Ленинское знамя. 1990 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1990 г. (г. Липецк)

Л Е Ы И Н . С К О Е л Н А М Я Т9 июля, 1990 г„ № 167 (18 ?б4] Актуальное интервью .<В БУДУЩЕЕ СМ О Т Р И М С ОПТИМИЗМОМ...?» На "гракторный завод пришла аренда. Пришла, разу­ меется, не сама по себе, а. через трудности, которые всегда встают на пути нового. Об этом наш разговор с начальником планово-экономн-ческого отдела ЛТЗ В Н. СЕНКЕВИЧ. — Валентина Николаевна, выражаясь языком вчерашне­ го дня, процент охвата арен­ дой на заводе пока невелик. что руки от нетерпения чеса­ лись. Пригласили На беседу руководство прессового цеха. Подробно объяснили ему, Но уже, наверное, можно под- что к чему, поафосили срочно какиеч'о первые ито- подумать. Нас не смутило га. Что нового, полезного принесла такая форма орга­ низации труда? — Вопрос наснолыко обстоятельство, что . предло­ жение коллеотиво’Мцеха было встречено без особого энтуяи- азма. «Перемелется» — ду­ мали мы и 5 'морно гнули слитком долго прощали друг другу бесхозяйствен­ ность, необязательность, за­ крывали глава на простои людей и оборудования. Арен­ да предоставила нам шанс ИС 1 коренить подобную практи­ ку, Коллективы, взявшие ее на вооружение, не -только сами стали работать лучше, но и застжил 1 и делать это других. Заметно подтянулись мяогае участки заводского начале нашей б ^еды вы сказа^га, что аренда да- людям самостоятель- вести множество данных, ко­ торые говорят в пользу аре­ нды. Но не с этого хотелось бы' начать. Да, покааатели резко «подифыгнуЛи». рост Во всех измерениях солид- ньй. А главное все-таки не в том. Главное, по моему гл\"боко.му \’беждению. в из- .менении психологаи людей. Я их просто нс узнаю. Куда девались пассивность и инер- гность? От них не осталхюь и следа Отношение к делу рез 1 ко из.менилось. И не то­ лько потому, что появилась свою линию. Вторая модель нцсть, избавила их от адми- хозрасчета не давала покоя, поскорее хотелось увидеть ее в действии. Наконец, «убеди­ ли» свои^ оппонентов. Нача- ■ гиработу. И что, вы думаете, этого вышло? Да.ровньм нистративного диктата. В чем наиболее наглядно проявя;щсь эта самостоятельность? Ка­ кие блага принесла она са­ мим рабочим? Не бу|ду голословной. просто не «отлежалась» в сшнан'ни. И сколько мы уси­ лий ни предпринимали, все окавалось напрасным. — Мне недавно довелось ____ _____ побывать в пре совом цехе. возможность бслпьше зараба- Дела идут неважно. Произ­ водство разлажено, заинте­ ресованности никакой. Заик- счетом ничего. Схема наша приведу примеры. Во-первых, развалилась, хорошее дело администрация уже не вме- оказалось загубленным. Лю- шивается в процесс формиро- ди идею Нр восприняли. Она вания штатов. Во всех трех тьгоать, хотя и .это весьма маловаяшый фактор. Скорее, в людях заговорило чувство хозяина, пробужденное пре­ доставленным им правом са- .мостояте.тьпо. без вмешате­ льства со стороны. решать сложные производственные вопросы. Усилилась коллек­ тивная ответственность. Свежи в памяти и другие времена, когда инициатива большинства была па нуле, когда самые строгие админн стративные меры, направлен­ ные На повышение произво­ дительности тру;;а, ш> сраба­ тывали. а порой давали и об­ ратный эффект. Сейчас ни­ кто нс подталкивает, никто не нажимает, а результаты растут. Вот что значит меха­ низм хозяйствования >он перековывает с«?н;шие чело ^ Наверное, случается это не сразу, не вдруг. Про­ цесс переориентацин носит, как правило, затяжной, боле- нулся об аренде — руками замахали. Десяток причин привели о невозможности ее применения... - Вот-вот, это как раз от 1 ю:ккки того самого оту­ чая, Обояи'лись раз на моло­ ке, дуют теперь на воду. А мелоду тем прессовики не без заш-юти глядят на ра)боту цехов, уже. перешедших на аренду. Когда начинаешь с ними анализировать, сравни­ вать. нет-нет да услышишь; «Что тут попусту условия у пас раз) например, трудно возразить На — коллективах по .местной циатнве сокращена числен­ ность работников. В основ­ ном. за счет инженерно-тех­ нического персонала и вспо- М 10 гательных служб, ТЗким образом «лишился», 49 че- .товек тракторный цех, 2 3 — . автоматный. 31 человека — фасоннолитейный. В другие времена подобный факт рас­ ценили бы как катастрофу со всеми вытекающими от­ сюда последс'гвиями. Нынче же сокращение штатов воаь рини.мается как . здоровое, норма,пьное явление. Хуже не стало. Наоборот, избави­ лись от суеты, возросла от­ ветственность каждого; ведь надеяться-то не на кок>. Во-вторых, передав на ба­ ланс подразделений основные говорить, фонды, мы те.м самьш пре- ,ге». Мне ,1 доставили им возможность что-либо самостоятельно распоряжать- реплику, ся ими. И они распоряжагот- . .скольку сама причастна к ся. Провели ревизию оборудо- тому эксперименту. Пройдет вания. ог лишнего избави- )фе.мя, прежде чем ’ коллек- лись. Цель при этом пресле- тнв прессовш'о избавится от адвалась простая -- умень- ие\-ве.репнсх-ти в собственных шить "сумму амортизацион- Пра 1 стикуем теперь совер-- шенно другой подход. Авто- мати)и!’). фасоннолитейный. зненяый характер, В ходе тра)п-орпый № 1 цеха пере- внедрення аренды, полагаю, ходили па аренду после то у вас возникали в этом лла- го. как сами взвесили, об^ не сложности... дума-пн этот ответственный — Уж избавьте меня, по пшг. Мы же выступали в жалуйста, от термина «)нюд- роли консультантов, совет- рение». В нем заложен чдков. смысл, противоречащий са­ мой С.УТН ареидн 1 -.гх отмоше ний. Если мы хгяим чего-то . добиться, то должны испо­ льзовать не метод дав.чения «сверху», а принцип добро­ вольности. То есть коллек­ тив невозможно подвести к аревде иоиусственнб. Пока внутри него самш’о не созре­ ет осознанное решение, ме­ чтать об успехе бессмыслен­ но. Та 1 (о.во мое мнение, кото­ рое мох^' проиллюстрировать примером из практики... — Будьте добры... — Два года назад, умек- шись идеей хозрасчета, по­ пытались осуществить ее, как говорится, в кабинетном) стиле. Подобрали «объект», подготовили все производст- ве.нно-э 1 гопоХ 1 ические ш,п;ла;; 1 - ки, Прост,итали. ,каза.Л 1 Кь нам, «от» и едо». И так красиво В!.)ХОЛ 1 По па бумаг)'. ных отчислений. Сокращают­ ся расходы На производство —- стабильнее становятся экономические показатели. А коли так, то растет и зара­ ботная плата. Кстати, о зарплате. Арен­ даторам деньги достаются ПОГГ 01 М и кровью. Кому-то по­ кажется, что слишком громко оказано, но это действитеяь- Валеитина Николаевна, .но так. Многие из них связы- рнскуют ли коллективы, из^Ивали свои надежды с высо- бравшие арендный вариаит?^ким« заработками. И не иа- Еелн да, то чем и в какой прасяо. Получают^ они степени? — Безусловно, доля риска существует. Даиустим. при яевьто. 1 )нс 1 ши плана по про- извадстеу валовой продукции цех вынужден полностью во- ■ эмещать е<> стоимость из фо­ нда заработной платы Но только в том случае, если срыв проикЗошел по вине кол- .тектива. К слову, пока таких факп’ов не было. Бели же фронт работ ) 1 е «юснечивает друтой цех, то вст.упает в си­ лу систслщ штрафных санк- тппг Она 'выполняет как бы затцитные ф\тгкции. Ареида- горы использутот ес довольно широко. -Здсс), действует ОД1Ш и;з жсхлких. Но оправсд.тивых законов ;хконоМ 1 песких отно­ шений. Иначе но.пытл. Мы дня несравненно батьше. До перехода па аренду работни­ ки фасоинолитейного цеха по-. луча 1 .ли, к 1 фимеру, в сред­ нем 259 рублей Теперь по- .лучают еже.месячно , 367. Есть райница? — Но и другие, наверня­ ка, тожр хотят пополнить свой семейный бюджет. Ка­ кие у них перспективы? За­ интересована лн администра­ ция завода и дальше разви­ вать арендное движение? — Поспешу сразу заве­ рить, что перспективы есть, й завод Заинтересован. Но я, уже говорила, что в такохт тонкеш деле, как аренда, то­ ропиться опасно, В качестве прецедента приводила ситуа­ цию в прессовом, цехе. Ко-' начно. согласна, что и мед­ лить нельзя. В таком колле­ ктиве. где все структурные звенья прочно связаны в еди­ ную цепь, не может быть аренды; «местами». Это при­ ведет к серьезным деформа- );ия|м производства, экономи­ ки. И мы г.! 1 убоко осознаем иоследств,ия. ПотО|Му не си­ дим сложа руки. Большую работу проводим в транспор­ тном цехе — самом, пожа­ луй, сложном не столь по своей снец 1 ифике, а по сложш вшимся ш-ношениям, не со^ се.м хорошим традициям. Чтобы как-то поднять дис­ циплину среди водителей, заинтересовать их в резуль­ татах сх^твенного труда, ре­ шили на первых порах пред­ ложить им. талонную систе­ му. В чем-ее суть? Цех. по­ лучая заявку на транспорт, командирует шофера на тот или иной участок. На руках у не.го путевой лист. Его под­ писывает руководитель под- разде.тения, в распоряжении которого водитель находится.. Как правило, в документе проставляются «восьмерки», что не всегда ссютветствует истине. Часто машина .эксплу­ атируется лишнее количество времени. Талонная же систе­ ма исключает приписки. Она фньюирует каждый час. Блан­ ки строгой отчетности будут выдаваться каждому руково­ дителю цеха* в предельно ог­ раниченном количестве. Эко номисты. подсчитали потреб­ ность в Транспорте. Разумеет­ ся, каждый будет экономить талоши. не ра-адаривать их по­ пусту, Отработал шофер час --получи талон. Заинтересо­ ванность, здесь взаимная. Во­ дитель тоже стоять не будет. ’ Выполнил задание — и в Д'исиетче.рокую, где получает другой наря|д. Новинка заинтересован транспортников. Как показа­ ло изучение мнения, они го­ товы принять наше, предло­ жение. Посмотрим, как пока-, жет себя талонная система на практике. Будет все нор­ мально — н.уть к аренде от- ^Что касается завода в це­ лом, то в данный момент пе­ ревести все без исключения участки на арендные рельсы 'мы не Можем. Мешает .этому ■ экономический барьер. Сли­ шком низки цены на основ­ ную продукцию завода ■— тракторы. И слинпсом высоки они на некоторые 1 «>мплек- туюшие изделия, которые нриходится закупать на сто­ роне. Мы бу’дем Не в состо­ янии обеспечить арендаторов зарплатой. С 1 января 1991 года для промышленных пре­ дприятий' вводится НОВЫ)': прейскурант цен. Он снимает целый ряд пробле.м, на ка­ кое-то время ставит всех в одинаковые стартовые усло­ вия. Дальнейшее зависит от нас. В будушее мы смотрим с СПТИ.МИ.З.МОМ. Хотя бы пото- Х 1 У'. что сушественно возрас­ тет прибыль от решаизации ироду )щии. Сегодня мы имеем «навар» 60—80 рублей с .ка­ ждого трактора, а с ■ новэго- года будейи кметт, 'до лятисог. С первого яНваоя полностью ])ереходим па аренду,. Беседу вел Д. БЕЛОКОПЫТОВ, ДОЛГИЕ )ч)ды нас убеждав , эго советско!е—лучшее в;ми-, ре. И мы смотрелп на. это «луч­ шее» е благо1'С1вением. востор­ гаясь шшгачи успехами. ;Им- портаого .бу’ма, тогда аце . не было. Позже оценки «нашего» [утжои'о» аомеиялисъ. Аког­ да перест 1 ройка полностьюсдер- ула пелену благополучия, ура- зупмели, наконец, что от циви- лиаованно 1 го .мира мы безна-1 деж.но отстали. ., 'Теперь над во))росом, как пробился на мировой рынок,, ломают Г 01 Л 0 !ЭЬ) минястры, он не дает пОко,я директ 0 |ра 1 м пред- приатий .» объединений, кото­ рых еще )те пок|Ину''ла надежда вырваться из, экономического тупика. Но как ни кру'тя. а выходить за ру'беж почти^нес чем. Если, К 0 Н 8 ЧИ 0 , не ){нать туда сырье и ма,те(()« 1 аиы. А их гоним. По да.югым ,о'ха- тистики, сы!рье и материащы в структулре экс!)Ю|рта 1 нашей об­ ласти составляют 88 проц'ен- И все же гарадприятия, 'про- ' дукция которых на .мировом рынке кон 1 курен™ос.пособна., у наг есть. Одно из них —^тан" костроителъное прошводст- ваиное объединение «Липецк» (СПОЛ). Оно экспортир 1 ует : свою продукцию в страны Во­ сточной Европы, в ФРГ, Ка­ наду, Англию. Египет, Южиу'ю ' Корею. 'Заключены договора на поставку за ру'беж этрм ):-од;у\;280 плоскошлифовалъиЫх станков — на экспорт идет каждый десятый. Но такой о^е:5'ие устра)геаег за.водча.н. Оейчаь 0 МИ 1 решают, причем небез'ус'пешно, задачу масштаб- нр:^ вьихоиа на ры 1 Нок каши-, татистических стпраи. Проиик- товино это не только тем, что ст|р'а,на иапьттывает острую не­ хватку ва.тюты и ее надо за- .рабатывать, но и ненаиеж- ) 10 стью восточио'европейаиих партнеров. Польша', иапример, отказалась от поставок девят- нг'дцати ляпецк'их станков^ А где. 1 ''ара‘нти», что подобных старпржов больше не будет? в^рогрессивных технологий За- Липчаве поста,вляют по ко< 1 - ш^рац))и зш)а^дно^''ер1МаIНСIКой фирме «Реформ» и: ка 1 надс 1 кой — «Ста.нканада.» станки, как здесь )х>ворят, «вы,потрошен­ ные». Без гидравлики, системы управления, привода, Зар|убеж- ные фирМ'Ы ставят на наши )Ш' будут иэ 10 то 1 влять так))е установкн д-чя раскроя метал- станки, В схрон действу )ош,))х лн его Н'аме')а 1 ется ввести летом след'у'ющего года 1 . А строится завод за счет кредита. пол,ученно)'о о) фир­ мы «Эльб-Шлифф» Став 1 ча де­ лается на, новый качественный пр 01 рьгв. Дело в том, что ста­ нок, и:41'отов,|0|Н1Нын из ч\т\ч|: 1 . НАМИРОВОЙ УРОВЕНЬ Липецкие станкостроители расширяют внешнеторговые связи ^ !.Щ)1!рЯТЬ, и углублять, — своими соабра,женм;я- ^^.даректор' внешнеторговой фирмы объединения В. Г. Сс- в'один;. — .Делать их бш)ее пр,очным», вэанмшвязанньми. М‘)^,иде 1 м амен'но по такому пут‘игс,’Гр'ад.)Щ‘И! 0 «ную продажу смн)щв за рубеж сочетаем с тжи)й, формами экономическо­ го 'сотрудничестеа, как крог]е-; ра'ция, соэдаиис совместных .^^иводств, использешаот 1 срёдиггов иностраины.х дл'я развития и совершем ва]),н.я собствеш'ого тцю! иодства. передача, и_ освоед)^’!) станки свою «начинку», разу- М 1 еется, высшего класса,. ипро­ дают вдвое дороже. Так - что правит бал тот, у кого лучше п 1 ро 1 Ду)К|Ц'ИЯ. По всей вероятно­ сти, поставщики из Баку и дру­ гих городов страны, обеспечи- ваюшне лиие 1 фких стаикостро- ителей ОВОЯ 1 МЙ издели 1 ями. по коопер,ации', не стремятся на мировой рынок, виутренм.й да не беспокоит, потому что, зна­ ют: возьмут и их «наЧ'Ншу*, выбора-то нет. ■ Чтобы держ 1 аться на миро­ вом утровне, надо постоянно со- ве|ршен 0 тао,вать производство, осваивать новейшие техноло­ гия, идти в ногу'- с научно-тех­ ническим прогрессом. Рыноч­ ные отношеяия жесткие; или сш-ерничества, конкуренции между цроизводителкми.' без борьбы: за по'купателя. Это и засгавило, липецких и, западно- герма 1 нак 1 их .партнеров поит»та созд'эмие совместной фирмы,- Предполагается ос.у«деств 1 Ить Л)Л совместную рзаработку модели сташа, либо взять за базовую модель фирмы «Эльб- Шлифф». Трсбоваиж одятонт- нов'ы,й ,-ста,нок должеп превос­ ходить качествеш)ые па.рамст- р:ы ныне существуювцих. Соз­ дание высокоточного станка,, по утверждению' В. Г. Соводина,' вид) 1 тся в бли:жа 1 Й)ией перспек­ тиве. А сейчас другие деш'а, то 1 же ва:жвые и неотложные. , Речь идет о стайке из в*'ик- рагра 1 ннта 1 . М'Икрограиит 'Вме­ сто ч'угупа. Как такомно. его нет, но в скором вреМ'С- ни он будет. В Усимапи на, ба­ зе завода литейного аборудо- .вания — а: это ф,И 1 )шал. объе­ динения — 'ВОЗВОДИТСЯ I цех. во врем» работы нагреваепся. И уже ) 1 р'Н повь) 1 шен’ИИ темпе­ ратуры: на, 2—3 градуса, М'сталл расширяется, что ведет к не- ТОЧ 1 НОСТИ'. Станок из' мимрогра- ни.та практинеск'и не реагирует на, т,емпер:ату|р|у. Точность об­ работки на нем повы)пается почти -в десять раз. Это не новшество в ста> 1 ко- строенж, подобное п.рошвод- ство в небош'ьших объемах в нашей стране есть. Но изгото­ влять станки из М:Икропран'ита по техиолории одной из швей­ царских фирм будут ТОЛЬКО на у'Ш:анско 1 м -эа)воде. Полунан- ны:й К1рея,ит объещинвН'Ие пога- ша 1 ет ОВ 01 И 1 МЯ ставками. Первая партия их неда1В:ио отгфавлена 'Ста 1 ико«Л 1 роител 1 Ьное пршз- водственное объединение «Ли­ пецк» - ежегодно продает за рубеж продукции на 7—8млн, инвалют,ных рублей.' К сожа- лен:ию, предпр:и;ятио от этой суммы остается небольшая то­ лика, Л'))™»на:Я' доля ваш'юты идет м,)а,н'истерству, в госбюд­ жет. Но то, что остается здесь, используют раЗ|ум:НО'. Валютные поступления на'П- равля,)отся, прежде все)о. на модерниэа:иц)'Ю оборудоваагия, покупку прогрессаданых тсхно- Л 01 ПИЙ. М 1 ногое делается для повьашеиня качега 1 ввн:ны:х пок,а- зателей экспортной продук- цапи. Сей:час ведугся перегово­ ры с я'ааонской фирмой о при- о 6 рет’вааи 1 И ли'цен.зи:и на аароаиз- водство линейных аааправ^аяю- . тих к шшифов'злшьам стайкам, позволяющих повысить их про- изводиаельносггь, сниз'иггь рас­ ход электргх»н,ергии'. Расс.мат- риааегся также ажиарос о по- куаанке за рубежом' лазсраЮ'й Переход на. рыночвую эко- номааку а свя.па'нная с ней к-ои |\\ртнШ1Я не п\т;а'к>т станко- С 1 роигге.,')ей. В мир свободаной .нтщцаэтюы. предпрашмчааио- сгаг они )))-.ч!гнули раньше а те­ перь уже намоют опыт. Но это но .эаначаат. что. сделано все и м'ОЖ:а) 1 о жить СП 01 ЮТЙ 1 НО. Наобо­ рот, Ухчвсточааотся рребова- вня к качеств:}' работы, ааедут- ся настойчаивые ноаааики ен 1 и:же ни'я затра.т Коллектив объеди­ нения аюСТ'аавил перед собой цель; Л'И'К.виднровать грань ме­ жду ввутренним ,и: экопоартным п;роиэводс.тво:М. Вся продукЦ:аа:й .аолжна соответствоваагь миро­ вому урОВ-НЮ, чтобы .')К>& 1 Й стаиок', снятый с коаавей'ера, МОЖ 1 НО было отправить в стра-- ааау, которая захочеу его гери- Забота о повышении качест­ ва, надежности стаанков стала к|ро,шьам д'елоам кааждого, на- чинаая От' гвне,рал:ьного диреа^- тора объедианени'Я и кончал станочнаи,ко:м. ^тъ от качест­ ва рааботы напрямую ээ'в-исит зарааботок людей. Кроме того, прода'жа, за рубеж продукацИ|В в бол'ыших оабт^мах — этоеше и валюта', часть хоторой нап­ равляется на социальное раз- в:итие коллектива'. В прошлом году, напр'имер, почти на сто тысяч инвалютных рублейпраа- обретено медицинского обору'- дования. Оно переда,но ааервой городской пол)а:кли1Н1ик.е к Усманской районной болыаи- це, где лечатся рабоч,ие объе­ динения,. Наамечается покуй,ка за р|у:бежам оборудованная' дл:я зубопротезного кабинета стро­ ящегося заводского, П|роф.нпак- Решенааю соц'Иальнш проб- лам способствует и пол 1 у'Ч 1 Ившее здесь развитие товарообмена с зарубежными фи'р'мами. На <х;- но'ве бартерных сде^аок на, предприятие поступил® пар­ тия им'портной одежды и -обу­ ви, видеотехн'Кка,. Подпатсан контракт с Бол 1 га:рией об об­ мене стаико|В на обо,рушова,Н 1 Ие дааая колбасного цеха,. Да. имен­ но колбасного. 0 :и строится в Желтых Песках, в подсобном хозяйстве объединения. Вот- В'от сюда нач 1 нет п:осту|папъ обо-. рудова:адае... В объединении, теперь каж­ дый сознает, что внешнеэконо­ мические с,в:Я'ЗН оказывают не­ посредственное влияние на ус­ корение социал'ьного раавитня, и делает .все от него завися­ щее, чтобы они крепли и уг-. В, КОБЗЕВ. Есть такой коллекгав -н Липецкий хозрасчетный мон­ тажно-наладочный участок «Роскоопмонтаж». Руково­ дит ям В. В. Краенобородь- ко. А делают здесь очень многое. Кроме сантехниче­ ских, отопительных, водопро­ водных и других приборов, второй год изготовляют ан­ гары для хранения и обра­ ботки овощей. Ими уже снабжены райпотребобще- ства Долгоруковского, Тер- бунского, Добровског'о, Ус- манского. Липецкого, Гря- зинского районов. Скоро по­ лучат их добринцы, крас- нинцы и в других районах. Удобны и практичны коп­ тильные шкафы, они опять же предназначены для рай- . онных кооперативов. - : НА СНИМКЕ; коптиль­ ные установки изготовляют бригадир В. П. Аксенов и монтажники В. А. Полука- ров и В. Е. Гревцев. Фото Ю, КЛЮЕВА. Это аюранио было бу р- па.ш, сумбурным, со всаааьаап- ками .эмоций -- совсем в ду­ хе наЩ-сго митатнговоа-о врс- .меаги. когда зыаалескиваютоа давние обида,!. 1 СО!аив.щс'<х'я годами нвдоволматш). и .чао- дн мало слушают друг др,у- га. а разумные довода,) порой не достигааот цели. :И только МОЩНЫЙ а-олос ' начальника утфавле.ння И. Л. Казагащва. ’ ааерекраиазавианй шу"м. врел 1 я от вреаигагн не сколько .унимал страсти А страсти разгоре.чись не на шут,ку. Трамвайпаики и троллейбусники образова-чн свой стачечный комитет и В),щвипули ряд гр<'боа5ЯЩ))а ас администрацин. На этолт со- брании-митнааге ааразсутст- Бовачи представите.пи стачко- .ма и профсоюза ПАТ1М. Налицо, как ападим. хоть и слабые пока, не в 1 пример шахтере,ки’м. ша несомааеааные элементы организации транс­ портников в отстаиваащи сво­ их интересов. Конечно "же, они отлично таоааимаюг своао роль, .знают, что забастпва,у они по закону: мог.ут аарово- дить только в то.м случае, если в их коаифли'кте не ра- .'«збрались самые высапие иаа- станции. И тем .аае мепее уг­ роза парализации жизни ог­ ромного города, вернее, пока ее призрак, вызвал тревогу , городских властей. Поэтому на собрании присутствовал зам«л«тель\ председателя горисполкома, бывший работ­ ник ТТ>' А. Н. Ларин со свитою руковоиителей разли­ чных аюммуиальных служб. Из-за чего же разгорелся сыр-бор, какие требования выдвинули водители, реамонт- ники и рабочие Других паод- разделений управления? Первое — оплата ночных. Дело в том. что пассажирс­ кий транспорт города (и не только Нашего, но даже и столичного) иотьггывает аго- стоянную нужду в кадрах. Кое-кто из лшаецких, трол- лй 1 бусни«св на время отпус­ ка едет в ст<хчицу подрабо­ тать. Принимают их охотно, предоставляют врсме»ш<ю На острую тему КОГДА ДРЕМЛЕТ УПРАВЛЕНЕЦ ■ ЖИЛЫ' Не ахти какие зара­ ботана. аао около 600 рублей :аа месяц В1,1Хо;шт. Так ааог «мосаши^аи» и аари везли в Лиааецк новость; оказывается, сголичны.м во- дителя.м платят ааочные, и ааи ’иаао.а'о паа мало -Ю процентов тарифа. А чела мы от.чичаем- ся от москваачей? - резонно спросили лип'чааае Почему ааам не платят? Но .уаарав.теннао попаел слух, что ааачалыаик отдела труда и зарплаты Р. П. Ко­ ростелева с согласия, аюнеч- аао. ад'мнашстрации, получив соотвоч'ствуюпше араркуляры аа.) Минкодт 1 .муаахоза. спрятала докума'нта.) под суюао. Ага. .аааачпТ, управлетацал против ааочпых. сами вон какие асва- ртальаа 1 , 1 с ааремии загребают, а наши .законные зажимают? И пополи шепоток, а пото.-и и открытый ропот. Мудрое мииаастерство дей­ ствительно распоря^щлось СХ 11 ' лачаавать. ночные, но. , за счет внутренашх резервов А какие могут быть резервы в управлении, коли ежего.дно наши троллейбусники и тра­ мвайщики получают на по­ крытие св'оих убалтков из иищеа'о бюджета города по 6 млн. рублей. И как ни пы­ талась ” Р. II. Коростелева объаюааить -это рабочим, ее и с.!)!ушать не хотели: в Мо­ скве, мол, тоже 'Городской транааюрт убыточен, а ночные платяг. Контора возражала; гам трансашрт подчинен гор- комхо.зу. а аааш министетр- ству, А это утке ваше дело, отвечали конторе, атодчиняй- а-есь ко.му хотите, а нам. что аюло'жсно, ))тдапте. Закон в а'осударстве одиаа дАя всех. АЕэ.а!и(;тегк::ко:го цнра<уЛяра рабочие не чигаЛи. а словам начальника ОТиЗа не вери­ ли. Как бывает в такой ситу ации, недовольство нарастало, .как снежный ком Лоче:му ааерегонщикам (водителям, которые после смены ота-оня- аот троллейбусы в депо) но­ чные не положены, хотя они работают гак же. как и все? Почему малярам, рахботаю- щим Во вредных условиях, не платят за вредааость? По- ■ чел«у раздут патат рет визоров? Почему води­ телей наказывают за прома­ хи технической комиссии? По­ чему дали непосильный план по продаже абонементов? П| 0 'Чвм:у до сих пор на конеч- ааьах точках не оргаааизо’вано питание? Все эти «аючему?» и вы- аалсснулись на том шумном С'Обрапии Четно прошел во­ дораздел между «они» — ад­ министрация и «мы» — рабо­ чие, Факты и домыслы -- все валилось в одну кучу. Припомнили: в управлении нет квартир, а контора стро­ ит 6 -этажное для себя зда­ ние. Разве это забота о- ра'бо- чих? Но потом выяснилось, что в этом .здании. кроМр ка­ бинетов для конторы, будет еще столовая, бьгговки и про­ чие службы. Были, конечно, и оаараведливые претензии, Скажем так. помяа-че, кое у кого из конторских еще ос­ талось этакое снисходительно­ пренебрежительное отношение к «работягам», свойственное генерации людей с «портфе- ляащ». -Это' как пони-мать? задает вопрос один из води­ телей,— Прихожу я к замес­ тителю начальника по эксп- ■ иуатадии -А, Д, Прпов-у цод- ааисать заявление на отпуск, полагаемом доме будет от'да- саьиной ко мне. Вот выполнишь, М'Ол, план по продаже абонементов, тогда пойдешь. Другому водителю, жен­ щине, расплакавшейся у не­ го в кабинете от обиды, бро- - Вудань плакать — в аасихушку отправим. И рабочие В'полне резонно специалист' спрашивали: кто да.п право довольные А. А. Попову так распоря­ жаться нашилги отпусками, ставить их в зависимость от выполнения плана по прода­ же абонементов, игнорируя тем самым всякие законы? Водители Валентина Пер­ вушина. Валентина Боровик и' другие, сетовали на п.лохое освещение улиц города в ночное ..время, на разбитые городские магистрали. Особо острую реакцию вызвал жи­ лищный вопрос. В. А. Каза­ нцева спросили; «'Вы же са- М'и говорили, что нам в но- во.м кооперативном дсме вы­ деляется М4 квартиры? По­ том выясняется, только 72, а теперь уже только 40. За два года управлению выде.д^ на только одна кварти^^ Как же вы ду.маете держать кадры? Почему бы в Липс*||^Л Вот такая обстановка, на фоне которой проходило со­ брание рабочих, так похо­ жее на М.ИТИНГ. Адми.чистра- ции управления приходилось отбиваться в плотной осаде, в возмущенном шуме совсе.м потонул слабый голосок ” П.” Коростелевой, других Раюошлись ие- .у г другом, но избрав согласительную ко­ миссию, которую обязали все конфликтные вопросы изу- чаэть и предложить приемле­ мое решение. Намного спустя после со­ брания я разговариваю ’ с членом стачкома ведителе.м троллейбуса Романом Зуб рицким. Он молод, студент- вечерник политехнического инстит,ута. Член профкома. Я просил: какая необходи­ мость была создавать «стач­ ком», если все эти пробле­ мы мог и до.лжен ретпить юфкощ управления? , У не идут люди в про- Он у нас ничего^ не ;т,- на подхвате у адаи- щии Пришла как-то, к " . С; Т'онких Ц'ке не ввести порядок, ка.к I Воронеже или Волгограде: один процент вводимого в 1 'ороде жилья выделять тра- нсатортника'м? И туд- споткнулся даже, опытный В А. Казанцев; Ви­ талий Александрович развел ру:кам 1 и. сказав, что и ему самому было в облисполкоме обепщно так, а йотом в этой же высокой инстанции мнетгие поменяли, и до сих пор неяс- 1 ) 0 , ууко,ч]|»К 9 квартИ|Р в пред- «Жди. Когда тебе бу­ дет лет соро'К. может, пшау- , Но организовауь пита­ ние ... это же его прямая обязанност'ь? -- Нет. Всем занимается администрация через горсо­ вет, Вот нажали на кафе «Звездочка» в микрорайоне ЛТЗ — получпае вроде ста­ ло. Но оно закрывается ра­ но, а ааадо, чтоб до 20 часе® работало, .Да !) нопошс V ап'ах 'О свадаюа. то встреча какая- нибудь. санитарньай день, то- ада" нас вообще не обслужи- ва'кэт. Вот раньше, когда нас в столовую пятш’о цеха ЛТЗ иуска.гш. лучше было, а сей­ час не пускают.. На 19-м ми­ крорайоне буфет' от десятой столовой. Так тут вообще есть нечего. -- А как же ты выходииаь из положения? --Я езжу ДО.-ИОЙ, На чем? А на троллейбусе. Подъез­ жаю, скидьшаао штаанги. чтоб не мешать движению, и иду на сбе!;^ Мне сказали; делай, как хочешь, только народ не мути... Измени.тюсь ли что после собрания? Ну. ночные стаV^и платить. Как началь­ ник обещал, с мая месяца. А аао остальным пунктам ко­ миссии пока работают. Да вот мне второй выговор чать не повесили. Уже начальник депо В, А Афонин пОиДГОТО-- вил приказ. За то, что я не ато инструкции остановился, метры Не соблюл. Но В. А. Казанцев От'.'иенил... А вооб- ще-то мне говорят: чего ты добиваешься? Один а^ыговор есть, повесят другой Да тре- Вот и вся, собственно, ис­ тория Можно ли было по 1 -а- сигь этот асонфликг в заро- дьппе? Да, и тогда бы не разгорались страсти, не У'Г- лубл'ялась пропасть .меж:ду «они» и «мы». Но почему нее не ааогасили? И чем больше я думаю над этим, те.м тверже аарихожу к вьтоду, что оста­ лось еще у нааних админист­ раторов такое, не сказать, чтобы ааренебренштельа-'ое, но и нс совсем внимательное отношение к тем. коте мы привыкли на словах звать гегемоном рабочем.) клас­ су. Ведь стоило бы вовремя той же Р. П. Коростелевой доходчиво, понятно и кансдо- му (подчеркиваю — каждо­ му!) водителю’ обьяснить смысл письма из министер­ ства аю выплате ночааых, каат, .многие недоразуменаая .были бы сааяты. Но ие об'ьясни.'ги, нс дош.ди, :гсут г-амк'ч -.'аоро див подозрения, недоверие, канфроитацию. Наверное, ■ и А, А. Попову, заместителю ааачальника деаао по эксплуа­ тации. не стоило бы гаово^- чиватъся спиной к водителям, тогда бы В. А. Казанцеву не ааришдось отстаивать (ЩО пе­ ред рабочими, ставя иод уг­ розу и свой авггоритет Сегодня, в период станов­ ления демократии, мы- столк­ нулись, с тем, что называется рабочим движением. Хотим мы ТОШ и.чи нет, но если уп­ равленцы, или в просторечии конторы, будут проявлять леность, неразворотливость и непонимание того, что их благоло.тучие зависит от кол­ лектива. его настроя, если застарелые социальные боля­ чки не будут .лечиться, такие конфликты с существенным экономическим уроном бу­ дут неизбежны, рабочие са- .ми станут на защиту своих прав, как это продемонстри­ ровали шахтеры. Время благодушной спячки за конторскими столами в уютных креслах прошло, и «контора», ныне в любой мо­ мент моягет оказаться перед лицом рабочей организации, если не поймет, что она призвана обслуживать рабо­ чий класс, устанавливать со­ циальную' , справедливость, снимать все противоречи-я. Ду^лаается. что тут, в оп- ределС'Нии роли а-ынешних управленцев, в лемке елоя^ив- шихся стереогшшых взглядов На рабочего человека как •придатка к машине, должны сказать свое слово и профсо-- юзы, и партийные организа- К сожа.'аению, то,.что дав­ но поняли предприни-матели За ко-рдоном, создааощие все­ возможные фирменные удо­ бства и блага для своих ра­ бочих (конечно, не ради них самих, а ради аарибылей), др !)аших управлешуев доходит долго н трудно. ‘Эго и показало собрание- лаитинг и Л'ТТУ. Н, НИКОЛАЕВ. КАК НА ОСТРОВЕ... Телефон не отнесешь к последним изобретениям че­ ловечества. Это благо циви­ лизации почти сотнар лет ис­ правно служит людям. Но, к сожалению, не везде. В по-, селке Липецкого силикатно­ го завода привычная с нача­ ла века возможность обще­ ния на расстоянии по сей день — роскошь, доступная немногнаи. Речь вовсе не о том, чтобы немедленно уста­ новить аппараты в каждой квартире: кто не знает о не­ хватке мощностей, кабеля и множестве других причин, прнводнмых ГТС в оправда­ ние очередей. Речь всего-навсего о так­ софоне ~ единственном в поёелке, который не работа­ ет анесяцами. Есть, правда, несколько аппаратов в лич­ ном пользовании у счастлив­ цев. Но чтобы вызвать мас­ тера по ремонту телевизора, узнать расписание автобу­ сов, пригласить врача, к не­ знакомым людям не всякий станет стучаться. На почте н в магазине звонить не разрешают, в конторе сили­ катного завода людей с ули­ цы тоже не привечают, и ос­ тается одна возможность связаться с внешним аниром — телефон в здравпункте. Здесь жителей поселка по­ ка терпят, но по понятным причинам как раз этот аппа­ рат должен работать на при­ ем, а не на вызов, так что занимать его нельзя. Вот в выходит, что наше положение немногим лучше, чем на необитаемом остро­ ве. В надежде установить контакт с «большой землей» жители поселка не раз обра­ щались в ремонтные служ­ бы. Ответы оттуда были пол­ ны оптимизма- «Не волнуй­ тесь», «Выехали» и даже «Уже починили». А таксо­ фон молчит третий месяц. У. САЛИМОВА,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz