Ленинское знамя. 1991 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1991 г. (г. Липецк)

ЛЕНИНСКОЕ З НАМЯ 18 июля 1991 г., № 139 (19 036) Кто придет на смену учителям-ветеранам Такие вот порядки в «Липецкладе»... , Если за дело берутся I настоящие работники Много шуму из ничего... В эти дни вузы принимают новое пополнение. На смену уходящим на «заслуженный отдых>, смертельно уставшим учителям идет племя «младое, незнакомое». Один известный писатель утверждал, что молодые бо­ льше похожи на свое время, чем на своих родителей. Наше время тревожное, нестабильное. Гуманистическая школа осу­ ществляет ' решительный пово­ рот к личности школьника-че- ловека, как к цели всей соци­ альной политики общества. Школе нужен новый учитель с высочайшей репутацией. Где его взять? Несколько поколений учите­ лей испытали на себе влияние подконвойной педагогики. Ко­ сметика очковтирательства, во­ инствующая посредственность многих уроков, зачастую без­ духовная «внеурочная работа», мнимая сопричастность «боль­ шой» политике йлодили не то­ лько нищих духом детей, но и озлобленных учителей. Яд ра­ зложения, внутренней пустоты и моральной разрухи проникал и до сих пор проникает во все поры школьного организма, где, увы, еще господствуют за­ частую невежественный прови­ нциализм, пресловутая идеоло­ гизация и диетическая педаго­ гика, которую «есть» можно, ХОТЯ" и пресно, невкусно. Разговариваю с одним, дру- ' гим, третьим директорами школ, задаю вопрос; «Как бу­ дете жить дальше?» Ответ один; «Надо отпустить с ми­ ром 90 процентов учителей и самим вербовать новых». От­ куда, из каких палестин? Никто и ничто просто так не рождается. Можно «обоз­ вать» школы колледжами, ги­ мназиями и лицеями, это лишь смена вывески (я не имею в виду наши экспериментальные школы, дай Бог им свежего ветра перемен). Я имею в ви- , ду другое. Учитель и школа призва1ны реализовать в учении и вне его все силы ребенка. Вывести ученика на самоопре­ деление, самовыражение и са- мореабилитацию. Вечный дви­ житель школы — творчество. А сердцевина творчества — любовь. Да, да, именно любовь и творчество. И еще свобода: дискуссий, открытых диалогов на уроках, иначе — трущобы души..'. Современная Ш кола- это тихие коридоры во время уроков, это святая тишина таинства передачи знаний, это образцовые отношения сотруд­ ничества учителей и детей, это стремление быть у культурней­ шим учреждением России. Вот ведь: задумал написать- о новом наборе будущих учи­ телей, а опять ушел в беды и проблемы школы. Что делать! Новая школа — это учителя, которым не надо себя возвы­ шать. Они — элитный челове­ ческий тип, свободный от не­ обходимости участвовать в борьбе. Борьбе за «качество учения», за «чистоту» помеще­ ний, за «дело... партии». Любая борьба озлобляет и ожесточа­ ет. Ожесточение рождает оби­ ды и зависть. Зависть рожда­ ет ненависть. Впрочем, где отыскать этот ЭЛ1ИТНЫЙ тал будущего учите­ ля? Только в школе! Но его надо выпестовать. Терпеливо и мудро. Еще на -школьной па- ...Я долго, и безрезультатно искал в вузе кандидатуры на и радуются успеху каждого. И никакой «казармы», «доп­ росов», вечной дидактической конфронтации. Напротив — сотюэрчество, '"коллективная игра, где учитель-режиссер, ко­ торый из детей «вынимает» все, что спрятано, скрыто. Он все время как бы подыгрывает неопытным актерам — детям. И никто не халтурит. И ■ у всех — главные роли. Встре­ ча с учителем-научителем — это главное на всех уроках будущих педагогов, это их самоценность. низовать нестандартные усло­ вия. Преподаватели нашей кафедры купаются в творчест- ве на уроках в педклассах школы № 24 и школы № 1 се­ ла Доброе. Доцент В. К. Рва- чева считает, что эти ребята, особенно сельские, вернули ей второе дыхание. Есть у нас и третье напра­ вление профессиональной дову­ зовской подготовки ребят —их практическая деятельность в качестве помощников классных руководителей, вожатых в ла­ герях, их активное участие в Опыт педклассов: прошло три года ИСКАТЬ ИВЕРИТЬ... летнюю практику в школу-ин­ тернат Александра Католико- ва, народного. учителя СССР, члена-корреспондента АПН СССР, народного депутата СССР, известного директора Дома сирот города Сыктывка­ ра. Еле-еле подобрал семерку со всех факультетов. Трое уже вернулись — их отправ1Или назад — «за пассив'ность». А ведь в целом это неплохие студенты... по стандартным меркам. По высшим — крити­ ки не выдерживают. Призна­ юсь в поражении. Утешает од­ но — у меня есть хороший резерв, выпускники педклас­ сов, год назад ставшие студе- Что бы и кто бы ни говорил — а говорят всякое — это новый тип студентов. Конеч­ но, еще ее идеальный. Но, бес­ спорно, обнадеживающий. Два года (надо бы три) ото­ бранные из всех школ города (в средней школе № 1 с. До­ брое — всего района) ребята проходят тренинг «на учите­ ля». 14—15 лет —время высо­ ких потрясений. Убежден: именно в эти лета надо ста­ вить «голос учителя», профес­ сиональное настроение и само­ чувствие, тонус и форму пове- В школе № 24 г. Липецка уже складывается система, апробированная трехлетним опытом. У нее три направле- ния. Первое — углубление зна­ ний в избранных дисциплинах. Урони ведут учителя школы. Факультатив, обзорные лекции, уроки-обобщения — вузовс­ кие работники. Кроме того, ’с учащимися работают препода­ ватели областного института усовершенствования учителей. Разная методология, разная «религия» уроков. Но что объ­ единяет —^на' таких уроках всем хорошо. Все творят себя Второе направление — пси­ холого-педагогическая подго- тонка будущего учителя, осу­ ществляемая преподавателями кафедры теорий и методики воспитательной работы ЛГПИ и рядом преподавателей кафе­ дры психологии. Первое, с чем мы сталкиваемся, когда отби­ раем ребят в педклассы, —их зажатость, внутренняя скован­ ность. Казалось бы, это не­ свойственно детям, но сохра­ нившаяся авторитарность обу­ чения подавляет в них детское. А нам надо подвести их к пе­ дагогической раскованности, то есть к способности импровизи­ ровать. А когда рождается импровизация? Да только лишь тогда, когда человек не только широко образован, но и обладает солидным запасом творческих дел. Наши отноше­ ния с ребятами — ультраде- мократичесмие, человечные, ос­ нованные на дружбе и любви. Здесь все общее: сомнения, от­ крытия, песни. Вместе • попо­ лняем и копилку творческих дел. Так, на занятиях по педа­ гогике я дал студентам треть­ его курса задание — найти синонимы понятия «сотрудни­ чество» и одно из них защи­ тить. Студенты придумали с.то смежных терминов, школьники —двести. Любопытно? А одна­ жды, общаясь с десятиклас­ сниками — вытащил коробок спичек и оказал детям, чтобы они придумали или отыскали в книгах развивающие забавы со спичками. Одна из учениц за неделю отыскала и , сама сконструировала около трех­ сот игр со спичками. Я нико­ гда не подозревал, что такое может быть! Поддержать тво­ рческий импульс школьника •— это и есть суть учительского призвания, в каком' бы классе он ни работал, что бы ни пре­ подавал. Нужно только орга- школьных каникулярных рес­ публиках, в многодневных по--; ходах... При этом стремимся избежать упрощения в воспи- тательной работе, которое гу- бительно для всех детей, осо­ бенно для тех, кто выбирает профессию учителя. Педагоги­ ка — вещь не абсолютная. Это наука в искусстве воздей­ ствовать по-разному. По-раз­ ному. Паши наблюдения: во- первых, запас впечатлений школьной жизни у многих на­ ших студентов очень убог — с чем пришли в вуз, с тем ча­ сто и уходят, во-вторых, в этой их вечной борьбе «за успева­ емость, посещаемость и усво­ яемость» привычно «работает» лишь голова, а сердце — от­ дыхает от невостребованности. Есть же такие вещи, до кото­ рых одним разумом не дойти. Вот почему в педклассах мы уделяем много внимания уп­ ражнениям души и_ сердца. Ведь без воображения учитель — ремесленника У ребят в педклассах есть такие предметы, как «театра­ льное мастерство», «эстетика жизни», «фольклор», «песня и музыка», «мировая художест­ венная культура», «воспитание игрой»... Будущий учитель до­ лжен чувствовать все краски жизни, упражнять свою душу. В часы отчетов перед родите­ лями, общественностью, шко­ лой учащиеся педклассов, де- монктрируя выставку своего педагогического «приданого», проводят без ложного стесне­ ния мини-уроки творческого об­ щения (кстати, все они дают учебные уроки в начальных и подростковых классах) с го­ стями. Ведут ребята свои урсжи весело, как хорошие хо- А теперь о первых итогах. Как мы ни пытались недавно, в вузе*пропагандировать акцию «Все дети — наши», откликну­ лись активно и добровольно выпускники педклассов. В педк.5уб «Ра.дуга» ходили они же. В школьные каникулы почти все «удрали» в свои «снежные республики». На ву­ зовских смотрах, фестивалях я опять-таки чаще всего видел лица этих ребят. В прошлом году состоялся их первый выпуск. Из трид­ цати двоим было отказано в рекомендации, двое сами от­ казались от избранной профес- сии, четверо не выдержали ко-\ нкурс, остальные 22 были при­ няты в вуз сразу же после школьных экзаменов. Ныне из 33-х выпускников школы № 24 педсовет, кафедра отказали шестерым, двое конкурс не прошли. Остальные уже зачис- лены в вуз. 18 получили золо­ тые и серебряные медали. Из тридцати рй я т Добровского района зачислены в вуз 24 вы­ пускника. Суеверно боюсь кол­ лег с «дурным глазом», суетя­ щихся вокруг приемной комис­ сии. Кое-кто из них уверен, что в педклассы мы принимали особых, привилегированных. Огорчу: не принимали. Тем более, в конкурсных комиссиях у нас сидят полномочные пред­ ставители самих ребят. У нас с ними есть свой лозунг сог- ласности, не противоречащий лозунгу гласности. Чего мы так ратуем за пед­ классы? За иные классы, где уже в школе готовят других Магелланов и Колумбов? Ну, кто, как не учителя, прекрас­ но осознающие все издержки своей профессии, способны ото­ брать и подготовить себе сме­ ну из самых одаренных? Ме­ чтаю, что каждая школа обла­ сти получит право рекомендо­ вать без экзаменов в педвуз хотя бы одного своего питом­ ца, который потом вернется и продолжит дело своих настав­ ников на высшем уровне про­ фессиональности. Но открывать повсеместно педклассы —затея зряшная. Нужен крепкий союз с вузами, нужна особая подго­ товка к этому школьных учи­ телей, нужны школы, оторва, вши^я от тяжкого груза ав­ торитаризма и безликости. Много у педагогических* ин­ ститутов острейших проблем. Важнейшая из них — поиск и отбор достойных абитуриентов. Да, это трудно. Ведь учитель — это'прежде всего старатель, который должен не только че­ стно заниматься ремеслом, но и выискивать крупицы золота в каждом ребенке в надежде открыть целые самородки. Так что наше дело — любопытст. вовать искать и верить, С. ШМАКОВ, учитель школы № 24 г. Липецка и ;Школы № 1 с. Доброе, кандидат педа­ гогических наук, кавалер медалей А. С. Макаренко, К. Д. Ушинского. Почти четыре года действу­ ет на Данковском доломитном комбинате лечебно-оздорови­ тельный комплекс. НА СНИМКЕ: прием ведет врач-терапевт В. М. Сальни­ ков. Фото В. СИНЕВА. Реплика читателя НЕ ЛУЧШЕ ЛЬ НА СЕБЯ ОБОРОТИТЬСЯ? Прочитал информацию Липе- нкоро управления «Горводока- нал» «Б4>егите воду!», и все- все ясно стало. Я, возможно, ошибаюсь, но, видимо, рабо­ чие «Рорводоканала» сейчас мобилизованы на ответствен­ ное задание' — с 5 утра до 11 вечера они следят, чтобы ого­ родники не поливали свои грядки питьевой водой —ведь и она теперь дефицит. Навер­ ное, поэтому некому устра нить течь в водопроводе, про ложенном по улице Студенов ской. Там возле дома 4. пол года бьет искусственный рснд ничок. Еще зимой я звонил управление «Горводоканал» ] этому поводу. Тогда мне о ветили, что устранять течь бу дут летом — нужно прово­ дить земляные работы. Но вот уже половина лета прош­ ла, а из «Рорводоканала» то на нашей улице не 1 лялся. Живи, родник?., В своем обращении к чита телям товарищи из «Горво доканала» строго предупреж дают, чтобы воду мы .берегли А сами? Невольно вспомина ется крыловское; «Чем куму шек считать трудиться, не лу чше ль на себя, кума, оборо титься?». г. СМЕРТЕНКО. Не ради наград... КАРЕВЫ ИЗ ЛАПОТКА Возвращаясь к напечатанному ФТЦ; ОПАСНССТЬ ПРЕУВЕЛИЧЕНА Фамилия Каревых хорошо известаа в Чаплыгинском рай­ оне. Сорок лет назад Виктор Карев, выпускник Лебедянс­ кой школы механизации, начал работать в Чаплыгинской МТС и сразу был признан мастером высокого класеа. К технике он тянулся с. детства. Во время войны работал прицепщиком. Потом — армия, учеба и возв­ ращение в родной Лапоток, где «а полях колхоза «Звезда» взошла звезда хлеборобской династии Каревых. Ушел на пенсию Виктор Васильевич, но не потускнела слава фамилии; четверо сыновей, достойных от­ ца, продолжают его дело на хлебной ниве. Сегодня единственная те»ни-- ка, на которой работает Вик­ тор Васильевич — трехколес­ ный «конек-горбунок». Помни­ те, в сказке Ершова: «На спи­ не с двумя горбами и с осли­ ными ушами»... Так и этот аг­ регат; двигатель — из двух списанных моторов со старой мехройки, корпус и все оста­ льное собрано из такого старья, что и не сразу сообразишь, от- ,куда та или иная железка. А все вместе — исправно рабо­ тает. Скажем, сена привезти домой — никаких проблем! Та­ кая вот малая техника для ли­ чного подворья. Собрал ее мастер без каких-либо черте­ жей, доверяя своему опыту, интуиции. Это отцовское' уме­ ние разбираться в технике уна­ следовали и его сыновья. Пре­ дседатель колхоза «Звезда» А. В. Смазнов шутит: «Если к нам на поле ииопланетяне свой трактор опустят и скажут; ра­ ботайте — то Каревы в пять минут во всем разберутся, за­ ведут и поедут». Шутит председатель, но в Ка­ ревых уверен всерьез. Тем бо­ лее, что за примерами ходить далеко не надо: прошлым ле­ том Александр Викторович, второй из сыновей, за двадцать дней до жатвы получил «Дон- 1500». Успел изучить, подго­ товить и в итоге занял первое место в хозяйстве, намолотив более 15 тысяч центнеров хле­ ба. Мог бы и больше — да полей не хватило. Остальные братья — такие же. Даже младший, Сергей, не успевший еще в армии отслу­ жить, уверенно заявляет: «Лю­ бой мотор в колхозе разберу и соберу. На любом тракторе или .машине работать смогу». И сможет. Более того; будет ра­ ботать. Именно в этом колхо­ зе. ■Рядом с братьями. На от­ цовской земле. Потому что вы­ рос хозяином. Совеем еще ма­ льчишка на вид имеет опыт управления сложнейшим «До­ ном-1500». У старшего Анато­ лия штурвальным был. И, ко­ нечно, освоил комбайн, хоть в ту пору прав на вождение Те­ хники у н^го, естественно, и быть не могло. Что уж тут говорить об Анатолии, Александре, Влади­ мире? Но сами братья, кстати, не считают себя какими-то осо­ бенными умельцами. Не любят, хвастать наградами. Виктор Ва­ сильевич, Сергей и Александр даже не могли точно сказать, какую и когда получил награ­ ду Владимир. . Медаль, что ли... Кажет­ ся, лет пять назад... По итогам жатВы 1985 го­ да Владимир Викторович Ка­ рев был награжден орденом Трудовой Славы НГ степени. На комбайне ^«Нива» намоло­ тил он тогда больше 13 тысяч центнеров зерна. В этом году Владимир Ка­ рев в жатве не участвует. Он водитель автокрана, и лето — горячее время не только для хлеборобов, но и для строите­ лей, а им без крана не обой- — Анатолий Васильевич, — спрашиваю у председателя, — не накладно ли в жатву хле- бороба-орденоносца к комбай­ ну не подпускать? Все-таки квалификация... — Да он сам просился на комбайн, — отвечает А. В. Смазнов. — Но квалифициро­ ванных комбайнеров в колхо, зе хватает, а крановщик один. Возьмем -только зеглледельцев, которые будут работать на «Донах»; Александр Карев," Михаил Савин, Михаил Исаев... Не могу и сказать, кто луч- вде. К жатве все готовы, мас­ терства не , занимать. КомУ придется по итогам уборки вручать премию — цветной телевизор —сегодня никто не угадает. Для Каревых нынешняя жа­ тва мало чем отличается от мнорих предыдущих. Разве что Сергей впервые самостоятель­ но выведет на поля «Ниву», А так — работа как работа,- Не ради званий и наград —ради хлеба. Понимай — ради ждз- А- АНДРЕЕЙ, В середине прошлого года на >{страницах нашей газеты разгорелась жаркая дискуссия по поводу строительства в 19-м микрорайоне физико-технологичеейого центра при по­ литехническом институте, начатая статьей В. Теслова «Пя­ тая категория опасности», В последнее время страсти по­ улеглись. Ну, а что же дальше? Предлагаем вашему вни­ манию интервью с заместителем председателя областного комитета по охране природы С. И. Новокщеновым. — Станислав Иванович, ко­ гда на страницах «Ленинско­ го знамени» шли дебаты по поводу сфоительства ФТЦ, облкомитет по охране природы остался в стороне. Почему? — Действительно, в то вре­ мя мы не опубликовали ни одного материала по поводу строительства физико-техио- логического центра. И дело не в том, что мы решили устра­ ниться от серьезного разговора. В то время у нас не было яс­ ности по поводу этогб объек­ та. Материалами об опаснос­ ти ускорителя для жите­ лей мы не располагали, не имели данных и об установке в целом. В то время на.м были представлены только основные технические решения, и во- . прос стоял всего лишь о раз­ мещении в Липецке лаборато­ рии политехнического инсти­ тута. Появление же материа­ ла в газете спутало все кар­ ты, породило массу вопросов, на которые мы не знали, что отвечать. Специалистов в об­ ласти ядерной физики у нас нет, а без их вбекого слова мы не имели никакого права вступать в полеянку, дабы не разжигать и бёз того разго­ ревшиеся эмоций. Правда, и выпускать ейгуацню из-под контроля тоже не имели пра­ ва. Поэтому на одном из за­ седаний общественного эко­ логического совета рассмотре- т этот вопрос и решили об­ ратиться за помощью к эк­ спертам в республиканский Государственный комитет по экологии и природопользова- — На сегодняшний день какая-то ясность уже есть? — По существу, полная. Недавно мы подучили мате­ риалы из Госкомприроды РСФСР, в которых наряду с положительным заключением первого заместителя предсе­ дателя комитета Л. Н. Ше­ лест, имеются отзыв объеди­ ненного института ядерных ис­ следований в г. Дубне и эк­ спертное заключение инсти­ тута атомной энергии имени И. В. Курчатова. В них отме­ чается, что ускорительный койплекс фяаико-технолога- ческоГо центр#. ■.предназначен для проведени'я исследований. непосредственно направленных на разработку новых ионных технологий для металлургии, сельского хозяйства, охраны- окружающей среды. Установка относится к :закрытым источ­ никам излучения, исключа­ ющим попадание радиоактив­ ных веществ в окружающую среду в условиях их эксплуа­ тации. Ускорители являются электрофизическими установ­ ками, в которых нейтронные й фотонные излучения, испус­ каемые как результат взаимо­ действия ионов и протонов с веществом, возникают в ос­ новном за счет изменения ки­ нетической энергии ,взаимо­ действующих частиц. Эти ра­ диационные эффекты могут возникнуть только в момент действия ускоряющего элек­ трического потенциала или электромагнитного поля. Ус­ корительный комплекс ФТЦ не относится к числу ядерно- опаоных объектов, так как при работе ускорителей принци­ пиально невозможны ядерные аварии из-за отсутствия в их составе делящихся матери­ алов, способных образовать критическую массу. — Ну, а как же «пятая ка­ тегория опасности»? --- Существуют не катего-' рии, а классы санитарной классификации предприятия, причем наиболее опасные от­ несены к первому. А пятый кщее — это самая низкая огааоность. Согласно данной классификации, ФТЦ должен был иметь 50-метровую сани­ тарно-защитную зону. Для не­ посвященных замечу, что за пределами подобной зоны га­ рантирована полная экологи­ ческая безопасность. Согласно же требований «Правил рабо­ ты с радиоактивными вещест­ вами и другими источниками ионизирующих излучений в учреждениях, организациях и ра предприятиях Академии наук . СССР» ускорители с энергией до 150 МЭВ могут - размещаться в населенных пунктах независимо от их ве­ личины. Максимальная, же энергия ускорителя на липец­ ком ФТЦ не должна была превышать 50 МЭВ. — Выходит, физико-техно­ логический центр опасности не представляет? — Разумеется. Более того, специалисты Госкомприроды республики в своем заключе­ нии подчеркивают, что отказ от его строительства приведет к задержке внедрения совре­ менных ионных технологий в металлургию, сельское хозяй­ ство, охрану окружающей среды, приведет к дальнейше­ му отставанию этих отраслей в области обработки и осво­ ения новых технологий от уровня передовых стран, на­ несет ущерб развитию науки и техники. Анализ характера вы­ бросов- от ускорителя показы­ вает, что они экологически бе­ зопасны. Негативное же отно­ шение общественности к стро­ ительству ФТЦ вызвано не­ достатком объективной инфор- ;^ании. И в данной ситуации, мне кажется, вина в первую очередь руководства физико­ технологического центра. Раз­ мещению такого ' объекта с новым производством надо, вероятно, было уделить боль­ ше внимания. Они же пошли по пути умалчивания сути предлагаемого к строительст­ ву объекта и в то же время- широкой публикации объяв­ лений о наборе специалистов. Доходило ведь до абсурда. В ддном номере газеты выступ­ ления читателей с требовани­ ем прекратить строительство центра; а в следующем — объявление о наборе работ­ ников. Это способствовало только разжиганию страстей. Да и тон публикаций руко­ водителей ФТЦ в ответ на тревожные письма читателей больше походил не на здра­ вое обсуждение проблемы, а на высокомерное нравоучение. В какой-то степени поторо­ пился и автор статьи, кото­ рый «ухватил» . сенсацию, а до конца не разобрался в су­ ти дела. Возможно, эмоци­ ональный всплеск, а с ним и страх, родились под воздейст­ вием чернобыльских событий. Но нельзя же все валить в , кучу. У нас каждый произ­ водственный участок в какой- то степени представляет опас­ ность. И что же? Сразу требо­ вать на все повесить замок? Степень опасности определяют не эмоции, а расчеты специа­ листов. В крайнем случае — эксперименты. — Станислав Иванович, а какова позиция комитета по охране природы на сегодняш­ ний день? — Каждому понятно, что те страсти вокруг ФТЦ, ко­ торые нагнетались в течение нескольких месяцев, еще све­ жи у липЧан. И. наверное, мы приняли бы неправильное ре­ шение, если бы не учли мне­ ние жителей города и одно­ значно воспользовались бы только заключением эксперти­ зы, пусть даже такой солид­ ной, как Госкомприроды РСФСР. Поэтому мы считаем, что строить данный ускори­ тель физико-технологического центра в 19-м микрорайоне нецелесообразно. В то же вре­ мя и допускать отставание в данной отрасли нежелательно. Поэтому мы предлагаем ру­ ководителям ФТЦ и НЛМК довести до совершенства тот ускоритель, который на сегод­ няшний день имеется на ком­ бинате. К тому же подобный ускоритель сегодня строится в Дубне, Так что все проблемы для глубокой науки можно решить. — А что же делать с ФТЦ? — Проектируемый физико­ технологический центр — это не что иное, как лабораторный корпус, где студенты будут проводить опыты, изучать те или иные Явления. Работы в этом направлении будут про­ водиться. Тодько без ускори­ теля. Ну, а если возяикиет необходимость *. поработать на ускорителе, еще раз . повто­ рюсь, для этого имеется уско­ ритель на НЛМК, который действует не первый год. — Хотелось бы верить, что это интервью — ^последнее в цепочке тех -публикаций, ко­ торые были посвящены ФТЦ... — Нам бы тоже хотелось поставить на этом точку и по­ просить журналистов, чита­ телей не создавать ажиотажа вокруг того или иного объек-' та, будоражить общественное мнение. Лучше в спокойной обстановке разобраться по существу рассматриваемой проблемы и выяснить степень опасности той или иной уста­ новки для людей. А то может получиться, как в данном случае. Искали опасность в одном месте, а она, по суще­ ству, проявилась в. нашем со­ знании, отношении к происхо­ дящим вокруг нас переменам. К тому же надо учитывать, что сегодня отдел экспертизы областного комитета по ох­ ране природы зорко следит за разработкой проектов но- рантии, что Новая установка или агрегат не будут эколо­ гически чистыми, свое «добро» экспертиза никогда не даст. Интервью вел М. ГОРЬКАЕР. Кому на Руси жить хорошо ПРЕЗИДЕНТ, НЕ ЗНАЮЩИЙ ИНСТРУКЦИЙ»., ИЛИ Кузов для покойника Многие из нас стоят сегодня в очередях на приобретение того или иного дефицитного товара. Двигаются очереди ме- дленно. И не только потому, что сбои дает производствен­ ный конвейер, но и потому, что в каждой очереди находят­ ся ловкачи, которые норовят проскользнуть вперед. Вот то­ му подтверждение. Сотрудники отдела борьбы с преступлениями в сфере эко­ номики УВД облисполкома проверили .соблюдение очеред­ ности в акционерном обществе «Липецклада». Установлено, что многие автолюбители приобретают кузова в обход существу­ ющих правил и очереди. Как же им это удавалось? Расска- жем по порядку. ' В очереди на замену кузовов на станции, расположенной на улице Ферросплавной, на 15 апреля сего года стояло 143 че-, ловека, в том числе 28 инвалидов и участников Великой Оте­ чественной войны. Согласно инструкции производственного управления «Авто. ВАЗтехббслуживание» замена кузовов автомобилей марк:: ВАЗ производится на спецавтоцентрах и станциях техничес­ кого обслуживания автомобилей в строгом соответствии с очередностью. Замене подлежат только кузова, не подлежа­ щие восстановлению. На деле все обстояло иначе. Многие очередники остались ни с чем, зато «нужные» люди кузова получили.» И лазейку для нарушения ийструкции подсказы­ вал президент «Липецклады» В. М, Тонких. В сентябре 1990 года к президенту о^атИлся начальник отдела производственного объединения «Липецкстройиндуст- рия» В. Н. Гончаров с просьбой продать ему кузов для сво­ его автомобиля. В.-М. Тонких отказал ему, так как Гончаров в очереди не числился. Но посоветовал, как эту очередь обой­ ти: взять ходатайство из своей организации, по нему полу­ чить нужную часть автомобиля, а затем выкупить. Гончаров послушался совета, и через небольшой срок стал обладателем нового кузова. По такой же схеме продавались кузова вне очереди и другим покупателям. Многие .из них проявили изрядную фантазию. В январе нынешнего года В. М. Тонких посоветовал рабо­ тнику кооператива «Мир» В. М. Венину тоже взять хода­ тайство какой-либо организации. Так появилось на свет пи­ сьмо с просьбой продать кузов от ВАЗа совхозу «Октябрь­ ский» Усманского района, где Венин никогда не работал, и где автомобиля такой марки даже нет на балансе, Но такие «мелочи» никого не волновали. Директор совхоза А. П. Чур­ син, не задумываясь, подписал ходатайство, не зная да'же, ко­ му предназначался этот «подарок». В. М, Венин быстро уплатил совхозу по накладной 1250 рублей, но... получить кузов не успел, так как ''работники правоохранительных органов пресекли незаконную операцию. Однако неудача, похоже, только раззадорила этого человека. 5 марта к В. М. Тонких поступает очередное письмо за подписью директора Липецкого филиала СП «Евродил» В. М. Сапрьжина с убедительной просьбой продать филиалу, как одному из учредителей акционерного общества «Липецклада», вдзов второй комплектности. Предназначался он... матери, В. М. Венина —К- П- Вениной, которая временно работала в филиале уборщицей. В. М. Тонких дает разрешение на про­ дажу кузова К. П. Вениной. Месяц спустя В. М.. Венин добывает еще одно письмо:за подписью Сапрыкина с новой просьбой продать кузов рабо­ тнику филиала В. А. Завьялову'— брату К. П. Вениной. На самом деле Завьялов в филиале «Евродила» никогда не рабо­ тал, но съездил к В- М. Тонких, который без задержки дал «добро» на продажу. Очередной кузов вскоре оказался в га- раже пробивного кооператора. ■ Эта история, впрочем, не самая удивительная. Бывают и поизощреннее. В марте 1991 года начальник жилищно-эксплуатационного ремонтного предприятия А. И. Белкин пшросил В. М. Тон­ ких продать кузов работнице предприятия Е. В. Бетенековой. Путь для этого был выбран уже проверенный — ходатайст­ во от организации. И в апреле в «Липецкладу» поступает письмо за подписью Белкина, где тот ходатайствует о про­ даже кузова и двигателя для работника предприятия участ­ ника Великой Отечественной войны В. С. Зубкова — отца Бетеншовой. Все бы ничего, да вот одна только грустная подробность упущена: В. С. Зубков умер в августе 1990 го­ да. Но это не остановило комбинаторов Остроумие продемонстрировал генеральнцй Директор объ­ единения «Липецкнефтеяродукт» В. В. Денисов. В одном пи­ сьме он просит продать кузов ВАЗа для- служебных целей, а во втором, позабыв о конспирации, уже просит «для уме­ ньшения бухгалтерской работы:^, принять деньги за этот ку­ зов от личного водителя С. П. Чекалина. Последний делает покупку, не имея никакого представления об очередности. Подобным образом, в обход всяких инструкций, приобре­ ли кузова также главный инженер Гряэинской нефтебазы В. Н. Коптев, заведующий гаражом совхоза «Дубовской» Чаплытинского района А. М. Камышников, сотрудник войско­ вой части, Т. С. Ужаков и другие «нужные» люди. Как же оправдывает грубейшие нарушения президент ак- П’ионеррого общества «Липецклада» В. М. Тонких? Вот неко­ торые выдержки из его объяснения; «С себя ответственности за эти нарушения я не снимаю по одной только причине: пре­ жде всего, я не был знаком с инструкцией^ по замене кузо­ вов, а я должен был это жать (В. М. Тонких работает в Дви­ ной’ должности четыре года — А. Р.). Занимался я распреде­ лением кузовов (по инструкции этим должен заниматься спе­ циальный сотрудник, но не президент — А. Р.) только /по одной причине — не мог доверить этот вопрос никому». Интересные объяснения — не правда ли? Президент, не знающий инструкций, подчиненные, которым нельзя доверить дефицитные детали... Непонятно только, как быть клиентам, которые годами стоят в очереди на замену кузовов. Им что — тоже готовить письма-ходатайства или дождаться, когда в акционерном обществе все-таки наведут порядок? А.* РЯЗАНСКИЙ, старший оперуполномоченный по особо важным делам отдела борьбы с преступлениями в сфере экономики УВД облисполкома. ОТ РЕДАКЦИИ: газета намерена сообщить читателям о том, каким образом будет наведен порядок в акционерном обществе «Липецклада»,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz