Ленинское знамя. 1991 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1991 г. (г. Липецк)

19 января 1991 г., № 15 (18 912), Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я Пылится музыка в чулане.. Тюльпаны и бизнес Фестиваль хорового искусства? Хроника культурной кизни ВОСПРИНИМАЕШЬ СЕРДЦЕМ... Особую теплоту и заду­ шевность ощущаешь в зри­ тельном зале, когда на сце­ не поют ветераны войны и труда, убелрнные сединами, много перевившие, много повидавшие I в жизни. Их песни воспринимают сер- Так бывает и на концер- IX хора ве{теранов войны и труда Лебе|дянского район­ ного Дома рультуры. 35 уча­ стников обт^единяет он, в прошлом — работников про­ свещения, здравоохранения, культуры. ; Н. М. Зюкин, М. И. Костин, П. И. Алек­ сандров, В. И. Стукалова и многие другие — именно увлечение песней собрало их Хоровой коллектив, хоть его участники не молоды — от 65 до 80 лет, легок на подъем. Ветераны охотно выступают ; на инструмен­ тальном заводе и в СПТУ-31, в селах Троекурово, Ми­ хайловна, Большие Избищи, Покрово-Казакн. И им г< рячо аплодируют всюду... К. НАЗАРОВ. ПОКАЗЫВАЕТ |Г0РИ30НТ|. Множество теплых отз1 ВОВ прозвучала о живопис- работах членов клуба самодеятельных художни­ ков «Горизонт», уже бо­ лее десяти лет работающе­ го при областном Дворце культуры профсоюзов, экспозицию, организованную в кинотеатре «Октябрь», во- щлн живописные пейзажные работы А. А. Вайнман, Й. И. Володина, Н. И. Голосова, Н. М. Двойникова и других авторов. Люди разных воз­ растов и профессий, они с любовью рассказали о род­ ном городе, его окрестиос- В кинотеатре «Маяк» с успехом ^'прошла персональ­ ная выставка произведений рабочего Липецкого трак­ торного завода Александ­ ра Сергеевича Дуванова. Ознакомились липчане и с экспозициями живописных работ супругов Серовых, по профессии архитекторов: они прошли в выставочном зале и Доме архитекторов.. Такие творческие отчеты самодеятельных художни­ ков стали в Липецке тради- Н. ЛЕЛЯВИН. Снимок с комментарием Телефон доверия ВОЗЬМУ твою БОЛЬ ОРАНЖЕРЕЯ НА ПОДОКОННИКЕ 1 — Цветоводство — это наука, а выращивание цветов— страшно кропотливое занятие, — считает пененонерка Н. А. Сергеева. В середине января в ее квартире иа двенадцатом эта­ же на подоконнике цветут прекрасные тюльпаны. Но с цветами связана не только радость, а и огорчения, оби­ дь!, нервотрепка. Об этом Надежда Антоновна написала сначала в редакцию, потом говорила при встрече дома. Разведением цветов семья начала заниматься на загород­ ном садовом участке в 1978 году. И теперь уже многолет­ ний опыт, многочисленные эксперименты, наблюдения, записи дают основания энтузиастке Сергеевой утверж­ дать, что на липецкой земле можно разводить самые раз­ нообразные цветы. Цветы, не скрывает Надежда Антоновна, выращивались не только для себя, но н для продажи липчанам. В этом занятии, особенно в наши дни, здравомыслящий человек не увидит ничего зазорного. Тем не менее цветовод-лю­ битель Сергеева испытывала н испытывает моральный гнет. Раньше в садоводческом товариществе, вспоминает она, специальная комиссия обследовала дачные участки н заносила ц списки (неблагонддезкных,/что ли?), цветово­ дов. Преследовала милиция за продажу тюльпанов якобы в неположенных местах, в том числе н у пл. Революция, где цветами торговали всегда н^все. Что еще? Иные по­ купатели обзывали спекулянткой. Но ради любви к цве­ там и людям, их приобретающим, Надежда Антоновна тер­ пела все и продолжала .заниматься своим любимым де- Нам представляется, она достигла юпределенных вы­ сот в цветоводстве, могла бы' стать консультантом для начинающих. И не только $в том, что касается технологии выращивания. Если- хотите, она способна помочь совета­ ми профессионалам и предприимчивым людям, осмелив­ шимся взяться за развитие цветочной индустрии в горо­ де. Липчанку Сергееву берет обида при мысли, что мы, липчане, ленивы и непредприимчивы, поскольку не мо­ жем в своем плодородном черноземном крае наладить с широким размахом именно производство цветов. Цла- тим большие деньги коробейникам из Азербайджана и других республик. Огорчает Надежду Антоновну и то, что наши трудовые денежки вывозятся за пределы области, доходы от продажи цветов пополняют не местный бюд­ жет и идут на развитие цветоводства, как отрасли, в да­ леких теплых краях. Рассуждения эти отнюдь не диле­ танта, а экономиста, и здравая мысль в них есть. Навер­ ное, можно так наладить выращивание цветов, чтобы нх не только для липчан было в избытке, но н появилась возможность «экспортировать» их за пределы области. А пока... Пока цветут тюльпаны на подоконнике квар­ тиры на двенадцатом этаже. Возле них вы видите Надеж ду Антоновну с тетрадкой для записей и обыкновенной ученической линейкой. А недалеко от ее дома есть цве­ точный киоск, где продают яркие гвоздики по колючим, ){ак шипы розы, ценам, хотя до 8 Марта еще далеко... Л. МИШИН. А. ЩУРОВ (фото). Говорят, поделенная беда весит меньше. Ровно настоль­ ко, насколько сумел понять те­ бя твой ближний, насколько смогла его душа раскрыться навстречу твоей. Но редко по­ добное случается сейчас. От­ выкли люди от доверия и таят свою боль от другого. Сколь­ ким же из наших абонентов телефона доверия просто нуж­ но было выговориться, выплес­ нуть свою боль, разделить го­ ре, просто быть услышанным! Пять часов вечера. В обла­ стном центре здоровья — вре­ мя «пик». Для каждого иэ нас нет большей ценности, чем здо­ ровье. К сожалению, человек начинает ценить его, когда те­ ряет. Как поправить положе­ ние? Пожалуй, это главное, что звучало в вопросах по телефо­ ну доверия. Об этом спраши­ вали терапевта, психотера­ певта, педиатра, гинеколога- сексопатолога, сацолога... — Здравствуйте, доктор... Что делать? Постоянные кон­ фликты дома и на работе. Срываюсь, злюсь по пустя­ кам... Живу «на нервах»... По­ сле смерти близкого человека невротические расстройства. Как быть? Да, часто ли мы задумыва­ емся над тем, как «властвовать собой», мобилизовать . себя на преодоление трудностей, во­ время подавить обиду, чувство уязвленного самолюбия, бес­ причинную грусть? Помним ли мы, что отрицательно заряжен­ ная эмоция, как правило, воз­ вращается к нам, как буме­ ранг. И бьет подчас очень больно. Можно ли помочь человеку в пограничном состоянии? Мо­ жно. Ведь очень часто бывает, что мы сами виноваты в сво­ их бедах. И врач-психотера­ певт пытается разобраться в этом, обучить простейшим при­ емам самоконтроля и коррек­ ции состояния здоровья, кото рыми основная масса людей практически не владеет. Больше всего звонков было адресовано! психотерапевту. Многим доктор не смог дать совета по телефону, так как требуется тщательное обследо­ вание. Следовало приглаше­ ние на прием, как. например, в данном случае... 1 — Я начинала выпивать, как говорится, в обществе. И сама не заметила, что превра­ тилась в пьяницу. — рассказы­ вала М., 37 лет. — Никогда не пила одна, всегда с друзья­ ми,, коллегами по работе. В основном, водку. Так длилось пять лет. Стала алкоголич­ кой... Чтобы почистить зубы, убрать постелё, надо выпить. Я любила музыку, но переста­ ла ее слушать. Я осталась без друзей... Помогите. Только лечение может спасти эту женщину... Телефон 77-94-32 не умол­ кал и на "пять минут. Подчас не бывает ему отдыха, и на следующий дёнь. — Вран гинеколог-сексопато­ лог слушает... — Муж ушел из семьи. Серь­ езных причин не было. Кто может помочь найти пути при- .мирения? — Где можно определить пол будущего ребенка? — Мне 24 года, страх перед девушками... Много звонков о причинах, диагностике, лечении .различ­ ных заболеваний. Людей ин­ тересуют вопросы питания, ис­ пользования нетрадиционных методов лечения. Терапевт был обеспокоен: большее число зво­ нивших уже имеют клиничес­ кие проявления, хотя к меди­ кам обращаются впервые. Вспомните из своей практики: единицы из нас, почувствовав невесть откуда взявшуюся боль в сердце, не гасят ее новой сигаретой, не «заедают» изжогу доброй порцией свино­ го жаркого. Не привыкли мы прислушиваться к себе... Звонили и родители: «...дочь шестиклассница пришла с за­ нятий и сообщила, что завтра школьный врач будет делать им прививки. Поймите наши ро­ дительские опасения...» Так как же быть с привив­ ками? Напуганные прессой и жизнью родители не знают, что и делать: не привьешь забо­ леет, привьешь — вдруг,., ос­ ложнение. Почти всем родите­ лям врачу-педиатру пришлось подробно рассказывать 6. не­ обходимости прививок. .Много проблем и с детьми дошколь­ ного возраста: частые простуд­ ные, аллергические заболева­ ния, другие отклонения. Нелегко пришлось врачу- санологу, специалисту по здо­ ровому образу жизни.. Вопро­ сов возникало много; «Как по­ худеть?»... «как бросить ку­ рить?»... «где можно занимать­ ся в группе здоровья?» ...Представьте, что пришли вы на прием к врачу в центр здо­ ровья со своей хворью, и вме­ сто традиционных таблеток он прописывает бег, режим пи­ тания. аутогенную тренировку. " соглаша- ПОДГОТОВКА К ВЫХОДУ Центр управления полетом, 18 января. (ТАСС). Програм­ ма полета Виктора Афанасье­ ва и Мусы Манарова после прибытия автоматического ко­ рабля «Прогресс М-6» вклю­ чала в себя разгрузку достав­ ленного на орбиту оборудо­ вания, астрофизические и те­ хнические эксперименты. Сегодня экипаж занимается подготовкой к намеченному на о ЧЕМ ГАРМОНЬ ПОЕТ И ПЛАЧЕТ? «я люблю всякую музыку: и симфоническую (избранно), и камерную, и джазовую, и на­ родную. Но когда по ЦТ идут передачи «Играй, гармонь!», в груди все «хлюпает», непроиз­ вольно льются слезы. И креп­ нет уверенн(к;ть в том, что у такого народа будущее окажет­ ся светлым, несмотря ни иа Такое эмоциональное пись­ мо написала липчанка А. М. Заостровская, прочитав в «Ленинском знамени» отчет с конкурса гармонистов в За- донске. Сегодня мы продолжа­ ем разговор. Правда, вынуж­ дены огорчить Анжелику Ми­ хайловну; гармошке живется все хуже и хуже, ...Выйдет вперед карапуз, эдакий Филиппок в расшитой рубашке и объявит с притопом всему миру; «Барыня!» И за­ дохнется от восторга зал, и неожиданно, как на приступ, полезут вдруг на залитую яр­ ким светом сцену зрители. По­ пробуй усиди, когда —- «Ба- Эта загогулина в сценарии любого праздника или кон­ церта обнаруживается всякий раз, когда выступает ан­ самбль юных гармонистов из Задонска. Единственный, меж­ ду прочим, в стране, потому что двух одинаковых рояль­ ных гармошек в природе не существует. А тут их пять и все они «понимают» друг дру­ га, как близкие родственники Н то сказать: гармошки те «Давыдовские»!, сработанные одними руками. Один год старинное донское село Нижнее Казачье было за­ валено письмами. Вернее, носи­ ла их без устали м«:тная поч­ тальонша в один дом — куз­ неца Тихона Федоровича Да­ выдова. А «виновата* в том оказалась тассовская заметка, растиражированная многими газетами Союза, В ней расска­ зывалось об увлечении быв­ шего фронтовика, донского ка­ зака, сделавшего за свою жизнь более сотни «роялок». .Мастерил их сам, не покупая ни одной детали, даже клей был собственного производ­ ства. По мнению знатоков, ин­ струмент Давыдова всегда имел необыкновенно чистое звучание. В отличие от обыч­ ных, фабричных со стальными голосами, в рояльных исполь­ зуют латунь. От того, до ка­ кой степени. уплотняется про- Эрлока, т каких углях обжи­ гается и закаляется, Тогда Тихону Федоровичу показалось, что играть на его «роялках» захотела вся стра­ на. Писали бывшие фронтови ки, шахтеры, колхозники, ин валиды, заключенные, и каж дый рассказывал свою судьбу которая, похоже, полностью за­ висела от гармошки. Старик был малограмотный и отвечать взялась жена, да вскоре сник­ ла: письма все шли и шли. Два тугих мешка с корреспонден- зависит строя гармошки в народе полу­ чили разные названия; «разли- вуха* 1 , «стройная», «тупая» и т. д. Характерная деталь ин­ струмента — ему нипочем ни мороз, ни дождь, ' ни туман. Латунные голоса не поддают­ ся ржавчине, как, скажем, у двухрядок, баянов, аккордео­ нов. Бывали случаи, когда гар­ монист, возвращаясь со свадь­ бы, падал вместе с гармошкой из лодки в воду и... ничего, иг­ рала «роялка»! Любопытна география рас­ пространения елецкой гармош- Культура — это не только Бах и Чайковский, картины Ван-Гога и Рериха, спектакли столичных театров и элитарное кино. Существует огромный пласт народной культуры, соками которого во все эпохи питались гениальные мастера. Хохломская роспись и домотканый ковер, народная сказка, ча­ стушки, раздольная песня, танец, резной конек на крыше деревенского дома, голос гармони, без ко­ торого еще совсем недавно невозможно было пред­ ставить российскую провинцию, —все это проявле­ ния высокой духовности, огромного творческого по­ тенциала, все .это бесценная «культурная валюта». Но к ею почему-то распоряжаемся расточительно, бездумно, безответственно... ______________ КАК НАЧИНАЛАСЬ ГАРМОНЬ В 80—90-е годы прошлого века на основе европейских гармоник тульские мастера соз­ дали знаменитую двухрядку. Примерно в эти же годы в Ельце появились гармоники, правая клавиатура которых располагалась пр принципу фортепьяно, а клавиши для ле­ вой руки — с обеих сторон грифа. Музыкальные возмож­ ности инструмента оказались значительно выше всех изве­ стных до той поры гармошек. Изготов-тялись «роялки» пош­ тучно, и даже мастер не мог знать заранее, как будет зву­ чать его вещь в законченном виде. Это зависело от латуни, из которой изготовлялись язы­ чки («голоса»). материала пла­ стинок (сталь, медь, латунь, алюминиевый сплав), дерева резонаторов, клея и других кон­ структивных элементов. Ну, и разумеется, мастерства рук человеческих. Конечно, инстру­ менты каждого специалиста тонкий любитель различает, но окончательное тембровое зву­ чание непредсказуемо. В этом и особая творческая прелесть. 8 зависимости от кач^стеэ ки. Даже в соседи- 1 х Ливнах ее нет. ибо там хозяйничает знаменитая «ливенка». Рояль­ ная же «освоила» Долгоруков­ ский, Тербунский, Задонский, Хлевенский, Усманский, Гря- зинский районы нашей и ряд районов Воронежской областей. Недавно по заказу ельчан туль­ ская фабрика изготовила не­ большую партию «роялок». По­ лучились они, как отмечали специалисты, недурными, но со штучной продукцией сравнить­ ся все же не могли. Приобре­ сти хорошую гармошку всегда считалось такой же удачей, как купить удойную корову. Александр Тихонович Давы­ дов, сын знаменитого мастера, рассказывал, как в войну они прятали с матерью «роялку» на огороде —Немец приближался к Задонску. МАСТЕРА Первую елецкую гармошку сконструировал мастер Ильин, вторую, более совершенную — Черных. Кстати, инструменты этого мастера сохранились до сих пор. Конечно, у них новые корпуса, более современный вид, но звучание авторское — планки и «голоса» выдают по­ черк мастера. А ведь инстру­ ментам этим более ста лет! В .началу в?кй в Ни.жр?? Казачье появился Василий Чер- нухин. От него научились де­ лать гармошки Яков и Тихон Давыдовы - (по-деревенски Гу­ севы), Г. Коптев (Назаркин), М. Коптев (Рыжих), В. Панов (Медов). По-прежнему гремели елец­ кие мастера: Рогатых, Австри- евских, Рязанцев. Галкин... Эти имена знал каждый мальчиш­ ка, как знает теперь знамени­ тых хоккеистов. Сегодня гармонных дел ма­ стеров можно пересчитать по пальцам. В Задонском районе это Перегудов из села Уткино и Руднев из Гнилуши. Есть не­ сколько специалистов в Ельне, Воронеже, Липецке. Уйдут они безвозвратно исчезнет жем­ чужина народного творчества, ИСПОЛНИТЕЛИ. Иван Васильевич Чернухин! Виртуоз, музыкант-самородок! Слава этого гармониста не один десяток лет гремела в за­ донских селах. Счастьем и са­ мым дорогим подарком для «молодых» считалось зазвать его на свадьбу. Он был сыном того самого первого мастера из села Нижнее Казачье. В импе­ риалистическую войну Иван служил в кавалерийском пол­ ковом оркестре. Играл на мно­ гих инструментах, но на «ро- ялке» исполнял все. После не­ го никому из гармонистов иг­ рать уже не хотелось. Его тех­ ника была неповторима, а ли­ ризм «вышибал» слезы. Воз­ вращаясь со свадьбы домой под утро, он заводил село как пружину. Выходили из изб за­ спанные мужики в исподнем и просили: «Сделай-ка нашу...»- Жена ревновала Ивана к его славе и не всякий раз пускала домой. Тогда он вытряхивал из мешка прямо в канаву возле дома жареных гусей, блины— все, чем отблагодарила его свадьба, и снова шел по селу, Похожая судьба была у Се режи Клюя из села Юрьег' Каждую свободную минуту он сидел за верстаком и делал гармошки. Фанатик и специа лист от Бога, он настолько за бросил домашние дела, что не успел починить к зиме крышу В сильные морозы замерз пря МО на печке. Прекрасные исполнители бы ли в Ельце. В местном торане на заказ они «делали» любое популярное произведе­ ние. Ееть и сегоднч 'блэсевы? гармонисты, не утратившие сти­ ля игры: Матюхтин из Ельца Новиков, Баранов, Катомин, Болотов, Россихин, Дмитри­ ев из Задонского района. Список этот, к счастью, мо­ жет быть еще долгим. Молодых в нем, к сожалению, почти не «РОЯЛКА» В ОПАЛЕ? Что же имеем мы сегодня? Первым парнем на деревне был всегда не механизатор, как считалось, а гармонист. В пред­ военные годы, да и после до жизни участники ансамбля, да и новые времена, новые песни пришли в деревню. Сколько же сил потребова­ лось, чтобы прогнать с «пятач­ ков» да околиц гармошку, поз­ волив ей «страдать» лишь на хмельных незатейливых свадь­ бах! Подставил подножку гар­ мони и печально знаменитый антиалкогольный указ 1985 го­ да. Вошедшие в раж ревнители нравственности, случалось; вы­ таскивали прямо из-за празд­ ничного стола захмелевших го­ стей, прихватывая как главно- Весь мир знает имена великих мастеров, изгото­ влявших скрипки, — Амати, Гварнери, Страдивари. Имена тех, кто все свое редкое умение, вдохновение, душу вложил в создание русской гармони, не зву­ чат так громко. Их в лучшем случае знают и пом­ нят в селе или городе, где жили творцы замечатель­ ных инструментов. Но это, подчеркнем, в лучшем случае. Обидно и несправедливо! Обидно и горько, что мы позволяем прерываться традициям народ­ ного творчества, теряем тем самым связь поК с е ­ ний, духовную, культурную преемственность. Три копейки на культуру — это еще полбеды. Беда, ко­ гда культурой просто не занимаются, предлагая лю­ дям суррогат ее или только то, что сегодня в моде... го зачинщика и гармониста. Пьяных куражей в деревне не стало меньше, но «роялка* по­ является теперь на людях все появления Домов культуры все сельское население собиралось на «пятачках», в центре кото­ рых всегда был «первый па­ рень». В каждом селе был свой ритуал. В одном к гар­ монисту подходили парами и заводили песню, в другом, сде­ лав круг, становились «в оче­ редь на частушку». Там, где играла «роялка», не любили хромки-двухрядки. Считалось: не так играет (звучит), а уж переборы и вовсе «не те». Каждого гармониста отличали за версту: «Шкаликов про­ шел...». Или «Во, как заливает Иван Васильевич!» Или: «Весь вечер Колька рыпел...». Постепенно стали появлять­ ся гармонисты и на сцене. С огромным успехрм проходили выступления Задонского на­ родного хора «с участием» ро­ яльной гармошки в Москве, Ростове, Липецке, других го­ родах страны. В пятидесятые годы в )та- шей области большой популяр­ ностью пользовался семеййый ансамбль гармонистов Давыдо­ вых. Он участвовал в ответст­ венных областных концертах, в передачах радиостанции «Юность», о нем охотно писали все газеты (в том числе и цент­ ральные), снимали докумен­ тальные фильмы. Но ушлр из Сегодня старинное народное искусство добивают припоздг нившиеся в село рок, брейк, «видики». Молодые на «роял- ке» не играют. Правда, никто еще не снес гармошку в крае­ ведческий музей. Да и офици­ альная идеология, поднаторев­ шая на театрализованных пред­ ставлениях, всегда вспоминает о гармошке, когда требуется провести праздник «первого снопа», показательный сенокос или «посиделки». И тогда да­ ют кислородную подушку уми­ рающему ремеслу. Но после то­ го. как будет поставлена птич­ ка в соответствующем отчете, о народном инструменте забу­ дут. До очередного шоу. СЛАВА — ДОН-КИХОТАМ! Возродить традицию взялся Александр Тихонович Давыдов, преподаватель Задонской дет­ ской музшколы, Заслужен­ ный работник культуры РСФСР, сын того' самого знаменитого кузнеца. Для начала он пода­ рил Задонску праздник. Два конкурса «Играй, гармонь!» с интервалом в два года до сих пор остаютря ?вмым заметным событием в культурной жизни Задонска. Но главной заслугой Давыдова было создание дет­ ского ансамбля рояльных гар мошек. За четыре’ года суще ствования его репер :уар попол нился двадцатью пьесами. Тог да поддержку.творческому лективу обещали во всех мыс­ лимых инстанциях. Ну, как же — единственный в стране, к тому же как магнитом притя­ гивает пацанов, ансамбль ста­ новился гарантией сохранения музыкальных народных тради­ ций. Однако пока «старшие то­ варищи» похлопывали музыкан­ тов по плечу, те репетировали на свежем воздухе, в беседке. В поисках помещения мыкались с инструментами по, юроду, а выезжая с концертами за пре­ делы района, смело могли рас­ считывать только на собствен ные карманные деньги, чтоб перекусить. Или, собравшись на гастроли, вдруг узнавали в последний момент: обещанного автобуса не будет. Кроме это­ го, Давыдову отказали в та­ рификации в культпросветучи- лище, где он занимался, то есть перестали платить за работу с детьми. Не дали и помещения А тут еще отсырели и рас­ клеились спрятанные в «надеж­ ном» месте уникальные гар­ мошки, сделанные отцом и им самим. В общем, просущество­ вав четыре года, ансамбль рас­ пался. Но Давыдов не сдается — чинит гармошки и строит планы. . Вообще, это удивительный человек, каких на Руси оста­ лось мало. Обеспокоенный судьбой русской песни, он соз­ дал в Задонске хор и «вывел» его в народные. Будучи про­ фессиональным художником (еще одна грань таланта), впервые в области Александр Тихонович создал при детской музыкальной школе художест­ венный класс, где учит ребят живописи. Здесь в комнатуш­ ке три на три метра до сего дня и занимается. Как архео­ лог (или лучше сказать —ре­ ставратор) он склеивает череп­ ки народных традиций. Провинцию, расположенную вдали от столбовых дорог рос­ сийской культуры, в последние годы со странной назойли­ востью посещают лишь гипно- тезеры да цыгане. И влачат жалкое существование местные самодеятельные коллективы. И висит по чуланам запылив­ шаяся гармошка. Кто возьмет ее в руки? Что же, вся надеж­ да на Дон-Кихотов? А. КОСЯКИН. етесь вы с доктором. — А ле­ карство? — А его не будет, желаю здоровья! Правда, это пока мечты. Нет • у центра здоровья своего зда­ ния, негде даже разместить врачей, не говоря об оборудо­ вании. Ждут работу специали-- сты по нетрадиционным мето­ дам лечения; йоги, экстрасен- А мы ждем вас, уважаемые читатели, пока только каждую последнюю среду месяца на другом конце телефонного про­ следите за объявлениями в газетах и по радио. И. НАПОЛОВА, врач областного центра здоровья. 23 января выходу в открытое космическое пространство. Ос­ новной задачей предстоящего выхода является монтаж на внешней поверхности комплек­ са «Мир» телескопического транспортировочного устрой­ ства, предназначенного для перестановки солнечных бата­ рей с модуля «Кристалл» на модуль «Квант». БЫТЬ ЛИ ПРАЗДНИКУ ПЕСНИ? Областной центр народ­ ного творчества и коллек- народного хора новоли­ пецких металлургов имени Ю. В. Андропова обрати- ь в редакцию с необыч- л предложением. 1аша область отиоситель- молода. Ио, несмотря на , она неповторимо бо- а добрыми культурны­ ми , традициями. Одна из связана с именем на- замечательного земля- - Андрея Петровича Мистюкова. Заслуженный деятель искусств РСФСР А. П. Мистюков всю свою творческую жизнь был свя­ зан с коллективом метал­ лургов Новолипецкого ком­ бината, нашим городом. Че­ ловек неукротимой творче­ ской энергии и масштаба, страстно любил русскую народную песню, много сде­ лал для ее сохранения и развития. Он рано ушел из жизни, но оставил о себе долгую память. Его ученики продолжают дело, начатое им. В мае 1989 года в Липецке впер- прошел конкурс, посвя­ щенный памяти земляка ком- позитора А. П. Мистюкова. Ов вызвал большой интерес любителей хоровой народной т тогда и появилась задумка: а почему бы не организовать в Липецке свой хоровой праздник имени А. П. Мистюкова, который бы собрал и самодеятельные коллективы со всех концов России? Какое бы это былб событие и для тех, кто сам , и для в^ех липчан. ) для организаций та­ кого липецкого фестиваля песни нужен специальный фонд. Он послужит поддер­ жанию материальной базы коллективов, носящих зва­ ние народный, проведению смотров, поощрению лучших исполнителей. Фонд может быть образован из добро­ вольных взносов клубных учреждений, самодеятель­ ных коллективов, пред­ приятий, организаций, ча­ стных лиц, всех, кто искрен- заинтересован в том, чтобы песня русская жила. ОТ РЕДАКЦИИ. Что ду­ мают на этот счет наши чи­ татели; быть лн празднику русской песни на липецкой земле? Многое, конечно, за­ висит и от того, как будет пополняться фонд, счет ко­ торого уже открыт — ^6 601034 в областном уп­ равлении ЖСБ г. Липецка. По всем вопросам участия в этом начинании можно об­ ратиться в коллектив на­ родного хора новолипецкях металлургов имени А. П. Мистюкова (телефон 23-12-15) и в областной центр народного творчест­ ва (телефон 24-12-68).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz