Ленинское знамя. 1990 г. (г. Липецк)
1 сентября 1990 г.. № 203 (18800) ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ С егодн я - День знаний . День учителя В ШКОЛУ!.. Путь к нашему возро- ждению лежит через воз* рождение школы. Не под няв е е — не поднять об щество. Это хорошо |10НИ - мают и педагоги. Та^кие, как Виктория Иосифовна Тимкова, учите^^ица липецкой средней^шко лы 1. Она |уже в деся тый ра? встречает в этом коллективе первосентя брьский праздник. Пап^ и мамы могут быть спо койны — их дети попали к хорошему, чуткому, доб рому, опытному наставни ку. В прошлом году Вик тории Иосифовне присвое но почетное звание «Отли чник народного просве щения>. НА СНИМКЕ: В. И. Ти мкова с группой перво- ^классников. Фото А. ГИРЕВА. С ЛЮБОВЬЮ К РОДНОМУ КРАЮ Необычный эксперимент }гже два года проходит в липецкой средней школе № 44. В одном нз на- ьных классов совмест- с работниками област ной станции юных техни- \ков по программе Акаде мии педагогических наук СССР дети занимаются краеведением. И резуль таты налицо — ребята 3-го «Вь заметно стали любознательнее, общи тельнее, начитаннее... Но об этом лучше всего рас скажет одна нз мам — Л. С. Антонова. Мы, родители, считаем, о п^ве^зло Не только де тям, но и нам — мы очень интересно жили эти два года эксперимента, ко- торый проходил под ру ководством сотрудника об ластной' станции юных техников Л. С. Вуданце- вой и учительницы С. Н. Гамовой. Часто говорим детям хорошие, правильные сдо. ва: «Любите Родину, край, где вы родились», «Лю бите природу, берегите ее...». Но что значат они без конкретно осязаемых дел, без знаний тех реа лий, что нас окружают? Наше знакомство с род ным краем (а родители все, это время помогали педагогам) началось... с экску1х;ии по родному го роду, его историческим и памятным местам. Что греха таить, и взрослые, основные маршруты кото рых: «работа—дом» — тоже открыли для себя много нового. А потом все увиденное и услышан ное оформилось в рисун ки, макеты, фотографии. Из них мы сделали выс тавки творческих работ «Моя улица», «Дом, в котором живу», «Моя семья», добавив к ним праздничные пироги, пе- Под Новый год отпра вились с детьми на «по ляну чудес» в зимний лес. Взятие снежной крепости, катание на санях, награда из-рук Снегурочки, па. мятная медаль в честь посвящения в юные крае веды —этого никогда не забыть. Лотом мы откры|ш свое семейное кафе, на вечера в которое пригла шали интересных людей города. Был у нас в го стях Герой Советского Союза Ю. Н. Пе телин. Во втором классе познакомились со многими людьми самых разных профессий. Сами побыва- ж на хлебозаводе 3, хладокомбинате, молоч ном комбинате, заводе безалкогольных напитков, фабрике «Липецкие узо- Хорошо наших детей знают в Липецком крае ведческом музее, област ном выставочном зале, где они частые госта, посеща ют все новые выставки. Знакомство с творчест. вом писателя - земляка М. М. Пришвина на заня тии краеведения вдохно вило ребят на сочинения, рисунки, отзывы о прочи. тайных книгах Пришвина. Второй год эксперимен та завершился заседани ем клуба знатоков-кра. еведов. Мы пригласили на него гостей, учителей на чальных классов со всей области. И нам, родите лям, не было стыдно за своих детей. -В новом учебном году эисперимент будет про должен. Хочется сказать спасибо всем, кто занима ется с нашими детьми са мым главным — воспи тывает любовь к, родному краю, малой и большой Родине. Л. АНТОНОВА. ВСЕ КРАСКИ МУЗЫКИ... В канун нового учебного го- да учителя спецшхолы^нтер- ната для слепых детей тепло поздравили коллегу, Алексея Ивановича Погонина, с «фнсво- ением ему звания «Отличник народного просвещения». Почтя двадцать лет прошло с тех пор, к ^ он пришел в эту, н«" совСем" обычную шко- лу, чтобы вести здесь уроки музыки. Для ребят, мир ко торых лишен живописных кра сок, он открыл мир доброй му. зыкн, наполненной красками глубоких чувств и эмоций. Мо жет бытьгтде-то и^друшйшцсо-_ ле ребят и приходится еще уго варивать ходить в хор, а здесь очередных занятий его ждут с большим нетерпением и радостью. Много раз этот детский коллектив принимал участие в областных, всерос сийские смотрах художествен ной са;модеятельности учебных заведений и возвращался до. мой , завоевав первенство, зва ние лауреату. Побывали ребя та в Ростове-на-Дону, в шко- лах-айгкрнатах области. Многие воспитанники шко лы благодарны своему учите лю и за''то, что он помог «гм найти свое призвание. По сто. пам Алексея Ивановича пошли Сергей Шефов, Виктор Кор нев, Александр Барановский, Светлана Карлова я многие другие, ставшие учащимися и студентами Курского и Липец кого музьжальных училищ. Их будущая профессия, как и у него, — руководитель хора, учитель музыки. В. СКАЧКОВА. Актуальное интервью по ПУТИ ВЫБОРА в канун нового учебного года наш корреспондент встре тился с замес{ителем начальника управления народного обра зования облисполкома В. И. МЕРКУЛОВОЙ. Школа перед новым стартом, ее цели, сегодняшнле задачи, сегодняшние же проблемы — это и стало темой беседы. — День первого сентября не случайно возведен в ранг все народного праздника. Трель пвеольного звонка отзывается в сердцах многих и многих счастливыми воспоминаниями о детстве, учителях, любимых уроках. Думаю, вы, Валенти, на Николаевна, — не исхлю- чеж^е. Какой сегодня вспоми нается вам родная школа? — Очень доброй и по-домаш нему теплой. Это была на- чалыная школа в долшруков- аком селе Верхний Ломовец, и самые светлые воспоминания о В^ва|ре Михайловне Ждано вой, моей первой учительнице. У'Ж так она о нас заботилась, так оиекала... А потом был интернат для детей инвалидов войны в Усмаии. Здесь уже школа предстала настоящим храмом знаний: авторитетные учителя, отлаженный до тон костей )’чеби'о-воспитательный процесс. Конечно, это я поз же П01няла. А тогда было ггро- сто ощущение’ увлекательной, интересной жизни. .Мы, дети, чувствовали себя хозяевами в школе.. сильно развито было самоуправление, действовали совет бригадиров, разновозра стные отряды. Уже тогда, пред ставьте, в 50-е годы. Конечно, .это зас,т\та директора школы, нашего любимого и многогва. жаемого .Алекса.ндра Михайло вича Н'Иже!'0110дова. И, знаете, нашего ребячьего совета по баивались побольше, чем лед- совета. Вчера мы ировели совеша. ние с работниками интернатов области. Говорили о том, что. ■видимо, переусеодствовали. сорредоточив почти все внима ние на материальной помощи. А теперь вот во весь рост вста ла неотложная проблема дет ского иждивенчества. Как под нять активность ребят в ин. - тер'натах? Вспоминаю, у нас в Усмаии бьмо собственноеяод. собное хозяйство, мы выоащи- .вали поросят. Не знаю, на сколько выгодно это было ин- . т^шату, но мы не белоручка, ми росли. А сейчас коллеги из школ смотрят на де.ю по-дру гому — прибыльно оно или нет? М-но1Гое утаирается в кад- ■ры, в за.р1плату. И вновь вгаюмшаю сво.их учителей. Их поистине мизер- ную — теперь это понимаю— зарплату. А ведь как были в наших детских глазах автори тетны, как могли увлечь: шко-. ла моего времени — это помн. МО всего еще и место обще- Ю!я. Я не идеализирую свое детство, были и неумелые пе дагоги, и раздражительные... Но в целом в школе той поры царили до^ожелательность, и нам в «ей было хорошо и — Лне кажется, мы ровес ники, ^ я разделяю ваши впе- чатлемия. Но вот о чем не мо гу яе думать: а самом ли д,е- ле столь хороша была та, пя тидесятых-шестидесятых го дов, система воспитания, иля просто мы росли слишком иде. алистам» и романтиками (вре мя, состояние общества тому способствовали), ие имевшими, как теперь ясно, полной и правдивой информации о про шлом, о событиях своей поры? — Да, нам сейчас многое дано увидеть из собственного прошлого, давиегр и близкого. Той же н?^ормацией в.тадеют и нынешние школьники, с ни ми, беэуслояяо, работать сло жнее. Но, дтмяад', не только в этом дело. Служебные обязан, ностй заставляют меня п<кто- я«но общаться с новыми по- пол1нен1иям;и учителей. Не могу сказать, что повально 01»и все плохо подготовлены. Да вот так уж много в них практициз ма;... А мшх учителей выделя ла одухотворенность. У них— а значит и у нас — были вы. сокие идеалы, пусть во многом и зачеркнутые 'ныне. Иссяк энтузиаз1м. Часто думаю — почему ? Скорее всего, это за кономерный исход. Десятиле тиями не решались наши со циальные проблемы. На одном из недавних всесоюзных сове, щаиий наконец-то прозвучала цифра — несмотря на повы шение зарплаты учителю, она сегодня составляет 78 процен тов среднего общесоюзного уровня. Сегодня непрестижно быть учптазем. И это видят все, в том числе и дети, для которых тот же учитель дол жен в жизни быть путеводной .звездой. Но как трудно быва. ет убедить ссгодншпнего шко. лвника... .4 надо! Вот и расте рялись коезрде — как быть? Говорила всегда коллегам к сейчас убеждена — надо как можно скорее избавляться от ремесленничества. Никто учи телю не создаст автор'итет, «ро ме него самого, только тогда возникиет обратная — от гче. ника — связь. — Скажите, а когда вы впервые почувствовали, что со школой 'Происходит что-то неладное? — Хотя я как будто доста точно быстро -продвигалась по служебной ле1-.тнице, спокойной свою жизнь не на.зову. Мно. гие конфликты, правда, само, критично относила за счетсоб- ственного максимализма; на все свое мнение. Первые го ды после института пришлись на сельскую школу. Это вре мя вспоминаю с удовольстви. ем. Может быть, потому, что коллектив подобрался молодой, но мы упоенно работали, ча сто собирались вместе, ходи ли на лыжах, пели, .устраивали отличные ~ для вс^о села ■— вечера. В школе Лг 38 г Ли пецка пришлось заменить ушедшего в отпуск опытного .математика в девятом классе. Ох как было нел«-ко! С ребя- ТЭ1МЯ сдружил спорт. Несмот ря на то, что уже подрастали собственные близнецы, находи, ла время побыть с ребятам» в опортзале — так хотелось до биться 'вэашопошшавия, дове рительности. Были у меня в классе «трудные», но наруше ний удавалось н а ж а т ь . И раздражалась, и голос могла повысить, но они как-то по нимали, что не со м а это. Дети тонко чувствуют иск реннюю к себе заинтересован ность. Поэтому и не понимала тех своих коллег, для которых собственное мнение ~ всегда безоговорочно. Они всегда где-то там, вькхжо-высоко — и над учеником, и над его ро. дителям>и. Невыносимы сцены в учительской, когда самоуве ренный педагог в цух прах разносит ребвша перед ра- стедянной, а слезах мамой. Ве личайшая ваша, учителей, трудность — работа с роди телями. Урок, думаю, провес ти легче, чем родительское со брание. Недедки были и кон- '({шикты между уЧ'И-гелями. Все сравнивал!а со своими воспи тателями и понимала — 'ухо- дит интеллнгекттость. “ Почему, как вы думаете? - - Тут не одна причина. Я уже говорила о падений об щественного авторитета; учите, ля, этот период захватил лет 10—!5. В педагагические ин ституты шли не по призванию. Да и как. там до сих' ;пор учат? Молодым так не хвата ет знаний в области педаго гики, психологии! И потом уч!И- тель достаточно издерган, ус тал. Ег.0 .учебная нагрузка — восемнадцать часов — по ра счетам аж 20-х годов, когда во внимание брали т(у1Ько обу чение. Но вре.мн шло. нагруз ки (самые разные!) все при бавлялись, крлт 8'оп.росом, торы.м сейчас занят учитель, стал шире. Скажем, многие вопросы, которыми должны за ниматься Советы, все еще ле жат на школе — от хозяйст венных забот до аир'ельокого учета детей. Учите.чь стал чув ствовать, ЧТО' «верх» интересует все, что утюдно, только не каче. ство обучения. Отсюда и разе, чарование, и неудовлетворен ность, и забота больше о ма териальном, нежели духовном. От учугтеля, от его внутрен него самочувствия все нелад. ное в школе. Есть тут .значи тельная вина и 'тех, кто при зван был управлять, в моем понимании — помогать емч. Сколько и на себе пришлось испытать управленческих оши бок. Мы ведь постоянно в чем- то перегибаем. Это большая беда у нас. Где-то неплохо «пошел» родительский патруль —так надо обязательно внед- ■рить 1массово. Ввели в 60-е годы трудовую подготовку, по том категорически от, нее от казались. Много возникает в народном образовании хоро ших идей, но вот эти шараха ния из сто;роны в сторону, Же лание быстро, как бы механи чески распространить в при нципе неплохую форму ни к чему хорошему не приводят. Не у'Чйтывается специфика коллектива, обществеиного мик. роклимата, в котором он на ходится. Поэтому-то мы воз вращаемся к идее самостоя тельности школ. Пусть с уче том своих возможностей вы. бкрают подходящие формы, любые — бь1л бы эффект, А что касается лично моей пози ции при этом — стою за оп равданную осторожность и мудрую дальновидность. — Как вы считаете, когда начался этот губительный для школы процесс отчуждения учителя от ученика? —■ Наверное, еде-то в 60-е годы. Это мы с вами еще помним трепет и торжествен ность, скажем, пионерских ли неек. Потом это стало уходить. Чувство меды воспитателям стало «эменять, его сменило желание кому-то угодить, про. вести «мероприятие» ярко, бро ско, но без учета интересов де. тей. В результате сегодня мио- гае склонны вообще отказать, ся от пионерской оргакиза- аии. Очередное шараХание! Думаю, вопрос стоит иначе — где быть пионерской организа ции: может быггь, там, где де ти живут и , чаще, неформаль но общаются? В этом возрас те ребята особенно ищут ак тивной работы сообща, у них много идей, доброты. / Про глядеть их в этом возрасте — понмоему просто престуино. Формализм в планировании работы учителя тоже постелен, но уводил его куда-то в сто рону от основной цели воспи тания, Вот группы продленно го дн я . ,Когда их только при думали — они были нужны. Но потом на них стал «спус каться» план — принялись под ставку «сколачивать», группы, а, по сути, просто заставлять ребят днями пребывать в т ш , в которой яст н яш о интересного. Школа стала на доедать детям. К тому же, напомню, я го ворила о многочисленных «на грузках» злчителя. Вдумай^■ тось, зачастую он один оказы вается у нас виноватым, если ученик совершил .правокаруше- ние. Хотя каждый умный че ловек понимает, что к пре ступлению 'Ведут и недостаток (или его полное отсутствие) семейного воспитания, и гораз до более серьезные социальные мотивы. Так не слишком ли завышаем мы меру ■'йзебований к учителю? — Да, положение кго сегод ня поистине драматично. Шко ла больна, и выздоравливает не так быстро, как всем нам хотелось бы. — Согласна, школе еще очень далеко до окончательно го выздоровления. Слишком много накопилось проблем и внутренних, и внешних, от нее не зависящих, но прямо в.™я- юших на наш, учительский ус пех. Но постепенно мы наби раем опыт самостоятельности. Вот привыкаем к ней слишком медленно. Растерялись. Мини- стедство отменило до тысячи пр1иказов, ослаблен контроль, появились многие новые фор-, мы и методы, а школы — в основной своей массе — ока зались не готовы к свободному выбору, творческому решению проблем. — Вы не удовлетворены тем пом преобразо1В1аний? — Какова стратегия перест ройки ' областного управления народного образования? — Коротко говоря, мы за как можно больший выбор школ. Пусть они все будут разными по профилю обтчения; по продолжительности,' Не заставлять ребят насильно учиться, дать обязательный (с учетом современных требова ний) минимум, знаний. Осталь ное — дело семьи, самого Уче-= нике. Впрочем, школе обрести свое лицо — задача не из лег ких, она упирается в кадры, базу... И здесь особенно не обойтись без энтузиастов, их непременно нужно поддержи вать, как морально, так и ма териально. Только не отбивать руки, как это. было раньше. Рассматриваем мы воз можность и платных школ. Словом, ;все пути хороши... — Наша цель сейчас — по высить интеллект общества, ведь мы так долго работали на среднего ученика. Нам на. до как можно быстрее, в са мом раннем детстве опреде лять талант и помогать ему развиться. — У 1 ВЭС, насколько мне известно, взрослые сыновья... — Больше того, я уже ба бушка и очень 'люблю своего - - Стало быть, через какое- то время и вам прядется ре шать 'Вопрос со школой для — какую бы ВЫ пред. — Дайте подумать. Что ж. пусть это б|удет школа с очень хорошими условиями для физического развития, но и — несмотря на то, что мальч'Ик — чтобы все в ней нацелено было на воспитание доброты, чуткого восприятия прекрас ного, умело прививались бы манеды .воспитанного человека, глубоко воспринимающего нравственные Т1радиаии наро- — И вашему малышу,, н всем его соерстннкшч пожела ем свершешя наших лучших надежд на добрые перемены я Интервью вела Т, СПАССКАЯ. ОКНО в МИР Знакомьтесь: твердая валюта ЕГО 0 ЕЛИЧЕСТВ 0 .„ ДОЛЛАР в первый раз эта зеленая .согласия хозяина,... бумажка оказалась в моих ру- -Культ собственности? Конеч. ^шx_ двенадцать лет назад. На. но. Порождаемый ею культ де- ка!ну1не вылета,в Мозамбиктас. нет? Тоже верно. Именно эти совская бухгалтерша, приняв дв'а культа делают доллар'при- тоджестве1Нно-серь!езный вид, власательным, побуждают че. словно орден,, протянула но- ловека к деятельности по прш- венькую банкноту с цифрой ципу: больше заработаешь, больше купишь. А поскольку " Распишитесь! возможности для покупок прак. —!д-ду эпоху я был едце иаи- тически неофаничецы, крк, вен и удивился: впрочем, и человеческие же- — А доллары мне зачем? лання, экономика' действует на Ведь в Мюаамбике — эскудо, «вечном двигателе», приводи- В следующую секунду я был Мом в движение предложением морально уничтожен снисхо- рынка и вбзможиостями наое. дительным взглядом: мол, та- ления. ких и еще за границу. И валюта в рамках такого — В каких странах садится меха,низм'а имеет вполне опре- са.»юл€т? — опросила она. — деленную ценность не только В Египте, Йемене, Сомали . и лля америкатев. Она легко ганзании? Так вот запомните: подлежит , обмену на валют|у с долларами не пропадете нив другой страны, чья экономика одной из них. Это — деньги! построена на рыночНы'Х црии. И 'Правда: и в каврскрм, ив ципах. Вот она конвертируе- аденском аэропортах торго;вцы мость, о которой мы столько в барах, киосках и магазинах говорим. ли себя на удивление однна- Но одно дело говорить. Ре коно: от рублей отказывались, ал'ьно же положение у нас по. а к долларам проявляли ияте- ка изменилось мало. "Пока на ,рес. Причем, сбрасывали цену, рубль по-прежнему нельзя ку. если дашь «зелененькие». пить землю, промышленные Это был наглядный урок си- предприятия и средства транс- лы доллара. И, соответствен, порта н еще многоо-м'ногое дру- но, преимуществ, которыми гое. В итоге рынок, по суще- пользуются те. у кого они есть, ству, сведен к относительно 'Откуда такая сила? Не думаю, небольшому перечню сугубо что для ответа' потребуются потребительских тов1аров, что сложные акономические вы. соответственна ограничивает и кладки. Достаточно сказать иницнатИ'Ву. одно: сила в его покупатель- Траты на эти то1вары нельзя НОИ 'спосо1бности. А о'на, в назвать 'инвестициями. Ведь свою очередь, определяется да- нормальный человек — и аме- <юстоЯ'Нием экономики риканец, и русский — в лк>- ЬША, а экономической полити- бом случае покупает столько продукто'В питания, сколько о-н , 'С.амо слово_ «долла'р» «выве- сможет съесть, и столько оде. зено в Новый Овет из Гермас НЗДЫ 'И обуви, сколько может НИИ. Была там в XVI векемо- сносить. Но в СССР возмож- нета-талер. Не отличавшиеся ности для покупок за предела- О’бразовавностью первые пе- ми этого ассортимента практи- реселенцы 'Произносили слово чески сведены к нулю, на свой лад — адалер», «да- Отсюда вывод — стремиться лар», «дааддер». к деньга'М честным советским Что 'МОЖНО на него куп'ить граж'Да;нам особенно нет нуж- сейчас в США? Почти все, п.ри- ды, поскольку эа'конным спосо. момента его появления в бом их девать все равно веку-, 1786 году, спустя девять лет. Да. Значит, тр'удовая актив- после провозглашения незавч- ность ограничена, у экономики снмости. Из|да'вна предметом — слабеньк'ий «мотор» А раз купли-продажи являются в Со. но большому счету не нуж'ны едниемвых Штатах и земля, и наши деньга нам, то не 'нVЖ- пр'Омышленные предприятия, и ны они и нностранцам любые транспортные средства, С долларом же, точнее его и дома в городах и сельской конвфтируемостью, можно про- местности. и золото, и драго- делывать поистине удивитель- црнные камни, и оружие, и ные штуки. Ну, не ' 'нравится сырье, и, разумеется, предме- вам одежда, продаваемая на ты широкого потребления. американском рынке. Подавай' ■Рынок этот открыт не толь- вам п'роиукцию лучших моде- «о для америкавдев. Собст. льеров Парижа? Нет проблем, венпость, ■приобретаемая част- Ее можно выписать с помощью нымн лицами, в том числе и специальных компаний за дол. н€а'.м.ер:ика‘Н'цамя, охраняется лары, если их, конечно, хва- законом. 'Попробуй тронь без тит. В 1986 гойу, когда к>рс Дол лара был высок, и за него давали четы'ре западногерман. ских ыаши, автор этих строк в Ныо-Йорке не раз яроде. льгвал такие операции. 'Прек расные товары из ФРГ' за счет выгодншо обменного кур са обходились да'же с учетом расходов на транспортировку дешевле американских. ’ ' Тем же самым занималась вся Амедикв. Если я поку-пал, к приме;ру, ботинки, то солйд! ные а'Мб|риканцы приобретали- в Баропе дома, предприятия, а.кции. Американский «а-питал осуществлял внешнюю экспан сию, стимулируя экономики других стран, что, очевидно; от вечало на тот момент страте гическим интересам США.’ В обратную сторону хлыну ла .волна дешевого товарного импорта, скупаемого в Массо. вых масштабах «дорогим» долла.ром. Но это дало:и.не- гати'вный эффект: возр<ж ’де фицит внешнеторгового бала и. са и начало свертываться про изводство ,в сам'Их США;-'‘ Но ситуацию урегу.’!ировалн рьктро. Федеральная реэер'Вная система — центральный банк— выбросила на рынок нужную сумму долларов, и курс .валю ты упал. За доллар стада 'да вать меньше трех марок,-и'за купать ботинки в ФРГ -стало накладно. Импорт пошел ■на убыль, зато оживилось произ водство. Международный -капи тал потек в о^атцую сторону стимулируя уже в США.дело! вую активность. ...Мы много охаем сейяас: «спекулянты и махинаторы^ в массовом по(рядке вы»о.з55т' нЗ'. ше последнее-кровное, чего давно нет в магазинах. А уди- вляться-то нече.му. Происходит естественный эконом'нческнй П|роцесс: реальный товар 'ищет реальные деньги. Деньги.'да ющие, как доллар, очень , бо. льшие возможности. И сколь, ко бы мы ни вводили тамо женные ограничения и ни зак- рыва.1и границы, это не помо жет. Будут везти в тайниках, подкупать таможенников кон «реальный товар —реаль ные деньги» будет действовать. Но как только мы предло жим на рынок 'наши со&твен- ные богатства —зе.млю, недви жимость, средства производст. в а '— обеспечив ими, а не-то. 'лько чахлы'м ширпотр-ебом рубль, повезут к нам. И тем больше, чем больше национа льных богатств вверим мы'ру блю, находящемсся в руках у человека. М. КН Я ЗЫ (^ , СО ВСЕХ КОНТИНЕНТОВ ^ ВАРШАВА. Факты оск вернения и демонтажа памят ников советским вои'иам в По. льше осудила представитель правительства по печати Маш- гожата Неэабитовская. Комме нтируя в ходе пресс-конференции па;мятную записку М-ИД СССР по этому поводу, она подчерк нула, что такого рода дейст вия противоречат как тради. циям польской политической, так и христианской культуры. Как сообщило агентство ПАП, депутаты городского совета Грудэендза в .Тору-нъеком вое водстве большинством голосов ошлонил-и предложение мест ного руководства о демонтаже памятника советским воинам и застройке площади Свободы, ва которой он воздвигнут. Депута ты заявили, что этот монумент, со'рружевнын в первую годов- Щ'ину оковчавия второй миро, вой войны, является св'идете. льство'м признательности горо жан 3,5 тыс. павших в боях под Грудзендзем воинов. ^ КАИР..Иракская оккупа ционная армия в Кувейте по теряла за- последние несколько дней сотн'и человек убитыми и ранеными в 'результате атак бойцов кувейтского сопротив ления, сообщ'ило агентство МЕ. НА. Уничтожено более десятка танков, сожжены наблюдатель ные пункты и военные склады окрестностях столицы Ктаей- ф ВАШИНГТОН. На экс периментальном объекте на тихоокеа воком атолле Джон стон уже ликвидировано более 800 ракет, снаряженных боевы ми отравляющими вещества'ми. Об этом сообщило информаци онное агентство АП со ссылкой на представителя армии США подаолковника ■Стивена Роу. На этом комплексе первый х«- М'ический боеприпас был унич тожен 1 июля и с тех пор, по словам представителя Пентаго на, там было ликвидировано свыше 4 тысяч фунтов боевых отравляющих веществ нервно- парзл1ити1ческого действия. # НЬЮ-ЙОРК. Деловые круги ОША ОПТИМИСТИЧ8С1К1И оценивают перспективы разви. тия торпово-эко-ном'ических свя'- зей с ' Советским Союзом. Об этом свидетельствуют результа ты сш|роса', проведенного'' кон сультативной компанией «Дал. фелт 'Интернэшнл» среди почти 100 крупных З'мериканских ко. Р'Пора'Ций в шести различ'ных штатах США. Согласно результатам опро- оа, 28 процентов его участни ков указали, что уже устано вили деловые связи с советской стороной, а 66 процентов ком партий рассматривают сейчас возможность налаживания та. КИ'Х контактов. Югославия сегодня В ХОРВАТИИ СВОЯ ГВАРДИЯ последнее вр>емя прис тальное внимание югослав ской общественности привле кли сообщения'в печати о создании в Хорватии — од. ной из республик, входящих в состав СФРЮ, — так на зываемой «национальной гвардии». Речь идет о спе циальных подразделениях, в которые набираются глав ным образом «хорваты в третьем поколении». Инфор мация о формировании эт нически «чистых» отрядов вызывает серьезную озабо ченность среди сербского на селения, проживающего на территории Хорватии. В своих выступлениях пред, ставители республиканских властей утверждают, что идет обычное «пополнение и обновление кадрового соста. ва органов безопасности Хор ватии». Однако газеты «По литика» й «Борба», ссыла ясь на. неофициальные ис точники, пу-бЛ'Икуют инфор мацию, что сегодня на ^обу чении в новых формирова ниях находится около 1500 человек и это число плани руется увеличить до четы рех тысяч. Кроме соответствующих физических данных, нацио нальной принадлежности, еще одним из главных кри териев для каждого из всту пающего в гвардию является членство в ХДЗ (Хорватском демократическом сообщест ве — партии, победившей на 4^ БЕ'ЛГР'.АД. Завершивший ся неофициальный ознакомите льный визит делегации 'конг- 'Ресса ОША в Югославию ; во ■главе с сенатором Ро^ртом Доулом, мягко говоря., не: со действовал ущ)очению югорла. вс-амер'ика1нских отношений, А судя по распространенным здесь официальным заявлениям" аме риканской делегации и секрета риата по информации респуб ликанского правительства, Оер- бии, где, содержатся взайк&ые обвинения, упреки и нелестные ха.рактеристиК'И, дело дошдо ДО конфликта. 'Итоги 'Визита американской делегации 'Много^ачительно охарактеризовало в коммента рии а,гентство ТАН1ЮГ: «С'отъ ездом америкашез из Косово словно какая-то невидим.ая си ла ворстаковила там спокойст вие и мир». 4^ КАЙР.Офипиальны1й '.ира кский щзедставитель и Бйгдаде опроверг появившиеся сойбще. ния о том, что Саддам Хусейн якобы намерен 'предоставить К^твейту независимость или ав тономию и образовать там’ со ответствующие органы власти, передает агентство МЕНА.СЭтот представитель назвал подобные сообщения «безосновапельиыми и ложными». (ТАОС, 31 августа). республиканских весной этого года). По сообщениям югослав ской печати, курс обучения, который проводят иностран ные инструкторы, включает в себя овладение навыками рукопашного боя, а также изучение тактики ведения боевьхх операций в «непос редственном соприкоснове нии с противником». Под разделения оснащены совре. менным оружием и броне, транспортерами. «Несмотря на то, что ко му-то выгодно сокрытие вра. вды, совершенно очевидно, что речь идет о необычной ар мии. этнически «чистой», идеологически направленной и обученной для выполне ния специальных заданий, которые уже завтра могут быть поставлены перед ней», — подчеркивается в комм,ен, тарии газеты «Борба». . А, БАТУРИН. ( (ИАН). О К Н О В М И Р
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz