Ленинское знамя. 1991 г. (г. Липецк)
Л Е Н И Н С К О Е З Н АМЯ И января 1991 г., № 8 (18 905) Романтик педагогики Слово об учителе КАПИТАН СЧАСТЛИВОГО ДЕТСТВА П ]^ одолж ае 1 М 1 а к ц и ю « В С Е Д Е Т И - Н А Ш И ! » I Спасите их, люди! Ни в какие привычные жиз ненные рамки этого человека затолкнуть невозможно. «Не габаритен, нестандартен». УЧЕНЫЙ, чье имя автори тетно и широко известно в на учном мире страны и за ее пре делами. Один из редких спе- диалистов по проблемам досу. га молодежи. В настоящее вре мя возглавляет лабораторию «Досуг школьников» АПН СССР, ведет научную програм му «Детям—-детское», возглав ляя ВНИК Федерации детских организаций страны. За десять минувших лет лишь в Липецке 1 Юего инициативе прошли пять всесоюзных и всероссийских научных конференций и семи наров. Только в берлинском издательстве вышла его девя тая книга,’ а в книжных мага зинах еще продается дайджест «Время действовать—действуй!» В эти Дни в «Артеке» идет наг учный форум по перспективам летнего отдыха детей по его ко нцепции... ПЕДАГОГ - новатор, кото рого без преувеличения знает все учительство страны, хотя титул «новатор» он сам не при нимает. Детские работники зна ют его по сотням книг, статей в журналах и газетах по самым жгучим воп^сам воспитания и развития ребенка. Более 40 лет он работает в вузе и в школе. Сейчас заведует кафедрой в Л ГНИ, одновременно продол жая работать в педклассах го родской и сельской школ. МЕТОДИСТ, который ежего дно проводит десятки семина ров и практикумов в нашей и других областях страны, прини мает десятки учительских де легаций. И все это на полной самоотдаче; Пророки-таки жш вут в своем Отечестве. Правда, им от этого не легче. ЖУРНАЛИСТ, чьи публика ции ежегодно идут в десятках зарубежных, центральных и местных журналов и газет. Не случайно он лауреат двух журналистских премий именп А. Макаренко и В. Скороходо- ТУРИСТ, пересекший стра ну пешком, на лодках и. пло тах, носящий в этом странном мире прозвище «аккумулятор». БАРД, чьи песни поют дети, вожатые, их можно услышать по «Маяку» и по телевидению. Читайте в последнем сборнике «Песни бардов» издательства «Советский композитор» его имя рядом с именами Ю. Визбора, А. Галича, этот сборник еще можно купить в наших магази- СЦЕНАРИЪт, по сценариям которого за минувшие 27 лет в нашем городе открывались спо ртивные комплексы «Звездный», «Юбилейный», «Спартак», здра вницы «Прометей», «Парус», здание нового театра. Дворец профсоюзов, новое здание ЛГПИ и почти все значитель ные памятники города. В теат ре кукол до сих пор идут,спе ктакли по его поэтическим ли- РЕЖИССЕР, поставивший не одну сотню праздников, фести. валей, слетов. Свидетельствую, это были достойные дела, хотя к в застойное время. А самым ярким сббытием Всесоюзного детского слета в «Артеке» в ми нувшем году был День Прик- ■лючений и рекордов Гиннееса юных граждан страны, приду манный этим человеком. Он бессменный руководитель педа гогического клуба, через кото рый, за 26 лет прошли тысячи нынешних работников народно го образования, партийных, профсоюзных, комсомольских работников. И еще я добавил бы от себя: он хороший рыбак и грибник. Это мой бывший преподаватель в вузе; ученый, подаривший мне, как и десяткам других ас пирантов, научную идею, това рищ по работе, помогающий становлению нового факульте та в институте, мой старший друг —Сталь Анатольевич Шма ков. Не- могу поверить, как не верят и все его окружающие, что у него на днях круглая да та, не случайно мы все называ ем его «нержавеющий Сталь». Он только что перенес серьез ную болезнь, но уже снова с. головой в работе, в, замыслах, в поездках, в творческом поис ке. Как только все успевает! Я спросил его' об этом, и он, сме ясь, ответил: «Нам всегда не хватает времени на то, что не хочется делать. А если хочет ся, — все успеем!» Его энергия от оттепели 60-х. Над письменным столом висят фотографии В. Шукшина и В*. Высоцкого, своим мироощуще нием он ‘чем-то похож на них. Ну, а коль ШмаКов шестиде сятник, значит, часто шел про тив течения. В страшные годы репрессий у него погибли бук вально все род'ные (только мать- не взяли по счастливому слу чаю). И это обстоятельство ме шало ему всю жизнь: в карье-. ре, в приобретении материаль ных благ: ни дачи, ни машины, ни даже приличной квартиры у него нет. До сих пор завист ники «чутко реагируют» на лю бой успех. Да, в его сложной жизни бы ло всякое. В начале 60-х годов через тридцать лет, — защитив честь и имя его, писали «Учи тельская газета» и газета новр- еибирских коммунистов «Совет ская ^Сибирь». Современные «стукачи» не унимаются до сих пор.-Поводом—мпжрт стать ны- бор его делегатом на Всесоюз ный съезд работников народно го образования, выдвижение «Учительской газетой», кафед рой, школами в члены-кор респонденты АПН СССР и да же выступление по телевиде нию. К слову, такие «доброже латели», как правило, люди ма лодостойные. Бог им судья. А вот друзей у него очень много! И прежде вс^го это его единомышленники, члены ка федры, люди, хорошо знающие .Сталя Анатольевича. С некото рыми из них я встретился. Мой вопрос был прост: «Кто, по- вашему, Шмаков?» Говорит ди ректор школы, заслуженный учитель школы РСФСР М.' Б. Раковский: «Это романтик, бес сребреник, до мозга костей предан детям, детству, делу, которому посвятил жизць. Ин теллигентнейший человек, душа в нем интеллигентна. Легко ра нимый. Верный, надежный со ратник в любом деле». Начальник политотдела УВД облисполкома, пол!фВкик мили ции, кандидат исторических наук Н. А. Привалов: «По-на стоящему талантливый человек, к которому я отношусь с боль шой симпатией и уважением. Оы легко отзывается на самые разные общественные акции. Зто 1 ;елогек дела и, что мне особенно приятно, большой друг милиции». Ьа:^едующий кафедрой ЛГПИ, профессор Е. И. Пассов: «Это фейерверк идей, творческих дел, красивых и непредсказуемых за мыслов». МАС Т Е РИЦА 11 а ..7 КАРНАМЛЕ — Бабушка, — то и дело обращались к ма ленькой, седенькой старушке девчонки,'— по кажите, как вязать крючком. Ольга Кузьминична Смородина раскрывала, (уж в который раз) продолговатую коробочку, Iдоставала из нее нитки, спицы'и начинала пле сти замысловатые петельки. Девчонки, в знак понимания, кивали разноцветными бантиками, а затем оживленно обсуждали увиденное. 'Под ходила очередная стайка «бантиков» и повто рялось то же самое. Эту сценку я наблюдал на Рождествэ в филиале Дома пионеров Октябрьского района, что расположился на углу улицы Стаханова. Создалось впечатление, что здесь собрались вместе с папами и. мамами все дети, прожива ющие в 22-м микрорайоне. Для них подгото вили обширную праздничную программу с иг рами возле елки, конкурсами, показом мульти- пликацион^гых фильмов, широкой распродажей поделок. Не затерялась среди шумного ве селья и 77-летняя Ольга Кузьминична Сморо дина. Как оказалась она на детском карнава- — Одна из главных задач филиала, — поя снила заведующая секцией прикладного твор чества Валентина Николаевна Плотникова, — возрождение старинных русских промыслов. Дети охотно занимаются в кружках вязания, вышивания, макраме. Они уже многое умеют. Но тайны народного искусства поистине не исчерпаемы. Хранят их вот такие мастерицы, как Ольга Кузьминична. Не подумайте, что она утаивает секреты своего рукоделия. Мы сами порой не знаем о существовании бабу шек, многое знающих и умеющих. Вот и Ольгу Кузьминичну «вышли» случайно, слухам. А когда приехали к ней домой —про= сто ахнули. Чего там только нет! Не кварти ра, а настоящий музей. Предложили ей устро ить выставку-продажу на нашем празднике. Охотно согласилась. Сама отобрала экспона ты. Вместе с ними и привезли ее сюда, К моему предложению побеседовать Ольга Кузьминична отнеслась настороженно. Долго уточняла, кто я да откуда. Не фининспектор ли, случаем? Не собираюсь ли брать налог со скудных доходов от продажи изделий? Когда разъяснил, успокоилась. Рассказала, что вя жет, вышивает сызмальства, ремесло переня ла от матери, когда жили в деревне. Сюжеты придумывает сама. Воображением бог не дел. Надо сказать, что по достоинству оценил ее творческие находки не только я. От взрос лых отбою не было, не говоря уж о детях. Какая-то молодая женщина долго рас сматривала экспонаты Ольги Кузьминичны. Потом подошла к старушке, о чем-то спроси ла. Что именно, я понял позже, когда она вы ходила из дверей с симпатичной кудрявой со бачкой в руках. Эту собачку я видел на сто лике, за которым сидела мастерица. Д. БЕЛОКОПЫТОВ. Репортаж из страны каникул ЛЕБЕДЯНСКИЕ КОЛЯДКИ Давайте посмотрим правде в глаза и скажем честно: мас совыми, полными задора и огня празднествами наша школь ная детвора не избалована. И восполняется этот дефицит не. редко в подворотнях любым суррогатом. Так вот, у лебедян ской детворы на один праздник стало больше. Имя ему «Ко лядки»... , В июле прошлого-года на гос- )кзамеиак была небольшая сен- с:удентка пятого курса шмеоиова под руковод- цсщнта В. К. Рвачевой ;ащитилс дипломную работу ;Опыт характеристики-научной - пед'ап гической деятельности А. Шмакова». Пересказы- ть диплом не буду, это нево зможно. Но ко всему прочему она собзала картотеку науч- цых и публицистических работ С~Аг-1Дмакова и картотеку печатных материалов о его опыте. В первом списке 500 на- нменозаний, во втором, далеко не полном, — 200 авторов. Любопытны оценки известных- авторитетов страны. Но снача ла оценка волгоградского педа гога М. Прояева, опубликован ная в, молодежной газете: «Еще, в конце 60-х я услышал . и влюбился в сказочника, в во лшебника, в капитана счастли вого детства Сталя Шмакова. О’-гень хотел стать таким же. Старался, учился, создавал свое. Но моим волшебником и куми ром- до дня последнего оста нется этот недосягаемый и уди вительный Сталь с большой во- -жатекой тайной и уймой педа гогических секретов». А вот выдержка из книги из. ' вестного писателя С. Соловей чика «Вечные радости»: «Мы знаем, чем славится Липецк по стране, конечно же, высокока чественным металлом, конечно же, многими другими вещами. Но для всех, кто работает с детьми, при слове Липецк од но сразу приходит на ум — школа,Шмакова...» \ Надпись на книге: «Моему самому дорогому учителю, во жатому на всю жизнь, челове ку огромной души и долга С. А. Шмакову. Ваш пионер и ученик Александр Католиков». А. Католиков — директор •Сы- Красочные афиши загодя пригласили .школьную ребятню на районный праздник «Коляд ки». К одиннадцати часам ро ждественского утра на площа ди против кинотеатра «Комсо, молец» яблоку негде было упасть. На праздник собрались сотни ребятишек, благо что по заснеженным улицам города прокатились на лошадях, укра шенных новогодней мишурой и колокольчиками, ряженые за зывалы, как делали зто в доб рые старые .времена. И вот уже праздник в разга ре. Колыхается толпа, словно морской прибой, из края в край площади, идут хороводы вокруг елки. Но вот всеобщее внимание привлекает начавший- /ся конкурс Дедов Морозов и Снегурочек, прибывших из всех средних и восьмилетнйх школ района. Разносит магнитофон шутки-прибаутки, задорные ча стушки, были и небылицы. Промчалась на метлах стайка «ведьм», подняв вихрь песен и ^плясок. Ряженые девчушки с красными пятаками на щеках развернули торговлю сувенира ми и сладостями: Хочешь ку пить, гони частушку или сти шок. Сбились в кружок ряже-_, ные. И началось колядование. А на другой стороне площади под шум и гам идет бойкая продажа лотерейных билетов, счастливцев ожидают рожде ственские сувенир^л. И со всех концов сыплют дрЬбк баяны и гармоники, гремит!медь духово, го оркестра. Кто веселее да посмелее —не мерзни, стано вись в круг... В программе праздника—кон курс новогодних стенгазет, зи мних букетов, елочек, убранных самодельными игрушками, нередко со значением. А коль объявлен конкурс — то подавай и призы. И здесь нет проблем, одним—живого ба рашка, другим — голосистого петуха, третьим —стопку бли нов. А коль не получил приза — рядом прилавок с горкой сладостей. | I Удался ли праздник? — полюбопытствовал я у одного из Организаторов, методиста районо С. Н. Копаевой. — Не совсем, —призналась Оказалось, что главный- то дефицит сегодня —в умелых организаторах, подлинных за тейниках. Но, как говорится, лиха беда — начало. Что ж, и у меня сложилось аналогичное мнение. Много ■бы ло сумбура. Далеко не все шко лы—'выставили фольклорные группы. Малочисленны были ко - ' нкурсы, гармонистов, скомканы «веселые старты». Проще было бы бросить упрек организаторам праздника. А мне бы скорее хотелось упрекнуть родителей, многие из них заняли активную позицию,., в очередях за теми же^сладостями. Создалось мне ние^ что и базовые, предприятия школ, колхозы и совхозы ог- р 1 аничили свою роль выделени ем материальных средств, и только. Нужно ли говорить, что самые; заинтересованные лица в организации детского празд ника — это школы, районные общественные организации, .в том числе роно, райком ком сомола, райспорткомитет, район ный отдел культуры. И тут, увы, рвение проявили ■далеко не все! Вот даже огни на елке не удосужились зажечь. Оказа лось, кто «включается» елка от центра1льного пульт|а электро, отдела, а там не ! получили команку. И т^м не менее мне хочется повторить слова С1 Н. Копае вой: Лиха.беда — [начало. Ус лышал, «Лебедянские колядки» решен(|) сделать традиционными. ктывкарскои ^школы-интерната для сирот, чден-корреспондент АПН СССР, народный учитель СССР, народный депутат СССР. И еще одна: «Комиссару всех детских комиссаров, удивите льному Сталю Шмакову с глу боким уважением. Мать Олега Кошевого, комиссара «Молодой гвардии» Елена Кошевая...» А сколько в нашем педвузе его питомцев?! , Это и ректор, и деканы, и заведующие кафе драми, и десятки доцентов. До стойные учейики достойного учителя! У Сталя Анатольевича есть правительственные награды Че хословакии, .^Польши, Германии, но почему-то нет ни одной оте чественной, а ведь он немало сделал для становления духо вной жизни нашей области. От имени питомцев всех лет я хочу сердечно поздравить нашего учителя, нашего Сталя с его красивым возряетным"^- бежом. Пожелать ему терпения и здоровья и новых творческих удач. Ныне по гороскопу его год, хочется надеяться — год новых побед. хочу пригла сить всех его у'«ников, друзей 12 января в Н.ОО в актовый ЗЕЛ ЛГПИ на его творческий вечер. И как говорят самые близкие и родные ему люди: «Да будет Сталь крепка!» С уважением от имени Ваших уче)ников и товарищей по рабо те Ю. КАНИЩЕВ, кандидат ; педагогических наук, зав. ка федрой ЛГПИ .’ Вот был бы подарок! Что-то давненько не слыхать крылатого вы ражения о единствен ном у нас в стране при вилегированном клас се... А если где и мелькнет, то непремен но с иронией. В суете и неразберихе нам как- то стало не до детей... И все же время от вре мени мы вспоминаем о своих долгах, в первые дни новою гша начались переговоры м-сж. 1 у Елецким горисполкомом и ■(руйоводством Елецкого от деления Юго-Восточной же ле шой .юроги о сфоите.тьст. вв: школы искусств в тасо- сенской части города, така- зчиком которой мот бы вы ступить железко.юрожнын ^ Необходимость сооруже ния такой школы в микро районе, где проживают пре имущественно семьи желез нодорожников, назре.та дав но, как, впрочем, и само внимание к нуждам детей, К счастью, в последнее вре-: мя этот холодок заметно растаял, и отделение- тро ги не жалеет средств т.тя организации досуга ребяти-: шек. В прошлом году оно выделило средства на при обретение аттракциоттов .тля 1парка, игровых автоматов в свой клуб, закуплен необ ходимый спортивный инвен тарь в клуб «Подросток», юткрытый в общежитттн же лезнодорожников, ку.та о\о- |ТНО потянулись школьники;;; Недавно стало тивечно. что и коллектив завода ' «Эльта» решил построить на .собственные средства, в сво- >ем микрорайоне музыкаль ную школу, где впосдедсг ВИИ планируется откртитт. тпколу искусств. Она вклю-; чеяа в план, и работы нач: нутся в 1992 году. Т. ФЕДЮКИНА. Послесловие к необычному концерту ДВА ТАЛАНТА Необычный и пока единст венный такого рода концерт состоялся недавно в Измал- ковскол детской музыкальной школе, В течение 40 минут на сцене находился один ис полнитель — выпускник Але-! ксей Загоскин, Балалайка в его руках издавала такие ра знообразные звуки, передава ла такие оттенки настроения, что невольно думалось: жив, жив еще замечательный на родный. инструмент! Безупречная техника испо лнения, >динамика, артистизм самого исполнителя — все •это наполняло души зрителей тем особым чувством, которое всегда возникает при встречен с настоящим талантом. Незаурядные музыкальные способности Алеши в школе и в семье заметили давно. Но кто знает, смог бы он дос тичь такого мастерства, не будь рядом с ним все эти годы талантливого педагога Людмилы Степановны Качан. С блеском играющая на фор тепиано, виртуозно владеющая баяном и аккордеоном, прек расно понимающая душу дом ры и балалайки, она не толь ко передала Алеше безграни чную любовь к музыке, но и научила его терпй 1 ию, усид чивости, Поразительной рабо тоспособности. Казалось бы, музыкальная пьеса выучена досконально. Ни одной фальшивой ноты, учтены все тона и даже от тенки звука. А Людмила Сте пано.вна все' не довольна. Ин туитивно чувствует, что мо жно «выжать» из инструмен та гораздо больше. Бот чуть' иначе повернута балалайка, по-другому тронута струна ■—и появляется то, что в об- щем-то словами необъяснимо, но в народе зовется «от Во- Во взаимоотношениях учи теля и ученика бывало, наве рное, всякое. Непоседливому, подвижному Алеше когда-то настойчивость Людмилы Сте пановны была непонятной. Здто сегодня они понимают друг друга, как говорится, с полуслова. И говорят уже на равных. Как два талант ливых человека,' настоящих музыканта. А. ГАЛИНСКАЯ. с. Измалково. НА СНИМКЕ: Людмила Степановна Качан с Алексе-' ем Загоскиным. Фото В. ФРОЛОВА. Вышли { на,.. ♦Пале чуде»с | Казенщина — ! наверное, главная ш-; ша беда в воснита.« 1 *л ] детей, организации и х ! досуга. Казенщина рождает чгкуку, оттал кивает ребят я от серь-^ езных, и от формально веселых дел, которые в действительности ли шены всякого веселья и непосредственности. И как же здорово, если учителя, родители и са ми их подопечные по беждают этого опасно го врага, умеют жить творчески, с фантазией., Интересные вечера, балы, редкость. Естественно, и' .в дни зимних каникул тут про водились занимательные ме. роприятия. Например, 2' января ребя та нз 8 «б», б «а» я 9 «б» проверяли сообразительность и знания на «Поле чудес». Накануне 10 «а» и 10 «б» встретились -в игре «Что? Где? Когда?». В отличие от телевизионной программы, которая и подсказала идею викторины, десятиклассники играли по-Принципу «знато ки против, знатоков». С преимуществом в полбалла выиграла команда 10 «б» Постоянно действуют в на шей шкоде два технических кружка, изостудия, драмати ческая студия. Сту; 1 ийцы неоднократно выступали пе ред учащимися школы, по казывая спектакли, театра лизованные представления. -А 8 января они выступили с новогодней программой на сцене районного Дома куль- В. КАЗАНЦЕВ завуч средней школы № I, Актуальное интервью СТАТИСТИКА ТРАГЕДИИ В центре этого интервью с начальником отделе ния по делам несовершеннолетних и молодежи от дела профилактической службы УВД, майором ми лиции Л. А. Астаховой — тоже дети. Трудные дети. Уже ставшие правонарушителями или подошедшие к опасной черте. Здесь нет красочных описаний их судеб, все больше__ цифры, Но какие цифры! По думайте над этой горестной статистикой. Учителя. Родители. Дедушки и бабушки. Просто соседи... Вам не страшно? Что делать-то будем? — Людмила Анисимовна, слово «милиционер» у боль шинства ассоциируется с со вершенно конкретным обра зом. Хотя люди, одетые в одинаковую форму, выполня ют с^мые разные функции. Вот й служба, которой вы ру ководите, весьма специфична. — специфика эта чрез- в ь т й н о сложна. Ежедневные встречи —из (ода в год — с несчастным детством. В пос ледние годы создается ощу щение, что «запущенное дет ство» -—забота лишь одной милиции, а ведь наших сотру дников всего около 90 чело век —на всю область. — Маловато. Тем более, ‘если учесть, сколь сложно ра бот_ть с такими годопечны ми, как у вас: сегодня —про сто «трудный подросток», а завтра —преступник. — Исследования показыва ют, что абсолютное больши нство рецидивистов первое преступление совершили в возрасте до 18 лрт. Престу пная активность подростков постоянно возрастает и зна чительно превышает ко.эффи- циент преступности- ' всего взрослого населения. Напри мер, в 1988 году уровень об щей преступности в стране составил 65,7. среди подрос тков —106, а в РСФСР - 170 (в расчете на 10 тысяч населения) - , Б 1989 ' году количество преступлений, совершенных подростками, в целом по Со юзу увеличилось на 22 про цента, в 1990 году обстанов ка еще более осложнилась. По Липецкой области рост подростковой преступности —самый значительный. по РСФСР. печаль ного лидерства? — Б том, что проводимая воспитательная, профилакти ческая работа не отвечает масштабам негативных про-^ цессов в подростковой среде, — Что характеризует под ростковую преступность? — Б прошлом году боль шинство ■подростков преступ ления совершили в вечернее и ночное время, когда роди тели находились дома и име ли возможность контролиро вать поведение детей. — Имели возможность ко нтролировать, однако... Так не захотели или не смогли ее использовать? Что здесь — безответственность или беспо мощность родительская? — Думаю, мы вправе го ворить и о том, и о другом. Но Может возникнуть вопрос о необходимости такого кон троля. Интерес представляют сведения о позиции самих подростков: нужен ли им при гляд взрослых? От 43 до 65 процентов подростков счита ют, чте» т необходим конт роль со стороны родителей, от 7 до 17 процентов — со стороны учителей, .мастеров, от 5 до 35 процентов .—сот рудников милиции. ^Людмила Анисимовна, а какую роль в судьбе подро стков играет упозфебление спиртных напитков? — Ежегодно в среднем ка-' ждый четвертый—пятьй не совершеннолетний, в момент совершения преступления на ходился в нетрезвом состоя нии. Сейчас пьянство среди подростков — страшное бед ствие. Обращает внимание распространенность пьянства в общественных местах (53,7 процента) и употребление спиртных напитков подростка ми совместно^ со взрослыми (22 процента) — на днях ро* ждения, проводах родственни ков в армию, свадьбах, дру гих семейных торжествах. — Но что подводит подро стка к рюмке? Мои собстаен- ные житеиские наблюдения наводят на мысль о - сером одноооразии существования многих детей, особенно в от роческом возрасте. —Б самом деле, подрост ков- правонарушителей в оп ределенной мере объединяет общность интересов и увле чений. Бернее. их отсутствие. Ослаблен интерес к спорту, чтению. Б доерте преоблада ют: прогулки со сверстниками во ДВ 0 1 Ю, на улице. Из об щего количества подростков, совершивших преступления, о чтенйи, как о своем самом-лю бимом занятии, говорили лишь 1,7 процента, спорте — 10,5 процента, техническом твор честве —8,8 процента. Б то же время бесцельное время- . препровождение на улице ока# залбеь лккЗимым занятием для 70,9 процента несовер шеннолетних. — Как сами-то подростки объясняют, почему они сове ршают преступления? ——Здесь -особенно харак терным является стремление утвердить свой авторитет, а также корысшые побужде ния. Абсолютное большинст во знали о противоправности действий, но не ожидали во збуждения уголовного дела, тем более осуждения. «Не срабатывают» инсти туты по перевоспитанию подростков. Растет рецидив Среди несовершеннолетних! совершивших преступления повторно, мщ>го таких, кто обсуждался за прошлые пре ступления в комиссиях по де лам несовершеннолетних и отбывал наказание, не связан ное с лишением свободы. Не обходимо, признать, что об суждение в комиссиях по де лам несовершеннолетних яв ляется самой распространен ной и... малоэф^ктивной мерой. Крайне недостаточно испо льзуются такие эффективные формы работы с несовершен нолетними, как направление их летом в составе студенче ских строотельных отрядов, в лагеря труда и отдыха, ор ганизация подростковых КЛ 5 ''- бов по месту жительства. ■у 40 процентов подростков- правонарушителей вообще ока зался невыработанным меха низм увлечения чем-либо, дру гих попросту никуда не при нимали. . Не вовлекаются под ростки и в общественную ра- Особый интерес представля ют ответы подростков, сове ршивших преступлерия, на шпрос о том, что могло бы предупредить беду. Ответы поразительны. Только 13 процентов- -утверждают, что никто ничего не мог бы сде лать, остальные, предлагая варнарты, верят в рртерциа- льные возможности профила ктической, деятельности взро- Конечно, подавляющее бо льшинство несовершеннолетг них правонарушителей воспи тывается в неблагополучных семьях, но время порождает и новые ситуации. Например, рост несовевшеннолетних пре ступников из многодетных се- — Что еще влияет на не благополучие в подростковой — Прежде всего го, что плохо решаются вопросы тру доустройства подростков, осо бенно состоящих на учете в милшщи. Не принимается мер по созданию специальных цехов предприятий для испо льзования труда старшеклас сников. Профсоюзные, комсомольс кие и другие общественные ощвнизации в подавляющем большинстве самоустранились от конкретной работы с не благополучными семьями. Пассивны советы содействия семье и школе. Педагогические коллекти вы многих учебных заведений в работе с неблагополучными семьями и трудными подрост ками прояв.чяют формализм, а порой и элементарную неко мпетентность. Словом, куда ни обрати взгляд, зачастую встретишь попустительство, равнодушие, педагогическую безграмот ность взрослых. Так мы теря ем самое бесценное —наших детей. Кем они станут и как будут жить? Д ведь от отве та на этот вопрос зависит —и в очень большой степени — наша обгцая жизнь. Судьба Интервью вел Д. ДОМБРОВСКИЙ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz