Ленинское знамя. 1990 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1990 г. (г. Липецк)

!7 августа 1990 г., № 192 (18 789) Л Е НИНСКО Е ЗНАМЯ Зрители— довольны Т Читальные залы без читателей I Идет регистрация газет и журналов Гастроли Риж ского театра оперетты ОПРАВДАВШИЕСЯ ОЖИДАНИЯ «Моя прекрасная леди», «Цыганская любовь», «Мари- ца», «Мадам Фавар» — хорошо знакомые всем любителям музыкального театра названия. Этими спектаклями начал гастроли 8 Липецке Рижский государственный театр оперет- Хотя двадцать лет назад театр и гастролировал в на­ шем городе, для большей ча­ сти и труппы, и зрителей се­ годняшняя встреча — первая. Но не только поэтому гастро­ ли ожидались с большим ин­ тересом даже при некоторой избаловаиност1И липчан опе­ реттой в последние годы.-Те, атральные коллективы Балтики славятся высокой сценической культурой. Рижская оперетта также имеет неплохую репу­ тацию. Ориентируясь на первые впечатления, выскажу мнение, что театр в целом подтверж­ дает ее (яри всём том, что в каждой из постановок, есте­ ственно, можно обнаружить в . разных соотношениях и до­ стижения, и просчеты). Для открытия гастролей те-^ атр избрал «Мою прекрасную леди» Ф. Лоу. Обычно первым шагом коллектива на гастро­ лях Я1вляется стремление предъявить , свою «визитную 'карточку». Трудно сказать, чем обусловлен выбор рижан, но на такую роль их спектакль, конечно же, не претендует: с.тпшком, широко рэпертуарен этот мюзикл, слишком мало­ вероятны здесь какие-либо сценические открытия. Выска­ жу лишь догадку. Открывая гастроли вполне рядовым, но очень добротным, ладно скро-,: енным. цельным И . спектаклем, теа_>т}х;,«йеиро заявлял о своем общем бла^: гоцолучин и хорошем уро1вне. Ведь реноме коллектива во многом зависит как раз от : таких рядовых постановок. Что ж, если это так, то ри­ жане. несомненно, цели доби­ лись. Далеко не все возмож­ ности театра были выявлены в этой постановке, но о мно­ гих было заявлено. Первое, чему зритель отдал должное, .это уверенная и качественная игра оркестра. Тем паче, как выяснилось, в этот вечер за пульт впервые стал и уверен­ но, без робости провел спек­ такль молодой дирижер Ха- ралд Барзлыиьш. Приятно отметить, что те­ атр последовательно развива­ ет музыкальную драматургию сочинения, почти не купируя оригинальную партитуру. Бы- .10 заметно, что сценическое действие ориентируется имен­ но ИГ) Vу.и^к;^.тьно■др,■^мзтурп^- чсскув! основу. рсжиос\ра (нар. арт. ЛССР А. Кац) про­ никнута четким замыслом, а актеры умело воплощают его, радуя органичной игрой, а в ряде случаев — и неплохими вокальными данными. Удачны сценография и костюмы. Раз-, ве что с двумя оговорками. Вочпервых, декорации показа­ лись мне слишком условными, что в наше время воспринима­ ется уже несколько архаич­ ным. Кроме того, плохо .смот­ релись и заметно оковывали сценическое движение, в осо­ бенности балета, громоздкие конструкции в виде помоста. В. первом же спектакле ри­ жан публика отметила для себя ряд актерских индивиду­ альностей. Некоторые исподни-1 тели сделали серьтоную' заяв­ ку на успех у липецких зри­ телей. В особенности это от­ носится к Альбине Кожиковой и Альфреду Озерову — основ­ ным героине и комику риж­ ской труппы. Но главным достижением постановки следует признать создание подлинного сцениче­ ского ансамбля. Сохраняя ос­ новную сюжетную канву пье­ сы Б. Шоу «Пигмалион», кото­ рая легла в основу мюзикла, либреп-ист А. Кернер придал сценическому действию боль­ шую дробность (спектакль со­ стоит .почти из двух десятков непрерывно сменяющихся кар­ тин),. Авторы мюзикла разво­ рачивают и наглядно показы­ вают то, о чем у Щоу гово­ рилось лишь вскользь; будни квартала бедноты, жизнь выс­ шего общества, триумф Эли­ зы. И здесь режиссер сумел максимально использовать пла­ стическую выразительность всей группы, включая хор и балет. Особенно обратили на себя внимание тщательно от­ деланные хоровые сцены. Во всем спектакле явно просмат­ ривался упругий ритм, то, что в театре любят называть «скрытой пружиной». О том' как это важно, говорит опыт — увы, на сей раз неудачный, следующего показанного ри­ жанами спектакля — «Цыган­ ская любовь» Ф. Легара. Эта постановка Рижского театра — яркий пример на тему разлада .между .музыкой и сценическим действием. А ведь все так хорошо начина­ ется... Душа радуется при первых звуках увертюры, за­ мечательно иеполияемон те­ атральным оркестром (.шри жер Грягбрий Гинзбург). В воздухе запахло благородным ароматом романтической опе­ ры, тем более, что партитура СОЧШШНИЯ дает к тому все основания: музыкальная Араматургия сквозная, с тща­ тельно разоаботанными ария­ ми, ансамблями, развернуты­ ми финалами, истинно «01перо- образяа». Но этот дух разве- ивается^■как дым, при первом же сопрякосновении музыкаль­ ной драматургии и сценическо­ го действия. На сцене — эта­ кая эклектичная смесь на картонно-муляжных сцен, при­ митивности чувств и поведения странно мечущихся и не на­ ходящих, себе пристанища ге­ роев. Режиссер спектакля Г. Гайлитис ни в малой сте­ пени не нашел нити постанов^ ки, не сумел применить к ней ни оперной, ни опереточной эстетики. В спектакле заняты отличные мастера сцены, но, прав()^ их,^л:тан(>вн1ся^ ибо только фантазия з^та'в4~' ляет нас домысливать истин­ ную содержательность творе­ ния Легара. Не радуют и хор с балетом: их равнодушное, отстраненное участие никак не придает художественности этому странному действию. Уже стало обычным упоми­ нание о несовершенстве либ­ ретто венских оперетт. Пусть это так, но вряд ля новое либретто советских драматур­ гов Е. Шатуновского, В. Ва­ лентинова и С. Христовского 'можно назвать- чем-то прин- ципиалыго лучшим, нежели оригинальная / драматургиче­ ская основа ^Цыганской люб­ ви». Не в. бессодержательно­ сти и неуклюжести ли этой редакции гнездятся многие режиссерские просчеты спек­ такля? - Зато порадовала в поста- : новке заслуженного деятеля искусств ЛССР К. Памше «Марица». В основу спектак­ ля положены и целостная ори­ гинальная партитура, и ори гинальное же либретто. Внди МО, это и задало тон всей становке, в которой явно ^ дывалось стремление найти точные, убедительные мотиви­ ровки -сценического поведения героев и решительно уйти от исполнительских штампов и вульгарного социологазма. Буквально на всем — режис­ суре, сценографии (Л. Лейте), костюмах (И. Крутько), как и на сценическом действии, лежала печать благородства и хорошего вкуса. Приятно было видеть, например, что ноирекп всем с-тожнвшимся .мелодрама гичсским штампам, ■Марица ш; швыряет ясный в лицо Тассило. А княгиня Во­ жена. исполняемая заел. арт. ЛССР А. Киселевой, не та немощная, до уродливости дряхлая старуха, какую мы привыкли видеть, а милая, чуть комичная пожилая осо­ ба, воплощаемая актрисой с мягким, добрым юмором. И такие примеры не единичны. В этом спектакле ясно . об­ наруживается ха1рактерный для Рижского театра высокий уровень музыкального вопло­ щения оперетты. Хочется от­ дать должное._талантливому молодому дирижеру Г. Гинз­ бургу, проводившему этот, как и другие спектакли, с лю­ бовью и целеу•стремленностью^ Гораздо более, чем в дру­ гих постанов!ках, понравился здесь в роли Тассило основ­ ной герой рижан заслужен­ ный артист ЛССР Николай Бочкун. В его сценической ма- ^нере, звучании его хорошего -баритона появилась та плас­ тика, которой не хватало . в некоторых других спектаклях. Лучистое веселье шло от иг­ ры Павла Головачева (Зупан), и остается только пожалеть, что актер при всем своем оба­ янии лишен ‘ настоящих во­ кальных данных. Зато они, без сомнения, имеются у за­ служенной артистки ЛССР Альбины Кожиковой. испол­ нившей роль Марицы. Она почти бессменная героиня рижских поста,новок — за­ помнились и ее Элиза Дулитл, и Зорина в «Цыганской люб­ ви», и Жюстина в «Мадам Фавар» Оффенбаха, Это под­ линно синтетическая актрр1са, на сцене она умеет решитель­ но все; прекрасно двигается и танцует, обладает хорошим го­ лосом и вокальной школой, на­ делена .эффектной сценической вне[иностью. Хочется лишь предостеречь актрису от одно­ го. Нередко можно видеть, что А. Кожикова. как бы это вы­ разиться помягче, живет по­ рой стары1ми накоплениями, Это относится как к ее игре, где иногда прорываются штам­ пы и наработанные приемы, так и к исполнению вокальных па!ртий. где местами сквозит небрежность, неточность инто­ нации, пестрота эвукоизвлече- ния. Безусловно, отдавая дол­ жное талантливой актрисе, скажу: эти недостатки легко устранимы. Еще один наполнитель, как и во всех других постановках, здесь заставляет обратить на себя пристальное внимание ~ зас,'|ужйниый артист ЛССР Альфред О.зсроя в роли Попу- В суете наших дней П ^ ' С Т ^ ' Ю Т З А Л Ы библиотеки, год назад еправившей новоселье Путь больше года иа:ззд наша га-чета сообщила о новоселье облас^ттон юноше­ ской библиотеки ' по улице Неделина. При откровенно плачевном положении, в ко­ тором находятся сх'годня многие библиотекй' област­ ного центра, это был щед­ рый подарок детям строите­ лей треста «Липецистрой», |Коллектива Новолипецкого металлургического комби­ ната. сделавших все воз­ можное, чтобы новый куль­ турный центр был удобным,! уютным, И вот, спустя год, мы ре­ шили вновь отправиться по уже знакомому адресу, уз­ нать, как и чем живет биб­ лиотека сегодня. Ведь на нее, по сути, .ложится глав­ ная нагрузка в просвещении юношества полуми.ллионного города. Подтолкнуло к .это­ му и время летних каникул — у школьников абсолютно свободное время, читай, сколько хочешь. Можно «добраться», наконец, до любимых писателей, открыть для себя новых авторов, сло­ вом, отдохнуть за книгой всласть... Каково же было удивле­ ние, когда нас встретили, увы! ну если не совсем пус­ тые, то весьма немноголюд­ ные залы. ' -— Да, спад читателей ле­ том заметен, — с понятным огорчением подтвердила ди^ ректор библиотеки Надежда Тихоновна Бурбела. — Но дело не только в каникулах. Пони.маем, часть подрост­ ков, старшеклассников, уча­ щихся ПТУ разъехалась в трудовые лагеря, на отдых... Беспокоит коллектив и другое; библиотека сейчас, спустя год после новоселья, все еще «недогружена» при.мерно на треть от пла­ на. А это значит, что она готова сегодня, сейчас при­ нять еще хоть тысячу юных читателей, а может, и боль- ^ Представьте себе, какой Парадокс: .спешили, строили, в спорах отвоевывали у при­ жимистых финансистов каж­ дую тысячу ,руб.чей на то, чтобы улучшить условия для обслуживания подрост­ ков. приблизить к ним кни­ гу. а « итоге. Напрашивается мысль; а может, сами библиотекари недорабатывают, не нашли пока свое-,-место в пропаган­ де .'книги? Но знакомство с повседневной жизнью биб­ лиотеки убедило в обрат­ ном. Кол.'1ектив опытный, да и сделано не.мало. Скорее, причина в другом ~ город, учащиеся школ, училищ, их родители, педагоги шце сла­ бо осведомлены о возмож­ ностях, которыми сегодня располагает обновившаяся, да и, что говорить, — воз­ рожденная, библиотека. Отправимся с экскурсией по ее залам. Вот г.тавный ее участок — абонемент, которым уже много лет за- веда-ет 3. И. Божко. Не сравнить его3.с'тем. 'что был в старом тесном здании. Лучшце экземпляры книж­ ного фонда, насчитывающе­ го свыше ста тысяч томов, представлены здесь. Библи­ отекари открыли для чита­ телей даже то, что раньше выдава.лос.ь только в чи­ тальном ' :зале, например, подписные издания библио­ течной серии для юношест­ ва, знакомящие с отечест­ венной классикой, приклю­ ченческой литературой, об­ разцы зарубежного и совет­ ского детектива, фантасти­ ки. Встречающие ребят на абонементе молодые библи­ отекари, недавние выпускни­ ки институтов культуры Татьяна Ткачева и Татьяна Хованских, помимо книг предлагают богатейший «развал» журналов от об­ щественно-политических и литературно - художествен­ ных «Смены» и «Юности» до отраслевых, способных удовлетворить любые' увле­ чения; от домоводства до радиоэлектроники. Каждый последний втор­ ник месяца абонемент вы­ ставляет все новинки, его работники готовят обзоры, стараясь привлечь внимание ребят К наиболее значитель­ ным события.м литератур­ ной жизни страны, где мож- но найти сборники, напри­ мер, поэтов, чье творчество сегодня вернулось к нам во всем своем величии - Цве-. таева, .Пастернак, Ахматова, Гумилев. Андрей’ Белый... Желанный сборник выдадут Практически, как я поня­ ла. здесь никому не отказы­ вают. Даже то, что заносит­ ся библиотекарями ,в осо­ бую тетрадку (не оказалось издания в этот момент на .месте, мало экземпляров), обя.зательно со временем юные читатёлй^пблучат. В их числе книги Ефремова, Дюма и ряд некоторых дру­ гих особо популярных авто­ ров, Скорее, нынешний де­ фицит составляет не худо­ жественная литература. а серии книг по математике, физике, информатике. ;элек- тронике. вычислительной технике. Но и они в массо­ вых зака.зах бибколлектора. В ,новр1р здании поцвидся. совершенно новый отде ч - искусств, необходимый се­ годня как педагогам, так и школьникам. Библиотекари Л. II. Конина и Е. В. Ше- вякова раоска.зали, чем рас полагают. Телевн;аор с ви деоприставкой, проигрьша тели с наушниками, пиани но. магнитофоны. Волее ты сячи грамзаписей класси ческая музыка, .эстрада, инсь театральных спектак­ лей, творческие, портреты актеров, писателей. Прихо­ ди, выбирай, слушай. Здесь читателей около семисот. Казалась бы, немало, но, к сожалению, контингент их все-таки у;адк; :5то в основ­ ном преподаватели и уча­ щиеся детских школ ис­ кусств, художественных школ. А где же ребята, стремящиеся сюда не пото­ му, что надо подготовиться к уроку, лекции, а просто любящие тот или иной жанр искусства? Их куда мень­ ше... Не говорит ли это о том, что искусство пока очень мало популярно в на­ ших семьях, что его недо­ статочно пропагандируют и учителя общеобразователь­ ных школ?.. А вот и читальный зал библиотеки. Прекрасный фонд. Открытый доступ ко всей справочной литературе от ВСЭ до последних и:зда- ний. Все (!) толстые лите­ ратурно - художественные ж,урналы, выходящие в стране. С газетами сложнее, поокпльку просто не поспеть Великолепного комика нме- ет рижская труппа. Естестве­ нен, пластичен, наделен неза­ урядным юмором •— хорош! Е1о две черты его дарования хочется отметать особо. Во- первых, Озеров,, что называет­ ся, не эксплуатирует себя са­ мого, не принимает во внима­ ние «опереточные традиции», а попросту — штампы.' Оттого его герои не застывшие амп­ луа, а живые, полнокровные человеческие характеры. И его Мориц — Драгомир в Марице так же отличен от Альфреда ■Дулиттла, как Драготп'н в «Цыганской любви» — от ба- • рона Понсам1бле в «Фавар». Умение точно найти стиль и рисунок роли — важное каче­ ство, но не менее важно то, что Озеров поет. Да, при всей окромности своих вокальных данных он именно поет, а не проговаривает свой текст под музыку, а это неоценимое до­ стоинство в таких опереттах, как например. «Мадам Фавар» с ее обилием ансамблей, где на музыку «положены ситуа- Цельность «Марицы» разры­ вает, как это ни парадоксаль­ но, большая балетная сцена. Ее введение с целью придать спектаклю большую зрелищ­ ность само по себе возраже­ ний не вызывает. Балет при­ сутствует почти во всех спек­ таклях рижан, но, может быть, здесь, как нигде, ощу­ щается сырость, нсдастаточ- ная подготовленность, попрос­ ту — невыученность партий. Это тем более досадно, что видны неплохие потенциаль­ ные возможности балетной труппы. Зато вновь хочется похвалить немиогочисленный, но стройный хор •— за хоро­ шее пение и сопричастность сценическому действию. В «Мадам Фавар» Оффенба. ха (театр .можно похвалить за одно включение в репертуар этого редко идущего произве­ дения), псимимо всех упоми- нав.нгихся актеров, обратила на себя внимание молодая Ма­ рина Черньшюва в роли Сю­ занны. Конечно, актриса еще не нашла по-настоящему ри­ сунка своей роли, во прямо- таки оперный голос, обаятель­ ная вношность и бережное от- , ношение к музыке впечатля­ ют. Не исключено, что мы на­ блюдаем рождение талантли­ вой опереточной артистки. Гастроли Рижского театра продолжаются, и мы с интере­ сом ждем новых, на сей раз современных работ коллекти- И, РЕЗНИКОВ, музыковед. за новыми изданиями, появ­ ляющимися в перестройку, как грибы. Но во всяком случае для меня было нео­ жиданностью обнаружить здесь, например, и прибал­ тийские «молодежки». и модные у юношества еже­ недельники всех мастей. Можно было бы сказать еще о большом актовом за­ ле, где проходят литератур­ ные вечера. Библиотека уже успела установить хорошие связи со школами № 61, 64, 2, предприняты попытки создать «луб книголюбов- старшеклассников... . Но мне хочется обратить­ ся прежде всего к вам, уважаемые папы и мамы. Спросите себя: давно ли вы - интересовались, что читает ■'ваш сын или дочь? Многие скажут, наверное: у нас есть своя библиотека... Но скажите, какая самая бога­ тая до.машняя может срав­ ниться с такой обществен­ ной, предоставить столь раз- ноообразный круг чтения, самообразования? Хочется обратиться и к учителям. С началом ново­ го учебного года загляните сюда и вы, вам всегда бу­ дут рады. Конечно, библио­ тека пока переживает ста­ новление. Ей многое еще нужно; н видеофильмы, по­ пулярные у юных, — увы, областное киновидеообъёди- нение в этом плохой помощ­ ник. Нужны современные магнитофоны, требует по­ полнения фонд грамзаписей, нет своей множительной тех­ ники. Все эти вопросы, на­ деемся. со времене.м решат- Но уже сейчас с помощью педагогов-наставников биб­ лиотека может стать цент­ ром юных книголюбов горо­ да: с «громкими» литера­ турными вечерами-диспута­ ми, с музьшальными встре­ чами, с видеозалом, где властвовала бы не сомни­ тельно-нравственная тема­ тика, а истинно высокое ис­ кусство в любых его жан- Библиотека ждет и школь- • ников, и педагогов. Она го­ това стать им верным дру- Л. МАКСИМОВА. РАБОТАЕТ ЗАКОН О ПЕЧАТИ Первые регистрационные свидетельства получили 14 авгух:та пять периодических и.зданий в Госкомпечати СССР. Среди них •— газе­ ты «Известия». «Куранты» Моссовета, .альманах «Пресс-оригинал», учреди­ телем которого выступил житель -Щелковского рай­ она Московской области Ю Князев. Таким образам, совете кие и иностранные журна листы, собравшиеся в .зда НИИ на Страстном бульва ре, стали свидетелями го. что Закон о печати чал работать. Руководители Госкомиздата проинформи­ ровали, что уже поступило 124 заявления с просьбой о регистрации газет и жур- Н!алов. Более ста из них—- новые.' Учредителями по­ давляющего большинства выступают творческие сою­ зы, министерства и ведом­ ства. 20 заявлений посту-- пило от отдельных граж- На встрече сообщалось также, что пока среди по­ давших заявления нет «кандидатов на отказ». Го­ ворилось. о трудностях и проблемах. возникающих п|ш регистрации. Весьма заинтересоваа- иая реакция журналистов была вызвана и тем обстоя­ тельством, что всех их на­ прямую касалась темд раз­ говора, Кстати, он коснулся и многих других проблем, волнующих сейчас прессу, которой приходится пер­ вой вступать в рыночные отношения. На вопросы о том, как будет действовать «рынок» периодических из­ даний. его механизме и не­ обходимости его регули'ро- .вания, взаимоотношениях издателей и распространи­ телей периодических изда­ ний ответили представите­ ли издательств, министерств и вад01мств. Заслуживает, внимания .прозвучавшая в одном из выступлений мысль, что рост цен на га­ зеты и журналы должен найти отражение при опре­ делении раалёра компенса­ ций гражданам при перехо­ де на рыночные отношения. (Корр. ТАСС). ОКНО в НИР Так угасают «звезды» КУТЕЖИ ПОД ЗАНАВЕС СЛАВЫ Тело грузного лысеющего старика сво­ дила напрерывная судорога. Пижама намок­ ла от пота, глаза широко раскрыты. Быст­ рые Шаги по гостиничному коридору и крик: «Идите скорее — ему плохо!» По­ том еще один крик — женский: «Зовите доктора папа умирает!» Вовремя подос­ певший доктор зафиксировал серьезное от­ равление наркотическими препаратами; Этот семидесятичетырехлетний старик, жизнь которого была спасена в гостинице «Рено» (штат Невада), г— •■популярный ■ американский эстрадный певец и киноак­ тер «1ф0нк Синатра. Заработав на своей ис­ полнительской деятельности свыше 100 миллионов долларов, оставив эстраду и ки­ но, Синатра живет на огромной вилле не­ далеко от города Палм-Спрингс. В его рас­ поряжении плавательные бассейны, тен­ нисные корты, сауны и дома для гостей, которые никогда не пустуют. • Личный комик Синатры Додли Мур, ко­ торого тот нанял, вероятно, из-за тяжелой жизни, рассказал корреспондентам газеты «Санди мирор»; «Пирушки, которые Синат­ ра устраивает для гостей, затягиваются на несколько дней и превращаются в настоя­ щие оргии. Сам Фрэнк может на два-три дня запереться с приятелями на вилле и развлекаться там на свой манер». Ошюобов «развлечений» у Синатры, дей­ ствительно, много. Например, он любит ло­ миться в дверь гостиничного номера к ка­ кой-нибудь парочке, при этом его очень веселят лица Яотревозденных постояльцев. А вечеринки, которые устраивают на вилле дочери певца Тина и Нэнси, по «изыску» даже превосходят забавы «любимого па­ почки». Один Из поверенных в делах Си­ натры Билл Стзпли вспоминает; «Тина ча­ сто приглашает на виллу в выходные дни каких-ц-о здоровых молодых парней, ка- жегся, футбольную команду. С пятницы до понедельника они непрерывно вливают в себя спиртное, а по вечерам рассаживают­ ся около бассейна в чём мать родила и снова пьют, занимаются ль)бовыо. короче говоря, ёедут себя очень вызывающе. На­ пример, этакая обнаженная девица усажи­ вается у вас на плечах, а вы ее до.-1жны возить». Нередко «веселье» принимает неожи­ данный оборот, Однажды во время бур­ ной вечеринки извдетному комику Дину Мартину,- бывшему здесь впервые! не пон­ равились выходки Синатры и гёго гостей, и он поепешил уйти. Узнав об этом, хозя­ ин разозлился не на шутку. Присутство­ вавший при этом Стэпли так описывает эту вспьшку ярости: .«Его лицо иобапро- вело, вены на шее вздулись. Фрэнк схва­ тил лампу со столика и запустил ее в сте­ ну потом, вдребеаги разбил графин ё во­ дой, крича так, что его было слышно на улице; «Немедленно притащите сюда Ди­ на!» Его гнев утих только под утро». Да, время изменило того элегантно оде­ того молодого человека 60-х годов, кото­ рый покорил оеодца многомиллионной пуб­ лики своими песнями и безупречным.ч -ма­ нерами. Нет. популярность Синатры не ис­ чезла, он по-прежнему получает огромные доходы от своих прошлых выступлений, но кумира американской молодежи 60-х го­ дов уже нет. Молодой очаровательный Фрэнк продолжает петь свою знаменитую' песню «Мой путь», покоряет сердца зри­ телей виртуозным' исполнением главной ро­ ли в фильме «Человек с золотой рукой'»,' а старый, .задыхающийся, желчный нарко­ ман надежно спрятан за воротами виллы в ПалмнСпрингс. Тысячи людей смотрят фильмы с учас­ тием Фрэнка Синатры, мечтают получить его автограф. Но очень многие не-подоз­ ревают, что, если и повезет заполучить вожделенный сувенир, это будет автограф героя с- диска и экрана, потому что в жиз­ ни это уже не тот человек. Ю. ПРОСКУРИН. Элизабет Тэйлор — звезда американского кино, дважды была удостоена высшей награды американской Академии ки­ ноискусства «Оскар» за исполнение женских ролей в филь­ мах-«Баттерфилд, 8» и «Кто боится Вирджинии Вульф». Со­ ветским зрителям она знакома по -таким кинолентам, как «Зеркало треснуло», «Клеопатра»,и другим произведениям. Весной этого года почитатели кинозвезды были ошеломле­ ны довольно разноречивыми сообщениями американской прес­ сы и телевидения, а также различными слухами; высказы­ вались предположения о заболевании кинозвезды раком или вирусом СПИД. Однако ее врачи и сама Тэйлор категори­ чески это отрицали, с девятого апреля актриса находилась в госпитале с диагнозом вирусная пневмония. Выписавшись из больницы, Элизабет заявила репортерам: «Я счастлива, что наконец попала домой». НА СНИМКЕ: фотокорреспондент запечатлел Элизабет Тэй­ лор с одним из ее партнеров по экрану и бывшим мужем, из­ вестным американским актером Марлоном Брандо. (Фотохроника ТАСС). ПУТИ ВЫХОДА ИЗ КРИЗИСА САНТЬЯГО, 16 августа. (ТАСС). Ком.мунистачесхая партая_ Чили (КПЧ) ищет пу­ ти выхода из переживаемой ею кризисной ситуации, зая­ вил Генеральный секретарь КПЧ Володя Тейтельбойм. Вы­ ступая здесь на лреос-конфе- ранции, он подчеркнул, что по­ ложение в.па.ртин обострилось после из1Мвнений. происшедших в мировой системе социализ­ ма* Последние события в со­ циалистических странах, от­ метил В. Тейтельбойм, «вызва­ ли :брожение в сознавии чи- одйоких коммунистов, которые в течение десятилетий придер­ живались определенных цен­ ностей. Эти ценности в пос­ леднее время либо не призна­ ются, либо подвергаются пе­ ресмотру». Все это приводит к внутрипартийным дискуссиям, указал руководитель чилийс­ ких кам.мунистов. ПОМОЩЬ в РАЗРАБ01ЕК МЕСТОРОЖДЕНИЙ НЬЮ-ЙОРК, И) августа, (орр. ТАСС Сергей Бабич), дна из. крупнейших амери­ канских нефтяных компаний «Тексако» псщписала договор с М'инистерством геологии СССР, согласно которому она будет оказывать всесторов- нюю техническую помощь на­ шей стране в поиске, разра­ ботке и эксплуатации нефтя- ях месторождений. «Мы считаем, — сказал в И'нтервькз карр. ТАСС предс­ тавитель компании Т. Крон, — что заключили очень выгод­ ную сделку. На первом этапе нашего сотрудничества мы бу­ дем изучать возможности про-: мышленной добычи нефти в 1айонах советского Севера. 1е(которые из них вплотную прилегают к Полярному «ру­ гу. У нашей компании уже имеется больнгой опыт ])або- • подобных климатических зонах — на Аляске. На вто­ ром этапе мы предполагаем организовать совместное пред­ приятие. которое займется до­ бычей и продажей нефтепро­ дуктов- на внутреннем рынке вашей страны и за рубежом. Башнм нефтяникам предста­ вится хорошая во.зможность ближе познакомиться с той техникой, которая использует­ ся .па Западе для поиска и добычи нефти. Кроме того, когда мы займемся ее реали­ зацией на мировом рывке, в ЭТОМ' прюцеосе будут участво­ вать представители вашей страны, что, я думаю, будет для них хорошей школой. Я уверен, что наше сотрудниче­ ство будет взаимовыгодным». Как отмечают эксперты. Со­ ветский Союз и Соединенные Штаты довольно успешно раз­ вивают сотрудничество в об­ ласти разработки и эксплуата­ ции нефтяных месторождений.. Тремя .месяцами ранее аме­ риканская компания «Шеврон» заключила договор с нашей страной на поиск новых мес­ торождений нефти в районе Каспийского моря. В НЕСКОЛЬКО СТРОК ВАРШАВА, Концертом звезд ■«Европа у нас одна, от Атлан­ тики до Урала» в лесной опе­ ре польского курортного горо-^ да Сопот на Балтийском по­ бережье торжественно открыл­ ся 27-й международный му­ зыкальный фестиваль. Так с нынешнего года именуется все­ мирно известный международ­ ный фестиваль эстрадной пес­ ни в Сопо-ге. Изменилось не только название, но и сам ха­ рактер фестиваля, которому придается сугубо коммерческий характер. Организуемый при участии зарубежных фирм, он призван содействовать откры­ тию новых талантов, популя­ ризовать новые направления на эстраде. ЛОНДОН. Как и предска­ зывали политические наблюда­ тели, кризис в Персидском зр-, ливе внес свои коррективы те политическую расстановбгуг сил в Великобритании. Сог-- ласно опубликованному сегод­ ня в газете «Гардиан» опросу общественного мнения, прове­ денному исследовательской службой Ай-Си-Эм, отрыв лей­ бористской партии от правя­ щей консервативной сократил­ ся по сравнению с аналогич­ ным исследованием, проведен­ ным месяц назад, на 5 про­ центов. На данный момент лейбористы пользуются под­ держкой 49 процентов бри­ танцев, а тори ^ 38. Это, ука­ зывает «Гардиан», самый луч­ ший показатель для консерва­ торов за период с января ны­ нешнего года и самый худший для лейбористов за тот же от­ резок времени. ВАШИНГТОН. Президент Джордж Буш отменил все ог­ раничения на торгово-экономи­ ческие отношения между США и ГДР, предусмотренные так называемой поправкой Джек­ сона-Вэника к торговому за конодательству 1974 года. По правка Джексона-1Вэника равлена против стран, ограни­ чивающих свободу эмиграции. Решение Буша, о котором объявил Белый дом, дает ГДР право на получение займов экспортно-импортного банка США, а также частных кре- (Г.АСС. 16 августа) О К н о в М И Р

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz