Ленинское знамя. 1991 г. (г. Липецк)
Л Е Н И Н С К О Е 3 Н АМ Я 24 мая- 1991 г., № 104 (19001) .м? И с т о ри я учит многому, но мы почему-то не желаем считаться с ее уроками, чтобы не повторять ошибок. В 1985 году нам объявили, что для перестройки экономики нужны два- три года. В принципе правильно опреде лив отправные точки экономических пре образований, руководство- партии и го сударства, как потом выяснилось, и не думало всерьез заниматься реформой политической системы. Провозглашение демократизации и гласности само посе ве еще -мало что значило. Никто, вид но, и не подозревал, что из двух этих близнецов без радикальных реформ в экономике можно ролучить такого урод ливого монстра. По-моему, поначалу ед ва ли не всем казалось, что, устранив ряд явлений, раздражавших людей, и допустив плюрализм мнений, можно всю жизнь резко повернуть к лучшему. Но то, с чем искренне начали бороться (к примеру, те же дутые авторитеты, не обоснованные привилегии, удушение кри тики, взяточничество, коррупция — всего и не перечислишь), оказалось лишь верхушкой айсберга, всего лишь след ствием более глубоких причин. Поэтому страна ввергнута сейчас в глубокий эко номический и политический кризис. Про изошло примерно то же, что и с рефор мами, затевавшимися в пятидесятых, шестидесятых годах. Но уже с более тяжелыми последствиями, так как были допущены грубые ошибки в стратегии. Немного, позднее выяснилось, что и продуманного курса в начале перестрой ки у нас не существовало. Стали гово рить, что мы учимся по ходу нашего движения, что сама жизнь нас постоян но учит тому-то и тому-то... Очевидно, все же учиться следует не на ходу, а в спокойной обстановке. Тогда бы, может быть, удалось избежать неоправданных экспромтов';.. Теперь же всем очевидно, что переход нашего общества в новое качественное состояние потребует дли тельного времени. Но уже сейчас нуж ны конкретные шаги вперед, четкие ори ентиры и ясные цели, в которые пове рил бы народ. НОГИЕ политические и обще ственные деятели, боясь про слыть «консерваторами», под держивают сомнительные новшества, за полнившие жизнь молодежи, со скепси-' сом относятся к таким святым для лю бого народа понятиям, как уважение к старшим, патриотизм, любовь к Родине. Я так- понимаю: здоровый консерва-. тизм не противоречит прогрессу, скорее даже наоборот — способствует ему. Возьмите, к примеру, Японию, которая осуществила взлет к вершинам научно- технического прогресса, не только сох раняя, но и опираясь на консерватив ные традиции жизни. Д А, разрыв в духовной преемствен ности поколений налицо. Теперь, чтобы его преодолеть, снова пот ребуется немало времени — слишком долго мы все разрушали собственными руками. Не хотелось бы повторять ба нальные вещи о роли семьи, школы, о необходимости создания качественно но вой системы воспитания и образования. Этим, естественно, следует сейчас зани маться вплотную. Важно только пом нить, что не помогут нам в этой рабо те ни призывы, ни нравоучения, ни соз дание новых «моральных кодексов». Думаю, что основной путь к нравствен ному оздоровлению лежит прежде всего через национальное возрождение наро дов, рост их здорового национального самосознания. Этот процесс я понимаю в самом широком смысле —- речь идет и об экономике, и р культуре, и о по- ли-гико-государственном устройстве. Через телевидение, средства массовой информации и другие каналы мы ната щили к себе слишком много сомнитель ных «ценностей» из западного, «цивили зованного мира». Не берусь рассуждать о проблемах так называемой массовой культуры или молодежной субкультуры. Но все же нельзя без разбора набрасы ваться на то, что за рубежом находит ся на задворках или вывозится на свал ки. Мне кажется, что многие тревожные явления среди молодежи — индивидуа лизм, вседозволенность, разного рода распущенность — носят заимствованный, «импортный» характер. . ' К ВСТУПЛЕНИЮ в партию меня ' никто не подталкивал. Это уже значительно позднее приходилось наблюдать, как уговаривали парторги рабочих подавать заявления, в 1то вре мя как на получение вступительных ан кет образовывались живые, порой на несколько лет, очереди итээровцев. Ни о больших перспективах, ни о льготах, ни о выдвижении мыслей не было. Про сто, как я уже говорил, были перед на ми живые примеры — ведь коммунис ты в цехе всегда на виду, и в любых ситуациях они старались не ударить в, грязь лицом. К тому же знали все, что парторганизация силу имела большую и могла, если нужно, учинить спрос , с начальника цеха или любого другого ру" ководителя. Сейчас партию, всех коммунистов, так сказать, скопом, нередко призывают к покаянию. Я уже не говорю о том, что раздаются голоса привлечь их к суду, к ответу, исподволь создается образ ново явленных «врагов народа». "Что можно сказать по этому поводу'? Думаю прежде всего, что покаяние — это глубоко личное, зависит от совести человека, и принуждение к нему ниче го, кроме фарисейства, породить не мо жет. А во-вторых, хочется задать воп рос: в чем виноваты миллионы комму- листов, исповедовавшие идеалы справед ливости, свято в них верившие и стре мившиеся утвердить их своими делами я поступками, всей собственной жизнью? Почему-то никому в голову не приходит мысль: а что могло бы вообще стать со всеми нами, с нашей историей, не будь в партии этого здорового стер жня, мощного хребта, который, я в этом глубоко убежден, не смогли пере ломить ни сталинские репрессии, ни другие тяжелые испытания? Не будь в партии миллионов таких людей, не известно, когда бы получила право на жизнь и идея решительного поворота к новому, перестройка всей нашей жизни. З А внешне строгими рамками сво еобразно понимаемой партийной этики нередко процветали хан жество и вседозволенность. Не могу, точнее, даже не имею права утверж дать, что такие явления носили массо вый характер. Нет, это не так! Боль шинство, подавляющее большинство пар тийцев, с которыми приходилось и при ходится близко общаться, — беззавет но преданные своему делу, исключи тельно порядочные лШди. Но иногда, причем, как говорится, на высоких уро внях, доводилось сталкиваться с таки ми уродливыми проявлениями человече ской низости и нечистоплотности, что оставалось только диву даваться: откуда это? Ведь исходит это от людей, обле ченных правом вершить судьбы других! С ОЗДАВАЯ культ личности Л. I I Брежнева и пользуясь всеми бла гами приближенных к первомули цу, командная верхушка все более от рывалась от партийной массы. По существу, ей становилось бедразличным положение дел в самой партии, в ее сердцевине — первичных организациях. Для того, чтобы спокойнее жить навер ху, требовалось лишь иметь прочные и хорошо управляемые вертикальные структуры. Именно на это была направ лена система жесткой партийной дис циплины в аппаратах. Многочисленные постановления по улучшению работы приобретали показной характер. Поэто му и деятельность низовых партийных органов становилась все более показуш ной. Кроме догматического начетниче ства и составления всевозможных циф ровых отчетов, от партийных руководи телей ничего больше не требовалось Авторитет партии стал стремительно па Попытки регулировать ее количествен ный и качественный состав разнарядка ми и спущенными сверху процентами привели к страшному формализму мом главном — в формировании попол нения партии. В нее стали приниматься люди, не разделяющие искренне партий ную политику и идеологию. Одних уго варивали — чаще всего рабочих, что бы обеспечить нужную пролетарскую прослойку. Другие —^ интеллигенция — вступали в КПСС ради продвижения по службе. Никто уже не верил громким словам о том, что партия не дает ника ких благ, что у коммуниста есть толь ко одна привилегия —- быть всегда впе реди, там, где труднее. В итоге в пар тийных рядах становилось все меньше людей с бойцовскими качествами, тех большевиков, с которыми мне посчаст ливилось начинать свой жизненный путь. Не случайно, когда была отмене на шестая статья Конституции СССР, партия оказалась в окопах. Выяснилось, что она не только не Способна насту пать, но й защищаться как следует не Д АВНО замечают: идет ли спор об экономических идеях и програм мах, о перспективах социального развития или о взглядах на историю, обязательно раздается и дружно под хватывается чей-то возглас — «Даешь альтернативу!» Недавно даже специаль но заглянул в толковый словарь, что бы убедиться в правомерности своих сомнений. Нет, там написано коротко и ясно: «Альтернатива — необходимость выбора между двумя или несколькими исключающими друг друга явлениями». Не здесь ли собака зарыта, не в нашем ли «альтернативном мышлении», 'при котором одно обязательно перечеркива ет другое? Не потому ли мы до сих пор никак не можем извлечь здравых 1 дов из уроков минувшего и принять бо лее-менее приемлемую программу вы хода из нынешнего тяжелейшего кри зиса? Не отсюда ли произрастает стрем ление поскорее откреститься от всего опыта прошлого и вновь все разрушить «до основанья» ради построения еще одного нового общества? Не из-за это го ли" мы с поразительной легкостью возносим на пьедесталы . новоявленных кумиров и также легко начинаем про клинать неоправдавших наши надежды, нередко впадая при этом в тяжелейший и непростительный для цивилизованных людей соблазн заняться ■гробокопатель ством? И наконец, застрахованы ли 'мы от того, что вдруг какая-нибудь альтер натива одержит такую победу, что вновь установит монополию на истину? Что бы ни говорили, но, когда.-я -пьг- хаюсь разобраться в хитросплетениях прошлого и настоящего, мне больше по душе выходящий сейчас из моды ме тод материалистической диалектики, который, как известно, ставит во главу угла не альтернативу, а противоречие. Не вижу другого способа понять слож ные и противоречивые пути нашей жиз ни, избежать постоянных шараханий из стороны в сторону, за которые неиз бежно приходится расплачиваться до рогой ценой. Ладно, если страдают от этого только политики и государствен ные деятели. Чаще бремя таких расплат несут миллионы простых людей. П АРТИЙНАЯ дисциплина была кар касом власти. Разрушив этот кар кас, мы взамен п^ка, к сожале нию, ничего не предложили. Более того, создали хаос, который царит сверху до низу. Когда мы говорим об. отсутствии стратегии перестройки, я прежде всего думаю о том, что Советы, которым мы старались передать власть, не были к этому готовы. Ведь традиционно они формировались не для инициативной ра боты, а для послушания и исполнения различных постановлений и указаний. Только патологическая ненависть к коммунистам может ослепить до такой степени, чтобы не видеть: партийные ор ганы, передавшие власть Советам;-уже не имеют никаких реальных властных полномочий. В то же времЯ; большую часть распределительных функций в экономике страны по-прежнему держат ме|ртвой хваткой центральные ведомст ва и министерства, оставаясь носителя ми командно-административного дик тэта. Пргвда, нет уже былого беспре кословного - подчинения, нет и эконо мических рычагов давления на непослуш ных. Отсюда и развал связей. Очевид но, и партия, и ее аппарат, взвалив свое время на собственные плечи новную тяжесть политического и зяйственного руководства, не замети ли, как стали служить подпоркой вро де-бы оставшихся в тени администра тивно-хозяйственных органов. У БЕЖДЕН, что, не возродив дйс- циплину в экономике, мы неиз бежно скатимся на дно пропасти. И не спасет нас никакой рынок и ни какая приватизация, потому что само управляющаяся экономика без власти и дисциплины — это только миф, сладкие Е СЛИ меня спрашивают прямо, поддерживаю ли я социалистиче ский выбор, я, не кривя душой, отвечаю утвердительно. Но при этом ру ководствуюсь не догмами скомпромети ровавших себя отечественных ученых- обществоведов, а собственным понима нием социалистической идеи. Сущест вовала такая хрестоматийная формула, что социализм — это общество, в ко тором торжествует принцип; «От каж дого —- по способностям, каждому — по труду». С таким подходом нельзя не согласиться. Но что произошло в дей ствительности? Мы постоянно душили способности, не давали проявляться творческим дарованиям людей, а В 4 )е- сто оплаты по труду осуществили уни зительную уравниловку. Так давайте все же попробуем провести эту прекрасную формулу в жизнь! ИКОГДА не поверю я в нынеш ние красивые слова тех, кто сейчас представляют себя мужественными - поборниками правды, а в недалеком про шлом, получив пинок, залезали в щели и изливали свою, непонятую и изранен ную душу дружкам и подружкам на до машних вечеринках. Не говорю уж о людях, обладающих поразительной спо собностью в зависимости от обстоя-, тельств и направления ветра перекра шиваться с молниеносной быстротой ха мелеона. Н АРОД, который не уважает свою историю, — не уважает себя. И как это ни прискорбно, мы се годня убедительно подтверждаем и ил люстрируем эту истину своим поведением. Очернив едва ли не все свое прошлое, мы посыпаем пеплом голову и каем ся во всех мыслимых и немыслимых, действительных и мнимых грехах, кри чим на весь мир, что мы ничего не уме ем и ни на что не способны, готовы пресмыкаться перед всем иноземным. Истории не нужны ни прокуроры, ни адвокаты — ей нужны исследователи. Бережное отношение к истории — лучший гарант того, что сегодня и зав тра мы не повторим новых трагических ошибок. Мне кажется, пора бы уже оборвать перманентную цепь шельмо вания всех и вся. Те, кто в этом осо бенно преуспевают, почему-то не заду мываются о том, что эта не лучшая из доморощенных традиций. АПРЕЛЕ 1985 года ни у кого не вызывала сомнений роль партии, решительно оборвавшей пороч- традшши застоя. В .Нурсултан. ся уверенными: никому не удастся вы рвать из души нашего народа великое чувство принадлежности к единой Ро дине. И, в-третьих, КПСС должна быть главным проводником коренных экономических реформ. Переход на ры ночные отношения неизбежен. И все схоластические дискуссии о том, каким именно должен быть рынок, все ли формы собственности допустимы, чем отличается приватизация от разгосудар ствления, могут оказаться тем самым балластом, который завтра неизбежно и окончательно потянет нас ко дну. Г ЛАВНЫЙ же критерий общест венной целесообразности совме щения или разделения партийных и государственных постов я вижу в сле дующем. Если партийные органы и ор ганизации КПСС действуют в консти туционных рамках, не подавляют дру гих партий и способствуют нормальной политической конкуренции, цивилизован ной борьбе за власть, то это только, оз доровляет общество, консолидирует его для решения жизненно важных для каж дого из нас проблем. П ОДМЕНИВ принцип «каждому по труду» уравниловкой, мы ли шили человека чувства хозяина, сделали ничейным общенародное дос тояние и на этой основе воспитали мил лионы иждивенцев. Что же касается ду ховных ценностей, о которых так пекут ся противники рыночной экономики, то разве не мы их вырывали с корнями из- самой толщи народной жизни, тонта- НАШАЕВ; «П резиденту России ЯБЫПОСШНШАЛ» н Поначалу не ставили под-сомнение заслуги КПСС даже сторонники наибо лее радикальных, а порой и просто край них мер. Помню, как далеко не одно значно была воспринята общественно стью книга с категоричным названием «Иного не дано», вобравшая в себя са мые смелые идеи первых лет перестрой ки. В предисловии ее составителя и от ветственного редактора историка Ю. Н. Афанасьева недвусмысленно говорилось, что книга эта «о перспективах новой по литики КПСС, о том, что и кто мешает ее реализации». Но не успела на этом издании высохнуть типографская крас ка, как большинство его же авторов дружно набросилось на ту же самую «новую политику», добиваясь устране ния партии с политической арены, без разбора ошельмовывая всех членов КПСС. По странной логике этих людей, начав перестройку, партия сразу же стала и помехой на ее пути. Но мне представляется, здоровые силы партии стали прежде всего помехой для тех, кто не прочь под видом новых прерб- ' разований заменить старый командно- административный диктат собственной авторитарной властью в демократичес кой упаковке. И не случайно естествен ная на переломном этапе борьба идей оказалась подмененной борьбой често любий, амбиций, тон в которой задает опять узкая группа лиц, пытающихся вновь узурпировать право на истину. П ОЧЕМУ же в последнее время участились случаи выхода из Коммунистической партии? Ду маю, что многие люди порвали с КПСС целиком отождествляя партию с господ ствующей в прошлом идеологией, с ее бюрократической верхушкой, отдельны ми, скомпрометировавшими себя перед народом личностями. Ее перестройка и демократизация непозволительно затяну лись, отстали от изменившейся полити ческой жизни. А.ведь мы уже вошли полосу конкуренции различных полити ческих сил в условиях открытого щества. Полагаю, что в этой борьбе судьба КПСС целиком и полностью бу дет зависеть от того, сможет ли ее программа выразить интересы больший ства населения, окажется ли она I той, воспринятой трудящимися. Чтобы сохранить власть в новых условиях, уже нельзя уповать на шумную поддержку организованных райкомами праздничных шествий с транспарантами «Одобряем и поддерживаем». Придется бороться за голоса избирателей. Есть ли у пар тии сейчас верные ориентиры, позволя ющие повести за собой людей? Ду маю, что да. Во-первых, это привержен ность интернационализму. Как бы ни пытались определенные политиканству ющие круги делать ставки на национа лизм и сепаратизм, им все равно не удастся переломить стремление всех наций и народностей ■нашей страны жить в дружбе и согласии. Во-вторых, это последовательная' борьба за сохра нение СССР, естественно, не в прежнем его виде, а как обновленного Союза су веренных государств. Можно оставать ли собственными ногами, а то, что ос тавалось, отправляли за границу, по тому что не могли свести концы с кон- Пора бы нам самих себя поставить с головы на ноги, и из такого норма льного положения посмотреть, что же у нас происходило на самом деле. Тех же инициативных и предприимчивых людей мы или душили самым натураль-; ным образом, или попросту отмахива лись от них, как от назойливых мух. В результате пошли прахом миллионы новшеств и изобретений, равных кото рым порой не было в мире. Но глав ное — калечились судьбы >людей. К ОГДА впервые открыто было ска зано, что дальше так жить нель зя, всё с этим согласились, пото му что каждый понимал; действитель но, так дальше жить нельзя. Когда был провозглашен курс на демократизацию и гласность, его также все поддержали, потому что . в прежней затхлой атмос фере дышать становилось все труднее. , Поначалу многим даже показалось, что достаточно добиться полной свободы слова и волеизъявления, как жизнь и экономика наладятся сами собой. Но вскоре выяснилось, что демократизация и гласность — это не столько цель пе рестройки, сколько ее важное средство, которым надо еще научиться пользо ваться. Замешательство возникло, ког да вплотную подошли к основам эко номического и государственного устрой ства. Никто толком не знал, с чего надо начинать, что следует сломать и отбро сить за ненадобностью, а что сохранить, построить заново. Суждения станови лись все более противоречивыми, стра стными и непримиримыми. В разгорев шейся полемике уже трудно было ра зобрать, кто искренне пытается найти верные пути, а кто, воспользовавшись разыгравшейся политической стихией, ищет удовлетворения своему тщесла вию и амбициям. Но как бы там ни было, из шумной и нестройной разно голосицы постепенно возник и выделил ся большой хор, который стал требо вать для начала расчистить все до ос нования и устранить с пути главную помеху- преобразованиям — КПСС. На мой взгляд, именно полное и окончате- власть отодвинули на задний шение насущных социальных проблем и усилили в результате хаос в экономи ке, анархию в государственных струк- Д АВАИТЕ попробуем хоть нена долго отс,тавить в сторону наши идейные и политические разногла сия и постараемся проследить ход эко номических реформ в перестроерые го ды. К сожалению, экономические про граммы и труды ведущих отечественных специалистов-рыночников в основном со стояли из идей, заимствованных на За паде. Но ведь еще в 1987-м и даже в 1988 году о переходе на рыночные от ношения практически никто и не заи кался! И лишь после серии неудачных--- экспериментов пб методу проб‘И оши--' бок, спотыканий и разочарований мы^ стали говорить о том, что существует только один верный путь, проверенный мировой' практикой, — рыночная эко номика. Как ни крути, этот вывод по ка и представляет «вершину» современ ной отечественной экономической науки. ...Стремительный рост дефицита госу дарственного бюджета вынудил оконча тельно отказаться от реализации при оритетных экономических программ. В экономике воцарился хаос. В этих ус ловиях идея рынка восторжествовала окончательно. Но это, повторюсь, был не плод теоретических изысканий, а пос ледний шанс на спасение. Подлинные итоги «творчества» наших экономистов отразились в тех плачевных результа тах, которые окончательно и беспово ротно привели к этой идее. О КАЗАВШИСЬ в бурном море по литических страстей, под шква лом' справедливой критики и без застенчивых провокационных нападок, КПСС вынуждена была занять оборо нительную позицию. По сути, ничего не было противопоставлено тотальной кри тике прошлого, всей практике социали стического строительства. Никто так и не смог объяснить народу, что, в кон це концов, означает выбор социалисти ческого пути в Новых условиях, что сле дует понимать под самой идеей социа лизма. Давно сумевшие ловко приспо собиться к политической конъюнктуре ученые-обществоведы, те самые, кто еще вчера вбивали в массовое сознание ве ру в непогрешимости самой передовой революционной теории, в поисках но вых состоятельных работодателей при нялись так же дружно охаивать и вы смеивать те же идеи, которые, кстати, обеспечивали им безбедное существова ние в минувшие годы. И все же наиболее драматичную роль в падении престижа и авторитета КПСС, государственного руководства сыграло провозглашение и осуществле ние передачи партией власти Советам. Естественно, сама эта идея не вызыва ет у меня ни тени сомнения. Однако к тому „времени стихийное развитие про цесса демократизации настолько опере дило реформы экономического и госу дарственного. устройства, что делало не избежным возникновение конфликта с разрушительными последствиями. Так и произошло. Как здесь не вспомнить из вестное изречение о том, что история всегда повторяется в виде^ фарса. В данномтхлучае я имею в виду вёрнув- I шийся к нам через семь десятилетий лозунг «Советы без большевиков», ко торый Ленин в свое время не случай но назвал абсурдным. Лишив партий ные органы всех звеньев реального уча стия в решении государственных и эко номических проблем, мы сразу же раз рушили основной стержень Советской власти. Хотим мы это признавать или нет, но в партийных аппаратах были со средоточены лучшие и наиболее компе тентные кадры, владевшие проблемами, экономики и политики, обладавшие, ко^> лоссальным опытом и навыками,управ ленческой деятельности, глубоко пони мавшие разницу между теоретически^^и,' пусть даже самыми гениальными модег лями и прозаическими реалиями прак тики. Кроме того, из-под Советов бы ла выбита одна из главных опор их конструктивной деятельности — партий ная дисциплина. В стране утвердилось безвластие. Функции центральных ор ганов власти, кэ 1 ^ впрочем,,, и местных, во -многом 'сгали носить бймволический характер,. Вспомним призыв” бить бюро- ''кратов сверху 'й снизу, умело направ ленный против всех без разбору оуко- водящих кадров. Или лозунг: КЙ'Вре-' шено все, что не запрещено законом», который привел к полному беззаконию; Разве все это не подтверждает, что ни какой стратегии перестройки у ее ини-' циаторов не было, хотя и утверждается обратное? ' ■ К ОГДА я задаюсь вопросом: «Че го же хочет наш народ?» — я с уверенностью могу пока ответить на него лишь одно: народ ждет, когда же наступит улучшение его жизни. И он уже не желает ждать светлого бу дущего. Тем более, если ему обещают, что путь к этому, теперь уже качест венно иному, будущему пролегает че рез очерёдные испытания. На мой ' ‘взгляд, нет ничего более безответствен ного, чем популярный среди ряда изве стных экономистов лозунг: «Чтобы жить лучше, надо выжить». Заявлять такое могут только люди, с .одной сто роны, убежденные, что в силу своего социального положения уж они-то, на верняка, выживут, а с другой — не способные понять, что значит, когда у человека нет хлеба, чтобы накормить своих голодных детей, нет средств, что бы их обуть и одеть, нет Собственно- Вот почему, когда я подтверждаю свою приверженность экономическим ре формам, я глубоко убежден, что мы обязаны осуществить цивилизованный переход к цивилизованному рьщку, из бежать примитивной и бесчеловечной, рыночной стихии, разгула экономичес кого разбоя ^новоявленных нуворишей. Е щ е р а з повторю прописную ис тину, что реформирование эконо мики требует взвешенного подхо да. Уж слишком много у нас горячих голов, прибывающих бросаться из од ной крайности в другую. К примеру, ряд экономистов, считающих себя спе циалистами по сельскому хозяйству, провозгласили настоящий «кресто вый . поход» против совхозов и колхозов. Мне •кажется, здесь уже сама постановка проблемы 1 выво рачивается наизнанку. Если ставить вопрос, с чем следует бороться в скохозяйственном производстве, то чинать надо с преодоления многочислен ных препон, мешающих нормальной дея тельности и традиционных форм хозяй ствования на земле, и развитию нового, прежде всего фермерства. Можем ли мы сегодня говорить, что колхозы себя не оправдали, если на них изначально бы ло .наброшено административное ярмо, душившее любую инициативу сельских тружеников? Ведь едва ли не до пос леднего времени хозяйства Получали ш только директивы, что и сколько про изводить, но и жесткие указания, где в какие сроки и как сеять, косить, уби рать. Необходимо вернуть колхозам их первоначальную сущность, дать крыться заложенной в их основе идее подлинной кооперации, которая впос ледствии оказалась задавленной и из вращенной администрированием. Р а с к р е п о щ е н и е инициативы создало основу повышения про- .изводительности труда и в сов хозно-колхозном секторе Казахстана. За последние пять лет среднегодовой объем производства сельскохозяйсФ’ЬЙР ыюйь'Нродукции увеаичияся' у нас на 17 ■првцевтов, в. яом числе производство зерна г- на 22, мяса - - на 27, моло ка-т-г на 19 процентов. Мы смогли реально повернуть капита ловложения на удовлетворение челове ческих потребностей. Например, в 1990 году уже 86 процентов всех средств на ционального дохода было направлено на социальное развитие. Это почти на 15 процентов выше среднегодового по казателя предшествующей пятилетки. В результате' удалось сдвинуться с мерт вой точки и в других сферах экономи ки. Был, например, досрочно завершен пятилетний план по жилищному стро^ ительству, и республика по показателю обеспеченности людей жильем подня лась с 10-го места в Союзе на 2-е. Уве личилось строительство школ, детских садов, поликлиник.. В два раза возрос объем бытовых услуг, в 1,9 раза — производство товаров народного потреб ления. В ПОСЛЕДНЕЕ время вошло в моду заявлять о так называемых кредитах и лимитах доверия, ко торые якобы отпущены тем или иным политическим лидерам, новым партиям, общественным движениям. Если такие кредиты и были кому-то предоставлены, то предназначались они отнюдь не для того, чтобы раскручивать очередные витки политической борьбы, превращая ее в самоцель. Людям, облеченным на родным доверием и не утратившим под держки тех или иных слоев населения, пора бы отказаться от развешивания ярлыков, нагнетания страстей и призы вов к размежеванию по политическим признакам. Давно настало время взгля нуть в лицо действительности: народ устал от бесплодных политических де батов, и не следует испытывать его терпение, подменяя поиск выхода из трудностей бесконечным выискиванием неугодных среди правых или левых, де мократов или консерваторов. . История свидетельствует: это мы уже проходи ли. И заплатили за урок слишком до рогой ценой,, чтобы начинать все сна- О БЩЕСТВО накалено. И сейчас просто преступно бросать в него горящие спички в' виде новых при зывов «к решительным действиям», вы ходящим за рамки конституционных, парламентских методов разрешения спо ров и противоречий. Мне кажется, что чЕвде всего за громкими заявлениями и призывами кроется обыкновенная не способность предложить конкретную конструктивную и созидательную про грамму действий, направленную на вы ход из кризиса, на улучшение жизни населения. Тем более, как оказывается, еще труднее такую программу осущест вить, потому что практическая созида тельная работа — это кропотливый труд, не терпящий самолюбования, буй ных манифестаций, экстравагантных вы ступлений и рукоплесканий, без чего, как складывается впечатление, многие политические ' деятели уже не мыслят дл'я, 'сёбя;даль‘нейшей жизни. . Нам. нужна, консолидация общества. И это н,ё ,пустой призыв. Мощным объеди няющим началом служат наши общие .целм'; выход из кризиса, благополучие людей, расцвет республик, обновление и укрепление нашего великого Союза. Искусственные преграды на этом пути способен строить только тот, кто прес ледует в политической борьбе лишь соб ственные, корыстные интересы. Й СТрРИЯ вроде-бы уже убедила нас,. ...отнять'.'и поделить — это далеко не тот путь, что ведет к благополучию , и. социальной, справедли вости. Казалось бы, все . уже осознали э.ту. |} 5 С;г_ину. Ц;о,,,видно,'не'зря говорят, что,'сердцу не при'ка'зкешь. И остается -только, удивляться, насколько живуче желание хоть кусочик, но отрезать себе от общего, или чужого пирога. Не беда, что сытым от него все равно не будешь. Главноё — поровну, «по справедливос- Можно еще как-то объяснить, ска жем, существующее среди некоторых людей заблуждение по поводу того, что чуть ли не львиная доля национа льных богатств присвоена КПСС. Отсю да и примитивное суждение: разгоним партию — вот тогда и заживем! Кому и для чего надо подогревать такой на строй, сейчас тоже не секрет. По край ней мере, уже ясно, кто и ради чего претендует на ее место. ! Труднее же понять другое явление, возведенное определенными силами уже в ранг о-гкрытой политики: во что бы то ни стало до конца поделить наше об щее национальное достояние, созданное Потом и кровью нескольких поколений. Более семи десятилетий* значительная часть .труда многих миллионов людей уходила в единый котел, и каждый че ловек надеялся,-что еелй* он-вносит свой вклад в богатство страны, то и государ ство, в конце концов, поможет ему пре одолеть нужду и лишения. Вправе ли мы обмануть эти надежды неестествен ное в своей основе стремление советс ких людей к лучшей жизни? И все ли при этом всерьез задумываются, что же произойдет, если республики разой дутся в них? Я ТВЕРДО поддерживаю все иск ренние усилия союзного руковод ства по консолидации нашего об щества. И не могу понять необоснован ных критиканских нападок на его ра зумные действия. Ведь порой с порога отметаются любые шагд к лучшему то лько потому, что они предпринимаются именно центром. Нельзя строить серь езную политику по принципу: «Лишь бы против, лишь бы наперекор». Это уже привело к тому, что до сих пор мы не имеем в стране общей, согласованной программы действий, вынуждены важ нейшие общегосударственные проблемы решать экспромтом. И я бы сейчас не брался утверждать, кто за это несет большую часть вины. В ЗАКЛЮЧЕНИЕ хотелось бы еще раз подчеркнуть, что слишком ве лика цена политики, ставящей во главу угла личные амбиции, попытки монополизировать право на истину. По- моему, сейчас уже только одно чувст во самосохранения должно всем подска зать, что любые действия, вызывающие усиление экономического и социального хаоса, приведут завтра к такой буре, которая сметет всех. Рухнет в одно часье вся политическая надстройка — вместе со всеми ее «центрами», «пра выми» и «левыми». Только вот под об ломками окажутся не только «творцы» несостоявшихся проектов, но и послед ние надежды людей на нормальную че ловеческую жизнь. Нельзя не созна вать реальность такого исхода. И пред отвратить его может только оДна по литика — политика здравого смысла. -о I! ' •' * Публикацию подготовил * В. САВЕЛЬЕВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz