Ленинское знамя. 1991 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1991 г. (г. Липецк)

Л Е Н И Н С К О Е З Н АМЯ И января 1991 г., № 8 (18 905) Романтик педагогики Слово об учителе КАПИТАН СЧАСТЛИВОГО ДЕТСТВА П ]^ одолж ае 1 М 1 а к ц и ю « В С Е Д Е Т И - Н А Ш И ! » I Спасите их, люди! Ни в какие привычные жиз­ ненные рамки этого человека затолкнуть невозможно. «Не­ габаритен, нестандартен». УЧЕНЫЙ, чье имя автори­ тетно и широко известно в на­ учном мире страны и за ее пре­ делами. Один из редких спе- диалистов по проблемам досу. га молодежи. В настоящее вре­ мя возглавляет лабораторию «Досуг школьников» АПН СССР, ведет научную програм­ му «Детям—-детское», возглав­ ляя ВНИК Федерации детских организаций страны. За десять минувших лет лишь в Липецке 1 Юего инициативе прошли пять всесоюзных и всероссийских научных конференций и семи­ наров. Только в берлинском издательстве вышла его девя­ тая книга,’ а в книжных мага­ зинах еще продается дайджест «Время действовать—действуй!» В эти Дни в «Артеке» идет наг учный форум по перспективам летнего отдыха детей по его ко­ нцепции... ПЕДАГОГ - новатор, кото­ рого без преувеличения знает все учительство страны, хотя титул «новатор» он сам не при­ нимает. Детские работники зна­ ют его по сотням книг, статей в журналах и газетах по самым жгучим воп^сам воспитания и развития ребенка. Более 40 лет он работает в вузе и в школе. Сейчас заведует кафедрой в Л ГНИ, одновременно продол­ жая работать в педклассах го­ родской и сельской школ. МЕТОДИСТ, который ежего­ дно проводит десятки семина­ ров и практикумов в нашей и других областях страны, прини­ мает десятки учительских де­ легаций. И все это на полной самоотдаче; Пророки-таки жш вут в своем Отечестве. Правда, им от этого не легче. ЖУРНАЛИСТ, чьи публика­ ции ежегодно идут в десятках зарубежных, центральных и местных журналов и газет. Не случайно он лауреат двух журналистских премий именп А. Макаренко и В. Скороходо- ТУРИСТ, пересекший стра­ ну пешком, на лодках и. пло­ тах, носящий в этом странном мире прозвище «аккумулятор». БАРД, чьи песни поют дети, вожатые, их можно услышать по «Маяку» и по телевидению. Читайте в последнем сборнике «Песни бардов» издательства «Советский композитор» его имя рядом с именами Ю. Визбора, А. Галича, этот сборник еще можно купить в наших магази- СЦЕНАРИЪт, по сценариям которого за минувшие 27 лет в нашем городе открывались спо­ ртивные комплексы «Звездный», «Юбилейный», «Спартак», здра­ вницы «Прометей», «Парус», здание нового театра. Дворец профсоюзов, новое здание ЛГПИ и почти все значитель­ ные памятники города. В теат­ ре кукол до сих пор идут,спе­ ктакли по его поэтическим ли- РЕЖИССЕР, поставивший не одну сотню праздников, фести. валей, слетов. Свидетельствую, это были достойные дела, хотя к в застойное время. А самым ярким сббытием Всесоюзного детского слета в «Артеке» в ми­ нувшем году был День Прик- ■лючений и рекордов Гиннееса юных граждан страны, приду­ манный этим человеком. Он бессменный руководитель педа­ гогического клуба, через кото­ рый, за 26 лет прошли тысячи нынешних работников народно­ го образования, партийных, профсоюзных, комсомольских работников. И еще я добавил бы от себя: он хороший рыбак и грибник. Это мой бывший преподаватель в вузе; ученый, подаривший мне, как и десяткам других ас­ пирантов, научную идею, това­ рищ по работе, помогающий становлению нового факульте­ та в институте, мой старший друг —Сталь Анатольевич Шма­ ков. Не- могу поверить, как не верят и все его окружающие, что у него на днях круглая да­ та, не случайно мы все называ­ ем его «нержавеющий Сталь». Он только что перенес серьез­ ную болезнь, но уже снова с. головой в работе, в, замыслах, в поездках, в творческом поис­ ке. Как только все успевает! Я спросил его' об этом, и он, сме­ ясь, ответил: «Нам всегда не хватает времени на то, что не хочется делать. А если хочет­ ся, — все успеем!» Его энергия от оттепели 60-х. Над письменным столом висят фотографии В. Шукшина и В*. Высоцкого, своим мироощуще­ нием он ‘чем-то похож на них. Ну, а коль ШмаКов шестиде­ сятник, значит, часто шел про­ тив течения. В страшные годы репрессий у него погибли бук­ вально все род'ные (только мать- не взяли по счастливому слу­ чаю). И это обстоятельство ме­ шало ему всю жизнь: в карье-. ре, в приобретении материаль­ ных благ: ни дачи, ни машины, ни даже приличной квартиры у него нет. До сих пор завист­ ники «чутко реагируют» на лю­ бой успех. Да, в его сложной жизни бы­ ло всякое. В начале 60-х годов через тридцать лет, — защитив честь и имя его, писали «Учи­ тельская газета» и газета новр- еибирских коммунистов «Совет­ ская ^Сибирь». Современные «стукачи» не унимаются до сих пор.-Поводом—мпжрт стать ны- бор его делегатом на Всесоюз­ ный съезд работников народно­ го образования, выдвижение «Учительской газетой», кафед­ рой, школами в члены-кор­ респонденты АПН СССР и да­ же выступление по телевиде­ нию. К слову, такие «доброже­ латели», как правило, люди ма­ лодостойные. Бог им судья. А вот друзей у него очень много! И прежде вс^го это его единомышленники, члены ка­ федры, люди, хорошо знающие .Сталя Анатольевича. С некото­ рыми из них я встретился. Мой вопрос был прост: «Кто, по- вашему, Шмаков?» Говорит ди­ ректор школы, заслуженный учитель школы РСФСР М.' Б. Раковский: «Это романтик, бес­ сребреник, до мозга костей предан детям, детству, делу, которому посвятил жизць. Ин­ теллигентнейший человек, душа в нем интеллигентна. Легко ра­ нимый. Верный, надежный со­ ратник в любом деле». Начальник политотдела УВД облисполкома, пол!фВкик мили­ ции, кандидат исторических наук Н. А. Привалов: «По-на­ стоящему талантливый человек, к которому я отношусь с боль­ шой симпатией и уважением. Оы легко отзывается на самые разные общественные акции. Зто 1 ;елогек дела и, что мне особенно приятно, большой друг милиции». Ьа:^едующий кафедрой ЛГПИ, профессор Е. И. Пассов: «Это фейерверк идей, творческих дел, красивых и непредсказуемых за­ мыслов». МАС Т Е РИЦА 11 а ..7 КАРНАМЛЕ — Бабушка, — то и дело обращались к ма­ ленькой, седенькой старушке девчонки,'— по­ кажите, как вязать крючком. Ольга Кузьминична Смородина раскрывала, (уж в который раз) продолговатую коробочку, Iдоставала из нее нитки, спицы'и начинала пле­ сти замысловатые петельки. Девчонки, в знак понимания, кивали разноцветными бантиками, а затем оживленно обсуждали увиденное. 'Под­ ходила очередная стайка «бантиков» и повто­ рялось то же самое. Эту сценку я наблюдал на Рождествэ в филиале Дома пионеров Октябрьского района, что расположился на углу улицы Стаханова. Создалось впечатление, что здесь собрались вместе с папами и. мамами все дети, прожива­ ющие в 22-м микрорайоне. Для них подгото­ вили обширную праздничную программу с иг­ рами возле елки, конкурсами, показом мульти- пликацион^гых фильмов, широкой распродажей поделок. Не затерялась среди шумного ве­ селья и 77-летняя Ольга Кузьминична Сморо­ дина. Как оказалась она на детском карнава- — Одна из главных задач филиала, — поя­ снила заведующая секцией прикладного твор­ чества Валентина Николаевна Плотникова, — возрождение старинных русских промыслов. Дети охотно занимаются в кружках вязания, вышивания, макраме. Они уже многое умеют. Но тайны народного искусства поистине не­ исчерпаемы. Хранят их вот такие мастерицы, как Ольга Кузьминична. Не подумайте, что она утаивает секреты своего рукоделия. Мы сами порой не знаем о существовании бабу­ шек, многое знающих и умеющих. Вот и Ольгу Кузьминичну «вышли» случайно, слухам. А когда приехали к ней домой —про= сто ахнули. Чего там только нет! Не кварти­ ра, а настоящий музей. Предложили ей устро­ ить выставку-продажу на нашем празднике. Охотно согласилась. Сама отобрала экспона­ ты. Вместе с ними и привезли ее сюда, К моему предложению побеседовать Ольга Кузьминична отнеслась настороженно. Долго уточняла, кто я да откуда. Не фининспектор ли, случаем? Не собираюсь ли брать налог со скудных доходов от продажи изделий? Когда разъяснил, успокоилась. Рассказала, что вя­ жет, вышивает сызмальства, ремесло переня­ ла от матери, когда жили в деревне. Сюжеты придумывает сама. Воображением бог не дел. Надо сказать, что по достоинству оценил ее творческие находки не только я. От взрос­ лых отбою не было, не говоря уж о детях. Какая-то молодая женщина долго рас­ сматривала экспонаты Ольги Кузьминичны. Потом подошла к старушке, о чем-то спроси­ ла. Что именно, я понял позже, когда она вы­ ходила из дверей с симпатичной кудрявой со­ бачкой в руках. Эту собачку я видел на сто­ лике, за которым сидела мастерица. Д. БЕЛОКОПЫТОВ. Репортаж из страны каникул ЛЕБЕДЯНСКИЕ КОЛЯДКИ Давайте посмотрим правде в глаза и скажем честно: мас­ совыми, полными задора и огня празднествами наша школь­ ная детвора не избалована. И восполняется этот дефицит не. редко в подворотнях любым суррогатом. Так вот, у лебедян­ ской детворы на один праздник стало больше. Имя ему «Ко­ лядки»... , В июле прошлого-года на гос- )кзамеиак была небольшая сен- с:удентка пятого курса шмеоиова под руковод- цсщнта В. К. Рвачевой ;ащитилс дипломную работу ;Опыт характеристики-научной - пед'ап гической деятельности А. Шмакова». Пересказы- ть диплом не буду, это нево­ зможно. Но ко всему прочему она собзала картотеку науч- цых и публицистических работ С~Аг-1Дмакова и картотеку печатных материалов о его опыте. В первом списке 500 на- нменозаний, во втором, далеко не полном, — 200 авторов. Любопытны оценки известных- авторитетов страны. Но снача­ ла оценка волгоградского педа­ гога М. Прояева, опубликован­ ная в, молодежной газете: «Еще, в конце 60-х я услышал . и влюбился в сказочника, в во­ лшебника, в капитана счастли­ вого детства Сталя Шмакова. О’-гень хотел стать таким же. Старался, учился, создавал свое. Но моим волшебником и куми­ ром- до дня последнего оста­ нется этот недосягаемый и уди­ вительный Сталь с большой во- -жатекой тайной и уймой педа­ гогических секретов». А вот выдержка из книги из. ' вестного писателя С. Соловей­ чика «Вечные радости»: «Мы знаем, чем славится Липецк по стране, конечно же, высокока­ чественным металлом, конечно же, многими другими вещами. Но для всех, кто работает с детьми, при слове Липецк од­ но сразу приходит на ум — школа,Шмакова...» \ Надпись на книге: «Моему самому дорогому учителю, во­ жатому на всю жизнь, челове­ ку огромной души и долга С. А. Шмакову. Ваш пионер и ученик Александр Католиков». А. Католиков — директор •Сы- Красочные афиши загодя пригласили .школьную ребятню на районный праздник «Коляд­ ки». К одиннадцати часам ро­ ждественского утра на площа­ ди против кинотеатра «Комсо, молец» яблоку негде было упасть. На праздник собрались сотни ребятишек, благо что по заснеженным улицам города прокатились на лошадях, укра­ шенных новогодней мишурой и колокольчиками, ряженые за­ зывалы, как делали зто в доб­ рые старые .времена. И вот уже праздник в разга­ ре. Колыхается толпа, словно морской прибой, из края в край площади, идут хороводы вокруг елки. Но вот всеобщее внимание привлекает начавший- /ся конкурс Дедов Морозов и Снегурочек, прибывших из всех средних и восьмилетнйх школ района. Разносит магнитофон шутки-прибаутки, задорные ча­ стушки, были и небылицы. Промчалась на метлах стайка «ведьм», подняв вихрь песен и ^плясок. Ряженые девчушки с красными пятаками на щеках развернули торговлю сувенира­ ми и сладостями: Хочешь ку­ пить, гони частушку или сти­ шок. Сбились в кружок ряже-_, ные. И началось колядование. А на другой стороне площади под шум и гам идет бойкая продажа лотерейных билетов, счастливцев ожидают рожде­ ственские сувенир^л. И со всех концов сыплют дрЬбк баяны и гармоники, гремит!медь духово, го оркестра. Кто веселее да посмелее —не мерзни, стано­ вись в круг... В программе праздника—кон­ курс новогодних стенгазет, зи­ мних букетов, елочек, убранных самодельными игрушками, нередко со значением. А коль объявлен конкурс — то подавай и призы. И здесь нет проблем, одним—живого ба­ рашка, другим — голосистого петуха, третьим —стопку бли­ нов. А коль не получил приза — рядом прилавок с горкой сладостей. | I Удался ли праздник? — полюбопытствовал я у одного из Организаторов, методиста районо С. Н. Копаевой. — Не совсем, —призналась Оказалось, что главный- то дефицит сегодня —в умелых организаторах, подлинных за­ тейниках. Но, как говорится, лиха беда — начало. Что ж, и у меня сложилось аналогичное мнение. Много ■бы­ ло сумбура. Далеко не все шко­ лы—'выставили фольклорные группы. Малочисленны были ко - ' нкурсы, гармонистов, скомканы «веселые старты». Проще было бы бросить упрек организаторам праздника. А мне бы скорее хотелось упрекнуть родителей, многие из них заняли активную позицию,., в очередях за теми же^сладостями. Создалось мне­ ние^ что и базовые, предприятия школ, колхозы и совхозы ог- р 1 аничили свою роль выделени­ ем материальных средств, и только. Нужно ли говорить, что самые; заинтересованные лица в организации детского празд­ ника — это школы, районные общественные организации, .в том числе роно, райком ком­ сомола, райспорткомитет, район­ ный отдел культуры. И тут, увы, рвение проявили ■далеко не все! Вот даже огни на елке не удосужились зажечь. Оказа­ лось, кто «включается» елка от центра1льного пульт|а электро, отдела, а там не ! получили команку. И т^м не менее мне хочется повторить слова С1 Н. Копае­ вой: Лиха.беда — [начало. Ус­ лышал, «Лебедянские колядки» решен(|) сделать традиционными. ктывкарскои ^школы-интерната для сирот, чден-корреспондент АПН СССР, народный учитель СССР, народный депутат СССР. И еще одна: «Комиссару всех детских комиссаров, удивите­ льному Сталю Шмакову с глу­ боким уважением. Мать Олега Кошевого, комиссара «Молодой гвардии» Елена Кошевая...» А сколько в нашем педвузе его питомцев?! , Это и ректор, и деканы, и заведующие кафе­ драми, и десятки доцентов. До­ стойные учейики достойного учителя! У Сталя Анатольевича есть правительственные награды Че­ хословакии, .^Польши, Германии, но почему-то нет ни одной оте­ чественной, а ведь он немало сделал для становления духо­ вной жизни нашей области. От имени питомцев всех лет я хочу сердечно поздравить нашего учителя, нашего Сталя с его красивым возряетным"^- бежом. Пожелать ему терпения и здоровья и новых творческих удач. Ныне по гороскопу его год, хочется надеяться — год новых побед. хочу пригла­ сить всех его у'«ников, друзей 12 января в Н.ОО в актовый ЗЕЛ ЛГПИ на его творческий вечер. И как говорят самые близкие и родные ему люди: «Да будет Сталь крепка!» С уважением от имени Ваших уче)ников и товарищей по рабо­ те Ю. КАНИЩЕВ, кандидат ; педагогических наук, зав. ка­ федрой ЛГПИ .’ Вот был бы подарок! Что-то давненько не слыхать крылатого вы­ ражения о единствен­ ном у нас в стране при­ вилегированном клас­ се... А если где и мелькнет, то непремен­ но с иронией. В суете и неразберихе нам как- то стало не до детей... И все же время от вре­ мени мы вспоминаем о своих долгах, в первые дни новою гша начались переговоры м-сж. 1 у Елецким горисполкомом и ■(руйоводством Елецкого от­ деления Юго-Восточной же­ ле шой .юроги о сфоите.тьст. вв: школы искусств в тасо- сенской части города, така- зчиком которой мот бы вы­ ступить железко.юрожнын ^ Необходимость сооруже­ ния такой школы в микро­ районе, где проживают пре­ имущественно семьи желез­ нодорожников, назре.та дав­ но, как, впрочем, и само внимание к нуждам детей, К счастью, в последнее вре-: мя этот холодок заметно растаял, и отделение- тро ­ ги не жалеет средств т.тя организации досуга ребяти-: шек. В прошлом году оно выделило средства на при­ обретение аттракциоттов .тля 1парка, игровых автоматов в свой клуб, закуплен необ­ ходимый спортивный инвен­ тарь в клуб «Подросток», юткрытый в общежитттн же­ лезнодорожников, ку.та о\о- |ТНО потянулись школьники;;; Недавно стало тивечно. что и коллектив завода ' «Эльта» решил построить на .собственные средства, в сво- >ем микрорайоне музыкаль­ ную школу, где впосдедсг ВИИ планируется откртитт. тпколу искусств. Она вклю-; чеяа в план, и работы нач: нутся в 1992 году. Т. ФЕДЮКИНА. Послесловие к необычному концерту ДВА ТАЛАНТА Необычный и пока единст­ венный такого рода концерт состоялся недавно в Измал- ковскол детской музыкальной школе, В течение 40 минут на сцене находился один ис­ полнитель — выпускник Але-! ксей Загоскин, Балалайка в его руках издавала такие ра­ знообразные звуки, передава­ ла такие оттенки настроения, что невольно думалось: жив, жив еще замечательный на­ родный. инструмент! Безупречная техника испо­ лнения, >динамика, артистизм самого исполнителя — все •это наполняло души зрителей тем особым чувством, которое всегда возникает при встречен с настоящим талантом. Незаурядные музыкальные способности Алеши в школе и в семье заметили давно. Но кто знает, смог бы он дос­ тичь такого мастерства, не будь рядом с ним все эти годы талантливого педагога Людмилы Степановны Качан. С блеском играющая на фор­ тепиано, виртуозно владеющая баяном и аккордеоном, прек­ расно понимающая душу дом­ ры и балалайки, она не толь­ ко передала Алеше безграни­ чную любовь к музыке, но и научила его терпй 1 ию, усид­ чивости, Поразительной рабо­ тоспособности. Казалось бы, музыкальная пьеса выучена досконально. Ни одной фальшивой ноты, учтены все тона и даже от тенки звука. А Людмила Сте пано.вна все' не довольна. Ин туитивно чувствует, что мо жно «выжать» из инструмен­ та гораздо больше. Бот чуть' иначе повернута балалайка, по-другому тронута струна ■—и появляется то, что в об- щем-то словами необъяснимо, но в народе зовется «от Во- Во взаимоотношениях учи­ теля и ученика бывало, наве­ рное, всякое. Непоседливому, подвижному Алеше когда-то настойчивость Людмилы Сте­ пановны была непонятной. Здто сегодня они понимают друг друга, как говорится, с полуслова. И говорят уже на равных. Как два талант­ ливых человека,' настоящих музыканта. А. ГАЛИНСКАЯ. с. Измалково. НА СНИМКЕ: Людмила Степановна Качан с Алексе-' ем Загоскиным. Фото В. ФРОЛОВА. Вышли { на,.. ♦Пале чуде»с | Казенщина — ! наверное, главная ш-; ша беда в воснита.« 1 *л ] детей, организации и х ! досуга. Казенщина рождает чгкуку, оттал­ кивает ребят я от серь-^ езных, и от формально веселых дел, которые в действительности ли­ шены всякого веселья и непосредственности. И как же здорово, если учителя, родители и са­ ми их подопечные по­ беждают этого опасно­ го врага, умеют жить творчески, с фантазией., Интересные вечера, балы, редкость. Естественно, и' .в дни зимних каникул тут про­ водились занимательные ме. роприятия. Например, 2' января ребя­ та нз 8 «б», б «а» я 9 «б» проверяли сообразительность и знания на «Поле чудес». Накануне 10 «а» и 10 «б» встретились -в игре «Что? Где? Когда?». В отличие от телевизионной программы, которая и подсказала идею викторины, десятиклассники играли по-Принципу «знато­ ки против, знатоков». С преимуществом в полбалла выиграла команда 10 «б» Постоянно действуют в на­ шей шкоде два технических кружка, изостудия, драмати­ ческая студия. Сту; 1 ийцы неоднократно выступали пе­ ред учащимися школы, по­ казывая спектакли, театра­ лизованные представления. -А 8 января они выступили с новогодней программой на сцене районного Дома куль- В. КАЗАНЦЕВ завуч средней школы № I, Актуальное интервью СТАТИСТИКА ТРАГЕДИИ В центре этого интервью с начальником отделе­ ния по делам несовершеннолетних и молодежи от­ дела профилактической службы УВД, майором ми­ лиции Л. А. Астаховой — тоже дети. Трудные дети. Уже ставшие правонарушителями или подошедшие к опасной черте. Здесь нет красочных описаний их судеб, все больше__ цифры, Но какие цифры! По­ думайте над этой горестной статистикой. Учителя. Родители. Дедушки и бабушки. Просто соседи... Вам не страшно? Что делать-то будем? — Людмила Анисимовна, слово «милиционер» у боль­ шинства ассоциируется с со­ вершенно конкретным обра­ зом. Хотя люди, одетые в одинаковую форму, выполня­ ют с^мые разные функции. Вот й служба, которой вы ру­ ководите, весьма специфична. — специфика эта чрез- в ь т й н о сложна. Ежедневные встречи —из (ода в год — с несчастным детством. В пос­ ледние годы создается ощу­ щение, что «запущенное дет­ ство» -—забота лишь одной милиции, а ведь наших сотру­ дников всего около 90 чело­ век —на всю область. — Маловато. Тем более, ‘если учесть, сколь сложно ра­ бот_ть с такими годопечны­ ми, как у вас: сегодня —про­ сто «трудный подросток», а завтра —преступник. — Исследования показыва­ ют, что абсолютное больши­ нство рецидивистов первое преступление совершили в возрасте до 18 лрт. Престу­ пная активность подростков постоянно возрастает и зна­ чительно превышает ко.эффи- циент преступности- ' всего взрослого населения. Напри­ мер, в 1988 году уровень об­ щей преступности в стране составил 65,7. среди подрос­ тков —106, а в РСФСР - 170 (в расчете на 10 тысяч населения) - , Б 1989 ' году количество преступлений, совершенных подростками, в целом по Со­ юзу увеличилось на 22 про­ цента, в 1990 году обстанов­ ка еще более осложнилась. По Липецкой области рост подростковой преступности —самый значительный. по РСФСР. печаль­ ного лидерства? — Б том, что проводимая воспитательная, профилакти­ ческая работа не отвечает масштабам негативных про-^ цессов в подростковой среде, — Что характеризует под­ ростковую преступность? — Б прошлом году боль­ шинство ■подростков преступ­ ления совершили в вечернее и ночное время, когда роди­ тели находились дома и име­ ли возможность контролиро­ вать поведение детей. — Имели возможность ко­ нтролировать, однако... Так не захотели или не смогли ее использовать? Что здесь — безответственность или беспо­ мощность родительская? — Думаю, мы вправе го­ ворить и о том, и о другом. Но Может возникнуть вопрос о необходимости такого кон­ троля. Интерес представляют сведения о позиции самих подростков: нужен ли им при­ гляд взрослых? От 43 до 65 процентов подростков счита­ ют, чте» т необходим конт­ роль со стороны родителей, от 7 до 17 процентов — со стороны учителей, .мастеров, от 5 до 35 процентов .—сот­ рудников милиции. ^Людмила Анисимовна, а какую роль в судьбе подро­ стков играет упозфебление спиртных напитков? — Ежегодно в среднем ка-' ждый четвертый—пятьй не­ совершеннолетний, в момент совершения преступления на­ ходился в нетрезвом состоя­ нии. Сейчас пьянство среди подростков — страшное бед­ ствие. Обращает внимание распространенность пьянства в общественных местах (53,7 процента) и употребление спиртных напитков подростка­ ми совместно^ со взрослыми (22 процента) — на днях ро* ждения, проводах родственни­ ков в армию, свадьбах, дру­ гих семейных торжествах. — Но что подводит подро­ стка к рюмке? Мои собстаен- ные житеиские наблюдения наводят на мысль о - сером одноооразии существования многих детей, особенно в от­ роческом возрасте. —Б самом деле, подрост­ ков- правонарушителей в оп­ ределенной мере объединяет общность интересов и увле­ чений. Бернее. их отсутствие. Ослаблен интерес к спорту, чтению. Б доерте преоблада­ ют: прогулки со сверстниками во ДВ 0 1 Ю, на улице. Из об­ щего количества подростков, совершивших преступления, о чтенйи, как о своем самом-лю­ бимом занятии, говорили лишь 1,7 процента, спорте — 10,5 процента, техническом твор­ честве —8,8 процента. Б то же время бесцельное время- . препровождение на улице ока# залбеь лккЗимым занятием для 70,9 процента несовер­ шеннолетних. — Как сами-то подростки объясняют, почему они сове­ ршают преступления? ——Здесь -особенно харак­ терным является стремление утвердить свой авторитет, а также корысшые побужде­ ния. Абсолютное большинст­ во знали о противоправности действий, но не ожидали во­ збуждения уголовного дела, тем более осуждения. «Не срабатывают» инсти­ туты по перевоспитанию подростков. Растет рецидив Среди несовершеннолетних! совершивших преступления повторно, мщ>го таких, кто обсуждался за прошлые пре­ ступления в комиссиях по де­ лам несовершеннолетних и отбывал наказание, не связан­ ное с лишением свободы. Не­ обходимо, признать, что об­ суждение в комиссиях по де­ лам несовершеннолетних яв­ ляется самой распространен­ ной и... малоэф^ктивной мерой. Крайне недостаточно испо­ льзуются такие эффективные формы работы с несовершен­ нолетними, как направление их летом в составе студенче­ ских строотельных отрядов, в лагеря труда и отдыха, ор­ ганизация подростковых КЛ 5 ''- бов по месту жительства. ■у 40 процентов подростков- правонарушителей вообще ока­ зался невыработанным меха­ низм увлечения чем-либо, дру­ гих попросту никуда не при­ нимали. . Не вовлекаются под­ ростки и в общественную ра- Особый интерес представля­ ют ответы подростков, сове­ ршивших преступлерия, на шпрос о том, что могло бы предупредить беду. Ответы поразительны. Только 13 процентов- -утверждают, что никто ничего не мог бы сде­ лать, остальные, предлагая варнарты, верят в рртерциа- льные возможности профила­ ктической, деятельности взро- Конечно, подавляющее бо­ льшинство несовершеннолетг них правонарушителей воспи­ тывается в неблагополучных семьях, но время порождает и новые ситуации. Например, рост несовевшеннолетних пре­ ступников из многодетных се- — Что еще влияет на не­ благополучие в подростковой — Прежде всего го, что плохо решаются вопросы тру­ доустройства подростков, осо­ бенно состоящих на учете в милшщи. Не принимается мер по созданию специальных цехов предприятий для испо­ льзования труда старшеклас­ сников. Профсоюзные, комсомольс­ кие и другие общественные ощвнизации в подавляющем большинстве самоустранились от конкретной работы с не­ благополучными семьями. Пассивны советы содействия семье и школе. Педагогические коллекти­ вы многих учебных заведений в работе с неблагополучными семьями и трудными подрост­ ками прояв.чяют формализм, а порой и элементарную неко­ мпетентность. Словом, куда ни обрати взгляд, зачастую встретишь попустительство, равнодушие, педагогическую безграмот­ ность взрослых. Так мы теря­ ем самое бесценное —наших детей. Кем они станут и как будут жить? Д ведь от отве­ та на этот вопрос зависит —и в очень большой степени — наша обгцая жизнь. Судьба Интервью вел Д. ДОМБРОВСКИЙ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz