Ленинское знамя. 1991 г. (г. Липецк)
Из дневника публициста Поживем- ридим... Итак, . свершилось: впервые в истории Рос.сии всенародным голосованием избран Президент республики. В структуре испо. лнительной власти, на слабость которой не раз указывалось съездах народных депутатов и сессиях Верховного Совета РСФСР, появилось новое зве но. То самое, которое, по за мыслу, должно обеспечить укоснительное проведение жизнь новых законов, гаранти ровать соблюдение конституци- . онных норм, правопорядок на всей территории России. Зве но, которого, как все чаще 1 о- ворили нам в последнее время, остро недоставало для вывода республики из глубокого и за. тяжного кризиса. Еще впереди время анализа предвыборной борьбы бывших претендентов на высший пост в республике, их ошибок и уда чных ходов. Еще ждут своих исследователей новые для нас явления в политизированном массовом сознании, феномен за хлестнувшей города и веси митинговой стихии. Впрочем, так ли у й ново то, что мы пе режили в последние дни и' не дели? Не сказался ли в ходе выборов тот самый «коллекти визм* россиян, который уси ленно культивировался, начиная со школьной скамьи, в недав ние годы «развитого социали. зма»? А ныне иными демокра тами, ратующими за сугубо индивидуальное развитие —и личности, и собственности, причем в рамках общечелове-- ческого (читай — капиталисти ческого) выбора — этот «кол лективизм*, презрительно назы ваемый «стадным чувством*^ по-прежнему умело использует” ся в политических целях. Словом, непредвзятый иссле дователь, анализируя пройден ный республикой этап, сможет сделать немало неожиданных выводов. Вместе с тем то и дело возникающие в действиях демократов параллели с такти кой большевиков в годы их рьбы за власть приведут банальному, в общемгто, ключению о том, что все новое —это хорошо забытое старое. Однако оставим эти любо пытные исторические изыска ния на долю специалистов. Ведь всех нас сегодня куда больше волнует другое: по ка кому пути пойдет Россия и что в конце этой дороги? Государ ство всеобщего благоденствия? Рай для избранных? Будет ли сопровождаться этот путь ро стом народного благосостоя ния или дальнейшим имущест венным и социальным рассло ением общества? Заполнятся ли полки магазинов товарами и если да, то будут ли свободные цены доступны ря довому труженику и пенсионе ру? Чем предстоит расплачи ваться республике за привле чение в свою экономику иност ранного капитала? Кому при ватизация оставит в собствен ность лишь только рабочие ру ки, а кому позволит владеть средствами производства? К сожалению, пока вопросов больше, чем ответов. Ясно одно: эйфория по пово ду итогов выборов, подогрева емая многими средствами массовой информации, отнюдь не соответствует тому поло жснию, в котором оказались сегодня республика и ее насе ление. Тотальный дефицит и межнациональные . распри, ра скручивающаяся гиперинфля ция и развал межрегиональных г“ономических связей, падение жизненного уровня подавляю щего большинства россиян и на этом фоне стремительное обогащение отдельных социаль ных групп— все это вовсе не располагает к ликованию, а заставляет вновь И вновь заду маться о будущем. Излишне говорить, что буду щее это далеко не безоблачно, что выход из кризиса будет труден и мучителен. Излишне напоминать, что за все в этом мире нам приходится распла чиваться. А вот о том что народ платит за ошибки правящих Им политиков, вспо мнить стоит: Россия имела не мало случаев убедиться в этом на своей горькой судьбе. Верным ли был наш недав ний выбор? Хочется, очень хо- покажет только время. Олег СОКОЛОВ. Прощай, школа! В ДОБРЫЙ ЧАС, ВЫПУСКНИКИ! У Липецка «ема 1 Ло тращиций, но эта — из тех, что будоражит весь город. Когда зацве тает липа, вьшускни 1 ки средних школ, сдавшие государственные экзамены, приходят на пло щадь Ленина, где начинается их последний щкольный бал... Их, как обычно, встречает множество людей. Пап, мам, друзей, знако мых... И море цветов, и сиянье улыбок! долго еще потом говорит, вспоминая. во.Л;н; щее торжес^тво, город: ах, как они были наря дны. прелестны, м’илы, эти парни и девушки, вступающие в самостоятельную жизнь! И город помнит, не одно поколение таких вот счаст 1 ливъгх юных граждан, которых по традиции напутствуют старшие. Помнит, ко нечно же, он и выпуск 1941-го года. Счаст-. ливых, мечтательных молодых людей, также бродив.ших и по тенистым аллеям Нижнего 1 парка. также встречавших рассвет на реке... А в полдень следующего дня грянуло: война!’Это было ровно полтека назад. Как не задумаенгься этой дате? О жиз,- ни, о судь#е... Взволнованно возлагают сегодняшние выпус кники цветы к Вечному огню на площади Ге роев, к памятнику Владимиру Ильичу Ленину. А ВЗЯВШИЙ слово поприветствовать их пре дседатель Липецкого городского Совета на- .родных депутатов, первый секретарь горкома Компартии РСФСР В. И. Бородин напомина ет: город ждет свою 1 юн.ую трудовую смену. Одним найдется место в вузах, тетсникумах, училищах, другим в коллективах строителей, металлургов, тракторозаводцев... Важно прой ти по жизни честно, быть. полезным людям. Он по-<отечески желает каждому юноше, каж дой девушке найти свою.подчас неповторимую дорогу. Нынешний выпуск характеризует возрос ший уровень знаний, профессионального мас- те:рства Юные обещают: они оправдают высо кие надежды и доверие старших—родителей, педатгов , всех, кто пришел в этот солнечный день на их торжество. А на площади развертьшается красочное театрализованное представление. Знамение времени — волшебный компьютер — словно переносит нас из одной эпохи в другую. Ста рик Хоттабыч, былинные русские богатыри, другие привычные ребятам пе!роонажи разде ляют радость и легкую грусть этого неповто римого дня. Впечатления... В|пеяатления... Они наслаиваются одно на другое, образуя чудес ную мозаику праздника. Вот с бальными тан цами выступают лучшие артистические кол лективы города, демонстрируя и яркие наря ды, и филигранное мастерство. Вот, слоено своеобразный салют, ^в небе гирлянды разно цветных ша.ров... А вот и вспорхнули над го ловами юности голубщ.. / — Пусть летят они,* летят... Праздник продолжился в школах. Диско теки, воспоминания... Уже утром, с первыми лучами солнца, мно гие выпускники отправились на прогулку по родному городу. Навстречу дню и новой жи - В добрый час, дорогие друзья! Фото А. ЩУРОВА. Пора сенокосная ВСЕ СЕНО В ТЮКАХ совхозе «Красный горняк» заллани- ровано заготовить 750 тонн сена. Причем почти все в тю ках. Так его удобней дос тавлять на животноводческий комплекс, да и хранится оно лучше. Кормозаготоз'ители рас считывают сщравиться с за данием. Они дружно начали сенокос. З а четыре дня ме ханизаторы В. А. Никончук, В. М. Волков и В. А. Сидо ров скосяли многолетние тра вы со 124 гектаров. Больше 20 тонн запрессовано в тю ки. Высокие темпы позволят управиться с сенокосом в оп- тимажэные сроки и избежать потерь. А. ДОХВАЩЕВ. В ОБЩИЙ БИДОН Красавец Дон, прохладный и манящий, течет здесь, конечно, для искушения.^ Голубой «поя сок» опоясывает в этом месте пойменные луга задонского со вхоза «Владимирский», где во всю идет стрижка трав, бес пощадное солнце, раскаленное сено — одно спасение — фля га с водой. Бросить все —вы скочить из ка&ины стогомета, Но и 12 июня, в день пре зидентских выборов, законного выходного, я встретил у излу чины Дона директора совxо^а В. Д. Минина с компанией ме ханизаторов. Вокруг урчала те. хника и дело спорилось. Нес колько мужиков приветствова ли начальство с верхотуры — они заканчивали вершить сто га и слазить с них для разго вора было нерезонно. Вчера владимирцев попугал дождик —грозовая туча, брызнув раз другой ддя порядка, пронеслась над скошенными валками. Чем нынче порадует небесная кан целярия — Одному Богу изве стно, а потому надо, спешить. Из 246 гектаров многолетних трав в совхозе свалено больше половины. Здесь на орошаемом участке уже убрали 30 'гекта ров, уложид 50 тонн в три ски рда. Сеноуборочный комплекс оснащен вйем необходимым. Отряд механизаторов из 15 че ловек, возглавляемый А. Г. Турыгиным, ■рассчитывает с первого укоса взять 500 тонн первоклассного сена, причем за каждую сотню по условиям оплаты кормбзагбтовители по лучат тысячу рублей. — Травостой нынче отмен ный, — говорит директор сов хоза В. В. Минин. -Отличные клевера, уродились однолетние. По нашим прикидкам, две ты сячи тонн с первого укоса во зьмем, а эго 2,2 тонны на ко рову. Неплохо для начала. А в это время Андрей Семе нович Степанищев в намокшей рубахе набивал сухой травой только что выстроенный сарай С виду хранилище получилось что надо добротное, но вну три под железной крышей бы- , ла настоящая «Сахара». Хозя ин согласился перекурить для разговора и вылез на свет бо жий с послебанным лицом. До пенсии плотничал в совхозе, теперь вот на отдыхе. Отдых в деревне известно какой; вста ешь с петухами, ложишься с последним собачьим брехом. Живности всякой у пенсионерг ' Степанищева — полный двор. Мо зимой купил корову, моло дую и молочную. Задумка про стая; постараешься сейчас для нее — она для тебя постара ется.. С косой теперь Андрей Семенович разве что не спит— все бугры обкосил, каждый клочок травы вилами прощу- р л . С женой обязанности по делили поровну: она «убива ется» на огороде, он — на се нокосе. Ничего, втянулись. Таких «втянутых» в Волхов ском много. С утра и до вече- ра на лужайках и на буерках мужики машут косами, женщи ны и детвора точно муравьи волокут к своим лабазам огро мные копны. Все это означает, снова будут стоять возле до мов на окрашенных табуретках четверти с молоком и транзит ники на «Жигулях» и «КамА- Зах» (через Ьоховское прохо дит трасса «Москва—Юг») но пожалеют «трешку» ради «свой ского» и «пользигельного». Немало сольет село и в госу дарственные бидоны. В прош лом году молокосдатчики вол ховского Совета продали госу дарству 82 тысячи тонн проду. кции и 45 тонн •— в нынешнем. На личных подворьях в этом году пополнение — 8 коров, всего в креетьянском стаде их 71 голова. На территории Со- 'вета два совхоза —«Владими рский» и «Восход», руководство обоих всячески старается раз. вивать частный сектор. В «Во . сходе», например, желающим продают стельных телок, при чем, денег за них не требуют— расчет молоком в течение трех лет. Во «Владимирском» лю дям помогают с кормами, ак тивным молокосдатчикам про дают по 5 центнеров сена. — А пока все обходятся со бственными силами, — расска зывает председатель сельсове та В. М. Федотов. — Без сена в нынешнем году может оста ться только самый последний лодырь. Кстати, сам Виктор Михай лович тоже держит корову и сумел уже с семьей заготовить 2,5 тонны сена. Вот так, параллельно, не ме шая друг другу, в селе идут две сеноуборочные кампании— общественная и частная. И цель у них общая — напоить молоком город. А. КОСЯКИН, соб. корр. «Ленинского знамени». КОГДА ТЕХНИКА НА ЗАВИСТЬ Транспорт: в поисках выхода 2. ВСЕ ДОРОГИ ВЕДУТ В... ТУПИК? Н ЕДАВНО мне в руки по пал интересный статисти ческий сборник: «Транс порт России в цифрах и ком ментариях». Составитель —ко миссия Верховного Совета РСФСР по транспорту, связи и 'инфбрматике. Впечатление этот документ оставляет, ска жу вам, тягостное. Одно 1ело где-нибудь на остановке в час пик переброситься со зна комым парою фраз по поводу развала важнейшей отрасли экономики, и совсем другое — увидеть этот развал в крича щих фактах и неоспоримых ци фрах, собранных воедино. Не могу не привести хотя бы часть данных, фигурирующих в сбор нике. В основном они касают ся главной темы нашего раз говора — пассажирского тра нспорта. Во-первых, в России авто- и- электротранспортом, включая, естественно, и «межгород», пе ревозится в восемь (1) раз больше пассажиров, чем желе знодорожным, речным и авиа ционным, вместе взятыми. И при этом отрасль из года в год не получаед никаких преи муществ в развитии. Приори тет здесь отдается ведомствен ному транспорту. Такой под ход привел к тому, что ныне РСФСР занимает десятое ме сто среди союзных республик по обеспеченности, к примеру, автобусами общего пользова ния (пассажиро-мест на тысячу жителей — 29,4). Для сравне в Эстонии этот показа- составляет 48,1; в Каза хстане — 43,5; в Литве!—35,4 Серьезно отстает от потреб ностей населения развитие ав тобусного сообщения в сельс кой местности. Хотя мы гово рим о городском пассажирском транспорте, приведу несколько цифр и по селу. За четыре го да перевозки пассажиров здесь сократились на полтора проце- '- нта. Более половины (I) сель- 1- ских населенных пунктов Рос- ;- сии не обслуживается приго- I- родными автомаршрутами и 1 - три четверти (!) — междугоро- " дными. Но вернемся в город. Еще более неприглядная картина складывается с таксомоторами. Увы, такси— давно не роскошь для горожанина. В последнее время им постоянно стали по льзоваться пожилые люди, ин валиды, ветераны (давка в ав тобусах и троллейбусах уже не для них). Что имеет Россия здесь? Последнее место среди республик! Если в Грузии на тысячу жителей города прихо дится 2,25 такси,, то в РСФСР эти цифры значительно скром нее — 0,46. То есть на две (!) тысячи горожан в России при ходится одни таксомотор. Заметьте такую деталь: и в этом направлении обществен ному транспорту «перебежал» дорогу ведомственный. В то время, как Парк такси за по следние четыре года сократил ся без ’ малого на шесть ты сяч единиц (или 9,1 процента), полку же легковых служебных автомобилей прибыло аж на 22,7 тысячи штук (или 8 про центов). Теперь парк «спецав- то» превышает таксомоторный по республике в 5,2 раза. Ду мается, эти цифры в коммен- ’-ариях не нуждаются. Еще один аспект проблемы, обойти который ■ невозможно. Все мы хорошо понимаем, как транспорт «завязан» с дорога ми. Увы, до исполнения изве стной мечты А. С. Пушкийа, который, путешествуя по Рос сии, как-то обронил, что доро ги лишь через двести лет ста нут тут приличными, по вре мени осталось не так уж и много, а вот по реальному по ложению дел... На сегодняш ний день в РСФСР имеется всего 400 тысяч километров автодорог с твердыми покры тиями (кстати, входят сюда и мостовьй со щебенкой), или 45 процентов от ресурсов СССР. Хотя наша республика состав ляет, как известно, более 77 процентов от территории стра ны. И в итоге потери от без дорожья за год по России ис числяются суммой в 17 милли ардов рублей. С цитированием сборника, пожалуй, пора кончать. Лучше о таких вещах не знать. Очень успокаивает. Мы ведь здорово жили, многого не зная,. Да-, вайте лучше о липецкой ситу- А .ВТОБУСНЫЙ парк го рода изношен (по самым скромным оценкам спе циалистов) процентов на 70—- 75. Не больше... Как транспор тники выходят из положения.^ Способы бывают разные. Мо жно, конечно, недостающую те хнику купить. Правда^ цены... За новый «ЛиАЗ» нынче про сят 100 тысяч рублей. (Когда- то было по-божески — 30—35 тысяч). «Икарус» подорЪжал втрое, и теперь его «красная» цена около 150 тысяч. (Кста ти, на самом-то деле этот ав тобус купить практически не льзя — в Восточной Европе иные ветры дуют). Если- вы хотите знать почем электро транспорт, то пожалуйста: че шская «Татра»— за 200 ты сяч, нашенский усть-катавский трамвай — под 80 тысяч руб- К чему об этом пишу? Да, транспортники постоянно жалу ются на нехватку техники ифт- сутствие денег на ее приобре тение. Но ведь, действительно, никаких денег не хватит, что бы полностью обновить парк. Выход? Для этого существует вто рой способ. Я бы сказал, осо бенный, , фирменный. Предста вьте такую ситуацию. Автобус «пробежал» более 500 тысяч километров, по всем нормам ему пора «на пенсию», но не то ропитесь списывать его в ме таллолом. Лучше перекрасьте, смените двигатель, техпаспорт, номера и оформите его, как... ' новый. Он, бедолага, еще пол миллиона километров отмахает. Интересный способ? Чего то лько не придумаешь ради поль зы дела! Я> конечно, здесь немного утрирую, но, в принципе, по нимаю руководителей автопре дприятий, которые сегодня все- чаще стали заниматься подоб ного рода подлогами. Ведь об- . щие убытки по липецкому тра нспорту в год составляют те перь около 38 миллионов руб лей. И те 15 копеек, которые наконец-то утвердил облиспол ком в качестве платы за про езд по городу, составляют лишь немногим более полови ны себестоимтети провоза од ного пассажира. По оценкам тех же специалистов она ныне исчисляется в автобусах —22 копейками, в трамваях — даже 24-мя. Парадокс, но именно на транспорте бытует уникальная ситуация, когда чем бодьше единиц техники -выходит на ли нию, тем большими суммами исчисляются убытки предприя тий! В какой стране можно встретить, чтобы фирме эти са мые убытки планировались? А ..все (!) без исключения пасса жирские автопредприятия об ласти являются плановоубыто чными. Как это пбнятьгто? Ка кая здесь экономика действует? В ЫХОДИТ, на какую до рогу ни стань, все они ведут в тупик? А как же опыт других городов, где поло жение на транспорте постоян но стабилизируется.'’ И что нас- то ждет в перспективе? О секретах транспортного лабиринта — в следующей пу бликации. В. ГРЯЗНОВ. Таной технике, которую имеют кормшаготовители ОПХ «Липецкое», могут по- завищо-^ть земледельцы мно гих хозяйств. Чего стоит, на пример, немецкий убороч ный «омплшс «Е-302», ко торый» сам к«;ит и ворошит травы. Сенокос в хоаяйотве в полном разгаре. Урожай трав в этом года' небывалый н главная задача ая,тъ -все Сег 'потерь .Здесь расечнты вают значительно перевыпо лнить план по сену — при чем больше половины его будет затюковано-. В состав сенажа будет входить кле- в€ 1 р, люцерна, рапс, злаковые травы. С раннего утра на полях стрекочут косилки. Дело спо рится. Так, механизатор А. И. Сарафанов скашивает ежедневно по 20 -гектаров клевера и получает соответ ственно за двадцать рублей. А С. В. Титов на Е-302 пе реворачивает за день травы на 35 гектарах. Так -что зеле ный конвейер работает без сбоев. Позаботились здесь и о хранении кормов. Уже по строены у железобетонных плит три траншеи, по 6 ты сяч тонн каждая. Две пред назначены для силоса -и од на под сенаж. В. ШЕБЕКО. Только что издано «Частая Дубрава» Под таким названием вышел в свет, подго товленный Липецкой ассоциацией «Единение» и областным фондом культуры очередной из серии «Родники Липецкие» историко-литера турный и краеведческий сборник, пополнив ший ряд уже появившихся ранее памятных из даний этой серии — «Бунинская Русь», «Астапово», «Великое имя». анализируя содержание очередного вы пуска, скажу сразу без обиняков; такие вы- п)^ки нужны. Как' хлеб, как воздух... Да что говорить, наверное, только невежде, дремуче равнодушному человеку безразлична история и судьба родной сторонушки. Публикации на водят.на раздумья: нельзя жить так, как жи ли, попирая здравый смысл, отодвигая на зад ний план самое светлое, это есть в челов^еке — совесть и память. Незнающий прошлого — не может (не умеет) думать о будущем. «Родники Липецкие» поистине станут шко лой воспитания. Тем более, как пишет один из составителей профессор В. В. Шахов, что в ближайшее время выйдут памятные выпус ки — «Добрннка», «Лебедянь» (издания уже в наборе) и готовятся новые. А. РОВЕНСКИЙ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz