Ленинское знамя. 1991 г. (г. Липецк)
3 апреля 1991 г., № 67— ; (1 8%4— 18965) Л Е НИНСКО Е ЗНАМЯ Когда же сидел Он на горе Блонской, то приступили н Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда *то^б)^-7^ Н какой признак Твоего пришествия и кон- Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас; Ибо восстанут ’лжехристы и лжепророки и дадут ве лмио кжинео, з ина имзебнриаянн иыхч . удеса, чтобы прельстить, если воз (от Матфея; гл. 24; 3—4; 24) Мираж золотого века ) уже случадась яе рае, коода о^ествеииый уклад. сущвст 1 вша 1 ВЯ 1 ий дася- тилетилми, в©ка.ми И|ЛИ ты- шяелигия1ми, может внезап- ' но обнаружить черты свое го несоответствия возможно стям общества и потребнос тям его членов. И'хотя яри- чины, вь1звав1пие обществен- .ный кризис, часто носят дол- говх^меиный характе|Р, рез- нооть его проявления приво дит « тому, что значительная часть 'васеления иачинает вы- стушать за быстрые и реши тельные измене1ния в обще ственном порядке. «Требова ния переустройства в сель- сном хозяйстве стаяО'Вятсл массовыми обычно лишь вследствие резкого сокращ1е- ния продовольственных за пасав в период е©у|рожая, хо тя я, до этого многое гово,ри- ло в пользу «ововведаиий в этой области эконюм1И[к,и. Пог ражеяие в 'Войне ■П|ротив внеллнего врага, как правило, убедительно демонстрирует всему обществу ,аес1бхО|ДИ- моС:Ть радикальных действий ПО укреплению военного по- те.няциаяа страны и связан- ,ных с этим широких обще ственных преобразоваш1Й, ко торые надо было предпринять шюго лет назад. Но даже и без столь ост- (рьк ситуаций, иаки1ми явля ются голод и война, боль шие группы людей 'МОГУТ внезапно почувствовать, ост рую потребнгють в С1Ма№1х и жизни. Это может стать 1 ре- зультатам широкого распрО- л А ст,ранения представлений о более совершенном образе жизни и воамоокности' П 01 яь- зоватьси его благами без труда я без забот. Ери этом потре^телъокая . сто(рона. но вой жи.знн оценивается ирай- |не пфивлекательвой, произ- водспвеиный ее аспект иыг- тадат весьма «приблизитель- «Каждый человек- король» 'Оочетание |редльных всй- мюжностей для социашъно- экон:ом«ческого прогресса широких масс, их нетерпе ния и незнания ими, как до биться реализации их васущ- «ых требований постоянно способствовало массовоац^ распространению утопйчес- с програшви общественного Я!рким примером этого яви- ливм» был произведен 90-х гг. XIX века от латин ского слова «нопулус» (на род) в свдзи с тем, что «по пулистами» стали называть ■ сторонишшв Народной пар- тии США. созданной в мае 1891 года на ст>езде фермер- '^ских союзов и рабочих о(рга- низаций. В своей программе Народная партия провозгла- сичта; «Мы стремимся к то му, чтобы управление Рес- п ^ликой .вновь было пере дано в руки «простых лю дей», класс которых и поро- дал ее.,, чтобы создать бо- I лее совершенный Союз и ,ут- у вердить справедливость... до биться всеоацего благососто яния и сохран.шъ блага сво боды для себя ш-\для на^ших потомков». Популизм родился 8 об становке массового разоча- , 'роваиия, когда шдаллионы американцев, рассчитывав ших « а достижен 1 ие благосо- стояйия после (раздачи пра- аительством земель на За паде. .обнаружили, что в вы- №рьгше от этого оказались лишь крупные монополии и банки, произвольно устанав- .жеавшие цены и скупавшие эемелькые участки. Народная партия, провозг- ласивадая, что «богатство принадлежит тому, кто его создает», что «земля, В'юто- ■чая все естестввниые источ- .вини бога-шша, является на родным достоянием», каза лось. давала ответ на чая нии фермеров и других .тру дящихся. Включение огром ны х .масс фермесства в по- лит.ичеок.ую жизнь не имало прецедентов в американской кстсярия. По свидетельству «Очерка америкавско'й мсто- ри'И». издаияого УСИА; «Ни когда раньше в американс кой дюлшичеекой жизни не было ничего "подобного по пулистской лихорадке, кото рая охватила прерии и хлоп ковые поля. После тяжелого .рабочего ,дня в поле ферме ры -запрягали свои телеги и вместе с женами и детьми отправлялись к дом.у собра ний, где аплодировали стра- сяяым |речам своих лиде ров». Широкая поддержка трудящихся позволила поп.у- •дистам добиться права наро да на закенолательную ини- ц/иативу и референдум, пря мого вьтдвижения кандидатов на выборные должностей, вве дения ирогрессивного налога' на 'доходы и ряда -других де мократических законов. Почему же сравиеиие с этим движением, демократи ческим по своей .природе, -яв ляется обидным .для всякой ткшитической партии? Преж де всего это связано с тем, что популизм стал обозначе нием практики обмана и са- мообмаиа масс, неискушен ных в политике и готовых, поверить демагогическим обе щавшим. Наряду с разумны ми требованиями изъятия излишков земли у (корпора ций и раздачи ' их поселен цам, введения 8 -часового ра бочего дня популисты под держивали и 1Мн.огие нере альные .проекты, в .том чис ле предложение о неограни ченной чеканке серебрноных и золотых монет с целью обес печения «дешевых денег», и решения таким способом и социальяьтх проблем тщ^дя- пщхся. Готавность поверить в то, что .сама По себе денежная эмиссия способна обеспе^ть социальную справедливость, свидетельствовала об огром ном -влиянии пю| 0 латаеских проектов на сознание попу листов. Это было неслучай- •ным. Подъем популизма сов пал с пиком популярности в США утопических проектов, исходивпшх из возможности переустроить общество пу тем морального очищения и псола 1 пан.ды идей .равенства. Только с 1888 г. щ 1900 к-, в США появилось около 160 утопических произведен^ий включад .наиболее популяр- 'ный тогда -роман Э, Белла ми «Оглядываясь назад». В своем романе Э Бе,тта- -ми решитадьяо стпагга" классовую борьбу и п-с--;'- Буряые общественные процессы, происходящие в на шей стране, вызвала беспрецедентный взрыв политнчес- кой активности. Появление десятков новых политических партий, тьшяч общественных организаций, часто со схо жими названиями и люунгами, создает трудности для всякого, кто пытается определить отличия между мно гими из них. Свидетельством того, что общественные пе ремены, нрош:ходяпр9№ в нашей стране, ноСят сложный н противоречивый характер, является потеря орненшров в политическом пространстве. Возниклю непонимание, где находится левый, а где правый фланг в политическом спектре общественной жизни. Вопреки обьгчным оцен кам политических лозунгов, «правыми» объявляются те, кто выступает за примат классовой борьбы я запрету со циалистических завоеваний. Требование же более реши- тельищо движения к рьишу, развитию иредпришшатель- ства, деловому сотруднйче^зтву с вапиталистическимн фир мами выдвигается теми, кто считает себя «левыми». Это отчасти связано с тем, что многие идейные установки и общественно-шолитические инештуты, критикуемые «ле- выпта» и защищаемые «правыми», хотя и унаследовали черты, ронсденные в гражданскую войну, или от полити ки левого экстремизма, со временем утратили ргаолюци- онное новаторство, стали носителями государственного бюрократизма. Защита институтов, революционных по своему провсхождеишо, стала приоб^тать охранитель ные черты, типичные для правой, консервативной поли тики. Однов|ременно и критика идейно-политического нас ледия, левого по своей сути, стала найоминать по своей фО|рме борьбу лгаых щютив правых траднционашетов. Кроме того, десятилетия господства революционшй ологии приели к тому, что «левое» -стало синонимом справедливости, а «правое» (вопреки этимолопш слова) воспринимается, как дело неправое. Границы же «левых» и «правых» сил достаточно рас- пльшчаты. Долгое сопротивление общества каким-либо ре формам и даже критическим высказываниям в его адаес пртшело к тому, что в рядах его критиков «слева» оказа лись и те, кто стремится к преодолению левацких врай- ностей в революционном дшшении, и лица, убежденные в необходимости возвращения привилегий для предпри имчивых людей в том объеме, в каком они обладали ими ^ют сто назад, во цремена Приваловых, Каупервудов и Форсайтов. При этом коиструктивнал критика нередко то нет в хоре возгласов «долой!», а энергишпие тре^ваиия разрушения строя «до основания» выдвигают убежденные противники «всемирной, великой армии труда». К этой критике, невольно присоединяются и безнадеж ные реакционеры, лшиь отчасти и условно признашпие пользу общественного 1 шта 1 ния, книгопечатания и элект ричества, При этом силы, ультраправые по своей поли тической сути, энергично используют леворадикальные методы и лозунга революционного тфеобразоваиия обще ства, прежде В(сего в сш у того, что их социальную опо- -ру представляют люди, оказавтйиеся вне политических стр 5 чяур общества. Для их стиля погштнческого мышле ния и поведения характерно бунтарство против господст вующей идеологии и государственных устоев, что типич но для левых движений. Вероятно, облик ньшешиих ад- ' вокатов самодержавия до глубины души потряс бы блюс тителей императорского трона начала XX ветш. Ныне идею монархии защищают не царские -сановники, воспитанные в привилегированных лицеях, а хулиганистые телеком ментаторы, подражающие развязньш манерам западных журиалиотов, и эстрадные певцы,, опоясанные веригами «металлистов». В условиях идейношолитической круговерти смещение левого с правым, переходы слева направо я наоборот ста новятся обычным явлением и являются результато 1 Ц осо бого состояния общества, в ходе которого возникают не виданные до сих пор формы общественной активности и неординарные политические лидеры. Экстремистские и внутренне противоречивые движения, не исчерпывают диапазш политических сил вашей страны. Следует так же иметь в виду, что многие нз движешш, переболев этот- ремизмом, будут эволюционировать к более устойчивым и умеренным формам. В то же время очевидно, что внут ренняя идейно-политическая противореч!1авость и склон ность к крайним лозунгам и методам о]|Д13ывае1 большое влияние на общественное сознание страхш, выходя далфю за узкие рамки экстремистских движ< Куда,ведут общество движения, треб1ющие полнш-о безуслошюго разрыва с прошлым? В какой нас вожди этих движений? [ При всем своеобразии перемен, шроис^одящих в СССР, они схожи с аналогичными великими потоясеняямн, кото рые приходилось пережить различным стоанам на .разных этапах их исторического развития. Для [того, чтобы пра вильнее понять социальио# 1 гснхологичес 1 у ю и политичес кую природу ряда движений в их лндебов периода пере стройки, оценить перспективы их дальнейшей шолюции, важно сравнить события, совершающиеся в нашей стране, с аналогичными процессами,---------------— в других странах. но и тум-анно, а собственная жизнь воспринимаегрся удру- ча-кще тяж-ешой. Подобные представления заставля-ют людей локщдать родные места, нсреезжать из страны в страну., передви гаться из. .деревни в город. Эксперты ООН по евраиам третьего мщра ■веоднокрашно отмечали, что «огни боль шего гефода», которые зама- .нивают жителей дерев-енъ. Азии, Афри.ки и Латинской Ам 1 ерики -в крупные города и столицы ст.{ин- этих «сн- ■ .тинштов. зачастую оказыва ются .ложными маякам.и. По- .кидая свою ,дереен1Ю., где он по крайней ме|ре об 0 спе.чявал себе удав,летворение миниму ма жизненных потребностей, крестьянин-, переезжая -в го род, нередко обрекает себя на невадежиое яолуполодн 1 ое оуществование. Тем не ме- горожанин еаюжет быстро добиться того высокого’ уров ня жизни, на котором пре- бьивают наиболее благополуч ные его обитатели,. Анализщфя причины так называемой «революции воз- роепшх надежд» 50-х гг. в Латинской Америке, внешне политические экспе'рты США с огорчением отмечали суще г отвенный вклад Голливуда в провоцирование желания креетьян этого региона ми ра изменить свой обра-з жиз- ,нн. Фильмы о красивой и беззаботной жизни оказыва ли .почти гипнотическое воз- , действие на миллионы .лю дей, убеждая их в том, что стоит им только пожелать, и волше&ая сказка кинемато графа станет для них явыю. Рано или -поздно, -та|кие эмоииональнъю порьшы и умозаключения отдельных людей цреврадщлнсь в мас совые движения. Примеров | | | Ю. ЕМЕЛЬЯНОВ ОБ АВТОРЕ Юрий Васильевич ^рудник ИнсЕятута ми рового рабочего движе ния. Он адтор вышед ших недавно в яздате- льстае «Молодая гвар дия» книг «Заметш! о Вухарине», «Эскизы к портрету Троцкого». «Лешшско- его статьей «Политиче ское завещание Троц кого», печатавшейся в нескольких номерах нашей газеты в сентяб ре прошлого года. В те же дни в беседе с корресповдедтом «ЛЗ» Юрий Васильевич по обещал продолжить сотрудничество с «Ле- И вот новая работа Ю, В. Емельянова - - статья «Лжепророки», которая поможет ва шим читателям разоб раться в истоках и дви жущих силах явления, называемого слоев населения под воздей- с'гвием резкого /ухудшения их 1 положен.ия. Анадежруя зло явление в американской истории, политолог Д. М. Бернс олМечал: «Во время подъема Хьюи Л 0 |нга I? Лу изиане, политическая акхив- .нооть населения возросла -примерно на половину. Вряд ли многие из этих новых избирателей оказывали соп- рютивлеяяе его дик,тат|У|Ре». В этой связи политолог д е - . лал вывод о том, что «ни одно общество не может бес конечно находиться в состо янии равновесия, пока его тянет вниз массовая пассив ность». В то же время быст рая политическая активиза ция этой инертной массы, по мнению Д. М. Бернса, пред ставляет «истинную угрозу для политической стабильно сти нации. Массы из&[. 1 а,те- лЕй, находившиеся за бо 1 ртом стетемы... могут быть .в.тян!у- ты в. политическую жизнь под .недемократическими -ло зунгами». Популистские настроения масс и подахическая прак тика популизма получили широкое ;раслростраеение и за пределами США. Как и в США социальной беизой популистских даижений, или партий, активно применяв ших популистские приемы и лозунги, были слои населе ния, которые проявляли ин терес к обществеааношолити- ческой жизни лишь под вли янием усугубления своих ма- тершяьных проблем или острого осознания ими свое го более скромного -наложе ния по .сравнению с теми, .кто управляет стганой. От сталость и .неэффективность экодомической организации, социальная йесщиведли- вость, мн-овие нарушения з а конности -внутри страны и агрессивная политика прави тельства мало влияют на настроения и активность лю дей йз этих групп населения, Вишочение этих людей в политческую жизнь проис ходит либо под влиянием со- циальвонэканоми 1 чдекого кри зиса, затрагивающего их лично, либо под роздействи- ем скандала, .раскрывающе го использование ведущими лепый проект пользсюался таким успехом, что одно время в США было более 2 тысяч «клубов Таунсенда». Имея перед глазам-и ре альные .прототипы в полити ческой жизни США, амери канский писатель Синклер Льюис в своей -книге «У нас это возможно» создал порт рет популистского’ деятеля Бэрзелиоса Уиндрипа, лиде ра «Лиги забытьи -ладей». Излагая свою эк(шом.ическую проррам.му, Уиндрип обнару живает свое полное невеже ство в всягросах экономики и крайнюю демагогичность. Он объяв.ляет, что -инфляция — это лишь «необходимое уве- .лнчетие нашего денежного о.бращения». и -что «в Аме рике совершенно иная денеж нал система». . «Я не успо коюсь до тех пор, — обеща е т ’Уиндрип, — пока страна наша не станет прюизводить -все, что "ей нужна, — и да-, же кофе, какао и каучук — и, таким образом, наши дол лары будут оставаться до ма... Мы получим такой тор говый баланс, которог,о с избытком хватит на осуще ствление моей часто подвер гавшейся критике, но тем не менее абсолютно здравой идеи о том, ' чтобы обеспе чить каждой семье от 3000 до 5000 долларов в год». Нювьге дв:иж€ния, объеди- (ннющие. ладей, до сих пор изолированньЕх от общест венной жиз-ни и склонных к индивидуалистическому мы- 'шлсн'ию, на первый план выдаивают требование соз дать -максимально благопри ятные условия для частной инициативы, что восприни мается как верное сре|Дс.тво улу,чшить судаку «простого человека». Способы пршра- щения государственного ап- та,рата в надежный инстру мент народовластия и -мето ды ограничения власти про- мыш..ченных монополий, .ко- торью предлагают лоду!Ли- стские программы, явишют- ся, как правило, утшшнеони- МИ, но дают П0.ЛИТИ-Ч€С'КИ наивным людя-м ...адежду на то, что ИХ будущее'; щдиви- дуальное предорин*. ^тель- ство будет защищено .» чро- гал путь реформ через приз вание всем обществом еди ных ндавственных идеалов. В его утопии трансформация общества совершалась еле- дуюцрм образом: «Лишь ког да перестройка промышлен ной ’и общественной систе мы на более высокой этиче- скойГ основе и в целях бо лее эффективного производ ства багатешва была призна- -на для интересов не одаото ■класса, а в .равной мере всех классов, богатых и бедных, об,разованных .и невежествея- -ньк, старых .и .молодых, сла бых- и сйльиьгх, мужчин и женщин, тогда появилась перспектива того, что она (Революция) совершится. И тогда национальная партия взялась з а дело ее свершения пачитическими м€ТО|Дами. Возможно, т а выбрала се бе такое .название, потому что -ее целью было нацио- нализирова|Ть производство и .распределение». Под влиянием .книги Э. Беллами в США создав-а- лись «клубы яационализато- ПблулЯ|рностью .пользова лись также утопические идеи Ген.ри Джорджа, считавшего, что социальные проблемы можно решить, четко' опреде лив, что _ .производит лич ность, а что ОШ не произво дит. «Все, что производит человек, по цра.ву яв.ляет- >ся его ообственностью, кото рую он может сохравнить, продать, пода)рнть игш з ав е щать... Но есть у человека и другое -право, дровозпла- шеяиое самим фактом его существования, — право ис пользовать столько .ДОСТ.УП- ‘ных даров природа!,''сколько .пон-адобится ему для удов летворения всех потр^нос- тей своего существования, если это не нарушит -равных прав всех других .людей». • Представ-ления об эконо мике, уместные для натураль- 'Ного хозяйства семейных ферм и охотников-трапперов, Гевдри Джордж -п€.реносил ш .развитое хозяйство США кон ца XIX века. Это позволи- (ло ему .вьда,инуть «теорию справедливого налога», с по мощью кото,рой он- рассчи тывал превратить Соедшен- (ные Штаты в цапство соци альной справедливости. По словам современника, «кви- ш Генри Джорджа, Белла ми (И других экономистов и писателей . раскупались в сельмгой местности в огром- ■ных количествах и с жадно стью читались и изучались^. Утопическая и проитектер- ская .ентграт:"’Щ этвечапа ка живавших Народную ,па,ртию. Программные документы ,по- пуяистов клеймили власть моиополий и осуждали- «со циальные привилегии, для .ко го бы то ,ни было.», 0 |Дн.ов,ре- М 0 ННО выступая за «равен ство всех пере,д за-консм» и, «передачу управления .респуб- ликой в .руки простых ,лю- ,дей». Популисты .трй5ов-али «сделать человека главным предметом заботы го-сударст- ва», «сохранить в Америке демократический принцип .равных возможностей». Подвергая суровой .крити ке капитализм, сторенникн популистской партии'отверга-- ли -аоциалистический путь развития. Они-'были .убежде ны в том, что социа.льная справедливость совместима с капитализмом, что в буржу азном обществе во,зможно осуществить -реальное равен ство всех лю,дей. И|Деал. «равных возможностей» был неразрывно связан с други ми идеалами .популизма: предпринимательский .инди видуализм, -мелкая частная собственность, местное само управление. Идейный эилектиэм и по- .дитическое _невежество ис пользовались беспринцип ными демагогами и -ловкими политиками. Вскоре во гла ве яопулиетш встал адвокат ;ро, Уильям Брайан. -Эгп^ было -неслучайным. ■Эти комшя-и!и увидели в программе Народ ной партии о' неограничен ной чеканке серебряной мо неты хоропшй .пине добить ся резкого увеличения своих прибылей. Тема «серебря ных денег» постепенно по теснила многие демократиче ские .лозунги популистов. (Зам же ■у. Брайан как то лько добился высокого яос- та в .правительстве США (он стаи государотвениъш секре тарем страны), -забьга о нуж дах «простого человека», о которых он. любил поразгла гольствовать в ходе предвы борных выступлений. О ^ с - принципности этого . «сторон ника идей прогресса» свиде- тельстйует и то, что в 20-е ГО.ДЫ У. Брайан выступал об винителем на знаменитом «сйезьявьем -процессе», -в ходе -которого было запреще но -преподавание учения / ] ^ - вина .как противоречащего религиоэпьш .догмам. Популистское движение сбитое с толку само.уверен- ньши, но наивными утопис тами! и .обманутое .^ювкими демагогал!.;^, нреврагилось, по словад! амер:!ка;;с::ого ■п}^лпцЕсга ’Пзйла, -а «угро- цев рудников, должников, не могущих и яе желающих -пла тить долги, честолюбивых политиканов, честных теоре тиков, погрязших в бесплод ных, и нереальньтх абстрак циях, и множества .лкхдей,^ слишком нвв-еж.еств-енных, чтобы приобщиться к исшиие. и приходивш-их в слиш-ком уж большое возбуждение от всего, что они слышали, что бы стремиться узнать ее». Наро,дной партии в своих дерах, .и значительной части американского, народа в На родной партии привели ее в конечном счете к поражению и сна сошла с политической сцены менее- чем че;рез 10 лет после ..ее возникновения. Однако 1 ПО|Пу,лизм 01 казал- ся устойчивой традицией в политическом сознании аме риканцев. Распространению популистских идей в США всегда способствовали «ри- эиюиые явления в -развитии страны. Экономический спад, начавшийся в США в октяб ре 1929 года, не имел -себе равных по разрушительным последств-иям. . Миллионы не только о необычных бед ствиях, обрушившихся н а . них лично. Им впервые при ходили в голову мысли о во пиющем .противоречии систе мы, кого,рая могла создавать огромные богатства, и была не способна обеспечить спра ведливое их распределение, обрекая их. — творцов этих богатств — на голод и нище ту. В своем ропиане «-Гро здья гнева» Д, Стейнбек пи сал: «Здесь прес-гушвение, таторое выходит за пределы простого осуждения. Здесь горе, которое нельзя, выра зить слезами.. Здесь провал, который перечеркивает все наши достижения. Плодо- творрная земля, прямые .рЯ|ДЫ деревьев, -мощные стволы, и спелые фрукты. И дети, во- торью умирают от недоеда ния и неизбежно ум,рут по тому, что апельсины не при носят прибыли... Люди стоят, и смо,трят, как плывет в ре ке картофель, слушают, как визжат свиньи, которых за бивают й закапывают в япиы с (Известкой, наблюдают, как горы апе^шеин превращаются в разлагающуюся жижу; и в гла-зах людей — чувство краха, и в глазах голодных — растущий шев. В думах людей наполняются и тяже леют гроздья гн-ева, ^арею- шне для урожая», Рецепты спасения, которые не спасают Гроздья гнева цриносили урожай .не только левым, ио и -правым -радикальвым си лам. Популистские лозунги и приемы борьбы использо вались движениями, ставив - - пиши цель установления ав торитарной диктатуры. По пулярный .кандидат в фюре ры тех лет сенатор от шта та Луизата X. Лонг повто рял обеЕцание У. Брайана сде лать каждого американца «-корюлам, ко без короны». В своих книгах «Разделите бо гатства» и «Каждый человек — король» X. -Лонг обещал ь-каждой семье пособие 6 тысяч доллагюв на хозяй- ность общества определялась довольно просто: продолнш- тельнюсть (рабочего дня дол жна быть такова, чтобы ее возникало перепроизводства; необходимо «внедрение са- Л 1 ЫХ со-врС'Мелйных и эффек тивных машин, чтобы обес- неч 1 ггь лшссимшшное удов- лстворен,ие всех требешаний нарстгз, а та-кже, чтобы цре- . ' - '.чть работн'ику макси- з-риобрет< ^-ша. -Эка мум времени для восстанов ления своих сил, |развлёне- ний, образования и наслаж дения благами жизни». Для осуществления этого плана X. Лонг требовал ограниче ния .демократии- (.как неэф фективной системы) и наде ление правите-льства чрезвы- ■чайньши полномочиями. Как и у первоначального полу|Лизма, пропаганда X. Лонга и других концентриро валась вокруг лозунгов «на родного госуда,рства», очи щенного от бюрократии, «на родного капитализма», осво- бож.демного-от коятро.вд мо нополий, н чудодейственно го э,кано 1 миче 1 ског 10 плана, осуществлеиного пра-витель- ством в интересах широких масс. В то же время ульт- рапра)вые , тенденции в этих движениях свидетельствова ли о той легкости, с кото рой популизм может эволю ционировать к фашизму. Успех X. Лонга и других популистских демагогов был в значительной степени свя зан со вступлением в. поли тическую жизнь ■широких своего положения для лично го к^огащения. ,Не промюнополистйче- ская политика правительст ва США и его преступления против народов Ин,донитая в ходе агрессивной войны вызвали массовые требова- (НИ'Я отставки президента США, а .разоблачен-ия, сде ланные в: ходе «уотергейт ского» скандала, особенно когда вскрылись финансовые аферы Р. Никсона и его оК- ,рЗРквния.'-В конце XIX века французское общество легко прощало свое»^ правитель ству тысячи зацубленных жизней своих сьшовей и ги бель сотен тысяч мирных жителей Африки и Азии в ходе колониальных аван тюр, но коЦда вьшснилось, что депутаты парламента и члены правительства полу чали взятки от компании ст.роительства Панамского канала или разбазаривали государстве(нн.ые средства -в личных целях, в стране на растало такое возмущение, что создавалась -предреволю ционная обстановка. Эти особенности общест- вениого сознания (инертных слоев населен-ия яаклЕЩЫва- ют заметный отпечаток на жизнь страны в -периоды со циально-экономических и по литических кризнеш. В об щественную жизнь входят ■новые движения, для кото- рьЕЕ характерны упрощенные (а поэтому искаженные) представления об эжшомике, социальной и политической структуре общества. Воспри ятие жизни общества проис ходит на уровне опыта меж личностных отношений. Нор мы бытовой морали обрета ют статус вьюоких морально- этических щиш-циров, во имя которых призывают к очи щению общества от скверны, (дознание классового и со циального неравенства, -по литической . дискриминации •ШИ 1 ЮКИХ масс происходит в упрощенной и искаженной форме через уголовную хро нику о хищениях государст- (венных средС|Тв. , ' » Поскольку опыт (ЛИЧНОГО Ш 1 Т€.риального положения остается главным в оценке ■проблем общеспва, то пред ложения о - переустройстве общества, исходящие от но вых политических сил, дабо сводятся к призыву отстра- ■нить от власти казнокрадов, либо основаны на мало.ре- алшом плане ускоренного повышения уровня жизни -значительной части населе ния. Разумеется, отстранение, криминальных элементов. от р у л я упраВЛЖИЯ ЯВ(ЛЯ€ТСЯ решение само по себе (не всетда может сделать все общество справедливьш, и тем более певьюить произ- ;водихельн;ость экономики. Планы же быстрого пдео- доления сложнейших проб ные лопулистскими движе ниями, -как правило, отлн- ча-ются невежеством и «шан- тюризмом. Типичной про граи мой такого .рода явился проект Ф. Таунсенда, выд винутый им в 30-х гг. Ф. Та унсенд предлагал дать щоц- дом,у гражданину США по- ,достижвН 1 ИЯ 60 лет пенсию в 200 долларов, которые д-ол- ЖНВ1 были бьиъ -истрачш-ы за 30 дней после их прлу- чеш я. По мысли Ф. Таун сенда с помощью такой ме ры люди получали, обеспе ченную старость, а ст.рана —- платешеопособйый спрос и подъем в экономике, Э т т не Идеи переустройства об щества являются чуть .ли не первьши политическими идеями, которые осваивают стороен'ики популистских движений. Как и все поли тические неофиты они с осо бым рвением Э( 1 щищают ВНОВЬ усвоенные ими объяс нения об общестаенном уст ройстве, ноторью оформля ют до сих пор туманные собственные мысли, сомне-' ния и подозрения; Вновь об ретенное «зна(Ние» освещает для ник путь ‘К светлому будущему (или восстанавли ваемому славному -прошло му) и .проотвостоит мрачно му настоящему и недавно прошедшему времени. Теку- пщя ситуация И 1 предшеству ющий ей пёриод всюирини- маются как ааомалия в со стоянии общества, . которую необходимо устранить для восстановления «нормаль- "ного», «естественного» -по- лож,еиия. Преодоление проб лем общества воспринима ется не в связи с процессом егр развития и совершеяст- вбваяием его форм, а через раэрушедие «аномалЬн-ьис» - ; структур. Такое восприятие - . - усиливает иллнюию о воз можности бьктро 1 решить об щественные проблшы. При всем отличв! в фо|р- мах есть много общего меж ду сторонниками политиче- С- 1 ШХ дв(шйений, -поверивших в возможность . .решеиия сложнейших социальных прейлем путам ссмните^Iьаю- го плана, который превратит «каждого человека- в коро-' ,'ля» и последователей (рели гиозных культов, уверовав ших в близость тысячел-ег- еего царства изобилия. Боль шинство ' участн 1 Иков этих д-вижвН(Ий пострадали от не гативных явлений в общест ве, а поэтому заслуживают сочувствия. Многие из них искренни в своих надеждах на то, что их движения сшу-, жат 1 на благо всех -людей, а поэтому их заблуждения — честны. В то ж е время бу- ДУЧ.Н порождением затяжной социальной беллёзни общест ва (И ее кризисной стадии, эти движения носят многие болезненные черты, прису- 1 цие этой исторической ста дии -разв-нтия. До вступлешш в .ряды но вых движений их участники не задумывались о пробде- мах общества з а пределами круга личных интересов,, все цело полагаясь на сложив шийся порядок. Резкое ухудшение их • положения, иля же внезапное осозна ние остроты своих проблем рождает у (них крайне нега тивное отношен.ие к суще ствующему строю. В обоих X случаях (Новые представле ния о мире и обществе от.ра- жают (мировоззреннесную не искушенность .Еиодай, гото вых удовлетвориться упро щенными и внутренне про тиворечивыми объясиениям-и. И программы популистских партий, и откровения «про роков» обещают приход сча стливого будащего в бли жайшее (Время. И собрания популистов характеризуют ся крайним эмоциональиьш напржкениам, повьыпеиной нетерпимостью к их -против никам, реальньш и мнимьш, повышенной восторжен ностью по отношению к тем, кто обещает им новую жизнь. Как и всякая болезиь, это социально - нонхологическое заболевание в коие'чном сче те разрешается, однако с немалыми издержками, по-' терями и жертвами.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz