Ленинское знамя. 1991 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1991 г. (г. Липецк)

Л Е Н И Н С К О Е З Н АМЯ 10 января 1991 г.,№ 7 (18 904) ВСЕ Адрес СЕРДЦЕМ К СЕРДЦУ Вдумайггесь эту цифру, писала недавио газета <<^- ветская Россия», 1 милтшен 100 тысяч детей сегодня даи- вут и воспитывалотся в дет­ ских иитернатных учрежде- ■ниях. Сиротство га«ого мас­ штаба страна знала лишь в го(ДЬ1 войны и голода. Можно сокдашаться по этому поводу, можно искать причины, что же с нами про­ исходит, дачаму появилась в нашем обществе эта зияю­ щая брешь, -а можно, как моя собеседница Раиса Ива­ новна Мещерякова, взять и протянуть руку помощи сла­ бым и беззащитньм. О семье Раисы Ивановны и Ивана Николаевича Ме 1 це- ряковых не раз рассказыва лось на страницах газет. По этому лишь вкржтце налом ИЮ читателям а с т о рш ее создания. До 12 лет единст венным .ребенком в .ней был Костя. Затем стряслась бе да в доме родственников — сирютами осталось трое де­ тей: старшем!у Олегу было тогда 14 лет, Ольге — чуть меньше, Оксана только пош­ ла в школу. Приютили их Мепщря'Ковы у себя, обогре­ ли, .приласкали, стали для них отцам и матерью. А Раи­ са Ивановна, сопримоснув шись однажды с детской бе дой, окончательно потеряла покой — зачастила в интер нат Д.Ш 1 сирот и детей. Удо­ черили Наташу, а у нее, как оказалось, есть сестренка Аня, а у 4ни неразлуч­ ный друг Шеня. — Волновалась я очень; когда .поехали забирать их — .рассказьшает Раиса Ива- яш на . — Как оно сложит­ ся? А вьидло все гораздо проще. Подбеткали ко мне веселые; мы. мама, знали, что ты з а нами придешь. И Ивана Николаевича моего сржзу папой назвали, а тот .прямо р а е д ^ л в улыбке. Поступок Мещеряковых вызвал- у окиокающих не только восхищение, но и обьгоателы:кое любопытст­ во: а что они от этого будут иметь, некоторые кинулись скрупулезно подсчи,тывать льготы, ведь их у многодет­ ных «столько»! Что ж, как говорится, на чужой 1 Р 0 ТОК не накинешь платок, но. как заметдаа Раиса Иванот- на, эти .пересуды ведут те, у кого квартиры стенками да хрусталем забиты. Да, Ме­ щеряковым .помогают. И го­ сударство, и Детский фонд, и совхоз «Липецкий», и про­ сто добрые люди, — всех •не перечислить. Ма;териа.пь- но семья живет хорошо, де­ ти ни в чем не испытывают недостатка. Тут не только ПОМОЩЬ' сказывается, но. и труд сл)мих Мещеряковых. Иван Николаевич, шофер Ё воспитании детей Раиса Ивановна идет от народной педагогики — она надеж­ нее многих теорий,, ибо на здравом смьюле держится. Дети, как я уже говорил, были очень слабые, часто болели. В семье завели пра­ вило; в .любую по 1 го№г про­ гуливаться босиком. И вот, с радостью замечает Раиса .Ивановна, полтора года уже не ходит с Шеней по вра- У .того же Жени плохо ра­ ботали .пальцы рук. Что при- кажеш|. делать? Й здесь Раи­ са Иваковна нашла выход — мало-помалу, а научила м а ­ льчика В'язать. Надо ли го­ ворить о том, сколько пот- р ^ в а л о с ь от матери вьщер-' жки и терпения. В/прочем, в я ­ зать в семье- умеют все. И не только вязать. Аня, на­ пример, Неплохо .рисует, На­ таша увлеченно занимается танцами. Исподволь,. неза­ метно 'Развивает Раиса Ива­ новна таланты детей. В этих физически крепких, жизне­ радостных ребятах никто сейчас не узнает прежних си­ рот, которые поначалу пря­ тали хлеб под нодупвфг; боя­ лись, что еды на всех не хва- Костя и Олег, окончив ПТУ, служат сейчас в Со­ ветской Армии. О^ю не так давно вьипла замуж. По словам Раисы Ивановны, муж — человек па п РабОТЯЩНЙ, уВаЖИТбЛЬВЫЙ. Раиса Ивановна, иеомотря ™ равно, волнуется на большие семейные хлопо- з а молодьк, надо по­ ты, рабо,тает в отделе соци- »точь семье встать на ноги, ального обеспечения Право- Оксана учится сейчас в вось- береж|Ного райисполкома. В классе. Она первая большой семье лишняя ко- помохцница •матери во всех пейка не лишняя. домашних делах. Сестренки Тем, кто подсчитывает ^ Н а т ^ а — в четвер- «вьиоду»., не мешало . бы 4 '°м классе. Женя- — в треть- хоть раз за.думаться о том тяжелом грузе ответственно-. сти, что добровольно взяли на свои плечи супруги. Из­ вестно, что контингент дет- Смотрю на ребятишек: в их глазах — ни тени печали. Вое самое трудное и плохое для них позади. В лице Раи- домовских ребятишек непро- Ивановны и Ивана Ни- стой, педагогически залу- щенный. Многих надо бук вально возвращать к норма младшие ухаживать за больными и не­ мощными стариками. Таи, от А. СУТОРМИН. АДМИНИСТРАТОРЫ, ЗАДУМАЙТЕСЬ! Заметьте, многие учителя называют своих директора шко­ лы и его замов словечком «ад­ министрация». Это понятие из- давно заложено в служебной терминологии шкрабов (школь­ ные работники. Лексикон20-х ^ .. __ ___________ _______ ^ —30-х гг). А вот В. А. Сухом- нр'йдут родители», «дежурить» ника !встретила. И| хотя дел у ходить в школу, потому, что должны показаться начальст­ ву, Ни дел, ни заданий у них нету, они часто придумываются: караулить батареи, «чтобы не разморозились», навести ни классного руководства, ни кабинета. И вот, показавшись нашему искореженному стали­ низмом директору,! я слоняюсь по школе до обеда!. На осенних каникулах я опоздкла на 10 ми- радок в кабинете, «а вдруг нут. родительницу своего уче- линскнй называл школу Домом Радости. Представляете,! в учительском лексиконе та­ кое; администрация Дома ра­ дости?! Увы, автор письма пишет об администраторах! школы. 1 Суть -письма: «Дорогая редакция, нас, учителей, все время зас­ тавляют ходить во время кани­ кул в школу. Н;ч за чем? Про­ сто ретивая .администрация в очередной раз держит нас в страхе и делает вид, что мы Комментарий к письму меня никаких не б(яло, мне и «фюрер» влепил выговор...». Она же пишет | о практике отгулЬв в их шкоде. Оказыва­ ется, их дают за ;организацию пита 1 )ия ребят, за рабоТ'у в сов­ хозе и т. 'д . Администраторы, опомнитесь, учителям в кани­ кулы просто необходима пе­ редышка, Необходимо, чтобы и I учители ! отдохнули друг от друга. [Забив свобод- работаем. Разве это правиль- ки». Кстати, такое неприкры- ■' > Вместо подписи припис- тое воровство времени идет и встреча с детьми или творчес­ кое дело, если методический _____ . ___ семинар или педсовет. А если ное время детей и учителей до- ничего? Тогда — «для галоч-■отказа, вечных проблем ] не решишь. Пусть все ь ка:. «С. В. Полностью не под­ писываюсь. Школа далеко от города, я живу рядом. Если директор обозлится, выгонит. Тогда ездить придется. Не обижайтесь. С. В.». Предполагаем, что автора письмеца зовут Светлана Ва­ сильевна или Валентиновна, или Викторовна. Так вот, ува­ жаемая Светлана Викторовна (С. В.) Вы задали очень прин­ ципиальный вопрос о времени учителя, о бережном к нему осенью, и летом. Ну, чистая бю­ рократия. Творческий потенциал, ре­ зервы мастерства учителя, — в' его свободном времени. Ад­ министраторы, ваши учителя, не успевают читать, ходить в театр, тщательно готовиться к урокам. Не успевают думать. Некогда. Многие живут очень далеко от щкол. Зачем обязы­ вать их торчать в школе, яко бы, для чего-то? Пусть дома казенной школе отношении. Потому мы за вас ют книги, пишут планы, свои обращаемся к ретивой школь- - -------- --------------- ----- " ' администрации: «Заду­ майтесь!» Перестройка ко всему прочему, пересмотр кем-то когда-то установленных сложная проблема. Дома лег че думается. Давайте будем людьми, учи правил, прежде всего лишен- телей ведь так затюкали! Не администрирования и приводит ных смысла, а то и глупых, бойтесь освободить их от все- унизительных. Причем, боль- го наносного, ненужного. У шинство таких «правил» мест- педагогов вся жизнь — работа, ного «изобретения». Есть шко- Учительница, написавшая нам, лы, где учителя обязаны при- свидетельствует; .«У меня нет льные дела будут редкими, но меткими, обогащающими серд­ це, душу и настайников, и вос­ питанников. КстатЦ, вглядитесь в свои педсоветы, оперативки, совещания _с^ учителями. Судя по встречам с выпускниками педвуза, они неинформативны,^ на них не совету 1 Н’гся, не спо­ рят, не ищут истицы и пути воспитания богатой личности. Напротив, многие из таких «бдений» пусты, формальны, директивно - административ- Количеством , отобранного у детьми занимаются, нако- педагогов времени качества ре­ учительские, дети — это зультатов не добиться. Все ^ тт 'ДОЛЖНО быть в меру. И послед­ нее; тупое, НО последователь­ ное применение карательного полному развалу дисциплины во многих школах, 6 которых и дети, и учителя говорят с неприязнью. Адм11нистраторы, задумайтесь! волаевича они нашли себе настоящих мать и отца — паппп., .п заботливых, умных, .работя- льной жизни. Задача эта не ^их . С раннего утра- и до многим по силам. Желающих позднего вечера не ум 10 лка- усьшовнть или удочерить си- ® ДОме счастливые детс- рот немало, но каждый хо- голоса. Да, за судьбу тел бы взять в-семью здоро- тешеръ^яошно_СЕ*е: , вого 1 И развитого ребежа . вожо(ваться. Нр (как быть с Посмотрят, поохают, новзды- тысячами детей, до сих пор хают и уходят ни с чем. , живущих без родительокой В многодетной се.мье мно- ■'™бви и ласки? гое зависит от умения орга- — Если бы каждая семья низовать быт, привлечь всех ' взяла к себе хоть по одно- " “ мере воэм'ожности к му ребенку, то проблема си- участию в домашних делах, ротства давно бы была ре- иначе дело может свестись шена, — говорит Раиса Ива­ не к воспитанию, а к «'обслу- довна. Вроде бы просто, но какое доброе и сострадатель- сердце надо для этого иметь! Сама Раиса Ивановна все чаще задумывается над тем; не взять ли из детдома живанию»: успеть бы обсти­ рать и накормить, запастись продуктами. У Раисы Ива­ новны заведено, что дети ® НУТ и убирают за собой са­ ми. Чистоте и порядку в до- еще одного малыша? ме можно только позавидо- Ради чего мы живем? ■вать. Старшие сыновья до Разве не ради детей? ухода в армию помогали от- ...Низкий земной поклон ц.> в его .заботах и хлопотах, Мать. Пусть вечно длнт- •помогают матери земле годы твои! ВМЕСТЕ С ПАПАМИ ИМАМАМИ Спортзал Чаплыгинской средней школы № 2 знавал вания, но и на них вряд ли было столько спортив­ ного азарта и... смеха. 5 января здесь соревно­ вались вместе дети и взрос­ лые. Лозунг «Папа, мама и я — спортивная семья» привлек самые дружные, веселые семьи, в которых любят подвижные игры. Не раз аплодировали зри­ тели семье Давыдовых ^ второкласснику Паше, Ан­ тонине Евгеньевне и Алек­ сандру Семеновичу. Отли­ чилась и мама третьеклас­ сницы Вали Пашиновой — Наталья Борисовна. Она стала единственной, кому удалось забить во время игры в ручной мяч два го­ ла. С. АНДРЕЕВА, Разговор начистоту ИЭТО-ТОЖЕ ДЕДОВЩИНА Нам позвонила М, Н. Фро- об этой скрытой жйзни де- лова, швея, мать двоих детей, тей. .Если толковый директор И вот что рассказала. школы узнает о фадтах наси- — У сына, ему 13 лет, се- ■лия в своей школе,!он найдет годна опять, отобрали деньги силы и пресечь, и охранить, и у кинотеатра «Заря». Сначала дать наглядный урок любому, подошел маленький мальчиш- Ему помогут и ав|торитетные ка и попросил 20 копеек. Сын старшеклассники, и родители, ему отказал. После этого по- и шефы. О любом |таком слу дошли четверо парней, окру­ жили, и один из них заявил; «Ты что маленького обижа­ ешь, жмот! А ну, выворачивай карманы!» И забрали 3 рубля. чае должны узнать |1работники милиции, районны|й участко­ вый. Грабителей можно вы- числить, найти и публично на­ казать. Я не беру в кавычки Каникулы в Красном « В Е С Е Л А Я К А Р У С Е Л Ь » Закрутить ев‘ поначалу го- лия устроителей-ледового ба-викторины увлекли ребят, мальчишек большое впечат- участников финала из соста- спрашивать, понравился товились на льду. Природная ла. На льду появилась вода. Каждый нашел себе занятие ление. Пожалуй', не нашжюь ва йгкольных делегаций. Ку- праздник или нет. Ответ чи- достопримечательность Крас- и взрослые, принимая во по возрасту, интересам. Ма-среди них обделенных этой да там.. Один костюм луч- тался по лицам — радостно- ного^,— каскад великолепных вянмание это обетоятельство,льшшю особенно притягива- забавой. Даже стеснительные ще другого. Но затем сори- возбужденным, на |редкос,ть прудов посрюди села. Вот и а также ^сопоставив проч-ли к себе лохпади, катание на и «ненонкурентноспособные» ентировались, использовав счастливым для нашего не- решили было орга'Низаторы ность льда с тысяченогам от-которых тоже входило в про- хоть раз. но прокатились по метод отбора по сюжетам С простого времени, спортивно - театрализованно- рядом участников «Веселой грамму. Руководители мест-■кругу. . трудом, но все же подвели — Кое-кто сомневался в го праздника преподнести карусели», , не ^стали риско- ных колхозов и совхозов . Самое серьезное отношё- итоги конкурса. Вручил» успехе «Веселой карусели», сюрприз детям. Расчистили вать. Место действия, к ве- .охотно пошли навстречу орг- ние вы.звал к себе конкурс призы. А вообще-то' наград — говорит секрета{н> р»айко- на одном из водоемов огром- ликому огорчению детворы, комитету «Веселой карусе- новогодаих костюмов. Члены заслуживали все без иеклю- ма КПСС В. Д. Путилина. — щую ледовую площадку,. было перенесено на ■,площадь ли», предоставив в его рас- жюри не могли предугадать чеяия. Сколько выдумки, ста- Аргумент приводился один: подъездные пути, оборудова- возле Дома культуры. поряжение лучших рысаков, такого обилия нарядов. На ихрання, да и мастерства вло- время массовых мероприятий ли временным электроосве- Однако вьшушденные из- а к ним — легкие, быстро- суд было, представлено бо-жили мальчишки и девчонки прошло. Согласна, прошло, щением для гуляний в ве- менения в сценарии недолгоходные сани^козыри». Ра- лее сотни вариантов одежды,, в изготовление своих костю- Но только не в отношении де- чернее время. Казалось, пре- омрачали настроение школь- зукрашенные новогодней — Мы попросту растеря- мов.1 тей. Они не должны стать дусмотрели все до мелочей, ников, съехавшихся напразд- атрибутикой и управляемыелись. —• рассказывает ин- С раннего утра и до суме- жертвой политических игр Но незвянная-тоттепеяь-без—ник-со-всего-ч>айона,^йното-—сказочными персонажами, спектор роно В. А. Комкова, рек веселились ребята на взрослых. Считаю что дет- жалостно перечеркнула уси- численные конкурсы, игры, экипажи производили на — Попытались было отобрать площади. • И не надо было ство неприкосновенно. ждут его ребята. Конечно же, поспеть всю­ ду просто нет возможности. Дирщггор рас­ считывает побывать в наиболее’ крупных селах. Почему один? Сам Владимир Ва­ сильевич^ на этот вопрос ответить постес­ нялся, на помощь ему пришел заведующий роно В, А, Валиков; -можно определить сюжетную линию’ ум- об 1 д а н ^ Е 'д е т ь м и ^ В ^ а д ного и тонкого Фильма «Человек с бельва- общения с детьми, а данном случае неоо СУНДУКОВСКИЙ СИНЕМАТОГРАФ Кино о кино. На мой взгляд так, кратко. г т к г филь а е век с ульва­ ра Капуцинов», Помните, какое модщое очищающее нравственное начало привнес в среду невежественных ковбоев главный герой? Вряд ли добился бы он столь пора­ зительного успеха, читая ковбоям* пропове­ ди или лекции по культуре общения. Он обладал более сильнодействующим оружи­ ем — синематографом, по нашему —- ки­ но. Героя этого фильма мне отдаленно на­ помнил директор районной киносети Вла­ димир Васильевич Сундуков. Разумеется, на дворе другое время, д ай дело Сундуков имеет, с иной аудиторией. Но дефицит нравственности, добра, челове­ колюбия по-П 1 южнёму. велик. Восполнять его надо именно в детях, наиболее воспри­ имчивой и отзывчивой на хорошее части нашего «йщества. Вот и мотается В. В. Сундуков по району со своим «синемато­ графом» В каждом клубе, Доме культуры СЕРГИЕВСКИЕ КОЛЯДКИ На самом возвьипенном сте села Сергиевка стоит по луразрушенная церковь. Кре­ пость старинной кирпичной ходимы еще обширные знания по истории кино. Нынешний кинофестиваль Владимир Васильевич задумал провести нетрадицион­ но. Помимо демонстрации фильмов,, им предусмотрено проведение. викторин с обя­ зательным вступительным словом по каж­ дой ленте. Помощников ему в этом деле, к сожалению, »е нашлось. Действительно, интерес к кинофестива­ лю среди детей огромен. Этому способст вует не только разнообразньгй репертуар популярных фильмов (в основном сказок и «мультиков»), но и непосредственный кон­ такт с' маленькими зрителями. Скажу боль­ ше, контакт с интересом. Ведь за правиль­ ный ответ на вопрос ведущего викторины полагается приз. Кинодирекция, несмотря на жесточайший дефицит средств, изыска-. ла возможность для поощрения эрудиро­ ванных ребят. ми бульдозеров. Крошились Издавна считается, стены, покрывались шрама ми, но чем ближе « основа нию — поддавались вс меньше. Такбй же «бомбар дировке» атеистической про пагандой долгие годы под квартет в составе Лены Ко- — Жили дружно, в праэдни- белевой, Наташи Волковой^ ки собирались вместе. В од- Ирины Моториной и Марины ной избе — молодежь, Покатиловой прошелся по другой — женщины, в треть- селу и в каждом доме ветре- ей — мужчины. Веселились тил привет да ласку хозяев, от души: пели, плясали, ря- устраивали различные игры. женые в деревенской хате— Что сближало тогда людей? к добру и благополучию. Вера. Не в темные силы, а — Колядкам на 5 ^ л а ме- в человеческие идеалы, ня моя бабушка Елизавета Долго вели разговор Васильевна, — рассказыва- эту тему два поколения. Стар- . ет Лена Кобелева. — Нам шему было о чем ,расска- вергалась и вера людей. Она понравился этот старинный зать, младшему — что за- тоже оказалась . полуразру- обряд, решили с девчонками помнить. Хорошо так, ладно шенной, но не до конца. возродить его. разговаривали. Вместе пели Приглашеннью в школу по , С колядок начались воспо- старинные и современные случаю Рождества Христова минания. Бьшшая учительни- песни, плясали русского, ма- почтенные жители села были ца Анна Захаровна Манаен- таню .'А у меня в голове буд­ немало удивлены, когда дев- нова на некоторое время вер- то застряли слова колядок чонки-старшеклассни'цы ис- нулась в пору своей далекой «Хозяин, хозяин позволь у полнили перед ними не при- молодости. окошка стать, колядку рас- вычную , патриотическую — Наше село Яковлево бы- сказать...», песнь, а полузабытые,. не- ло когда-то большим и мно- Д. БЕЛОКОПЫТОВ, весть откуда взятые коляд- голюдным, — рассказывала корр. «Ленинского ки. Днем раньше девичий она притихшим ребятишкам. знамени». Осенью там же отобрали рубль слово грабители. ; Неважно, с мелочью. Когда же эту ма- сколько отобрано д^нег, — 20 фию задержат и накажут,’ Оба копеек или б рублей. Это не- сына жалуются, что деньги у прикрытый грабеж. 1 ребят отбирают везде; в школь- Случай, о которой поведала ном туалете, буфете. -Иногда читательница Фро||юва, дает встречают после школы. Мо- повод родителям чаще ходить гут пристать даже в трамвае. С детьми вместе, в том числе Хорошо еще, что сына не из- “ к кинотеатр. Конечно же, били... дело не в устрашении, а в пре- Вопрос, заданный М. Н, Фро- дотвращении агрессин ребят, ловой, не нов. Но проблема Ош*, полагащ, не закоренелые насилия школьников йад школь- преступники. Пути решения никами — это часть общей этой проблемы нелегки. 1лав- проблемы «школьной, дедовщи- ный же в том, чтобы все мы, ны». Раньше мы говорили о взрослые, попробовали обеспе- ростё детской преступности, ь детям чувство личной за- агреееивности, сегодня следует Щищенносги, и никто, никакие говорить, кричать о взрыве рас- местные «мафиози», такой кон- пущенности. Каникулярное куренции не выдержат, время — всегда криминогенно. Учащиеся 14-й липецкой шко- бездельное , свободное время ари 1 розили пренодавате- питает пороки. К сожалению, лю. отобравшему у них на и в прежние времена была же- УРоке нечто нетютреоное. Ма- стокость к детям — самым без- ло того, они собрали «кодлу» и защитным растущим людям на- привели ее к школе. И тогда шего противоречивого общест- все мужчины школы вышли ли­ ва. Но все-таки это были слу^ Дом к лицу и сказали: «Пре- чайности, а н е . система. На- дупреждаем, дело пахнет для ’силие' стало образом жизни, всех керосином!» И все. И ни- В этой довольно типичной каких последствий, ситуации самое страшное не ...Несколько лег назад жи- в том, что. отобрали у мальчиш- тели крупного сибирского села ки 3 рубля, а в том. что ото- Новоселово Томской области брали веру в справедливость, в силу общества, в закон, ох­ раняющий всех и каждого. Ог­ раблена душа ребенка. Что сказать юному Фролову? А его маме? А кто из «ас по-настоя­ щему знает широту и глубину этих метастаз? Ребенок, как и взрослый че­ ловек, — лица неприкосновен- Поднять на него руку, все до единого •— собра лись в просторном дворе шко­ лы на общий педсовет. Ди­ ректор сказал речь из трех слов. И все село договорилось о простых правилах контроля, помощи, внимания ко всем, без исключения, детям. При­ чем, везде; в клубе, кинотеат ре, магазине, на , улицах. И жители села не пропустили ни проявить насилие — самый единого случая насилия ипро- тяжкий грех перед -обществом сто нарушения морали. За 20 людей. Этот постулат должен лет ни в школе, ни в селе не быть впитан к: молоком мате- было ни одного серьезного ри. Но мы воспитывались и «ЧП». Я ездил в это село, го- воспитываем своих детей сегод- ворил с десятками людей, ро- ня на других антиподных «цен- дителей. Факт, как говорится, ностях»: «бей первым», «дай без обмана. Взрослые «блоки- сдачи». Наше общество не по- ровали», погасили все очаги гибнет от дефицита колбасы и очажочкй жестокости, агрес- или картошки. Оно может по- сивности ребят. .Свидетельст- гибнуть от «атомного» взрыва вую! Люди договорились о насилия. неравнодушии и слово сдержа- Ну, а как же быть с кон- ли. Кстати, знаете, что ска- кретной ситуацией, когда уде- зал директор Новооеловской тей всюду отбирают копейки школы селянам? Он, действн- обнаглевшие юные «мафиози»? тельно, сказал им три важных Для начала нам, взрослым, ро- слова: «Все ' дети—-наши!» дителям, учителям, работни- С. ШМАКОВ, кам правоохранительных ор- кандидат ганпв необходима информация педагогических наук.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz