Ленинское знамя. 1990 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1990 г. (г. Липецк)

1 сентября 1990 г.. № 203 (18800) ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ С егодн я - День знаний . День учителя В ШКОЛУ!.. Путь к нашему возро- ждению лежит через воз* рождение школы. Не под­ няв е е — не поднять об­ щество. Это хорошо |10НИ - мают и педагоги. Та^кие, как Виктория Иосифовна Тимкова, учите^^ица липецкой средней^шко­ лы 1. Она |уже в деся­ тый ра? встречает в этом коллективе первосентя­ брьский праздник. Пап^ и мамы могут быть спо­ койны — их дети попали к хорошему, чуткому, доб­ рому, опытному наставни­ ку. В прошлом году Вик­ тории Иосифовне присвое­ но почетное звание «Отли­ чник народного просве­ щения>. НА СНИМКЕ: В. И. Ти­ мкова с группой перво- ^классников. Фото А. ГИРЕВА. С ЛЮБОВЬЮ К РОДНОМУ КРАЮ Необычный эксперимент }гже два года проходит в липецкой средней школе № 44. В одном нз на- ьных классов совмест- с работниками област­ ной станции юных техни- \ков по программе Акаде­ мии педагогических наук СССР дети занимаются краеведением. И резуль­ таты налицо — ребята 3-го «Вь заметно стали любознательнее, общи­ тельнее, начитаннее... Но об этом лучше всего рас­ скажет одна нз мам — Л. С. Антонова. Мы, родители, считаем, о п^ве^зло Не только де­ тям, но и нам — мы очень интересно жили эти два года эксперимента, ко- торый проходил под ру­ ководством сотрудника об­ ластной' станции юных техников Л. С. Вуданце- вой и учительницы С. Н. Гамовой. Часто говорим детям хорошие, правильные сдо. ва: «Любите Родину, край, где вы родились», «Лю­ бите природу, берегите ее...». Но что значат они без конкретно осязаемых дел, без знаний тех реа­ лий, что нас окружают? Наше знакомство с род­ ным краем (а родители все, это время помогали педагогам) началось... с экску1х;ии по родному го­ роду, его историческим и памятным местам. Что греха таить, и взрослые, основные маршруты кото­ рых: «работа—дом» — тоже открыли для себя много нового. А потом все увиденное и услышан­ ное оформилось в рисун­ ки, макеты, фотографии. Из них мы сделали выс­ тавки творческих работ «Моя улица», «Дом, в котором живу», «Моя семья», добавив к ним праздничные пироги, пе- Под Новый год отпра­ вились с детьми на «по­ ляну чудес» в зимний лес. Взятие снежной крепости, катание на санях, награда из-рук Снегурочки, па. мятная медаль в честь посвящения в юные крае­ веды —этого никогда не забыть. Лотом мы откры|ш свое семейное кафе, на вечера в которое пригла­ шали интересных людей города. Был у нас в го­ стях Герой Советского Союза Ю. Н. Пе­ телин. Во втором классе познакомились со многими людьми самых разных профессий. Сами побыва- ж на хлебозаводе 3, хладокомбинате, молоч­ ном комбинате, заводе безалкогольных напитков, фабрике «Липецкие узо- Хорошо наших детей знают в Липецком крае­ ведческом музее, област­ ном выставочном зале, где они частые госта, посеща­ ют все новые выставки. Знакомство с творчест. вом писателя - земляка М. М. Пришвина на заня­ тии краеведения вдохно­ вило ребят на сочинения, рисунки, отзывы о прочи. тайных книгах Пришвина. Второй год эксперимен­ та завершился заседани­ ем клуба знатоков-кра. еведов. Мы пригласили на него гостей, учителей на­ чальных классов со всей области. И нам, родите­ лям, не было стыдно за своих детей. -В новом учебном году эисперимент будет про­ должен. Хочется сказать спасибо всем, кто занима­ ется с нашими детьми са­ мым главным — воспи­ тывает любовь к, родному краю, малой и большой Родине. Л. АНТОНОВА. ВСЕ КРАСКИ МУЗЫКИ... В канун нового учебного го- да учителя спецшхолы^нтер- ната для слепых детей тепло поздравили коллегу, Алексея Ивановича Погонина, с «фнсво- ением ему звания «Отличник народного просвещения». Почтя двадцать лет прошло с тех пор, к ^ он пришел в эту, н«" совСем" обычную шко- лу, чтобы вести здесь уроки музыки. Для ребят, мир ко­ торых лишен живописных кра­ сок, он открыл мир доброй му. зыкн, наполненной красками глубоких чувств и эмоций. Мо­ жет бытьгтде-то и^друшйшцсо-_ ле ребят и приходится еще уго­ варивать ходить в хор, а здесь очередных занятий его ждут с большим нетерпением и радостью. Много раз этот детский коллектив принимал участие в областных, всерос­ сийские смотрах художествен­ ной са;модеятельности учебных заведений и возвращался до. мой , завоевав первенство, зва­ ние лауреату. Побывали ребя­ та в Ростове-на-Дону, в шко- лах-айгкрнатах области. Многие воспитанники шко­ лы благодарны своему учите­ лю и за''то, что он помог «гм найти свое призвание. По сто. пам Алексея Ивановича пошли Сергей Шефов, Виктор Кор­ нев, Александр Барановский, Светлана Карлова я многие другие, ставшие учащимися и студентами Курского и Липец­ кого музьжальных училищ. Их будущая профессия, как и у него, — руководитель хора, учитель музыки. В. СКАЧКОВА. Актуальное интервью по ПУТИ ВЫБОРА в канун нового учебного года наш корреспондент встре­ тился с замес{ителем начальника управления народного обра­ зования облисполкома В. И. МЕРКУЛОВОЙ. Школа перед новым стартом, ее цели, сегодняшнле задачи, сегодняшние же проблемы — это и стало темой беседы. — День первого сентября не случайно возведен в ранг все­ народного праздника. Трель пвеольного звонка отзывается в сердцах многих и многих счастливыми воспоминаниями о детстве, учителях, любимых уроках. Думаю, вы, Валенти, на Николаевна, — не исхлю- чеж^е. Какой сегодня вспоми­ нается вам родная школа? — Очень доброй и по-домаш­ нему теплой. Это была на- чалыная школа в долшруков- аком селе Верхний Ломовец, и самые светлые воспоминания о В^ва|ре Михайловне Ждано­ вой, моей первой учительнице. У'Ж так она о нас заботилась, так оиекала... А потом был интернат для детей инвалидов войны в Усмаии. Здесь уже школа предстала настоящим храмом знаний: авторитетные учителя, отлаженный до тон­ костей )’чеби'о-воспитательный процесс. Конечно, это я поз­ же П01няла. А тогда было ггро- сто ощущение’ увлекательной, интересной жизни. .Мы, дети, чувствовали себя хозяевами в школе.. сильно развито было самоуправление, действовали совет бригадиров, разновозра­ стные отряды. Уже тогда, пред­ ставьте, в 50-е годы. Конечно, .это зас,т\та директора школы, нашего любимого и многогва. жаемого .Алекса.ндра Михайло­ вича Н'Иже!'0110дова. И, знаете, нашего ребячьего совета по­ баивались побольше, чем лед- совета. Вчера мы ировели совеша. ние с работниками интернатов области. Говорили о том, что. ■видимо, переусеодствовали. сорредоточив почти все внима­ ние на материальной помощи. А теперь вот во весь рост вста­ ла неотложная проблема дет­ ского иждивенчества. Как под­ нять активность ребят в ин. - тер'натах? Вспоминаю, у нас в Усмаии бьмо собственноеяод. собное хозяйство, мы выоащи- .вали поросят. Не знаю, на­ сколько выгодно это было ин- . т^шату, но мы не белоручка, ми росли. А сейчас коллеги из школ смотрят на де.ю по-дру­ гому — прибыльно оно или нет? М-но1Гое утаирается в кад- ■ры, в за.р1плату. И вновь вгаюмшаю сво.их учителей. Их поистине мизер- ную — теперь это понимаю— зарплату. А ведь как были в наших детских глазах автори­ тетны, как могли увлечь: шко-. ла моего времени — это помн. МО всего еще и место обще- Ю!я. Я не идеализирую свое детство, были и неумелые пе­ дагоги, и раздражительные... Но в целом в школе той поры царили до^ожелательность, и нам в «ей было хорошо и — Лне кажется, мы ровес­ ники, ^ я разделяю ваши впе- чатлемия. Но вот о чем не мо­ гу яе думать: а самом ли д,е- ле столь хороша была та, пя­ тидесятых-шестидесятых го­ дов, система воспитания, иля просто мы росли слишком иде. алистам» и романтиками (вре­ мя, состояние общества тому способствовали), ие имевшими, как теперь ясно, полной и правдивой информации о про­ шлом, о событиях своей поры? — Да, нам сейчас многое дано увидеть из собственного прошлого, давиегр и близкого. Той же н?^ормацией в.тадеют и нынешние школьники, с ни­ ми, беэуслояяо, работать сло­ жнее. Но, дтмяад', не только в этом дело. Служебные обязан, ностй заставляют меня п<кто- я«но общаться с новыми по- пол1нен1иям;и учителей. Не могу сказать, что повально 01»и все плохо подготовлены. Да вот так уж много в них практициз­ ма;... А мшх учителей выделя­ ла одухотворенность. У них— а значит и у нас — были вы. сокие идеалы, пусть во многом и зачеркнутые 'ныне. Иссяк энтузиаз1м. Часто думаю — почему ? Скорее всего, это за­ кономерный исход. Десятиле­ тиями не решались наши со­ циальные проблемы. На одном из недавних всесоюзных сове, щаиий наконец-то прозвучала цифра — несмотря на повы­ шение зарплаты учителю, она сегодня составляет 78 процен­ тов среднего общесоюзного уровня. Сегодня непрестижно быть учптазем. И это видят все, в том числе и дети, для которых тот же учитель дол­ жен в жизни быть путеводной .звездой. Но как трудно быва. ет убедить ссгодншпнего шко. лвника... .4 надо! Вот и расте­ рялись коезрде — как быть? Говорила всегда коллегам к сейчас убеждена — надо как можно скорее избавляться от ремесленничества. Никто учи­ телю не создаст автор'итет, «ро­ ме него самого, только тогда возникиет обратная — от гче. ника — связь. — Скажите, а когда вы впервые почувствовали, что со школой 'Происходит что-то неладное? — Хотя я как будто доста­ точно быстро -продвигалась по служебной ле1-.тнице, спокойной свою жизнь не на.зову. Мно. гие конфликты, правда, само, критично относила за счетсоб- ственного максимализма; на все свое мнение. Первые го­ ды после института пришлись на сельскую школу. Это вре­ мя вспоминаю с удовольстви. ем. Может быть, потому, что коллектив подобрался молодой, но мы упоенно работали, ча­ сто собирались вместе, ходи­ ли на лыжах, пели, .устраивали отличные ~ для вс^о села ■— вечера. В школе Лг 38 г Ли­ пецка пришлось заменить ушедшего в отпуск опытного .математика в девятом классе. Ох как было нел«-ко! С ребя- ТЭ1МЯ сдружил спорт. Несмот­ ря на то, что уже подрастали собственные близнецы, находи, ла время побыть с ребятам» в опортзале — так хотелось до­ биться 'вэашопошшавия, дове­ рительности. Были у меня в классе «трудные», но наруше­ ний удавалось н а ж а т ь . И раздражалась, и голос могла повысить, но они как-то по­ нимали, что не со м а это. Дети тонко чувствуют иск­ реннюю к себе заинтересован­ ность. Поэтому и не понимала тех своих коллег, для которых собственное мнение ~ всегда безоговорочно. Они всегда где-то там, вькхжо-высоко — и над учеником, и над его ро. дителям>и. Невыносимы сцены в учительской, когда самоуве­ ренный педагог в цух прах разносит ребвша перед ра- стедянной, а слезах мамой. Ве­ личайшая ваша, учителей, трудность — работа с роди­ телями. Урок, думаю, провес­ ти легче, чем родительское со­ брание. Недедки были и кон- '({шикты между уЧ'И-гелями. Все сравнивал!а со своими воспи­ тателями и понимала — 'ухо- дит интеллнгекттость. “ Почему, как вы думаете? - - Тут не одна причина. Я уже говорила о падений об­ щественного авторитета; учите, ля, этот период захватил лет 10—!5. В педагагические ин­ ституты шли не по призванию. Да и как. там до сих' ;пор учат? Молодым так не хвата­ ет знаний в области педаго­ гики, психологии! И потом уч!И- тель достаточно издерган, ус­ тал. Ег.0 .учебная нагрузка — восемнадцать часов — по ра­ счетам аж 20-х годов, когда во внимание брали т(у1Ько обу­ чение. Но вре.мн шло. нагруз­ ки (самые разные!) все при­ бавлялись, крлт 8'оп.росом, торы.м сейчас занят учитель, стал шире. Скажем, многие вопросы, которыми должны за­ ниматься Советы, все еще ле­ жат на школе — от хозяйст­ венных забот до аир'ельокого учета детей. Учите.чь стал чув­ ствовать, ЧТО' «верх» интересует все, что утюдно, только не каче. ство обучения. Отсюда и разе, чарование, и неудовлетворен­ ность, и забота больше о ма­ териальном, нежели духовном. От учугтеля, от его внутрен­ него самочувствия все нелад. ное в школе. Есть тут .значи­ тельная вина и 'тех, кто при­ зван был управлять, в моем понимании — помогать емч. Сколько и на себе пришлось испытать управленческих оши­ бок. Мы ведь постоянно в чем- то перегибаем. Это большая беда у нас. Где-то неплохо «пошел» родительский патруль —так надо обязательно внед- ■рить 1массово. Ввели в 60-е годы трудовую подготовку, по­ том категорически от, нее от­ казались. Много возникает в народном образовании хоро­ ших идей, но вот эти шараха­ ния из сто;роны в сторону, Же­ лание быстро, как бы механи­ чески распространить в при­ нципе неплохую форму ни к чему хорошему не приводят. Не у'Чйтывается специфика коллектива, обществеиного мик. роклимата, в котором он на­ ходится. Поэтому-то мы воз­ вращаемся к идее самостоя­ тельности школ. Пусть с уче­ том своих возможностей вы. бкрают подходящие формы, любые — бь1л бы эффект, А что касается лично моей пози­ ции при этом — стою за оп­ равданную осторожность и мудрую дальновидность. — Как вы считаете, когда начался этот губительный для школы процесс отчуждения учителя от ученика? —■ Наверное, еде-то в 60-е годы. Это мы с вами еще помним трепет и торжествен­ ность, скажем, пионерских ли­ неек. Потом это стало уходить. Чувство меды воспитателям стало «эменять, его сменило желание кому-то угодить, про. вести «мероприятие» ярко, бро­ ско, но без учета интересов де. тей. В результате сегодня мио- гае склонны вообще отказать, ся от пионерской оргакиза- аии. Очередное шараХание! Думаю, вопрос стоит иначе — где быть пионерской организа­ ции: может быггь, там, где де­ ти живут и , чаще, неформаль­ но общаются? В этом возрас­ те ребята особенно ищут ак­ тивной работы сообща, у них много идей, доброты. / Про­ глядеть их в этом возрасте — понмоему просто престуино. Формализм в планировании работы учителя тоже постелен, но уводил его куда-то в сто­ рону от основной цели воспи­ тания, Вот группы продленно­ го дн я . ,Когда их только при­ думали — они были нужны. Но потом на них стал «спус­ каться» план — принялись под ставку «сколачивать», группы, а, по сути, просто заставлять ребят днями пребывать в т ш , в которой яст н яш о интересного. Школа стала на­ доедать детям. К тому же, напомню, я го­ ворила о многочисленных «на­ грузках» злчителя. Вдумай^■ тось, зачастую он один оказы­ вается у нас виноватым, если ученик совершил .правокаруше- ние. Хотя каждый умный че­ ловек понимает, что к пре­ ступлению 'Ведут и недостаток (или его полное отсутствие) семейного воспитания, и гораз­ до более серьезные социальные мотивы. Так не слишком ли завышаем мы меру ■'йзебований к учителю? — Да, положение кго сегод­ ня поистине драматично. Шко­ ла больна, и выздоравливает не так быстро, как всем нам хотелось бы. — Согласна, школе еще очень далеко до окончательно­ го выздоровления. Слишком много накопилось проблем и внутренних, и внешних, от нее не зависящих, но прямо в.™я- юших на наш, учительский ус­ пех. Но постепенно мы наби­ раем опыт самостоятельности. Вот привыкаем к ней слишком медленно. Растерялись. Мини- стедство отменило до тысячи пр1иказов, ослаблен контроль, появились многие новые фор-, мы и методы, а школы — в основной своей массе — ока­ зались не готовы к свободному выбору, творческому решению проблем. — Вы не удовлетворены тем­ пом преобразо1В1аний? — Какова стратегия перест­ ройки ' областного управления народного образования? — Коротко говоря, мы за как можно больший выбор школ. Пусть они все будут разными по профилю обтчения; по продолжительности,' Не заставлять ребят насильно учиться, дать обязательный (с учетом современных требова­ ний) минимум, знаний. Осталь­ ное — дело семьи, самого Уче-= нике. Впрочем, школе обрести свое лицо — задача не из лег­ ких, она упирается в кадры, базу... И здесь особенно не обойтись без энтузиастов, их непременно нужно поддержи­ вать, как морально, так и ма­ териально. Только не отбивать руки, как это. было раньше. Рассматриваем мы воз­ можность и платных школ. Словом, ;все пути хороши... — Наша цель сейчас — по­ высить интеллект общества, ведь мы так долго работали на среднего ученика. Нам на. до как можно быстрее, в са­ мом раннем детстве опреде­ лять талант и помогать ему развиться. — У 1 ВЭС, насколько мне известно, взрослые сыновья... — Больше того, я уже ба­ бушка и очень 'люблю своего - - Стало быть, через какое- то время и вам прядется ре­ шать 'Вопрос со школой для — какую бы ВЫ пред. — Дайте подумать. Что ж. пусть это б|удет школа с очень хорошими условиями для физического развития, но и — несмотря на то, что мальч'Ик — чтобы все в ней нацелено было на воспитание доброты, чуткого восприятия прекрас­ ного, умело прививались бы манеды .воспитанного человека, глубоко воспринимающего нравственные Т1радиаии наро- — И вашему малышу,, н всем его соерстннкшч пожела­ ем свершешя наших лучших надежд на добрые перемены я Интервью вела Т, СПАССКАЯ. ОКНО в МИР Знакомьтесь: твердая валюта ЕГО 0 ЕЛИЧЕСТВ 0 .„ ДОЛЛАР в первый раз эта зеленая .согласия хозяина,... бумажка оказалась в моих ру- -Культ собственности? Конеч. ^шx_ двенадцать лет назад. На. но. Порождаемый ею культ де- ка!ну1не вылета,в Мозамбиктас. нет? Тоже верно. Именно эти совская бухгалтерша, приняв дв'а культа делают доллар'при- тоджестве1Нно-серь!езный вид, власательным, побуждают че. словно орден,, протянула но- ловека к деятельности по прш- венькую банкноту с цифрой ципу: больше заработаешь, больше купишь. А поскольку " Распишитесь! возможности для покупок прак. —!д-ду эпоху я был едце иаи- тически неофаничецы, крк, вен и удивился: впрочем, и человеческие же- — А доллары мне зачем? лання, экономика' действует на Ведь в Мюаамбике — эскудо, «вечном двигателе», приводи- В следующую секунду я был Мом в движение предложением морально уничтожен снисхо- рынка и вбзможиостями наое. дительным взглядом: мол, та- ления. ких и еще за границу. И валюта в рамках такого — В каких странах садится меха,низм'а имеет вполне опре- са.»юл€т? — опросила она. — деленную ценность не только В Египте, Йемене, Сомали . и лля америкатев. Она легко ганзании? Так вот запомните: подлежит , обмену на валют|у с долларами не пропадете нив другой страны, чья экономика одной из них. Это — деньги! построена на рыночНы'Х црии. И 'Правда: и в каврскрм, ив ципах. Вот она конвертируе- аденском аэропортах торго;вцы мость, о которой мы столько в барах, киосках и магазинах говорим. ли себя на удивление однна- Но одно дело говорить. Ре­ коно: от рублей отказывались, ал'ьно же положение у нас по. а к долларам проявляли ияте- ка изменилось мало. "Пока на ,рес. Причем, сбрасывали цену, рубль по-прежнему нельзя ку. если дашь «зелененькие». пить землю, промышленные Это был наглядный урок си- предприятия и средства транс- лы доллара. И, соответствен, порта н еще многоо-м'ногое дру- но, преимуществ, которыми гое. В итоге рынок, по суще- пользуются те. у кого они есть, ству, сведен к относительно 'Откуда такая сила? Не думаю, небольшому перечню сугубо что для ответа' потребуются потребительских тов1аров, что сложные акономические вы. соответственна ограничивает и кладки. Достаточно сказать иницнатИ'Ву. одно: сила в его покупатель- Траты на эти то1вары нельзя НОИ 'спосо1бности. А о'на, в назвать 'инвестициями. Ведь свою очередь, определяется да- нормальный человек — и аме- <юстоЯ'Нием экономики риканец, и русский — в лк>- ЬША, а экономической полити- бом случае покупает столько продукто'В питания, сколько о-н , 'С.амо слово_ «долла'р» «выве- сможет съесть, и столько оде. зено в Новый Овет из Гермас НЗДЫ 'И обуви, сколько может НИИ. Была там в XVI векемо- сносить. Но в СССР возмож- нета-талер. Не отличавшиеся ности для покупок за предела- О’бразовавностью первые пе- ми этого ассортимента практи- реселенцы 'Произносили слово чески сведены к нулю, на свой лад — адалер», «да- Отсюда вывод — стремиться лар», «дааддер». к деньга'М честным советским Что 'МОЖНО на него куп'ить граж'Да;нам особенно нет нуж- сейчас в США? Почти все, п.ри- ды, поскольку эа'конным спосо. момента его появления в бом их девать все равно веку-, 1786 году, спустя девять лет. Да. Значит, тр'удовая актив- после провозглашения незавч- ность ограничена, у экономики снмости. Из|да'вна предметом — слабеньк'ий «мотор» А раз купли-продажи являются в Со. но большому счету не нуж'ны едниемвых Штатах и земля, и наши деньга нам, то не 'нVЖ- пр'Омышленные предприятия, и ны они и нностранцам любые транспортные средства, С долларом же, точнее его и дома в городах и сельской конвфтируемостью, можно про- местности. и золото, и драго- делывать поистине удивитель- црнные камни, и оружие, и ные штуки. Ну, не ' 'нравится сырье, и, разумеется, предме- вам одежда, продаваемая на ты широкого потребления. американском рынке. Подавай' ■Рынок этот открыт не толь- вам п'роиукцию лучших моде- «о для америкавдев. Собст. льеров Парижа? Нет проблем, венпость, ■приобретаемая част- Ее можно выписать с помощью нымн лицами, в том числе и специальных компаний за дол. н€а'.м.ер:ика‘Н'цамя, охраняется лары, если их, конечно, хва- законом. 'Попробуй тронь без тит. В 1986 гойу, когда к>рс Дол­ лара был высок, и за него давали четы'ре западногерман. ских ыаши, автор этих строк в Ныо-Йорке не раз яроде. льгвал такие операции. 'Прек­ расные товары из ФРГ' за счет выгодншо обменного кур­ са обходились да'же с учетом расходов на транспортировку дешевле американских. ’ ' Тем же самым занималась вся Амедикв. Если я поку-пал, к приме;ру, ботинки, то солйд! ные а'Мб|риканцы приобретали- в Баропе дома, предприятия, а.кции. Американский «а-питал осуществлял внешнюю экспан­ сию, стимулируя экономики других стран, что, очевидно; от­ вечало на тот момент страте­ гическим интересам США.’ В обратную сторону хлыну­ ла .волна дешевого товарного импорта, скупаемого в Массо. вых масштабах «дорогим» долла.ром. Но это дало:и.не- гати'вный эффект: возр<ж ’де­ фицит внешнеторгового бала и. са и начало свертываться про­ изводство ,в сам'Их США;-'‘ Но ситуацию урегу.’!ировалн рьктро. Федеральная реэер'Вная система — центральный банк— выбросила на рынок нужную сумму долларов, и курс .валю­ ты упал. За доллар стада 'да вать меньше трех марок,-и'за­ купать ботинки в ФРГ -стало накладно. Импорт пошел ■на убыль, зато оживилось произ­ водство. Международный -капи­ тал потек в о^атцую сторону стимулируя уже в США.дело! вую активность. ...Мы много охаем сейяас: «спекулянты и махинаторы^ в массовом по(рядке вы»о.з55т' нЗ'. ше последнее-кровное, чего давно нет в магазинах. А уди- вляться-то нече.му. Происходит естественный эконом'нческнй П|роцесс: реальный товар 'ищет реальные деньги. Деньги.'да­ ющие, как доллар, очень , бо. льшие возможности. И сколь, ко бы мы ни вводили тамо­ женные ограничения и ни зак- рыва.1и границы, это не помо­ жет. Будут везти в тайниках, подкупать таможенников кон «реальный товар —реаль­ ные деньги» будет действовать. Но как только мы предло­ жим на рынок 'наши со&твен- ные богатства —зе.млю, недви­ жимость, средства производст. в а '— обеспечив ими, а не-то. 'лько чахлы'м ширпотр-ебом рубль, повезут к нам. И тем больше, чем больше национа­ льных богатств вверим мы'ру­ блю, находящемсся в руках у человека. М. КН Я ЗЫ (^ , СО ВСЕХ КОНТИНЕНТОВ ^ ВАРШАВА. Факты оск­ вернения и демонтажа памят­ ников советским вои'иам в По. льше осудила представитель правительства по печати Маш- гожата Неэабитовская. Комме­ нтируя в ходе пресс-конференции па;мятную записку М-ИД СССР по этому поводу, она подчерк­ нула, что такого рода дейст­ вия противоречат как тради. циям польской политической, так и христианской культуры. Как сообщило агентство ПАП, депутаты городского совета Грудэендза в .Тору-нъеком вое­ водстве большинством голосов ошлонил-и предложение мест­ ного руководства о демонтаже памятника советским воинам и застройке площади Свободы, ва которой он воздвигнут. Депута­ ты заявили, что этот монумент, со'рружевнын в первую годов- Щ'ину оковчавия второй миро, вой войны, является св'идете. льство'м признательности горо­ жан 3,5 тыс. павших в боях под Грудзендзем воинов. ^ КАИР..Иракская оккупа­ ционная армия в Кувейте по­ теряла за- последние несколько дней сотн'и человек убитыми и ранеными в 'результате атак бойцов кувейтского сопротив­ ления, сообщ'ило агентство МЕ. НА. Уничтожено более десятка танков, сожжены наблюдатель­ ные пункты и военные склады окрестностях столицы Ктаей- ф ВАШИНГТОН. На экс­ периментальном объекте на тихоокеа воком атолле Джон­ стон уже ликвидировано более 800 ракет, снаряженных боевы­ ми отравляющими вещества'ми. Об этом сообщило информаци­ онное агентство АП со ссылкой на представителя армии США подаолковника ■Стивена Роу. На этом комплексе первый х«- М'ический боеприпас был унич­ тожен 1 июля и с тех пор, по словам представителя Пентаго­ на, там было ликвидировано свыше 4 тысяч фунтов боевых отравляющих веществ нервно- парзл1ити1ческого действия. # НЬЮ-ЙОРК. Деловые круги ОША ОПТИМИСТИЧ8С1К1И оценивают перспективы разви. тия торпово-эко-ном'ических свя'- зей с ' Советским Союзом. Об этом свидетельствуют результа­ ты сш|роса', проведенного'' кон­ сультативной компанией «Дал. фелт 'Интернэшнл» среди почти 100 крупных З'мериканских ко. Р'Пора'Ций в шести различ'ных штатах США. Согласно результатам опро- оа, 28 процентов его участни­ ков указали, что уже устано­ вили деловые связи с советской стороной, а 66 процентов ком­ партий рассматривают сейчас возможность налаживания та. КИ'Х контактов. Югославия сегодня В ХОРВАТИИ СВОЯ ГВАРДИЯ последнее вр>емя прис­ тальное внимание югослав­ ской общественности привле­ кли сообщения'в печати о создании в Хорватии — од. ной из республик, входящих в состав СФРЮ, — так на­ зываемой «национальной гвардии». Речь идет о спе­ циальных подразделениях, в которые набираются глав­ ным образом «хорваты в третьем поколении». Инфор­ мация о формировании эт­ нически «чистых» отрядов вызывает серьезную озабо­ ченность среди сербского на­ селения, проживающего на территории Хорватии. В своих выступлениях пред, ставители республиканских властей утверждают, что идет обычное «пополнение и обновление кадрового соста. ва органов безопасности Хор­ ватии». Однако газеты «По­ литика» й «Борба», ссыла­ ясь на. неофициальные ис­ точники, пу-бЛ'Икуют инфор­ мацию, что сегодня на ^обу­ чении в новых формирова­ ниях находится около 1500 человек и это число плани­ руется увеличить до четы­ рех тысяч. Кроме соответствующих физических данных, нацио­ нальной принадлежности, еще одним из главных кри­ териев для каждого из всту­ пающего в гвардию является членство в ХДЗ (Хорватском демократическом сообщест­ ве — партии, победившей на 4^ БЕ'ЛГР'.АД. Завершивший­ ся неофициальный ознакомите­ льный визит делегации 'конг- 'Ресса ОША в Югославию ; во ■главе с сенатором Ро^ртом Доулом, мягко говоря., не: со­ действовал ущ)очению югорла. вс-амер'ика1нских отношений, А судя по распространенным здесь официальным заявлениям" аме­ риканской делегации и секрета­ риата по информации респуб­ ликанского правительства, Оер- бии, где, содержатся взайк&ые обвинения, упреки и нелестные ха.рактеристиК'И, дело дошдо ДО конфликта. 'Итоги 'Визита американской делегации 'Много^ачительно охарактеризовало в коммента­ рии а,гентство ТАН1ЮГ: «С'отъ­ ездом америкашез из Косово словно какая-то невидим.ая си­ ла ворстаковила там спокойст­ вие и мир». 4^ КАЙР.Офипиальны1й '.ира­ кский щзедставитель и Бйгдаде опроверг появившиеся сойбще. ния о том, что Саддам Хусейн якобы намерен 'предоставить К^твейту независимость или ав­ тономию и образовать там’ со­ ответствующие органы власти, передает агентство МЕНА.СЭтот представитель назвал подобные сообщения «безосновапельиыми и ложными». (ТАОС, 31 августа). республиканских весной этого года). По сообщениям югослав­ ской печати, курс обучения, который проводят иностран­ ные инструкторы, включает в себя овладение навыками рукопашного боя, а также изучение тактики ведения боевьхх операций в «непос­ редственном соприкоснове­ нии с противником». Под­ разделения оснащены совре. менным оружием и броне, транспортерами. «Несмотря на то, что ко­ му-то выгодно сокрытие вра. вды, совершенно очевидно, что речь идет о необычной ар­ мии. этнически «чистой», идеологически направленной и обученной для выполне­ ния специальных заданий, которые уже завтра могут быть поставлены перед ней», — подчеркивается в комм,ен, тарии газеты «Борба». . А, БАТУРИН. ( (ИАН). О К Н О В М И Р

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz