже по православным меркам особая: в понедельник 26 августа 1991 го да в Задонский Богородацкин монастырь верн:тся мощи угодника Божиего, ото бранные у Церкви в пылу революционно го обновления общества. Тогда, в январе девятнадщ 1 Того, вскрытие гробницы в За- донске иослужишо для ретивых аюполнн- телей командой «Распни!». И был порыв, и было исступленное бо гоборчество, граничишпее с потерей разу ма^ духовных начал национальных тради ций. Горделивые, любовно сработанные руками зодчих храмы похилились, сгор бились, многие так и вовсе сгинули без возвратно. В течение столетий одним из столпов России являлась именно вера. дававшая силы справиться и с врагом, и с грехом, и с сомнением. Ее-то и растоп тали кованым сапогом. Многие беды на шего Отечества и связаны именно с этим прискорбным фактом. Сегодня мы возвращаемся к своим ис топтанным истокам, государствю более нс кичится своей обособленвостьн) в отноше ниях с церковью. Да н все-мы понимаем теперь, что без соблюдения христианских заповедей нового общества не пюстронть. День Памяти и возвращение мощей мо настырю — праздник христианский преж де всего, но он — повод задуматься всем нам, россиянам, над судьбой споет» Оте чества и над собственной судьбой. И — понять, как жить дальше. Обо всем этом мы и рассчитываем поговорить> с тобой, читатель. ' ВОЗВРАЩЕНИЕ К(рещен1с1ше морозы, весе- лиь'шие гюначалу душу хри стиан,ннл. в.зялись за землю крепко, На извшчине в те дни в Задоноке никто не ез дил. Ровные столбы дьвма от крыш тянулись к небу кру- Г.Т0СУТ01Ч(Н0. Ночи СТОЯ1ЛИ зве- .Змные и. тжонкие. Парод уто пал в сушробах. Люди 1^ т а . птывали в оиегу тропинки от дома к дому. С&мой ши,ракой была до|рага, ведущая к хра му.- За ого аратами лежала , Рсюсияц разодранная классю- I выми противоречиями, исте-, ! кающая кровью обезумевших своих сынов. Только здесь, под сводай^и церкви, храня щей еще тепло ронядесгаенс- ких и 1ирещенскйк огней, и отсгревадась дупха, .находя покой и силу, Вера в Христа давала веру ® будущее. В будущее своей семьи, -своих детей, своей Родины. В ,3™ лктаые дни в уезд ном городке свершилось свя- тотатстаю. 29 января 1919 года в 4 часа понолудеш на паперти зимней церкви Бого родицкого монастыря засту. чади сапоги. Председатель уездной Ч1реэв1ьиайн10й иомис- сии Зиновой Шицулин с то- л'поК} красноармейцев расоа- .тнул обледеневшие даери храма. В кармане подушубш комиссара лежало постанов ление СЗовета рабочих и кре- стьянших децутатов о вскры тии мощей свяшителя Тихона. 1'ак Задонский Богородиц кий моиа1сть|рь в числе пер вых .открыл долгий и скорб ный список пор!утвнных за годы Советской власти хра. -моь. Впервые за всю его ис торию порог святой сйители переступили люди, не осени лбов крестом и не сошворя молитвы. До Онтябрл семнадцатого в Задотюко-м уезде было 6 9 действующих церквей (из них 53 каменных) и 4 мона стыря. Вогародицкий, входи,- вший в первую’ десятку луч ших в России, был слишком кр,\п.ной мишенью и слишком великим соблазном для новых апостолов. Они не желали больше мириться с положе нием, при 1ното,р>ом народ по- прсж.нему шел с покаянием (уж им-то каяться было не в чем,!) в храм, а не на митин ги и не на .заседания таруг- ячейки. Эту людскую реку нужно бьшо повернуть вспять. Аки'ия. затеянная болыпеви- ка.ми, не была, конечно, ме стной инициативой (нюгромы церквей увке начались ,по всей стране) и тщательно планировалась. Об этом мо жно цудихь вд предогавите- лгству соаданной для вскры тия мощей святителя Тихо на комиссии. В ее составе— а это 54 человека, бьши не только лихие комиссары, предста'вители партийнкй и советской общественности, но и'«просто» гражда,не и граж- дапки Задошзкого уезда, и даже учащгйся городамой школы второй ступени перво го .года обучения Борис Ни- ко-Лаевакий. Рщва научив шись !Ш*оать, он тоже поста вил под «.итоговьш докумен том» свою 1Ю|Д пись . Так клас сы и прослойка, взрослые и дети объеданились - ..<ра- чшый для Рообии д-нь ради одного неправедного дела. Громогласно объявив об от делении Церкви от государ- ства^ новая власть посягну ла на чужую, христианскую собствениость. Из протокола «О вскры ши мощей Тихона Задовс- когс в Богородицком монас тыре 28 января 1919 года»: В дверях Церкви комиссия была встречена послушником Тимсфеевьш. которому было предложено пригласить архи- м?)|дрита Вошли в цертовь, где было ож:(ло деоят моля щихся, ис1ключитель'ню ста рые МОННХ1Н1КИ и несколько монахов, стоящих при г.роб- нине Тихона, Гробиица была открыта. Председатедь чрез- вычкома иредложил моля щимся удалиться и выставил снаружи церкви 1караул. К этому в,ремени собдалнсь мЮ- нашеств5''ющие во главе с архимандриткш. Они были очень уиинлены поя^влением КОМ.ИООИИ (етде бы! — авт.) и на 1гред.!]]ажение показать мо щи ста1ли ссылаться на то. Что без разрешения Вороне жского аркиерея не могут этого сделать. Но словам мо нахов, мощи были освидете. льствованы прн открытии в 1861 году митрюнолитом Исидороч (Нет('рбу'!ргским), Во0с»1еж)скп.у1 архив11иско1Пом Лосафом. Тамбовоким епис копом «Феофалшм и други-ми, «и да же би та удгхч1аве.}к*на их петлекнгчп-ь. По словам моаашествующчх, №>щ.п с то го вре.мемн а;тавал,игь непри- косновепны1м.Н, мсгостось на икх только ж',р«нс<‘ архиерей ское облачение, и поэтому ОКИ ни в коем сиучае не мо гут их нокавать. После пов торных огшавов председатель чреэвычнома категорически предаюжил открыть мощи, добавляя, что в противном случае они будут открыты р м о н комжсией. Монаществующие стали совещаться, ко5уог по чищу начать снимать дорогое обла чение с Тихона. Гробовой иеромонах Иоанокентий снял мнтруг.. " ■ Опустим далее анатомиче ские подробности, которые дотошно описывает протокол (о) этом достаточно уже пи сали и центральные г ^ т ы , и наша —«Леншккое знамя» в годы богоборческого бума), на другое, об|рвтим внимание. Документ рисует почти идил. ЛИЧ6С10ГЮ картину «мирных» переговоров вооруженной то- лпь» людей с задонскими мо нахами Но можно предста вить, как лязгнули затворы винтсшокь когда протокол прикавали подписать и слу жителям храма. Так под ним появились П0Д1ПИСИ архимая- Д}.ита Александра, наместни- • кч Рафаила, благочинного иеромонаха Аршди.я, послу шника Ефима и других. . И мкхшдая, но уже опери вшаяся революционная прес са ударила в н а ^ т : «Раскры то!» Из столицы для съемок итогов экс1у 1ма|ции, а точнее акта ваадалиэма, срочно 1при- был в Задонок оие|ратор Но вицкий. Фильм потом долго крутили в кинотеатрах вме сте с лентой с участием зна менитой Веры ' Холодной; Многие центраданые изда ния, в том числе и журнал «Крокодил», били тогда в литавры по случаю победы «света над тьмою». И тьма действительно наступила, окутала она «е один только Богородицкий монастырь в Задонюке, цревращенный на десятилетия в грязный склад, а и всю Россию. Были време на, когда в день закрьгоали до ста храмов! .Содержимое гробниЩ)! — ■кости, валу, картон и проч. — новые идеолюги сделали «венздошми» и активно при- вдешялн ,в разоблачительной атеолстичесной прапаганде. Даже в Ленинградском Ка- зшсском соборе, превращен ном в музей .религии и ате изма, экспонировались фото- грс.с[:1ии «М.ОЩ6Й святого Ти- А потрсщштели гробниц у.ке шатались по России, са- П01СШ открьщая двери хра мов. В 'Суз|да|де ра<жу1ючили мюнда Ефросиньи Суздаль ской, в Жабинской пустыне Тульской губернии 'Векрыли ■ г ^ш и ц у святого Макария. В х.австюой статье «Ложь, щи- тач белыми нитками», опуб- лик(жанной в «Ордо1вс,ко« црааЕЩе» в ’ 1960 году, жур налист, захлебываясь от во- сга|и-а, 1гшшет; «По почину и настойчивому требованию са мих трудящихся в губерниях: Ар^тангельоной, Владимир ской), Водаяюдркюй, Воронеж ской), Мюсновсмой, Новгоро- дскс(й. Олонецкой, Псковской, Тймбо1вс1мой, Тверской, Са,ра- товекой и Цроалавскйй цро- извещится 58 вскрыггай . так назь.гоаемЫ|Х «нетлеяных» мо- ■У;ше формировадась идео- лсгий ^гоборчвспэда: «Попо вская тоотова для нас — это тот пень, на котором партия затесывает свои коммунисти ческие колья». Вслед за мер твы! яй в черные списки ста ли :$аноситьси жив'Ые. В Ки еве был убит митрополит Влсмщимир, в Тобольске — еписшюп Гермоген, в Петро граде |рааотреляи митрополит Вениамин, на Ооловецк’их (ю- трс®ак замучен Воронежский архв1епискюп Петр. А1« :ты , ссьилки и 1раюс1трелы священ- НИИС1В стали обькным делом. В немилость попали и сами хра»1ы. Перестали существо вать Спасо-Андрониевский, Ново-Спаюский, (йрастной и Чудов монастыри в Москве, руссжая святыня — Троице. Сергиева лавра, Ошина Пу- стьцн>, монастыри в Тамбове, Курлге, Калуге, Воронеже, Ярос-тавл1е: более шести со тен ’/ж е к 1921 году! Но од ним из первых в этом чер- • ном опшже был Задонший Б огс !Р одицкнй монастырь, из которжо вытащили его серд- ц,- - ■ М 01 ЦИ святителя 'Лимо на . нюторым поклонялись цари и поэты, христараднича ющие странники и вьюокие иера(рхи Церкви. Т1Чдано поставить под со- мненше достоверность акта ва(рытия гробн1И1Ць*, хотя с правовой точки зрения шаг новой ваисши не выде 1 ржива- ет шэкач«1й ифитики. Но сатра- неД'ЛивосТи .ради одно нред- под-ожение высказать стоит. Тело 'Лимона пролеямашо в холодном склепе в З года вп.поть до той поры, пока он не обвалился и не тжредил крышку гроба. Открчыв ее. Монахи обнаружили а|рхиврей- ское облачение цельлм, а те ло « о ф е т еф нетлешным и преьываЮ1ЩЙм в том цоложе. чии и виде,' в каком почива ют УГОДНИКИ' Божии 'в Киево- Печерской лавре». Подобный! феномевиь!, кста- тл, известны истории, и не только да «тавре 1( йнягиня Ольга, шиязъя Андрей Бого- любекий и еьш его Г'леб, ки евские и печерские сжятые) и объжнедия им ученые да вали не раз. Перенос; же те ла 'Тихона из х а л о д н о т скле. па в теп.цую церковь, и ска зался, видимо, на его оохран- ностй. Сам же факт нетлен- нссти заивидетельствовал преосвященньШ .Антоний, епи^ окоп Воронежский, сам уже будучи на смертном одре. Тяжело больным он нашел в себе силы, чтобы побываль в Задонсне и лично перенести тело Тихона в теплую цер ковь, а за шесть часов до. со бственной кончины наш.чсал письмо императору Никшгаю I, в котором аркиерейёкою совестию свидетельствовал! о «чудесах, совершающихся при гробе 'Тихона». Как не верить такому свидет.едн>? Что же 1ка|сается самого вопроса нетления мощей, то подход к нему был все это время принципдально неверк ным. Идаестны не очень рс!- дкие случаи естественного нетления, то есть мумифика ции тел, ничего общего со святыми не имеющих: мас совая мумификация! на некоторых клаIДби^ щах Сибири, Кавказа. Фран- Ц 1 Ш... Хотя Церковь всегда: видела в нетлении святых: особый дар Божий и свиде тельство их славы, в Древ ней Руси, например, не тре.. бова1ЛИ этого чудесного дара: о? всякого святого. Только в синодальную эпоху укоре нилось неправильное хфедста- вление о том, что все почи вающие мощи угодников яв- ляютчш нетлегшыми телами. «Это заб1луждение — отчас ти злоупютрефение, — пи шет в своей книге «Святые древней Руси» историк Г. Федотов, — было впервые громко опровергцушо 'Санкт- Петербургским митроаюлитом Антонием и Святейшим Си нодом гари каионжзации Се рафима Саровского». Кстати, два 'Последних столетии от мечены чрезвычайно огра'ни чительной канонивационной практикой. До Николая П были причиюлемы к лику святых 'Всего четыре .угодни ка (все епийнопы) и в числе последних Тихон Задонский, Основанием же для канони зации были и остаются: жизнь и подвиг святого, чудеса, тво рнмые им, и лишь в некото рых сл)учаях нетление его мощей. Шизнь же Тихона Задш е . кого — тема особая. Пдавда. в массовом сознании он по- прежнему остается «реакци онером», «1мрегюстаиком» ■— тем жупелом, которым иссту пленно 'Размахивали многие годы атеисты всех мастей. Но лучше, право, верить не им, а современникам Тихона. И. А. Бердяев называл его «христианским гуманис том» и «замечательным ду ховным писателем». Труды Тихона За дбненого (15 томов собраний сочинений в иида- нии 1825 года) читал славя нофил-философ И. В. Ки реевский, делаш 'ИЗ них вы писки Н. В. ,Гоголь. Букваль но боготворил «задонского от шельника» Ф. М, Достоевс кий. сшвьюаншнй с его об разом свои творч«;ки€ планы: «Я только выставлю д ейсг вительното Тихона, которого я приняш сердце давно с восторгом. Цочем мы знаем, может быть, именно 'Гихон и составл1яет |наш русский по ложительный тип, 'Который ищет наша 1литература, а не Лаврецкий, не Чичиков, не Рахметов и .проч.». А вот что писал Н. С. Лесков: «На род, узнав о таком «простом владьюе», как живший в За- донше 'Тихон, при жизни еще этого превосходного человека опенил сто ДУК и назвал свя тым. .Этот самый народ жаж дал слова '11ихона и сл.ушался этото слова более, чем вся ких иных сдовес владык пы шных». Добавить к этому нечего. Кроме, пожалуй; одного: се- годн'я мощи "Тихона 1тадонс- кого .1жюле долгих скитаний и гонений шхзвращаютея в За. донский Богородицкий двзча- стырь. История рано «йи по здно все 1ра1сставляет по -своим местам. А. КОСЯКИН. .Истщтя монастыря неотъемлемо стырь был не только релипюзвым, во и »у. страиялись виды обители, нксшы историей Задонска. В прошло»^ мона- ^Ьь^риым центром го|>ода. Здесь распро- НА СНИМКАХ; вид монастыря н Свягатель Тихон. ВОЗРОДИТСЯ ОБИТЕЛЬ «Перед революцией монастьцш Россия зашшалн около 900000 гектаров земля и давали почти 15 процентов сель скохозяйственной продукции, производимой в стране. Уникальное экономическое, экологическое хозяйство Выскочив из-за поворота, ввдишь вдруг на асфальто вой ленте, пробившей здесь, в сосновом лесу, себе дорогу, четырёх коровенок, щиплю щих у обочины травку и пастуха рядом с ними. — Откуда они в лесу-то? Отбились от стада, што лй? — спросит соседа пассажир «Жигулей». И тот, из мгют- ных, ответит: — Да монас тырские они, вишь какие хо леные... За соснами действительно прячется монастырь. Вернее — то, что от него осталось. Груда развалин. В прошлом веке здесь бы-' ла мужская обитель, основан ная в виде скита Задонского Богородицкого монастыря. Мощный родник в глухой ча ще лечебными свойствами воды привлекал страждущих. Сюда любил уединяться бью- ший епископ Воронежский Тихон, живший в Задонскена покое. Родник дает людям силу и поныне и назьюается «Святым источником». В 1873 году стараниями по мещика В. А. Во'вйкова скит был ' преобразован в само стоятельный монастырь. Но вейшая история обители — это тлен и запустение. Пос ледний здешний постоялец— обтастной .психоневрологиче ский интернат съехал отсю да недавно, оставив после се бя полуразрушенные пост ройки. С послушником несущест вующего монастьвря Георгием мы бродили среди развалин, Напоминающих кадркг п'осле- военной хроники: вот оседа ет после бомбежки пыль и на 'Руинах появляются жен щины, вот, став цепочкой, они передают друг другу уце- лев.шие кирпичи. Женщины сюда приезжают со всех уголков области — информа ция у верующих налажена, а призьш о помощи бу|дет ус лышан .всеода. На фоне этой разрухи поражает монастыр ский о г о р о д— посаженный весной, он бушует зеленью. Посохшая всюду картошка здесь дразнит .свойм иьгоы- вающе-ухоженным видом, ко чаны капусты — что баскет больные ,мяч.,и^ Женщина, чи стившая ’На'' ст.^'да>ках иры- лечка картошку, объясняет это просто; —- -Божья-- благодать спу- стилась-пна-эт.у! з ^ л ю . Гос подь видит труда! и заботы наши и пом'огаёт нам. Нигде так не .работается и не ды шится, как здф ь . Чем боль ше трудишься, тем .лучше се бя чувствуешь.! А 'ВЫ, вы уже покаялись? Добровольных помощни ков здесь ежедневно бывает до семидесяти Iчеловек, в ос новном пожильге, но есть и 1дев,ушки. ГДе-то, думаю я, до хрипоты оп<й>ят о «спасе нии России», к тут, в скиту, за частоколом !сосен, люди работают на благо святого деда. Спасают |себя, свои ду ши. Ибо оказано преподобным Серафимом Саровским: «Сна- си себя — вокруг спасутся тысячи». Но для того, чтобы покаяться, не надо идти в мо настырь стройными колон нами, всей с '^рфой;' б- 'иуш!е ■ можно (нужно!)' дуйатв '-й миру. Только вот здстгь ду мается лучше.- Огромный стог Ц€н^^на,рр‘- ляне — может' бьгсь. глав- ' ный на сегодня признак воз рождения обители (пока она — филиал,, подразделение фдонского Богородицкого монастыря). Наносили его монахи для своего стада — тех самых четырех корове нок. Да вот -и они — круто бокие, лосеящиеся — вой -' вращаются на оФденную дой ку. За ними семенит отец Па вел, бывший кузнец и з : доб- ■ринското- совооова, а теперь послушник иесуществующего пока' монастыря. По кузнеч ной части дел у него пока никаких, потому и стал па-, стуком. ■Усльыпал — 'нужна помощь, все бросил и при- А еще есть у монастыря огород — 25 гектаров ово- щейи Но главное — есть у -него будущее. Потому что сн>да идут и идут людн-, ду мающие о своей душе и о будущем России. А. АЛЕКСАНДРОВ. Фото А. ЩУРОВА «ПРЕДАТЬ ЗАБВЕНИЮ»: Как это было С думой о будущем России Будни старого монастыря ДОЖИВЕМ ДО ПОНЕДЕЛЬНИКА А ВЛАДИМИРОВСКИН СОБОР , СВЯТО-ТРОИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ и снова -М'уравьиная цепо чка :из ста.рук тянется через монастырский двор. Вот пол- дюжины носильщиц, шатаясь от тяжести, тянут стекло ту да, кода велено. И грех не встать в этот строй и не под ставить плеч<*... Сегодня храм готовится не просто к дате (а годовщина его открытия совпадает с днем Памяти Тихона Задонс кого), но к величайшему в жи-зни христиан сойьгйаю — Эо.эдращению монастырю его святыни — мошей угодника Вежьега На этой стройплощадке каащый знает свое дело, а тот, кто не знает, его полу чит. Монахам не в чем уире- кнуте себя, они сделали все, ч'.ю смюши и успели. Прав да, и до 26 августа (день па мяти 'Тихона Задонского) нредртоит залатать не одну бреиш. - Некому, например, ра зобрать и снять е куполов строительные леса, как-то надо спустить с,-'И)ияцатиме- троБой отметки... • 'лод'ьемный кран «Пионер», — загибает палщы игумен Иосиф. —Не решен вопрос с внутренним и внешним ос:вещением. Не хватает си.т, средств, време. ни, '1Шобы как следует, по- божески подготовиться к глв- К событию и в Ж1ИЗНИ го рода, добавим мы. И обл'эс- тл. И всей »ристианск.тй Руси. Все ли это понимают? Увы. Хотя после известия о, во;!В,ращении в 'собор мощей и предполагаемом визите' в Задонск Патриарха Мос ковского, , и = ж;ея Р.уси , Алексия местная власть двинулась навстречу Церк ви. Впервые . .за нослед- нне семьдесят лет! Туг было о чем подумать; город своей внешностью может покоро бить всяк-ого, а одних пало мников ожидается до 20 ты сяч челкшек, В Задонске, имея в веду вИзит Патриар ха. побывашо ^ к о е началь ство. После |этих визитов районное руководство, ок рыленное вн1^ а н « ем , при- стугшдо к !планированию объемов долевого участия в работе- солидных предприя тий обласшн'О^о центра. Я был на том первом совеща- нив и помню, гкак даослурию представитель облисполко ма записывал в блокнот все пожелания местного духо венства и администра'Ции. На бумаге тресты,, управле ния, главки вь|1ст1>аивались в строгую -КОЛС ков и благодс По кабинету I хали цифр»! - . териалш-ые заюраты прибли жались к полумиллиону- А на освоение -[- меньше ме сяца. Задач1на! После этого в районе и обл-асти дрошел целы)) раунд совещаний, в торых вьшея! дила м( так и не да. , местной газет* формация о выделении 250 тьюяч рублей Грязинским пищекомбинатом, головным предприятием I Задонского овощесу1Шилън1вго завода, того самого, который деся тилетия 'нещада) эксплуа- тирсвал монастырски1й ком- 1П1леис. Но йредства эти - до собора так и не дошли. Конечно, монастырю по могали в эти суматошные дни. Прежде всего —- Воро нежская епархия и сам мит рополит М.ефодий. 15 ты- ечч ■перечистил задои'ский совхоз «Кашбинский». В ечнтанньве дни укутали ас фальтом монастырское под ворье дорожники, сварили и установили внуггреннюю -мар шевую лестницу специалисты местного «Агросервиса». Де- сяткам'И ехали и шли; сюда христиане, бравшиеся за любую работу. Быстро мо нахи привели в порядок ри зницу, оборудовали две па перти. В это ж е самое время кто-то приворовывал у мона стыря — таскал по ночам плиты будущих ступенек, и поэтому. вьшуждены были вьктавитъ ночной дозор-.. . Так шда -подготовка. Исполвйющий обязанно сти наместника архиматдрит Нькоя, которого я видал в эти дни то за верстаком в ворохе стру)жек, то в алтаре вэ время службы, то в ко ридорах 'Райисполкома, как всегдд спокоен, но сегодня, кажется!, и отчасти удовле- тверея: многое все-таки ус-: пели. Мы поднимаемся с ним на хоры, спускаемся в нижний, подвальный этаж храма — всюду следы забо тливых рук. На небольшом возвышении в соборег рядом с алтарем установлена и рака, предназначенная д т мощей угодника божьего. Что ж, доживем до 'поне дельника. В. ИВАНОВ. СООБЩАЕМ ХРОНИКУ ТОРЖЕСТВ. НАМЕЧЕН НЫХ НА 26 АВГУСТА. Р 9 утра после всенощно го бдения и утрени от Вла димирского собора по напра влению к автостанции от правится процессия для встречи ката|да1лка с мощами святители Тихона. К этому же о1юку ожидается прибы тие Патриарва Московского и всея Руси Алексия и ми трополита Воронежского и Липецкого Мефодия. ^ т е м процессия двинется в об ратном направлепии- Мощи вернутся нря своды храма, где состоится торжественное богослужение.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz