Ленинское знамя. 1991 г. (г. Липецк)
Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 10 августа 1991 г., № 156 {19 053) Еще раз о судьбе липецкого трактора И завели свое подворье Отмечены ВДНХ И даже сапожник без сапог Н ОВОГО липецкого трактора до сих пор И трудно оказать, будет Е1сли бы я была суеверна, я бы рештаа, что над этой машгшой висит проклятье Сатаны- Но в разную черто вщину сейчас мало кто ве- Эначит, проклятье людей? Что за страна такая? Лю -. бое умное дело, талантливое итобретение, открытие про бивается в жизнь с неимове рным трудом и иногда уми рает, тан и не придя к лю дям. Бывает, умирает вмес те с соадателем- В лучшем случае — подберет идею ка кая-нибудь заурядная зару бежная фирма и, глядишь, уже прославилась, мировым экопортером стала. И мы к ней на поклон — за свое -же золотом раюплачиваемся- Почти дра десятка лет ддагтся эта история. Сначала созданный липецкими конст рукторами интегральный тра ктор давила Пресловутая ад- министративно-жомандная си стема, -потом мешали, якобы, чьи-то лич 1 НЬ 1 е симпатии и аятияатии, ведомственные интересы и-амбиции. Похо же, об интересах Отечества не думал никто. Ныв^, вроде, в России все изменилось. Ан, нет- По- црежнему в ноги кланяемся Западу, выклянчиваем новые машины, новые технологии. , А лерапективиого трактора так и не имеем.-. В ПРОЧЕМ, что значит не имеем? На днях я была на заводе и со бственными глазами- виде.ш тысячу раз воспетый мсхани заторами, испытателями, уче ными красавец ЛТЗ-155, Но вехоньмий, с иголочки. Трактор собирался в до рогу- В Финляндию. На по каз.: Его заботливо укрывали брезентом, поглаживали со всех сторон и песто- ваяи, а он, мощная громадина, гляделся с кузова фургона как-то пе- чалшо й сиротливо, цапоми ная циркового слона, устав шего от дальних дорог и тос кующего по своему углу. Опять смотрины... Сколько их уже было за эти годы! ПослЕнец ЛТЗ представал -перед взором премьер-ми нистра и ДОТОШН 10 ГО кресть янина, был предметом вос торга зарубежных специали: ■ стов и мяогах-мн'огах прочих посетителей выставок, где неизменно получал высочай шие опенки и признание- Но трактором как таковьщ, то есть серийной манишой. кот торую столько ждали, так и не стал: речь по-прежнему идет об опытных 150-силь ных .образцах, число которых за асе эти годы не достигло и сотни.. Итак, очередной образец готовили в оче^дную поезд- А в это самое время в те- ' сном экспериментальном це хе, не укомплектованном ка драми и оборудованием, не имеющем даже испытатель ных стендов, практически вручную, где на коленках, а где —^чего уж там! — и на четвереньках, собирали сле дующего по счету собрата. В этот же самый час про щался с коллегами талант ливейший конструктор Борис Сергеевич Собченко — ре шил уйти с завода. Отщав- ншй лучшие годы работе над новым трактором, «сломался» от безысходности. Я говорила с ним буквально у (порога, который он переступал в последний раз- И не ,забуду, его горькой усмешки: «Наш управляющий два в»овора получил за то,, что не обес печил ЯВК.У конструкторов на. оборку. Не за то, что до- кумента'Цию не подготови- А радом, в тех же коридо рах. взывал к участию веду щий сотрудник Всесоюз 1 ного научнотисследователъск о т о инстатуга сахарной свеклы Алексей Он 1 уфриевич Про ценко, «Да вы только пойми те: если в следующем году не будет тракторов, у нас на Украине все работы остано вятся-..» Он имел в виду пвд- готавиу навесной техники к нов-овусу трактору' — этим в республике занимает ся сейчас не один коллектив. «Так что же им, •—говорит, -~ продолжать работать на ]^ще проблем а: на н ач ал о прошлсмго м ес яц а поставка комплектующ их и зд е лий д л я прои зводств а ин тегральных тр акторо в бы л а со гласов ана лиш ь н а 54 процента . К а т а с троф ически не х в ат а ет с те кол , р е зинотехнических ф о р м овых дет а л ей , упл о тнит е лей , н екоторы х и зд е лий а в тотракторного эле ктрообору до ван и я , гидроагрегатов , под шипников. Т ан подробно пе р ечи сляю это только д л я то го, ч т с ^ы д а т ь понять : с ло жности ва31Ни.каЪт отнюдь не с пустяковыми пружинками . как человека оптимистично го. но на сей раз, признать ся; была удивлена, услышав: «Теперь нам совсем уже ру ки отбили...» Пёрспеттива оказалась в густом тумане- И (цусть мно гое Нико.т 1 ай Григорьевич го ворил в запале, отчаявшись и разуверившись, —/ дейст вительность никак не/настра- ивает на мажорный лад. Ми нистерство висит на волоске, и там сейчас не до трактора. Обращались с письмом к Президенту ст 1 жньГ —и ^пи сьмо это. несколъио задержа- Р о с ш я в о з в р с ш ш т и ^ к с о х ^ ? ксрзину или уж сразу разбе гаться''?» ' ' - Что ответит ему собесед-. ник — Алеисавдр Сергеевич Дурманов? Один из сюздате- ■ лей этого трактора, он бил ся за него, что на зывается, в крсхвь что скажет он сегодня? Ну, не о том же говорить, что двухлетней давности поста новлением бывшего Совмина страны наладить серийный выпуск машин 1 П 1 ред'писъша- лось уже с начала нынешне го года, Сроки ведь снова отодвинуты, ввод моптностей намечен на 1993 год. Да и опытные об 1 ЖЗЦы «не поспе вают» за графиком: в теку щем году в эксперименталь ном цехе завода должны со- б'рать двенадцать тракторов, но хоть бы наполовину спра виться с этой задачей! Да, утешиться нечем. В то время как продолжающиеся испытания Л'ГЗ-155 в разли чных регионах страны под тверждают их высокую эф фективность на вовдельша- нии и уборке сахарной свек- ,лы, кукурузы, овощей, кар тофеля и других культур, завершающий этап доработ ки конструкции, и организа ция производства . трактора по-прежнему буксуют. При чин тому много- Главная — отсутствие централизованно го финансирования как со стороны Минавтосельхозмаша СССР, так и Госкомитета по науке и технологиям. Пора дели пока лишь российское Министерство сельского хо зяйства й продовольствия и Ассоциация крестьянских хо зяйств и кооперативов, пообе- шавшие в складчину выделить для продолжения работ шесть с половиной миллио(нов руб- Так из чего же тогда трак- тор-то 1 делать? Выход из этой ситуации не прост- В|ремена ньшче та кие. что за милую душу те бе никто ничего не даст. Ссылаясь на отсутствие мо щностей, трудовых и матери альных ресурсов, ряд органи заций попросту отказывает в поставке комплектующее из делий или намекает на доле вое участие в финансирова нии их производства, в том числе в валюте. В последние два года предпринимались - равные ПОПЫТ.КИ, чтобы все- таки согласовать поставки полностью. Усилия, однако, успехом не увенчались. Есть проблемы и внутрен него порядка, которые также усложняют скорейшую дора ботку конструкции трактора. Прежде всего, это малые мо щности экспериментального цеха завода, не позволяющие изготавливать нужное коли чество образцов для офици альных испытаний, не говоря уж о вьшолнении дополните льных заявок потребителей. Предуомотренноё же проек том реконструкщии строите льство нового экрпе'римента- льного корпуса еще далеко до завершения- Добавьте к этому неукомилектованноегь конструкторских и испытате льских подразделений ош> 1 т- ными специалистами (мно гие уходят из-за низких за работков), и картина, дейст вительно, предстает мрачная. С ЭТИМ вопросом я об ратилась к генераль ному директору ПО «ЛТЗ» Николаю Григорье вичу Заго^рско'му, Знаю его вшись в Кабинете министров, пошло гулять по рукам «ни жеследующих» руководите лей. Те вняли, что-то пообе щали — в который уже раз?! Да и можно ли теперь верить устным обещаниям, если да же известные постановления ЦК КПСС и Совмина СССР, принятые в 1985 и 1989 го дах, практически не вы полняются? И на пло щадке, где полным ходом должна идти реконструкция, —'затишье. Не более трехсот человек трудятся сейчас на сооружении важнейших объ ектов, в до В|ремя как плано вая потребность превышает две тысячи человек- На скла дах объединения скопилось неустановленного оборудова ния более чем на 36 милли онов рублей,; к началу буду щего года запасы его увели чатся до 90 мил;шонов руб лей, между тем ближайшие планы генподрядного треста «Промстрой» отнюдь не пре дполагают подготоБку произ водственных площадей под монтаж оборудования. Но не только темшы реко нструкции предприятия тре вожат директора. Срывается программа строительства жилья, объектов медицины, учебных учреждений, спорти вных сооружений. И если все это уйдет за пределы девя ностых годов, многолетний напрявкенный труд потеряет смысл, понесенные затраты сильно осложнят финансовое положение 'коллектива, а фактически ‘-г разорят его.. С и ту аци я слож и ла сь чре з вы ч айн ая . П редпри яти е , ко тором у сам ой судьбой н азн а чено ста т ь заводом интегра льньЕх машин, выйти на пе редний край прогресса не только в нашем, но и в ми ровом -траеторостроении, сда ло поешции, потеряло прио ритет в столь леропективном деле. Как известно, интегра льная схема липчан уже во площена в новых машинах целого рада зарубежных фирм. Не дремлют и блшк- ние коллеги- Прождав деся ток лет и иочерпав! терпенье, взялись за перо руководите ли Рида научно-исследовате льских институтов — недав но они обратились*к предсе дателю Кабинета министров УССР с просьбой рассмотреть вопрос об организации про изводства тракторов ЛТЗ-155 на одном из заводов .ресцуб- лики. Дай-то Бог, хоть где- нибудь поставили бы на кон вейер чудо-машину! И все же... Как все же больно чи тать эта строки в письме с «чужими» печатями: «Техни ческая документация на тра ктор ЛТЗ-155 полностью ра зработана- имеется -на Липе цком тракторном заводе и может быть передана для ис пользования на предприяти ях Украины». Да ведь и там теперь, если возьмутся,' ско лько еще времени' нотеря- Тацовы факты. Ьет толь ко ясных аргументов. О ста рых оЕшбках писать (в ко торый уже раз!) ни к чему, а новые — разве не. продо лжение старых? Но одно ПОг вторить хотелось бы: цепро- стительное запоздание с поц- держдой смелой конструктор ской мысли обернулось боль шими (Потерями. Причем не только материальными, но и нравственньвди, и. если хо-' т.ите, политически|МИ. Обидно сознавать это- А тем более — мириться с -ЭТИМ. Вот поче му так важно сейчас изучить и использовать все возмож ности для того, чтобы в крат чайшие сроки поставить тра ктор на производство, по- ■иочь емуч скорее выйти на просторы полей. А ждут его верно и пре данно. По-прежнему в адрес завода, лично ■Дурманову идут сотни писем с прось бой продать опытные образ цы машин. Пишут институты, хозяйства, арендаторы, фер меры, Люди, знающие об ЛТЗ-155 не понаслышке: видели его в работе, хорошо знакомы с техническими ха рактеристиками. Везет гажа немногим. Но знали бы вы, как берегут эти письма созда тели трактора — разве не в них столько лет находили онИ' подцершку? И сейчас —тоже. Ведь не может же быть, не должно быть так, чтобы очень нужная крестьянам ма шина не н ^ л а к ним доро- П Р ^ВИЖ У одан во прос: так ли уж надо биться сейчас за тра ктор, коль не хватает в стра не самого элементарного? Но если не сделать прорыв, ес ли не будем смотреть в зав- 'тра, мы можем навсегда по селить в своих глазах со бачью умилшность и предан ность, обращенную к Запа ду. Если мы поставим крест на Отечестве, то так тому и быть,- Но ведь мы не устаем говорить о возрождении Рос сии (вспомните предвыборные обещания кандидатов) —так и давайте возрождать! Неу жели нам только и осталось, что упасть в ноги мистеру Бу шу. господину Колю или япо нскому премьеру и слезно попросить: «Благодетели, по могите сделать трактор, ко торый будет не только не хуже ваших, но и превзойдет Что, иного пути не видно? Или Не хотим видеть? . Г. КАИДАШКО, экономический обозреватель «Ленинского знамени». -Адрес подсказало письмо « КУЛАКИ » С ДАЧНОГО Валентин Дроздов, потомственный «еха- ниватор, работал 'в ' Добринском районе, Марфа — доярка в одной из ■ деревенек на Белюродчине, Выло недоброй памя ти в:ремя, когда колхозники почти ничего не получали за труд. А лотом из-за неимо верно высокого налога пришлось пустить под топор сады. Поубавилось скота на подворьях: его тоже причислили к сред ствам непомерного обращения. Жизнь на селе все уэо'дшалась. . И Дроздов подался на . поиски лучшей доли, на за длинным рублем потянулась и Марфа.^ Будучи добросовестной и тру долюбивой, она просто хотела, справедли вой оплаты своей работы, Словом, оба •оказались в чжте тех, кого унес поток миграции, не прекращающейся и по сей Судьба свела их в Липецке, развивав шемся, в то время осюбенню бурно. Он устроился на завод «Стройдеталь». Ее приняли на стройку. Здесь они и повстре чались. Перед свадьбой пришел он в ее общежитие, забрал пожитки, умещавпшеся в чемодане. И появилась в Липецке семья Дроздовых. Ничего, что ютились по вре- мявйсам — в молодости все легко. А ко гда прочно стали на нош, глава семьи» - с ка зал : — Будем строиться. На заводе я уж е ' толковая — помогут. Место на окраине города, что отвели им под дом, Марфе понаадлу не понрави лось: бурьянный пустырь да свалка. . И хотя день ото дня поднимался их, как лю бил говорить Дроздов, семейный объект, она частенько скучала. Да и у него с не которых пор появилось чувство, будто че го-то недоста 1 ет. Бывало, поедет на город- сной рынок, почует запах укропа или уви дит ша'пку подсолнуха, и заболит душа. Им, людям крестьянского корня, нелегко бьш) входить в новую жизнь. Выход на шел Дроздов, предложивший завести хоть какую-нибудь живность, Так на усадьбе появились кролики. По том купили дозу, котоцжя давала каждый день цельпс два литра молока. Поутру во дво 1 ре стал позванивать пвдойничек. И этот звук исцелил Марфу от тоски. По веселел и супруг. Е5му нравилось, что же на по вечерам прямо как в деревне са дится за прялку — пух тоже был козий. Дела! у Дроздовых налаживались. Спра вив новоселье, они постепенно обустфанва- ли дом, он полутался добротным, ладили надворные постройки. Как-то приехала в , гости мать главы семьи Акулина Иванов-, на. Рачительным крестьянским взглядом окинула заботливо ухоженную усадьбу: — Под боком у вас лес, в самую пору и корежу завести. Так и быть — отдам вам телочку. Супруш понимали: мороки будет много, и перво-нанерво — заготовка кормов. . Но не спасовали. Настоящая предприимчи вость взядо верх. Очень' уж крепок у них этот самый крестьянский корень, ебли в условиях растущего городского поселка сталн д ер ^ т ь корову. Ведь это сейчас людям хозяйственн'Ьш и инициативным простор открыт, а тоща такое, мдпко го воря, не поощрялось. Бывало, погонит Марфа буренку паста, а поселковое на^ чальство лютует. Лецу, дескать, ущерб} отдыхающим — помеха. : Сено косили на самых бросовых не,удо- бьях', да и то украдкой, по вязаночке но сили его на руках. Однажды в лесу Мар фа ,увидела лошадь. Подошла побжже И ах'нула. Она была сплошь исполосована темными кроБоподтеками и ранами. Ее^ как видно, нещадно били. На одном Щ бедер вырезали ' звезду. Марфа позвала| лошадку, и та, видно, почуяв доброго че ловека, покорно пошла за нею. Выхаживали израненную кобьиицу дол го, терпеливо. Забегая вперед; окажу), что хозяйка, доща я гостил у ;^оздовых, по казала мне ее. Я трепал пышную гриву и удивлялся, какие у спасенной лошади кроткие, доверчивые и умные глаза. Теперь у Дроздовых появилась надеж ная помощница. Веста хозяй,ство стало легче, и они решили расширить его.' Бла го, к этому времени в нашей жизни нас- 'тупили дойюжданные перемены. Сейчас Марфа Кузьминична и Валентин Василь- ев'ич на пенсии. Держат Двух коров,, от кармливают бычка, хотя при доме участок всего семь сотых гекта'ра. Но нынче не мешают пасти скот в лесу, больше возмо жности заготавливать сено. Огород же, в основном, дает картофель и овощи. Познакомившись с Дроздовыми, я понял, что их крестьянские заботы не ради одной сытости. Не смогли они оторвадься от земли. Да и детей хозяйство помогло во спитать трудолюбивыми. Выгода такой предприимчивости (привлекла других жи телей поселка. Сейчас на Дачном уже оданнадцать семей держат коров, и еще есть охо!таики обзавестись буренками. Но они выжидают, когда станет более надеж ной кормобаза. Да и со -сбытом цродукции много неурядиц. Приемного пункта молока в поселке подш нет. Поэтому владельцам коров приходится самим искать, куда .оп ределить молоко. Одни ' всё оставляет Для себя, другие везут на рынок. Дроздо вы торгуют в самом поселке, понупате- . лей достаточно. И спрос . растет, потому что молоко из магазина н е . может конку рировать по качеству с тем, что продают «частники». Марфа Кузьминична прислала письмо в редакцию, в котором с горечью сообщает о. том,' что в поселке к тем, кто имеет ко ров, не всё относятся добренкелательно. «Кое-кто называет нас кулажами, — пи шет она. — Что же, если такие лнвди, как мы, — кушаки, то они достойны лшпь уважения, потому что всего достигают своим нелегким трудом)». С этим нельзя не согласиться. А. ЗАМЯТИН. В ЧИСЛЕ ЛУЧШИХ— «СОКОЛЬСКИЕ ОГНИ» ,. Радостное известие приш ло недавно на Липецкий ме таллургический завод «Сво бодный сокол»: по итогам Всесоюзного конкурса «Ус корение — дело всенарод ное» многотиражная газета предприятия «Сожольские ог ни» названа в числе его по бедителей. Колдективу вру- ли коллег из различных пе чен Диплом второй степени риодических изданий СССР, ВДНХ, а бывшему редактору включая центральные. А ведь М. И' Го;рькаеву (сегодня он «Сокольские огаи» впервые работает в областном комите- ' решили посоревноваться на те по охране природы) —ёе- столь высоком уровне. Зна- ребрянал медаль главной вы- чит, ееггь еще порох в поро- ставки страны. ховницах? Остается добавий>, что липецкие журналисты обош- П. МЫСИН- Вот так собирают новые трактора в экспери ментальном цехе завода; а эта машина уже гото ва к работе; много забот у генерального директо ра производственного объединения «ЛТЗ» Нико лая Григорьевича Загорского, но главная — ре конструкция, строительство жилья... «ИСКОРКА» ЕДЕТ В АНАПУ Профком Новолипецко го металлургического ко мбината купил путевки бо льшой группе юных само- деятельвых артистов в пи онерский лагерь под Ана пой- Речь идет о ребятах из образцового танцеваль ного ансамбля «Искорка». Сорок активных участни ков его будут в течение трех недель отдыхать на Черноморском побережье Северного Кавказа, хо дить в увлекательные по ходы, заниматься люби мым искусством. Ансамбль «Искорка», которым вот уже целый ряд лет руководят боль- нше энтузиасты своего де ла супруги А. М. и Л. И- Шутовы, одни из самых популярных творческих коллективов Дворца ку льтуры НЛМК. В нем около двухсот юных лю бителей. Так что же, в Анапе будут не все? По ка что нет- Но уже на будущий год профсоюз комбината пре дполагает вручить беспла тные путевки другой та кой же группе искровцев, н так же — в последую щие годы. А пока первые полпре ды «Искорки» уже на пу ти в Анапу. А. ИВАНОВ. Информируем ПРАКТИКОВАЛИСЬ НА ЗИЛе... На московском заводе «ЗИЛ» закончилась трех месячная практика второ курсников липецкого про фессионально - техничес кого училища № 10,, кото рые овладевают специа льностью слесаря по сбо рке холодильников. В сто лице они, стало быть, со бирали знаменитые зилов- скне холодильники. Ну, а в Липецке? Где ждет их эта работа? На НЛМК, и уже сов сем скоро. Перейдя на следующий курс, первая группа будущих специали стов такого профиля про учится в училище еще где- то полгода. А уже в нача ле 1992-го ее ждет рож дающийся на комбинате мощный цех по'производ ству холодильников-^ На чнется комплектование Не за горами появление первого холодильника ли пецкой марки, чье произ водство, как известно, бу дет советскотнтальянскнм. В десятом профтехучили ще, которому поручена подаотовка его сборщиков, в свою очередь сейчас модернизируется учебная Н. ПАВЛОВ. Лечат, как в Калифорнии ЛЕНИНГРАД. Специалисты Ленинградского центра «СПИД», используя опыт коллег из аналогичного КаЛифорнийсксг го центра, в США, стали обслу живать часть пациентов на до му. В городе заражены смер тельным вирусом 60 человек, многие не нуждаются в стаци онарном лечении, поэтому нет смысла содержать их в пала тах- Причем обследование, про цедуры, вызовы врача — все бесплатно. Финансируют центр Минздрав СССР и мэрия го- (ТАСС). Реплика ЕСЛИ ТУФИЛ ПРОСЯТ КАШИ... Впервые я столкнулся с этой проблемой в феврале текущего года, когда порвались ботин ки- Обратился в ближайшую сапожную мастерскую № 16 на 11 микрорайоне. Мастер объяснила мне, что загружен ность очень большая и выпол нить заказ смогут только че рез полтора месяца. Такой вариант не устраивал. Поехал в мастерскую «Сапо жок», она оказалась тоже за битой обувью до отказа. Бо тинки я здесь все же сдал—ку да деваться? Ремонтировали их более месяца. Почему так происходит? Сапожники пояс нили, что в продаже новой обуви нет, вот все и несут на ремонт старье. В правоте этих доводов я убедился еще раз, уже в и)ю- ле, когда потребовался ремонт сандалий. Возник вопрос: коль сложно с новой обувью, почему бы не организовать лучше ремонт старой? За разъяснением обра тился к генеральному директо ру областного объединения «■Липецкоблобувьбыт» Н. Р- Голякову. Николай Родионович рас сказал о своих проблемах; — Обувь отремонтировать сегодня, действительно, нелег ко, С начала года мастера си дят без клея. Его раньше за купали за границей за валю ту, а ее, как известно, сейчас нет. Плохо с поставками кожи. гвоздей. В общем, работать приходится на подсобном ма- После разговора с Н. Р. Го ляковым я побывал еще в мас терской «Башмачок» на " 10 М 1 Икрорайоне, в мастерских на Н микрорайоне, на улице Га гарина, расположенной в До ме быта на площади Плехано ва. И действительно, если с кожей и гвоздями в мастерских дело обстоит- сравнительно не плохо (хотя кожа поступает в осяовнрм темного цвета, пло хого качества), то с клеем — беда. Пробовали его заменить отечественным клеем «Аван гард», но он очень низкого качества- Пошли жалобы от клиентов. Картина безрадостная- А что д<е в перспективе? ' — Положение критическое,— рассказывает и. о. директора областного объединения «Ли- пецкоблбытсоюз» В. Д. Па хомов. — Куда мы только ни обращались по этим вопросам, и областное руководство нам помогает, но нигде не получа ем положительного ответа. Наше Мшистерство «Росбыт- союз» просто отказало обшасти в поставках клея, кожи на 1992 год. Всерьез думаем пос тавить этот вопрос перед Пре зидентом РСФСР Б. Н. Ель циным- Если и он не поможет, придется свернуть работу всех обувных мастерских области.-. Вот, оказывается, какая это непростая, проблема — ремонт обуви. Если раньше в городе почта на каждом углу сидели сапожники и зазьгвали клиен тов, то теперь, с развитием на уки, техники, сапожное дело... пришло в упадок, мастерские страдают от отсутствия мате риалов. Дефицит добрался и сюда. Так что если туфли се годня запросили каши, нет ни какой гарантии, что они вам еще послужат. В. ШЕБЕКО-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz