Ленинское знамя. 1991 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1991 г. (г. Липецк)

4 апреля 1991 г., Я» 69 (18966) Л Е НИНСКО Е ЗНАМЯ Продолжаем разговор «В этой музыке*-» русская душа...» Профессиональный клуб Спор с единомышленником Когда-то, говорят, в спорах рождалась истина. Или, по крайней мере, взаимопонимание, готовность найти разумный компромисс, уточнить и скорректировать точки зрения. В нынешних наших бесконечных спорах чаще всего рожда­ ются и укрепляются подозрительность, отчуждение, вражда, желание чуть ли не силой подавить противника. На съезде композиторов, например, в качестве контраргумента прозву­ чало даже такое: «Пошел вон, сволочь!» (см. отчет о съезде в «Советской культуре» за 23 марта с. г. под красноречивым названием «Сумбур вокруг музыки»). Представить себе, что в этом стиле могли полемизировать между собою, допустим. Римский-Корсаков и Глазунов, пожалуй, немыслимо. А вот их наследники, как видите, могут! О так называемых литературно-публицистических дис^ куссиях читатель имеет достаточно возможностей судить сам. Тон их, увы, постоянно входит в непримиримое противоре­ чие с гуманнейшими убеждениями дискутирующих. А уж о политической полемике и говорить нечего. Полуправда, от­ кровенная ложь, передергивания, перебранка стали чем-то вроде среднего фонового уровня нашей общественной жизни. Видимо, чтобы в споре родилась чаемая всеми истина, спорящие должны не только призывать к повышению куль- ' туры, но й'заниматься этим на практике. Начиная с самих Нужен спор-диалог. Спор-размыщление. Точнее — сораз- мышление, сотворчество, совместное движение к более точ­ ному и глубокому пониманию реальности в противовес спо­ ру-митингу. спору-крику, когда никто никого не слышит и не слушает, когда главная^ цель — нанести обиду, причинить боль, злобно оттолкнуть от себя оппонента, объявив его не­ пременно исчадием ада... Культивирование на страницах га­ зеты именно такого плодотворного, конструктивного обмена мнениями (сколь бы ни был он острым и принципиальным) редакция «ЛЗ» считает одной из своих задач. Пока делается это с разной степенью успеха. И все же по­ стоянные читатели «ЛЗ» знают: у нас получали слово и чле­ ны Демократической партии России, и другие весьма настой­ чивые критики линии КПСС. В принципе, так и только так должно быть. Хотя, признаемся, дискуссионные материалы пробиваются на полосы далеко не всегда легко и безболез­ ненно. Но у нас они, во всяком случае, публикуются. В от­ личие, например, от «Российской газеты» — «оплота демок­ ратии и гласности». Вот она на страницы свои никого из не­ согласных, инакомыслящих не пускает. Прочитайте, в частности, ее программную статью «Сто номеров», где так и заявлено: «Кое-кто нас призывает к плюрализму. Но мы исходим из того, что в условиях, когда большая часть средств массовой информации, в том числе государственное телевидение, буквально терроризируют рос­ сийское руководство, правительство РСФСР, еще и нам при­ соединять свой голос в этот злобный хор — и непорядочно, и бесчестно... Молодые российский парламент и правительст­ во... нуждаются в доброжелательной поддержке, помощи. И мы будем по Мере своих сил оказывать их. Хотя и видим—есть за что критиковать и парламент, и правительство». Вот и вся свобода печати! Для «Российской газеты» она кончается там, где начинается неприятная для ее хозяина правда. Мораль примитивная: что бы «наши» ни творили, мы о них слова дурного не скажем. «Своих» критиковать», пусть и за дело, «и непорядочно, и бесчестно». Иные точки зрения просто не допускаются. В сталинские времена это фор­ мулировалось так: нельзя предоставлять трибуну врагу. Осо­ бенно забавно, что после этого, с энтузиазмом провозгласив себя «карманными» журналистами своей группировки, сотруд­ ники «РГ» .продолжают строго осуждать необъективность ЦТ и прочих не нравящихся им средств массовой информа- Так что ни о каких дискуссиях в «РГ» и речи нет. Там играют в одни ворота. Но нам, повторяем, хочется действовать по другим прави­ лам. И следуя им, мы сегодня предлагаем вниманию читателя публикацию, полемически цродолжающую разговор, начатый в статье Бориса Шальнева «И мертвым—больно...» («ЛЗ» за 16 марта). Выступление липецкого поэта Шальнева, постоян­ ного и высоко ценимого нами автора «ЛЗ», вызвало интерес у читателей. Горячее, выношенное, выстраданное, оно застав­ ляет о многом задуматься, в чем-то солидаризоваться с пози­ цией публициста, а в чем-то и поспорить с ним. Каждый, ес­ тественно, по-своему воспринял эту публикацию. В том числе и журналист, чьи заметки печатаются ниже. Но мы хотели бы подчеркнуть, что и, тон, и содержание их в значительной сте­ пени предопределены самою рубрикой материала; «Спор с единомышленником». Кроме того, публикуется и несколько читательских писем—откликов на статью «И мертвым—боль- >к 1 г о в о Интервью после концерта ЛИПЕКЦИЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ Большим событием был отмечен недавний Международный день театра в Липецке: на сцене областного драматического театра показал свою новую программу лауреат 1И Всесоюз­ ного фестиваля Липецкий симфонический оркестр, возглавля­ емый Еленой Бойко. Программу особую — полностью посвя­ щенную русской классической музыке. В нее вошли отмечен­ ные ярким национальным характером фантазии для оркестра М. П. Мусоргского, восемь русских народных песен Л. К. . Лядова и прекрасная симфония № 1 соль минор (1895 г.) В.'С. Калинникова. Музыковед Игорь Резников, ведущий программу, рассказал о своеобразии творчества каждого композитора, с тонким пониманием охарактеризовал прозвучавшие в концерте про­ изведения. Премьера прошла с успехом, новую программу по досто­ инству цценили слушатели. К сожалению и огорчению, из-за неурядиц в рекламе (концерт был перенесен по не зависящим от коллектива причинам) зрителей было не очень много. А жаль, незаурядный концерт мог бы доставить радость всем любителям искусства. Считаю своим .долгом привлечь внимание наших читателей к этой премьере коллектива еще и потому, что скоро —так решили и сами музыканты, и работники управления культу­ ры облисполкома, в чьем ведении оркестр сейчас находится — ее смогут послушать жители всех районов нашей области. Большие сельские гастроли коллектива скоро начнутся в Ель- Предваряя гастроли, мы решили поближе познакомить чи­ тателей с творческим коллективом, его планами. Наше ин­ тервью—с художественным руководителем и дирижером Ли­ пецкого симфонического оркестра Еленой Бойко. Странное дело: в статье Бо­ риса Шальнева «И мертвым— больно...» как будто бы много такого, чему я просто «е могу не сочувствовать. Да, радика­ льное обновление не должно оборачиваться тотальным отре­ чением от самих себя. Исто­ рию бессмысленно переписы­ вать, следуя механической ус­ тановке: что прежде хвалили— хулим, что хулили — превоз­ носим. Это не воз 1 вращение правды, а всеготтавсего конъ­ юнктурная замена неправды «Краткого курса» новой непра­ вдой — уже в угоду, не Ста­ лину или Брежневу, а, допус­ тим, Травкину или Новодворс­ кой. Трудно не разделить й не­ поддельную боль Бориса Шаль­ нева за участь России, не под­ держать его призыва спасать Дочита.вТ' однако, статью до последней точки, я почувство­ вал не удовлетворение от встре­ чи с единомышленником, а ра­ зочарование. Быть может, от­ части почина в чуть ли не митинговом тоне, да и лексике . отдельных ее частей? Мудрец ' Паскаль не зря предупреждал: «Мысль меняется в зависимо­ сти от слов, которые ее выра­ жают. Не мысли придают сло­ вам достоинство, а слов^ мы- По-моему, Борис Шальнев иногда позволял себе роскошь не анализировать, не убеждать, а разряжать в словесном взры­ ве раздражение и тревогу. Вот послушайте. «А вихрь нравст- • венного стриптиза все набира­ ет обороты, все откровенней бесстыдство, предательство, ра­ згул проституирования я суте­ нерства...» «Орфеи частной со­ бственности — от , одиозных академиков до суетливых по­ литиканов...» «Наука ненавис­ ти к отчей земле...» «Есть и почище вашего плевки в мате- ринсше очи России». ' Так ведь не успокоишь «се­ рдечную бзфю», не остановишь занесенную для удара руку, не привлечешь новых сторонни­ ков. Скорее наоборот. Автор статьи во всем расходится со своим тезкой из российского парламента, который в Доме кино темпераментно провозгла­ сил нечто вроде демократичес­ кого газавата, однако ставку делает на тот же результат, что и Ельции в своей воинственной , Нечастые и нсдолгне (к со­ жалению) беседы МОН с Бори­ сом Михайловичем Шальневым давали основа 1 нне думать, что -уж он-то хорошо осознает всю опасность жестко непримиримо­ го разделения народа на «сво­ их» и «врагов». Но, видимо, очень уж заразительна хлест­ кость журнально-газетных поле­ мик и митинговых ораторов. Она словно контрабандой про­ никла в его сочинение и резко сместила акценты. Есть в заметках и прямо- таки обескураживающие зиг­ заги, Хотя бы насчет .«нашего трудно объяснимого эйфориче­ ского бегства, разорительного и с экономической, и с нрав­ ственной, и с политической то­ чек зрения, из стран, чьи на­ роды еще вчера называли нас братьями, освободителями, а ныне улюлюкают вслед, а то и бросают кам'ни». Эта фра­ за рождает с десяток вопросов. Я задам один: неужели .Вы, Борис Михайлович, полагаете, что нравственнее сохранять военное присутствие в Чехо-|Сло- вакии или Польше, дабы жи­ тели их, с оглядкой на наши танки и парней в военной фор­ ме, продолжали называть нас братьями? Не унизительно ли для’России, исконная сила кото­ рой — в духовном влиянии, бесцеремонно самоутверждать­ ся на манер США —- грубой физической силой? Кстати, по­ казалось мне или нет, что в Ваших словах о достигшем ре­ кордной отметки авторитете звездношолосатого флага про­ скользнуло чуть ли не восхи­ щение? Не надо бы нам этим восхищаться, этому завидо- Среди самых острых камней претюноаення статьи «И мер­ твым — больно...» — небреж­ ность и категоричность, с ка­ кой ее автор зачисляет своих коллег в антипатриоты. Напи­ сал, допустим, Войнович сати­ рический ром 1 а.н-авекдот, зна­ чит — рVсофоб. Что, патрио­ ты должны писать 1 не анекдо­ ты, а исключительно гимны, оды и героические поэмы? Бро­ сил Булат Окуджава в серд­ цах эпатирующую реплику —и опять же безоговорочно зачи­ слен 1 в «пятую колонну», кото­ рая шасаждает по городам и весям ненав 1 исть к родной зе- . В годы перестройки появи­ лось множество строгих экспе­ ртов по вопросам патриотиз- Вырвав строчку —другую из романа или статьи, они с уве­ ренностью профессионалов за­ ключают, какой сочинитель—за ■народ, какой»—‘Против.' А неко­ торым и строчек не требуется: они предпочитают вслушивать­ ся ,в звучание фамилий, имен, выясняют родословные до се­ дьмого колена, раскрывают псевдонимы—и во всеоружии этого знания выносят суровые вердикты. Упаси меня Бог заподозрить Бориса Шальнева "в принадле­ жности или хотя бы в симпа­ тиях к Этим последним. Тут, по-моему, другое. Я бы риск­ нул назвать это «синдромом короля Лира». Помните, шек­ спировский герой поставил свое расположение к дочерям в за­ висимость от пышных славо­ словий, коими они должны бы­ ли порадовать его слух. А ко­ гда младшая, Корделия, ж по­ желала участвовать в этой игре, своенравный папаша про­ клял ее '№ лишил наследства. Что сл)^лоеь'дальше, извест- 'НО даже школьнику: горячо клявшиеся в любви к отцу старшие дочери выгнали его за ворота, а сдержанная, склон­ ная даже к критическому взгляду на родителя Корделия оказалась единственной опо 1 рой Так можно ли осуждать сб- временных Корделий исключи­ тельно по результатам словес­ ных турниров? Шальнев;а оскор­ било высказывание Окуджавы о том, что «патриотизм— чув­ ство несложное. Это чувство биологическое, оно есть и у кошки?» Понимаю, Но разве справедливо, чтобы эта, пусть даже и неудачная, бестактная, реплика перевесила все оста­ льное — всю жизнь старого поэта, фронтовика, его книги, его песня, его и по сей день согревагошие сердца ветеранов патриотические строки. «А зна­ чит, вам нужна одна победа, одна на всех, мы за ценой не постоим»? И потом: нетрудно же дога­ даться, почему С ^дж ава бро­ сил это свое полемическое за- * Естественно, не обошлось и без столь же безапелл^ион- ных эксперто-в по шовинизму. Переяасовка начиненными по- р 01 хом ядрами обвинений (с одной стороны — в русофобст­ ве ,.с другой — в шовинизме) только усиливает и так уже доведенное до критических от-’ меток напряжение. 1 --мечание, Так он попытался (кудить чересчур пылких,. по­ читающих свои патриотические чувства особой своей заслугой, особым достижением сограж­ дан. Вот поэт и напомнил: ка­ кая же тут заслуга, если при­ вязанность к дому дана каж­ дому изначально, с рождением, как форма носа иля цвет глаз? Иное дело, что произойдет с твоим лицом к тридцати или сорока годам... Появятся ли на нем морщинки раздумий, приметы напряженной душев­ ной жизни... То же, по сущест­ ву, должно произойта и с «несложным патриотизмом»: станет лн это чувство, в заро­ дышевой стадаи действитель­ но родственное инстинкту, чув­ ством подлтано человеческим, многослойным, обогатится ли глубсжим духовным содержа­ нием? Ну, чего, скажите, стоит «патриотизм» хуторян африка­ нского народа лутгара, кото­ рые не сомневаются: чем даль­ ше от их хутора живут люди, тем они хуже, а з дальних зе­ млях вообще обитают ужас­ ные, отвратитеяъ'НЫе существа? И не так уж , отличаются от своих примитивных африканс­ ких собратьев, допустим, те цивилизованные англичане, что исповедуют нехитрый принцип: «Пусть моя страна не права, но это моя страна!» Наконец, разве резкость Окуджавы не перекликается с тоже достато­ чно резкой гоголевской оцен­ кой «квасных патриотов»: «по­ сле их похвал, впрочем, дово­ льно чистосердечных, только плюнешь на Россию»? По-моему, вот о, чем давали повод задуматься слова Окуд­ жавы. О сути дела, а не о сте­ пени благонадежности челове­ ка, их произнесшего. Ещё суровее написал Ша­ льнев про Евтушенко. Но, ду­ мается, что обвинение в неяа- висти к русскому народу я на сей раз напрасное. Статья уве­ ряет, будто у Евтушенко рус­ ские изображаются беспробу­ дно ленивыми? А как тогда быть хотя бы с такими строчками: «Таланты русские — вы гор­ дые таланты, а гордые талан­ ты, как тараны, 01 ни любые стены прошибут, они . любые беды проживут... От века де­ ло делают талантливо, талант­ ливо гуляют на Руси»? Это у Евтушенко-то русские агресси­ вны? У него, автора стихов «Хотят ли русские войны»? Это Евтушенко ненавидит Россию? Он, яа/писавший: «Пусть она позабудет про ме­ ня без труда, только пусть она будет навсегда-навсегда»? Помилуйте, Борис Михайло­ вич! Готов с книгой в рзшах продемонстрировать, что у Ев­ гения Александровича, хорош он или дурен как человек и как литератор, именно тради­ ционно патриотичес 1 ше мо­ тивы преобладают и в лирике, и в поэмах, и в публицистике... В статье «И мертвым—болп- но...» есть очень хорошее мес­ то: об очищении нашего дома от лжи и зависти, от экстреми* стекой накипи, от вчерагаих обид . —как бы ни были они справедливы. Вероятно, это ка­ сается отношений не только между республиками,, но и ме­ жду людьми одной националь­ ности или одной республики. Боюсь только, мы не придем ни к очищению, ни к взаимо уважению, если будем напра­ во и налево раздавать идеоло­ гические оплеухи, ставя в стро­ ку каждое лыко: как Евтущен- ко отозвался о Шолохове, как Шальнев покритиковал Евтуше­ нко... Неразумно выставлять «пятерюн» или «двойки» по па­ триотизму в прямой зависимо­ сти от того, что сказал кто-ли­ бо из нас не только о Шоло­ хове, 1 НО даже — о Пушкине!.. Сажая На скамью подсуди­ мых очередную Корделию, не худо вспомнить, со скольких ее предшественников время, ис­ тория сняли все обвинения. Не буду ссылаться на примеры прошлого века, окажем, на Ча­ адаева... Назову имена более близкие нам .по времени. Анд­ рея Сахарова. Или другого Андрея — Тарковского, чей пронизанный великой любовью к России фильм о Рублеве и ПО сей день кое-кому представ­ ляется очернительским, русо­ фобским... А вот пример посвежее. В злой журнальной заметке . о нескольких известных писате­ лях сообщалось,, что это «люди с тройным подданством. От имени Советского Союза они разъезжают по всему миру, своею популярностью в США сражаются со всеми нами, ну, а насчет третьего подданства... думаю, читатель догадается сам». Среди этих ужасных лю­ дей фигурировал и Виктор Ро­ зов, инвалид войны, драматург, чьи пьесы всегда учили россий­ скую молодежь добру, чести, верности. Любопытно, ■испы­ тал ли что-либо похожее на уг­ рызение совести сочинитель за­ метки, читая в канун Союзного референдума розовское обраще­ ние к соотечественникам: «Ме­ ня беспокоит целостность мо­ ей страны, в которой я живу вот уже 77 лет. Я люблю свою Родину, от края до края, мне дорога каждая ее частица....Для меня развал нашего государст­ ва, равносилен космической ка­ тастрофе. Верю, что подавляю­ щее большинство людей любят свою страну не меньше, чем я. Конечно же, надеюсь, все они произнесут «да». Это ведь уже не просто слова, это не декла­ мация и не декларация. Это выбор. Это поступок человека, в сердце которого живет под­ линный патриотизм. Так же, как приведенный навет из «Мот лодой гвардии» — поступок патриота примитивного, недора­ звитого... И последнее. Эти заметки я подпишу, как обычно, своим журналистским псевдонимом. Я к нему привык. Да и выбрал его четтерть века назад в свя­ зи» с одним знаменательным совпадением... Однако в ныне­ шних обстоятельствах иметь псевдоним кому-то представля­ ется чуть ли не трусостью. Один читатель даже посчитал меня анонимщиком, а другой решил сорвать с ьшня маску. Откликнувшись на мои замет­ ки о российской интеллиген­ ции, он торжествующе сообщил в письме в редакцию: знаем,, кто там у вас о русских рас­ суждает, под псевдонимами пря­ чется... Увы, бдительный пат­ риот не ошибся: и имя у меня слишком библейское — Исаак, й фамилия очень уж нерусская — Розенфельд. Но Родина моя — Россия. Как сказал один хороший поэт, «не русский я, но — россиянин». Ни второго, НИ третьего подданства не, имею. Влечения в другие зем­ ли и страны не испытываю. И не сомневаюсь, что Россия, в отличие от самозванных ее полпредов — патриотов «ко­ шачьего УР 01 ВНЯ», всегда дели­ ла и сулила детей своих не по именам, а по делам. И сына датчанина Владимира Даля, который имел все основания считать себя русским и соста- 'влять словарь живого великот русежого языка, не датского. И еврея Левитана, который был не менее русским художником, чем его учитель Саврасов или однокашник Константин Коро­ вин. И двух моих братьев к е с той же нерусской фамилией, что 'Яе вериулисъ с войны, как и миллионы россиян с коренны­ ми именами-фамиляямя. А посему, полагаю, есть и у меня право высказать свое мне­ ние о подлинном и мнимом рос­ сийском патриотизме, о горес­ тях и надеждах Отчизны... И. НЕВЕРОВ. КТО они, ЭТИ НЕГОДЯИ? Прямо окажу, адо я не согласен с некоторыми од­ носторонними, Не вносящи­ ми полной ясности, утвер- ждениями автора статьи «И мертаьм — больно...» Б. Шальнев пишет: «Загу­ лял по свету и вовсе шстьцд- ный миф о «русском фашиз­ ме», с иоторым не стесняют­ ся 1 у®явывать Ю. Бондаре­ ва, В. Распутина, В. Бело­ ва и другие самые дорогие для ньшешйей 'Росоии име- Кто они. эти негодяи, с чьего голоса «загущял по свету и вовсе постыдный миф»? Автор имена этих негодяев, не ра­ зоблачает их злобную кше- вету. подлые наветы, не тре­ бует привлечения их и от- вегду. Но если не разобла­ чать зло, то нет нужды я вести о нем разговор. Как я понял, автор рас­ суждает не о каких-то лите­ ратурных проблемах, а о порожденной перестройкой той нравственной атмосфере, ко­ торая резко изменялась в звдданую сторону. Стала до­ нельзя трудной жиань лю­ дей, разрастаются межна- ла престушюсть, бьет пона ­ шей тощей экономике «вой­ на законов», необязатель­ ность, митинговщина и за- бастешки. Все это вызывает равноголосицу мнений. Уже заговорили о возможности возникновения гражданской войны. В ЭТОМ! наша великая бе­ да. Но автор ничего не го­ ворит об этом. Он, как мне кажется, купается в мутной ■водичке, коггорую замудили всякого рода плюралисты с экстремистским нутром. А. ЕВСТРОПОВ, шы н труда. ИСТОРИЮ НЕ ВЫТРАВИТЬ ИЗ СОЗНАНИЯ ЖИТЬ с в о и м УМОМ Уверен, что «кукловоды» многих наших политических деятелей находятся за ру­ бежом. Они и устраивают им беспрестанные вояжи з а г р а ­ ницу, чтобы они меньше з а ­ нимались родной страной, а больше слушали советы ино­ земных мудрецов. История повторяется в виде фарса: Петр , Великий ездил за гра­ ницу учиться укрепл1ять мо­ гущество России, а наши Профукав Родину из-за мелкой корысти, мы риску­ ем оставить своим детям н внукам колониалыщгю стра­ ну — с ы р ь е в ^ базу Запа­ да да -участь холопов. Вспомнят тогда наши потом­ ки Коротича и иже с ним. Вспомнят — и зальются кро­ вавыми слезами, да будет поздно. Что такое народ без Родины, видно уже на при­ мере некоторых других , на­ родов. Безумец Герострат сжег храм, чтобы попасть в историю, а мы поджигаем собственную страну. Куда мы-то хотим попасть? Не в сумасшедший ли дом? Прочитал я статью Б . Шальнева «И мертвым— больно...» («ЛЗ» за 16 мар­ та 1991 г), и ^ д т о мои мы­ сли и чувства высказал он о прошлом и настоящем на­ шей многострадаш>ной Ро- даиы. Горько, больно. и 01 бидно сознавать, что есть люди, и их, к сожалению, не­ мало, которые с такой лег­ костью отказываются ют ис­ тории своей страны, плюют Наша Родина сложилась трудом, потом и кровью мно­ гих поколений народов, на­ селяющих ее. Народы Со­ ветского Союза огромной це­ ной, неисчислимыми жертва­ ми заплатили за победу над фашизмом в Великой Отече­ ственной войне, не жалели сил, восстанавливая и раз­ вивая народное хозяйство в годы пятилеток. Подацвляю- щее большинство людей и сейчас, в перестроечное вре­ мя, трудятся в полную силу. Простым труженикам дорога Родина, наш великий Союз. Разве могли советские лю- А, ПОЛОСИН. ди сказать на референдуме Но деструктивные силы, величающие себя «демокра­ тами», предают анафеме, пы­ таются вытравить из созна­ ния народа все хорошее (а оно тоже было!), чем он гор­ дится’. |Обросив маскц, «де­ мократы» открыто стали прокладывать дорогу воз- ртекдению капитализма. Рос­ сийским парламентом уза ­ конена частная собственность на землю, гариватизация го- сударствепной собственности. Делается ставка на предпри­ нимательство, как главное ус­ ловие возроявдения ‘эконо­ мики России. Ведется огол­ телая травля КПСС, на ком­ мунистов клевещут, их поли­ вают грязью. Среди простых людей сеются вражда и оз­ лобленность. Экстремистские силы прибегают к настояще- роям Великой Отечествен­ ной, громят избирательные участки. И все это происхо­ дит не С 1 ТИХИЙНО. Противоза­ конные действия дирижиру- ются «радетелями» за народ. Глава российского пар­ ламента Б. Н. Елыщн в сво­ ем выступлении в Доме ки­ но без утайки призывал «за сучивать рукава и драться» С кем? Со 1 СВОИМ народом. Ведь миллионы коммунистов — это простые труженики, добросовестные и честные люди. А чего стоит, напри­ мер, «теория» одного из ли деров «демократов»,- пред седателя ЛЬюсовета Г. X Попова! Он наставляет «де мократов», если они не побе­ дят, т. е. не возьмут власть парламентским путем, тона- до добиваться ее с помохцью извне, непарламентским пу­ тем. Чтобы бьшо понятнее прибегать к насилию. Жест ■ной будет диктатура «де мократов»! Это теперь ясно как божий день. Открытый поощряемый лидерами позиции, ПР 1 ЮЫВ давить ина комыслящих, несоглас Но это уже было. И народ не допустит возврата к про­ шлому. Б . ТИХОМИРОВ. г. Липецк. — Елена Олеговна, думаю, что нашим читателям, всем ис­ тинным любителям музыки бу­ дет интересно познакомиться и с коллективом, и с самим глав­ ным дирижером орхестра. При­ ятно даже произносить эти слова— «Липецкий симфониче­ ский»... Ведь уже сам факт его создания много говорит об уровне культуры города, обла­ сти... Это ваш первый оркестр? — Да, первый... Я закончи­ ла Ленинградскую кенсервато- ршо, и ■меня еразу же пригла­ сили в Липецк. Сфкестр, в та­ ком виде, как он сейчас, был' совдан, мы считаем, 1 ^ в р а ­ ля 1989 года. Раньше он был под эгидой профсоюзов. Мы, кстати, очень благодарны за помощь в своем становдении облсовпрофу, работникам Дво­ рца культуры профсоюзов. Их заботами решились многие ор- га'Ииз1ационные проблемы: ор­ кестрантам сшили концертные костюмы, купили пульты и М1ВЮ- гое другое. С этого года мы перешли под крыло управления культуры... — Оркестр пока, как говорят, полупрофессиональный? а- — Да,к поскольку все оркест­ ранты совмещают работу с игрой в нашем коллективе. Му­ зыканты трудятся с музучили- ще, детских школах.-.. Но все они — профессионалы. Это ко­ нцертмейстер В. А. Зайченко, щюподаватели Ю. Г. Васильев, С. И. Кожарева, директора де­ тских музшкол Р. Н. Хацкеде- вич, В. Б. Вандышев и другие. Много студеитов музучилиша... Есть, конечно, свои труднос­ ти. Не набрана струнная груп­ па, недостает инструментов. Контрабас у нас, к примеру, один, просто потому, что во воем Липецке сегодня единст­ венный контрабасист — М. А. Гриши.н. Но что делать? Что­ бы пополнить оркестр, надо приглашать людей, а им ну­ жны квартиры, а их, как вы понимаете, нет. За.мкнутый круг... Все очещ. сложно. — Но тем не менее это не помешало коллективу стать не­ давно лауреатом Всесоюзного фестиваля... — Да, это для нас было и неожиданно, и приятно. В де­ кабре прошлого года в Ново­ сибирске прошел первый такой смотр любиггельских симфони­ ческих и камерных оркестров. Мы волновались, конечно, ведь там было немало уже из­ вестных коллективов. Но наша программа — Чайковский, Бе­ тховен, Штраус, Дворжак — понравилась. О ней хорошо ото­ звался известный дирижер, на­ родный артист СССР Арнольд Кац. Этот фестиваль стал хо­ рошим стимулом для всех нас... —Сейчас, после концерта, я слышала очень теплые отзывы весьма искушенных в музыке специалистов о вашей новой программе. Почему вы решили посвятить ее русской классичес­ кой музыке? —В репертуаре оркестра есть уже несколико концертов с му­ зыкой разных композиторо1В. Мы првдерживаемся правила —исполнять очень интересную музыку. То есть, что я хочу сказать... Можно ведь играть то, что пользуется у публики неизменным успехом. Идти как бы у нее на поводу. Вот нра­ вятся ей романс Свиридова, что-то еще —•я дать ей только это... Но тогда получилось бы, что не мы воспитываем зрите­ ля, а о»-гЛас. Неправильно думают, что си­ мфонический оркестр —это что- то очень серьезное, и потому —непонятное, а, стало быть, скучное. Дело здесь, на мой взгляд, в другом. Вот сейчас у молодежи большая тяга к реж- музыке, поп-музыке. Я не воз­ ражаю — пусть будет и она, на танцах, где-то еще, пожа­ луйста. Кстати, для того, что­ бы слушать такую музыку, бо­ льшого усилия души не 'нужно -—ритм, нехитрая мелодия... Но есть ведь и другое, более глубокое и содержательное ис­ кусство. которое не восприни­ мается пока молодежью только потому, что душа человеческая не хочет потрудиться... —Я бы сказала, что тут не столько вина молодежи, сколь­ ко ее беда. Часто ли звучит симфоническая музыка на на­ шем ЦТ, в радиопередачах? Это пока только редкое исклю­ чение, но не правило. Все за­ полнено грохотом рок-ансамб­ лей, которым несть числа... — Да, молодежь, и не то­ лько она, просто плохо знает классическую музыку. И даже свою, русскую. Вот мы и ре­ шили показать, какое это бо­ гатство, сокровище, которым можно и нужно гордиться. Вот Калинников,. Он очень рус­ ский... Родился, кстати, в бы­ вшей Орловской губернии. Жи­ знерадостная ■ музыка, ярко представляющая Россию во всей ее многогранности. В ней есть все. эмоции, все чувства, при­ сущие русскому человеку —от меланхолического созерцания до буйного празднества. Эта сама русская душа. Наши му­ зыканты просто вл»к>блены . в эту музыку, с удовольствием играют ее. Мы исполняем Мусорпжого с его характерными для рус­ ского фольклора мотивами. Мы представляем слушателям ком­ позитора Лядова, мастера ми­ ниатюры. Словом, про^амма действительно интересная... — Очень хорошо, что этот концерт смогут послушать жи­ тели практически всех районов области... Когда такое у нас было —симфонический ор­ кестр на районной сцене? —Мы с удовольствием пое­ дем к сельским труженикам. Приглашаем на концерты всех, надеемся, что не разочаруем слушателей. Но есть у нас и свои тревоги по поводу гастро- —Я уже догадываюсь —ка­ кие. Реклама? —Я вам скажу прямо — мы даем сейчас зрителям яамиого меньше, чем могли бы дать. Как это ни странно, наш репе­ ртуар, творческие возможнос­ ти используются еще очень пло­ хо. даже в областном центре. Мы долго, напряженно гото­ вим тот или иной концерт, а потом даем одш—два выступ­ ления и... переходим к работе над новыми произведениями. Это просто неразумно. —И даже, добавлю, расточи- — Покему нами в этом пла­ не никто всерьез пока не ВДки- мается? Совершенно яе разви­ та реклама. Второй год мы пы­ таемся сделать рекламную афи­ шу: большая цветная фотог,ра­ фия коллектива, своеобразная «виз'итная ка 1 рточка» оркестра. Не можем сделать, тысяча проблем! О нас очень плохо знают. Редко вспоминают на радио,'в местных газетах. Ни разу не появились мы на Воро­ нежском телевидении—в часе для Липецка. Только 'ве пой­ мите это как жалобу. Просто мы хотим, чтобы наша творче­ ская отдача была большей, чтобы зрители знали нас, а, зная, становились нашими дру­ зьями. — Тем более реклама будет важна в ваших гастролях по районам области. Будем наде­ яться, что отделы культуры, общественные организации, жу­ рналисты районных газет сде­ лают все, чтобы подготовить встречи коллектива с сельча­ нами, молодежью, школьника­ ми, всеми любителями искусст­ ва. Пожелаем вам успешных гастролей.* — Спасибо. Надеемся... Л. ДУБИНА. КЛУБ «БИБЛИОТЕКАРЬ» При Грязинской центральной библиотеке создали про­ фессионально-дискуссионный клуб «Библиотекарь», де­ виз которого — опыт, проблемы, поиск. Он предназначен для работников библиотечной системы района, которые на своих заседаниях будут учиться аргументированно защи­ щать свою позшрю, преодолевать недостаток врофесшо- иального общеввя.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz