Ленинское знамя. 1990 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1990 г. (г. Липецк)

ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ 25 января 1990 г., № 21 '(18 '618) Р 9 ^ССКЛЯ Д Е Р Е В Н Я СЕГОДНЯ ВОЗВРАТИТЬСЯ К ИСТОКАМ в среде ветеранов клубной работы хорошо известно имя В. Б. Стебеневой, заведующей сектором областного научно- методического центра. Долгие годы Валентина Борисовна, ув­ леченно занимаясь фольклором, поддерживает фольклорные коллективы, помогает их развитию. Опыт общения с ними, многолетние наблюдения позволяют ей сделать некоторые воды о судьбе народных традиций, их роли и значении в шей сегодняшней жизни. Жалеюшка колыбельная. Ма­ ма... Слово это просто и есте­ ственно как дыхание. В нем че. ловек выплескивает самые со­ кровенные чувства. В нем — родная земля, отчий дом, ро­ довой корень, точка опоры, Когда мать поет ребенку, она — не удивляйтесь! —'про­ буждает в нем истинно-нацио. нальные чувства, генную исто­ рию рода. Именно с колыбель­ ной, с мелодии материнского начала и треиетной радости на­ чинается, столь необходимая гармония души будущего чело- Все это ритм7)чески и психо­ логически увязывается с баю­ каньем ребенка в зыбке, да­ ет ему блаженное состояние музыкального полета. Он чув­ ствует ласку матери, слышит ее голос и обретает умиротво- ' рение. Жалеюшка колыбель­ ная! Через мать н колыбель­ ную человек становится чело­ веком. Естественное, возвышен­ ное материнское слово, голу­ биная светлая песня готовят из дитя личность. В наше суматошное время все размылось. Нарушена гармо­ ния виутраняего мира женщи­ ны. Ни в одной молодежной аудитории ни одна из совре­ менных мадонн не могла вспо­ мнить ни одной колы|бельяой. А ведь этим обязана владеть мать, как владели бабушки, которые 1 (если детям мудрость ЖИ.ЗНИ через сказку, через весь лад семейного круга, через звуковую палитру народной му- Уклад наших предков был ос­ нован на духовном начале. Все самое высокое передавалось из поколения в поколение; вели­ чальные, лирические реснн, о б ­ р я д о вы е . хороводы, заговоры, баллады. И простенькие, но столь необходимые растущему человеку, колыбельные. Вечерины, супрядки, посидел­ ки, условно применяя специа- льную тфминологию, можно сказать, что одним из факу­ льтетов «института» воспитания на Руси-являлись деревенские посиделки. Где бы они ни про­ водились, как бы они ни назы­ вались (беседы, вечерины, суп­ рядки,..), зачином ,нх была ра- Труд — главный закон кре^ стьянской ЖИ.ЗНИ и нравствен­ ный стержень ее. На посиделках обучались, кстати, и культуре застолья, непременным условием которого было отсутствие алкогольных . напитков. Хвастовство, бахва­ льство, неуважительное отно­ шение к людям, хмельное ве­ селье, лень •— все это счита. лось на миру большим поро­ ком. Скромность, умение ска­ зать о с т^ е словцо и к месту, искреннее веселье и трудолю­ б е , душ8В1ная одаренность и мастерство в песне, пляске, на­ против, воспитывались с детст­ ва, были 'неизменньш «уста­ вом» посиделок. Посиделки были, в сущнос­ ти, традиционной школой вос­ питания этических норм пове­ дения, трдовых навыков, ко- мплййсной цжолой эстетическо­ го воспитания, актерского мае терства. В старые времена, надо за^ метить, естественно моделиро. валось поведение человека. Че­ рез различные каноны в празд­ никах, обычаях, обрядах. Народная педагогика остави ла нам идею, которую не еле- девало бы выдавать за нечто новое, когда мы ратуем о включении каждого человека в многогранную эстетическую де­ ятельность. В школе и клубе. Весь исто- ВО.ЧЮЦНИ?! Как активно вбира­ ли они в себя частушку, лу­ бок. другие образные средства 'фольклора. Что же сегодня? Стенды о соцсоревновании оформ-аены, кажется, по принципу «мнии- мум фантазии, максимум ску­ ки»; рядом-с обязательствами по молоку нарисована «дежур. ная ко:рова» или бидон с моло­ ком; рядом с «зерновыми» обязательствами — сноп или каравай. Причем, стиль офор­ мления и бюрократически, ока­ менелый текст так мало ме­ няются из года в год. что один шутник предложил их высечь на камне, оставив про­ белы лишь для фамилий и цифр. Словом, как ни парадо. ксально, но этот род пропа- ганды, в наибольшей степени обращенный к народу, в Мысли вслух рический опыт свидетельствует, что искусство, эстетическое во­ спитание способны благотворно влиять на человека, на жизнь общества в целом. Как же сделать его основой формироваийя творческой лич­ ности, которая так необходи­ ма в эпоху перестройки? Сегодня налицо дегуманита­ ризация образования, в резу­ льтате чего приглушено эмо­ циональное отношение к Миру, к Гармонии, Красоте, Истине. А корни социально-эко'но'мичес- к'их сбоев кроются и в струк­ туре современной школы. По­ ложение с искусством здесь напоминает магазины, где^в ви­ тринах выложен отличный то­ вар, которого в продаже нет, В расписании есть и литера­ тура, и музыка, и изо. Но об­ ратите внимание на учебный план. Технократический уклон очевиден; 1024 часа на труд, 958 часов на предметы физико- математического цикла и 947 — на все остальные предметы, что составляет 30 процентов от общего числа часов. Если из этих процентов вычесть время, отведенное на географию, ис­ торию, биологию, обшествове-. дение и иностранный язык, то станет понятно, что остается на искусство. Забыта аксиома, что лишь искусство выявляет и развива­ ет природные задатки ребенка, что именно оио Дает необходи­ мый запас впечатлений, душе­ вных переживаний, воспитыва­ ет воображение и подлинно человеческие чувства. Сегодня школа и клуб — школа и культура — две точ­ ки опоры у человека (особен­ но на селе). Но что' может обычный клуб? Здесь не сто­ ят станки, не производят ма­ териальных ценностей. И осно­ вной рабочий инструмент ку- льтпрооветработника — сло­ во. Но мало это или много? Можно привести десятки примеров чудес нарО'Дного язы. котворчества, когда слово-об­ раз В 1 М'ещает в себя многовеко­ вые наблюдения за жизнью природы и общества. И эту емкость фольклорного языка вполне способна использоват?} сегодня ршелама. Вспомним знаменитый авиаплакат — доб­ рый молодец выпускает из лу­ ка стреловидный самолет. Ведь действительно сказочные скоро­ сти! А плакаты первых'лет ре- наименьшей степени опирается на традиции народного творче- Неуместно. может быть, иг­ рать в сказку там, где необхо­ дим деловой, «земной» разго­ вор, но и нелепо «заземлять» опресненным языком те чуде­ са труда и героизма, что вер­ шат наши современники на зе­ мле и в космосе. Традиции нас учат сегодня гармонии в отношении к миру. За фольклором . всегда стоит жизнь, обычаи и, в частности, способность создавать, в ауди. тории какую-то по-домашнему теплую обстановку. Вот, ска­ жем, п|ритча — древний вид нравоучительной литературы,— которая очень помот-ает в" про­ пагандистской работе. ■ Гово­ рят; речь без притчи, что ’Ьо- да .в ладонях — прольешь, по­ ка донесешь людям. Искусство притчи годится в самый на­ пряженный момент беседы, ко­ гда, кажется, исчерпаны все аргументы... И тут вдруг всплы­ вает из памяти й приходит на помощь старинная история, слу­ чай из жизни, которые помога­ ют преодолеть предубеждение против якобы банальных истин. Как утверждают социологи, в наш космический век за прит­ чей --будущее, ибо она несет в уплотненном виде информа­ цию о человеке и для челове- Велика роль клуба и в про­ паганде народной музыки., тра­ диционной русской песни. Сей­ час ситуация такова, что нам приходится заново учиться ро­ дному музыкальному языку, изрядно позабытому за - годы-' прошедшие. Хотя именно в пе- сенном творчестве отразились Со всей полнотой стремление человека к Добру и Миру, к Счастью и Справедливости. Русская песня, лирика ста­ ринных напевов — по' сути своей исповедь. Но рассказы­ вают о своих судьбах, о своих горестях и радостях люди не жалкие, и не жалобы — суть их истины, а утверждение ве- ликого нацио 1 нального харак- «Ладяо, горе горюй, а рука­ ми воюй»,-— скажет иногда бабушка после того, как пере­ числит все свои невзгоды, на­ пасти и х ворост Вот так и выпрямится, да и тебя обод­ рят. Это-то и дорого в фольк­ лоре — его высокая душевная мораль. А своим «коллективис­ тским настроением» фольклор созвучен моральным принци­ пам нашего общества. Ведь иную песню будешь петь в по­ лном одиночестве, я чувство­ вать, что ты на миру. Благородство и сила духа, настоянные на,-соках зе.млн ро­ дной — в русской песне, ко­ торая сотраданием своим спо­ собна умерить горе, теплом об­ ласкать страждущее сердце, во­ звеличить красоту и душев.ную щедрость сыновей и дочерей России. Душа о детях болит. После многих лет застоя и культур- но-историчеокого невежества у нас взялись за нарочитое вы­ пячивание проблем молодежи, как .мне кажется, с целью на­ совсем оторвать ее от корней своих. И покатится она, выр­ ванная с корнем, как перекати- поле по воле ветра. А в итоге —вырастет поколение биора- бов. зараженных чужими мик­ робами, лишенных своего нра­ вственно-патриотического нм- мунитста. Естественно, искусство не может стоять только на тради­ ционном. Но когда традиция уважается, то и новое прини­ мается избирательно, не приви­ вается все, что противоречит Высокому. Без преемственнос­ ти поколений рвется духовное начало любой нации, ее исто­ рическая память и связь с -грядущими поколениями. Это самоуничтожение нации. Это Все начинается с детства. И хорошее, и плохое. С целью защиты ребенка от вредных влияний стихийного музыкаль­ ного творчества, необходимо заложить в нем прочный фун- дам. 1 й 1 т хорошего вкуса, осно­ ванного на лучших обра:зцах народного творчества. Полезно было бы нам воспо­ льзоваться опытом восточного соседа — Японии, где в шко­ лах 14 часов в неделю отво­ дится эстетике, а в обществен­ ных местах всегда звучит клас­ сическая. народная музыка. Создание благополучной му­ зыкальной среды, где враща­ ется молодежь, дети, — едва ли не основной момент в деле- эстетического вослитан 1 ИЯ. Почему бы, скажем, линей­ ки, костры, утренники, сборы не наполнить народными пес­ нями? Не использовать транс­ ляцию бытовых песен, танцев в школах, в молодежных ка­ фе на вечерах, праздниках и демонстрациях? А в оценке результатов смо­ тров колхозов, совхозов, пред) приятий надо бы учитывать факторы досугового бытового творчества, то есть, культуру проведения свадеб, вечеров, пра,здников, дней рождений и даже демонстраций. В Липецкой области есть подобные примеры. Тон зада­ ют энтузиасты' из села Колы- бельское Чаплышнского' райо­ на. В'олотово — Лебедянского, Пластинки — Усманского и многих д])угих. Именно здесь учителя, куль­ тпросветработники, руководи- телм хозяйств рука об руку, сообща, в тесном единении, вкладывая в дело всю душу, поднимают разом и культуру села, я экономику хозяйств. Здесь жива традиция. Жива времен связующая нить. Низ­ кий поклон им, радеющим за торжество вечных ценностей З АВВДУЮЩИМ отде­ лом кужтуры я работаю немного, чуть больше двух лет. И, конеч­ но. много возникло вопросов, на которые хотелось бы най­ ти ответы, тем более, что волнуют они, увб'рен, не ме­ ня одного. Взять наши сегодняшние отчеты, которые мы предста­ вляем в управление культу­ ры. Так получилось, что в прошедшем году в отделе бо­ лее семи месяцев не было инспектора, а нового приия- ли на работу только в авгу­ сте, и с годовыми отчетами она столкнулась впервые. Так вот,, начали мы рисовать с ней цифры, сводить все. что представили нам дирек­ тора еДК и клубов, и увиде­ ли, что, например, проведено более 6 тысяч мероприятий. В районе 35 СДК и клу­ бов. Выходит, на каждый из них в среднем получилось • 174 массовых мероприятия в год на каждый, значит, про­ водились они через день. Ну, а если учесть, что в че­ тырех клубах у нас люди рабо­ тают на полставки, а в неко­ торых селах и ходить на «мероприятия» уже некому, то нагрузка на другие ДК и клубы автоматически возра­ стает и подходит к двумстам. Реально ли? У меня лично эта цифра вызьшает сомне­ ние. Спрашивал у тех, кто поопытнеё, ,как же появились эти цифры? И мне толково объяснили, что любой отчет делается просто. Берутся цифры прошлого года и к ним чуть-чуть добавляют, чтобы был небольшой, но рост. А иначе нельзя: нет роста — нет работы. Каж­ дый год — понемногу. Так мы и пришли к этой «ли- Конечно, рост от достигну­ того в культуре выглядит более безобидно, чем в про­ мышленности, поэтому с лег­ костью там, где было 5 кру­ жков, ставили 10, где было 20 мероприятий, появилось 40. Этот отчет район посы­ лал в область, область — в Москву. Москва — в ЮНЕС­ КО, и получалось, что мы самая читающая и культур­ ная страна в мире. А кули- тура на селе хирела, клубы и библиотеки рушились, де­ ревни вырождались. Там же, в этих отчетах, стоит и количество гфужков, которое тоже вьиывает не­ доумение: Так получилось, что отчет за 1987 год в рг- равлении культуры мне при­ шлось самому защищать, и ничто там не вызвало удив­ ление, кроме одного: сокра­ тилось число кружков ■ Мне сказали: -«Как ж е ‘так? Идет второй фестиваль народного гворяества, должно все рас­ ти, как на дрожжах, а вы сокращаете? Оставляйте в клубах и ДК, где нет ника­ ких условий, нет специалис-. тов, а порой нет и тепла, я тогда не. понял, поэтому ре­ шил оставить на уровне 1987 года. Конечно, можно посчитать разовое выступле­ ние коллектива колхоза, ко­ торый никогда не имел са­ модеятельности, с отчетным концертом в рамках фести­ валя, рождением кружков. Но, если откровенно, актив­ ная самодеятельность там за­ тухает до следующего отче­ тного концерта. Поэтому на следующий год мы число кружков уменьшили, в этом году тоже. У меня пока не туры абитуриентов. Так, Лебедянскому району каж­ дый год на очное и заочное- отделение КПУ, музучилищ, института культуры опреде­ лили направлять 19 человек В частности, в КПУ ? чело­ век. Нужно ли посылать сто­ лько? Да, но при одном ус­ ловии, что все эти абитуриен­ ты имеют уже какие-то дан­ ные, хотят их развивать. Но сейчас сложилось такое от­ ношение к культпросветрабо- те, что даже если человек и имеет к ней склонность, в КПУ не идет. А нам план спустили по количеству, мы должны его выполнять. И на- I Вести из хозяйств ♦ Рабочая Хочу поделиться в ПОГОНЕ ЗА ЦИФРОЙ. те». Почему должно увеличи­ ться количество кружков в чинаем «обрабатывать» тех, у кого ни данных, ни жела­ ния, кто никуда не хочет ид­ ти. Проходят '1'ри года. и эти же кадры мы получаем, но за это время у них ни данных, ни желания работать так и не появилось. А мы ставим галочку, что прибыл еще один специалист, радуем­ ся, что вырос общий про­ цент специалистов, А те ра­ ботать не желают, да и не умеют. С одним из таких специалистов мне пришлось столкнуться в феврале прош­ лого года. Приехала девушка после КПУ, окончила дири­ жерско-хоровое отделение; все пятерни в дипломе. Пре­ длагаю ртправиться в село, где есть хор, нужен руково­ дитель. Говорит; инструмен­ тами не владею, петь, руко­ водить хором не умею. Сирашиваю, как же она по­ пала на это отделение? От­ вечает, что поступила на методотделение, но так как на хоровом был недобор, пе­ ревели. Где этот специалист сейчас, не знаю. Но что с его приходом культура на реле не поднимется, это точ­ но. И вина здесь не КПУ, а наша. Я думаю, лучше не спешить, пусть каждый год от района поступают только те, кто сам того желает; и у кого есть искра божия. Хотел я еще о многом сказать. Но пока о пробле­ мах в культуре легче гово­ рить. чем их решать. Я за­ тронул лишь те, что, на мой взгляд, решить в наших си­ лах. И, может быть, начать уже с этого года? Наконец, вопрос с кадра- А. КОЛЫХАЛОВ, ми. Всем районам по разна- заведующий отделом рядке требуется направ^шть культуры Лебедянского в учебные заведения - куль- райисполкома хватает смелости назвать ре­ альную цифру — наверное, мне сразу после этого ска­ жут, что я «развалил куль­ туру» в районе. Или вот недавно появи­ лось новое направление в клубной ;работе — любите­ льские объединения. Что это такое? Чем оно отличается от обычного кружка художест­ венной самодеятельности, фо- токружка, кружка цветово­ дов, вокального и других? Да ничем! Просто теперь это называется иначе—любитель­ ское объединение цветоводов, фотолюбителей, любителей животных, русской песни и другие, любители. А на деле все осталось по-прежнему, как в обычном кружке: ув­ леченные люди разводят цве­ ты, ведут беседы, обменива­ ются опытом, делятся семе­ нами, марками, значками, поют песни, печатают фото­ графии, устраивают выстав­ ки. Так зачем же было ме­ нять вывеску? А опять ради цифр. Раньше было просто 10 кружков, а теперь еще плюс 10 различных любите­ льских объединений. Такая же ситуация и в библиотеках. Для того, что­ бы «вьшоляить план», биб­ лиотекари «записывают» вее население села от грудньк детей до древних стариков, да еще, на лето, плюсуют всех их родственников, жи­ вущих в других городах и приезжающих в гости. Для чего? Опять же преследуют ту же цель: вьшолнить план, который — закон, и невы­ полнение его грозит серьез- Успешно работает бригади­ ром дойного стада совхоза «Россия» Грязинского района Тамара Викторовна Констан­ тинова. Коллектив, которым она руководит, лидирует в со­ циалистическом соревновании среди доярок района. Т. В. Ко­ нстантинова член парткома со­ вхоза, депутат Казинского се­ льского Совета. НА СНИМКЕ: Т. В. Конста­ нтинова. Фото А. ГИРЕВА. ВЕТЕРАН ОСТАЕТСЯ В СТРОЮ Оператор машинного дое­ ния Александра Алексеевна Гладких — одна из опытных животноводов колхоза имени XXII съезда КПСС Станов- лянского района. Около два­ дцати лет она ухаживала за телятами, а потом двадцать семь лет заведовала фермой. Ее трудолюбие и рачитель­ ность хорошо известны се­ льчанам. Пришло время ухо­ дить на заслуженный отдых, но она заявила: — Пока есть силы, буду работать. И работает успешно. В прошлом году надой на ка­ ждую корову превысил три тысячи килограммов молока. Недавно в колхозе прошли очередные выборы народных контролеров. И вновь в груп­ пу дозорных вошла Алексан­ дра Алексеевна. Более деся­ ти лет она вьшолняет эту не­ легкую обязанность и ни разу не изменила присундам ей принципиальности, честно­ сти и непримиримости к не­ достаткам. В селе знают, если какой- либо производственный учас­ ток проверяет А. А. Гладких, то поблажек нарушителям не будет. В. ВАСИЛЬЕВ. БУДЕТ КЛУБ ПЯТИТЫСЯЧНЩ «Огонек» доярок-четырехты- сячниц Елецкого района состо: ялся накануне старого Нового года, а потому в зале сверка­ ла огнями елка, звучала музы­ ка, кружились в вальсе Дед Мороз и Снегурочка... 'Этот праздник сельских тружениц стал уже традиционным и пришелся всем по душе, пото­ му что он задает хороший на­ строй" на дела с первых дней года, -царит на нем атмосфера теплоты и задушевности. Как правило, вначале «ста­ рожилы» клуба принимают в свои ряды новичков. А их в нынешнем году немало. На о^- ной только опытной станции добрый десяток набрался. (Те­ сен становится зал районного Дома культуры. Если в прош­ лом году здесь собрались 57 передовиков елецких ферм, то в нынешнем — уже 76, пред­ ставляющих семь совхозов рай- Самаи большая делегация-^ из «Светлого пути». Местным животноводам есть чем похва­ стать: десять операторов ма­ шинного доения получи­ ли свыше пяти ты­ сяч килограммов молока. Б гордостью называл имена Ли­ дин Васильевны Александро­ вой, Раисы Николаевны Каба­ новой, Валентины Николаев­ ны Савенковой, Валентины Ива­ новны Белокопытовой и других доярок в своем приветствии первый секретарь райкома "КПСС С. Б, Доровской. Кол­ лектив совхоза работает на арендном подряде всего лишь год, но и за этот короткий срок новые экономические от­ ношения помогли раскрыть имеющийся потенциал не толь­ ко животноводам, но и специа­ листам хозяйства. Плюс к то­ му — настойчивая работа зо­ отехника-селекционера М. Су­ хоруковой. Все это позволило хозяйству поднять надон до отметки 4203 килограмма и в'полне реально через пару лет рассчитывать иа шести ~ и даже семитысячные надои. Ну, как не позавидовать жи­ вотноводам из «Светлого пу­ ти» хотя бы их коллегам из «Авангарда»?... Татьяна Пар-< шина, одна из лучших доярок Екатеринской фермы этого совхоза, только планирует в нынешнем году перешагнуть четырехтысячный показатель и знает, что сделать это будет непросто: воспроизводством стада занимаются в совхозе слабо, велика на фермах доля ручного труда... Как видите, не только побе­ дным реляциям нашлось мес­ то на «огоньке». На этой встрече животноводы обсуж­ дали и свои проблемы, боль­ ные вопросы, делились опытом. Период становления пережи­ вает нынче, например, совхоз «Елецкий*. Но в хозяйстве уже есть свои четырехты- сячницы, а Галина Горбунова и Мария Федяева твердо наме­ рены получить в наступившем году более пяти тысяч кило­ граммов молока от коровы. Уверенность в успехе, .как от­ мечали доярки, подкреплена большим вкладом в общее де­ ло ведущих специалистов хо­ зяйства В. Серикова, М. Шева- лдина и других. ...Еще одна традиция празд­ ничных «огоньков» — вруче­ ние наград лучшим коллекти­ вам животноводов. На этот раз в их* числе — труженики ферм совхозов «Солидарность», «Светлый путь». А бригадир Двориковской фермы опытной станции Т, Карасева с гордо­ стью приняла из рук первого секретаря райкома КПСС пе­ реходящее Красное знамя. Из года в год этот коллектив до­ бивается хороших результатов, в прошлом надои достигли по­ чти 4500 килограммов. Чест­ ный труд, порядок, дисципли­ на отличают двориковских жи­ вотноводов. Есть, конечно, и у них свои проблемы, но реша­ ются они настойчиво, без лиш­ них слов. ...Со сцены льется задушев­ ная песня о родном доме, о поле, о матери. И расцветают на лицах женщин улыбки, на­ полняются особым блеском глаза. На некоторое время за­ бывают они о своих труднос­ тях, просто и радостно гово­ рят о себе, о детях. Нина Со- лодская, доярка совхоза «Ма­ як», растит четверых ребяти­ шек, старшая дочь заканчива­ ет школу, самому маленькому нет еще и двух лет. Легко' представить, сколько «работы после работы» ждет Нину до­ ма, но со своими обязанностя­ ми жены и матери она справ­ ляется так, же умело, как и с работой мастера машинного доения. И считает, что ее ус­ пех доярки-пятитысячницы по праву разделяет муж — Владимир Андреевич, который работает на той же ферме вет­ врачом. ...Сгустились за окнами зи­ мние сумерки, а праздник се­ льских тружениц все продол­ жался. Хватило времени и для разговоров, и для песен, и да­ же для плясок вместе с участ­ никами художественной само­ деятельности. Голосистых час­ тушечниц на фермах не мень­ ше, чем отличных доярок! А расставаясь, решили рабо­ тники ферм переименовать уже в будущем году свой клуб в клуб пятитысячниц и добиться того, чтобы стал он еще более многочисленным. М. БЫКОВА, внешт. корр. «Л3>. 0 Напряженмым был минув- тележеицы сумели найти резе- План года был выполнен, молока от коровы Сейчас суто- ВЫШЕ п р о ш ж о р Е г о " . . Г Г ”,;,™?;":»'’" Ги; кого района. Несмотря на закупки важнейшего вида се- Курина, получившая в своей выше, чем в январе © сложности й начале зняодря , льхозиродущш, ■ груме около ШР 'килограммов 1989 года. династия ....... Более сорока лет насчи- тьшает трудовой с!Гаж (Пела­ геи Дмитриевны Фроловой, работницы свинокомплекса «Данковский». Заслуженным авторитетом пользуется сов* хозный ветеран, -честйо, до­ бросовестно относйтся она к своему делу. А ^ело у Пе-' лагеи Дмитриевны нелегкое: сейчас, например; ’вместе со своей напарниц^; Е. С. Са­ виной ухаживает''ойй почти за тысячньш маточным по­ головьем. * ■ Рядом с П. Д; • Фроловой трудятся на свннокомплекЁе и три ее дочери — Татьяна, Вера и Лидия. От матери перенимают они не ( только профессиональные навьшн, но и настоящую рабочую от­ ветственность. В прошлом году с о ;свино­ комплекса «Данковский» ло отправлено на переработ­ ку 27,5 тысячи центнеров мяса. В успешное' выполне­ ние производственного зада­ ния вложила свой труд вме­ сте с другими н'Рабочая ди­ настия Фроловых. М АСТАХОРА. Быстро и надежно Завершить ремонт 4 всех тракторов к концу феврале такие обязательства при- V няли механизаторы и ремон­ тники Чаплыгинского совхо­ за-техникума. ' Работа в мастерских идет опережением графика, но темпы не снижают и качест­ ва ремонта. По словам заве­ дующего мастерской А. Д. Брьпссина, с высокой ответ­ ственностью трудятся меха­ низаторы В. Е. Долгошеев, А. Н. Черников; слесарь Н. Д. Бабин, электрик Н. П. Зименко и многие их колле- Можно с уверенностью сказать, что и шднешнюю весну коллектив совхоза-тех­ никума встретит во всеору- Т. АЛЕКСАНДР.РВА. , . ф ■ - Живи, народная песня : . Ни один праздник в изма- лковском колхозе' «Россия» не обходится без'выступле­ ния фольклорной группы «Че- рнавсквй сувенир». И в рай­ оне за восемнадцать лет сво­ его существования этот кол­ лектив художественной само­ деятельности стал достаточ- ( популярным. " Среди любителей фольк­ лора — люди самых раз­ ных возрастов и . профессий. С большим успехом много лет выступают почтальон Е. С. Тюрина, свекловични­ ца А. П. Коротких,' учителя М. Л. Сергеева и В. В. Фо-. кина и многие другие. А ка­ кими переборами поражают слушателей гармонисты А..: Харин, А. Гринев, Н. .Козья- ков — не передать словами! Совсем недавно пополни­ лась группа семейным анса­ мблем — гармонистом В. Т; Ходыкиньш с внуками Са­ шей и Сережей. ; ' В программе «Чернавско- сувенира» — песни и ча­ стушки, пляски и< танцы не только Липецкой, НО: и со-, седиих областей. Сбор мате- та н постановка на его основе концертных номеров — по-настоящему увлекате­ льная исследовательская ра­ бота. И успех ее —- во мно­ гом заслуга человека неуто­ мимой творческой энергии Н. А. Меджорина, .руководи-. теля'ансамбля. 3 . ХАЛЯЦИНА. , Из нашей почты в н о ч ь ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ Поздним рождественским ве­ чером ветеран войны и труда, пенсионер Тихон Ишатьевич Киселев спокойно смотрел по телевиэору новогодний концерт, как вдруг мощный удар в дверь поднял его с дивана. Выскочив в сенцы, он увидел вдребезги ра.збитую филенчатую дверь и группу убегающих вдоль ули­ цы с кольями в руках подрос- Рождественская ночь. Стар­ шее поколение еще помнят, как в былые времена торжест­ венно, та;йнствеяно и интересно проходил этот, один из люби- мейших в народе, праздников. Раэнаряженные девушки гада­ ли в полночь, стараясь узнать суженого своего, парни посе­ щали каждую деревенскую на. :бу, поздравляли людей, распе­ вали песни и колядки, за чт^ их одаривали, кто чем богат. В срае 1 нени 1 ! г былым рож­ дественская традиция в Вер- билово кажется дикостью. Сплошь и рядом на улицах Ле­ нина, Мичурина и других по­ валенные изго]родй, заборы, поломанный штакетник, разби­ тые двери, вставленная в дымо­ ходную трубу елка. И делают это, в основном, старшжлассии- ки местной средней школы вме. сте с приезжающими сверст- никами из Липецка. Больно это наблюдать. Главная же беда— не разгро-мленные палисадники, а черствые души мальчишек, в которых, кажется, уже и не разглядеть благородства, мило­ сердия, любви. Откуда О'НИ та­ кие взялись? Думаю, из тех семей, где с этим тоже не все благополучно. Да и‘ учителям есть о чем подумать. Вот если бы с их благословения свою кипучую энергию подростки • проявили совсем с обратной стороны; пришли бы к тем же старикам, которым вместо уте- шения принесли горе, да и предложили в 'рождественский день помощь; напилить ‘и нако­ лоть дров, поправить сарай­ чик,' принести в дом ведро во­ ды, в общем, сделали бы лю­ дям что-то доброе. А стариков в селе м'цого, и они бы с бр - льшим нетерпением ждали этот рождественский день. Так должно быть. Пока же оста­ ются лишь горечь 'и возмуще­ ние. Досадно, чтр ни педкол- лектив школы, ни сельский Со­ вет, ни милиция не обращаю.т на «шалости» великовозраст­ ных «деток* никакого, внима­ ния. А интересно бы знать, что О'НИ-то думают, по поводу новой рождественской «тради- А. СЛУКИК, ветеран войны и труда. с. Вербилово, Липецкий район

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz