Ленинское знамя. 1991 г. (г. Липецк)
ЛЕНИНСКОЕ З НАМЯ 31 июля 1991 г., № 148 (19 045) Решил начать с нуля. Артист пришел в школу Служить бы рад... УРОКИ ДОБРОТЫ Скромная, хрупкая женщи |а. В такой и характер1то не сразу определишь. Но отчего так тянутся к ней дети? А ведь их не проведешь! Без ошибочно выделяют добрых и милосердных, умеющих по. нять, защитить, отстоять. В детстве это так важно—знать что РЯД 01 М надежный взрос лый друг. Вот таютй, как Вера Андреевна Меркулова. “! Александровской школе- интернате, что в Елецком районе, ведет она уроки ли тературы(. Стремится, что бы помогли они ребятам лег че войти во взрослую жизнь, распознавать доброе и худое, высокое я низкое, истинное и фальшивое. Этой дели под. чинен каждый день жизни скромной сельской учитель. НА СНИМКЕ: отличник народного образования В. А. Меркулова. Текст и фото А. ЩУРОВА. «НЕ ХОЧУ БЫТЬ БОЛЬШЕ ДУЭЛЯНТОМ» (Окончание. Начало иа 1 -й стр.) .ВНУКИ БУДУТ ЖИТЬ ПО-ДРУГОМУ (Окончание. Начало на 1-й стр.) суждалась не только на за воде. Собирались конферее- . ции ло инициативе обкома партии, ваместитвлем миеи- стра проводились всевозмож ные совещания и так далее. Состав.шлись толковые ме- ро!:ри,ятня, кютарые, в ос новном, сставались на бума ге, А если шять «Эльту», отрасль 1 в целом, .то по ква лификации наши специалис ты ничуть не ниже ведущих зарубежных коллег. В чем же тоода нричина? Я ее ви жу 1 в существовавшей .пла- ново-ховяйственной системе, которая не вадела человека. Эта неуклюжая система — наша общая беда. Потому и советская бытовая алектрю- ника по качеству так отли чается от продукции передо вых западнык фнру 1 . — Да и пенять, кроме как на самих с^ я , не на кого. Та же «Эльта:^ выпускает ки нескопы, качество которых вызывает далеко не радост- — А я вам только один приме|р приведу. Несколько лет назад волевым поряд.кюм нам яавя]зали неотработан- ные констру 1 нцию и техноло гию 1ЛИНИИ по ПрОИ;ЗВО|ДСТ|ВУ усо 1 вершенотвовавных кине скопов. Монтаж и пуск ее стоил |П 0 та и К 1 Р 10 ВИ специа листам, рабочим. Но русский умелец и не такие вещи вы правлял. И мы линию пусти ли, однако... мирового уров- = ня так и не добились, хотя тех,ноло 1 гия была импортная. Опрашивается, почему? По тому что новая технология оказалась неподкрвпленной отечественными материала ми вьюокс 1 Го качестви и вы- СО.КОТОЧНЫМ оборудованием для о 1 бработки меггаллс®. Есть и еще причина: не действуют -чк^томические рычаги, о необходимости ко торых нависаиы тома. Я по нимал своих ннжеяерюв, ко- Т0|рые не хотеиш за 160 руб лей взваливать на себя лиш нюю обузу по доработке ЛИ НИИ. Больше они не получат, хоть наизнанку вывернись, лот( му что сверху дали фонд о -.-'-.ты труда « ни на копей ку в сторону уйти нель.зя. Наша система не позволяет мыслить самостоятельно, она приучила к уравниловке, а значит, к безответственности. Допустим,, что .дали деньги, но они все !равно раствсрят- ся по, заводу, а ее попадут к толковым людям. И я понял, в условиях го сударственной системы не. возможно изменить старый механизм хозяйствования, который стал тормозом всей нашей жизни. И ушел. Что бы доказать эффективность иной формы собсшенности, — Замечу: вы ушли не просто тш{, а «прихватив» с собой два инфаркта, полу ченных за годы работы на — Выло. Но было и жела ние р^отать. И оно под,- креплялось.насту 1 Иишпими пе ременами в нашей страяе: набирало силу кооперативное движение, предпринима. телыство. К ним присматри вались и мы на заводе, со бирались ажюле '{хи^ты, об суждали, спорили. И в ито ге открыли малоё цредприя- тие. Не все по.дучилось, как задумывали, в .чем-то оши бались, учились яа собствен, ных офиб|ках.,. — Мне почему-то всегда казалось, что это большой риск, да, одчиаю, что и боль шинство людей так считает. Наш образ жизни сложился, мы все дети системы: прихо ди на работу, получай зар. плату, даже если за целый день палец о палец не уда рил. И вдруг расстаться с гарантцровашним государст вом куском хлеба? Есть риск? — Еще какой! Вы пра вильно сказали: остаешься без гарантий. Но и окупа ешься совершенно в незнако- мую сферу деятельности. > Кто нас этому когда учил?! Я помню, как поначалу мы попали под крыло одной об- ществениой организации, вы ступившей нашим учредате- ,псм, сюа тут же стала дик- тсвать нам свои условия. Опять знакомый диктат? Вы ходит, что поменяли толь ко хозяина? Решили риско вать дальше — открыть ча стное предприятие. Совме стно с внешне-акономичёс- кой ассоциацией «Центр де лового и научно-техническо го сотрудничества» учре дили несколько малых пред приятий. В Ельце открыли свой филиал ОТ' Мос 1 Квы,. д.и- ректо.ром которого я и явля- кюь. Мы курируем, орм,ога- ем развиваться нашим подо печным, открываем новые по!Драаде䈫ия. А как реально ельчане почувствовали ваше появлё- — Мы ,зарегйстриро 1 ваны в феврале нынешнего года, но кое-что успели сделать. «Элегант» реализовал кру жевных .изделий более чем на 40 тысяч рублей. Пред- нриягие «Маркет» привозит и продает в Ельце рыбу, ово щи, У .этой команды тесные контакты с Астраханской об ластью, торгует помидорами, причем, не по 6 —7 рублей за килограмм, как на рынке, а по 4 рубля. — У вас за ялечами бо льшой опыт работы на гос предприятии, тепе 1 % вы по пробовали силы в новом де ле — частном бизнесе. Где труднее? ~ Я опять-таки только 0 |Дин пример приведу, и вы поймете. Чтобы открыться «Комплексу», ребятам, а их всего два человека, ' приш. лсюь колесить по всей стра не в поисках сырья. П ово да они сидели без копейки. Трудно? Да, я не скрьжаю. Но зато никто не сковывает наши действия, инициативу. Мы учимся работать тво!рче- ски, свободно. Есть идея? Об суждаем. помогаем внедрять. Недавно пришли к нам ин. тершные ребята, предложи ли попробовать свои силы в организации коммерческого телеканала. Мы' пом 01 гли... - А не многовато в Ель це телеканалов, вот и «Ве ста» запустила кабельное те левидение? Но разве это плохо? Мы - - за здоров.ую-' коику- решщю, щ,усть люди выбира- нимателями, не раз слыша ла, что они в долгу, как в шелку. А как у вас? — Долгов у нас нет, и дай Бог, чтобы их нико гда не было. — Все же интересно, как вы выкручиваетесь. Или это коммерческая тайна? — Коли мы учредили ма лые предприятия, шомогаелГ' им, то имеем, естеёт 1 веннО:, с этого небольшой доход, ко торый, правда, не решает врех наших проблем. Второй йсточник на этапе становле ния коммерческого тпред- нриятия — маркетинповая деятельность по прив.печению зарубежнык и советских ин вестиций и инноваций на предприятия области и горо да. Но тут есть проблема— ;дороговиз 1 на валюты, к чему руку и.-ршюжило наше цен. тральное правительство. Тан вот, мы иалади|ли контакты с фирмами Австралии, Поль ши, Китая, Израиля, нашли способ закупки валюты. На втором этапе нашей работы шланируем создание совмест ных предприятий, а ;затем— строител 1 хтво сюбствениых. Мы не живем одцим днем, заработанные деньги вклады ваем в дело — они должны работать, а не храниться в — К предпринимателям отношение разное. И хоть грешно заглядывать в чужой карман и считать чужие деньги — заглядывают, а дотом судачат, что гребут 01НИ деньги лопатой. А вы, Александр Иваиович, стали богаче? Д 01 ровавшись, в К 01 чпату„ где были ;гости. Без тычка в спи цу я пулей летел к даме, ес- ти та роняла платок или зонтик. Помню эпизод, когда .мои родитель, осмотрев се бя в зеркало и чТО-то уви дев, ;^апрётил■ себе идти в театр к велииой скорби ма тери. Эта манера, этот лоск достались „мне по наслеист- ву: где бы и кем ни работал, стараюсь выглядеть жени хом лере|Д две(рями ЗАГСа. Своих знакомых, которые мо-' гут. ходить во « 1 вчерашней» рубашке и, .изв,ините, с ,рас-.. стегнутой ширинкой, не по нимал и, раньше. А между прочим, работать мне при ходилось и на пчельнике, и в свияа)рни!ке. Ничего ‘ себе переходец. да? Но об этом Так вот, сколько помнит ся, считал себя (и продол жаю считать) интеллигентом. Не иачетником. поглотившим уйму 1ШИГ. о котором. у классика сказано «Они хо. чут свою образованность по казать...», а именно интелли гентом, для которого псня- тия Родины: и долга перед Родиной были святы. И не моя теперь вина в том, что Родину превратили в убогую .гюбирушку, а олово «долг» , ассоциируется в нашем соз нании Це иначе как с суммой данзнаков. Пионерское детство опу щу, там я !марши|рювал, как все, в строю, 1 лю 1 бил, как и все, дедушку Ленина — в об щем, ничего ■ интересного. Комоомольтая ’ 1 Юность бы ла отмвче(на конфликтами со оверстниками и со взрос лыми. Я не раз вступался «за женщину» (неважно, что она была сопливой девчон кой), и в’о|д1нО'й драке мне да. же сломали ручо?. Пшязка для меня была чем-то вроде аксельбантов. Я не «д^г в — Я уже сказал, что ушел не потому, что донаши ваю последнюю рубашку. Я начал дело, |рисмнув, как и многие, благополучием и сво им, и своей семьи. Честное нредцрини.мательство стоит до(рого, и наивно полагать, что начинать с нуля легко Полтода невероятных • .уси лий нашего «Ксмш 1 екса», а ведь Т 01 ЛЫК 0 приступили к вьшуску. товаров народного потребления. Немощи нет ниоткуда, хотя советские предприниматели в ней ;ну- адцаются. Ну, да то, хоть не вмешиваются— и то пом.ощь Эту старсну деятельности бивнесменов почему-то ни кто не желает видеть. Стал ли Я богаче? Пока из семьи уходит больше, чем дрилошу' в дом, и все же но- вал ра^та дает мне больше удовлетвореиия. Я верю в политику Президента^ Ель. цина, которая даст, человеку возможность реализовать свои опбс^обности и жить по. человечески, не считая дни' от еарплатр! до аванса, зави дуя соседу,* если у него.всть машина или две коровы. От сюда, кстати, и наше духов ное возрождение начинается, мы получаем возможность помочь ближнему и радовать ся его успехам. Ну, а бога тым я не стану ни завтра, ни через год. Я только верю, что мои внуки будут жить лучше меня. обиду» Кудрина и Бунина и насмерть равругался с учите лем, а потом, и с директором школы за то, что то.т гро- мш их яа уроке, попрекая бегством из России в труд ное для нее время. Попутно выяснилось, что педагоги мои ни того, ни другого тол ком не читали. С этим фе номеном бевапелляционнос- ти я потом сташкива.чся по- сгюя:нно, «О уже на следую щей ступеньке — в партии. Бот где с меня сбивали спесь, вот где мои мечты и грезы разбивались, как кара веллы Грина о гранитные утесы. Первый вывод, кото рый я для себя - сделал тог да: с партией тебе (или ей с тобою) по пути, и в науку, и в карьеру. Пусть закричит и замахнется теперь на меня кс.сты.лем ветеран с колодка ми на друди, пусть о 1 бэовет «.приспособленцем» — я и бро;въю не поведу. Пусть бес- .нуется, пусть держится, рак нищий за суму, за свои со циалистические идеалы. У него своя трагедия, на его беду (.или счастье?) неосоз нанная, у меня — своя. Нам ни в чем 1 не убедить друг друга. Ну, а дуэ.ли — они глупы и ничтожны, как глу па и ничтош 1 на вся наша те перешняя жизнь. «Не при. выкать до первой крови драться...» — эти порази-' тельные строчки романса больше не трогают меня. Хватит! Намахались саб;ля ми, нажонглировались пи столетами! В выигрьшевсе гда оставался секундант, сто. ящий от .греха подальше за березой. Хотя В 0 !истину так -- и сейчас «не привьшать»! Сегодня, когда мордуют .друг дружку коммунисты и Демо краты, сталинисты и несболь- шине 1 наро|Да. Впрочем, партия мне да ла многое. .Как, впрочем, и я ей. Будучи секретарем парторганизации, я четыре года поддерживал, то есть подкармливал ее аккуратно собирае'Мыми мною взноса.' ми. и .она выполняла наш уговор: ты - - мне, я — те бе. Щх)двину1лся в ДОЛЖНОС ТИ, пол|уч.ил ква.ртиру, ку пил .машину, и, кажется, раньше прочих. Нет, дорогой товарищ, большевик со ста- ^жем, мне нисколько не стыд но. Почему? Да потому что в любом нормальном обще стве, где нет «руководящей и .направляющей», достичь какИ|Х-,либо высот (не гово рю уж об алемеитаряом пра- ве — купить машину на соб ственные деньги) можно и будучи беспартийным. Для 'этого всего-то и требуется-т хорошо работать и шевелить м.озгами. Но ‘рая именно КПСС стала чем-то В 1 роде таможни на пути к нО|рмаль- ной жизни, я принял условия этой ицры. А что оставалось делать? Умереть^ со своими принципами в психушке или кончить жизнь ИСТО.ПНИК 0 Мв каком-нИбудь вонючем под вале? Но тогда бы я принес обществу меньше пользы и ■мои профессиональные ка чества оЮтались. бы невостре бованными. Бпро 1 че.м, если вы назовете мне кого-либо из руководящего эшелона, не .имевшего партбилета в кармане, я 1 возВ|М,у свои сло ва обратно. Но сегодня л кожей ощущаю эту дикость нашей вконец прогнившей си стемы. В общем, добившись «сте- пеией известных», .послужив партии, и .обществу, я на все . это плюнул. И начал «делать деньги». Просто понял, что для .интеллигентного чело века, потратившего, лучшие годы на учебу и чтение книг, уиизительно получать 300 ,рэ в месяц, тогда как со сед, выучившийся читать лишь наклейки на бутылках, приносит со своёй автобазы вдвое больше. На государст во, которому давно судьба таких, как я, .до лампочки, рассчитывать не приходи лось. Й я устроился в одну несерьезную фирму, аде по пять раз на день пьют чай и с утра кладут на стол те лефонную т]рубку. У меня е 1 сть «крыша» и кое-накой оиладец. Но главное в моей теперешней жизни не- это. У .меня' есть дом. Собствен ный! 'Правда, с «забалован- ным» щражними хозяевами участкам. Тепе,рь считайте: сад — огород — теплица да. ют .мне в год 10 тысяч лей, примерно 'Сто 1 Лько же рассчитываю получить ,от овинофермы. Плюс — ника ких идеологических штучек и переживаний о «судьбе Ро дины». Хотя, если честно, мне далеко небгораалична ее судь ба, от которой зависит судь ба моих детей. Да и клятву, которую я дал сам себе на верность России, еще в шесть лет, конечно же, помню. Но мне смешны сегодня попыт.; ки иных интеллигентов со вершить поступок. Пойти в народ, как в прошло.м веке? Выскочить на Сенатскую (то бишь .Дворцовую, Красную...) площадь, чтобы сказать в густой толпе правительству все, что о нем 110 ^маешь Вы ступить с разоблачительной статьей в газете? Да все это ноходьт на .попытку хромого дрыгнуть выше головы! Все гораздо серьезнее. Мы увяз ли в болоте, из которого не знаем, как выбраться. На ши духовные предтечи тем и занимались. Что расширя ли ЭТ .0 болото •— расстрели вали, 1 покаби.ли храмы и рус ские святыни, гнали взашей из страны инакомыслящих: Не 'Понимаю я и вас, жур налистов «ЛЗ». Столько лет поете с чужого голоса под одау дирижерскую палочку. Не на)доело? А ведь навер няка считаете себя интелли гентными. людьми. И что еще смешнее — убежденными. Все ваши игры в перестрой ку мне лично надоели. На каждое ваше слово мне про сто хочется, извините уж за откровеиность, плюнуть. Я ненавижу газету вообще, как орган, чьим бы он ни был. и все ее вьш.ороченные фун кции агитатора, пропаганди ста, организатора. Все, что вы можете, это 01 рганизовать кампанию по .вывозке • наво за или травда оппонента^ ■ Нет уж, лу'чше растить свиней и пр'одавать их на 'рынке. Пользы для общест ва будет бо 1 лъше. Вам, на верное, .интересно: неужто я не ощущаю тою .■ущерб. . ность? Отвечу честно — ощущаю. Теперь я вынуж ден тратить уйму В 1 реМени на технологию откорма и вычистку'моих свинарников, а вот выкроить час-др.угой, чтобы .расамотреть, как бы. вало, рассвет, почувство вать прелесть звездной ночи — увы..., :Как ин'геллигент- мальчик я уже кончился, сло - . мался. .как заво|ляая игруш ка. Но как интеллигент — музкчина я. может быть, то лько начинаюсь. Ведь даже моя .свиньи не мешают .мне читать сейчас, например,’ — ссвершенно замечательную вещь ■— разрешенную- нако- нец-то .книгу Бунина «Ока янные дни». Она яро нас, очумевших от свалившейся с небес свободы. .Прочтите, не пожалеете. И, может быть, протрезвеете. Я мог -бы н'аз!вать свое имя, мне нечего стыдиться, но у меня дае взрослые до чери, и я не хочу, чтобы на них показьшаяи .пальцем. АНАТОЛИИ С. Постсюриптум. Да, зачем я все это написал? Просто хо. чу предложить вам тему — «Интеллигент и перестрой ка». Или что-то в этом роде. Берите, не жалко. (Окончание. Начало иа 1-й стр.) Мне тоже об этом слы шать не приходилась. А пред.' Встречаясь с цредпри. назы.ва.ется «Этика и тетика поведения». — Вы уж меня простите, но не кажется ли вам, что заня лись бесполезным делом? Ну, что такое «этика» в наше вре- мя? Где она? Нужна ли? А детям, особенно, подросткам, всегда подай не4то конкретное, иначе просто не поверят. — Спа.сибо за откровешюсть. В общем-то, я согласен, поло жение у в.сех нас сложное, об щество разделено. Часть, при-' чем совсем .небольшая, что-то в себе пересиливая, старается выжить, сохранив человеческое — то есть, прощая, жалея, по нимая, на.конец, не отвечая на удар винтовочный -.. ' пушеч- »ь;м. О'сталь'ные — и'х, .как мне кажется, большинство — уси ленно работают локтями. Й ес ли ударят, то непременно так, чтобы тот, другой, уж больше никогда ИИ за чем не подошел. Они стремятся главенство.вать в жизни, поэтому все — себе, только ухватить, успеть, за.вт- ра будет поздио. При этом аб солютно неважно, кто там в какой-то момент оказывается под ногам 1 И. Мы не видим Друг друга.,Вот имеино, это важно — .не .ви деть человека. Так легче. Бы ли бы деньги, и тогда ника ких этических проблем .просто не возникает. Но! В итоге-то не перебьем ли мы друг дру га? Если в массовом порядке вот так жить будем? Ведь цс ну мудрости сразу не позна ешь... Поэтому всегда нахо дится кто-то один, «велеречи вый», за кем легко устрём. ется толиа. И получается боль шая драка. Нас легко в это втянуть — в боль Шую драку или мелкие дряз ги — по причине ужасающего бескультурья. Мы не . просто не готовы пользоваться эти кетом, он нам просто не ну жен. Вы заметили — под че стное слово уже никто ничего не даст. Требуют документ, бумагу... А ведь был на Руси уклад, формирова:зшийся ве ками, в него входил и кодекс чести — свой для крестьяни на, горожанина, для хорошего лавочника... Я уже не говорю о людях высокообразованных, особо вооп'рии.мчи.вых к куль- — 'Сейчас называются раз ные причины того, почему мы так нравственно и духовно обнищали. Вы-то что об этом думаете? — Мне представляется из начально ошибочной мысль о возможности все на всех раз делить поровну, всех сделать одинаково счастднвыми. Это просто химера, это невозмож но, поскольку разные мы все люди, с разными способностя- м.и и потребностями. Правда, очень терпеливые, до сих пор ж.ивем иллкмиями, что лучше будет когда-то, но — не сегод- ня. Это прочно укрепилось в нашем сознаяни. Веками при выкали малым довольст 1 во- вэться. — Все ли? Сейчас как-то особенно заметен слой людей, живущих, мягко говоря, в хо рошем достатке. Но духовны — Увы, в нашей ситуации выскочить из общего ряда удается, в основном, тем, кто предпочел стяжательство и корысть нравственным ориен тирам. Страшно еще и то, что .ги люди зовут народ к вы сям заоблачным, а сами о лич ных погребах лишь иекутся. Не с Родиной связаны и меч ты их детей, а с Гавайскими островами и «'Мерседеса.ми». — Власть предержащих име ете в виду? круг его единомышленников. А накормили людей! Да и Ва силий Белов своей прекрасной книгой «Лад» доказал еще раз, как высок и духовно богат был русский народ. Нам есть на что опереться. — Вы бесстрашный человек? — Да, что вы, я очень бо ялся. Ну, во-первых, какой из меня учитель? Я с огромным почтением отношусь к людям этой профессии, помню своих наставников, есть и великие примеры... А, во-вторых, пред мет мой — целина неразрабо танная. О чём говорить: толь ко о правилах поведения йЬи шире' — о месте и роли пре красного в нашей жизии? И ка.к? Мне показалось, что можно затеять свободный урок им интеллектуальные головр, ломки, игры, сочинения, в ко торых просил порассуждать о том, что составляет суть .вос питанного человека? О добро те и скромности. О красоте и естественности. Наконец, о га лантности. И получил доволь. но искренние раз 1 мы.шлерий. А одно сочнненяе прямо-таки поразило, дало повод вслух и всём вместе порассуждать о том, почему в школе они так стесняются своей неоднознач ности, доброты, ума, милосер дия. Многие уверяли: хотим быть, как все. — У вас, наверное, за год накопилось много впечатле ний о ребятах. Какие они, сегодн*яшние 15— 16-летние? ' — Ну, начнем с того, что они станут прекрасными, до- бросовестны'ми профессиона- ла.ми и материально, прорвутся дальше «ас. — Как вы Считаете, вам что- — Знаете, я только-только открыл для себя этих ребят, узнал их проблемы, проблемы школы. А ведь, по замыслу, предмет должен помочь за.вер- шенй 1 о формирования личнос ти. Вот и думаю, как дальше- быть? Как быть, если на «Вой ну и мир» не сослаться, ро ман «проходят» рановато, и он их не затронул? Как быть, если многие почти не общают ся с родителями? Я вам приз наюсь, в середине учебного го да был и вовсе драматический «ТРУД ДУШИ ТЯЖЕЛ и СЛАДОК » — Не только. Огромная часть интеллигенции .думает только о поездках на Запад. Поймите, я не за «железный заиавес». Скорее всего, Пли сецкая и Спиваков без посто янных творческих контактов с зарубежными партнерами обой тись не могут, но остальные... В родном Отечестве работы через край, по желающих за ниматься тем же просвети тельством все меньше. Сло вом, в устремлении любы,м способом выскочить из общей нищеты потерялась и наша рос сийская' интеллигенция. Ча;; сто врали своему народу и звали не туда: не к вечному^ а к сиюминутному,-до конца не осмыслеиному, а потому ложному. Горько и смеШ'Но: даже сострадать интеллигент разучился. Ведь что-то же долЖ'Но у меня, человека, в сердце дрогнуть при виде не мощного, сирого! Но и это по теряли, а если занимаемся бла готворительностью, то так, лишь бы откупиться. Хотя ми лосердие, сострадание — нор мальное состояние любого че ловека. Мы все можем много гово рить о душе прекрасных по рывах, а сами к ним, видимо, уже не способны. — Может быть, устали? — Нет. думаю, просто не верим. Закрылись свет и сила этих порывов. — Хотите попробовать как-то обозначить просвет для се- годняшних ребятишек? — Хочу, очень хочу. Меня всерьез занимает вопрос, как удалось Толстому побороться с голодом? Ведь так узок был — без жесткой регламеита- ции, оцен 01 К и :наказания. Неч то вроде задушевных бесед. — Вам повезло: все-таки ли цеисты. — В самом деле, откровен ных лоботрясов среди лицеис тов набирается, пожалуй, ' не больше трех человС;К на класс. Но трудностей хватает. Я. например,. предполагал, что легче будет общаться с гума нитарным классом, оказалось, наоборот — с политехничес ким: ребята глубоко и инте ресно мыслят, неплохо знают литературу, более ответствен ны. Парадокс? А может быть, просчеты сложившейся системы школьного воспитания? — Скцлько длится ваш урок? — Всего 45 минут, и лишь один раз в неделю. Смешно? Но ведь в других школах и этого нет. Хотя, в самом деле, этого очень мало. И поздно на чали. Это я понял где-то в середине года, когда стал пы таться вывести их на мысль о необходимости самост.роитель- ства, самоусовершенство 1 ва- ния. Приводил примеры вели ких соотечественников. Они слушали это как... красивую сказку: ну, было такое с Тол стым, да только их это не касается. Я понял — они не готовы к трудной работе ду ши, эта работа ими не осоз нана, как острейшая жизнен ная необходимость. Может, тот же предмет надо начинать вести уже с третьего класса? Во всяком случае, как можно раньше. Так вы только беседова- это —■ лицей. Не. пушкинских времен, но все-таки...' В ту по ру ведь не два >;ностранных языка учили, а пять, и лице исты в освоении наук'ставили перед собой прямо-таки немые, лимые задачи., лицей былвыс шим учебным заведением. При ходится ребятам и об этом на поминать, дабы скорее подви нуть к самосовершенствованию. Читаю им письма и дневники классиков. Интересуюсь, что читают 01 НИ? Из ответов анке ты узнал — много хороших, серьезных книг, публицистику, но достаточно большое место занимает сексуально-детек. тиввая литература. На рос анкеты, момент, когда мне показалось, что вот-вот, и я потеряю их интерес. Ну, представьте, вста ет шестнадцатилетний парень и откровенно так: .мол, о ка ком, этикете речь, когда даже форма не с межго плеча, и вы бора нет — носи, что есть... Он прав. Этикет с внешнего вида начинается. Словом, по ка вся окружающая жизнь — против меня и «моего» пред мета. Так, может быть, пока довольствоваться тем, что хо тя бы возник первый интерес к теме. И' мы спорим, и кто- ^ то уже засомневался, зддумал- I предлагал идеаль иикто из 9—10 классов н о-шетил. Герои есть г— Мике ле Плачидо, Цой, а вот с иде алами совсем худо. Они про сто не знают, что это такое. Оно, конечно, понятно: нет идеалов в обществе. Но когда в таком «подвешенном» состо. янии пребывает юношество — страшно. Вы помните девиз Российского Президента: бла госостояние России — это ' госостояние каждого челове ка? Но от девиза до конкрет ных дел — дистанция огром ного размера, и пройти е должно именно молодое поко ление. Но беспокоят ли сегод няшних школьников судьбыот. дельных соотечественников, из которых складывается судьба нации?, — Стало быть, грядет ду ховно «упущенное поколение»? — Может, и так. Хотя эти ребята прекрасно развиты фи зически, предприимчивы и очень любознательны. Думаю, — Вам, видно, очень труд но, ведь есть еще и театр... — Мне, а самом деле, очень трудно, но со школой, во вся ком случае сейчас, не смогу порвать. Вроде уже ответствен перед ребятами. Им так много досталось от ТВ, он этой мас- скультуры, а вот от нас — ма ло. Все только говорим, гово рим... А пора уж спасать! Да и потом, пусть трудно, но работа в школе дала мне большую человеческую опору, как актеру — чтобы дальше идти в профессии. Что мы ви дим через ра.мпу? Лица, ли ца... Говорят еще,, правда вполне справедливо, о живом дыхании зала. Но вот чтобы так — глаза в глаза — это получилось только в школе. И спасибо .ребятам за это. Мы еще поработаем сообща, побо ремся во имя того, чтобы труд души стал нм сладок, чтобы богатство свое душевное каж дый ощутил без ложной скром- Интервью вела Т. СПАССКАЯ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz