Ленинское знамя. 1991 г. (г. Липецк)
Л Е Н И Н С К О Е З Н АМЯ 10 января 1991 г.,№ 7 (18 904) ВСЕ Адрес СЕРДЦЕМ К СЕРДЦУ Вдумайггесь эту цифру, писала недавио газета <<^- ветская Россия», 1 милтшен 100 тысяч детей сегодня даи- вут и воспитывалотся в дет ских иитернатных учрежде- ■ниях. Сиротство га«ого мас штаба страна знала лишь в го(ДЬ1 войны и голода. Можно сокдашаться по этому поводу, можно искать причины, что же с нами про исходит, дачаму появилась в нашем обществе эта зияю щая брешь, -а можно, как моя собеседница Раиса Ива новна Мещерякова, взять и протянуть руку помощи сла бым и беззащитньм. О семье Раисы Ивановны и Ивана Николаевича Ме 1 це- ряковых не раз рассказыва лось на страницах газет. По этому лишь вкржтце налом ИЮ читателям а с т о рш ее создания. До 12 лет единст венным .ребенком в .ней был Костя. Затем стряслась бе да в доме родственников — сирютами осталось трое де тей: старшем!у Олегу было тогда 14 лет, Ольге — чуть меньше, Оксана только пош ла в школу. Приютили их Мепщря'Ковы у себя, обогре ли, .приласкали, стали для них отцам и матерью. А Раи са Ивановна, сопримоснув шись однажды с детской бе дой, окончательно потеряла покой — зачастила в интер нат Д.Ш 1 сирот и детей. Удо черили Наташу, а у нее, как оказалось, есть сестренка Аня, а у 4ни неразлуч ный друг Шеня. — Волновалась я очень; когда .поехали забирать их — .рассказьшает Раиса Ива- яш на . — Как оно сложит ся? А вьидло все гораздо проще. Подбеткали ко мне веселые; мы. мама, знали, что ты з а нами придешь. И Ивана Николаевича моего сржзу папой назвали, а тот .прямо р а е д ^ л в улыбке. Поступок Мещеряковых вызвал- у окиокающих не только восхищение, но и обьгоателы:кое любопытст во: а что они от этого будут иметь, некоторые кинулись скрупулезно подсчи,тывать льготы, ведь их у многодет ных «столько»! Что ж, как говорится, на чужой 1 Р 0 ТОК не накинешь платок, но. как заметдаа Раиса Иванот- на, эти .пересуды ведут те, у кого квартиры стенками да хрусталем забиты. Да, Ме щеряковым .помогают. И го сударство, и Детский фонд, и совхоз «Липецкий», и про сто добрые люди, — всех •не перечислить. Ма;териа.пь- но семья живет хорошо, де ти ни в чем не испытывают недостатка. Тут не только ПОМОЩЬ' сказывается, но. и труд сл)мих Мещеряковых. Иван Николаевич, шофер Ё воспитании детей Раиса Ивановна идет от народной педагогики — она надеж нее многих теорий,, ибо на здравом смьюле держится. Дети, как я уже говорил, были очень слабые, часто болели. В семье завели пра вило; в .любую по 1 го№г про гуливаться босиком. И вот, с радостью замечает Раиса .Ивановна, полтора года уже не ходит с Шеней по вра- У .того же Жени плохо ра ботали .пальцы рук. Что при- кажеш|. делать? Й здесь Раи са Иваковна нашла выход — мало-помалу, а научила м а льчика В'язать. Надо ли го ворить о том, сколько пот- р ^ в а л о с ь от матери вьщер-' жки и терпения. В/прочем, в я зать в семье- умеют все. И не только вязать. Аня, на пример, Неплохо .рисует, На таша увлеченно занимается танцами. Исподволь,. неза метно 'Развивает Раиса Ива новна таланты детей. В этих физически крепких, жизне радостных ребятах никто сейчас не узнает прежних си рот, которые поначалу пря тали хлеб под нодупвфг; боя лись, что еды на всех не хва- Костя и Олег, окончив ПТУ, служат сейчас в Со ветской Армии. О^ю не так давно вьипла замуж. По словам Раисы Ивановны, муж — человек па п РабОТЯЩНЙ, уВаЖИТбЛЬВЫЙ. Раиса Ивановна, иеомотря ™ равно, волнуется на большие семейные хлопо- з а молодьк, надо по ты, рабо,тает в отделе соци- »точь семье встать на ноги, ального обеспечения Право- Оксана учится сейчас в вось- береж|Ного райисполкома. В классе. Она первая большой семье лишняя ко- помохцница •матери во всех пейка не лишняя. домашних делах. Сестренки Тем, кто подсчитывает ^ Н а т ^ а — в четвер- «вьиоду»., не мешало . бы 4 '°м классе. Женя- — в треть- хоть раз за.думаться о том тяжелом грузе ответственно-. сти, что добровольно взяли на свои плечи супруги. Из вестно, что контингент дет- Смотрю на ребятишек: в их глазах — ни тени печали. Вое самое трудное и плохое для них позади. В лице Раи- домовских ребятишек непро- Ивановны и Ивана Ни- стой, педагогически залу- щенный. Многих надо бук вально возвращать к норма младшие ухаживать за больными и не мощными стариками. Таи, от А. СУТОРМИН. АДМИНИСТРАТОРЫ, ЗАДУМАЙТЕСЬ! Заметьте, многие учителя называют своих директора шко лы и его замов словечком «ад министрация». Это понятие из- давно заложено в служебной терминологии шкрабов (школь ные работники. Лексикон20-х ^ .. __ ___________ _______ ^ —30-х гг). А вот В. А. Сухом- нр'йдут родители», «дежурить» ника !встретила. И| хотя дел у ходить в школу, потому, что должны показаться начальст ву, Ни дел, ни заданий у них нету, они часто придумываются: караулить батареи, «чтобы не разморозились», навести ни классного руководства, ни кабинета. И вот, показавшись нашему искореженному стали низмом директору,! я слоняюсь по школе до обеда!. На осенних каникулах я опоздкла на 10 ми- радок в кабинете, «а вдруг нут. родительницу своего уче- линскнй называл школу Домом Радости. Представляете,! в учительском лексиконе та кое; администрация Дома ра дости?! Увы, автор письма пишет об администраторах! школы. 1 Суть -письма: «Дорогая редакция, нас, учителей, все время зас тавляют ходить во время кани кул в школу. Н;ч за чем? Про сто ретивая .администрация в очередной раз держит нас в страхе и делает вид, что мы Комментарий к письму меня никаких не б(яло, мне и «фюрер» влепил выговор...». Она же пишет | о практике отгулЬв в их шкоде. Оказыва ется, их дают за ;организацию пита 1 )ия ребят, за рабоТ'у в сов хозе и т. 'д . Администраторы, опомнитесь, учителям в кани кулы просто необходима пе редышка, Необходимо, чтобы и I учители ! отдохнули друг от друга. [Забив свобод- работаем. Разве это правиль- ки». Кстати, такое неприкры- ■' > Вместо подписи припис- тое воровство времени идет и встреча с детьми или творчес кое дело, если методический _____ . ___ семинар или педсовет. А если ное время детей и учителей до- ничего? Тогда — «для галоч-■отказа, вечных проблем ] не решишь. Пусть все ь ка:. «С. В. Полностью не под писываюсь. Школа далеко от города, я живу рядом. Если директор обозлится, выгонит. Тогда ездить придется. Не обижайтесь. С. В.». Предполагаем, что автора письмеца зовут Светлана Ва сильевна или Валентиновна, или Викторовна. Так вот, ува жаемая Светлана Викторовна (С. В.) Вы задали очень прин ципиальный вопрос о времени учителя, о бережном к нему осенью, и летом. Ну, чистая бю рократия. Творческий потенциал, ре зервы мастерства учителя, — в' его свободном времени. Ад министраторы, ваши учителя, не успевают читать, ходить в театр, тщательно готовиться к урокам. Не успевают думать. Некогда. Многие живут очень далеко от щкол. Зачем обязы вать их торчать в школе, яко бы, для чего-то? Пусть дома казенной школе отношении. Потому мы за вас ют книги, пишут планы, свои обращаемся к ретивой школь- - -------- --------------- ----- " ' администрации: «Заду майтесь!» Перестройка ко всему прочему, пересмотр кем-то когда-то установленных сложная проблема. Дома лег че думается. Давайте будем людьми, учи правил, прежде всего лишен- телей ведь так затюкали! Не администрирования и приводит ных смысла, а то и глупых, бойтесь освободить их от все- унизительных. Причем, боль- го наносного, ненужного. У шинство таких «правил» мест- педагогов вся жизнь — работа, ного «изобретения». Есть шко- Учительница, написавшая нам, лы, где учителя обязаны при- свидетельствует; .«У меня нет льные дела будут редкими, но меткими, обогащающими серд це, душу и настайников, и вос питанников. КстатЦ, вглядитесь в свои педсоветы, оперативки, совещания _с^ учителями. Судя по встречам с выпускниками педвуза, они неинформативны,^ на них не совету 1 Н’гся, не спо рят, не ищут истицы и пути воспитания богатой личности. Напротив, многие из таких «бдений» пусты, формальны, директивно - административ- Количеством , отобранного у детьми занимаются, нако- педагогов времени качества ре учительские, дети — это зультатов не добиться. Все ^ тт 'ДОЛЖНО быть в меру. И послед нее; тупое, НО последователь ное применение карательного полному развалу дисциплины во многих школах, 6 которых и дети, и учителя говорят с неприязнью. Адм11нистраторы, задумайтесь! волаевича они нашли себе настоящих мать и отца — паппп., .п заботливых, умных, .работя- льной жизни. Задача эта не ^их . С раннего утра- и до многим по силам. Желающих позднего вечера не ум 10 лка- усьшовнть или удочерить си- ® ДОме счастливые детс- рот немало, но каждый хо- голоса. Да, за судьбу тел бы взять в-семью здоро- тешеръ^яошно_СЕ*е: , вого 1 И развитого ребежа . вожо(ваться. Нр (как быть с Посмотрят, поохают, новзды- тысячами детей, до сих пор хают и уходят ни с чем. , живущих без родительокой В многодетной се.мье мно- ■'™бви и ласки? гое зависит от умения орга- — Если бы каждая семья низовать быт, привлечь всех ' взяла к себе хоть по одно- " “ мере воэм'ожности к му ребенку, то проблема си- участию в домашних делах, ротства давно бы была ре- иначе дело может свестись шена, — говорит Раиса Ива не к воспитанию, а к «'обслу- довна. Вроде бы просто, но какое доброе и сострадатель- сердце надо для этого иметь! Сама Раиса Ивановна все чаще задумывается над тем; не взять ли из детдома живанию»: успеть бы обсти рать и накормить, запастись продуктами. У Раисы Ива новны заведено, что дети ® НУТ и убирают за собой са ми. Чистоте и порядку в до- еще одного малыша? ме можно только позавидо- Ради чего мы живем? ■вать. Старшие сыновья до Разве не ради детей? ухода в армию помогали от- ...Низкий земной поклон ц.> в его .заботах и хлопотах, Мать. Пусть вечно длнт- •помогают матери земле годы твои! ВМЕСТЕ С ПАПАМИ ИМАМАМИ Спортзал Чаплыгинской средней школы № 2 знавал вания, но и на них вряд ли было столько спортив ного азарта и... смеха. 5 января здесь соревно вались вместе дети и взрос лые. Лозунг «Папа, мама и я — спортивная семья» привлек самые дружные, веселые семьи, в которых любят подвижные игры. Не раз аплодировали зри тели семье Давыдовых ^ второкласснику Паше, Ан тонине Евгеньевне и Алек сандру Семеновичу. Отли чилась и мама третьеклас сницы Вали Пашиновой — Наталья Борисовна. Она стала единственной, кому удалось забить во время игры в ручной мяч два го ла. С. АНДРЕЕВА, Разговор начистоту ИЭТО-ТОЖЕ ДЕДОВЩИНА Нам позвонила М, Н. Фро- об этой скрытой жйзни де- лова, швея, мать двоих детей, тей. .Если толковый директор И вот что рассказала. школы узнает о фадтах наси- — У сына, ему 13 лет, се- ■лия в своей школе,!он найдет годна опять, отобрали деньги силы и пресечь, и охранить, и у кинотеатра «Заря». Сначала дать наглядный урок любому, подошел маленький мальчиш- Ему помогут и ав|торитетные ка и попросил 20 копеек. Сын старшеклассники, и родители, ему отказал. После этого по- и шефы. О любом |таком слу дошли четверо парней, окру жили, и один из них заявил; «Ты что маленького обижа ешь, жмот! А ну, выворачивай карманы!» И забрали 3 рубля. чае должны узнать |1работники милиции, районны|й участко вый. Грабителей можно вы- числить, найти и публично на казать. Я не беру в кавычки Каникулы в Красном « В Е С Е Л А Я К А Р У С Е Л Ь » Закрутить ев‘ поначалу го- лия устроителей-ледового ба-викторины увлекли ребят, мальчишек большое впечат- участников финала из соста- спрашивать, понравился товились на льду. Природная ла. На льду появилась вода. Каждый нашел себе занятие ление. Пожалуй', не нашжюь ва йгкольных делегаций. Ку- праздник или нет. Ответ чи- достопримечательность Крас- и взрослые, принимая во по возрасту, интересам. Ма-среди них обделенных этой да там.. Один костюм луч- тался по лицам — радостно- ного^,— каскад великолепных вянмание это обетоятельство,льшшю особенно притягива- забавой. Даже стеснительные ще другого. Но затем сори- возбужденным, на |редкос,ть прудов посрюди села. Вот и а также ^сопоставив проч-ли к себе лохпади, катание на и «ненонкурентноспособные» ентировались, использовав счастливым для нашего не- решили было орга'Низаторы ность льда с тысяченогам от-которых тоже входило в про- хоть раз. но прокатились по метод отбора по сюжетам С простого времени, спортивно - театрализованно- рядом участников «Веселой грамму. Руководители мест-■кругу. . трудом, но все же подвели — Кое-кто сомневался в го праздника преподнести карусели», , не ^стали риско- ных колхозов и совхозов . Самое серьезное отношё- итоги конкурса. Вручил» успехе «Веселой карусели», сюрприз детям. Расчистили вать. Место действия, к ве- .охотно пошли навстречу орг- ние вы.звал к себе конкурс призы. А вообще-то' наград — говорит секрета{н> р»айко- на одном из водоемов огром- ликому огорчению детворы, комитету «Веселой карусе- новогодаих костюмов. Члены заслуживали все без иеклю- ма КПСС В. Д. Путилина. — щую ледовую площадку,. было перенесено на ■,площадь ли», предоставив в его рас- жюри не могли предугадать чеяия. Сколько выдумки, ста- Аргумент приводился один: подъездные пути, оборудова- возле Дома культуры. поряжение лучших рысаков, такого обилия нарядов. На ихрання, да и мастерства вло- время массовых мероприятий ли временным электроосве- Однако вьшушденные из- а к ним — легкие, быстро- суд было, представлено бо-жили мальчишки и девчонки прошло. Согласна, прошло, щением для гуляний в ве- менения в сценарии недолгоходные сани^козыри». Ра- лее сотни вариантов одежды,, в изготовление своих костю- Но только не в отношении де- чернее время. Казалось, пре- омрачали настроение школь- зукрашенные новогодней — Мы попросту растеря- мов.1 тей. Они не должны стать дусмотрели все до мелочей, ников, съехавшихся напразд- атрибутикой и управляемыелись. —• рассказывает ин- С раннего утра и до суме- жертвой политических игр Но незвянная-тоттепеяь-без—ник-со-всего-ч>айона,^йното-—сказочными персонажами, спектор роно В. А. Комкова, рек веселились ребята на взрослых. Считаю что дет- жалостно перечеркнула уси- численные конкурсы, игры, экипажи производили на — Попытались было отобрать площади. • И не надо было ство неприкосновенно. ждут его ребята. Конечно же, поспеть всю ду просто нет возможности. Дирщггор рас считывает побывать в наиболее’ крупных селах. Почему один? Сам Владимир Ва сильевич^ на этот вопрос ответить постес нялся, на помощь ему пришел заведующий роно В, А, Валиков; -можно определить сюжетную линию’ ум- об 1 д а н ^ Е 'д е т ь м и ^ В ^ а д ного и тонкого Фильма «Человек с бельва- общения с детьми, а данном случае неоо СУНДУКОВСКИЙ СИНЕМАТОГРАФ Кино о кино. На мой взгляд так, кратко. г т к г филь а е век с ульва ра Капуцинов», Помните, какое модщое очищающее нравственное начало привнес в среду невежественных ковбоев главный герой? Вряд ли добился бы он столь пора зительного успеха, читая ковбоям* пропове ди или лекции по культуре общения. Он обладал более сильнодействующим оружи ем — синематографом, по нашему —- ки но. Героя этого фильма мне отдаленно на помнил директор районной киносети Вла димир Васильевич Сундуков. Разумеется, на дворе другое время, д ай дело Сундуков имеет, с иной аудиторией. Но дефицит нравственности, добра, челове колюбия по-П 1 южнёму. велик. Восполнять его надо именно в детях, наиболее воспри имчивой и отзывчивой на хорошее части нашего «йщества. Вот и мотается В. В. Сундуков по району со своим «синемато графом» В каждом клубе, Доме культуры СЕРГИЕВСКИЕ КОЛЯДКИ На самом возвьипенном сте села Сергиевка стоит по луразрушенная церковь. Кре пость старинной кирпичной ходимы еще обширные знания по истории кино. Нынешний кинофестиваль Владимир Васильевич задумал провести нетрадицион но. Помимо демонстрации фильмов,, им предусмотрено проведение. викторин с обя зательным вступительным словом по каж дой ленте. Помощников ему в этом деле, к сожалению, »е нашлось. Действительно, интерес к кинофестива лю среди детей огромен. Этому способст вует не только разнообразньгй репертуар популярных фильмов (в основном сказок и «мультиков»), но и непосредственный кон такт с' маленькими зрителями. Скажу боль ше, контакт с интересом. Ведь за правиль ный ответ на вопрос ведущего викторины полагается приз. Кинодирекция, несмотря на жесточайший дефицит средств, изыска-. ла возможность для поощрения эрудиро ванных ребят. ми бульдозеров. Крошились Издавна считается, стены, покрывались шрама ми, но чем ближе « основа нию — поддавались вс меньше. Такбй же «бомбар дировке» атеистической про пагандой долгие годы под квартет в составе Лены Ко- — Жили дружно, в праэдни- белевой, Наташи Волковой^ ки собирались вместе. В од- Ирины Моториной и Марины ной избе — молодежь, Покатиловой прошелся по другой — женщины, в треть- селу и в каждом доме ветре- ей — мужчины. Веселились тил привет да ласку хозяев, от души: пели, плясали, ря- устраивали различные игры. женые в деревенской хате— Что сближало тогда людей? к добру и благополучию. Вера. Не в темные силы, а — Колядкам на 5 ^ л а ме- в человеческие идеалы, ня моя бабушка Елизавета Долго вели разговор Васильевна, — рассказыва- эту тему два поколения. Стар- . ет Лена Кобелева. — Нам шему было о чем ,расска- вергалась и вера людей. Она понравился этот старинный зать, младшему — что за- тоже оказалась . полуразру- обряд, решили с девчонками помнить. Хорошо так, ладно шенной, но не до конца. возродить его. разговаривали. Вместе пели Приглашеннью в школу по , С колядок начались воспо- старинные и современные случаю Рождества Христова минания. Бьшшая учительни- песни, плясали русского, ма- почтенные жители села были ца Анна Захаровна Манаен- таню .'А у меня в голове буд немало удивлены, когда дев- нова на некоторое время вер- то застряли слова колядок чонки-старшеклассни'цы ис- нулась в пору своей далекой «Хозяин, хозяин позволь у полнили перед ними не при- молодости. окошка стать, колядку рас- вычную , патриотическую — Наше село Яковлево бы- сказать...», песнь, а полузабытые,. не- ло когда-то большим и мно- Д. БЕЛОКОПЫТОВ, весть откуда взятые коляд- голюдным, — рассказывала корр. «Ленинского ки. Днем раньше девичий она притихшим ребятишкам. знамени». Осенью там же отобрали рубль слово грабители. ; Неважно, с мелочью. Когда же эту ма- сколько отобрано д^нег, — 20 фию задержат и накажут,’ Оба копеек или б рублей. Это не- сына жалуются, что деньги у прикрытый грабеж. 1 ребят отбирают везде; в школь- Случай, о которой поведала ном туалете, буфете. -Иногда читательница Фро||юва, дает встречают после школы. Мо- повод родителям чаще ходить гут пристать даже в трамвае. С детьми вместе, в том числе Хорошо еще, что сына не из- “ к кинотеатр. Конечно же, били... дело не в устрашении, а в пре- Вопрос, заданный М. Н, Фро- дотвращении агрессин ребят, ловой, не нов. Но проблема Ош*, полагащ, не закоренелые насилия школьников йад школь- преступники. Пути решения никами — это часть общей этой проблемы нелегки. 1лав- проблемы «школьной, дедовщи- ный же в том, чтобы все мы, ны». Раньше мы говорили о взрослые, попробовали обеспе- ростё детской преступности, ь детям чувство личной за- агреееивности, сегодня следует Щищенносги, и никто, никакие говорить, кричать о взрыве рас- местные «мафиози», такой кон- пущенности. Каникулярное куренции не выдержат, время — всегда криминогенно. Учащиеся 14-й липецкой шко- бездельное , свободное время ари 1 розили пренодавате- питает пороки. К сожалению, лю. отобравшему у них на и в прежние времена была же- УРоке нечто нетютреоное. Ма- стокость к детям — самым без- ло того, они собрали «кодлу» и защитным растущим людям на- привели ее к школе. И тогда шего противоречивого общест- все мужчины школы вышли ли ва. Но все-таки это были слу^ Дом к лицу и сказали: «Пре- чайности, а н е . система. На- дупреждаем, дело пахнет для ’силие' стало образом жизни, всех керосином!» И все. И ни- В этой довольно типичной каких последствий, ситуации самое страшное не ...Несколько лег назад жи- в том, что. отобрали у мальчиш- тели крупного сибирского села ки 3 рубля, а в том. что ото- Новоселово Томской области брали веру в справедливость, в силу общества, в закон, ох раняющий всех и каждого. Ог раблена душа ребенка. Что сказать юному Фролову? А его маме? А кто из «ас по-настоя щему знает широту и глубину этих метастаз? Ребенок, как и взрослый че ловек, — лица неприкосновен- Поднять на него руку, все до единого •— собра лись в просторном дворе шко лы на общий педсовет. Ди ректор сказал речь из трех слов. И все село договорилось о простых правилах контроля, помощи, внимания ко всем, без исключения, детям. При чем, везде; в клубе, кинотеат ре, магазине, на , улицах. И жители села не пропустили ни проявить насилие — самый единого случая насилия ипро- тяжкий грех перед -обществом сто нарушения морали. За 20 людей. Этот постулат должен лет ни в школе, ни в селе не быть впитан к: молоком мате- было ни одного серьезного ри. Но мы воспитывались и «ЧП». Я ездил в это село, го- воспитываем своих детей сегод- ворил с десятками людей, ро- ня на других антиподных «цен- дителей. Факт, как говорится, ностях»: «бей первым», «дай без обмана. Взрослые «блоки- сдачи». Наше общество не по- ровали», погасили все очаги гибнет от дефицита колбасы и очажочкй жестокости, агрес- или картошки. Оно может по- сивности ребят. .Свидетельст- гибнуть от «атомного» взрыва вую! Люди договорились о насилия. неравнодушии и слово сдержа- Ну, а как же быть с кон- ли. Кстати, знаете, что ска- кретной ситуацией, когда уде- зал директор Новооеловской тей всюду отбирают копейки школы селянам? Он, действн- обнаглевшие юные «мафиози»? тельно, сказал им три важных Для начала нам, взрослым, ро- слова: «Все ' дети—-наши!» дителям, учителям, работни- С. ШМАКОВ, кам правоохранительных ор- кандидат ганпв необходима информация педагогических наук.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz