Ленинское знамя. 1990 г. (г. Липецк)
Л ЕНИНС КО Е ЗНАМЯ 10 октября 1990 г., 234 (18»3 !> Н а П л е н у м е Ц К К П С С Доклад В. А . ИВАШКО Товарищи! На настоящем Пленуме всем нам, членам Центрального Комитета но вого состава, предстоит пере вести на язык конкретных действий решения XXVIII съезда КПСС, относящиеся прежде всего к сфере соци- ально-йкономической поли- Коммунисты надеются ус лышать от Центрального Ко митета КПСС, что нужно в первую очередь сделать, как им лучше всего действовать перед лицом обостряющегося социально-экономйческого и политического кризиса. Температура нашего давно и серьезно больного общест ва достигла критической от метки, Сокращаются объемы производства, идет цепная реакция распада хозяйст венных связей, ухудшается дисциплина. Тотальный де фицит, спекуляция, рост цен, поразивший потребительский рьшок, изо дня в день от равляют жизнь миллионов советских людей. Положе ние с обеспечением продо вольствием Москвы и Ленин града, других индустриаль ных центров стало просто не терпимым. Наглеет преступ- нь 1 й мир, терроризирующий ■ население. Не затухают очаги межнациональных рас прей и конфликтов. Продол жается поляризация поли тических сил, активизиру ются (антисоциалистические течения, множатся попытки оттеснить КПСС на задвор ки общественной жизни. С этой целью ведутся прямо- , таки разнузданные шельмо вания и травля коммунис тов. В общественное созна ние настойчиво внедряется «образ врага» в лице КПСС. Все это в своей совокуп ности накалило социальную напряженность до опасных пределов. Накануне Пленума члены ' ЦК, члены Политбюро и Секретариата ЦК КПСС, р а ботники аппарата побывали во 'многих республиканских и областных партййньш ор ганизациях, встретились с партийным, советским акти вом, трудящимися, комм5^ни. стами в- производственных коллективах. Знакомство с положением дел приводит к выводу, что заметных сдвигов в жизне деятельности партийных ко митетов в послесъездовский период не произошло. Во многих местах налицо поли тическая дряблость, расте рянность, отсутствие прак тических действий. Все еще живо ожидание установок и указаний, исчерпывающих «директив сверху» на все случаи жизни. Конечно, оп ределенную вину за такую ситуацию мы должны взять на себя, но и должны воз ложить часть ее на тех, кто должен был бы делать дело на местах. Нр не в этом сей час главное. Главное в том, что во всей этой ситуации немало людей начинают те рять веру в партию, разоча- ровьюаются в ее политике, перестройке. Центральный Комитет все резче и чаще упрекают за медлительность и безьшициативность, не умение донести до широких масс коммунистов и беспар тийных свою Позицию -ПО наиболее жгучим вопросам общественного развития. В поисках выхода из кри зиса XXVIII съезд КПСС ясно и определенно высту пил в пользу рьшочных от ношений, фундаментальных, коренных перемен во всех сферах жизни общества. Ко нечно, было нелегко решить ся на этот шаг, зная, что он означает настоящую рево люцию в общественном со знании, общественной прак тике. И жизнь подтвердила имевшиеся опасения. Дискус сии в печати, письма в пар тийные органы, включай ЦК КПСС, споры на партийных собраниях говорят о том,.что сам по себе переход эконо мики на рьшочные' отноше ния Босприни'мэется далеко не однозначно, насторожен но, а подчас и просто отвер гается. Кроме того, у людей воз никает множество вопросов политического, социально- экономического, морально- этического порядка, связан- ньпс с этим переходом. Они . требуют ясньпс и че'1ких от ветов. И их нужно дать. Тем более что у многих пе реход к рьшочным отноше ниям ассоциируется с рес таврацией капитализма и де монтажом социалистических порядков и гарантий. Разумеется, речь не идете том, чтобы на Пленуме ЦК как бы заново «прокручи вать» варианты программ пе рехода к рынку, которые стали предметом рассмотре ния на сессии Верховного Совета СССР. На Пленуме предстоит определить место, задачи партийнъпс организа- цищ всех коммунистов в практической .работе по ста билизации экономики и пе реходу к рыночным отноше ниям, наметить программу действий, вытекающих из требований момента, нынеш него политического и соци ально-экономического поло жения в стране. Речь, разу меется, не идет о том, что ко му делать завтра и послезав тра, главное в другом—опре делить сегодня на Пленуме такую позицию, которой пар тийные организации могли бы руководствоваться в сво ей конкретной практической работе. Итак, прежде всего о ста билизации экономики как ■первоочередной задаче мо мента. Тяжелое экономическое положение нельзя объяснять только пороками .щеэффек- тивной, изжившей' себя си стемы хозяйствования, хотя здесь заключена главная причина кризисньпс явлений. Виной тому являются и серь езные просчеты, допущенные в последнее время. В короткий срок, по суще ству, осуществлен демонтаж прежней системы управле ния', но непозволительно за тянулось введение новых экономических регуляторов, непосредстветный переход к рыночным отношения». Де ло утонуло в спорах, разго ворах, в ожидании перемен.. Резко снизили качество ра боты министерства, что обер нулось потерей отраслевого управления и разбалансиро- ванностью. Рынка' не т , , а худшая его черта — сти хия — налицо. Не секрет, что при отсутствии экономиче ских регуляторов многое в нашем хозяйстве держалось на партийной дисциплине., Теперь ситуация измени лась. Партийные комитеты уходят от непосредственного выполнения хозяйственных функций, и в этом проявля ется логика преобразований. Основная нагрузка в пере ходный период должна была лечь на <юхраняющиеся орга ны отраслевого управления и Сореты. Но они пока не на шли соответствующего места в руководстве хозяйством и социальной сферой. Невы полнение договорных обяза тельств одних предприятий перед другими, увеличение потерь рабочего времени (только за 8 месяцев текуще го года из-за,забастовок по теряно 10 млн. человеко дней), ничем Не скомпенси рованное закрытие ряда про изводств, в том числе, кста ти, и по выпуску лекарст венных препаратов, межна циональные конфликты, рез кое сокращение поста 1 вок сырья по импорту обуслови ли сокращение объемов про изводства. В целом по стране за девять месяцев выпуск промышленной продукции уменьшился на 0,9 процен та, в том числе в Азербайд- 'Жане — на 9,1 процента, в Армении — на 7.2 процента, в Литве—на 4,1 процента, в Эстонии •— на 2 процента, в Латвии — на 1,3 процента. Болезненно сказывается полный разлад в денежно- кредитной сфере. Перепол нение каналов обращения. наличными и безналичными деньгами вызвало расстрой ство денежной системы, па дение покупательной способ ности рубля. Правительст венная программа финансо вого оздоровления, принятая в конце прошлого года, ока залась малоэффективной. Товарищи! Никакая эконо мика — ни рыночная, ни адг министративно-командная — не может функционировать при безудержном росте в об ращении денежной массы. Если немедленно не остано вить наводнение внутренне го рынка ничем не обеспе ченными деньгами, переход к рыночным отношениям как средство построения новой экономики окажется просто д 1 есостоятельным и ничего, кроме социальных потрясе ний, не даст. При эмиссионном плане на год 10 •миллиардов рублей фактически денежная эмис сия за 9 месяцев составила 19,3 миллиарда рублей. Это больше, чем за 1981—1985 го-ды вместе, взятые. Выбро шенные в обращение астро номические суммы наряду с другими причинами порож дают ажиотажный спрос, поднимают цены на рынках, порождают дефициты, прода-; жу по паспортам и визит кам, как следствие — новые и новые слой спекулянтов. На не^ сведены те неболь шие повьппения зарплаты и пенсий, которые были про ведены в последние Годы. Об>1ктивно ли обусловле на такая большая денежная эмиссия? Ответ один — нет. Судите сами. За первое по лугодие при эмиссии 9,7 мил лиарда рублей одним только следствие — снижается уро вень государственной дис- циплинь!. Взять, к примеру, табачную проблему, перебои с продажей хлеба, другие срывы в удовлетворении эле ментарных потребностей мил лионов л ^ е й . За ними и другими подобными- дефици тами нет каких-либо серьез ных объективных причин, а есть непростительная безот ветственность, голо-вотяпст- во, грубые просчеты цен тральных и местных орга- В последнее время на ра боте народного хозяйства от рицательно сказывается де структивная позиция отдель ных политических сил. Не которые из них, не скрывая, действуют по принципу «чем хуже, тем лучше», рас считывая удовлетворить свои политические амбиции на волне недовольства людей экономической ситуацией. Нужны неотложные дейст вия и безотлагательная опти мизация структур управле ния сверху донизу. Решение Верховного Совета СССР «О мерах по стабилизации эко номической и общественно- поЛ 1 тической жизни страны, наделении Президента до полнительными' полномочия ми» в этой связи полностью оправдано. Этот шаг, направ ленный на укрепление госу дарственной власти, повыше ние дисциплины и правопог рядка, Цолитбюро ЦК рас- сматриваёт как непременное условие жизнеобеспечения^ страны, в том числе и про движения по пути к рыноч ной экономике. По нашему мнедию, вся партия должна оказывать всемерную поддержку Пре зиденту," Верховному Сове ту СССР, органам власти в республиках и на местах в их усилиях по выводу об щества из кризисной 'ситуа- Товарищи! Главная зада ча дня — нормализовать по требительский рьшок, сба лансировать доходы и рас ходы населения, а для этого прежде всего нужно увели чить товарную массу на рын ке, нарастить ее производст во. Как свидетельствуют по ступающие в ЦК КПСС сиг налы, из-за резкого ухуд шения материально-техниче ского снабжения, в том чис ле сокращения поставок по импорту сырья и комплекту ющих изделий, в тяжелом полоНсении в ближайшее вре мя могут оказаться пред приятия легкой промышлен ности и других отраслей, производящих товары народ ного потребления. Этого до пустить нельзя. На первый план сейчас выдвигается з а дача сохранения сложив шихся хозяйственных свя зей и исполнения хозяйст венных договоров, налаисива- ния материально-техническо го обеспечения. Решительные действия здесь должны пред принять все коммунисты, где бы они ни работали. Не секрет, что положение на потребительском рынке усугубляется ажиотажным спросом, разного рода слуха ми, вплоть до разговоров о надвигающемся голоде. Лю ди поэтому закономерно спрашивают: что же нас ждет в ближайшем будущем? Со всей ответственностью можно заявить, что подоб ные разговоры беспочвенны. Выращенный урожай основ ных культур выше, чем в ' прошлые годы. Несмотря ’на все сложности с погодой, можно и нужно поправить по ложение с обеспечением го родов продукцией животно водства, картофелем и ово- Для сбалансированности де нежных доходов и расходов населения наряду с насьцце- нием рынка традиционными товарами народного потреб ления в ближайшее время должны быть предложены новые выгодные сферы вло жения цакопленных денеж ных средств^ Не следует и затягивать решение вопроса о повышении процентных ставок на денежные вклады. При всем разнообразии мнений о конкретных путях и этапах перехода к рыноч ным отношениям представ ляется, что есть единство в понимании того, что без же сткой кредитно-финансовой, . политики, крепкого и полно ценного рубля невозможно сколько-нибудь нормальное функционирование народно го хозяйства, в том числе кооператорам банки вьщали стабилизация рынка. на 12 миллиардов рублей на- --------- ---- ------ личных денег больше, чем получили от них для зачис ления на счета. Связь между этими двумя величинами не прямая, но она есть, и очень тесная. Почему же никто 1 Считаю необходимым под держать предложение о чре звычайных мерах по устра нению нынешнего бюджет ного дефицита, ограничению денежной массы в обраще- ______ _______ _ НИИ, К их осуществлению заинтересовался этим фено- следовало бы приступить Йе меном? Почему выдаются медленно. деньги по первому требова нию, что усугубляет и без то го сложную ситуацию в стра не? На Украине, впрочем, заинтересовались еще год назад, и как следствие, — эмиссия в республике сейчас в шесть-семь рей относитель но ниже, чем по Союзу. Республиканские и мест ные органы пытаются вы браться из тяжелой ситуа ции в одиночку, зачастую пу тем нового администрирова ния. что усиливает хозяйст венную неразбериху. Как Особое внимание следует уделить вопросам регулиро вания денежных доходов. Речь' не идет об их замора живании, что означало бы в условиях инфляции сниже ние жизненного уровня насе ления. Но, исходя из требо ваний нормального экономи ческого развития, необходи мо обеспечить жесткую связь роста доходов с резуль татами производства во всех его сферах: государственной, кооперативной, личной. И способы такой увязки в но вом хозяйственном механиз ме должны быть найдены. Этап, стабилизации должен включать и активные дейст вия по созданию оправдав шей себя во многих странах в значительной мере разго сударствленной экономики, демонополизации производ ства, формированию р е е ч ной инфраструктуры, перест- 1 ЮЙКИ структуры народного хозяйства. Все это будет со действовать- включению ме ханизмов конкуренции, сво бодного ценообразования, со- стащшющих главное содер жание рыночной экономики. Стоит выделить значейие для стабилизации экономиче ского положения плана и бюджета страны на 1991 год. Между тем процесс форми- роцания проекта плана вы зывает тревогу. В целом по промьппленности на начало октября было заключено лишь 85 процентов договоров против 70 процентов в прош лом году. С принятием ука зов Президента, предусмат ривающих стабилизацию хо- зяйствевнь 1 х связей и пере ход к широкому примене нию в экономике договорных оптовых цен, устранены препятствия к заключению договоров. Коммунисты должны всемерно содейст вовать этому процессу, про тивопоставлять ведомствен ной неразберихе, местничест ву, ложно понимаемым груп- , новым интересам — органи зованность, деловитость и ответственность перед всем нашим обществом. Экономическую ситуацию в стране можно изменить к лучшему лишь при стабили зации общественно-политиче ской'обстановки. Непредвзя тый анализ момента одно значно говорит о .том, что единственно возможная се годня политика — это поли тика гражданского мира и согласия, сотрудничества всех перестроечных демократиче ских сил. Нетерпение же и нетерпимость в политике лишь обостряют противо стояние в обществе, достиг,- шее и без того опасных пре делов. Партийные организа ции должны повести реши тельную борьбу против /Дест руктивных, экстремистских элементов и в то же время налаживать тесную совмест ную работу с теми партиями и общественными движения'- ми, которые действительно озабочены -ныненшим поло жением дел и хотят дейст вовать в интересах народа. Товарищи! Необходимость дать простор рыночным от ношениям диктуется не чьи ми-то субъективными жела ниями. К этому подводит объективный ход развития нашего прошлого и настояще го, который свидетельствует о несостоятельности системы командно - распорядитель ных отношений, базирующей ся на тотальном огосударств лении собственности, о чем говорил здесь в своей, речи Михаил Сергеевич Горбачев. Отождествление ее с социа лизмом явилось грубейшим теоретическим и практиче ским просчетом, обусловив шим глубокие деформации не только в экономике, но и во всей общественно-полити ческой жизни. Поэтому пред лагаемый сегодня курс на построение рыночной эконо мики отражает не конъюнк турные попытки вырваться из захватившего страну кри зиса, а выстраданный итог многолетних поисков к раз мышлений, анализа отече- стветшого и мирового опыта. Все убеждает в том, что без решительного перевода эко номики на рыночные рельсы наша страна, даже безотно- .сителыю к ее текущим труд ностям, будет обречена на растущее отставание от ин дустриально развитых госу дарств, превращение в «ок раину» мировой цивилизации. Однако переход к рыноч ной экономике нередко трак туется как отказ от социаль ных завоеваний социализма й возврат к капитализму," к обществу эксплуата1;ии, в ко тором класс собственников противостоит неимущим. ■Видимо, надо еще раз во весь голос заявить, что пар тия не отказывается от идеа лов социализма, но под со циализмом она понимает не равенство в нищете, не соци альное иждивенчество, не жесткую административную регтаментацию экономиче ской и всей общественной жизни. В нашем понимании социализм — это общество, в котором целью общественно- . го развития является чело век, в котором на основе мно гообразных форм собственно сти и хозяйствования обес печивается превращение трудящихся в хозяев произ водства, сильная мотивация высокопроизводитель н о г о труда, гарантируются соци альная справедливость и со циальная защищенность тру дящихся. Именно для по строения такого общества XXVIII съезд КПСС и вы брал в качестве средства Пе реход к рынку. Безусловно, рынок требует значительного разгосудар ствления экономики.. Одна из основных форм разгосудар ствления—акционерные обще ства, где значительная часть акций принадлежит трудя щимся. По понятным причи нам это .коснется главным образом крупных предприя тий. Многие средние и не большие предприятия могут быть выкуплены самими трудовыми коллективами и превращены в коллективную собственность. Дальнейшее развитие получат коопера тивная собственность и соб ственность общественных ор ганизаций. И, наконец, в оп ределенных размерах допу скается собственность граж дан на средства производ- Переход к новым экономи ческим отношениям следует осуществлять не пУтем навя зывания, а на основе свобод ного выбора. Распростране ние той или иной формы соб ственности должно обуслов ливаться ее целесообразно стью, эффективностью имен но в данной отрасли или сфе ре производства. В аграрной сфере полити ческая линия на развитие рыночных' отношений долж на, видимо, заключаться в том, чтобы на основе зако нов о земле, собственности, об аренде коренным образом перестроить производствен ные отношения на селе. И речь здесь не идет об отка зе от крупного общественно го производства, директив ном расформировании кол хозов, совхозов, к чему при зывают некоторые чересчур горячие головы и чего ре зонно опасаются многке сель ские труженики. Надо создать равные эко номические условия колхо зам, совхозам, крестьянским и’ личным хозяйствам, их кооперативам и ассоциаци ям. Следует особо подчерк нуть, что те громадные со циально-экономические, ис торические, психологические и бытовые различия, в кото рых живут и работают кре стьяне в разных республи ках, требуют сугубо диффе ренцированного региональ ного подхода к организации сельскохозяйственного про изводства. Развитие рыноч ной экономики на селе пой дет тем эффективнее, чем быстрее и масштабнее пой дет земельная реформа. Это сегодня ключевой вопрос пе рехода к новым формам хо зяйствования в деревне. В ряде республик явно затяну лось принятие земельных ко дексов, не проведены инвен таризация земельного фон да, кадастровая оценка уго дий и передача их в распо ряжение местных Советов, как это определено в Законе о земле. Партийным комитетам, коммунистам, работающим _в Советах народных депутатов, следует активнее взяться за устранение . всех препонов, сдерживаюгцих создание се мейных ферм, крестьянских хозяйств, за наделение же лающих граждан садово-ого"- родными участками, разви тие приусадебного хозяйства. Требует глубокого обсужде ния вопрос о введении инсти тута частной собственности на землю. Возможные нега тивные социально-экономи ческие последствия привати зации земельной собственно сти очевидны. Это спекуля ция землей, межнациональ ная вражда и тому подобное. Все это слишком серьезно. Поэтому заслуживает полной поддержки предложение о том, чтобы дать возможность решить этот вопрос самому народу, всему народу. Сложнейшая проблема — как быть с планово-убыточ ными предприятиями. Если дотации будут полностью и сразу прекращены" или /уре- ,заны, результатом станут массовое банкротство пред приятий и безработица. За дача не только в том, чтобы снять с бюджета эти вериги, но и поставить все предприя- • тия, в том числе и убыточ ные, все колхозы .и совхозы в условия рынка, конкурен ции. На первых порах какая- то помощь им должна быть оказана, но на других усло виях, через специальные стабилизационные фонды, временную финансовую по мощь в форме субсидий, льготных ссуд, гарантий по кредитам коммерческих бан ков. Потребуется реорганизо вать предприятия, там, где нужно, укрепить руководство, сократить численность, рас продать какие-то активы, пе репрофилировать и так да- Безусловно, будут сущест вовать— и об этом надо ска зать в полный голос — и та кие предприятия, которые в силу специфики производ ства должны будут и впредь дотироваться из (Госбюджета. Их не такое большое количе ство, но тем не менее во всех странах имеются пред приятия и даже целые от расли, которые поддержива ются государством, потому что выведение их на уровень рентабельных порождает цепную реакцию повышения ц«н и, в конечном, итоге, ни чего не дает. Оценивая экономические и тем более социальные перс пективы и возможности рын ка, важно не впасть в эйфо рию, трезво и полно оцени вать его последствия. Необ ходимо самым тщательным образом всесторонне взвесить и спрогнозировать все эконо мические, социальные и по литические последствия, све сти к минимуму издержки, неизбежные для любого пе реходного периода, учесть особенности развития каждо го региона, республики и об щества в целом. Прежде всего надо учиты вать возможность 1 сокраще ния объема производства на первых порах перехода к рыночной экономике. В из вестных границах такого ро да последствия неизбежны. Прекратится производство не цользующейся спросом про дукции, потребуется перена ладка на выпуск нужных об ществу изделий. Сокращение производства может произой ти в большей мере в отрас лях группы «А» и в промыш ленном строительстве. Надо сделать все, чтобы не допу стить резкого спада произ водства. Предпочтение следу ет отдать тем решениям, ко торые несут в себе наимень шие экономические потери и социальные издержки. А Са мое главное — работу эту на до начинать уже сегодня. ; Есть опасность, ^то пред приятия, получив широкие возможности для зарабаты вания средств и их расхо дования по своему усмотре нию, обратят их на текущие нужды, и прежде всего на заработную плату и потреб ление. Собственно, так и происхо дит уже сейчас в ряде слу чаев, что усугубляет несба лансированность, сдержива ет рост накоплений, реконст рукцию вфоизводства, науч но-технический прогресс. Противовесом этому должна быть умная инвестиционная, финансовая и налоговая по литика. , На первом этапе перехода к рынку потребуется уделить максимум внимания созда нию развитой рыночной ин фраструктуры, подготовке высококвалифицированн ы х специалистов, обладающих знаниями, умением и опы том хозяйствования в усло виях рыночных отнощений. Важно иметь в виду и пси хологический фактор. Дли- ■ тельное подавление индиви дуальной активности лично сти привело к формированию значительной' группы лю дей, психологически не го товых к жесткой системе по ведения в условиях рьшоч- ной экономики, предельной индивидуальной самоотдаче. Снимать в профилактиче ском плане эти накопившие ся в обществе трудности — важнейшая задача партий ных организаций. Товарищи! Для К Ц е е са мый важный, самый прин ципиальный вопрос — это во прос о социальной цене пе рехода к рыночной экономи- ЦК разделяет беспокойст во советских людей по пово ду того, как скажется пере ход к рынку на благосостоя нии и образе жизни, не з а платят ли за этот переход различные слои населения снижением жизненного уров- Рыночная экономика —не самоцель, а средство улуч шения жизни народа, раз решения накопившихся ост рых социальных проблем. В этом должен заключаться для нас, коммунистов, ос новной критерий оценки любых проектов, связанных с переходом к рьщку. Пар тия не приемлет и будет бо роться против попыток свер тывания социальных про графим повышения уровня. жизни населения, наступле ния на жизненные интере сы трудящихся. Рынок может дать надеж ные и равные возможности, для повышения благосостоя ния за . счет личного трудо вого вклада, стимулирует определенные изменения, но гарантии реализации ука занных прав должны быть не только сохранены, но и приумножены. Свой прямой долг мы видим также в том, чтобы противостоять при пе реходе к рьшку тотальной коммерциализации культу ры, всей духовной жизни. Поэтому коммунисты долж ны принять самое деятель ное участие в выработке и реализации политики госу дарственной поддержки и финансирования культуры, здравоохранения и просве щения. I Свои особенности имеют меры по социальной защи щенности крестьян. Они справедливо ставят вопрос о своем неравенстве в сопо ставлении с горожанами. Действительно, село значи тельно отстает от города по всему комплексу социально- бытовых условий жизни. Бе зусловно, в условиях рыноч ной экономики такие целе вые программы, как строи тельство жилья, дорог, гази фикация и электрификация, водоснабжение, здравоохра нение и просвещение, долж ны осуществляться при са мой активной поддержке го сударства. Наибольшее беспокойство у населения вызывает воп рос о розничных ценах. Как будут изменяться розничные цены при переходе к рыноч ной экономике? На какие группы товаров они повы сятся и в какой мере? Будут ли предприняты «защитные меры от инфляции, особен но для малообеспеченных слоев? На все эти вопросы долж ны быть даны честные отве ты. Ясно, что при переходе к рьшку средний уровень розничных цен повысится. Кстати, мы еще не перешли к рынку, а цены на многие •товары уже резко возросли. Ясно и то, что сегодня нуж ны меры государственного регулирования цен, особенно в части товаров первой не обходимости, и другие меры, защищающие от инфляции, в первую очередь малообес печенные группы населения. Полагаем, что участники Пленума выскажутся поэто му принципиальному вопро су и внесут конкретные предложения. Для КПСС естественно ис ходить из того, что конечной целью развития рыночных отношений доджно стать во влечение широких масс тру- дая республика, да межреспубликанского разде ления труда. Интеграцион ные процессы на уровне- предприятий и организаций как ничто другое будут эф фективно содействовать воз никновению и укреплению равноправных, свободных от подозрительности, взаимо выгодных отношений между республиками и территория- Не буду подробно останав ливаться на политических последствиях возможной ликвидации, по существу, всех общесоюзных структур, которая может произойти в результате реализации так называемой «горизонтальной модели» переговорного про цесса между республиками, исключающей участие в нем и влияние на него центра; Ясно, что реализация подоб ной модели будет ' означать конец Союза ССР как су веренного государства, субъ екта международного права со всеми вытекающими из этого последствиями не толь ко для Союза, но и для 1 саж- дого субъекта федерации в отдельности. Здесь хотелось бы сказать об экономической роли цент ра в том, в каком оно ви дится Политбюро ЦК КПСС. Единое экономическое про странство, естественно, пред полагает наличие общей де нежной системы, организа цию ' единой таможенной службы для защиты общесо юзного рынка, согласование цен на ключевые виды сы рья и других товаров. Вез экономического центра не возможно вести речи о соз дании экономических усло вий для поддержания оборо носпособности и обеспечения государственной безопаснос т и Союза, о формировании федеральных фондов ддя развития сырьевой базы и проведения единой научно- технической и экологической политики в интересах всех ' членов экономического сою за. И это далеко не все. От мечу лишь еще необходи мость формирования и ис пользования Общесоюзного валютного фонда, выполне ния обязательств Союза ССР перед международным сооб ществом. Единый рынок во обще невозможен без цент рализованной разработки стратегии внешнеэкономиче ской политики. К сожалению, в последнее время появились иллюзии относительно того, что каж - дящИхся т активную эконо мическую жизнь, в управле ние хозяйством, превраще ние их и в собственников, и в заинтересованных труже ников. Только это явится ба зой, опорой и гарантией про гресса общества в рамках со циалистического выбора. Говорят, что переход к рынку в^поден лишь дель цам «теневой экономики». В этой связи утверждается, что партия, отстаивая «ры ночную философию», якобы теряет свое политическое лицо. С этим .нельзя согла ситься. Коммунисты были и остаются противниками де лячества и рвачества, подме ны здорового рынка спеку лятивным базаром. )У[ы считаем, что прадовое государство начинается с ут верждения правопорядка в экономике. Партия, все ком мунисты должны сплотиться и повести самую решитель ную борьбу против любых попыток легализации чершз- го рынка, подпольного биз неса, против тою, чтобы рас хитители и хапуги могли «от мывать» награбленное при инициативу и предприимчи- новых формах хозяйствова- вость. В то же время инте ресы людей должна охранять государственная система со циальной защищенности, ко торую во многом надо созда вать заново. Мы должны оп ределить свои подходы к реализации права людей на труд. Это право священно. Но нельзя не видеть, что пол ная занятость населения в условиях рьшочной эконо мики уже не сможет под держиваться искусственно, административными мера ми. Возрастет ответствен ность человека з а свое отно шение к труду, ценность ра бочего места. Однако комму нисты не могут занимать пассивную позицию перед Товарищи! Переход к ры н ку по-новому ставит вопросы взаимоотношений республик в рамках Союза. Если чест но смотреть в глаза действи тельности, надо признать, что Союза ни в старом его виде, ни в новом сейчас нет. Сожалеть об отжившем свой век государственном устрой стве, по сути дела унитарном образовании, не следует. Не обходимо двигаться вперед, к созданию новой федерации суверенных государств, как это и зафиксировано в ре шениях XXVIII съезда пар тии. Надо как можно скорее придать зримое очертание новым внутрисоюзным отно- угрозой безработицы. КПСС шениям, при которых центр выступает за создание еди ной государственной системы предупреждения безработи цы, упреждающей подготов ки, переподготовки И трудо устройства работников, ма териального обеспечения вре менно незанятых. При переходе к рыночной экономике исключительное значение приобретают прак тические действия партии по социальной защйте тех, кто уже или еще не может трудиться в полную силу: пенсионеров, инвалидов, сту дентов, многодетных семей, малообеспеченных слоев на селения. Мы обязаны все мерно добиваться реализа ции конкретных мер помо щи этим группам населения, что, однако, не должно по ощрять иждивенчество. Пе реход к рьшку не должен привести к ущемлению та ких важнейших социальных прав советских людей, как право на о^азование , охра ну здоровья, отдых, жили ще, • материальное обеспече ние в старости и в случае болезни и т. д. В условиях рыночной эко номики подходы к решению этих проблем претерпевают с л уж и т необходИ|МЫМ усло ви ем в заим од ействия добро в ольно объедини вш ихся рес публик . Важным шагом на пути к новому Союзному договору должно стать формирование экономического союза рес публик, единого экономиче ского пространства для ши рокого 1>азвертываяия взэ1И- мовыгодных рыночных отно шений. Силой, экономически скрепляющей Союз в усло виях рынка, является не ад министративная мощь госу дарства, а экономическая власть, главного субъекта рынка, предприятия как су- верегшого товаропроизводи теля, который прочнее лю бых административных пут соединен с другими звенья ми народ 1 юго хозяйства жи выми нитями экономических интересов. И именно т^кие экономические свя.эи могут служить надежной опорой союза суверенных респуб- . Рынок только республика, легко может поправить свое эконо мическое положение, выйдя на внешний рынок со своей продукцией. Вы знаете, у нас есть уже районы, кото- .рые объявили своим воздуш ное пространство, есть насе ленные пункты на берегу мо ря, которые объявили своей экономическую зону, и т. д. Все это, товарищи, опасное заблуждение, просто опасное. Международный рынок — тонкая материя, и идти на него, не зная конъюнктуры, значит, неминуемо обречь себя на большие потери, что, кстати, ' и подтверждается уже многими фактами. Предстоит кропотливая,' очень упорная и в то ж е ^ время тонкая работа по на- ' лаживанию новых экономи ческих' ' отношений в Союзе. Нельзя рассчитывать на то, что рынок автоматически урегулирует межнациональ ные отношения. Но мы уве рены в том, что он будет не пременно способствовать рас ширению связей между на родами и тем самым помо жет людям осознать всю аб сурдность политики нацио налистических амбиций, эко номической самоизоляции и сепаратизма. Довольно широ ко бытующее мнение, будто та или иная республика тем успешнее выйдет из кризиса, чем дальше дистанцируется от Союза,— глубокое заблуж- • дение, которое ведет в тупик и может очень дорого обой тись нашим, народам. Товарищи! Стабилизиро вать ситуацию в стране в кратчайшие • сроки, перейти к рынку с наименьшими социальными издержками можно в том случае, если наша партия не упустит ини циативу в перестройке, су меет направить в - нужное русло те общественные про цессы, которые сегодня вы ходят из-под контроля. Дискуссия на нашем Пле нуме, решения, которые он примет, призваны помочь коммунистам перестроить свою работу в условиях пе рехода к рьшку на принци пиально новых для нынеш них поколений партийцев основаниях. Всем нам предстоит рас сеять у значительного числа ■людей, прежде всего у ком мунистов, многочисленные предубеждения, страхи и опасения, вызванные пер спективой перехода к рьда- Мы, коммунисты, должны уяснить для себя и помочь понять другим, на каком фундаменте перестраиваем , наше общественно^ здание %;;■ п6 какому укладу намерены в Нем" жить. Речь идет о формировании нового эконо мического мышления, о на стоящей революции в обще ственном сознании. Соответ- основа качественно но вого союза позволит поло жить конец монопольному диктату центральных орга нов, постепенно выправить перекосы нерационального с экономичен . с тв енно , треб уется безотлага тельно переключить всю си стему партийного образова ния, и самообразования, ис следовательскую работу в (Окончание на 3-й етр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz