Ленинское знамя. 1990 г. (г. Липецк)
Л Е Ы И Н . С К О Е л Н А М Я Т9 июля, 1990 г„ № 167 (18 ?б4] Актуальное интервью .<В БУДУЩЕЕ СМ О Т Р И М С ОПТИМИЗМОМ...?» На "гракторный завод пришла аренда. Пришла, разу меется, не сама по себе, а. через трудности, которые всегда встают на пути нового. Об этом наш разговор с начальником планово-экономн-ческого отдела ЛТЗ В Н. СЕНКЕВИЧ. — Валентина Николаевна, выражаясь языком вчерашне го дня, процент охвата арен дой на заводе пока невелик. что руки от нетерпения чеса лись. Пригласили На беседу руководство прессового цеха. Подробно объяснили ему, Но уже, наверное, можно под- что к чему, поафосили срочно какиеч'о первые ито- подумать. Нас не смутило га. Что нового, полезного принесла такая форма орга низации труда? — Вопрос наснолыко обстоятельство, что . предло жение коллеотиво’Мцеха было встречено без особого энтуяи- азма. «Перемелется» — ду мали мы и 5 'морно гнули слитком долго прощали друг другу бесхозяйствен ность, необязательность, за крывали глава на простои людей и оборудования. Арен да предоставила нам шанс ИС 1 коренить подобную практи ку, Коллективы, взявшие ее на вооружение, не -только сами стали работать лучше, но и застжил 1 и делать это других. Заметно подтянулись мяогае участки заводского начале нашей б ^еды вы сказа^га, что аренда да- людям самостоятель- вести множество данных, ко торые говорят в пользу аре нды. Но не с этого хотелось бы' начать. Да, покааатели резко «подифыгнуЛи». рост Во всех измерениях солид- ньй. А главное все-таки не в том. Главное, по моему гл\"боко.му \’беждению. в из- .менении психологаи людей. Я их просто нс узнаю. Куда девались пассивность и инер- гность? От них не осталхюь и следа Отношение к делу рез 1 ко из.менилось. И не то лько потому, что появилась свою линию. Вторая модель нцсть, избавила их от адми- хозрасчета не давала покоя, поскорее хотелось увидеть ее в действии. Наконец, «убеди ли» свои^ оппонентов. Нача- ■ гиработу. И что, вы думаете, этого вышло? Да.ровньм нистративного диктата. В чем наиболее наглядно проявя;щсь эта самостоятельность? Ка кие блага принесла она са мим рабочим? Не бу|ду голословной. просто не «отлежалась» в сшнан'ни. И сколько мы уси лий ни предпринимали, все окавалось напрасным. — Мне недавно довелось ____ _____ побывать в пре совом цехе. возможность бслпьше зараба- Дела идут неважно. Произ водство разлажено, заинте ресованности никакой. Заик- счетом ничего. Схема наша приведу примеры. Во-первых, развалилась, хорошее дело администрация уже не вме- оказалось загубленным. Лю- шивается в процесс формиро- ди идею Нр восприняли. Она вания штатов. Во всех трех тьгоать, хотя и .это весьма маловаяшый фактор. Скорее, в людях заговорило чувство хозяина, пробужденное пре доставленным им правом са- .мостояте.тьпо. без вмешате льства со стороны. решать сложные производственные вопросы. Усилилась коллек тивная ответственность. Свежи в памяти и другие времена, когда инициатива большинства была па нуле, когда самые строгие админн стративные меры, направлен ные На повышение произво дительности тру;;а, ш> сраба тывали. а порой давали и об ратный эффект. Сейчас ни кто нс подталкивает, никто не нажимает, а результаты растут. Вот что значит меха низм хозяйствования >он перековывает с«?н;шие чело ^ Наверное, случается это не сразу, не вдруг. Про цесс переориентацин носит, как правило, затяжной, боле- нулся об аренде — руками замахали. Десяток причин привели о невозможности ее применения... - Вот-вот, это как раз от 1 ю:ккки того самого оту чая, Обояи'лись раз на моло ке, дуют теперь на воду. А мелоду тем прессовики не без заш-юти глядят на ра)боту цехов, уже. перешедших на аренду. Когда начинаешь с ними анализировать, сравни вать. нет-нет да услышишь; «Что тут попусту условия у пас раз) например, трудно возразить На — коллективах по .местной циатнве сокращена числен ность работников. В основ ном. за счет инженерно-тех нического персонала и вспо- М 10 гательных служб, ТЗким образом «лишился», 49 че- .товек тракторный цех, 2 3 — . автоматный. 31 человека — фасоннолитейный. В другие времена подобный факт рас ценили бы как катастрофу со всеми вытекающими от сюда последс'гвиями. Нынче же сокращение штатов воаь рини.мается как . здоровое, норма,пьное явление. Хуже не стало. Наоборот, избави лись от суеты, возросла от ветственность каждого; ведь надеяться-то не на кок>. Во-вторых, передав на ба ланс подразделений основные говорить, фонды, мы те.м самьш пре- ,ге». Мне ,1 доставили им возможность что-либо самостоятельно распоряжать- реплику, ся ими. И они распоряжагот- . .скольку сама причастна к ся. Провели ревизию оборудо- тому эксперименту. Пройдет вания. ог лишнего избави- )фе.мя, прежде чем ’ коллек- лись. Цель при этом пресле- тнв прессовш'о избавится от адвалась простая -- умень- ие\-ве.репнсх-ти в собственных шить "сумму амортизацион- Пра 1 стикуем теперь совер-- шенно другой подход. Авто- мати)и!’). фасоннолитейный. зненяый характер, В ходе тра)п-орпый № 1 цеха пере- внедрення аренды, полагаю, ходили па аренду после то у вас возникали в этом лла- го. как сами взвесили, об^ не сложности... дума-пн этот ответственный — Уж избавьте меня, по пшг. Мы же выступали в жалуйста, от термина «)нюд- роли консультантов, совет- рение». В нем заложен чдков. смысл, противоречащий са мой С.УТН ареидн 1 -.гх отмоше ний. Если мы хгяим чего-то . добиться, то должны испо льзовать не метод дав.чения «сверху», а принцип добро вольности. То есть коллек тив невозможно подвести к аревде иоиусственнб. Пока внутри него самш’о не созре ет осознанное решение, ме чтать об успехе бессмыслен но. Та 1 (о.во мое мнение, кото рое мох^' проиллюстрировать примером из практики... — Будьте добры... — Два года назад, умек- шись идеей хозрасчета, по пытались осуществить ее, как говорится, в кабинетном) стиле. Подобрали «объект», подготовили все производст- ве.нно-э 1 гопоХ 1 ические ш,п;ла;; 1 - ки, Прост,итали. ,каза.Л 1 Кь нам, «от» и едо». И так красиво В!.)ХОЛ 1 По па бумаг)'. ных отчислений. Сокращают ся расходы На производство —- стабильнее становятся экономические показатели. А коли так, то растет и зара ботная плата. Кстати, о зарплате. Арен даторам деньги достаются ПОГГ 01 М и кровью. Кому-то по кажется, что слишком громко оказано, но это действитеяь- Валеитина Николаевна, .но так. Многие из них связы- рнскуют ли коллективы, из^Ивали свои надежды с высо- бравшие арендный вариаит?^ким« заработками. И не иа- Еелн да, то чем и в какой прасяо. Получают^ они степени? — Безусловно, доля риска существует. Даиустим. при яевьто. 1 )нс 1 ши плана по про- извадстеу валовой продукции цех вынужден полностью во- ■ эмещать е<> стоимость из фо нда заработной платы Но только в том случае, если срыв проикЗошел по вине кол- .тектива. К слову, пока таких факп’ов не было. Бели же фронт работ ) 1 е «юснечивает друтой цех, то вст.упает в си лу систслщ штрафных санк- тппг Она 'выполняет как бы затцитные ф\тгкции. Ареида- горы использутот ес довольно широко. -Здсс), действует ОД1Ш и;з жсхлких. Но оправсд.тивых законов ;хконоМ 1 песких отно шений. Иначе но.пытл. Мы дня несравненно батьше. До перехода па аренду работни ки фасоинолитейного цеха по-. луча 1 .ли, к 1 фимеру, в сред нем 259 рублей Теперь по- .лучают еже.месячно , 367. Есть райница? — Но и другие, наверня ка, тожр хотят пополнить свой семейный бюджет. Ка кие у них перспективы? За интересована лн администра ция завода и дальше разви вать арендное движение? — Поспешу сразу заве рить, что перспективы есть, й завод Заинтересован. Но я, уже говорила, что в такохт тонкеш деле, как аренда, то ропиться опасно, В качестве прецедента приводила ситуа цию в прессовом, цехе. Ко-' начно. согласна, что и мед лить нельзя. В таком колле ктиве. где все структурные звенья прочно связаны в еди ную цепь, не может быть аренды; «местами». Это при ведет к серьезным деформа- );ия|м производства, экономи ки. И мы г.! 1 убоко осознаем иоследств,ия. ПотО|Му не си дим сложа руки. Большую работу проводим в транспор тном цехе — самом, пожа луй, сложном не столь по своей снец 1 ифике, а по сложш вшимся ш-ношениям, не со^ се.м хорошим традициям. Чтобы как-то поднять дис циплину среди водителей, заинтересовать их в резуль татах сх^твенного труда, ре шили на первых порах пред ложить им. талонную систе му. В чем-ее суть? Цех. по лучая заявку на транспорт, командирует шофера на тот или иной участок. На руках у не.го путевой лист. Его под писывает руководитель под- разде.тения, в распоряжении которого водитель находится.. Как правило, в документе проставляются «восьмерки», что не всегда ссютветствует истине. Часто машина .эксплу атируется лишнее количество времени. Талонная же систе ма исключает приписки. Она фньюирует каждый час. Блан ки строгой отчетности будут выдаваться каждому руково дителю цеха* в предельно ог раниченном количестве. Эко номисты. подсчитали потреб ность в Транспорте. Разумеет ся, каждый будет экономить талоши. не ра-адаривать их по пусту, Отработал шофер час --получи талон. Заинтересо ванность, здесь взаимная. Во дитель тоже стоять не будет. ’ Выполнил задание — и в Д'исиетче.рокую, где получает другой наря|д. Новинка заинтересован транспортников. Как показа ло изучение мнения, они го товы принять наше, предло жение. Посмотрим, как пока-, жет себя талонная система на практике. Будет все нор мально — н.уть к аренде от- ^Что касается завода в це лом, то в данный момент пе ревести все без исключения участки на арендные рельсы 'мы не Можем. Мешает .этому ■ экономический барьер. Сли шком низки цены на основ ную продукцию завода ■— тракторы. И слинпсом высоки они на некоторые 1 «>мплек- туюшие изделия, которые нриходится закупать на сто роне. Мы бу’дем Не в состо янии обеспечить арендаторов зарплатой. С 1 января 1991 года для промышленных пре дприятий' вводится НОВЫ)': прейскурант цен. Он снимает целый ряд пробле.м, на ка кое-то время ставит всех в одинаковые стартовые усло вия. Дальнейшее зависит от нас. В будушее мы смотрим с СПТИ.МИ.З.МОМ. Хотя бы пото- Х 1 У'. что сушественно возрас тет прибыль от решаизации ироду )щии. Сегодня мы имеем «навар» 60—80 рублей с .ка ждого трактора, а с ■ новэго- года будейи кметт, 'до лятисог. С первого яНваоя полностью ])ереходим па аренду,. Беседу вел Д. БЕЛОКОПЫТОВ, ДОЛГИЕ )ч)ды нас убеждав , эго советско!е—лучшее в;ми-, ре. И мы смотрелп на. это «луч шее» е благо1'С1вением. востор гаясь шшгачи успехами. ;Им- портаого .бу’ма, тогда аце . не было. Позже оценки «нашего» [утжои'о» аомеиялисъ. Аког да перест 1 ройка полностьюсдер- ула пелену благополучия, ура- зупмели, наконец, что от циви- лиаованно 1 го .мира мы безна-1 деж.но отстали. ., 'Теперь над во))росом, как пробился на мировой рынок,, ломают Г 01 Л 0 !ЭЬ) минястры, он не дает пОко,я директ 0 |ра 1 м пред- приатий .» объединений, кото рых еще )те пок|Ину''ла надежда вырваться из, экономического тупика. Но как ни кру'тя. а выходить за ру'беж почти^нес чем. Если, К 0 Н 8 ЧИ 0 , не ){нать туда сырье и ма,те(()« 1 аиы. А их гоним. По да.югым ,о'ха- тистики, сы!рье и материащы в структулре экс!)Ю|рта 1 нашей об ласти составляют 88 проц'ен- И все же гарадприятия, 'про- ' дукция которых на .мировом рынке кон 1 курен™ос.пособна., у наг есть. Одно из них —^тан" костроителъное прошводст- ваиное объединение «Липецк» (СПОЛ). Оно экспортир 1 ует : свою продукцию в страны Во сточной Европы, в ФРГ, Ка наду, Англию. Египет, Южиу'ю ' Корею. 'Заключены договора на поставку за ру'беж этрм ):-од;у\;280 плоскошлифовалъиЫх станков — на экспорт идет каждый десятый. Но такой о^е:5'ие устра)геаег за.водча.н. Оейчаь 0 МИ 1 решают, причем небез'ус'пешно, задачу масштаб- нр:^ вьихоиа на ры 1 Нок каши-, татистических стпраи. Проиик- товино это не только тем, что ст|р'а,на иапьттывает острую не хватку ва.тюты и ее надо за- .рабатывать, но и ненаиеж- ) 10 стью восточио'европейаиих партнеров. Польша', иапример, отказалась от поставок девят- нг'дцати ляпецк'их станков^ А где. 1 ''ара‘нти», что подобных старпржов больше не будет? в^рогрессивных технологий За- Липчаве поста,вляют по ко< 1 - ш^рац))и зш)а^дно^''ер1МаIНСIКой фирме «Реформ» и: ка 1 надс 1 кой — «Ста.нканада.» станки, как здесь )х>ворят, «вы,потрошен ные». Без гидравлики, системы управления, привода, Зар|убеж- ные фирМ'Ы ставят на наши )Ш' будут иэ 10 то 1 влять так))е установкн д-чя раскроя метал- станки, В схрон действу )ош,))х лн его Н'аме')а 1 ется ввести летом след'у'ющего года 1 . А строится завод за счет кредита. пол,ученно)'о о) фир мы «Эльб-Шлифф» Став 1 ча де лается на, новый качественный пр 01 рьгв. Дело в том, что ста нок, и:41'отов,|0|Н1Нын из ч\т\ч|: 1 . НАМИРОВОЙ УРОВЕНЬ Липецкие станкостроители расширяют внешнеторговые связи ^ !.Щ)1!рЯТЬ, и углублять, — своими соабра,женм;я- ^^.даректор' внешнеторговой фирмы объединения В. Г. Сс- в'один;. — .Делать их бш)ее пр,очным», вэанмшвязанньми. М‘)^,иде 1 м амен'но по такому пут‘игс,’Гр'ад.)Щ‘И! 0 «ную продажу смн)щв за рубеж сочетаем с тжи)й, формами экономическо го 'сотрудничестеа, как крог]е-; ра'ция, соэдаиис совместных .^^иводств, использешаот 1 срёдиггов иностраины.х дл'я развития и совершем ва]),н.я собствеш'ого тцю! иодства. передача, и_ освоед)^’!) станки свою «начинку», разу- М 1 еется, высшего класса,. ипро дают вдвое дороже. Так - что правит бал тот, у кого лучше п 1 ро 1 Ду)К|Ц'ИЯ. По всей вероятно сти, поставщики из Баку и дру гих городов страны, обеспечи- ваюшне лиие 1 фких стаикостро- ителей ОВОЯ 1 МЙ издели 1 ями. по коопер,ации', не стремятся на мировой рынок, виутренм.й да не беспокоит, потому что, зна ют: возьмут и их «наЧ'Ншу*, выбора-то нет. ■ Чтобы держ 1 аться на миро вом утровне, надо постоянно со- ве|ршен 0 тао,вать производство, осваивать новейшие техноло гия, идти в ногу'- с научно-тех ническим прогрессом. Рыноч ные отношеяия жесткие; или сш-ерничества, конкуренции между цроизводителкми.' без борьбы: за по'купателя. Это и засгавило, липецких и, западно- герма 1 нак 1 их .партнеров поит»та созд'эмие совместной фирмы,- Предполагается ос.у«деств 1 Ить Л)Л совместную рзаработку модели сташа, либо взять за базовую модель фирмы «Эльб- Шлифф». Трсбоваиж одятонт- нов'ы,й ,-ста,нок должеп превос ходить качествеш)ые па.рамст- р:ы ныне существуювцих. Соз дание высокоточного станка,, по утверждению' В. Г. Соводина,' вид) 1 тся в бли:жа 1 Й)ией перспек тиве. А сейчас другие деш'а, то 1 же ва:жвые и неотложные. , Речь идет о стайке из в*'ик- рагра 1 ннта 1 . М'Икрограиит 'Вме сто ч'угупа. Как такомно. его нет, но в скором вреМ'С- ни он будет. В Усимапи на, ба зе завода литейного аборудо- .вания — а: это ф,И 1 )шал. объе динения — 'ВОЗВОДИТСЯ I цех. во врем» работы нагреваепся. И уже ) 1 р'Н повь) 1 шен’ИИ темпе ратуры: на, 2—3 градуса, М'сталл расширяется, что ведет к не- ТОЧ 1 НОСТИ'. Станок из' мимрогра- ни.та практинеск'и не реагирует на, т,емпер:ату|р|у. Точность об работки на нем повы)пается почти -в десять раз. Это не новшество в ста> 1 ко- строенж, подобное п.рошвод- ство в небош'ьших объемах в нашей стране есть. Но изгото влять станки из М:Икропран'ита по техиолории одной из швей царских фирм будут ТОЛЬКО на у'Ш:анско 1 м -эа)воде. Полунан- ны:й К1рея,ит объещинвН'Ие пога- ша 1 ет ОВ 01 И 1 МЯ ставками. Первая партия их неда1В:ио отгфавлена 'Ста 1 ико«Л 1 роител 1 Ьное пршз- водственное объединение «Ли пецк» - ежегодно продает за рубеж продукции на 7—8млн, инвалют,ных рублей.' К сожа- лен:ию, предпр:и;ятио от этой суммы остается небольшая то лика, Л'))™»на:Я' доля ваш'юты идет м,)а,н'истерству, в госбюд жет. Но то, что остается здесь, используют раЗ|ум:НО'. Валютные поступления на'П- равля,)отся, прежде все)о. на модерниэа:иц)'Ю оборудоваагия, покупку прогрессаданых тсхно- Л 01 ПИЙ. М 1 ногое делается для повьашеиня качега 1 ввн:ны:х пок,а- зателей экспортной продук- цапи. Сей:час ведугся перегово ры с я'ааонской фирмой о при- о 6 рет’вааи 1 И ли'цен.зи:и на аароаиз- водство линейных аааправ^аяю- . тих к шшифов'злшьам стайкам, позволяющих повысить их про- изводиаельносггь, сниз'иггь рас ход электргх»н,ергии'. Расс.мат- риааегся также ажиарос о по- куаанке за рубежом' лазсраЮ'й Переход на. рыночвую эко- номааку а свя.па'нная с ней к-ои |\\ртнШ1Я не п\т;а'к>т станко- С 1 роигге.,')ей. В мир свободаной .нтщцаэтюы. предпрашмчааио- сгаг они )))-.ч!гнули раньше а те перь уже намоют опыт. Но это но .эаначаат. что. сделано все и м'ОЖ:а) 1 о жить СП 01 ЮТЙ 1 НО. Наобо рот, Ухчвсточааотся рребова- вня к качеств:}' работы, ааедут- ся настойчаивые ноаааики ен 1 и:же ни'я затра.т Коллектив объеди нения аюСТ'аавил перед собой цель; Л'И'К.виднровать грань ме жду ввутренним ,и: экопоартным п;роиэводс.тво:М. Вся продукЦ:аа:й .аолжна соответствоваагь миро вому урОВ-НЮ, чтобы .')К>& 1 Й стаиок', снятый с коаавей'ера, МОЖ 1 НО было отправить в стра-- ааау, которая захочеу его гери- Забота о повышении качест ва, надежности стаанков стала к|ро,шьам д'елоам кааждого, на- чинаая От' гвне,рал:ьного диреа^- тора объедианени'Я и кончал станочнаи,ко:м. ^тъ от качест ва рааботы напрямую ээ'в-исит зарааботок людей. Кроме того, прода'жа, за рубеж продукацИ|В в бол'ыших оабт^мах — этоеше и валюта', часть хоторой нап равляется на социальное раз- в:итие коллектива'. В прошлом году, напр'имер, почти на сто тысяч инвалютных рублейпраа- обретено медицинского обору'- дования. Оно переда,но ааервой городской пол)а:кли1Н1ик.е к Усманской районной болыаи- це, где лечатся рабоч,ие объе динения,. Наамечается покуй,ка за р|у:бежам оборудованная' дл:я зубопротезного кабинета стро ящегося заводского, П|роф.нпак- Решенааю соц'Иальнш проб- лам способствует и пол 1 у'Ч 1 Ившее здесь развитие товарообмена с зарубежными фи'р'мами. На <х;- но'ве бартерных сде^аок на, предприятие поступил® пар тия им'портной одежды и -обу ви, видеотехн'Кка,. Подпатсан контракт с Бол 1 га:рией об об мене стаико|В на обо,рушова,Н 1 Ие дааая колбасного цеха,. Да. имен но колбасного. 0 :и строится в Желтых Песках, в подсобном хозяйстве объединения. Вот- В'от сюда нач 1 нет п:осту|папъ обо-. рудова:адае... В объединении, теперь каж дый сознает, что внешнеэконо мические с,в:Я'ЗН оказывают не посредственное влияние на ус корение социал'ьного раавитня, и делает .все от него завися щее, чтобы они крепли и уг-. В, КОБЗЕВ. Есть такой коллекгав -н Липецкий хозрасчетный мон тажно-наладочный участок «Роскоопмонтаж». Руково дит ям В. В. Краенобородь- ко. А делают здесь очень многое. Кроме сантехниче ских, отопительных, водопро водных и других приборов, второй год изготовляют ан гары для хранения и обра ботки овощей. Ими уже снабжены райпотребобще- ства Долгоруковского, Тер- бунского, Добровског'о, Ус- манского. Липецкого, Гря- зинского районов. Скоро по лучат их добринцы, крас- нинцы и в других районах. Удобны и практичны коп тильные шкафы, они опять же предназначены для рай- . онных кооперативов. - : НА СНИМКЕ; коптиль ные установки изготовляют бригадир В. П. Аксенов и монтажники В. А. Полука- ров и В. Е. Гревцев. Фото Ю, КЛЮЕВА. Это аюранио было бу р- па.ш, сумбурным, со всаааьаап- ками .эмоций -- совсем в ду хе наЩ-сго митатнговоа-о врс- .меаги. когда зыаалескиваютоа давние обида,!. 1 СО!аив.щс'<х'я годами нвдоволматш). и .чао- дн мало слушают друг др,у- га. а разумные довода,) порой не достигааот цели. :И только МОЩНЫЙ а-олос ' начальника утфавле.ння И. Л. Казагащва. ’ ааерекраиазавианй шу"м. врел 1 я от вреаигагн не сколько .унимал страсти А страсти разгоре.чись не на шут,ку. Трамвайпаики и троллейбусники образова-чн свой стачечный комитет и В),щвипули ряд гр<'боа5ЯЩ))а ас администрацин. На этолт со- брании-митнааге ааразсутст- Бовачи представите.пи стачко- .ма и профсоюза ПАТ1М. Налицо, как ападим. хоть и слабые пока, не в 1 пример шахтере,ки’м. ша несомааеааные элементы организации транс портников в отстаиваащи сво их интересов. Конечно "же, они отлично таоааимаюг своао роль, .знают, что забастпва,у они по закону: мог.ут аарово- дить только в то.м случае, если в их коаифли'кте не ра- .'«збрались самые высапие иаа- станции. И тем .аае мепее уг роза парализации жизни ог ромного города, вернее, пока ее призрак, вызвал тревогу , городских властей. Поэтому на собрании присутствовал зам«л«тель\ председателя горисполкома, бывший работ ник ТТ>' А. Н. Ларин со свитою руковоиителей разли чных аюммуиальных служб. Из-за чего же разгорелся сыр-бор, какие требования выдвинули водители, реамонт- ники и рабочие Других паод- разделений управления? Первое — оплата ночных. Дело в том. что пассажирс кий транспорт города (и не только Нашего, но даже и столичного) иотьггывает аго- стоянную нужду в кадрах. Кое-кто из лшаецких, трол- лй 1 бусни«св на время отпус ка едет в ст<хчицу подрабо тать. Принимают их охотно, предоставляют врсме»ш<ю На острую тему КОГДА ДРЕМЛЕТ УПРАВЛЕНЕЦ ■ ЖИЛЫ' Не ахти какие зара ботана. аао около 600 рублей :аа месяц В1,1Хо;шт. Так ааог «мосаши^аи» и аари везли в Лиааецк новость; оказывается, сголичны.м во- дителя.м платят ааочные, и ааи ’иаао.а'о паа мало -Ю процентов тарифа. А чела мы от.чичаем- ся от москваачей? - резонно спросили лип'чааае Почему ааам не платят? Но .уаарав.теннао попаел слух, что ааачалыаик отдела труда и зарплаты Р. П. Ко ростелева с согласия, аюнеч- аао. ад'мнашстрации, получив соотвоч'ствуюпше араркуляры аа.) Минкодт 1 .муаахоза. спрятала докума'нта.) под суюао. Ага. .аааачпТ, управлетацал против ааочпых. сами вон какие асва- ртальаа 1 , 1 с ааремии загребают, а наши .законные зажимают? И пополи шепоток, а пото.-и и открытый ропот. Мудрое мииаастерство дей ствительно распоря^щлось СХ 11 ' лачаавать. ночные, но. , за счет внутренашх резервов А какие могут быть резервы в управлении, коли ежего.дно наши троллейбусники и тра мвайщики получают на по крытие св'оих убалтков из иищеа'о бюджета города по 6 млн. рублей. И как ни пы талась ” Р. II. Коростелева объаюааить -это рабочим, ее и с.!)!ушать не хотели: в Мо скве, мол, тоже 'Городской транааюрт убыточен, а ночные платяг. Контора возражала; гам трансашрт подчинен гор- комхо.зу. а аааш министетр- ству, А это утке ваше дело, отвечали конторе, атодчиняй- а-есь ко.му хотите, а нам. что аюло'жсно, ))тдапте. Закон в а'осударстве одиаа дАя всех. АЕэ.а!и(;тегк::ко:го цнра<уЛяра рабочие не чигаЛи. а словам начальника ОТиЗа не вери ли. Как бывает в такой ситу ации, недовольство нарастало, .как снежный ком Лоче:му ааерегонщикам (водителям, которые после смены ота-оня- аот троллейбусы в депо) но чные не положены, хотя они работают гак же. как и все? Почему малярам, рахботаю- щим Во вредных условиях, не платят за вредааость? По- ■ чел«у раздут патат рет визоров? Почему води телей наказывают за прома хи технической комиссии? По чему дали непосильный план по продаже абонементов? П| 0 'Чвм:у до сих пор на конеч- ааьах точках не оргаааизо’вано питание? Все эти «аючему?» и вы- аалсснулись на том шумном С'Обрапии Четно прошел во дораздел между «они» — ад министрация и «мы» — рабо чие, Факты и домыслы -- все валилось в одну кучу. Припомнили: в управлении нет квартир, а контора стро ит 6 -этажное для себя зда ние. Разве это забота о- ра'бо- чих? Но потом выяснилось, что в этом .здании. кроМр ка бинетов для конторы, будет еще столовая, бьгговки и про чие службы. Были, конечно, и оаараведливые претензии, Скажем так. помяа-че, кое у кого из конторских еще ос талось этакое снисходительно пренебрежительное отношение к «работягам», свойственное генерации людей с «портфе- ляащ». -Это' как пони-мать? задает вопрос один из води телей,— Прихожу я к замес тителю начальника по эксп- ■ иуатадии -А, Д, Прпов-у цод- ааисать заявление на отпуск, полагаемом доме будет от'да- саьиной ко мне. Вот выполнишь, М'Ол, план по продаже абонементов, тогда пойдешь. Другому водителю, жен щине, расплакавшейся у не го в кабинете от обиды, бро- - Вудань плакать — в аасихушку отправим. И рабочие В'полне резонно специалист' спрашивали: кто да.п право довольные А. А. Попову так распоря жаться нашилги отпусками, ставить их в зависимость от выполнения плана по прода же абонементов, игнорируя тем самым всякие законы? Водители Валентина Пер вушина. Валентина Боровик и' другие, сетовали на п.лохое освещение улиц города в ночное ..время, на разбитые городские магистрали. Особо острую реакцию вызвал жи лищный вопрос. В. А. Каза нцева спросили; «'Вы же са- М'и говорили, что нам в но- во.м кооперативном дсме вы деляется М4 квартиры? По том выясняется, только 72, а теперь уже только 40. За два года управлению выде.д^ на только одна кварти^^ Как же вы ду.маете держать кадры? Почему бы в Липс*||^Л Вот такая обстановка, на фоне которой проходило со брание рабочих, так похо жее на М.ИТИНГ. Адми.чистра- ции управления приходилось отбиваться в плотной осаде, в возмущенном шуме совсе.м потонул слабый голосок ” П.” Коростелевой, других Раюошлись ие- .у г другом, но избрав согласительную ко миссию, которую обязали все конфликтные вопросы изу- чаэть и предложить приемле мое решение. Намного спустя после со брания я разговариваю ’ с членом стачкома ведителе.м троллейбуса Романом Зуб рицким. Он молод, студент- вечерник политехнического инстит,ута. Член профкома. Я просил: какая необходи мость была создавать «стач ком», если все эти пробле мы мог и до.лжен ретпить юфкощ управления? , У не идут люди в про- Он у нас ничего^ не ;т,- на подхвате у адаи- щии Пришла как-то, к " . С; Т'онких Ц'ке не ввести порядок, ка.к I Воронеже или Волгограде: один процент вводимого в 1 'ороде жилья выделять тра- нсатортника'м? И туд- споткнулся даже, опытный В А. Казанцев; Ви талий Александрович развел ру:кам 1 и. сказав, что и ему самому было в облисполкоме обепщно так, а йотом в этой же высокой инстанции мнетгие поменяли, и до сих пор неяс- 1 ) 0 , ууко,ч]|»К 9 квартИ|Р в пред- «Жди. Когда тебе бу дет лет соро'К. может, пшау- , Но организовауь пита ние ... это же его прямая обязанност'ь? -- Нет. Всем занимается администрация через горсо вет, Вот нажали на кафе «Звездочка» в микрорайоне ЛТЗ — получпае вроде ста ло. Но оно закрывается ра но, а ааадо, чтоб до 20 часе® работало, .Да !) нопошс V ап'ах 'О свадаюа. то встреча какая- нибудь. санитарньай день, то- ада" нас вообще не обслужи- ва'кэт. Вот раньше, когда нас в столовую пятш’о цеха ЛТЗ иуска.гш. лучше было, а сей час не пускают.. На 19-м ми крорайоне буфет' от десятой столовой. Так тут вообще есть нечего. -- А как же ты выходииаь из положения? --Я езжу ДО.-ИОЙ, На чем? А на троллейбусе. Подъез жаю, скидьшаао штаанги. чтоб не мешать движению, и иду на сбе!;^ Мне сказали; делай, как хочешь, только народ не мути... Измени.тюсь ли что после собрания? Ну. ночные стаV^и платить. Как началь ник обещал, с мая месяца. А аао остальным пунктам ко миссии пока работают. Да вот мне второй выговор чать не повесили. Уже начальник депо В, А Афонин пОиДГОТО-- вил приказ. За то, что я не ато инструкции остановился, метры Не соблюл. Но В. А. Казанцев От'.'иенил... А вооб- ще-то мне говорят: чего ты добиваешься? Один а^ыговор есть, повесят другой Да тре- Вот и вся, собственно, ис тория Можно ли было по 1 -а- сигь этот асонфликг в заро- дьппе? Да, и тогда бы не разгорались страсти, не У'Г- лубл'ялась пропасть .меж:ду «они» и «мы». Но почему нее не ааогасили? И чем больше я думаю над этим, те.м тверже аарихожу к вьтоду, что оста лось еще у нааних админист раторов такое, не сказать, чтобы ааренебренштельа-'ое, но и нс совсем внимательное отношение к тем. коте мы привыкли на словах звать гегемоном рабочем.) клас су. Ведь стоило бы вовремя той же Р. П. Коростелевой доходчиво, понятно и кансдо- му (подчеркиваю — каждо му!) водителю’ обьяснить смысл письма из министер ства аю выплате ночааых, каат, .многие недоразуменаая .были бы сааяты. Но ие об'ьясни.'ги, нс дош.ди, :гсут г-амк'ч -.'аоро див подозрения, недоверие, канфроитацию. Наверное, ■ и А, А. Попову, заместителю ааачальника деаао по эксплуа тации. не стоило бы гаово^- чиватъся спиной к водителям, тогда бы В. А. Казанцеву не ааришдось отстаивать (ЩО пе ред рабочими, ставя иод уг розу и свой авггоритет Сегодня, в период станов ления демократии, мы- столк нулись, с тем, что называется рабочим движением. Хотим мы ТОШ и.чи нет, но если уп равленцы, или в просторечии конторы, будут проявлять леность, неразворотливость и непонимание того, что их благоло.тучие зависит от кол лектива. его настроя, если застарелые социальные боля чки не будут .лечиться, такие конфликты с существенным экономическим уроном бу дут неизбежны, рабочие са- .ми станут на защиту своих прав, как это продемонстри ровали шахтеры. Время благодушной спячки за конторскими столами в уютных креслах прошло, и «контора», ныне в любой мо мент моягет оказаться перед лицом рабочей организации, если не поймет, что она призвана обслуживать рабо чий класс, устанавливать со циальную' , справедливость, снимать все противоречи-я. Ду^лаается. что тут, в оп- ределС'Нии роли а-ынешних управленцев, в лемке елоя^ив- шихся стереогшшых взглядов На рабочего человека как •придатка к машине, должны сказать свое слово и профсо-- юзы, и партийные организа- К сожа.'аению, то,.что дав но поняли предприни-матели За ко-рдоном, создааощие все возможные фирменные удо бства и блага для своих ра бочих (конечно, не ради них самих, а ради аарибылей), др !)аших управлешуев доходит долго н трудно. ‘Эго и показало собрание- лаитинг и Л'ТТУ. Н, НИКОЛАЕВ. КАК НА ОСТРОВЕ... Телефон не отнесешь к последним изобретениям че ловечества. Это благо циви лизации почти сотнар лет ис правно служит людям. Но, к сожалению, не везде. В по-, селке Липецкого силикатно го завода привычная с нача ла века возможность обще ния на расстоянии по сей день — роскошь, доступная немногнаи. Речь вовсе не о том, чтобы немедленно уста новить аппараты в каждой квартире: кто не знает о не хватке мощностей, кабеля и множестве других причин, прнводнмых ГТС в оправда ние очередей. Речь всего-навсего о так софоне ~ единственном в поёелке, который не работа ет анесяцами. Есть, правда, несколько аппаратов в лич ном пользовании у счастлив цев. Но чтобы вызвать мас тера по ремонту телевизора, узнать расписание автобу сов, пригласить врача, к не знакомым людям не всякий станет стучаться. На почте н в магазине звонить не разрешают, в конторе сили катного завода людей с ули цы тоже не привечают, и ос тается одна возможность связаться с внешним аниром — телефон в здравпункте. Здесь жителей поселка по ка терпят, но по понятным причинам как раз этот аппа рат должен работать на при ем, а не на вызов, так что занимать его нельзя. Вот в выходит, что наше положение немногим лучше, чем на необитаемом остро ве. В надежде установить контакт с «большой землей» жители поселка не раз обра щались в ремонтные служ бы. Ответы оттуда были пол ны оптимизма- «Не волнуй тесь», «Выехали» и даже «Уже починили». А таксо фон молчит третий месяц. У. САЛИМОВА,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz