Ленинское знамя. 1990 г. (г. Липецк)
22 ИЮЛ5Ч 1990 г., М 170 <18 767) ЛЕНИНС КО Е З НАМЯ Фоторассказ ПРИОБЩЕНИЕ К ПРЕКРАСНОМУ К этому дню студенты го товятся, можно оказать, все годы учебы. И вот позади время, предшествующее защи те диплома, напряженный по иск. сомнения,^ надежды,— на ступает день главного акза- Будущие преподаватели ри сования и черчения, которых готовят на художественно-гра фическом факультете ЛГПИ, представляют на суд экзаме национной комиссии творчес кие работы. Каждый из них уже давно выбрал самую заветную тему и, вложил в нее все свое уме- Диапазон интересов самый разнообразный: бумажная пла стика, лаковая миниатюра, жи вописные работы, гравировка и многое другое. Порадовал высокий. уровень представлен ных работ. Это тем более уди вительно, что, к сожалению, до сих пор факультет не рас полагает приличными ^техниче- . сними возможностями. Студен там приходится работать в примитивных условиях. Тем не менее скидки на трудности ■ давать никому не пришлось. Например, безупречное по тех нике исполнения декоративное блюдо Татьяны Чепель «Церковь Покрова на Перли» интересно по глу-., бине постижения темы. Уже ' достаточно зрело мастерство Олега Пастухова. Работа—ку бок «Память»—потребовала от Олега умения и упорства. Хороши были работы лако вой миниатюры. Тут хотелось бы отметить панно «Хоровод» Елены Болотовой;- иллюстра ции к, сказкам Пушкина Еле ны Суховой. Очень интересную работу представила Наталья ТЬмйли- на. Ее декоративное панно не только радует глаз, но и по буждает фантазию зрителя. Безусловно, нужную тему для дипломной работы взял Владимир Чернышов. Его про ект интерьера учебного класса поможет сделать светлыми многие серые, невыразитель ные классные комнаты. Второй год экзаменационную комиссию на художественно- графическом факультете воз главляет доцент Витебского пединститута Елена Тихонов на Жукова. Ее мнение — лип чане достигли высокого уров ня подготовки учителей "этой специальности. Подтвержде нием тому — большая часть отличных оцено.к дипломных ^‘’нА СНИМКАХ: Олег Пасту хов со своим руководителем В. Ф. Григорьевым; свою рабо* ту представляет Елена Сухо ва; декоративное блюдо Та тьяны Чепель. Фото А. ЩУРОВА. Перестройка народного образования СЕМЬЯ ВЫБИРАЕТ ШКОЛ9' Кажется, в последнее вре мя разговоры о школьной реформе, споры о путях со вершенствования народного образования переходят, на- ^^чшец, пусть робко, в иную 'О^эскость' — практическую. Устали от слов. Нужны де ла. Радует: все чаще в рай/ онах области возникают ад реса интересного педагоги ческого опыта :— в школах, ПТУ, техникумах. Рождают ся новые-типы учебных за ведений — с углублигным изучением дред-метов, сво им профилем. Вот уже и о. колледже, лийее, гимназии заговорили... Каждой школе, училищу — свое лицо. Так бы я оп ределила цель, к моторой вот уже третий год идут пе- .дагоги Левобережья Липец- Любопытные беседы мож но ус.чышать сегодня, в канун нового учебного ^года, в кабинете , заведующей ■ ро,- но Светланы Глебовны Дег тяревой. Молодую маму ин- ресует; — Дочке семь лет. Мо жет она поступить в школу с художественны.м уклоном? — Школу художествешю- ,эстетического направления, — мягко уточняет С. Г. Дегтярева. — Конечно! — А ничего, что мы из другого райо 1 на? — Милости просим. Толь ко продумайте, как девочка •будет добираться до школы, успевать на занятия... — Слышал, — раздается телефо;нный звонок, уже па- ,пы, — в соседней школе создан учебно-техничеокий' центр. А у .меня сынишка техникой увлекается. Семья, ученик выбирают школу. Не правда ли, пока непривычная картина? А с чего все началось? Два года назад по инициативе рано, поддержанной райкомом партии, педколлектива.ми, ряд школ Левобережья на- ' чал целенаправ.чшно рабо тать по програм.ме, предус матривающей' совершенст- всшание эстетического вос питания учащихся, как ос новы воспитания мгравствен- ного. Поначалу желания бы- .'ш скромными. Известно, как ’бедны еще школы, тем более в плане .-зстетики. Наши де ти обделены в музьшально.м, художественном образова нии, в массе своей не уме ют петь, танцевать, плохо -сяако.мы с театрам... С похвальной дер;зостью педагоги района решили мо билизовать все возможное, взяв в союзники шефо.в, творческие организа ции — театр, филармонию, учреждения культуры. Пом ню, как радовались работни ки роно, учителя первому кабинету музыки, первому — эстетики, развитию. са- -модеятельных коллективов в школах. Ряд и'з них, уста новив хорошие связи с те- атро.м, филармонией, ввели у себя дни иокусегва. В шко ле-интернате поселка Дач ный появилась первая .«экологическая тропа»: пе дагоги пошли по пути вос питания чувства прекрасно го через отношение ,р^ят к природе, бережному ее сох ранению. А позже там соз дали и свой музей природы. Районный отдел народно го образования старался под держивать, распространять люоое доброе "начинание. Вошли в практику «круглые сто.лы», се.минары, об^мен опытом директоров ш.кол, завучей, учителей. Помогли управление народного об разования, институт усовер шенствования учителей. Все педагоги, опробовавшие но вый курс «Мировая .художе ственная культура», прошли специальную курсовую пе реподготовку. пооывали , в гостях у московских коллег. Словом, шаг за шагом на* рабатывали опыт. Готовясь к ны.нещке.м.у учебному году, .решили сделать н-овый .качестаел- ный акв'ПЖ. ■ Перспек тивный план перестрой ки учебно-воспитательного процесса школ, углубляю щий и значительно допол- няюш.ий достигнутое, был вьшесен,^ заметим особо, на обсуждение депутатской ко миссии по делам молодежи и 'Народного образования Левобережного .райсовета. На заседание были пригла шены все руководители ба зовых предприятий, родите ли - члены школьных со ветов. План с учето.м пред ложений был принят. Йзы- ' окали и средства за счет районного бюджета, за счет помощи шефов. Сегодня можно говорить уже об осуществлении пла на. Загляне.м .в одну из школ — среднюю М- 4 , од ной из первых начавшую эк сперимент. Еще не закончен текущий ремонт, ко дирек тор школы Светлана Пет ровна Плакса уже живет сентябрьскими .заботами. Что ожидает учащихся, выб равших именно эту — худо жественно-эстетического про филя? Во-первых, новая про- грам,ма предусматривает зна комство дехей с ' основами изобразительного, музы кального, театрального ис кусства. Курс театра. Курс этики, вводящий в тайны общения. Фольклорный кдасс, 'Знакомящий с осно вами русского народного творчества. Не надо гово рить, насколько все это не обходимо для воспитания гармоничного человека, спо собного воспринимать мир добра и красоты. Школа уже сейчас доста точно оснащена учебной ба ЗОЙ. Художники при нас за вершали оформление кабине та эстетики — уютного, кра сивого, технически оборудо ванного. Оплатили работу шефы — коллектив цеха воксохимпроизводства. Они же «е поскупились, .приоб рели большую картинную галерею, украсившую один из просторных коридоров. , В кабинете директора на видно.м месте висит вым 1 пел роно — за первенство по развитию художественной самодеятельности. Помогли в это.м педагоги соседней, детской музыкальной шко лы 3. В расписании поя вились уроки рит.мики, соз дали свой хор, драматиче ский .кружок. Во многом, что .удается школе, заслуга учителей- энтузиастов. 'Гаких, как учи тель ИЗО В. И. Криворуч ко. освоившая преподавание предмета по системе Немен- ского, За.метим — химик, к.лассньш руководитель Г. И. Красикова памогает ребятам понять и полюбить поэзию. Биолог Е, Г. Шали мова ведет .театральную сту дию. Статш)нями военрука Ю. Н. Панова в школе соз дан свой поисковый щауб, открыт музей боевой и тру довой славы, рассказываю- пшй о судьбах, выпускников школы, ныне известных .и в области, и в стране людей. Конечно, имея такие ус ловия, можно плодотворно п,родол}кать эксперимент. Что это будет? Совсем не обязательно, что это будет школа сплошных Репиных или Шаляпиных... Но мы, размышляют педагоги, приб- лизи.мся к школе разносто роннего воспитания ребячьих талантов. Нет сомнений, что .•■ тго моггщый стимул качест ва обучении вообще... М'Ие дове-.ть эсхретиться со многими педагогами |рай- она, и у всех свои новости. В школе № 38 появился не давно компьютерный класс, опять не без помощи шефов из треста «Центрметаллург- ремонт». Расширились воз можности, и вот уже школа информирует горожан: 'мо жем принять желающих в десятый класс с углублен ным изучением математики, физики, информатики. Обу чение ведется с участием преподавателей Липецкого политехнического института. Долгое время испытыва ли трудности педагоги школ поселка Матырокий. Своей базы для трудового обуче ния учащихся не было. и ребят возили на автобусах в город. ПО.ЦЯТНО, что труд «вприглядку» мало что да вал. А сегодня? Инициато ры создания своей учебной базы в поселке — инспек тор роно В. И. Угаров и ди ректор средней школы № 34 Е. С, Яковлев — вполне до вольны. Есть где занять ре бят полезным и .нужным де лом. Директор НЛМК И. В. Франценюк выделил на соз дание учебно-технического центра сто тысяч рублей. Рабочие комбината помогли с его обустройством. Под держал, чем -МОГ, и обком ДОСААФ. Долго ли, .корот ко строили, но ньше тех центр доставляет немало радости .местной детворе и молодежи. Это, по сути, фи лиал учебно-производствен ного комбината .района, где можно получить основы’мно- гих профессий. Мальчики приобретают квалификацию шофера, слесаря по ремонту автомобилей, электрообору дования. А девочки — швеи- мотористки, повара-кулина ра, воспитателя детских до школьных учреждений. «Школой радости» назы вают в районе начальную № 39, которой руководит Р. А. Олейникова. Почему? Все мы много говорим о том. что наши дети слабо физически закалены, стра дают,, как и взрослые, от гиподинамии. В этой школе — культ физкультуры. Пос ле двух уроков введена в расписание 45-минутная пе ремена. Подвигаться, поиг рать ВЫХО.ДЯТ на улицу, спортплощадку - и дети, и учителя. Ребята с 1 по 3 класс любят уроки ритмики.' Шефы И'З ТЭЦ-2 ведут здесь уроки шах.\штной игры... Де ти с ,удо.вольстви€М трудят ся - В школе -здмечз^тель- ный пришкольный участок. В этой же школе введен . класс корре.кции. Что - это такое? Есть дети с замедлен ным уровнем ра.звития, .Они успешно усваивают програм му, но обычный ритм заня тий им не по силам. Класс «выравнивания», поможет им ни в чем не отстать от свер стников. «По просьбе родителей, по просьбе ребят...» Привычной становится и такая фраза в устах педагогов. Такой при мер, Возможно, наши чита тели помнят ~ газета рас сказывала о школе на базе учебного центра УВД, зна комящей старшеклассников с основами профессий. мили ционера, юриста. Она быст ро завоевала популярность. Еще бы... Ее воспитанники раслниряют познания в исто рии страны, правоведении, под руководством опытных тренеров -закаляются физи чески, По просьбе родителей и старшеклассников такой юридический класс откроет ся в новом учебном году в средней школе №' 7. Учтены пожелания уча щихся и руководителей ба зовых предприятий в новой учебной программе Левобе режного учебпо-нроизводст венного ко.мбината (УЙК), С участием работников .мед санчасти треста «Липецк строй» открыты курсы .млад ших медсестер, пятого поч тового отделения связи ютасс «Юный почтальон» Это дополнительно к десят ку существующих профес сий: .электро.монтер свя.зи, чертежник-конструктор, по вар. лаборант и (многие дру- 7 - ...Наверное, в связи с такими пере.монами стало ин тереснее работать и учите лям? -- задала, я вопрос С, Г. Дегтяревой. - , Это чувствуется. Поя вилась хорошая соревнова тельность. Каждый коллек тив И1цет сам, где силы при ложить, К мы не хотим быть лишь контролирующим, икс- пектирующи.м органом «свер-, ху». Ро.чь организатора, ко ординатора, подющника пред почтительнее. -Новый учебный год не за горами. Надеемся, ч'го он будет • удачны.м для педаго гов Левобережья. Мы обя- тательно приде.м к ни.м еще, и не раз — по адреса.м но вого опыта, -й. ДУНИМА. Заботы древнего города ЕЛЬЦА НЕПОТВОИРМОЕЛИЦО... Как возродить красоту я культуру древнего города? ! Об этом раз.мышляет сегодня заведующая отделом | культуры Елецкого горисполкома Г. М. Шеламоваг в бе- I седе с нашим корреспондентом. I — Галина Михайловна, недавно вас на альтернатив ной основе избрали заведую щей горотделом культуры. Депутаты дружно проголосо вали за вас на первой сес сии. Согласитесь, еще часто бывает, что культурой у нас «управляют» не профессио налы. а люди нз номенкла турной^ обоймы. Откуда и — С культурой профес сионально ' я связана пят- надцагь лет, но в этой сфе ре была с детства Моя ма ма до 50 лет танн.евала на сцене в фольклорном анса.мб- ле, отец был гармонистом и, сколько, себя пол1«ю, я пе ла, танцевала в художест венной самодеятельности, что и определило '.мой жиз ненный выбор. Я окончила- хореографическое отделение Новосибирского кз^^льтарос- ветучилища, а' позже — Мос ковский институт культуры. В Ельце работала во Двор це культуры завода «Эль- та», проводила праздники советской семьи, веДа семей ное кафе «Гармония», се ребряные и родниковые свадьбы, работала с моло дежью. — Когда вас утверждали депутаты, одни из них пре дупредил, что не культурой будете заниматься, быть вам придется прорабом, с про тянутой рукой ходить по предприятиям... Сбылось ли пророчество? , , — Но в -том же зале дру гой депутат -задал мне воп рос, на который я так и не 'Ответила, он спросил: что- такое человеческая душа? Это заставило поверить, что в нас еще не все вытравде- Три месяца я в новом ка честве. Доказываю, что ес ли гоподской парк не вклю чен в план, то это не зна чит, что он не нуждается в подготовке ,н летнему сезо ну отдыха. Доказываю, что здесь должно быть обилие зелени и чистота, его. надо регулярно поливать... Р1 эти три месяца я пока слышу ОДНИ' упреки; у вас плохой парк, плохие концер ты, плохая «культура. Я то лько спросила: а что, в го роде есть культура? В горо де,^ где не найдешь ни од ной урны, где 'ОТ аттракцио на «чертово колесо», приве зенного в парк, не осталось ни винтика! Заметила; никто не спро сил, в каких условиях у нас занимаются дети, почему .ре бенок в музшколе, прости те, чуть ли не в туалете иг рает на скрипке? Это не вол нует никого... Да нам надо спасибо сказать людям за то, что они еще приходят, в обшарпанные «очаги куль туры», что они еще даже по ют... Посмотрите, что такое художественная самодея тельность? Ее у.на.стяики ведь не знают семьи и выходных дней. А чем мы их можем поощрить, кроме доброго слова? Мы в год даем по четыреста конце,ртов, это под силу ра.зве что филар монии! — А если,честно, то нуж но лк столько, Галина Ми хайловна? Не раз была сви детелем, что выступают не редко самодеятельные арти сты в полупустых за.чах... — Я тоже считаю, что не нужно гнаться за количест вом. А если б вы знали, как выматьшает людей подготов ка к отчетным концертам Даже слова-то не могут со четаться: культура и отчет Особенно тяжело бывает ве сной, -когда идут торжества, связанные с 22 апреля. 1 и 9 Мая. А ведь в это время у школьников конец четвер ти, учебного года, экзамены. Ребята устают, им не до кон цертов. На мой взгляд, на до искать такую форму, что бы и люди меньше страда ли, а эффект был ^больше. ,г:^вно пора отказаться о^-^ помпезных 'Гфаздников, ког да ставится цель «охва тить» людей, чем больше, тем лучше. Отчитываемся количест вом лекций, устных журна лов, к примеру, «Пьющий папа». Да. поггаоте. (Ггго лри- де-г это слушать? Пьющий не пойдет, непьюще.му -это не надо. И не менее важно, кто читает такую лекцию, что за специалист. Хороше го пригласить — пробле- нас неоправданное увле чение массовостью. Конечно, сама форма массового от дыха не исчезала и не исчез нет, но не надо насаждать, превращать л«>бой праздник в массовое гуляние. Таким в Ельце я вижу только один V- -день рождения города. Это именины, куда каждый коллектив фабрики, завода, учреждения, каждый жи-' тель должны прийти со сво ими подарками, а не прос то поглядеть, что-то купить, а потом разочарованно ока зать, что плохо провели вре- — На многое мы пыта емся смотреть сегодня дру гими глазами. Вот и новые депутаты поддержали вашу программу, в которой вы по ставили цель: культуру в Ельце надо начинать с де- — Убеждена в этом, На.-и надо открывать новую сеть профессиональных, специ альных учебных заведений, где ребятишки будут с ран них лет приобщаться к пре красному. И не важно, бу дет ребенок после .этого петь или танцевать на сцене, глав ное, в человеке заложена ос нова внутреннего мира. Однако реальность ужа сающая. Если мы о быту почти отказались от комму налок,, посмотрите, у нас до сих пор вечные обществен ные Коммуналки, и самое страшное, что они — в дет ских учебных заведениях. Музыкальная школа № 1 работает в крохотном поме щении, ее библиотека — в вестибюле, а учительская — в раздевалке., У детей нет- даже умывальника, не гово ря о буфете. А вторая .му-- зыкальная школа размеща ется'в одном здании со сто ловой общепита... В неизо лированных ко.\ 1 натах зани маются дети в художествен ной школе. Подобных примеров мож но привести много. И пото-< м у ,. как бы нам сегодня не было трудно, мы должны 'от давать детям лучшие здания, дворцы, а на первое время хотя бы освободившиеся по мещения. — Галина Михайловна, вы знаете^ что обстановка в Ельце, Действительно, слож ная, вспомним хотя бы, что более пяти месяцев искали помещение для переселения поликлиники № 1, постав ленной на капитальный ре монт. Исходя из условий, что же можно сделать се годня? '— У нас есть реальная возможность открыть пер вую в го 1 роде школу ис кусств, где дети могут учиться рисованию, макра ме, лепке, будут петь, тан цевать, играть. Просьба от крыть такое заведение есть и в наказах избирателей, Разльестится она в центре Ельца, -в старинном особня ке, где когда-то проживал в нем богатый елецкий купец, а затем бь 1 л исторический иллюзион, затем здесь рас полагался кинотеатр «Удар ник». У здания своеобразная архитектура, прекрасные за лы, а ПОТОМУ' можно открыть хореографическую школу. Нужна не только художе ственная школа, а и учили ще, готовящее профессиона лов. Надо . -реставрировать храмы. В них мы могли бы открывать великолепные му зыкальные салоны... — Первый .музыкальный салон открыт, любители серьезной му,зыки собирают ся в филиале краеведческо го музея... — Мы разом все разру шили до основания,- а те перь кричим, что трудно вос станавливать культуру це ликом. кусочками пытаемся спасти. Почти двадцать церквей в Ельце загублено, а это ж великолепные памятники ис тории, это ж наши деды и прадеды делали. И чтобы все это сегодня возродить, надо сначала возродиться наши,м душам. А с чего начинает ся возрождение? Не с того ли дня, когда однажды, в воскресенье утром, вы прос нулись и задали себе воп рос; куда мне сегодня пове сти ребенка, что показать ему? Тогда не придется хва таться за сердце при мыс ли, что у «ребенка все есть, импортное, а он растет злой, черствый». — Вы сказали, что чело век должен .задать себе воп- рос, куда повести сына или дочь? Вот н а хочу задать такой вопрос вам, а, дейст вительно, •— куда? Я две надцать лет жкву в Ельце, и почти ничего нового не поя вилось. -В кинотеатрах муль тики двадцатилетней давнос ти, в парках -- одни и те же аттракционы. Из нового разве что видеосалоны, к которым очень яеоднознач ное отношение. А ваше? — Может, со .мной мж) гие не согласятся, но я счи таю, что только в нашей стране идет такая шкваль ная атака на видеосалоны Мне это напоминает анти алкогольную кампанию, да методом .запрета доби лись только роста са.могоно варения. -А салоны «е исчез нут. они уйдут в подвалы квартиры, где будут с.’иот реть только, как .мы назы ваем, запретные фильмы ■ уследить ,за распростра нение.'и таких картин - прасное дело: нажал кнопку, час .записи -- и сета готова. Другое дело надо контролировать, в ка них условиях работают са лоны, какую программу по казывают детя.м и не убеж дать себя, что только лос- пе «боевиков» и «фильмов ужасов» ребята идут бить по подъезда.м ла.мпочки. и;з- бивать : 1 рохожих Не видео виновато, не оно ожесточает мальчишек и девчонок — они уже на филь.м пришли жестокими, а он только, воз можно. ■ дал выплеснуться чувствам наружу На Запа^, де не борются с видеоса.ю- нами, там другой уровень культуры, — Согласитесь, в таких заведениях ребятишек пол ко, а вот в му,зейных залах — пусто. В лучшем случае, школьников приведут «по плану» на экскурсию. И хо рошо, еслн два-трв челове- •ка послушают, остальные так и норовят побк 1 стрее уй- — Почему-то устоялось мнение, что с детского сада . рано водить в музеи. На верное, тут есть вина н ра ботников культуры Я счи таю. не совсем правильно, когда музей закрывается^ в 17 часов, А если, человек'по тянется сюда после работы побыть в тишине. пораз,мыш , лять о чем-то? Музей — .эго не -только научное заведе ние, но и место, где чело век ищет отдушину. Но коли мы .заговорили па эту тему.- то я хотела бы прделитьсл своими пробле мами, Дело в том, что бо гатейшие и бесценнейшие документы в нашем музее, а их 30 тысяч единиц, не имеют фонда .хранилища. ’ И не потому, что его -вообще нет, а потому, что никак не получается разрубить горди ев узел, в котором перепле лись ведомственные, интере сы. Основное здание — па мятник культуры XIX века, ■— отдано музею, у истоков которого, кстати, стоял пи сатель М. М. Пришвин, а каретные сараи, примыкаю щие к корпусу, — отданы под склады магазинов, Мы обратились за „помощью к народному депутату В. А, Попову с просьбой помочь вернуть сооружения и соз дать единый архитектурный ансамбль, а значит, и спа сти документы. — Еслв говорить о музе ях, то вспоминаю поездку в Венгрию. Богатая страна, но нас, туристов, поразила высокая стоимость билетов в музеи. Не кажется ли вам, что у нас цена просто сим волическая? — Несомненно. Но, за- мет^зте, там, на -Западе, оче реди. а у нас... К нам при езжают иностранцы, а мы" ведем и показываем им бес платно. Можно приветство вать русское хлебосольство, но до известных пределов. Елец может получать ва люту, как уникальный исто рический город. К нему бы руки приччожить и желание. Кстати, есть у меня дерзкая мечта, от кото-рой не отсту-л- л ю с ь , пока буду работать. Превратить Елец в мини- Суздаль или по-другому как- то назвать, эта неважно.. Важно, что у нас появилась реальная возможность. Ре шено из центра города вы нести табачную фабрику, она зани.мает красивейшее ста ринное здание, которое мож но превратить в гостинич ный комплекс с огромным бу'Кетом услуг. А в Елец ту ристы потянутся не только из нашей страны, но и со всей планеты — и,х привле чет имя великого писателя’ Бунина. Мы убедились, что единственный в стране му зей П. А. Бунина вызвал ог ромный интерес в мире. Бунинский уголок - это будущее Ельца. Помните, как сказал он: «Ищу я н этом .мире сочетания прек расного и вечного., » И наш древний город, где все ды шит историей, несомненно, должен возродиться. — Спасибо за беседу, не сомневаюсь, тысячи ельча» станут вашими еднномыш- леиннками, Беседу вела Г. ФЕДЮНИНА, соб. корр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz