Ленинское знамя. 1991 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1991 г. (г. Липецк)

2 Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 5 января 1991 г., № 5 (18 902) Педагогическая 1 беседа | ПРОДОЛЖАЕМ АКЦИЮ « ВСЕ Д Е Т И-Н А ШИ» 1 Обвиняются 1 все! Подумаем вместе это СЛАДКОЕ СЛОВО «СВОБОДА» Всецда тарослые погашались на свободу ,ребевка, тон- нее, иа свободы. Наши дети вырастали и вырастают та вечных запретах и бесконечных «нельзя». В школу нель­ зя приносить любимые ипрушки, П 1 рнво|Дигь «знакомых» собак, заходить без оиеннюй обуви. В школе нельзя быть в своем платье, носить (украшения, о'шазыва 1 тьая от уча­ стия в ме]^принтиях, бегать по коридору, тем более ба­ ловаться, Нельзя не отвечать на у|роке, подавать 'репли­ ки, громко смеяться. Нельзя в школьной столОвой не пить кипяченое, теплое молоко. Нельзя в соишении. по лите- раТУ'Ре писать «не как в учебнике». Не .раздешается в некоторых школах выбирать партне,ра по парте, тем бо­ лее пересаживаться на уроке с тарты на парту. Не ^раз- решается сидеть в вольной позе и задавгигь «заумные» воцросы. Но'особенио недьэя вьвделяться. Как говорят дети, :могу еще «на спор» назвать сто или двести школьных «нельзя»,. А дома? И здесь порядоч­ но мы накопили всяких «табу». Нельзя бегать — соседи возмущаются. Нельзя тащить в дом всякий хлам. Нель­ зя строгать, пилить. Нельзя ставить на шларованную мебель нтатезки. Нельзя приводить друзей «с ушицы». С-тш! И родители, и мы,, учителя, удавнтельно изоб,рета- тельны на «нельзя». Как и наше общество с его унылыми «те курить», « 1 не сорить», «не ,рвать цветы с клумбы». Хорошо бы во всех шкалах области провести откры­ тые педсоветы «О занудстве и запретах». И обсудить в-месте с 1 родителнми и школьниками злоупотребление командами, типа: «Встать — сесть!», хождение строем парами, от класса до буфета и обратно. Зло.употребление нравстветеыми нотациями по поводу того, что все и так знают. Злоупотребление принудительной зарядкой, ут­ ренними йюлитинформациями', дисциплинавдыми линей­ ками, «процоведя.ми» по школьному радио и дежлпрством по школе. ■ Ни в одной 'Стране мира дети не деж'урят шо школе. Нигде в мире утром д етй 1 не встречает шеренга сотова­ рищей с К 1 »сньгми повяашми символом власти. А столько.и дома, и в плколе «убьктреяия»: «Ешь сню,рее!» «Одевайся скорее;!», «Срочно зайди, к директору!». А всякие до сих пор живучие «соцсоревнования»? А харак­ теристики, которые никогда нкиш не читает, .драме раз-- ве что судей? А заправка постелей «по ранжиру»? Ну, .давайте признаемся хотя бы сами .себе, что созда­ ли .атечественну|Ю методику |раэрушения личнкхяи, И при .этом фичгюс'сфотвуем о дисциплине. У нее ведь всегда есть обратная сторона. Екми' ребенок все делает по при­ казу и принуждению, то, в.онпервых. .лично ни з а что не отвечает. Во-вторых, 'ПО'рабощенные дети мстят взрослым торможением своего развития. Разрушение личности всег­ да идет на фоне вечного страха: за неявку куда-то. за аевыученный урок, за некуп 1 ленный билет, за невьшштое молоко. __. В школе и сегодня достаточно всяких инструкций и пдедпитаний, законов и правил, словом, много .того, за что можно быть наказанным. Например:, за поступок одного до оих пор накавьюают весь класс — ореслодутая «кол- лектииная^> ответственность. А преувеличеняюе внимание к чистоте? Вы никогда не испытывали нелсшкость и стыд во время проверки чистоты рук и шеи? А патологическая тяга к одинаковости? А обожание единственной добро­ детели — 'послушности? ,А школьный режим? В школах практически отсутствует об.лас.ть расковая- ного автоном'ного поведения ребенка. Но ведь дети спо­ собны, активны, у всех есть чувство собственного досто­ инства. У кого больше, ,у «ого меньше. Все хотят само­ выразиться. Где? Когда? Огромно поле уроков, но оно пока далеко не «поле чудес». Отметка — кнут, отметта -- деготь, загоняют .ребенка «в себя», ломают его., сдер­ живают рост его творческих сил. Опять же программу на­ до быстро осваивать. Надо-то надо... У Ларошфуко есть ст^шшое изречение: «Когда учите­ ля; перестанут учить, ученики, наконец, смогут учиться». Перефраз 1 ируя его, я бы добавил и «когда перестанут воспитывать, ученики начнут воспитьшаться». В'от она- — формула яов'ой свсйодной 1 пиолы, школы сотрудаиче- ства, содР 5 'жества, сотвррчества. И дети, и в.зрэслые нуж­ ны друг другу, иначе не сложится равновесие. Давайте вместе 'думать о постижении школьной демо­ кратии, не .той .митинговой, а демократии уважения к ребенку и к учителю, раскрепощенности и тех, и других, .расширения истинных человеческих свобод. И прежде .деего — свободы выбора, повседневного вьйора: .друзей, дел, |ролей, заданий, 1 цутей поиска истин, творчества. Да­ вайте перестанем вечно толкать ребят под руку, зажимать их фантазии, директировать их каждый шаг. Ребенок дол­ жен иметь свободу несогласия с учителем и |роди,телями, свободу слова, свободу предпочтения дал, поручений, за­ даний И даже свободу выбора — школы, класса, клас- оного руководителя, вожатого, пионерского отряда, клу­ ба. кружка и т. п. Надо дать свободу детям полно жить дома и в школе, жить с гордо поднитой головой. Несвобода порождает все и всякие рецидивы. Та же проблема дисциплины воз­ никает обычно лишь .как следствие несложившихся от­ ношений со школой или домом, .то есть с нами, в 1 зрос- лыми. И уж совсем особая тема — тво|рчеокие свобода учителя. Наверное это расширение его прав, пршиле- гйй, методик, поисков. Так давайте для начала попдебу- ем хотя бы 'поверить; свобода — это вовсе не страшно! С. ШМАКОВ, кандидат педагогических наук. Острый сигнал КОМУ МЕШАЛА ЕЛКА В Елецком районе много делается для того, чтобы школьные каникулы прош­ ли интересно, содержатель­ но. Так, педагоги Голиков­ ской десятилетки организо­ вали для своих питомцев экскурсию в городской крае­ ведческий музей. Ребята из Ивановской вместе со свои­ ми педагогами совершили лыжную прогулку в лес... Казацкие мальчишки и дев­ чонки участвовали в викто­ рине «Что мы знаем о пра­ здновании Нового года?» Но; к сожалению, не обошлось и без формализма. В частности, в Мало-Бор- ковской школе № 2 отме­ чали день общения детей с родителями. Орга:Низато;ров этого мероприятия не смути­ ло, что мамы и папы в этот день работали. Стало быть, кому-то нужна была галоч­ ка в отчете? Или взять Архангельскую восьмилетку. Расположена она в отдаленном поселке, где, кроме школы, детям и пойти-то некуда. Но уже 2 января здесь сняли с елки украшения. — Мешает проводить спортивные состязания, — пояснил ' директор Г. Г. Ельчанинов. А может, мешает не ел­ ка, а те, кто по долгу обя­ зан заботиться о досуге ре­ бят, но ограничивается все­ го лишь... готовностью к де­ журным мероприятиям? М. БЫКОВА, сотрудник елецкой районной газеты «Ленинский путь». КОЛХОЗ ИЩЕТ ТРЕНЕРА Этот 'красй^й, Л ^^ етый в «шубу» .киргаитаый”^ ^ п у с 'вы­ рос в лебедя,некой деревеньке Михайлов«§^ ^ (а^ентральнаГ - усадьба колхоза «Дружба») за считанные месяцы. Йришли сю­ да строители СУ-11 треста «Липецкетрой» апрельской рос­ тепелью. А в канун Н 0 В 0 .Г 0 го­ да состоялось новоселье. По проекту этот корпус значится спортзалом и адресован детво­ ре местной восьмилетки. Факти­ чески же он больше схож с Дворцом спорта в миниатюре. ...Прораб В. К. Ра'Око'Пов пригласил нас подняться по крутым ступенькам, и не без чувства . .гордости принялся распахивать двери игрового за­ ла, тренажерной, комнаты от­ дыха, многочисленных раздева­ лок и душевых, сауны с бас­ сейном. Затащил даже в верх­ ний этаж, где школь!ная-ч.ап 1 ^липа. Но дело не только в обилии полезных площадей. Не изне- жеи'ный комфортом человек, конечно же,?обратит.щниманиен на качество отделки .интерне-' ра: мастерски применены .рез­ ная ■лепка, кожеза;менитель; декоративная плитка, паркет и прочие материалы. Обошлось стро.ительство поч­ ти в 400 тысяч рублей. Уелы- ша.в о та'ких деньгах, понача­ лу даже засомневался; а не дороговат ли для Михайловки объект? Ведь и школьников всего четыре с полов.иной де- — Мы сжились с социальной ущемлеиностью, неспрйведли-' востью по отношению к детво­ ре, — заметил директор шко­ лы Н. К. Хорошилов. — И в этом одна из главных т р т ш оттока молодежи в город. Но ведь должен ' же быть предел обкрадыванию села! — Все дети — наши, и все, независимо от места жительст­ ва, вправе рассчитывать нарав- ноценную заботу старших, — поддержал директора школы председатель .колхоза А. А. Копылов. — Но вопрос не то­ лько.. ..в --школьной детворе, У нас на селе шесть десятков молодых детей, не знающих, как «убить» свободное в,ремя. И «убивают», нередко за рюм­ кой. Так вот, спортзал приоб­ щит к физической .культуре всех желающих. Опять же на­ до .и в будущее смотреть. По прогнозам, в ближайш'ие пять лет количество, школьников воз­ растет более чем в два раза. Завоевал авторитет А. А. Копыло-в. Спортсмен-разрядник, выступавший за волейбольную институтскую кома,нду в зо­ нальном первенстве России, он с первого дня своего предсе­ дательствования прямо-таки «загорелся» спо,ртзало.м, видит в нем возможность организа­ ции здорового досуга селян. Но от мечты до дела — дис­ танция .большого размера. И вряд ли бы она сократилась, не начни Анатолий Алексеевич активно действовать. Счастье его уже в том, что повстречал сообщника в «Л'ице» СУ-11 треста «Липецкетрой». У колхоза О 1 атой--орга&изацйей ■ давние' деловые связи. Овийе- : тельехво тому — м.ногочиелен- ные„ постройки липчан, вклто-, чая и 4 квартиры, сданные под ключ в канун Нового года. В одной из них 'Оправила ново­ селье семья учителя. ...И 'Пришел в Михайлов'ку подлинный праздник. В спорт­ зале собралось все село. В го­ сти приехали строители, спорт­ смены, самодеятельные артис­ ты. Принимая символический ключ, селяне обещали увели­ чить продажу зерна, молока, мяса. Надо было видеть в этот 'момент, какой .неподдельной радостью светились глаза ре­ бятишек и их наставки'ков. И даже убеленный сединой ста­ рец растрогался. — Стало быть, ж.ить дере­ веньке! За высокими стена.ми спорт­ зала грешно было бы не уви­ деть постоя.нной помощи кол­ хоза местной школе. Ощуще­ ние такое, что выросший в за­ бытой людьми и Богом дере-., вены^е, колхозный председа^ тель'. .словно задался целью восполнить ребятам в.се, нег6 был лишен сам. Вот только, последнке факты. За счет кол­ хоза подготовлен проект на пристройку к школе двухэтаж­ ного корпуса на шесть клас­ сных к-омнат, и уже с, будуще­ го года начнется строительст­ во. Приобретены три .компью­ тера. Решается вопрос с под­ ключением школы к централь­ ному отоплению. И еще *но­ вость; под. школьную мастер­ скую решено передать , после реконструкции старте здание правления колхоза. А у. председателя новые проблемы. Прощаясь, он сил упомянуть, о том, что хозу требуются теперь о' ные тренеры. Договор.ная лата их труда и благоустроен ■ная ква.ртира гарантируются. Е. КАРПУХИН. Подсказки «ЛЗ» ВСЕ КОНЦЕРТЫ НАДОЕЛИ, КРОМЕ... А что, если 'ь каникулы назло роно и ГК ВЛКСМ провести смотры художест вённой самодеятельности, которые категорически н включать хоры, вокальны ) 1 руп 1 пы, солистов (кроме ав торов своих песен), чтецов танцоров, сценки из спектак лей. исполнение на инстру ментах музыкалы)ых пьес эстрадные оркестры. А вклю чить веселые жа 1 (ры: паро­ дию, теат'.р' теней,; шумовой оркестр, клоунаду, капуст­ ник, театр Мима; и живых картинок, театр кукол всех видов, тантамореску (соче­ тание рисунка и актера), спортивно - акробатические номера, пирамиды, фокусы, рисованный фильм, переоз- вученный фрагмент фильма, цирк, нанайскую ^рьбу , ху­ дожественный свист, частуш­ ки, звуковой диафильм, ил­ люзион... Словом, смотр лю­ бителей таких жанров, ко­ торые никогда не допуска­ ются на официальные смот- Диагноз: равнодушие ЗОЛУШКА и з топок и з ДЕТСАДА— ДОЛОЙ! Хороший детский сад построил для малышей совхоз «Раненбургский». Да вот беда — не цсех здесь пршвеча- ют. К примеру, детей В. В. Кретовой, работницы совхо­ за. Впрочем, сейчас оиа не работает — родив четверто­ го малыша, находится в декретном отлуске. Трое же стар­ ших, как и все соседские ребятишки их возраста, до ие- давнего времени посещали «Ивушку». Но стоило мужу Кретовой уйти из совхоза, как директор «Раненбургско- го» II. И. Быков распорядился: детей «дезертира» из «Ивушки» — долой. Вся слезах пришла женщина на прием к районному прокурору А. И. Душкину. Попытался было Александр Иванович решить дело, так сказать, мирным путем, объ- йсяив, что нарушать закон не позволено даже директору. Не помогло. И только после вынесения предписания о нарушении пришел ответ — дети Кретовой вновь приня­ ты в садик. На этом хотелось бы поставить точку, но уже на сле- Д 5 ТОЩИЙ день другая работница «Раненбургского», В. В. .Недомовная, принесла прокурору заявление, в котором говорилось, что ее, многодетную мать и к тому же бере­ менную, П. И. Быков увалил. Снова состоялось объясне­ ние с директором совхоза. — А я и не знал, что она беременная, — заявил Бы­ ков, и... отказался восстанавливать Недомовную на рабо- Опятъ районный прокурор выносит соответствующее предписание, и Недомовная восстановлена на работе... Эти два случая нарушения законности у Быкова не единственные. И потому спешу поставить точку — вдруг <ш еще кого-то «захочет» выгнать... Чапльы'шски'й райои. А. АНДРЕЕВ. Единственная фотография Леночки Ивановой сегодня на столе у следователя. Большеглазая, белокурая девочка в ста­ реньком платьице, стоптанных башмачках и приспущенных чу­ лочках, точно Золушка, только из другой, жуткой, далеко не сказочной истории. Застенчиво улыбается фотографу, обняв ручонками пушистую кошку. Золушку из Топок помянуть сегодня некому. Девять дней, сорок дней... Все эти обычаи и ритуалы некому совершить в память о Леночке. Поминают ее сейчас по-казенному, офици­ ально — в протоколах допросов по уголовному делу, заве­ денному по факту убийства четырехлетней дочери Алек­ сандры Ивановой. Следствие продолжается, и делать преждевременные выво­ ды по совершенному преступлению мы, естественно, не имеем права. Но и ограничиться криминальной хроникой невозмож­ но. Уж слишком не укладывается в стандартные рамки тра­ гедия короткой жизни девочки из Топок. — Дикая история, — завя­ зываю разговор с попутчиком — милициоцером. — Да, дикая, — кивает он. — Весь отдел был поднят «а ЙОГИ. Ано«имку-то принесли из больницы. Кто-то из Топок со­ общил, что у Ивановой исч'ез- ла дочка. Приехали проверить. Иванова начала крутить и вер­ теть; дескать, ребенок у ма- Выяснить, что не была там Лена, труда не составило. Мать опять начала путаться, лгать. То одно скажет, то дру­ гое. А тут и сожитель ее, Ми­ хаил Ненашев, исчез — еще загадочное обстоятельство. Подняли весь райотдел на поиски. Я только с ночной цриш'вл, но тут уж было не до сна. Исчезновение ребенка каждого из нас встревожило. Трое СУТОК велись поиски. За это 'время__яашелся и Михаил, то ?сть труп его .вашли. По­ весился недалеко от железно­ дорожного полотна. Не выдер­ жала Иванова. На третьи сут­ ки призналась, что ребенок убит, показала могилу девоч­ ки. Когда разрывали могилу, первый раз увидел, что завол­ новалась, лицо рукам'И закры­ ла. А так, держится, как ни в чем не бывало. Теперь вот его во всем обвиняет, Михаи­ ла. Он-то уже не скажет, кто убил. Говорят, следы побоев на теле. Народ ее обвнняет. О Михаиле отзываются неплохо. Работал трактористом, депу­ татом сельского Совета был, член партии. Она приехала в село с ре­ бенком. Раньше была осужде­ на за кражи. Лен>' в зоне ро­ дила где-то в семнадцать лет. Отец девочки тоже сидел. С Михаилом :по какой-то причи­ не не зарегистрированы были. Появился общий ребенок. Е му И году 'Нет, Тут мать Ивановой приеха­ ла. Александра арестована уже была. Воцвалась в милицию, кричит; что ты сделала! А та ей вдруг в ответ; «А ты вспом­ ни, как 'Издевалась над нам'И, как нас, четверых маленьких, разбросала по иятер:натам, по­ тому что тебя лишили родите­ льских прав. У'бирайся отсю- Вот и весь их разговор. — Ну, вот и Топки, а это центральное отделение Гагино, продолжение старого села, сов­ хоза «Пламя», — щвнул во­ дитель на выросший впереди стройный ряд кирпичных доб­ ротных домов. — Дорогу бы сюда. Цены не было бы этим Топкам. А вот и дом, в кото­ ром сегодня никто не живет, — остановил он свою «Ниву» возле просторного ;подворья. Крепкий кирпичный дом ис­ точал холод и молчание. В глубине сарая маленьким оди­ чавшим зверьком тоскливо смотрела на неожиданных при­ шельцев исхудавшая, черно­ белая кошка. Та самая, узна­ ла я ее. Пожалуй,, единствен­ ная радость обитз'вшей здесь девочки. ^ Кто убил, при каких обстоя­ тельствах и почему, покажет следствие. Разгадки станут очевидными на суде. Автора этих строк интересовало дру­ гое: как же .могли допустить в селе гибель ребенка 'й «то они, эти люди, что не услыша­ ли детского крика о помощи? — Ох, Миша, М'И'ша, хоро­ ший ОД был — зеш- лакала женщина. Здесь, по соседству с пустым домом, рас- подож 1 ились первоешенцы из Уэбекистана. Пожилой женщи­ не и ее взрослым детям сов­ хоз выделил дом. В националь­ ном стиле они устроили свой — Мы шесть месяцев здесь живем. Разве я могу что-ни­ будь плохого сказать об этом человеке. Уважительный, при­ ветливый, последнее время яи- дела: мучит его что-то, места себе не находил, все 'курил, ку­ рил... Ох, М.вша, Миша... Это она, змея подколодная, не хо­ дила, а скольз'ила по двору. Вое зыркает. Доброго слова никому не скажет, И дочку свою била так, что в болыни- цу попадала. Я двенадцать де­ тей родила. Десять — вырас-' тила. Каждый — моя .плоть. Ну, как же можно так нена­ видеть свое кровное? Не знаю, не м'огу понять. Пошли дальше знакомиться с соседями, естественно, нуя те задачи, которые реша ет сегодня следсовие по фак ту убийства Лены. Василий Б. — тра'кторист Его дом <гоже по соседству Застали ето с маленькой до червю, ровесиицей Лены. — С Алексаидрой родствен ники .мы, — охотно разгово рился он. — Помню ее дед чонкой, такой же, как и на. Затем много лет не видел Ну, а когда приехала в село поселилась здесь рядом ( ми, в соседнем доме. И Михаидем. его .дал-и. Зная что она ее бьет, последнее вре­ мя 1 вза 1 перти держала. Мы де­ вочку редко видели. Ну, а Ми­ хаил чаще выпивать стал. Что- то его угнетало. О том, что Александра девочку обижает, и для другах с€К|рета не было в селе. Конеч'но, ей говорили много раз: опомнись, ребенок ведь. Ответ от нее один: не ва­ ше дело. Вошла хозяйка, поздо:рова- лась. Нахмурилась; о бывш.их соседях речь. Молча достала ■из оум'ки ‘куклу-.неваляшку, пе­ ченье, отдала дочери, погла­ див ее но чернявой головке. — Да, в деревне все зяал 1 И, что Лена в их доме жила ху­ же, собачки. Медсестру .не Пус­ кали пр.ививми ей делать. Си­ няки, .следы побоев, в больницу попадала с .переломом ключи­ цы, а у Шурки один ответ: «Не ваше дело». Характер у нее крутой, связываться никто не хотел, у каждого забот по­ лон рот, — заключила жен­ щина, посадив дочку .на коле- В конце концов, чужая семья — потемки. Вот и мед­ сестра видела, что у девочки синяки. Но... «Не ваше дело». Ответ этот пО'Чти .всегда имел усыпляющее воздействие на ок­ ружающих. А, действительж), кжое кому дело? ласился водитель, выруливая из Топок, — у каждого своя семья, своя жизнь. До чужих ли .проблем? Вот у .меня че- ;рез стенку соседи жив\т, что у них там ароисходит, откудй я знаю? Да, но горо 1 Д— не деревня. В селе-то испокон .веков каж­ дая жизнь, старого ли, м.ало- го, у всех, как на ладони. Или отдаленные Топки в этом пла­ не — случай особый? И но­ вые кирпичные дома, построен­ ные совхозом для молодых се­ мей, превратились в своеобраз­ ную семейную крепость, отго­ роженную равнодушием и от­ сутствием интереса ко всему и В,роде бы, нет. Вроде бы, ми­ лые, нриветливые люди встре­ чали меня в Т'оиках, вытира- л.и слезы, вспоминая о девоч­ ке, жалели загубленную жизнь Миши. И он, Миша, — загадка. То ли жертва, то Л.И палач — .кто знает, как нротекали они, чер­ ные будни в его доме с Алек­ сандрой? И жалобы, и детские стоны — все поглотйли толстые кир- ничные стены. .Ну, а если и были крики,о помощи — все одно: кричи-не кричи — ни до кого не докричишься. Следствие продолжается, с каждым днем все определен­ нее вь4рисовьюаются мотивы и состав лр.еступления. — Введите арестованную, — сказал следователь. Так вот на кого она похо.жа. На девочку с фотографии. То­ лько г*таза другие. Холодно­ серые. Как будто смерть доче­ ри застыла в яих. Ж. АЛЕКСАНДРОВА. Лев-Толстовский. .одйои.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz