Ленинское знамя. 1990 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1990 г. (г. Липецк)

августа 1990 г., № 202 (18 799) Л Е НИНСКОЕ ЗНАМЯ Открытие мира продолжается I О причинах нашего духовного обнищания Полемические заметки ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ; ТУПИКИ ИЛИ ГОРИЗОНТЫ? (Окончание. Начало в № 200 «ЛЗ). Души прекрасные порывы посвящает Отчизне пушкин­ ский вольнодумец. Не боится чогибе;ш свободолюбивый гражданин Рылеева. Ищет бу­ ри 1мятежиый лермонтовский Парус. Народное' -заступниче­ ство увлекло Гришу Добро- склонова. Сердце пламенного Даи«о отдано людям. Высо­ кие думы одухотворяют Рах­ метова и Павла Власова. ВоТ и отпели соловьи дорогим для шо.’юховского сердца Давыдо­ ву и Нагульнову... Поко.ченне за поколением приобщалось к этим обра­ зам, к этим проблемам, име­ ющим, несомненно, обшечело- ......... всческий характер. Предвижу /уяреки в консер- вативностн. приверженности ^ традиционному, в недооценке новаторства. Но почему, спра­ шивается, нужно понимать но­ ваторство, лишь как отрицание, сокрушение, «сбрасывание»? У сгаринног<^ немелкого <Пи-' еателя Себастьяна Бранта -'есть» сатирический «Кор'абль дура­ ков». Перечитывая мудрый древний текст, поражаясь его актуальности, думалось, не уподобляемся л,н мы брантов- скнм героям? Не окажемся лн мы в нашем нигилистическом рвегш'Н на поддоном «корабле дураков», не .придем л^ к'-ду­ ховному оскудению и'- одичав Гу,манизацня всего общест­ ва, гуманизация народного образования, включая высшее, среднее, дошкольное, усиле­ ние роли «человеческого фак­ тора» обусловили новые зада­ чи учнте.чя-словесника, учи- тыя.^литературы, призванного 'Приобщить ю.ного читателя к ,ве.пичайшим художественным н нравственным ценностям. Осо­ бое внимание должно быть уде-пено устному поэтическому творчеству, шедеврам фольк­ лора, народного эпоса. Не могут быть обойдены внима­ нием выдающиеся памятники .славянской письменности, ис­ кусства Древней Руси. Эти актуальные проблемы стали предметом обсуждевня на со­ стоявшейся недавно ' научной конференции «Славянская пнсьмешюсть и культура» (ее инициаторы — Липецкий ИУУ Л п 1 и ’)Д^а языка Мастера педагогического тру­ да Липецкой области накопй- л« богатый опыт по приобще­ нию учащихся к искусству слова, освоению «золотого ■ фонда» русской классической. ■Л советской н зарубежной ли­ тературы н формированию на этой основе мировоззрения учащихся, духовных, пд^ребно- стей, нравственных у^ждений, художественного вкуса. .Выз­ вали .иоложнтельи'ый отклик Есенинские чтения в Липецке. Крупным событием в куль­ турной жизин стали Чеховские , дин в оО.шстпом театре дра­ мы. Учителя и работники ку л ьи ры готовятся к Б унин ­ ским , Писаревским, Толстов­ ским, Левитовским чтениям. Предполагается выпуск спе­ циальных литературно-крае­ ведческих газет, буклетов, пла- Разнообразны формы при­ общения к книге, чтению, при­ общения к искусству быть читателем. Уроки, в-ечера, ут­ ренники, встречи. Диалог, спор, полемика, дискуссия. Просмотр кинофильмов, теле­ журналов. Обсуждение публи­ каций в журналах, газетах. И снова — дискуссии, искание истины. Импульсы былого — в настоящем. Поступь настоя­ щего и горизонты будущего. Новые вопросы и новые отве- ты, новые подходы. Вспоминается международ­ ная научная конференция в ГДР. Шел острый, заинтере­ сованный разговор-о традици­ ях и новаторстве, методе со­ ветской литературы, творче­ стве Шолохова и Леонова, Айтматова и Распутина. Ме- желайтиса и Астафьева! Работа в Высшей Педагоги­ ческой школе Эрфурта, кото­ рый называют городом цве­ тов. Плантации зреющих цве­ тов, семена которых расхо-. дятся по Германии, да, пожа­ луй, по всей Европе. Немец­ кие студенты привезли эти семена в Константиново, к До­ му поэта,, который 'рассказал им о «стране березового сит­ ца», о том, как «выткался на озере алый свет зари». Болгария. Стара-Загора. Болгарские учителя-слависты постигают мир бунинской и есенинской поэзии, соверша­ ют «заочные экскурсии» в Ас- тапоао. Ясную Поляну, Спас- ское-Лутовиново. Михайлов­ ское. Тарханы. Чехословакия. Преподава­ тели, студенты, учителя-руси­ сты размышляют о Базарове и Рахметове, Оводе и Дон- Кихоте, Есенине и Цветаевой. «Тихом Доне» и «Стране МV- равии». Одно ИЗ' неизгладимых впе­ чатлений и в Германии, и в Болгарии, и Чехословакии: ма­ газины «Советская книга». Да, именно книжные магазины, где- неожиданно много и обильно представлены русские авторы. Буквально вся наша отечественная классика. Ред­ кие и редчайшие изда.чия. Вот бы их в наши собственные магазины! Помиите некрасовское за­ ветное мечтание о «времеч­ ке», ко2да «мужик не Блюхе­ ра и не .милорда глупого» по­ несет с базара, а тех авторов, уроки и опыт которых «нам бы не худо с тобой пере- Встречаясь с учителями- практикамИ, библиотечными работниками, активистами об- . щества «Знание», часто слы- шншь негодующие сетования на то, что на местах так ухитряются распределять под­ писные издания, что -книги- новинки и классика оказы­ ваются отнюдь не у педаго­ гов. «Первыми» и «вторыми» лицами в обществе пока еще считаютея не они. Учителя- словесники лишаются возмож­ ности иметь художественные тексты, рекол{ендуемые про­ граммами школ, ОПТУ. Школь­ ные программы требуют зна­ ний современной литературы, предлагают произведения Аб­ рамова, Шукшина, Бондарева, Думбадзе, Мележа, Белова, Амиредж'иби, Быкова. Настоя­ тельно рекомендуются Булга­ ков, Платонов, Ахматова. Но есть ли их тексты у сельского учителя-словесника? Нелегко, даже драматично складываются подчас отноше­ ния читателя с книгой. Муд­ рый классик озаботился по сему поводу размышлением: «Если при столкновении книги с головой раздается пустой звук — то всегда ли виновата книга?» Как гармонизировать читательские контакты с кни-- гой, с миром прекрасного? Чтобы потребительство. «ве­ щизм», практицизм не убили, не опошлили чудные -мгновенья приобщения к высокому, веч­ ному. Магический кристалл поэзии укрепит, одухотворит .союз ума и сердца, чувства и разума. Бее новые и новые поколения любителей чтения трепетно осознают, как в( лс березонька стояла, хороши, как свежи были ро­ зы, как- склоняется до самого тына суриковская тонкая ря­ бина, как в саду горит есе иинокий костер -ряби-ны крас нон: взволнует их утро тул ное, утро седое, опечалит черний звон, порадует к< кольчик дар Балдая, откроет ся чистота и искренность биб лейского молитвенного поры­ ва купринского героя: «Да святится имя твое!». У нас в области много за­ мечательных мастеров педа- гопического труда. Липецк, Лебедянь. Задонск, Елец, Лев Толстой, Доброе, Усмаиь — перечень адресов передового опыта можно приумножить. Песта ндартные уроки словес­ ности, психологически моти­ вированное эстетическое воз­ действие. Сугубо -индивидуаль­ ное, самобытное осмысление нравственного, общественно­ го идеала, многообразия фи- лосх>фст<их, жанрово-стилевых решений '«вечных вопросов» (здесь и лермонтовская «странная любовь» к Отчизне, и тютчевское «Умом Россию не понять», и рубцовское: «С каждой избою -и тучею, с гро­ мом. гогоным упасть, чув­ ствую самую жгучую, самую смертную связь»). На уроки внеклассного чте­ ния -выносятся произведения, которые «возвращаются» к чи­ тателю журналами, .альмана­ хами. Как долго мы себя об­ крадывали! Письма Королен­ ко, «Несвоевременные мысли» М. Горького, «Окаянные дни» Бунина, новые материалы о Есенине, Мая'ковско.м, Замяти­ не, 1Полохове. Леонове, Пас­ тернаке, Пришвине. Нуждают­ ся в новом прочтении Блок, Брюсов, Фадеев, Паустов­ ский, Макаренко, Эренбург. То затухают, то вспыхивают с новой силой споры о соци­ алистическом реализме. Гово­ рят о новом качестве крити­ ческого реализма, ведут поле­ мику о «романтическом реа­ лизме», «символическом реа­ лизме», «реализме монумен­ тальном». Накаляется полеми- чесашй пафос споров о ленин­ ской теме в советской литера- Неисчерпаем эстетический потенциал, безграничны позна­ вательные и воспитательные возможност-н Леиинианы; ио день сегодняшний требует принципиально нового уровня ' прочтения, осмысления, ана­ лиза жанров прозы, поэзии, драматургии, публицистики. Получен ли ответ на вопрос Маяковского . о «близнецах- бцатьях»: «Кто более матери- истории ценен»? Поучителен ли сегодня «Разговор с товари­ щем Лениным»? Не звучат ли ложно-пафосно «патетические» акценты Н. Погодина? До­ статочно ли шагиняповских «Четырех уроков у Ленина»? Не внесли ля бурные, тревож­ ные события последних лет изменения в трактовки При­ лежаевой. Когпчеловой, Сарта- кова. Дангулова? .Как отно­ ситься к произведениям о Ле­ нине М. Шатрова, А. Солже­ ницына, В. Гроссмана, В. Со­ лоухина? Читая Ленина... Читая про­ изведения о Ленине... Пости­ гая Лениниану... Как избежать бескрылой однозначности, ог­ раниченности, прямолинейно- Мы еще только на пороге познания, осмысления, анали­ за того, что было, что опре­ деляло «могучее клубление сил», «неслыханные перемены, невиданные мятежи», судьбу России, «кровью умытой». За­ служивает переоценки илеха-. новское предостережение о ’ том, что в России еще не смо­ лото столько муки, чтобы «вы­ печь» хлеб социализма. Воз­ вращая из зарубежья имена и книги, вместе с собранием со­ чинений Бунина, мы вчитыва­ емся в его ожесточенные му­ кой сомнений и боли только что опубликованные «Окаян­ ные дни». Об Октябре и Ле­ нине откровенно и смело по­ вествует в своих дневниковых записях Пришвин. ■ Кто виноват? Кому на Ру­ си жить хорошо? Что делать? Вечные, «проклятые» вопросы ждут прямых, при,нцип,иал5- ных ответов. «Горе от ума», «доходное место», «унижен­ ные н оскорбленные» в наши дни, чреватые новыми Кара- бахами. Чернобылями, «пово­ ротами». День сегодняшний уже не удивишь покаяниями. Тем бо­ лее, когда кающиеся счита­ ют, что покаянием можно н ограничиться. Как говорится. оказано — сделано... Не при­ дут ли на-смену одним мифам другие мифы, с ложным клят­ венным обращением к соииа- л,нсти'1ескому, выбору, укомму- нистмчеокой перспективе? Выйдут ли наконец из тупика .общественные науки, вк-аючая литературоведение, ' критику, искусствознание? Валентин Распутин, может быть, с из лишней категоричностью зая вил: «Мало'Храмотная дере венская старуха сейчас к не тине ближе, чем профессор читающий общественные нау ки. Близко к тому, чтобы зать: ученье -- тьма...» Какую реальную помощь можно и должно оказать учи- Нужно наконец предоста­ вить учителю подлинную сво­ боду творческого поиска. Не изжиты еще случаи некомпе­ тентного вмешательства в учебный и воспитательный процесс, «указующих» перстов ретивых проверяющих. Недо­ пустимо также подгонять учи- таия 'ПОД шаблон очередной «новации». Следование той или иной методе ~ дело су­ губо индивидуальное. Необ- ' ходимы доверие к учителю, уважение его достоинства, не­ зависимости. Необходимо в конце концов должным образом обеспечить учителя, особенно сельского, художественной, учебной, на­ учно-популярной, методиче­ ской литературой. Особая забота -г- организа­ ция переподготовки, научно- методической помощи учите­ лю. Старый теоретический ба­ гаж — на переплавку! •Учи­ тель не можеть не учиться по­ стоянно, целенаправленно, эф­ фективно. А какова, реальная помощь ему? Знаете ли вы, в каких ■ условиях проводятся многие курсы повышения ква­ лификации? А между тем пустуют, ожидая заседаний, «круглый» залы... Лучшие ау­ дитории областного центра, го­ родов, районов надлежит пре­ доставить учителям, воспита­ телям, работникам культуры. Органы просвещения, ин­ ститут ’'усавершенствования- учителей нуждаются в кан- кретной помощи предприятий, трудовых коллективов, в соз­ дании достаточного фонда бу­ маги, необходимой для опер.ч- тив-ной издательской деятель­ ности. СвоевременпО: размно­ женные методнчеасис и теоре­ тические .рекомендации, учи­ тывающие ОПЫТ лучших педа­ гогов, помогут их коллегам правильно ориентироваться в «океане» ра!Знообрэзной ин­ формации, . полемики, «ратиче- ских о.ценок. переакцентиро- ...Школьный, звонок возвеща­ ет о новом урхже, о встрече с новой книгой. .Открытие мира продолжается. В. ШАХОВ. профессор; зав. кафедрой гуманизации учебного процесса Липецкого ИУУ, Письма о нравственности ч т о м ы ПОТЕРЯЛИ в последнее время в сред- ства.ч массовой информации широко днокутирустся пробле­ ма культуры и нравственности нашего общества. По выска- зынанням некоторых публнин- сто« ,.н обшгетвенных деяте­ лей. моральная деградация об­ щества прогресспрусг нс но дням, а 11^ ч.агам. Л адной !М причин :зтой прогрессии явля­ ется. якобы, бурно развиваю­ щаяся демократизация на­ шей страны. Так ли это? Проблема очень в.чжна и не- одно.чначна. особенно для мо- •чодого но.драстяющего поко- .чоиня, ПОЭТОМУ я хотел бы поделиться своими 'мыслями н сомнениями с читателями га- Олион из пажиейших при­ чин ДУХОВНОГО обнищании иа- от.1учение -ноден от церкшп происшедшее в нослсреволкши- онный период да п фактиче­ ски продолжающееся чуть лн не до наших дней. Нс хотелось бы спорить ПО поводу суще- гтвоваи'ия Бога, потому что -чкгбой человек решает эту нроб-чему для себя сам, в сво­ ей душе, полагаясь на свои убеждения и мировоззрение, но вот обсудить точки соприкос­ новения некоторых христиан­ ских догм с этикой человече­ ского поведения .хотелось бы. Заранее предупрежда», я ис ^ .знаток Библии, но такие дог­ мы, как 1пе убий, не укради, во.члюбн б.чнжнего своего, будь милосерден, знакомы всем. Так чем же эти поисти­ не нравственные жемчужины номсша.щ некоторым нашим 1ЮЛИТИЧССКПМ деятелям, от- ..чавшнм приказ в те далекие годы об уничтожении храмов, о репрессировании служите- • лей церкви, об издевательст­ вах (почти законных) над ве­ рой русских людей, которая существовала многими века­ ми? Сейчас это называют пе­ рехлестами, но я бы назвал это иначе — издевательством. Самым дорогим, чем пришлось пожертвовать многим рус­ ским людям, так это верой, возвышенными стремлениями к идеалу, то есть к Богу, Я понимаю, это мно1Лие в те далекие годы находились в СОСТОЯН1НН эйфории от долго­ жданной свободы, в короткие сроки ломались основы и ус­ тои, которые строились века­ ми, по всей стране провозгла­ шались лозунги типа: «Чело- век — хозяин и строитель своей судьбы, а партия — ру­ левой». Конечно же, много косного, застарелого приходи­ лось ломать, но вот зачем вместе со старым плохим унич­ тожалось исконное нравствен­ ное, — этого я понять не мо- .гу, да и многие наверное, то­ же. Есть , такая пословица: «Лес рубят — щепки летят», а не золотыми ли эти щепки стали для нашего общества? В Библии сказано, что на^ станет время, когда пойдет «отец на сына, а сын на от­ ца, а брат на брата». Таки.м временем, как мне кажется, была гражданская война, ког­ да в борьбе .за власть доходи­ ло и до родственных крово­ пролитий. А не было ли это первым предупреждением 'на­ шему обществу, кото'рое за­ ставляли отказываться от нравственных идеалов, пусть церковных,-но все-же идеалов? Нашему известному кино­ режиссеру Эльдару Рязанову на встрече в телецентре Ос­ танкино задали вопрос: «Ве­ рит ли он в бога?» На чдо он ответил: «Я принадлежу к по­ колению безбожников, но в какой-то мере сожалею об этом. Благодаря церкви, ее учению, я мог бы. еще в юнос­ ти познакомиться с гениаль­ ными работами художников, скз'льпторов, иконописцев, ва­ явших свои творения для хра­ мов. Я мог бы изучить. и по­ нять Библию, ведь это такой же литературный памятник, как и «Слово о полку Игоре- ве». Я мог бы прикоснуться к истории Руси, заггисанной в книгах многих церковных ле­ тописцев. Но в юности я это­ го был лишен, о чем очень сожалею». В ответе. Эльдара Рязанова обратите внимание на то, что он очень сожалеет, что не по­ знакомился со всём этим в юности. Я уверен, что в зрелые годы кинорежиссер постиг красоту церковных произведе­ ний, но он все же сожалеет, что не в юности. Ведь это по­ ра становления моральных и этических устоев, взглядов, принципов, а прекрасное этому сйособствует, как нельзя луч- Поймите меня правильно. Я не призываю никого ринуться сейчас в лоно религии, как это делают в наше время многие (мода, что ли, такая), я хочу, чтобы люди осознали, что (!)' мы потеряли за эти годы, и как сохранить те искры истиН- .40 .народной нравственности, наших ' ду- что еше тлеют н Годы перестройки очень многое дали иа1шей стране. Люди почувствовали себя дей­ ствительно свободными, порой даже не верится в такую сво­ боду. Говори что хочешь, ру­ гай кого хочешь, показывай свою незав,исимость вплоть до забастовок. Опять повторяет­ ся та же эйфория, что и пос­ ле 1917 года. Но хочется на­ помнить: люди, не переусерд­ ствуйте! Ломать - -не стро­ ить, дров мы уже наломали, щепки и по ссгодияннний день летят (золотые щепки), да­ вайте нозяботимся о сохране­ нии хорошего старого. Пусть молодежь видит, что мы уже не те подневольные тоталн- тарно,го прошлого, мы строи­ тели нравственного будущего. А для этого нужно все самое хорошее и чистое, что .есть в душе, отдавать людям. Пусть сейчас болын.ннство не верит ни в бога, та (это, наша беда), должны возродить свою куль туру, иначе нового обществ, мы не построим. Героем мно гих русских сказок является Иван-дура«. это в корне верно: не может быть дура­ ком тот, кто впоследствии оказывается умным. Так да­ вайте не забывать нашу вуго доброту и нравственность, даже если их догматирует церковь. Потому что доброта одна, кто бы нас этому н? уч.нл. Не будем 'Иванами-дура- ками, которые впоследствии все же умнеют. А. ЖАДОВ. Ш9М?Ктросваршик. ВСТЕРЧА В ЗВЕЗДНОМ ЗВЕЗДНЫЙ ГОРОДОК (Московская С1бласть), 29 августа. (Корр. ТАСС В. Хру­ стов). Экипаж шестой основ­ ной экспедиции А. Соловь­ ев и А. Баландин встрети­ лись сегодня со специали­ стами центра подготовки кос­ монавтов имени Ю. А. Га­ гарина, всеми,„^^то гото8н.'| и обеспечивал их полет. По традиции «родники» возложили цветы к '■памят­ нику Ю. А. Гагарину. Эате.м состоялся .митинг. Поблагодарив собравших­ ся за по:здрав:ления с ус­ пешным выполнением про­ граммы, А Со.7ювьев и А. Баландин рассказали об ито­ гах полета, подчеркнув боль­ шое народнохозяйственное значение многих экопери- . ментов. Б :эт10Т же день под пред­ седательством генерал-пол­ ковника В. Иванова состоя­ лось заседание государст­ венной комиссии, где были подведены итоги шестой ос­ новной ;экс.педиции на науч- но-исследователБском ком­ плексе «Мир». Отчет о ра­ боте на орбите сделали лет- чики-ксш’монавты СССР А, Соловьев и -А. Са.чандин. о к н о в М И Р ЛОТАР де МЕЗЬЕР (П ор тр ет премьер -министра ГД Р в вопросах и о тв ет ах ) Когда-то в немецких салонах про­ шлого популярной была игра в воп­ росы и ответы. Она как бы высвечи­ вала человека — его характер, ду- шуу представления о мире. ^ Еженедельник «Цайт» каждые семь дней опрашивает знаменитостей по традиции, которой уже больше — Что для вас самх>е большое несчастье? — Война. - Где бы вы хотели жить? — В Пруссии. — А что вы считаете самым настоящим земным счастьем? — Мир и музыку... — Кзкце оши'Гжи вы прощаете?'— Забыв­ чивость. ^ — Ваш любимый литературный герой? — — Ваш любимый персонаж в истории? — ' Марк Аврелий. — Ваша'лк»бимая героиня в жизни? — Мать-одяночка. — Ваша любимая героиня в поэзии? — Леон01ра («Фиделио»). — Ваш любимый художник? — Хиерони- — Ваш любимый композитор? — Воль­ фганг Амадей Моцарт, — Какие черты вы больше всего цените в мужчине? — Надежность. •— 'Какие черты вы больше всего цените в женщине? — Надежность. — Ваша любимая черта? — Прилежность. — Ваше любимое занятие? Игра на вио­ лончели. ■ — Кем или чем вы хотели бы стать? — Дирижером. — Ваша главная отличительная черта? — Верность. — Что вы больше всего цените в своих друзьях? — Теплоту и сердечность. — Ваша самая большая ошибка? — Не мо­ гу-сказать «нет». ■— Ваша, мечта о счастье? Трудно под! дается описанию. — Каким бы вы хотели быть? - Спокой- ФОТОИНФОРМАЦИЯ ЧЕХО-СЛОВАКИЯ. Выкормить и воспитать кенгуренка — задача не из легких. Ведь его, так же как и любого «бэби», кормить через каждые три часа молоком, все эти забо­ ты добровольно взяла на себя служащая зоопарка в городе Оломоуц, что в Северной Моравии, после того как мать-кен- гуру умерла сразу же после рождении детеныша. НА СНИМКЕ: по дороге из лома в :тоопарк кенгуренка помешают в сумку, отдаленно напоминающую «родной кар- Фото ЧТК-ТАСС. ПРИШЕЛЬЦЫ? АС-САЛЯМ АЛЕЙКУМ! Пос/1аниы далеких .зве.зд. внди.мо. приступают к расшире­ нию географии контактов на нашей планете. Одна из послед­ них встреч е землянами ■ироязошла у них в самом центре Египта. ... Тренируясь перед ответственными соревнованиями, моло- .той ма]1афонец из Лсь.чтта Абдель Керим Хассаиейн забежа.т далеко в пусп,шк). где и обнаружшт летающую та1релку. При виде трех Т|)ехглазых зеленых сушжтв в позолоченных одеж­ дах ме.(1ы<нула мысль — а,-не прибавить ли скорости? Одна­ ко луч,, прнпечатавищй Абдеяь Керима ,к месту, исключил возможность сто,ть..бесславной развязки уникального истори­ ческого события, .Опо|ртсмсна увлекли в 'инопла'нетный ко- раб.пь, пров.елн над 'ннм серию экспери.ментов и, забрав «на память» всю одежду, выпустили обратно в пустыню. Через неделю, он обнаружил,-что может, есть стекло и «прииимать» теле Н4)-а_диосш'налы... Подведение промежуточных итогов' комплексного изучения этого случая выли,тось в оживл,еп'ный научный диспут, «Верим!», — заявляет группа-естествоиспытателей во главе с руководите.чем сектора н ари Американского университета в Каире .Салахом Арафон. Ученые побьшаян на месте- проис­ шествия и обнаружили. что песок там подвергнут воздейст­ вию иеобычного, излучения. По мнению Арафы, космический аппарат случайно «наткнулся» на одинокого -бегуна в ходе съе.мок пустынной 'Поверх'1юсти. Наконец, еер'ьезны.м аргумен­ том в пользу рассказчика стало общее заключение .медиков о ею. нормальном психическом состоянии. «Не верим!» — .категоричны врачи Абдель Мохсен Юсри, Мухам.мед Шараф и Юсеф Фанк. «Козырь» первого оппонен­ та — не убедительная компьютерная томограмма головного мозга, второго — свидетельство об отсутствии влияния на ор­ ганизм радиации, третьего ,— химические анализы, согласно которым парень ничем не отличается от других... Словом, ажиотаж вокруг -встречи с пришельцами продолжа­ ется, идут споры. Если Абдель Керим докажет свою право­ ту, обязательно расскажем о нем подробней, К новому ин­ тервью с ним заготовлю диктофон, стекляиный лрафин и прч- — Ваш любимый цвет? — Синий. — Ваш любимый цветок? —- Азалия. — Ваша любимая птица? — Мали*новка, —- Ваш любимый писатель? — Гельдерлин. — Ваш любимый лирик? — Гете, — Ваш любимый современный герой? — Добровольцы-спасатели в Чернобыле? — Ваша любимая героиня из исторических времен?— Жаииа д’Арк. ^ — Ваши любимые имена? - Даниэль и — Что презираете вы больше всего? — Когда набиваются в друзья. • — Какие исторические персонажи вам боль­ ше всего неприятны? — Жаждущие власти. — Как^е в,оенные'достижения поражают вас больше всего? — Никакие. — Ка'кие реформы вас поражают больше всего? — Прусская административная ре- — Каким природным даром хотели бы вы обладать? — Добротой. —' Как вы хотели бы умереть? — Внезапно. — Ваше сегодняшнее духовное кредо? — Жить будущим. — Ваш девиз? — Решительность. В этом году Лотару де Мезьеру исполни­ лось 50 лет. Он родился э один день с Ми­ хаилом Сергеевичем Горбачевым — 2 марта — в Нордхаузене. Верующий христианин, му­ зыкант по образованию и юрист- по профес­ сии. в декабре прошлого года он был избран председателем ХДС ГДР и сразу включился в большую политику. Гово'рят, .что в прави­ тельстве страны он первая скрипка, но насто­ ящий инструмент ему в руки приходится, брать не часто. Разве только как патрону му­ зыкального праздника в Мекленбурге, кото­ рый родился совоем недавно. ДЕЛИ. «Лучше поздно, • никогда» — большие щиты такими призывами можно уви­ деть практически на всех ин­ дийских автомобильных доро­ гах. Напоминая эту знамени­ тую поговорку, власти стре­ мятся обуздать не в меру ре­ тивых водителей, постоянно нарушающих скоростной ре­ жим движения. Возможно, что именно эти слова и подтолкну- ли уже пожилого жителя ин­ дийской столицы Дипа на по­ ступок, который удивил здесь СО ВСЕХ КОНТИНЕНТОВ многих. Ов переслал' по почте в министерство железнодорож­ ного транспорта внушительную сумму денег. 8 сопроводитель­ ном письме Дип пояснил, что это плата за проезд в приго­ родных поездах, которыми он пользовался, работая в Бом­ бее... со дня завоевания Инди­ ей независимости в 1947 году. Все 43 года этот «заяц», дос­ тойный, по-видимому, занесе­ ния в «книгу рекордов Гинне­ са», ни разу не заплатил за билет, и ни разу не лопал в руки контролеров. Главной причиной безбилетного проез­ да в поездах Дип назвал не­ хватку денег в то время. «Теперь у меня есть воз­ можность расплатиться я моя совесть чиста», — сказал этот раскаявшийся индиец, отпра­ вив в адрес министерства сум­ му, в три раза превышающую ТУ, что он задолжал государ- ТОКИО.' Японский строи­ тельный концерн «Кадзима» объявил о планах сооружения 200-этажного небоскреба. Вы­ сотное здание будет пред­ ставлять собрй четырехярус- ную конструкцию; Каждый из первых трех ярусов, согласно замыслам архитекторов, обра­ зуется из трех соединенных между собой 5в-этажных ци­ линдрических башен. Послед­ ний ярус небоскреба будет со- стоят;ь лишь из одной подоб­ ной башни. При сооружении небоскреба намечается использовать стальные трубы большого ди­ аметра и высокопрочный . бе- РИМ. Постоянный рост сто­ имости жизни в Италии са­ мым непосредственным обра­ зом касается и средней школы. Если В прошлом году содер­ жание ученика обходилось его родителям ежемесячно в сред­ нем около 304 тысяч лир, то теперь эта ццфра, пишет римская «Темпе», превысит 340 тысяч. Столь заметная разница вы­ звана подорожанием на 10 проц. стоимости школьных учебников. «Мы, крнечно, по­ нимаем, что подобная новость никого не обрадует, однако ни­ чего не можем поделать, —* заявил журналистам предсе­ датель ассоциации издателей книг для школы Джорджо Виньятн. — Мы старались сделать все возможное для того, чтобы хоть как-то сдер­ живать цены, но это оказалось выше сил». Исходя из этого объяснения, можно подумать, что издате­ ли находятся в весьма тяже­ лом финансовом , положении и просто вынуждены, «скрепя сердце», повышать цены на учебники. Но их дела обстоят далеко не так. Выпуск учеб­ ной литературы, которым в Италии занимаются, как пра­ вило, крупные специализиро­ ванные издательства, является одним из «анболее прибыль­ ных в отрасли. 7Н), О Н И О в Ш И Р

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz