Ленинское знамя. 1991 г. (г. Липецк)
4 апреля 1991 г., Я» 69 (18966) Л Е НИНСКО Е ЗНАМЯ Продолжаем разговор «В этой музыке*-» русская душа...» Профессиональный клуб Спор с единомышленником Когда-то, говорят, в спорах рождалась истина. Или, по крайней мере, взаимопонимание, готовность найти разумный компромисс, уточнить и скорректировать точки зрения. В нынешних наших бесконечных спорах чаще всего рожда ются и укрепляются подозрительность, отчуждение, вражда, желание чуть ли не силой подавить противника. На съезде композиторов, например, в качестве контраргумента прозву чало даже такое: «Пошел вон, сволочь!» (см. отчет о съезде в «Советской культуре» за 23 марта с. г. под красноречивым названием «Сумбур вокруг музыки»). Представить себе, что в этом стиле могли полемизировать между собою, допустим. Римский-Корсаков и Глазунов, пожалуй, немыслимо. А вот их наследники, как видите, могут! О так называемых литературно-публицистических дис^ куссиях читатель имеет достаточно возможностей судить сам. Тон их, увы, постоянно входит в непримиримое противоре чие с гуманнейшими убеждениями дискутирующих. А уж о политической полемике и говорить нечего. Полуправда, от кровенная ложь, передергивания, перебранка стали чем-то вроде среднего фонового уровня нашей общественной жизни. Видимо, чтобы в споре родилась чаемая всеми истина, спорящие должны не только призывать к повышению куль- ' туры, но й'заниматься этим на практике. Начиная с самих Нужен спор-диалог. Спор-размыщление. Точнее — сораз- мышление, сотворчество, совместное движение к более точ ному и глубокому пониманию реальности в противовес спо ру-митингу. спору-крику, когда никто никого не слышит и не слушает, когда главная^ цель — нанести обиду, причинить боль, злобно оттолкнуть от себя оппонента, объявив его не пременно исчадием ада... Культивирование на страницах га зеты именно такого плодотворного, конструктивного обмена мнениями (сколь бы ни был он острым и принципиальным) редакция «ЛЗ» считает одной из своих задач. Пока делается это с разной степенью успеха. И все же по стоянные читатели «ЛЗ» знают: у нас получали слово и чле ны Демократической партии России, и другие весьма настой чивые критики линии КПСС. В принципе, так и только так должно быть. Хотя, признаемся, дискуссионные материалы пробиваются на полосы далеко не всегда легко и безболез ненно. Но у нас они, во всяком случае, публикуются. В от личие, например, от «Российской газеты» — «оплота демок ратии и гласности». Вот она на страницы свои никого из не согласных, инакомыслящих не пускает. Прочитайте, в частности, ее программную статью «Сто номеров», где так и заявлено: «Кое-кто нас призывает к плюрализму. Но мы исходим из того, что в условиях, когда большая часть средств массовой информации, в том числе государственное телевидение, буквально терроризируют рос сийское руководство, правительство РСФСР, еще и нам при соединять свой голос в этот злобный хор — и непорядочно, и бесчестно... Молодые российский парламент и правительст во... нуждаются в доброжелательной поддержке, помощи. И мы будем по Мере своих сил оказывать их. Хотя и видим—есть за что критиковать и парламент, и правительство». Вот и вся свобода печати! Для «Российской газеты» она кончается там, где начинается неприятная для ее хозяина правда. Мораль примитивная: что бы «наши» ни творили, мы о них слова дурного не скажем. «Своих» критиковать», пусть и за дело, «и непорядочно, и бесчестно». Иные точки зрения просто не допускаются. В сталинские времена это фор мулировалось так: нельзя предоставлять трибуну врагу. Осо бенно забавно, что после этого, с энтузиазмом провозгласив себя «карманными» журналистами своей группировки, сотруд ники «РГ» .продолжают строго осуждать необъективность ЦТ и прочих не нравящихся им средств массовой информа- Так что ни о каких дискуссиях в «РГ» и речи нет. Там играют в одни ворота. Но нам, повторяем, хочется действовать по другим прави лам. И следуя им, мы сегодня предлагаем вниманию читателя публикацию, полемически цродолжающую разговор, начатый в статье Бориса Шальнева «И мертвым—больно...» («ЛЗ» за 16 марта). Выступление липецкого поэта Шальнева, постоян ного и высоко ценимого нами автора «ЛЗ», вызвало интерес у читателей. Горячее, выношенное, выстраданное, оно застав ляет о многом задуматься, в чем-то солидаризоваться с пози цией публициста, а в чем-то и поспорить с ним. Каждый, ес тественно, по-своему воспринял эту публикацию. В том числе и журналист, чьи заметки печатаются ниже. Но мы хотели бы подчеркнуть, что и, тон, и содержание их в значительной сте пени предопределены самою рубрикой материала; «Спор с единомышленником». Кроме того, публикуется и несколько читательских писем—откликов на статью «И мертвым—боль- >к 1 г о в о Интервью после концерта ЛИПЕКЦИЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ Большим событием был отмечен недавний Международный день театра в Липецке: на сцене областного драматического театра показал свою новую программу лауреат 1И Всесоюз ного фестиваля Липецкий симфонический оркестр, возглавля емый Еленой Бойко. Программу особую — полностью посвя щенную русской классической музыке. В нее вошли отмечен ные ярким национальным характером фантазии для оркестра М. П. Мусоргского, восемь русских народных песен Л. К. . Лядова и прекрасная симфония № 1 соль минор (1895 г.) В.'С. Калинникова. Музыковед Игорь Резников, ведущий программу, рассказал о своеобразии творчества каждого композитора, с тонким пониманием охарактеризовал прозвучавшие в концерте про изведения. Премьера прошла с успехом, новую программу по досто инству цценили слушатели. К сожалению и огорчению, из-за неурядиц в рекламе (концерт был перенесен по не зависящим от коллектива причинам) зрителей было не очень много. А жаль, незаурядный концерт мог бы доставить радость всем любителям искусства. Считаю своим .долгом привлечь внимание наших читателей к этой премьере коллектива еще и потому, что скоро —так решили и сами музыканты, и работники управления культу ры облисполкома, в чьем ведении оркестр сейчас находится — ее смогут послушать жители всех районов нашей области. Большие сельские гастроли коллектива скоро начнутся в Ель- Предваряя гастроли, мы решили поближе познакомить чи тателей с творческим коллективом, его планами. Наше ин тервью—с художественным руководителем и дирижером Ли пецкого симфонического оркестра Еленой Бойко. Странное дело: в статье Бо риса Шальнева «И мертвым— больно...» как будто бы много такого, чему я просто «е могу не сочувствовать. Да, радика льное обновление не должно оборачиваться тотальным отре чением от самих себя. Исто рию бессмысленно переписы вать, следуя механической ус тановке: что прежде хвалили— хулим, что хулили — превоз носим. Это не воз 1 вращение правды, а всеготтавсего конъ юнктурная замена неправды «Краткого курса» новой непра вдой — уже в угоду, не Ста лину или Брежневу, а, допус тим, Травкину или Новодворс кой. Трудно не разделить й не поддельную боль Бориса Шаль нева за участь России, не под держать его призыва спасать Дочита.вТ' однако, статью до последней точки, я почувство вал не удовлетворение от встре чи с единомышленником, а ра зочарование. Быть может, от части почина в чуть ли не митинговом тоне, да и лексике . отдельных ее частей? Мудрец ' Паскаль не зря предупреждал: «Мысль меняется в зависимо сти от слов, которые ее выра жают. Не мысли придают сло вам достоинство, а слов^ мы- По-моему, Борис Шальнев иногда позволял себе роскошь не анализировать, не убеждать, а разряжать в словесном взры ве раздражение и тревогу. Вот послушайте. «А вихрь нравст- • венного стриптиза все набира ет обороты, все откровенней бесстыдство, предательство, ра згул проституирования я суте нерства...» «Орфеи частной со бственности — от , одиозных академиков до суетливых по литиканов...» «Наука ненавис ти к отчей земле...» «Есть и почище вашего плевки в мате- ринсше очи России». ' Так ведь не успокоишь «се рдечную бзфю», не остановишь занесенную для удара руку, не привлечешь новых сторонни ков. Скорее наоборот. Автор статьи во всем расходится со своим тезкой из российского парламента, который в Доме кино темпераментно провозгла сил нечто вроде демократичес кого газавата, однако ставку делает на тот же результат, что и Ельции в своей воинственной , Нечастые и нсдолгне (к со жалению) беседы МОН с Бори сом Михайловичем Шальневым давали основа 1 нне думать, что -уж он-то хорошо осознает всю опасность жестко непримиримо го разделения народа на «сво их» и «врагов». Но, видимо, очень уж заразительна хлест кость журнально-газетных поле мик и митинговых ораторов. Она словно контрабандой про никла в его сочинение и резко сместила акценты. Есть в заметках и прямо- таки обескураживающие зиг заги, Хотя бы насчет .«нашего трудно объяснимого эйфориче ского бегства, разорительного и с экономической, и с нрав ственной, и с политической то чек зрения, из стран, чьи на роды еще вчера называли нас братьями, освободителями, а ныне улюлюкают вслед, а то и бросают кам'ни». Эта фра за рождает с десяток вопросов. Я задам один: неужели .Вы, Борис Михайлович, полагаете, что нравственнее сохранять военное присутствие в Чехо-|Сло- вакии или Польше, дабы жи тели их, с оглядкой на наши танки и парней в военной фор ме, продолжали называть нас братьями? Не унизительно ли для’России, исконная сила кото рой — в духовном влиянии, бесцеремонно самоутверждать ся на манер США —- грубой физической силой? Кстати, по казалось мне или нет, что в Ваших словах о достигшем ре кордной отметки авторитете звездношолосатого флага про скользнуло чуть ли не восхи щение? Не надо бы нам этим восхищаться, этому завидо- Среди самых острых камней претюноаення статьи «И мер твым — больно...» — небреж ность и категоричность, с ка кой ее автор зачисляет своих коллег в антипатриоты. Напи сал, допустим, Войнович сати рический ром 1 а.н-авекдот, зна чит — рVсофоб. Что, патрио ты должны писать 1 не анекдо ты, а исключительно гимны, оды и героические поэмы? Бро сил Булат Окуджава в серд цах эпатирующую реплику —и опять же безоговорочно зачи слен 1 в «пятую колонну», кото рая шасаждает по городам и весям ненав 1 исть к родной зе- . В годы перестройки появи лось множество строгих экспе ртов по вопросам патриотиз- Вырвав строчку —другую из романа или статьи, они с уве ренностью профессионалов за ключают, какой сочинитель—за ■народ, какой»—‘Против.' А неко торым и строчек не требуется: они предпочитают вслушивать ся ,в звучание фамилий, имен, выясняют родословные до се дьмого колена, раскрывают псевдонимы—и во всеоружии этого знания выносят суровые вердикты. Упаси меня Бог заподозрить Бориса Шальнева "в принадле жности или хотя бы в симпа тиях к Этим последним. Тут, по-моему, другое. Я бы риск нул назвать это «синдромом короля Лира». Помните, шек спировский герой поставил свое расположение к дочерям в за висимость от пышных славо словий, коими они должны бы ли порадовать его слух. А ко гда младшая, Корделия, ж по желала участвовать в этой игре, своенравный папаша про клял ее '№ лишил наследства. Что сл)^лоеь'дальше, извест- 'НО даже школьнику: горячо клявшиеся в любви к отцу старшие дочери выгнали его за ворота, а сдержанная, склон ная даже к критическому взгляду на родителя Корделия оказалась единственной опо 1 рой Так можно ли осуждать сб- временных Корделий исключи тельно по результатам словес ных турниров? Шальнев;а оскор било высказывание Окуджавы о том, что «патриотизм— чув ство несложное. Это чувство биологическое, оно есть и у кошки?» Понимаю, Но разве справедливо, чтобы эта, пусть даже и неудачная, бестактная, реплика перевесила все оста льное — всю жизнь старого поэта, фронтовика, его книги, его песня, его и по сей день согревагошие сердца ветеранов патриотические строки. «А зна чит, вам нужна одна победа, одна на всех, мы за ценой не постоим»? И потом: нетрудно же дога даться, почему С ^дж ава бро сил это свое полемическое за- * Естественно, не обошлось и без столь же безапелл^ион- ных эксперто-в по шовинизму. Переяасовка начиненными по- р 01 хом ядрами обвинений (с одной стороны — в русофобст ве ,.с другой — в шовинизме) только усиливает и так уже доведенное до критических от-’ меток напряжение. 1 --мечание, Так он попытался (кудить чересчур пылких,. по читающих свои патриотические чувства особой своей заслугой, особым достижением сограж дан. Вот поэт и напомнил: ка кая же тут заслуга, если при вязанность к дому дана каж дому изначально, с рождением, как форма носа иля цвет глаз? Иное дело, что произойдет с твоим лицом к тридцати или сорока годам... Появятся ли на нем морщинки раздумий, приметы напряженной душев ной жизни... То же, по сущест ву, должно произойта и с «несложным патриотизмом»: станет лн это чувство, в заро дышевой стадаи действитель но родственное инстинкту, чув ством подлтано человеческим, многослойным, обогатится ли глубсжим духовным содержа нием? Ну, чего, скажите, стоит «патриотизм» хуторян африка нского народа лутгара, кото рые не сомневаются: чем даль ше от их хутора живут люди, тем они хуже, а з дальних зе млях вообще обитают ужас ные, отвратитеяъ'НЫе существа? И не так уж , отличаются от своих примитивных африканс ких собратьев, допустим, те цивилизованные англичане, что исповедуют нехитрый принцип: «Пусть моя страна не права, но это моя страна!» Наконец, разве резкость Окуджавы не перекликается с тоже достато чно резкой гоголевской оцен кой «квасных патриотов»: «по сле их похвал, впрочем, дово льно чистосердечных, только плюнешь на Россию»? По-моему, вот о, чем давали повод задуматься слова Окуд жавы. О сути дела, а не о сте пени благонадежности челове ка, их произнесшего. Ещё суровее написал Ша льнев про Евтушенко. Но, ду мается, что обвинение в неяа- висти к русскому народу я на сей раз напрасное. Статья уве ряет, будто у Евтушенко рус ские изображаются беспробу дно ленивыми? А как тогда быть хотя бы с такими строчками: «Таланты русские — вы гор дые таланты, а гордые талан ты, как тараны, 01 ни любые стены прошибут, они . любые беды проживут... От века де ло делают талантливо, талант ливо гуляют на Руси»? Это у Евтушенко-то русские агресси вны? У него, автора стихов «Хотят ли русские войны»? Это Евтушенко ненавидит Россию? Он, яа/писавший: «Пусть она позабудет про ме ня без труда, только пусть она будет навсегда-навсегда»? Помилуйте, Борис Михайло вич! Готов с книгой в рзшах продемонстрировать, что у Ев гения Александровича, хорош он или дурен как человек и как литератор, именно тради ционно патриотичес 1 ше мо тивы преобладают и в лирике, и в поэмах, и в публицистике... В статье «И мертвым—болп- но...» есть очень хорошее мес то: об очищении нашего дома от лжи и зависти, от экстреми* стекой накипи, от вчерагаих обид . —как бы ни были они справедливы. Вероятно, это ка сается отношений не только между республиками,, но и ме жду людьми одной националь ности или одной республики. Боюсь только, мы не придем ни к очищению, ни к взаимо уважению, если будем напра во и налево раздавать идеоло гические оплеухи, ставя в стро ку каждое лыко: как Евтущен- ко отозвался о Шолохове, как Шальнев покритиковал Евтуше нко... Неразумно выставлять «пятерюн» или «двойки» по па триотизму в прямой зависимо сти от того, что сказал кто-ли бо из нас не только о Шоло хове, 1 НО даже — о Пушкине!.. Сажая На скамью подсуди мых очередную Корделию, не худо вспомнить, со скольких ее предшественников время, ис тория сняли все обвинения. Не буду ссылаться на примеры прошлого века, окажем, на Ча адаева... Назову имена более близкие нам .по времени. Анд рея Сахарова. Или другого Андрея — Тарковского, чей пронизанный великой любовью к России фильм о Рублеве и ПО сей день кое-кому представ ляется очернительским, русо фобским... А вот пример посвежее. В злой журнальной заметке . о нескольких известных писате лях сообщалось,, что это «люди с тройным подданством. От имени Советского Союза они разъезжают по всему миру, своею популярностью в США сражаются со всеми нами, ну, а насчет третьего подданства... думаю, читатель догадается сам». Среди этих ужасных лю дей фигурировал и Виктор Ро зов, инвалид войны, драматург, чьи пьесы всегда учили россий скую молодежь добру, чести, верности. Любопытно, ■испы тал ли что-либо похожее на уг рызение совести сочинитель за метки, читая в канун Союзного референдума розовское обраще ние к соотечественникам: «Ме ня беспокоит целостность мо ей страны, в которой я живу вот уже 77 лет. Я люблю свою Родину, от края до края, мне дорога каждая ее частица....Для меня развал нашего государст ва, равносилен космической ка тастрофе. Верю, что подавляю щее большинство людей любят свою страну не меньше, чем я. Конечно же, надеюсь, все они произнесут «да». Это ведь уже не просто слова, это не декла мация и не декларация. Это выбор. Это поступок человека, в сердце которого живет под линный патриотизм. Так же, как приведенный навет из «Мот лодой гвардии» — поступок патриота примитивного, недора звитого... И последнее. Эти заметки я подпишу, как обычно, своим журналистским псевдонимом. Я к нему привык. Да и выбрал его четтерть века назад в свя зи» с одним знаменательным совпадением... Однако в ныне шних обстоятельствах иметь псевдоним кому-то представля ется чуть ли не трусостью. Один читатель даже посчитал меня анонимщиком, а другой решил сорвать с ьшня маску. Откликнувшись на мои замет ки о российской интеллиген ции, он торжествующе сообщил в письме в редакцию: знаем,, кто там у вас о русских рас суждает, под псевдонимами пря чется... Увы, бдительный пат риот не ошибся: и имя у меня слишком библейское — Исаак, й фамилия очень уж нерусская — Розенфельд. Но Родина моя — Россия. Как сказал один хороший поэт, «не русский я, но — россиянин». Ни второго, НИ третьего подданства не, имею. Влечения в другие зем ли и страны не испытываю. И не сомневаюсь, что Россия, в отличие от самозванных ее полпредов — патриотов «ко шачьего УР 01 ВНЯ», всегда дели ла и сулила детей своих не по именам, а по делам. И сына датчанина Владимира Даля, который имел все основания считать себя русским и соста- 'влять словарь живого великот русежого языка, не датского. И еврея Левитана, который был не менее русским художником, чем его учитель Саврасов или однокашник Константин Коро вин. И двух моих братьев к е с той же нерусской фамилией, что 'Яе вериулисъ с войны, как и миллионы россиян с коренны ми именами-фамиляямя. А посему, полагаю, есть и у меня право высказать свое мне ние о подлинном и мнимом рос сийском патриотизме, о горес тях и надеждах Отчизны... И. НЕВЕРОВ. КТО они, ЭТИ НЕГОДЯИ? Прямо окажу, адо я не согласен с некоторыми од носторонними, Не вносящи ми полной ясности, утвер- ждениями автора статьи «И мертаьм — больно...» Б. Шальнев пишет: «Загу лял по свету и вовсе шстьцд- ный миф о «русском фашиз ме», с иоторым не стесняют ся 1 у®явывать Ю. Бондаре ва, В. Распутина, В. Бело ва и другие самые дорогие для ньшешйей 'Росоии име- Кто они. эти негодяи, с чьего голоса «загущял по свету и вовсе постыдный миф»? Автор имена этих негодяев, не ра зоблачает их злобную кше- вету. подлые наветы, не тре бует привлечения их и от- вегду. Но если не разобла чать зло, то нет нужды я вести о нем разговор. Как я понял, автор рас суждает не о каких-то лите ратурных проблемах, а о порожденной перестройкой той нравственной атмосфере, ко торая резко изменялась в звдданую сторону. Стала до нельзя трудной жиань лю дей, разрастаются межна- ла престушюсть, бьет пона шей тощей экономике «вой на законов», необязатель ность, митинговщина и за- бастешки. Все это вызывает равноголосицу мнений. Уже заговорили о возможности возникновения гражданской войны. В ЭТОМ! наша великая бе да. Но автор ничего не го ворит об этом. Он, как мне кажется, купается в мутной ■водичке, коггорую замудили всякого рода плюралисты с экстремистским нутром. А. ЕВСТРОПОВ, шы н труда. ИСТОРИЮ НЕ ВЫТРАВИТЬ ИЗ СОЗНАНИЯ ЖИТЬ с в о и м УМОМ Уверен, что «кукловоды» многих наших политических деятелей находятся за ру бежом. Они и устраивают им беспрестанные вояжи з а г р а ницу, чтобы они меньше з а нимались родной страной, а больше слушали советы ино земных мудрецов. История повторяется в виде фарса: Петр , Великий ездил за гра ницу учиться укрепл1ять мо гущество России, а наши Профукав Родину из-за мелкой корысти, мы риску ем оставить своим детям н внукам колониалыщгю стра ну — с ы р ь е в ^ базу Запа да да -участь холопов. Вспомнят тогда наши потом ки Коротича и иже с ним. Вспомнят — и зальются кро вавыми слезами, да будет поздно. Что такое народ без Родины, видно уже на при мере некоторых других , на родов. Безумец Герострат сжег храм, чтобы попасть в историю, а мы поджигаем собственную страну. Куда мы-то хотим попасть? Не в сумасшедший ли дом? Прочитал я статью Б . Шальнева «И мертвым— больно...» («ЛЗ» за 16 мар та 1991 г), и ^ д т о мои мы сли и чувства высказал он о прошлом и настоящем на шей многострадаш>ной Ро- даиы. Горько, больно. и 01 бидно сознавать, что есть люди, и их, к сожалению, не мало, которые с такой лег костью отказываются ют ис тории своей страны, плюют Наша Родина сложилась трудом, потом и кровью мно гих поколений народов, на селяющих ее. Народы Со ветского Союза огромной це ной, неисчислимыми жертва ми заплатили за победу над фашизмом в Великой Отече ственной войне, не жалели сил, восстанавливая и раз вивая народное хозяйство в годы пятилеток. Подацвляю- щее большинство людей и сейчас, в перестроечное вре мя, трудятся в полную силу. Простым труженикам дорога Родина, наш великий Союз. Разве могли советские лю- А, ПОЛОСИН. ди сказать на референдуме Но деструктивные силы, величающие себя «демокра тами», предают анафеме, пы таются вытравить из созна ния народа все хорошее (а оно тоже было!), чем он гор дится’. |Обросив маскц, «де мократы» открыто стали прокладывать дорогу воз- ртекдению капитализма. Рос сийским парламентом уза конена частная собственность на землю, гариватизация го- сударствепной собственности. Делается ставка на предпри нимательство, как главное ус ловие возроявдения ‘эконо мики России. Ведется огол телая травля КПСС, на ком мунистов клевещут, их поли вают грязью. Среди простых людей сеются вражда и оз лобленность. Экстремистские силы прибегают к настояще- роям Великой Отечествен ной, громят избирательные участки. И все это происхо дит не С 1 ТИХИЙНО. Противоза конные действия дирижиру- ются «радетелями» за народ. Глава российского пар ламента Б. Н. Елыщн в сво ем выступлении в Доме ки но без утайки призывал «за сучивать рукава и драться» С кем? Со 1 СВОИМ народом. Ведь миллионы коммунистов — это простые труженики, добросовестные и честные люди. А чего стоит, напри мер, «теория» одного из ли деров «демократов»,- пред седателя ЛЬюсовета Г. X Попова! Он наставляет «де мократов», если они не побе дят, т. е. не возьмут власть парламентским путем, тона- до добиваться ее с помохцью извне, непарламентским пу тем. Чтобы бьшо понятнее прибегать к насилию. Жест ■ной будет диктатура «де мократов»! Это теперь ясно как божий день. Открытый поощряемый лидерами позиции, ПР 1 ЮЫВ давить ина комыслящих, несоглас Но это уже было. И народ не допустит возврата к про шлому. Б . ТИХОМИРОВ. г. Липецк. — Елена Олеговна, думаю, что нашим читателям, всем ис тинным любителям музыки бу дет интересно познакомиться и с коллективом, и с самим глав ным дирижером орхестра. При ятно даже произносить эти слова— «Липецкий симфониче ский»... Ведь уже сам факт его создания много говорит об уровне культуры города, обла сти... Это ваш первый оркестр? — Да, первый... Я закончи ла Ленинградскую кенсервато- ршо, и ■меня еразу же пригла сили в Липецк. Сфкестр, в та ком виде, как он сейчас, был' совдан, мы считаем, 1 ^ в р а ля 1989 года. Раньше он был под эгидой профсоюзов. Мы, кстати, очень благодарны за помощь в своем становдении облсовпрофу, работникам Дво рца культуры профсоюзов. Их заботами решились многие ор- га'Ииз1ационные проблемы: ор кестрантам сшили концертные костюмы, купили пульты и М1ВЮ- гое другое. С этого года мы перешли под крыло управления культуры... — Оркестр пока, как говорят, полупрофессиональный? а- — Да,к поскольку все оркест ранты совмещают работу с игрой в нашем коллективе. Му зыканты трудятся с музучили- ще, детских школах.-.. Но все они — профессионалы. Это ко нцертмейстер В. А. Зайченко, щюподаватели Ю. Г. Васильев, С. И. Кожарева, директора де тских музшкол Р. Н. Хацкеде- вич, В. Б. Вандышев и другие. Много студеитов музучилиша... Есть, конечно, свои труднос ти. Не набрана струнная груп па, недостает инструментов. Контрабас у нас, к примеру, один, просто потому, что во воем Липецке сегодня единст венный контрабасист — М. А. Гриши.н. Но что делать? Что бы пополнить оркестр, надо приглашать людей, а им ну жны квартиры, а их, как вы понимаете, нет. За.мкнутый круг... Все очещ. сложно. — Но тем не менее это не помешало коллективу стать не давно лауреатом Всесоюзного фестиваля... — Да, это для нас было и неожиданно, и приятно. В де кабре прошлого года в Ново сибирске прошел первый такой смотр любиггельских симфони ческих и камерных оркестров. Мы волновались, конечно, ведь там было немало уже из вестных коллективов. Но наша программа — Чайковский, Бе тховен, Штраус, Дворжак — понравилась. О ней хорошо ото звался известный дирижер, на родный артист СССР Арнольд Кац. Этот фестиваль стал хо рошим стимулом для всех нас... —Сейчас, после концерта, я слышала очень теплые отзывы весьма искушенных в музыке специалистов о вашей новой программе. Почему вы решили посвятить ее русской классичес кой музыке? —В репертуаре оркестра есть уже несколико концертов с му зыкой разных композиторо1В. Мы првдерживаемся правила —исполнять очень интересную музыку. То есть, что я хочу сказать... Можно ведь играть то, что пользуется у публики неизменным успехом. Идти как бы у нее на поводу. Вот нра вятся ей романс Свиридова, что-то еще —•я дать ей только это... Но тогда получилось бы, что не мы воспитываем зрите ля, а о»-гЛас. Неправильно думают, что си мфонический оркестр —это что- то очень серьезное, и потому —непонятное, а, стало быть, скучное. Дело здесь, на мой взгляд, в другом. Вот сейчас у молодежи большая тяга к реж- музыке, поп-музыке. Я не воз ражаю — пусть будет и она, на танцах, где-то еще, пожа луйста. Кстати, для того, что бы слушать такую музыку, бо льшого усилия души не 'нужно -—ритм, нехитрая мелодия... Но есть ведь и другое, более глубокое и содержательное ис кусство. которое не восприни мается пока молодежью только потому, что душа человеческая не хочет потрудиться... —Я бы сказала, что тут не столько вина молодежи, сколь ко ее беда. Часто ли звучит симфоническая музыка на на шем ЦТ, в радиопередачах? Это пока только редкое исклю чение, но не правило. Все за полнено грохотом рок-ансамб лей, которым несть числа... — Да, молодежь, и не то лько она, просто плохо знает классическую музыку. И даже свою, русскую. Вот мы и ре шили показать, какое это бо гатство, сокровище, которым можно и нужно гордиться. Вот Калинников,. Он очень рус ский... Родился, кстати, в бы вшей Орловской губернии. Жи знерадостная ■ музыка, ярко представляющая Россию во всей ее многогранности. В ней есть все. эмоции, все чувства, при сущие русскому человеку —от меланхолического созерцания до буйного празднества. Эта сама русская душа. Наши му зыканты просто вл»к>блены . в эту музыку, с удовольствием играют ее. Мы исполняем Мусорпжого с его характерными для рус ского фольклора мотивами. Мы представляем слушателям ком позитора Лядова, мастера ми ниатюры. Словом, про^амма действительно интересная... — Очень хорошо, что этот концерт смогут послушать жи тели практически всех районов области... Когда такое у нас было —симфонический ор кестр на районной сцене? —Мы с удовольствием пое дем к сельским труженикам. Приглашаем на концерты всех, надеемся, что не разочаруем слушателей. Но есть у нас и свои тревоги по поводу гастро- —Я уже догадываюсь —ка кие. Реклама? —Я вам скажу прямо — мы даем сейчас зрителям яамиого меньше, чем могли бы дать. Как это ни странно, наш репе ртуар, творческие возможнос ти используются еще очень пло хо. даже в областном центре. Мы долго, напряженно гото вим тот или иной концерт, а потом даем одш—два выступ ления и... переходим к работе над новыми произведениями. Это просто неразумно. —И даже, добавлю, расточи- — Покему нами в этом пла не никто всерьез пока не ВДки- мается? Совершенно яе разви та реклама. Второй год мы пы таемся сделать рекламную афи шу: большая цветная фотог,ра фия коллектива, своеобразная «виз'итная ка 1 рточка» оркестра. Не можем сделать, тысяча проблем! О нас очень плохо знают. Редко вспоминают на радио,'в местных газетах. Ни разу не появились мы на Воро нежском телевидении—в часе для Липецка. Только 'ве пой мите это как жалобу. Просто мы хотим, чтобы наша творче ская отдача была большей, чтобы зрители знали нас, а, зная, становились нашими дру зьями. — Тем более реклама будет важна в ваших гастролях по районам области. Будем наде яться, что отделы культуры, общественные организации, жу рналисты районных газет сде лают все, чтобы подготовить встречи коллектива с сельча нами, молодежью, школьника ми, всеми любителями искусст ва. Пожелаем вам успешных гастролей.* — Спасибо. Надеемся... Л. ДУБИНА. КЛУБ «БИБЛИОТЕКАРЬ» При Грязинской центральной библиотеке создали про фессионально-дискуссионный клуб «Библиотекарь», де виз которого — опыт, проблемы, поиск. Он предназначен для работников библиотечной системы района, которые на своих заседаниях будут учиться аргументированно защи щать свою позшрю, преодолевать недостаток врофесшо- иального общеввя.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz