Ленинское знамя. 1990 г. (г. Липецк)
ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ 13 сентября 19&0 г., К» 213 <18 810) ДОКЛАД ПРАВИТЕЛЬСТВА СССР I ПОЛГОТОВиЕЛ 1 Ш 01 ОВЦЕСОЮЗНОЙПР 0 ГГМ 1 ИЫПЕРЕЮЩкРЕГУЛИРУЕНОЙРЫЯОУИОЙЭКОИОНИКЕ и ВЫРЛВОТКЕИЕРпо СТАВИИЗИЦИЙИАРОЛЙОГОХОЗИЙСТВАСТРАНЫ Страна находится на по роге принятия крупных ре шений. кардинально меняю щих «« экономическое устрой, ство. систему отношений'соб ственности. структуру управ, ления. всю сферу хозяйст венных взаимоотношений. Этот исторический шаг дик. туется логикой обновления социа.лиз.ма, са.мой жизнью, и здесь особенно нужны взве шенность, тщательный прог- ноя возможных последствий предгфинимаемых действий. Н, естественно, здесь недо пустимы упрощенчество, не- продуманность, особенно сей. час. когда надо приступать к практической реализации всего намеченного,. Это не какие-то арстракт. ные рассуждения. Время аб стракций ушло. Решения пцледстспп принять в исклю чительно сложной экономи. ческой и социально-полити. ческой ситуации. Народное хозяйство находится в глу. ■боком кризисе. Продолжается спад общественного произ. водства, нарастает товарно- денежная несбалансирован, ность, разрушаются хозяйст. венные связи. Происходит натурализация обмена, все ' более явно проявляются групповой эгоизм и местный сепаратизм. Не удалось обуздать опе. режающий рост денежных доходов населения. Все но. вме дефициты возникают на потребительском рынке. В критическом состоянии ва лютное слож ение страны. Углубление кризиса по •сему фронту на современ ном этапе нельзя объяснить только экономическими фак торами. Очевидно, что все большее отрицательное воз действие на экономику ока зывает нестабильность поли тической обстановки. 8 стране перестают счи таться с .законами, подорва но уважение к органам вла сти и управления — от ис. полкома поселкового Совета до Совета Министров СССР. Появились такие новые, не. известные в прошлом процес. сы, как кассовые забастов ки, межнациональные кон фликты. экономическая бло када щ^яых регионов, оста, новка производств, имеющих приоритетное значение для народного хозяйства. Все это переплелось в тугой узел острейших политических и экономических проблем. Где же выход? В экономи. ческой сфере правительство как и прежде связывает его с иерехр/Аом к регулируемо, му и социально ориентиро- ванному рынку. Отношение к рынку раз ное. Одни видят в нем пана, нею от всех наших бед, един ственный шанс построеяня действительно современного процветающего общества* Другие относятся к рынку с сомнением, опасаясь ухуд шения условий жизни, * осо бенно на переходном эта. не. Третьи — и их тоже не мало - - в принципе не при емлют саму эту идею. Как бы то ни было, стра на и народ стоят перед чрез вычайно ответственным вы. бором. Естественно, это тре бует от Верховных Советов СССР и союзных республик, от всех органов управления при выработке программы действий, тщательного сопос. тавления предлагаемых про ектов и вариантов перехода к рынку. При этом правительство видит^ что работа предстоит чрезвычайно сложная. И ' здесь надо учитывать соз давшуюся в стране обстанов ку. А она диктует следую. Первое. Необходимо сов. местнть во времени меры, обеспечивающие как переход к рынку, так и стабилизацию экономической ситуации в стране. И прежде всего сле дует особо выделить сниже ние бюджетного дефицита, оздоров.зение денежного об. ращения, укрепление автори. тета и покупательной способ ности рубля, насыщение пот. ребнтельского рынка. Второе, Надо с-мотретьна вещи реально и. обсуждая крупные и радикальные пе ремены, не забывать о том, что экономическую жизнь нельзя (ктановить ни на один день. Движение поездов и самолетов, выплавка ме талла и работа хи.мнческих предприятий, животноводче. ских комплексов и хлебопе карен не должны прерывать ся. Чтобы предотвратить это, нужно наряду с развитием рыночных отношений во что бы то ни стало сохранить хо зяйственные связи, не допу. стить их разрыва как в ос. тавшееся до конца этого го да время, так и в 1991 году. Третье, и. пожалуй, самое главное, состоит в достиже. НИИ политической стабильно, стн, возвращении уважения к закону и правопорядку, стро. жайшем соблюдении испол. нительской дисциплины. Страна, в которой перестает действовать закон, неминуемо становится аренсй столнно. вения противоборствующих группировок, в ней усилива. ется влияние коррумпиро ванных элементов, на систе. му управления все более да. вят деструктивные процессы. Понимая свою ответствен ность, правительство ясно и недвусмысленно заявляет, что, если эти три условия —- стабилизация в экономике, поддержание ее жизнестой. кости на необходимом уров не и политическая устойчи. вость общества — не будут соблюдены, в стране может наступить хаос. Времени н а ' раскачку нет ни дня. Единственная воз можность ~ начать реаль ную стабилизацию экономи. ки уже сейчас и наращивать ее темпы в IV квартале это го года. Главное — завершить с минимумом потерь уборку урожая, быстро и реШитель. но' устранить допущенные на местах грубейшие просчеты, по которым правительство СССР вынуждено было при нять чрезвычайные , меры. Необходимо предотвратить новые всплески ажиотажного спроса на потребительском рынке, незамедлительно на. верстить упущенное в под- .готовке к зиме. В силу названных ’ выше причин за восемь месяцев объем промышленного' про изводства снизился на 0,7 процента. а национального дохода — на 2 процента. Продолжалось падение до. говорной дисциплины. Так, если в прошлом году’ за этот период было недопоставлено потребителям по договорам продукции на сумму 5,2 ЕУблей, то в текущем году недопоставки народно, му хозяйству составили уже 8,2 млрд рублей. Конечно, все это не могло не сказаться на производст. ве и особенно на материаль. но-техническом обеспечении. Многие предприятия посто янно лихорадит, а некоторые находятся на грани останов, ки, На состоянии экономики крайне отрицательно ск а зы . . вается снижение уровня уп. равляемости народным хо. зяйством. Особую обеспокоенность вызывает складывающаяся ситуация по формированию плана и бюджета на 1991 год. Их разработка осущест. вляется на новых принципи альных положениях, учиты. вающих начало перехода на рьшочныё отношения при сохранении в определенных пределах методов прямого , государственного регулирова. Основы для введения но вых рыночных отношений в хозяйственную жизнь буду щего года заложены уже при. пятыми Верховным Советом СССР законами, в том чис ле о разграничении полномо. чин между союзными респуб ликами и Союзом ССР. Формирование планов и бюджетов должно происхо дить в условиях стабильнос ти важнейших правовых , норм хозяйственного законо. дательства. Это прежде все. го нормы, предусмотренные законами о собственности, о земле, об аренде, о предпри. ятиях и налогообложении. Если сейчас отказаться от <. то полностью дезоргани. Верховных Советов ряда со юзных республик ревизовать уже принятые законы приве. ло к тому, что многие мест ные Советы до сего дня не знают, какая часть налого. вых платежей будет посту пать в их распоряжение в будущем году. Это означает, что они не могут сформиро вать и расходную часть бюджета. А ведь в ней гла вное — затраты на социаль. ные мероприятия, на зара ботную плату педагогов, вра- чей, .работников культуры. В государственном регу лировании в будущем году принципиальным вопросом является сохранение сложив шихся хозяйствеиных связей между предприятиями и су щественное повышение их ответственности за выполне ние поставок. Это особенно важно в условиях, когда не заработали экономические рычаги, не созданы условия для конкуренции и пока не начали действовать жесткие антимонопольные меры. Существенно ограничива ется обязательный государ ственный заказ для общесо юзных нужд, что открывает широкие возможности для развития рыночных отноше- В целях нормального функционирования важней ших отраслей, и прежде все го обеспечивающих потреб ности людей, правительство предусматривает государст венную поддержку таки.м на роднохозяйственным ■ комп лексам. . как агронромышлен- яый и топливно-энергетиче ский, а также вьиголнению важнейших научно-техниче- ских программ и фундамен тальных мсследований. На работу народного хо зяйства в 1991 году будет оказывать отрицательное влияние валютное положе ние стргшы. Уровень и струк тура внешнего долга требу ют на его обслуживание 12,5 МЛРД. Р1^лей в свободно конвертируемой валюте. Это означает, что объем заку паемых на такую валюту материалов, сырья, комплек тующих изделий, товаров на родного потребления, меди каментов и продовольствия должен быть сокращен про тив 1990 года примерно втрое. Это не может не ска заться на сбалансированнос ти народного хозяйства и пвежде всего на производст ве товаров народного пот ребления. В таких условиях прави тельство, на которое возло жена основная ответствен- инс^аструктуры рынка, но- ность за выход страны из вых подходах к внепшез" ‘ кризиса, должно иметь- -тт—в 0 мдае 1 ешй-деятельности. меры, которые пред»ои!г осу ществить на п'Уги к рынку. Речь вдет об оздоровлении финансов и денежного обра щения, укрепления рубля, становленяи разнообразных форм сс^таенности. демо нополизации, развитий пред принимательства и возрожде нии свободного товаропроиз водителя как главного дейст вующего лзда в рыночных фор]цировании Мы чрезвычайно заинтере сованы в активном совмест ном проведении этой работы прежде всего потому, что адекватные этой ответствен ности полномочия. Необхо димо немедленно Открыть предприятия, остановленные местными органами власти без согласия союзного и рес публиканских правительств. __ ^__ ___ _____ ввести особый режим управ- ним првдцшшальным вопро- ления на железнодорожном еам.- как тактика движения-к- траншорте. магистральных рывду. исх 01 дя из оценвд ре- нефтегазопроводах и в дру- алшой ситуации, ее конкрет- гих сферах жизнеобеспече- аых проя!Влений, а следова ния населения. Надо в са- телшо , возможностей и сро- мые короткие сроки достиг- ков стабилизации обстановки нуть соглашения с трудовы- в стране, что ньше является ми коллективами о добро- главным требованием. Ишо- вольном отказе от проведе- рировать его - - знач.ит стать ния забастовок в этом и бу- на путь иллеозий . Такова од- дущем году. • на из важнейших позиций Правительство страны ни- правительства, которую дит всю остроту проблемы обеспечения законности и правопорядка, защиты безо пасности граждан, обузда ния организованной преступ ности. недопущения ее раз растания до уровня мафиоз ных структур. , Принято решение возло жить на комиссию Совета Министров СССР по чрез вычайным ситуациям , коор динацию деятельности МВД СССР, Комитета государст венной безопасности СССР с широким привлечением трудовых коллективов к борьбе с уголовной преступ ностью, наведению необходи мого порядка в городах и населенных пунктах. Надо существенно активизировать роль прокуратур и судов. Одновременно соответст вующими органами в рес публиках и на местах дол жны быть приняты неот ложные меры, использованы •предоставленные Конститу- • будем отстаивать в совмест ной работе над единой про граммой. Наиболее сложным вопро сом, во многом определяю щим облик программы пере хода к рынку, безусловно, является перестройка эконо мических .взаимоотношений в Союзе. Вы знаете, что в настоя щее время активно ведется подготовка нового союзного договора, многие аспекты •которого, в том чис.че и по экономической части, сейчас •остро дискутируются. Пос кольку работа идет трудно, правительство занимает та кую позицию; откладывать переход к рынку до заклю чения союзного договора было бы непростительной опшбкой. Как же предлагается дей ствовать в этих условиях? Нужно попытаться совмес тить две важнейшие тенден цией СССР возможности по борьбе с преступностью во всех ее проявлениях. Сейчас совместно с союз ными .республиками завер шается проработка проектов плана и бюджета и соответ ствующих прогнозов на 1991 год. В установленные сроки граммы мы считаем необхо- они будут представлены Димым положить три ослов-- Верховному Совету СССР, ных принципа Вы увидите в этих докумен- Первый. Признание су- реальное отражение веренитета сою.эных респуб- однои стороны, процесс укрепления государ ственного и ЭЕ-юномического суверенитета союзных .рес публик, а с другой — реаль но существующую в совре менном’ мире потребность •к интеграции. Поэтому в основу про- всех наших ^трудностей меры по их преодолению. Правительство со всей от ветственностью обязано зая вить: если не справимся со всеми теми негативами, о которых я говорил, то- на чавшийся спад деловой ак тивности существенно уси лится, Экспертные оценки и расчеты свидетельствуют о такой реальности: национа льный доход и промышлен- н-ое производство могут уменьшиться по сравнению' с текущим годом до 15 про центов, производственные инвестиции — до 35 про центов, капитальные вложе- лик, их равенства и эконо мической самостоятельности. При этом полномочия су веренных республик реализу ются. исходят из оптималь ного разделения функций республиканского и союзно го управления, из верховен ства законодательства в со ответствии с разграничением полномочий. Из этого поло жения вытекает, что союз ные республики самостояте льно разрабатывают и осу ществляют комплекс мер по переходу к рывку в соответ ствии с согласованной обще союзной программой. Второй принцип. Создани< ния в непроизводственную условии для формирования сферу — до 5 —8 процентов, общжоюзното рынка как Это неизбежно приведет к ссновы эффективного функ- безработице и существенному Ционировавдя _ экономики снижению реальных доходов каждой союзной республики населения. Ясно, что допус- » углубления интеграцион- тить этого нельзя ' **Ь 1 Х рроцессов. Применение Именно ориентация на практике требует ско- реаяии жизни заставляет оВДинированной деятельно- правительство упорно отстаи- республик вать радикально-умеренный “ ва.оиайт йерехода к рынку. Он во всей полноте изложен Б проекте прав'итеяьственной программы, которая в соот- ветстеии с постановлением Верховного Совета СССР была разработана к 1 сен тября этого года. Эта прог рамма развивает и конкрегм зирует подходы, одайрен ные вторьш съездом' народ ных депутатов СССР. Сегодня я мор бы ной политики, осуществле нии межреспубликанских программ, упра'влении рядом отраслей, имеющих общесо- юаиое значение. Мы твердо убеждены, что только такой рынок явится прочной эконо мической основой обновлен ного Союза ш к единого го сударства. Третей. Обевпечение «ак центром, так и суверенны- яеить о ней. как о завершен- республиками наиболее ном документе, подробно раскрыть его содержание, ло гину и этапы движешя к рынку, конкретные меропри ятия'. яамшеяные на отдель ных направлениях. Одаако мне пре 1 дставяяется, что де лать этого не следует. Как вы знаете, в соответ ствии с распоряжением Пре зидента СССР подготовлеиа «онцепц ня ярограммы перехо да к рынку я сейчас по до говоренности, достигнутой на- заседании Президентского совета и Совета Федерации, ведется работа по объедине нию этих .материалов с. тем, что предложено правительст вом. На оснше этих двух программ должен быть создан единый документ. Цредпола- гается, что он будет направ лен на рассмотрение Верхов ных Советов союзных респуб- лик и Союза ССР. Надо оказать, что .в этих двух проектах много общего. благоприятных условий для свободной деятельности пред- поиятнй всех форм собствен ности. Это по сути означа ет, что главными действую щими лицами на общесоюз ном рынке являются само стоятельные предприятия и предприниматели, обладаю щие широкими -■экономиче скими правами в производ стве и реали-зации своей про дукции, Полагаю, что такие под ходы не имеют ничего об щего с приписываемым правительству игнорирова нием деклараций о сувере нитете республЕШ, стремлени ем сохранить унитарное го сударство. Пора поставить точку над « 1 ». Речь идет ли бо о Союзе как федератив ном . государстве со всеми вытекающими из этого пре имуществами как во внут ренней жизни страны, так и внешнеэконвмической цель -— вывод страны кризиса и подъем благосос тояния советского нз!Рода на основе формэдювания качест венно НОВОЙ системы хозяй ствования — социально оря- ентй 1 рс 1 ваш вй рыночной эш - номшш. Овпадагот миотее йап|тченкя н кощфаш?ге Прежде всего у них единая внешнеполитической сферах. И именно Таким видит Со юз правительство. Л н ^ речь идет об экономическом Союзе государств или, как некоторые уже говорят, стран по принципу европей ского сообщества. Признание союзных рес публик нсилючительно един ственными субъектами госу дарственного регулирова ния экономики, рассмотре ние союзной собственности как совместной (долевой) собственности союзных рес публик, положение о том, что хозяйственные субъек ты плаТят исключительно республиканские и местные налоги, а органы управле ния Союза' строятся не по федеративному принципу, оз начает ликвидацию Союза ССР как единого государст- Правительство не прием лет такой путь. На нем, прежде всего из-за дезинтег рации, народы нашей стра ны неизбежно понесут серь езные потери-.' Отсюда - вы-- текают наши предложения по ■разграничению функций .Союза и.союзныхД)еспублик. Они изложены в программе. С ними непосредственно связаны и изменения в сис теме общесоюзных органов управления. Их формирова ние должно отталкиваться от тех функций, которые бу дут передаваться республи ками Союзу. И это бу дут не такие формальны’е, декоративные изменения ор ганизационной структуры уп равления, как в прошлом, а •коренные ее преобразования. Но это, товарищи, конеч ная цель. Она должна быть достигнута к моменту вклю чения- рыночного механизма в полном объеме.. До этого придется в той или иной мере сохранять не которые ныне действующие стоуктуры, что чрезвычайно важно именно сейчас, в пе риод стабилизации экономи ки. Нельзя ликвидировать сложившиеся структуры уп равления прежде, чем воз никнут новые. Стабилизация и становле ние рынка немьклимы так же без жесткой финансово- кредитной политики. В по нимании этого едины авто- оы всех проектов перехода к рыночным отношениям. Ликвидация бюджетного дефицита как главного ге нератора инфляции, гибкая налоговая политика, приме нение .экономических мето дов регулирования всего денежного оборота, активи зация кредита , и процента, связь доходов участников общественного производст ва с конечными результата ми труда — создание этих и других эле.меятов' рыноч ной экономики тоже не вы зывает возражений. ■Соответ ствующие конкретные пред ложения изложены и в пра вительственной программе. Однако при единстве в по нимании стратегических це лей выявились и существен ные различия в подходах к путям их достижения. Особо хочу подчеркнуть разные прогнозные оценки возмож ного ссхкращепия бюджетно го дефицита. Как известно, в 1990 го ду его предельный ра.змер определен Верховным Сове том СССР в -60 млрд, руб лей. Однако по острым соци альным проблемам приняты дополнительные решения. Усилена материальная по- •мощь детям, повышены за купочные цены на зерно. Предусмотрен и ряд других мероприятий. Все .это-созда ло угрозу превышения пре дела дефицита. Правитель ством принимаются конкрет ные меры, чтобы не допус тить этого. Предварительные расче ты показывают, что бюджет ный дефицит в 1991 году может резко возрасти. То лько дефицит бюджетов со юзных республик оценивает ся ими более чем в 130 млрд, рублей. Разумеется, это ещ е . не окончательные цифры, они будут уточняться. Но ясно одно, что именно здесь бу дут самые трудные пробле- -мы при разработке плДна на 1991 год. Верховному Со вету СССР еще предстоит тщательное рассмотрение этих вопросвв. В правительственной про грамме перехода к рынку обозначена цель — ссжра- тить в течение предстояще го года бюджетный дефицит примерно до 25—30 млрд, рублей, или до 2 ,5—3 про центов к валовому национа льному продукту. Это очень сложная задача. На поиск ее^ решения ориентированы сейчас все экономические ор ганы. Дальнейшее уменьше ние дефицита, и '.это под тверждено расчетами, без наступления на социальные программы невозможно. В ходе совместной работы нал подготовкой единой про граммы, о которой я уже го ворил, нам предлагают за вершить текущий год с де фицитом примерно в 40 млрд, рублей, к марту сле дующего выйти па 'полно стью бездефицитный со юзный бюджет, а также устранить дефициты бюд- жетов союзных респуб- лик. Реальное поло жение дел показывает, что добиться этого в такие сро ки и без широкомасштабно го ущемления жизненных интересов трудящихся не- ВОЗМОЖ.НО. А ведь именно на ЭТОМ построен^. ■ кон«с«кня форсированного перехода к рынку, создания в течение одного-полутора лет рыноч ной экономики со всеми ее атрибутами, к чему другие страны шди десятилетия. Правительство, стоящее на позициях реализма и созна ющее свою ответственность перед народом, с таким под ходом согласиться не мо жет. Это означает, что на до будет приостановить вве дение в действие нового За кона о пенсиях, отказаться от намеченной помощи семь ям с детьми. Мы не вправе обмануть ожидания людей. Теперь хотел бы остано виться на позиции правите льства по отношению к ре форме ценообразования. И здесь мы руководствуемся прежде всего конкретными требованиями жизни. А главное требование сегодня состоит в том, что надо при нять решение — идти ли на единовременное, но контро лируемое государством повы шение цен или начать путь к рынку с 1 января будуще го года со свободного цено образования. Мы обосновываем . свою позицию единовременного пе ресмотра оптовых цен преж де всего тем, что переход сразу к свободному ценооб разованию в нынешних тя желейших условиях приве дет к огромному их росту и дестабилизации хозяйствен ной жизни, дезориентирует ппедприятия при формиро вании производственной цро- грахммы. Поэтому правитель ство предлагает осуществить централизованный пере смотр оптовых цен с после дующей их либерализацией. Особо о розничных ценах. Не буду повторять то, что я уже неоднократно говорил по этому поводу. Замечу лишь, что правительство от крыто объявляет народу о необходимости единовре менного повышения цен при полной компенсации населе нию удорожания в связи с этим стоимости жизни. Однов,ременно предлага ется не повышать в 1991 го ду цены на отдельные виды холодильников, телевизоров, радиоизделий- ----- ^неТготорые товары легкой промышленно сти на общую сумму около 85 млрд, рублей. Снимается с рассмотрения вопрос о повышении цен на ликеро-водочные изделия и коммунальные услуги. Предлагается также снизить на 5 млрд, рублей цены на ряд товаров легкой промыш ленности. С 1991 года начнется по степенный перевод отдельных товарных групп , на свобод ное ценообразование с дове дением удельного веса этих товаров в 1992 году до 70 процентов. В чем суть другого вари анта, настоятельно предлага емого народу? О ценах на продукцию производственно - техничес кого назначения я уже гово рил. Предлагают также от казаться и от новых закупоч ных цен, начав формирова ние их заново на договорной основе. Но как это осущест вить — авторы проекта не говорят. Например, с кем бу дут договариваться колхозы и совхозы РСФСР, 'Украи ны о закупочных ценах на сахарную свеклу, на зерно, на скот и на другие виды продукции, в результате и сельское хозяйство будет поставлено в условця полной ■неопределенноати и неяснос- ти перспективы экономичес кой работы в 1991 году. Что касается розничных цен, то и здесь предлагает ся по существу стихийный их рост в процессе перехода к свободному ценообразова- Проведенные разносторон ние прогнозные оценки и расчеты показывают, что в ЭТО.М случае их рост будет многократным. Это подтвер ждается и опытом многих стран: Югославии, Польши и других. Возникает вопрос, кто будет ^компенсировать такое повышение,, в каком ра.змере эта компенсация .может быть осущесгалена, на кого тяжелейшим бреме- нем ляжет стихийное повы шение цен? И наш анализ,' и зарубежная практика по казывают, что при этом прежде всего будут нести потерн низкооплачиваемые и среднеоплачиваемые слои населения. Они на своих плечах должны вьшести тя готы форсированного перехо да к рыночному ценообра зованию. Жизненный уро вень снизится на 30. а воз можно, и более процентов, В стране ра.эовьются не предсказуемые темпы инф ляции, Вот как могут выг лядеть на деле предложения об отказе от административ ного повышения Цен. Правда, авторал 1 н этого проекта предлагается сохра нить цены на 150 наимено ваний товаров. Но при озна комлении со списком, товаров выясщщтея, что сумма их продаж по дейст вующим ценам составляет 25—30 млрд, рублей. Это меньше 7 процентов товаро оборота ш охватывает' толь ко 25 процентов минималь ного потребительского бюд жета. Предлагается, напри мер, из всех сортов хлеба сохранить действующие цены только на хлеб белый с це ной 13 копеек за батон и «Орловский», из рыбопро дуктов — на треску. А все другие виды хлеба и рыбы продавать по свободным це нам. Естественно, что по нйзким ценам продукты пи тания просто исчезнут из продажи. Поэтому правительство не может пойти на реализацию таких предложений. Это бы ло бы безответствеяным ша гом. При таком различий по зиций компромисс, на наш взгляд, найти невозможно. Нужно деДать выбор. Кратко о позиции прави тельства в подходах к ста новлению рыночных отноше ний в аграрном секторе. Суть ее сводится к следую Во-первых, мы не можем согласиться с предложения ми, в которых основная став ка делается на крестьянские хозяйства, введение частной собсгве|Нности на землю и разрешение ее купли-прода- Ж.И через систему земельных банков, с неподтвержденным расчетами прогнозом о то.м, что уж е к 1 января 1991 го да возможно банкротство каждого четвертого 'колхоза и совхоза. Союзное правительство считаем, что не следует ни сейчас, ни в будущем про тивопоставлять колхоз и сов хоз самостоятельному кре стьянскому хозяйству. Глав ное не в противопоставле нии, а в праве выбора са мим крестьянином условий хозяйствования на земле, совершенствовании их пу тем производственной 'и иной кооперации,, разумной специализации и интеграции на основе различных форм собственности. Рациональ ное сочетание общественно го производства колхозов и совхозов с крестьянскими хозяйствами, кооперативами различного типа и личными хозяйствами населения , — такой нам видится модель многоукладной аграрной эко номики. Во-вторых, несостоятель ны, на наш взгляд, положе ния о том, что уже сейчас степень насыщенности сель ского хозяйства основными видами техииии " превышает реальные потребности, и с учетом этого предлагается перейти на свободные цены и оптовую торговлю основ ными средствами производ- Правительство считает, что на переходный период целесообразно сохранить га рантированное обеспечение агропромышленного комп лекса основными видами ма шин и оборудования по цент рализованно устанавливае мым оптовым ценам. Это обязательно надо сделать в интересах ускоренного тех нического переоснащения се льского хазяйства и особен- но перерабатывающих от раслей, а также в связи с необходимостью защиты ин- теоесов хозяйств от дикта та производителей техники неконтролируемого роста цен на нее. И в-третьих. Нельзя сво дить, как это предлагается, заботу о социальном разви. тии села лишь к предостав лению различных льгот ре гионам, где создаются кре-. стьянские хозяйства. Проб- .лема значительно гл.убже. Именно здесь нужны прин ципиально новые подходы и решения, сиоордйнироваи- ные действия и комплексные программы в каждой рес публике, крае, области и , районе. Это по существу важней шие направления аграрной политики. Наша программа рассчита на «а открытую экономику, интеграцию отечественного рынка с мировым. Главное в ней — создание в стране конкурентного хозяйственно го м€хани,з.ма, обеспечение внешнеэкономической само- стадтельности предприя Именно поэтому она ис ходит из единства общесоюз ного рынка, таможенной, ва лютной и патентной терри тории, основ хозяйственно го законодательства, , ' Этим же целям подчинены уста новление нового курса руб ля, достижение его обрати мости, освоение новых форм сотрудничества. Все эти ■подходы отраже иы в представленных Вер ховному Совету СССР про ектах нового таможенного инвестиционного и валютно го законодательства, кото рые вы уже начали обсуж Внешнеэкономические раз делы обеих программ содер ^ т много общего, могут быть объединены. Правда нам предстоит еще непрос тая работа для того, чтобы не допустить уреаа.чия прав предприятий, в том числе в распоряжении валютной вы ручкой. размывания статуса Союза как делового партне ра, обесценивания всей сщ стемы наших международ ных договоров. В правительственной про грамме иностранные средст ва привлекаются в основ ном в виде капнталовложе ний в цроизводственньш сек ТОР, представленный различ ными формами собственное ти. Это встречает понима ние в зарубежных деловых кругах. Мы не можем наде яться н а . многомиллиардную денежную помощь Запада, рриёнтированную в основном на текущее потребление. Ве сьма сомнительно, что нам таким образом удастся ' пе реложить социальную цену за переход к рынку нД внешний мир. Не ясно, и как потом расплачиваться за эти займы. И последнее, ■но по сути самое важное. Предлагая программу перехода к новой экономической модели, пра вительство исходит из того, что главная цель намечае мых преобразований — соз дать возможности и условия для достойной материальной и духовной жизни всех граждан нашей страны. Поэтому стержневой ча стью правительственной про граммы является комплекс ная система мер. обеспечи вающих гарантии реализации % основных социальных прав ' населения и его защиту от негативных проявлений рын- Организационно - право вые основы этих мер разра батываются правительством с опережением по сравне нию с другими вопросами формирования рыночных ме ханизмов. Прежде всего необходимо не допустить возникновения безработицы как устойчиво го социального ‘явления. Это му должна способствовать поэтапность вхождения в рыночную экономику, пред, 'отвращафщая резкую лом ку ее структуры. Для .зак- реп.г 1 ения наиболее важных правовых!-- и ■экономических гарантий'населения в сфере труда разработан и предс тавлен в Верховный Совет СССР проект Основ законо дательства Союза ССР и союзных республик о заня тости населения. Большое значение прида ется созданию стройной си- сте!йы социальных гарантий и поддержки для наиболее уязвимых групп населения; пенсионеров, семей с деть ми, инвалидов, в отношении которых необходимые меры ■предусмотрены принятьши законами И'- постановления ми правительства. Что ка сается инвалидов, проект Закона СССР об их социа- ’ льной защите внесен на ва ше рассмотрение. Принципиальным момен том построения системы га рантий для таких категорий населения является установ ление на ■: союзном ' уровне „ лишь базовых размеров со-^***^ ответствующих выплат и льгот, С одной стороны, это повышает; социальную уве ренность людей, а с другой ~ не ограничивает возмож ности республик: в увеличе нии этих выплат. И, ра.эу-меется, огромное значение придается защите покупательной способности населения при возможном нарастании инфляционных процессов. Мы ■твердо убеж дены, что надб полн.остью компенсировать гражданам единовременное повышение цен, и осуществить это пре дусматривается уже в декаб ре текущего года. Причем компенсация бу дет проводиться не только через доплаты к текущим доходам, но и за счет пере счета вкладов в Сбербанке и страховых взносов, а так же изменения нарицательной стоимости ценных буМаг. Для возмещения потерь в связи с текущим ростом цен намечается ввести индекса цию доходов населения, ре гулируемую соответствую щим законом СССР, а так же корректировать процен ты по вкладам' и -ценным бу- Для обеспечения надеж ных социальных гарантий удовлетворения жизненно важных потребностей насе ления особое значение име ет создание условий для ус тойчивого функционирования таких отраслей, как просве щение, здравоохранение, ку льтура и искусство. Необ ходимо. чтобы развитие ры ночных отношений не подор- вале их экономическую ба- зу. чтобы работники, заня тые в них, МОГ.ЧН высокока чественно трудиться и зани маться творческим поиском. Поэтому наряду с возрас тающей подде]^кой этих не производственных сфер за счет средств всех бюджетов предполагается создание специальных целевых фон дов. формируемых из взно сов предприятий, организа ций различных форм собст- - , веннести и пйжертвований г населения. Таковы принципиальные петуоды к важнейшим про блемам перехода на- рыноч ные отношения, в правиль ности которых правительст во убенаено ц будет их от- стаивать.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz