Ленинское знамя. 1991 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1991 г. (г. Липецк)

3 апреля 1991 г., № 67— ; (1 8%4— 18965) Л Е НИНСКО Е ЗНАМЯ Когда же сидел Он на горе Блонской, то приступили н Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда *то^б)^-7^ Н какой признак Твоего пришествия и кон- Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас; Ибо восстанут ’лжехристы и лжепророки и дадут ве­ лмио кжинео, з ина имзебнриаянн иыхч . удеса, чтобы прельстить, если воз­ (от Матфея; гл. 24; 3—4; 24) Мираж золотого века ) уже случадась яе рае, коода о^ествеииый уклад. сущвст 1 вша 1 ВЯ 1 ий дася- тилетилми, в©ка.ми И|ЛИ ты- шяелигия1ми, может внезап- ' но обнаружить черты свое­ го несоответствия возможно­ стям общества и потребнос­ тям его членов. И'хотя яри- чины, вь1звав1пие обществен- .ный кризис, часто носят дол- говх^меиный характе|Р, рез- нооть его проявления приво­ дит « тому, что значительная часть 'васеления иачинает вы- стушать за быстрые и реши­ тельные измене1ния в обще­ ственном порядке. «Требова­ ния переустройства в сель- сном хозяйстве стаяО'Вятсл массовыми обычно лишь вследствие резкого сокращ1е- ния продовольственных за­ пасав в период е©у|рожая, хо­ тя я, до этого многое гово,ри- ло в пользу «ововведаиий в этой области эконюм1И[к,и. Пог ражеяие в 'Войне ■П|ротив внеллнего врага, как правило, убедительно демонстрирует всему обществу ,аес1бхО|ДИ- моС:Ть радикальных действий ПО укреплению военного по- те.няциаяа страны и связан- ,ных с этим широких обще­ ственных преобразоваш1Й, ко­ торые надо было предпринять шюго лет назад. Но даже и без столь ост- (рьк ситуаций, иаки1ми явля­ ются голод и война, боль­ шие группы людей 'МОГУТ внезапно почувствовать, ост­ рую потребнгють в С1Ма№1х и жизни. Это может стать 1 ре- зультатам широкого распрО- л А ст,ранения представлений о более совершенном образе жизни и воамоокности' П 01 яь- зоватьси его благами без труда я без забот. Ери этом потре^телъокая . сто(рона. но­ вой жи.знн оценивается ирай- |не пфивлекательвой, произ- водспвеиный ее аспект иыг- тадат весьма «приблизитель- «Каждый человек- король» 'Оочетание |редльных всй- мюжностей для социашъно- экон:ом«ческого прогресса широких масс, их нетерпе­ ния и незнания ими, как до­ биться реализации их васущ- «ых требований постоянно способствовало массовоац^ распространению утопйчес- с програшви общественного Я!рким примером этого яви- ливм» был произведен 90-х гг. XIX века от латин­ ского слова «нопулус» (на­ род) в свдзи с тем, что «по­ пулистами» стали называть ■ сторонишшв Народной пар- тии США. созданной в мае 1891 года на ст>езде фермер- '^ских союзов и рабочих о(рга- низаций. В своей программе Народная партия провозгла- сичта; «Мы стремимся к то­ му, чтобы управление Рес- п ^ликой .вновь было пере­ дано в руки «простых лю­ дей», класс которых и поро- дал ее.,, чтобы создать бо- I лее совершенный Союз и ,ут- у вердить справедливость... до­ биться всеоацего благососто­ яния и сохран.шъ блага сво­ боды для себя ш-\для на^ших потомков». Популизм родился 8 об ­ становке массового разоча- , 'роваиия, когда шдаллионы американцев, рассчитывав­ ших « а достижен 1 ие благосо- стояйия после (раздачи пра- аительством земель на За­ паде. .обнаружили, что в вы- №рьгше от этого оказались лишь крупные монополии и банки, произвольно устанав- .жеавшие цены и скупавшие эемелькые участки. Народная партия, провозг- ласивадая, что «богатство принадлежит тому, кто его создает», что «земля, В'юто- ■чая все естестввниые источ- .вини бога-шша, является на­ родным достоянием», каза ­ лось. давала ответ на чая ­ нии фермеров и других .тру­ дящихся. Включение огром­ ны х .масс фермесства в по- лит.ичеок.ую жизнь не имало прецедентов в американской кстсярия. По свидетельству «Очерка америкавско'й мсто- ри'И». издаияого УСИА; «Ни­ когда раньше в американс­ кой дюлшичеекой жизни не было ничего "подобного по­ пулистской лихорадке, кото­ рая охватила прерии и хлоп­ ковые поля. После тяжелого .рабочего ,дня в поле ферме­ ры -запрягали свои телеги и вместе с женами и детьми отправлялись к дом.у собра­ ний, где аплодировали стра- сяяым |речам своих лиде­ ров». Широкая поддержка трудящихся позволила поп.у- •дистам добиться права наро­ да на закенолательную ини- ц/иативу и референдум, пря­ мого вьтдвижения кандидатов на выборные должностей, вве­ дения ирогрессивного налога' на 'доходы и ряда -других де­ мократических законов. Почему же сравиеиие с этим движением, демократи­ ческим по своей .природе, -яв­ ляется обидным .для всякой ткшитической партии? Преж­ де всего это связано с тем, что популизм стал обозначе­ нием практики обмана и са- мообмаиа масс, неискушен­ ных в политике и готовых, поверить демагогическим обе­ щавшим. Наряду с разумны­ ми требованиями изъятия излишков земли у (корпора­ ций и раздачи ' их поселен­ цам, введения 8 -часового ра­ бочего дня популисты под­ держивали и 1Мн.огие нере­ альные .проекты, в .том чис­ ле предложение о неограни­ ченной чеканке серебрноных и золотых монет с целью обес­ печения «дешевых денег», и решения таким способом и социальяьтх проблем тщ^дя- пщхся. Готавность поверить в то, что .сама По себе денежная эмиссия способна обеспе^ть социальную справедливость, свидетельствовала об огром­ ном -влиянии пю| 0 латаеских проектов на сознание попу­ листов. Это было неслучай- •ным. Подъем популизма сов­ пал с пиком популярности в США утопических проектов, исходивпшх из возможности переустроить общество пу­ тем морального очищения и псола 1 пан.ды идей .равенства. Только с 1888 г. щ 1900 к-, в США появилось около 160 утопических произведен^ий включад .наиболее популяр- 'ный тогда -роман Э, Белла­ ми «Оглядываясь назад». В своем романе Э Бе,тта- -ми решитадьяо стпагга" классовую борьбу и п-с--;'- Буряые общественные процессы, происходящие в на­ шей стране, вызвала беспрецедентный взрыв политнчес- кой активности. Появление десятков новых политических партий, тьшяч общественных организаций, часто со схо­ жими названиями и люунгами, создает трудности для всякого, кто пытается определить отличия между мно­ гими из них. Свидетельством того, что общественные пе­ ремены, нрош:ходяпр9№ в нашей стране, ноСят сложный н противоречивый характер, является потеря орненшров в политическом пространстве. Возниклю непонимание, где находится левый, а где правый фланг в политическом спектре общественной жизни. Вопреки обьгчным оцен­ кам политических лозунгов, «правыми» объявляются те, кто выступает за примат классовой борьбы я запрету со­ циалистических завоеваний. Требование же более реши- тельищо движения к рьишу, развитию иредпришшатель- ства, деловому сотруднйче^зтву с вапиталистическимн фир­ мами выдвигается теми, кто считает себя «левыми». Это отчасти связано с тем, что многие идейные установки и общественно-шолитические инештуты, критикуемые «ле- выпта» и защищаемые «правыми», хотя и унаследовали черты, ронсденные в гражданскую войну, или от полити­ ки левого экстремизма, со временем утратили ргаолюци- онное новаторство, стали носителями государственного бюрократизма. Защита институтов, революционных по своему провсхождеишо, стала приоб^тать охранитель­ ные черты, типичные для правой, консервативной поли тики. Однов|ременно и критика идейно-политического нас­ ледия, левого по своей сути, стала найоминать по своей фО|рме борьбу лгаых щютив правых траднционашетов. Кроме того, десятилетия господства революционшй ологии приели к тому, что «левое» -стало синонимом справедливости, а «правое» (вопреки этимолопш слова) воспринимается, как дело неправое. Границы же «левых» и «правых» сил достаточно рас- пльшчаты. Долгое сопротивление общества каким-либо ре­ формам и даже критическим высказываниям в его адаес пртшело к тому, что в рядах его критиков «слева» оказа­ лись и те, кто стремится к преодолению левацких врай- ностей в революционном дшшении, и лица, убежденные в необходимости возвращения привилегий для предпри­ имчивых людей в том объеме, в каком они обладали ими ^ют сто назад, во цремена Приваловых, Каупервудов и Форсайтов. При этом коиструктивнал критика нередко то­ нет в хоре возгласов «долой!», а энергишпие тре^ваиия разрушения строя «до основания» выдвигают убежденные противники «всемирной, великой армии труда». К этой критике, невольно присоединяются и безнадеж­ ные реакционеры, лшиь отчасти и условно признашпие пользу общественного 1 шта 1 ния, книгопечатания и элект­ ричества, При этом силы, ультраправые по своей поли­ тической сути, энергично используют леворадикальные методы и лозунга революционного тфеобразоваиия обще­ ства, прежде В(сего в сш у того, что их социальную опо- -ру представляют люди, оказавтйиеся вне политических стр 5 чяур общества. Для их стиля погштнческого мышле­ ния и поведения характерно бунтарство против господст­ вующей идеологии и государственных устоев, что типич­ но для левых движений. Вероятно, облик ньшешиих ад- ' вокатов самодержавия до глубины души потряс бы блюс­ тителей императорского трона начала XX ветш. Ныне идею монархии защищают не царские -сановники, воспитанные в привилегированных лицеях, а хулиганистые телеком­ ментаторы, подражающие развязньш манерам западных журиалиотов, и эстрадные певцы,, опоясанные веригами «металлистов». В условиях идейношолитической круговерти смещение левого с правым, переходы слева направо я наоборот ста­ новятся обычным явлением и являются результато 1 Ц осо­ бого состояния общества, в ходе которого возникают не­ виданные до сих пор формы общественной активности и неординарные политические лидеры. Экстремистские и внутренне противоречивые движения, не исчерпывают диапазш политических сил вашей страны. Следует так­ же иметь в виду, что многие нз движешш, переболев этот- ремизмом, будут эволюционировать к более устойчивым и умеренным формам. В то же время очевидно, что внут­ ренняя идейно-политическая противореч!1авость и склон­ ность к крайним лозунгам и методам о]|Д13ывае1 большое влияние на общественное сознание страхш, выходя далфю за узкие рамки экстремистских движ< Куда,ведут общество движения, треб1ющие полнш-о безуслошюго разрыва с прошлым? В какой нас вожди этих движений? [ При всем своеобразии перемен, шроис^одящих в СССР, они схожи с аналогичными великими потоясеняямн, кото­ рые приходилось пережить различным стоанам на .разных этапах их исторического развития. Для [того, чтобы пра­ вильнее понять социальио# 1 гснхологичес 1 у ю и политичес­ кую природу ряда движений в их лндебов периода пере­ стройки, оценить перспективы их дальнейшей шолюции, важно сравнить события, совершающиеся в нашей стране, с аналогичными процессами,---------------— в других странах. но и тум-анно, а собственная жизнь воспринимаегрся удру- ча-кще тяж-ешой. Подобные представления заставля-ют людей локщдать родные места, нсреезжать из страны в страну., передви­ гаться из. .деревни в город. Эксперты ООН по евраиам третьего мщра ■веоднокрашно отмечали, что «огни боль­ шего гефода», которые зама- .нивают жителей дерев-енъ. Азии, Афри.ки и Латинской Ам 1 ерики -в крупные города и столицы ст.{ин- этих «сн- ■ .тинштов. зачастую оказыва­ ются .ложными маякам.и. По- .кидая свою ,дереен1Ю., где он по крайней ме|ре об 0 спе.чявал себе удав,летворение миниму­ ма жизненных потребностей, крестьянин-, переезжая -в го­ род, нередко обрекает себя на невадежиое яолуполодн 1 ое оуществование. Тем не ме- горожанин еаюжет быстро добиться того высокого’ уров­ ня жизни, на котором пре- бьивают наиболее благополуч­ ные его обитатели,. Анализщфя причины так называемой «революции воз- роепшх надежд» 50-х гг. в Латинской Америке, внешне­ политические экспе'рты США с огорчением отмечали суще г отвенный вклад Голливуда в провоцирование желания креетьян этого региона ми­ ра изменить свой обра-з жиз- ,нн. Фильмы о красивой и беззаботной жизни оказыва­ ли .почти гипнотическое воз- , действие на миллионы .лю­ дей, убеждая их в том, что стоит им только пожелать, и волше&ая сказка кинемато­ графа станет для них явыю. Рано или -поздно, -та|кие эмоииональнъю порьшы и умозаключения отдельных людей цреврадщлнсь в мас­ совые движения. Примеров | | | Ю. ЕМЕЛЬЯНОВ ОБ АВТОРЕ Юрий Васильевич ^рудник ИнсЕятута ми­ рового рабочего движе­ ния. Он адтор вышед­ ших недавно в яздате- льстае «Молодая гвар­ дия» книг «Заметш! о Вухарине», «Эскизы к портрету Троцкого». «Лешшско- его статьей «Политиче­ ское завещание Троц­ кого», печатавшейся в нескольких номерах нашей газеты в сентяб­ ре прошлого года. В те же дни в беседе с корресповдедтом «ЛЗ» Юрий Васильевич по­ обещал продолжить сотрудничество с «Ле- И вот новая работа Ю, В. Емельянова - - статья «Лжепророки», которая поможет ва­ шим читателям разоб­ раться в истоках и дви­ жущих силах явления, называемого слоев населения под воздей- с'гвием резкого /ухудшения их 1 положен.ия. Анадежруя зло явление в американской истории, политолог Д. М. Бернс олМечал: «Во время подъема Хьюи Л 0 |нга I? Лу­ изиане, политическая акхив- .нооть населения возросла -примерно на половину. Вряд ли многие из этих новых избирателей оказывали соп- рютивлеяяе его дик,тат|У|Ре». В этой связи политолог д е - . лал вывод о том, что «ни одно общество не может бес­ конечно находиться в состо­ янии равновесия, пока его тянет вниз массовая пассив­ ность». В то же время быст­ рая политическая активиза­ ция этой инертной массы, по мнению Д. М. Бернса, пред­ ставляет «истинную угрозу для политической стабильно­ сти нации. Массы из&[. 1 а,те- лЕй, находившиеся за бо 1 ртом стетемы... могут быть .в.тян!у- ты в. политическую жизнь под .недемократическими -ло­ зунгами». Популистские настроения масс и подахическая прак­ тика популизма получили широкое ;раслростраеение и за пределами США. Как и в США социальной беизой популистских даижений, или партий, активно применяв­ ших популистские приемы и лозунги, были слои населе­ ния, которые проявляли ин­ терес к обществеааношолити- ческой жизни лишь под вли­ янием усугубления своих ма- тершяьных проблем или острого осознания ими свое­ го более скромного -наложе­ ния по .сравнению с теми, .кто управляет стганой. От­ сталость и .неэффективность экодомической организации, социальная йесщиведли- вость, мн-овие нарушения з а ­ конности -внутри страны и агрессивная политика прави­ тельства мало влияют на настроения и активность лю­ дей йз этих групп населения, Вишочение этих людей в политческую жизнь проис­ ходит либо под влиянием со- циальвонэканоми 1 чдекого кри­ зиса, затрагивающего их лично, либо под роздействи- ем скандала, .раскрывающе­ го использование ведущими лепый проект пользсюался таким успехом, что одно время в США было более 2 тысяч «клубов Таунсенда». Имея перед глазам-и ре­ альные .прототипы в полити­ ческой жизни США, амери­ канский писатель Синклер Льюис в своей -книге «У нас это возможно» создал порт­ рет популистского’ деятеля Бэрзелиоса Уиндрипа, лиде­ ра «Лиги забытьи -ладей». Излагая свою эк(шом.ическую проррам.му, Уиндрип обнару­ живает свое полное невеже­ ство в всягросах экономики и крайнюю демагогичность. Он объяв.ляет, что -инфляция — это лишь «необходимое уве- .лнчетие нашего денежного о.бращения». и -что «в Аме­ рике совершенно иная денеж нал система». . «Я не успо­ коюсь до тех пор, — обеща­ е т ’Уиндрип, — пока страна наша не станет прюизводить -все, что "ей нужна, — и да-, же кофе, какао и каучук — и, таким образом, наши дол­ лары будут оставаться до­ ма... Мы получим такой тор­ говый баланс, которог,о с избытком хватит на осуще­ ствление моей часто подвер­ гавшейся критике, но тем не менее абсолютно здравой идеи о том, ' чтобы обеспе­ чить каждой семье от 3000 до 5000 долларов в год». Нювьге дв:иж€ния, объеди- (ннющие. ладей, до сих пор изолированньЕх от общест­ венной жиз-ни и склонных к индивидуалистическому мы- 'шлсн'ию, на первый план выдаивают требование соз­ дать -максимально благопри­ ятные условия для частной инициативы, что восприни­ мается как верное сре|Дс.тво улу,чшить судаку «простого человека». Способы пршра- щения государственного ап- та,рата в надежный инстру­ мент народовластия и -мето­ ды ограничения власти про- мыш..ченных монополий, .ко- торью предлагают лоду!Ли- стские программы, явишют- ся, как правило, утшшнеони- МИ, но дают П0.ЛИТИ-Ч€С'КИ наивным людя-м ...адежду на то, что ИХ будущее'; щдиви- дуальное предорин*. ^тель- ство будет защищено .» чро- гал путь реформ через приз­ вание всем обществом еди­ ных ндавственных идеалов. В его утопии трансформация общества совершалась еле- дуюцрм образом: «Лишь ког­ да перестройка промышлен­ ной ’и общественной систе­ мы на более высокой этиче- скойГ основе и в целях бо­ лее эффективного производ­ ства багатешва была призна- -на для интересов не одаото ■класса, а в .равной мере всех классов, богатых и бедных, об,разованных .и невежествея- -ньк, старых .и .молодых, сла­ бых- и сйльиьгх, мужчин и женщин, тогда появилась перспектива того, что она (Революция) совершится. И тогда национальная партия взялась з а дело ее свершения пачитическими м€ТО|Дами. Возможно, т а выбрала се­ бе такое .название, потому что -ее целью было нацио- нализирова|Ть производство и .распределение». Под влиянием .книги Э. Беллами в США создав-а- лись «клубы яационализато- ПблулЯ|рностью .пользова­ лись также утопические идеи Ген.ри Джорджа, считавшего, что социальные проблемы можно решить, четко' опреде­ лив, что _ .производит лич­ ность, а что ОШ не произво­ дит. «Все, что производит человек, по цра.ву яв.ляет- >ся его ообственностью, кото­ рую он может сохравнить, продать, пода)рнть игш з ав е ­ щать... Но есть у человека и другое -право, дровозпла- шеяиое самим фактом его существования, — право ис­ пользовать столько .ДОСТ.УП- ‘ных даров природа!,''сколько .пон-адобится ему для удов­ летворения всех потр^нос- тей своего существования, если это не нарушит -равных прав всех других .людей». • Представ-ления об эконо­ мике, уместные для натураль- 'Ного хозяйства семейных ферм и охотников-трапперов, Гевдри Джордж -п€.реносил ш .развитое хозяйство США кон­ ца XIX века. Это позволи- (ло ему .вьда,инуть «теорию справедливого налога», с по­ мощью кото,рой он- рассчи­ тывал превратить Соедшен- (ные Штаты в цапство соци­ альной справедливости. По словам современника, «кви- ш Генри Джорджа, Белла­ ми (И других экономистов и писателей . раскупались в сельмгой местности в огром- ■ных количествах и с жадно­ стью читались и изучались^. Утопическая и проитектер- ская .ентграт:"’Щ этвечапа ка живавших Народную ,па,ртию. Программные документы ,по- пуяистов клеймили власть моиополий и осуждали- «со­ циальные привилегии, для .ко­ го бы то ,ни было.», 0 |Дн.ов,ре- М 0 ННО выступая за «равен­ ство всех пере,д за-консм» и, «передачу управления .респуб- ликой в .руки простых ,лю- ,дей». Популисты .трй5ов-али «сделать человека главным предметом заботы го-сударст- ва», «сохранить в Америке демократический принцип .равных возможностей». Подвергая суровой .крити­ ке капитализм, сторенникн популистской партии'отверга-- ли -аоциалистический путь развития. Они-'были .убежде­ ны в том, что социа.льная справедливость совместима с капитализмом, что в буржу­ азном обществе во,зможно осуществить -реальное равен­ ство всех лю,дей. И|Деал. «равных возможностей» был неразрывно связан с други­ ми идеалами .популизма: предпринимательский .инди­ видуализм, -мелкая частная собственность, местное само­ управление. Идейный эилектиэм и по- .дитическое _невежество ис­ пользовались беспринцип­ ными демагогами и -ловкими политиками. Вскоре во гла­ ве яопулиетш встал адвокат ;ро, Уильям Брайан. -Эгп^ было -неслучайным. ■Эти комшя-и!и увидели в программе Народ­ ной партии о' неограничен­ ной чеканке серебряной мо­ неты хоропшй .пине добить­ ся резкого увеличения своих прибылей. Тема «серебря­ ных денег» постепенно по­ теснила многие демократиче­ ские .лозунги популистов. (Зам же ■у. Брайан как то­ лько добился высокого яос- та в .правительстве США (он стаи государотвениъш секре­ тарем страны), -забьга о нуж­ дах «простого человека», о которых он. любил поразгла­ гольствовать в ходе предвы­ борных выступлений. О ^ с - принципности этого . «сторон­ ника идей прогресса» свиде- тельстйует и то, что в 20-е ГО.ДЫ У. Брайан выступал об­ винителем на знаменитом «сйезьявьем -процессе», -в ходе -которого было запреще­ но -преподавание учения / ] ^ - вина .как противоречащего религиоэпьш .догмам. Популистское движение сбитое с толку само.уверен- ньши, но наивными утопис­ тами! и .обманутое .^ювкими демагогал!.;^, нреврагилось, по словад! амер:!ка;;с::ого ■п}^лпцЕсга ’Пзйла, -а «угро- цев рудников, должников, не могущих и яе желающих -пла­ тить долги, честолюбивых политиканов, честных теоре­ тиков, погрязших в бесплод­ ных, и нереальньтх абстрак­ циях, и множества .лкхдей,^ слишком нвв-еж.еств-енных, чтобы приобщиться к исшиие. и приходивш-их в слиш-ком уж большое возбуждение от всего, что они слышали, что­ бы стремиться узнать ее». Наро,дной партии в своих дерах, .и значительной части американского, народа в На­ родной партии привели ее в конечном счете к поражению и сна сошла с политической сцены менее- чем че;рез 10 лет после ..ее возникновения. Однако 1 ПО|Пу,лизм 01 казал- ся устойчивой традицией в политическом сознании аме­ риканцев. Распространению популистских идей в США всегда способствовали «ри- эиюиые явления в -развитии страны. Экономический спад, начавшийся в США в октяб­ ре 1929 года, не имел -себе равных по разрушительным последств-иям. . Миллионы не только о необычных бед­ ствиях, обрушившихся н а . них лично. Им впервые при­ ходили в голову мысли о во­ пиющем .противоречии систе­ мы, кого,рая могла создавать огромные богатства, и была не способна обеспечить спра­ ведливое их распределение, обрекая их. — творцов этих богатств — на голод и нище­ ту. В своем ропиане «-Гро­ здья гнева» Д, Стейнбек пи­ сал: «Здесь прес-гушвение, таторое выходит за пределы простого осуждения. Здесь горе, которое нельзя, выра­ зить слезами.. Здесь провал, который перечеркивает все наши достижения. Плодо- творрная земля, прямые .рЯ|ДЫ деревьев, -мощные стволы, и спелые фрукты. И дети, во- торью умирают от недоеда­ ния и неизбежно ум,рут по­ тому, что апельсины не при­ носят прибыли... Люди стоят, и смо,трят, как плывет в ре­ ке картофель, слушают, как визжат свиньи, которых за­ бивают й закапывают в япиы с (Известкой, наблюдают, как горы апе^шеин превращаются в разлагающуюся жижу; и в гла-зах людей — чувство краха, и в глазах голодных — растущий шев. В думах людей наполняются и тяже­ леют гроздья гн-ева, ^арею- шне для урожая», Рецепты спасения, которые не спасают Гроздья гнева цриносили урожай .не только левым, ио и -правым -радикальвым си ­ лам. Популистские лозунги и приемы борьбы использо­ вались движениями, ставив - - пиши цель установления ав­ торитарной диктатуры. По­ пулярный .кандидат в фюре­ ры тех лет сенатор от шта­ та Луизата X. Лонг повто­ рял обеЕцание У. Брайана сде­ лать каждого американца «-корюлам, ко без короны». В своих книгах «Разделите бо­ гатства» и «Каждый человек — король» X. -Лонг обещал ь-каждой семье пособие 6 тысяч доллагюв на хозяй- ность общества определялась довольно просто: продолнш- тельнюсть (рабочего дня дол­ жна быть такова, чтобы ее возникало перепроизводства; необходимо «внедрение са- Л 1 ЫХ со-врС'Мелйных и эффек­ тивных машин, чтобы обес- неч 1 ггь лшссимшшное удов- лстворен,ие всех требешаний нарстгз, а та-кже, чтобы цре- . ' - '.чть работн'ику макси- з-риобрет< ^-ша. -Эка мум времени для восстанов­ ления своих сил, |развлёне- ний, образования и наслаж­ дения благами жизни». Для осуществления этого плана X. Лонг требовал ограниче­ ния .демократии- (.как неэф­ фективной системы) и наде­ ление правите-льства чрезвы- ■чайньши полномочиями. Как и у первоначального полу|Лизма, пропаганда X. Лонга и других концентриро­ валась вокруг лозунгов «на­ родного госуда,рства», очи­ щенного от бюрократии, «на­ родного капитализма», осво- бож.демного-от коятро.вд мо­ нополий, н чудодейственно­ го э,кано 1 миче 1 ског 10 плана, осуществлеиного пра-витель- ством в интересах широких масс. В то же время ульт- рапра)вые , тенденции в этих движениях свидетельствова­ ли о той легкости, с кото­ рой популизм может эволю­ ционировать к фашизму. Успех X. Лонга и других популистских демагогов был в значительной степени свя­ зан со вступлением в. поли­ тическую жизнь ■широких своего положения для лично­ го к^огащения. ,Не промюнополистйче- ская политика правительст­ ва США и его преступления против народов Ин,донитая в ходе агрессивной войны вызвали массовые требова- (НИ'Я отставки президента США, а .разоблачен-ия, сде­ ланные в: ходе «уотергейт­ ского» скандала, особенно когда вскрылись финансовые аферы Р. Никсона и его оК- ,рЗРквния.'-В конце XIX века французское общество легко прощало свое»^ правитель­ ству тысячи зацубленных жизней своих сьшовей и ги­ бель сотен тысяч мирных жителей Африки и Азии в ходе колониальных аван­ тюр, но коЦда вьшснилось, что депутаты парламента и члены правительства полу­ чали взятки от компании ст.роительства Панамского канала или разбазаривали государстве(нн.ые средства -в личных целях, в стране на ­ растало такое возмущение, что создавалась -предреволю­ ционная обстановка. Эти особенности общест- вениого сознания (инертных слоев населен-ия яаклЕЩЫва- ют заметный отпечаток на жизнь страны в -периоды со­ циально-экономических и по­ литических кризнеш. В об­ щественную жизнь входят ■новые движения, для кото- рьЕЕ характерны упрощенные (а поэтому искаженные) представления об эжшомике, социальной и политической структуре общества. Воспри­ ятие жизни общества проис­ ходит на уровне опыта меж­ личностных отношений. Нор­ мы бытовой морали обрета­ ют статус вьюоких морально- этических щиш-циров, во имя которых призывают к очи­ щению общества от скверны, (дознание классового и со­ циального неравенства, -по­ литической . дискриминации •ШИ 1 ЮКИХ масс происходит в упрощенной и искаженной форме через уголовную хро­ нику о хищениях государст- (венных средС|Тв. , ' » Поскольку опыт (ЛИЧНОГО Ш 1 Т€.риального положения остается главным в оценке ■проблем общеспва, то пред­ ложения о - переустройстве общества, исходящие от но­ вых политических сил, дабо сводятся к призыву отстра- ■нить от власти казнокрадов, либо основаны на мало.ре- алшом плане ускоренного повышения уровня жизни -значительной части населе­ ния. Разумеется, отстранение, криминальных элементов. от р у л я упраВЛЖИЯ ЯВ(ЛЯ€ТСЯ решение само по себе (не всетда может сделать все общество справедливьш, и тем более певьюить произ- ;водихельн;ость экономики. Планы же быстрого пдео- доления сложнейших проб­ ные лопулистскими движе­ ниями, -как правило, отлн- ча-ются невежеством и «шан- тюризмом. Типичной про­ граи мой такого .рода явился проект Ф. Таунсенда, выд­ винутый им в 30-х гг. Ф. Та­ унсенд предлагал дать щоц- дом,у гражданину США по- ,достижвН 1 ИЯ 60 лет пенсию в 200 долларов, которые д-ол- ЖНВ1 были бьиъ -истрачш-ы за 30 дней после их прлу- чеш я. По мысли Ф. Таун­ сенда с помощью такой ме ­ ры люди получали, обеспе­ ченную старость, а ст.рана —- платешеопособйый спрос и подъем в экономике, Э т т не­ Идеи переустройства об­ щества являются чуть .ли не первьши политическими идеями, которые осваивают стороен'ики популистских движений. Как и все поли­ тические неофиты они с осо­ бым рвением Э( 1 щищают ВНОВЬ усвоенные ими объяс­ нения об общестаенном уст­ ройстве, ноторью оформля­ ют до сих пор туманные собственные мысли, сомне-' ния и подозрения; Вновь об­ ретенное «зна(Ние» освещает для ник путь ‘К светлому будущему (или восстанавли­ ваемому славному -прошло­ му) и .проотвостоит мрачно­ му настоящему и недавно прошедшему времени. Теку- пщя ситуация И 1 предшеству­ ющий ей пёриод всюирини- маются как ааомалия в со­ стоянии общества, . которую необходимо устранить для восстановления «нормаль- "ного», «естественного» -по- лож,еиия. Преодоление проб­ лем общества воспринима­ ется не в связи с процессом егр развития и совершеяст- вбваяием его форм, а через раэрушедие «аномалЬн-ьис» - ; структур. Такое восприятие - . - усиливает иллнюию о воз­ можности бьктро 1 решить об­ щественные проблшы. При всем отличв! в фо|р- мах есть много общего меж­ ду сторонниками политиче- С- 1 ШХ дв(шйений, -поверивших в возможность . .решеиия сложнейших социальных прейлем путам ссмните^Iьаю- го плана, который превратит «каждого человека- в коро-' ,'ля» и последователей (рели­ гиозных культов, уверовав­ ших в близость тысячел-ег- еего царства изобилия. Боль­ шинство ' участн 1 Иков этих д-вижвН(Ий пострадали от не­ гативных явлений в общест­ ве, а поэтому заслуживают сочувствия. Многие из них искренни в своих надеждах на то, что их движения сшу-, жат 1 на благо всех -людей, а поэтому их заблуждения — честны. В то ж е время бу- ДУЧ.Н порождением затяжной социальной беллёзни общест­ ва (И ее кризисной стадии, эти движения носят многие болезненные черты, прису- 1 цие этой исторической ста­ дии -разв-нтия. До вступлешш в .ряды но­ вых движений их участники не задумывались о пробде- мах общества з а пределами круга личных интересов,, все­ цело полагаясь на сложив­ шийся порядок. Резкое ухудшение их • положения, иля же внезапное осозна­ ние остроты своих проблем рождает у (них крайне нега­ тивное отношен.ие к суще­ ствующему строю. В обоих X случаях (Новые представле­ ния о мире и обществе от.ра- жают (мировоззреннесную не­ искушенность .Еиодай, гото­ вых удовлетвориться упро­ щенными и внутренне про­ тиворечивыми объясиениям-и. И программы популистских партий, и откровения «про­ роков» обещают приход сча­ стливого будащего в бли­ жайшее (Время. И собрания популистов характеризуют­ ся крайним эмоциональиьш напржкениам, повьыпеиной нетерпимостью к их -против­ никам, реальньш и мнимьш, повышенной восторжен­ ностью по отношению к тем, кто обещает им новую жизнь. Как и всякая болезиь, это социально - нонхологическое заболевание в коие'чном сче­ те разрешается, однако с немалыми издержками, по-' терями и жертвами.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz