Ленинское знамя. 1991 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1991 г. (г. Липецк)

13 февраля 1991 г., № 33 (18 930) Л Е Н И Н С К О Е З Н АМЯ На самом деле он настоль­ ко «болен», что позволяет сделать самые пессимистиче ские прогнозы, по от­ ношению к которым любой фильм ужасов покажется ле­ гкой и сентиментальной -со- медией. Кстати, факты пока­ зывают, что криминалитет давно уже готовится к тако­ му развороту событий. Кри- ■минализация молодежи, про­ водимая по единому плану (Казань, Набережные Челны и другие центры интенсив­ ной криминализации), имеет далеко идущие цели. Нетру- дш) предста 1 вить себе усиле­ ние этой тенденции в услови­ ях огосударствления'мафии, З^итывая, что криминализо­ ванный слой в целом соста­ вляет не менее 15 процентов населения страны, сопостав- ляя нашу ситуацию с ситуа- цией в странах с классичес­ кой крш1ИналшО'ГоС|Ударст- венной структурой (так назы ваемая «колумбийская мо­ дель») и беря поправку на социальные последствия сбро­ са ценн<теей и установок,, предшесшующего периода. Четвертое. Только насы­ тив «черную экономику», криминалитет перейдет к на­ иболее трудоемким и прими­ тивным формам эксплуатации наемного труда в строитель­ стве («сицилийская модель») и в аграрном труде («лати- фундисгокий метод»). В по­ следнем с л ^ а е ста'В>ка будет сделана на трудоемкий труд в пределах рентабельной мо­ нокультуры. Узбеки, напри­ мер, окончательно будут «охшоплеиы». Пятое. Дальнейший пере­ ход на более высокие ■этажи «белой, экономики» будет связан с борьбой населения, оформлением профсоюзного движения, избыточными тру­ довыми и финансовыми ресурсами, не включаемыми в преступный бизнес, и дру­ гими факторами, обеспечива­ ющими постепенное вьшолза- ние из регрессивной ямы, в которую криминалитет неиз­ бежно загонит общество. Эми­ грация, неизбежный распад страны, террор и деградация «туземного населения» зат­ руднят этот выход. В целом прогресси№Ый рыночный утопизм стимулирует в на­ ших социальных условиях стремительный' регресс к формам предкап'италистичес- кой эпохи (первоначальному накоплению), и уже после этого начнутся робкие попыт­ ки ощупью продвигаться в сторону капитализма начала XIX столетия. К 2010-му го­ ду мы доберемся, возможно, до восстания лионских тка- Мы вновь убеждаемся, что декларация и реальное со­ держание социального проек­ та находятся в противофазе. Декларируемая утопия су­ лит легкое вхождение в ми­ ровую цивилизацию (вначале вообще без издержек, по ме­ ре. приближения утопии к м;о- менту своего воплощения из­ держки растут, но у общест­ ва уже и не спрашивают, со­ гласно ли оно их уплатить) в минимально короткие сро­ ки (сначала, как только из­ бавимся от плановости, за­ тем —через недолгий пере- ходаый период, потом — вплоть до пришествия свет лето будущего). Реальный социальный про­ ект обеспечивает как раз обратное: скорейшее выпаде­ ние из мировой цивилизации, фактически навсегда, и «вы- даижеиие» СССР вместе с Центральной Африкой и ря­ дом других стран «третьего» мира на роль крайнего аут­ сайдера, подневольного раба технотронной цивилизации. Обществу очень хочется, что­ бы по мановению волшебной палочки все стало «как там, на Западе», разумеется, то­ лько в сфере пот,ребления, а не в сфере труда и рациона­ льного программирования своей деятельности. Заявляя в ответ на аргу­ менты, показьшающие, что подобный переход невозмо­ жен, упрямое «если нельзя, но очень хочется, то можно», ш о обрекает себя на страш­ ное разочарование. 6. ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ КРИМИНАЛЬНОЙ БУРЖУАЗИИ. АНТИЦЕНТРИЗМ, НАЦИО­ НАЛ-ДЕМОКРАТИЗМ И ЭТНОКРАТИЗМ. «Одна земля, один народ, один вояедь». С точки з:ре- ния регионального кримина­ литета, такая формула несла в себе огромный, потенциал, ...Представим себе пианис­ та, который, играя сложную кла-ссичес'кую музыку, начал бы вдруг, вместо мягких при­ косновений пальцами к фор­ тепианным клавишам, что есть сил барабанить по ним кулаком, уверяя, что так громче, а зна­ чит, и лу'ЧП 1 е. Такого пиани­ ста немедленно увезот бы в цумашедший Дом. В эконо­ мике ничего подобного не произошло, и тотальный ре­ гионализм, противоречащий всем мировым тевденциям ■экономического развития, за- ведомо пагубный, был про­ возглашен новым словом: в развитии социалистической экономики. Регионализация, однако, могла бы быть отнесена к разряду очередных бесплод- ньЕх аппаратных эксперимен­ тов, на этот раз в духе де­ мократизации, если бы в р е­ зонанс с ней не сработало национал - демократическое движение. Начатое национа­ льной иятвллигенциёй, оно на первых лорах опять же имело либеральный характер и всего лишь «раскачивало» процесс за счет энергии «соб­ ственных» колебаний, не­ н у ж н ы х при снятии де­ формаций предшествующе­ го периода. Однако вскоре эта энергия начала собирать­ ся и направляться в строго определенное русло, а С'об- ственные колебания (об- . реченные на затухание) при-"' обрели характер «вынуж­ денных» с быстро растущей амплитудо 1 Й. Элита нацио­ нальной интеллигенции бы­ ла отодвинута как недоста­ точно радикальная и демок­ ратическая, и ее место заня­ ла новая генерация лидеров из числа интеллигенции, не принадлежавшей к высшему слою и не скомпрометиро­ ванной сотрудничеством со старой властью. Радикализация лозунгов, требования национального суверенитета (пока расплыв­ чатые), ставка на открытый национализм и радикальные метцдад решения межнацио­ нальных конфликтов начали принимать направленный ха- ра.ктер, а растущий объем деятельности, уже немьюли- мый без многочисленных профессионалов, серьезных зат,рат на средства массовой информации, потребовал эко­ номической поддержки. Это .катализировало диалог политических радикалов с экономичеошми спонсорами из числа радикально ориен­ тированных представителей национальной кршйинальной буржуазии. Сходный про­ цесс шел во всех националь­ но-освободительных движе­ ниях с той лишь разницей, что буржуазия там не при­ надлежала к криминальному сообществу, но известно, что платящий деньги заназьтает •музыку. В итоге процесс пе­ решел на позиции «мягкой этнократичности», пока еще без жестких лозунгов о при­ оритете коренного населения и вьюелеини инородцев, но с четким акцентом на идее национальной икжлючитель- ности и экспансии в духе буржуазного национализма доосаетского периода. Та­ кой «мягкий» энтократизм, подобно «мягкому» аятиком- -мунизму, был пригоден толь­ ко для одной цели — от­ крыть шлюзы для этнокра- тизм|а «твердого», то есть все того же неофашизма, ве­ дущего к власти сильную лич­ ность по известной логике: приоритет «своих» над «чу­ жими» по этническому прин­ ципу, а ' значит, кам ^лиро - вала эксплуатацию «сво­ их» «своими» по классичес­ кой схеме Третьего рейха, сделавшего «козлом отш.уще- ния» евреев. Здесь ими мог­ ли стать русские, азербай- даканцы, евреи, гагаузы, не­ важно кто, лишь бы поль­ стить амбициям «коренни­ ков». На этой основе пост­ роены все этнопатрональные системы. Поскольку класси­ ческий вариант подобной ор­ ганизации общества — Ни­ герия, то мы назовем такой способ укрепления социаль­ ной базы «нигерийской мо­ делью». Четвертое. Она обеспечи­ вала круговую поруку, поз­ воляла развязать террор и наенше, блокировала ме­ ханизм репрессий и контроля центра. В целом о момента выхо­ да на аре.ну «твердого» ан­ тикоммунизма и этнократиз- ма процессы пересеклись, во­ шли в резш анс и обнаружи­ ли окончательно и беопово- ротно один, в подлинном смысле этого слова неофа­ шистский знаменатель. Говоря о неофашизме, мы в данном случае употребля­ ем этот термин в его дейст­ вительном, прямом геополи­ тическом значении, а не как некую аллегорию. К сожа­ лению, это явление получи­ ло в СССР недостаточно ши­ рокое освещение. Рядовому советскому обьгоателю се­ годня гораздо больше го­ ворят о «мафии КПСС», чем о «мафии ОС», зачастую радостно рифмуя эти два понятия. В ргаультате — весь цикл исследований, про­ веденных на Западе по по­ воду действительного содер­ жания мафии ОС как геопо­ литической структуры, ос­ тается вне поля зрения со­ ветской общественности, хо­ тя это могло бы много про­ яснить в действительном со­ держании происходящих гео­ политических изменений. Горячо обсуждаемая се­ годня идея выхода Ленин­ града из состава СССР и его вхождения в так назы­ ваемую «Балтию», намечае­ мые контуры этой новой го­ сударственной единицы, сли­ шком похшкие на тот «Ост- ланд», который Гитлер пла­ нировал ввести в состав Третьего рейха, объявление национальньши героями эсэ­ совцев (Литва, Латвия, Эс­ тония), Баядеры и баядеров- цав (Западная Украина), же- лезяогвардейцев (Молдавия), лидеров татарских военизи­ рованных формирований и белорусских националис­ тов к ^йн е го толка не могут не вызывать беопокойства. Мы вовсе не хотим огуль­ но зачислять в неофашисты всех национал-либералов и даже всех сепаратистов, по­ скольку спектр политичес­ ких движений, сил, умонаст­ роений весьма широк. Мы просто констатируем рост именно этой компоненты. За последние несколько лет мы фиксируем мутацию на­ ционально - освободительных движений в сторону неофа­ шизма (в религии, идеоло­ гии, типе символики, куль­ туре, международной ори­ ентации). В плане социально-психо­ логическом такая тенденция вполне закономерна. по­ скольку демонтаж коммуни­ комбинациях: «мягкой», ли­ беральной и «твердой» или, как любит говорить сама «Память» — «крутой». В последнем случае имеет смысл говорить о русском неофашизме в его так назы­ ваемой «ха^йинской» (наз­ вано по аналогии с русским фашизмом 20-х годов) раэно- впдноети. Вероятность прихода к власти этой разновидности фашизма достаточна велика. И где-нибудь на территории от Смоленска до Симбирска «твердая» русская этнокра- тия получит тем большую возможность реализовать шовинистический бред ба­ рона Унгерна, чем вьине ста­ нет накал других национа­ листических движений, чем больше будет масштаб сго­ на русскоязычного населе- бригад», неких ультрале­ вых сил, управляемых из того же центра, что и край­ не правые элементы, и слу­ жащих одному, высшему кри­ минальному ведомству. Мы хотели бы остановить внимание общества на ряде событий, о которых сегодня псч'ему-то предпочитают молчать в так называемом демократическом лагере; о везрождении общества дру­ зей Дмитрия Касмовича и Джона К'осяка в Белорус­ сии, Ярослава Стецько и Миколы Лебедя на Укрйине, организации Данагаус Ва- наги в Латвии, Народно- трудового союза и о других семенах махрового фашизма и антисемитизма, дающих се­ годня обширные всходы во всех уголках нашей необъ­ ятной Родины. Мы хотели бы ского населения на Украине и ста тысяч человек —толь­ ко й городе Львове частями ОУН/б, прославляемыми сей­ час в качестве «борцов с коммунизмом» и «патрио­ тов», о коже, сдираемой за­ живо с еврейских детей же­ лезной гвардией в Румьшии в печально известную осень 1940 года. Словом, о подви­ гах всех, кто сегодня назы­ вает себя борцами с комму­ нистическими режимами. И если протест против инци­ дента в ЦДЛ станет в один ряд с протестом против вспы­ шек расизма, неофашизма во всех регионах, то мы при ветствуем такую активность. Но если и оуновцы, и уста- ши, и желеаногвардейцы, и латвийские ястребы актив­ нейшим образом отмывают­ ся, а единственным темньш позволяя решить ряд важ­ ных политических, экономи­ ческих и социальных задач. Первое. Она обеспечивала приход сильной личности, этнопатрональную диктату­ ру, тв€|рдую власть, способ­ ную закрепить новый статус привилегированного сосло­ вия, обеспечить передачу и фиксацию крупной частной собственности в. нужном нап- Второе. Она позволяла по­ теснить партийных феодалов (не способных идти на ост­ рую конфронтацию -с цент­ ром) и местную финансовую олигархию, остро нуждаю­ щуюся в хорошо отлаженных ПОЛИТИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ *Неофашистский знаменатель ‘ Техника правого путча *В качестве силы добра •Когда труд теряет привлекательность ‘ План большой игры •Идеологическая «шокотерапия» Продолж№ве. Начало см. в «ЛЗ» за 6 я 9 февраля с. г. стической идеологии шел и продолжает идти с иопользо- ванием техники культурно­ го шока, с сохранением ло­ гики '1'оталитарного сознания при замене только субст­ рата, наполняющего эти тоталитарные формы, но без малейшей попытки разру­ шить сам тип тоталитарного мышления. В этих условиях лкбой борец с коммунизмом автоматически героизирует­ ся, а любая контрастная ^ком­ мунистическая, тоталитар­ ная идеология близка и же-, ланна, пооколику соответст­ вует структуре тоталитарно­ го сознания. В плане геополитическом — чем более стремительно й катастрофически будет ид­ ти процесс «обрушения» СССР, тем больше .шансов на опрокидывание геополи­ тического' баланса с выхо­ дом на арену неофашизма именно как «третьей силы», восстановлением альянсов «осей» и союзов ,конца 30-х годов и в Е1вропе'Г и во всем мире. В этом смысле вся геополитич«жая концепция, базирующаяся на «линей­ ной» ко^нфронтации СССР— ОША, плане игры по «обру­ шению» одномерного про­ тивника, сама подвергается стремительному обрушению. Анализ оценок, даваемых процессам в СССР «новыми правьюи» во Франции и Германии, говорит о том,что пробуждение правых и ультраправых сил в Европе связывается с геополитичес­ кими волнами из СССР и что ставка на рюст влияния этих сил в Европе связана с технологией обрушения ко­ лосса на глиняных ногах, именно с технологией (тем­ пом, последовательностью, степенью радикализации), а не с обрушением как тако- В этой сложной и крайне тяжелой для страны ситуа­ ции нас бешокоит та лег­ кость, с которой из всего не­ офашистского спектра ока­ залась вьиленена и в скан­ дализированной форме предъ­ явлена массовому сознанию «русСко-фашистско- коммуни­ стическая угроза». Инициа­ тива шла из Прибалтики, где именно в это время происхо­ дила усиленная консолида­ ция бывших эсэсовских ча­ стей и формирований. Инициатива оказалась под­ хваченной широким спект­ ром общественных течений столь активно, что на сегод­ няшний день на вопрос'отом, что такое неофашизм, но­ ситель политизированной маскжультуры ответит; «Па­ мять, Память и еще раз Пам'ять». На деле «Память», вьвд- вигаемая как образец рус­ ского фашизма, — это дей- отвительно русский вариант этяократизма в двух его ния, чем более бедственным будет его положение, чем стремительнее станет ухуд­ шаться экономическое пег ложение России, чем более очевидной станет потеря ею статуса свервдержавы. Что касается «мягкой» русской этнократии, то она по сворш методам неотличи-. ма от либеральной- этнокра­ тии армянской, азербайд­ жанской, литовской, узбек­ ской и др. Те же выкрики о том, что к гибели привели коммунис­ ты, тот же (не больший и не меньший, чем н литовском или латвийском варианте) антисемитизм, кам^чфлируе- мый под аятисионизм, же «сны» о докоммунисти ческом величии. Практичес ки то же самое происходит и в этнократиэме еврейском Мягкий, сионистский сце­ нарий ~ это вся мифология избранности еврейского на­ рода, а подлинный, ж€С’Ш!Й: вариант, общества' «Бнай Брит» или «Хагана», — от­ кровенно неофашистский и прекрасно норреспондарует- ся со всеми Д 1 ^ и м и «твер­ дыми» этнократами, включая русских, немецких, украин­ ских, белорусских и пр. Ан­ тисемитизм здесь не помеха, равно как и память о гено­ циде. Здесь другие ценнос­ ти, другая вера, другие при­ нципы в формировании сою­ зов и блО'нов. Блокировать неофашизм, «твердый» эт- нонратизм можно лишь сра­ зу, вкупе, во всех его раз­ новидностях, рез'ко отделив от нормального патриотиз­ ма, лишив национальной ау­ ры, — в принхрше! Но протягивая руку быв­ шим эсэсовцам из числа тех, что истр^ляли десятки, сот­ ни тьюяч евреев, как можно после этого лепетать о рус­ аком фашизме?! В случае поддержки хорватских усташей, ру­ мынских железногвардейцев, соратников Лебедя и Стець- ю) на "Украине, логически не­ избежна и поддержка «Па­ мяти», в ее наиболее экстре­ мистской и обнаженной фор- Присутствуя на акциях, проводимых некоторыми ра­ дикально настроеняьши де­ мократами, видишь, что ^ струнции им со стороны их оппонентов из радикальной фракции так называемого «патриотичеокого» лагеря, происходящие в ходе боль­ шинства таких скандализи­ руемых встреч, — это тот перец, та острая приправа, без которой лишились бы большей части привлекатель­ ности демократические «шоу», и невольно задаешься воп­ росом о наличии единой «ре- Ж 1 иссуры 1 » всех этих «мас­ совых представлений». Техника правого путча тре­ бует наличия «красных отметить глубокую тревогу мнагочислевных еврейских обществ и организаций все­ ми этими политическими но­ вообразованиями и одновре­ менно активную поддержку новых фашистов и расистов со стороны печально извест­ ной во всем мире организа­ ции «Бцай Брит». Мы- хоте­ ли бы напомнить об избие­ ниях сербского и еврейско­ го ‘населения хорватскими усташами в 1941 году, на­ столько невообразимо свире­ пых, что этому ужасу пыта­ лись воспрепятствовать вой­ ска Муссолини: об истребле­ ниях более миллиона ев|рей- пятном становится только, лишь русский фашизм, то мы вправе поставить вопрос о сокрытии масштаба нео­ фашистской, угрозы под ви­ дом борьбы с нею. Кем и во имя чего? Политическая честность и интересы подлинной де­ мократии требуют прекра тить деление этнократов на добрых литовцев и злых рус оких, цивилизованных гру ЗИН и диких азербайджанцев благородных эстонцев и сви­ репых узбеков. Необходамо со всей определенностью з а ­ явить, что там, где речь идет об этнократизме, — «все 7. СТРАТЕГИЯ )И ТАКТИКА ДЕЙСТВИИ КРИМИНАЛЬНОЙ БУРЖУАЗИИ. МАНИПУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫМ СОЗНАНИЕМ. Начиная с середины 70-х годов в трудах немецких, итальянских и французских политологов начинает иссле­ доваться стратегия и такти­ ка так называемой «револю­ ции оправа», выдвигаемой на павестцу дня теоретиками «новых правых». По сути, речь вдет о техниках манипу­ лирования общественньш С031нани€м с поэтапной сме­ ной лозуигов и политичес­ ких лидеров таким образом, чтобы в конечном счеге иметь возможность установить не­ офашистскую диктатуру. Ис­ следования процессов в раз­ личных регионах СССР, их ■сопоставление, системный анализ позволяют утверждать, что ЭВО 1 ЛЮЦИЯ политического процесса происхО|Дит в рам­ ках подобных техник, ма­ нипуляций. Цель этих техник в том, чтобы заставить народ как бы свободно, как бы в по­ рядке собственного воле­ изъявления посадить себе на шею новых властителей. Бороться с этим можно, лишь вскрывая подоплеку, об­ нажая логику. отслеживая единый п р о ц т : там, где обыденное сознание видит лишь оадельные, никак не связанные друг с другом элементы. В ЭТОМ смысле мы счита­ ем принципиально важяьм продемонстрировать единую схему продвижения к власти криминальной буржуазии с использованием «шссы» в качестве,силы, прокладыва­ ющей путь. Вне зависимос­ ти от того, идет ли речь о на 1 цио]нальяом, социальном или каком-либо другом «ре­ гистре» массового сожнания, манипуляция строится по общей схеме, содержащей шесть основных этапов и следующих друг за другом с железной закономерностью, указывающей на их выстро- енность в единую цепь. Первый этап. Предъявле­ ние власти морально-этиче­ ских претензий. Критика возглавляется лицами, иэве- стньш'и народу, имеющими общественный авторитет я выступающими под лозун­ гам осуждения злых власти­ телей. Здесь имеет смысл го­ ворить о морализаторской фазе разогрева народной маг­ мы, По положению в обще­ стве критикующие принад­ лежат к фрондирующей эж - те, их цель — смена кон­ кретных руководителей. Этап заканчивается решени­ ем этой задачи. Второй этап. В массовое сознание выбрасьтается но­ вый блок требований, вы­ ходящих за компетенцию но­ вого руиоводства. Придя на волне народного возл^чцения, новая власть обещает то. что на деле не в состоянии выполнить Исходя из это­ го формулируется новый, ка­ чественно иной блок кри­ тики. Образ «злото власти- те^ля» заменяется образом «злой силы». В качестве-оной может выступать аппарат, тип экономики, централизм или любой другой принцип построения существзчощего типа власти. Форищглируется альтер­ нативная «злой силе» доб­ рая .светлая идея (чаще все­ го утопичная). В этом смыс- поначалу как бы лишь по­ могающие основным. Идет спонсирование этих струк­ тур, а значит, неизбежное вклинивание в них нужных людей из числа работников «криминального ведомства», до поры выступающих в прислуживающей роли. Критика, обнажающая не­ состоятельность существую­ щего принципа управления и лиц, его представляющих, именно как носителей это­ го принципа, накаляется. Они перестают контроли'ровать ситуацию и вьшуждееы идти на уступки. Возникает систе­ ма двоевластия, неустойчи­ вая, как и любая компромис­ сная ежтема. Третий этап. Система ча­ стично теряет управление, положение ухудшается, не­ довольство усиливается В этой ситуации новые лидеры объясняют кризнсность си­ туации наличием системы «'| 1 Эух властей» и требуют п]^дост:гвить им всю полно­ ту власти. Идеология из ста­ дии внесения коррективов переходит в стадию отчетли­ вой альтернативности иде­ ологии предшествующего пе­ риода (социалистический рынок трансформируется, в регулируемый рынок. кон­ федерация меняется .на су­ веренитет. создание' социа­ лизма с человеческим лицом превращается в создание предпосылок, для вхождения в цивилизацию и т. д.). Пре­ жняя власть сходит со сце­ ны. Фаза идеологическая переходит .в фазу парламен- тарно-политичвекую. Лидеры новой волны оказываются лицом: к лицу с проблемой осуществления так называе­ мых «непопулярных мер». Положение народа в очеред­ ной раз ухуданается. Четвертый этап. Принятие непопулярньк мер входит в противоречие с принципом народовластия. Недовольст­ во масс нарастает. Страх пО' тери популярности толкает новых лидеров на путь фор­ мирования «образа врага». Недовольство направляется в русло борьбы с врагами (на­ ционально - государственны- М.И, классово - экономичес­ кими, идеолого - политичес­ кими). Борьба предполагает насилие, перед которьш пар­ ламентские лидеры пасуют. Для жесткОД. системы наси­ лия вьвдвигаются новые ладе- ры из чисш лиц, сильнее все­ го пострадавших в предшест­ вующий период, а также «си­ льных личностей» криминаль­ ного и пубкриминального ти­ пов, Борьба морально воввыг шаёт эту криминальность и придает ей романтический оттенок. Из парламентской- фазы процесс переходит в фацу народных восстаний, войн за освобождение, рево­ люции и тому подобного. Пятый этап. Неизбежная вследствие этого разруха и вызванное ею разочарование, отчаяние, простращм насе­ ления. Шестой этап_ ' Твердая власть неофашистской хун­ ты, выступающей под ло­ зунгом наведения порядка и приветствуемой населением. Таков в общих чертах план большой игры, где идет согласованное использова­ ние разнообразных политиче­ ских, идеологических, эко­ номических, гос,ударственно- правовых стереотипов, име­ ющих целью приход к вла­ сти. Это и тодько это явля- ется конечной целью, каза­ лось бы, аналогшяой и про­ тиворечиво сложной, а на деле простой и неотвратимо логичной «игры в демокра- Свтодня общественные умонастроения ■ в огромной степени движутся в русле подражательного рефлекса, свойственного детям. Раз там у них, у взрослых, все хоро­ шо, то Давайте и мы у с ^ я так сделаем. Эта воспроиз­ водимая уже не первый раз логика игры в «доч'ки-мате- ри» на самом деле и явля­ ется основным фактом тор^ можения в развитии нашего общества. Никто не ставит перед собой вопрос о соци­ альных издержках такой ими­ тационной игры и о реальных ее результатах. Сегодня вопрос не в том, хорош ли комм|увизм и плох ли капитализм, а в том, к каким результатам мошеД привести либерализация там, где нет «гражданского об. щества». Разрушение траг дйциояного общества отнюдь не означает построения (й- щества гранадаиокого. «На обломках красного самовла­ стья» сегодня можно выст­ роить только концлагеря кри. минального капитализма, ба­ зирующегося на господстве «черной экономики.», «твер­ дого» антикоммунтама и же­ сткого этнсйгсратизма. Последствием такого пе­ реустройства .наапего общест­ ва явилось бы действитель;- ное превращение одной шес­ той части земного шара в «империю зла», «континент преступности», «язву, на теле .всего человечества». Ни жителям страны, ни человечеству не станет при этом легче от того, что та­ кое преобразование - будет вдохновляться благородны­ ми ,ультра|Двмонратичесним.й порьшами и благородным подлинным негодованием широких масс по отношений к чаще всего подлинным ис' точникам их социальногб страдания и бедствия. Что же касается преиму­ ществ (выставляемых напо­ каз) и недостатков (которых просто не может не быть по­ стольку, поскольку за все необхо 1 димо платить, ничто не дается даром) тех высокораз­ витых ст1Йн «первого мира'»; с которьтаи нас все В 1 ЮМ'Я сопостав 1 ляют (безусловно, не в нашу пользу); то мы. счи­ таем их обсуждение просто политически неактуальяьш. Мы готовы заведомо при­ знать, что «там» все устро: ено замечательно, что «таМ'» последний, нищий счастли­ вее нашего богача. Но отто­ го, что «там», у них все за; мечагелъно, «нам», что на- зьшаетс'я, ни жарко ни хо­ лодно. Да, мы потерпели шь ражение в конкурентной борь­ бе с Западом. Что теперь?! Предлагая существу свою программу действий, мы по­ стараемся осмыслить корни этого ' поражения. И опреде­ лить наш, трагически слож- ньШ, но возможный цугь к нормальной жизни в нор­ мальном общ«:тве. Этот путь не может быть путем капитуляции, отречения от самих себя. Это только кажется самым летким, естественным выхо­ дом. На деле капитуляция, лишив нас того немногого, что мы 1 шеем, в очередной раз превратит нас в новых аргонавтов нового ада. 8. ФУНДАМЕНТАЛИСТСКИЙ БУНТ ПРОТИВ ИГА КРИМИНАЛЬНОЙ БУРЖУАЗИИ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ЖИЗНИ НАШЕГО ОБЩЕСТВА. процесс переходит на стадию идеологизации. В качестве силы добра мюгуг выступать демократия, регионализм, рынок или шо- бой другой «расковьшаю- щий» принцип. Носителями идеологии становятся лидеры новой, волны, чаще всетоиз слоев ,не имевших ранее до­ ступа к власти. Выдвигают­ ся требования о передаче вла­ сти (пока частично) носите­ лям новой идеологии, пона­ чалу всего лишь вносящей некие коррективы в пред­ шествующую, Создаются адатернативные структуры. Почуяв запах крови, уже наметив жертву и преследуя ее с упорством хищника, ру­ ководимого идущим из безд­ ны доисторического про­ шлого инстинктом насилия, криминальный зверь уже ло­ мится в нашу дверь, в то время как мы, вместо того, чтобы защищаться, рассуж­ даем, какое это будет сим­ патичное и полезное домшп- нее, ручное животное «пос­ ле того, как мы отопрем ему дверь». Но часть населения, почу­ яв неладное, в панике гото­ ва уже шбунтоваться. Растет носта,;пзГия по предшествую­ щему периоду, как сталин­ скому, так и брежневскому. Она и дальше будет раста.по мере обнищания населення. Место демонизации прошло­ го все чаще будет занимать его романтизация, и товарищ Сталин, третируемый прог­ рессистами, все больше ста­ нет приобретать черты на­ ционального героя в среде политических фундамента­ листов, предъявляющих в качестве альтернативы ре­ альному капитализму в СССР стратегию подмора­ живания, возврата к принци­ пам жизни предшест^юще- го периода. Не сознавая неизбежности радикальных перемен в ра­ дикально меняющейся жиз­ ни, не ощущая прихода но­ вой всемирто исторической эпохи, в которой их носталь­ гические призывы и лозун­ ги равнсюильны бунтарству рабочих, разрушавших ма­ шины, или нрестьян, вос­ стававших против посадки ка­ ртофеля, ЭТИ силыицрают на руку своим политическим противникам, выставляя се­ бя как единственную аль­ тернативу, бездумному .про- грессизму, охваченному «•ка­ питалистическим энтузиаз­ мом», дают моральное пра­ во на террор, дабы «не до­ пустить возврата к стгвлиниз- И хотя фундаментализм нравственно все же выше чудовшцной ми.микрии вче­ рашних ревнителей социа­ листических идеалов и его стремление «не поступиться принципами», возможно, аб­ солютно искренно и в мо- ••^йльном плане заслуживает всяческого уважении. Но в политическом плане фуйда- ментализм мертв, и, даже воскреснув под давлением «исторической катастрофы», выкванной бездумной и бёс- смысленной ломкой тради­ ций, он не сможет решить ключевых проблем страны, не сможет разрешить главнь1х противоречий, сйъективно приведших к позору «зас­ тойного периода». Более То­ го, фундаментализм апелий- рует к той же лопше лот 1 ю- бительства, согласно которой при Брежневе-де «хоть что- то можно .было купить», а при Сталине «был порядок». Возникает естественный вопрос о том, чем такая ло­ гика отличается от логики потребительства, согласно ко­ торой колбасу можно по!;у- чить лишь в случае демон­ тажа коммунистической идё- алогий,, экономики и госу­ дарственности. Неужели толь­ ко тем, что такая колбаса вкуснее, но брежневская — реальнее и что «лучше си­ ница в руках, чем журавль в небе»? - Заявляя набор наскоро ре­ ставрированных клише и штампов предшествующего периода .все чаще сворачи­ вая с пути интернационализ­ ма, необходимого сегодня, как никогда ранее, фунда-’ менталисты дискредитиру­ ю т идею сопротивления ка­ питалистической кримина­ лизация страны тем, что поз­ воляют .своим противникам-,в очередаой раз заявить, что- де, мол, «либо-либо» и ^тю «третьето не дано». Но мы убеждены в том, что в качестве шанса навьг- ход из тупика нашей стране «дано» как раз только лишь нечто «третье», кардиналь­ но отличное и от прозапад­ ного популизма, и от поли­ тического фундаментаяиВ- ма, базирующееся на под­ линной демократии, (Продолжение следует).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz