Ленинское знамя. 1991 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1991 г. (г. Липецк)

ЛЕНИНСКОЕ З НАМЯ 31 июля 1991 г., № 148 (19 045) Решил начать с нуля. Артист пришел в школу Служить бы рад... УРОКИ ДОБРОТЫ Скромная, хрупкая женщи |а. В такой и характер1то не сразу определишь. Но отчего так тянутся к ней дети? А ведь их не проведешь! Без­ ошибочно выделяют добрых и милосердных, умеющих по. нять, защитить, отстоять. В детстве это так важно—знать что РЯД 01 М надежный взрос­ лый друг. Вот таютй, как Вера Андреевна Меркулова. “! Александровской школе- интернате, что в Елецком районе, ведет она уроки ли тературы(. Стремится, что­ бы помогли они ребятам лег­ че войти во взрослую жизнь, распознавать доброе и худое, высокое я низкое, истинное и фальшивое. Этой дели под. чинен каждый день жизни скромной сельской учитель. НА СНИМКЕ: отличник народного образования В. А. Меркулова. Текст и фото А. ЩУРОВА. «НЕ ХОЧУ БЫТЬ БОЛЬШЕ ДУЭЛЯНТОМ» (Окончание. Начало иа 1 -й стр.) .ВНУКИ БУДУТ ЖИТЬ ПО-ДРУГОМУ (Окончание. Начало на 1-й стр.) суждалась не только на за­ воде. Собирались конферее- . ции ло инициативе обкома партии, ваместитвлем миеи- стра проводились всевозмож­ ные совещания и так далее. Состав.шлись толковые ме- ро!:ри,ятня, кютарые, в ос­ новном, сставались на бума­ ге, А если шять «Эльту», отрасль 1 в целом, .то по ква­ лификации наши специалис­ ты ничуть не ниже ведущих зарубежных коллег. В чем же тоода нричина? Я ее ви­ жу 1 в существовавшей .пла- ново-ховяйственной системе, которая не вадела человека. Эта неуклюжая система — наша общая беда. Потому и советская бытовая алектрю- ника по качеству так отли­ чается от продукции передо­ вых западнык фнру 1 . — Да и пенять, кроме как на самих с^ я , не на кого. Та же «Эльта:^ выпускает ки­ нескопы, качество которых вызывает далеко не радост- — А я вам только один приме|р приведу. Несколько лет назад волевым поряд.кюм нам яавя]зали неотработан- ные констру 1 нцию и техноло­ гию 1ЛИНИИ по ПрОИ;ЗВО|ДСТ|ВУ усо 1 вершенотвовавных кине­ скопов. Монтаж и пуск ее стоил |П 0 та и К 1 Р 10 ВИ специа­ листам, рабочим. Но русский умелец и не такие вещи вы­ правлял. И мы линию пусти­ ли, однако... мирового уров- = ня так и не добились, хотя тех,ноло 1 гия была импортная. Опрашивается, почему? По­ тому что новая технология оказалась неподкрвпленной отечественными материала­ ми вьюокс 1 Го качестви и вы- СО.КОТОЧНЫМ оборудованием для о 1 бработки меггаллс®. Есть и еще причина: не действуют -чк^томические рычаги, о необходимости ко­ торых нависаиы тома. Я по­ нимал своих ннжеяерюв, ко- Т0|рые не хотеиш за 160 руб­ лей взваливать на себя лиш­ нюю обузу по доработке ЛИ­ НИИ. Больше они не получат, хоть наизнанку вывернись, лот( му что сверху дали фонд о -.-'-.ты труда « ни на копей­ ку в сторону уйти нель.зя. Наша система не позволяет мыслить самостоятельно, она приучила к уравниловке, а значит, к безответственности. Допустим,, что .дали деньги, но они все !равно раствсрят- ся по, заводу, а ее попадут к толковым людям. И я понял, в условиях го­ сударственной системы не. возможно изменить старый механизм хозяйствования, который стал тормозом всей нашей жизни. И ушел. Что­ бы доказать эффективность иной формы собсшенности, — Замечу: вы ушли не просто тш{, а «прихватив» с собой два инфаркта, полу­ ченных за годы работы на — Выло. Но было и жела­ ние р^отать. И оно под,- креплялось.насту 1 Иишпими пе­ ременами в нашей страяе: набирало силу кооперативное движение, предпринима. телыство. К ним присматри­ вались и мы на заводе, со­ бирались ажюле '{хи^ты, об­ суждали, спорили. И в ито­ ге открыли малоё цредприя- тие. Не все по.дучилось, как задумывали, в .чем-то оши­ бались, учились яа собствен, ных офиб|ках.,. — Мне почему-то всегда казалось, что это большой риск, да, одчиаю, что и боль­ шинство людей так считает. Наш образ жизни сложился, мы все дети системы: прихо­ ди на работу, получай зар. плату, даже если за целый день палец о палец не уда­ рил. И вдруг расстаться с гарантцровашним государст­ вом куском хлеба? Есть риск? — Еще какой! Вы пра­ вильно сказали: остаешься без гарантий. Но и окупа­ ешься совершенно в незнако- мую сферу деятельности. > Кто нас этому когда учил?! Я помню, как поначалу мы попали под крыло одной об- ществениой организации, вы­ ступившей нашим учредате- ,псм, сюа тут же стала дик- тсвать нам свои условия. Опять знакомый диктат? Вы­ ходит, что поменяли толь­ ко хозяина? Решили риско­ вать дальше — открыть ча­ стное предприятие. Совме­ стно с внешне-акономичёс- кой ассоциацией «Центр де­ лового и научно-техническо­ го сотрудничества» учре­ дили несколько малых пред­ приятий. В Ельце открыли свой филиал ОТ' Мос 1 Квы,. д.и- ректо.ром которого я и явля- кюь. Мы курируем, орм,ога- ем развиваться нашим подо­ печным, открываем новые по!Драаде䈫ия. А как реально ельчане почувствовали ваше появлё- — Мы ,зарегйстриро 1 ваны в феврале нынешнего года, но кое-что успели сделать. «Элегант» реализовал кру­ жевных .изделий более чем на 40 тысяч рублей. Пред- нриягие «Маркет» привозит и продает в Ельце рыбу, ово­ щи, У .этой команды тесные контакты с Астраханской об­ ластью, торгует помидорами, причем, не по 6 —7 рублей за килограмм, как на рынке, а по 4 рубля. — У вас за ялечами бо­ льшой опыт работы на гос­ предприятии, тепе 1 % вы по­ пробовали силы в новом де­ ле — частном бизнесе. Где труднее? ~ Я опять-таки только 0 |Дин пример приведу, и вы поймете. Чтобы открыться «Комплексу», ребятам, а их всего два человека, ' приш. лсюь колесить по всей стра­ не в поисках сырья. П ово ­ да они сидели без копейки. Трудно? Да, я не скрьжаю. Но зато никто не сковывает наши действия, инициативу. Мы учимся работать тво!рче- ски, свободно. Есть идея? Об­ суждаем. помогаем внедрять. Недавно пришли к нам ин. тершные ребята, предложи­ ли попробовать свои силы в организации коммерческого телеканала. Мы' пом 01 гли... - А не многовато в Ель­ це телеканалов, вот и «Ве­ ста» запустила кабельное те­ левидение? Но разве это плохо? Мы - - за здоров.ую-' коику- решщю, щ,усть люди выбира- нимателями, не раз слыша­ ла, что они в долгу, как в шелку. А как у вас? — Долгов у нас нет, и дай Бог, чтобы их нико­ гда не было. — Все же интересно, как вы выкручиваетесь. Или это коммерческая тайна? — Коли мы учредили ма­ лые предприятия, шомогаелГ' им, то имеем, естеёт 1 веннО:, с этого небольшой доход, ко­ торый, правда, не решает врех наших проблем. Второй йсточник на этапе становле­ ния коммерческого тпред- нриятия — маркетинповая деятельность по прив.печению зарубежнык и советских ин­ вестиций и инноваций на предприятия области и горо­ да. Но тут есть проблема— ;дороговиз 1 на валюты, к чему руку и.-ршюжило наше цен. тральное правительство. Тан вот, мы иалади|ли контакты с фирмами Австралии, Поль­ ши, Китая, Израиля, нашли способ закупки валюты. На втором этапе нашей работы шланируем создание совмест­ ных предприятий, а ;затем— строител 1 хтво сюбствениых. Мы не живем одцим днем, заработанные деньги вклады­ ваем в дело — они должны работать, а не храниться в — К предпринимателям отношение разное. И хоть грешно заглядывать в чужой карман и считать чужие деньги — заглядывают, а дотом судачат, что гребут 01НИ деньги лопатой. А вы, Александр Иваиович, стали богаче? Д 01 ровавшись, в К 01 чпату„ где были ;гости. Без тычка в спи­ цу я пулей летел к даме, ес- ти та роняла платок или зонтик. Помню эпизод, когда .мои родитель, осмотрев се­ бя в зеркало и чТО-то уви­ дев, ;^апрётил■ себе идти в театр к велииой скорби ма­ тери. Эта манера, этот лоск достались „мне по наслеист- ву: где бы и кем ни работал, стараюсь выглядеть жени­ хом лере|Д две(рями ЗАГСа. Своих знакомых, которые мо-' гут. ходить во « 1 вчерашней» рубашке и, .изв,ините, с ,рас-.. стегнутой ширинкой, не по­ нимал и, раньше. А между прочим, работать мне при­ ходилось и на пчельнике, и в свияа)рни!ке. Ничего ‘ себе переходец. да? Но об этом Так вот, сколько помнит­ ся, считал себя (и продол­ жаю считать) интеллигентом. Не иачетником. поглотившим уйму 1ШИГ. о котором. у классика сказано «Они хо. чут свою образованность по­ казать...», а именно интелли­ гентом, для которого псня- тия Родины: и долга перед Родиной были святы. И не моя теперь вина в том, что Родину превратили в убогую .гюбирушку, а олово «долг» , ассоциируется в нашем соз­ нании Це иначе как с суммой данзнаков. Пионерское детство опу­ щу, там я !марши|рювал, как все, в строю, 1 лю 1 бил, как и все, дедушку Ленина — в об­ щем, ничего ■ интересного. Комоомольтая ’ 1 Юность бы­ ла отмвче(на конфликтами со оверстниками и со взрос­ лыми. Я не раз вступался «за женщину» (неважно, что она была сопливой девчон­ кой), и в’о|д1нО'й драке мне да. же сломали ручо?. Пшязка для меня была чем-то вроде аксельбантов. Я не «д^г в — Я уже сказал, что ушел не потому, что донаши­ ваю последнюю рубашку. Я начал дело, |рисмнув, как и многие, благополучием и сво­ им, и своей семьи. Честное нредцрини.мательство стоит до(рого, и наивно полагать, что начинать с нуля легко Полтода невероятных • .уси­ лий нашего «Ксмш 1 екса», а ведь Т 01 ЛЫК 0 приступили к вьшуску. товаров народного потребления. Немощи нет ниоткуда, хотя советские предприниматели в ней ;ну- адцаются. Ну, да то, хоть не вмешиваются— и то пом.ощь Эту старсну деятельности бивнесменов почему-то ни­ кто не желает видеть. Стал ли Я богаче? Пока из семьи уходит больше, чем дрилошу' в дом, и все же но- вал ра^та дает мне больше удовлетвореиия. Я верю в политику Президента^ Ель. цина, которая даст, человеку возможность реализовать свои опбс^обности и жить по. человечески, не считая дни' от еарплатр! до аванса, зави­ дуя соседу,* если у него.всть машина или две коровы. От­ сюда, кстати, и наше духов­ ное возрождение начинается, мы получаем возможность помочь ближнему и радовать­ ся его успехам. Ну, а бога­ тым я не стану ни завтра, ни через год. Я только верю, что мои внуки будут жить лучше меня. обиду» Кудрина и Бунина и насмерть равругался с учите­ лем, а потом, и с директором школы за то, что то.т гро- мш их яа уроке, попрекая бегством из России в труд­ ное для нее время. Попутно выяснилось, что педагоги мои ни того, ни другого тол­ ком не читали. С этим фе­ номеном бевапелляционнос- ти я потом сташкива.чся по- сгюя:нно, «О уже на следую­ щей ступеньке — в партии. Бот где с меня сбивали спесь, вот где мои мечты и грезы разбивались, как кара­ веллы Грина о гранитные утесы. Первый вывод, кото­ рый я для себя - сделал тог­ да: с партией тебе (или ей с тобою) по пути, и в науку, и в карьеру. Пусть закричит и замахнется теперь на меня кс.сты.лем ветеран с колодка­ ми на друди, пусть о 1 бэовет «.приспособленцем» — я и бро;въю не поведу. Пусть бес- .нуется, пусть держится, рак нищий за суму, за свои со­ циалистические идеалы. У него своя трагедия, на его беду (.или счастье?) неосоз­ нанная, у меня — своя. Нам ни в чем 1 не убедить друг друга. Ну, а дуэ.ли — они глупы и ничтожны, как глу­ па и ничтош 1 на вся наша те­ перешняя жизнь. «Не при. выкать до первой крови драться...» — эти порази-' тельные строчки романса больше не трогают меня. Хватит! Намахались саб;ля ми, нажонглировались пи столетами! В выигрьшевсе гда оставался секундант, сто. ящий от .греха подальше за березой. Хотя В 0 !истину так -- и сейчас «не привьшать»! Сегодня, когда мордуют .друг дружку коммунисты и Демо­ краты, сталинисты и несболь- шине 1 наро|Да. Впрочем, партия мне да­ ла многое. .Как, впрочем, и я ей. Будучи секретарем парторганизации, я четыре года поддерживал, то есть подкармливал ее аккуратно собирае'Мыми мною взноса.' ми. и .она выполняла наш уговор: ты - - мне, я — те­ бе. Щх)двину1лся в ДОЛЖНОС­ ТИ, пол|уч.ил ква.ртиру, ку­ пил .машину, и, кажется, раньше прочих. Нет, дорогой товарищ, большевик со ста- ^жем, мне нисколько не стыд­ но. Почему? Да потому что в любом нормальном обще­ стве, где нет «руководящей и .направляющей», достичь какИ|Х-,либо высот (не гово­ рю уж об алемеитаряом пра- ве — купить машину на соб­ ственные деньги) можно и будучи беспартийным. Для 'этого всего-то и требуется-т хорошо работать и шевелить м.озгами. Но ‘рая именно КПСС стала чем-то В 1 роде таможни на пути к нО|рмаль- ной жизни, я принял условия этой ицры. А что оставалось делать? Умереть^ со своими принципами в психушке или кончить жизнь ИСТО.ПНИК 0 Мв каком-нИбудь вонючем под­ вале? Но тогда бы я принес обществу меньше пользы и ■мои профессиональные ка­ чества оЮтались. бы невостре­ бованными. Бпро 1 че.м, если вы назовете мне кого-либо из руководящего эшелона, не .имевшего партбилета в кармане, я 1 возВ|М,у свои сло­ ва обратно. Но сегодня л кожей ощущаю эту дикость нашей вконец прогнившей си­ стемы. В общем, добившись «сте- пеией известных», .послужив партии, и .обществу, я на все . это плюнул. И начал «делать деньги». Просто понял, что для .интеллигентного чело­ века, потратившего, лучшие годы на учебу и чтение книг, уиизительно получать 300 ,рэ в месяц, тогда как со­ сед, выучившийся читать лишь наклейки на бутылках, приносит со своёй автобазы вдвое больше. На государст­ во, которому давно судьба таких, как я, .до лампочки, рассчитывать не приходи­ лось. Й я устроился в одну несерьезную фирму, аде по пять раз на день пьют чай и с утра кладут на стол те­ лефонную т]рубку. У меня е 1 сть «крыша» и кое-накой оиладец. Но главное в моей теперешней жизни не- это. У .меня' есть дом. Собствен­ ный! 'Правда, с «забалован- ным» щражними хозяевами участкам. Тепе,рь считайте: сад — огород — теплица да. ют .мне в год 10 тысяч лей, примерно 'Сто 1 Лько же рассчитываю получить ,от овинофермы. Плюс — ника­ ких идеологических штучек и переживаний о «судьбе Ро­ дины». Хотя, если честно, мне далеко небгораалична ее судь­ ба, от которой зависит судь­ ба моих детей. Да и клятву, которую я дал сам себе на верность России, еще в шесть лет, конечно же, помню. Но мне смешны сегодня попыт.; ки иных интеллигентов со­ вершить поступок. Пойти в народ, как в прошло.м веке? Выскочить на Сенатскую (то бишь .Дворцовую, Красную...) площадь, чтобы сказать в густой толпе правительству все, что о нем 110 ^маешь Вы­ ступить с разоблачительной статьей в газете? Да все это ноходьт на .попытку хромого дрыгнуть выше головы! Все гораздо серьезнее. Мы увяз­ ли в болоте, из которого не знаем, как выбраться. На­ ши духовные предтечи тем и занимались. Что расширя­ ли ЭТ .0 болото •— расстрели­ вали, 1 покаби.ли храмы и рус­ ские святыни, гнали взашей из страны инакомыслящих: Не 'Понимаю я и вас, жур­ налистов «ЛЗ». Столько лет поете с чужого голоса под одау дирижерскую палочку. Не на)доело? А ведь навер­ няка считаете себя интелли­ гентными. людьми. И что еще смешнее — убежденными. Все ваши игры в перестрой­ ку мне лично надоели. На каждое ваше слово мне про­ сто хочется, извините уж за откровеиность, плюнуть. Я ненавижу газету вообще, как орган, чьим бы он ни был. и все ее вьш.ороченные фун­ кции агитатора, пропаганди­ ста, организатора. Все, что вы можете, это 01 рганизовать кампанию по .вывозке • наво­ за или травда оппонента^ ■ Нет уж, лу'чше растить свиней и пр'одавать их на 'рынке. Пользы для общест­ ва будет бо 1 лъше. Вам, на­ верное, .интересно: неужто я не ощущаю тою .■ущерб. . ность? Отвечу честно — ощущаю. Теперь я вынуж­ ден тратить уйму В 1 реМени на технологию откорма и вычистку'моих свинарников, а вот выкроить час-др.угой, чтобы .расамотреть, как бы. вало, рассвет, почувство­ вать прелесть звездной ночи — увы..., :Как ин'геллигент- мальчик я уже кончился, сло - . мался. .как заво|ляая игруш­ ка. Но как интеллигент — музкчина я. может быть, то­ лько начинаюсь. Ведь даже моя .свиньи не мешают .мне читать сейчас, например,’ — ссвершенно замечательную вещь ■— разрешенную- нако- нец-то .книгу Бунина «Ока­ янные дни». Она яро нас, очумевших от свалившейся с небес свободы. .Прочтите, не пожалеете. И, может быть, протрезвеете. Я мог -бы н'аз!вать свое имя, мне нечего стыдиться, но у меня дае взрослые до­ чери, и я не хочу, чтобы на них показьшаяи .пальцем. АНАТОЛИИ С. Постсюриптум. Да, зачем я все это написал? Просто хо. чу предложить вам тему — «Интеллигент и перестрой­ ка». Или что-то в этом роде. Берите, не жалко. (Окончание. Начало иа 1-й стр.) Мне тоже об этом слы­ шать не приходилась. А пред.' Встречаясь с цредпри. назы.ва.ется «Этика и тетика поведения». — Вы уж меня простите, но не кажется ли вам, что заня­ лись бесполезным делом? Ну, что такое «этика» в наше вре- мя? Где она? Нужна ли? А детям, особенно, подросткам, всегда подай не4то конкретное, иначе просто не поверят. — Спа.сибо за откровешюсть. В общем-то, я согласен, поло­ жение у в.сех нас сложное, об­ щество разделено. Часть, при-' чем совсем .небольшая, что-то в себе пересиливая, старается выжить, сохранив человеческое — то есть, прощая, жалея, по­ нимая, на.конец, не отвечая на удар винтовочный -.. ' пушеч- »ь;м. О'сталь'ные — и'х, .как мне кажется, большинство — уси­ ленно работают локтями. Й ес­ ли ударят, то непременно так, чтобы тот, другой, уж больше никогда ИИ за чем не подошел. Они стремятся главенство.вать в жизни, поэтому все — себе, только ухватить, успеть, за.вт- ра будет поздио. При этом аб­ солютно неважно, кто там в какой-то момент оказывается под ногам 1 И. Мы не видим Друг друга.,Вот имеино, это важно — .не .ви­ деть человека. Так легче. Бы­ ли бы деньги, и тогда ника­ ких этических проблем .просто не возникает. Но! В итоге-то не перебьем ли мы друг дру­ га? Если в массовом порядке вот так жить будем? Ведь цс ну мудрости сразу не позна ешь... Поэтому всегда нахо дится кто-то один, «велеречи вый», за кем легко устрём. ется толиа. И получается боль шая драка. Нас легко в это втянуть — в боль Шую драку или мелкие дряз­ ги — по причине ужасающего бескультурья. Мы не . просто не готовы пользоваться эти­ кетом, он нам просто не ну­ жен. Вы заметили — под че­ стное слово уже никто ничего не даст. Требуют документ, бумагу... А ведь был на Руси уклад, формирова:зшийся ве­ ками, в него входил и кодекс чести — свой для крестьяни­ на, горожанина, для хорошего лавочника... Я уже не говорю о людях высокообразованных, особо вооп'рии.мчи.вых к куль- — 'Сейчас называются раз­ ные причины того, почему мы так нравственно и духовно обнищали. Вы-то что об этом думаете? — Мне представляется из­ начально ошибочной мысль о возможности все на всех раз­ делить поровну, всех сделать одинаково счастднвыми. Это просто химера, это невозмож­ но, поскольку разные мы все люди, с разными способностя- м.и и потребностями. Правда, очень терпеливые, до сих пор ж.ивем иллкмиями, что лучше будет когда-то, но — не сегод- ня. Это прочно укрепилось в нашем сознаяни. Веками при­ выкали малым довольст 1 во- вэться. — Все ли? Сейчас как-то особенно заметен слой людей, живущих, мягко говоря, в хо­ рошем достатке. Но духовны — Увы, в нашей ситуации выскочить из общего ряда удается, в основном, тем, кто предпочел стяжательство и корысть нравственным ориен­ тирам. Страшно еще и то, что .ги люди зовут народ к вы­ сям заоблачным, а сами о лич­ ных погребах лишь иекутся. Не с Родиной связаны и меч­ ты их детей, а с Гавайскими островами и «'Мерседеса.ми». — Власть предержащих име­ ете в виду? круг его единомышленников. А накормили людей! Да и Ва­ силий Белов своей прекрасной книгой «Лад» доказал еще раз, как высок и духовно богат был русский народ. Нам есть на что опереться. — Вы бесстрашный человек? — Да, что вы, я очень бо­ ялся. Ну, во-первых, какой из меня учитель? Я с огромным почтением отношусь к людям этой профессии, помню своих наставников, есть и великие примеры... А, во-вторых, пред­ мет мой — целина неразрабо­ танная. О чём говорить: толь­ ко о правилах поведения йЬи шире' — о месте и роли пре­ красного в нашей жизии? И ка.к? Мне показалось, что можно затеять свободный урок им интеллектуальные головр, ломки, игры, сочинения, в ко­ торых просил порассуждать о том, что составляет суть .вос­ питанного человека? О добро­ те и скромности. О красоте и естественности. Наконец, о га­ лантности. И получил доволь. но искренние раз 1 мы.шлерий. А одно сочнненяе прямо-таки поразило, дало повод вслух и всём вместе порассуждать о том, почему в школе они так стесняются своей неоднознач­ ности, доброты, ума, милосер­ дия. Многие уверяли: хотим быть, как все. — У вас, наверное, за год накопилось много впечатле­ ний о ребятах. Какие они, сегодн*яшние 15— 16-летние? ' — Ну, начнем с того, что они станут прекрасными, до- бросовестны'ми профессиона- ла.ми и материально, прорвутся дальше «ас. — Как вы Считаете, вам что- — Знаете, я только-только открыл для себя этих ребят, узнал их проблемы, проблемы школы. А ведь, по замыслу, предмет должен помочь за.вер- шенй 1 о формирования личнос­ ти. Вот и думаю, как дальше- быть? Как быть, если на «Вой­ ну и мир» не сослаться, ро­ ман «проходят» рановато, и он их не затронул? Как быть, если многие почти не общают­ ся с родителями? Я вам приз­ наюсь, в середине учебного го­ да был и вовсе драматический «ТРУД ДУШИ ТЯЖЕЛ и СЛАДОК » — Не только. Огромная часть интеллигенции .думает только о поездках на Запад. Поймите, я не за «железный заиавес». Скорее всего, Пли­ сецкая и Спиваков без посто­ янных творческих контактов с зарубежными партнерами обой­ тись не могут, но остальные... В родном Отечестве работы через край, по желающих за­ ниматься тем же просвети­ тельством все меньше. Сло­ вом, в устремлении любы,м способом выскочить из общей нищеты потерялась и наша рос­ сийская' интеллигенция. Ча;; сто врали своему народу и звали не туда: не к вечному^ а к сиюминутному,-до конца не осмыслеиному, а потому ложному. Горько и смеШ'Но: даже сострадать интеллигент разучился. Ведь что-то же долЖ'Но у меня, человека, в сердце дрогнуть при виде не­ мощного, сирого! Но и это по­ теряли, а если занимаемся бла­ готворительностью, то так, лишь бы откупиться. Хотя ми­ лосердие, сострадание — нор­ мальное состояние любого че­ ловека. Мы все можем много гово­ рить о душе прекрасных по­ рывах, а сами к ним, видимо, уже не способны. — Может быть, устали? — Нет. думаю, просто не верим. Закрылись свет и сила этих порывов. — Хотите попробовать как-то обозначить просвет для се- годняшних ребятишек? — Хочу, очень хочу. Меня всерьез занимает вопрос, как удалось Толстому побороться с голодом? Ведь так узок был — без жесткой регламеита- ции, оцен 01 К и :наказания. Неч­ то вроде задушевных бесед. — Вам повезло: все-таки ли­ цеисты. — В самом деле, откровен­ ных лоботрясов среди лицеис­ тов набирается, пожалуй, ' не больше трех человС;К на класс. Но трудностей хватает. Я. например,. предполагал, что легче будет общаться с гума­ нитарным классом, оказалось, наоборот — с политехничес­ ким: ребята глубоко и инте­ ресно мыслят, неплохо знают литературу, более ответствен­ ны. Парадокс? А может быть, просчеты сложившейся системы школьного воспитания? — Скцлько длится ваш урок? — Всего 45 минут, и лишь один раз в неделю. Смешно? Но ведь в других школах и этого нет. Хотя, в самом деле, этого очень мало. И поздно на­ чали. Это я понял где-то в середине года, когда стал пы­ таться вывести их на мысль о необходимости самост.роитель- ства, самоусовершенство 1 ва- ния. Приводил примеры вели­ ких соотечественников. Они слушали это как... красивую сказку: ну, было такое с Тол­ стым, да только их это не касается. Я понял — они не готовы к трудной работе ду­ ши, эта работа ими не осоз­ нана, как острейшая жизнен­ ная необходимость. Может, тот же предмет надо начинать вести уже с третьего класса? Во всяком случае, как можно раньше. Так вы только беседова- это —■ лицей. Не. пушкинских времен, но все-таки...' В ту по­ ру ведь не два >;ностранных языка учили, а пять, и лице­ исты в освоении наук'ставили перед собой прямо-таки немые, лимые задачи., лицей былвыс­ шим учебным заведением. При­ ходится ребятам и об этом на­ поминать, дабы скорее подви­ нуть к самосовершенствованию. Читаю им письма и дневники классиков. Интересуюсь, что читают 01 НИ? Из ответов анке­ ты узнал — много хороших, серьезных книг, публицистику, но достаточно большое место занимает сексуально-детек. тиввая литература. На рос анкеты, момент, когда мне показалось, что вот-вот, и я потеряю их интерес. Ну, представьте, вста­ ет шестнадцатилетний парень и откровенно так: .мол, о ка­ ком, этикете речь, когда даже форма не с межго плеча, и вы­ бора нет — носи, что есть... Он прав. Этикет с внешнего вида начинается. Словом, по­ ка вся окружающая жизнь — против меня и «моего» пред­ мета. Так, может быть, пока довольствоваться тем, что хо­ тя бы возник первый интерес к теме. И' мы спорим, и кто- ^ то уже засомневался, зддумал- I предлагал идеаль иикто из 9—10 классов н о-шетил. Герои есть г— Мике ле Плачидо, Цой, а вот с иде­ алами совсем худо. Они про­ сто не знают, что это такое. Оно, конечно, понятно: нет идеалов в обществе. Но когда в таком «подвешенном» состо. янии пребывает юношество — страшно. Вы помните девиз Российского Президента: бла­ госостояние России — это ' госостояние каждого челове ка? Но от девиза до конкрет ных дел — дистанция огром ного размера, и пройти е должно именно молодое поко ление. Но беспокоят ли сегод няшних школьников судьбыот. дельных соотечественников, из которых складывается судьба нации?, — Стало быть, грядет ду­ ховно «упущенное поколение»? — Может, и так. Хотя эти ребята прекрасно развиты фи­ зически, предприимчивы и очень любознательны. Думаю, — Вам, видно, очень труд­ но, ведь есть еще и театр... — Мне, а самом деле, очень трудно, но со школой, во вся­ ком случае сейчас, не смогу порвать. Вроде уже ответствен перед ребятами. Им так много досталось от ТВ, он этой мас- скультуры, а вот от нас — ма­ ло. Все только говорим, гово­ рим... А пора уж спасать! Да и потом, пусть трудно, но работа в школе дала мне большую человеческую опору, как актеру — чтобы дальше идти в профессии. Что мы ви­ дим через ра.мпу? Лица, ли­ ца... Говорят еще,, правда вполне справедливо, о живом дыхании зала. Но вот чтобы так — глаза в глаза — это получилось только в школе. И спасибо .ребятам за это. Мы еще поработаем сообща, побо­ ремся во имя того, чтобы труд души стал нм сладок, чтобы богатство свое душевное каж­ дый ощутил без ложной скром- Интервью вела Т. СПАССКАЯ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz