Ленинское знамя. 1990 г. (г. Липецк)
к ГУМАННОМДУЕМ,ОКРАИТЧЕКСОМУ СОЦИАЛИЗМУ (ОУсовчаяие. Начало на 1-й етр.) стон, в том числе работающих в Советах, других государст венных органах и общественных организациях, используя конституционное право на законодательную инициативу, за- я доверие масс. ЭКСТРЕННЫЕ МЕРЫ ПО ВЫХОДУ ' ИЗ КРИЗИСА в качестве неотложных мер партия выдвигает: Первое. Разработку в текущем году нового договора о сою зе республик как суверенных государств, основанного на строгой добровольности, взаимной выгоде, на свободе нацио нального самоопределения: учитьшающего как специс|)иче- ские особенности, и потребности республик, так и интересы Союза в целом. Второе. В социально-экономической области в течение 1,5— 2 лет осуществить: — нормализацию потребительского рынка, прежде всего продовольственного, путем скорейшей переориентации эко номики в сторону потребительского сектора, всестороннего развития предпринимательской инициативы, закупок това ров по импорту; при переходе к свободному ценообразованию поддержание твердых цен на ряд товаров первой необходи- ^ стабилизацию денежного обращения путем проведения финансовог-кредитнбй реформы, распространения среди насе ления акций, распродажи излишних запасов материальных ресурсов, продажи жилья, увеличения процентов по вкладам населения, реализации займов под будущую продажу това ров, сведений к минимуму дефицита государственного бюд- — дополнительное финансирование неотложных социаль но-экономических задач з а счет разумного сокращения за трат на оборону, неэффективных капйтаяьяьпс вложений, расходов на содержание управленческого аппарата, упорядо чения внешнеэкономических связей; — существенное увеличение объемов жилищного строитель ства з а счет союзного, республиканского и местного бюдже тов, предприятий, кооперативов, накоплений населения, пре доставления льготных кредитЬв; — разработку эффективных мер по укреплению здоровья народа, выделение дополнительных ассигнований на здраво охранение, использование на эти цели ресурсов предприятий и хозяйственных объединений, республиканских и местньш Советов; — оказание чрезвычайной помощи районам экологическо го и стихийного бедствия, создание эффективных рычагов ^стимулирования природоохранной деятельнести; ' — разработку мер по предупреждению вынужденной миг рации населения, принятие социального статуса для бежен цев, предоставление им необходимой помощи. Третье. Решительное укрепление дисциплины и правопо рядка, усиление борьбы с преступностью и профилактики правонарушений. Использование всех имеющихся средств— экономических, политических и правовых — для борьбы с теневой экономикой. Безотлагательное принятие законов, обеспечивающих правовой фундамент для осуществления экстренных мероприятий по выходу из кризиса, и выработ ка механизмов их реализации. ЗА СВОБОДУ И БЛАГОСОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА Центральной стратегической задачей !ЕВоей политики пар тия считает обеспечение достойных условий жизни советско го человека. Гражданские права и свободы. Партия выступает за: — реализацию прав человека на уровне международно при знанных норм; . — исключение любой дискриминации по национально-эт ническим, политическим, религиозным, половозрастным при знакам; . - — надежную законодательную защиту личности и досто инства гражданина, неприкосновенности его жилища и иму щества, свободы выбора профессии, определения места жи тельства, выезда и въезда в страну, тайны переписки ,и те лефонных переговоров, свободы слова, печати и информа- — свободное самоопределение человека в его мировоззре нии И духовных интересах, свободу совести; — повьппение роли суда и общественных организЕЩий в защите гражданских прав. Труд и благосостояние. Основа благосостояния общества и каждого человека —честный труд. Партия выступает за: — обеспечение права на труд, справедливой оплаты по ко нечным результатам и без каких-либо ограничений; преодо ление уравниловки, иждивенчества,‘искоренение незаконных доходов и привилегий; — формирование гибкой, современной системы профессио нальной подготовки; — создание здоровых и безопасных условий на рабочем .месте, увеличение отпусков по мере роста производительно сти труда. Социальные гарантии. Партия предлагает: — создать цельную государственно-общественную систему 'шГеоциальной защиты и материальной поддержки малоимущих и многодетных семей, добиться того, чтобы уровень их дохо дов за счет зарплаты, пенсий и пособий был не ниже про житочного минимума; — обеспечить каждому человеку социально-гарантирован ный уровень предоставления, жилья, бесплатного образова ния, медицинского обслуживания, других социальных благ, развивать одновременно платные услуги, формировать ры нок жилья; — обеспечить проведение крупных оздоровительных и профилактических программ, доступность, и высокое качест во медицинской помощи населению на базе коренного улуч шения материально-технической базы здравоохранения и лекарственного обеспечения; — провести крупные меры по улучшению условий трудз; и быта женщин, предоставить им право на сокращенный ра бочий день, работу по удобному графику, увеличить продол жительность дородового отпуска и отпуска по уходу за ре бенком, дополнительного отпуска многодетным и одиноким матерям: — увеличить ассигнования на, содержание и развитие дет ских учреждений; преодолеть дефицит детских товахюв, эко логически чистых продуктов питания; безотлагательно при- ’ нять меры по улучшению медицинского обслуживания де тей, снижению детской заболеваемости и смертности; расши рить государственную помощь семьям с детьми; — обеспечить равенство социальных стартовых возможно стей молодежи, уверенные перспективы ее профессиональ ного, политического и культурного роста, разработать меры .помощи молодым семьям; . — улучшить положение инвалидов, ветеранов, воинов-ин- тернационалистов, семей погибших военнослуясащих, всех пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС и в других катастрофах и стихийных бедствиях, поднять уровень их социального и медицинского обслуживания; осуществить специальные программы обеспечения их жильем, товарами и услугами. Образование, наука и культура. КПСС считает приоритет ным направлением своей политики развитие образования, науки и культуры. Защищая свободу творчества, партия бу дет отстаивать высшие гуманистическйе ценности. Она вы ступает против администрирования в духовной сфере, все общего перевода культуры, искусства, образования на чисто коммерческую основу. Партия будет добиваться; — всемерного укрепления материально-технической базы образования, науки, культуры, увеличения бюджетных ас сигнований, поошрения различных общественных инициатив и пожертвований в интересах духовного развития населения, широкого и свободного культурного и научного обмена с за рубежными странами, развития физкультуры и спорта; — разработки и принятия государственной программы раз вития системы народного образования, расширения самостоя тельности учебных заведений; улучшения материального по ложения занятых здесь работников, повышения их социаль ного статуса и социальной защиты; — преодоления допугДенного по ряду направлений отста вания отечественной науки о1: мирового уровня, увеличения государственных ассигнований на фундаментальные иссле дования; расширения государственных программ развития науки и техники, освоения научных достижений в производ стве и общественной жизни. Партия будет поощрять разви тие современных структур и форм организации научной дея- ч^З>ельности, добиваться искоренения бюрократизма и клано- гвости в науке; способствовать укреплению эксперименталь ной базы науки, развитию библиотек, архивов, информаци онной техники; — обеспечения доступности культурных це'нностей для всех слоев населения, заботливого отношения к таланту ху дожника как к национальному достоянию, бережного отно шения к культурному наследию народов СССР, .всеобщего эстетического просвещения, преодоления культурного отста- в'ания села; . — разработки и принятия законодательных актов, регули рующих деятельность в области образования, науки, культу ры и спорта. ЗА ЭФФЕКТИВНУЮ ЭКОНОМИКУ , Создание надежной базы социального прогресса требует демократизации экономических отношений, подлинного рас крепощения инициативы и деловой активности людей, при ведения в действие стимулов высокопроизводительного тру да. Именно в этом состоит суть предлагаемой КПСС програм мы перестройки экономической системы. Стать хозяином, возродить трудолюбие. Партия считает не обходимым создать условия для формирования и развития многообразных И равноправных форм собственности, их ин теграции и свободного соперничества: — государственную собственность (общесоюзную, республи- канскзпо, коммунальную) преобразовать из казенно-бюрокра тической в общественную собственность, управляемую сами ми трудящимися на основе действующего законодательства; предоставить право коллективам трудящихся арендовать го сударственные предприятия и имущество, приобретать объ екты промышленности, торговли, сферы услуг; Использовать акционерную форму организации предприятий; — развивать разнообразные виды кооперативной собствен ности, собственности общественньпс организаций, а также смешанных форм собственности; — в системе форм собственности должна занять свое место и трудовая частная собственность, которая может работать на улучшение жизни- народа. КПСС против тотальной денационализации, навязывания каких-либо форм собственности. , К регулируемому рынку. Альтернативой изжившей себя административно-командной системе управления народным хозяйством является рьшочная экономика. Выступая за по этапный переход к рынку, КПСС считает необходимым:. — ускорить разработку законодательных и правовыхшорм и механизмов, обеспечивающих переход на рыночную эконо- — предоставить предприятиям, всем товаропроизводителям независимо от форм собственности самостоятельность^ свобо ду предпринимательства, способствовать развитию здоровой и честной конкуренций между ними; отделить функции го сударственного управления от непосредственной хозяйствен ной деятельности; - " — осуществить демонополизацию производства* банковско го и страхового дела, торговли, научных разработок; оказать поддержку развитию сети мальгх и средних предприятий; — направить государственное регулирование рыночных от ношений на защиту социальных прав граждан, проведение крупных структурных преобразований народного хозяйства, научно-технических и экологических программ, обеспечение интересов страны в системе мирохозяйственных связей. Со хранить государственное управление магистральным транс портом, связью, энергетикой и предприятиями оборонного комплекса в рамках единого рынка на основе хозрасчетных принципов и самоуправления трудовых коллективов; — в системе планирования перейти к разработке стратеги ческих перспектив экономического развития и государствен ных целевьж программ, к косвенному регулированию эконо мики через государственные заказы, ценовую, амортизацион ную, таможенную политику, налоги, проценты за кредит и — обеспечить переход к конвертируемости рубля, откры тость экономики к мировому рьишу, создать благоприятные условия для внешнеэкономической деятельности предприя тий; привлечения иностранного капитала в целях скорейше-- го внедрения прогрессивных технологий и насыщения рын- Рынок и защитные механизмы. Имея в виду, что переход к рынку — не самоцель, а средство решения социальных про блем и учитывая возможные негативные последствия этого перехода, КП(2С предлагает: — компенсировать потери населения, связанные с пере смотром розничных цен на товары и -услуги; ввести гибкую. систему индексации денежных доходов населения в зависи-: мости от роста потребительских цен; — создать действенный механизм поддержания занятости, трудоустройства и профессиональной переподготовки: ввести выплату пособий на период временной незанятости, переобу-; ченйя и переквалификации; — обеспечить 'общественный и государственный контроль за соблюдением* законов, регулирующих рыночные отноше- Аграрная политика. В ней партия исходит из следующих принципов: — отстаивать право распоряжения землей Советами народ ных депутатов, права владения и пользования землей — го сударственными, коллективными й индивидуальными хозяй ствами; — обеспечить эквивалентность в Экономических отношени ях между городом и деревней; • , . — исключить какой-бы то ни было диктат и администриро вание во всем, что касается хозяйствования на земле,, пола гаться на свободный выбор крестьянина; обеспечить одина ковые возможности для развития как общественного — кол хозного и совхозного,— так и вновь утверждаюшегося инди видуального, семейного, арендного хозяйства; — обеспечить приоритетное развитие материально-техниче ской базы агропромышленного комплекса с учетом потреб ностей всех форм хозяйствования; — дать возможность каждому сельскому жителю или тем, кто хотел бы жить и работать на селе, обзавестись своим до мом и подворьем; улучшить социальное обустройство села, сделать труд на земле социально привлекательным и эконо мически эффективным. К ПОДЛИННОМУ НАРОДОВЛАСТИЮ Гражданское общество и правовое государство. Партия по следовательно выступает за; — формирование гражданского общества, в котором не ловек существует ради государства, а государство.— ради ловека; все социальные группы и общности имеют гаранти рованное законом право и фактическую возможность выра жать и отстаивать свои интересы; — упрочение правового государства, в котором исключает ся диктатура какого-либо класса, партии, группировки, уп равленческой бюрократии, обеспечивается всем гражданам доступ к участию в государственных и общественных делах, к занятию любых должностей; государство и граждане связа ны взаимной ответственностью при безусловном верховенст ве демократически принятого закона и равенстве всех перед законом; ’ — свободное соревнование общественно-политических^ орга низаций в конституционных рамках; — воплощение принципов всеобщего, прямого, равного из бирательного права. Демократию мы понимаем не только как права и свободы, но и как органично связанные с ними гражданскую ответст венность, строгое соблюдение законов и самоконтроль. Разделение властей на законодательную', исполнительную и судебную создаст гарантии от узурпации неограниченных полномочий, злоупотреблений властью, позволит четко раз граничить сферы компетенции и ответственности. Партия выступает за: — демократичность и Открытость законодательного процес са; полноту нормотворческих и Контрольных функций Сове тов всех уровней, формирование их надежной финансовой и материальной базы; ' — ежегодные отчеты о деятельности исполнительно-распо рядительных органов перед Советами; общественный конт роль в рамках закона за деятельностью исполнительной власти; — независимость суда и прокуратуры, повьипение их ста туса в обществе, совершенствование процессуального законо дательства, строгое соблюдение презумпции невиновности, норм правосудия и права на защиту; действенность исправи тельно-трудовой системы; отмену актов необоснованного ли шения советского гражданства; — создание динамичного, современного государственного аппарата, формируемого на конкурсной основе, подконтроль ного в рамках закона представительным органам и общест венности. БЕЗОПАСНОСТЬ СТРАНЫ Пока существует' опасность вооруженных конфликтов, ; стране нужна надежная оборона. Партия считает необходи- проведение военной реформы, основанной на новой обо ронительной доктрине и принципе разумной достаточности, приоритете качественных параметров в военном строитель- — сохранение в исключительной компетенции Союза ССР принципиальных вопросов обороны и безопасности страны, строительства, подготовки и использования Вооруженных — упрочение социальной защищенности (включая страхо вание жизни и здоровья военнослужащих) и улучшение бы товых условий военнослужащих и их семей; • — использование армии строго по назначению, в полном соответствии с законодательством; — действенное политическое руководство сферой обороны и подконтрольность военного ведомства высшим органам вла сти при максимальной открытости его деятельности с учетом достигнутого уровня доверия между государствами; --- укрепление идейного влияния КПСС на личный состав через партийные орг,анизации и коммунистов в Вооружен ных Силах; осуществление государственной программы конверсии у. Оставаясь в современных условиях жизненно необходи мым институтом защиты конституционного строя, поддержа ния общественного порядка, органы внутренних дел и госу дарственной безопасности должны действовать строго в рам ках закона и под контролем представительных органов вла сти. Следует поднять уровень профессиональной подготовки, материальное обеспечение работников правоохранительных органов. К ОБНОВЛЕННОМУ СОЮЗУ СУВЕРЕННЫХ РЕСПУБЛИК За добровольный союз народов, КПСС считает, что разви тие центробежньух тенденций может быть предотвращено только на основе демократизации взаимоотношений между народами и национально-государственными образованиями Союза ССР, успешного развития экономики всех регионов и единого общесоюзного р.ынка. Партия исходит из признания права наций на самоопределение, вплоть до отделения, но не смешивает право на выход из СССР с целесообразностью та кого выхода. Она считает, что, исходя из интересов самих на родов и тенденции* мировых процессов к интеграции, важно сохранить целостность обновленного Союза как динамично го многонационального государства. КПСС выступает за дружбу и интернациональное единство веек наций и народ ностей страны. Партия будет проводить линию на укрепление суверените та союзных республик. Она предлагает политическую и пра вовую многовариантность связей республик между собой и Союзом в целом, разнообразие их хозяйственных взаимоот ношений на основе экономической самостоятельности пред приятий. ' КПСС за повышение конституционного статуса, расшире ние прав автономных республик, автономных областей и ок ругов. Партия считает необходимым обеспечивать благоприятные условия для развития всех наций и народностей: ^— укреплять правовые гарантии культурно-национальных общностей, не имеющих административно-территориального статуса, их право вносить в органы государственной власти Союза ССР и республик проекты законов, иметь в них кво ту представительства; ' — принять срочные меры экономического, правового, эко логического характера, которые способствовали бы сохране нию среды проживания, воспроизводству условий, обеспечи вающих нормальное развитие малочисленных надодов; подтвердить право депортированных в пр елом наро дов на историческую родину или традиционные места про живания, а 'также право граждан возвращаться на истори ческую родину из-за рубежа. Права человека и права наций. КПСС выступает: — за расширение прав, наций при признании приоритета, неукоснительном -и безусловном обеспечении прав каждого человека; - ' — против существования каких-либо правовых норм и за конов, допускающих неравноправие граждан по их нацио нальной принадлежности, за полную свободу выббра в инди видуальном национальном самоопределении; — за уважение культурных традиций и интересов всех этнонационаяьных групп населения при приняц'ии правовых норм и законов республик. К МИРНОМУ РАЗВИТИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА Партия считает, что внешнеполитическая стратегия-СССР должна исходить из идей мира, сотрудничества, взаимодей ствия, прогресса и гуманизма; всемерно содействовать про цессам нашей внутренней перестройки, обеспечению между народной стабильности. Ориентиры внешней политики. В целях укрепления , все общей безопасности партия выступает за; — энергичное продолжение успешно начатой демилита ризации международных отношений; сокращение вооруже ний и Вооруженных Сил до пределов разумной оборонитель ной достаточности; полное исключение применения и угро зы силы из мировой практики; дальнейшее снижение, а за тем — и полное преодоление военного противостояния; — создание глобальной и региональных структур безопас ности на основе баланса интересов' всех сторон для преду преждения конфликтов и международной нестабильности; — подведение под отношения между государствами пра вовой базы, гарантирующей свободу социально-политическо го выбора, суверенитет и независимость, развитие сотрудни чества и партнерства со всеми странами мира; — дальнейшую нормализащ^ю советско-американских от ношений и перевод их в русло конструктивного партнерства; инициативное участие в общеевропейском процессе и преодо ление исторического раскола Европы; развитие новых форм политического и экономического сотрудничества со страна ми Восточной Европы; всемерное упрочение позитивных тен денций в отношениях с КНР; активную политику в азиат ско-тихоокеанском регионе с целью превращения его в зо ну мира и сотрудничества; участие в политическом урегули- . ровании региональных конфликтов; взаимодействие с дви жением неприсоединения, ■сотрудничество с развивающими ся странами. К новому качеству международного сотрудничества. Пар тия считает жизненно необходимым объединение усилий всех членов международного «Гообщества в решении общих проблем, стоящих перед человечеством. ^ Она выступает за; ц — активные совместные действия по оздоровлению природ ной среды и предотвращению экологической катастрофы; — участие нашей страны в усилиях международного сооб щества по преодолению голода, нищеты, массовых' эпидемий, тяжелых заболеваний, наркомании, международного терро ризма, кризисных диспропорций в развитии разных частей — интенсивное расширение мирохозяйственных связей, устранение препятствий для научно-технического и экономи ческого обмена, развития контактов в гуманитарной области; — взаимодействие и сотрудничество со всеми международ ными организациями регионального и глобального масштаба, выступающими с позиций исторической ответственности за будущее человечества. ■ , КПСС выступает за преодоление исторического раскола в рабочем движении, за развитие сотрудничества с коммуни стическими, социалистическими, социал-демократическими, национально-демократическими партиями, со всеми органи зациями й движениями, стоящими'на позициях мира, демОт кратии и социального прогресса. ОБНОВЛЕНИЕ ПАРТИИ Долгие годы являясь ядром административно-командной системы, партия сама Подверглась серьезной деформации, Сверхцеитрализация. подавление критической мысли пагуб но отразились на внутрипартийных отношениях. Огромный вред нанесли идейное и нравственное перерождение ряда пар тийных руководителей. Съезд отмечает, что КПСС как правящая партия Несет по литическую и моральную ответственность за сложившееся в стране положение. Она сама откровенно сказала об ошибках, допущенных партийно - государственным руководством стра ны, осудила преступления сталинщины, грубые нарушения прав человека. Но съезд решительно выступает против огуль ных обвинений в адрес честных коммунистов как прошлых, так и нынешнего поколений. Миллионы коммунистов беско рыстно служили народу, беззаветно трудились, мужественно сражались за свободу и независимость Родины. В КПСС все гда действовали прогрессивные силы, и именно они Иници ировали и возглавили перестройку общества. КПСС решительно отказывается от политического и идео логического монополизма, .от подмены органов' государствен ного и хозяйственного управления. Динамика перемен дик тует ускорение преобразования КПСС в подлинно политиче скую партию, выражающую и защищающую коренные ин тересы рабочего класса, крестьянства, интеллигенции, дей ствующую в рамках гражданского общества. РОЛЬ ПАРТИИ В ОБЩЕСТВЕ __КПСС становится политической организацией, которая сво ей практической деятельностью, Е^онструктивным по/(ходом'к ' решению проблем развития общества будет отстаивать право на политическое лидерство в свободном соревновании с дру гими общественно-политическими силами. Партия реализует следующие функции: Теоретическая. На основе научного анализа объективных тенденций оазвитик общества, теоретической оценки его пер спектив, выявления и учета интересов различных социаль ных групп она разрабатывает стратегию и тактику социали стического обновления, социально-экономические, политиче ские и другие программы.. Идеологическая. Партия отстаивает свое мировоззрение и нравственные ценности* пропагандирует свои программнью Политическая. КПСС повседневно работает в массах, в тру довых коллективах,, налаживает взаимодействие с общест венными организациями, ’и движениями, борется на выборах за мандаты в органах' власти всех ступеней и при условии победы формирует соответствующие исполнительные орга ны, ведет парламентскую деятельность, вьшолняет свою пред выборную программу. Организаторская. КПСС проводит организаторскую работу для реализации своих программных установок ц решений. В кадровой работе парПпя отказьшается от формализма, но-- менклатурного подхода. Полномочия для принятия кадровых решений в органах государственной власти и управления принадлежат этим офганам, а в самой партии передаются от вышестоящих инстанций к партийным организациям, всем Е^оммзгнистам. В современных условиях возникла необходимость форми- роватБ в Советах всех уровней партийные фракции и меж партийные блоки, участвуя в которых коммунисты должны руководствоваться волей своих избирателей, программными целями КПСС. ' ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ ПАРТИИ Свою роль в обществе КПСС не сможет осуществлять без глубочайшей демократизации внутрипартийных отношений. КПСС решительно отвергает демократический централизм. . в том виде, как он сложился в условиях административно^ командной системы, жесткую централизацию, отстаивает де мократические принципы — выборность и сменяемость, глас- ; ность и отчетность, подчинение меньшинства большинству, право меньшинства отстаивать свои взгляды, в том числе в - партиЙ 1 п. 1 х органах массовой информации. Демократизация в партии предполагает участие всех ее : членов и структур в формировании политики КПСС посред ством общепартийных и региональных дискуссий,' референ думов; право отдельных коммунистов и групп выражать свои взгляды в платформах; коллективность й открытость в рабо- • те всех органов партии, свободу критики. Глубинная пере- ■ стройка внутрипартийных отношений и деятельности партии . направлена на обеспечение демократического единства рядов КПСС, предупреждение фракционного раскола. ^ Важньш фактором обновления КПСС является привлече ние в ее ряды свежих сил, омоложение кадрового состава партии. . Основа КПСС — первичные организации. Они самостоя тельно, с учетом конкретных условий, определяют задачи и формы деятельности, структуру и численность своих органов и аппарата, периодичность и порядок проведения собраний, политических акций, обладают окончательным правом при ема в КЦСС. Решения, принятые ими в рамках полномочий, предоставленных Уставом КПСС1, не подлежат отмене выше стоящими органами. Нуждается в коррективах территориально-производствен ный принцип строения партии. СохрЭняя партийные органи зации в производственных и других коллективах, необходи мо с учетом усилившегося значения предвыборной борьбы, которая ведется по месту жительства населения, сделать ак-, цент на развертывании сильных, деятельных первичных тер- , риториальных организаций. Член КПСС имеет право выбора первичной организации производственной, территориаль ной или той и другой,— в которой он будет вести работу. Обе спечивается свобода создания и деятельности горизонталь ных структур — партийных клубов, советов секретарей парт организаций и других объединений по целевым, профессио нальным и иным интересам. Съезд не считает правильным лишать коммунистов в ар мии, КГБ, МВД прав на членство в партии и создание пар тийных организаций, как и на другие формы политической деятельности. Однако эти организации должны быть отделе ны от государственно-административных, в том числе воен но-политических органов, осуществляющих морально-поли тическое воспитание личного состава Вооруженных Сил, МВД и КГБ. ' ■■; Съезд выступает 'за прямые, как правило, альтернативные, при тайном голосовании, со свободным выдвижением канди датов выборы секретарей партийных комитетов, делегатов на партийные форумы. Конкретный порядок выборов определя ется коммунистами. Демократичным должен стать и партийный контроль. Центральный, республиканские, краевые, областные, окружг ные, городские, районные контрольные органы избираются самостоятельно, не зависят от партийных комитетов и подот четны только избравшим их съездам и конференциям. Для решения поставленных задач выборный партийный орган в рамках бюджета формирует аппарат; выполняющий организационные и консультативные функции. Самостоятельность и единство. В процессе обновления Сою за ССР должна обеспечиваться самостоятельность компар тий союзных республик, диалектически сочетающаяся с единством партии на базе основополагающих программных и уставных принципов КПСС. Они разрабатывают собствен- - ные программные и нормативные документы, в соответствии с которыми сами решают политические, ^организационные, кадровые, издательские и финансово-хозяйственные вопро сы, проводят линию партии в сфере государственного ■строи тельства, социально-экономического и культурного развития республик,^ осуществляют связи с другими, в том числе с за рубежными, партиями и общественными движениями. Ру ководители компартий союзных республик входят в состав Политбюро ЦК КПСС. В случа'е несогласия с решением цент ральных руководящих органов партии ЦК Компартии рес- публики обладает „правом требовать обсуждения вопроса на Пленуме ЦК КПСС или объединенном Пленуме ЦК и ЦКК ПАРТИЯ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ КПСС стремится к сотрудничеству с движениями и орга низациями социалистической ориентации, диалогу и равно правному партнерству со всеми прогрессивными идейно-по- литическими| течениями. Партия готова к созданию с ними политических блоков; Члёны КПСС принимают участие в массовых движениях, действующих в рамках закона. Однако партия считает не допустимым! членство коммунистов в других партиях, а так же в организациях, пропагандирующих шовинизм, нацио нализм, расизм,, антасогдиалистические идеи. КПСС будет способствовать возрождению рабочего и кре стьянского движений, развитию общественной активности интеллигенции. КПСС приветствует обновление профсоюзов, поддержива ет их стремление активно действовать в интересах трудя щихся, защиты их прав и свобод. КПСС рассматривает комсомол как самостоятельную об щественно-политическую коммунистическую организацию молодежи, ожидает от нее непосредственного участия в раз работке и реализации политики партии. Партийные и ком сомольские организации должны научиться строить свои отношения как политические союзники. Следует с понима нием отнестись к возникновению новых молодежных орга низаций, содействовать формированию их социалистической , и общегуманистической направленности, воспитанию у мо лодежи чувства причастности к судьбе народа. КПСС наце ливает все свои организации на решительный поворот к про блемам молодежи. Это диктуется и интересами самой пар тии: без молодежи у нее нет будущего. Таковь( идейно-теоретические позиции и политические це ли КПСС, которыми должны руководствоваться коммуни сты, партийные организации и партийные органы в своей практической работе вплоть до принятия новой Программы КПСС. Съезд рассчитывает, что они будут поддержаны все ми демократическими силами страны, выступающими за пе рестройку, за обновление нашего общества.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz