Ленинское знамя. 1990 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1990 г. (г. Липецк)

Л Е НИНСКОЕ ЗНАМЯ 17 августа 1990 г., № 192 (18 789) Прислушаться к мнению первички От разговоров автобусов не прибавится Областному центру— хорошеть! Четко работает электроника Живем по новому Уставу НА ЧТО РАСХОДОВАТЬ ВЗНОСЫ? Итак, дождались: отныне часть взносов —до 50 процентов в соответствии с Уста­ вом КПСС, принятым на XXVIII съезде па­ ртий, остается в распоряжении первичных организаций. Конечно, это радует; избавим­ ся (если и не все, то больпгинство уж точ­ но) от унизительного положения бедного родственника, живущего на подачках бога­ того дядюшки, то бишь коллектива пред­ приятия или организации. Но, думаю, не ошибусь, если скажу, что вместе с радостью многие мои коллеги ис­ пытывают и чувство тревоги; не станет ли формулировка «до пятидесяти процентов» тем средством, при помощи которого аппа­ рат, как это нередко бывало, снова обде­ лит первичные. Ведь «до пятидесяти» — это и 30, и 20, и 5 и даже один процент взносов. Сколько же выделят нам? Доходят слухи, что где-то так уже поступили, оста-, вив в распоряжении первичен около четвер­ ти взносов. В нашей районной парторгани­ зации этот вопрос пока не обговаривался, во всяком случае, у нас, секретарей пер­ вичных, об этом в райкоме пока никто не спрашивал. Я, например, считаю, что ке­ лейным решением тут не обойтись; пробле­ ма такова, что заслуживает разговора как минимум на пленуме райкома. Привелись мне выступить на нем, буду безоговорочно отстаивать решение, к которо­ му, как знаю, склоняется больпшнство ком­ мунистов первичной — оставлять в нашем распоряжении не сколько-нибудь, а именно 50 процентов. Почему? Судите сами. В нашей парторганизации 42 .коммуниста. Причем половина их пенси­ онеры или работающие с зарплатой до 150 рублей в месяц. От них и раньше поступа­ ло в партийную кассу немного. А теперь— в связи с уменьшением взносов до 30 копеек с заработка до 150 рублей собираемая сум­ ма уменьшится в несколько раз. Да и от­ носительно высокооплачиваемые теперь бу­ дут платить не 3, а всего 2 процента с за­ работка в 250 рублей и выше. Для нас это опять-таки оборачивается недобором. Так что если прежде мы собирали в месяц 250 300 рублей, то теперь—около 200. Так вот, если брать с этой суммы бощ>ше чем 50 процентов, то что нам останется? На такой шаг можно решаться только в организации, где сотни членов КПСС с высокими зара­ ботками, да и там. думается, найдут, куда тратить эти, щ)ямо'скажем, скромные сред- *^^^дна наглядная агитация, даже без пус- , топорожних стендов с обязательствами на пятилетку, призывов «догнать» и «перег­ нать»^ чего стоит: простейший плакат или объявление обходится, если не иметь в пгга- те художника (а кто их имеет?), в десятки рублей. Я не говорю уже об' оформлении кабинетов политпросвещения, служебного кабинета секретаря — тут и в сотни руб­ лей не уложишься. А подготовка к различ­ ным политическим кампаниям, скажем, вы­ боров в Советы? А поощрение активистов, а помощь престарелым с малыми пенсия­ ми? В общем, на все нужны деньги, деньги и деньги.- Возразят: ведь вы же обходились преж­ де. Да, обходились. Но, чего скрывать, мно­ гие потребности первичной покрывались из средств колхозц. На них мы заключали до­ говоры с худбжниками-оформителями, на них ремонтировали и строили .служебные помещения. При- этом некоторые потребно­ сти, ныне ставшие первоочередными, в ча­ стности, поощрение активистов, попросту игнорировались. Выполнение общественных поручений, в том числе таких трудоемких, как пропагандиста, лектора, считалось де- . лом чести. А на то обстоятельство, что оно зачастую выполнялось формально, попросту закрывали глаза. Ныне мы понимаем: ле­ нинский лозунг «лучше' меньше, да лучше» наполнен большим смыслом. Лучше иметь' меньше пропагандистов, но квалифицирован­ ных и хотя бы частично оплачиваемых, чем много бесплатных и «серых». Тогда и уче­ ба партийная будет гораздо эффективней. А взять материальную помощь ветеранам партии. Да, райком иногда не чаще раза в год выделял на эти цели 30 рублей.' По нынешней .стоимости жизни —это, можно сказать, ничто. И, наконец, самый главный вопрос —оп­ лата секретарей первичных организаций. Недавно узнали; готовится решение о том, чтобы в колхозах и совхозах они были не­ освобожденными. Понимаем, партийный бю­ джет стал скромнее, к тому же идет про­ цесс (вполне понятный в условиях объяв­ ленной многопартийности) выхода из КПСС. Вот и в нашей, прежде благополуч­ ной в Этом плане организации появились «выходцы» (их уже трое), вполне вероятно, что их количество увеличится. И все же, считаю, оголять сельские первички, находя­ щиеся на самом краю борьбы за продово­ льственную программу, не очень-то разум­ но, во всяком случае, преждевременно. Не потому, что мы, нынешние низовые пар­ тийные лидеры, без оплаты из партийной кассы растеряем свои коммунистические убеждения, откажемся от своих принципов. Нет, мы и будучи неосвобожденными секре- .тарями будем добросовестно работать. Иное дело, времени свободного у нас станет мень­ ше, а значит, и партийная работа пострада- Какой же выход? Считаю, работу секре­ тарей парткомов совхозов и колхозов надо по-прежнему оплачивать из партийной кас­ сы. Средства же сэкономить можно за счет сокращения, притом радикального, аппара­ тов райкомов и обкомов. Нынешний штат их, по общему мнению коммунистов, в том ■числе нас, секретарей первичен, велин. Он попросту не нужен в условиях разграниче­ ния государственной и партийной власти, передачи многих исполнительных функций^ Советам. Конечно, могут быть иные решения. Но одно ясно: их нельзя принимать скоропа­ лительно. без совета с секретарями перви­ чных организаций, всеми коммунистами. Это будет соответствовать духу решений XXVIII съезда КПСС, в соответствии с ко­ торыми именно первичкам отводится осно­ вная роль в обновленной партии. 3 . ЦЕЛЫКОВСКАЯ, секретарь парткома колхоза имени XXI съезда КПСС Измалковского района. Р ЕДАКЦИОННАЯ поч­ та последних дней все чаще приносит письма читателей, в которых помимо новых фактов о бе­ зобразиях на липецком пас­ сажирском транспорте неп­ ременно присутствует вопрос о том, почему «Ленинское знамя» в рамках операции «Транспорт» намеренно об­ ходит стороной представите­ лей городских властей, не­ посредственно отвечающих за благополучие на дорогах областного центра, почему не призовет к порядку и их? ■упрек в адрес газеты серь­ езный и, в большой степени, справедливый. Вопросы эти необходимо поднимать, " по-- тому что сегодня, действи-' тельно, многие транспорт­ ные проблемы упираются в нерасторопность, порой от-, кровенную пассивность и без­ деятельность не только ру­ ководителей автотранспорт­ ных предприятий и трамвай­ но-троллейбусного управле­ ния, но и лиц, обладающих узаконенной властью на той илй иной территории. Тем более, когда не за горами уже и региональный хозра­ счет. На поверку же часто выходит, что 'НИКТО^--ИЧНе >С№/1 бирается что-то предприни­ мать, чтобы выйти к рыноч­ ной экономике хотя бы не с полностью развалившимся транспортным хозяйством го­ рода. А дело, скорее всего, идет именно к этому! Как, если не отсутствием научно обоснованной, ком­ плексной программы по улуч­ шению транспортного об­ служивания населения Ли­ пецка, можно назвать заявле­ ние заведующего отделом пассажирского транспорта горисполкома С. М. Пашен- цева, помещенное в середи­ не июня в вестнике облает-^ ного Совета народных депу­ татов «Выбор»? Анализируя, несомненно, критическое со­ стояние дел с пассажиропере- возками в нашем городе, Сер­ гей Михайлович видит един­ ственный выход в «маневри­ ровании имеющимися средст­ вами». Что же он предлагает? Отказаться от 4ряда трамвайных и авто­ бусных маршрутов, изменить интервал движения-на дру­ гих, открыть дополнитель­ ные. «Важный эксперимент попробуем провести на ав­ тобусном маршруте № 22 ,— подчеркнул он. —- Сейчас здесь самый короткий ин­ тервал —- три минуты — и ’ наибольшее количество авто­ бусов — т;ридцать, которые совершают в сутки 155 рей­ сов. Сохранив тот же интер­ вал, те же 155 рейсов, мы намерены сократить количе­ ство автобусов на линии до 24-х, увеличив их эксплуата­ ционную скорость». Поисти­ не большие перемены ждут пассажиров! Кстати, они до сих пор не наступили, хотя заведующий транспортным отделом обещал внедрить их с первого августа. Эта публикация, которая убедила нас в мыс^ти, что не. следует пока обращаться за конкретным делом к город­ ским властям (ничего суще­ ственного там предложить не могут), а также информация о том, что параллельно с га­ зетой большую работу развер­ нули депутаты областного Совета, члены постоянной ко­ миссии по промышленности, транспорту и связи.(об этом «ЛЗ» в свое время изврщало своих читателей), и застави­ ли нас не торопить события. Случай не преминул сказа­ ться; местные, «парламента­ рии» сами вышли на связь... З АСЕДАНИЕ постоян­ ной комиссии облсове- та но промышленнос­ ти. транспорту и связи было на редкость деловым, конкре­ тным, а поэтому -жестким. Как говорится, досталось всем: и транспортникам. и дорожникам, и госавтоинспе- кции, и исполнительным ор­ ганам, как городского, так и областного Советов. И было это связано с довольно про­ фессиональной, д аж е , можно сказать, дотошной подготови­ тельной работой, которую проделала группа из - трех депутатов; Г, В. Купцов, С. А. Демахин, В. Г. Рыков. В той справке, которую они предложили для ознакомле­ ния собравшимся, а в зале, кроме членов комиссии, нахо­ дились приглашенные руково­ дители транспортных пред­ приятий Липецка и области в целом, председатели испол­ комов районных Советов, де­ путаты городского Совета, водители и просто заинтере- Огласил В. А..! Шпрыков и программу ТПО' по стабили­ зации положения в объедине­ нии. Интересными показа­ лись, например, такие пунк- — единый заказчик тран­ спорта в городе; — ужесточение контроля на линиях, внедрение прог-- рессивной компьютерной си­ стемы «Нежан»; — улучшение условий тру да водителей; — решение социальных во­ просов и, в первую очередь, жилищной проблемы (более полутора тысяч водителей города и области нуждаются в улучшении жилипщых ус- ЛОВИЙ);;'> . ■ ся в управлении парк. Ко­ ренного пересмотра требует схема трамвайных маршру­ тов. которая, по словам В. А. Казанцева, не менялась с 1947 года(!). Прокладка но­ вых путей предполагает стро­ ительство мощных тяговых подстанций № 23 и 30. Про­ блемой для трамвайщиков яв­ ляются и так называемые «микро-пики»; сверхскопление пассажиров в отдельных рай­ онах города. Так получается, когда тысячи липчан устрем­ ляются утром с правого бе­ рега на левый. В этой связи Казанцев предложил пере­ ориентировать массовое дви­ жение с Петровского моста, который в настоящее время •Ж р ; Операция «Транспорт» СЧЕТ ПРЕДЪЯВИЛИ ДЁП^АТЫ Заметки с заседания постоянной комиссии облсовета сованные люди, была пред­ ставлена широчайшая пано­ рама всех транспортных про­ блем •области? Дополнили; э т у ’ картину и выступления ДвуХ' руководителей отрасли; гене­ рального директора ТПО «Ли- пецкавтотранс» В. А. Шпры- кова и начальника Липецкого трамвайно-троллейбусного уп­ равления В. А. Казанцева. Какова же общая «транс­ портная» картина нашего ре­ гиона? Б е з малого четыреста маршрутов обслужива­ ет территориальное производственное объедине­ ние «Липецкавтотранс». На все про все у него имеется 1445 единиц автобусов и 193 такси. На полумиллион­ ный город, как считает В. А. Шпрыков, для обеспечения нормальных пассажиропере- возок такого количества ма­ ло. Тем более, что выпол­ нение плана выхода ма­ шин на линию сегодня сос­ тавляет 90 процентов, в авто­ колонне № 1415 и того мень­ ше—около 80 процентов. В первом полугодии объедине­ ние девятнадцать с половиной тысяч рейсов выполнило с нарушением норм. Критичес­ кое положение складывается с материально-техническим обеспечением автохозяйств. 40 единиц транспортных средств недополучено в .этом году, столько же жестких ав­ тобусов работают на маршру­ тах вместо мягких. Из-за не­ хватки запасных частей в гаражах стоит около полусот­ ни «Икарусов», и сегодня нельзя сказать, выйдут ли они на улицы города, ибо по­ ставка запчастей из Венгрии практически прекращена. Привел генеральный дирёц- тор и ряд' других «показате­ лей» работы своего объеди­ нения. Пять миллионов руб­ лей убытков в год приносят автотранспортникам безбилет­ ные пассажиры, более мил­ лиона теряется на пригород­ ных маршрутах, крайне сла­ бо и нерационально исполь­ зуется заказной и ведомст­ венный транспорт. К приме­ ру. доход от попутных пере­ возок за прошлый год соста­ вил лишь четыре с половиной тысячи рублей. — закупка подвижного со­ става и другое. Скороговоркой были выска­ заны ;,цдеи по улучшению культуры, обслуживания, на­ селения, повышению дисци­ плины водительского состава и т. п. На это сразу же об­ ратили внимание депутаты. Но на многие их вопросы так и не были, даны вразу­ мительные ответы. К примеру, достижения в улучшении материальной ба­ зы автопредприятий свелись лишь к тому, что летом про­ шлого года из столицы был «выписан» министр автотра­ нспорта, который помог при­ обрести шестьдесят «Икару­ сов» городского типа. Метод испытанный и верный! Про­ блему кадров генеральный директор откровенно свалил на... политехнический инсти­ тут, который-де перестал пос­ тавлять в ТПО молодых спе­ циалистов высшего эшелона. Был задан вопрос о внедре­ нии хозрасчетных отношений в системе автопредприятий объединения. —- На практике его нет, —оказал Вячеслав Андрее­ вич. — Какой может быть хозрасчет в планово-убыточ­ ных коллективах? В общем, ответы руково­ дителя не удовлетворили де­ путатов. Когда подводились итоги более чем трехчасово­ го разговора. ' на это было прямо указано; не следует отмахиваться от проблем, их надо решать, С ОВЕРШЕННО другим по тону и настрою было выступление на­ чальника ЛТТ'У В. А. Казан­ цева. Он пришел на заседание с четко проработанной про- граМл(Ьй: И хотя дела в его хозяйстве идут тоже не ах­ ти как,' депутаты, все соб­ равшиеся почувствовали, что выход из кризиса нащупан, нужна лишь целенаправлен­ ная работа по воплощению реальных идей в жизнь. Липецкий электротранспорт давно вырос из тех короте­ ньких штанишек, в которые его до сих пор собираются рядить. Два трамвайных де­ по на 175 единиц и троллей­ бусное на 100 уже с трудом могут ра.зместить перегружен, на Октябрьский. Уже сейчас транспортники широко используют спарен­ ные трамвайные вагоны, ко^, торые как раз и развязыва­ ют «микро-пики». Много говорил начальник" ЛТТУ о строительстве вто-, рого троллейбусного депо. Оно необходимо городу как воздух. Как кардинальную зада­ чу В. А. Казанцев определил ежегодный ремонт не менее пяти километров трамвайно­ го пути. В противном случае движение по городу может быть блокировано. Для этих целей ЛТТУ создал несколь­ ко бригад ремонтников, обе­ спечил их всем необходи­ мым, нужна лишь помощь дорожников и поддержка го- родских властей. И еще об одном говорил Виталий Александрович; при- нципиа'льно надо решить во­ прос об оплате проезда в электротранспорте. Совре­ менная стоимость провоза одного пассажира в трамвае —^14 копеек, в троллейбусе —более восьми. Депутаты держали В. А. Казанцева на трибуне недо­ лго. Деловая программа выз­ вала у многих понимание и одобрение. В дискуссии, развернув­ шейся после кратких инфор­ маций руководителей транс­ портных организаций, сразу же определился круг боле­ вых проблем. Первая из них —экономическое состояние отрасли. Здесь немалую роль должна сыграть служба еди­ ного заказчику. На транспо­ рте должны заработать Эко­ номические рычаги. Тесно связана с этим вопросом идея введения дифференцирован­ ного транспор')ного на'лога, которая непременно" должна быть вынесена на всенарод­ ное обсуждение. Референ­ дум в пределах области — таково мнение ояда депута­ тов. Был предложен и аль­ тернативный вариант —по­ вышение стоимости проезда во всех видах пассажирского транспорта. Водителей, в 'первую оче­ редь, волновали условия труда. К примеру, Александр Егорович Юдин (ЛТТУ) го­ ворил о состоянии липецких дорог. Его поддержал Н. И. Зубков (ПАТП-1), к тому же он призвал обсудить и ту программу транспортного от,- дела горисполкома, :о’ кото^ рой мы упоминали выше. — Она опять сделана м№ тодом тыка: собрали весь транспорт в кучу и перета­ совали, как колоду карт, го­ ворил он. ЕСТКИЙ был разговор, ушел от него : первый заместитель предсе­ дателя облисполкома М. Т. Наролин. Размыщляя вместе с собравшимися над слож­ ными транспортными проб- лемами^ он сразу их. разде.-., лил по типообразующим при-: знакам: все, что зависит от местных органов, и то, что им неподвластно. Оказалось, что не так-то уж и мало можно сделать собственными силами. Разве это неразрешимые вопросы; соцкультбыт, куль­ тура обслуживания населе­ ния, система контроля и ди­ сциплина водителей и т. д? Инициатива должна исходить от транспортников. Эту идею поддержал и Г. В. Купцов, член рабочей группы комиссии, выступив- щий в заключение с конкре­ тными предложениями. — Экономический фактор внедряют люди, руководите­ ли. —сказал он. — А у нас все пущено на само1гек. Что же предложили дену- ^ таты? Вот выдержки из ре- ’ шения, принятого на' заседа­ нии постоянной комиссии; «Облисполкому совместно с исполнительными комите­ тами городов и районов об­ ласти разработать к ноябрю 1990 года комплекс неотлож­ ных мер, предусматривающих научно обоснованное, скоорди­ нированное' движение всех видов пассажирского транспо­ рта; осуществление объек­ тивного и надежного контро­ ля за выполнением графика движения транспортных средств: приведение автодо­ рог, трамвайных к троллейбу­ сных линий в надлежащий порядок; создание условий для питания и отдыха води­ телей всех видов трансиорта в период их работы но пере­ возке людей; улучшение ра­ боты таксомоторного парка; устранение административно- командных и партийных воз­ действий на работу пассажи­ рского транспорта и переход только на экономические до­ говорные основы; закупку новых транспортных средств и запчастей ; в , -СССР и за рубежом: оказание со­ действия предприятиям пас­ сажирского транспорта в соз­ дании производственно-техни­ ческих баз на высоком науч­ но-техническом уровне. , Облисполкому лодготовнть проект решения сессии обла­ стного Совета народных де­ путатов о создании в облас­ ти единого транспортного объединения (ассоциации) по пассажирским перевозкам и работе его с января 1991 го­ да в условиях самоокупаемо­ сти и хозрасчета с единым заказчиком в лиде городских и районных исполнительных * комитетов». Читатели «,ИЗ» простят нас за столь пространное цитиро- вайие. но здесь представле­ ны идеи и планы, которым над..тежНт ' "воплощаться в жййнь в ' ближайшее время. ЕПУТАТЫ предъяви- / } ли транспортникам '* ^ с ч е т . Оплатить его б у - , дет нелегко. Однако именно, местные «парламентарии» со­ бираются контролировать, а если понадобится, и возгла­ вить эту работу. К этому их обязывает, в первую очередь, тот Мандат доверия, который им предоставили мы ~ го- ' рожане и, конечно, же. пас­ сажиры. ■Будем ждать нояб- В. ГРЯЗНОВ. ЛИПЕЦК В СКОРОМ БУДУЩЕМ. Изо­ информация На этих рисунках - -фраг Липецка. Девять мик­ рорайонов, составляющих его. разместятся в Юго-Запад-. ной части города между ули­ цей Катукова и поселком Сырским, По замыслу архи-' текторов. здесь должно быть построено около 30 ты- сяч новых квартир. Это, по расчетам, 93 тысячи жите­ лей' - небольшой город! Из этого и исходили авторы про­ екта, выделив на территории, предназначенной по генпла­ ну Липецка полностью под жилипцюе строительство, места для центральной - пло­ щади, парка, спорткомплек­ са, больницы. Несколько подробнее о площади (эскиз ее застройки вы видите внизу). Авторы сделали попытку вернуть ей былое значение центра об­ щественной жизни. Площадь размещена на пересечении главных магистралей (какой станет одна из них, видно на нижнем рисунке) и будет об­ строена общественными зда­ ниями и жилыми домами улучшенной архитектуры. К ней примкнет большой тор­ говый центр с универмагом, рестораном, домом быта, уни­ версамом, рынком. Создание центральной площади в жи­ лом массиве - . попытка уй­ ти от превранщния районов новостроек в «спальни» го- Но и в новом районе,по- ■давляющее большинство до­ мов все-таки будут типовыми, панельными. Это продиктова­ но необходимостью решать жилищную проблемз^. Она. вкупе с ограниченными воз­ можностями нашей стройин­ дустрии, дамокловым ме­ чом висит над адхитектора- ми, вынуждая мирйть твор­ ческую фантазию с ', прозой реальности. Однако безликим новый район не станет. На магистралях и площади пре­ дусмотрено возведение до­ мов по индивидуальным про­ ектам — в кирпичном и мо­ нолитном исполнении. Зало­ жены в проекте и пешеход­ ная аллея, и велосипедные дорожки. На прошлой неделе градо­ строительный совет одобрил представленный институтом «Липецкгражданпроект» про­ ект детальной планировки 7-го жилого района и «бла­ гословил» на дальнейшую работу. Сегодня главный ар­ хитектор проекта М. В. Мор- духович, архитекторы Е. В. Рекалова, С. Е. Бутузова, В. К. Рекис и Н. А.' Пятиц- к а я , ' главный инженер про­ екта В. Н. Веселов, другие специалисты института ве­ дут разработку проектов де­ тальной планировки первых четырех т девяти микро­ районов будущего: «мини-го­ рода». Их строительство дол­ жно начаться не позже, чем через два года. На этом не­ сколько раз акцентировалось внимание членов градостро­ ительного совета. Это необ­ ходимо для выполнения про­ граммы «Щилье-2000». Со­ поставьте две цифры: 93 ты­ сячи (предполагаемое насе­ ление 7-го района) и 70 ты­ сяч (очередь на улучшение и получение жилья в Липецке). , Выходит, со строительством 7-го района может- быть по­ ставлена , точка в решении жилищной проблемы?/Хоте­ лось бы в это верить... А. КАЗАНЦЕВ. Рисунки М. МОРДУХОВИЧА и Е. РЕКАЛОВОИ. КСТАТИ Сегодня состоится обще­ ственное обсуждение проек­ тов застройки и реконструк­ ции другого района Липецка — квартала улиц Горького — 8 Марта, прилегающего к Каменному логу. >ргкомитету небезынтересно узнать и мнение липчан. Так что, ес­ ли у вас есть время, не поле­ нитесь, зайдите в 14 часов в фойе третьего этажа Липец­ кого горисполкома (ул. Со­ ветская, 5). Поверьте на сло­ во, обсуждение обещает быть интересным, , ЦЕХ- ИМЕНИННИК В начале войны домен­ ные печи НЛМК были эва­ куированы в Челябинск. Строительство новых до­ мен с широким примене-' нием автоматического уп­ равления производствен­ ными процессами _ нача­ лось в послевоенные годы. Тогда, сорок лет назад, и был создан цех контроль­ но-измерительных прибо­ ров и автоматики. Он ро­ дился на базе тепловой лаборатории ТЭЦ. В авгу­ сте 1950 года в цехе ра­ ботало всего шестьдесят человек. За минувшие четыре де­ сятилетия на Новолипец­ ком металлургическом пущены новые домны, кон­ верторные, прокатные и другие цехи, И в каждом применяется электронно- вычислительная техника. Нормальную работу этих подразделений надежно обеспечивает коллектив це­ ха КИПиА. Сегодня здесь трудится уже более четы­ рехсот человек. Чтобы обеспечить чет­ кую работу сложной тех­ ники, в цехе ежегодно проходят профессиональ­ ную переподготовку бо­ лее ста рабочих; ■ В. АЗАРИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz