Ленинское знамя. 1990 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1990 г. (г. Липецк)

ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ 13 сентября 19&0 г., К» 213 <18 810) ДОКЛАД ПРАВИТЕЛЬСТВА СССР I ПОЛГОТОВиЕЛ 1 Ш 01 ОВЦЕСОЮЗНОЙПР 0 ГГМ 1 ИЫПЕРЕЮЩкРЕГУЛИРУЕНОЙРЫЯОУИОЙЭКОИОНИКЕ и ВЫРЛВОТКЕИЕРпо СТАВИИЗИЦИЙИАРОЛЙОГОХОЗИЙСТВАСТРАНЫ Страна находится на по­ роге принятия крупных ре­ шений. кардинально меняю­ щих «« экономическое устрой, ство. систему отношений'соб­ ственности. структуру управ, ления. всю сферу хозяйст­ венных взаимоотношений. Этот исторический шаг дик. туется логикой обновления социа.лиз.ма, са.мой жизнью, и здесь особенно нужны взве­ шенность, тщательный прог- ноя возможных последствий предгфинимаемых действий. Н, естественно, здесь недо­ пустимы упрощенчество, не- продуманность, особенно сей. час. когда надо приступать к практической реализации всего намеченного,. Это не какие-то арстракт. ные рассуждения. Время аб­ стракций ушло. Решения пцледстспп принять в исклю­ чительно сложной экономи. ческой и социально-полити. ческой ситуации. Народное хозяйство находится в глу. ■боком кризисе. Продолжается спад общественного произ. водства, нарастает товарно- денежная несбалансирован, ность, разрушаются хозяйст. венные связи. Происходит натурализация обмена, все ' более явно проявляются групповой эгоизм и местный сепаратизм. Не удалось обуздать опе. режающий рост денежных доходов населения. Все но. вме дефициты возникают на потребительском рынке. В критическом состоянии ва­ лютное слож ение страны. Углубление кризиса по •сему фронту на современ­ ном этапе нельзя объяснить только экономическими фак­ торами. Очевидно, что все большее отрицательное воз­ действие на экономику ока­ зывает нестабильность поли­ тической обстановки. 8 стране перестают счи­ таться с .законами, подорва­ но уважение к органам вла­ сти и управления — от ис. полкома поселкового Совета до Совета Министров СССР. Появились такие новые, не. известные в прошлом процес. сы, как кассовые забастов­ ки, межнациональные кон­ фликты. экономическая бло­ када щ^яых регионов, оста, новка производств, имеющих приоритетное значение для народного хозяйства. Все это переплелось в тугой узел острейших политических и экономических проблем. Где же выход? В экономи. ческой сфере правительство как и прежде связывает его с иерехр/Аом к регулируемо, му и социально ориентиро- ванному рынку. Отношение к рынку раз­ ное. Одни видят в нем пана, нею от всех наших бед, един­ ственный шанс построеяня действительно современного процветающего общества* Другие относятся к рынку с сомнением, опасаясь ухуд­ шения условий жизни, * осо­ бенно на переходном эта. не. Третьи — и их тоже не­ мало - - в принципе не при­ емлют саму эту идею. Как бы то ни было, стра­ на и народ стоят перед чрез­ вычайно ответственным вы. бором. Естественно, это тре­ бует от Верховных Советов СССР и союзных республик, от всех органов управления при выработке программы действий, тщательного сопос. тавления предлагаемых про­ ектов и вариантов перехода к рынку. При этом правительство видит^ что работа предстоит чрезвычайно сложная. И ' здесь надо учитывать соз­ давшуюся в стране обстанов­ ку. А она диктует следую. Первое. Необходимо сов. местнть во времени меры, обеспечивающие как переход к рынку, так и стабилизацию экономической ситуации в стране. И прежде всего сле­ дует особо выделить сниже­ ние бюджетного дефицита, оздоров.зение денежного об. ращения, укрепление автори. тета и покупательной способ­ ности рубля, насыщение пот. ребнтельского рынка. Второе, Надо с-мотретьна вещи реально и. обсуждая крупные и радикальные пе­ ремены, не забывать о том, что экономическую жизнь нельзя (ктановить ни на один день. Движение поездов и самолетов, выплавка ме­ талла и работа хи.мнческих предприятий, животноводче. ских комплексов и хлебопе­ карен не должны прерывать­ ся. Чтобы предотвратить это, нужно наряду с развитием рыночных отношений во что бы то ни стало сохранить хо­ зяйственные связи, не допу. стить их разрыва как в ос. тавшееся до конца этого го­ да время, так и в 1991 году. Третье, и. пожалуй, самое главное, состоит в достиже. НИИ политической стабильно, стн, возвращении уважения к закону и правопорядку, стро. жайшем соблюдении испол. нительской дисциплины. Страна, в которой перестает действовать закон, неминуемо становится аренсй столнно. вения противоборствующих группировок, в ней усилива. ется влияние коррумпиро­ ванных элементов, на систе. му управления все более да. вят деструктивные процессы. Понимая свою ответствен­ ность, правительство ясно и недвусмысленно заявляет, что, если эти три условия —- стабилизация в экономике, поддержание ее жизнестой. кости на необходимом уров­ не и политическая устойчи. вость общества — не будут соблюдены, в стране может наступить хаос. Времени н а ' раскачку нет ни дня. Единственная воз­ можность ~ начать реаль­ ную стабилизацию экономи. ки уже сейчас и наращивать ее темпы в IV квартале это­ го года. Главное — завершить с минимумом потерь уборку урожая, быстро и реШитель. но' устранить допущенные на местах грубейшие просчеты, по которым правительство СССР вынуждено было при­ нять чрезвычайные , меры. Необходимо предотвратить новые всплески ажиотажного спроса на потребительском рынке, незамедлительно на. верстить упущенное в под- .готовке к зиме. В силу названных ’ выше причин за восемь месяцев объем промышленного' про­ изводства снизился на 0,7 процента. а национального дохода — на 2 процента. Продолжалось падение до. говорной дисциплины. Так, если в прошлом году’ за этот период было недопоставлено потребителям по договорам продукции на сумму 5,2 ЕУблей, то в текущем году недопоставки народно, му хозяйству составили уже 8,2 млрд рублей. Конечно, все это не могло не сказаться на производст. ве и особенно на материаль. но-техническом обеспечении. Многие предприятия посто­ янно лихорадит, а некоторые находятся на грани останов, ки, На состоянии экономики крайне отрицательно ск а зы . . вается снижение уровня уп. равляемости народным хо. зяйством. Особую обеспокоенность вызывает складывающаяся ситуация по формированию плана и бюджета на 1991 год. Их разработка осущест. вляется на новых принципи­ альных положениях, учиты. вающих начало перехода на рьшочныё отношения при сохранении в определенных пределах методов прямого , государственного регулирова. Основы для введения но­ вых рыночных отношений в хозяйственную жизнь буду­ щего года заложены уже при. пятыми Верховным Советом СССР законами, в том чис­ ле о разграничении полномо. чин между союзными респуб­ ликами и Союзом ССР. Формирование планов и бюджетов должно происхо­ дить в условиях стабильнос­ ти важнейших правовых , норм хозяйственного законо. дательства. Это прежде все. го нормы, предусмотренные законами о собственности, о земле, об аренде, о предпри. ятиях и налогообложении. Если сейчас отказаться от <. то полностью дезоргани. Верховных Советов ряда со­ юзных республик ревизовать уже принятые законы приве. ло к тому, что многие мест­ ные Советы до сего дня не знают, какая часть налого. вых платежей будет посту­ пать в их распоряжение в будущем году. Это означает, что они не могут сформиро­ вать и расходную часть бюджета. А ведь в ней гла­ вное — затраты на социаль. ные мероприятия, на зара­ ботную плату педагогов, вра- чей, .работников культуры. В государственном регу­ лировании в будущем году принципиальным вопросом является сохранение сложив­ шихся хозяйствеиных связей между предприятиями и су­ щественное повышение их ответственности за выполне­ ние поставок. Это особенно важно в условиях, когда не заработали экономические рычаги, не созданы условия для конкуренции и пока не начали действовать жесткие антимонопольные меры. Существенно ограничива­ ется обязательный государ­ ственный заказ для общесо­ юзных нужд, что открывает широкие возможности для развития рыночных отноше- В целях нормального функционирования важней­ ших отраслей, и прежде все­ го обеспечивающих потреб­ ности людей, правительство предусматривает государст­ венную поддержку таки.м на­ роднохозяйственным ■ комп­ лексам. . как агронромышлен- яый и топливно-энергетиче­ ский, а также вьиголнению важнейших научно-техниче- ских программ и фундамен­ тальных мсследований. На работу народного хо­ зяйства в 1991 году будет оказывать отрицательное влияние валютное положе­ ние стргшы. Уровень и струк­ тура внешнего долга требу­ ют на его обслуживание 12,5 МЛРД. Р1^лей в свободно конвертируемой валюте. Это означает, что объем заку­ паемых на такую валюту материалов, сырья, комплек­ тующих изделий, товаров на­ родного потребления, меди­ каментов и продовольствия должен быть сокращен про­ тив 1990 года примерно втрое. Это не может не ска­ заться на сбалансированнос­ ти народного хозяйства и пвежде всего на производст­ ве товаров народного пот­ ребления. В таких условиях прави­ тельство, на которое возло­ жена основная ответствен- инс^аструктуры рынка, но- ность за выход страны из вых подходах к внепшез" ‘ кризиса, должно иметь- -тт—в 0 мдае 1 ешй-деятельности. меры, которые пред»ои!г осу­ ществить на п'Уги к рынку. Речь вдет об оздоровлении финансов и денежного обра­ щения, укрепления рубля, становленяи разнообразных форм сс^таенности. демо­ нополизации, развитий пред­ принимательства и возрожде­ нии свободного товаропроиз­ водителя как главного дейст­ вующего лзда в рыночных фор]цировании Мы чрезвычайно заинтере­ сованы в активном совмест­ ном проведении этой работы прежде всего потому, что адекватные этой ответствен­ ности полномочия. Необхо­ димо немедленно Открыть предприятия, остановленные местными органами власти без согласия союзного и рес­ публиканских правительств. __ ^__ ___ _____ ввести особый режим управ- ним првдцшшальным вопро- ления на железнодорожном еам.- как тактика движения-к- траншорте. магистральных рывду. исх 01 дя из оценвд ре- нефтегазопроводах и в дру- алшой ситуации, ее конкрет- гих сферах жизнеобеспече- аых проя!Влений, а следова­ ния населения. Надо в са- телшо , возможностей и сро- мые короткие сроки достиг- ков стабилизации обстановки нуть соглашения с трудовы- в стране, что ньше является ми коллективами о добро- главным требованием. Ишо- вольном отказе от проведе- рировать его - - знач.ит стать ния забастовок в этом и бу- на путь иллеозий . Такова од- дущем году. • на из важнейших позиций Правительство страны ни- правительства, которую дит всю остроту проблемы обеспечения законности и правопорядка, защиты безо­ пасности граждан, обузда­ ния организованной преступ­ ности. недопущения ее раз­ растания до уровня мафиоз­ ных структур. , Принято решение возло­ жить на комиссию Совета Министров СССР по чрез­ вычайным ситуациям , коор­ динацию деятельности МВД СССР, Комитета государст­ венной безопасности СССР с широким привлечением трудовых коллективов к борьбе с уголовной преступ­ ностью, наведению необходи­ мого порядка в городах и населенных пунктах. Надо существенно активизировать роль прокуратур и судов. Одновременно соответст­ вующими органами в рес­ публиках и на местах дол­ жны быть приняты неот­ ложные меры, использованы •предоставленные Конститу- • будем отстаивать в совмест­ ной работе над единой про­ граммой. Наиболее сложным вопро­ сом, во многом определяю­ щим облик программы пере­ хода к рынку, безусловно, является перестройка эконо­ мических .взаимоотношений в Союзе. Вы знаете, что в настоя­ щее время активно ведется подготовка нового союзного договора, многие аспекты •которого, в том чис.че и по экономической части, сейчас •остро дискутируются. Пос­ кольку работа идет трудно, правительство занимает та­ кую позицию; откладывать переход к рынку до заклю­ чения союзного договора было бы непростительной опшбкой. Как же предлагается дей­ ствовать в этих условиях? Нужно попытаться совмес­ тить две важнейшие тенден­ цией СССР возможности по борьбе с преступностью во всех ее проявлениях. Сейчас совместно с союз­ ными .республиками завер­ шается проработка проектов плана и бюджета и соответ­ ствующих прогнозов на 1991 год. В установленные сроки граммы мы считаем необхо- они будут представлены Димым положить три ослов-- Верховному Совету СССР, ных принципа Вы увидите в этих докумен- Первый. Признание су- реальное отражение веренитета сою.эных респуб- однои стороны, процесс укрепления государ­ ственного и ЭЕ-юномического суверенитета союзных .рес­ публик, а с другой — реаль­ но существующую в совре­ менном’ мире потребность •к интеграции. Поэтому в основу про- всех наших ^трудностей меры по их преодолению. Правительство со всей от­ ветственностью обязано зая­ вить: если не справимся со всеми теми негативами, о которых я говорил, то- на­ чавшийся спад деловой ак­ тивности существенно уси­ лится, Экспертные оценки и расчеты свидетельствуют о такой реальности: национа­ льный доход и промышлен- н-ое производство могут уменьшиться по сравнению' с текущим годом до 15 про­ центов, производственные инвестиции — до 35 про­ центов, капитальные вложе- лик, их равенства и эконо­ мической самостоятельности. При этом полномочия су­ веренных республик реализу­ ются. исходят из оптималь­ ного разделения функций республиканского и союзно­ го управления, из верховен­ ства законодательства в со­ ответствии с разграничением полномочий. Из этого поло­ жения вытекает, что союз­ ные республики самостояте­ льно разрабатывают и осу­ ществляют комплекс мер по переходу к рывку в соответ­ ствии с согласованной обще­ союзной программой. Второй принцип. Создани< ния в непроизводственную условии для формирования сферу — до 5 —8 процентов, общжоюзното рынка как Это неизбежно приведет к ссновы эффективного функ- безработице и существенному Ционировавдя _ экономики снижению реальных доходов каждой союзной республики населения. Ясно, что допус- » углубления интеграцион- тить этого нельзя ' **Ь 1 Х рроцессов. Применение Именно ориентация на практике требует ско- реаяии жизни заставляет оВДинированной деятельно- правительство упорно отстаи- республик вать радикально-умеренный “ ва.оиайт йерехода к рынку. Он во всей полноте изложен Б проекте прав'итеяьственной программы, которая в соот- ветстеии с постановлением Верховного Совета СССР была разработана к 1 сен­ тября этого года. Эта прог рамма развивает и конкрегм зирует подходы, одайрен ные вторьш съездом' народ ных депутатов СССР. Сегодня я мор бы ной политики, осуществле­ нии межреспубликанских программ, упра'влении рядом отраслей, имеющих общесо- юаиое значение. Мы твердо убеждены, что только такой рынок явится прочной эконо­ мической основой обновлен­ ного Союза ш к единого го­ сударства. Третей. Обевпечение «ак центром, так и суверенны- яеить о ней. как о завершен- республиками наиболее ном документе, подробно раскрыть его содержание, ло­ гину и этапы движешя к рынку, конкретные меропри­ ятия'. яамшеяные на отдель­ ных направлениях. Одаако мне пре 1 дставяяется, что де­ лать этого не следует. Как вы знаете, в соответ­ ствии с распоряжением Пре­ зидента СССР подготовлеиа «онцепц ня ярограммы перехо­ да к рынку я сейчас по до­ говоренности, достигнутой на- заседании Президентского совета и Совета Федерации, ведется работа по объедине­ нию этих .материалов с. тем, что предложено правительст­ вом. На оснше этих двух программ должен быть создан единый документ. Цредпола- гается, что он будет направ­ лен на рассмотрение Верхов­ ных Советов союзных респуб- лик и Союза ССР. Надо оказать, что .в этих двух проектах много общего. благоприятных условий для свободной деятельности пред- поиятнй всех форм собствен­ ности. Это по сути означа­ ет, что главными действую­ щими лицами на общесоюз­ ном рынке являются само­ стоятельные предприятия и предприниматели, обладаю­ щие широкими -■экономиче­ скими правами в производ­ стве и реали-зации своей про­ дукции, Полагаю, что такие под­ ходы не имеют ничего об­ щего с приписываемым правительству игнорирова­ нием деклараций о сувере­ нитете республЕШ, стремлени­ ем сохранить унитарное го­ сударство. Пора поставить точку над « 1 ». Речь идет ли­ бо о Союзе как федератив­ ном . государстве со всеми вытекающими из этого пре­ имуществами как во внут­ ренней жизни страны, так и внешнеэконвмической цель -— вывод страны кризиса и подъем благосос­ тояния советского нз!Рода на основе формэдювания качест­ венно НОВОЙ системы хозяй­ ствования — социально оря- ентй 1 рс 1 ваш вй рыночной эш - номшш. Овпадагот миотее йап|тченкя н кощфаш?ге Прежде всего у них единая внешнеполитической сферах. И именно Таким видит Со­ юз правительство. Л н ^ речь идет об экономическом Союзе государств или, как некоторые уже говорят, стран по принципу европей­ ского сообщества. Признание союзных рес­ публик нсилючительно един­ ственными субъектами госу­ дарственного регулирова­ ния экономики, рассмотре­ ние союзной собственности как совместной (долевой) собственности союзных рес­ публик, положение о том, что хозяйственные субъек­ ты плаТят исключительно республиканские и местные налоги, а органы управле­ ния Союза' строятся не по федеративному принципу, оз­ начает ликвидацию Союза ССР как единого государст- Правительство не прием­ лет такой путь. На нем, прежде всего из-за дезинтег­ рации, народы нашей стра­ ны неизбежно понесут серь­ езные потери-.' Отсюда - вы-- текают наши предложения по ■разграничению функций .Союза и.союзныхД)еспублик. Они изложены в программе. С ними непосредственно связаны и изменения в сис­ теме общесоюзных органов управления. Их формирова­ ние должно отталкиваться от тех функций, которые бу­ дут передаваться республи­ ками Союзу. И это бу­ дут не такие формальны’е, декоративные изменения ор­ ганизационной структуры уп­ равления, как в прошлом, а •коренные ее преобразования. Но это, товарищи, конеч­ ная цель. Она должна быть достигнута к моменту вклю­ чения- рыночного механизма в полном объеме.. До этого придется в той или иной мере сохранять не­ которые ныне действующие стоуктуры, что чрезвычайно важно именно сейчас, в пе­ риод стабилизации экономи­ ки. Нельзя ликвидировать сложившиеся структуры уп­ равления прежде, чем воз­ никнут новые. Стабилизация и становле­ ние рынка немьклимы так­ же без жесткой финансово- кредитной политики. В по­ нимании этого едины авто- оы всех проектов перехода к рыночным отношениям. Ликвидация бюджетного дефицита как главного ге­ нератора инфляции, гибкая налоговая политика, приме­ нение .экономических мето­ дов регулирования всего денежного оборота, активи­ зация кредита , и процента, связь доходов участников общественного производст­ ва с конечными результата­ ми труда — создание этих и других эле.меятов' рыноч­ ной экономики тоже не вы­ зывает возражений. ■Соответ­ ствующие конкретные пред­ ложения изложены и в пра­ вительственной программе. Однако при единстве в по­ нимании стратегических це­ лей выявились и существен­ ные различия в подходах к путям их достижения. Особо хочу подчеркнуть разные прогнозные оценки возмож­ ного ссхкращепия бюджетно­ го дефицита. Как известно, в 1990 го­ ду его предельный ра.змер определен Верховным Сове­ том СССР в -60 млрд, руб­ лей. Однако по острым соци­ альным проблемам приняты дополнительные решения. Усилена материальная по- •мощь детям, повышены за­ купочные цены на зерно. Предусмотрен и ряд других мероприятий. Все .это-созда­ ло угрозу превышения пре­ дела дефицита. Правитель­ ством принимаются конкрет­ ные меры, чтобы не допус ­ тить этого. Предварительные расче­ ты показывают, что бюджет­ ный дефицит в 1991 году может резко возрасти. То­ лько дефицит бюджетов со­ юзных республик оценивает­ ся ими более чем в 130 млрд, рублей. Разумеется, это ещ е . не окончательные цифры, они будут уточняться. Но ясно одно, что именно здесь бу­ дут самые трудные пробле- -мы при разработке плДна на 1991 год. Верховному Со­ вету СССР еще предстоит тщательное рассмотрение этих вопросвв. В правительственной про­ грамме перехода к рынку обозначена цель — ссжра- тить в течение предстояще­ го года бюджетный дефицит примерно до 25—30 млрд, рублей, или до 2 ,5—3 про­ центов к валовому национа­ льному продукту. Это очень сложная задача. На поиск ее^ решения ориентированы сейчас все экономические ор­ ганы. Дальнейшее уменьше­ ние дефицита, и '.это под­ тверждено расчетами, без наступления на социальные программы невозможно. В ходе совместной работы нал подготовкой единой про­ граммы, о которой я уже го­ ворил, нам предлагают за­ вершить текущий год с де­ фицитом примерно в 40 млрд, рублей, к марту сле­ дующего выйти па 'полно­ стью бездефицитный со­ юзный бюджет, а также устранить дефициты бюд- жетов союзных респуб- лик. Реальное поло­ жение дел показывает, что добиться этого в такие сро­ ки и без широкомасштабно­ го ущемления жизненных интересов трудящихся не- ВОЗМОЖ.НО. А ведь именно на ЭТОМ построен^. ■ кон«с«кня форсированного перехода к рынку, создания в течение одного-полутора лет рыноч­ ной экономики со всеми ее атрибутами, к чему другие страны шди десятилетия. Правительство, стоящее на позициях реализма и созна­ ющее свою ответственность перед народом, с таким под­ ходом согласиться не мо­ жет. Это означает, что на­ до будет приостановить вве­ дение в действие нового За ­ кона о пенсиях, отказаться от намеченной помощи семь­ ям с детьми. Мы не вправе обмануть ожидания людей. Теперь хотел бы остано­ виться на позиции правите­ льства по отношению к ре­ форме ценообразования. И здесь мы руководствуемся прежде всего конкретными требованиями жизни. А главное требование сегодня состоит в том, что надо при­ нять решение — идти ли на единовременное, но контро­ лируемое государством повы­ шение цен или начать путь к рынку с 1 января будуще­ го года со свободного цено­ образования. Мы обосновываем . свою позицию единовременного пе­ ресмотра оптовых цен преж­ де всего тем, что переход сразу к свободному ценооб­ разованию в нынешних тя ­ желейших условиях приве­ дет к огромному их росту и дестабилизации хозяйствен­ ной жизни, дезориентирует ппедприятия при формиро­ вании производственной цро- грахммы. Поэтому правитель­ ство предлагает осуществить централизованный пере­ смотр оптовых цен с после­ дующей их либерализацией. Особо о розничных ценах. Не буду повторять то, что я уже неоднократно говорил по этому поводу. Замечу лишь, что правительство от­ крыто объявляет народу о необходимости единовре­ менного повышения цен при полной компенсации населе­ нию удорожания в связи с этим стоимости жизни. Однов,ременно предлага­ ется не повышать в 1991 го­ ду цены на отдельные виды холодильников, телевизоров, радиоизделий- ----- ^неТготорые товары легкой промышленно­ сти на общую сумму около 85 млрд, рублей. Снимается с рассмотрения вопрос о повышении цен на ликеро-водочные изделия и коммунальные услуги. Предлагается также снизить на 5 млрд, рублей цены на ряд товаров легкой промыш­ ленности. С 1991 года начнется по­ степенный перевод отдельных товарных групп , на свобод­ ное ценообразование с дове­ дением удельного веса этих товаров в 1992 году до 70 процентов. В чем суть другого вари­ анта, настоятельно предлага­ емого народу? О ценах на продукцию производственно - техничес­ кого назначения я уже гово­ рил. Предлагают также от­ казаться и от новых закупоч­ ных цен, начав формирова­ ние их заново на договорной основе. Но как это осущест­ вить — авторы проекта не говорят. Например, с кем бу­ дут договариваться колхозы и совхозы РСФСР, 'Украи­ ны о закупочных ценах на сахарную свеклу, на зерно, на скот и на другие виды продукции, в результате и сельское хозяйство будет поставлено в условця полной ■неопределенноати и неяснос- ти перспективы экономичес­ кой работы в 1991 году. Что касается розничных цен, то и здесь предлагает­ ся по существу стихийный их рост в процессе перехода к свободному ценообразова- Проведенные разносторон­ ние прогнозные оценки и расчеты показывают, что в ЭТО.М случае их рост будет многократным. Это подтвер­ ждается и опытом многих стран: Югославии, Польши и других. Возникает вопрос, кто будет ^компенсировать такое повышение,, в каком ра.змере эта компенсация .может быть осущесгалена, на кого тяжелейшим бреме- нем ляжет стихийное повы­ шение цен? И наш анализ,' и зарубежная практика по­ казывают, что при этом прежде всего будут нести потерн низкооплачиваемые и среднеоплачиваемые слои населения. Они на своих плечах должны вьшести тя­ готы форсированного перехо­ да к рыночному ценообра­ зованию. Жизненный уро­ вень снизится на 30. а воз­ можно, и более процентов, В стране ра.эовьются не­ предсказуемые темпы инф­ ляции, Вот как могут выг­ лядеть на деле предложения об отказе от административ­ ного повышения Цен. Правда, авторал 1 н этого проекта предлагается сохра­ нить цены на 150 наимено­ ваний товаров. Но при озна­ комлении со списком, товаров выясщщтея, что сумма их продаж по дейст­ вующим ценам составляет 25—30 млрд, рублей. Это меньше 7 процентов товаро­ оборота ш охватывает' толь­ ко 25 процентов минималь­ ного потребительского бюд­ жета. Предлагается, напри­ мер, из всех сортов хлеба сохранить действующие цены только на хлеб белый с це­ ной 13 копеек за батон и «Орловский», из рыбопро­ дуктов — на треску. А все другие виды хлеба и рыбы продавать по свободным це­ нам. Естественно, что по нйзким ценам продукты пи­ тания просто исчезнут из продажи. Поэтому правительство не может пойти на реализацию таких предложений. Это бы­ ло бы безответствеяным ша­ гом. При таком различий по­ зиций компромисс, на наш взгляд, найти невозможно. Нужно деДать выбор. Кратко о позиции прави­ тельства в подходах к ста­ новлению рыночных отноше­ ний в аграрном секторе. Суть ее сводится к следую Во-первых, мы не можем согласиться с предложения­ ми, в которых основная став­ ка делается на крестьянские хозяйства, введение частной собсгве|Нности на землю и разрешение ее купли-прода- Ж.И через систему земельных банков, с неподтвержденным расчетами прогнозом о то.м, что уж е к 1 января 1991 го­ да возможно банкротство каждого четвертого 'колхоза и совхоза. Союзное правительство считаем, что не следует ни сейчас, ни в будущем про­ тивопоставлять колхоз и сов­ хоз самостоятельному кре­ стьянскому хозяйству. Глав­ ное не в противопоставле­ нии, а в праве выбора са­ мим крестьянином условий хозяйствования на земле, совершенствовании их пу­ тем производственной 'и иной кооперации,, разумной специализации и интеграции на основе различных форм собственности. Рациональ­ ное сочетание общественно­ го производства колхозов и совхозов с крестьянскими хозяйствами, кооперативами различного типа и личными хозяйствами населения , — такой нам видится модель многоукладной аграрной эко­ номики. Во-вторых, несостоятель­ ны, на наш взгляд, положе­ ния о том, что уже сейчас степень насыщенности сель­ ского хозяйства основными видами техииии " превышает реальные потребности, и с учетом этого предлагается перейти на свободные цены и оптовую торговлю основ­ ными средствами производ- Правительство считает, что на переходный период целесообразно сохранить га­ рантированное обеспечение агропромышленного комп­ лекса основными видами ма­ шин и оборудования по цент­ рализованно устанавливае­ мым оптовым ценам. Это обязательно надо сделать в интересах ускоренного тех­ нического переоснащения се­ льского хазяйства и особен- но перерабатывающих от­ раслей, а также в связи с необходимостью защиты ин- теоесов хозяйств от дикта­ та производителей техники неконтролируемого роста цен на нее. И в-третьих. Нельзя сво­ дить, как это предлагается, заботу о социальном разви. тии села лишь к предостав­ лению различных льгот ре­ гионам, где создаются кре-. стьянские хозяйства. Проб- .лема значительно гл.убже. Именно здесь нужны прин­ ципиально новые подходы и решения, сиоордйнироваи- ные действия и комплексные программы в каждой рес­ публике, крае, области и , районе. Это по существу важней­ шие направления аграрной политики. Наша программа рассчита­ на «а открытую экономику, интеграцию отечественного рынка с мировым. Главное в ней — создание в стране конкурентного хозяйственно­ го м€хани,з.ма, обеспечение внешнеэкономической само- стадтельности предприя Именно поэтому она ис ходит из единства общесоюз ного рынка, таможенной, ва лютной и патентной терри тории, основ хозяйственно го законодательства, , ' Этим же целям подчинены уста новление нового курса руб ля, достижение его обрати мости, освоение новых форм сотрудничества. Все эти ■подходы отраже иы в представленных Вер ховному Совету СССР про ектах нового таможенного инвестиционного и валютно го законодательства, кото рые вы уже начали обсуж Внешнеэкономические раз делы обеих программ содер ^ т много общего, могут быть объединены. Правда нам предстоит еще непрос тая работа для того, чтобы не допустить уреаа.чия прав предприятий, в том числе в распоряжении валютной вы­ ручкой. размывания статуса Союза как делового партне­ ра, обесценивания всей сщ стемы наших международ­ ных договоров. В правительственной про грамме иностранные средст ва привлекаются в основ ном в виде капнталовложе ний в цроизводственньш сек ТОР, представленный различ ными формами собственное ти. Это встречает понима­ ние в зарубежных деловых кругах. Мы не можем наде­ яться н а . многомиллиардную денежную помощь Запада, рриёнтированную в основном на текущее потребление. Ве­ сьма сомнительно, что нам таким образом удастся ' пе­ реложить социальную цену за переход к рынку нД внешний мир. Не ясно, и как потом расплачиваться за эти займы. И последнее, ■но по сути самое важное. Предлагая программу перехода к новой экономической модели, пра­ вительство исходит из того, что главная цель намечае­ мых преобразований — соз­ дать возможности и условия для достойной материальной и духовной жизни всех граждан нашей страны. Поэтому стержневой ча­ стью правительственной про­ граммы является комплекс­ ная система мер. обеспечи­ вающих гарантии реализации % основных социальных прав ' населения и его защиту от негативных проявлений рын- Организационно - право­ вые основы этих мер разра­ батываются правительством с опережением по сравне­ нию с другими вопросами формирования рыночных ме­ ханизмов. Прежде всего необходимо не допустить возникновения безработицы как устойчиво­ го социального ‘явления. Это­ му должна способствовать поэтапность вхождения в рыночную экономику, пред, 'отвращафщая резкую лом ­ ку ее структуры. Для .зак- реп.г 1 ения наиболее важных правовых!-- и ■экономических гарантий'населения в сфере труда разработан и предс­ тавлен в Верховный Совет СССР проект Основ законо­ дательства Союза ССР и союзных республик о заня­ тости населения. Большое значение прида­ ется созданию стройной си- сте!йы социальных гарантий и поддержки для наиболее уязвимых групп населения; пенсионеров, семей с деть­ ми, инвалидов, в отношении которых необходимые меры ■предусмотрены принятьши законами И'- постановления­ ми правительства. Что ка­ сается инвалидов, проект Закона СССР об их социа- ’ льной защите внесен на ва­ ше рассмотрение. Принципиальным момен­ том построения системы га­ рантий для таких категорий населения является установ­ ление на ■: союзном ' уровне „ лишь базовых размеров со-^***^ ответствующих выплат и льгот, С одной стороны, это повышает; социальную уве­ ренность людей, а с другой ~ не ограничивает возмож­ ности республик: в увеличе­ нии этих выплат. И, ра.эу-меется, огромное значение придается защите покупательной способности населения при возможном нарастании инфляционных процессов. Мы ■твердо убеж­ дены, что надб полн.остью компенсировать гражданам единовременное повышение цен, и осуществить это пре­ дусматривается уже в декаб­ ре текущего года. Причем компенсация бу­ дет проводиться не только через доплаты к текущим доходам, но и за счет пере­ счета вкладов в Сбербанке и страховых взносов, а так­ же изменения нарицательной стоимости ценных буМаг. Для возмещения потерь в связи с текущим ростом цен намечается ввести индекса­ цию доходов населения, ре­ гулируемую соответствую­ щим законом СССР, а так­ же корректировать процен­ ты по вкладам' и -ценным бу- Для обеспечения надеж­ ных социальных гарантий удовлетворения жизненно важных потребностей насе­ ления особое значение име­ ет создание условий для ус­ тойчивого функционирования таких отраслей, как просве­ щение, здравоохранение, ку­ льтура и искусство. Необ­ ходимо. чтобы развитие ры­ ночных отношений не подор- вале их экономическую ба- зу. чтобы работники, заня­ тые в них, МОГ.ЧН высокока­ чественно трудиться и зани­ маться творческим поиском. Поэтому наряду с возрас­ тающей подде]^кой этих не­ производственных сфер за счет средств всех бюджетов предполагается создание специальных целевых фон­ дов. формируемых из взно­ сов предприятий, организа­ ций различных форм собст- - , веннести и пйжертвований г населения. Таковы принципиальные петуоды к важнейшим про­ блемам перехода на- рыноч­ ные отношения, в правиль­ ности которых правительст­ во убенаено ц будет их от- стаивать.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz