Ленинское знамя. 1991 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1991 г. (г. Липецк)

Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 24 июля 1991 г., № 143 (19 040) |0 чем болит голова I Хороший опыт I у фермеров | сотрудничества «ЛЕСНОЙ» ЗАРАТБЫААВЕТ ДЕНЬГИ Без совре1менной медн- цинокой техники невозможно эффективное лечение. Это хорошо уяснили в санато- рии-,профилактории «Лес- ной> * производственного объединения «ЛТЗ». Только в этом году здесь приобре­ тено новейшей аппаратуры на 24 тысячи рублей. Ха­ рактерно, что вся она куп­ лена на деньги, заработан- I ные коллективом самого профилактория. Это иридо- скоп для подтверждения ди­ агнозов болезней, четыре ультразвуковых ингалято- Помогает медикам и ру­ ководство объединения. Им например, выделено 150тЫк сяч рублей для получения галокамеры, которой, за исключением Ново-Полоц- ка, пока нет нигде в нашей стране. Аппарат должен за­ работать в октябре этого го­ да. В нем будут проходить лечение болеющие бронхи­ альной астмой, хроничес­ кой пневмонией, простуд­ ными заболеваниями. В. ЮДИН. По заказам строителей ниженер-конструктор, она Ирина Николаевна Шишлина работает в. тресте «Оргтехстрой». Самые разнообразные заказы на проектирование жилищ­ ного и промышленного строительства выполняются здесь. У специалистов треста накоплен хороший опыт сотрудничества со строительными организациями. фото А. ЩУРОВА. ВОН из МОСКВЫ! и ИЛИ Кое-что из жизни ((буржуев» (Окончание. Начало на 1-й стр.). льтуриваем его, заводим. пасе_ ку, будем производить мед и- фрукты. Это на первых порах. Потом, когда окрепне,м, возь_ мемся за животноводство или растениеводство. А, возможно, за то и другое вместе. С сов­ хозом намерены жить в мире , и согласии. Благочестивые эти речи директор совхоза выслу­ шал внимательно, н6 с близко сдвинутыми к переносице бро_ — Мужики, — ответствовал Василий Дмитриевич,—я при_ ветствую ваше решение рабо­ тать на земле, но зачем сразу вешать себе на шею такой хо­ мут? Предлагаю следующий вариант; оформляйтесь в сов­ хоз, дам любую работу — и механизаторскую, и шоферскую. Свободна должность заведую, щего ремонтной мастерской. Если это не устраивает, може_ те, взять землю в аренду — сколько пожелаете. Поработа­ ете годлругоЙ!, присмотри, тесь, а потом можете подава­ ться в фермеры. «Мужики», естественно, не согласились. В самом деле: ка_ кой им резон уезжать из Мо­ сквы, если вместо городских начальников они окажутся в подчинении сельских? Им нуж. на свобода! Одним словом, от­ ношения с директором совхо­ за не сложились й до сих пор остаются более, чем прохлад. Односельчане тоже встрети­ ли неласково, а если уж гово. рить откровеннее ... в штыки. Кто-то то ли сам. то ли по •чьей-то подсказке сочинил пи. сьмо с требованием не разба. за.ривать совхозную землю. Потом был гфганизован сбор подписей. Трудно сказать по­ чему, но захотелось верхнепа- вловцам сыграть роль собаки на сене, которая и сама его не ест, и другим не дает. Ведь этот так называемый сад— в сущности, бросоввя земля. Он одичал, зарос травой. Совхоз здесь яблоки «е собирает — не только на реализацию, но д а . же и для своей столовой. По. пытался было совхоз сбагрить его Долговской средней шко­ ле, но она от такого подарка отказалась. Так что же поте­ ряли верхнепавловцы, само хозяйство от передачи сада фермерам? •— Да ничего, —ответил на этот вопрос неказистый мужи, чонкс в донельзя замызганных штан IX и рубахе. — Яблоки мы там не собираем, потому как у нас у каждого дома свои сады. Сена тоже есть где за­ готовить. Вон какой простор, и — сделал широкий жест ру_ кой.— Только, я думаю, у этих буржуев тоже ничего яе полу­ чится. — добавил мужичонка с явным то ли ехидством, то ли злорадством. •—Я знаю, что за глаза мест- ные жители называют нас бу . ржуями, и даже с соответст­ вующими эпитетами, — гово. рят В. Карпов. — Лично я на них не в обиде. Не люди ви­ новаты, а система, условия, в которых, йкщмировались их взгляды. Для меня главное— лишь бы «е мешали. ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой рассказывается кое-что из жизни «буржуев» Как бы там ни было, но зе_ млю москвичам дали. А даль­ ше? Нужны средства на обза­ ведение. Своих сбережений, у Владимира Карпова —кот н а . плакал. Не - беда, подумал, есть ведь банк, который даст в кредит нужную сумму. Веж­ ливые банкиры сказали: из . вольте, но возвратите должок с 15-процентной надбавкой. Быстренько прикинул в уме и сообразил: такие условия — удавка на шею, от которой не скоро избавишься. Как быть? И хотя Владимир сказал се­ бе однажды «вон из Москвы», ехать в белокаменную все же пришлось. Обошел всех род. ственииков, близких, знакомых, лучших друзей, «собрал дань» и в свое «имение» вернулся в долгах как в шелках. ■— Хотя у нас с Вадимом у каждого свой участок земли, работаем мы вместе. И , все тяготы по приобретению тех­ ники делим пополам, — рас­ сказывает Карпов. — Так вот, сообща купили на ЛТЗ новый Т.40. В одной из воинских ча­ стей приобрели бывший в у110]ребленин автомобиль ЗИЛ . !57. В придачу к нему — спи­ санный грузовик на Запчасти. Все это достается с боль­ шим трудом. Со стороны го­ сударства помощи и поддерж. Ки никакой. Оно только при. зывает к фермерству, на сло­ вах декларирует разнообразие форм .хозяйствования на зем­ ле, практичйжи же ничем не помогает. Положение Карпова и Сы­ соева усложняется еще и тем, что они люди пришлые, для ' них даже какую.нибудь ста . рую железяку купить в Данко- вском районе — целая проб­ лема. Видимо, поэтому приш­ лось тащить аж из Подмос.. ковья изрядно побитые коси. , л«у, плуг, культиватор. А вот копалку и сажалку в «карто­ фельном» районе, хотя бы да­ же списанную, приобрести не . Не об одной технике, коне­ чно, болит голова у фермеров. Весной посадили они приве. зенные из того же Подм<к;_ ковья 76 корней вишен. В ны­ нешнюю сушь приживаются они трудно, приходится часто их Поливать, а воды поблизо­ сти нет. На одно только это уходит уйма вр.емени и труда. Добавлю: Владимир Карпов, уже успел обзавестись кое-ка. кой живностью. Пасутся поб.' лизости от дома две пуховые козы, бегает по двору забав­ ный, совершенно ручной поросе­ нок. Другой — сердитый и не. людимый — большую часть времени сидит в закуте. Есть, кроме того, цыплята, три кро­ лика и две совсем не злые со. баки. Одна из них какой-то диковинной породы, старая и совершенно слепая. Ее, бро­ шенную хозяевами, подобрала и приютила еще в Москве, младшая дочь Владимира. Те. перь добрые хозяева взяли несчастное животное доживать, вйс в деревне, на свежем во­ здухе. За всей этой хрюкающей, рычащей, блеющей, кудахтаю. щей оравой нужен присмотр и' Да, чуть не забыл. Есть ведь еще шесть колодок пчел! За ними Владимир ездил аж в Закарпатье. Пчелы, по его словам, ценные. Они более продуктивны и не такие злю­ ки, как их среднерусские род­ ственники. Я минуты три по. сиде'л в полуметре от летка и остался цел и невредим. Через несколько лет семей должно стать раз в восемь больше. А чтобы они работали продукти­ вно, нужны хорошие медоно­ сы. Под будущий сев запасены семена белого клевера. За них тоже пришлось выложить без малого тысячу рублей. А еще Донимают Владимира Карпова строительные заботы. Старый саманный домишко дышит на ладан. Недавно об­ валился потолок, по счастли­ вой случайности в комнате ни. кого не было. Все пришлось делать своими руками. Этим же летом рухнул вход подва­ ла — еихе одна забота. Одо­ лел и эту беду. Но проблем меньше не стало. Занялся строительством гаража для трактора и автомобиля. Из металла. И опять все в одни руки: сам и архитектор, и сва­ рщик, и подсобный рабочий. И так изо дня в день, без выход­ ных и праздников. С раннего утра и до глубокой темноты. — Конечно трудно, — приз, нался Владимир, — но я это предвидел и ничуть не жалею о своем выборе. Сделано по. ка ничтожно мало, планы впе­ реди большие. Надо и новый дом строить, и сад приводить в порядок, и . пасеку до ума доводить. Одним словом, рабо­ ты непочатый край Но это меня не страшит. Руки, ноги целы, голова на месте. А самое главное, я считаю себя счаст­ ливым, потому что свободен и в выборе своей судьбы, и в своих действиях. А. МЕРЛЕВ, соб. корр. «ЛЗ». Размышления ученого Духовность, ^ Заметки нравственность, культура журналиста Наша газета уже опубликовала ряд материалов, связанных с развитием современного образования, реформой школы, проблемами семейного воспитания, значением краеведения в становлении личности. Сегодня мы продолжаем разговор пу­ бликацией профессора В. Шахова, возглавляющего одну из кафедр института- усовершенствования учителей. Эти заметки основаны на наблюдениях, почерпнутых из сегодняшней нашей жизни, сложной и /противоречивой. В них нет готовых ответов, все больше — вопросы, острые и тревожные. Вопро. сы, обращенные'к каждому из нас. Речь-то — о детях. « У л и ч н ы е кар тинки— ребячьи у ч и т е л и » Александр Иванович Леви, тов, автор «Степных очерков», «Горя сел, дорог и городов», создал замечательные книги .тля детского чтения. Кстати, Левитов сам учительствовал, трудился на педагогической ниве. В очерке «Уличные, ка­ ртинки — ребячьи учители», основанном на автобиографи- 'нюком добровско.липецком ма- 1сриале, разночинец.демократ говорит о прямом воздействии реальной действительности на формирование личности. Впе­ чатлительная натура отрока отражает, впитывает впечатле­ ния от увиденного, услышан­ ного. пережитого. Но всегда ли плодотворны полученные уроки? Минули десятилетия, целые эпохи размежевали былое и настоящее. Другими стали улицы, иными — сельские и городские картинки. Техничес. кие «чудеса» потеснили ,мно« гое из земледельческого быта. Берега тенистого Воронежа, родниковые омуты Дона-Ива. новича узрели новые поколе­ ния, впитывающие уже новые В левитовские времена . ре­ бятишки пригоняли к реке ко . ней из ночного или с сеноко. са. Жеребята вспугивали гуси­ ные и утиные стаи. И сегодня здесь людно. В речке полощут­ ся не только мальчишки. При­ нимают ванну «Жигули», «Мо. сквичи». Хозяева с умилитель. ным пристрастием омывают в прохладном лоне велосипеды, мопеды, мотоциклы с коляска­ ми. В прудах и озерах нередко совершают омовение тракторы и даже бензовозы. Одним сло­ вом, «речные картинки — ре­ бячьи учителя»...’ У Левитова же есть психо, логически глубокий лирический рассказ «Соседи», посвящен­ ный «одному несчастному де­ тству». Дочка состоятельного крестьянина хвастается обно­ вой, а маленькая сиротка в Сторонке глотает горючие сле­ зы обиды, стыдясь своих ло_ хмотьев. обходимости, то отнюдь нет недостатка в парламентских декларациях, ложнодемократи. ческих анафемах, плюралисти­ ческих покаяниях. Новоявлен­ ные «народные заступнйки» справа, слева и в центре пе­ чалятся о рынке, приватизации, общеевропейском доме. При этом они переходят из одной тяжело — приходится корен­ ным образом перестраивать всю систему занятий. В школах вво. дится новый предмет «Человек и общество». Духовный пере­ лом, преодоление догм и сте. реотипов, новые тенденции в формировании подлинно науч­ ного мировоззрения — задача нового учебного курса.' ПРОБЛЕМЫ НОВЫЕ- ВОПРОСЫ ВЕЧНЫЕ Заметки о воспитании Иные времена —иные тем. пы, ритмы, нравы. Не увидишь лохмо1’ьев даже у сирот, но... не теряем ли мы иногда чувст­ во меры и такта, заботясь о чадах своих. Ведь порой идет настоящее состязание родите­ льских амбиций: чей отрок или отроковица «упакованы» в на­ иболее дефицитное? У кого оде. яние более японское? Модницы щеголяют в драгоценностях на зависть одноклассницам. Фор. мируется откровенно «дубле­ ночная», «джинс'овая» психо­ логия, следствие которой уже не безобидные слезы левитовс- кой сиротки, а грубая зависть,' алчность, всех разъединяющая злоба. • Укомплектовав вот так, на славу, возлюбленное дитя ви_ деоаппаратурой, модной одеж, дой, мы считаем родительскую миссию свою выполненной. Остальное — школа... торитетное^ мнение мудрого Корнея Чуковского: «Ребенок есть только черновик человека, многое в этом черновике бу­ дет зачеркнуто, многое прири. совано заново, покуда из бо­ льшеглазого и щекастого Юри- ка выйдет Павлов, Циолков­ ский или самый низкопробный Деляга». З а великое имя о б и д н о . . . Судьба школы во мтогом зависит от злобы дня, проти­ воречивой сиюминутности. Если катастрофически не хватает предметов п^вой не. команды в другую, как.футбо. льные звезды. Разыгрыва­ ются разные карты, в том чи­ сле и отечествённые, в ход идут, общечеловеческие ценности. А школьнику надо определи­ ться, сделать выбор. "Грудно: режиссерские новации, дири­ жёрские акценты... Подсказки одних, благоглупости и лакей­ ство других. Мода и маски, мифы и валютная достаточ. ность. Версии, «прозрения».. Не заблудился ли Иван Суса. НИН на старости лет? Был ли царь Петр великим? Был ли царевич ;^иенным, да и был ли мальчик-то? А Чапаев, врут ли анекдотики или нет дыма без огня? Павлик Морозов, не гаденыш ли, тоже Гаврош на­ шелся!.. «Что делать?» Черны­ шевский и Ленин несостояте. льны, вот Гавриил Попов со своим «Что делать»... Оовремеяяый старшеклассник требует ответов на вопросы. Ответов правдивых, компетент. ных. Сегодня мы не можем просто отмахнуться от «назой­ ливых» вопросов. Рецепты од­ нако тоже неуместны. Нужны серьезные аргументы, обстоите, льн'ость, факты. Тем более, когда множатся случаи ванда. лизма. Опять рушат «до осно. ванья», уничтожают: кто па­ мятник освободителям, а кто древнее городище. И все при этом прогрессивны, демократи­ чны, человеколюбивы, опять —«впереди планеты всей». Двадцатый век принес Рос­ сии «неслыханные перемены, невиданные мятежи», не раз умывалась кровью страна,, не раз содрогалась: «И сколько зарыто в ямах, и сколько з а . ■ роют еще». Учителям.общест- воведам, по-моему,- особенно Между тем, общественная жизнь все решительнее вторга­ ется в школу. Готова ли к это. му сама школа? Оглянемся вокруг: оживают крыловские герои, «знакомые незнакомцы». Приобретает зло­ бодневность метафора о теле, те; влекомой несговорчивыми, строптивыми партнерами. Ли­ беральный лебедь штурмует высь, конс^вативный рак упо. лзает в лужу, коммерчески озабоченная щука Ищет, где сытнее, то бишь — где прему. дро дремлет аграрий-карась. Самоиритично оценивая наше теперешнее состояние, как не вспомнить вариации басенного «Квартета»! Все чаще вместо мелодичности гармоничных ри. тмов оглушает нас какофония. Голосят вразброд разные «пла­ тформы», бренчат и пиликают «ассоциации», неистовствуют новоиспеченные «союзы». Кто- то, житроумео партийную при. надлежность сменив, другой партийный фрак примеряет, разучивает уже другой гимн, другое песнопение. Вот и по­ думай старшеклассник: «Делать жизнь с кого?..» ' Ш к о л а ж и з н и - жизнь школы в 1928 году Готовился сбо. рник о книге. Евгений Ивано­ вич Замятин в беседе с соста­ вителями высказал несколько оригинальных суждений: — Когда моя дети выходят на улицу дурио одетыми —мне за них обидно; когда мальчи. шки швыряют в них камнями из-за угла — мне больно; ког. да лекарь подходит к ним с щипцами или ножом — мне кажется, лучше бы резали ме­ ня самого. Мои дети — мои книги; дру­ гих у меня нет. — Есть кииги такого же химического состава, как ди . . намит. Разница только в том, что один кусок динамита взры. вается один раз, а одна книга —тысячи раз,, — Человек перестал быть обезьяной, победил обезьяну в тот день, когда написана бы­ ла первая книга. Обезьяна не забыла этого до сих пор: по­ пробуйте, дайте ей книгу, — она сейчас же ее испортит, изорвет, изгадит. Вам что-то говорят эти ци. тэты? О чем говорим? О чем пищем? Трудное время насту, пило. Культура, духовность, просвещение оказались в смер­ тельной, без преувеличения, опасности. Сла/ва Богу, уходит в про­ шлое пора, когда указующие персты и оргвыводы пресекали всякое инакомыслие, когда ма_ хровым цветом полыхала не­ компетентность, когда партво. жди разных рангов от имени классиков общественных наук казнили й миловали бедных просвещенцев. Но не ринулись ли мы в другую крайность? Под знаменем свящеиной вой­ ны с цензурой, диктатом не приходим ли мы к яе менее опасной вседозволенности, рас­ пущенности? Вскипают мутные волны ло. жной сенсационности, «жаре­ ных фактов». Смакуются ин. тимнейшие подробности, идет беспардонное вторжение в ча- ' стную жизнь. Деньги не пах­ нут, цинично считают дельцы от культуры, а посему долой стыд и позор! Чем хуже —тем лучше? В валютные гонки включились и некоторые детс. кие и молодежные издания, как некогда иронизировал по­ эт, —«задрав штаны, бегут за комсомолом...» Кто защитит сегодня от по. ругания того же Есенина, того же Рубцова? Кто защитит пе­ сню народную, душу народ­ ную, честность, чистоту народ­ ные, нравственные святыни? Бессовестно и кощунственно перевираются, цинично стили­ зуются слова молитв, скабрез. но переиначиваются библейс- ■ кие образы. Святыни тонут в бесовском месиве анекдотов. Кто виноват? Что делать? Что ответишь, педагог? Какова твоя гражданская позиция? Неужто окажешься на повопке у новой моды? В. ШАХОВ, профессор. КАЖДЫЙ СЧАСТЛИВ ПО-СВСЕМУ Елец и ельчане Я р м о р к о - продожо пригласила ельчан в один из выходных дней в город­ ской парк, где они смогли не только посмотреть, но и купить понравившиеся им товары. А выбрать здесь было что. Свои работы представило малое предприятие «ЗОДИ- ’АК»: кухонные наборы, ук­ рашенные художественной росписью, шкатулки с кра­ сиво выполненной резьбой по дереву и т. и. Среди участников ярмарки был и известный в Ельце кактусовод Евгении Вол­ ковский, Чья уникальная коллекция всегда приводит в восторг, истинных цените­ лей экзотики. Н о ур о в е н ь м ировы х образцов вышли пластинчатые на­ сосы, выпускаемые заводом «Гидропривод». К . такому выводу, после сравнительно­ го технического анализа, пришли ученые ВНИИГид- равлика. Весть радостная, но она мало удивила самих завод­ чан, настойчиво и профес­ сионально совершенствую­ щих свою продукцию. В ис­ тории предприятия, начав­ шейся более полувека на­ зад, подобная оценка не первая. Подтверждением то­ му служит участие елец­ ких машиностроителей в крупнейших /международ­ ных промышленных выстав­ ках, проходивших в Турции, Швеции, Сирии, бывшей ГДР. Образцы про­ дукции гидроприводцев не раз экспонировались и на ВДНХ СССР. Пластинча­ тые насосы, заменяющие ны­ не более половины уста­ ревшей продукции, разрабо­ таны и освоены заводскими специалистами. Т. ФЕДЮКИНА. Л ЕТ десять назад в Се.< лигероком крае наблюдал такую картину. Мы при- - чалили на байдарках к чахлой деревушке, прилепившейся к берегу озера Стерж. Вскоре вслед за нами пригребла плос­ кодонка. Из вес, проверив пре­ дварительно клюкой дно, стазга выбираться старушки в черных своих одеждах. Покряхтывая, они разминали свои поясницы, отжимали подолы юбок и кре­ стились, крестились то на озе. ро, то на деревянную иеркву. шку, стоявшую нк взгорке. Приплыли из дальней дере­ вни. «Да по воде верст десять будет...» — отвечала на наш вопрос одна, устроив свой под- бо.родок на глад|кую руноять посоха. Мы вспомнили свои недавние переживания — ветер взлохматил озеро, волна зали. вала борта — й спросили; «Не страшно было?» — «Боязно, конечно, охотно откликнулась самая бойкая, — да ведь ба­ ночка у нас с собой, вот и о т . черпывали водицу...» «Да ведь Бог с иами»,—в тон ей замети­ ла другая. Они приплыли на какой-то престольный праздник, потому что своей церкви в родной деревеньке нет, и потому что молились здесь они всю свою жизнь. Отсюда когда.то их, разнаряженных невест, увозили на лодках же женихи, сюда, пристроив на . корме гроб, они возвращались отпевать ум ф . ших близких. По воде проля­ жет и последняя их на этой грешной земле дорога. Но все­ гда с ними был и будет Бог. )СЯКИЙ, кто прожил детство в деревне, помиит, как молилась бабка, поудобнее устроившись на выскобленных половицах, как зажигали р праздник лам­ падку, освещавшую в углу строгий лик «боженьки» в де. шевеньком из фольги окладе, как просили старики у Госпо. Да помощи заболевшей корове и урожая, здоровых деток сно­ хе и милости председателя... Не всегда доходила до него молитва, — убивали на войне сынов, муж приходил с нее, окаянной, на костылях, и ле_ беду с голодухи ели. Но . в главном Господь укреплял — в вере, что жить надо так, а не иначе, и что сама-то она, жизнь, проживается не зря. Два года назад в селе З а . ти'шье, что под Задонском, я попал в деревянную избу об . раз'ца прошлого, еще крепост­ ного века. Такие обычно в макетах устраивают нынче в краеведческих музеях, чтобы показать затюканную беспро­ светную жизнь крестьянина. На деревянных подпорках висели клоии соломы, бревна же стен вряд ли могли удержать даже гвоздь. А посреди этой разру- В хи стояла кровать й на ней ле . жала старуха, накрытая мок. рым пекле дождя одеялом. Обычная, к нашей дикости, история: всю жизнь горбати­ ла, а на старости лет оказа­ лась никому не нужной. Ино­ гда в' сильные дожди соседи брали к себе перено'Чевать, иногда — нет. И все это тво. рилось в двадцати минутах ходьбы от райцентра с его мо. щными институтами социаль­ ной защиты, собесом и наем­ ными агентами милосердия, взрослыми и юными тимурр. вцами! Из темного сырого уг. ла хаты, из-за засиженного мухами оклада строго смотре­ ли святые, и старуха, имевшая от местного начальства запрет на зажигание лампадки (а вдруг пожар?), просила это сделать меня. Через полчаса в подоле ее появилась миска с водой, а в ней —^^корочки хле­ ба, которым делятся иногда с ней сердобольные односель­ чанки. Эта.то миска, помню, меня окончательно доконала: и это — жизнь? Но оказалось, что ни на Советскую власть, ни на местную в частности, она не обижалась («Помогли бы подлатать крышу и я бы еще пожила...»), ибо, промаявшись век) жизнь в работе, психоло. гически она была настроена на такую вот старость. Более то­ го, старуха бывала счастлива! Недавно, например, — тем со­ бытием, которое теперь вспо­ минала каждый день. Местный тракторист за бутылку согла­ сился отвезти ее в Задонск в церковь, откуда она вернулась (приползла) совфшенно счас. тлнвой. В ту минуту мне в го­ лову пришло нелепое сравне­ ние с Золушкой, вернувшейся с бала. Но ведь и эта древняя женщина побывала там, где можно погреться возле зажжен­ ных свейей, вслушиваясь в мо. нотонный голос священника, бормоча полузабытую молитву и прося у Бога прощения за грехи, которые есть у всех... Я бы т(ё Поверил в это ее сча. тье, если бы не увидел глаза: тусклые еще минуту назад, они теперь светились этим воспо­ минанием! С ЕГОДНЯ все чаще мы задаемся вопросом; что есть вера и где черпает человек силы, чтобы, не захо­ дясь в истерике от нашей дей. ствительности, просто жить? И сохранять собственное достоин, ствб. И спокойно готовиться к последнему часу, не озлобля­ ясь и не скуля о том, что ма­ ло ему отпущено было. Правда, и прежде мы почи. тали себя людьми верующими, только формулировка б1кла со . Временная, мы называли себ? убежденными. То ленинцами, то сталинцами, то йичуринца- мн. а то ворошиловски.мн стрелками. И мы верили в коммунизм, который в опре­ деленные партией сроки дол. жяы были построить, верили в космополитов и врагов народа, в козни евреев, а еще раньше —в победу миро.вой революции В общем, во что. прикажут, в то и верили; Теперь вот пове. рили в перестройку. Но все это не было свойством нашей души, а годилось больше для, так сказать, служебного поль­ зования. Но дипломированные и политически «подкованные», мы блюли нравственность и строго следили за чистотой на­ ших рядов. И если и крестили втихаря племяша или сына, то так, больше для тещи или ста. рухи матери, успокаивая себя: «Ну что с них возьмешь, тем. ный народ...» Случались осеч­ ки. Выполняя волю усопшего родителя, хоронил его риско­ вый начальник по церковному обряду и отдавад за это вме. сте с должностью и партийный билет. Впрочем, и сегодня, уже по инерции, мы прислушиваем. ся к партийной совести, если зовут тебя на крестины. Но глухо там, на дне души, не бунтует отчего-то совесть, а есть только страх и инстинкт самосохранения. Правда, те­ перь мы, кажется, перестали ахать, разворачивая свежую газету: «Как, сам Горбачев по. бывал в храме!», «Не может быть — Ельцин поставил све. чку!» Да и партийный чинов­ ник не тычет теперь пальцем в репродукцию «Сикстинской ма­ донны»: «Какой там шедевр, когда я ясно вижу, что это Божья матерь!» А может, мы что.то начина, ем понимать? То, например, что настоящая вера жила все это время в скособоченных рос­ сийских избах, не заляпанных лозунгами и плакатами? «Да уж не верить ли в Бога призывает нас автор?» —слы­ шу я теперь возмущенный Вопль товарища по партии. Нет, он не прав в своем гневе: призы. •вы годятся там, где гниет на полях картошка. Тут они ничем не помогут. Лучше признать: мы, изощ. ренные в материализме и сде­ лавшиеся заядлыми атеистами, молились все это время фаль­ шивым, подсунутым нам богам. И разве не согрешили мы перед, своей историей, перед народом, обезглавив и разоряв по приказу христианские хра. мы? Между прочим, до , рево­ люции в России было 1025 од­ них только монастырей. Перед 1985.М—19. С 1961 по 1964 годы из 20000 существовавших церквей было закрыто 10000. В день, бывало, закрывали до 150 храмов. Вот это были те . мпы! Все эти годы штормило, конечно, и нашу Липецкую область. До 1943-го года у нас было более трехсот действую­ щих храмов. В Ново^Дубовом церковь доламывали в неско. лько приемов. Пришлось даже устраивать коммунистические суббот;ни1ки. А на развалинах поставили, как это было при. пято. Дом культуры. В Свято- Троицком соборе в Чаплыги­ не устроили керосиновую лав­ ку, Владимирском соборе в Задонске — склад сте­ клотары. Там же еще в девя. тнадцатом распотрошили мо­ щи святителя Тихона, которым поклонялись цари, писатели,, ученые и тысячи христиан со всей Руси, Распотрошили, ни­ мало не смущаясь тем о&то- ятельством, что посягнули на чужую (не государственную, а церковную) собственность. Порадоваться бы теперь ны. нешним переменам; что ни день, то Церковь получает из рук госуДа/рства хоть и изуро. яованное, но свое. Но вот чи­ таю письмо бывшего намест­ ника Задонского монастыря архимандрита Нафанаила, написанное им председателю облисполкома. «В урочище «Скит» намечается строитель, ство свинарника и коровника психоинтерната. В связи с тем, что «Скит» является особо по, читаемым местом в нашей хри­ стианской стране, что здесь возобновляется монашеская жизнь и ожидается паломниче-' ство во множестве, прошу сво­ ей властью остановить строй, ку. Кроме того, рядом нахо. дится святое место — источ­ ник чистейшей питьевой воды, куда в дни праздников стека­ ется большое количество наро­ да. Кроме ГОТО, здесь — уди. вительный живописный уголок природы...» Этот конфликт ре­ шен в пользу монастыря (при. роды, людей), но факт остает­ ся фактом: взыграла же в ком- то спесь воинствующего атеис- Вот уже год я наблюдаю жизнь задонских'монахов. Ес. ли смотреть с высоты нашей, светской «колокольни» —чуд. ная это жизнь. Служба и ра­ бота в разбитом параличем революции храме — и так изо дня в день, с утра и до вечера. Молодые горожанки отмечают мужскую стать этих парней в черных рясах, те, кто поста­ рше — интеллект й знание жи­ зни (среди монахов нема, ло дипломированных специали. стов, а у одного так и вовсе за • плечами два вуза). Но у всех в голове вопрос: зачем? Зачем они, эти новые наши соседи, добровольно заточили себя, тогда как рядом хоть и не вполне веселая, но все-таки жизнь? Чтобы понять хоть сколько- нибудь этих молящихся за нас (считается, что монах иску­ пает грехи своего рода до се­ дьмого колена), нужно вытра­ вить из себя «любопытство ко­ шки» и, наоборот, взрастить чу_ вство сопереживания. И тогда только начнешь догадываться, что иноческая доля—для них не удел обреченных, а счастье, дарованное талантом любви и терпения. И еще —..силой духа. А знает ли кто-нибудь, как (не чем, а как) живет мона­ шеская братия? Мужская обитель напомина. . ёт смесь общежития и казар. мы. В одной комнатушке стоят впритык друг к другу десять кроватей. На стенах — полки с книгами и иконы. Больше ни­ чего. Старушки из обслуги спят на раскладушках. Палом­ никам часто стелют прямо в трапезной; На всех — один водопроводный кран, в котором не' всегда есть вода. Нет, ник­ то не жалуется —легкой и бе . спечной жизни у монаха быть не может. Но нынешние уело. ВИЯ мешают главному — об­ щению с Богом. Ведь у каждо. го инока должна быть пусть , маленькая, но своя келья. «Се­ годня к нам приходят люди с просьбой'принять послушника, ми, пишут прошения монахи, а нам их селить некуда» — со­ крушается архимандрит отец Никон. Как не понять его, че­ ловека, взвалившего на себя обязанности и прораба, и ад­ министратора, и пастыря ду­ ховного. Монастырю нужны рабочие руки и крепкие верой сердца — без этого храм не оживить. Однако принятое облисполкомам решение о по. этапном возвращении монасты­ рю ег.0 бывших зданий не вы­ полняется. Не собирается «съезжать с занятой жилпло­ щади» культпросветучилище, занявшее общежитием пер­ вый этаж колокольни. , До сих пор не освобо­ дил Зимнюю церковь ово- щееушильиый завод. Вечер- вие молитвы в обители и «бе­ довая» рок-музыка з.а перего. редкой в комнатах студентов —такова, увы, реальность. Монастырю, конечно, помо. тают. Шлет деньги епархия, вникает постоянно в его нужды Митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий, бросает в «церковную кружку» заначен­ ный от пенсии рубль старуш­ ка, за возрождением храма следит христианство зарубежья и тоже фещает содействия. Сюда приходят и приезжают со всех уголков нашей и сосе. днях областей, чтобы, помо­ лясь богу, своими руками еде. лать святую работу —таскать, месить, тесать... Но слишком велики и громоздки завалы, слишком тяжело становиться на ноги. Но он поднимется, обязательно поднимется, этот Храм и к его огням потянут­ ся озябшие души тысяч людей. .А. КОСЯКИН,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz