Ленинское знамя. 1991 г. (г. Липецк)
2 «&е-па; 1991 г., № 46 (18 943) Л Е НИНС КО Е ЗНАМЯ Красноярск^ Липецк Судьба и стихи Встречи для вас Как хорошо быть суперменом., Литературный клуб «ЛЗ» НЕБОСВОД МОЙ НЕ СЕР, А СИНЬ... Этот поезд сгорел «На хватит ползать на брюхе. Мы уже возвратились Слабонервным пора Погаситв поминальные свечи. Все равно не сочтемся: Утраты,'как раны, саднят. Этот поезд сгорел, И до.мЬй бЬйвратиться ' нам нечем. Раздирают наш слух Причитанья детей и шенят. Над. дорогбй ночной Оди(гок11е йёчутся звезды. Отбл'есй'емерти застыл В нашИх“те’пЛых пока что ....... глазах. Этот ,пойзд, сгорел, И спасать его глупо и поздно.' Слабонервных пора. Пожалев, выносить на руках. Долго -сеяли мы На земле своей подлости зерна. А теперь пожинаем Плоды' ей' в душах своих. Да, мьУ живы еще. Но, цепляясь за воздух тлетворный. Как щейят и детей, Как спасем мы от гибели их? Звезд уже не видать. Пахнет дймом, сурепкой " ' и ,мятой. Как беотмысленны рельсы, ВрезаюШй^1:й''во тьму! Этот'по|йД сгорел. И стерв^т'нйк, '"'большой и кудлатый. Распростерся над степью. Мы нравимся чем-то ему. Посде собрания Предложили: обсудить! Предложйли; осудить! От регалий, Коль|‘й^^Ж 'освободить! Опу'стйлй'&сё глаза. Обсуждали часа. Руки пЬдняли 'в финале. Подсчитали голоса. А виновник ряд,ом был. Ни.чеса’не гоНо'^йл. Тод 1 ^(^§^,'й]^^иНиУ'в блокноте АккурдЩ*|^р.тил. Этот',-чрдаик .— бывший друг. Этсур)ц 1 Щ рдак ,.~ тоже друг. Ч то ,', т /! й ^ ^ 4,Р^ на чрдлодт^? , Рабодедае?-.Нспу^:^^ В кабинете тишина;",' Ночь опять, пройдет без сна. Он В) смиуедье: где же правда, Если^ 1 Рравда^ есть она? ХУДОЖНИК ВлияТ|е^ц^^^^№,ред- и худсоветы Его:ру|га?йьА 1 Пеною у рта. Он иолунал иазад свои портреты С оценками .«не тот», и. ; /, «не те», «не та». Про женщину: .. . ..она не так рыдает. Про, дерево:,.; ;мп 1 «!!так бы наклонять. А пр|>,егО',манеру: выпадает Из общей, экспозиции опять. Он пожимал растерянно .М...Т;.!: Г плечами: Мол, суд, суров. а возразить нельзя. И вспоминал, как плакали ночами Над этими полотнами друзья. Так,..«важным темам преданное мало», И ГОТ' больших проблем V устранено». У нас в гостях Аида Федорова Аида Федорова по профессии — журналист. Она много лет работала в редакцш 1 фаевой . газеты «Красноярский комсомолец»., затем — в липецкой областной молодежной г а з^ е «Левднец», Но липчане хорошо знают Аиду Федорову и как талантшшую поэтессу. В 1960 году в Красно ярском издательстве вышла ее первая кшша «От кровенность». В нее вошли стихи, навеянные стро гой гфасотой и суровой жизнью снбвросого края. С тех пор стихи ее часто появлялись на станицах разных изданий. Сейчас у Аиды Федоровой ошого ноэшческих сборников, иолучивхпш признание читателей. Сегодня мы энакомям липчан с новыми стихами поэтессы, ншгасаннымн в ггаследняе годы. В свою очередь, Аида Федорова, ньше известная поэтесса, член Союза писателей СССР, в нашей но вой рубрике «Поэт цредстшляет поэта» знакомит нас с творчеством молодого поэта В. Болохова. Его искусство долго выпадало. И выпало... в бессмертие оно. Чудак Он «шизиком» для них был, чудаком. И, пальчиком вращая ' у височка, О нем давно судачили тайком Жена его и неродная дочка. Его ж, и правда, Бог не наделил Ни внешностью приличной, ни талантом. Зато в том ремесле, что выбрал, был Тот человек совсем ■не дилетантом. Не зря же, не взирая, день иль ночь, Гонцов к нему со службы присылали, И умоляли выручить, помочь. Да, в общем-то, не так и умоляли. Заслышав только, что опять беда. На плечи он накидывал пальтишко. Нырял в машину и летел туда. Где без него, он знал, была бы крышка. Так жизнь прошла. Жены в помине нет. У падчерицы муж, " сынок и дача, Но, если где прокол, ,, - . г спасает дед. Он, как известно, ! не привык иначе. Прорвало краны — ждите, он придет. Внук заболел ■— он вылечит, и точка. А за спиною шепчут: — Идиот! И пальчиком вращают у височка. Да, из другой эпохи. И смешон. Отзывчивость его , их раздражает. — Ах, этот тип! — твердят они. А он... Кого-то он мне так напоминает. Хоть бы строчкой, хоть бы словом, Иероглифом каким... Пусто в ящике почтовом. Я и ты, и мы — молчим. Осень с хмарью бестолковой, Точно камень — для души. Из стихов Д О Б Р О Т У Баллада о 37-м Три.дащ было у нее. Три"—,"; 1 ар.тии солдата. Шел мрровой — тридцать, седьмой. Брат отвечал — за.брата...... Меньшой, совсем еще, юнец — в колымской прорве А. средний,.,--- в следствейном бреду — мозги швьгриул на камни... Старщрй;;зт. октлбр|ЬСкий-закал — был.признал грозной', врагом народа,чШ?,его... Но .«стеину»., встрет'ил [СТОЙКО... Осталась мать — как цщрст одна. Ие ;уВНРют,, .ерседи... И к ;всенаОдному отцу она-за-правдой едет. Ее С 1 Т-НЫ—- его сыны, нар-тииные.,гвардейцы... Она дошла бы до Кремля, да :иотач$ло сердце... Шел моровой — тридцать; седьмой, кромешная, годииа. И за отца'не отвечал предавший ■— совесть .сына... печаль, пронизанная знобкостью тревожной... Заплакал бы — да у чьего плеча? К тому ж и со слезами — дело сложно... А безысходности неуловимый яд уже бродил по напряженным венам. Душа свершала родовой обряд, перед стихией преклонив колена... Грустил сентябрь. Безропотно. Без слез. Хоть праздный день был солнечно-беспечен. И эту грусть — в себе — я тихо нес. СентяГфь.-(>рустил по-русскн, затаенно, хоть нараспашку были небеса, Ноябрь. Бутафорское солнце. Утильной словесности голь... В истории отчем колодце — заплеванной истины соль... В башке — на могиле могила. Но нету охоты — не быть. Иль держит исконная сила, что двигала пращура — жить? Чем-чем, а такою —сподоблен, и мнится, до смерти самой. Иль даром я юность угробил — мне бывшею домом — тюрьмой? Зазря ли в психушке ПОЭТ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ПОЭТА я думала, таких людей (если поверит — не отсту пит, если пообещает — вы полнит, если захочет — добьется) уже не «водит ся», но вот встретила тако го однажды в лице своего коллеги — поэта Владимира Болохова — и была поко рена его неотступностью, честностью, прямотой и редкой к тому же добро- А ведь, после всего пе режитого, сложней всего доброту эту сохранить бы- В двух словах не расска жешь о потрясающе трудной судьбе этого человека. Око ло года назад, а точнее,— в апреле прошлого года, о ней подробно рассказала «Комсомольская правда». Попробую коротко напом нить то, о чем говорилось в очерке. Родился Влади мир Болохов .4 октября 1945 грДа И Иркутске. Дет ство и 6т()6чество, прошед шие в мрачной обстановке родительского дома с изде вательствами и избиения ми, закончились в тюрьме, которая, однако, не сломи ла гордости и независимос ти этого мужественного че ловека. Но был и еще один итог лагерной эпопеи: пол чемодана стихов, рассказов, очерков и еще — перепис ка с Александром Исаеви чем Солженицыным, кото рый передал тогда его сти хи в «Новый мир» Твардов- Не менее сложной, чем человеческая, оказалась и его творческая судьба, ибо далеко не все принимают его жесткие по интонации, драматичные стихи. А жаль. Ведь, несмотря на жест кость интонаций и суро вость колорита, сквозь не избежный драматизм, про диктованный драматизмом самой жизни, прослежива ется в его стихах начало светлое и оптимистическое. Однако, повторяю, дале ко не все понимают это. Может, потому стихи его долгие годы не печатаются, Тормозится и прием в Со юз писателей. Приятно сообщить чита телям, что в самые труд ные для поэта годы его, живущего в городе Ново московске, поддержали красноярские коллеги, не однократно печатавшие бо- лоховские стихи в газете «Красноярский комсомо лец» и-двухмесячнике «Ени- Мие близки и мировоз зренческие, и, поэтические позиции Владимира Болохо ва, а высокая его профес сиональность вызывает у меня белую зависть, в его стихах поистине ничего «ни убавить, ни прибавить», все, как говорится, на мес- Остается добавить, что В. Болохов — выпускник Литературного института имени Горького, что в бли жайшее время в Приокс- ком книжном издательстве выходит сборник его стихов под названием «Соловей- разбойник», готовятся пуб ликации и в ряде столичных журналов. Сегодня я с большой ра достью представляю липча нам стихи моего коллеги. Знакомьтесь, поэт Вла димир Болохов. Аида ФЕДОРОВА, член Союза писателей Хоть бы строчкой, ^ хоть бы словом... Хоть бы... Слушай, напиши!.. Да и я не стану дуться. Жар ознобный погашу. А слова... Они найдутся. Ты мне веришь? Я пишу!.. О болящем наст 9 ящем И о том, что впереди. Я вчера открыла ящик. Стоп! А что там? Погоди... В зев его, обычно полый, Пря 1 йо книзу головой Брошен был бумажный голубь, Белый голубь неживой. Стало мне почти ч'го жутко. Что за символ за такой? Кто врубился с глупой шуткой В мир особый — мой и твой? На какую намекая Не совсем живую связь. Эта птица роковая Рядом с нами завелась? Все вопросы — без ответов. Оттого — вдвойне трудны. Ах, как долго ждать до лета! И не меньше -г до весны. Хоть бы строчку, хоть бы слово. Иероглиф бы какой... Что там в ящике почтовом? Только голубь неживой... После оттепели Жизнь — не .сахар, ' , да и 'нр мед, А тем боле^ — в гололед. Плюс еще ко всему тоска. Плюс к тоске — не идет строка. Плюс и знание наперед. Что судьба тебя отберет. Шла, как курица: , ноги — в стынь. Каша снежная: ну-ка, вынь! > И — кошелками по ногам; Жизнь не шелковая и к нам. Но смотрю я — . куда ни кинь, Небосвод мой не сев, а синь. И я знаю, что всё стерплю, Потому что тебя люблю. Предсказание |К сердцу печаль вяжется. С болью оно не свыкнется. Там, у тебя, ска'жется. Здесь, у меня, откликнется. Словом, как пулей шалою, Душу пробьет намертво. Знаю: не помешало бы Справиться с этой памятью. Там, где углы — выправить; Катится пусть мячиком. Там, где свербит, — вытравить, Чтобы опять начисто. Целит зима стужею В дом мой, что весь наголо. Что ж ты никак, суженый. Путь не найдешь загодя? Вышла бы я — встретила В юбочке с мелкой складкою. Будет зима ветреной. Будет любовь краткою. Несколько разрозненных мыслей о подмосковных окраинах Подмосковных окраин пейзаж Однотипен, уныл, несуразен; Обветшалая школа, гараж, Свалка мусора, ^ множество грязи. То и дело машины снуют По ведущей к столице дороге. Предложи-ка остаться им тут, Среди мест, что пусты и убоги. Засмеют: мол, ищи дураков! Нынче жизнь не мила и в столице. А окраинный быт не таков, ^Чтобы надолго здесь поселиться. Но недавно приехал ко мне Мой приятель старинный в больницу. И сказал, что доволен вполне Тем, что вовсе оставил Где и зелень, и больше порядка. Я пожала плечами: — Но вот. Говорят, в Подмосковье несладко. Усмехнулся: какой уж тут спрос! Почесал озабоченно темя: , — Но ведь в этом «несладко» вопрос И отгадка, представь, в то же время. Вот у нас, скажем. здесь лишни, Если живность свою мы на стол . Нъсгавляем ,для .власти ' , . «всевышней». , Пестицидов не держим в земле. И заслон ставим «химии» прочей. Ведь, не дай Бог, помрет кто в Кремле. А не то заболеет вдруг очень. Так закончился наш разговор. И ушел он. И хлопнули двери. И скажу я вам честно: с тех пор В перестройку-то я и не верю. «Соври, что любишь...» Ты, и отсутствуя, тревожишь. А рядом если — жжешь огнем. Соври, что любишь!.. Нет, не можешь. Так вместе хоть давай соврем... I Глаза потупив, смотришь мимо. Соври, соври, соври, / любимый. , Ах, ты мой честный!.. Нипочем..; Владимира Болохова С О Х Р А Н И Т Ь ни строчки не выдал — иль зря? Напрасно ль как будто и не живя миражом Октября? Чьей ложью — и вскормлен и вспоен, и, в общем, научен уму, и всею абсурдной судьбою — счастливый — обязан ему?.. Если весть громыхнет ре-минорной струной. Что ушла ты за песней — иною, шрам закушенных губ лишь «прости» разорвет, может быть, над известным стаканом. Если скажут, что ты ■ вспоминаешь меня, будто бред пережитой болезни. Как подстреленный, вздрогну и ' немо шепну; — Да свершится, — чего ты достойна... Ну, а если не мыслишь себя — навсегда — без мелодии, вместе напетой... Я не знаю, не знаю, что будет тогда... А письма от тебя — снова нету... облыжной не сгинул? И вырвался сам! — От Сцилл и Харибд краснокнижных, ни в петлю, ни в газ — не сплясав. На откуп кремлевской потребы День — пережит... Не только ль — прожит он, тот душный день, чье сдавленное горло — угрюмо, обреченно и упорно глушило сердца вздыбленного стон?.. . А новый день, он — как и мы — не вечен, как этих улиц — стылые мосты... Вновь: каждой женщине, идущей мне навстречу, я жадно верю: наконец-то — ты... Светлая. Чутко-воздушная, Кроткая. Озороватая. Честная и простодушная. Умная и непредвзятая. Добрая. Необидчивая. Пытливая и кропотливая. Не вздорно-языцево- притчевая — Смелая и справедливая. Единственная. Любимая. Самою судьбою завещана. Суща. Незаменимая... Была ли такая женщина? Плескалась зелень тополей, блистая в бликах солнца. Плыл над землей июль — алей хрустящего червонца. Пятерки новенькой синей, сиял покой небесный. А мы с тобой и двух рублей не наскребли совместно.. Но был у нас цейлонский чай и сигареты «Солнце», и два пшеничных калача, не снившихся цейлонцу. Был безоглядно летний день, хохочущий беспечно — в слепящей кепке набекрень... Как наша глупость, вечный... Л Е С Н О Й Х О З Я И Н Фотоэтюд Г. КОСТЫЛЕВА. Кино ЗАЧЕМ ГОВОРИТЬ «ЗАЧЕМ»? Искусство есть,;, искусство,' ма^скульт есть масскульт, и с. .места они не сойдут... Опро-. вергцуть этот постулат удается не часто. Ис ключением из правила был, например, прос лавленный советский фильм «Белое солнце пуртыни». Традиция, его родившая, прерыви ста, пунктирна. Причем, между двумя штри хами пунктирной линии пролегают годы, а то и десятилетия. В результате редкие попытки соединения кино — зрелища и кино — искусст ва носят преимущественно эксперименталь ный характер и парадоксальным образом вы зывают куда больший интерес у аудитории киноклубов, чем у широкого зрителя. Послед нему, не мудрствуя, предлагают беспримес ный «масскульт», к тому же в самом прими тивном, а то и пррсто самодеятельном испол нении. Снимая криминальный фильм, режиссер бла горазумно отбрасывает все профессиональные амбиции. Ежу ведь в любом случае не дож даться хвалебных рецензий, премий на фести вальных конкурсах. Поэтому он согласен доб росовестно и безлико перенести на пленку пе релицованный в очередной раз сюжет об от важном Ланцелоте из райотдела милиции, бросающем вызов мафии во главе с коварным директором банно-прачечного комбината. Уче ническая вариация на темы «Спрута» и аме риканских триллеров разбавляется убогим морализаторством, а главное — украшается наборам ударных аттракционов. С их по мощью отечественные Хичкоки надеются уве сти публику из видеозабегаловок. Репертуар общеизвестный: полдюжены драк, перестрел ка, погоня с визгом тормозов и медленно ле тящей в кювет автомашиной, а в последнее время — и подробная постельная сцена, став шая чем-то вроде клейма: «Снято в период перестройки». Неотразимыми этими приманками щедро на чинен и новый фильм «Супермен». Однако его режиссер Валерий Харченко не желает удов летвориться приличным кассовым сбором. Он страшно обиделся на критику коллег по твор ческому объединению «Зодиак» студии име ни Горького. О чем не преминула с осужде нием поведать журналисту худрук «Зодиа ка» Инна Туманян: «Показательная^ черта сознания: делать откровенную «коммерцию» и не быть готовым получать вместе с больши ми гонорарами еще и оплеухи». Трагикомизм ситуации, однако, заключает ся в том, что и сам Харченко относится к низким жанрам не лучше его суровых крита- ков. Думаю, сделав голую «коммерцию», он бы покорно подставил зардевшиеся от стыда ланиты под заслуженные оплеухи. Только режиссер как раз не жалел усилий, чтобы фильм получился зрелищный, но со держательный, чуть ли не проблемный. Вслед за сценаристом Николаем Псурцевым он ре шал заветную задачу: сблизить «масскульт» с искусством. Авторы всячески облагоражива ли свой детектив, до краев загружая его со циальными обличениями. психологическим драматизмом. Динамика событий в «Супермене» постепен но притормаживается, экранное пространство и время освобождаются для душевных пе реживаний и метаний героев. Мужественный Улдис Вейспал, продемонстрировав великолеп ную тренированность и сноровку каскадера, отбрасывает имидж победительного «шери фа» и , улыбается в камеру устало, грустно, беззащитно. В паузы между потасовками, ав тогонками, вторжениями в логово наркома нов, красивыми любовными свиданиями с ин валютной путаной и посещениями загородных вилл причерноморских мафиози вклинивает ся настойчивый вопрос его героя Ружина са мому себе: «Зачем? Зачем?» Ружинское «зачем?» и есть ключ, пароль, суть замысла. Идя как будто бы по стопам своих предшественников, авторы фильма пе рестраивали, преображали старую схему. Да, одинрчкд вновь пробует сразиться с могучей преступной организацией. Но на сей раз опер уполномоченный Ружин т- рыцарь хоть без- с трра , да не- без упрека. Он тешится иллю зией независимости от всесильных боссов, во ображает себя то американским шерифом, то французским комиссаром Руже. На самом де-- ле его давно приручили. Удачливым суперм 1 е- ном Ружину дозволяется быть только до по ры, пока его поступки вписываются в чужой сценарий. Мираж быстро рассеивается,. едЬа герой начнет действовать вопреки воле и выгоде хозяев. И вот он уже унижен, отовсю ду^ изгнан, бродит по экрану неприкаянным небритым бомжем в какой-то нелепой хлами де и даже собирается покончить с собой; ■ Такова расплата за компромиссы ради кра сивой жизни. Авторам хочется, чтобы: у“ пуб лики; не оставалось сомнений: развя.чка эта не случайная. Красивая жизнь никого' До доб ра не доводит — ни суперменов, ни ИХ‘ лег комысленных подружек. Поэтому ОНИ; пока зывают нам еще один душераздираюший' эпи зод — с влюбленной в Ружина «интердевоч кой». Потеряв своего «шерифа», она пройдет сквозь строй отпускающих злые реплики со седок, раскаянно и покаянно обнимет малень кого сына и зарыдает в грлос... Кроме Ружина и падшёй красавицы в филь ме имеется и третья жертв'а нашей дейст вительности — директор, детдома; Но в: отли- , чие от них он не пал, не поступился' приици- ' нами. Скорее, напротив, — дух его" витает в разреженной атмосфере аскетизма и жаждет социального совершенства. В надежде приб лизить возмездие влу и воцарение справедли вости он страшно ожесточается и по-фельд фебельски тиранит подопечных сирот,' чьё по ведение никак не' соответствует его ' идеалу. В общем, куда ни кинь, везде клин'.' Таков замах авторов. Таковы их притяза ния. Да, приключение, но и поучение;' или, как ныне любят выражаться, — послание ми ру. Да, зрелищная насыщенность, но и психо логическая напряженность. Да, «коммерция», но и гражданственность. • Соединить все это, тем не менее, не уда лось. Произошло отторжение. Детектив" не слился с «психологией», фильм расслоился, как жидкости с разным удельным веебм, а мелодрама и мораль,^ выпали в осадок. Смена жанровой условностяу. когда бы внешняя нап ряженность первой, дЦективной, части есте ственно перерастала в д^амтическое внутрен нее напряжение второй, сишчиизируя перелом в судьбе героя, требовала чего-то большего, ^ нежели профессиональное умение. ■ Вместо взанмообогащения разных пластов' произош ло неожиданное их взаимное обесценивание. Детектив получился тяжеловесным, драма; на оборот, ‘— легковатрй и потому малоубедите льной. В итоге кассу делает все тот Же стан дартный набор допинговых эпизодов (д)1'аки, погони, постель), а серьезные намерения ав торов почти раздражают, как неходовая наг рузка к ходовому товару. И все-таки я бы на месте коллег Валерия Харченко по «Зодиаку» смягчил ему приговор. Вопрос «зачец?» всегда стоит задать, Даже если ответ прозвучит невнятно. Лучше неудач ная попытка, чем вообще никакой. Утверж дают, что сценарий давал шанс сделать фильм интереснее и глубже. Но тут, по-моему, не столько вина именно этого режиссера, сколь ко беда всего нашего кинематографа с его прерывной, пунктирной традицией в создании умного зрелища. В этой ситуаций мы пока обречены либо на тужно конструировать неуклюжих кентавров, как в случае с «Суперменом», либо торопли во, то робко, то 'с отчаянной беспардонностью, плодить все новые варианты совсем уж не профессиональных, бездарных «Шакалов». Третье полностью не исключается, однако бу дет, мне кажется, всего лишь счастливой слу чайностью. Как, ■собственно, и было когда-то с тем же «Белым солнцем пустыни». И, НЕВЕРОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz