Ленинское знамя. 1990 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1990 г. (г. Липецк)

Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 13 июля 1990 г., Л« 162 (18 759) Операция «Транспорт» „ФИРМА" ПРОТИВ.. КЛИЕНТА? Минул месяц с того дня, как «Ленинское знамя» объ­ явило о проведении на улицах и дорогах Липецка ком­ плексной операции «Транспорт». За это время корреспон­ денты газеты побывали во многих уголках города, позна­ комились с работой предприятий, непосредственно свя­ занных с организацией пассажирских перевозок в обла­ стном центре, встретились со специалистами и просто за- ' интересованнымн в этом деле людьми. Поездки и беседы позволили более обстоятельно и конкретно, как говорит­ ся, не на расстоянии, а вплотную ощутить весь клубок транспортных проблем. Работа эта еще не завершена. Впереди — ряд важных с нашей точки зрения, публика­ ций. Однако сегодня нам бы хотелось на время как бы вернуться в редакционные кабинеты и обратиться к чи­ тательским письмам. Затевая операцию «Транспорт», мы, безусловно, рас­ считывали на поддержку липчан, на почту. Она оказа­ лась обширной. И это лишнее подтвержденйе того, что газета затронула одну из больных тем. Сразу оговоримся, что многое, о чем пишут наши читатели, уже нашло свое отражение на газетной полосе. Это дублирование фактов убеждает нас в их типичности. Но есть письма, в кото­ рых авторы высвечивают совсем иные, порой неожидан­ ные аспекты изучаемых проблем. И этим подобные «сиг­ налы» читателей очень ценны. Свидетельства очевидцев, откровения измученных транспортной неразберихой лю­ дей непременно лягут в общую копилку фактов, вскры­ ваемых в ходе нашей операции. Вез них истинная кар­ тина будет неполной. Потому эта публикация и поя­ вилась в газете. К сожалению, привести здесь все посту­ пившие к нам письма не представляется возможным, да в этом, скорее всего, и нет необходимости. Мы отобрали наиболее интересные и характерные не только с факти­ ческой стороны, но и с точки зрения содержащихся в них конкретных предложений по улучшению транспорт­ ного обслуживания горожан. Итак, факты сообщают на­ ши читатели. ЗАЧЕМ НУЖНЫ ДИСПЕТЧЕРЫ? Давайте еще раз посмот» РИМ на проблемы транспор­ та глазами пассажиров и з а ­ дадим несколько вопросов. Например, таких: почему в определенные часы дня по­ долгу приходится ждать нужный автобус или трам­ вай? Почему часто можно видеть, как в одном направ­ лений друг за другом идут два, а иногда и больше, ав­ тобуса одного номера? По­ чему на конечных останов! ках скапливается транспорт, тогда как на линии его нет? Ответ напрашивается один: в городе плохо работает диспетчерская служба, ко­ торая обязана заниматься организацией движения, при­ чем, как мне кажется, вме­ сте с водительским составом. Только они могут видеть и знать пассажи 1 «ную напря­ женность в Липецке. Однако в работе диспетчерской служ­ бы четко просматривается беспечность, халатность, без^ ответственность. В стороне от решения этого вопроса стоит и транспортный отдел горисполкома. Однажды я поинтересовался, почему плохо работают автобусы 12- го маршрута. Ведь сейчас в сторону завода «Свободный сокол» едет очень много людей, здесь более четырех тысяч садоводческих уча­ стков. К тому же многоэтаж­ ными домами застраивается поселок совхоза «Липецкий». Что же мне ответили? При­ чина заключается в том, что на конечной остановке этого маршрута нет-де диспетчер­ ского пункта. Какая нераз­ решимая проблема! Спору нет, диспетчер на конечной нужен. Но ведь в городе нет порядка и там, где уже есть автопавильо­ ны. Почему, к примеру, с согласия диспетчера автобу­ сы на перерыв уходят не по графику, а одновременно? В результате на 3 0—40 ми­ нут парализуется движение на маршруте, Не так давно на конечной остановке ав- тоб\'са № 11 пассажиры ждали транспорт 30 минут. И не потому, что его не было — на площадке стоя­ ло шесть машин, а потому, что ни один водитель но собирался отправляться в рейс. Трое сидели в авто­ павильоне и играли в доми­ но. остальные весело бесе­ довали на улице. Чем зани­ мался в это время диспет­ чер —- непонятно. Лишь настойчивость пассажиров,, как говорится, «доконала» шоферов, и они разъеха- А бывает и такое: загля­ нешь в сшошечко к диспет­ черу -— там идет «работа», другого плана, женщина споро довязывает шарф ли­ бо блузку. Вроде при деле. Все это усугубляет и без того сложное положение на городском транспорте. По­ рой задаешь себе еще один вопрос: нужен ли в таком, случае диспетчер? Толку от него — никакого! С. БЕРЕЗИН . г. Липецк. «НУЖНО ч т о -т о ДРУГОЕ...» Прочитала в «Ленинском: знамени» материал «Где ты, «зеленый огонек»?» и не удержалась, чтобы не напи­ сать в газету. Одиннадцато.- го июня мы (я. муж и ма­ ленькая дочь) были на так назьшаемой стоянке такси у вокзала. Предстояла поездка в село Малей. Обратились к водителям, они установили сразу же жесткую «таксу» — тринадцать рублей! .Го­ ворю, что по счетчику набе< гает «пятерка», но мы за­ платим и за обратный путь, то есть 10 рублей. Думаете, согласились? Ни в какую! Тринадцать, и точна. Глав­ ное, такие довольные стоят: хочу — везу, х о ч у .— нет. Благо, тзгт подъехала еще одна машина. Посоветовали о катить ся к ее водителю, мол, «этот поедет». Спаси­ бо, что действительно не от­ казал, отвез, но, разумеется, за двойную цену. Мне за пять рублей нужно отрабо­ тать целый день, а у этих водителей,— час, и все в норме. Так что никакие де­ нежные наказания их не пугают. Здесь нужно что-то другое... Н. ПАРШЕВА. ПОЧЕМУ Я СТАНОВЛЮСЬ «ЛЬВОМ» Я работаю диспетчером автопавильона в районе но­ вого Центрального рьшка. Наш пункт расположен в значительном удалении от посадочных площадок пас­ сажирского транй 1 Ю|рта, и это накладывает на диспет­ черскую .работу особый нер­ возный отпечаток. Постара­ юсь пояснить,.почему. За все огрехи транспорта перед пас­ сажиром несем ответствен­ ность мы, диспетчеры. Что я могу сказать молодой ма ­ тери с ребенком на руках и с тяжелой сумкой, которая вынуждена тащиться в дис­ петчерскую, чтобы узнать, когда оитравится , очередной автобус? Или старушке, умо­ ляющей меня поторопить водителя на Суг^ю ЛуонуЧ Вот и стараемся сделать все возможное и невозмож­ ное, чтобы люди не страда­ ли. Но бывает всякое. При­ ходится превращаться в на ­ стоящего «льва», когда ра зъ ­ яренная толпа дачников вры­ вается в автопавильон в по­ исках «своей» правды. И их можно понять. Хотелось бы через газету (обращения непосредственно к своему начальству нужное го действия не возьшели) по­ просить руководство «Ли- пецкавтотранса» хотя бы на сотую долю облегчить наш труд. Мы просим немного: установить в диспетчерской громкоговорящую аппарату­ ру, чтобы иметь возмож­ ность хотя бы предупредить уставших и взвинченных пас­ сажиров о времени прибы­ тия необходимого им автобу­ са. Мне кажется, это помо­ жет делу. В. ШИКИНА, диспетчер. НА ВИДУ У ВСЕГО ГОРОДА Я работаю водителем троллейбуса четырнадцать лет и хорошо знаю, как «спрашивают» пассажиры, когда долго не подается транспорт. В этих случаях нас называют такими сло­ вами, что нарочно и приду­ мать нельзя. Выходит, что пассажир всегда прав? Вот ситуация: люди, сто­ ящие на остановке, зажда­ лись троллейбуса, изнерв­ ничались. Подходит тран­ спорт, начинается масса не­ довольств. А позвольте спросить, разве водитель — не человек? Он тоже уста­ ет и нервничает. Если он задержался, значит, что-то в пути случилось, машина цростояла вьшужденно. Уве­ рена, что тот, кто за рулем тоже переживал за сбой в движении. Ведь зарплата во дителя от простоя не увели чивается! Когда жалуются на тран­ спортников, то часто вспо­ минают о перестройке. Мол, не видно ее в пассажирских предприятиях. А мы, води­ тели, ее не видим и в самих горожанах. Много раз писа­ ли о безбилетниках, об и з ­ резанных сидениях, замусо­ ренных салонах и пр. Все это увеличивает убытки, в том числе и нашего пред­ приятия. Хорошего и плохого у нас хватает, впрочем, как и в любом другом трудовом кол­ лективе. Просто мы, тран­ спортники — на виду у всего города. И хочется по­ просить пассажиров — по­ могите нам! Давайте вместе наведем порядок на мар- щрутах нашего города. В. ГОНЧАРОВА, водитель троллейбуса. «СЕКРЕТЫ» ФИРМЫ Каждый год разговоры ведутся об одном и том же: население не удовлетворяет плохая, неритмичная работа ■ транспорта, грубое обраще­ ние с пассажирами, тран­ спортники в свою очередь сетуют на недостачу тран­ спортных средств, плохое их техническое состояние, бы­ товую и жилищную неустро­ енность, ■ низкую зарплату, безбилетных пассажиров и т. д„ и т. л. С ЭТИМ; пожа-. луй, нельзя не согласиться, хотя и у работников дру.- гйх профессий, тех же пас­ сажиров условия работы и быта, видимо, далеко не лучшие. Беда кроется, по-моему, в другом. Многие предприя­ тия страны, и в первую оче-' редь сферы обслуживания и торговли, разрабатывая свои правила и инструкции, отдают явное предпочтекие своей фирме, упуская глав­ ное назначение — лучше об­ служивать население, делать людям добро. Бот это и по­ рождает антагонизм между фирмой и потребителем. БдеСь-то и возникают взаи- моотнощения по принципу: каков привет — таков и ответ! Примеров тому более чем достаточно. Недавно мне довольно долго пришлось ожидать трамвай на остановке «Ул. Литаврина» в сторону «Спутника». И вдруг подо­ шел совершенна пустой с обозначением на лобовом стекле цифры 15. Маршрут новый, еще малоизвестный. Люди, постарше возрастом, устремились к передней две­ ри, Спрашивают у водителя: «Куда следует трамвай?» Водитель поворачивает голо­ ву в противоположную от пассажиров сторону, делая вид, что вопрос ее не каса­ ется. Подходят еще нес­ колько человек, задают тот же вопрос. Только тогда во­ дитель поворачивает голову, делает жест рукой в сторо­ ну задней двери и изрека­ ет: «Читать надо, там на­ писано!». Еще пример: в пути сле­ дования происходит внезап­ ная остановка — впереди стоит весь транспорт. Ка­ кая-то техническая неис­ правность. Водитель мол­ чит. Пассажиры в недоуме­ нии, обеспокоены, торопятся на работу, по другим делам. Как тут быть? В инструкции шедшего впереди транспор­ та должен встретить следу­ ющий за ним и сообщить причину остановки. А потом проинформировать пасса­ жиров. подсказать им, ' на какой транспорт пересесть. Много непонятного проис­ ходит на конечных пунктах городских маршрутов, осо­ бенно в вечерние часы и ь- выходные дни. Подолгу сто­ ят пассажиры, наблюдая, как то и дело отъезжают от дис­ петчерской автобусы или троллейбусы и, набирая ско­ рость, проносятся мимо ос­ тановки. Диспетчеры же и контролеры, работающие на транспорте, больше уделяют внимания «расправам» «ад безбилетньши , пассажира­ ми, но нисколько не контро­ лируют график движения и культуру обслуживания пас- -сажйров, Подобных приме ■ров можно приводить мно жество. Невозможно точно под считать материальные поте ри, которые несут трак •опортники по своей же ви не. Причина тому только од на — плохая работа с кад рами, низкая культура об служивания. В настоящее время довольно большая ка­ тегория людей пользуется правом бесплатного проезда, Еще большая группа—безби­ летников — и это факт! Кроме того, транспортники несут немалые накла)щые расходы (печатание абоне­ ментов, их учет, подсчет вы ­ ручки, оплата контролеров и распространителей тало­ нов, ремонт и установка касс и компостеров и т. д.) Пока рациональный вариант организации пассажирских перевозок не найден. Жи­ тели города многое могли бы подсказать. Но с ними давно перестали советовать^ ся и прислушиваться к их мнению. Проводившиеся не­ когда руководителями пред-, приятий сферы обслужива­ ния конференции с жителя­ ми города теперь забыты. Не потому ли, что планово- финансовый показатель зат­ мил все остальное? Выруч­ ка взяла верх! Решать транспортные про­ блемы надо постоянно. Вряд ли грубые методы здесь могут принести успех. Хоть раз в год, но нужно выхо­ дить на откровенный разго вор с населением. 'Успех об щения между людьми опре деляется уровнем их куль туры. Только так можно по бедить любое зло. И роль «фирмы» здесь главенствующая! В, МОГИЛЕВСКИЙ, На этом можно и ограничиться. Информация, почерп­ нутая из читательских писем, дорисовывает общую кар­ тину положения дел на транспорте. Скороговоркой мо­ жем добавить, что крайне неритмично работают автобусы , одиннадцатого маршрута (об этом в редакцию сообщил наш давний нештатный автор В. Шебеко), а «пятерку» в интервале между восемью и одиннадцатью часами дня вообще нельзя обнаружить в районе поселка тракторо­ строителей (указывает В. Кузнецов). Письма продолжа­ ют приходить, сообщая о все новых и новых фактах бе­ зобразий на транспорте. Мы, конечно, будем использо­ вать их в нашей дальнейшей работе. Сообщаем также, что к операции «Транспорт» подключились и депутаты областного Совета, члены комиссии по промышленности, транспорту и связи. Поэтому письма с жалобами и пред­ ложениями можно направлять непосредственно в облис- Вы просили рассказать ...ПОЧЕМУ АВТОБУСЫ. ХОДЯТ ПУСТЫМИ «Неужели невозможно покончить с пустопорожним про­ гоном автобусов, особенно ведомственных, в условиях нехватки общественного транспорта?» ДИз письма в редакцию). И в самом деле: неужели невозможно? С этим вопро­ сом мы обратились к старшему инженеру отдела пасса­ жирского транспорта Липецкого горисполкома В. М. ПО­ НОМАРЕВУ. И вот что он ответил: т—■А вы могли бы заста­ вить людей работать бес­ платно? Я это к тому, что водителям ведомственных автобусов совершенно невы­ годно заниматься перевоз, кой пассажиров. С рубля вы­ ручки в оплату им идет всего лишь три копейки. Ну, а то, что в таких авто­ бусах билеты обьино почти никто не берет, вы сами зна­ ете. Народу, особенно в ча­ сы «пик», полно набивает­ ся, а в кассе пусто... Пробовали мы принимать меры. Года два назад, пом­ ню, решили усилить кон­ троль на линиях. На отдель­ ных участках буквально принуждали водителей де- ,'шть остановки. забирать людей. Но толку-то что — ведь каждый день не насто­ ишься, да и кто стоять бу­ дет? Словом, ничего из на­ шей затеи не получилось: чуть только контроль сняли,, все тут же пошло по-преж­ нему. И другие меры ни-; каких результатов не дали. Мы и номера с автобусов снимали, и удостоверения у шоферов отбирали, и ру­ ководителей критиковали... Что еще можно сделать? В итоге' принятое горис­ полкомом решение об ис­ пользовании ведомственных автобусов так и осталось не- вьшолненньш. И лично я главную причину вижу как раз в том, что у водителей нет материальной заинтере­ сованности. Их совсем не прельщают мизерные сборы с попутных перевозок да лишние хлопоты. Отнюдь не желанны они в качестве «по­ мощников» и для пассажир­ ских автоколонн — там сво­ им шоферам хотят дать з а ­ работать. Вот и получается: люди в ожидании транспор­ та стоят на остановках, а пустые автобусы мчат ми­ мо. Захочет шофщр —- оста­ новится, а не захочет... Тут только на совесть его при­ ходится полагаться. Окажу, кстати, что' не у нас одних такая проблема. В других областях то же самое, так что опыт пере^ нять не у кого.. Одно ясно: если была бы какая-то воз­ можность материально сти­ мулировать, водителей, вса обстояло бы по--«ному. Но у Советов средств на это нет. А каких-то других рычагов воздействия мы пока не ви- ОТ РЕДАКЦИИ. Итак, безвыходная ситуация? Су­ дя по ответу, да. Однако тут же возникает новый вопрос: а так ли уж настойчиво ис< кали этот выход? Неужели и впрямь решение пробле­ мы зависит только от того, что пассажиры «не берут билеты»? С таким утвержде­ нием, может, скоро и вооб- ще-то никаких автобусов на линии выпускать не будут... Разговор этот не нов. Не однажды наболевшая тема поднималась и на страницах нашей газеты. Свои точки зрения высказывали водите­ ли и пассажиры, хозяйствен­ ники и советские работники. Обмен мнениями не казался пустым: всякий раз брезжи­ ла надежда, что вот теперь уже, досконально изучив си­ туацию и убедившись в ее нелепости, стороны совмест­ но найдут решение. Увы, это так и осталось благим по­ желанием. По-прежнему на полной скорости минуют ос­ тановки пустые автобусы. По-прежнему, и в дождь, и в холод, глядят им вслед толпы отчаявшихся пасса­ жиров. Среди них, как он сам признался, нередко ока­ зывается и наш нынешний собеседник — и тоже него­ дует, возмущается. И стыд­ ливо вспоминает принятое горисполкомом ' решение. Так будет ли оно, наконец, выполняться? В первую оче­ редь это все ,же зависит от самого исполкома, от орга­ нов Советской власти: даже при том, что они еще не по­ лучили всех рычагов управ­ ления, у них достаточно пол­ номочий для того, чтобы воз­ действовать на водителей и руководителей организаций. Их надо только использо­ вать по-настоящему, а не на словах, озаботившись проб­ лемами пассажирских Пере­ возок. Может, что-то полезное для решения вопроса пред­ ложат и наши читатели. Мы ждем ваших писем. Информируем ЗАПЧАСТИ ЗА... ВИНОГРАД Производственное объфхйне- нне «Липецкий тракторный завод» совершенствует свои экономические связи. Напри­ мер, широко стали использо­ ваться бартерные сделки. Од­ на из них Заключена е Кара­ кумским производственно-аг­ рарным объединением Таджш- партнерам запасные части к тракторам, а те, в свою оче­ редь, снабжать липчан фрук тами и овощами. Часть товаров, предусмот ренных сделкой, уже получе ‘на. Это — персики, помидоры лук, варенье. Несколько поз­ же планируется доставка ви­ нограда, арбузов... Дары юга, получаемые в об­ мен на запасные части, мож­ но отведать в столовых, на базе отдыха, в пионерском ла- е, ЮДИН- В ГОСТИ-В «СОСНОВУЮ ГОРУ» База отдыха «Сосновая го­ ра» производственного объеди­ нения «Липецкстройиндуст- рия» завоевывает все большую популярность. Только за ми-) нувшие субботу-воскресенье здесь отдохнули 150 человек. Причем льготными путевками воспользовались и члены семей работников стройиндустрии. В году В вдмнатах ба­ зы отдыха появились малень­ кие цветные телевизоры, в кор­ пусах — новые диваны. На­ мыт удобный пляж, действу­ ет лодочная станция, установ­ лен киоск для продажи воды и мороженого. Рядом со ста­ рой русской банькой заверша­ ется строительство новой, с бассейном. Г. ДУЁРА|ЙН.А, Сельский фоторепортаж ОЧЕММЕЧТАЕТ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ Наверное, впервые с нача­ ла лета селяне вздохнули спокойно — полоса беско­ нечных дождей сменилась теплой содаечной погодой. Пошла в рост кукуруза, ста­ ли наливаться хлеба и, ко­ нечно, на уборке сена дела пойдут веселее. С .председа­ телем лебедянского колхоза «Искра Ленина» С. Н. Ду! дареным обходим валки многолетних трав, которые начали косить еще неделю назад. Но как ни старались механизаторы ворошить и переворачивать сено, высу-' шить его не удавалось. А за­ ложить сырое — значит по­ губить его. Так в прошлом году чуть не потеряли весь душистый корм: только по­ ставили скирды, и хлынул дождь. Бее село вышло в поле: раскидали сено, про­ сушили и опять в скирды. Только тем и спасли. Но все же немало сена пропало в тюках. Поэтому в этом году, хоть и сроки поджима­ ли. решили не спешить. И не прогадали. Последний раз пройдут грабли Н. И. Болдырева, и под тепльш июльским солн­ цем и ветром окошенные травы будут полностью го­ товы. А лидер прошлогод­ ней уборки хлебов Н. А. Федоров уже завел свой трактор с копнителем. — 'Уверен, что в этом го­ ду будем с кормами, — го­ ворит С. Н. Дударев. —- За два дня сено 5^ерем и поставим скирды. На случай дождей у нас имеется уста­ новка Яринудительного вен­ тилирования. Большие на­ дежды на второй укос, кото­ рый скоро начнем? формиро­ вать. Так что вместо 470 тонн сена рассчитываем взять 640 тонн. Что касается оперативных дел, тут председатель чув­ ствует, себя уверенно. Но как только речь заходит о перспективах, мрачнеет. Три года назад приняв отстаю­ щее хозяйство, вде надои были по 1700 килограммов молока от коровы, он сде -1 лал немало. Укрепил кадры, подтянул дисциплину. На­ дои во!эросли на тысячу ки­ лограммов, поднялась уро­ жайность, лучше стало с кормами. Своими силами обходится колхоз во время Уборки хлебов и прополки свеклы. Но знает Сергей Николаевич, что сделать можно было намного больше, если бы не то что помогали, а хотя бы не мешали рабо-! тать самостоятельно. Веять те же корма. Структура по­ севных площадей, казалось бы, должна складываться с учетом мясо-молочного на­ правления хозяйства. Под те же травы председатель, будь его воля, отвел бы вдаое больше земли. Но ви­ сит еще над ним дамокло­ вым мечом план-заказ на зерно и по-прежнему слы­ шен указующий голос свер­ ху, предписывающий, сколь­ ко и чего нуж>но сеять. И никуда не денешься. Адми­ нистративно-приказная си­ стема еще сильна... Убеждаться в этом моло­ дому председателю приходи­ лось не раз. Сейчас для не­ го главная забота — строи­ тельство жилья. В этой пя­ тилетке на пенсию уйдут 38 человек — золотой фонд колхоза. Кем их заменить? Уже сейчас стоит АВМ , — некому работать. Вот и при­ ходится Дудареву после ра­ бочего дня собирать специа­ листов и самим гнать вита­ минку... Люди в хозяйство идут охотао, чуть ли не каждый день приезжают желающие. Жилье, естественно, просят. Но за последаие пятнадцать лет подрядчики не построи­ ли здесь ни одного объекта. Дома приходится возводить хозспос<^м. И строили бы в хозяйстве не по три дома, как сейчас, а гораздо боль­ ше, если бы были кирпич, цемент, доски... По фондам же дают столько, что и ца один домик не хватит. В хо же время в других хозяйст­ вах район строит активно, только вот пустует новое жилье, приходит в негод­ ность, потому что новоселов не могут найти. Во всех инстанциях Дуда реву обычно совету рот : «Про­ являй социалистическую ини­ циативу и предприимчи­ вость», И он проявлял, к примеру, т цемедтом отпра­ вился на цемзавод. Там в духе времени запросили... двух коров.. Делать нечего, посовещавшись, забили пару буренок и отправили в Ли­ пецк. А на заводе выдвину­ ли новое требование: «Ку­ пим мясо только по рублю семьдесят за килограмм». Пришлось и на это согла­ ситься. В конце концов при­ шел в колхоз цемент и во­ зобновилось строительство. А вскоре ревизоры задали председателю резонный воп­ рос, почему мясо было про­ дано ниже государственной цены? Пришлось ему воз­ местить разницу из ^своего кармана. История вторая. Рядом с селом проходит газопровод. Удалось ^!^удареву через ле ­ бедянского депутата в Вер­ ховном Совете страны полу­ чить разрешение подсоеди­ ниться к газовой нитке. Де­ ло встало за .малым — нес­ колькими километрами груб. Долгие поиски увенчались успехом. В Москве .предло­ жили товар, но опять же с условием — часть его до.лж- на быть оплачена наличны­ ми. Снова собралось правле­ ние: семь тысяч рублей — деньги для колхоза неболь­ шие, почему не дать? Но в этот раз Сергей Николаевич решил посоветоваться со - старшими, более опытными товарищами. И услышал от­ вет бывалых людей: «Плати, если 8 тюрьму торопишься». Действительно, по допотоп­ ным законам колхоз налич­ ными может потратить не более ста рублей. Вот и вся самостоятельность. Кто же выиграл в результате? Село осталось без газа, председа­ тель постиг простую истину: инициатива у нас наказуе- Немало проблем мы обсу­ дили с Сергеем Николаеви­ чем на Залитом солнцем и пахнущем разнотравьем по­ ле. Есть 8 хозяйстве, конеч­ но. и отрадные перемены. Члены арендного звена по откорму телочек ШЛ.УЧИли в прошлом году по 12 .тысяч рублей. И в этом году де­ ла у них Идут на славу. О таких заработках на селе раньше и не мечтали. Поба­ ивались сначала люди арен­ ды, не верили, что могут им выплатить такие день­ ги. Зато теперь произошел психологический перелом — от желающих взяться за аренду отбоя нет. Правда, в растениеводстве дело хуже, звенья, занятые на отдель­ ных культурах, оказались малоэффективны. Нужно создавать коллективы, рабо­ тающие на полном севообо­ роте. Кроме того, в колхо­ зе решили перевести на арендные отношения все под­ разделения хозяйства, что также должно повысить эф­ фективность производства. Сейчас вряд ли кто ска­ жет, по какому пути будет развиваться хозяйство. То ли возобладают новые фор­ мы организации .труда, то ли останутся старые, проверен­ ные. Но в одном уверен председатель: любое дело зачахнет, если почтрежнему водить сельчан на коротком поводке административной опеки. Пока * мы рассуждали о проблемах села, валки ду­ шистого сена подсохли и два копнителя принялись за дело. Поде стало покрывать­ ся аккуратными маковками копен. Природа все же сми­ лостивилась над земледель­ цами, и, по всей ведимости, будет заготовлено отличное сено. Если бы и админист­ ративная система также пош­ ла навстречу сельчанам... И. СИЗОВ. НА СНИМКАХ: (сверху вниз): в поле — механиза­ тор Н. И. Болдырев; лидер страды Н. А. Федоров; идет копиеяие сена. Фото А, ЩУРОВА,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz