Ленинское знамя. 1990 г. (г. Липецк)
Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 13 июля 1990 г., Л« 162 (18 759) Операция «Транспорт» „ФИРМА" ПРОТИВ.. КЛИЕНТА? Минул месяц с того дня, как «Ленинское знамя» объ явило о проведении на улицах и дорогах Липецка ком плексной операции «Транспорт». За это время корреспон денты газеты побывали во многих уголках города, позна комились с работой предприятий, непосредственно свя занных с организацией пассажирских перевозок в обла стном центре, встретились со специалистами и просто за- ' интересованнымн в этом деле людьми. Поездки и беседы позволили более обстоятельно и конкретно, как говорит ся, не на расстоянии, а вплотную ощутить весь клубок транспортных проблем. Работа эта еще не завершена. Впереди — ряд важных с нашей точки зрения, публика ций. Однако сегодня нам бы хотелось на время как бы вернуться в редакционные кабинеты и обратиться к чи тательским письмам. Затевая операцию «Транспорт», мы, безусловно, рас считывали на поддержку липчан, на почту. Она оказа лась обширной. И это лишнее подтвержденйе того, что газета затронула одну из больных тем. Сразу оговоримся, что многое, о чем пишут наши читатели, уже нашло свое отражение на газетной полосе. Это дублирование фактов убеждает нас в их типичности. Но есть письма, в кото рых авторы высвечивают совсем иные, порой неожидан ные аспекты изучаемых проблем. И этим подобные «сиг налы» читателей очень ценны. Свидетельства очевидцев, откровения измученных транспортной неразберихой лю дей непременно лягут в общую копилку фактов, вскры ваемых в ходе нашей операции. Вез них истинная кар тина будет неполной. Потому эта публикация и поя вилась в газете. К сожалению, привести здесь все посту пившие к нам письма не представляется возможным, да в этом, скорее всего, и нет необходимости. Мы отобрали наиболее интересные и характерные не только с факти ческой стороны, но и с точки зрения содержащихся в них конкретных предложений по улучшению транспорт ного обслуживания горожан. Итак, факты сообщают на ши читатели. ЗАЧЕМ НУЖНЫ ДИСПЕТЧЕРЫ? Давайте еще раз посмот» РИМ на проблемы транспор та глазами пассажиров и з а дадим несколько вопросов. Например, таких: почему в определенные часы дня по долгу приходится ждать нужный автобус или трам вай? Почему часто можно видеть, как в одном направ лений друг за другом идут два, а иногда и больше, ав тобуса одного номера? По чему на конечных останов! ках скапливается транспорт, тогда как на линии его нет? Ответ напрашивается один: в городе плохо работает диспетчерская служба, ко торая обязана заниматься организацией движения, при чем, как мне кажется, вме сте с водительским составом. Только они могут видеть и знать пассажи 1 «ную напря женность в Липецке. Однако в работе диспетчерской служ бы четко просматривается беспечность, халатность, без^ ответственность. В стороне от решения этого вопроса стоит и транспортный отдел горисполкома. Однажды я поинтересовался, почему плохо работают автобусы 12- го маршрута. Ведь сейчас в сторону завода «Свободный сокол» едет очень много людей, здесь более четырех тысяч садоводческих уча стков. К тому же многоэтаж ными домами застраивается поселок совхоза «Липецкий». Что же мне ответили? При чина заключается в том, что на конечной остановке этого маршрута нет-де диспетчер ского пункта. Какая нераз решимая проблема! Спору нет, диспетчер на конечной нужен. Но ведь в городе нет порядка и там, где уже есть автопавильо ны. Почему, к примеру, с согласия диспетчера автобу сы на перерыв уходят не по графику, а одновременно? В результате на 3 0—40 ми нут парализуется движение на маршруте, Не так давно на конечной остановке ав- тоб\'са № 11 пассажиры ждали транспорт 30 минут. И не потому, что его не было — на площадке стоя ло шесть машин, а потому, что ни один водитель но собирался отправляться в рейс. Трое сидели в авто павильоне и играли в доми но. остальные весело бесе довали на улице. Чем зани мался в это время диспет чер —- непонятно. Лишь настойчивость пассажиров,, как говорится, «доконала» шоферов, и они разъеха- А бывает и такое: загля нешь в сшошечко к диспет черу -— там идет «работа», другого плана, женщина споро довязывает шарф ли бо блузку. Вроде при деле. Все это усугубляет и без того сложное положение на городском транспорте. По рой задаешь себе еще один вопрос: нужен ли в таком, случае диспетчер? Толку от него — никакого! С. БЕРЕЗИН . г. Липецк. «НУЖНО ч т о -т о ДРУГОЕ...» Прочитала в «Ленинском: знамени» материал «Где ты, «зеленый огонек»?» и не удержалась, чтобы не напи сать в газету. Одиннадцато.- го июня мы (я. муж и ма ленькая дочь) были на так назьшаемой стоянке такси у вокзала. Предстояла поездка в село Малей. Обратились к водителям, они установили сразу же жесткую «таксу» — тринадцать рублей! .Го ворю, что по счетчику набе< гает «пятерка», но мы за платим и за обратный путь, то есть 10 рублей. Думаете, согласились? Ни в какую! Тринадцать, и точна. Глав ное, такие довольные стоят: хочу — везу, х о ч у .— нет. Благо, тзгт подъехала еще одна машина. Посоветовали о катить ся к ее водителю, мол, «этот поедет». Спаси бо, что действительно не от казал, отвез, но, разумеется, за двойную цену. Мне за пять рублей нужно отрабо тать целый день, а у этих водителей,— час, и все в норме. Так что никакие де нежные наказания их не пугают. Здесь нужно что-то другое... Н. ПАРШЕВА. ПОЧЕМУ Я СТАНОВЛЮСЬ «ЛЬВОМ» Я работаю диспетчером автопавильона в районе но вого Центрального рьшка. Наш пункт расположен в значительном удалении от посадочных площадок пас сажирского транй 1 Ю|рта, и это накладывает на диспет черскую .работу особый нер возный отпечаток. Постара юсь пояснить,.почему. За все огрехи транспорта перед пас сажиром несем ответствен ность мы, диспетчеры. Что я могу сказать молодой ма тери с ребенком на руках и с тяжелой сумкой, которая вынуждена тащиться в дис петчерскую, чтобы узнать, когда оитравится , очередной автобус? Или старушке, умо ляющей меня поторопить водителя на Суг^ю ЛуонуЧ Вот и стараемся сделать все возможное и невозмож ное, чтобы люди не страда ли. Но бывает всякое. При ходится превращаться в на стоящего «льва», когда ра зъ яренная толпа дачников вры вается в автопавильон в по исках «своей» правды. И их можно понять. Хотелось бы через газету (обращения непосредственно к своему начальству нужное го действия не возьшели) по просить руководство «Ли- пецкавтотранса» хотя бы на сотую долю облегчить наш труд. Мы просим немного: установить в диспетчерской громкоговорящую аппарату ру, чтобы иметь возмож ность хотя бы предупредить уставших и взвинченных пас сажиров о времени прибы тия необходимого им автобу са. Мне кажется, это помо жет делу. В. ШИКИНА, диспетчер. НА ВИДУ У ВСЕГО ГОРОДА Я работаю водителем троллейбуса четырнадцать лет и хорошо знаю, как «спрашивают» пассажиры, когда долго не подается транспорт. В этих случаях нас называют такими сло вами, что нарочно и приду мать нельзя. Выходит, что пассажир всегда прав? Вот ситуация: люди, сто ящие на остановке, зажда лись троллейбуса, изнерв ничались. Подходит тран спорт, начинается масса не довольств. А позвольте спросить, разве водитель — не человек? Он тоже уста ет и нервничает. Если он задержался, значит, что-то в пути случилось, машина цростояла вьшужденно. Уве рена, что тот, кто за рулем тоже переживал за сбой в движении. Ведь зарплата во дителя от простоя не увели чивается! Когда жалуются на тран спортников, то часто вспо минают о перестройке. Мол, не видно ее в пассажирских предприятиях. А мы, води тели, ее не видим и в самих горожанах. Много раз писа ли о безбилетниках, об и з резанных сидениях, замусо ренных салонах и пр. Все это увеличивает убытки, в том числе и нашего пред приятия. Хорошего и плохого у нас хватает, впрочем, как и в любом другом трудовом кол лективе. Просто мы, тран спортники — на виду у всего города. И хочется по просить пассажиров — по могите нам! Давайте вместе наведем порядок на мар- щрутах нашего города. В. ГОНЧАРОВА, водитель троллейбуса. «СЕКРЕТЫ» ФИРМЫ Каждый год разговоры ведутся об одном и том же: население не удовлетворяет плохая, неритмичная работа ■ транспорта, грубое обраще ние с пассажирами, тран спортники в свою очередь сетуют на недостачу тран спортных средств, плохое их техническое состояние, бы товую и жилищную неустро енность, ■ низкую зарплату, безбилетных пассажиров и т. д„ и т. л. С ЭТИМ; пожа-. луй, нельзя не согласиться, хотя и у работников дру.- гйх профессий, тех же пас сажиров условия работы и быта, видимо, далеко не лучшие. Беда кроется, по-моему, в другом. Многие предприя тия страны, и в первую оче-' редь сферы обслуживания и торговли, разрабатывая свои правила и инструкции, отдают явное предпочтекие своей фирме, упуская глав ное назначение — лучше об служивать население, делать людям добро. Бот это и по рождает антагонизм между фирмой и потребителем. БдеСь-то и возникают взаи- моотнощения по принципу: каков привет — таков и ответ! Примеров тому более чем достаточно. Недавно мне довольно долго пришлось ожидать трамвай на остановке «Ул. Литаврина» в сторону «Спутника». И вдруг подо шел совершенна пустой с обозначением на лобовом стекле цифры 15. Маршрут новый, еще малоизвестный. Люди, постарше возрастом, устремились к передней две ри, Спрашивают у водителя: «Куда следует трамвай?» Водитель поворачивает голо ву в противоположную от пассажиров сторону, делая вид, что вопрос ее не каса ется. Подходят еще нес колько человек, задают тот же вопрос. Только тогда во дитель поворачивает голову, делает жест рукой в сторо ну задней двери и изрека ет: «Читать надо, там на писано!». Еще пример: в пути сле дования происходит внезап ная остановка — впереди стоит весь транспорт. Ка кая-то техническая неис правность. Водитель мол чит. Пассажиры в недоуме нии, обеспокоены, торопятся на работу, по другим делам. Как тут быть? В инструкции шедшего впереди транспор та должен встретить следу ющий за ним и сообщить причину остановки. А потом проинформировать пасса жиров. подсказать им, ' на какой транспорт пересесть. Много непонятного проис ходит на конечных пунктах городских маршрутов, осо бенно в вечерние часы и ь- выходные дни. Подолгу сто ят пассажиры, наблюдая, как то и дело отъезжают от дис петчерской автобусы или троллейбусы и, набирая ско рость, проносятся мимо ос тановки. Диспетчеры же и контролеры, работающие на транспорте, больше уделяют внимания «расправам» «ад безбилетньши , пассажира ми, но нисколько не контро лируют график движения и культуру обслуживания пас- -сажйров, Подобных приме ■ров можно приводить мно жество. Невозможно точно под считать материальные поте ри, которые несут трак •опортники по своей же ви не. Причина тому только од на — плохая работа с кад рами, низкая культура об служивания. В настоящее время довольно большая ка тегория людей пользуется правом бесплатного проезда, Еще большая группа—безби летников — и это факт! Кроме того, транспортники несут немалые накла)щые расходы (печатание абоне ментов, их учет, подсчет вы ручки, оплата контролеров и распространителей тало нов, ремонт и установка касс и компостеров и т. д.) Пока рациональный вариант организации пассажирских перевозок не найден. Жи тели города многое могли бы подсказать. Но с ними давно перестали советовать^ ся и прислушиваться к их мнению. Проводившиеся не когда руководителями пред-, приятий сферы обслужива ния конференции с жителя ми города теперь забыты. Не потому ли, что планово- финансовый показатель зат мил все остальное? Выруч ка взяла верх! Решать транспортные про блемы надо постоянно. Вряд ли грубые методы здесь могут принести успех. Хоть раз в год, но нужно выхо дить на откровенный разго вор с населением. 'Успех об щения между людьми опре деляется уровнем их куль туры. Только так можно по бедить любое зло. И роль «фирмы» здесь главенствующая! В, МОГИЛЕВСКИЙ, На этом можно и ограничиться. Информация, почерп нутая из читательских писем, дорисовывает общую кар тину положения дел на транспорте. Скороговоркой мо жем добавить, что крайне неритмично работают автобусы , одиннадцатого маршрута (об этом в редакцию сообщил наш давний нештатный автор В. Шебеко), а «пятерку» в интервале между восемью и одиннадцатью часами дня вообще нельзя обнаружить в районе поселка тракторо строителей (указывает В. Кузнецов). Письма продолжа ют приходить, сообщая о все новых и новых фактах бе зобразий на транспорте. Мы, конечно, будем использо вать их в нашей дальнейшей работе. Сообщаем также, что к операции «Транспорт» подключились и депутаты областного Совета, члены комиссии по промышленности, транспорту и связи. Поэтому письма с жалобами и пред ложениями можно направлять непосредственно в облис- Вы просили рассказать ...ПОЧЕМУ АВТОБУСЫ. ХОДЯТ ПУСТЫМИ «Неужели невозможно покончить с пустопорожним про гоном автобусов, особенно ведомственных, в условиях нехватки общественного транспорта?» ДИз письма в редакцию). И в самом деле: неужели невозможно? С этим вопро сом мы обратились к старшему инженеру отдела пасса жирского транспорта Липецкого горисполкома В. М. ПО НОМАРЕВУ. И вот что он ответил: т—■А вы могли бы заста вить людей работать бес платно? Я это к тому, что водителям ведомственных автобусов совершенно невы годно заниматься перевоз, кой пассажиров. С рубля вы ручки в оплату им идет всего лишь три копейки. Ну, а то, что в таких авто бусах билеты обьино почти никто не берет, вы сами зна ете. Народу, особенно в ча сы «пик», полно набивает ся, а в кассе пусто... Пробовали мы принимать меры. Года два назад, пом ню, решили усилить кон троль на линиях. На отдель ных участках буквально принуждали водителей де- ,'шть остановки. забирать людей. Но толку-то что — ведь каждый день не насто ишься, да и кто стоять бу дет? Словом, ничего из на шей затеи не получилось: чуть только контроль сняли,, все тут же пошло по-преж нему. И другие меры ни-; каких результатов не дали. Мы и номера с автобусов снимали, и удостоверения у шоферов отбирали, и ру ководителей критиковали... Что еще можно сделать? В итоге' принятое горис полкомом решение об ис пользовании ведомственных автобусов так и осталось не- вьшолненньш. И лично я главную причину вижу как раз в том, что у водителей нет материальной заинтере сованности. Их совсем не прельщают мизерные сборы с попутных перевозок да лишние хлопоты. Отнюдь не желанны они в качестве «по мощников» и для пассажир ских автоколонн — там сво им шоферам хотят дать з а работать. Вот и получается: люди в ожидании транспор та стоят на остановках, а пустые автобусы мчат ми мо. Захочет шофщр —- оста новится, а не захочет... Тут только на совесть его при ходится полагаться. Окажу, кстати, что' не у нас одних такая проблема. В других областях то же самое, так что опыт пере^ нять не у кого.. Одно ясно: если была бы какая-то воз можность материально сти мулировать, водителей, вса обстояло бы по--«ному. Но у Советов средств на это нет. А каких-то других рычагов воздействия мы пока не ви- ОТ РЕДАКЦИИ. Итак, безвыходная ситуация? Су дя по ответу, да. Однако тут же возникает новый вопрос: а так ли уж настойчиво ис< кали этот выход? Неужели и впрямь решение пробле мы зависит только от того, что пассажиры «не берут билеты»? С таким утвержде нием, может, скоро и вооб- ще-то никаких автобусов на линии выпускать не будут... Разговор этот не нов. Не однажды наболевшая тема поднималась и на страницах нашей газеты. Свои точки зрения высказывали водите ли и пассажиры, хозяйствен ники и советские работники. Обмен мнениями не казался пустым: всякий раз брезжи ла надежда, что вот теперь уже, досконально изучив си туацию и убедившись в ее нелепости, стороны совмест но найдут решение. Увы, это так и осталось благим по желанием. По-прежнему на полной скорости минуют ос тановки пустые автобусы. По-прежнему, и в дождь, и в холод, глядят им вслед толпы отчаявшихся пасса жиров. Среди них, как он сам признался, нередко ока зывается и наш нынешний собеседник — и тоже него дует, возмущается. И стыд ливо вспоминает принятое горисполкомом ' решение. Так будет ли оно, наконец, выполняться? В первую оче редь это все ,же зависит от самого исполкома, от орга нов Советской власти: даже при том, что они еще не по лучили всех рычагов управ ления, у них достаточно пол номочий для того, чтобы воз действовать на водителей и руководителей организаций. Их надо только использо вать по-настоящему, а не на словах, озаботившись проб лемами пассажирских Пере возок. Может, что-то полезное для решения вопроса пред ложат и наши читатели. Мы ждем ваших писем. Информируем ЗАПЧАСТИ ЗА... ВИНОГРАД Производственное объфхйне- нне «Липецкий тракторный завод» совершенствует свои экономические связи. Напри мер, широко стали использо ваться бартерные сделки. Од на из них Заключена е Кара кумским производственно-аг рарным объединением Таджш- партнерам запасные части к тракторам, а те, в свою оче редь, снабжать липчан фрук тами и овощами. Часть товаров, предусмот ренных сделкой, уже получе ‘на. Это — персики, помидоры лук, варенье. Несколько поз же планируется доставка ви нограда, арбузов... Дары юга, получаемые в об мен на запасные части, мож но отведать в столовых, на базе отдыха, в пионерском ла- е, ЮДИН- В ГОСТИ-В «СОСНОВУЮ ГОРУ» База отдыха «Сосновая го ра» производственного объеди нения «Липецкстройиндуст- рия» завоевывает все большую популярность. Только за ми-) нувшие субботу-воскресенье здесь отдохнули 150 человек. Причем льготными путевками воспользовались и члены семей работников стройиндустрии. В году В вдмнатах ба зы отдыха появились малень кие цветные телевизоры, в кор пусах — новые диваны. На мыт удобный пляж, действу ет лодочная станция, установ лен киоск для продажи воды и мороженого. Рядом со ста рой русской банькой заверша ется строительство новой, с бассейном. Г. ДУЁРА|ЙН.А, Сельский фоторепортаж ОЧЕММЕЧТАЕТ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ Наверное, впервые с нача ла лета селяне вздохнули спокойно — полоса беско нечных дождей сменилась теплой содаечной погодой. Пошла в рост кукуруза, ста ли наливаться хлеба и, ко нечно, на уборке сена дела пойдут веселее. С .председа телем лебедянского колхоза «Искра Ленина» С. Н. Ду! дареным обходим валки многолетних трав, которые начали косить еще неделю назад. Но как ни старались механизаторы ворошить и переворачивать сено, высу-' шить его не удавалось. А за ложить сырое — значит по губить его. Так в прошлом году чуть не потеряли весь душистый корм: только по ставили скирды, и хлынул дождь. Бее село вышло в поле: раскидали сено, про сушили и опять в скирды. Только тем и спасли. Но все же немало сена пропало в тюках. Поэтому в этом году, хоть и сроки поджима ли. решили не спешить. И не прогадали. Последний раз пройдут грабли Н. И. Болдырева, и под тепльш июльским солн цем и ветром окошенные травы будут полностью го товы. А лидер прошлогод ней уборки хлебов Н. А. Федоров уже завел свой трактор с копнителем. — 'Уверен, что в этом го ду будем с кормами, — го ворит С. Н. Дударев. —- За два дня сено 5^ерем и поставим скирды. На случай дождей у нас имеется уста новка Яринудительного вен тилирования. Большие на дежды на второй укос, кото рый скоро начнем? формиро вать. Так что вместо 470 тонн сена рассчитываем взять 640 тонн. Что касается оперативных дел, тут председатель чув ствует, себя уверенно. Но как только речь заходит о перспективах, мрачнеет. Три года назад приняв отстаю щее хозяйство, вде надои были по 1700 килограммов молока от коровы, он сде -1 лал немало. Укрепил кадры, подтянул дисциплину. На дои во!эросли на тысячу ки лограммов, поднялась уро жайность, лучше стало с кормами. Своими силами обходится колхоз во время Уборки хлебов и прополки свеклы. Но знает Сергей Николаевич, что сделать можно было намного больше, если бы не то что помогали, а хотя бы не мешали рабо-! тать самостоятельно. Веять те же корма. Структура по севных площадей, казалось бы, должна складываться с учетом мясо-молочного на правления хозяйства. Под те же травы председатель, будь его воля, отвел бы вдаое больше земли. Но ви сит еще над ним дамокло вым мечом план-заказ на зерно и по-прежнему слы шен указующий голос свер ху, предписывающий, сколь ко и чего нуж>но сеять. И никуда не денешься. Адми нистративно-приказная си стема еще сильна... Убеждаться в этом моло дому председателю приходи лось не раз. Сейчас для не го главная забота — строи тельство жилья. В этой пя тилетке на пенсию уйдут 38 человек — золотой фонд колхоза. Кем их заменить? Уже сейчас стоит АВМ , — некому работать. Вот и при ходится Дудареву после ра бочего дня собирать специа листов и самим гнать вита минку... Люди в хозяйство идут охотао, чуть ли не каждый день приезжают желающие. Жилье, естественно, просят. Но за последаие пятнадцать лет подрядчики не построи ли здесь ни одного объекта. Дома приходится возводить хозспос<^м. И строили бы в хозяйстве не по три дома, как сейчас, а гораздо боль ше, если бы были кирпич, цемент, доски... По фондам же дают столько, что и ца один домик не хватит. В хо же время в других хозяйст вах район строит активно, только вот пустует новое жилье, приходит в негод ность, потому что новоселов не могут найти. Во всех инстанциях Дуда реву обычно совету рот : «Про являй социалистическую ини циативу и предприимчи вость», И он проявлял, к примеру, т цемедтом отпра вился на цемзавод. Там в духе времени запросили... двух коров.. Делать нечего, посовещавшись, забили пару буренок и отправили в Ли пецк. А на заводе выдвину ли новое требование: «Ку пим мясо только по рублю семьдесят за килограмм». Пришлось и на это согла ситься. В конце концов при шел в колхоз цемент и во зобновилось строительство. А вскоре ревизоры задали председателю резонный воп рос, почему мясо было про дано ниже государственной цены? Пришлось ему воз местить разницу из ^своего кармана. История вторая. Рядом с селом проходит газопровод. Удалось ^!^удареву через ле бедянского депутата в Вер ховном Совете страны полу чить разрешение подсоеди ниться к газовой нитке. Де ло встало за .малым — нес колькими километрами груб. Долгие поиски увенчались успехом. В Москве .предло жили товар, но опять же с условием — часть его до.лж- на быть оплачена наличны ми. Снова собралось правле ние: семь тысяч рублей — деньги для колхоза неболь шие, почему не дать? Но в этот раз Сергей Николаевич решил посоветоваться со - старшими, более опытными товарищами. И услышал от вет бывалых людей: «Плати, если 8 тюрьму торопишься». Действительно, по допотоп ным законам колхоз налич ными может потратить не более ста рублей. Вот и вся самостоятельность. Кто же выиграл в результате? Село осталось без газа, председа тель постиг простую истину: инициатива у нас наказуе- Немало проблем мы обсу дили с Сергеем Николаеви чем на Залитом солнцем и пахнущем разнотравьем по ле. Есть 8 хозяйстве, конеч но. и отрадные перемены. Члены арендного звена по откорму телочек ШЛ.УЧИли в прошлом году по 12 .тысяч рублей. И в этом году де ла у них Идут на славу. О таких заработках на селе раньше и не мечтали. Поба ивались сначала люди арен ды, не верили, что могут им выплатить такие день ги. Зато теперь произошел психологический перелом — от желающих взяться за аренду отбоя нет. Правда, в растениеводстве дело хуже, звенья, занятые на отдель ных культурах, оказались малоэффективны. Нужно создавать коллективы, рабо тающие на полном севообо роте. Кроме того, в колхо зе решили перевести на арендные отношения все под разделения хозяйства, что также должно повысить эф фективность производства. Сейчас вряд ли кто ска жет, по какому пути будет развиваться хозяйство. То ли возобладают новые фор мы организации .труда, то ли останутся старые, проверен ные. Но в одном уверен председатель: любое дело зачахнет, если почтрежнему водить сельчан на коротком поводке административной опеки. Пока * мы рассуждали о проблемах села, валки ду шистого сена подсохли и два копнителя принялись за дело. Поде стало покрывать ся аккуратными маковками копен. Природа все же сми лостивилась над земледель цами, и, по всей ведимости, будет заготовлено отличное сено. Если бы и админист ративная система также пош ла навстречу сельчанам... И. СИЗОВ. НА СНИМКАХ: (сверху вниз): в поле — механиза тор Н. И. Болдырев; лидер страды Н. А. Федоров; идет копиеяие сена. Фото А, ЩУРОВА,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz