Ленинское знамя. 1990 г. (г. Липецк)
ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ 25 января 1990 г., № 21 '(18 '618) Р 9 ^ССКЛЯ Д Е Р Е В Н Я СЕГОДНЯ ВОЗВРАТИТЬСЯ К ИСТОКАМ в среде ветеранов клубной работы хорошо известно имя В. Б. Стебеневой, заведующей сектором областного научно- методического центра. Долгие годы Валентина Борисовна, ув леченно занимаясь фольклором, поддерживает фольклорные коллективы, помогает их развитию. Опыт общения с ними, многолетние наблюдения позволяют ей сделать некоторые воды о судьбе народных традиций, их роли и значении в шей сегодняшней жизни. Жалеюшка колыбельная. Ма ма... Слово это просто и есте ственно как дыхание. В нем че. ловек выплескивает самые со кровенные чувства. В нем — родная земля, отчий дом, ро довой корень, точка опоры, Когда мать поет ребенку, она — не удивляйтесь! —'про буждает в нем истинно-нацио. нальные чувства, генную исто рию рода. Именно с колыбель ной, с мелодии материнского начала и треиетной радости на чинается, столь необходимая гармония души будущего чело- Все это ритм7)чески и психо логически увязывается с баю каньем ребенка в зыбке, да ет ему блаженное состояние музыкального полета. Он чув ствует ласку матери, слышит ее голос и обретает умиротво- ' рение. Жалеюшка колыбель ная! Через мать н колыбель ную человек становится чело веком. Естественное, возвышен ное материнское слово, голу биная светлая песня готовят из дитя личность. В наше суматошное время все размылось. Нарушена гармо ния виутраняего мира женщи ны. Ни в одной молодежной аудитории ни одна из совре менных мадонн не могла вспо мнить ни одной колы|бельяой. А ведь этим обязана владеть мать, как владели бабушки, которые 1 (если детям мудрость ЖИ.ЗНИ через сказку, через весь лад семейного круга, через звуковую палитру народной му- Уклад наших предков был ос нован на духовном начале. Все самое высокое передавалось из поколения в поколение; вели чальные, лирические реснн, о б р я д о вы е . хороводы, заговоры, баллады. И простенькие, но столь необходимые растущему человеку, колыбельные. Вечерины, супрядки, посидел ки, условно применяя специа- льную тфминологию, можно сказать, что одним из факу льтетов «института» воспитания на Руси-являлись деревенские посиделки. Где бы они ни про водились, как бы они ни назы вались (беседы, вечерины, суп рядки,..), зачином ,нх была ра- Труд — главный закон кре^ стьянской ЖИ.ЗНИ и нравствен ный стержень ее. На посиделках обучались, кстати, и культуре застолья, непременным условием которого было отсутствие алкогольных . напитков. Хвастовство, бахва льство, неуважительное отно шение к людям, хмельное ве селье, лень •— все это счита. лось на миру большим поро ком. Скромность, умение ска зать о с т^ е словцо и к месту, искреннее веселье и трудолю б е , душ8В1ная одаренность и мастерство в песне, пляске, на против, воспитывались с детст ва, были 'неизменньш «уста вом» посиделок. Посиделки были, в сущнос ти, традиционной школой вос питания этических норм пове дения, трдовых навыков, ко- мплййсной цжолой эстетическо го воспитания, актерского мае терства. В старые времена, надо за^ метить, естественно моделиро. валось поведение человека. Че рез различные каноны в празд никах, обычаях, обрядах. Народная педагогика остави ла нам идею, которую не еле- девало бы выдавать за нечто новое, когда мы ратуем о включении каждого человека в многогранную эстетическую де ятельность. В школе и клубе. Весь исто- ВО.ЧЮЦНИ?! Как активно вбира ли они в себя частушку, лу бок. другие образные средства 'фольклора. Что же сегодня? Стенды о соцсоревновании оформ-аены, кажется, по принципу «мнии- мум фантазии, максимум ску ки»; рядом-с обязательствами по молоку нарисована «дежур. ная ко:рова» или бидон с моло ком; рядом с «зерновыми» обязательствами — сноп или каравай. Причем, стиль офор мления и бюрократически, ока менелый текст так мало ме няются из года в год. что один шутник предложил их высечь на камне, оставив про белы лишь для фамилий и цифр. Словом, как ни парадо. ксально, но этот род пропа- ганды, в наибольшей степени обращенный к народу, в Мысли вслух рический опыт свидетельствует, что искусство, эстетическое во спитание способны благотворно влиять на человека, на жизнь общества в целом. Как же сделать его основой формироваийя творческой лич ности, которая так необходи ма в эпоху перестройки? Сегодня налицо дегуманита ризация образования, в резу льтате чего приглушено эмо циональное отношение к Миру, к Гармонии, Красоте, Истине. А корни социально-эко'но'мичес- к'их сбоев кроются и в струк туре современной школы. По ложение с искусством здесь напоминает магазины, где^в ви тринах выложен отличный то вар, которого в продаже нет, В расписании есть и литера тура, и музыка, и изо. Но об ратите внимание на учебный план. Технократический уклон очевиден; 1024 часа на труд, 958 часов на предметы физико- математического цикла и 947 — на все остальные предметы, что составляет 30 процентов от общего числа часов. Если из этих процентов вычесть время, отведенное на географию, ис торию, биологию, обшествове-. дение и иностранный язык, то станет понятно, что остается на искусство. Забыта аксиома, что лишь искусство выявляет и развива ет природные задатки ребенка, что именно оио Дает необходи мый запас впечатлений, душе вных переживаний, воспитыва ет воображение и подлинно человеческие чувства. Сегодня школа и клуб — школа и культура — две точ ки опоры у человека (особен но на селе). Но что' может обычный клуб? Здесь не сто ят станки, не производят ма териальных ценностей. И осно вной рабочий инструмент ку- льтпрооветработника — сло во. Но мало это или много? Можно привести десятки примеров чудес нарО'Дного язы. котворчества, когда слово-об раз В 1 М'ещает в себя многовеко вые наблюдения за жизнью природы и общества. И эту емкость фольклорного языка вполне способна использоват?} сегодня ршелама. Вспомним знаменитый авиаплакат — доб рый молодец выпускает из лу ка стреловидный самолет. Ведь действительно сказочные скоро сти! А плакаты первых'лет ре- наименьшей степени опирается на традиции народного творче- Неуместно. может быть, иг рать в сказку там, где необхо дим деловой, «земной» разго вор, но и нелепо «заземлять» опресненным языком те чуде са труда и героизма, что вер шат наши современники на зе мле и в космосе. Традиции нас учат сегодня гармонии в отношении к миру. За фольклором . всегда стоит жизнь, обычаи и, в частности, способность создавать, в ауди. тории какую-то по-домашнему теплую обстановку. Вот, ска жем, п|ритча — древний вид нравоучительной литературы,— которая очень помот-ает в" про пагандистской работе. ■ Гово рят; речь без притчи, что ’Ьо- да .в ладонях — прольешь, по ка донесешь людям. Искусство притчи годится в самый на пряженный момент беседы, ко гда, кажется, исчерпаны все аргументы... И тут вдруг всплы вает из памяти й приходит на помощь старинная история, слу чай из жизни, которые помога ют преодолеть предубеждение против якобы банальных истин. Как утверждают социологи, в наш космический век за прит чей --будущее, ибо она несет в уплотненном виде информа цию о человеке и для челове- Велика роль клуба и в про паганде народной музыки., тра диционной русской песни. Сей час ситуация такова, что нам приходится заново учиться ро дному музыкальному языку, изрядно позабытому за - годы-' прошедшие. Хотя именно в пе- сенном творчестве отразились Со всей полнотой стремление человека к Добру и Миру, к Счастью и Справедливости. Русская песня, лирика ста ринных напевов — по' сути своей исповедь. Но рассказы вают о своих судьбах, о своих горестях и радостях люди не жалкие, и не жалобы — суть их истины, а утверждение ве- ликого нацио 1 нального харак- «Ладяо, горе горюй, а рука ми воюй»,-— скажет иногда бабушка после того, как пере числит все свои невзгоды, на пасти и х ворост Вот так и выпрямится, да и тебя обод рят. Это-то и дорого в фольк лоре — его высокая душевная мораль. А своим «коллективис тским настроением» фольклор созвучен моральным принци пам нашего общества. Ведь иную песню будешь петь в по лном одиночестве, я чувство вать, что ты на миру. Благородство и сила духа, настоянные на,-соках зе.млн ро дной — в русской песне, ко торая сотраданием своим спо собна умерить горе, теплом об ласкать страждущее сердце, во звеличить красоту и душев.ную щедрость сыновей и дочерей России. Душа о детях болит. После многих лет застоя и культур- но-историчеокого невежества у нас взялись за нарочитое вы пячивание проблем молодежи, как .мне кажется, с целью на совсем оторвать ее от корней своих. И покатится она, выр ванная с корнем, как перекати- поле по воле ветра. А в итоге —вырастет поколение биора- бов. зараженных чужими мик робами, лишенных своего нра вственно-патриотического нм- мунитста. Естественно, искусство не может стоять только на тради ционном. Но когда традиция уважается, то и новое прини мается избирательно, не приви вается все, что противоречит Высокому. Без преемственнос ти поколений рвется духовное начало любой нации, ее исто рическая память и связь с -грядущими поколениями. Это самоуничтожение нации. Это Все начинается с детства. И хорошее, и плохое. С целью защиты ребенка от вредных влияний стихийного музыкаль ного творчества, необходимо заложить в нем прочный фун- дам. 1 й 1 т хорошего вкуса, осно ванного на лучших обра:зцах народного творчества. Полезно было бы нам воспо льзоваться опытом восточного соседа — Японии, где в шко лах 14 часов в неделю отво дится эстетике, а в обществен ных местах всегда звучит клас сическая. народная музыка. Создание благополучной му зыкальной среды, где враща ется молодежь, дети, — едва ли не основной момент в деле- эстетического вослитан 1 ИЯ. Почему бы, скажем, линей ки, костры, утренники, сборы не наполнить народными пес нями? Не использовать транс ляцию бытовых песен, танцев в школах, в молодежных ка фе на вечерах, праздниках и демонстрациях? А в оценке результатов смо тров колхозов, совхозов, пред) приятий надо бы учитывать факторы досугового бытового творчества, то есть, культуру проведения свадеб, вечеров, пра,здников, дней рождений и даже демонстраций. В Липецкой области есть подобные примеры. Тон зада ют энтузиасты' из села Колы- бельское Чаплышнского' райо на. В'олотово — Лебедянского, Пластинки — Усманского и многих д])угих. Именно здесь учителя, куль тпросветработники, руководи- телм хозяйств рука об руку, сообща, в тесном единении, вкладывая в дело всю душу, поднимают разом и культуру села, я экономику хозяйств. Здесь жива традиция. Жива времен связующая нить. Низ кий поклон им, радеющим за торжество вечных ценностей З АВВДУЮЩИМ отде лом кужтуры я работаю немного, чуть больше двух лет. И, конеч но. много возникло вопросов, на которые хотелось бы най ти ответы, тем более, что волнуют они, увб'рен, не ме ня одного. Взять наши сегодняшние отчеты, которые мы предста вляем в управление культу ры. Так получилось, что в прошедшем году в отделе бо лее семи месяцев не было инспектора, а нового приия- ли на работу только в авгу сте, и с годовыми отчетами она столкнулась впервые. Так вот,, начали мы рисовать с ней цифры, сводить все. что представили нам дирек тора еДК и клубов, и увиде ли, что, например, проведено более 6 тысяч мероприятий. В районе 35 СДК и клу бов. Выходит, на каждый из них в среднем получилось • 174 массовых мероприятия в год на каждый, значит, про водились они через день. Ну, а если учесть, что в че тырех клубах у нас люди рабо тают на полставки, а в неко торых селах и ходить на «мероприятия» уже некому, то нагрузка на другие ДК и клубы автоматически возра стает и подходит к двумстам. Реально ли? У меня лично эта цифра вызьшает сомне ние. Спрашивал у тех, кто поопытнеё, ,как же появились эти цифры? И мне толково объяснили, что любой отчет делается просто. Берутся цифры прошлого года и к ним чуть-чуть добавляют, чтобы был небольшой, но рост. А иначе нельзя: нет роста — нет работы. Каж дый год — понемногу. Так мы и пришли к этой «ли- Конечно, рост от достигну того в культуре выглядит более безобидно, чем в про мышленности, поэтому с лег костью там, где было 5 кру жков, ставили 10, где было 20 мероприятий, появилось 40. Этот отчет район посы лал в область, область — в Москву. Москва — в ЮНЕС КО, и получалось, что мы самая читающая и культур ная страна в мире. А кули- тура на селе хирела, клубы и библиотеки рушились, де ревни вырождались. Там же, в этих отчетах, стоит и количество гфужков, которое тоже вьиывает не доумение: Так получилось, что отчет за 1987 год в рг- равлении культуры мне при шлось самому защищать, и ничто там не вызвало удив ление, кроме одного: сокра тилось число кружков ■ Мне сказали: -«Как ж е ‘так? Идет второй фестиваль народного гворяества, должно все рас ти, как на дрожжах, а вы сокращаете? Оставляйте в клубах и ДК, где нет ника ких условий, нет специалис-. тов, а порой нет и тепла, я тогда не. понял, поэтому ре шил оставить на уровне 1987 года. Конечно, можно посчитать разовое выступле ние коллектива колхоза, ко торый никогда не имел са модеятельности, с отчетным концертом в рамках фести валя, рождением кружков. Но, если откровенно, актив ная самодеятельность там за тухает до следующего отче тного концерта. Поэтому на следующий год мы число кружков уменьшили, в этом году тоже. У меня пока не туры абитуриентов. Так, Лебедянскому району каж дый год на очное и заочное- отделение КПУ, музучилищ, института культуры опреде лили направлять 19 человек В частности, в КПУ ? чело век. Нужно ли посылать сто лько? Да, но при одном ус ловии, что все эти абитуриен ты имеют уже какие-то дан ные, хотят их развивать. Но сейчас сложилось такое от ношение к культпросветрабо- те, что даже если человек и имеет к ней склонность, в КПУ не идет. А нам план спустили по количеству, мы должны его выполнять. И на- I Вести из хозяйств ♦ Рабочая Хочу поделиться в ПОГОНЕ ЗА ЦИФРОЙ. те». Почему должно увеличи ться количество кружков в чинаем «обрабатывать» тех, у кого ни данных, ни жела ния, кто никуда не хочет ид ти. Проходят '1'ри года. и эти же кадры мы получаем, но за это время у них ни данных, ни желания работать так и не появилось. А мы ставим галочку, что прибыл еще один специалист, радуем ся, что вырос общий про цент специалистов, А те ра ботать не желают, да и не умеют. С одним из таких специалистов мне пришлось столкнуться в феврале прош лого года. Приехала девушка после КПУ, окончила дири жерско-хоровое отделение; все пятерни в дипломе. Пре длагаю ртправиться в село, где есть хор, нужен руково дитель. Говорит; инструмен тами не владею, петь, руко водить хором не умею. Сирашиваю, как же она по пала на это отделение? От вечает, что поступила на методотделение, но так как на хоровом был недобор, пе ревели. Где этот специалист сейчас, не знаю. Но что с его приходом культура на реле не поднимется, это точ но. И вина здесь не КПУ, а наша. Я думаю, лучше не спешить, пусть каждый год от района поступают только те, кто сам того желает; и у кого есть искра божия. Хотел я еще о многом сказать. Но пока о пробле мах в культуре легче гово рить. чем их решать. Я за тронул лишь те, что, на мой взгляд, решить в наших си лах. И, может быть, начать уже с этого года? Наконец, вопрос с кадра- А. КОЛЫХАЛОВ, ми. Всем районам по разна- заведующий отделом рядке требуется направ^шть культуры Лебедянского в учебные заведения - куль- райисполкома хватает смелости назвать ре альную цифру — наверное, мне сразу после этого ска жут, что я «развалил куль туру» в районе. Или вот недавно появи лось новое направление в клубной ;работе — любите льские объединения. Что это такое? Чем оно отличается от обычного кружка художест венной самодеятельности, фо- токружка, кружка цветово дов, вокального и других? Да ничем! Просто теперь это называется иначе—любитель ское объединение цветоводов, фотолюбителей, любителей животных, русской песни и другие, любители. А на деле все осталось по-прежнему, как в обычном кружке: ув леченные люди разводят цве ты, ведут беседы, обменива ются опытом, делятся семе нами, марками, значками, поют песни, печатают фото графии, устраивают выстав ки. Так зачем же было ме нять вывеску? А опять ради цифр. Раньше было просто 10 кружков, а теперь еще плюс 10 различных любите льских объединений. Такая же ситуация и в библиотеках. Для того, что бы «вьшоляить план», биб лиотекари «записывают» вее население села от грудньк детей до древних стариков, да еще, на лето, плюсуют всех их родственников, жи вущих в других городах и приезжающих в гости. Для чего? Опять же преследуют ту же цель: вьшолнить план, который — закон, и невы полнение его грозит серьез- Успешно работает бригади ром дойного стада совхоза «Россия» Грязинского района Тамара Викторовна Констан тинова. Коллектив, которым она руководит, лидирует в со циалистическом соревновании среди доярок района. Т. В. Ко нстантинова член парткома со вхоза, депутат Казинского се льского Совета. НА СНИМКЕ: Т. В. Конста нтинова. Фото А. ГИРЕВА. ВЕТЕРАН ОСТАЕТСЯ В СТРОЮ Оператор машинного дое ния Александра Алексеевна Гладких — одна из опытных животноводов колхоза имени XXII съезда КПСС Станов- лянского района. Около два дцати лет она ухаживала за телятами, а потом двадцать семь лет заведовала фермой. Ее трудолюбие и рачитель ность хорошо известны се льчанам. Пришло время ухо дить на заслуженный отдых, но она заявила: — Пока есть силы, буду работать. И работает успешно. В прошлом году надой на ка ждую корову превысил три тысячи килограммов молока. Недавно в колхозе прошли очередные выборы народных контролеров. И вновь в груп пу дозорных вошла Алексан дра Алексеевна. Более деся ти лет она вьшолняет эту не легкую обязанность и ни разу не изменила присундам ей принципиальности, честно сти и непримиримости к не достаткам. В селе знают, если какой- либо производственный учас ток проверяет А. А. Гладких, то поблажек нарушителям не будет. В. ВАСИЛЬЕВ. БУДЕТ КЛУБ ПЯТИТЫСЯЧНЩ «Огонек» доярок-четырехты- сячниц Елецкого района состо: ялся накануне старого Нового года, а потому в зале сверка ла огнями елка, звучала музы ка, кружились в вальсе Дед Мороз и Снегурочка... 'Этот праздник сельских тружениц стал уже традиционным и пришелся всем по душе, пото му что он задает хороший на строй" на дела с первых дней года, -царит на нем атмосфера теплоты и задушевности. Как правило, вначале «ста рожилы» клуба принимают в свои ряды новичков. А их в нынешнем году немало. На о^- ной только опытной станции добрый десяток набрался. (Те сен становится зал районного Дома культуры. Если в прош лом году здесь собрались 57 передовиков елецких ферм, то в нынешнем — уже 76, пред ставляющих семь совхозов рай- Самаи большая делегация-^ из «Светлого пути». Местным животноводам есть чем похва стать: десять операторов ма шинного доения получи ли свыше пяти ты сяч килограммов молока. Б гордостью называл имена Ли дин Васильевны Александро вой, Раисы Николаевны Каба новой, Валентины Николаев ны Савенковой, Валентины Ива новны Белокопытовой и других доярок в своем приветствии первый секретарь райкома "КПСС С. Б, Доровской. Кол лектив совхоза работает на арендном подряде всего лишь год, но и за этот короткий срок новые экономические от ношения помогли раскрыть имеющийся потенциал не толь ко животноводам, но и специа листам хозяйства. Плюс к то му — настойчивая работа зо отехника-селекционера М. Су хоруковой. Все это позволило хозяйству поднять надон до отметки 4203 килограмма и в'полне реально через пару лет рассчитывать иа шести ~ и даже семитысячные надои. Ну, как не позавидовать жи вотноводам из «Светлого пу ти» хотя бы их коллегам из «Авангарда»?... Татьяна Пар-< шина, одна из лучших доярок Екатеринской фермы этого совхоза, только планирует в нынешнем году перешагнуть четырехтысячный показатель и знает, что сделать это будет непросто: воспроизводством стада занимаются в совхозе слабо, велика на фермах доля ручного труда... Как видите, не только побе дным реляциям нашлось мес то на «огоньке». На этой встрече животноводы обсуж дали и свои проблемы, боль ные вопросы, делились опытом. Период становления пережи вает нынче, например, совхоз «Елецкий*. Но в хозяйстве уже есть свои четырехты- сячницы, а Галина Горбунова и Мария Федяева твердо наме рены получить в наступившем году более пяти тысяч кило граммов молока от коровы. Уверенность в успехе, .как от мечали доярки, подкреплена большим вкладом в общее де ло ведущих специалистов хо зяйства В. Серикова, М. Шева- лдина и других. ...Еще одна традиция празд ничных «огоньков» — вруче ние наград лучшим коллекти вам животноводов. На этот раз в их* числе — труженики ферм совхозов «Солидарность», «Светлый путь». А бригадир Двориковской фермы опытной станции Т, Карасева с гордо стью приняла из рук первого секретаря райкома КПСС пе реходящее Красное знамя. Из года в год этот коллектив до бивается хороших результатов, в прошлом надои достигли по чти 4500 килограммов. Чест ный труд, порядок, дисципли на отличают двориковских жи вотноводов. Есть, конечно, и у них свои проблемы, но реша ются они настойчиво, без лиш них слов. ...Со сцены льется задушев ная песня о родном доме, о поле, о матери. И расцветают на лицах женщин улыбки, на полняются особым блеском глаза. На некоторое время за бывают они о своих труднос тях, просто и радостно гово рят о себе, о детях. Нина Со- лодская, доярка совхоза «Ма як», растит четверых ребяти шек, старшая дочь заканчива ет школу, самому маленькому нет еще и двух лет. Легко' представить, сколько «работы после работы» ждет Нину до ма, но со своими обязанностя ми жены и матери она справ ляется так, же умело, как и с работой мастера машинного доения. И считает, что ее ус пех доярки-пятитысячницы по праву разделяет муж — Владимир Андреевич, который работает на той же ферме вет врачом. ...Сгустились за окнами зи мние сумерки, а праздник се льских тружениц все продол жался. Хватило времени и для разговоров, и для песен, и да же для плясок вместе с участ никами художественной само деятельности. Голосистых час тушечниц на фермах не мень ше, чем отличных доярок! А расставаясь, решили рабо тники ферм переименовать уже в будущем году свой клуб в клуб пятитысячниц и добиться того, чтобы стал он еще более многочисленным. М. БЫКОВА, внешт. корр. «Л3>. 0 Напряженмым был минув- тележеицы сумели найти резе- План года был выполнен, молока от коровы Сейчас суто- ВЫШЕ п р о ш ж о р Е г о " . . Г Г ”,;,™?;":»'’" Ги; кого района. Несмотря на закупки важнейшего вида се- Курина, получившая в своей выше, чем в январе © сложности й начале зняодря , льхозиродущш, ■ груме около ШР 'килограммов 1989 года. династия ....... Более сорока лет насчи- тьшает трудовой с!Гаж (Пела геи Дмитриевны Фроловой, работницы свинокомплекса «Данковский». Заслуженным авторитетом пользуется сов* хозный ветеран, -честйо, до бросовестно относйтся она к своему делу. А ^ело у Пе-' лагеи Дмитриевны нелегкое: сейчас, например; ’вместе со своей напарниц^; Е. С. Са виной ухаживает''ойй почти за тысячньш маточным по головьем. * ■ Рядом с П. Д; • Фроловой трудятся на свннокомплекЁе и три ее дочери — Татьяна, Вера и Лидия. От матери перенимают они не ( только профессиональные навьшн, но и настоящую рабочую от ветственность. В прошлом году с о ;свино комплекса «Данковский» ло отправлено на переработ ку 27,5 тысячи центнеров мяса. В успешное' выполне ние производственного зада ния вложила свой труд вме сте с другими н'Рабочая ди настия Фроловых. М АСТАХОРА. Быстро и надежно Завершить ремонт 4 всех тракторов к концу феврале такие обязательства при- V няли механизаторы и ремон тники Чаплыгинского совхо за-техникума. ' Работа в мастерских идет опережением графика, но темпы не снижают и качест ва ремонта. По словам заве дующего мастерской А. Д. Брьпссина, с высокой ответ ственностью трудятся меха низаторы В. Е. Долгошеев, А. Н. Черников; слесарь Н. Д. Бабин, электрик Н. П. Зименко и многие их колле- Можно с уверенностью сказать, что и шднешнюю весну коллектив совхоза-тех никума встретит во всеору- Т. АЛЕКСАНДР.РВА. , . ф ■ - Живи, народная песня : . Ни один праздник в изма- лковском колхозе' «Россия» не обходится без'выступле ния фольклорной группы «Че- рнавсквй сувенир». И в рай оне за восемнадцать лет сво его существования этот кол лектив художественной само деятельности стал достаточ- ( популярным. " Среди любителей фольк лора — люди самых раз ных возрастов и . профессий. С большим успехом много лет выступают почтальон Е. С. Тюрина, свекловични ца А. П. Коротких,' учителя М. Л. Сергеева и В. В. Фо-. кина и многие другие. А ка кими переборами поражают слушателей гармонисты А..: Харин, А. Гринев, Н. .Козья- ков — не передать словами! Совсем недавно пополни лась группа семейным анса мблем — гармонистом В. Т; Ходыкиньш с внуками Са шей и Сережей. ; ' В программе «Чернавско- сувенира» — песни и ча стушки, пляски и< танцы не только Липецкой, НО: и со-, седиих областей. Сбор мате- та н постановка на его основе концертных номеров — по-настоящему увлекате льная исследовательская ра бота. И успех ее —- во мно гом заслуга человека неуто мимой творческой энергии Н. А. Меджорина, .руководи-. теля'ансамбля. 3 . ХАЛЯЦИНА. , Из нашей почты в н о ч ь ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ Поздним рождественским ве чером ветеран войны и труда, пенсионер Тихон Ишатьевич Киселев спокойно смотрел по телевиэору новогодний концерт, как вдруг мощный удар в дверь поднял его с дивана. Выскочив в сенцы, он увидел вдребезги ра.збитую филенчатую дверь и группу убегающих вдоль ули цы с кольями в руках подрос- Рождественская ночь. Стар шее поколение еще помнят, как в былые времена торжест венно, та;йнствеяно и интересно проходил этот, один из люби- мейших в народе, праздников. Раэнаряженные девушки гада ли в полночь, стараясь узнать суженого своего, парни посе щали каждую деревенскую на. :бу, поздравляли людей, распе вали песни и колядки, за чт^ их одаривали, кто чем богат. В срае 1 нени 1 ! г былым рож дественская традиция в Вер- билово кажется дикостью. Сплошь и рядом на улицах Ле нина, Мичурина и других по валенные изго]родй, заборы, поломанный штакетник, разби тые двери, вставленная в дымо ходную трубу елка. И делают это, в основном, старшжлассии- ки местной средней школы вме. сте с приезжающими сверст- никами из Липецка. Больно это наблюдать. Главная же беда— не разгро-мленные палисадники, а черствые души мальчишек, в которых, кажется, уже и не разглядеть благородства, мило сердия, любви. Откуда О'НИ та кие взялись? Думаю, из тех семей, где с этим тоже не все благополучно. Да и‘ учителям есть о чем подумать. Вот если бы с их благословения свою кипучую энергию подростки • проявили совсем с обратной стороны; пришли бы к тем же старикам, которым вместо уте- шения принесли горе, да и предложили в 'рождественский день помощь; напилить ‘и нако лоть дров, поправить сарай чик,' принести в дом ведро во ды, в общем, сделали бы лю дям что-то доброе. А стариков в селе м'цого, и они бы с бр - льшим нетерпением ждали этот рождественский день. Так должно быть. Пока же оста ются лишь горечь 'и возмуще ние. Досадно, чтр ни педкол- лектив школы, ни сельский Со вет, ни милиция не обращаю.т на «шалости» великовозраст ных «деток* никакого, внима ния. А интересно бы знать, что О'НИ-то думают, по поводу новой рождественской «тради- А. СЛУКИК, ветеран войны и труда. с. Вербилово, Липецкий район
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz