Ленинское знамя. 1991 г. (г. Липецк)
2 Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 5 января 1991 г., № 5 (18 902) Педагогическая 1 беседа | ПРОДОЛЖАЕМ АКЦИЮ « ВСЕ Д Е Т И-Н А ШИ» 1 Обвиняются 1 все! Подумаем вместе это СЛАДКОЕ СЛОВО «СВОБОДА» Всецда тарослые погашались на свободу ,ребевка, тон- нее, иа свободы. Наши дети вырастали и вырастают та вечных запретах и бесконечных «нельзя». В школу нель зя приносить любимые ипрушки, П 1 рнво|Дигь «знакомых» собак, заходить без оиеннюй обуви. В школе нельзя быть в своем платье, носить (украшения, о'шазыва 1 тьая от уча стия в ме]^принтиях, бегать по коридору, тем более ба ловаться, Нельзя не отвечать на у|роке, подавать 'репли ки, громко смеяться. Нельзя в школьной столОвой не пить кипяченое, теплое молоко. Нельзя в соишении. по лите- раТУ'Ре писать «не как в учебнике». Не .раздешается в некоторых школах выбирать партне,ра по парте, тем бо лее пересаживаться на уроке с тарты на парту. Не ^раз- решается сидеть в вольной позе и задавгигь «заумные» воцросы. Но'особенио недьэя вьвделяться. Как говорят дети, :могу еще «на спор» назвать сто или двести школьных «нельзя»,. А дома? И здесь порядоч но мы накопили всяких «табу». Нельзя бегать — соседи возмущаются. Нельзя тащить в дом всякий хлам. Нель зя строгать, пилить. Нельзя ставить на шларованную мебель нтатезки. Нельзя приводить друзей «с ушицы». С-тш! И родители, и мы,, учителя, удавнтельно изоб,рета- тельны на «нельзя». Как и наше общество с его унылыми «те курить», « 1 не сорить», «не ,рвать цветы с клумбы». Хорошо бы во всех шкалах области провести откры тые педсоветы «О занудстве и запретах». И обсудить в-месте с 1 родителнми и школьниками злоупотребление командами, типа: «Встать — сесть!», хождение строем парами, от класса до буфета и обратно. Зло.употребление нравстветеыми нотациями по поводу того, что все и так знают. Злоупотребление принудительной зарядкой, ут ренними йюлитинформациями', дисциплинавдыми линей ками, «процоведя.ми» по школьному радио и дежлпрством по школе. ■ Ни в одной 'Стране мира дети не деж'урят шо школе. Нигде в мире утром д етй 1 не встречает шеренга сотова рищей с К 1 »сньгми повяашми символом власти. А столько.и дома, и в плколе «убьктреяия»: «Ешь сню,рее!» «Одевайся скорее;!», «Срочно зайди, к директору!». А всякие до сих пор живучие «соцсоревнования»? А харак теристики, которые никогда нкиш не читает, .драме раз-- ве что судей? А заправка постелей «по ранжиру»? Ну, .давайте признаемся хотя бы сами .себе, что созда ли .атечественну|Ю методику |раэрушения личнкхяи, И при .этом фичгюс'сфотвуем о дисциплине. У нее ведь всегда есть обратная сторона. Екми' ребенок все делает по при казу и принуждению, то, в.онпервых. .лично ни з а что не отвечает. Во-вторых, 'ПО'рабощенные дети мстят взрослым торможением своего развития. Разрушение личности всег да идет на фоне вечного страха: за неявку куда-то. за аевыученный урок, за некуп 1 ленный билет, за невьшштое молоко. __. В школе и сегодня достаточно всяких инструкций и пдедпитаний, законов и правил, словом, много .того, за что можно быть наказанным. Например:, за поступок одного до оих пор накавьюают весь класс — ореслодутая «кол- лектииная^> ответственность. А преувеличеняюе внимание к чистоте? Вы никогда не испытывали нелсшкость и стыд во время проверки чистоты рук и шеи? А патологическая тяга к одинаковости? А обожание единственной добро детели — 'послушности? ,А школьный режим? В школах практически отсутствует об.лас.ть расковая- ного автоном'ного поведения ребенка. Но ведь дети спо собны, активны, у всех есть чувство собственного досто инства. У кого больше, ,у «ого меньше. Все хотят само выразиться. Где? Когда? Огромно поле уроков, но оно пока далеко не «поле чудес». Отметка — кнут, отметта -- деготь, загоняют .ребенка «в себя», ломают его., сдер живают рост его творческих сил. Опять же программу на до быстро осваивать. Надо-то надо... У Ларошфуко есть ст^шшое изречение: «Когда учите ля; перестанут учить, ученики, наконец, смогут учиться». Перефраз 1 ируя его, я бы добавил и «когда перестанут воспитывать, ученики начнут воспитьшаться». В'от она- — формула яов'ой свсйодной 1 пиолы, школы сотрудаиче- ства, содР 5 'жества, сотвррчества. И дети, и в.зрэслые нуж ны друг другу, иначе не сложится равновесие. Давайте вместе 'думать о постижении школьной демо кратии, не .той .митинговой, а демократии уважения к ребенку и к учителю, раскрепощенности и тех, и других, .расширения истинных человеческих свобод. И прежде .деего — свободы выбора, повседневного вьйора: .друзей, дел, |ролей, заданий, 1 цутей поиска истин, творчества. Да вайте перестанем вечно толкать ребят под руку, зажимать их фантазии, директировать их каждый шаг. Ребенок дол жен иметь свободу несогласия с учителем и |роди,телями, свободу слова, свободу предпочтения дал, поручений, за даний И даже свободу выбора — школы, класса, клас- оного руководителя, вожатого, пионерского отряда, клу ба. кружка и т. п. Надо дать свободу детям полно жить дома и в школе, жить с гордо поднитой головой. Несвобода порождает все и всякие рецидивы. Та же проблема дисциплины воз никает обычно лишь .как следствие несложившихся от ношений со школой или домом, .то есть с нами, в 1 зрос- лыми. И уж совсем особая тема — тво|рчеокие свобода учителя. Наверное это расширение его прав, пршиле- гйй, методик, поисков. Так давайте для начала попдебу- ем хотя бы 'поверить; свобода — это вовсе не страшно! С. ШМАКОВ, кандидат педагогических наук. Острый сигнал КОМУ МЕШАЛА ЕЛКА В Елецком районе много делается для того, чтобы школьные каникулы прош ли интересно, содержатель но. Так, педагоги Голиков ской десятилетки организо вали для своих питомцев экскурсию в городской крае ведческий музей. Ребята из Ивановской вместе со свои ми педагогами совершили лыжную прогулку в лес... Казацкие мальчишки и дев чонки участвовали в викто рине «Что мы знаем о пра здновании Нового года?» Но; к сожалению, не обошлось и без формализма. В частности, в Мало-Бор- ковской школе № 2 отме чали день общения детей с родителями. Орга:Низато;ров этого мероприятия не смути ло, что мамы и папы в этот день работали. Стало быть, кому-то нужна была галоч ка в отчете? Или взять Архангельскую восьмилетку. Расположена она в отдаленном поселке, где, кроме школы, детям и пойти-то некуда. Но уже 2 января здесь сняли с елки украшения. — Мешает проводить спортивные состязания, — пояснил ' директор Г. Г. Ельчанинов. А может, мешает не ел ка, а те, кто по долгу обя зан заботиться о досуге ре бят, но ограничивается все го лишь... готовностью к де журным мероприятиям? М. БЫКОВА, сотрудник елецкой районной газеты «Ленинский путь». КОЛХОЗ ИЩЕТ ТРЕНЕРА Этот 'красй^й, Л ^^ етый в «шубу» .киргаитаый”^ ^ п у с 'вы рос в лебедя,некой деревеньке Михайлов«§^ ^ (а^ентральнаГ - усадьба колхоза «Дружба») за считанные месяцы. Йришли сю да строители СУ-11 треста «Липецкетрой» апрельской рос тепелью. А в канун Н 0 В 0 .Г 0 го да состоялось новоселье. По проекту этот корпус значится спортзалом и адресован детво ре местной восьмилетки. Факти чески же он больше схож с Дворцом спорта в миниатюре. ...Прораб В. К. Ра'Око'Пов пригласил нас подняться по крутым ступенькам, и не без чувства . .гордости принялся распахивать двери игрового за ла, тренажерной, комнаты от дыха, многочисленных раздева лок и душевых, сауны с бас сейном. Затащил даже в верх ний этаж, где школь!ная-ч.ап 1 ^липа. Но дело не только в обилии полезных площадей. Не изне- жеи'ный комфортом человек, конечно же,?обратит.щниманиен на качество отделки .интерне-' ра: мастерски применены .рез ная ■лепка, кожеза;менитель; декоративная плитка, паркет и прочие материалы. Обошлось стро.ительство поч ти в 400 тысяч рублей. Уелы- ша.в о та'ких деньгах, понача лу даже засомневался; а не дороговат ли для Михайловки объект? Ведь и школьников всего четыре с полов.иной де- — Мы сжились с социальной ущемлеиностью, неспрйведли-' востью по отношению к детво ре, — заметил директор шко лы Н. К. Хорошилов. — И в этом одна из главных т р т ш оттока молодежи в город. Но ведь должен ' же быть предел обкрадыванию села! — Все дети — наши, и все, независимо от места жительст ва, вправе рассчитывать нарав- ноценную заботу старших, — поддержал директора школы председатель .колхоза А. А. Копылов. — Но вопрос не то лько.. ..в --школьной детворе, У нас на селе шесть десятков молодых детей, не знающих, как «убить» свободное в,ремя. И «убивают», нередко за рюм кой. Так вот, спортзал приоб щит к физической .культуре всех желающих. Опять же на до .и в будущее смотреть. По прогнозам, в ближайш'ие пять лет количество, школьников воз растет более чем в два раза. Завоевал авторитет А. А. Копыло-в. Спортсмен-разрядник, выступавший за волейбольную институтскую кома,нду в зо нальном первенстве России, он с первого дня своего предсе дательствования прямо-таки «загорелся» спо,ртзало.м, видит в нем возможность организа ции здорового досуга селян. Но от мечты до дела — дис танция .большого размера. И вряд ли бы она сократилась, не начни Анатолий Алексеевич активно действовать. Счастье его уже в том, что повстречал сообщника в «Л'ице» СУ-11 треста «Липецкетрой». У колхоза О 1 атой--орга&изацйей ■ давние' деловые связи. Овийе- : тельехво тому — м.ногочиелен- ные„ постройки липчан, вклто-, чая и 4 квартиры, сданные под ключ в канун Нового года. В одной из них 'Оправила ново селье семья учителя. ...И 'Пришел в Михайлов'ку подлинный праздник. В спорт зале собралось все село. В го сти приехали строители, спорт смены, самодеятельные артис ты. Принимая символический ключ, селяне обещали увели чить продажу зерна, молока, мяса. Надо было видеть в этот 'момент, какой .неподдельной радостью светились глаза ре бятишек и их наставки'ков. И даже убеленный сединой ста рец растрогался. — Стало быть, ж.ить дере веньке! За высокими стена.ми спорт зала грешно было бы не уви деть постоя.нной помощи кол хоза местной школе. Ощуще ние такое, что выросший в за бытой людьми и Богом дере-., вены^е, колхозный председа^ тель'. .словно задался целью восполнить ребятам в.се, нег6 был лишен сам. Вот только, последнке факты. За счет кол хоза подготовлен проект на пристройку к школе двухэтаж ного корпуса на шесть клас сных к-омнат, и уже с, будуще го года начнется строительст во. Приобретены три .компью тера. Решается вопрос с под ключением школы к централь ному отоплению. И еще *но вость; под. школьную мастер скую решено передать , после реконструкции старте здание правления колхоза. А у. председателя новые проблемы. Прощаясь, он сил упомянуть, о том, что хозу требуются теперь о' ные тренеры. Договор.ная лата их труда и благоустроен ■ная ква.ртира гарантируются. Е. КАРПУХИН. Подсказки «ЛЗ» ВСЕ КОНЦЕРТЫ НАДОЕЛИ, КРОМЕ... А что, если 'ь каникулы назло роно и ГК ВЛКСМ провести смотры художест вённой самодеятельности, которые категорически н включать хоры, вокальны ) 1 руп 1 пы, солистов (кроме ав торов своих песен), чтецов танцоров, сценки из спектак лей. исполнение на инстру ментах музыкалы)ых пьес эстрадные оркестры. А вклю чить веселые жа 1 (ры: паро дию, теат'.р' теней,; шумовой оркестр, клоунаду, капуст ник, театр Мима; и живых картинок, театр кукол всех видов, тантамореску (соче тание рисунка и актера), спортивно - акробатические номера, пирамиды, фокусы, рисованный фильм, переоз- вученный фрагмент фильма, цирк, нанайскую ^рьбу , ху дожественный свист, частуш ки, звуковой диафильм, ил люзион... Словом, смотр лю бителей таких жанров, ко торые никогда не допуска ются на официальные смот- Диагноз: равнодушие ЗОЛУШКА и з топок и з ДЕТСАДА— ДОЛОЙ! Хороший детский сад построил для малышей совхоз «Раненбургский». Да вот беда — не цсех здесь пршвеча- ют. К примеру, детей В. В. Кретовой, работницы совхо за. Впрочем, сейчас оиа не работает — родив четверто го малыша, находится в декретном отлуске. Трое же стар ших, как и все соседские ребятишки их возраста, до ие- давнего времени посещали «Ивушку». Но стоило мужу Кретовой уйти из совхоза, как директор «Раненбургско- го» II. И. Быков распорядился: детей «дезертира» из «Ивушки» — долой. Вся слезах пришла женщина на прием к районному прокурору А. И. Душкину. Попытался было Александр Иванович решить дело, так сказать, мирным путем, объ- йсяив, что нарушать закон не позволено даже директору. Не помогло. И только после вынесения предписания о нарушении пришел ответ — дети Кретовой вновь приня ты в садик. На этом хотелось бы поставить точку, но уже на сле- Д 5 ТОЩИЙ день другая работница «Раненбургского», В. В. .Недомовная, принесла прокурору заявление, в котором говорилось, что ее, многодетную мать и к тому же бере менную, П. И. Быков увалил. Снова состоялось объясне ние с директором совхоза. — А я и не знал, что она беременная, — заявил Бы ков, и... отказался восстанавливать Недомовную на рабо- Опятъ районный прокурор выносит соответствующее предписание, и Недомовная восстановлена на работе... Эти два случая нарушения законности у Быкова не единственные. И потому спешу поставить точку — вдруг <ш еще кого-то «захочет» выгнать... Чапльы'шски'й райои. А. АНДРЕЕВ. Единственная фотография Леночки Ивановой сегодня на столе у следователя. Большеглазая, белокурая девочка в ста реньком платьице, стоптанных башмачках и приспущенных чу лочках, точно Золушка, только из другой, жуткой, далеко не сказочной истории. Застенчиво улыбается фотографу, обняв ручонками пушистую кошку. Золушку из Топок помянуть сегодня некому. Девять дней, сорок дней... Все эти обычаи и ритуалы некому совершить в память о Леночке. Поминают ее сейчас по-казенному, офици ально — в протоколах допросов по уголовному делу, заве денному по факту убийства четырехлетней дочери Алек сандры Ивановой. Следствие продолжается, и делать преждевременные выво ды по совершенному преступлению мы, естественно, не имеем права. Но и ограничиться криминальной хроникой невозмож но. Уж слишком не укладывается в стандартные рамки тра гедия короткой жизни девочки из Топок. — Дикая история, — завя зываю разговор с попутчиком — милициоцером. — Да, дикая, — кивает он. — Весь отдел был поднят «а ЙОГИ. Ано«имку-то принесли из больницы. Кто-то из Топок со общил, что у Ивановой исч'ез- ла дочка. Приехали проверить. Иванова начала крутить и вер теть; дескать, ребенок у ма- Выяснить, что не была там Лена, труда не составило. Мать опять начала путаться, лгать. То одно скажет, то дру гое. А тут и сожитель ее, Ми хаил Ненашев, исчез — еще загадочное обстоятельство. Подняли весь райотдел на поиски. Я только с ночной цриш'вл, но тут уж было не до сна. Исчезновение ребенка каждого из нас встревожило. Трое СУТОК велись поиски. За это 'время__яашелся и Михаил, то ?сть труп его .вашли. По весился недалеко от железно дорожного полотна. Не выдер жала Иванова. На третьи сут ки призналась, что ребенок убит, показала могилу девоч ки. Когда разрывали могилу, первый раз увидел, что завол новалась, лицо рукам'И закры ла. А так, держится, как ни в чем не бывало. Теперь вот его во всем обвиняет, Михаи ла. Он-то уже не скажет, кто убил. Говорят, следы побоев на теле. Народ ее обвнняет. О Михаиле отзываются неплохо. Работал трактористом, депу татом сельского Совета был, член партии. Она приехала в село с ре бенком. Раньше была осужде на за кражи. Лен>' в зоне ро дила где-то в семнадцать лет. Отец девочки тоже сидел. С Михаилом :по какой-то причи не не зарегистрированы были. Появился общий ребенок. Е му И году 'Нет, Тут мать Ивановой приеха ла. Александра арестована уже была. Воцвалась в милицию, кричит; что ты сделала! А та ей вдруг в ответ; «А ты вспом ни, как 'Издевалась над нам'И, как нас, четверых маленьких, разбросала по иятер:натам, по тому что тебя лишили родите льских прав. У'бирайся отсю- Вот и весь их разговор. — Ну, вот и Топки, а это центральное отделение Гагино, продолжение старого села, сов хоза «Пламя», — щвнул во дитель на выросший впереди стройный ряд кирпичных доб ротных домов. — Дорогу бы сюда. Цены не было бы этим Топкам. А вот и дом, в кото ром сегодня никто не живет, — остановил он свою «Ниву» возле просторного ;подворья. Крепкий кирпичный дом ис точал холод и молчание. В глубине сарая маленьким оди чавшим зверьком тоскливо смотрела на неожиданных при шельцев исхудавшая, черно белая кошка. Та самая, узна ла я ее. Пожалуй,, единствен ная радость обитз'вшей здесь девочки. ^ Кто убил, при каких обстоя тельствах и почему, покажет следствие. Разгадки станут очевидными на суде. Автора этих строк интересовало дру гое: как же .могли допустить в селе гибель ребенка 'й «то они, эти люди, что не услыша ли детского крика о помощи? — Ох, Миша, М'И'ша, хоро ший ОД был — зеш- лакала женщина. Здесь, по соседству с пустым домом, рас- подож 1 ились первоешенцы из Уэбекистана. Пожилой женщи не и ее взрослым детям сов хоз выделил дом. В националь ном стиле они устроили свой — Мы шесть месяцев здесь живем. Разве я могу что-ни будь плохого сказать об этом человеке. Уважительный, при ветливый, последнее время яи- дела: мучит его что-то, места себе не находил, все 'курил, ку рил... Ох, М.вша, Миша... Это она, змея подколодная, не хо дила, а скольз'ила по двору. Вое зыркает. Доброго слова никому не скажет, И дочку свою била так, что в болыни- цу попадала. Я двенадцать де тей родила. Десять — вырас-' тила. Каждый — моя .плоть. Ну, как же можно так нена видеть свое кровное? Не знаю, не м'огу понять. Пошли дальше знакомиться с соседями, естественно, нуя те задачи, которые реша ет сегодня следсовие по фак ту убийства Лены. Василий Б. — тра'кторист Его дом <гоже по соседству Застали ето с маленькой до червю, ровесиицей Лены. — С Алексаидрой родствен ники .мы, — охотно разгово рился он. — Помню ее дед чонкой, такой же, как и на. Затем много лет не видел Ну, а когда приехала в село поселилась здесь рядом ( ми, в соседнем доме. И Михаидем. его .дал-и. Зная что она ее бьет, последнее вре мя 1 вза 1 перти держала. Мы де вочку редко видели. Ну, а Ми хаил чаще выпивать стал. Что- то его угнетало. О том, что Александра девочку обижает, и для другах с€К|рета не было в селе. Конеч'но, ей говорили много раз: опомнись, ребенок ведь. Ответ от нее один: не ва ше дело. Вошла хозяйка, поздо:рова- лась. Нахмурилась; о бывш.их соседях речь. Молча достала ■из оум'ки ‘куклу-.неваляшку, пе ченье, отдала дочери, погла див ее но чернявой головке. — Да, в деревне все зяал 1 И, что Лена в их доме жила ху же, собачки. Медсестру .не Пус кали пр.ививми ей делать. Си няки, .следы побоев, в больницу попадала с .переломом ключи цы, а у Шурки один ответ: «Не ваше дело». Характер у нее крутой, связываться никто не хотел, у каждого забот по лон рот, — заключила жен щина, посадив дочку .на коле- В конце концов, чужая семья — потемки. Вот и мед сестра видела, что у девочки синяки. Но... «Не ваше дело». Ответ этот пО'Чти .всегда имел усыпляющее воздействие на ок ружающих. А, действительж), кжое кому дело? ласился водитель, выруливая из Топок, — у каждого своя семья, своя жизнь. До чужих ли .проблем? Вот у .меня че- ;рез стенку соседи жив\т, что у них там ароисходит, откудй я знаю? Да, но горо 1 Д— не деревня. В селе-то испокон .веков каж дая жизнь, старого ли, м.ало- го, у всех, как на ладони. Или отдаленные Топки в этом пла не — случай особый? И но вые кирпичные дома, построен ные совхозом для молодых се мей, превратились в своеобраз ную семейную крепость, отго роженную равнодушием и от сутствием интереса ко всему и В,роде бы, нет. Вроде бы, ми лые, нриветливые люди встре чали меня в Т'оиках, вытира- л.и слезы, вспоминая о девоч ке, жалели загубленную жизнь Миши. И он, Миша, — загадка. То ли жертва, то Л.И палач — .кто знает, как нротекали они, чер ные будни в его доме с Алек сандрой? И жалобы, и детские стоны — все поглотйли толстые кир- ничные стены. .Ну, а если и были крики,о помощи — все одно: кричи-не кричи — ни до кого не докричишься. Следствие продолжается, с каждым днем все определен нее вь4рисовьюаются мотивы и состав лр.еступления. — Введите арестованную, — сказал следователь. Так вот на кого она похо.жа. На девочку с фотографии. То лько г*таза другие. Холодно серые. Как будто смерть доче ри застыла в яих. Ж. АЛЕКСАНДРОВА. Лев-Толстовский. .одйои.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz