Ленинское знамя. 1991 г. (г. Липецк)
Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 24 июля 1991 г., № 143 (19 040) |0 чем болит голова I Хороший опыт I у фермеров | сотрудничества «ЛЕСНОЙ» ЗАРАТБЫААВЕТ ДЕНЬГИ Без совре1менной медн- цинокой техники невозможно эффективное лечение. Это хорошо уяснили в санато- рии-,профилактории «Лес- ной> * производственного объединения «ЛТЗ». Только в этом году здесь приобре тено новейшей аппаратуры на 24 тысячи рублей. Ха рактерно, что вся она куп лена на деньги, заработан- I ные коллективом самого профилактория. Это иридо- скоп для подтверждения ди агнозов болезней, четыре ультразвуковых ингалято- Помогает медикам и ру ководство объединения. Им например, выделено 150тЫк сяч рублей для получения галокамеры, которой, за исключением Ново-Полоц- ка, пока нет нигде в нашей стране. Аппарат должен за работать в октябре этого го да. В нем будут проходить лечение болеющие бронхи альной астмой, хроничес кой пневмонией, простуд ными заболеваниями. В. ЮДИН. По заказам строителей ниженер-конструктор, она Ирина Николаевна Шишлина работает в. тресте «Оргтехстрой». Самые разнообразные заказы на проектирование жилищ ного и промышленного строительства выполняются здесь. У специалистов треста накоплен хороший опыт сотрудничества со строительными организациями. фото А. ЩУРОВА. ВОН из МОСКВЫ! и ИЛИ Кое-что из жизни ((буржуев» (Окончание. Начало на 1-й стр.). льтуриваем его, заводим. пасе_ ку, будем производить мед и- фрукты. Это на первых порах. Потом, когда окрепне,м, возь_ мемся за животноводство или растениеводство. А, возможно, за то и другое вместе. С сов хозом намерены жить в мире , и согласии. Благочестивые эти речи директор совхоза выслу шал внимательно, н6 с близко сдвинутыми к переносице бро_ — Мужики, — ответствовал Василий Дмитриевич,—я при_ ветствую ваше решение рабо тать на земле, но зачем сразу вешать себе на шею такой хо мут? Предлагаю следующий вариант; оформляйтесь в сов хоз, дам любую работу — и механизаторскую, и шоферскую. Свободна должность заведую, щего ремонтной мастерской. Если это не устраивает, може_ те, взять землю в аренду — сколько пожелаете. Поработа ете годлругоЙ!, присмотри, тесь, а потом можете подава ться в фермеры. «Мужики», естественно, не согласились. В самом деле: ка_ кой им резон уезжать из Мо сквы, если вместо городских начальников они окажутся в подчинении сельских? Им нуж. на свобода! Одним словом, от ношения с директором совхо за не сложились й до сих пор остаются более, чем прохлад. Односельчане тоже встрети ли неласково, а если уж гово. рить откровеннее ... в штыки. Кто-то то ли сам. то ли по •чьей-то подсказке сочинил пи. сьмо с требованием не разба. за.ривать совхозную землю. Потом был гфганизован сбор подписей. Трудно сказать по чему, но захотелось верхнепа- вловцам сыграть роль собаки на сене, которая и сама его не ест, и другим не дает. Ведь этот так называемый сад— в сущности, бросоввя земля. Он одичал, зарос травой. Совхоз здесь яблоки «е собирает — не только на реализацию, но д а . же и для своей столовой. По. пытался было совхоз сбагрить его Долговской средней шко ле, но она от такого подарка отказалась. Так что же поте ряли верхнепавловцы, само хозяйство от передачи сада фермерам? •— Да ничего, —ответил на этот вопрос неказистый мужи, чонкс в донельзя замызганных штан IX и рубахе. — Яблоки мы там не собираем, потому как у нас у каждого дома свои сады. Сена тоже есть где за готовить. Вон какой простор, и — сделал широкий жест ру_ кой.— Только, я думаю, у этих буржуев тоже ничего яе полу чится. — добавил мужичонка с явным то ли ехидством, то ли злорадством. •—Я знаю, что за глаза мест- ные жители называют нас бу . ржуями, и даже с соответст вующими эпитетами, — гово. рят В. Карпов. — Лично я на них не в обиде. Не люди ви новаты, а система, условия, в которых, йкщмировались их взгляды. Для меня главное— лишь бы «е мешали. ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой рассказывается кое-что из жизни «буржуев» Как бы там ни было, но зе_ млю москвичам дали. А даль ше? Нужны средства на обза ведение. Своих сбережений, у Владимира Карпова —кот н а . плакал. Не - беда, подумал, есть ведь банк, который даст в кредит нужную сумму. Веж ливые банкиры сказали: из . вольте, но возвратите должок с 15-процентной надбавкой. Быстренько прикинул в уме и сообразил: такие условия — удавка на шею, от которой не скоро избавишься. Как быть? И хотя Владимир сказал се бе однажды «вон из Москвы», ехать в белокаменную все же пришлось. Обошел всех род. ственииков, близких, знакомых, лучших друзей, «собрал дань» и в свое «имение» вернулся в долгах как в шелках. ■— Хотя у нас с Вадимом у каждого свой участок земли, работаем мы вместе. И , все тяготы по приобретению тех ники делим пополам, — рас сказывает Карпов. — Так вот, сообща купили на ЛТЗ новый Т.40. В одной из воинских ча стей приобрели бывший в у110]ребленин автомобиль ЗИЛ . !57. В придачу к нему — спи санный грузовик на Запчасти. Все это достается с боль шим трудом. Со стороны го сударства помощи и поддерж. Ки никакой. Оно только при. зывает к фермерству, на сло вах декларирует разнообразие форм .хозяйствования на зем ле, практичйжи же ничем не помогает. Положение Карпова и Сы соева усложняется еще и тем, что они люди пришлые, для ' них даже какую.нибудь ста . рую железяку купить в Данко- вском районе — целая проб лема. Видимо, поэтому приш лось тащить аж из Подмос.. ковья изрядно побитые коси. , л«у, плуг, культиватор. А вот копалку и сажалку в «карто фельном» районе, хотя бы да же списанную, приобрести не . Не об одной технике, коне чно, болит голова у фермеров. Весной посадили они приве. зенные из того же Подм<к;_ ковья 76 корней вишен. В ны нешнюю сушь приживаются они трудно, приходится часто их Поливать, а воды поблизо сти нет. На одно только это уходит уйма вр.емени и труда. Добавлю: Владимир Карпов, уже успел обзавестись кое-ка. кой живностью. Пасутся поб.' лизости от дома две пуховые козы, бегает по двору забав ный, совершенно ручной поросе нок. Другой — сердитый и не. людимый — большую часть времени сидит в закуте. Есть, кроме того, цыплята, три кро лика и две совсем не злые со. баки. Одна из них какой-то диковинной породы, старая и совершенно слепая. Ее, бро шенную хозяевами, подобрала и приютила еще в Москве, младшая дочь Владимира. Те. перь добрые хозяева взяли несчастное животное доживать, вйс в деревне, на свежем во здухе. За всей этой хрюкающей, рычащей, блеющей, кудахтаю. щей оравой нужен присмотр и' Да, чуть не забыл. Есть ведь еще шесть колодок пчел! За ними Владимир ездил аж в Закарпатье. Пчелы, по его словам, ценные. Они более продуктивны и не такие злю ки, как их среднерусские род ственники. Я минуты три по. сиде'л в полуметре от летка и остался цел и невредим. Через несколько лет семей должно стать раз в восемь больше. А чтобы они работали продукти вно, нужны хорошие медоно сы. Под будущий сев запасены семена белого клевера. За них тоже пришлось выложить без малого тысячу рублей. А еще Донимают Владимира Карпова строительные заботы. Старый саманный домишко дышит на ладан. Недавно об валился потолок, по счастли вой случайности в комнате ни. кого не было. Все пришлось делать своими руками. Этим же летом рухнул вход подва ла — еихе одна забота. Одо лел и эту беду. Но проблем меньше не стало. Занялся строительством гаража для трактора и автомобиля. Из металла. И опять все в одни руки: сам и архитектор, и сва рщик, и подсобный рабочий. И так изо дня в день, без выход ных и праздников. С раннего утра и до глубокой темноты. — Конечно трудно, — приз, нался Владимир, — но я это предвидел и ничуть не жалею о своем выборе. Сделано по. ка ничтожно мало, планы впе реди большие. Надо и новый дом строить, и сад приводить в порядок, и . пасеку до ума доводить. Одним словом, рабо ты непочатый край Но это меня не страшит. Руки, ноги целы, голова на месте. А самое главное, я считаю себя счаст ливым, потому что свободен и в выборе своей судьбы, и в своих действиях. А. МЕРЛЕВ, соб. корр. «ЛЗ». Размышления ученого Духовность, ^ Заметки нравственность, культура журналиста Наша газета уже опубликовала ряд материалов, связанных с развитием современного образования, реформой школы, проблемами семейного воспитания, значением краеведения в становлении личности. Сегодня мы продолжаем разговор пу бликацией профессора В. Шахова, возглавляющего одну из кафедр института- усовершенствования учителей. Эти заметки основаны на наблюдениях, почерпнутых из сегодняшней нашей жизни, сложной и /противоречивой. В них нет готовых ответов, все больше — вопросы, острые и тревожные. Вопро. сы, обращенные'к каждому из нас. Речь-то — о детях. « У л и ч н ы е кар тинки— ребячьи у ч и т е л и » Александр Иванович Леви, тов, автор «Степных очерков», «Горя сел, дорог и городов», создал замечательные книги .тля детского чтения. Кстати, Левитов сам учительствовал, трудился на педагогической ниве. В очерке «Уличные, ка ртинки — ребячьи учители», основанном на автобиографи- 'нюком добровско.липецком ма- 1сриале, разночинец.демократ говорит о прямом воздействии реальной действительности на формирование личности. Впе чатлительная натура отрока отражает, впитывает впечатле ния от увиденного, услышан ного. пережитого. Но всегда ли плодотворны полученные уроки? Минули десятилетия, целые эпохи размежевали былое и настоящее. Другими стали улицы, иными — сельские и городские картинки. Техничес. кие «чудеса» потеснили ,мно« гое из земледельческого быта. Берега тенистого Воронежа, родниковые омуты Дона-Ива. новича узрели новые поколе ния, впитывающие уже новые В левитовские времена . ре бятишки пригоняли к реке ко . ней из ночного или с сеноко. са. Жеребята вспугивали гуси ные и утиные стаи. И сегодня здесь людно. В речке полощут ся не только мальчишки. При нимают ванну «Жигули», «Мо. сквичи». Хозяева с умилитель. ным пристрастием омывают в прохладном лоне велосипеды, мопеды, мотоциклы с коляска ми. В прудах и озерах нередко совершают омовение тракторы и даже бензовозы. Одним сло вом, «речные картинки — ре бячьи учителя»...’ У Левитова же есть психо, логически глубокий лирический рассказ «Соседи», посвящен ный «одному несчастному де тству». Дочка состоятельного крестьянина хвастается обно вой, а маленькая сиротка в Сторонке глотает горючие сле зы обиды, стыдясь своих ло_ хмотьев. обходимости, то отнюдь нет недостатка в парламентских декларациях, ложнодемократи. ческих анафемах, плюралисти ческих покаяниях. Новоявлен ные «народные заступнйки» справа, слева и в центре пе чалятся о рынке, приватизации, общеевропейском доме. При этом они переходят из одной тяжело — приходится корен ным образом перестраивать всю систему занятий. В школах вво. дится новый предмет «Человек и общество». Духовный пере лом, преодоление догм и сте. реотипов, новые тенденции в формировании подлинно науч ного мировоззрения — задача нового учебного курса.' ПРОБЛЕМЫ НОВЫЕ- ВОПРОСЫ ВЕЧНЫЕ Заметки о воспитании Иные времена —иные тем. пы, ритмы, нравы. Не увидишь лохмо1’ьев даже у сирот, но... не теряем ли мы иногда чувст во меры и такта, заботясь о чадах своих. Ведь порой идет настоящее состязание родите льских амбиций: чей отрок или отроковица «упакованы» в на иболее дефицитное? У кого оде. яние более японское? Модницы щеголяют в драгоценностях на зависть одноклассницам. Фор. мируется откровенно «дубле ночная», «джинс'овая» психо логия, следствие которой уже не безобидные слезы левитовс- кой сиротки, а грубая зависть,' алчность, всех разъединяющая злоба. • Укомплектовав вот так, на славу, возлюбленное дитя ви_ деоаппаратурой, модной одеж, дой, мы считаем родительскую миссию свою выполненной. Остальное — школа... торитетное^ мнение мудрого Корнея Чуковского: «Ребенок есть только черновик человека, многое в этом черновике бу дет зачеркнуто, многое прири. совано заново, покуда из бо льшеглазого и щекастого Юри- ка выйдет Павлов, Циолков ский или самый низкопробный Деляга». З а великое имя о б и д н о . . . Судьба школы во мтогом зависит от злобы дня, проти воречивой сиюминутности. Если катастрофически не хватает предметов п^вой не. команды в другую, как.футбо. льные звезды. Разыгрыва ются разные карты, в том чи сле и отечествённые, в ход идут, общечеловеческие ценности. А школьнику надо определи ться, сделать выбор. "Грудно: режиссерские новации, дири жёрские акценты... Подсказки одних, благоглупости и лакей ство других. Мода и маски, мифы и валютная достаточ. ность. Версии, «прозрения».. Не заблудился ли Иван Суса. НИН на старости лет? Был ли царь Петр великим? Был ли царевич ;^иенным, да и был ли мальчик-то? А Чапаев, врут ли анекдотики или нет дыма без огня? Павлик Морозов, не гаденыш ли, тоже Гаврош на шелся!.. «Что делать?» Черны шевский и Ленин несостояте. льны, вот Гавриил Попов со своим «Что делать»... Оовремеяяый старшеклассник требует ответов на вопросы. Ответов правдивых, компетент. ных. Сегодня мы не можем просто отмахнуться от «назой ливых» вопросов. Рецепты од нако тоже неуместны. Нужны серьезные аргументы, обстоите, льн'ость, факты. Тем более, когда множатся случаи ванда. лизма. Опять рушат «до осно. ванья», уничтожают: кто па мятник освободителям, а кто древнее городище. И все при этом прогрессивны, демократи чны, человеколюбивы, опять —«впереди планеты всей». Двадцатый век принес Рос сии «неслыханные перемены, невиданные мятежи», не раз умывалась кровью страна,, не раз содрогалась: «И сколько зарыто в ямах, и сколько з а . ■ роют еще». Учителям.общест- воведам, по-моему,- особенно Между тем, общественная жизнь все решительнее вторга ется в школу. Готова ли к это. му сама школа? Оглянемся вокруг: оживают крыловские герои, «знакомые незнакомцы». Приобретает зло бодневность метафора о теле, те; влекомой несговорчивыми, строптивыми партнерами. Ли беральный лебедь штурмует высь, конс^вативный рак упо. лзает в лужу, коммерчески озабоченная щука Ищет, где сытнее, то бишь — где прему. дро дремлет аграрий-карась. Самоиритично оценивая наше теперешнее состояние, как не вспомнить вариации басенного «Квартета»! Все чаще вместо мелодичности гармоничных ри. тмов оглушает нас какофония. Голосят вразброд разные «пла тформы», бренчат и пиликают «ассоциации», неистовствуют новоиспеченные «союзы». Кто- то, житроумео партийную при. надлежность сменив, другой партийный фрак примеряет, разучивает уже другой гимн, другое песнопение. Вот и по думай старшеклассник: «Делать жизнь с кого?..» ' Ш к о л а ж и з н и - жизнь школы в 1928 году Готовился сбо. рник о книге. Евгений Ивано вич Замятин в беседе с соста вителями высказал несколько оригинальных суждений: — Когда моя дети выходят на улицу дурио одетыми —мне за них обидно; когда мальчи. шки швыряют в них камнями из-за угла — мне больно; ког. да лекарь подходит к ним с щипцами или ножом — мне кажется, лучше бы резали ме ня самого. Мои дети — мои книги; дру гих у меня нет. — Есть кииги такого же химического состава, как ди . . намит. Разница только в том, что один кусок динамита взры. вается один раз, а одна книга —тысячи раз,, — Человек перестал быть обезьяной, победил обезьяну в тот день, когда написана бы ла первая книга. Обезьяна не забыла этого до сих пор: по пробуйте, дайте ей книгу, — она сейчас же ее испортит, изорвет, изгадит. Вам что-то говорят эти ци. тэты? О чем говорим? О чем пищем? Трудное время насту, пило. Культура, духовность, просвещение оказались в смер тельной, без преувеличения, опасности. Сла/ва Богу, уходит в про шлое пора, когда указующие персты и оргвыводы пресекали всякое инакомыслие, когда ма_ хровым цветом полыхала не компетентность, когда партво. жди разных рангов от имени классиков общественных наук казнили й миловали бедных просвещенцев. Но не ринулись ли мы в другую крайность? Под знаменем свящеиной вой ны с цензурой, диктатом не приходим ли мы к яе менее опасной вседозволенности, рас пущенности? Вскипают мутные волны ло. жной сенсационности, «жаре ных фактов». Смакуются ин. тимнейшие подробности, идет беспардонное вторжение в ча- ' стную жизнь. Деньги не пах нут, цинично считают дельцы от культуры, а посему долой стыд и позор! Чем хуже —тем лучше? В валютные гонки включились и некоторые детс. кие и молодежные издания, как некогда иронизировал по эт, —«задрав штаны, бегут за комсомолом...» Кто защитит сегодня от по. ругания того же Есенина, того же Рубцова? Кто защитит пе сню народную, душу народ ную, честность, чистоту народ ные, нравственные святыни? Бессовестно и кощунственно перевираются, цинично стили зуются слова молитв, скабрез. но переиначиваются библейс- ■ кие образы. Святыни тонут в бесовском месиве анекдотов. Кто виноват? Что делать? Что ответишь, педагог? Какова твоя гражданская позиция? Неужто окажешься на повопке у новой моды? В. ШАХОВ, профессор. КАЖДЫЙ СЧАСТЛИВ ПО-СВСЕМУ Елец и ельчане Я р м о р к о - продожо пригласила ельчан в один из выходных дней в город ской парк, где они смогли не только посмотреть, но и купить понравившиеся им товары. А выбрать здесь было что. Свои работы представило малое предприятие «ЗОДИ- ’АК»: кухонные наборы, ук рашенные художественной росписью, шкатулки с кра сиво выполненной резьбой по дереву и т. и. Среди участников ярмарки был и известный в Ельце кактусовод Евгении Вол ковский, Чья уникальная коллекция всегда приводит в восторг, истинных цените лей экзотики. Н о ур о в е н ь м ировы х образцов вышли пластинчатые на сосы, выпускаемые заводом «Гидропривод». К . такому выводу, после сравнительно го технического анализа, пришли ученые ВНИИГид- равлика. Весть радостная, но она мало удивила самих завод чан, настойчиво и профес сионально совершенствую щих свою продукцию. В ис тории предприятия, начав шейся более полувека на зад, подобная оценка не первая. Подтверждением то му служит участие елец ких машиностроителей в крупнейших /международ ных промышленных выстав ках, проходивших в Турции, Швеции, Сирии, бывшей ГДР. Образцы про дукции гидроприводцев не раз экспонировались и на ВДНХ СССР. Пластинча тые насосы, заменяющие ны не более половины уста ревшей продукции, разрабо таны и освоены заводскими специалистами. Т. ФЕДЮКИНА. Л ЕТ десять назад в Се.< лигероком крае наблюдал такую картину. Мы при- - чалили на байдарках к чахлой деревушке, прилепившейся к берегу озера Стерж. Вскоре вслед за нами пригребла плос кодонка. Из вес, проверив пре дварительно клюкой дно, стазга выбираться старушки в черных своих одеждах. Покряхтывая, они разминали свои поясницы, отжимали подолы юбок и кре стились, крестились то на озе. ро, то на деревянную иеркву. шку, стоявшую нк взгорке. Приплыли из дальней дере вни. «Да по воде верст десять будет...» — отвечала на наш вопрос одна, устроив свой под- бо.родок на глад|кую руноять посоха. Мы вспомнили свои недавние переживания — ветер взлохматил озеро, волна зали. вала борта — й спросили; «Не страшно было?» — «Боязно, конечно, охотно откликнулась самая бойкая, — да ведь ба ночка у нас с собой, вот и о т . черпывали водицу...» «Да ведь Бог с иами»,—в тон ей замети ла другая. Они приплыли на какой-то престольный праздник, потому что своей церкви в родной деревеньке нет, и потому что молились здесь они всю свою жизнь. Отсюда когда.то их, разнаряженных невест, увозили на лодках же женихи, сюда, пристроив на . корме гроб, они возвращались отпевать ум ф . ших близких. По воде проля жет и последняя их на этой грешной земле дорога. Но все гда с ними был и будет Бог. )СЯКИЙ, кто прожил детство в деревне, помиит, как молилась бабка, поудобнее устроившись на выскобленных половицах, как зажигали р праздник лам падку, освещавшую в углу строгий лик «боженьки» в де. шевеньком из фольги окладе, как просили старики у Госпо. Да помощи заболевшей корове и урожая, здоровых деток сно хе и милости председателя... Не всегда доходила до него молитва, — убивали на войне сынов, муж приходил с нее, окаянной, на костылях, и ле_ беду с голодухи ели. Но . в главном Господь укреплял — в вере, что жить надо так, а не иначе, и что сама-то она, жизнь, проживается не зря. Два года назад в селе З а . ти'шье, что под Задонском, я попал в деревянную избу об . раз'ца прошлого, еще крепост ного века. Такие обычно в макетах устраивают нынче в краеведческих музеях, чтобы показать затюканную беспро светную жизнь крестьянина. На деревянных подпорках висели клоии соломы, бревна же стен вряд ли могли удержать даже гвоздь. А посреди этой разру- В хи стояла кровать й на ней ле . жала старуха, накрытая мок. рым пекле дождя одеялом. Обычная, к нашей дикости, история: всю жизнь горбати ла, а на старости лет оказа лась никому не нужной. Ино гда в' сильные дожди соседи брали к себе перено'Чевать, иногда — нет. И все это тво. рилось в двадцати минутах ходьбы от райцентра с его мо. щными институтами социаль ной защиты, собесом и наем ными агентами милосердия, взрослыми и юными тимурр. вцами! Из темного сырого уг. ла хаты, из-за засиженного мухами оклада строго смотре ли святые, и старуха, имевшая от местного начальства запрет на зажигание лампадки (а вдруг пожар?), просила это сделать меня. Через полчаса в подоле ее появилась миска с водой, а в ней —^^корочки хле ба, которым делятся иногда с ней сердобольные односель чанки. Эта.то миска, помню, меня окончательно доконала: и это — жизнь? Но оказалось, что ни на Советскую власть, ни на местную в частности, она не обижалась («Помогли бы подлатать крышу и я бы еще пожила...»), ибо, промаявшись век) жизнь в работе, психоло. гически она была настроена на такую вот старость. Более то го, старуха бывала счастлива! Недавно, например, — тем со бытием, которое теперь вспо минала каждый день. Местный тракторист за бутылку согла сился отвезти ее в Задонск в церковь, откуда она вернулась (приползла) совфшенно счас. тлнвой. В ту минуту мне в го лову пришло нелепое сравне ние с Золушкой, вернувшейся с бала. Но ведь и эта древняя женщина побывала там, где можно погреться возле зажжен ных свейей, вслушиваясь в мо. нотонный голос священника, бормоча полузабытую молитву и прося у Бога прощения за грехи, которые есть у всех... Я бы т(ё Поверил в это ее сча. тье, если бы не увидел глаза: тусклые еще минуту назад, они теперь светились этим воспо минанием! С ЕГОДНЯ все чаще мы задаемся вопросом; что есть вера и где черпает человек силы, чтобы, не захо дясь в истерике от нашей дей. ствительности, просто жить? И сохранять собственное достоин, ствб. И спокойно готовиться к последнему часу, не озлобля ясь и не скуля о том, что ма ло ему отпущено было. Правда, и прежде мы почи. тали себя людьми верующими, только формулировка б1кла со . Временная, мы называли себ? убежденными. То ленинцами, то сталинцами, то йичуринца- мн. а то ворошиловски.мн стрелками. И мы верили в коммунизм, который в опре деленные партией сроки дол. жяы были построить, верили в космополитов и врагов народа, в козни евреев, а еще раньше —в победу миро.вой революции В общем, во что. прикажут, в то и верили; Теперь вот пове. рили в перестройку. Но все это не было свойством нашей души, а годилось больше для, так сказать, служебного поль зования. Но дипломированные и политически «подкованные», мы блюли нравственность и строго следили за чистотой на ших рядов. И если и крестили втихаря племяша или сына, то так, больше для тещи или ста. рухи матери, успокаивая себя: «Ну что с них возьмешь, тем. ный народ...» Случались осеч ки. Выполняя волю усопшего родителя, хоронил его риско вый начальник по церковному обряду и отдавад за это вме. сте с должностью и партийный билет. Впрочем, и сегодня, уже по инерции, мы прислушиваем. ся к партийной совести, если зовут тебя на крестины. Но глухо там, на дне души, не бунтует отчего-то совесть, а есть только страх и инстинкт самосохранения. Правда, те перь мы, кажется, перестали ахать, разворачивая свежую газету: «Как, сам Горбачев по. бывал в храме!», «Не может быть — Ельцин поставил све. чку!» Да и партийный чинов ник не тычет теперь пальцем в репродукцию «Сикстинской ма донны»: «Какой там шедевр, когда я ясно вижу, что это Божья матерь!» А может, мы что.то начина, ем понимать? То, например, что настоящая вера жила все это время в скособоченных рос сийских избах, не заляпанных лозунгами и плакатами? «Да уж не верить ли в Бога призывает нас автор?» —слы шу я теперь возмущенный Вопль товарища по партии. Нет, он не прав в своем гневе: призы. •вы годятся там, где гниет на полях картошка. Тут они ничем не помогут. Лучше признать: мы, изощ. ренные в материализме и сде лавшиеся заядлыми атеистами, молились все это время фаль шивым, подсунутым нам богам. И разве не согрешили мы перед, своей историей, перед народом, обезглавив и разоряв по приказу христианские хра. мы? Между прочим, до , рево люции в России было 1025 од них только монастырей. Перед 1985.М—19. С 1961 по 1964 годы из 20000 существовавших церквей было закрыто 10000. В день, бывало, закрывали до 150 храмов. Вот это были те . мпы! Все эти годы штормило, конечно, и нашу Липецкую область. До 1943-го года у нас было более трехсот действую щих храмов. В Ново^Дубовом церковь доламывали в неско. лько приемов. Пришлось даже устраивать коммунистические суббот;ни1ки. А на развалинах поставили, как это было при. пято. Дом культуры. В Свято- Троицком соборе в Чаплыги не устроили керосиновую лав ку, Владимирском соборе в Задонске — склад сте клотары. Там же еще в девя. тнадцатом распотрошили мо щи святителя Тихона, которым поклонялись цари, писатели,, ученые и тысячи христиан со всей Руси, Распотрошили, ни мало не смущаясь тем о&то- ятельством, что посягнули на чужую (не государственную, а церковную) собственность. Порадоваться бы теперь ны. нешним переменам; что ни день, то Церковь получает из рук госуДа/рства хоть и изуро. яованное, но свое. Но вот чи таю письмо бывшего намест ника Задонского монастыря архимандрита Нафанаила, написанное им председателю облисполкома. «В урочище «Скит» намечается строитель, ство свинарника и коровника психоинтерната. В связи с тем, что «Скит» является особо по, читаемым местом в нашей хри стианской стране, что здесь возобновляется монашеская жизнь и ожидается паломниче-' ство во множестве, прошу сво ей властью остановить строй, ку. Кроме того, рядом нахо. дится святое место — источ ник чистейшей питьевой воды, куда в дни праздников стека ется большое количество наро да. Кроме ГОТО, здесь — уди. вительный живописный уголок природы...» Этот конфликт ре шен в пользу монастыря (при. роды, людей), но факт остает ся фактом: взыграла же в ком- то спесь воинствующего атеис- Вот уже год я наблюдаю жизнь задонских'монахов. Ес. ли смотреть с высоты нашей, светской «колокольни» —чуд. ная это жизнь. Служба и ра бота в разбитом параличем революции храме — и так изо дня в день, с утра и до вечера. Молодые горожанки отмечают мужскую стать этих парней в черных рясах, те, кто поста рше — интеллект й знание жи зни (среди монахов нема, ло дипломированных специали. стов, а у одного так и вовсе за • плечами два вуза). Но у всех в голове вопрос: зачем? Зачем они, эти новые наши соседи, добровольно заточили себя, тогда как рядом хоть и не вполне веселая, но все-таки жизнь? Чтобы понять хоть сколько- нибудь этих молящихся за нас (считается, что монах иску пает грехи своего рода до се дьмого колена), нужно вытра вить из себя «любопытство ко шки» и, наоборот, взрастить чу_ вство сопереживания. И тогда только начнешь догадываться, что иноческая доля—для них не удел обреченных, а счастье, дарованное талантом любви и терпения. И еще —..силой духа. А знает ли кто-нибудь, как (не чем, а как) живет мона шеская братия? Мужская обитель напомина. . ёт смесь общежития и казар. мы. В одной комнатушке стоят впритык друг к другу десять кроватей. На стенах — полки с книгами и иконы. Больше ни чего. Старушки из обслуги спят на раскладушках. Палом никам часто стелют прямо в трапезной; На всех — один водопроводный кран, в котором не' всегда есть вода. Нет, ник то не жалуется —легкой и бе . спечной жизни у монаха быть не может. Но нынешние уело. ВИЯ мешают главному — об щению с Богом. Ведь у каждо. го инока должна быть пусть , маленькая, но своя келья. «Се годня к нам приходят люди с просьбой'принять послушника, ми, пишут прошения монахи, а нам их селить некуда» — со крушается архимандрит отец Никон. Как не понять его, че ловека, взвалившего на себя обязанности и прораба, и ад министратора, и пастыря ду ховного. Монастырю нужны рабочие руки и крепкие верой сердца — без этого храм не оживить. Однако принятое облисполкомам решение о по. этапном возвращении монасты рю ег.0 бывших зданий не вы полняется. Не собирается «съезжать с занятой жилпло щади» культпросветучилище, занявшее общежитием пер вый этаж колокольни. , До сих пор не освобо дил Зимнюю церковь ово- щееушильиый завод. Вечер- вие молитвы в обители и «бе довая» рок-музыка з.а перего. редкой в комнатах студентов —такова, увы, реальность. Монастырю, конечно, помо. тают. Шлет деньги епархия, вникает постоянно в его нужды Митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий, бросает в «церковную кружку» заначен ный от пенсии рубль старуш ка, за возрождением храма следит христианство зарубежья и тоже фещает содействия. Сюда приходят и приезжают со всех уголков нашей и сосе. днях областей, чтобы, помо лясь богу, своими руками еде. лать святую работу —таскать, месить, тесать... Но слишком велики и громоздки завалы, слишком тяжело становиться на ноги. Но он поднимется, обязательно поднимется, этот Храм и к его огням потянут ся озябшие души тысяч людей. .А. КОСЯКИН,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz