Ленинское знамя. 1990 г. (г. Липецк)
августа 1990 г., № 202 (18 799) Л Е НИНСКОЕ ЗНАМЯ Открытие мира продолжается I О причинах нашего духовного обнищания Полемические заметки ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ; ТУПИКИ ИЛИ ГОРИЗОНТЫ? (Окончание. Начало в № 200 «ЛЗ). Души прекрасные порывы посвящает Отчизне пушкин ский вольнодумец. Не боится чогибе;ш свободолюбивый гражданин Рылеева. Ищет бу ри 1мятежиый лермонтовский Парус. Народное' -заступниче ство увлекло Гришу Добро- склонова. Сердце пламенного Даи«о отдано людям. Высо кие думы одухотворяют Рах метова и Павла Власова. ВоТ и отпели соловьи дорогим для шо.’юховского сердца Давыдо ву и Нагульнову... Поко.ченне за поколением приобщалось к этим обра зам, к этим проблемам, име ющим, несомненно, обшечело- ......... всческий характер. Предвижу /уяреки в консер- вативностн. приверженности ^ традиционному, в недооценке новаторства. Но почему, спра шивается, нужно понимать но ваторство, лишь как отрицание, сокрушение, «сбрасывание»? У сгаринног<^ немелкого <Пи-' еателя Себастьяна Бранта -'есть» сатирический «Кор'абль дура ков». Перечитывая мудрый древний текст, поражаясь его актуальности, думалось, не уподобляемся л,н мы брантов- скнм героям? Не окажемся лн мы в нашем нигилистическом рвегш'Н на поддоном «корабле дураков», не .придем л^ к'-ду ховному оскудению и'- одичав Гу,манизацня всего общест ва, гуманизация народного образования, включая высшее, среднее, дошкольное, усиле ние роли «человеческого фак тора» обусловили новые зада чи учнте.чя-словесника, учи- тыя.^литературы, призванного 'Приобщить ю.ного читателя к ,ве.пичайшим художественным н нравственным ценностям. Осо бое внимание должно быть уде-пено устному поэтическому творчеству, шедеврам фольк лора, народного эпоса. Не могут быть обойдены внима нием выдающиеся памятники .славянской письменности, ис кусства Древней Руси. Эти актуальные проблемы стали предметом обсуждевня на со стоявшейся недавно ' научной конференции «Славянская пнсьмешюсть и культура» (ее инициаторы — Липецкий ИУУ Л п 1 и ’)Д^а языка Мастера педагогического тру да Липецкой области накопй- л« богатый опыт по приобще нию учащихся к искусству слова, освоению «золотого ■ фонда» русской классической. ■Л советской н зарубежной ли тературы н формированию на этой основе мировоззрения учащихся, духовных, пд^ребно- стей, нравственных у^ждений, художественного вкуса. .Выз вали .иоложнтельи'ый отклик Есенинские чтения в Липецке. Крупным событием в куль турной жизин стали Чеховские , дин в оО.шстпом театре дра мы. Учителя и работники ку л ьи ры готовятся к Б унин ским , Писаревским, Толстов ским, Левитовским чтениям. Предполагается выпуск спе циальных литературно-крае ведческих газет, буклетов, пла- Разнообразны формы при общения к книге, чтению, при общения к искусству быть читателем. Уроки, в-ечера, ут ренники, встречи. Диалог, спор, полемика, дискуссия. Просмотр кинофильмов, теле журналов. Обсуждение публи каций в журналах, газетах. И снова — дискуссии, искание истины. Импульсы былого — в настоящем. Поступь настоя щего и горизонты будущего. Новые вопросы и новые отве- ты, новые подходы. Вспоминается международ ная научная конференция в ГДР. Шел острый, заинтере сованный разговор-о традици ях и новаторстве, методе со ветской литературы, творче стве Шолохова и Леонова, Айтматова и Распутина. Ме- желайтиса и Астафьева! Работа в Высшей Педагоги ческой школе Эрфурта, кото рый называют городом цве тов. Плантации зреющих цве тов, семена которых расхо-. дятся по Германии, да, пожа луй, по всей Европе. Немец кие студенты привезли эти семена в Константиново, к До му поэта,, который 'рассказал им о «стране березового сит ца», о том, как «выткался на озере алый свет зари». Болгария. Стара-Загора. Болгарские учителя-слависты постигают мир бунинской и есенинской поэзии, соверша ют «заочные экскурсии» в Ас- тапоао. Ясную Поляну, Спас- ское-Лутовиново. Михайлов ское. Тарханы. Чехословакия. Преподава тели, студенты, учителя-руси сты размышляют о Базарове и Рахметове, Оводе и Дон- Кихоте, Есенине и Цветаевой. «Тихом Доне» и «Стране МV- равии». Одно ИЗ' неизгладимых впе чатлений и в Германии, и в Болгарии, и Чехословакии: ма газины «Советская книга». Да, именно книжные магазины, где- неожиданно много и обильно представлены русские авторы. Буквально вся наша отечественная классика. Ред кие и редчайшие изда.чия. Вот бы их в наши собственные магазины! Помиите некрасовское за ветное мечтание о «времеч ке», ко2да «мужик не Блюхе ра и не .милорда глупого» по несет с базара, а тех авторов, уроки и опыт которых «нам бы не худо с тобой пере- Встречаясь с учителями- практикамИ, библиотечными работниками, активистами об- . щества «Знание», часто слы- шншь негодующие сетования на то, что на местах так ухитряются распределять под писные издания, что -книги- новинки и классика оказы ваются отнюдь не у педаго гов. «Первыми» и «вторыми» лицами в обществе пока еще считаютея не они. Учителя- словесники лишаются возмож ности иметь художественные тексты, рекол{ендуемые про граммами школ, ОПТУ. Школь ные программы требуют зна ний современной литературы, предлагают произведения Аб рамова, Шукшина, Бондарева, Думбадзе, Мележа, Белова, Амиредж'иби, Быкова. Настоя тельно рекомендуются Булга ков, Платонов, Ахматова. Но есть ли их тексты у сельского учителя-словесника? Нелегко, даже драматично складываются подчас отноше ния читателя с книгой. Муд рый классик озаботился по сему поводу размышлением: «Если при столкновении книги с головой раздается пустой звук — то всегда ли виновата книга?» Как гармонизировать читательские контакты с кни-- гой, с миром прекрасного? Чтобы потребительство. «ве щизм», практицизм не убили, не опошлили чудные -мгновенья приобщения к высокому, веч ному. Магический кристалл поэзии укрепит, одухотворит .союз ума и сердца, чувства и разума. Бее новые и новые поколения любителей чтения трепетно осознают, как в( лс березонька стояла, хороши, как свежи были ро зы, как- склоняется до самого тына суриковская тонкая ря бина, как в саду горит есе иинокий костер -ряби-ны крас нон: взволнует их утро тул ное, утро седое, опечалит черний звон, порадует к< кольчик дар Балдая, откроет ся чистота и искренность биб лейского молитвенного поры ва купринского героя: «Да святится имя твое!». У нас в области много за мечательных мастеров педа- гопического труда. Липецк, Лебедянь. Задонск, Елец, Лев Толстой, Доброе, Усмаиь — перечень адресов передового опыта можно приумножить. Песта ндартные уроки словес ности, психологически моти вированное эстетическое воз действие. Сугубо -индивидуаль ное, самобытное осмысление нравственного, общественно го идеала, многообразия фи- лосх>фст<их, жанрово-стилевых решений '«вечных вопросов» (здесь и лермонтовская «странная любовь» к Отчизне, и тютчевское «Умом Россию не понять», и рубцовское: «С каждой избою -и тучею, с гро мом. гогоным упасть, чув ствую самую жгучую, самую смертную связь»). На уроки внеклассного чте ния -выносятся произведения, которые «возвращаются» к чи тателю журналами, .альмана хами. Как долго мы себя об крадывали! Письма Королен ко, «Несвоевременные мысли» М. Горького, «Окаянные дни» Бунина, новые материалы о Есенине, Мая'ковско.м, Замяти не, 1Полохове. Леонове, Пас тернаке, Пришвине. Нуждают ся в новом прочтении Блок, Брюсов, Фадеев, Паустов ский, Макаренко, Эренбург. То затухают, то вспыхивают с новой силой споры о соци алистическом реализме. Гово рят о новом качестве крити ческого реализма, ведут поле мику о «романтическом реа лизме», «символическом реа лизме», «реализме монумен тальном». Накаляется полеми- чесашй пафос споров о ленин ской теме в советской литера- Неисчерпаем эстетический потенциал, безграничны позна вательные и воспитательные возможност-н Леиинианы; ио день сегодняшний требует принципиально нового уровня ' прочтения, осмысления, ана лиза жанров прозы, поэзии, драматургии, публицистики. Получен ли ответ на вопрос Маяковского . о «близнецах- бцатьях»: «Кто более матери- истории ценен»? Поучителен ли сегодня «Разговор с товари щем Лениным»? Не звучат ли ложно-пафосно «патетические» акценты Н. Погодина? До статочно ли шагиняповских «Четырех уроков у Ленина»? Не внесли ля бурные, тревож ные события последних лет изменения в трактовки При лежаевой. Когпчеловой, Сарта- кова. Дангулова? .Как отно ситься к произведениям о Ле нине М. Шатрова, А. Солже ницына, В. Гроссмана, В. Со лоухина? Читая Ленина... Читая про изведения о Ленине... Пости гая Лениниану... Как избежать бескрылой однозначности, ог раниченности, прямолинейно- Мы еще только на пороге познания, осмысления, анали за того, что было, что опре деляло «могучее клубление сил», «неслыханные перемены, невиданные мятежи», судьбу России, «кровью умытой». За служивает переоценки илеха-. новское предостережение о ’ том, что в России еще не смо лото столько муки, чтобы «вы печь» хлеб социализма. Воз вращая из зарубежья имена и книги, вместе с собранием со чинений Бунина, мы вчитыва емся в его ожесточенные му кой сомнений и боли только что опубликованные «Окаян ные дни». Об Октябре и Ле нине откровенно и смело по вествует в своих дневниковых записях Пришвин. ■ Кто виноват? Кому на Ру си жить хорошо? Что делать? Вечные, «проклятые» вопросы ждут прямых, при,нцип,иал5- ных ответов. «Горе от ума», «доходное место», «унижен ные н оскорбленные» в наши дни, чреватые новыми Кара- бахами. Чернобылями, «пово ротами». День сегодняшний уже не удивишь покаяниями. Тем бо лее, когда кающиеся счита ют, что покаянием можно н ограничиться. Как говорится. оказано — сделано... Не при дут ли на-смену одним мифам другие мифы, с ложным клят венным обращением к соииа- л,нсти'1ескому, выбору, укомму- нистмчеокой перспективе? Выйдут ли наконец из тупика .общественные науки, вк-аючая литературоведение, ' критику, искусствознание? Валентин Распутин, может быть, с из лишней категоричностью зая вил: «Мало'Храмотная дере венская старуха сейчас к не тине ближе, чем профессор читающий общественные нау ки. Близко к тому, чтобы зать: ученье -- тьма...» Какую реальную помощь можно и должно оказать учи- Нужно наконец предоста вить учителю подлинную сво боду творческого поиска. Не изжиты еще случаи некомпе тентного вмешательства в учебный и воспитательный процесс, «указующих» перстов ретивых проверяющих. Недо пустимо также подгонять учи- таия 'ПОД шаблон очередной «новации». Следование той или иной методе ~ дело су губо индивидуальное. Необ- ' ходимы доверие к учителю, уважение его достоинства, не зависимости. Необходимо в конце концов должным образом обеспечить учителя, особенно сельского, художественной, учебной, на учно-популярной, методиче ской литературой. Особая забота -г- организа ция переподготовки, научно- методической помощи учите лю. Старый теоретический ба гаж — на переплавку! •Учи тель не можеть не учиться по стоянно, целенаправленно, эф фективно. А какова, реальная помощь ему? Знаете ли вы, в каких ■ условиях проводятся многие курсы повышения ква лификации? А между тем пустуют, ожидая заседаний, «круглый» залы... Лучшие ау дитории областного центра, го родов, районов надлежит пре доставить учителям, воспита телям, работникам культуры. Органы просвещения, ин ститут ’'усавершенствования- учителей нуждаются в кан- кретной помощи предприятий, трудовых коллективов, в соз дании достаточного фонда бу маги, необходимой для опер.ч- тив-ной издательской деятель ности. СвоевременпО: размно женные методнчеасис и теоре тические .рекомендации, учи тывающие ОПЫТ лучших педа гогов, помогут их коллегам правильно ориентироваться в «океане» ра!Знообрэзной ин формации, . полемики, «ратиче- ских о.ценок. переакцентиро- ...Школьный, звонок возвеща ет о новом урхже, о встрече с новой книгой. .Открытие мира продолжается. В. ШАХОВ. профессор; зав. кафедрой гуманизации учебного процесса Липецкого ИУУ, Письма о нравственности ч т о м ы ПОТЕРЯЛИ в последнее время в сред- ства.ч массовой информации широко днокутирустся пробле ма культуры и нравственности нашего общества. По выска- зынанням некоторых публнин- сто« ,.н обшгетвенных деяте лей. моральная деградация об щества прогресспрусг нс но дням, а 11^ ч.агам. Л адной !М причин :зтой прогрессии явля ется. якобы, бурно развиваю щаяся демократизация на шей страны. Так ли это? Проблема очень в.чжна и не- одно.чначна. особенно для мо- •чодого но.драстяющего поко- .чоиня, ПОЭТОМУ я хотел бы поделиться своими 'мыслями н сомнениями с читателями га- Олион из пажиейших при чин ДУХОВНОГО обнищании иа- от.1учение -ноден от церкшп происшедшее в нослсреволкши- онный период да п фактиче ски продолжающееся чуть лн не до наших дней. Нс хотелось бы спорить ПО поводу суще- гтвоваи'ия Бога, потому что -чкгбой человек решает эту нроб-чему для себя сам, в сво ей душе, полагаясь на свои убеждения и мировоззрение, но вот обсудить точки соприкос новения некоторых христиан ских догм с этикой человече ского поведения .хотелось бы. Заранее предупрежда», я ис ^ .знаток Библии, но такие дог мы, как 1пе убий, не укради, во.члюбн б.чнжнего своего, будь милосерден, знакомы всем. Так чем же эти поисти не нравственные жемчужины номсша.щ некоторым нашим 1ЮЛИТИЧССКПМ деятелям, от- ..чавшнм приказ в те далекие годы об уничтожении храмов, о репрессировании служите- • лей церкви, об издевательст вах (почти законных) над ве рой русских людей, которая существовала многими века ми? Сейчас это называют пе рехлестами, но я бы назвал это иначе — издевательством. Самым дорогим, чем пришлось пожертвовать многим рус ским людям, так это верой, возвышенными стремлениями к идеалу, то есть к Богу, Я понимаю, это мно1Лие в те далекие годы находились в СОСТОЯН1НН эйфории от долго жданной свободы, в короткие сроки ломались основы и ус тои, которые строились века ми, по всей стране провозгла шались лозунги типа: «Чело- век — хозяин и строитель своей судьбы, а партия — ру левой». Конечно же, много косного, застарелого приходи лось ломать, но вот зачем вместе со старым плохим унич тожалось исконное нравствен ное, — этого я понять не мо- .гу, да и многие наверное, то же. Есть , такая пословица: «Лес рубят — щепки летят», а не золотыми ли эти щепки стали для нашего общества? В Библии сказано, что на^ станет время, когда пойдет «отец на сына, а сын на от ца, а брат на брата». Таки.м временем, как мне кажется, была гражданская война, ког да в борьбе .за власть доходи ло и до родственных крово пролитий. А не было ли это первым предупреждением 'на шему обществу, кото'рое за ставляли отказываться от нравственных идеалов, пусть церковных,-но все-же идеалов? Нашему известному кино режиссеру Эльдару Рязанову на встрече в телецентре Ос танкино задали вопрос: «Ве рит ли он в бога?» На чдо он ответил: «Я принадлежу к по колению безбожников, но в какой-то мере сожалею об этом. Благодаря церкви, ее учению, я мог бы. еще в юнос ти познакомиться с гениаль ными работами художников, скз'льпторов, иконописцев, ва явших свои творения для хра мов. Я мог бы изучить. и по нять Библию, ведь это такой же литературный памятник, как и «Слово о полку Игоре- ве». Я мог бы прикоснуться к истории Руси, заггисанной в книгах многих церковных ле тописцев. Но в юности я это го был лишен, о чем очень сожалею». В ответе. Эльдара Рязанова обратите внимание на то, что он очень сожалеет, что не по знакомился со всём этим в юности. Я уверен, что в зрелые годы кинорежиссер постиг красоту церковных произведе ний, но он все же сожалеет, что не в юности. Ведь это по ра становления моральных и этических устоев, взглядов, принципов, а прекрасное этому сйособствует, как нельзя луч- Поймите меня правильно. Я не призываю никого ринуться сейчас в лоно религии, как это делают в наше время многие (мода, что ли, такая), я хочу, чтобы люди осознали, что (!)' мы потеряли за эти годы, и как сохранить те искры истиН- .40 .народной нравственности, наших ' ду- что еше тлеют н Годы перестройки очень многое дали иа1шей стране. Люди почувствовали себя дей ствительно свободными, порой даже не верится в такую сво боду. Говори что хочешь, ру гай кого хочешь, показывай свою незав,исимость вплоть до забастовок. Опять повторяет ся та же эйфория, что и пос ле 1917 года. Но хочется на помнить: люди, не переусерд ствуйте! Ломать - -не стро ить, дров мы уже наломали, щепки и по ссгодияннний день летят (золотые щепки), да вайте нозяботимся о сохране нии хорошего старого. Пусть молодежь видит, что мы уже не те подневольные тоталн- тарно,го прошлого, мы строи тели нравственного будущего. А для этого нужно все самое хорошее и чистое, что .есть в душе, отдавать людям. Пусть сейчас болын.ннство не верит ни в бога, та (это, наша беда), должны возродить свою куль туру, иначе нового обществ, мы не построим. Героем мно гих русских сказок является Иван-дура«. это в корне верно: не может быть дура ком тот, кто впоследствии оказывается умным. Так да вайте не забывать нашу вуго доброту и нравственность, даже если их догматирует церковь. Потому что доброта одна, кто бы нас этому н? уч.нл. Не будем 'Иванами-дура- ками, которые впоследствии все же умнеют. А. ЖАДОВ. Ш9М?Ктросваршик. ВСТЕРЧА В ЗВЕЗДНОМ ЗВЕЗДНЫЙ ГОРОДОК (Московская С1бласть), 29 августа. (Корр. ТАСС В. Хру стов). Экипаж шестой основ ной экспедиции А. Соловь ев и А. Баландин встрети лись сегодня со специали стами центра подготовки кос монавтов имени Ю. А. Га гарина, всеми,„^^то гото8н.'| и обеспечивал их полет. По традиции «родники» возложили цветы к '■памят нику Ю. А. Гагарину. Эате.м состоялся .митинг. Поблагодарив собравших ся за по:здрав:ления с ус пешным выполнением про граммы, А Со.7ювьев и А. Баландин рассказали об ито гах полета, подчеркнув боль шое народнохозяйственное значение многих экопери- . ментов. Б :эт10Т же день под пред седательством генерал-пол ковника В. Иванова состоя лось заседание государст венной комиссии, где были подведены итоги шестой ос новной ;экс.педиции на науч- но-исследователБском ком плексе «Мир». Отчет о ра боте на орбите сделали лет- чики-ксш’монавты СССР А, Соловьев и -А. Са.чандин. о к н о в М И Р ЛОТАР де МЕЗЬЕР (П ор тр ет премьер -министра ГД Р в вопросах и о тв ет ах ) Когда-то в немецких салонах про шлого популярной была игра в воп росы и ответы. Она как бы высвечи вала человека — его характер, ду- шуу представления о мире. ^ Еженедельник «Цайт» каждые семь дней опрашивает знаменитостей по традиции, которой уже больше — Что для вас самх>е большое несчастье? — Война. - Где бы вы хотели жить? — В Пруссии. — А что вы считаете самым настоящим земным счастьем? — Мир и музыку... — Кзкце оши'Гжи вы прощаете?'— Забыв чивость. ^ — Ваш любимый литературный герой? — — Ваш любимый персонаж в истории? — ' Марк Аврелий. — Ваша'лк»бимая героиня в жизни? — Мать-одяночка. — Ваша любимая героиня в поэзии? — Леон01ра («Фиделио»). — Ваш любимый художник? — Хиерони- — Ваш любимый композитор? — Воль фганг Амадей Моцарт, — Какие черты вы больше всего цените в мужчине? — Надежность. •— 'Какие черты вы больше всего цените в женщине? — Надежность. — Ваша любимая черта? — Прилежность. — Ваше любимое занятие? Игра на вио лончели. ■ — Кем или чем вы хотели бы стать? — Дирижером. — Ваша главная отличительная черта? — Верность. — Что вы больше всего цените в своих друзьях? — Теплоту и сердечность. — Ваша самая большая ошибка? — Не мо гу-сказать «нет». ■— Ваша, мечта о счастье? Трудно под! дается описанию. — Каким бы вы хотели быть? - Спокой- ФОТОИНФОРМАЦИЯ ЧЕХО-СЛОВАКИЯ. Выкормить и воспитать кенгуренка — задача не из легких. Ведь его, так же как и любого «бэби», кормить через каждые три часа молоком, все эти забо ты добровольно взяла на себя служащая зоопарка в городе Оломоуц, что в Северной Моравии, после того как мать-кен- гуру умерла сразу же после рождении детеныша. НА СНИМКЕ: по дороге из лома в :тоопарк кенгуренка помешают в сумку, отдаленно напоминающую «родной кар- Фото ЧТК-ТАСС. ПРИШЕЛЬЦЫ? АС-САЛЯМ АЛЕЙКУМ! Пос/1аниы далеких .зве.зд. внди.мо. приступают к расшире нию географии контактов на нашей планете. Одна из послед них встреч е землянами ■ироязошла у них в самом центре Египта. ... Тренируясь перед ответственными соревнованиями, моло- .той ма]1афонец из Лсь.чтта Абдель Керим Хассаиейн забежа.т далеко в пусп,шк). где и обнаружшт летающую та1релку. При виде трех Т|)ехглазых зеленых сушжтв в позолоченных одеж дах ме.(1ы<нула мысль — а,-не прибавить ли скорости? Одна ко луч,, прнпечатавищй Абдеяь Керима ,к месту, исключил возможность сто,ть..бесславной развязки уникального истори ческого события, .Опо|ртсмсна увлекли в 'инопла'нетный ко- раб.пь, пров.елн над 'ннм серию экспери.ментов и, забрав «на память» всю одежду, выпустили обратно в пустыню. Через неделю, он обнаружил,-что может, есть стекло и «прииимать» теле Н4)-а_диосш'налы... Подведение промежуточных итогов' комплексного изучения этого случая выли,тось в оживл,еп'ный научный диспут, «Верим!», — заявляет группа-естествоиспытателей во главе с руководите.чем сектора н ари Американского университета в Каире .Салахом Арафон. Ученые побьшаян на месте- проис шествия и обнаружили. что песок там подвергнут воздейст вию иеобычного, излучения. По мнению Арафы, космический аппарат случайно «наткнулся» на одинокого -бегуна в ходе съе.мок пустынной 'Поверх'1юсти. Наконец, еер'ьезны.м аргумен том в пользу рассказчика стало общее заключение .медиков о ею. нормальном психическом состоянии. «Не верим!» — .категоричны врачи Абдель Мохсен Юсри, Мухам.мед Шараф и Юсеф Фанк. «Козырь» первого оппонен та — не убедительная компьютерная томограмма головного мозга, второго — свидетельство об отсутствии влияния на ор ганизм радиации, третьего ,— химические анализы, согласно которым парень ничем не отличается от других... Словом, ажиотаж вокруг -встречи с пришельцами продолжа ется, идут споры. Если Абдель Керим докажет свою право ту, обязательно расскажем о нем подробней, К новому ин тервью с ним заготовлю диктофон, стекляиный лрафин и прч- — Ваш любимый цвет? — Синий. — Ваш любимый цветок? —- Азалия. — Ваша любимая птица? — Мали*новка, —- Ваш любимый писатель? — Гельдерлин. — Ваш любимый лирик? — Гете, — Ваш любимый современный герой? — Добровольцы-спасатели в Чернобыле? — Ваша любимая героиня из исторических времен?— Жаииа д’Арк. ^ — Ваши любимые имена? - Даниэль и — Что презираете вы больше всего? — Когда набиваются в друзья. • — Какие исторические персонажи вам боль ше всего неприятны? — Жаждущие власти. — Как^е в,оенные'достижения поражают вас больше всего? — Никакие. — Ка'кие реформы вас поражают больше всего? — Прусская административная ре- — Каким природным даром хотели бы вы обладать? — Добротой. —' Как вы хотели бы умереть? — Внезапно. — Ваше сегодняшнее духовное кредо? — Жить будущим. — Ваш девиз? — Решительность. В этом году Лотару де Мезьеру исполни лось 50 лет. Он родился э один день с Ми хаилом Сергеевичем Горбачевым — 2 марта — в Нордхаузене. Верующий христианин, му зыкант по образованию и юрист- по профес сии. в декабре прошлого года он был избран председателем ХДС ГДР и сразу включился в большую политику. Гово'рят, .что в прави тельстве страны он первая скрипка, но насто ящий инструмент ему в руки приходится, брать не часто. Разве только как патрону му зыкального праздника в Мекленбурге, кото рый родился совоем недавно. ДЕЛИ. «Лучше поздно, • никогда» — большие щиты такими призывами можно уви деть практически на всех ин дийских автомобильных доро гах. Напоминая эту знамени тую поговорку, власти стре мятся обуздать не в меру ре тивых водителей, постоянно нарушающих скоростной ре жим движения. Возможно, что именно эти слова и подтолкну- ли уже пожилого жителя ин дийской столицы Дипа на по ступок, который удивил здесь СО ВСЕХ КОНТИНЕНТОВ многих. Ов переслал' по почте в министерство железнодорож ного транспорта внушительную сумму денег. 8 сопроводитель ном письме Дип пояснил, что это плата за проезд в приго родных поездах, которыми он пользовался, работая в Бом бее... со дня завоевания Инди ей независимости в 1947 году. Все 43 года этот «заяц», дос тойный, по-видимому, занесе ния в «книгу рекордов Гинне са», ни разу не заплатил за билет, и ни разу не лопал в руки контролеров. Главной причиной безбилетного проез да в поездах Дип назвал не хватку денег в то время. «Теперь у меня есть воз можность расплатиться я моя совесть чиста», — сказал этот раскаявшийся индиец, отпра вив в адрес министерства сум му, в три раза превышающую ТУ, что он задолжал государ- ТОКИО.' Японский строи тельный концерн «Кадзима» объявил о планах сооружения 200-этажного небоскреба. Вы сотное здание будет пред ставлять собрй четырехярус- ную конструкцию; Каждый из первых трех ярусов, согласно замыслам архитекторов, обра зуется из трех соединенных между собой 5в-этажных ци линдрических башен. Послед ний ярус небоскреба будет со- стоят;ь лишь из одной подоб ной башни. При сооружении небоскреба намечается использовать стальные трубы большого ди аметра и высокопрочный . бе- РИМ. Постоянный рост сто имости жизни в Италии са мым непосредственным обра зом касается и средней школы. Если В прошлом году содер жание ученика обходилось его родителям ежемесячно в сред нем около 304 тысяч лир, то теперь эта ццфра, пишет римская «Темпе», превысит 340 тысяч. Столь заметная разница вы звана подорожанием на 10 проц. стоимости школьных учебников. «Мы, крнечно, по нимаем, что подобная новость никого не обрадует, однако ни чего не можем поделать, —* заявил журналистам предсе датель ассоциации издателей книг для школы Джорджо Виньятн. — Мы старались сделать все возможное для того, чтобы хоть как-то сдер живать цены, но это оказалось выше сил». Исходя из этого объяснения, можно подумать, что издате ли находятся в весьма тяже лом финансовом , положении и просто вынуждены, «скрепя сердце», повышать цены на учебники. Но их дела обстоят далеко не так. Выпуск учеб ной литературы, которым в Италии занимаются, как пра вило, крупные специализиро ванные издательства, является одним из «анболее прибыль ных в отрасли. 7Н), О Н И О в Ш И Р
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz