Ленинское знамя. 1990 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1990 г. (г. Липецк)

ав гу с т а 1 Ш г., #8 200 (18 797) Л Е НИНСКОЕ ЗНАМЯ Как быть с Татьяной Лариной? I Имена героев известны I Зритель уходит довольным Полемические заметки ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ: ТУПИКИ ИЛИ ГОРИЗОНТЫ? «Ленмнское знамя» уже не раз выступало по дискуссион­ ным вопросам культуры, воспитания, образования. Отклики вызвали материалы литературно-краеведческого характера, публикации о рол» книги в духовном мире нашего совре­ менника. ' Сегодня своими размышлениями о современном уроке ли­ тературы, специфике преподавания предмета в школах де­ лится профессор В. В. Шахов, 'зав. кафедрой гуманизации учебного процесса института усовершенствования учителей. Естественно, эстетическое йОсгГитание, литературное образо­ вание сегодня нельзя отделять от того, чем живут наше об­ щество, наша школа в ^бурное и противоречивое время. В этой взаимосвязи « рассматривает тему автор, полемически заостряя ее. Перестройка, революцион­ ное обновление государства... В какой степени захватили они школу? Ведь все чаше и настойчивее говорят о ее кри­ зисе, о тупике, в котором оказалось народное просве­ щение. Хотя в экспериментах', . постановлениях н приказах нет недостатка. Резонен вопрос: не окажем­ ся ЛИ'мы в очередной раз жертвами собственной дема­ гогия?? Не раззудится ли бю­ рократическое плечо при оче-' редном кличе: «догнать и пе­ регнать»? Сколько уже раз , являли миру «почины», «кам-; пании»! Несколько лет назад нака­ тила, к примеру; волна пере- . именований пединститутов в университеты. И что' же? От высочайшего переименования местные доходяги -- вузы, ютившиеся нередко ‘В допотоп­ ных развалюхах, ймеешие’ пе­ щерных времен оборудование, 'храмами науки отнюдь не'ста­ ли. А ■ шумно разреклам'йро'- ва.нные и-украсившие отчеты< университеты культуры, ' на­ родные университеты, универ­ ситеты знаний? Или всяческие там, якобы, академии,! тоже, якобы, народные и повсемест­ ные? Убогость материальной базы, «остаточность». равно­ душие власть и дефициты иму ­ щих свели на- нет добрые ини­ циативы, даже скомпромети­ ровали их. Не произойдет ли нечто по­ добное с лицеями? Ведь «пре­ образование» школ в лицеи уже началось, и не без обы­ вательского ажиотажа. Обновленные Советы долж ны, наконец, взять в св( ки дело образования, воспи­ тания подрастающего поколе- . иня. Школам, библиотекам необходимо предоставить нуж­ ное количество художествен ' ной, научной, методической литературы, необходимое обо­ рудование. |Но главное все-таки в дру­ гой плоскости: в профеосио- нальном мастерстве учителя, педагога. В личности, индиви­ дуальности Учители.. . ВозьмемТОГО! же учителя «изящной словесности»,' Пожа­ луй, о преподавании литера­ туры и предметов эстетиче­ ского цикла сегодня вскипают ‘•■'Самые острые споры. • 'Г Мшгое ныне начисто отвер­ гается. Но что остается вза- '■'мен отрицаемого? Как отно­ ситься к классике? К отража­ емым на художественных по­ лотнах историческим событи­ ям? К героям и антигероям нашего и предшествующего нашему времени? Как осмыс­ ливать современный литера­ турный и идеологический про­ цесс. все эти «белые пятна», «возвращенные имена»? • Александр Твардовский. '- ■размыпгляя о литературе в г'шшоле («Преподавание лите- ‘.ратуры — творческое дело»), . заявлял: «Я отдаю себе отчет в том, что уроки литературы — это не часы развлечения и отдыха. Поскольку литерату­ ра становится предметом, изу­ чаемым в школе, она стано­ вится. предметом иауки, а на­ ука, как известно, требует и необходимого усилия, и изве­ стного понуждения, и, глав­ ное, известно 1 ГО плана и систе­ мы. Нет, это не часы развле­ чения и отдыха от других на­ ук, но это, как мне кажется, — и, может быть, это мое представление подтвердили бы некоторые практики-педа­ гоги, -— эти часы должны быть часами воодушевления, эмо­ ционального подъема и, я да­ же позволил бы себе такое примерно выражение, нравст­ венного прозрения». Практика лучших учителей (укажем здесь и на . получив­ ший признание «липецкий опыт») показывает, что уроки литературы становятся урока­ ми жизни, уроками человеко­ ведения, народознания, прй- обшения к прекрасному, доб­ рому, вечному. Но что греха таить: тира­ жируется и другое. и1аблоны, схоластика, демагогия. Пло­ хую (порой поистине «мед­ вежью») услугу нередко ша- зывают учителю псевдотеоре- тические и псевдомстодические трактаты и разработки. В них Пушкин с Грибоедовым «би­ чуют крепостничество»; Лер­ монтов только и делает, что «враждует» с землей и небом: Гоголь II Тургенев «разобла­ чают» и «обличают»: Толстой «епыв-ает уж коли дело дохбдйт до 'со: циалистического реализма, то здесь. Горький основополагает, Шолохов «утверждает», .Мая­ ковский «воспевает», Твардов­ ский «приветствует» п так да­ лее. В'ульгарная социология вперемежку с методическими -штампами. От «изящной сло­ весности» остаются рожки да ножки. Безотлагательного решения тоебуют проблемы содержа­ ния, а также характера лите­ ратурного образования в шко­ ле. Как переключить огром­ ный, поистине необозримый материал художественной ли­ тературы в реальную .практи­ ку школы, в строгие пределы учебных .разделов е учетом возрастных особенностей уча­ щихся и нормативов времени, определенных в программах отдельных дисциплин, в об­ щей системе средней школы? Стали постоянными сетова­ ния на отсутствие стабиль­ ных типовых, программ, ста­ бильных 'учебников. Но поду­ маем: нужны ли вообще ста­ бильные' учебники, да н ста­ бильные програ1М!мы по лите­ ратуре? Ра;гве можно «уло- ЖИТЬ» на двух—трех страии- цах «Войну..и мир»,. «Тихий Дон», «Василия. Теркина»? Разве можно па десякж лет «стабильно» - отштамповать пять—шесть страниц о Досто­ евском, Некрасове, Есейине? Движение жизни определя­ ет наш .подход к клаесяке, к общечеловеческим ценностям. Никто не забыт «БЕЗ ВЕСТИ ПРОПАВШИЕ...» Чем даль'П!^ в -ие- юрию Велмкая' 'Отетестие-н- ная война, те.м больше от­ крываются ее бе-звестные страницы. Из ' многих уро­ женцев нашего края, ушед­ ших в .те грозные годы на ' фронт, домой не вернулись 115 тысяч 46 человек. 50 тысяч 2.34 из ‘НИХ числятся ■как «пропавшие без вести...» Июль 1941 года. Гитле- ровокпе оккупанты органи.зо- вали у дерев‘ни Маскжовши- '■ на близ Минска .'шгерь для ■ советских военнопленных,. ■' нолучивтий название «Шта-1 лаг-352». Режим «лагеря» был .направлен на системаягн-;. ческое истребление совет­ ских .людей со;зданными там невероятно трудными усло- В1]ямн. Оставшиеся в мень­ шинстве в живых, узники-, лагеря овидете.льств1оваЛИ5!,1... «Помещения, в которых' . .. .мы были . размещен-ьц пред­ ставляли собой два '-темных полуразруш-ившихся сарая, и.менуемых немцами барака­ ми № 21 .и 22. Из отверстий сверху ,в сараи врывался ..страшный хо.лод. Они же . , служили источником ' днёй- __ ^ного света. Не было отоп,ле- ния, пол был вемляшй . В ятцх сараях бынГа ’1(Цут.кая грязь, вонь 1И 'гемнотш Не- - .^вероятный холод ',х-Ковывал - -^'.тощенных и измученных ■щиадей. Вода » бараке со­ вершенно отсутствовала. Лю­ ди . '.^ и р а ли щдютанпый с гря-йло снег и уто.ляли жаж- ■ .А.—■ ■ При одноразовом питании суточный рацион состоял из 100—200 граммов хлеба, содержащего .. наполовииу -древесные опилки. 750 грам­ мов Т€плой«воды с .примесью картофелыны'х очисток, гни- .к>го картофеля или затхлой ' муки. Это №!зывало желу­ дочно-кишечные заболева- '■ ния. истощение, голод. В то же .время фашисты принуж­ дали «.ленников работать ио '1'1 16 часов, в сутки Смертность ОТ'голода, .холо­ да. изнурительной работы была очень высокой: на про­ тяжении трех лет существо­ вания лагеря, с июля 1941 года по июль 1944, а - нем бр1ло уничтожено 80 тысяч ' советских военнопленных. ...В память о них у входа на братское кладбище в Маскжовщине в 1952 году ,сооружен архитектурный знак с. текстом по-белорус- оки: «СучасШк! 1 пато.-ик! Сх!,л1це галовы. Тут спяць вечным сном тыя.’ хто не стау на кале.н1 п ^ а д вора- га-м». У подн'ожиш"'чнака го­ рит Вечный огонь. Усилиями Белор.усского государственного музея соб­ раны и экспонируются де ревянные, 1Юдков.анные ме , таллом КОЛО.ДКИ, шинель уз !и-ика, жив в -Минске сбежав шшй из лагеря бывший уз НИН И. М. Федоров. Но не толыко память об этом жива. В обл-военкомат поступил список с фамилия­ ми и адресами узников конц­ лагеря, погибших в те годы. Вот они, безвестные доныне ВаЙрбвских Леонид, Хво- ростянский сельсовет. Даты гибели нет. Бессонов Иван Иванович. 1902 г.. Липецкий район, де­ ревня Стеденка (?), 3.2.42, Болдов Константин Федо- сеевич, 1902.. Добринский район, совхаз Петровский, Борзых Петр Осипович, 1909 г., Усманский район, село Деминевко (?), 2.2.42. Боро>в«ов Митрофан 'Сер- геевн-ч, 1901 г.. Липецкий район, погиб 17.12.41. Власов Нико.лай Сергее­ вич. 1921 г.. Водольяи'ов- окий (Задонский) район, се ­ ло Сиияевка, погиб 11.5.42. Глотов Василий. 1906 г., Усманский район, деревня Демиш.ково, 26.5.42 г. Зайцев Петр Николаевич, 1912 г.. Хлевенский район. Куринский сельский Совет, 17,12.41 г. Решающее слово,- принадле­ жит .здесь учителю. Именно учителю. Ключевая роль учи- теля-словеСника в обра.чова- нйи и воспитании -новых поко- •тений начинает все шире осознаваться нашей общест­ венностью. Чингиз Айтматов рассказы­ вает: «Вспоминаю, каким был учитель в МОН школьные го­ ды — фигура зцачительная по большому счету, уважаемый .человек — мудрец, номощник, советчик, его мнение стано­ вилось главным не только вопросах обучения и .всзспита обращались, когда нужно бы ;ло решить серьезную жизнен ную проблему. Не боюсь ска­ зать — это был сноегс) рода культ,- Дз'мается, что всем ■нам'Надо хорошо подумать о -•том,- как во.зродить непререка­ емый авторитет учителя». Многое предстоит нам воз­ родить, пересмотреть; переос' мыслить. Сколько мы ругали старую школу! Между тем, почитайте хрестоматии,- учеб­ ные сборники, -книги для наро­ да, книги для дегекого чтения, изданные в минувшем столе­ тии и начале нашего века! Чтение будет весьма поучи­ тельным. В Спас-Клепнковском на чаЛьном четырехклассном учи­ лище Сергей Есенин в детстве имел возможность читать боль­ ше книг по древнерусской литературе, чем- студенты годня.шних филфаков. Как уж н'И ругали ста-{ ную школу аа зубрежку! Ру гали, ругали, а сами ,межд тем забросили выразительное чтение, красноречие, зацомина ние наизусть. Сегодня не ред кость, .выпускник литфа.ка, с мучительной напряженностью припоминающий хрестоматий­ ную строфу, с недоумением воспринимающий предложе­ ние -прочитать наизусть из ли­ рики Боратынского, Тютчева, Фета', Су)1ИКовя. Полонского. 1!ндсона, Ахматовой. Рубцова Что такое литература в ш-коле - - йШусетво •иди науч­ ная лиоцшыина? Учебный предмет или вид - иску'сства? ■ Или же синточ того и друго- Одно из современных ново- - введений — школьный курс «Мировая. художественная культура». Как соотнести этот но-вый учебный курс 'с урока­ ми литературы? , Учителя-гуманитария— под­ стерегает много опасностей, ророжденных, не сдавшими еще позиций вульгарным социоло­ гизмом, вульгарным атеизмом и формализмом. Новое дыха­ ние -обрел и нигили.эм, пред­ почитающий все разрушить в очередной -раз «до основанья, а затем...». Нигилисты в.ека минувшего -чинили скорую рас- пра_ву с Пушкиным, «чистым искусством*. В скандально из­ вестной футуристической «По­ щечине общественному вку­ су» -провозглашалось: «Только мы —■ лицо нашего времени... Прошлое тесно. Академия и Пушкин — непонятнее иеро- гли-фо-в. Бросить Пушкина, До- .(.ф-гревского. Толстого и -лроч., и проч., с парохода современ­ ности». Современные -нигили­ сты тоже не скупятся на по­ щечины и оплеухи. С корабля перестройки сбрасываются Чернышевский, Некрасов, Гооыкий. Предлагается ис­ ключить из школьной про­ граммы «Что ^телать?», «Мать», «Как закалялась сталь», «Поднятую целину», «Хорошо!», «Владимир Ильич Ленин». Нигилисты-«нвваторы» пред­ лагают подвергнуть сомнению и отрицанию многие -истори­ ческие, нравственные и худо­ жественные ценности. Не заб­ лудился ли по старости лет Иван Сусанин, которого счи­ тают -национальным героем? Не наивен ли Карамзин с его «Бедной Лизой», сентимен­ тальным убеждением, что и .«крестьянки любить умеют»? Не ухмыльнутся ли нонеш-кие акселераты над Татьяной Л а­ риной. убежденной: «Я друго­ му отдана и буду век • ему верна»? Имеет ли смысл «об­ щаться» с Гришей Доброскло: новым, Рахмет-овым, всеми' этими «новыми людьми», «на- род-ным-и заступниками»? Па- вел Власов, Находка. Нилов­ на, Павка Корчагин, Давыдов, Нагульнов... Н-е распрощаться ли, с ними современному школьнику? (Окончание следует). В. ШАХОВ, профессор, доктор филологических наук. Климов Николай Ст-рато- нович. 1916 г.. Хлевенский район, деревея Ворон-Ло:зов- ка, погиб. Клопов Иван Иванович. 1912 Т.. Хворостянский рай- ^ 1 1 Ивановка. Корчагин Иван Василье­ вич, 1921 г., Дря.зг.и1нский район, деревня Куликово (Ус.манс«ий район). погиб 22.2.42 г. ' Ногтев Василий Пе-тро- вич'-- ЛШ.ро'кга;,--чгДйбрннцкиц ^ район, село 'Среднее,: 12.4.42'. ПлШикбв Т. А., 1908 г.. Гря1зинский район, деревня Твлюевка. 21,2. 42 г. Рол,дугин Иван Никито­ вич., 1892 г., Водопьянюв- ский (Задонский), д. Ка.гш- нино. Погиб 12.11.41 г. Селюгин Герасим Денисо­ вич, 1910 г.. Дрязгинский (Усманский) район. Кара­ мышевский сельский Совет, погиб 12.12,41 г. ■Форофонов Кузьма Ми- хай.г|'овиЧ, 1902 г., г. .Ли­ пецк, погиб 15.11.41 г. Фурсов Иван Григорье­ вич, 1913 г., Добровокий райош, -погиб 15.11.71 г. Шабанов Семей Иванович. 1908 г., Грязинсжий район, деревня Илеханово, 4.2.42 г. Яньшин П. Я., 1906 г., Усманский район, село Го­ родок, 27.4.42 ‘Г. Ярославцев Н. И. 1919 г.. Усманский .район, деревня Девицы, 20.2.42 ,г. Это первый описок, -полу- чеиный нами от бел-орусских краеведов, ученых, поиско- ВИ 1 К 01 В... Работа будет иро- до.джена. Список этот ра;ю- слан нами -в военкоматы для поиска родственнков но- ги-б-ших, занесения их в Кни­ ги памяти, увековечения слав.ных имен. Этим мы от­ благодарим скромный под­ виг краеведов. О. ШАГУНОВ, офицер облвоенкомата. Новый кино'геатр «Октябрь» удачно вписался « облик го­ рода. В его вместительных залах побывали уже тысячи лип­ чан и гостей города. Работа со зрителем, информация о но­ вых фильмах, организация встреч с работниками киноинду­ стрии во :многом будет способствовать популярносги кино­ театра у липчан. Ведет ее методист Ирина Тельиова. НА СНИМКЕ: И. Тельнова. Фото Л. ШУРОВА. О К Н О в М И Р ФОТОИНФОРМАЦИЯ Этот «авиаконфуз» можно лицезреть в Базельском аэро­ порту «Мюльхауз».. Впрочем, его авторы объясняют засня­ тое не вполне ординарно. Они говорят, что данный ,ангар был построен несколько деся­ тилетий назад и был предназ­ начен для самелетов того вре­ мени, торчащий хвост совре­ менного авиалайнера подчер­ кивает, по мнению авторов композиции, прогресс авиа­ ционной техники... Фото Кейстоя—ТАСС. СО ВСЕХ КОНТИНЕНТОВ СОФИЯ. Представители МВД Болгарии сообщили о , некоторых подробностях на­ падения экстремистов на зда­ ние^ высшего совета Болгар­ ской соцлартии в столице, со­ вершенного минувшей ночью. Были задержаны 46 человек, в отношении 39 ведется след­ ствие по обвинению в сопро­ тивлении представителям вла­ стей, хулиганстве и поджоге. У большинства из них найде­ ны вещи, вынесенные ими из партийного дома. Почти все они ранее судимы. БУХАРЕСТ. Сегодня более 30 цехов и служб крупнейше­ го румынского машинострои­ тельного завода «Тракторул» в городе Брашов объявили за­ бастовку. Возглавляемые за­ водским профсоюзом «спра­ ведливость и братство» рабо- ; чие требуют, чтобы для «б- I суждения накпнившихсй проб- I лем к ним прибыл премьер- I министр) страны Петре Роман. I ВАШИНГТОН. Пре.1ндент I США Джордж Буш заявил, I что не видят особых шансов ; на урегулирование кризиса в I Персидском заливе-путем дип- I поматических усилий, но ио- I желал успеха генеральному : секретарю ООН Хавьеру Пе- I ресу де Куэльяру в его ' по- 1 пытках добиться успеха на ! этом направлении. И СНОВА СОКРОВИЩА ВЕРЫ ПАРХОМЕНКО Около полуго,да прошло с того момента, когда в одном из даитральных банков югос.чавской столицы перед мно­ гочисленными официальными лица.ми и журналистами оыл :в.скрыт личный .сейф умершей жительвицы Белгра­ да, дочери русских эмигрантов Веры Пархоменко. Епщ задолго до этого события в средствах массовой информа­ ции -как в Югославии, так и .за рубежом стали появ.чять- ся .материалы, в которых с большой до»чей вероятности предполагалось, что в Югославии находится часть 'сокро­ вищ (среди Н.ИХ и 1К,рест Петра В©.т]-1!кого) тюследнего рус­ ского царя. Из-вестие о том, что в сейфе белградского банка хранятся ценности, принадлежащие семье русских эмигрантов, укрепи'ло мнение журналистов, что имен'но Вера Пархо-менко - храните .шница’драгоцеинос.тей фами­ лии Романовых. И каково же было всеобщее разочарова­ ние, когда это утверждение опровергли эксперты, а ' нас­ ледство - поскольку никто не доказал своих :за1Конных прав — по решению суда-перешло в' собственность рай- Сона Белграда Старый город, где проживала В. Пархоме.н- Казалось, на этом.мояшо было бы и поставить точку, однако до сих пор многие детали этой -истории остают­ ся невыясненными. Наяример, никто точно не знает, во сколько специальная комиссия оценила состояние Веры Пархоменко или как обстоит дело с ее родственниками, живущими сегодня в Тбилиси, адвокаты которых приез­ жали 'В мае этого года и Белград. А недавно-газета «По­ литика» опубликовала информацию из американского журнала «Ста.р», в которой говорится, что сокровища В Пархомеико оцениваются в 2,2 миллиона долларов! Н материале приводятся данные, что, например, на аукци­ оне крест с 15 ■брнжпианта.м и мог бы стоить 300 ттысяч долларов, диадема из сапфиров и алмазов и брошь -в виде цве.т«а с драгоценными камнями -- по 200 тысяч до,IIларов каждая. На'вопрос газеты «Политика», когда же будет офици­ ально названа сум.ма наследства Веры Пархоменко, пред­ седатель скупщины района Старый город А: Аврамович .ответил, что материалы комиссии скоро будут пере.даны членаим Исполнительного совета, а что касается оценки наследства, то, по его словам, она .не -.превьшает суммы в !0О тысяч дол.паров. .Л. Аврамович также подтвердил, что существует :шпрос о во.зобновлении судебного про­ цесса о наследстве В. Пархомен.ко. ю. ВАТУрта. БА Р РИ К А ДЫ БУ ДУ Т СНЕСЕНЫ ОГТАВА. 28 а,нгуста (ТАСС). Вооруженное проти­ востояние. йндейц<ев властям на баррика.тлх .под Монреа­ лем. державшее в наяряжении ■ Киняду в течение почти семи иедель. .Я|рибл1ижайтся к фина­ лу. На ярвсс-конференцли в О'пйвй .начальник штаба на- Дословно циональной обороны' Канады | генерал Джон де Шасгелей.н ] сообщил, что устроенные на | дорогах баррикады будут сне-1 сены. Он призвал индейцев уйти мирно, подчеркну,в. что с чисто военной точки зрения операция нс сосгашп больпю- Г-ЖА БХУ1Т0: «ДИКТАТОРЫ ВСЕГДА СВЕРГАЮТ ДЕМОКРАТОВ» (Взгляд газеты «Дейли телеграс|э») «Г-жа Бена-зир Бхутто, отстранеи-пая с поста премьер-.министра Пакистана, счи.та- ет, что стала жертвой почти неприкрытого военнсго переворота. В интервью 8 своем 1Щ.\те в Карачи г-жа Бхутто :щявила, что пре.зндент Г. И, Хан сместшл ее толг.ко потому, что многочис­ ленная и безответственная верхушка воен­ ной разведки не гк:тавила ему никакого вы- «Ему с.:ка;-!али; Либо ты уберешь ее, ли­ бо этим займемся мы, И он решил, что для страны будет лучше, если это где.чает он», - подчеркнула г-жа Бхутто. 20-месячное нребываиие г-жи Бхутто на посту 1пре.мьер-Министра, с. тех пор, как ее . партия завоевала на .выборах в 1988 году наибольшее число мест, .котя и не по.фучи- ла абсолютного большинства, о.'ннаменова- лось разногласиями .между ней, с одной стороны, и .как 11ре;зидентом, так и армией - е другой. 0.на пыталась провести различие между са.мой армией, которую она все еще на:1Ы- вает высоко профессиональной, и военной разведкой, которую она характеризует как врага демократии в Пакистане. Она считает, что -в,оенная .разведка ве­ ла кам-панию клеветы против ее правитель­ ства и родственников, передавая пре.зиден- ту секретные сообщения о критикой в ее адрес и .знако.мя пакистанских н^урпалис- 3 со спекулятивными антиправительст­ венным материалами. По словам г-жи Бхутто, журналистов проин- .формировали о роспуске ее правительства еще до того, .как президент решил его рас­ пустить. «Они отравляют сознание прези­ дента рассказами о коррупции. Но я ни­ когда не списывала займов в пользу своих родс;тве(нн!Ико.в или сторонников, как они утверждают». Я заяки.яа и.м: «Коли у ва<‘ есть дока^ ■:.гательства, дайте лам взглянуть на них. Но они ничего не предоставили. Диктато­ ры всегда свергают Де.мократов, обвиняя н'х в коррупции. Это не случайное совпа­ дение. что указ о моем увольнении был со­ ставлен в юридическом . отделе штаба ар­ мии. - Мой дом и секретариат; -в Исламаба­ де были оцеплены солдатами. Войска вця- ли под контроль теле- и радиостанции, Бы- .40 введено чрезвычайное положение и при-, остановлено дело осуществления прав че­ ловека. которое -МЫ старались утвердить. Это. по существу, военный переворот». Г-жа Бхутто, которая казалась удиви­ тельно спокойной, сомневается в том. что новые выборы будут проведены 24 октяб­ ря. как было обещано. Она теперь опаса­ ется за свою бе,зопасность, а также за бе- .юпасность своих родственников и сторон-' .ников. Г-жа Бхутто призвала оказать' междуна­ родное' давление, чтобы заставить прези­ дента . провести выборы в соответствии с планами. Она сказала: «Это напоминает мне то, что произошло в 1977 году, когда было свергнуто правительство моего отца. В то время генерал Зия-уль-Хак обещал провести выборы в течение 90 дней. Но, когда стало ясно, что мой отец победит на них, выборы стали постоянно откладывать­ ся. Они состояЛ'ись лишь в 1985 году. Зия- уль-Хак находился у власти 11 лет, и, ес­ ли бы не вмешалась судьба, он оставался бы у власти еще И лет. Я боюсь, что именно это произойдет еще раз. Мы ба- чансируем сейчас между демократией и диктатурой. Если голосование будет беспристрастным, ■МЫ одержим победу. Но, если этого не произойдет, Пакистан, как я предвижу, ожидают мрачные и опасные-дни»’ (Пресс-бюро ТАСС) О К Н О в М И Р

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz